советник Министра внутренних дел России, генерал-майор МВД в отставке. В канале «Новости Москвы» оставили только два варианта ответа на вопрос, нужно ли возвращать смертную казнь в России. За четыре часа проголосовало более 265 тыс. человек, из которых 53% выступают за возвращение практики. Но возможна ли отмена моратория на смертную казнь при соответствующем решении Конституционного Суда? Я также считаю, что мораторий на запрет смертной казни нужно отменять. Журналист Голованов не исключил возвращение смертной казни в России. Вернут ли смертную казнь. — Возвращение смертной казни позволит дать выход негативным эмоциям общества так, чтобы они не были обращены на власть, и показать, что государство принимает самые решительные меры для его, общества, защиты, — говорит один из моих.
7 причин не возвращаться к смертной казни
Нужно отметить, что на момент введения моратория смертная казнь предусматривалась только за совершение преступлений, связанных с посягательством на жизнь: убийство, геноцид. Действующее законодательство РФ не допускает применение смертной казни для террористов и педофилов даже при отсутствии моратория, поэтому указывать на Конституционный суд (КС) РФ в качестве препятствия для "справедливого возмездия" нельзя. После того как Россия покинула Совет Европы 16 марта 2022 года, возвращение смертной казни, чисто теоретически, стало более возможным, ведь в таких вопросах теперь можно обойтись без одобрения международной организации.
Почему отменить мораторий на смертную казнь – плохая идея
В ФПА напомнили, что мораторий на смертную казнь в РФ был введен по результатам рассмотрения Конституционным судом (КС) РФ жалобы группы адвокатов. Когда в России отменили смертную казнь и почему депутат госдумы Хамзаев выступил за отмену моратория на казнь через 25 лет. советник Министра внутренних дел России, генерал-майор МВД в отставке.
Смертную казнь сегодня в России вводить не надо
Клишас: приговорить террористов к смертной казни нельзя даже при отсутствии моратория | для введения смертной казни необходимо проработать механизм исключения судебной ошибки. |
Журналист Голованов не исключил возвращение смертной казни в России - МК Тула | «У нас и в конституции, и в уголовном законодательстве никто смертную казнь не отменял, есть решение Конституционного суда, который отложил вынесение такого приговора, поэтому не надо никаких референдумов, достаточно решения в этом вопросе Конституционного суда. |
Смертная казнь в России — Википедия | Отмена моратория на смертную казнь в России не снизит уровень преступности. |
Многие заслуживают смертную казнь, но не в этой системе: вернут ли «стенку» в России
«У нас и в конституции, и в уголовном законодательстве никто смертную казнь не отменял, есть решение Конституционного суда, который отложил вынесение такого приговора, поэтому не надо никаких референдумов, достаточно решения в этом вопросе Конституционного суда. В современной России смертная казнь фактически не применяется с 1996 г. Несмотря на то, что данная мера наказания предусмотрена Конституцией РФ как действующая «впредь до ее отмены», существует мораторий на ее применение. В эфире Общественной службы новостей участники пресс-конференции рассказали о возможности отмены моратория на смертную казнь в России и последствия этого решения.
Смертную казнь сегодня в России вводить не надо
Следовательно, вмешательство последней не может быть сведено до уровня третейского судьи, разрешающего спор виновного с потерпевшим. Оно должно содержать прямой ответ индивиду, грубо оскорбившему власть. Потому в наказании всегда должна присутствовать «доля государства», являющаяся важнейшим элементом «уголовно-правовой ликвидации преступности». Иначе чем объяснить тот факт, что вся процедура судебного разбирательства во- обще и назначения наказания в частности призвана внушить гражданам, что сколь бы тяжким и опасным для общества ни было совершенное злодеяние, преступник слишком слаб и ничтожен по сравнению с государством, защищающим безопасность своих законопослушных граждан. Итак, ни о каком равенстве, низведении государством себя до уровня преступника в момент исполнения смертного приговора не может быть и речи. Скорее, все обстоит с точностью до наоборот - виновный, причиняя кому-либо смерть, пытается сравняться с публичной властью, присваивает себе ее монопольное право на применение насилия, за что впоследствии и несет самую суровую ответственность.
Элемент возмездия в наказании есть, ибо оно назначается за преступление и должно соответствовать его тяжести. Стручков, - кара за преступление. В силу этого оно несет в себе свойство оплаты, возмездия за совершенное зло. И вряд ли можно уходить от такой оценки наказания. Она соответствует элементарным представлениям морали» [27, с.
Столкнувшись с чудовищным по своей жестокости преступлением, человек хочет воздать злодею за содеянное, ответить на насилие еще большим или хотя бы таким же насилием. Это главный аргумент сторонников применения смертной казни - она есть единственное равноценное воздаяние за особо тяжкие преступления. Древнегреческий философ Платон целью наказания считал не нравственное исправление преступника, а его физическое уничтожение, необходимое для общественного благополучия и пресечения дурного примера, способного совратить кого-либо в будущем. Кант и Г. Гегель, будучи убежденными сторонниками смертной казни, утверждали, что для некоторых наиболее тяжких преступлений невозможно найти другого эквивалента.
С ними солидаризируются представители антропологической школы Ч. Ломброзо, Э. Ферри и др. Такая мера реализует не только идею возмездия за содеянное, но и обеспечивает общественную безопасность, спокойствие и порядок. Даже не будучи сторонником смертной казни, И.
Фойницкий в 1889 г. В этой связи более чем наивными выглядят надежды на то, что объявление возмездия «древним и подлым пережитком», «языческой местью» и отмена смертной казни позволят хоть немного изменить природу человека, ликвидировать саму потребность в удовлетворении чувств, попранных особо тяжким преступлением. Потребность эта все равно останется, она лишь будет искать иные, нелигитимные пути и способы своего удовлетворения. Односторонний отказ от исполнения смертной казни, являющийся по своей сути декларативным, приводит к реанимации нелегальных форм расправы, имеющих внесудебный характер. Самодеятельная смертная казнь будет осуществляться, но уже не «сверху», а «снизу».
При этом роль «теневой юстиции», отправляющей «правосудие», вполне могут взять на себя родственники жертв вспомните Виталия Колоева! Поэтому права Б. Караганова, считающая не случайным появление в настоящее время самосуда, который служит отрицанием возможности замены смертной казни на пожизненное заключение, свидетельствует о недоверии населения к правосудию [10]. Из всего вороха приводимых ими соображений данный аргумент действует, пожалуй, наиболее безотказно. Он апеллирует к высоким материям, обосновывая неприемлемость смертной казни нравственными соображениями, указывает на несовместимость высшей меры наказания с этической стороной религиозных учений, прежде всего с христианством.
Ссылаясь на многочисленные примеры милосердия, сострадания, прощения и любви к ближнему, приведенные в Новом Завете, аболиционисты ставят сторонников смертной казни в весьма затруднительное положение. Последним остается либо расписаться в собственной приверженности к «языческим» формам уголовно-правового воздействия, либо уклониться от анализа данного контрдовода [12, с. Так неужели смертная казнь, с точки зрения христианской традиции, безнравственна и полностью ей противоречит? Неужто государство как организация публичной власти ни при каких условиях не вправе забрать жизнь, дарованную человеку Богом? Ничуть не бывало!
Между христианским вероучением и государственно-властной деятельностью по назначению и исполнению высшей меры наказания не существует того непреодолимого противоречия, на которое упирают аболиционисты. Во-первых, тезис «только Всевышний дает жизнь, следовательно, никто кроме него не вправе ее забрать» абсолютно некорректен. Натянутость этого довода столь очевидна, что первый же «наивный» вопрос подрывает его кажущуюся убедительность. Ну, а как быть с преступником, который эту жизнь у ближнего забирает? Признать его статус равным божественному, поскольку, причиняя смерть, он «отваживается» на то, что вправе сделать только Господь?
Иными словами, уравнять душегуба с тем, кто эту душу в тело вдыхает? По логике аболиционистов получается именно так. Логика эта грешит богохульством, однако для противников смертной казни, чьи духовные отцы позволяли себе в адрес Русской православной церкви фразы типа «раздавить гадину», она, похоже, вполне приемлема. Возникает, впрочем, и второй вопрос. Каким образом в рамках приведенного аргумента можно юридически и морально обосновать причинение смерти в результате необходимой обороны?
Если только Создатель вправе забрать жизнь, то и данное деяние глубоко безнравственно, с чем никак нельзя согласиться. И почему то, что позволяет себе преступник, идя на поводу у своих низменных страстей, непозволительно государству, защищающему общество от тех, кто грубо попирает условия его существования? Таким образом, жизнь индивиду дает Всевышний, а вот лишить его этого дара в современном мире может кто угодно. Так по- чему же не признавать такую возможность за легитимным актом государственной деятельности? Значит, все упреки в неправомочности исполнения смертных приговоров, адресованные аболиционистами публичной власти, поскольку она не имеет ничего общего с Господом Богом, лишены разумных оснований.
Думается, не случайно на Юбилейном Соборе 2000 г. Российская православная церковь отказалась осудить смертную казнь, сославшись на то, что она признавалась в Ветхом Завете, а указаний на необходимость ее отмены нет ни в священном писании Нового Завета, ни в предании и историческом наследии православной церкви. Правильная мысль! Хоть кто-то вспомнил о тех людях, на чьих плечах и стоит государство. В отечественной криминологии общепризнанным является положение, согласно которому уровень преступности определяется не силой репрессии, не строгостью наказания, а глубинными факторами социального, экономического, нравственного характера.
На этот аргумент чаще всего и ссылаются аболиционисты, подчеркивая, что преступность - это болезнь общества, для излечения которой «шоковая терапия» в виде смертной казни оказывается бессильной [12, с. Существует, однако, определенная категория людей, которых наличие в уголовном законе смертной казни удерживает от совершения убийств. Кстати сказать, это обстоятельство признают и известные криминологи-аболиционисты [4, с. Поэтому отнюдь не случайно, что в 1998 г. До начала 90-х гг.
С начала перестройки число убийств в России, согласно официальным данным, возросло в 3 раза: с 10 тыс. Даже если взять за основу лишь официально зарегистрированные убийства, то их в России регистрируется в 20 раз больше, чем в Японии в расчете на 100 тыс. Факты -упрямая вещь. Страх подвергнуться смертной казни побуждает человека воздерживаться от совершения преступления именно потому, что это наказание лишит его самого дорогого блага. Карпец правильно подчеркивал, что исключить из содержания наказания фактор устрашения - «значит идеалистически смотреть на сущность вещей.
Если преступника не будет устрашать наказание, зачем тогда оно нужно?
Что более чем достаточно для формирования многочисленного протестного ядра наиболее пассионарной части молодёжи. Картину дополняет уже упомянутый факт, что из либералов против смертной казни — более половины. Среди сторонников всех парламентских политических партий поддержка возврата смертной казни существенно выше средней по опросу, а сторонники непарламентских партий радикально не согласны с ними. А вот в качестве наказания за серийные убийства, терроризм и преступления на почве педофилии смертная казнь, по мнению большинства респондентов, вполне допустима. Терроризм считают заслуживающим смерти три четверти православных и почти столько же мусульман, что существенно выше среднего показателя по распределению ответов на данный вопрос и соответствует мнению сторонников парламентских партий «Единая Россия» и «Справедливая Россия». Мнения парнасовцев разделились строго поровну. Преступление тяжкое во всех станах мира без исключения и крайне непочётное даже и в т.
И которым многим из которых тех изменников и ловить, и наказывать. В целом в городах и весях России оценка эффективности правоохранительной системы, кроме мегаполисов, выше, чем средняя по опросу.
Наказали человека, а потом выяснили через несколько лет, что преступление совершил другой. Такое случалось в советский период, когда применялась смертная казнь. Поэтому когда мы перейдем на современные стандарты правосудия, введем суд присяжных — полноценный, а не такой убогий, как сейчас, тогда и можно будет всерьез ставить вопрос о восстановлении смертной казни. Не стоит забывать и о том, что отмена смертной казни в России была требованием Европейской конвенции. И, соответственно, восстановление этого наказания в РФ повлечет отказ Европейского сообщества от участия в наших внутренних проблемах — например, Европейский суд перестанет рассматривать дела российских граждан. Фактически мы пойдем на конфронтацию с европейской правовой системой.
И большой вопрос, кто выиграет в этой ситуации и готовы ли мы пойти на такой шаг? Александр Глисков Красноярский городской Совет депутатов Депутат, адвокат — Как священник я представляю позицию церкви: одна из главных христианских заповедей — «Не убий», одна из главных добродетелей — любовь к врагам. Церковь никогда никого не убивала. У нас есть своя казнь — анафема, то есть отлучение от церкви, что означает духовную смерть. В отношении физического насилия церковь категорична. Священник не может даже служить в армии, поскольку не должен держать оружия в руках, не говоря уж о том, чтобы его использовать. Что касается государства, то церковь никогда не обличала государей за то, что они осуществляли смертную казнь. Поэтому принципиального запрета для светской власти со стороны церкви по этому вопросу нет.
Оказалось, что на её семью напал пьяный односельчанин Наиль. Правоохранители, не слушая объяснений пострадавших, обвинили в нападении Фатхуллу — в его квартире девушка оставила следы собственной крови. Суд признал молодого отца семейства виновным в покушении на убийство соседей, приговорив к 15 годам лишения свободы. Настоящий преступник остался на воле, а Фатхулла отправился за решётку.
Спустя пару месяцев умерла его беременная жена, 2-летний сын осиротел. В 2012-м Наиль признается, что виноват в преступлении, в котором прошли сроки давности и за которое отсидел его односельчанин. Но Фатхуллу Верховный суд признает невиновным только в 2023-м, когда тому будет уже 85. Фото: Рустем Ахунов, ufa.
Но кто знает, сколько таких оправдательных приговоров может быть вынесено спустя десятилетия в связи с тем, насколько далеко шагнула за это время криминалистика? Все мы помним историю, которая произошла в 2021 году в Нижегородской области. Не можем не помнить — её подробности широко обсуждались: 11-летнюю девочку родители привезли на каникулы к бабушке и дедушке в деревню, той стало скучно, и у ребёнка созрел план «как заставить родителей забрать её обратно». Внучка обвинила собственного 65-летнего деда в приставаниях, родители поверили, пенсионера осудили за педофилию.
Позже девочка призналась, что солгала. Но пожилого человека всё равно посадили — дали 15 лет строгого режима. А при отсутствии моратория на смертную казнь, возможно, и вовсе бы лишили жизни. Получается, чтобы лишить человека жизни, будет достаточно одной маленькой лжи?
Теперь никаких обязательств? Но сегодня речь идёт о терроризме. И о теракте, который унёс более 140 человеческих жизней. При этом, в том, что виновные определены верно, никто не сомневается.
Нужно отметить, что в их адрес жёстко высказываются не только пользователи в сети, защищённые вымышленными никами. Во мнении с некоторыми из них едины зампред Совета безопасности Дмитрий Медведев и председатель Госдумы Вячеслав Володин. Скриншот с трансляции заседания Госдумы При этом спикер Государственной Думы соглашается, что любые решения надо принимать на холодную голову, просчитывать все его последствия. Володин настаивает: смертную казнь в России никто не отменял.
Кроме того, Володин напомнил, что КС принял решение о моратории в исполнении международных обязательств перед Советом Европы.
Могут ли в России вернуть смертную казнь? Отвечают красноярские юристы
Кутафина Сергей Насонов указал, что обсуждения темы смертной казни «вовсе не свидетельствуют о том, что мораторий непременно будет преодолен». Но он отметил, что вводить смертную казнь в действующее уголовное законодательство и не требуется, она там уже предусмотрена как вид наказания, однако не применяется. Насонов согласен с тем, что большинство экспертов выдвигают тезис о необратимости судебных ошибок в случае применения этого вида наказания. Наличием всеми признаваемых проблем с объективностью предварительного расследования, обеспечением равноправия сторон и состязательностью, презумпцией невиновности, уровнем доверия к суду — это существенная преграда на пути реализации идеи об отмене моратория», — подчеркнул он. Советник ФПА Евгений Рубинштейн считает, что «вопрос о смертной казни бессмертен», люди всегда это обсуждают и будут обсуждать. И, как правило, после трагических событий этот вопрос вновь обсуждается обществом в контексте справедливого возмездия за ужасные преступления. Поэтому-то «периодически важно «сверять часы» научного сообщества». В то же время, по его мнению, юридических оснований для возвращения смертной казни на настоящий момент нет. Требуется большая работа по изменению Конституции РФ или принятию новой, чтобы вопрос перешел из дискуссионных рамок в правоприменение, уверен Рубинштейн. И он подтвердил «НГ», что «представляется необходимым изменить алгоритм обсуждения и признать, что сначала следует решить вопрос об эффективности и справедливости существующей модели судопроизводства».
И только после устранения недостатков и «достижения высочайшего уровня справедливости рассмотрения уголовных дел целесообразно начинать разговор о введении смертной казни».
Сможет ли человек, которого обвинили в убийстве или насилии, доказать, что он невиновен. Вдруг, со временем выяснится, что человек невиновен, а его уже казнили. Но виновный на свободе, сможет ли общество принять тот факт, что казнили невиновного, - рассуждает россиянка Анастасия. Что говорят политологи и адвокаты об отмене моратория на смертную казнь в России А вот политолог Алексей Мазур считает, что отмена моратория на смертную казнь в России возможна и вот, почему. Тем более, большая часть электората поддерживает такую отмену. Людей надо чем-то отвлекать от текущих проблем. Отмена моратория на смертную казнь, вынос Ленина из Мавзолея, памятники Сталину и Грозному - у нас широкий спектр вопросов, способных вызвать горячие споры. Время от времени очередной из них выкатывается на экраны телевизоров.
Почему бы и не отмена моратория, - рассуждает политолог Алексей Мазур. Президент ассоциации адвокатов Москвы Александр Почуев считает, что отмена моратория на смертную казнь в России - далеко не выход. Более того, адвокат считает, что эта мера повлечёт за собой более страшные последствия. Но давайте вспомним, для чего смертную казнь использовали в Советское время. Тогда ее использовали в политической борьбе. Устраивали целые геноциды и терроры, чтобы исключить это был введён мораторий, но из законодательства это не исключено. Давайте разберёмся, кто такие педофилы. Педофилы это не те, кого там по телевизору показывают и говорят: мы поймали педофила. Педофил - это человек, в отношении которого вынесен приговор и он вступил в законную силу.
А если мы показываем человека по телевизору и говорим - вот он педофил, то мы его подвергаем публичному осуждению прежде, чем следствие, не говоря уже про суд, его вину докажут. Таким образом, вот все эти разговоры ведут к тому, что мы делаем один шаг навстречу цивилизованному обществу, а три шага делаем назад к пройденным истерическим этапам террора. Мы вернёмся к тем революционным тройкам, которые ездили по регионам и расстреливали без суда и следствия на основании лишь собственного произведённого расследования, - рассказал «Курьер. Среда» 14 января адвокат Александр Почуев. На вопрос об альтернативе смертной казни, адвокат отвечает: в России жёсткая система наказаний. Это жёсткая мера уголовной ответственности. У нас до сих пор предусмотрена и смертная казнь, но на неё наложен мораторий. Я считаю, что даже если поймали на вид ассоциального человека, и даже если он сознается на камеру в преступлении, я считаю это недопустимой нормой для общества.
А именно о целесообразности её возвращения в качестве высшей меры наказания для лиц, виновных в совершении террористических актов и других наиболее опасных преступлений. По мнению сторонников смертной казни, только такой способ является адекватной карательной мерой в отношении жестоких преступников, соответствующей тяжести совершенных ими злодеяний, рассказал Артемий Рожнов, профессор Финансового университета при Правительстве РФ. Сторонники уверены, что только страх перед смертной казнью в состоянии удержать других потенциальных террористов, массовых убийц и насильников от реализации ими своих преступных замыслов. Однако вопрос о возвращении смертной казни — неоднозначный, считает российский политолог Кирилл Казаков. По словам эксперта, безусловно, значительное количество россиян сегодня требуют возврата такой карательной меры, так как считают ее более справедливым наказанием для террористов, а также не хотят содержать особо опасных преступников в течение долгого времени. Однако в реальности ситуация не столь однозначна», - добавил политолог.
В одном ряду с ними, по его мнению, «наши», с позволения сказать, граждане», которые поджигают военкоматы. Зампред Совбеза напомнил, что во время Великой Отечественной войны «с саботажниками, которые по приказу фашистских убийц вели подрывные работы в тылу, никто не цацкался» — их расстреливали «без суда и следствия». Комментируя инициативу Медведева, сенатор Андрей Клишас написал в своем Telegram-канале: «Возврат к смертной казни в России при действующей Конституции невозможен. В марте этого года в интервью «РИА Новости» Медведев заявил, что ограничений для возвращения смертной казни в России нет, но все будет зависеть от текущей ситуации — мораторий может остаться, если все будет спокойно, или же его пересмотрят в случае необходимости. Он мировоззренческий, философский, нравственный», — заявил тогда он.
Нужны расстрелы? Вернут ли смертную казнь из-за теракта против Татарского
Мораторий на смертную казнь в России юридически перестал действовать в 2009 году. Половина участников исследования сообщила, что необходимо проводить всероссийский референдум по вопросу возвращения смертной казни в России. В России мораторий на смертную казнь вообще привёл к снижению количества преступлений. Мораторий на смертную казнь действует в России с 1997 года. Этот мораторий стал следствием вступления страны в Совет Европы и присоединения к Конвенции о защите прав человека. «У нас и в конституции, и в уголовном законодательстве никто смертную казнь не отменял, есть решение Конституционного суда, который отложил вынесение такого приговора, поэтому не надо никаких референдумов, достаточно решения в этом вопросе Конституционного суда.