Гагарину выпала честь испытать корабль «Восток-1» – совершить одновитковый полет вокруг Земли на высоте 180-230 км с посадкой в заданном районе. Сообщение ТАСС по радио передали. Алексей Иванович расспрашивать стал, тот рассказал, что услышал: – Сказали: пилотирует майор Гагарин. Перед полетом Гагарина в космос ТАСС подготовил три сообщения: на случай удачного полета, неудачного и на случай приземления вне территории СССР. Цитата из доклада Гагарина после полета. «Доклады осуществлял в соответствии с заданием в телеграфном и телефонном режимах. Юрий Гагарин, занимавший к тому времени пост командира отряда советских космонавтов – заместителя начальника Центра подготовки космонавтов, тяготился административной работой.
8 ярких фактов о Гагарине — они превращают его из покорителя галактики в обычного человека
Всего в аэроклубе Юрий Гагарин выполнил 196 полётов и налетал 42 часа 23 минуты. 12 апреля 1961 года Юрий Гагарин, советский космонавт, стал первым человеком в истории, совершившим орбитальный космический полёт. Например, радиолюбители из Италии братья Юдика-Кордилья ещё до полета Гагарина утверждали, что перехватили сообщения с советских космических кораблей. И, кстати, в сообщениях ТАСС от 12 апреля фигурировал уже майор Юрии Гагарин.
Новости и события Российского исторического общества
Юрий Гагарин сегодня — В полетном режиме: Россия и Белоруссия наметили планы сотрудничества в космосе. первого человека в истории, совершившего полёт в космос - на сайте RT. В конце 1957 года Гагарин прибыл к месту своего назначения: авиационный полк Северного флота. Анна Тимофеевна услышав новость, что её сын стал первым человеком полетевшим в космос, не поверила своим ушам. Последнее сообщение Гагарина о выполнении летного задания было с высоты более четырех тысяч метров. Дальше началось снижение самолета, которое можно выполнить двумя способами.
Самое читаемое
- Человек мира: заграничные визиты Гагарина
- Гагарин Юрий Алексеевич
- Юрий Гагарин
- Ранние годы и образование Юрия Гагарина
- Детство. Война. Гжатск
Юрий Гагарин — Первый человек в космосе. Интересные факты
Королева нашла выход и из этой ситуации, сказав всем «пить чай по-гагарински», достала свой лимон из чашки и съела его. Слетела тесемка от носков После первого полета Гагарина торжественно встречали в Москве на Красной площади. И эта деталь только добавила народной любви к космонавту. У Гагарина на одной ноге отцепилась эта резинка, и железная пряжка очень больно била его по ноге».
Медаль «За освоение целинных земель» Казалось бы, где космонавтика и где полевые работы. Но первой наградой, которую получил Гагарин после полета в космос, стала именно медаль «За освоение целинных земель». Дело в том, что из-за сбоя в системе торможения спускаемый аппарат с Гагариным приземлился не в запланированной области в 110 км от Сталинграда , а в Саратовской области, рядом с городом Энгельсом, в районе, который относился к целинным и залежным землям.
Поэтому Гагарин, когда увидел в иллюминаторе бушующее пламя, предположил, что космический корабль горит, а самому ему осталось жить считаные секунды. На самом деле трение жаропрочной обшивки космического корабля об атмосферу — рабочий момент, который происходит при каждом полете. Зато теперь каждый космонавт готов к огненному шоу за бортом.
Стал пионером в 31 год До того как Гагарин сообщил об успешном приземлении, «неопознанный летающий объект» засекли зенитчики из части ПВО. Они не знали о космическом полете и решили сначала выяснить, что упало, а потом доложить начальству. Сперва они обнаружили капсулу, а потом и самого Гагарина они приземлились отдельно.
Космонавт был уже в компании местных жителей. Вот как вспоминают эту встречу очевидцы. Но она сначала испугалась.
Он говорит: «Помоги мне снять скафандр». Такой тяжелый, что ему трудно передвигаться. Наши подбежали ребята, помогли ему.
И он сразу сказал: «Где бы мне позвонить, сообщить, что я уже приземлился?
Приготовился к спуску. Закрыл правый иллюминатор. Притянулся ремнями, закрыл гермошлем и переключил освещение на рабочее. Затем в точно заданное время прошла третья команда. Как только погасло окошко при прохождении третьей команды, я стал наблюдать за давлением в ТДУ и в системе ориентации. Оно стало резко падать с 320 атм.
Стрелка прибора четко шла на уменьшение давления. Я почувствовал, как заработало ТДУ. Через конструкцию ощущался небольшой зуд и шум. Я засек время включения ТДУ. Перед этим секундомер поставил на нуль. ТДУ работал хорошо. Его включение произошло резко.
Перегрузка наросла, немного, и потом резко опять появилась невесомость. Стрелки в этот момент в системе автоматической ориентации и в баллоне ТДУ сразу прыгнули на нуль. Время работы ТДУ составило точно 40 сек. В этот период произошло следующее. Как только выключилась ТДУ, произошел резкий толчок, и корабль начал вращаться вокруг своих осей с очень большой скоростью. Земля у меня проходила во «взоре» сверху справа вниз и влево. Скорость вращения была градусов около 30 в секунду, не меньше.
Получился «кардибалет»: голова-ноги, голова-ноги с очень большой скоростью вращения. Все кружилось. То вижу Африку над Африкой произошло это , то горизонт, то небо. Только успевал закрываться от Солнца, чтобы свет не падал в глаза. Я поставил ноги к иллюминатору, но не закрывал шторки. Мне было интересно самому, что происходит. Я ждал разделения.
Разделения нет. Я знал, что по расчету это должно было произойти через 10-12 сек. По моим ощущениям больше прошло времени, но разделения нет. На приборе «Спуск I» не гаснет, «приготовиться к катапультированию» — не загорается. Разделение не происходит. Затем вновь начинают загораться окошки на ПКРС: сначала окошко третьей команды, затем — второй и затем — первой команды. Подвижный индекс стоит на нуле.
Разделения никакого нет. Я решил, что тут не все в порядке. Засек по часам время. Прошло минуты две, а разделения нет. Прикинул, что все-таки сяду нормально, так как тысяч 6 есть до Советского Союза, да Советский Союз тысяч 8 км, значит, до Дальнего Востока где-нибудь сяду. По телефону доложил, что разделение не произошло. Я рассудил, что обстановка не аварийная.
Ключом я передал «ВН» — все нормально. Через «взор» заметил северный берег Африки, Средиземное море. Все было четко видно. Корабль продолжал вращаться. Разделение произошло в 10 часов 35 минут, а не в 10 часов 25 минут, как я ожидал, т. Разделение резко почувствовал. Произошел хлопок, затем толчок, вращение продолжалось.
Погасли все окошки на ПКРС. Включилась только одна надпись: «приготовиться к катапультированию». Я заметил, что высота полета все-таки стала ниже, чем, скажем, в апогее. Здесь предметы на Земле различались резче. Я закрыл шторку «взора». Затем начал чувствовать торможение и какой-то слабый зуд, идущий по конструкции корабля. Еле ощутимый зуд, который ощущается через ноги, стоящие на кресле.
Я занял позу для катапультирования. Сижу жду. Начинается замедление вращения корабля; причем по всем трем осям. Полного оборота не совершалось. По другой оси такие же колебательные движения с замедлением. В это время иллюминатор «взора» был закрыт шторкой. Вдруг по краям шторки появился ярко-багровый свет.
Такой же багровый свет наблюдался и в маленькое отверстие в правом иллюминаторе. Ощущал колебания корабля и горение обмазки. Я не знаю, откуда потрескивание шло: или конструкция подтрескивала, расширялась ли тепловая оболочка при нагреве, но слышно было потрескивание. Происходило одно потрескивание примерно в минуту. В общем, чувствовалось, что температура была высокая. Потом несколько слабее стал свет во «взоре». Перегрузки были маленькие, примерно 1-1,5 единицы.
Затем начался плавный рост перегрузок. Колебания шара все время продолжались по всем осям. К моменту достижения максимальных перегрузок я наблюдал все время Солнце. По «зайчикам» я мог определить примерно, как вращается корабль. К этому времени я чувствовал, что корабль идет с некоторым подрагиванием. В плотных слоях атмосферы он заметно тормозился. По моим ощущениям перегрузка была за 10ж.
Был такой момент, примерно секунды 2-3, когда у меня начали «расплываться» показания на приборах. В глазах стало немного сереть. Снова поднатужился, поднапрягся. Это помогло, все как бы стало на свое место. Этот пик перегрузки был непродолжительным. Затем начался спад перегрузок. Они падали плавно, но более быстро, чем они нарастали.
С этого момента внимание свое переключил на то, что скоро должно произойти катапультирование. Когда перегрузки начали «жать», Солнце мне било прямо в задний иллюминатор. Когда перегрузки полностью спали, что, очевидно, совпало с переходом звукового барьера, стал слышен свист воздуха. В шаре отчетливо можно было слышать, как он идет в плотных слоях атмосферы. Шум или свист был слышен так же, как обычно можно было слышать в самолетах, когда задросселируют двигатели или когда самолет пикирует. Вновь подумал о том, что сейчас будет катапультирование. Настроение было хорошее.
Стало ясно, что сажусь не на Дальнем Востоке, а где-то здесь, вблизи расчетного района. Момент разделения хорошо заметил. Глобус остановился приблизительно на середине Средиземного моря. Значит, все нормально. Жду катапультирования. Хлопок, и крышка люка ушла. Я сижу и думаю, не я ли это катапультировался?
Так, тихонько голову кверху повернул. В этот момент произошел выстрел, и я катапультировался. Произошло это быстро, хорошо, мягко. Ничем я не стукнулся, ничего не ушиб, все нормально. Вылетел я с креслом. Дальше стрельнула пушка, и ввелся в действие стабилизирующий парашют. На кресле я сидел очень удобно, как на стуле.
Почувствовал, что меня вращает в правую сторону. Я сразу увидел большую реку. И подумал, что это Волга. Больше других таких рек нет в этом районе. Потом смотрю — что-то вроде города. На одном берегу большой город, и на другом — значительный. Думаю, что-то знакомое.
Катапультирование произошло, по моим расчетам, над берегом. Ну, думаю, очевидно, ветерок сейчас меня потащит, и придется приводняться на воду. Потом отцепляется стабилизирующий парашют, и вводится в действие основной парашют. Проходило все это очень мягко, так, что я ничего почти не заметил. Кресло также незаметно ушло от меня вниз. Я стал спускаться на основном парашюте.
По расчётам он должен был отработать ровно 41 секунду.
Но в клапане оказался небольшой брак и двигатель отключился раньше положенного. Это привело к тому, что магистрали наддува остались открытыми. В них под огромным давлением стал поступать азот. В результате корабль закрутило со скоростью 30 оборотов в секунду. В докладе пилот писал об этом так: «Получился какой-то кордебалет: голова—ноги, голова—ноги... Всё это на огромных скоростях. Вокруг всё кружилось.
Передо мной мелькали то Африка, то небо, то горизонт. Я только и мог, что закрывать глаза от Солнца. Свои ноги я поставил прямо на иллюминатор. Шторки не закрывал. Мне самому было безумно интересно, что происходит. Я ждал пока настанет момент разделения, а он всё не наступал... Аварийное приземление В результате совокупности всех мелких технических неполадок и несоответствий, сложилась совершенно уникальная ситуация.
Пилот не имел никакой возможности оценить степень опасности развивающихся событий. Надо отдать должное Юрию Алексеевичу — он не запаниковал. Гагарин делал всё возможное, чтобы полёт проходил по плану. Космонавт засёк время по часам и продолжил контролировать происходящее. Когда наконец отсеки корабля всё же разделились, аппарат находился это над Средиземным морем. Высота была не более 120 километров. Космический корабль продолжил движение, его вращение стало постепенно замедляться.
Перегрузки всё нарастали. Кабина ракеты озарилась ярко—багровым светом. Лётчик услышал странное потрескивание, но откуда оно исходило так и не понял. Гагарин решил, что этот звук является эффектом от теплового расширения оболочки корабля. Юрий Алексеевич почуял запах чего-то горелого. В глазах у него потемнело от значительных перегрузок. Всё это продлилось какие-то секунды, но космонавт уже успел попрощаться с жизнью.
Потом внезапно всё прекратилось. Гагарину стало легче. Опытный лётчик не потерял самообладания при внештатной ситуации, он вышел из неё с честью. Вход корабля в плотные слои атмосферы был зарегистрирован в Симферополе местным измерительным пунктом. Некоторое время спустя, на скорости чуть более 200 метров в секунду, на семикилометровой высоте, система открыла крышку люка и произошло катапультирование пилота. Сработал основной парашют, Гагарин вылетел из кресла. Вместе с этим отделился аварийный запас в контейнере.
По непонятным причинам он не повис на фале, а сорвался. Таким образом, лётчик был лишён всех необходимых медикаментов, продуктовых запасов, рации и пеленгатора. Когда Юрий Алексеевич находился на высоте три километра над Землёй, раскрылся запасной парашют. Управлять ими двумя Гагарин не мог, поэтому летел спиной вперёд. Только когда он оказался на высоте тридцать метров, его развернуло лицом. Так он смог хорошо приземлится и не травмироваться.
И дал всему миру надежду на грандиозные свершения в космосе. Первый пилотируемый корабль «Восток», 108 минут полета один виток вокруг Земли и триумф нашей науки и технологий. Гагарин сегодня в каждом из тех, кто уже был на орбите, находится там или только мечтает туда отправиться. И в этом тоже часть русской души — если быть, то быть первым.
8 ярких фактов о Гагарине — они превращают его из покорителя галактики в обычного человека
Что спровоцировало катастрофу, что было за минуту до нее - в 10:29-10:30, так и осталось загадкой. Хотя сразу же, по горячим следам, была создана Государственная комиссия. Ее руководителем назначили Л. Смирнова - в то время он возглавлял Госкомитет по оборонной технике и был одновременно заместителем председателя Совета Министров СССР. Полномочий, чтобы во всем разобраться, у него было достаточно. Фото: ОММЗ им. Гагарина Каждый в комиссии "греб от себя" Заместителем Смирнова в этой комиссии определили генерал-полковника авиации Павла Кутахова, а он по должности - первый заместитель тогдашнего главкома ВВС Вершинина и первый кандидат в преемники своему возрастному шефу что и случилось через год.
И Смирнов, и Кутахов, и подчиненные им руководители четырех технических подкомиссий, понимая, с чем имеют дело, вели себя в высшей степени осторожно, не конфликтуя друг с другом и прислушиваясь к тому, какие советы-рекомендации доходили "сверху". На первом этапе расследования, когда велись поиски на месте падения самолета, и затем, когда все скрупулезно собранное доставили в НИИ различных специализаций, была проделана масштабная техническая, экспертная и аналитическая работа. С достаточной степенью достоверности реконструированы временные и прочие параметры столкновения самолета Гагарина-Серегина с землей. Определено, что это произошло всего через 60-70 секунд после доклада Юрия Гагарина: "Понял, выполняю". А то были последние его слова, зафиксированные в радиопереговорах с аэродромом Жуковского. Руль высоты находился в положении вывода из пикирования, но не на границе диапазона его возможной перекладки, а лишь на половине этого предела.
Значит, ручка управления была взята "на себя" не до упора. Возможно, потому, что перегрузка на этом вертикальном маневре достигала почти 11 крат - каждый из летчиков "весил" около тонны, сопоставимое давление было на всю конструкцию самолета… Фото: ОММЗ им. Гагарина По мнению авторитетных экспертов, долгое время работавших в Институте авиационной и космической медицины и знакомых с техническими отчетами комиссии Смирнова, такие экстремальные параметры снижения самолета "не могли быть результатом намеренных действий экипажа, а явились следствием возникшей нештатной ситуации, обвально усугубившейся до катастрофического исхода всего за одну минуту". Юрий Гагарин и Алексей Леонов на аэродроме в период учебно-тренировочных полетов.
Стандартная процедура — всех так. Звание «космонавт» ему присвоили только 25 января 1961 года, за считанные месяцы до полета. Видимо, именно тогда формировался окончательный список: кто полетит, кто в резерве. Кстати, совсем незадолго до полета, 7 марта 1961 года, у Юрия появляется вторая дочь, Галина. Таким образом, дата «7 марта» как минимум дважды оказалась судьбоносной в его биографии.
Личное дело скрупулезно перечисляет дальнейшую карьеру первого космонавта, но как бы формально и пунктиром. Как будто не о легенде речь. И заканчивается кратким сообщением: «27 марта 1968 года погиб при исполнении служебных обязанностей в результате катастрофы самолета. Похоронен в г. Москве на Красной площади у Кремлевской стены». Больше никаких подробностей. Легендарное фото - корреспонденты «КП», среди которых был Василий Песков, оказались первыми журналистами, взявшими интервью у Юрия Гагарина. Более того, они сопровождали первого космонавта от места посадки в Москву Фото: архив "КП" Что ж, каких-то сенсационных сведений о Гагарине папка не принесла. Рухнула еще одна советская легенда, что, мол, в личных делах содержалось на каждого человека невероятной полноты досье.
Досье как досье, ничего такого. И с одной стороны понятно, почему: вот таким Гагарин и был, честным, грамотным профессионалом, человеком без второго дна. И нечего выискивать скрытые смыслы и изобретать фантастические гипотезы.
Руль высоты находился в положении вывода из пикирования, но не на границе диапазона его возможной перекладки, а лишь на половине этого предела. Значит, ручка управления была взята "на себя" не до упора.
Возможно, потому, что перегрузка на этом вертикальном маневре достигала почти 11 крат - каждый из летчиков "весил" около тонны, сопоставимое давление было на всю конструкцию самолета… Фото: ОММЗ им. Гагарина По мнению авторитетных экспертов, долгое время работавших в Институте авиационной и космической медицины и знакомых с техническими отчетами комиссии Смирнова, такие экстремальные параметры снижения самолета "не могли быть результатом намеренных действий экипажа, а явились следствием возникшей нештатной ситуации, обвально усугубившейся до катастрофического исхода всего за одну минуту". Юрий Гагарин и Алексей Леонов на аэродроме в период учебно-тренировочных полетов. Но 29 томов расследования были засекречены. Спустя время некоторые детали стали просачиваться из интервью и выступлений отдельных членов комиссии и привлекавшихся экспертов.
Если кратко, их суть такова. Обнаружив в зоне учебного пилотажа сложную метеообстановку в момент, когда Гагарин и Серегин вылетали с аэродрома, благоприятный прогноз был дан ошибочно , экипаж по какой-то причине совершил резкий маневр и вышел из нижнего слоя облаков, пикируя почти вертикально. Летчики пытались вывести машину в горизонтальный полет, но запаса высоты для этого не хватило, самолет столкнулся с землей, экипаж погиб. В ходе расследования отказов или неисправностей техники обнаружено не было. Химический анализ останков и крови летчиков посторонних веществ не выявил.
Виновата в катастрофе… внешняя среда При исследовании составляющих полета "экипаж - самолет - среда" в отношении двух первых у комиссии Смирнова было если не табу, то явное и неявное сопротивление на всех возможных уровнях - от командного до партийно-политического. А вот на "внешнюю среду", уловив заданный вектор расследования, навалились со всех сторон - летчики, инженеры и особенно штабисты-администраторы. Все словно "прозрели" и принялись искать внешние факторы, причины и обстоятельства сваливания самолета Гагарина-Серегина в штопор. Сначала говорили о других самолетах того же полка под началом полковника Серегина одиночный МиГ-17 в соседней зоне пилотажа и пара МиГ-21, взлетевших на свой маршрут после Гагарина. Затем появился таинственный истребитель с соседнего аэродрома Раменское, якобы пролетевший через район полетов Чкаловского аэродрома впоследствии об этом не единожды говорил в своих интервью Алексей Леонов.
Кого не расшевелит такое мощное достижение? Сегодня газета Daily Mirror чествует русских — и Дикую утку. Его зовут Юрий Алексеевич Гагарин. Он сын плотника… Сегодня — в то время как мир лежит у его ног — он шагает по Земле, как величайший, храбрейший первопроходец в истории. Юрий Гагарин как будто сошел со страниц научно-фантастического романа. Даже его имя — оно произносится Га-га-рин с ударением на последнем слоге — означает Дикая утка. Он родился 9 марта 1934 года — один из семерых детей в семье плотника, жившей в колхозе в 100 милях от Москвы. Гагарин был еще ребенком, когда Германия вторглась в Россию в 1941 году.
Он бежал с семьей на восток и вернулся в колхоз, когда война закончилась. В 1951 году — тогда ему было 17 — он с отличием закончил профессиональное училище в городе Люберцы, под Москвой. Его профессия: литейщик. Позже его направили учиться в Промышленной-технологический институт. Затем Юрия увлекли полеты, он вступил в авиаклуб и поступил в летную школу. Ему было 21. Статный, удалой, молодой пилот познакомился с двадцатилетней Валентиной, учившейся в медучилище. Они полюбили друг друга, поженились, устроились в пригороде Москвы и сегодня у них две дочери.
Похвалы советскому завоеванию космоса по всему миру были вчера безграничны. Премьер-министр Британии Харольд Макмиллан сказал, что русский успех — «очень значительное достижение». Министр науки Британии лорд Хэйлшем сказал: «Это достижение — научное, технологическое и человеческое достижение высочайшего качества». Президент Америки, г-н Джон Кеннеди, выпустил заявление, в котором говорится: «Исследование нашей Солнечной системы — это амбиция, связывающая нас и все человечество с Советским Союзом, и этот полет — важный шаг к этой цели».
«Он был первым». К 90-летию со дня рождения Юрия Гагарина
Сейчас это обыденный процесс при приземлении, но тогда Юрий Гагарин решил, что ему осталось жить всего ничего. Факт 6. Юрий Гагарин возил с собой запасные пуговицы Всеобщее обожание — это не только приятные моменты. Так, после встреч с поклонниками Юрию Гагарину приходилось пришивать новые пуговицы на китель, так как каждый стремился схватить себе на память хоть что-то у своего кумира. В конце концов первый космонавт стал брать с собой в поездки шкатулку с пуговицами. Факт 7. Ради Гагарина английская королева нарушила этикет В июле 1961 года первого космонавта пригласили в Англию. Там он встретился с премьер-министром и королевой Елизаветой II. Возили его на машине с уникальным номером «YG-1», что означало «Юрий Гагарин, первый космонавт». И королева тогда тоже в первый раз нарушила правило этикета, которое запрещало монарху фотографироваться с простолюдинами. Она сообщила, что Gagarin — не земной человек, а значит на него это правило не распространяется.
Полёт Юрия Гагарина люди воспринимали как бесценный подарок всему человечеству. Вот, например, послание ветерана войны А. Мне сегодня исполнилось 40 лет. Ещё ни один день моего рождения не был так полон радости». Затем прославленный космонавт стал регулярно выезжать за рубеж — так называемая Миссия мира в общей сложности длилась два года. Великой честью встречу с ним считали президенты, короли, учёные и артисты. Карьера Гагарина была стремительной и успешной: он был заместителем начальника Центра подготовки космонавтов, обучал экипажи, руководил полётами кораблей «Восток», «Восход» и нового «Союза». На нём в 1966 году он был дублёром Владимира Комарова, для которого это был первый и последний полет.
Космонавт трагически погиб. Это произошло близ деревни Новосёлово во Владимирской области. Тела лётчиков кремировали и захоронили в Кремлёвской стене в Москве. Хотя жизнь Юрия Гагарина была коротка, его слава и вклад в развитие всего человечества поистине вечны. Даже спустя полвека после полёта первого человека в космос многие этот день вспоминают в мельчайших подробностях. На портале Президентской библиотеки в специальном номере «Смены» 2011 , посвящённом 50-летию подвига Гагарина, читаем воспоминания известного певца Эдуарда Хиля: «Я спал: накануне допоздна участвовал в спектакле — я тогда учился в Ленинградской консерватории. Почувствовал себя счастливым оттого, что мы — первые. Значит, не зря голодали, не зря во всём себе отказывали».
Не в последнюю очередь учитывался и рост кандидата — не более 170 см. Поскольку рост Гагарина составлял 157 см, по этому параметру он подходил идеально. В результате множественных проверок и тестов Юрий Алексеевич был признан одним из 20 кандидатов, которые могут полететь в космос. Несмотря на жесткую конкуренцию, Юрий вел себя доброжелательно ко всем кандидатам, и они проявляли взаимное уважение к нему. Длительная подготовка ничуть его не утомляла — Гагарин безумно любил небо и готов был проводить в полетах все свое время. Удивительно, что ни в одной из областей подготовки он не был лидером, но благодаря сочетанию профессиональных навыков, психологической устойчивости и отдельным чертам характера, именно Гагарина посчитали лучшим кандидатом для первого полета в космос. О том, что полет Гагарина в космос вскоре состоится, сам космонавт узнал только за месяц до события.
Из-за соперничества с американцами, которые планировали отправить своего человека в космос 20 апреля 1961 года, было принято решение осуществить полет как можно раньше. Из двух рассматриваемых дат: 10 и 12 апреля, в конечном итоге выбор пал на второй вариант. Первым космонавтом назначили Юрия Алексеевича, затем был назначен дублер Гагарина в первом полете — Герман Титов. С этого момента началась усиленная подготовка к полёту. Дата полета Гагарина — событие, которое стало одним из важнейших для страны и всего мира — 12 апреля 1961 года. Из-за спешки, космический корабль «Восток» не был оборудован системой мягкой посадки и не имел системы аварийного спасения на случай, если что-то пойдет не так. Также не были продублированы некоторые важные системы корабля.
То есть, риски для жизни космонавтов были огромными. Шанс, что Гагарин погибнет еще до того, как поднимется в воздух, был очень велик. Но, несмотря на это, он не отказался от задания и 12 апреля 1961 года в 9 часов 7 минут состоялся взлет корабля «Восток-1» с космодрома «Байконур». До произнесенного Гагариным знаменитого «Поехали» стенограмма содержит два часа переговоров. Слова Гагарина перед полетом носят преимущественно технический характер: вместе с Королёвым они проверяли связь, считая от 1 до 10. Во время полета к космонавту обращались «Кедр» — таков был позывной Юрия Гагарина на период выполнения задания. Запуск космического корабля «Восток-1» На завершающем этапе взлета произошел сбой в системе, отвечающей за отключение двигателей третьей ступени.
Выключение произошло только после срабатывания дублирующего механизма, когда «Восток-1» находился на 100 км выше запланированного. В остальном, во время полета Гагарина вокруг Земли ракета-носитель выполняла свои функции исправно. Во время полёта Юрий подробно описывал все, что видел и чувствовал. Он неоднократно отмечал, что наша планета очень красивая и призывал беречь ее природу. Также Гагарин провел несколько простых экспериментов — выпил воду, поел, написал карандашом в блокноте. Он заметил, что если отпустить карандаш, то он сразу же «уплывет», поэтому рекомендовал такие предметы в дальнейшем привязывать. Гагарину очень понравились далекие звезды и, конечно же, Солнце.
Схема корабля Гагарина До первого полета в космос никто не знал, как поведет себя человеческая психика в непривычных для нее условиях. Поэтому пилоту прежде, чем перейти на ручное управление, предстояло открыть конверт и решить простую математическую задачу.
В тот роковой день не вернулся домой еще один летчик-испытатель и Герой Советского Союза Владимир Серегин. Тренировочный полет проходил на учебном истребителе МиГ-15, его еще на авиасленге называют «спарка». С аэродрома базирования стартовали в 10. Задание было простым, рассчитанным на 20 минут. Но Гагарин сообщил о выполнении через 11 минут и запросил возврат на базу. Это были его последние слова. Все случилось за считаные минуты. Когда стало ясно, что у самолета уже должно закончиться топливо, начались экстренные поиски.
Обломки истребителя отыскали через несколько часов. Тела летчиков нашли не сразу - все до последнего надеялись на чудо. Но спустя время обнаружили останки пилотов и личные вещи Гагарина - обгоревший бумажник, удостоверение личности гражданина и фотографию Королева, которую космонавт бережно хранил в своем портмоне. Самолет буквально вонзился в землю на огромной скорости. Фюзеляж пришлось выкапывать из-под земли - такой силы был удар.
Гагарин Юрий Алексеевич
При резком маневрировании самолет Гагарина и Серегина свалился в штопор, а после столкнулся с землей. Последнее сообщение Гагарина о выполнении летного задания было с высоты более четырех тысяч метров. Дальше началось снижение самолета, которое можно выполнить двумя способами. Новость о полете Юрия Гагарина произвела впечатление на все человечество, а в Советском Союзе вызвала стихийное торжество, сравнимое с радостью по случаю окончания войны в мае 1945 года. Мобильных телефонов, интернета не было, но новость о том, что Юрий Гагарин прибыл, и его уже везут в Дивногорск – разлетелась молниеносно. Имя Юрия Гагарина известно во всем мире — 12 апреля 1961 года, 59 лет назад, он стал первым человеком, который совершил полет в космос и дал тем самым начало новой эпохе. 34. Всем запомнилась, что после полета Гагарина во время прохождения его по ковровой дорожке с докладом Никите Хрущёву в кадр попали развязавшиеся шнурки на ботинке первого космонавта.