Гагаузы – это тюркский народ христианского вероисповедания, проживающий в основном на территории исторической тюркской области Буджак, поделённой ныне между Молдовой и Украиной. И та атмосфера, где русскоговорящие люди, где все написано на русском языке, как будто я возвращаюсь в детство", – говорит башкан (глава) Гагаузии Евгения Гуцул. Гагаузы небольшой народ, проживающий на территории Молдавии и Украины. Гагаузы – это тюркский народ христианского вероисповедания, проживающий в основном на территории исторической тюркской области Буджак, поделённой ныне между Молдовой и Украиной. Кроме того, президент страны Майя Санду и ПДС попытались объявить незаконной победу Евгении Гуцул на прошлогодних выборах главы Гагаузии.
Москва дала Гагаузии финансовую независимость от Кишинева
Молдавские гагаузы очень не хотя повторить судьбу своих собратьев в других балканских странах, где из-за тюркофобии их преследовали. Предки тюркоязычных кочевых народов гагаузы. Гагаузы, в отличие от молдаван, и на заработки ездят, помимо России, не в страны Южной Европы, а в Турцию, где хорошо понимают язык, и в Болгарию, где их считают болгарами и потому легко дают гражданство.
Гагаузы — уникальное наследие, сильный дух и открытый ум
И та атмосфера, где русскоговорящие люди, где все написано на русском языке, как будто я возвращаюсь в детство", – говорит башкан (глава) Гагаузии Евгения Гуцул. В Украине гагаузы в основном живут рядом с общиной бессарабских болгар в окрестностях города Болград. Гагаузы вполне могут оказаться народом, появившимся в результате влияния тюрков на местных жителей Гагаузии, да ещё и подвергшимся отуречиванию. Гагаузы — это народ, который обитает в определенных районах Молдовы, Украины, Болгарии, Казахстана и России. 42. Гагаузы получили широкую автономию и живут во-многом как хотят, однако молдавские власти республику по понятным причинам недолюбливают, и всячески пытаются эту автономию уменьшить.
Гагаузы, кто они?
Гагаузы -тюркскоязычный народ, исповедующий православие, замешанное на некоторых сохранившихся татарско-турецких традициях. последние известия. Сегодня гагаузы являются одним из многочисленных народов Молдовы, живут отдельной автономией на юге страны и соблюдают традиции.
Что такое Гагаузия?
Оркестр башкана Гагаузии – это самый высокий статус в регионе – играет уже больше полувека. Гагаузы – малочисленный загадочный народ, вызывающий неподдельный интерес у историков и этнографов. Руководство страны делает абсурдные заявления о том, что экономические агенты Гагаузии не участвуют в формировании бюджета Молдовы. Русский язык для гагаузов — это пуповина, благодаря которой гагаузский народ выживает в современной Молдавии.
Что известно о Гагаузии и ситуации вокруг выборов главы автономии
Те гагаузы, которые проживали на территории Cеверной Добруджи, ассимилировались с румынами, а гагаузы Южной Добруджи — с болгарами. Русский язык для гагаузов — это пуповина, благодаря которой гагаузский народ выживает в современной Молдавии. Анализ ДНК не внес никакой ясности: есть следы многих близко живущих из версий происхождения: возможно, гагаузы – это потомки половцев. Оркестр башкана Гагаузии – это самый высокий статус в регионе – играет уже больше полувека. гагаузы тысячу лет жили на побережье в Добрудже. О происхождении гагаузов Вики перечисляет три основных гипотезы: • Предками гагаузов являются тюркоязычные народы: огузы, печенеги, куманы. •.
Северо-Осетинский информационный портал «REGION15.RU».
Об этом заявила глава региона Евгения Гуцул. Глава Гагаузии Евгения Гуцул заявила в среду в своем Telegram-канале, что уголовное дело против нее сфабриковано по указанию президента Молдавии Майи Санду из-за критики разрушительных действий властей республики. Гагаузия видит будущее Молдовы в Евразийском экономическом союзе, где отношения выстраиваются на основе национальных интересов и уважения, заявила глава автономии Евгения Гуцул. Гагаузия видит будущее Молдавии в Евразийском экономическом союзе, где отношения выстраиваются на основе национальных интересов, взаимопонимания, уважения и поддержки, заявила в среду глава молдавской автономии Евгения Гуцул.
Государство с центром в городе Корбуна просуществовало более двух веков и пало под ударом османских завоевателей в XV веке. Своего расцвета государство гагаузов достигло во времена правления деспота Добротича годы правления 1354-1380 гг.
После 1417 г. Народность же не пропала, они остались жить на прежней территории, говоря по-гагаузски и, исповедуя христианство. Даже будучи частью Османской Империи гагаузы обладали определенной независимостью, во многом благодаря своим этническим связям с турками, являясь потомками одного народа - огузов, общаясь на одном языке и обладая единой историей вплоть до XII-XIII веков. Часть гагаузов мигрировала в Россию через Дунай в 1750-1846 годах. Они поселились в Южной Бессарабии.
До 1807 года часть из них покидают Буджак под давлением царской России и переселяются в Крым, Приазовье и Ставрополье. В оставленных ими землях и появились задунайские переселенцы - гагаузы и болгары. Россия выделила задунайским переселенцам неосвоенные земли, определила ряд экономических и правовых льгот, создала условия для изучения русского языка и помогла им обосноваться на новых территориях. Одновременно этот край заселяли жители из Северной части Бессарабии, беглые крестьяне из внутренних губерний России, немецкий колонисты из Варшавского герцогства и других мест. Гагаузы обосновали селения Авдарма, Комрат, Конгаз, Томай, Чишмикиой и другие, располагавшиеся в основном в центральном Буджаке.
Переселение гагаузов продолжалось почти 100 лет с 1769 по 1854 гг. Тяжелым трудом переселенцам удалось превратить пустынную буджакскую степь в обжитый сельскохозяйственный район. За исключением пятидневной независимости в 1906 году, когда в результате крестьянского восстания была объявлена Комратская республика, гагаузский народ находился под властью Российской империи, Румынии, Германии. Национальное самосознание и процессы возрождения, теплящиеся в среде гагаузской интеллигенции, получили распространение в конце 80-х годов, когда в Советском Союзе начались демократические перемены, и появилась возможность заявить о культурных и экономических проблемах гагаузов. Активисты из числа гагаузской интеллигенции, объединив усилия с другими этническими меньшинствами, создали движение "Гагауз Халкы" Гагаузский народ в 1988 году.
В 1989 году "Гагауз Халкы" провели свой первый съезд, где было принято решение о создании гагаузской автономии на юге Молдовы со столицей в городе Комрат. В августе 1990 года в Комрате было декларировано создание Гагаузской республики, но правительство Молдовы аннулировало декларацию. Национальное движение получило всенародный характер, когда румынский язык был принят как государственный язык в Молдове. Многонациональное население Юга Молдовы отнеслось к этому решению неоднозначно. Обострившиеся языковые, культурные и экономические проблемы подтолкнули население региона не повиноваться кишиневским властям и поддержать стремление гагаузского народа к независимости.
В Турции популярна легенда о том, что это турки, которые откочевали на землю нынешней Гагаузии для того, чтобы принять православие. Но и другие близкие территориально народы считают гагаузов своими. В Греции считают, что это греки. В Болгарии — что это болгары. Просто это греки или болгары, которые перешли на турецкий язык. Больше всего генетически гагаузы родственны туркам и болгарам.
Численность Всего гагаузов около 250—300 тысяч. Всего население автономии — 135 000, там живут и русские, и украинцы, румыны, молдаване. Почти половина гагаузов живёт не на родине. Автономная территория в составе Молдовы называется Гагаузлар или Гагауз Ери. В неё входит 32 села. Столица Гагаузлар — город Комрат.
Площадь Гагаузии — 1832 квадратных километра. Она непосредственно граничит с Молдавией и Одесской областью Украины. Многие женщины работают в Турции в медицине, сиделками. Многие мужчины работают в России. Это две страны, с которыми гагаузы крепко связаны. Объединяет вера или язык.
Женщины этого народа славятся как великолепные хозяйки, которые трудолюбием, разумной экономностью и умением верно вложить имеющееся приумножают богатство семьи. Запомним это! Выращивают табак, виноград, подсолнечник, грецкие орехи. Климат очень сухой, степной. Не хватает воды. Многие водоводы и дороги построены в Гагаузии Турцией, в помощь родственному народу.
Но и бизнес Турции в Гагаузии находит для себя неплохие возможности. История независимости. Республика Гагаузия В 80-е и 90-е, когда правительство Молдавии взяло курс на объединение с Румынией, на всей территории бывшей Молдавской ССР началось ущемление русского языка, русскоязычного населения. Тогда образовалась на востоке Молдавии независимая, самопровозглашённая республика Приднестровье. А на юге — такая же самопровозглашённая республика Гагаузия. Гагаузия тогда имела свой знаменитый флаг с изображением волка.
Волк — тотем многих тюркских народов. Конечно, власти Молдавии совершенно были не рады такому развитию событий.
Подобными действиями мы обособляем эти субъекты от Молдавии и страхуем их финансово», — считает Лизан. Подливает масла в огонь и Румыния. Так, глава правительства Марчел Чолаку высказался в поддержку объединения с Молдавией. В ответ Гуцул указала : «Если молдавская власть пойдет на унию, Гагаузская автономия не будет молчать.
Любые унионистские начинания означают немедленный запуск процедуры отделения Гагаузии и возвращения к независимой Гагаузской республике». Что касается легитимности политики Гуцул, то она опирается на результаты референдума, который был проведен в автономии еще десять лет назад, напоминает в интервью радио Sputnik политолог Семен Уралов. Таким образом, мы имеем дело с долгосрочной политикой Комрата по отношению к действиям Кишинева», — сказал он. По его мнению, в этой стране местные власти традиционно обладают огромными возможностями. Фактически государство раздроблено на вотчины и находится в состоянии сильнейшей зависимости от внешних игроков. Государственные власти регулярно пытаются урезать полномочия автономии, но Комрат действует жестко и результативно.
Политику Гуцул активно поддерживает местное население», — уточняет эксперт.
История гагаузов. Кто такие гагаузы и где они живут? Гагаузия – это где
В результате фонетических трансформаций и получилось имя народности — гагаузы. Сами представители народа все возможные версии отвергают, скупо делясь фактами. Например, этимологию объясняют так: «гагауз» означает «прямой нос» — это способность двигаться по своему пути, не сворачивая и не опасаясь врагов. Буджакская степь от слова «буджак» — «угол» настолько понравилась переселенцам, что они решили остаться здесь на века. Сегодняшние гагаузы живут на юге страны, свято соблюдая свои многочисленные традиции. Во главе угла их обрядов стоит свадьба.
Праздник обязательно проходит в доме невесты: старшие женщины заплетают девушке косу и наряжают в зелёное платье, украшая голову вместо фаты геранью, которая для гагаузов — символ чистоты и невинности. Торжество длится три дня с весёлыми танцами и песнями. Кстати, определить, замужняя женщина или нет, сколько у неё детей, можно по одежде: платье без рукавов, фартук, большой чёрный платок чемьберь поверх тонкого белого платка — всё это говорит о том, что женихам лучше держаться подальше, можно и на рассерженного мужа натолкнуться. Зелёный наряд невесты говорит собравшимся о плодородии, а натуральные красители голубого цвета преображают национальные костюмы и напоминают о бескрайних небесах буджакских степей.
В Россию первый раз приехал с друзьями в мае 1988 года. Юношеский максимализм, романтический настрой сподвигли молодых ребят на дальние поездки. Тогда Григорий Тащи еще не знал, что эта поездка в корне изменит его жизнь. Я просто для себя решил, что хочу жить именно здесь, и я остался», — так о своем первом приезде в Смоленскую область, деревню Липки рассказывает сам Григорий. В 80-90-е годы Казаклия была процветающим селом, более 8 000 жителей, колхоз-передовик «Искра», работой и хорошей зарплатой был обеспечен каждый житель. Но Григорий принимает решение переехать в российскую глубинку, чему его родители препятствовать не стали.
Но с каждым разом меня все больше тянуло обратно в Россию. Главной причиной моего переезда стало то, что Липки окружены богатыми лесами. Я очень быстро здесь освоился. Стал ходить в лес по грибы, рыбачить, после как оформил все разрешительные документы, я еще и на охоту стал ходить», — рассказывает Григорий Николаевич. Липки — деревня на берегу реки Хмара в Починковском районе Смоленской области России. Входит в состав Даньковского сельского поселения. Население — около 200 человек. Пообщавшись с Григорием, понимаешь, что человек настолько близкий к природе, понимающий и чувствующий ее, не мог не полюбить деревню Липки Смоленской области, где и оказался волею судьбы. Деревня окружена лесами, здесь от дыхания полной грудью с непривычки у человека кружится голова. Речка Хмара, которая протекает вдоль деревни, производит особое впечатление своей кристальной чистотой.
Как ни подбирай эпитеты и метафоры, красоту этих мест сложно описать. Гагаузия — это Буджакская степь, там такой природы нет. Ходить по грибы, на охоту и рыбалку стало моим хобби. Я ни разу не пожалел о своем решении остаться жить в Липках», — говорит Григорий. Буджакская степь В далеком 1988-м, Григорию Тащи предложили работу в колхозе «Верный путь», сначала он был помощником комбайнера, а после, в 1991-м, сам сел за руль комбайна. В советское время людей не делили по национальности, нас уважали за трудолюбие и исполнительность. Зарплата комбайнера была 350-500 рублей в месяц. Конечно, я мог и в Казаклии работать комбайнером и получать достойную зарплату по советским меркам. Да и семья моя всегда была обеспечена всем необходимым, отец в разные годы работал кассиром-счетоводом, затем возглавлял налоговую службу в селе. Я не убегал из Гагаузии по каким-либо экономическим причинам, как это делает сегодняшняя молодежь.
Я просто сделал выбор в пользу российской глубинки», — рассказывает Григорий. Супруги Тащи Лидия, супруга Григория тоже родом из Казаклии , училась в Шанталовском сельскохозяйственном техникуме, что в 20 километрах от Липок. Тогда, в 90-х годах, их было 25 студентов-гагаузов. После окончания учебы Лидия по распределению тоже попала в колхоз «Верный путь», чему Григорий был очень рад. Будучи дома, в Гагаузии, он делал все, чтобы добиться расположения Лидии. В 1992 году они едут в родное село Казаклия, где Григорий по всем гагаузским обычаям просит руки Лидии у ее родителей. Дом Григория и Лидии Тащи Сегодня Григорий и Лидия живут в доме, который в 1992 году им выделил колхоз, а на приусадебном участке в 30 соток всегда богатый урожай. Григорий вместе с другом, тоже гагаузом Петром Данчем кстати, он тоже казаклиец , обрабатывают 280 гектаров земли. Выращивание многолетней кормовой травы и зерновых позволяет Григорию успешно заниматься фермерством. В 2015 году жители четырех деревень — Даньково, Хицовка, Зимницы и Липки — оказали Григорию Тащи высокое доверие, избрав его депутатом Даньковского поселения.
Так у Григория прибавились еще и депутатские обязанности. Однако, как оказалось, работа сельского депутата намного шире: расчистить заросшие обочины проселочной дороги, убрать занесенные снегом дороги зимой. Спасает слаженная работа с администрацией Даньковского поселения. Совместными усилиями в деревне была отремонтирована криница, установлена автобусная остановка», — рассказывает Григорий Тащи. Фамилия Григория Николаевича Тащи в переводе с гагаузского означает «каменщик». Перевод никак не соотносится с видом его деятельности. Зато характер и сила духа тверды как камень. А вот сама фамилия Тащи для русского человека звучит прямо и буквально: «тащить». И он, Григорий Николаевич, тащит на себе все: домашний быт и хозяйство, проблемы и нужды деревни.
Мы не знаем случаев перехода в ислам среди гагаузов — Гагаузы очень защищали свою веру, случаев перехода в ислам среди них мы не знаем. Это особенно видно на примере катастрофы 1922 года, когда бо льшая часть гагаузов, греков, болгар была переселена из Турции в Болгарию и Грецию, а на их место из Боснии, из той же Греции, по решению Лозаннской и Генуэзской конференций, приехали турки. Причем турки переселяли в первую очередь гагаузов, потому что они зарекомендовали себя очень ревностными православными христианами. Я слышал, что Молдавия — такое белое пятно на духовно-образовательной карте Европы. Согласны ли вы с этим? Действительно ли там так сложно обстоят дела с преподаванием религиозных дисциплин в школах? Где-то в 700 школах, не меньше. Поэтому они ближе к восточным своим соседям — украинцам, россиянам. Ведь издревле Русское княжество выходило на Дунай. Еще князь Святополк ходил походом на Доростол — это сегодняшняя Силистра в Болгарии. То есть они всегда были связаны… Сегодня, когда агитируют интегрироваться в Европу, зазывают: «Идите к нам», население все-таки хочет жить в тех традициях, которые проверены тысячелетиями. Я думаю, что эти убеждения надо уважать. Референдум, который проводился у нас в Гагаузии, — это, можно сказать, диагноз. Как мы знаем, когда мы идем к врачу и нам ставят диагноз, мы доверяем нашему доктору, и в данном случае референдум — это момент доверия народу, который высказался, а не политическим группам, которые под видом демократии куда-то народ зазывают. А насколько гагаузы доверяют Церкви? И они передают веру своим детям. Это доверие Церкви будет всегда, независимо от каких-то внешних моментов. Общественный деятель Иван Гугуджи в свое время сказал, что Гагаузия — это исторический охранный отряд Византии — из-за такой приверженности Православию. Как этот ваш потенциал Православия может пригодиться другим народам, всему миру? Чему можно поучиться у гагаузов? Они обладают миролюбием! Я бы сказал даже — доверчивостью. Они легко сходятся с другими, они гостеприимны, и это помогло им сохраниться на протяжении тысячелетий, хотя это малочисленный народ. Они шли по истории, сохранились до наших дней. Гагаузия — это где? Откуда произошло название Гагаузия? Не все представляют, где находится Гагаузия и частью чего она является. Какое место она занимает на карте Европы? Теперь это территория Республики Молдова. Они всегда там жили, но в одно время туда пришли монголо-татарские племена, в частности Ногайская орда. Но после того, как они ушли с этих территорий, к жившим там гагаузам еще присоединились гагаузы Турции, из района Северного Причерноморья, Болгарии. Но его результаты не означают же, что гагаузы ненавидят Европу? Как они относятся к Европе? Но они хотят быть интегрированными и просятся в Евразийский союз. Они 200 лет жили в Российской империи, потом — в СССР, и это был естественный процесс, это — «диагностирование» народа было. И мощный показатель их духовных устремлений. Это ли не показатель? Надо доверять своему народу, и поэтому референдум является теперь, так сказать, отправной точкой, посылом для руководителей Гагаузии. Общий язык богослужений — Отец Димитрий, славянский язык был государственным языком для молдавских княжеств. Как это отразилось в том числе на менталитете и на культурном коде гагаузов? Не нужно думать, что в Молдавии или в Румынии было по-другому. Еще в средневековье наши молдавские цари, князья, как известно, писали на кириллице и знали славянский язык. Богослужение проходило, главным образом, на основе славянской службы. Ну, и, конечно, местная молдавская составляющая была. Такова была сила влияния богослужебного языка, составленного на основе кириллицы, славянских текстов! Какие еще качества отличают этот народ? Не все народы, безусловно, одинаковы, и это отражено даже в фольклоре, в шутливых пословицах.
В составе Румынии литература, в частности религиозная и историческая, публиковалась на латинице. В 1957 году была создана письменная система на основе русского алфавита. Гагаузы сохраняют свой родной язык с относительным постоянством. Они также говорят на других языках, в основном на русском. Гипотезы о происхождении И сам вопрос "кто такие гагаузы", и их происхождение до сих пор остаются загадкой. На данный момент ни местные, ни иностранные специалисты не смогли прийти к консенсусу, хотя было предложено более 20 гипотез. Многие из них начинаются с вопроса: "Что за нация гагаузы — отуреченные христиане или христиане-турки? Происходят ли они от скотоводов, или это было оседлое население, которое ассимилировалось со скотоводами? Дать ответ на вопрос о происхождении гагаузов как народа затруднительно из-за двух факторов. Во-первых, отсутствует информация в средневековых хрониках. Во-вторых, популяция гагаузов на Балканском полуострове накануне их переселения в Российскую империю была разнородной. Большая часть ранней этнической истории гагаузов разворачивалась на границах между тем, что должно было стать скотоводческой степной страной, и землей, населенной оседлыми народами. Накануне переселения в Бессарабию они состояли из двух этнических линий: хасыл истинных и болгарских. Так кто такие гагаузы? И их происхождение, и национальная принадлежность не дают ученым покоя вот уже много лет. Большинство ученых склоняются к такой следующему. Первоначальное ядро народа состояло из тюркоязычных скотоводов огузов, печенегов и половцев. Одна из последних миграций половцев на Балканы состоялась в 1241 году. Но есть свидетельства того, что среди них были болгары, которые говорили на турецком языке, и часть населения, пребывавшая под защитой турецкого султана Иззедина Кейкавуса. Кроме того, европейские историки часто задавались вопросом о том, были ли наиболее вероятными предками гагаузов тюркоязычные протоболгары, которые в 670 годах пришли на Балканы с берегов Волги под знаменем булгарского правителя Аспаруха. Гагаузы — кто это? В 1861—1862 годах некоторые из них поселились в Таврической губернии. Волна столыпинской аграрной политики в период между 1912 и 1914 годами привела некоторых гагаузов в Казахстан, а затем еще одна группа поселилась в Узбекистане в течение очень сложных лет начальной коллективизации. Чтобы не потерять свои гражданские права, в 1930-х годах они называли себя болгарами. В Майслерге около Ташкента, где живут гагаузы, они сохраняют это название по сей день. Традиционное жилище Где проживают гагаузы? Их традиционный дом состоит из трех комнат с дополнительной стенкой из дерна завалинки вдоль главной стены и верандой, поддерживаемой колоннами. Стены комнат увешаны полотенцами и коврами украшенными цветочными узорами , популярными среди гагаузов, а полы устланы ковровыми дорожками.
СЕВЕРООСЕТИНСКИЕ ГАГАУЗЫ
Он был пример во многом! Писать буду со слов своего папы, потому что дедушка не любил говорить о прошлой жизни, единственное он всегда с теплотой вспоминал о Комрате, откуда был родом. Самые страшные воспоминания его о Румынской армии, где очень жестоко обращались с солдатами.
Гагаузская республика была создана 19 августа 1990 года. Столица автономного территориального образования — город Комрат. История До 1994 года Гагаузская Республика существовала как непризнанное государство. Руководство Республики Молдова не признавало самопровозглашенную республику. И только в декабре 1994 года на основе достигнутых соглашений Республикой Гагаузия и Молдавией был подписан документ о мирной интеграции Гагаузии на правах автономии. Согласно закону об административно-территориальном устройстве, территория Гагаузии Гагауз Ери делится на долаи районы — Комратский, Чадыр-Лунгский и Вулканештский, а также города и села коммуны.
В 1999 году , после проведения административной реформы, АТО Гагаузия окончательно закреплено в конституции Молдавии [3]. В последние годы значительную помощь Гагаузии оказывает Турция. За счёт средств, поступивших из Турции, была построена система водоснабжения, позволившая в большой степени снять проблему обеспечения качественной водой жителей населенных пунктов всего юга Молдавии. Также был открыт молдо-турецкий лицей в Чадыр-Лунге, выпускники которого, в дальнейшем, имеют возможность продолжать учёбу в лучших турецких университетах [4]. Избранный в 2023 году башкан Гагаузии Евгения Гуцул среди девушек-подростков в национальной одежде автономии Со второй половины 2000-х годов молдавско-гагаузский конфликт вступил в новую фазу. География Гагаузия расположена в южной части республики Молдова на территории Буджакской степи, которая является частью южно-молдавской равнины, с высотами не более 200 м над уровнем моря и развивается в разрезе нижней Молдавии, между устьями рек Днестр и Дунай — Прут. Территория степи характеризуется широкими долинами, склонами и многочисленными оврагами. Рельеф региона характеризуется степями и небольшими возвышенностями, а так же множеством рек, протекающих в южном направлении: Ялпуг, Ялпужел, Лунга и Лунгуца, пересыхающих в летний сезон.
Как и Молдова, Гагаузия находится в Карпатской сейсмической зоне. Площадь сельскохозяйственных земель составляет около 150 000 гектаров. В основном, встречается чернозём, что благоприятно воздействует на аграрный сектор Гагаузии [8].
Подобные притеснения и обострили внутренний конфликт 80-90х.
Формировались национальные общественные движения, вспыхивали митинги, съезды гагаузских депутатов. Особенно важным стало собрание в ноябре 1989 года, когда гагаузы объявили о создании в рамках Молдовы автономии. Но Кишинев не одобрил сепаратистские амбиции, не среагировала и Москва. Важной вехой тогда стало экспертное заключение о народной самостоятельности гагаузов при достаточной численности и хозяйственной рентабельности.
В южной Молдавии, где компактно проживали гагаузы, начались смелые протесты. Народ вслух заговорил о создании отдельного государства. Для укрощения сепаратистов в октябре 1990-го в сегодняшнюю Гагаузию выдвинулись молдавские националисты-добровольцы. Когда до жителей гагаузских сел дошли слухи о приближающейся угрозе, они решительно вооружились топорами, молотками, палками и арматурой, готовясь к уличным боям.
Остановить гражданские столкновения удалось прибывшим в зону конфликта советским солдатам. Молдавские чиновники взяли четкий курс на сближение с румынами и упразднили в стране русский язык. Близкие России гагаузы заявили о неприятии подобных перспектив и провозгласили Гагаузскую Республику. Молдова такие шаги законными не признала, да и ресурса Гагаузии было недостаточно для отдельного существования.
Приложенные усилия оправдались спустя несколько лет — к концу 1994-го. Разумным консенсусом стал закон об особом статусе Гагаузии в составе Молдавии.
Гагаузский язык имеет два диалекта — чадырлунгско-комратский центральный и вулканештский южный. Были выявлены основные различия между центральным и южным диалектами. В области фонетики: 1. Варианты личных местоимений 1-го и 2-го лица единственного числа. Степень влияния согласного у йот и аффрикаты с дже на предшествующие широкие гласные а и е. В комратском и чадыр-лунгском говорах гласные а, е перед среднеязычным спирантом у йот и аффрикатой с дже сужаются и редуцируются, в вулкэнештском же диалекте это явление выражено очень слабо Ср. Выпадение согласного h в начале слова.
Согласный h, звучащий в гагаузском языке как легкое придыхание, выпадает в вулкэнештском диалекте и сохраняется в комратско-чадырском. В целом, при сравнении данных центрального и южного диалектов южный диалект представляется более архаичным и более устойчиво сохраняющим черты строя тюркских языков. В советский период развивалась и гагаузская культура. Был создан алфавит на основе кириллицы , издавались словари, школьные учебники, книги: «Легенданын изи» След легенд, 1974 , «Узун керван» Длинный караван, 1985 , «Жанавар йортулары» Праздники волка, 1990 и многие другие.
Где находится Гагаузия и почему ее жители разговаривают на турецком языке
После этого процессия детей во главе с «невестой» обходит дома и возле каждого поёт обрядовые песни, во время которых «невеста» исполняет специальный танец. А хозяйка дома обязана облить всех участниц этого действа водой и наградить подарками. В старину гагузы женились тремя способами: сговором, сбеганием и похищением фиктивное похищение позволяло сэкономить на свадьбе. В выборе жён последнее слово было за бабушкой жениха. На второй день свадьбы в комнату к молодым сперва заходила родственница жениха с ружьём и плёткой.
Если доказательства невинности невесты были очевидны, раздавался выстрел в воздух, невеста надевала красное платье и шла к гостям, чтобы продолжить гуляние, а те пили в её честь подкрашенную красным водку. Если же выяснилось, что невеста имела добрачные связи, жених брал в руки плётку и выпытывал у новобрачной признание, кто её опозорил. В случае, если жених с невестой согрешили до брака, их обоих впрягали в повозку и заставляли совершить по деревне круг позора. На людях гагаузские женщины обязаны были идти в нескольких шагах позади мужа и уступать дорогу всем мальчикам старше семи лет.
А мужчинам запрещалось непристойно себя вести в присутствии женщин — например, сквернословить. Но они имели право бить жён, причём не только за провинности, но и просто так, чтобы показать, кто в доме главный. У женщин не было права наследовать собственность родителей. После смерти мужа вдова получала одну четвёртую его имущества.
У повторно вышедшей замуж вдовы было больше прав на наследство. К тому же, если с первым мужем женщина не имела возможности развестись, то от второго могла уйти по собственному желанию. Беременность и роды считались у гагаузов нечистым делом. В течение сорока дней после рождения ребёнка женщина не имела права ступать на землю босыми ногами, чтобы не осквернить её.
На голову они повязывали плотный чёрный платок «чемьберь» поверх тонкого белого платка «мода». Женщины также носили большое количество украшений, в том числе ожерелье из золотых монет «лифт» , чтобы продемонстрировать богатство родителей или мужа. Летом — суконную шляпу, зимой — меховой колпак. Занятия и ремёсла, кухня гагаузов К началу XX века гагаузы в основном занимались скотоводством и земледелием, в том числе виноградарством.
У них было развито ткачество из шерсти и шёлка, изготовление ковров. Есть у гагаузов и свой традиционный йогурт — «йуурт». Это кисломолочный продукт, для приготовления которого они кипятили молоко, а потом добавляли сметану и давали этой смеси скиснуть, а чтобы она не испортилась, клали в кувшин серебряную монетку.
Тюркоязычные христиане-гагаузы подвергались со стороны османов большому нажиму, потому что говорили все-таки на близком им языке — тюркском. Это балканский диалект турецкого языка.
Что это за люди? Мы не знаем случаев перехода в ислам среди гагаузов — Гагаузы очень защищали свою веру, случаев перехода в ислам среди них мы не знаем. Это особенно видно на примере катастрофы 1922 года, когда большая часть гагаузов, греков, болгар была переселена из Турции в Болгарию и Грецию, а на их место из Боснии, из той же Греции, по решению Лозаннской и Генуэзской конференций, приехали турки. Причем турки переселяли в первую очередь гагаузов, потому что они зарекомендовали себя очень ревностными православными христианами. Я слышал, что Молдавия — такое белое пятно на духовно-образовательной карте Европы.
Согласны ли вы с этим? Действительно ли там так сложно обстоят дела с преподаванием религиозных дисциплин в школах? Где-то в 700 школах, не меньше. Поэтому они ближе к восточным своим соседям — украинцам, россиянам. Ведь издревле Русское княжество выходило на Дунай.
Еще князь Святополк ходил походом на Доростол — это сегодняшняя Силистра в Болгарии. То есть они всегда были связаны… Сегодня, когда агитируют интегрироваться в Европу, зазывают: «Идите к нам», население все-таки хочет жить в тех традициях, которые проверены тысячелетиями. Я думаю, что эти убеждения надо уважать. Референдум, который проводился у нас в Гагаузии, — это, можно сказать, диагноз. Как мы знаем, когда мы идем к врачу и нам ставят диагноз, мы доверяем нашему доктору, и в данном случае референдум — это момент доверия народу, который высказался, а не политическим группам, которые под видом демократии куда-то народ зазывают.
А насколько гагаузы доверяют Церкви? И они передают веру своим детям. Это доверие Церкви будет всегда, независимо от каких-то внешних моментов. Общественный деятель Иван Гугуджи в свое время сказал, что Гагаузия — это исторический охранный отряд Византии — из-за такой приверженности Православию.
Анцупова, в 1860-1862 гг. Титоров "Българите в Бесарабия", София, 1903, с. На территории, контролируемой русскими властями, осели лишь немногим более тысячи человек. По разрешению царя в 1861 году 300 гагаузских и болгарских семей получили право поселиться в пределах России. Им полагалась денежная помощь в размере 125 рублей на одну семью.
Вопрос этот носил политический, а не экономический характер. В приграничной полосе Буджака, контролируемой царской Россией, выходцы из "Бессарабского участка" в 1861 г. На место бежавших из "Бессарабского участка" людей приходили крестьяне из Добруджи, припрутских сел Бессарабии, из Молдовы и Валахии, пишет И. Время стабилизации движения гагаузского и болгарского населения в пределах царской России совпало с процессом дальнейшего развития капитализма и проведения реформ, наиболее важной из которых была крестьянская реформа. Она была осуществлена в разное время в районах, расположенных на левом берегу Днестра, и северной части Бессарабии, находившейся под юрисдикцией России. В левобережных районах, являвшихся составной частью Херсонской губернии, реформа была проведена на основе "Манифеста об отмене крепостного права" и "Положений о крестьянах, выходящих из крепостной зависимости", подписанных императором Александром II 19 февраля 1861 г. Эти положения не коснулись основной массы крестьян Бессарабии, в том числе гагаузов и болгар. Они юридически считались свободными - в этом была специфика Бессарабии. В Бессарабии на положении крепостных была лишь часть цыган 11,5 тыс.
Для их раскрепощения в 1861 г. Цыгане были освобождены от крепостной зависимости, но в течение двух лет они не имели права переходить от одного помещика к другому без согласия своего бывшего хозяина. В России были осуществлены и другие реформы - земская и судебная 1864 г. Хотя они в Бессарабии и были проведены позже, но все они касались и жизни гагаузов. В крае без его "Бессарабского участка" в 1869 г. Бессарабское земство являлось одним из самых реакционных в России. Негативные последствия деятельности земских учреждений выборных органов местного самоуправления, ведавших вопросами просвещения, здравоохранения, строительства дорог, местной торговли, ис-пытали на себе задунайские переселенцы. Земства полностью контролировались государственной властью. Выборы в губернские и местные учреждения проводились не на основе всеобщего избирательного права, а на принципах имущественного ценза и куриальной структуры выборов гласных.
Из 28 членов всех уездных управ Бессарабии было 18 помещиков, 4 чиновника, 1 купец и крестьянина. В губернском земском собрании из 53 "гласных" были 41 помещик и всего 4 крестьянина. Осуществление земской реформы в Бессарабии затянулось до 1869 г. Судебная реформа в Бессарабии также была проведена в 1869 г. Учрежденный окружной суд 2-го разряда входил в состав Одесской судебной палаты. В городах и уездах были созданы мировые суды, которые избирались земскими собраниями. Для участковых мировых судей апелляционной инстанцией был создан съезд мировых судей округа для Бессарабского окружного суда - Одесская судебная палата. Учреждалась адвокатура. Судопроизводство велось на русском языке.
На территории Бессарабии без "Бессарабского участка" городская реформа была осуществлена на основе городского положения от 16 июня 1870 г. В крае начали открываться городские думы. Несмотря на то, что реформы 60-70-х годов сохранили значительные феодальные признаки, их проведение способствовало развитию капиталистических отношений в Бессарабии. В целом эти реформы, касавшиеся и гагаузов, означали продвижение царской России по новому пути развития. Военные реформы в Российской империи в 60-70-х годах также были вызваны отменой крепостного права и развитием капиталистических отношений, которые требовали создания новой армии, оснащенной новейшей по тем временам военной техникой. Несостоятельность армии такой огромной империи, как царская Россия, вскрыло позорное ее поражение в Крымской войне 1853-1856 гг. Преобразования русской армии про-водились военным министром 1861-1881 гг. Милютиным, известным своими либеральными взглядами. В земельном вопросе он был сторонником крестьян, полагая, что таким образом их можно привлечь на сторону правительства.
Введение всеобщей воинской повинности 1874 г. Обязательная воинская повинность встревожила задунайских переселенцев, которые после присоединения Бессарабии к России на 50 лет освобождались от призыва в армию. Недовольство выражали крестьяне всех уездов Бессарабии, но особенно остро оно проявилось в гагаузских и болгарских селах. Открытые протесты имели место в Комрате, Кирсово, Кубее. И все же гагаузы и болгары оказались вынужденными выполнять закон о всеобщей воинской повинности. Первый призыв на действительную военную службу проходил с 1 ноября по 14 декабря 1874 г. По данным Центрального исторического архива, в различные рода войск Одесского военного округа было направлено 112 гагаузов и болгар, представлявших третье поколение задунайских переселенцев, родившихся на бессарабской земле. В следующем году было призвано 156 человек. Призыв в армию гагаузов и болгар - самой здоровой рабочей силы Буджака - отрицательно сказывался на состоянии хозяй-ства тех крестьян, сыновья которых надолго отвлекались от сельского труда.
В целом положение задунайских колонистов в Буджаке стало ухудшаться. Сокращались размеры плодородных земельных участков, приходившихся на одну семью. Расчленение гагаузов 1856-1878 гг. Тем временем близился день воссоединения бессарабских гагаузов и болгар. Это произошло 13 июля 1878 г. Однако гагаузы продолжали оставаться расчлененным этносом. И после балканских войн 1913 г. В условиях режимов четырех государств царской России, Болгарии, Румынии и Греции их судьбы все больше расходились. Шел постоянный насильственный процесс их ассимиляции.
Парадоксально, но факт: до 1897 года в статистических отчетах царской России этноним "гагаузы" не значился. Они все еще проходили, как "болгары", или просто "православные". Хотя, как отмечал впервые открывший гагаузов на территории Бессарабии русский ученый, статистик, этнограф, библиограф, академик П. Кеппен 1793-1864 гг. Однако в его по-следующем сочинении "Хронологический указатель материалов для истории инородцев Европейской России", СПб, 1861 г. В 1854 г. Это определение надолго вошло в официальную государственную демографическую статистику царской России. Поэтому в переписи населения 29 января 1897 г. По тем временам это составляло 2,9 процента населения края.
Из них в Бендерском уезде было 27612 человек, Измаильском - 17759, Аккерманском - 10 419 человек. На основе исследования материалов Всеобщей переписи населения 1897 г. Берг 1876- 1950 гг. По его словам, гагаузы "весьма религиозны", побывавшие в Иерусалиме и в Афоне - Ф. Отметим, что в мусульманском мире "haci" называют человека, совершившего паломничество в Мекку. Добавим, что и в первое десятилетие Советской власти - в переписях населения 28 августа 1920 года и 17 декабря 1926 года - гагаузы не значатся как отдельная этническая единица. Как отмечал академик Н. Державин 1877-1953 гг. Гагаузы жили в УССР на Мелитопольщине и на территории ряда других районов Украины" "О наименовании и этнической принадлежности гагаузов", Кишинев, 2005 г.
О том, что российская статистика знала о существовании са-мостоятельного гагаузского этноса, свидетельствуют многие факты. Наиболее ярким из них является пребывание императора Николая I в южной части Бессарабии с 4 по 27 мая 1828 г. Пожелав принять личное участие в начавшейся в 1828 г. Отметим, что после Петра Великого император Николай I был первым из русских монархов, ступившим на бессарабскую землю. Ночью с 17 на 18 мая 1828 г. Потом он побывал в Болграде, где производил смотр войск 3-го корпуса генерала Рудзевича, шедших за Дунай.
До сих пор у гагаузов не было возможности всерьез за себя постоять. Но сейчас у гагаузов появился шанс проявить свою идентичность. С началом СВО и выходом российской армии к границам Одесской области перед ними открывается возможность бороться за свои права. Для России это означает рычаг для воздействия на Молдавию.
Поэтому намеченные на осень политические мероприятия следует поддерживать. Но башкан без гагаузов — фигура пустая. Как только соединятся башкан и гагаузы как совокупность, они сразу смогут отстаивать свою политическую идентичность. И они это обязательно сделают. Их устраивает любой результат. Если они смогут вырваться из Молдавии — они будут счастливы, если они смогут поднять свой статус хотя бы до уровня Татарстана в России — они будут рады, ничего не сделают — хотя бы побузят напоследок. Это их последний шанс, который они используют. Молдавия как страна обречена. Новый год независимая Молдавия встречать не будет. К тому же у нее есть карт-бланш и от Румынии, и от Евросоюза.
Ей дали г арантии, что закроют глаза на любые зверства. Тот, кто думает, что в Гагаузии сейчас тихо-мирно, ошибается. Там избивают людей, по ночам поджигают дома. Люди бесследно пропадают.