Все́волод Эми́льевич Мейерхо́льд (при рождении Карл Казимир Теодор Майерхольд; нем. Karl Kasimir Theodor Meyerhold, впоследствии Мейерхольд-Райх; 28 января [9 февраля] 1874. В конце 80-х гг. прошлого века на заре перестройки вдруг в печати стало к месту и не к месту склоняться имя Всеволода Мейерхольда. 9 февраля исполняется 150 лет со дня рождения актера, режиссера, театрального деятеля Всеволода Мейерхольда. Мейерхольд Всеволод Эмильевич - театральный режиссёр, актёр и педагог д.р. 9.2.1874 г.,10.01.2014.
Фортуна доктора Дапертутто. Всеволод Мейерхольд
Великий русский театральный режиссер Всеволод Мейерхольд родился 9 февраля 1874 года, 145 лет тому назад, в Пензе, в крепкой и богатой немецкой семье. В.Э. Мейерхольда расстреляют после неправедного суда 2 февраля 1940 г. как агента немецкой, японской, латвийской и прочих разведок. Мейерхольд, Всеволод — А. Я. Головин. Портрет режиссёра В. Э. Мейерхольда (1917) Всеволод Эмильевич Мейерхольд (28 января (9 февраля) 1874, Пенза — 2 февраля 1940, Москва) — русский режиссёр и актёр, народный артист Республики (1923). Всеволод Мейерхольд вступил в его труппу и за первые четыре сезона сыграл 18 ролей!
Фортуна доктора Дапертутто. Всеволод Мейерхольд
Родился в обрусевшей немецкой семье владельца водочного завода Эмилия Федоровича Мейерхольда и его жены Альвины Даниловны (урожденной Неезе). Режиссёр и актёр Всеволод Мейерхольд родился 9 февраля 1874 года. Всеволод Мейерхольд, урожденный Карл Казимир Теодор Мейерхольд, родился в Пензе 9 февраля [О.С. 28 января] 1874 года в семье российско-немецкого винодела Фридриха Эмиля Мейерхольда и его жены из прибалтийской Германии Альвины Даниловны. Родился в обрусевшей немецкой семье владельца водочного завода Эмилия Федоровича Мейерхольда и его жены Альвины Даниловны (урожденной Неезе). Всеволод Эмильевич Мейерхольд — чем известен, биография, творческие достижения — РУВИКИ: Интернет-энциклопедия.
Всеволод Мейерхольд и Зинаида Райх
Теоретик и практик театрального гротеска, автор программы «Театральный Октябрь» и создатель актёрской системы, получившей название «биомеханика». Карл Казимир Теодор Майергольд был восьмым ребёнком в лютеранской немецкой семье винозаводчика Эмилия Федоровича Майергольда ум.
В театре своего имени в окружении учеников и соратников Мейерхольд ставит самые известные свои спектакли — «Великодушный рогоносец», «Земля дыбом», «Д. Некоторые из них идут сотни раз, из сезона в сезон. Возмущение по поводу «искажения классики» Мейерхольд принимает как комплимент, никакой угрозы он не слышит. Всеволод Мейерхольд и Зинаида Райх на похоронах Сергея Есенина, 1925 Мейерхольд везде, его ругают, хвалят, на него рисуют карикатуры. В конце спектаклей молодежь в зале скандирует его фамилию, вызывая режиссера на сцену.
К его 55-летию, в 1929-м, в издательстве Academia выходит роскошный двухтомник театроведа Николая Волкова: «Мейерхольд». До закрытия театра остается девять лет, до окончательного исчезновения самого Мейерхольда — десять. За это время пройдут волны арестов, публичных процессов, показательных приговоров, расстрелов. Появится метод социалистического реализма и охраняющая его свора. Мейерхольду чем дальше, тем более ясно будут давать понять, что он — не часть нового канона. И тем не менее невозможно отменить неотменяемое.
Самые резкие повороты в истории театра, самые яркие находки, самые громкие успехи и скандалы первых 35 лет ХХ века — это все был Мейерхольд. Исчезновение Мейерхольда арестовали 20 июня 1939 года. Его театр к тому времени уже не существовал — он был ликвидирован приказом комитета по делам искусств при Совнаркоме СССР от 7 января 1938 года. Но даже опальный и лишенный театра он оставался фигурой заметной: Константин Станиславский пригласил его в свою Оперную студию — после смерти Станиславского Мейерхольд эту студию возглавил и оставался ее руководителем вплоть до ареста. Есть обоснованное предположение, что Мейерхольда не трогали, пока Станиславский был жив, в иерархии сталинского СССР это покровительство что-то значило. Через три недели после ареста мужа погибла жена Мейерхольда, актриса Зинаида Райх,— по неподтвержденной версии, она была убита сотрудниками НКВД.
После этого в квартиру Мейерхольдов в Брюсовом переулке заселились два человека из аппарата Берии. Всеволод Мейерхольд и Зинаида Райх, 1930 Конец его жизни был чудовищен, чудовищность эта зафиксирована документально — материалы следственного дела Всеволода Мейерхольда сохранились и изданы. Документы следственного дела В. Мейерхольда», изданной в 2022 году, собрано все то, что до этого десятилетиями публиковалось обрывками,— протоколы допросов, покаянные письма, следственные справки. Страницы, свидетельствующие о боли и страхе, которые ему причиняли все эти месяцы перед расстрелом. Боль и страх заливают собою все, отменяют логику и смысл, порождая гротеск возводимой на себя — и на других — напраслины.
Японский шпион, троцкист, враг народа, буржуазный выродок — все это уже неважно, Мейерхольд на все согласен, лишь бы получить передышку от побоев и издевательств. Повторять не вредно, а в некоторых случаях — обязательно: невозможно соизмерять свой ужас перед варварством и насилием с гениальностью или известностью жертвы. В истории сталинских репрессий нет и не может быть никакого особенного счетчика, никакого специального тарифа для Мейерхольда, Хармса, Мандельштама, Вавилова. То, что с ними произошло, не должно было произойти ни с одним человеком. Ни со стрелочником, ни с инженером, ни с дворником. А случилось с сотнями тысяч.
Историки до сих пор спорят, почему Станиславский так и не решился открыть Студию. С Товариществом новой драмы Мейерхольд продолжил эксперименты в провинции. В 1906 он принял преложение В. Комиссаржевской возглавить Театр на Офицерской в Петербурге. За год — 13 постановок. Каждая следующая не похожа на предыдущую, да и вообще ни на что доселе виденное не похожа. В «Жизни Человека» Л. Андреева была разработана изощренная световая партитура. Не успев явить миру чудо русского символистского театра, Мейерхольд уже в «Балаганчике» А. Блока посмеялся над ним и над собой.
Идея Блока высмеять мистику, возродить и обновить приемы итальянской комедии дель арте во многом определила дальнейшие пути исканий Мейерхольда. Назвав «Сестру Беатрису», «Жизнь Человека» и «Балаганчик» режиссерскими шедеврами, Комиссаржевская-актриса не находила удовлетворения в работе с режиссером и в 1907 предложила ему оставить ее театр. Императорские театры и подвалы кабаре Пока Мейерхольд работал у Комиссаржевской, целая армия карикатуристов оттачивала на нем свои перья. Его спектакли неизменно сопровождались скандалом в прессе. В 1908 директор Императорских театров В. Теляковский пригласил Мейерхольда к себе: «Должно быть, человек интересный, если все ругают». В Императорских театрах Мейерхольд вместе с художником А. Головиным реализовал программу театрального традиционализма, предполагавшую использование и переосмысление исторического опыта мирового театра, применение метода стилизации с целью обновления старинных сценических форм. Островского 1916 , «Маскарад» М. Лермонтова 1917 — в Александринском театре, где наряду с классикой Мейерхольд ставил и современные пьесы: «Живой труп» Л.
Толстого 1911 , «Заложники жизни» Ф. Сологуба 1912 , «Зеленое кольцо» З. Гиппиус 1915 и др. Новаторские оперные спектакли в Мариинском театре — «Тристан и Изольда» Р. Вагнера 1909 , «Орфей» К. Глюка 1911 , «Каменный гость» А. Даргомыжского 1917 — имели огромный успех. А когда двух императорских сцен показалось мало, в Петербурге объявился таинственный персонаж — Доктор Дапертутто. Свой псевдоним итал. Затевал кабаретные театры — «Лукоморье», «Дом интермедий», экспериментировал в «Привале комедиантов», открыл собственную студию, в балете М.
Фокина «Карнавал» исполнил партию Пьеро, в квартире поэта-символиста Вяч. Уайльду , в котором сыграл лорда Генри; в 1916 — «Сильный человек» по Пшибышевскому, где сыграл Гурского , опубликовал книгу «О театре», поставил в Париже пьесу Г. Его вдохновляла идея воскресить демократичные формы площадного театра. Пантомима Шницлера «Шарф Коломбины» Дом интермедий, 1910 , две редакции спектакля «Арлекин, ходатай свадеб» по сценарию В. Соловьева, 1911, 1912 , блоковские «Незнакомка» и «Балаганчик» в Тенишевском училище 1914 доказали жизненность и современность приемов актерской игры в духе итальянской комедии масок. В журнале «Любовь к трем апельсинам» и на занятиях в Студии на Бородинской Мейерхольд уделял преимущественное внимание арлекинаде, русскому балагану, цирку, пантомиме, утверждал идею воспитания актера, уверенно владеющего своим телом и голосом, способного в необходимом темпе и ритме выполнить любое режиссерское задание. Книга Мейерхольда «О театре» 1913 суммировала его опыт и теоретически обосновывала концепцию «условного театра». Новые времена. Биомеханика Революционные события 1917 Мейерхольд воспринял в русле столь близкого ему символистского миропонимания — как возможность активного жизнесозидания, социального творчества, преображения мира искусством, творения нового человека как цели культуры вообще. Все заново!
Для страны — новая эра. А для Мейерхольда — девиз всей жизни. Он был воодушевлен открывшимися, как ему казалось, необыкновенными возможностями. В 1918 вступил в РКП б.
В 1902 году Мейерхольд с группой актёров покинул Художественный театр и начал самостоятельную режиссёрскую деятельность, возглавив вместе с А. Кошеверовым труппу в Херсоне. Со второго сезона, после ухода Кошеверова, труппа получила название «Товарищество новой драмы». В 1902—1905 годах было поставлено около 200 спектаклей. Метерлинк, «Комедия любви» Г. Ибсена и «Шлюк и Яу» Г. Гауптмана для Театра-студии, который он задумал открыть на Поварской улице в Москве. Однако Студия существовала недолго: как оказалось, Станиславский и Мейерхольд по-разному понимали её назначение. Посмотрев поставленные Мейерхольдом спектакли, Станиславский не счёл возможным выпускать их на публику. Годы спустя в книге «Моя жизнь в искусстве» по поводу опытов Мейерхольда он написал: «Талантливый режиссёр пытался закрыть собою артистов, которые в его руках являлись простой глиной для лепки красивых групп, мизансцен, с помощью которых он осуществлял свои интересные идеи. Но при отсутствии артистической техники у актёров он смог только демонстрировать свои идеи, принципы, искания, осуществлять же их было нечем, не с кем, и потому интересные замыслы студии превратились в отвлечённую теорию, в научную формулу». В октябре 1905 года Студия была закрыта, и Мейерхольд вернулся в провинцию. В 1906 году он был приглашён В. Комиссаржевской в Петербург в качестве главного режиссёра её собственного Драматического театра. За один сезон Мейерхольд выпустил 13 спектаклей, в том числе: «Гедду Габлер» Г. Ибсена, «Сестру Беатрису» М. Метерлинка, «Балаганчик» А. Блока, «Жизнь человека» Л. Режиссёр и актёры долго искали подходящее место на природе.
Мейерхольд Всеволод Эмильевич: биография, личная жизнь, творчество, память
В конце 80-х гг. прошлого века на заре перестройки вдруг в печати стало к месту и не к месту склоняться имя Всеволода Мейерхольда. Великий русский театральный режиссер Всеволод Мейерхольд родился 9 февраля 1874 года, 145 лет тому назад, в Пензе, в крепкой и богатой немецкой семье. Всеволод Мейерхольд – русский и советский режиссер, актер и педагог, народный артист РСФСР (1923), создатель театральной биомеханики. Биография Мейерхольд Всеволод Эмильевич в архиве мемориала ПомниПро. Биография Мейерхольд Всеволод Эмильевич в архиве мемориала ПомниПро. «Театр покойного Всеволода Мейерхольда, погибшего, как известно, в 1927 году при постановке пушкинского „Бориса Годунова“, когда обрушились трапеции с голыми боярами, выбросил движущуюся разных цветов электрическую вывеску.
Всеволод Мейерхольд
Всеволод Мейерхольд: авангардистские опыты, биомеханика и след в литературе 07. У него было все: поклонники и критики, преданные последователи и ученики, которые решили идти своим путем, друзья и недруги. Чего рядом с ним никогда не было, так это разногласий о масштабе его дарования: нет, не талант — гений. Актер Михаил Чехов, говоря о Мейерхольде, так объяснил разницу: «Талант попадает в цель, в которую никто не может попасть, гений — в цель, которую никто не видит». Вспомним несколько важных сцен из жизни гения.
Достигнув совершеннолетия, молодой человек решил перейти из лютеранства в православие, изменил одну букву в фамилии и взял новое имя — в честь любимого русского писателя Всеволода Гаршина. В актерской, режиссерской и обычной жизни Мейерхольда будет еще множество событий, которые прожиты будто разными людьми. Мейерхольд, чье имя является синонимом авангардного театра, начинал со спектакля, название которого во всем мире воспринимается как синоним театра традиционного: он сыграл Треплева в чеховской «Чайке», знаменитой постановке Станиславского и Немировича-Данченко. Когда в 1902 году Мейерхольд порвал со Станиславским и МХТ и отправился в Херсон, чтобы уже самому заняться режиссурой, там за два с половиной года он умудрился поставить около 200 спектаклей.
И сам же сыграл в них около 100 ролей. А вот работа над спектаклем Александринского театра «Маскарад» по Лермонтову заняла у Мейерхольда целых шесть лет. Постановка «Маскарада» обошлась в 300 тысяч золотом. Роскошь бросалась в глаза.
В спектакле соединились драма, опера и танец. Художник Александр Головин разработал систему занавесов, с помощью которых Мейерхольд регулировал глубину сценического пространства, «монтировал» сцены. Массовка насчитывала 250 человек. Более яркого и дорого спектакля Российская империя больше не видела.
Дело в том, что премьера «Маскарада» состоялась 25 февраля 1917 года. За стенами театра уже разворачивались события, которые вошли в историю под названием Февральской революции и привели к отречению Николая II от престола. Александр Головин.
Но он никогда не бросал своей родины. И своих идей. Каждый спектакль он ставил по-новому. Когда брал новую пьесу, заклеивал все ремарки, пометки автора о возрасте и действиях героя, актер и Мейерхольд заново сочиняли сюжет. Он брался только за то, что казалось ему современным духу эпохи, тем, что волновало его зрителей и его самого именно в тот момент времени. Залы бушевали, критика восхищалась и спорила, закулисье сплетничало о том, что он увел жену у Есенина и что этой бездарной актрисе он слишком сильно доверяет. Но все это его волновало мало.
Он считал, что актер должен сродниться с музыкой, с публикой, но что важнее всего — должен научиться владеть своим телом и правильно перемещать его в пространстве. Мейерхольд придавал движениям огромное значение и старался научить этому своих студентов. Мейерхольд был гений. Этого никто не отрицал. Но жаль, что это понимал он сам. Его ученик Сергей Эйзенштейн писал: «Счастье тому, кто соприкасался с Мейерхольдом как с магом и волшебником театра. Горе тому, кто зависел от него, как от человека». В 1923 он начал руководить Театром революции, который уже при его жизни стал Государственным Театром имени Мейерхольда. Мейерхольд творил, творил, творил... Познакомившись с Маяковским, он стал первым постановщиком его пьес.
Услышав музыку молодого Шостаковича, он брал его в соавторы.
Последней предреволюционной премьерой стал «Маскарад» Лермонтова: Мейерхольд ставил его вместе со своим постоянным художником, Александром Головиным, шел от образов Венеции, от ее мрачной избыточной пышности, от грозной зыбкости атмосферы ее игорных домов и празднеств: профиль смерти в венецианской бауте возникал снова и снова среди теней Петербурга. Всего им был поставлен 21 драматический спектакль и 10 музыкальных.
Мейерхольд приходил домой только ночевать, и жил рядом с Мариинкой на Театральной площади. Мейерхольд первым из крупных режиссеров пошел на сближение с советской властью, не только как постановщик «Мистерии-буфф» Маяковского в оформлении К. Малевича, но и как функционер.
В 1917 году Всеволод Мейерхольд безоговорочно принял большевистский переворот и в компании с поэтами Блоком, Маяковским, Ивневым и художником Натаном Альтманом явился в Смольный, чтобы заявить о своей готовности сотрудничать с новой властью. К этому моменту Мейерхольду исполнилось 43 года, он был отцом трех взрослых дочерей, признанным апологетом «нового театра», занимавшим с 1907 года пост главного режиссера обоих Императорских театров: драмы и оперы — Александринского и Мариинского — в Петербурге. Ориентирующаяся на его мнение пресса атаковала академические театры: поставленную Немировичем-Данченко в Музыкальной студии МХАТ «Дочь Анго» связывали с «антоновщиной», с Кронштадтским бунтом, а в ее публике предполагали тех, кто не успел уплыть с Врангелем.
Статью «О драматургии и культуре театра» Мейерхольд, В. Бебутов и К. Державин завершали призывом к бунту «против того театра полутонов, скопческого лютеранства, храма с суконцами и дряблой мистикой психологизма, от которого всякого неискушенного зрителя тошнит.
А тот, кто этим восторгается, лови себя на том, что заедает тебя всесильное мещанство, из пут которого надлежит тебе вырваться, если хочешь стать гражданином нового, коммунистического мира». В следующем номере того же «Вестника театра» была опубликована нашумевшая статья Мейерхольда и Бебутова «Одиночество Станиславского»: Станиславский изображался замученной, обескровленной жертвой «переживальщиков» и притаившимся разрушителем «слащавой кроличьей идиллии». Режиссерская деятельность Мейерхольда с 1920-х годов сосредоточилась в ТИМе — под этим именованием с 1923 года работал коллектив, созданный еще в 1920 году, неоднократно переформированный и сменивший несколько названий.
Мейерхольд оставался художником с необычайно изменчивой, неуловимой творческой природой. Склонный говорить о других с безапелляционной и жестокой твердостью, сам он никак не укладывается в сколько-нибудь однозначное определение: всякие попытки такого рода упрощали и сужали образ мастера. Один из самых тонких наблюдателей его искусства задавался вопросом: «Можно ли исчерпать деятельность Мейерхольда определением «новаторство», столь часто к нему применяемым?
Можно ли в то же время забыть философские проблемы, выдвигаемые его спектаклями? Как примирить ожесточенную вражду к традиционному театру и постоянное обращение к театру эпох расцвета? Как соединить неустанную полемику против бытового и психологического театра с утверждением реалистических и натуралистических приемов, возникших уже в «Лесе» и развитых в его последних постановках?
Как примирить его насмешки над слащавостью раннего Камерного театра с последовательной и изысканной эстетизацией его последних работ? Точно также не исчерпывает загадки гения Мейерхольда и его метаний упоминание об его «первородной оппозиционности», о страсти к разрушению в том числе и к разрушению собственного театрального прошлого. Маркову принадлежит догадка, что тема одиночества, мало применимая к Станиславскому, есть лирическая тема самого Мейерхольда.
Он замечал, что оплодотворивший своими художественными идеями театр мастер был несчастлив в учениках и часто оказывался одиноким исследователем в режиссерской лаборатории. Он, задорно и нагловато приглашавший создателя «системы» швырнуть в огонь кипу своих листков, сам был создателем тонко и детально разработанной артистической методики: Станиславский хотел, чтобы Мейерхольд преподавал свою «биомеханику» его, Станиславского, последним студийцам. Наброски их возможного объединения были среди записей Станиславского 1935-1936 годов.
Осенью 1921 года в мастерскую Мейерхольда пришла Зинаида Райх. Режиссер влюбился в нее с первого взгляда, хотя был старше ее на двадцать лет. Райх стала женой Мейерхольда и переехала к нему на Новинский бульвар.
Потом они перебрались в новую, стометровую квартиру. Мейрехольд усыновил Константина и Татьяну, ее детей от первого брака с Сергеем Есениным. Мейерхольд регулярно выезжал за границу, где гастролировал с театром, либо лечился.
Осенью 1928 года Мейерхольд находился за границей. Вскоре в Москву полетели депеши, в которых он сообщал, во-первых, что заболел и по состоянию здоровья предполагает провести за границей целый год. А во-вторых, что он договорился о европейских гастролях ГосТИМа и просит разрешить театру турне по Германии и Франции.
У Луначарского возникло подозрение, что Мейерхольд собирается покинуть Советский Союз. И недоверие, которое высказал Луначарский, Мейерхольда оскорбило. Было очевидно, что ГосТИМ находился в опале.
Высочайшая театральная культура его была очевидна, но ни от чего не спасала. Ощущение тревоги только подкреплялось тем, как безупречно работали в музее театра, как тщательно фиксировался процесс создания спектаклей, их пластический облик и пр. Февральского, М.
Коренева, А. Гладкова, фотоработы А. Они трудились словно в предощущении, что театр и его создатель погибнут, и останутся только музейные тени.
ГосТИМ поставил 26 пьес. Большая часть из них принадлежала современным советским авторам: кроме пьес Маяковского, Файко, Эрдмана, Эренбурга, Олеши, Германа, были поставлены спектакли «Рычи, Китай! Сейфуллиной и «Одна жизнь» Габриловича по романам Николая Островского в 1937 году.
Тем не менее, театр был обвинен в отрыве от советской жизни и от советской литературы, в тяге к писателям, оказавшимся врагами народа, в противостоянии общему курсу на социалистический реализм. Подписать дежурный газетный отклик, приветствующий это решение, просили Немировича-Данченко, — тот отказался наотрез. Мейерхольд оказался среди тех деятелей русского искусства, которые поначалу с бурным восторгом приняли кровожадную жестокость большевистского террора.
Однако год от года становилось все яснее, что послереволюционная жизнь покатилась в направлении противоположном ожиданиям. Руководители искусства наставляли Мейерхольда, что ставить и как ставить. Помещения у театра не было.
Строительство нового здания, которое должно было подняться на Триумфальной площади, с места не двигалось. Весной после провала спектакля по пьесе Маяковского «Баня», театр имени Мейерхольда выехал на гастроли за границу. Первым городом, где предстояло продемонстрировать достижения театрального искусства страны Советов, был Берлин.
В этом городе Мейерхольда сразу постигли два удара: сообщение о самоубийстве Маяковского и встреча с великим русским актером Михаилом Александровичем Чеховым, незадолго до этого покинувшим СССР. На свидание с Михаилом Чеховым Мейерхольд отправился со своей женой. Как вспоминал потом Михаил Чехов, он сказал Мейерхольду: «Вам не надо возвращаться в Москву, вас там погубят».
Мы этого не потерпим! Многие из тех, кому стало известно о разыгравшемся скандале, осуждали Райх. Но если вспомнить, что у Райх в Москве остались двое детей от брака с Сергеем Есениным, родители, сестра с сыном, а у Мейерхольда — две дочери и внуки, истерическую реакцию Зинаиды Николаевны можно было понять.
Она тогда и предположить не могла, что через девять лет ее всемирно прославленного мужа арестуют и убьют на Лубянке, что муж ее дочери окажется в тюрьме, а Татьяна Есенина примчится в Москву с ребенком на руках искать спасения, что мужа ее сестры расстреляют, а сестра повесится, что, наконец, ее саму зарежут в квартире сотрудники НКВД. За Берлином последовал Париж. Выступления театра проходили со смешанным успехом.
Во время гастролей в Крыму в 1919 режиссер попал в руки белой контрразведки, полгода находился в тюрьме и лишь чудом избежал расстрела. Вернувшись домой, в 1920 он предлагает программу реформирования и политизации театра «Театральный Октябрь». Несколько месяцев работает в Театральном отделе Наркомпроса. Среди наиболее известных постановок режиссера в этот период можно назвать: «Союз молодежи» Г. Ибсена 1921 ; «Лес» А. Островского 1924 ; «Ревизор» Н. Гоголя 1926 ; «Клоп» В. Маяковского 1929 ; «Свадьба Кречинского» А. Сухово-Кобылина 1933 ; «Дама с камелиями» А. Дюма-сына 1934.
Личная жизнь Впервые Мейерхольд женился в 1896 году на своей ровеснице Ольге Мунт 1874-1940. Они познакомились в Пензе, когда вместе участвовали в любительских спектаклях. В этом браке режиссер стал отцом трех дочерей — Марии 1897-1929 , Татьяны 1902-1986 , Ирины 1905-1981. Во время работы в Наркомпросе он познакомился с актрисой Зинаидой Райх, а в 1921 она стала студенткой Высших режиссерских мастерских в Москве, которыми руководил Мейерхольд. Невзирая на двадцатилетнюю разницу в возрасте, он оставил первую семью и женился на Райх в 1922. Режиссер заботился и растил сына и дочь жены от брака с Сергеем Есениным. Вторая супруга Мейерхольда была убита 15 июля 1939 года в своей квартире спустя 24 дня после его ареста.
Мейерхольд Всеволод Эмильевич — Биография
История Всеволода Мейерхольда: за что расстреляли гениального режиссера | Донбасс Times | Внук Всеволода Мейерхольда и Ольги Мунт Петр Меркурьев о своем деде. Наиболее объективно о Мейерхольде в ходе диалога с журналистом рассказал внук режиссера Петр Меркурьев [22]. |
Мейерхольд, Всеволод Эмильевич — Википедия. Что такое Мейерхольд, Всеволод Эмильевич | Мейерхольд Всеволод Эмильевич (настоящие имя и фамилия Карл Казимир Теодор Мейерхольд, нем. |
Как основоположника режиссерского театра погубила его женщина | В.Э. Мейерхольда расстреляют после неправедного суда 2 февраля 1940 г. как агента немецкой, японской, латвийской и прочих разведок. |
Всеволод Мейерхольд
Режиссёр Императорских театров. Иванова с В. Шварсалон с роли Эусебио. Режиссёр и актёры долго искали подходящее место на природе. Оно было найдено в имении писательницы М. Крестовской в Молодёжном фин. Здесь был прекрасный сад, от дачи к Финскому заливу спускалась большая лестница — сценическая площадка. Спектакль, по замыслу, должен был идти ночью, «при свете горящих факелов, с огромной толпой всего окрестного населения». Эта затея не воплотилась по техническим причинам, и было принято решение ставить спектакль в помещении; но с тех пор идея театра на открытом воздухе «походного театра» очень занимала Мейерхольда [9]. Островского 1916 , «Маскарад» М. Лермонтова 1917.
Головин , балетмейстер — М. После революции Б. Портрет В. После Октябрьской революции поставил в Петрограде « Мистерию-буфф » В. Маяковского 1918 год. С мая 1919 по август 1920 года находился в Крыму и на Кавказе, где пережил несколько смен власти, арестовывался белой контрразведкой. По приглашению наркома просвещения А. В 1921 году поставил вторую редакцию этой же пьесы в Москве. Блока «Незнакомка» [10] [11].
Сценическую деятельность начал в 1898 г. Член КПСС с 1918. Родился в семье предпринимателя, выходца из Германии. В 1898 1902 работал в Московском художественном театре МХТ , затем в провинции. Режиссер новатор, актер, театральный деятель. Создатель знаменитой биомеханики.
Так, летом 1917 он вместе с Ф. Комиссаржевским, Н. Евреиновым, А. Таировым выступает организатором «Союза мастеров сценических постановок». Летом 1918 в Петрограде затевает «Инструкторские курсы по обучению мастерству сценических постановок», затем возникают «Курсы мастерства сценических постановок» Курмасцеп. Многие выпускники курсов стали профессиональными сценографами — Дмитриев, Е. Якунина, М. Левин, Б. Эрбштейн, Е. В 1921 Мейерхольд организовал Государственные высшие режиссёрские мастерские Гвырм, затем — Гвытм , и на первый курс пришли С. Эйзенштейн, С. Юткевич, В. Фёдоров, В. Люце, З. Райх, Э. Гарин, Х. Локшина, годом позже — И. Обучение предметам изобразительного цикла вели Попова, Н. Для оформления «Мистерии-буфф» В. Маяковского 1918 Мейерхольд приглашает Малевича. Петрова-Водкина учеником Дмитриевым, работа которого носила следы ощутимого влияния В. Татлина, его контррельефов. Последствия этого визита оказались глобальными: спектакль «Великодушный рогоносец» Фернана Кроммелинка премьера 25 апреля 1922 и сценография участницы выставки Поповой положили начало театральному конструктивизму как явлению мирового порядка. Родовые черты конструктивистского оформления, заявленные в «Великодушном рогоносце», — пространственность трёхмерность , функционализм «аппарат для игры актёра» , подчёркнутость конструктивной схемы. Важнейшей была идея внесценности оформления. Попова делала такую установку, которую можно было бы использовать не только на любой площадке, но и на любой площади. Закономерность пришествия конструктивизма очевидна.
Мейерхольд придавал движениям огромное значение и старался научить этому своих студентов. Мейерхольд был гений. Этого никто не отрицал. Но жаль, что это понимал он сам. Его ученик Сергей Эйзенштейн писал: «Счастье тому, кто соприкасался с Мейерхольдом как с магом и волшебником театра. Горе тому, кто зависел от него, как от человека». В 1923 он начал руководить Театром революции, который уже при его жизни стал Государственным Театром имени Мейерхольда. Мейерхольд творил, творил, творил... Познакомившись с Маяковским, он стал первым постановщиком его пьес. Услышав музыку молодого Шостаковича, он брал его в соавторы. Когда время стало более опасным, он решил уйти в красивый театр, как бы перестать высказываться на злобу дня. Он поставил «Даму с камелиями», но поставил ее по-мейерхольдовски. Сцена была заполнена атрибутами времен парижских импрессионистских салонов, однако не из бутафорских, а подлинных вещей — стильной мебели, канделябров с зажженными свечами, эмалевых ларчиков, женских вееров, мужских тростей, цилиндров и перчаток. Свечи горели по-настоящему, трости, цилиндры — все это использовалось актерами по максимуму. Но на дворе стоял уже 1934 год. Кроме красоты духовной требовалось соответствовать повестке дня, чего Мейерхольд позволить себе не мог. Его расстреляли. Приемным детям выдали в НКВД два свидетельства о смерти отчима: в первом было написано, что он умер 2 февраля 1940 года в результате сердечной недостаточности, во втором стояла дата смерти 17 марта 1942 года и прочерк вместо причины.
Всеволод Мейерхольд: биография, творчество, карьера, личная жизнь
Мейерхольд, Всеволод | это... Что такое Мейерхольд, Всеволод? | 20 июня 1939 года в биографии Всеволода Эмильевича Мейерхольда наступило страшное время. |
Мейерхольд, Всеволод Эмильевич — Википедия. Что такое Мейерхольд, Всеволод Эмильевич | Всеволод Мейерхольд: биография, творческий путь. Будущий режиссер-постановщик появился на свет в Пензе, в 1874-м году, девятого февраля, в многодетной немецкой лютеранской семье. |
Всеволод Мейерхольд | Вскоре Всеволод Мейерхольд оставил юридический факультет и перешел на второй курс Театрально-музыкального училища Московского филармонического общества — в класс Владимира Немировича-Данченко. |
Всеволод Мейерхольд: Темный гений
История Всеволода Мейерхольда: за что расстреляли гениального режиссера | Донбасс Times | В 1917 году Всеволод Мейерхольд безоговорочно принял большевистский переворот и в компании с поэтами Блоком, Маяковским, Ивневым и художником Натаном Альтманом явился в Смольный, чтобы заявить о своей готовности сотрудничать с новой властью. |
Как был убит великий советский режиссер Мейерхольд | Интересная биография русского советского театрального режиссёра, актёра и педагога Всеволода Эмильевича Мейерхольда. |