В своем докладе отец Георгий рассказал об успехах миссии Африканского экзархата и о том, почему Русская Православная Церковь и православная вера вызывают большой интерес у африканцев.
Содержание
- Газета «Суть времени»
- РПЦ может повести за собой весь православный мир — Фонд стратегической культуры
- РПЦ образовала Патриарший Экзархат Африки
- Синод африканской Александрийской церкви "лишил сана" главу Патриаршего экзархата Африки
- Александрийский патриархат пригрозил наказанием тем в Африке, кто перейдет в экзархат РПЦ
- РПЦ может повести за собой весь православный мир — Фонд стратегической культуры
Новости патриархии
В Западнокенийском благочинии Южно-Африканской епархии священнослужители, перешедшие в недавно образованный Патриарший экзархат Русской православной церкви, совершили вместе с русскими священниками первую божественную литургию. Русская православная церковь с 2019 по 2021 год терпеливо ждала, что патриарх Феодор II изменит свое неканоническое решение. На прошедшем вчера заседании Синода РПЦ было принято решение образовать Патриарший Экзархат Африки и принять в юрисдикцию РПЦ более ста клириков Александрийского Патриархата. 29 декабря 2021 года Синод Русской православной церкви принял решение о принятии 102 священнослужителей Александрийского патриархата из восьми африканских стран в юрисдикцию Московского патриархата, а также создал Патриарший экзархат Африки,[6]. Синод РПЦ постановил "констатировать невозможность дальнейшего отказа клирикам Александрийской Православной Церкви, подавшим соответствующие прошения, в принятии их под омофор Московского Патриархата". Священный синод РПЦ 29 декабря 2021 года принял решение о создании патриаршего экзархата Африки с двумя епархиями в его составе: Северо-Африканской и Южно-Африканской.
В РПЦ не считают присоединение африканских приходов ее вторжением в Африку
На состоявшемся в рамках саммита пленарном заседании Экономического и гуманитарного форума Россия — Африка, которое возглавил Президент Российской Федерации В. Путин, Предстоятель Русской Православной Церкви выступил с докладом, посвященным актуальным вопросам российско-африканских отношений и миссии Русской Православной Церкви на Африканском континенте. В тот же день Святейший Патриарх Кирилл посетил стенд Патриаршего экзархата Африки, организованный на площадке саммита.
Храмовый комплекс включает, помимо храма, несколько дополнительных помещений для приходских нужд. По словам митрополита, Храм Всех святых на Кулишках в Москве станет административным центром Патриаршего экзархата Африки.
Митрополит Леонид считает также, что в ближайшее время в юрисдикцию Московского патриархата перейдет еще сто священнослужителей Александрийской церкви. Нам пишут сотни и тысячи людей с пожеланиями скорейшей встречи на Африканском континенте», — сказал он. Зампред синодального отдела по взаимоотношениям церкви с обществом и СМИ Московского патриархата Вахтанг Кипшидзе назвал основной причиной перехода желание священников Александрийской церкви «находиться в канонической связи с Русской православной церковью». Директор Правозащитного центра Всемирного русского народного собора ВРНС , религиовед Роман Силантьев добавляет, что проблемы с Александрийским патриархатом начались после гибели в сентябре 2004 года всей делегации этой церкви, направлявшейся на Святую гору Афон на военном вертолете, который потерпел крушение.
Помимо занятий теологией сейчас он активно посещает русские церкви и монастыри. Мне особенно запомнился монастырь, где находятся мощи святой Матроны. По его словам, благодаря трудам митрополита Леонида, "все у нас в Нигерии складывается хорошо". Люди, желающие стать монахами, могут поехать в Россию и увидеть настоящую монашескую жизнь и среду. Начинают разрешаться фундаментальные проблемы с богословским образованием.
В некоторых приходах, по его словам, не соблюдались каноны, не читались христианские книги, а от священников можно было услышать слова, которые "иначе как богохульством не назовешь". Но не по их еретическому настрою, а по неграмотности. С приходом Русской православной церкви можно надеяться на высокую духовную культуру, настоящую образованность, жизнь по канонам, и с правильными обрядами. Помимо диакона Даниила, в Санкт-Петербурге изучают богословие еще три студента из Нигерии, которые собираются потом вернуться на родину с приобретенном здесь опытом жизни в православной вере. По словам митрополита Леонида, уже прибыли 6 африканских слушателей богословских курсов.
На Мадагаскаре намечается первая монашеская женская община. Ее пока единственная монахиня проходит послушание в Московском Рождественско-Богородицком монастыре. Говорит, что полюбила Россию, набирается опыта, и готова устанавливать монашескую жизнь на православном Африканском континенте. Он также делится своими добрыми впечатлениями от посещения Московской духовной академии и считает самым важным для Африки "акцент на образовании". Африка как новая православная молодость Самое большое впечатление на пресс-конференции, подводящей итоги миссионерской работы Русской православной церкви в Африке, на меня произвели темнокожие африканские священнослужители - отец Захария и отец Даниил.
Это невероятное ощущение, может быть, самое сильное на Земле, когда человек другого языка, другой культуры, другой страны, другого цвета кожи, вдруг очевидно становится тебе - в чем-то главном - своим. Это "свое" задано им христианством, православием. Теперь уже и русским православием.
Корреспонденту «Комсомолки» удалось увидеть макет будущего религиозного комплекса на 4 га одними из первых. Проект будет представлять собой храм на 400 человек, резиденцию экзарха, дом-причту и гостиницу для паломников. К строительству церкви планируется приступить уже в следующем году.
Синод РПЦ постановил образовать Патриарший экзархат Африки
Как сообщает «РИА Новости», поводом для этого стало якобы незаконное присутствие РПЦ в зоне ответственности африканской церкви. Речь идет об открытии патриаршего экзархата Африки, который РПЦ образовала в конце прошлого года. Архиереи Патриаршего Экзархата Юго-Восточной Азии сослужили Патриарху Кириллу за Божественной Литургией в храме Христа Спасителя в пятнадцатую годовщину интронизации Предстоятеля Русской Православной Церкви. На прошедшем вчера заседании Синода РПЦ было принято решение образовать Патриарший Экзархат Африки и принять в юрисдикцию РПЦ более ста клириков Александрийского Патриархата. Патриарший экзархат Африки образован решением Священного Синода Русской Православной Церкви от 29 декабря 2021 года (журнал № 100) в составе Северо-Африканской и Южно-Африканской епархий. Сегодня в составе клира Патриаршего экзархата Африки 192 священнослужителя, десятки тысяч прихожан.
Митрополит Леонид (Горбачев): взлет и падение
Как сообщает «РИА Новости», поводом для этого стало якобы незаконное присутствие РПЦ в зоне ответственности африканской церкви. Речь идет об открытии патриаршего экзархата Африки, который РПЦ образовала в конце прошлого года. Патриарший экзархат Африки начал 2024 год с самого масштабного выезда священнослужителей Русской Православной Церкви в разные страны африканского континента. Сегодня в составе клира Патриаршего экзархата Африки 192 священнослужителя, десятки тысяч прихожан. Препятствия для работы с Африканским экзархатом Русской православной церкви отсутствуют, заявил председатель Высшего исламского совета Уганды, верховный муфтий страны Шабан Рамадан Мубадже, сообщает 14 февраля РИА новости. Как сообщает «РИА Новости», поводом для этого стало якобы незаконное присутствие РПЦ в зоне ответственности африканской церкви. Речь идет об открытии патриаршего экзархата Африки, который РПЦ образовала в конце прошлого года.
Еще ряд священников желают перейти в Русскую Православную Церковь
Архиереи Патриаршего Экзархата Юго-Восточной Азии сослужили Патриарху Кириллу за Божественной Литургией в храме Христа Спасителя в пятнадцатую годовщину интронизации Предстоятеля Русской Православной Церкви. Патриарший экзархат Африки начал 2024 год с самого масштабного выезда священнослужителей Русской православной церкви в разные страны африканского континента. В начале марта глава экзархата Африки Русской православной церкви епископ Зарайский Константин впервые совершил таинство крещения на африканской земле.
«Русская Православная Церковь пришла в Африку навсегда»
Ни о каких остановках и переформатировании речи быть не может. Мы будем только усиливаться, расширяться и укрепляться», — заключил митрополит Леонид. Патриаршим экзархом Африки был назначен митрополит Клинский Леонид Горбачев.
В 2011-2012 году Кирилл Говорун был проректором Общецерковной аспирантуры и докторантуры, которую возглавлял Иларион. При этом даже утратив пост главы ОВЦС, Иларион сохранил доверие патриарха Кирилла и на Архиерейском совещании в нынешнем году выступил с докладом о деятельности Константинопольского патриархата. Телеграм-канал «Политправ» прямо писал об архимандрите Кирилле, что «все его канонические нарушения прикрывались митрополитом Иларионом Алфеевым , занимавшим должность руководителя ОВЦС. Он был заинтересован в Говоруне в первую очередь потому, что последний активно выстраивал диалог между Православием и католичеством». Конфликт между митрополитом Леонидом и архимандритом Кириллом приобрел крайне эмоциональный и межличностный характер. В результате митрополит Леонид в августе 2023 года направил обращение на имя патриарха Кирилла с просьбой о рассмотрении в церковном суде РПЦ дела заштатного клирика Московской епархии архимандрита Кирилла Говоруна в связи с его «совместным служением с украинскими раскольниками» и «деструктивную деятельность по подрыву Православия». Нет друзья, есть! И эти есть - перед нашими глазами. Весь легион, включающий в себя людей разных специальностей, статусов, чинов и званий.
И сейчас, когда мы все боремся за будущее, поддерживаем наших воинов на полях военных действий, надо понимать, что враг внутри не менее опасен и мерзок. И если его не победить и не вычистить «авгиевы конюшни», то дальше будет очень сложно. И прежде чем перейти к площадке, где все эти борцы выступают, очень хочется задать вопрос своему коллеге, викарию Патриаршего Экзарха Европы, епископу Кафскому Петру. Владыка, Вы в курсе чем занимается Ваш клирик в свободное от службы время а судя по публикациям и гастролями его у него много , занимается давно и поступательно? Тогда же он перепечатал сообщение другого телеграм-канала с критикой епископа Петра и протоиерея Андрея Кордочкина , завершавшееся риторическим вопросом «Так вы всё еще хотите чистить «авгиевы конюшни» Московской Патриархии? Другого выхода нет. Много всего накопилось. А когда говорят, что мол надо было по-тихому, между собой решить. Зачем выносить сор из избы.
Невозможно и бесполезно говорить. Разговоры «между собой» эффекта не имеют. Но я всегда предварительно разговариваю с коллегами, оппонентами и т. Советуюсь, прошу, объясняю, привожу факты. Но если это не работает - приходится выносить в общественную плоскость. И нынешнего экзарха Западной Европы, митрополита Нестора Сиротенко , непосредственного начальника епископа Петра Прутяну — в хиротонии последнего в 2022 году участвовали и Антоний, и Нестор. Вообще вмешательство в дела другого экзархата или епархии является крайне необычным в любой церкви — и никак не поощряемым священноначалием, которое не уполномочило митрополита «чистить авгиевы конюшни». Отставка Похоже, что в первой половине 2023 года митрополит Леонид чувствовал себя уверенно, но в конце августа ситуация полностью изменилась. Или вы считаете, что такое возможно или применительно к определённой категории граждан!?
Так вот, скажу вам - НЕТ! Сюжет про «службу, не дающую добро», был связан с уверенностью митрополита, что у его подопечных возникли проблемы с таможней отсюда аллюзия с «Белым солнцем пустыни». Когда выяснилось, что речь идет о другой службе, то митрополит отредактировал пост заменив таможню на пограничников , но оставил эмоциональную критику. Но разобраться стоит. На следующий день митрополит Леонид указом патриарха Кирилла был отстранен от должности настоятеля храма Всех Святых на Кулишках. После этого он перестал публиковать в своем телеграм-канале политизированные посты, сконцентрировавшись на освещении деятельности экзархата, что не предотвратило отставки. Доказательств, что проблемы митрополита связаны с фактором Пригожина, нет, но они действительно начались после пригожинского марша. Впрочем, если интересы «Вагнера» связаны с государствами бывшей французской Африки, то для Леонида были приоритетны англоязычные страны, в которых активно присутствует Александрийский патриархат хотя экзархат активно действует и на Мадагаскаре, ранее бывшем колонией Франции. Таким образом проблемы митрополита Леонида могли носить и церковный, и светский характер.
Его отставка не повлияла на судьбу архимандрита Кирилла Говоруна и протоиерея Андрей Кордочкина — первый 25 сентября запрещен в служении с перспективой лишения сана епархиальным судом Московской епархии, второй только что ушел за штат Испано-Португальской епархии.
Патриарший экзархат Африки оказал гуманитарную помощь православным верующим в Республике Конго 2 ноября 2022 Патриарший экзархат Африки оказал гуманитарную помощь православным верующим в Республике Конго 30 октября 2022 года, в Неделю 20-ю по Пятидесятнице, в здании Российского центра науки и культуры в столице Республики Конго городе Браззавиле была совершена Божественная литургия, которую возглавил председатель миссионерского отдела Патриаршего экзархата Африки иерей Георгий Максимов. За богослужением, которое совершалось на церковнославянском и французском языках, молились православные конголезцы, сотрудники российского посольства и проживающие в стране граждане России. По окончании Литургии отец Георгий передал духовенству Патриаршего экзархата гуманитарную помощь для нуждающихся православных конголезцев.
Московская Патриархия неоднократно указывала на дружеские отношения с Ватиканом, однако болезненно реагировала на его действия в области церковной унии и открытия униатских приходов на территории РПЦ. Так, еще в 2005 году Патриарх Алексий II Редигер недвусмысленно обозначал красную линию: «Сотрудничество с Римско-Католической Церковью должно протекать, исключая все формы прозелитизма, которые осуществлялись в последнее время». Похожее правило действовало и в отношении клириков «мирового православия». В РПЦ их принимали только после получения отпускной грамоты со стороны церковных властей. Надо отметить, что эти аргументы «канонических территорий» и «отпускных грамот» новообрядческие миссионеры часто использовали и в антистарообрядческой полемике. Так, митрополит Амвросий Попович восстановивший старообрядческую Белокриницкую иерархию — прим. Московский митрополит Филарет Дроздов 1783—1867 гг. Священнослужители Парижской Архиепископии перешли в Московский Патриархат без канонического свидетельства в виде отпускных грамот от Константинопольского патриархата, которому ранее подчинялись. Эти события прокомментировал известный старообрядческий священник Глеб Бобков : «Синодальная Церковь многие десятилетия вещала, что нельзя было принимать митрополита Амвросия без отпускной грамоты. И что нельзя принимать беглых священников от Синодальной Церкви без отпускной грамоты — и тут они сами принимают группу клириков без отпускных грамот. Севастьянов: «Деяния Синода Русской Церкви 7 октября сего года показывают, что такая грамота не всегда необходима, главное — консенсус принимающей церкви. Таким образом, последний вопрос к Белокриницкой иерархии отпал сам собой». Принятие же африканских приходов в лоно РПЦ показало, что случай с Парижской Архиепископией — это не отдельный казус, а уже устойчивая церковно-каноническая тенденция. Африканские территории не были ничьими: православное население Африки входит в зону юрисдикции «братской церкви» Александрийской патриархии. У этой церкви на Африканском континенте 29 епархий и шесть монастырей. Храм РПЦ в Кении Подобную ситуацию, по старым принципам, нельзя назвать иначе, как церковное вторжение. Именно так, например, в РПЦ рассуждали, когда Константинопольский патриархат 22 февраля 1996 установил свою юрисдикцию над частью приходов Эстонии, поддержав создание автономной православной церкви Эстонской Митрополии. Об этом сообщила «Российская газета». В храме святого великомученика Пантелеимона селения Эбуаянгу собрались 24 африканских священника Русской Православной Церкви из районов Какамега и Вихига. Вместе с иереем Георгием Максимовым ими была соборно отслужена литургия на новом антиминсе Русской Православной Церкви. Очевидцы утверждают, что священникам, перешедшим из Александрийской в Русскую православную церковь, сейчас не всегда есть где служить литургию, но экзархат будет сначала арендовать храмы так же, как арендует часть храмов и Александрийский патриархат — прим. Митрополит отметил, что в Александрийской церкви остались богослужебные сосуды и антиминсы. Священники РПЦ в Кении В обоснование своего решения РПЦ прямо говорит, что оно стало следствием того, что Александрийский патриарх признал Православную церковь Украины ПЦУ , созданную в январе 2019 года, поэтому Московская патриархия имеет право открывать свои приходы на территории этого континента. Митрополит Илларион в интервью программе «Церковь и мир» заявил: «Мы не можем теперь отказать клирикам Александрийского патриархата, которые не хотят мириться с его антиканоническими действиями». Александрийский патриарх Феодор II Недорогое православие Подлинная причина, по которой Московская Патриархия начала активную прозелитическую деятельность на африканском континенте, очевидна. Это желание показать «кузькину мать» Константинопольскому, Александрийскому патриархату, а также другим Церквам так называемого вселенского православия, которые признали автокефалию Украинской Православной Церкви. Заодно предупредить всех колеблющихся. Создать в Африке экзархат или открыть новый независимый приход вовсе не сложно. Александрийский патриархат и вообще африканские христианские деноминации имеют рыхлую структуру без жесткой вертикали власти.
Верховный муфтий Уганды заявил, что нет препятствий экзархату РПЦ в Африке
Очевидцы утверждают, что священникам, перешедшим из Александрийской в Русскую православную церковь, сейчас не всегда есть где служить литургию, но экзархат будет сначала арендовать храмы так же, как арендует часть храмов и Александрийский патриархат — прим. Митрополит отметил, что в Александрийской церкви остались богослужебные сосуды и антиминсы. Священники РПЦ в Кении В обоснование своего решения РПЦ прямо говорит, что оно стало следствием того, что Александрийский патриарх признал Православную церковь Украины ПЦУ , созданную в январе 2019 года, поэтому Московская патриархия имеет право открывать свои приходы на территории этого континента. Митрополит Илларион в интервью программе «Церковь и мир» заявил: «Мы не можем теперь отказать клирикам Александрийского патриархата, которые не хотят мириться с его антиканоническими действиями». Александрийский патриарх Феодор II Недорогое православие Подлинная причина, по которой Московская Патриархия начала активную прозелитическую деятельность на африканском континенте, очевидна. Это желание показать «кузькину мать» Константинопольскому, Александрийскому патриархату, а также другим Церквам так называемого вселенского православия, которые признали автокефалию Украинской Православной Церкви. Заодно предупредить всех колеблющихся. Создать в Африке экзархат или открыть новый независимый приход вовсе не сложно.
Александрийский патриархат и вообще африканские христианские деноминации имеют рыхлую структуру без жесткой вертикали власти. Религиозное законодательство многих территорий не предполагает жесткую привязку общин к религиозным центрам. Не так важен вопрос и церковной недвижимости. В России, например, чтобы построить храмовое здание необходимы десятки разрешений от властей и централизованных религиозных организаций, а также крупные суммы на строительство капитального здания с проведением всего комплекса коммуникаций. В Африке достаточно построить вагончик из фанеры, и вот тебе храм. За отопление и канализацию платить не надо. Все общины достаточно бедные и, как показывает опыт, для их поддержания достаточно совсем небольших финансовых пожертвований со стороны потенциальных благотворителей.
Это выгодно отличает ситуацию от греческого Афона. В его монастыри российские православные предприниматели вложили десятки миллиардов, а какой-либо лояльности по отношению к российским церковно-политическим интересам добиться так и не смогли. Положение упрощается еще и тем, что многие африканские священнослужители избираются в своей местности и зависят от своих прихожан несравненно в большей степени, нежели чем от далеких епископов. Также в африканских общинах традиционно сильны разного рода антиэкуменические настроения. Многие приходы, разорвав отношения с Александрийским патриархатом, находятся в «свободном плавании» или присоединяются к так называемым старостильникам. В любом случае, альтернативная церковная деятельность в Африке имеет несравнимо более осязаемые перспективы, чем подобные инициативы в той же Греции, Израиле или Турции. Типичный храм в Африке.
На фото прихожане из племени масаи Это показывает пока неудачный опыт заигрывания Русской Православной Церкви с Турецкой Православной Церковью альтернативная миноритарная конфессия в Турции — прим. Представители политического православия поддерживают и эти попытки. Религиовед Роман Силантьев заявил, что проведение служб священниками РПЦ в Турции стало ожидаемой реакцией на действия Константинополя: «Соотношение верующих не в пользу Константинополя: я полагаю, как минимум 4 к 1, в русские приходы пойдут представители другие православных народов». Но дело тут не в количестве прихожан и народов, а в том, что правительства этих государств, в отличие от африканских стран, гораздо более ревностно относятся к попыткам любого религиозного вторжения на свою территорию и тем более строительства альтернативных структур. Старообрядческое направление Интересная ситуация сложилась с христианской общиной Уганды, нашедшей свое пристанище в юрисдикции Русской Православной старообрядческой Церкви, когда в 2013 г. Священник Иоаким Киимба с супругой в Никольском храме Москвы На этот раз причиной события стали экуменические устремления Александрийского Патриархата. Община во имя свв.
Гости свидетельствовали свое почтение Русской Православной Церкви и благодарность Священноначалию за внимание к духовным нуждам своих чад. Большинство жителей ничего не знало о традиции монашества в православной вере и почли за честь, что мать Матрона стала первой монахиней среди их соотечественниц. Позднее монахиня Матрона выступила на молодежном форуме, собравшем на приходе преподобного Стилиана в селе Сигинваи духовенство и прихожан благочиния Нанди.
Она рассказала о практике приходского благочестия Русской Православной Церкви.
В своем докладе отец Георгий рассказал об успехах миссии Африканского экзархата и о том, почему Русская Православная Церковь и православная вера вызывают большой интерес у африканцев.
Sereti M. The Ukrainian Autocephaly and its Consequences. Gorbachev L. Patriarchal Exarchate of Africa. Rules of the Council of Antioch 341. Maximov G.
About the Alexandrian Church: modern realities. History and law: the search for the optimal combination M.