В картине «Учитель рисования» (1867) художник поведал нам о неудачливой, тяжёлой жизни своего собрата по искусству. Художник о Художнике. Василий Перов — биография Василия Перова: кто он такой подробно, годы жизни, творчество, автопортрет живописца, самые известные картины художника.
«…портреты Перова будут жить долго и из моды не выйдут…»
Василий Григорьевич Перов — не просто один из крупнейших художников второй половины XIX века. Василий Григорьевич Перов, картины которого представляют собой «энциклопедию» русских типажей, понятен, прозрачен и народен. От картин Перова не возникает тягостного впечатления.
Энциклопедия мировой живописи(очередной 261 выпуск)
Ранние картины живописца Василия Григорьевича Перова проникнуты анекдотически обличительным настроением, представляя собой живописные карикатуры, в том числе и на духовенство. картина "Сельский крестный ход на Пасхе" 1861 год. Вот 5 самых ярких художников-передвижников, в работах которых жизнь бедных предстаёт перед нами без прикрас. Художник о Художнике. Статистика аукционных продаж произведений русских художников: картин, скульптур, антиквариата. Но, анализируя всё творчество художника можно сказать, что этой картиной Перов спел своё «Верую».
Перов Василий. Биография, названия, описание картин.
Василий Перов. Младенец родился вне брака: его отцом стал губернский прокурор, барон Криднер. Позднее родители будущего мастера все же обвенчались, но клеймо бастарда сопровождало Перова всю жизнь. Не только титул, но также фамилия отца и все связанные с нею преимущества навсегда остались недосягаемы для художника. В официальных бумагах он фигурирует как Васильев — такую фамилию носил крестный будущего живописца. Перовым же художник стал много позднее. Своим происхождением фамилия обязана дьячку, который обучал мальчика письму и часто отмечал его успехи. Дьячок же и дал ученику прозвище, которое затем стало творческим псевдонимом мастера. Рассказывают о случае, который вполне мог стать определяющим для судьбоносного выбора.
После того как «Тройку» впервые показали на выставке, поползли слухи о женщине, приходящей молиться на картину. Выяснилось, что ею была мать, узнавшая на полотне своего сына. Художественные особенности картины можно считать новаторскими для XIX столетия. Изображение Василий Перов построил по принципу плаката: пространство разомкнуто в сторону зрителя, и обращенные к нему герои будто просят о помощи. Перов-профессор С 1871 году Василий Григорьевич преподает в Московском училище живописи, где почти двадцать лет назад учился сам. В это время он вступает в ряды «передвижников» , поначалу полностью разделяя их ценности. Годом ранее Перов начинает работать над нехарактерной для него картиной «Птицелов», в которой нет ни социального протеста, ни обращения к жестокой реальности. Этот поворот был связан с событиями личной жизни художника.
За короткое время он потерял жену и двоих детей, оставшись с одним младшим сыном. Пытаясь преодолеть боль утраты, Василий Перов обращается к светлым сюжетам, напоминающим ему о детстве и беззаботных временах. Героем картин Перова становится «маленький человек», занятый простыми повседневными заботами. Хотя «Птицелов» и не таит в себе скрытых смыслов, эту картину художник написал с душой и ностальгией по былому. Герои — лакей и дворянский сын — звуками дудочки приманивают к себе птичку. Сноровистый старик терпеливо ждет, а мальчик, готовый в любой момент захлопнуть дверцу клетки, с трудом может усидеть на месте. Осенняя ловля птиц была давней традицией еще со времен Древней Руси. Когда заканчивалась зима, в день Благовещения их обязательно выпускали на волю.
Осенний лес на картине был написан Перовым вместе с другим известным «передвижником» — Алексеем Саврасовым. За «Птицелова» Василий Григорьевич получил почетное звание профессора.
Мясоедовым Перов организовывает общество передвижников. Дальнейший творческий путь художника принес ему широкую известность среди публики, о нем говорили критики и посетители художественных выставок, а П. Картины Василия Перова — горькая правда жизни Потрясенный угнетенным положением простых людей, Перов стремился передать на полотне весь ужас их ежедневной борьбы за жизнь. Его излюбленным приемом было такое расположение персонажей, при котором они словно смотрят на зрителя с немым укором. Это позволяло добиться нужного эффекта, каждая работа живописца обличала чванливое, лицемерное и ханжеское общество в его равнодушии к трагедиям «маленьких» людей. Таковы полотна «Тройка», «Приезд гувернантки…», «Деревенские похороны», «Мальчик-мастеровой» и пр. Сегодня картины Василия Григорьевича Перова являются всемирным достоянием и украшают собой художественные музеи, галереи и частные коллекции. Василия Перова один из его учеников называл «подлинным певцом скорби».
И не зря: постоянными персонажами его жанровых картин были измученные крестьяне, голодные, замерзшие или оплакивающие умерших родственников. Однако кисти Перова принадлежат не только социальные работы, но целая портретная галерея и картины на исторические сюжеты. Он был внебрачным сыном губернского прокурора, барона Георгия Криндера — просвещенного, свободомыслящего человека, который принимал у себя в доме ссыльных декабристов. Хотя родители мальчика и обвенчались вскоре после его рождения, ребенок все равно считался незаконнорожденным, не имел права на титул и фамилию отца. В документах он числился как Васильев — по фамилии крестного. А псевдоним Перов позже родился из прозвища, которое дал ему сельский дьячок за успехи в чистописании. В 1843—1846 годах Василий Перов учился в арзамасском уездном училище, самостоятельно занимался рисованием. После окончания училища он поступил в художественную школу Александра Ступина. Мальчик усердно учился и даже начал писать масляными красками — раньше, чем другие ученики. В 1840-х годах он уже написал несколько портретов и жанровых полотен: «Нищий, просящий милостыню», «Деревенская тройка», «Народное гулянье в семик».
Василий Перов. Парижское гулянье. ГТГ Василий Перов. Приезд станового на следствие. ГИМ В 1853 году Перов решил продолжать образование — в Московском училище живописи, ваяния и зодчества. Он попал в интересную и разнородную творческую среду: его товарищами стали начинающие художники со всей России, близким другом — молодой пейзажист Иван Шишкин, преподавателями — Михаил Скотти, Николай Рамазанов и Аполлон Мокрицкий, ученик Венецианова. Годы обучения стали для молодого Перова нелегкими: вначале ему было негде жить, он все время испытывал финансовые трудности. Начинающий художник даже однажды чуть не бросил школу, но один из преподавателей, Егор Васильев, приютил его в собственной квартире. В 1856 году Перова ждал первый успех: за этюд головы мальчика он получил малую серебряную медаль на конкурсе Академии художеств. В следующем году за картину «Приезд станового на следствие» — большую серебряную медаль.
Критики того времени считали его прямым наследником художественных традиций Павла Федотова, который писал в духе критического реализма, когда показывается, насколько обстоятельства жизни человека и его характер зависят от социальной среды. Дремлющий помещик и удрученные своими мыслями крестьяне, воркующая парочка и дети, которые внимательно слушают священника... Художник показал на полотне своеобразный социальный срез — грубое невежество и отношение к скучному, по мнению толпы, оратору. В том же году Перов написал еще одну картину со схожим сюжетом — «Сельский крестный ход на Пасхе». В ней показана русская деревня 1860-х годов с нищими невежественными крестьянами и безнравственными священниками. Картина вызвала в Петербурге горячие дискуссии: одни хвалили автора за смелость и художественное мастерство, другие были до крайности возмущены таким углом зрения. Через некоторое время полотно сняли с выставки и даже запретили демонстрировать в России. Однако Павел Третьяков приобрел картину для своей галереи. За покупку «бездуховного» полотна ему грозило неодобрение Священного Синода, а Перову — ссылкой в Соловецкий монастырь. Однако художника мнение критиков не смущало, и в 1862 году он написал следующее социальное полотно «Чаепитие в Мытищах».
На нем изображен сытый ленивый священник за полуденным чаем и двое истощенных нищих, которых прогоняет от стола прислуга. В январе 1862 года Василий Перов получил стипендию и пансион от Императорской Академии художеств и по традиции отправился за границу. Он посещал музеи Берлина, Дрездена, Парижа, делал наброски в самых бедных кварталах города. Из этюдов родились полотна с уличными музыкантами и нищими, старьевщиками и простыми горожанами — «Слепой музыкант», «Савояр», «Парижская шарманщица» и «Праздник в окрестностях Парижа». Перов тяготился заграничной жизнью и страстно желал вернуться домой. Еще до того, как истекли предоставленные ему два года, он написал в Совет при Академии художеств: «Осмеливаюсь просить Совет о позволении мне возвратиться в Россию. Причины, побуждающие просить меня об этом, я постараюсь здесь представить: живя за границей почти два года и несмотря на все мое желание, я не мог исполнить ни одной картины, которая был бы удовлетворительна, — незнание характера и нравственной жизни народа делает невозможным довести до конца ни одной из моих работ». После возвращения на родину художник продолжал создавать полотна на социальные сюжеты. На картинах 1860-х годов появлялись угнетенные крестьяне, изможденные городские дети, безвольные служащие у богатых господ. Позже Михаил Нестеров, ученик Василия Перова, называл живописца «подлинным певцом скорби».
Ученики мастеровые везут воду. Приезд гувернантки в купеческий дом. Проводы покойника 1865. На первой выставке передвижников в 1871 году появились картины Перова «Охотники на привале», «Рыболов» и несколько портретов. Параллельно с участием в товариществе Василий Перов преподавал в Московской школе живописи, ваяния и зодчества и попробовал себя в литературном творчестве. На другой день, около полудня, явилась Фанни. Она вошла скромно, даже робко, напоминая только отчасти «погибшее, но милое созданье». Днем она выглядела хуже, чем вечером, но ростом казалась выше. Личность ее была самая обыкновенная, только темно-красные волосы, вроде как у Тициановской Магдалины, бросались в глаза. Лет ей по виду было с чем-нибудь двадцать.
Фанни стояла спокойно. В положении ее тела чувствовалось изящество. Сложена она была хорошо. Егор Яковлевич рисовал с увлечением, даже не курил своей трубочки». В 1870-е годы остросоциальных работ у Василия Перова стало меньше. В этот период он писал полотна со сценками из жизни русской провинции — «Птицелов», «Охотники на привале», «Ботаник» — и портреты. Его работы получались простыми и реалистичными, со строгой композицией и сдержанным колоритом. Александра Островского Василий Перов изобразил в непринужденной домашней обстановке, Ивана Тургенева — задумчивым и погруженным в собственные мысли. Одним из самых известных портретов стало полотно с Федором Достоевским. Ссутулившись и обхватив руками колено, писатель отрешенно смотрит в угол комнаты.
Аскетичная серо-коричневая гамма добавляет портрету драматичности — картину оживляют лишь красные крапинки на черном галстуке писателя. В нем все сильные стороны художника налицо: характер, сила выражения, огромный рельеф».
Прихожане же не платили священнику жалованья никогда и ни при каких обстоятельствах. Церковный причт священники, диаконы и псаломщики имел два источника дохода — требы и доход от церковной земли. Три требы — крещение, венчание, отпевание — составляли основу дохода духовенства, так как крестьянам было не отвертеться от совершения данных обрядов церковь вела метрические книги, и обряды, связанные с метрической записью, можно было проводить только в приходе, к которому ты был приписан , и им волей-неволей приходилось соглашаться с теми ценами, которые заламывали священники. В среднем приходе было 2—3 тысячи человек 400—500 домохозяйств , и подобные события происходили около 150 раз в году. Самым дорогим обрядом была свадьба — за нее священник мог получить 3—10 рублей, в зависимости от благосостояния брачующихся и собственной наглости и еще наесться и напиться , крещение и отпевание обходились уже куда дешевле. Все остальные второстепенные требы крестьяне, в отличие от главнейших трех, могли заказать не только в собственном, но и в любом другом приходе. Легко догадаться, что при наличии конкуренции цены на них были сбиты в копейки.
Священник, диакон и псаломщик делили полученные деньги в соотношении 4:2:1, но диакон был далеко не во всяком причте. Крестьяне были твердо уверены, что причту следует удовлетворяться доходами от треб, а общее богослужение и исповедь причт должен совершать без всякого жалованья. Священники же и не мечтали о том, чтобы выпросить у прихода твердую сумму, — все надежды на получение жалованья они возлагали на государство надежды не сбылись. У сельской церкви был обычно земельный участок — в среднем 50 десятин 55 га , приходившийся в среднем на три семьи причетников. Таким образом, духовенство было обеспечено землей либо в том же размере, что и крестьяне, либо немного лучше. Бедные псаломщики чаще всего крестьянствовали сами, а священники в особенности имевшие формальное образование по обычаю своего времени считали невозможным марать руки физическим трудом и сдавали землю в аренду хотя крестьянствовать самим было бы выгоднее. Результат получался такой, что священники всегда были недовольны своими доходами. Да, священник был обычно обеспечен на уровне зажиточного крестьянина диакон — на уровне среднего крестьянина, а псаломщик был и вовсе горчайшим бедняком. Но это и было причиной жестокой фрустрации: в том мире всякий человек со средним или неполным средним образованием а священник являлся таковым лицом зарабатывал как минимум в 3—4 раза больше человека физического труда.
Кроме злосчастного сельского батюшки. Теперь мы подходим к содержанию картины. Стремясь увеличить свои доходы, священники выработали обычай славления на Пасху. Церковная процессия обходила все хозяйства прихода ориентировочно их было 200—300—400 в 3—6 селениях , заходила в каждый дом и исполняла несколько кратких церковных песнопений — теоретически считалось, что крестьяне должны воспринимать такой обряд как благопожелание на следующий календарный цикл. В ответ крестьянам как бы полагалось дарить причту подарок, желательно в денежной форме. Крестьяне чаще всего считали славление не религиозным обычаем, а обираловкой. Некоторые наглецы просто прятались у соседей или не открывали ворота. Другие, еще более наглые, всовывали духовенству в виде приношения какую-то малоценную дрянь. Третьи вообще не хотели давать денег, но зато наливали — и это не шибко радовало причт, рассчитывавший расходовать собранное в течение всего года другого повода для подарков не существовало.
Церковная процессия тоже вела себя неблаголепно: все дома прихода надо было обойти за пасхальную неделю, то есть на день приходилось по 40—60 домов. Духовенство двигалось вприпрыжку, пело наскоро: на дом отводилось по 5—10 минут, половина из которых уходила на торг со сквалыжным хозяином или на унизительное попрошайничество, это как кто воспринимал процесс. В довершение всех бед, православная Пасха приходится на тот период, в который благосостояние крестьянского двора достигало наинизшей точки. Все деньги, полученные от продажи урожая осенью, уже истрачены. Все запасы проедены. Скотина стоит голодная, и настала пора снимать ей на корм солому с крыши. Последние крохи и копейки изведены на разговление после Пасхи. На огороде еще не созрели первые овощи. И тут-то к крестьянину и являются церковники, нагло требующие денег за абсолютно ненужные пять минут нестройного пения.
Неудивительно, что сама собой в голову приходит мысль подсунуть в темных сенях священнику в мешок ворону, выдавая ее за курицу. Таким образом, на картине изображено совершенно не то, что кажется современному зрителю. На наш невнимательный взгляд художник нарисовал священника, который хамским образом нарезался, вместо того чтобы чинно шествовать и благолепно петь. На самом же деле картина что типично для Перова бичует неуместный, криво сложившийся и плохо работающий социальный институт. Процессия волочится по грязным дворам с утра до вечера, шестой день, переезжая от деревни к деревне. Всем горько, стыдно, неудобно, все вымотались, поют нестройно. Крестьяне тоже не рады.
художник Перов, Василий Григорьевич / 21 декабря 1833 (2 января 1834) — 29 мая (10 июня) 1882) ..
Другие новости из категории Художники. От картин Перова не возникает тягостного впечатления. собрал знаменитые картины Перова, многие из которых были раскритикованы его современниками, но затем принесли ему славу одного из наиболее значительных русских живописцев. Почему картины непрофессиональных художников действительно могут стоить адских денег? Главной особенностью обучения Перов считал возможность писать картины на придуманные начинающими художниками темы, избегая шаблонных вариантов.
Список картин Василия Григорьевича Перова
Материальное положение семьи сильно ухудшилось, и отцу пришлось поступить на плохо оплачиваемое место управляющего имением. Учила мальчика грамоте сначала мать, а потом заштатный дьячок. В каллиграфии Василий был настолько искусен, что учитель дал ему прозвище Перов, ставшее впоследствии его фамилией. Детство Перова проходило в окрестностях Арзамаса. Он оканчивает уездное училище. Идя навстречу влечению сына, отец устраивает его в Арзамасскую художественную школу А. Здесь он с 1847 по 1849 год получил начатки профессионального образования. Следующие годы он работал самостоятельно, живя у отца в имении. В 1852 году Василий приехал в Москву и на следующий год поступил в Московское училище живописи и ваяния. Сначала его учителем был Е.
Васильев, строгий классик. Он по-отечески заботился о Перове, поселил у себя и этим помог ему в трудную минуту, когда молодой художник из-за нужды хотел оставить учебу. Оканчивал училище Василий под руководством С. В конце пятидесятых годов Перов был уже достаточно технически подготовлен и мог ставить себе творческие задачи, стремясь к правдивой и ясной передаче взволновавшей его темы. Когда подошло время работать с целью получения академических медалей, Перов пишет одну за другой картины, которые, появляясь на выставках, сразу создают ему имя. Первая картина была им написана в 1857 году и называлась «Приезд станового на следствие». Картина принесла молодому художнику большую серебряную медаль. Эта картина стала заметным событием для публики и критики. В Перове увидели «прямого наследника и продолжателя Федотова».
В 1860 году Перову была присуждена малая золотая медаль за картину «Первый чин. Сын дьячка, произведенный в коллежские регистраторы». Получив право участвовать в конкурсе на Большую золотую медаль, Перов решился представить Академическому совету эскиз на тему «Сельский крестный ход на пасхе» 1861. С этой картиной молодой художник входит в историю русского искусства. О впечатлении, которое она произвела, свидетельствует письмо художника В. Худякова П. Третьякову: «А другие слухи носятся, что будто бы Вам от св. Синода скоро сделают запрос: на каком основании Вы покупаете такие безнравственные картины и выставляете публично? Картина «Попы» была выставлена на Невском на постоянной выставке, откуда хотя ее и скоро убрали, но все-таки она подняла большой протест!
И Перову вместо Италии как бы не попасть в Соловки». После того, как «Сельский крестный ход на пасхе» был отвергнут академией, Перов пишет новую картину на соискание Большой золотой медали — «Проповедь в селе» 1861. На этот раз картина была принята. Похоже, академическое начальство не поняло настоящего смысла картины. В 1862 году Перов написал «Чаепитие в Мытищах». Композиция картины построена на противопоставлении тучного монаха-чревоугодника и хромого слепца, инвалида войны, с мальчиком-поводырем. Осенью того же года Перов женится на Елене Эдмондовне Шейс. А уже в декабре вместе с женой, получив от Академии художеств пенсион на заграничную поездку, он уезжает в Париж. По дороге он знакомится с музеями Берлина, Дрездена, посещает мастерские художников.
Наблюдая народную жизнь в столице Франции, художник создает такие яркие работы, как «Продавец песенников», «Уличная сцена в Париже», «Савояр». Эти произведения говорят о росте живописного мастерства художника, в них видно стремление более глубоко раскрыть психологию человека, выявить в нем социально-типические и индивидуальные черты. Перов недолго пробыл в Париже. Испрашивая у академии разрешение на досрочное возвращение, он мотивировал это тем, что «незнание характера и нравственной жизни народа» делают невозможным окончание задуманных им картин. Академия удовлетворила просьбу художника и продолжила ему пенсионерство в России. В 1864 году Перов вернулся в Москву, где и прошла вся его дальнейшая жизнь. Первая же картина, созданная после возвращения, — «Проводы покойника» 1865 — сразу определила бесспорную роль Перова как лидера нового движения — формирующегося идейного реализма. Эти похороны еще безотраднее и печальнее, чем у Некрасова в поэме «Мороз-Красный нос». Там гроб провожали отец, мать, соседи и соседки.
У Перова — никто, он дал полную покинутость и одиночество крестьянской семьи в ее горе. Близка этой картине по духу «Тройка» 1866. К лучшим произведениям этого типа относятся также «Утопленница» 1867 и «Последний кабак у заставы» 1868. Во второй половине шестидесятых годов Перов продолжает работать и в области сатиры, острие которой по-прежнему направлено главным образом против духовенства. Не щадит художник и купечество. В картине «Приезд гувернантки в купеческий дом» 1866 Перов показывает тяжелую участь интеллигентной девушки, вынужденной идти в кабалу к купцу-самодуру. Наряду с глубокими общественными темами, искусство Перова затрагивало и более простые житейские мотивы. Картины «Дилетант» 1862 , «Учитель рисования» 1867 , «Сцена у железной дороги» 1868 , «Спящие дети» 1870 , «Приезд институтки к слепому отцу» 1870 и другие чрезвычайно точно рисуют жизнь и быт простых, ничем не примечательных людей, их горести и радости. В 1869 году совместно с Мясоедовым, которому принадлежит идея создания Товарищества художественных передвижных выставок, Перов организовал московскую группу передвижников.
Перов стал одним из деятельных членов Товарищества и в течение семи лет являлся членом Правления. В семидесятые годы в творчестве Перова преобладают житейские бытовые сюжеты. Его «Птицелов» 1870 , «Охотники на привале» 1871 , «Рыболов» 1871 , «Ботаник» 1874 , «Голубятник» 1874 и другие картины представляют характерные типы московских обывателей того времени. Именно это приводило в восторг В. Стасова: «Тут предстала целая галерея русских людей, мирно живущих по разным углам России». Если говорить о достижениях Перова, то в позднем творчестве они связаны в первую очередь с портретом. Его «Фомушка-сыч» 1868 — одно из самых замечательных, самых проникновенных изображений русского крестьянина пореформенного времени. А его портреты? Этот «купец Камынин», сам Островский, Достоевский 1872 , Погодин, — разве это не целая эпоха?
Перов впервые в русской живописи подошел к изображению народных восстаний. Исторические полотна Перова — «Суд Пугачева» два варианта и «Никита Пустосвят» 1881 подготовили появление знаменитых произведений Сурикова. Большое значение для воспитания молодых художников имела педагогическая деятельность Василия Григорьевича в Московском училище живописи и ваяния. Под непосредственным наблюдением Перова здесь выросла целая плеяда русских живописцев, проявивших себя в последующее время. Личная жизнь художника с конца шестидесятых годов складывалась трагически. В 1869 году умерла его жена, а спустя некоторое время он похоронил и двух своих старших детей.
Талант молодого живописца побуждал его смелее вносить в свои работы новаторские идеи, и за работу «Приезд станового на следствие» Перов кроме большой серебряной медали получил первую известность, лестные отзывы критиков и восторги публики. Картину приобрёл русский купец и коллекционер Г. С этого времени художник увлекается трагическими сюжетами из жизни народа, эта тема будет волновать Перова долгие годы. Не все работы удовлетворяли самого живописца. К примеру, ему не нравилась «Сцена на могиле» 1859 , созданием которой руководил Е. По мнению Перова, она выглядела неправдоподобно. Следующий год принёс художнику малую золотую медаль — «Первым чином» 1860 Перов показал себя как искусный сатирик, расширив свои возможности и интересы. Эта награда открыла ему путь к большой золотой медали, за которой он отправился в Санкт-Петербург. Петербург В 1861 году художник на суд жюри представил две картины: «Проповедь в селе» принесла ему большую золотую медаль и поездку за границу, «Сельский крестный ход на Пасхе» — и восторги, и непонимание одновременно. Причиной разноголосицы публики стала подмеченная Перовым правда жизни, которой многие испугались. Картину впоследствии купил П. Окончив училище, Перов в 1862 году представил публике ещё одну остросоциальную картину: обрюзгший самодовольный монах, склонный к чревоугодничеству, в «Чаепитии в Мытищах» противопоставлен инвалиду войны, жизнь которого полна мук и лишений, и только оборванный мальчик-поводырь надёжный его товарищ. Заграница Женившись в 1862 году на Елене Шейнс, художник в декабре того же года вместе с супругой отправляется в поездку по Европе. Дольше всего Перовы задержались в Париже. Здесь живописца также больше всего интересует жизнь народа, теперь французского. Интересные типажи детей и взрослых и необычные для русского глаза уличные сценки становятся предметом живописи художника. Написав ряд полотен за два года пребывания здесь, художник чувствует настоящую ностальгию. Он обращается в Академию, чтобы согласовать досрочный приезд домой. Получив разрешение, устремляется в Москву — здесь он проживёт все оставшиеся годы. Родина, тема трагизма В Москве Перовы остановились у Ф.
Еще одна удивительная деталь — положение ружей. Они лежат дульной частью на земле, что является признаком неопытности и безалаберности. Ведь так ружье может засориться, к тому же, с дорогими аппаратами так не обращались. Тем не менее, эти нелепицы Василий Перов, профессиональный охотник и автор очерков в журнале «Человек и Природа», создает специально. Картина задумывалась как визуальный анекдот, и у понимающего зрителя она вызывала такие же эмоции, как и неправдоподобные охотничьи байки. Еще больше загадок картин:.
Точку поставили болезни — тиф и пневмония. Единственный сын — Владимир, тоже стал художником. По страшной иронии судьбы, воспаление легких Василий Перов получил на охоте. Об «Охотниках на привале» и еще некоторых знаменитых картинах Перова читайте ниже. Ученики-мастеровые везут воду", 1866 г. Государственная Третьяковская галерея Три ребенка в лохмотьях катят огромные сани. Опрокидывается бочка с водой, вода заливает снег, измученные дети уже ни на что не обращают внимания и просто бредут. Среднего мальчика Перов долго не мог прочувствовать, найти типаж. Нашел у городского разносчика: женщина с ребенком что-то покупала. Ее звали Марья, она вела сына к Троице-Сергию. Перов написал про это рассказ: Марья даже не хотела брать деньги, все понять не могла, что хочет от нее этот странный человек. Перов привел мать с ребенком к себе в мастерскую, сделал наброски. Спустя годы он встретил женщину, та рассказала ему, что сын Вася умер от оспы. Протянула художнику какие-то деньги в тряпице и попросила продать «ту» картину. Перов отвел ее в Третьяковку, где она сразу среди множества произведений нашла сына. Она повесила портрет рядом с образами. За картину художник получил звание академика.
Перов. картины с названиями и описанием. годы жизни (1833-1882)
Бедные псаломщики чаще всего крестьянствовали сами, а священники в особенности имевшие формальное образование по обычаю своего времени считали невозможным марать руки физическим трудом и сдавали землю в аренду хотя крестьянствовать самим было бы выгоднее. Результат получался такой, что священники всегда были недовольны своими доходами. Да, священник был обычно обеспечен на уровне зажиточного крестьянина диакон — на уровне среднего крестьянина, а псаломщик был и вовсе горчайшим бедняком. Но это и было причиной жестокой фрустрации: в том мире всякий человек со средним или неполным средним образованием а священник являлся таковым лицом зарабатывал как минимум в 3—4 раза больше человека физического труда. Кроме злосчастного сельского батюшки. Теперь мы подходим к содержанию картины. Стремясь увеличить свои доходы, священники выработали обычай славления на Пасху. Церковная процессия обходила все хозяйства прихода ориентировочно их было 200—300—400 в 3—6 селениях , заходила в каждый дом и исполняла несколько кратких церковных песнопений — теоретически считалось, что крестьяне должны воспринимать такой обряд как благопожелание на следующий календарный цикл.
В ответ крестьянам как бы полагалось дарить причту подарок, желательно в денежной форме. Крестьяне чаще всего считали славление не религиозным обычаем, а обираловкой. Некоторые наглецы просто прятались у соседей или не открывали ворота. Другие, еще более наглые, всовывали духовенству в виде приношения какую-то малоценную дрянь. Третьи вообще не хотели давать денег, но зато наливали — и это не шибко радовало причт, рассчитывавший расходовать собранное в течение всего года другого повода для подарков не существовало. Церковная процессия тоже вела себя неблаголепно: все дома прихода надо было обойти за пасхальную неделю, то есть на день приходилось по 40—60 домов. Духовенство двигалось вприпрыжку, пело наскоро: на дом отводилось по 5—10 минут, половина из которых уходила на торг со сквалыжным хозяином или на унизительное попрошайничество, это как кто воспринимал процесс.
В довершение всех бед, православная Пасха приходится на тот период, в который благосостояние крестьянского двора достигало наинизшей точки. Все деньги, полученные от продажи урожая осенью, уже истрачены. Все запасы проедены. Скотина стоит голодная, и настала пора снимать ей на корм солому с крыши. Последние крохи и копейки изведены на разговление после Пасхи. На огороде еще не созрели первые овощи. И тут-то к крестьянину и являются церковники, нагло требующие денег за абсолютно ненужные пять минут нестройного пения.
Неудивительно, что сама собой в голову приходит мысль подсунуть в темных сенях священнику в мешок ворону, выдавая ее за курицу. Таким образом, на картине изображено совершенно не то, что кажется современному зрителю. На наш невнимательный взгляд художник нарисовал священника, который хамским образом нарезался, вместо того чтобы чинно шествовать и благолепно петь. На самом же деле картина что типично для Перова бичует неуместный, криво сложившийся и плохо работающий социальный институт. Процессия волочится по грязным дворам с утра до вечера, шестой день, переезжая от деревни к деревне. Всем горько, стыдно, неудобно, все вымотались, поют нестройно. Крестьяне тоже не рады.
При вымогательстве подарков происходят низкие сцены. Да, священник пьян — но он обошел уже 50 домов, и в каждом его заставили выпить, а он ведь хотел, чтобы ему дали денег. Зачем это всё происходит? Неужели нельзя организовать дело поудачнее? Неужели нельзя как-то согласовать интересы духовенства и прихожан к взаимному удовлетворению? Зачем религиозную процессию превратили в позорище? Ответа не будет.
Это Россия, страна несовершенных институтов. Как дополнительная версия: процессия изображена в наиболее пикантный момент — она добралась до деревенского кабака кабак и живущий при нем кабатчик — это тоже домохозяйство, подлежащее посещению. Может быть, именно поэтому крыльцо выходит прямо на деревенскую улицу, а не во двор, что типично для обычного крестьянского дома. Этим же можно объяснить и пьяных на крыльце и под крыльцом. Предполагается, что кабатчик угостил священника тем, чего у него больше всего, — вот поп и дошел до столь жалкого состояния.
Перова Информация о материале 04 января 2024 Просмотров: 607 Когда мы говорим о русском художнике Василии Перове, перед глазами встают известные картины: «Тройка», «Рыболов», «Охотники на привале», которые все знают. А вот биографические сведения о художнике известны не всем. Русскому живописцу реалистической школы Василию Перову исполняется 190 лет со дня рождения. Фамилия Перов, конечно, псевдоним.
Так назвал его местный дьячок, учивший грамоте, за красоту письма. Василий был незаконнорождённым сыном губернского прокурора и мещанки. Родители вскоре обвенчались, но мальчик не получил ни родительской фамилии, ни титула барона, который был у отца. Василий Васильев - такой была первоначальная фамилия юноши. Ему дали фамилию трактирщика, крестного отца. У Василия рано пробудился интерес к живописи. В начале он наблюдал за работой художника, а с 13 лет стал учиться в Арзамасской художественной школе.
Да другой натурщицы не нашлось. Девушек для позирования поставляли бордели, потому что «порядочных» барышень надо было еще уговорить раздеться за гроши. Перов вспомнил, как в самый разгар работы Фанни случайно узнала, кем желает ее изобразить художник. А узнав, застыдилась. Кое-как натянув чулки, она в слезах сбежала из мастерской, считая себя недостойной такого воплощения. В действительности Фанни умерла от оспы. К тому времени она даже вышла замуж — на руке было дешевое обручальное колечко. Но судя по картине, складывается полное впечатление, что именно «пониженная социальная ответственность» довела несчастную девушку до трагедии. Самая недооцененная Нажмите на фото для увеличения «Приезд гувернантки в купеческий дом» 1866 Холст, масло 44 x 53,3 см Государственный Русский музей, Санкт-Петербург Картину часто ругали за сухость колорита. Искусствовед Алексей Федоров-Давыдов, заведующий Отделом нового русского искусства Третьяковской галереи, отмечал: «Одна из острейших по тематике, впечатляющих картин В. Перова, эта последняя, неприятна в живописном отношении... Тона этой картины неприятно режут глаза». А собрат Василия Григорьевича по цеху, художник Иван Крамской, и вовсе решил, что на картине чересчур многолюдно. Остальные лица лишние и только дело портят», - писал он. Интересно, что, высмеивая нравы московского купечества, Перов тесно общался с Павлом Михайловичем Третьяковым - главным меценатом Товарищества передвижных художественных выставок, который тоже вышел из купеческой семьи. Самая скандальная Нажмите на фото для увеличения «Сельский крестный ход на Пасхе» 1861 Холост, масло, 71,5 x 89 см Государственная Третьяковская галерея, Москва За это творение художника чуть не отправили на Соловки — так хлестко священников и их паству еще не изображали. Пьяная процессия с иконами и хоругвями не видит, куда бредет. Крестьяне с полузакрытыми глазами, одуревший от хмеля священник, раздавивший ногой пасхальное яйцо. Дьячок, метнувшийся спасти символ Пасхи. Рядом баба с иконой, у которой утрачен лик. Тут же нищий, несущий икону вверх ногами. Хозяйка дома выплескивает из кувшина воду на лежащего под крыльцом мужика, которому, видно, уже все равно. Живописец запечатлел момент «славления» на Святой неделе.
Это Василий Перов доказал дальнейшим творчеством. В конце 1862 года живописец отправился в Европу по рекомендации Совета Академии художеств. Он посетил Берлин, Дрезден, Дюссельдорф, Париж и несколько итальянских городов. Первой работой, созданной Перовым по возвращении на родину, стала картина «Проводы покойника». Если раньше молодой художник отчаянно обличал действительность, а его полотна буквально кричали о пороках общества, то новая картина призывала прежде всего к состраданию. Полотно пропитано скорбным настроением, а слово «проводы» в названии — лишь формальность. Своего рода продолжением этого печального сюжета становится «Тройка» — самая большая картина Василия Перова, посвященная трудной судьбе крестьянских детей. Сопротивляясь пронизывающему ветру и метели, они из последних сил тянут бочку с сеном. С 1871 году Василий Григорьевич преподает в Московском училище живописи, где почти двадцать лет назад учился сам. В это время он вступает в ряды «передвижников», поначалу полностью разделяя их ценности.
12 знаменитых картин Василия Перова
Живопись этого художника — это жизнь и быт обычных крестьян, купцов. Все его работы являются отражением реальной жизни того времени. Несмотря на то, что прошло много лет, многие до сих пор могут провести аналогию между жизнью нашего прошлого и настоящего. Многие его картины очень переживательные, например Тройка, про которую можно написать отдельную книгу — история про бедного мальчика.
Как известно, Перов запечатлел этого мальчика на своей картине в середине и через некоторое время мальчик умер.
О чем, собственно, написал Чехов достаточно зло, и это рассорило его с Левитаном: тот узнал себя в персонаже. Слева на картине — другой врач, Василий Бессонов.
Раньше Перов написал его портрет. Справа — Николай Нагорнов, в будущем он входил в Московскую Управу. Все трое реально дружили и охотились вместе.
Сейчас полотно в «Третьяковке», его более поздняя авторская копия — в Русском музее. Островский, 1871 г. Государственная Третьяковская галерея Очень лаконичный портрет драматурга Александра Островского возник благодаря пожеланию Третьякова, решившему для своей галереи увековечить тех людей России, чей вклад в культуру неоспорим.
Простота картины, фона, отсутствие ярких деталей привлекало внимание больше, чем любой парадный антураж. Одет Островский в домашний халат, отороченный беличьим мехом. Акцент — на лице и глазах.
Как ни странно, лучше Островского никто не написал: когда выбирали, каким будет памятник драматургу у Малого театра, остановились именно на варианте «в халате», созданном по картине Перова. Для морозной Москвы немного странно, но, с другой стороны, мало кто из прохожих задумается всерьез об этой детали: вполне себе пальто получилось, с таким-то воротником! Достоевский, 1872 г.
Государственная Третьяковская галерея Заказ тоже был получен от Третьякова. Он сперва договорился о согласии с писателем. Ради заказа в Москву из Петербурга приехал Перов.
Сегодня картины Василия Григорьевича Перова являются всемирным достоянием и украшают собой художественные музеи, галереи и частные коллекции. Василия Перова один из его учеников называл «подлинным певцом скорби». И не зря: постоянными персонажами его жанровых картин были измученные крестьяне, голодные, замерзшие или оплакивающие умерших родственников.
Однако кисти Перова принадлежат не только социальные работы, но целая портретная галерея и картины на исторические сюжеты. Он был внебрачным сыном губернского прокурора, барона Георгия Криндера — просвещенного, свободомыслящего человека, который принимал у себя в доме ссыльных декабристов. Хотя родители мальчика и обвенчались вскоре после его рождения, ребенок все равно считался незаконнорожденным, не имел права на титул и фамилию отца.
В документах он числился как Васильев — по фамилии крестного. А псевдоним Перов позже родился из прозвища, которое дал ему сельский дьячок за успехи в чистописании. В 1843—1846 годах Василий Перов учился в арзамасском уездном училище, самостоятельно занимался рисованием.
После окончания училища он поступил в художественную школу Александра Ступина. Мальчик усердно учился и даже начал писать масляными красками — раньше, чем другие ученики. В 1840-х годах он уже написал несколько портретов и жанровых полотен: «Нищий, просящий милостыню», «Деревенская тройка», «Народное гулянье в семик».
Василий Перов. Парижское гулянье. ГТГ Василий Перов.
Приезд станового на следствие. ГИМ В 1853 году Перов решил продолжать образование — в Московском училище живописи, ваяния и зодчества. Он попал в интересную и разнородную творческую среду: его товарищами стали начинающие художники со всей России, близким другом — молодой пейзажист Иван Шишкин, преподавателями — Михаил Скотти, Николай Рамазанов и Аполлон Мокрицкий, ученик Венецианова.
Годы обучения стали для молодого Перова нелегкими: вначале ему было негде жить, он все время испытывал финансовые трудности. Начинающий художник даже однажды чуть не бросил школу, но один из преподавателей, Егор Васильев, приютил его в собственной квартире. В 1856 году Перова ждал первый успех: за этюд головы мальчика он получил малую серебряную медаль на конкурсе Академии художеств.
В следующем году за картину «Приезд станового на следствие» — большую серебряную медаль. Критики того времени считали его прямым наследником художественных традиций Павла Федотова, который писал в духе критического реализма, когда показывается, насколько обстоятельства жизни человека и его характер зависят от социальной среды. Дремлющий помещик и удрученные своими мыслями крестьяне, воркующая парочка и дети, которые внимательно слушают священника...
Художник показал на полотне своеобразный социальный срез — грубое невежество и отношение к скучному, по мнению толпы, оратору. В том же году Перов написал еще одну картину со схожим сюжетом — «Сельский крестный ход на Пасхе». В ней показана русская деревня 1860-х годов с нищими невежественными крестьянами и безнравственными священниками.
Картина вызвала в Петербурге горячие дискуссии: одни хвалили автора за смелость и художественное мастерство, другие были до крайности возмущены таким углом зрения. Через некоторое время полотно сняли с выставки и даже запретили демонстрировать в России. Однако Павел Третьяков приобрел картину для своей галереи.
За покупку «бездуховного» полотна ему грозило неодобрение Священного Синода, а Перову — ссылкой в Соловецкий монастырь. Однако художника мнение критиков не смущало, и в 1862 году он написал следующее социальное полотно «Чаепитие в Мытищах». На нем изображен сытый ленивый священник за полуденным чаем и двое истощенных нищих, которых прогоняет от стола прислуга.
В январе 1862 года Василий Перов получил стипендию и пансион от Императорской Академии художеств и по традиции отправился за границу. Он посещал музеи Берлина, Дрездена, Парижа, делал наброски в самых бедных кварталах города. Из этюдов родились полотна с уличными музыкантами и нищими, старьевщиками и простыми горожанами — «Слепой музыкант», «Савояр», «Парижская шарманщица» и «Праздник в окрестностях Парижа».
Перов тяготился заграничной жизнью и страстно желал вернуться домой. Еще до того, как истекли предоставленные ему два года, он написал в Совет при Академии художеств: «Осмеливаюсь просить Совет о позволении мне возвратиться в Россию. Причины, побуждающие просить меня об этом, я постараюсь здесь представить: живя за границей почти два года и несмотря на все мое желание, я не мог исполнить ни одной картины, которая был бы удовлетворительна, — незнание характера и нравственной жизни народа делает невозможным довести до конца ни одной из моих работ».
После возвращения на родину художник продолжал создавать полотна на социальные сюжеты. На картинах 1860-х годов появлялись угнетенные крестьяне, изможденные городские дети, безвольные служащие у богатых господ. Позже Михаил Нестеров, ученик Василия Перова, называл живописца «подлинным певцом скорби».
Ученики мастеровые везут воду. Приезд гувернантки в купеческий дом. Проводы покойника 1865.
На первой выставке передвижников в 1871 году появились картины Перова «Охотники на привале», «Рыболов» и несколько портретов. Параллельно с участием в товариществе Василий Перов преподавал в Московской школе живописи, ваяния и зодчества и попробовал себя в литературном творчестве. На другой день, около полудня, явилась Фанни.
Она вошла скромно, даже робко, напоминая только отчасти «погибшее, но милое созданье». Днем она выглядела хуже, чем вечером, но ростом казалась выше. Личность ее была самая обыкновенная, только темно-красные волосы, вроде как у Тициановской Магдалины, бросались в глаза.
Лет ей по виду было с чем-нибудь двадцать. Фанни стояла спокойно. В положении ее тела чувствовалось изящество.
Сложена она была хорошо. Егор Яковлевич рисовал с увлечением, даже не курил своей трубочки». В 1870-е годы остросоциальных работ у Василия Перова стало меньше.
В этот период он писал полотна со сценками из жизни русской провинции — «Птицелов», «Охотники на привале», «Ботаник» — и портреты. Его работы получались простыми и реалистичными, со строгой композицией и сдержанным колоритом. Александра Островского Василий Перов изобразил в непринужденной домашней обстановке, Ивана Тургенева — задумчивым и погруженным в собственные мысли.
Одним из самых известных портретов стало полотно с Федором Достоевским. Ссутулившись и обхватив руками колено, писатель отрешенно смотрит в угол комнаты. Аскетичная серо-коричневая гамма добавляет портрету драматичности — картину оживляют лишь красные крапинки на черном галстуке писателя.
В нем все сильные стороны художника налицо: характер, сила выражения, огромный рельеф». Он планировал написать три полотна о Пугачевском восстании, но успел лишь завершить несколько этюдов для последней части трилогии — «Суд Пугачева». Остальные полотна остались на стадии набросков.
Последней работой мастера стало масштабное полотно 1881 года со множеством персонажей — «Никита Пустосвят». Василий Перов умер от чахотки в 1882 году, ему на тот момент было 48 лет. Его похоронили в Даниловом монастыре, а позже перезахоронили на кладбище Донского монастыря.
На могиле художника установлен памятник работы скульптора Алексея Елецкого.
Церковь предстает во всех смыслах темным и обветшалым строением. Священник, которого почти никто не слушает, одной рукой указывает на небо, второй в противовес на семью барина.
Барин спит, хорошо, если не храпит при этом. Его дочь вместо слов священника слушает, что там ей на ухо нашептывает щеголь с мефистофилефской бородкой. Да еще прикрывается при этом библией, опять же намек на мнимое благочестие господ и лицемерную мораль.
То есть вроде как священник все это видит и осуждает, но при этом данным антигероям позволяет, в отличие от остальных, сидеть с комфортом традиционно на службах прихожане стоят, на скамеечки присаживаются те, кому здоровье не позволяет. У «вип-гостей» и кресла удобные, да еще и ковер им под ноги постелен. Позади них еще один мужчина с ковром, который о чем-то разговаривает с пожилой женщиной.
Возможно, пытается продать его ей, и это опять же намек на продажность церкви. Более или менее пытается слушать проповедь небольшая группа крестьян, которые стоят рядом, пока богачи сидят. Но, судя по их нищенскому облачению, вера им в мирской жизни не особо помогает.
А на заднем плане люди смотрят не на проповедника, а на человека с бумагой в руках. Она для них актуальнее. Многие считают, что это манифест об отмене крепостного права.
Композицию можно разделить на две части. На первом плане мы видим богатый стол, где сидят монастырские «насяльники». Они явно предаются чревоугодию.
Один подгоняет официанта, чтобы тот быстрее откупоривал очередную бутылку вина. Другой самый близкий к зрителю уже объелся. Но от жадности он то, что не смог впихнуть в себя сразу, пытается прихватить с собой, завернув в платок.
А тем временем к их столу несут на блюде осетра. Возможно, осетр изображен в качестве просто дорогого блюда. Но может, это и еще один намек.
«Охотники на привале»
- Подлинный певец скорби в живописи В. Перов
- Перов, Василий Григорьевич. Все картины художника
- Картины — Перов, Василий Григорьевич. Перов картины
- Василий Перов, или 4 привала охотника
- Художник василий григорьевич перов
Василий Григорьевич Перов. (1833-1882)
- Василий Перов - великий русский художник: teachron — LiveJournal
- 2. Илья Репин (1844-1930 гг.)
- Живописец Перов: история его самых известных картин
- Перов Василий Григорьевич - русский художник-живописец и преподаватель живописи