Новости война в ираке 1991

В январе-феврале 1991 года его армия участвовала в боях с многонациональными силами антииракской коалиции, собранной по решению Совета Безопасности ООН, и потерпела поражение. Спецпроект "Война в Ираке" представляет краткую историю этого конфликта. Основные статьи: Вооружённые силы Ирака в 1991 году, Оборонно-промышленный комплекс Ирака в 1991 году. Это позволило бы остановить войну и уберечь Ирак от тяжелых потерь и разрушений. Война между Ираном и Ираком, которая началась 40 лет назад и продолжалась долгие восемь лет (с 1980 по 1988), стала самым кровопролитным конфликтом второй половины XX века.

КУВЕ́ЙТСКИЙ КРИ́ЗИС 1990–91

Войны в Персидском заливе: причины и последствия Буквально накануне войны, в январе 1991 г., иракский президент в одной из своих речей заявил: «Американцы придут сюда, чтобы продемонстрировать акробатические трюки, подобные тем, что показывают в фильмах о Рэмбо.
Ошибка Саддама Хусейна. Как американцы вошли на Ближний Восток — Исторический итог американской военной агрессии против Ирака — окончательное превращение нашей страны в «failed state» (несостоявшееся государство).
Саддам Хусейн поверил Америке – и проиграл Эта первая война в Ираке была окончена 28 февраля 1991 года в еврейский праздник мести антисемитам Пурим. Еврейский сайт sem40 сообщает, что премьер-министр Израиля Ицхак Шамир сказал в то утро: «Пурим.
Война в Персидском заливе (1991) Большая их часть была направлена на поражение стационарных объектов ПВО Ирака (это прежде всего радиолокационные станции дальнего обнаружения) и системы государственного и военного управления страной.
Как США и их союзники сокрушили Ирак гибридными методами | Октагон.Медиа Смотрите видео онлайн «Вторжение в Ирак. 20 лет спустя» на канале «Телеканал RTД на русском» в хорошем качестве и бесплатно, опубликованное 20 марта 2023 года в 17:23, длительностью 00:26:45, на видеохостинге RUTUBE.

Причины иракской войны

Во время первой войны в Ираке в 1991 г. американцы разбомбили половину школ (где-то 2000 из общего числа 4000).(57). Основными последствиями войны в Персидском заливе 1990-1991 годов стал разоренный Кувейт, где все 500 скважин горели, а предварительный ущерб оценивался в 50-100 миллиардов долларов. В интервью телеканалу ветеран войны в Ираке Джим Браун заявил, что США сбросили атомную бомбу около Басры в ходе войны в Персидском заливе в 1991 году.

Война в Персидском заливе

Операция «Буря в пустыне»: 25 лет уроков американской порки неугодным | Пикабу Нефтяные итоги Войны в Ираке: 1. Нефть Ирака по прежнему принадлежит только государству Ирак.
Операция «Буря в пустыне» 1991 года — КПРФ Москва Спору нет: американцы и их союзники в 1991 году одержали верх над, как тогда считалось, самой мощной «военной машиной регионального масштаба», имевшей опыт восьмилетней войны с не менее сильным традиционным противником Ирака — Ираном.

Ветеран войны в Ираке утверждает, что в 1991 году США сбросили на Ирак атомную бомбу - News.ru

В ходе ирано-иракской войны Кувейт, откровенно опасавшийся усиления Ирана и расширения его влияния в регионе, выделил Ираку кредиты в общей сложности на 15 миллиардов долларов. Американское вторжение в Ирак 2003 года нельзя воспринимать в отрыве от войны в Персидском заливе 1991 года, когда возглавляемой Соединенными Штатами международной коалиции удалось выбить иракские войска из захваченного ими Кувейта, но при этом Саддам. 28 февраля 1991 г.) была война, которую вели коалиционные силы из 35 стран во главе с США против Ирак в ответ на иракские вторжение и аннексия Кувейта возникающие в результате споров о ценах на нефть и добычи. 4.2 Военная операция в Ираке. 28 февраля 1991 года) — это вооружённый конфликт Многонациональных сил (МНС) и Ирака за территории Кувейта.

Тегеран атаковал базу США в Ираке: почему Байден не решится на вторжение в Иран

Американское вторжение в Ирак 2003 года нельзя воспринимать в отрыве от войны в Персидском заливе 1991 года, когда возглавляемой Соединенными Штатами международной коалиции удалось выбить иракские войска из захваченного ими Кувейта, но при этом Саддам. 17 января 1991 года началась разгромная для иракской армии операция "Буря в пустыне", ставшая первой дистанционной войной в мире и последней легитимной для США. 28 февраля 1991 года) — это вооружённый конфликт Многонациональных сил (МНС) и Ирака за территории Кувейта. Собственно, война в Ираке показала, что оккупация мало что дает. В ходе ирано-иракской войны Кувейт, откровенно опасавшийся усиления Ирана и расширения его влияния в регионе, выделил Ираку кредиты в общей сложности на 15 миллиардов долларов. Этот день в истории: Двадцать шесть лет назад, одно из самых жестоких массовых убийств в истории войны произошло в Ираке, на трассе 80, примерно в 32 км к западу от Эль-Кувейта. В ночь с 26 на 27 февраля 1991 года, тысячи иракских солдат и гражданских лиц отступали в.

Заявление Президента СССР о начале войны в Персидском заливе

25 июля 1991 г. Хусейн встретился с американским послом в Ираке, Эйприл Гласпи, которая окончательно утвердила иракского вождя в его иллюзиях. Общие расходы на войну в Ираке и Сирии, как ожидается, к 2050 году превысят 2,89 триллиона долларов, а потери – полмиллиона человеческих жизней. Предлагаем вашему вниманию доклад-расследование сайта о последствиях проводившихся США бомбардировок Ирака в ходе первой войны в Персидском Заливе (1991).

Заявление Президента СССР о начале войны в Персидском заливе

Ирак тогда оккупировал Кувейт под предлогом воровства этой страной нефти американцы действительно предоставили Кувейту технологии наклонного бурения, позволяющего заглубляться в «резервуары» соседей , а, по сути, Ирак агонизировал из-за низкой стоимости этой самой нефти — 18 долларов за баррель. Было бы 25 долларов за баррель — Ираку бы хватило, чтобы поправить финансовое и экономическое положение после недавно закончившейся затратной ирано-иракской войны. Из любой ситуации нужно делать выводы и извлекать опыт, в том числе содержащий ошибки конфликтующих сторон. Бесспорно, российский Генштаб досконально изучил ход операции «Буря в пустыне» как и многие другие и составил свою тактику действий, которая сейчас позволяет нашим ВКС успешно и бескровно действовать в Сирии против боевиков «Исламского государства» запрещенная в России террористическая организация , эффективно поддерживая с воздуха правительственные войска и патриотическую оппозицию. Непосредственно сама операция «Буря в пустыне» длилась с 17 января по 24 февраля 1991 года и стала частью так называемой Первой войны в Персидском заливе «Война в заливе». Ей предшествовала операция «Щит пустыни», начавшаяся 7 августа 1990 года с размещения американских войск в Саудовской Аравии. Последующая операция — «Сабля в пустыне» — продолжалась с 24 по 28 февраля 1991 года и представляла наземную операцию МНС, которая привела к разгрому иракской армии, освобождению Кувейта и продвижению войск коалиции на глубину до 50 километров на территорию самого Ирака. Багдад тогда заявил о прекращении сопротивления по всем фронтам и признал все резолюции Совбеза ООН.

Как же тогда, 25 лет назад, развивались события? К началу военных действий в регионе противостояния противоборствующие стороны развернули мощные группировки различных видов вооруженных сил. МНС во главе с США имели почти в три раза больше боевых самолетов и абсолютное превосходство в военно-морских силах. Эти силы включали до 600 тысяч человек, свыше четырех тысяч танков, более 3 700 орудий полевой артиллерии и минометов, около двух тысяч самолетов и более 100 кораблей. Впрочем, и Ирак был крепким орешком. Его армия превосходила коалицию в личном составе, танках и артиллерийских системах свыше 700 тысяч военнослужащих, около пяти тысяч танков, более восьми тысяч орудий полевой артиллерии и минометов, до 700 боевых самолетов и около десяти кораблей. Но по боевым возможностям, и прежде всего по качеству вооружения и боеприпасов, созданных по последним военным технологиям, преимущество было на стороне МНС.

В целях привлечения в «коалицию» Египту были прощены многомиллиардные долги; Сирия, Китай, Турция, Советский Союз и другие страны получили военную или экономическую помощь, кредиты Всемирного банка и Международного валютного фонда, отмену санкции и другие привилегии, причем не только от США, но под давлением Вашингтона и от Германии, Японии и Саудовской Аравии. В дополнение к этому, администрация Буша перестала критиковать государства, участвовавшие в коалиции, за нарушения прав человека [45]. Однако Вашингтон и мировые средства массовой информации были недовольны сдержанной позицией Германии, которая не торопилась встать на сторону стран, выбравших путь войны.

Немцы, о которых еще вчера говорили как о фашистах, прошедших маршем через Польшу, теперь обвинялись в «трусости» из-за массовых мирных демонстраций, прокатившихся по Германии. Вашингтон протолкнул через Совет Безопасности ООН десяток резолюций, осуждавших Ирак, вводивших против него жесткие экономические санкции и дающих «разрешение» на ведение против него войны. Только Куба и Йемен проголосовали против всех этих резолюций.

Когда 29 ноября в адрес представителя Йемена, высказавшего свой голос против ключевой резолюции по применению силы, раздались аплодисменты, председательствовавший на заседании госсекретарь США Бейкер сказал членам своей делегации: «Я надеюсь, что он наслаждался этими аплодисментами, потому что это может оказаться самым дорогим голосованием в его жизни». Весточка долетела до адресата, и буквально через несколько дней это небольшое государство на Ближнем Востоке пострадало от резкого сокращения американской помощи [46]. Ситуация, когда ООН попала под контроль США, побудила британского политического обозревателя Эдварда Пирса Edward Pearce написать, что Организация Объединенных Наций «функционирует, как английский средневековый парламент, в котором ведутся консультации, соблюдается церемониал, но который помнит об исключительном праве короля, поэтому пробормочет что-то, да и примет нужное решение» [48].

Скоро Соединенные Штаты столкнулись с вопросом — сколько им следует ждать с момента введения санкций в отношении Ирака до прямого военного вмешательства? Администрация и ее сторонники утверждали, что они давали Хусейну все шансы, чтобы найти мирный способ сохранить лицо и выбраться из той сложной ситуации, в которую он сам себя поставил. Но факт остается фактом — каждый раз, когда президент Буш делал иракскому лидеру какие-либо предложения, всегда они были пронизаны оскорблениями и никогда не предполагали хотя бы малейшего признания законности заявленных Ираком претензий [49].

В самом деле, Буш охарактеризовал вторжение со стороны Ирака как «неспровоцированный акт» [50]. В речах президента чувствовалось все больше сарказма, а обвинения из его уст становились слишком преувеличенными. Буш переносил обвинения на личностный уровень, демонизируя тем самым Саддама Хусейна и действуя по схеме, которую он использовал в отношении Норьеги, а Рейган — в отношении Каддафи, словно эти иностранцы не имели гордости или интеллектуальных способностей, какими располагают американцы.

Вот как писала об этом газета «Лос-Анджелес тайме»: «Вскоре после иракского вторжения… Буш осторожно сравнил агрессию Ирака с немецкой агрессией против Польши, которая стала причиной начала Второй мировой войны. Однако он не дошел до сравнения президента Саддама Хусейна с Адольфом Гитлером. Но в прошлом месяце осторожность была пушена побоку, когда Буш не только сравнил Хусейна с Гитлером, но и пригрозил инициировать судебные разбирательства в отношении военных преступлений в стиле Нюрнбергского процесса.

Затем, на прошлой неделе Буш пошел еще дальше, утверждая, что иракский лидер хуже, чем Гитлер, потому что немцы никогда не использовали американских граждан в качестве «живого шита» на военных объектах». После такого опошления событий Второй мировой войны Буш продолжал предостерегать, что любое одобрение неконтролируемой агрессии «завтра может вылиться в мировую войну». Как сказал один из его собственных чиновников, Бушу «надо научиться выбирать слова» [51].

Вскоре Саддам Хусейн осознал, что, оккупировав весь Кувейт и разграбив его, он откусил гораздо больше, чем может прожевать. В начале августа, а затем еще раз в октябре Хусейн давал ясно понять, что готов вывести иракские войска из Кувейта в обмен на единоличный контроль над нефтяным месторождением Румайла, гарантированный доступ к Персидскому заливу, снятие санкций, а также урегулирование споров по вопросам добычи нефти и ценообразования [52]. Он также начал выпускать из заключения некоторых иностранцев, имевших несчастье оказаться в Ираке или Кувейте во время войны.

В середине декабря последний из них был освобожден. В начале декабря Ирак приступил к обустройству новой границы с Кувейтом, что должно было демонстрировать, что Багдад отказался от намерений сделать Кувейт частью Ирака. Правда, истинное намерение иракской стороны в вопросах демаркации границы до конца не было ясным [53].

А в начале января Хусейн сделал еще одно более существенное предложение по мирному урегулированию вопроса. Администрация Буша решила проигнорировать все предложения иракской стороны. В ответ на августовское предложение Саддама Хусейна Госдепартамент «категорически» отрицал, что оно когда-либо делалось.

Это же подтвердил затем и Белый дом [54]. Позднее в стенограммах Конгресса было записано: «Иракцы, по-видимому, считают, что вторжение в Кувейт позволит привлечь к ним внимание мировой общественности, выторговать для себя в ходе переговоров преференции в экономике и затем вывести свои войска из Кувейта… Дипломатическое решение вопроса, отвечающее интересам Соединенных Штатов, вероятно, могло быть достигнуто в течение первых дней после вторжения». Администрация Буша, говорится в документе Конгресса, хотела любым способом избежать того, что могло бы выглядеть как поощрение вторжения.

Однако отставной офицер сухопутных войск США, действовавший в качестве посредника в августовских переговорах, заявил впоследствии, что мирное предложение «уже шло вразрез с проводимой политической линией» [55]. Но после прохождения определенной точки в процессе наращивания своей военной мощи могли ли Соединенные Штаты допустить мирное разрешение конфликта, даже если бы они этого хотели? Бывший помощник министра обороны Лоуренс Корб Lawrence Korb в конце ноября поделился своими наблюдениями.

Он сказал, что все структурные подразделения министерства обороны старались принять участие в военной операции, чтобы доказать свою значимость и необходимость их сохранения в структуре МО, чтобы гарантировать их длительное финансирование: «К середине января… Соединенные Штаты будут иметь в Персидском заливе более 400 тысяч военнослужащих [оказалось, более 500 тысяч] всех пяти видов вооруженных сил даже включая береговую охрану. Это примерно на 100 тысяч больше, чем было в Европе в любое время в ходе холодной войны. По окончании развертывания группировки сухопутные войска будут насчитывать восемь дивизий, дислоцированных на территории Саудовской Аравии в два раза больше, чем было в Европе , две трети всех подразделений и частей морской пехоты будут развернуты в зоне конфликта… Командование военно-морских сил направит в зону конфликта шесть из имеющихся четырнадцати авианосных ударных групп, два из четырех линейных кораблей и одну из двух групп десантных транспортов… В зоне конфликта командование ВВС уже разместило девять из двадцати четырех действующих тактических авиакрыльев, а также бомбардировщики.

Планируются к отправке в зону конфликта части и подразделения резервистов. Корб с удивлением спрашивает, могло ли высшее командование ВС США не поддаться давлению, оказывавшемуся со стороны командований видов вооруженных сил? Например, не поддаться давлению со стороны командования ВМС, отдавшего приказ направить несколько авианосцев в узкие и опасные воды Персидского залива только для того, чтобы быть поближе к театру военных действий?

Не поддаться давлению со стороны командования Корпуса морской пехоты, которое, возможно, хотело доказать, что десантные операции все еще необходимы в ходе военных действий, и продемонстрировать высадку на неприятельский берег? И могли ли сухопутные войска оставаться в стороне, когда предпочтение отдается военно-воздушным силам [56]? Высшее военное командование сопротивляться давлению не смогло, и это продлило войну.

Американские военные и президент Буш должны были показать всю свою мощь, показать, что они могут вести самые современные, с использованием новейших разработок, войны, и никакие сигналы из Ирака о переговорах и миротворцы не должны были все испортить. Журнал «Форчун», в простой форме описывая стойкость Буша, так описал довоенный период: «Президент и его люди работали сверхурочно, чтобы устранить некоторых политиков в арабском мире, Франции и Советском Союзе, выступавших за мирное урегулирование конфликта. Ведь такие политики могли позволить Саддаму Хусейну сохранить лицо и выпутаться из устроенной Бушем ловушки.

Снова и снова Буш повторял свою мантру: никаких переговоров, никаких сделок, никаких попыток сохранить лицо, никаких компенсаций и в особенности никакой увязки с палестинской мирной конференцией [пункт, на который Ирак обращал внимание несколько раз]» [57]. Стало известно, что в период рождественских праздников Джордж Буш корпел над каждой из 82 страниц исключительно детального доклада «Международной амнистии» Amnesty International об арестах, насилии и пытках в Кувейте со стороны иракских властей. После праздников он сказал своим сотрудникам, что его совесть чиста: «Это ситуация, где черное противостоит белому, зло противостоит добру.

Этот человек должен быть остановлен» [58]. К сожалению, нет сведений относительно того, читал ли когда-нибудь Буш хоть что-то из большого количества докладов этой неправительственной организации об аналогичных омерзительных случаях нарушений прав человека и вероисповедания, совершенных союзниками Вашингтона в Гватемале, Сальвадоре, Афганистане, Анголе и Никарагуа. Если он читал, то отчеты, очевидно, не произвели на него должного эффекта, поскольку он продолжал поддерживать этих союзников.

В течение более 10 лет «Международная амнистия» также сообщала о жестокостях в Ираке, но только за несколько месяцев до августовских событий представители организации выступили с докладом о ситуации с правами человека в Ираке перед Сенатом. Но и тогда ничто не могло вызвать справедливого негодования у Джорджа Буша. Приближалось 15 января — крайний срок для выполнения условий резолюции ООН, — и весь мир затаил дыхание.

Возможно ли такое, чтобы в течение пяти с половиной месяцев никак нельзя было найти решение для предотвращения очередной ужасной войны на этой планете? Также, согласно иракской инициативе, в обмен на вывод войск из Кувейта должна состояться международная конференция, на которой будут рассмотрены жалобы палестинской стороны и проведены переговоры, на которых должен быть урегулирован спор между Ираком и Кувейтом. Дипломаты отметили, что иракский лидер намерен выждать день или два после того, как закончится отведенный резолюцией ООН срок на добровольный вывод войск, и тем самым продемонстрировать, что он действует не под нажимом.

Для Соединенных Штатов, разместивших в Саудовской Аравии полумиллионную группировку войск, готовую к началу военной операции, такая инициатива иракской стороны была неприемлема. Как заявил госсекретарь США Бейкер Baker , Саддам Хусейн «пересечет черту в полночь 15 января», и он может не надеяться, что спасет себя, предлагая вывести свои войска из Кувейта после этого числа [59]. Многочисленные оправдания Джорджа Буша «Наши рабочие места, наша жизнь, наша собственная свобода и свобода дружественных стран по всему миру пострадают, если контроль над самыми большими в мире запасами нефти попадет в руки такого человека, как Саддам Хусейн» [60].

Как заметил Теодор Дрейпер Theodore Draper : «Причины начала войны были одновременно и обыденными, и невероятными. Буш упомянул о «рабочих местах» прежде всего для того, чтобы в рамках своей внутренней политики обратиться к избирателям через их кошельки.

Показать больше.

Одновременно с этим западные державы арестовали все банковские счета багдадского руководства на своей территории и ввели оружейное эмбарго. После оккупации Кувейта на границе Ирака и Саудовской Аравии начались перестрелки. Руководства обеих стран стали стягивать к своим рубежам свои дивизии и полки. Ближний Восток всегда представлял собой кипящий котел. Теперь этот регион мог окончательно превратиться в море крови. Тем временем в самом Ираке начались аресты граждан западных стран, объявивших санкции против его властей.

До конца войны в Персидском заливе эти люди фактически оставались заложниками. Главным инициатором борьбы против Ирака стали США. К 1990 году холодная война фактически закончилась. Советский Союз был на грани экономического кризиса, а вся коммунистическая мировая система переживала свою агонию. В этих условиях США стали единственным государством, которое могло бы говорить с позиции силы с Саддамом Хусейном. Именно вокруг американской армии начала образовываться коалиция в основном из стран-участниц НАТО , которая позже будет переброшена в Ирак. Интенсивных боев в этот период не было, поэтому можно сказать, что это была организационная пауза, которую взяла война в Персидском заливе.

Участники назвали мероприятия по переброске сил в Саудовскую Аравию операцией «Щит пустыни». На Ближний Восток доставлялась не только техника, но и продовольствие, топливо, медикаменты и много другое. Все это делалось из расчета, что война может крайне затянуться. К началу 1991 года коалиции удалось сконцентрировать недалеко от границы Ирака значительные силы, превосходящие по мощности и возможностям технику противника. Удары наносились преимущественно ночью. Главной их целью была важная военная и экономическая инфраструктура страны. За два дня было совершено рекордное количество вылетов почти пять тысяч.

Первая война в Персидском заливе подошла к своей решающей стадии. Коалиции сразу удалось завоевать преимущество в воздухе и уничтожить важные производственные предприятия. Одновременно с этим иракская наземная артиллерия начала бомбежки соседней Саудовской Аравии откуда происходили вражеские вылеты и Израиля. В феврале атаки союзников затронули коммуникации, склады боеприпасов, позиции на которых стояли пусковые установки, объекты промышленности и т. Все это делалось для того, чтобы облегчить будущую наземную операцию. Первая война в Персидском заливе стала уникальным событием для своих современников именно из-за того значения, которое получила авиация. В ночь на 24 февраля 1991 года началась наземная операция коалиции.

На побережье Персидского залива на территории оккупированного Кувейта был задействован американский десант. Наступление было стремительным на всех участках фронта. Части, пересекшие границу Ирака на западном и центральном направлении, легко преодолели пограничные укрепления и за ночь продвинулись вперед на 30 километров. Еще через два дня иракская армия прекратила сопротивление на всех участках фронта. Ее техника была в массе своей уничтожена, а люди деморализованы. Сказалось превосходство коалиции в силе и технологиях. Фактически изолированный Ирак воевал со всем цивилизованным миром, осудившим незаконную аннексию Кувейта.

Война в Персидском заливе

Воздушная фаза войны продолжалась 39 дней, за которые союзники совершили 110 тысяч самолето-вылетов. Иракские военные объекты, инфраструктура были в значительной мере разрушены. Лишь 24 февраля началась наземная фаза операции, которую назвали «Сабля пустыни». Продолжалась она лишь 100 часов. Саддам Хуссейн остался у власти в Ираке еще на 12 лет, пока не был свергнут новым вторжением американцев. Вторая война в Заливе резко изменила баланс сил в регионе. Затем американцы инициировали «арабскую весну» и стали строить «демократический Большой Ближний Восток». В итоге там был создан «управляемый хаос», который в целом сохраняется до сих пор.

Они требовали немедленного вывода иракских войск из Кувейта. США сразу же призвали мировое сообщество осудить нападение Ирака на Кувейт. Правительство СССР 3 августа выступило со специальным заявлением, осуждавшим агрессию и требовавшим немедленного вывода иракских войск из Кувейта и восстановления его территориальной целостности. Шеварднадзе выступили с совместным заявлением с призывом к мировому сообществу осудить агрессию и предпринять конкретные меры, чтобы побудить Ирак вывести свои войска из Кувейта; в нем содержался призыв прекратить все поставки вооружений в Ирак. В осуществление этого совместного заявления СССР, бывший одним из главных поставщиков оружия в Ирак, решил в одностороннем порядке приостановить поставки туда вооружения и военной техники. В обстановке осуждения абсолютным большинством государств мира иракской агрессии против Кувейта не было никаких препятствий к созыву 2 августа 1990 г. Совета Безопасности ООН, который принял резолюцию 660, осуждавшую вторжение и требовавшую немедленного и безусловного вывода иракских войск. Резолюция 661 от 6 августа требовала от Ирака немедленного прекращения оккупации и вывода войск из Кувейта. В противном случае, говорилось в ней, СБ ООН введет всеобъемлющую международную торгово-финансовую санкцию. Резолюция 662 от 9 августа объявила иракское вторжение незаконным и недействительным; резолюция 664 от 18 августа подчеркнула настоятельную необходимость освобождения иракскими властями граждан третьих стран в Ираке и Кувейте.

Таковы были общая политическая оценка иракской агрессии против Кувейта и меры по ее прекращению, которые СБ ООН выработал в течение августа 1990 г. Но в позиции Социнтерна довольно длительное время присутствовала надежда на возможность мирного разрешения конфликта путем переговоров конфликтующих сторон или на международных конференциях. Наиболее развернутая позиция Социнтерна была дана в Заявлении о кризисе в Персидском заливе, принятом на сессии лидеров его партий в Тампере Финляндия 5 сентября 1990 г. В нем подчеркивалось, что Социнтерн «осуждает иракскую агрессию против Кувейта и отказ Ирака подчиниться решениям СБ ООН» и что он «призывает все заинтересованные стороны строго следовать этим решениям» В заявлении содержалось специальное обращение к ООН «усилить свою деятельность для разрешения этого конфликта». Оно требовало от Ирака немедленно вывести войска из Кувейта, дать возможность законному правительству последнего отправлять свои функции в своей стране и освободить всех иностранцев, удерживаемых в качестве заложников. В нем содержался призыв «к максимальной поддержке акций, предпринимаемых ООН, включая эффективные международные санкции». В резолюции указывалось, что лишь осуществление этих мер способно «обеспечить мирное решение конфликта и предотвратить эскалацию конфликта и страдания людей». В то же время в заявлении содержались призывы к ООН, суть которых сводилась к следующему: - организовать соответствующую поддержку соседним с Ираком странам, которые пострадают от введения против него экономических санкций, и тем странам, чьи граждане работают по найму в Ираке и Кувейте; - организовать соответствующую гуманитарную помощь для беженцев, ставших ими вследствие иракской агрессии; - предпринимать необходимые меры к демонтажу арсеналов химического оружия в Ираке, к прекращению разработки там биологического и ядерного оружия; - поддерживать свободу, самоопределение и социальную справедливость на Ближнем Востоке; - предотвратить использование странами региона иракской агрессии для насаждения у себя духа милитаризма. Другие же пункты, хотя и не были включены в решения СБ ООН, играли определенную положительную роль в утверждении идей справедливости и гуманизма в сознании международной общественности. В ней подчеркивалось, что «международное сообщество едино в твердом осуждении иракского вторжения и аннексии Кувейта; насильственный акт Ирака, в отношении которого Социнтерн с самого начала занял недвусмысленную позицию, объединил мир в коллективной защите фундаментальных принципов; он объединил правительства Востока и Запада, Юга и Севера в их конкретной решимости остановить агрессию, дать ей отпор; иракский режим может не сомневаться в воле мира защитить международное право».

В тех же условиях продолжения Ираком своей агрессивной политики Совет Безопасности 29 ноября 1990 г. В качестве основных условий прекращения огня силами коалиции в резолюции подчеркнуто: - Ирак и Кувейт окончательно признают границы, существовавшие до иракской агрессии и которые были в принципе согласованы сторонами в октябре 1963 г. ООН обязуется предпринять необходимые меры по демаркации границы с назначением международных наблюдателей; - войска коалиции, возглавляемой США, уйдут из региона между Кувейтом и Ираком после того, как их позиции займут наблюдатели ООН для контроля положения на границе между двумя странами; - Ирак должен ликвидировать все находящиеся у него на вооружении отравляющие газы, запасы биологического оружия, заводы и фабрики, производящие его, и средства его доставки, дальность полета которых превышает 150 км. До 18 апреля 1991 г. Генеральному секретарю ООН было поручено к 18 мая 1991 г.

После боя они пошли туда, где были разбросаны обломки этою чудо-оружия. Как рассказывал авторам м-р Хамид. Позже иракцы пришли к выводу, что -Игла- была лучшим оружием против BGM-109. Единственным недостатком этого комплекса признали трудность использования его ночью. По этой причине к концу января американцы отказались от использования -Томагавков- днем и полностью переключились на ночные атаки. Успехи ПВО Ирака по нейтрализации угрозы крылатых ракет косвенно подтверждаются американскими источниками На первом месте среди них — статья в -Вашингтон пост-, опубликованная в конце войны. В ней говорится: — Томагавк- и F-117А. На втором месте — очень интересный доклад, опубликованный 12 июня 1997 г. Генеральной счетной палатой США. Доклад адресован конгрессмену Джону Динталу John D. На упомянутых страницах содержится следующая информация. Количество запущенных ракет и типы целей. Из 288 фактических пусков в 6 случаях отказали разгонные двигатели, и ракеты не вышли на крейсерский режим полета. Из 38 объектов, атакованных -Томагавками-. Эти 37 объектов содержали в общей сложности 173 различные цели. При этом выбор целей был ограничен: ракеты не направлялись на объекты, если для их разрушения требовалось более, чем 2000 фунтов более 800 кг взрывчатки. Хотя были исключения: в прессе сообщалось, что два -Томагавка- поразили центр ПВО в Багдаде, на самом деле они причинили лишь небольшие повреждения крыше бункера, сделанной из армированного бетона 3. Период массовых пусков. В тот день состоялись пуски последних 6 ракет -одна за одной-, всех — по аэродрому Рашид Rasheed. Они достигли района Багдада около 11 утра, подверглись обстрелу, и лишь 2 из них достигли целей. Основными причинами его решения стали I негативная реакция телевидения на дневные удары по центру Багдада и 2 дороговизна раакет в сочетании с их очень слабой боевой частью… Послевоенный анализ показал, что много ракет определенно не достигло своих целей либо достигло их лишь предположительно.

В 1980 г. Кувейт поддержал Ирак в войне с Ираном правда, на то были свои основания — монарх Кувейта опасался распространения идей Исламской революции на монархии Персидского залива. Кувейтской стороной Ираку был предоставлен даже крупный денежный займ, поскольку Ирак нуждался в финансировании военной кампании против Ирака. Следует отметить, что во время ирано-иракской войны Багдаду оказывали поддержку и Советский Союз, и страны Запада, и суннитские монархии Персидского залива, включая Кувейт и Саудовскую Аравию. Ирано-иракская война длилась восемь лет и стоила обеим странам колоссальных человеческих жертв и экономических затрат. Но уже спустя два года иракский лидер Саддам Хусейн вновь обратился к агрессивной риторике — на этот раз в адрес соседнего Кувейта, казавшегося ему легко уязвимой целью в силу небольшой территории и численности населения». В статье подчеркнуто, что причина резкого изменения позиции Саддама Хуссейна обусловлена стремительным падением цен на нефть к 1990 году. И президент Ирака обвинил в этом страны Персидского залива, увеличившие объемы добычи нефти, что, в свою очередь, способствовало падению цен на нефть. Кроме того, Багдад был должен Кувейту 14 миллиардов долларов США, и аннексия этого государства позволила бы не платить по счетам. Ирак обвинил Кувейт в краже нефти из иракских месторождений и в соучастии в международном заговоре против Ирака, инициированном западными странами. В качестве повода для предъявления претензий к Кувейту было использовано и вхождение Кувейта в вилайет Басра во время османского господства в Ираке. Саддам Хусейн видел Кувейт не иначе, как исторической провинцией Ирака, отрезанной от него британскими колонизаторами. При этом, естественно, что сами кувейтцы не жаждали вхождения своей небольшой страны в состав Ирака, поскольку уровень жизни граждан Кувейта был значительно выше. От Кувейта иракский лидер потребовал компенсации в размере прощенного иракского долга в 14 миллиардов долларов и уплаты еще 2,5 миллиардов долларов «сверху». Но эмир Кувейта шейх Джабер аль-Ахмед аль-Джабер ас-Сабах не пошел на выполнение иракских требований. Монарх Кувейта рассчитывал на помощь со стороны своих британских и американских союзников и надеялся, что Саддам Хусейн не рискнет напасть на соседнее государство. Как оказалось, он ошибался. Вскоре после выступления Саддама Хусейна началась передислокация иракских сухопутных войск к иракско-кувейтской границе. Одновременно Саддам Хусейн продолжал уверять египетского президента Хосни Мубарака, пытавшегося выступать в качестве посредника между двумя арабскими государствами, что готов к мирному диалогу с эмиром Кувейта. Однако уже 1 августа 1990 года Ирак выдвинул заведомо невыполнимые требования к Кувейту, рассчитывая, что эмир откупится от них и правда предоставит Багдаду миллиарды долларов. Но этого не произошло. Шейх Джабер отказался удовлетворять требования своего северного соседа». Подчеркивается, что «военный потенциал Ирака и Кувейта накануне конфликта был, конечно, несравним. Расходы на оборону занимали важнейшее место в иракском государственном бюджете. К 1990 г. Ирак обладал одной из самых многочисленных армий в мире. Численность вооруженных сил страны составляла 1 млн. То есть, более, чем каждый двадцатый иракец находился на военной службе. В конце июля 1990 г. Сухопутные войска Ирака двигались на столицу страны по двум направлениям — основной дороге в Эль-Кувейт и южнее, чтобы отрезать столицу от Южного Кувейта. Одновременно в Эль-Кувейте высадились отряды иракской морской пехоты, а военно-воздушные силы Ирака совершили авиаудары по кувейтской столице. Иракский спецназ предпринял попытку захвата эмирского дворца, высадившись с вертолетов, но гвардия шейха Джабера смогла дать отпор иракским коммандос. Пока шел бой иракского и кувейтского спецназа, эмир и его ближайшее окружение эвакуировались на вертолете в Саудовскую Аравию. Лишь к вечеру 2 августа иракским войскам удалось взять штурмом дворец эмира Кувейта, но самого монарха там уже не было. Еще одно крупное сражение произошло в тот же день в Аль-Джахре — между частями 35-й танковой бригады сухопутных войск Кувейта, которой командовал полковник Салем аль-Масуд, и танковой дивизией «Хаммурапи» Республиканской гвардии Ирака. В результате битвы было уничтожено 25 иракских танков Т-72, тогда как кувейтская бригада потеряла только 2 танка «Чифтен». Столь высокие потери иракской дивизии «Хаммурапи» объяснялись неожиданностью атаки кувейтского танкового батальона. Однако, в конечном итоге, 35-й кувейтской бригаде все равно пришлось отступить на территорию Саудовской Аравии. К 4 августа 1990 года вся территория Кувейта оказалась под контролем иракской армии. В результате двухдневной войны погибло 295 иракских военнослужащих. Кувейт понес куда более серьезные потери — в боях погибли 4200 кувейтских солдат и офицеров, а 12000 военнослужащих кувейтской армии попали в плен. Фактически кувейтские вооруженные силы прекратили свое существование, за исключением тех подразделений, которым удалось отступить в Саудовскую Аравию. В состав «Временного правительства» вошли 9 кувейтских офицеров, перешедших на сторону Ирака. Вернувшись в Кувейт, служил в кувейтской армии и к моменту вторжения иракской армии имел звание лейтенанта. После перехода на сторону Ирака он возглавил коллаборационистское правительство Кувейта, 8 августа 1990 г. Алаа Хусейн Али был произведен в полковники иракской армии и назначен заместителем премьер-министра Ирака. Губернатором 19-й провинции был назначен генерал Али Хасан аль-Маджид 1941-2010 — двоюродный брат Саддама Хусейна, известный под прозвищем «Химический Али» и прославившийся подавлением курдских повстанцев в Северном Ираке. Али Хасан аль-Маджид считался одним из ближайших соратников Саддама Хусейна и жестким военным руководителем. В октябре 1990 г. Но всё это не осталось без внимания со стороны мирового сообщества. Так, руководство США открыто выражало обеспокоенность действиями иракских властей. Против Ирака было введено эмбарго на поставки оружия, к которому на следующий день, 3 августа 1990 г. В тот же день началась переброска частей 82-й воздушно-десантной дивизии американской армии в Саудовскую Аравию. С другой стороны, Ирак также начал готовится к обороне своей территории, строя т. Отметим, что Советский Союз, несмотря на то, что был одним из главных военных партнеров Ирака и до вторжения в Кувейт осуществлял масштабные поставки вооружения иракской армии, был вынужден присоединиться к остальным странам. С 1972 г. СССР и Ирак связывал Договор о дружбе и сотрудничестве, а на территории Ирака находились около 5 тысяч советских граждан — военные и гражданские специалисты и члены их семей. Казалось бы, Москва должна была предпринять все возможные усилия, чтобы разрешить конфликт мирным путем и заставить США отказаться от планов вооруженных действий против Ирака. Но реализовать эту задачу у Советского Союза не получилось. С одной стороны, США и их союзники были настроены крайне решительно, с другой стороны — и Саддам Хусейн не желал идти на уступки и выводить войска с территории Кувейта. Всю осень 1990 г. Совет Безопасности ООН принимал резолюции по «кувейтскому вопросу», однако Саддам Хусейн упорно не желал отказываться от вновь приобретенной «девятнадцатой провинции». Бейкера и министра иностранных дел Ирака Тарика Азиза.

Похожие новости:

Оцените статью
Добавить комментарий