Рецензий на книгу «Всеподданнейший отчет обер-прокурора Святейшего Синода К. Победоносцева» пока нет. ний товарища обер-прокурора Святейшего Синода князя Н.Д. Жевахова (1874–1945) — детальное и пристрастное повествование о прощании с Родиной, первых месяцах бе. В программе "Петербургские заступники" посвященной последнему обер-прокурору Святейшего синода Антону Карташеву на ТВ канале " ГТРК Санкт-Петербург" принял участие ведущий специалист научно-исследовательской части РХГА Владимир Александрович Егоров. Лента новостей Киева. Общество. Всем известно, что обер-прокурор Синода Константин Победоносцев «над Россией простер совиные крыла». 2# $a Всеподданейший отчет обер-прокурора святейшего Синода по ведомству православного исповедания.
Обер-прокурорские шпоры вонзаются в тело церкви
Как и при организации работы Присутствия, члены Совещания назначались Синодом с высочайшего утверждения. В состав Присутствия и Совещания входили представители епископата, духовенства и мирян-профессоров. Тот и другой предсоборный орган возглавлялись синодалами из числа архиереев. Присутствие и Совещание не были самостоятельными структурами, но учреждались при Синоде.
Однако при всей схожести двух учреждений между ними имелись и различия. Они касались количественного состава соотношение членов Совещания к Присутствию было 7 к 50 , а в этой связи и церковной представительности. Не имело Совещание и структуры Присутствия, в которую входили тематические отделы и общее собрание.
В сущности, Предсоборное Совещание можно было бы назвать комиссией или рабочей группой по доработке материалов для будущего Собора. Состав Совещания подбирался не для дискуссии она происходила в Предсоборном Присутствии , а для удобной кабинетной работы. Поэтому-то в числе участников Совещания мы не встречаем представителей разных точек зрения на пути реформирования церковной жизни, способных возбудить дискуссию.
Осецкий характеризовал состав Совещания как «одноцветный подбор из лиц определенных церковно-политических воззрений. На первой встрече предсоборного органа 8 марта 1912 года было решено, что Совещание должно подготовить законопроекты для будущего Собора с приложением к ним пояснительных записок, составленных на основании материалов Предсоборного Присутствия, в том числе с дополнениями, сделанными Совещанием. В числе приоритетных были названы вопросы о высшем и епархиальном церковном управлении[8].
Проект «О высшем церковном управлении» Совещание рассмотрело проект, составленный летом 1912 года по просьбе предсоборного органа председателем Совещания архиепископом Сергием Страгородским. На протяжении всего осенне-зимнего периода 1912 года на заседаниях Совещания обсуждался состав, порядок формирования и компетенция Синода, порядок избрания и полномочия Патриарха. Третьего апреля 1913 года было проведено расширенное заседание Совещания, на котором состоялось последнее чтение проекта «О высшем церковном управлении», завершившее чреду встреч церковных экспертов 1912-1913 годов, посвященных реформированию высшей власти и управления Российской Церкви.
Помимо членов Совещания в заседании приняли участие приглашенные председателем ввиду важности обсуждаемого документа архипастыри: митрополит Киевский Флавиан Городецкий , архиепископ Владивостокский Евсевий Никольский , архиепископ Гродненский Михаил Ермаков , архиепископ Никон Рождественский — бывший Вологодский, епископ Екатеринославский Агапит Вишневский и часто бывавший в Петербурге епископ Полоцкий Владимир Путята. На встрече присутствовал и обер-прокурор Синода В. Были рассмотрены утвержденные на предыдущих заседаниях изменения, касающиеся существенных вопросов, которые архиепископ Сергий включил в обновленный проект.
Совещание признавало принадлежность высшего церковного управления Святейшему Синоду и Патриарху. Для дел же чрезвычайных должен созываться Всероссийский Церковный Собор. Синод, за которым был сохранен прежний титул — «Святейший Правительствующий Синод»[9], объявлялся правительственным учреждением, подчиненным лишь императору, а потому и синодальные указы должны исполняться как императорские.
Лишь собственный императорский указ мог остановить исполнение синодального указа. Предполагалось, что законодательные полномочия Синода позволят ему разъяснять и дополнять действующие церковные законы, а в случаях, не терпящих отлагательства, с соизволения императора издавать новые, вносить изменения в существующие церковные законы, предлагая окончательное решение на усмотрение Всероссийского Церковного Собора. Синод объявлялся высшей церковной судебной инстанцией по всем делам.
Единственное исключение делалось для Патриарха, преданного церковному суду. Его должен был судить Собор епископов Российской Церкви. Совещание очертило круг пастырских и административных полномочий Святейшего Синода.
К компетенции Синода было отнесено все, что прямо не восходило к полномочиям Всероссийского Церковного Собора. Даже подготовка к такому Собору, в том числе предварительное рассмотрение тем, вынесенных в соборную повестку, а также исполнение соборных решений относилось к ведению Синода. Совещание, сформулировав компетенцию органа высшего церковного управления, тем самым восполнило пробел в работе Присутствия.
Коллегиальный орган проектировался состоящим из председателя — Патриарха и двенадцати членов в архиерейском сане. На постоянной основе в Синоде присутствуют митрополиты Санкт-Петербургский он же Местоблюститель Патриаршего Престола и Киевский, а также архиереи, возглавляющие синодальные учреждения на время председательствования они увольнялись от службы в своих епархиях [10]. Четыре архиерея вызывались в Синод по очереди на один год.
Для этого все епархии Российской Церкви разбивались на четыре округа: Петербургский, Киевский, Московский и Сибирский. Каждый округ состоял из четырех групп епархий. Любопытно, что временно присутствующие в Синоде епископы не освобождались от управления своими епархиями.
Однако было непонятно, как они могли в течение года управлять епархиальными делами, когда им дозволялся Синодом отпуск лишь на два месяца, и то по уважительной причине и с высочайшего разрешения. Разве что пользуясь кратковременными отлучками в свободное от синодальных заседаний время[11]. Совещание, равно как и Присутствие, настаивало на исключительно иерархическом составе Синода, не предполагая включать в него протопресвитеров В то время протопресвитер военного и морского духовенства и протопресвитер придворного духовенства участвовали в работе Синода.
Интересно, что Предстоятель, именуемый «митрополитом Московским и всея России Патриархом»[12], титуловался Святейшим, что, по всей видимости, по представлениям экспертов Совещания, не противоречило такому же титулу Синода. Его Святейшество, подобно июньским 1906 года положениям Предсоборного Присутствия о правах Патриарха, наделялся правомочиями председателя Синода, Первоиерарха Русской Церкви, а также епархиального архиерея. Последнее правомочие было сформулировано Совещанием, а потому привлекает к себе внимание.
Предсоборным органом предполагалось, что Патриарх имеет архипастырское попечение о Московской епархии. При этом в его прямом ведении находятся Большой Успенский собор, Патриаршие учреждения в Москве, Троице-Сергиева лавра и ставропигиальные монастыри. В управлении епархией Патриарху помогает архиепископ Коломенский и Можайский на правах правящего архиерея, в подчинении которого находятся викарные архиереи.
Архиепископ руководит всеми делами епархии и при необходимости докладывает в Синод[13]. Такое существенное делегирование полномочий по управлению епархией помощнику Патриарха было вызвано постоянным присутствием Первосвятителя в Синоде.
Можно дополнительно указать максимальное количество возможных правок: 0, 1 или 2. Чем выше уровень, тем более релевантно данное выражение. Допустимые значения - положительное вещественное число. Поиск в интервале Для указания интервала, в котором должно находиться значение какого-то поля, следует указать в скобках граничные значения, разделенные оператором TO. Будет произведена лексикографическая сортировка.
Обер прокурор Синода Александр 3. Обер-прокурор Львов Владимир Николаевич. Львов, Владимир Николаевич 1872. Обер прокурор Синода временного правительства. В Н Львов 1917. Обер прокурор Святейшего Синода при Александре 3. Победоносцев при Александре 3. Обер-прокурор Синода Константин Петрович Победоносцев. Константин Петрович Победоносцев молодой.
Константин Петрович Победоносцев 1827-1907 гг.. Первый Обер прокурор Синода при Петре 1. Иван Болтин Обер прокурор. Функции Обер прокурора при Петре 1. Министр финансов Витте 1892-. Обер-прокурор Синода фамилия 1917. Обер прокурор при Петре 1 полномочия. Занимал должность Обер-прокурора Синода. Обер-прокурор это при Петре 1 определение.
Яков Петрович Шаховской. Князь Яков Петрович Шаховской 1705-1777. Первый Обер прокурор Синода. Обер прокурор Синода 1880 1905. Обер-прокурор Синода при Александре 3. Церковь и государство. Синод и Обер прокурор при Николае 1. Церковь и государство при Николае 1. Саблер Обер-прокурор.
Владимир Карлович Саблер. Саблер Обер-прокурор Синода. Обер прокурор 1917. Церковные документы 19 века. Первой половины 19 века священный Синод. Портрет Константина Петровича Победоносцева Репин. Функции Обер прокурора Святейшего Синода. Архив Святейшего Синода.
История помнит немало подобных примеров. Так, знаменитый Pax Romana стал символом наивысшего могущества Римской империи, Pax Hispanica — временем расцвета Испании, распространившей свое влияние на южноамериканские земли, а Pax Britannica стал обозначением периода мирового господства британских порядков колониализма. Сегодня говорят о Pax Americana — сложившемся культурном и геополитическом союзе вокруг Соединенных Штатов Америки, которые являются ядром особой экономической, политической и идеологической системы. Не будем забывать, что существует и огромный Арабский мир, объединяющий страны арабской культуры. Более того, на основании социокультурной общности создаются даже целые организации: например, Лига арабских государств или Союз южноамериканских наций, объединяющий страны Латинской Америки. Список этих культурных миров можно продолжать долго. В конце концов, и наши православные братья-греки уже много веков твердят о существовании Греческого мира и воспевают великие ценности эллинизма, и это никого не смущает. Но стоило только заявить очевидное: о существовании ареала русской культуры, о Русском мире — сколько же шума поднялось, когда мы сформулировали эту мысль и стали ее развивать! Сколько самых нелепых и надуманных обвинений было высказано нашими мнимыми друзьями и недоброжелателями! Как гласит народная мудрость, на воре и шапка горит. Разве в недрах Русского мира родилась концепция «оси зла» или идея «мирового полицейского»? Разве мы придумали поражающую цинизмом и духовным варварством тему «отмены культуры»? Разве мы навязываем остальному миру гегемонию, представляя ее как всеобщее и безальтернативное благо для остального мира? Думаю, ответ очевиден. Хотел бы отметить, что, вопреки расхожему мнению, само понятие Русский мир появилось вовсе не в 2000-х годах. Над цивилизационной самобытностью России размышляли многие выдающиеся писатели и философы. Наконец, Федор Михайлович Достоевский, которому принадлежит авторство термина «русская идея». И это только очень немногие имена из большого списка мыслителей, вдохновлявшихся в своем творчестве идеей Русского мира. Далеко не со всем можно согласиться в их рассуждениях. Каждый из них по-своему расставлял акценты, описывая феномен России и русской самобытности. В чем же заключаются ключевые черты русской идеи, являющейся, по сути, ценностным основанием Русского мира как особого духовного и культурного пространства? Какова же формула Русского мира? Когда используют термин «нация», обычно имеют в виду общность людей, говорящих на одном языке. Но в случае с русским народом есть интересный нюанс. Русские эмигранты, скажем, уже во втором или третьем поколении могут едва говорить по-русски, но тем не менее считают себя настоящими русскими и с душевной тоской вспоминают об исторической родине. Могу об этом говорить, опираясь на свой собственный опыт, потому что по долгу службы мне пришлось достаточное время жить в Западной Европе. Кроме того, не всякий говорящий и пишущий по-русски как на родном языке тем самым заявляет о своей принадлежности к русскому народу. Даже более того, некоторые открыто отрекаются от своих национальных корней, свидетельствуя о неприятии русского культурного кода. Бог им Судья. Отвержение памяти предков — явление однозначно порицаемое в нашей духовной традиции. Итак, вопрос языка, безусловно, важен, но не он имеет определяющее значение. А что имеет? Определяющее значение имеет единство культуры, состоящее в осознании народами общности исторической судьбы и общности духовно-нравственных ценностей, от чего и проистекает, в свою очередь, единство мировоззрения. Подчеркну — именно мировоззрения, а не идеологии. Эти вещи ни в коем случае нельзя смешивать. Идеологии могут меняться в зависимости от политической ситуации — поэтому единство на такой основе непрочно, ненадежно и может рассыпаться при неблагоприятных условиях. Наша страна на печальном историческом опыте минувшего столетия хорошо это знает. Именно с учетом отрицательного, но всё же ценного опыта в действующей сегодня российской Конституции [3] закреплен запрет на установление общей государственной идеологии, обязательной для всех. В ответ на вопрошание ряда общественных сил, желающих непременно иметь некую национальную идею, могу лишь вновь повторить: она у нас и так уже есть. Тем, кто по-настоящему любит страну, свой народ и культуру, не нужна никакая идеология. Не нужно ничего придумывать и изобретать. Все самое главное у нас уже есть: богатейшая духовная и культурная традиция Православия, уникальный ценный опыт совместного мирного проживания и уважительного взаимодействия с представителями других национальностей и религий. Надо только быть достойными наследниками наших предков и жить в соответствии с убеждениями, чтобы дело со словами не расходилось. Возвращаясь к определению формулы Русского мира, можно сказать, что Русский мир — это прежде всего общность святынь. Использую это слово не только в религиозном значении, хотя и это измерение, несомненно, очень важно. Общность мировоззренческих идей и нравственных ценностей объединяет людей разного этнического происхождения, разных вероисповеданий и культурных традиций. В этом есть нечто иррациональное, как отмечал Николай Александрович Бердяев [4]. Впрочем, столь же иррациональна, по всей видимости, и ненависть противников Русского мира. Что же нас связывает? Что для нас свято?
Рекомендуемые пособия
- Поделиться
- Мы в Одноклассниках
- Глубинный святой для глубинного народа, или кто такой Серафим Саровский
- Всем известно, что обер-прокурор Синода Константин Победоносцев «над Россией простер совиные крыла»
- Всем известно, что обер-прокурор Синода Константин Победоносцев «над Россией простер совиные крыла»
Обер-прокуроры Святейшего синода в XV...
Синодальный обер-прокурор оказался в подчинённом к министру отношении. Работа Министерства духовных дел, связанная с «отделением дел греко-российского вероисповедания» входившим в его состав, вызвала противодействие со стороны церковных иерархов; митрополит Серафим называл ситуацию «иго египетское». В результате, «сугубое министерство» в 1824 году было упразднено, а «отделение дел греко-российского вероисповедания» перешло в ведение синодального обер-прокурора. Затем в 1839 году вошло в состав учреждённой в 1836 году канцелярии обер-прокурора при обер-прокуроре графе Н. Обер-прокурор обрел права министра по административным и законодательным делам Церкви; по вопросам, входящим в его компетенцию, его начали приглашать на заседания Комитета министров и Государственного совета. Обер-прокурор руководил учреждениями при Синоде; проходящие службу в них чиновники назначались или увольнялись его приказами или при его участии, или с его ведома. Обер-прокурорскими органами надзора были прокуроры синодальных контор, члены-ревизоры духовно-учебного комитета, секретари духовных консисторий, главный инспектор и епархиальные наблюдатели церковно-приходских училищ.
Теперь же он привел цитату святителя Филарета Дроздова , жившего в XIX веке, об обер-прокурорских шпорах, которые «впиваются в тело» духовенства. Кирилл также рассказал историю назначения обер-прокурором Синода «масона» и «безбожника» князя Голицына во времена Александра I. Православная империя — а главным чиновником, от которого зависели назначения архиереев, создание и закрытие монастырей и церковных школ, стал человек, который открыто признавал себя неправославным», — подчеркнул патриарх. Глава РПЦ явно сосредоточился на критике синодального периода. Патриарх обращается к этой теме почти так же часто, как и к жалобам на советское время, что воспринимается как трюизм. Но даже в СССР он видит, кажется, больше положительного, чем в том времени, когда цари считались главами церкви. Этот мотив кажется тем более вызывающим, что синодальную реформу затеял император Петр I, который в наши дни числится среди собирателей русских земель и служит примером для наших современников.
Все таинства я считаю низменным, грубым, несоответствующим понятию о Боге и христианскому учению колдовством и, кроме того, нарушением самых прямых указаний Евангелия. В крещении младенцев вижу явное извращение всего того смысла, который могло иметь крещение для взрослых, сознательно принимающих христианство; в совершении таинства брака над людьми, заведомо соединявшимися прежде, и в допущении разводов и в освящении браков разведенных вижу прямое нарушение и смысла, и буквы евангельского учения», — написал Толстой. По словам писателя, он отрекся от церкви не потому, что восстал на Господа, а «только потому, что всеми силами души желал ему служить». Верю в то, что он во мне и я в нем. Верю в то, что воля Бога яснее, понятнее всего выражена в учении человека Христа, которого понимать Богом и которому молиться считаю величайшим кощунством», — заключил Толстой. Это известие вызвало большой резонанс в обществе: Толстой получил огромное количество писем с угрозами и требованием покаяться. С резкой критикой Толстого выступили многие религиозные деятели, включая протоиерея Иоанна Кронштадтского.
Обсуждение Даты в этой статье приведены по юлианскому календарю. Полномочия и роль различались в различные периоды. В течение Синодального периода церковной истории должность обер-прокурора Святейшего Синода занимали тридцать четыре человека. Кроме того, существовала должность сенатского Обер-прокурора — должностное лицо, возглавлявшее департамент в сенате. История Править 11 мая 1722 года при Святейшем Синоде была учреждена должность обер-прокурора, по выражению Петра I, «ока государева и стряпчего о делах государственных в Синоде». Обер-прокурор имел в своём распоряжении синодальную канцелярию и был обязан по инструкции находиться «в заседаниях присутствия» Святейшего Синода [1]. С июля 1726 до 31 декабря 1741 должность обер-прокурора пребывала незамещённой.
«Ъ» рассказал про противостояние церкви и обер-прокурором синода Яковлевым 220 лет назад
Обер-прокурор Синода Константин Победоносцев. Победоносцев Константин Петрович 1880. Катков Победоносцев Мещерский. Обер-прокуроры Синода таблица. Обер-прокурор это при Петре 1. Обер прокурор Синода 1880 по 1905. Обер прокурор Синода с 1880. Обер-прокурор Синода при Александре 3 фамилия. Обер прокурор Синода Александр 3. Обер-прокурор Львов Владимир Николаевич.
Львов, Владимир Николаевич 1872. Обер прокурор Синода временного правительства. В Н Львов 1917. Обер прокурор Святейшего Синода при Александре 3. Победоносцев при Александре 3. Обер-прокурор Синода Константин Петрович Победоносцев. Константин Петрович Победоносцев молодой. Константин Петрович Победоносцев 1827-1907 гг.. Первый Обер прокурор Синода при Петре 1.
Иван Болтин Обер прокурор. Функции Обер прокурора при Петре 1. Министр финансов Витте 1892-. Обер-прокурор Синода фамилия 1917. Обер прокурор при Петре 1 полномочия. Занимал должность Обер-прокурора Синода. Обер-прокурор это при Петре 1 определение. Яков Петрович Шаховской. Князь Яков Петрович Шаховской 1705-1777.
Первый Обер прокурор Синода. Обер прокурор Синода 1880 1905. Обер-прокурор Синода при Александре 3. Церковь и государство. Синод и Обер прокурор при Николае 1. Церковь и государство при Николае 1. Саблер Обер-прокурор.
Книга находится в категориях Реставрация Речь товарища обер-прокурора Святейшего синода А. Роговича в Государственной думе при обсуждении законопроекта об отмене ограничений, связанных с снятием духовного сана, на заседании 5 мая Мойка листов, чистка, отбеливание, устранение заломов, восстановление разрывов, следов от влаги, травление насекомых, реставрация обложки и корешка, устранение укусов от собак и восстановление заломов на картоне, восстановление после падений, восстановление тиснения и рисунков, художественная покраска всех элементов обложки от мастеров Ленинской библиотеки.
К слову сказать, в правление Анны Леопольдовны именно архиепископ Амвросий был полным хозяином в Святейшем Синоде и лично делал доклады регентше [415].
В царствование Екатерины II обер—прокурор был только представителем государыни. В безотлагательных случаях Екатерина имела обыкновение советоваться по делам церковного управления с митрополитом Новгородским и Петербургским Гавриилом Петровым. При желании митрополит мог бы приобрести большое влияние на управление Церковью, но это было чуждо его натуре. Есть сведения, что Екатерина II вскоре после вступления на престол намеревалась назначить членом Святейшего Синода своего будущего фаворита — князя Г. Он получил задание «место свое иметь за обер—прокурорским столом» и был предназначен в будущем «к действительному по сему месту упражнению». Потемкин получил даже особую «инструкцию» и шесть лет «место свое имел за обер—прокурорским столом» с 19 августа 1763 по 25 сентября 1769 г. В молодости Потемкин был дружен с Гавриилом Петровым и много вращался в высших церковных кругах. Кажется, он даже мечтал стать архиереем. Если бы этот энергичный и, без сомнения, одаренный человек занял должность обер—прокурора, то превращение обер—прокурора в одного из самых могущественных министров свершилось бы уже в XVIII в. Екатерина II настойчиво продолжала целеустремленную политику подчинения Святейшего Синода государственной власти, проводником которой были обер—прокуроры.
И несмотря на то что в ее правление обер—прокуроры так и не поднялись до уровня министров, все они, особенно И. Мелиссино 1763—1768 и П. Чебышев 1768—1774 , пользовались благорасположением и полной поддержкой императрицы. Выработалась определенная система, обрекавшая синодальных архиереев на молчание и беспрекословное подчинение всем приказаниям и желаниям государыни. Не без основания Московский митрополит Платон Левшин с большой горечью писал о времени своего пребывания в Святейшем Синоде: «Именно им обер—прокурорам. Особенно тяжко, что наше—то начальство не только не идет против них, но даже содействует им и бежит с ними вперегонку» [417]. Пользуясь расположением Павла I к церковной иерархии, и в особенности к Казанскому архиепископу Амвросию Подобедову, Святейший Синод подал жалобу на обер—прокурора князя В. Хованского 1797—1799. Через архиепископа Амвросия Павел уполномочил Синод самостоятельно избрать кандидата на должность обер—прокурора. Святейший Синод предложил Д.
Хвостова, который и был утвержден императором. Это единственный случай в истории Синода. В царствование Павла I с его довольно своеобразными административными приемами случалось, что царь, минуя обер—прокурора, обращался со своими указами непосредственно к Святейшему Синоду. Но бывало и так, что Павел передавал свои указы через генерал—прокурора Сената, которому и обер—прокурор Хвостов подавал свои рапорты. Все зависело от настроения императора, которое отличалось непостоянством [418]. В 1803 г. Хвостова сменил А. Яковлев, который исполнял должность всего 9 месяцев с 9 января по 1 октября 1803 г. Это краткое пребывание на посту обер—прокурора он подробно описал в своих мемуарах «Журнале» [419]. Любовью к порядку и законности Яковлев напоминает князя Я.
Первым делом Яковлев принялся за изучение «Духовного регламента». Но в своем стремлении применить «Духовный регламент» на практике он натолкнулся на сильное сопротивление членов Святейшего Синода, и прежде всего митрополита Амвросия Подобедова. В течение своего краткого обер—прокурорства Яковлеву, по его собственным словам, приходилось «обороняться противу ядовитых стрел духовенства». В упомянутом «Журнале» он пишет: «При первом шаге доложил я чрез него Н. Новосильцева, покровительствовавшего Яковлеву. Большой беспорядок возникший вследствие упущений митрополита Амвросия нашел Яковлев и в Московской синодальной конторе. По словам Яковлева, Амвросий пытался склонить его на свою сторону сперва путем уговоров, а затем угроз, но ему не удалось переубедить законолюбивого обер—прокурора. Новые неприятности возникли, когда по распоряжению Яковлева был напечатан «Духовный регламент», причем «гражданскими литерами». Остается неясным, что собственно вызвало возмущение митрополита Амвросия против Яковлева: то ли, что Яковлев снова издал «Духовный регламент», или же то, что книгу напечатали «гражданскими литерами». Надо думать, что первое.
Дело дошло до образования двух партий: с одной стороны — обер—прокурора, с другой — Амвросия. При посредстве Новосильцева Яковлев добился от молодого царя Александра I. В конце концов Яковлев пал под «ядовитыми стрелами» епископов. В своем «Журнале» он пишет по этому поводу: «Всяк может сообразить, легко ли мне было при слабом кредите моем открывать сокровенные пружины мрачных деяний духовенства, узнавать мою должность ока государева, обязанного все проницать, не останавливая течения дел, восстановлять правосудие, удерживать со всех сторон расточение государевой казны и пр. Это стремление «все проницать» и явилось причиной увольнения Яковлева с поста обер—прокурора [420]. Голицын 1773—1844 [421]. Выбор Александра I был несколько странным. Голицыну, которому было всего 30 лет, предоставлялось поле деятельности, ему совершенно не знакомой. Поступок императора объяснялся тем, что в первые годы царствования Голицын входил в его ближайшее окружение. В то время Александр еще старался всюду назначать близких себе людей.
Даже С. Рункевич, автор официозного сочинения «Русская Церковь в XIX веке», должен был признать, что князь Голицын был совершенно не подготовлен к своей должности [422]. При новом обер—прокуроре, бывшем другом царя, члены Святейшего Синода, и прежде всего митрополит Амвросий, который состоял в их числе до самой своей смерти 21 мая 1818 г. Введенный Яковлевым порядок, согласно которому отчеты царю представлял обер—прокурор и все делопроизводство Святейшего Синода велось почти исключительно канцелярией обер—прокурора, остался в силе. Князь Голицын стремился сосредоточивать в своей канцелярии практически все дела церковного управления. В 1807 г. Это еще более усиливало их зависимость от него. Реформа духовных училищ в 1808 г. Образованная вскоре после этого Комиссия духовных училищ подчинялась не непосредственно Святейшему Синоду, а обер—прокурору, принявшему на себя тем самым ответственность за духовное воспитание подраставшего поколения. В 1810 г.
В 1811 г. Итак, с этого года Голицын управлял сразу тремя ведомствами: Министерством народного просвещения, обер—прокуратурой Святейшего Синода и Департаментом иностранных исповеданий. В его лице объединялось все, что было связано с «христианским просвещением», как его согласно понимали Александр I и Голицын. Задачу христианского просвещения, стоявшую, по их мнению, как перед церковными, так и перед государственными властями, они усматривали в победе «внутреннего христианства». Такое представление было обусловлено мистическими наклонностями Александра I, усилившимися в связи с событиями 1812 г. Поэтому вполне естественным казалось объединение всех трех упомянутых ведомств, которые, будучи подчинены одному лицу, фактически уже были объединены. Следствием явилось создание Двойного министерства, причем нужно принять во внимание, что в министерствах, учрежденных в 1802 г. Следовательно, образование Министерства по духовным делам должно было повлечь за собой подчинение церковного управления светскому ведомству, т. Манифестом от 17 октября 1817 г. Во главе нового министерства стоял князь Голицын [423].
Оба ведомства были объединены, «дабы христианское благочестие было всегда основанием истинного просвещения». Министерство состояло из двух департаментов: Департамента духовных дел и Департамента народного просвещения. Для нас представляет интерес административная структура первого, поскольку департамент занимался религиозными делами христианских исповеданий православного, римско—католического, евангелического, греко—униатского, армяно—григорианского и нехристианских религий иудаизма, мусульманства и др. Три отделения департамента были предназначены для христианских исповеданий, а четвертое — для нехристианских. Греко—российское отделение именовалось Ведомством православного исповедания; это возникшее в 1817 г. Директору департамента подчинялся наряду с начальниками отделений также и обер—прокурор; под началом последнего находились секретари консисторий в епархиях, прокуроры контор Святейшего Синода в Москве и в Грузии, начальник Комиссии духовных училищ, т.
Но приходится отступать от «пастырских принципов», подчиняясь «указаниям свыше». Теперь же он привел цитату святителя Филарета Дроздова , жившего в XIX веке, об обер-прокурорских шпорах, которые «впиваются в тело» духовенства. Кирилл также рассказал историю назначения обер-прокурором Синода «масона» и «безбожника» князя Голицына во времена Александра I.
Православная империя — а главным чиновником, от которого зависели назначения архиереев, создание и закрытие монастырей и церковных школ, стал человек, который открыто признавал себя неправославным», — подчеркнул патриарх. Глава РПЦ явно сосредоточился на критике синодального периода. Патриарх обращается к этой теме почти так же часто, как и к жалобам на советское время, что воспринимается как трюизм. Но даже в СССР он видит, кажется, больше положительного, чем в том времени, когда цари считались главами церкви.
Глашатай реакции
Протоиерей Георгий Митрофанов о церковной политике Временного правительства Заведующий кафедрой церковной истории СПбДА протоиерей Георгий Митрофанов считает, что 1917 год был для Церкви уникальным временем, когда она не находилась под государственным гнетом и могла свободно творить. Могла ли Церковь этого не делать? И любой монархист в этой ситуации не мог поступить иначе. Интересно другое: во время набиравших силу беспорядков в нашем городе на заседании Синода 27 февраля обер-прокурор Николай Раев, весьма одиозная фигура, сторонник Распутина, предложил выступить с поддержкой государя.
В тот момент был полный паралич власти, правительство Бориса Голицына было уже готово распуститься. И члены Синода не послушали Раева, оправданно выдержав паузу. Отречение императора Николая II произошло таким образом, что Синод оказался в довольно сложном положении.
Государя не было, но все законы Российской империи продолжали действовать. Получалось так, что преемник государя должен был стать, согласно российскому законодательству, верховным правителем и защитником догматов господствующей веры, тем, ктоназначает членов Синода, утверждает синодальные решения. Но когда великий князь Михаил Александрович оговорил, что вступит на престол только решением Учредительного собрания, которое ведь могло и не высказаться за сохранение монархии в России, Церковь вообще оказалась в положении в высшей степени сложном.
Формально противоречащее законам отречение императора от престола кардинально изменило систему церковного управления. Синод теперь оказывался один на один с Временным правительством. К тому же хаос нарастал, и совершенно справедливо, что Синод призвал православных христиан продолжать исполнять свой долг перед страной, подчиниться Временному правительству, продолжать участие в боевых действиях на фронте.
А разве это не так? Действительно, личность последнего государя и особенно личность императрицы были очень непопулярны в среде правящей элиты. И мысль, что какой-то другой монарх сразу исправит ситуацию, была очень распространена в этих кругах.
Церковь также испытывала большую неудовлетворенность последним государем. Он признал возможность созыва Поместного собора, его готовили к 1907 году, затем десять лет Собор не собирался. И наше не склонное к оппозиции духовенство в лице всех имевших священный сан депутатов Государственной думы обратилось к государю с призывом разрешить созыв Поместного собора.
Речь теперь могла идти только о том, чтобы в диалоге с законным Временным правительством трудиться в условиях усилившегося в России хаоса. Что представляла собой эта идея? Это выразительно проявилось в отзывах епархиальных архиереев еще в 1905 году.
Хотя Временное правительство сложилось во многом случайно, люди, занимавшие посты в первом его составе, были весьма компетентны в своих областях. Владимир Львов принадлежал к фракции октябристов, которая имела наиболее детально разработанную программу в сфере религиозной политики. Он работал в комиссии, занимающейся религиозными вопросами в Государственной думе, так что формально казался вполне компетентным человеком.
Старец Варнава благословил его на брак, хотя Львов очень мечтал о монашестве, сочинял религиозные гимны в юности.
Тэги: рпц , патриарх кирилл , церковь , контроль , государство Фото patriarchia. Патриарх Кирилл охарактеризовал нынешнее положение как лучшее за последние столетия. В июле глава РПЦ уже отмечал, что власти и армия «в основном состоят из православных верующих людей». Но при этом патриарх предостерегает от излишнего контроля государства над церковью. Еще в феврале он называл РПЦ «островом свободы». Но приходится отступать от «пастырских принципов», подчиняясь «указаниям свыше». Теперь же он привел цитату святителя Филарета Дроздова , жившего в XIX веке, об обер-прокурорских шпорах, которые «впиваются в тело» духовенства.
Голицыну 1806 - 1810 гг. Санкт-Петербург : Типография А. Мещерский Пётр Сергеевич 1778 или 1779 -1857 Дело об определении действительного статского советника князя Мещерского обер-прокурором Святейшего Синода, с оставлением его и членом Главного правления училищ, и о производстве ему жалования по 200 рублей из хозяйственных сумм Департамента с 24 ноября 1 Департамент народного просвещения Министерства народного просвещения. Дело об определении действительного статского советника князя Мещерского обер-прокурором Святейшего Синода, с оставлением его и членом Главного правления училищ, и о производстве ему жалования по 200 рублей из хозяйственных сумм Департамента с 24 ноября 1817 года.
Жевахова и подготовлено с текстов оригиналов, выпущенных в свет в Мюнхене 1923 г. Новый Сад 1928 г. С этим товаром смотрят:.
Всеподданейший отчет обер-прокурора святейшаго Синода по ведомству православнаго исповедания
Обер-прокурорские шпоры вонзаются в тело церкви | Члены Святейшего Синода назначались императором, а руководил ими светский чиновник, обер-прокурор, также назначаемый царем. |
ОБЕР-ПРОКУРОР | 8 августа 1917 г. Святейший Синод был упразднен. |
Могила Обер-прокурора Святейшего Синода К.П.Победоносцева | Обер-прокурор Святейшего Синода вместо «духовных» начал, прививал русским людям такой циничный нигилизм, какой не снился его предшественникам на этом поприще. |
Обер прокуроры синода список
Обер-прокурор Святейшего Синода вместо «духовных» начал, прививал русским людям такой циничный нигилизм, какой не снился его предшественникам на этом поприще. Смотрите онлайн Обер-прокурор Святейшего Синода Пётр Извольский 2 мин 18 с. Видео от 24 апреля 2023 в хорошем качестве, без регистрации в бесплатном видеокаталоге ВКонтакте! Константин Петрович Победоносцев – обер-прокурор Святейшего Синода с 1880-1905 гг./Фото.
История обер-прокуратуры Святейшего Синода
Воспоминания товарища обер-прокурора Святейшего синода» в Доме А.Ф. Лосева. ## $a: UP $b: 4737975 $l: RSL01 $m: за 1905-1907 годы $n: Всеподданейший отчет обер-прокурора святейшаго Синода по ведомству православнаго исповедания. крест На мемориальном кладбище Костромы освятили надгробный крест на могиле обер-прокурора Святейшего синода Александра Самарина, занимавшего пост главноуполномоченного Российского общества Красного Креста в годы Первой мировой войны.
Глубинный святой для глубинного народа, или кто такой Серафим Саровский
- Доклад Святейшего Патриарха Кирилла на пленарном заседании XXV Всемирного Русского Народного Собора
- Описание документа
- Доклад Святейшего Патриарха Кирилла на пленарном заседании XXV Всемирного Русского Народного Собора
- Telegram: Contact @glavredradonezh
- ОБЕР-ПРОКУРОР СИНОДА • Большая российская энциклопедия - электронная версия
Воспоминания товарища Обер-Прокурора Святейшего Синода князя Н. Д. Жевахова. В 4 томах. Том 1, 2
Обер-прокурор имел в своём распоряжении синодальную канцелярию и был обязан (по инструкции) находиться «в заседаниях присутствия» Святейшего Синода [1]. крест На мемориальном кладбище Костромы освятили надгробный крест на могиле обер-прокурора Святейшего синода Александра Самарина, занимавшего пост главноуполномоченного Российского общества Красного Креста в годы Первой мировой войны. Константин Петрович Победоносцев – обер-прокурор Святейшего Синода с 1880-1905 гг./Фото. 8 августа 1917 г. Святейший Синод был упразднен. Обер-прокурор имел в своём распоряжении синодальную канцелярию и был обязан (по инструкции) находиться «в заседаниях присутствия» Святейшего Синода [1]. Рецензий на книгу «Всеподданнейший отчет обер-прокурора Святейшего Синода К. Победоносцева» пока нет.