«Начнем с простейшего: ФАБ-5000, как и ФАБ-9000, в итоге не достигли заявленных характеристик. Бомба FAB 5000NG (русский: ФАБ-5000НГ, где NG означает ее изобретателя Нисона Гельперина) представляла собой крупногабаритную фугасную фугасную бомбу общего назначения общего назначения с тонкой оболочкой, использовавшуюся советскими. Видео о Уничтожение ФАБ-5000 в воздухе!, Рискованный сброс бомб ФАБ 500 самолетом Су-34 на Украине, Последний бой украинского пилота. фугасная авиабомба весом 5000 кг. Аналитики считают, что использования ФАБ-3000 в СВО никто не ожидал.
В США объяснили большие потери ВСУ применением Россией авиабомб ФАБ-1500
Бойцы российской армии подрывают украинские позиции у реки Днепр с помощью бомб ФАБ-500, заявил генерал ВСУ в отставке Сергей Кривонос. Несмотря на то, что авиабомба ФАБ-5000 задумывалась в качестве средства для уничтожения кораблей, советская бомбардировочная авиация с большим успехом применяла эти бомбы против наземных целей. Но вот катакомбы «Азовстали» вполне бы могли стать полигоном для ФАБ-5000 и ФАБ-9000. "дылда-убийца" уже несет ужас и смерть ВСУ, причем ВПК уже готовит армии врага "подарки".
У русских появилась новая гигантская планирующая бомба
Для ее снаряжения был придуман специальный состав на основе тринитротолуола, а так же специальная технология заливки ВВ. Единственным носителем такого боеприпаса мог стать бомбардировщик Пе-8. Но и для него пятитонная бомба была слишком большой. Створки бомболюка полностью не закрывались, между ними оставался полуметровый зазор. Перегруз на взлете составлял целую тонну, длину разбега пришлось увеличить вдвое. Однако на испытаниях бомбардировщик Петлякова справился с задачей, и впечатленное командование дало добро новой бомбе. Засевшие в береговых укреплениях Кёнигсберга немцы смогли по достоинству оценить разрушительную мощь самой большой советской бомбы времен Великой Отечественной. Правда, рассказать о своих впечатлениях они уже не могли.
Таким образом, несмотря на некоторый перевес в количестве дронов, что, безусловно, выгодно для ВСУ в тактическом плане, Армия России отвечает увеличением ФАБов и это уже вызвало истерику у тех, кто стал свидетелем применения планирующих боеприпасов воочию.
Представляете, чего стоит противнику один вылет Су-34?! Также напомню, оборонная промышленность РФ освоила серийный выпуск новейших корректируемых авиабомб большого могущества до начала СВО. Максимальная дальность полета — до 40 километров. Авиабомба предназначена для высокоточного поражения вооружения и военной техники, объектов ВПК, автомобильных и железнодорожных мостов противника с использованием с инерциально-спутниковой системы наведения круговое вероятное отклонение от цели — не более 10 метров. На удалении до 50 км от места сброса эффективно уничтожает особо прочные объекты военной инфраструктуры, к примеру, заглубленные командные пункты ВСУ. Первыми попали под раздачу боевики группировки "Азов" запрещена в России. В подобных боеприпасах реализован принцип "запустил-забыл". Высокоточное уничтожение целей гарантировано. Массированное применение российских планирующих авиабомб методично "стирает" с лица земли укрепрайоны и натовское вооружение ВСУ на переднем крае и в оперативном тылу поставлены 230 танков и 1550 единиц другой бронетехники.
Около 10 000 т земли и мела взлетели в воздух, и гора обрушилась в тоннель. Это было одно из самых впечатляющих прямых попаданий за все время войны. Летчики могли гордиться результатом — всего 617-я эскадрилья сбросила 19 грозных снарядов. Все они легли достаточно точно. Одна из бомб попала в вершину холма прямо над тоннелем, глубоко вошла в меловой массив и взорвалась, похоронив тоннель. Бомбы оставляли воронки диаметром около 24 м и глубиной 7,6 м. Не менее бурным было признание нового оружия и в высоких штабах. Наутро после налета на Сомюр высокопоставленный чин из Бомбардировочного Командования ворвался в кабинет, размахивая фотографиями разрушенного тоннеля. Как много мы их получим? Две бомбы попали в корабль и взорвались глубоко внутри корпуса, после того, как сработал взрыватель с задержкой. Мощь 5 т взрывчатки, заключенной в бронированную коробку, оказалась ужасающей, «Тирпиц» был буквально выпотрошен. Когда осели брызги близких разрывов, линкор выглядел так, словно его протащили сквозь валки исполинского прокатного стана. Один из очевидцев заметил, что он «больше всего напоминал недостроенный корпус на стапеле». Через 5 минут огромный пожар достиг кормового погреба. Взрыв боеприпасов пробил брешь длиной 40 м под броневым поясом левого борта. Огромный корабль перевернулся и затонул. Эскадрильи благополучно вернулись в Вудхолл, где были встречены очень торжественно. Военный оркестр играл «Идут победившие герои». Пришли поздравления от английского короля, военного кабинета, флотского командования, принца Олафа Норвежского и даже советского руководства. Только после войны стало известно, что ранее сильно поврежденный «Тирпиц» отбуксировали в Тромсё не для ремонта, а чтобы установить на мелководье как непотопляемую крепость. Немцы рассчитывали укрепить им береговые сооружения северной Норвегии, но они ошиблись в расчетах, и в результате под килем линкора еще оставалось 15 м воды. Немцы попытались исправить положение, намыв под днищем корабля мель земснарядами, но не успели. Глубина оказалась вполне достаточной, чтобы линкор перевернулся. Однако самое парадоксальное заключалось в том, что кое-кто в Адмиралтействе заявил, что линкор нельзя считать потопленным, так как днище из воды видно. Смешно, но факт. Однако летчикам, в результате такой комбинации получившим сильно урезанную премию, было не до смеха. Впрочем, при всей его внешней эффектности потопление «Тирпица» нельзя считать главным достижением 617-й эскадрильи. Гораздо более важным и замечательным был успех в уничтожении ранее неуязвимых бункеров подводных лодок. Обычные бомбы только царапали массивные крыши толщиной в 4 м железобетона. В 1945 г. Они атаковали с помощью «толлбоев» укрытия подводных лодок в Поортерсхавене, Эймейдене, Гамбурге, бетонное чудовище в Фарге возле Бремена. При этом были потеряны два или три экипажа, но эскадрилья добилась десятков прямых попаданий в толстые крыши. Но действовали бомбы почти нормально. В Бресте несколько последовательных попаданий глубоко изрыли, а потом и проломили крышу бункера. В Эймейдене они обрушили 13 000 т бетона с крыши и стен убежищ. При этом близкие разрывы действовали не хуже прямых попаданий. То же самое произошло в Бергене и Поортерсхавене. В Бергене близкие разрывы потопили две подводные лодки и похоронили еще одну под рухнувшей стеной дока. Эти порты и убежища постепенно переполнялись по мере того, как немцы теряли другие базы. После налетов бомбардировщиков там воцарился хаос. Выходы лодок были поставлены под угрозу, а по моральному состоянию самих подводников и людей, которые их обслуживали, был нанесен сильнейший удар. Успех «толлбоев», в свою очередь, привел к решению наконец заняться и гигантской 10-тонной бомбой «Гранд Слэм» «Большой хлопок». Полученный опыт применения шеститонок был очень полезным, но оставалась еще пара проблем. Снова всплыл вопрос обеспечения прочности корпуса. Уоллис потребовал сталь с очень высоким пределом прочности. Для этого требовалась закалка корпуса в масле, и только один завод — Стальная Корпорация Шеффилда — имел печи и ванны достаточно больших размеров, чтобы работать с этими отливками. Когда «Гранд Слэм» решили поставить на поток, то фирма работала на пределе возможностей и все же не могла обеспечить выпуск необходимого количества бомб. Тем временем первый «Гранд Слэм» был почти готов. Тысячи рабочих несколько месяцев трудились над сверхсекретным проектом, но лишь десяток из них знал, что это будет. В Шеффилде Английская Стальная Корпорация потратила много сил, чтобы найти сталь, которая выдержит удар. Они изготовили корпуса из различных марок стали и швыряли их на бетонные плиты, пока не нашли требуемое. Это был их собственный секрет. Только две фирмы в стране могли отлить корпус сложной формы. Для каждой бомбы приходилось делать отдельную болванку, покрытую цементом, с точностью 0,4 мм. Ее помещали внутрь песчаной опоки и заливали жидкую сталь. После этого ждали два дня, пока отливка остынет и можно будет удалить болванку. Потом отливку везли за сотни миль для дальнейшей обработки. Болванки ставили рабочих в тупик. Один из них, глядя на сияющую болванку, предположил, что это сверхмалая подводная лодка. Официально изделия назывались «котлами», но это никого не могло обмануть. В пабах Шеффилда их непочтительно называли «большими ублюдками». С ними было крайне трудно иметь дело. Армия забрала себе почти все подъемные краны. Фирмам пришлось построить специальные трейлеры, так как железная дорога не могла погрузить отливки на платформы. На фабрике взрывчатых веществ пришлось построить специальную стойку, где корпус бомбы стоял вертикально, когда его заполняли взрывчаткой. Для этой цели пришлось построить специальную высокую платформу. Было опробовано более 30 различных типов взрывателя, прежде чем нашли тот, который выдержал удар при падении бомбы. Как и у «Толлбоя», хвостовое оперение «Гранд Слэма» должно было заставить бомбы вращаться при падении, чтобы гироскопический эффект не дал ей рыскать при переходе звукового барьера.
Будьте в курсе
- Чугунный ужас. От разрывов фугасных авиабомб солдаты ВСУ сходят с ума
- Сообщить об опечатке
- Боевики "Азова" vs ФАБ-5000 📹 16 видео
- Применение фугасных бомб назвали эксклюзивом спецоперации
- Пара штурмовиков Су-25 сбросила фугасные бомбы на позиции ВСУ в Авдеевке // Новости НТВ
- ФАБ-5000НГ
Читать следующую
- «Слепые и глухие». Борзенко рассказал о последствиях применения ФАБ-3000 в зоне СВО
- ФАБ-500 М-62: характеристики, фото, радиус поражения
- Мощь ядерного оружия: самые разрушительные авиабомбы
- Чугунный ужас. От разрывов фугасных авиабомб солдаты ВСУ сходят с ума
- В США объяснили большие потери ВСУ применением Россией авиабомб ФАБ-1500
- Боевики "Азова" vs ФАБ-5000 (16 видео)
Fighterbomber: ВКС России расконсервировали бомбы ФАБ-3000
Почему только «на данный»? Ну вообще-то у нас и 9-тысячница имеется. Ну это так.. История создания: В начале 1950-х, когда на вoop ужение были приняты новые мощные б о м баpдировщики например Ту-4 возникла необходимость в бое припасах, способных одним махом снести крупные объекты противника — аэродромы, заводы, фортификац. Дело в том, что одновременный сброс нескольких бомб среднего калибра не приводил к нужному результату из-за рассеивания. Тут надобно что-то одно, но очень мощное.
Раз надо, значит надо. Так была разработана, а в 1954 году принята на вoopужение ФАБ-5000М-54 Основная задача: поражение военно-промышленных сооружений, укреплений и фабрично-заводских зданий. То есть, крупные укрепленные цели. Может быть оснащена таймером на мини рование, с самоликвидацией в течение нескольких суток. Скинули втихаря, лежит себе тихонько, а потом как шарахнет!
Так вот. Таких «малышек» у нас на складах хоть пруд пруди!
Несмотря на нестандартный для Пе-8 вес и размер бомбы створки бомболюков с новой бомбой не закрывались, а перегруз превышал тонну , государственные испытания прошли успешно и в 1943 году бомба была поставлена на вооружение. Боевое применение[ править править код ] 28 апреля 1943 года первые серийные бомбы были сброшены на береговые укрепления Кёнигсберга [1]. Данная бомба была использована при бомбардировках различных укреплённых сооружений крепостей, береговых укреплений и стратегических объектов фабрик, аэродромов. Но, ввиду большого веса, отсутствия опыта бомбометания данного боеприпаса и ограниченной приспособленности самолёта-носителя, полёты на стратегические дальности с этой бомбой и массовые полёты с ней были невозможны.
Patrick Nichols "Вот эти боеприпасы были разработаны для того, чтобы, сбрасывая их на джунгли, просто за счет воздушного подрыва, они просто обеспечивали достаточно ровную вертолетную площадку без кратера, без каких-то разрушений, на которую можно было посадить вертолет, забрать там группу, забрать раненых, привезти боеприпасы, что-то еще", — рассказал военный эксперт Денисенцев. Эта бомба использовалась в Ираке в операции "Буря в пустыне" и в Афганистане. Из-за крупных габаритов носителями таких бомб были не бомбардировщики, а транспортные самолеты С-130. Отсек военно-транспортных самолетов, например, МС-130, он как раз вот для этой цели хорошо подходит", — сообщил военный эксперт Денисенцев. Журналисты недаром прозвали ее "матерью всех бомб": размеры впечатляют.
Длина 9 с лишним метров, диаметр — больше метра. Масса взрывчатого вещества — 8. Сила взрыва составляет 11 тонн в тротиловом эквиваленте. Радиус поражения — около 140 метров. На опубликованных кадрах объективного контроля снято боевое применение "матери всех бомб" американскими ВВС в 2017 году в Афганистане против подземных укреплений террористов.
А вот так выглядит место ее падения — выжженная на огромной площади земля, выкорчеванные деревья, заваленные подземные ходы. Именно так прозвали гиганта родом из СССР. Она же — "Кузькин отец". Тротиловый эквивалент — 44 тонны. При взрыве на расстоянии 100 метров происходит полное разрушение укреплений любой мощности, в том числе подземных бункеров.
В радиусе 200 метров полностью обрушиваются железобетонные фортификационные сооружения. А в пределах 500 метров любые жилые дома просто рассыпаются. После взрыва аэрозольного облака из-за гигантской температуры буквально испаряется все живое, а земля напоминает лунный грунт. Естественно, выжигается кислород, и туда как в черную дыру могут затягиваться различные, так сказать, вещи внутрь", — рассказал эксперт Кобринский. По мощности воздействия такие боеприпасы сравнимы с ядерными, однако имеют от них очень важное отличие.
Возникает вопрос: почему эта и ей подобные бомбы не используются в ходе СВО на Украине?
Для того чтобы советские летчики могли поражать цели, не входя в зону действия зенитных ракетных комплексов противника, в 1970-х началась разработка новых корректируемых авиабомб КАБ. Вскоре на вооружение фронтовой авиации поступила КАБ-500Л, оснащенная лазерной головкой самонаведения. Для поражения цели самолет подсвечивает ее лучом лазера, а затем летчик производит сброс. Эта авиабомба предназначена в том числе и для замаскированных целей. Она может применяться одиночно и залпом по нескольким целям из горизонтального положения самолета, пикирования или кабрирования полета с набором высоты и задранным выше горизонта носом. Кроме этого, КАБ-500Кр способна запоминать местонахождение цели и корректировать полет до момента поражения, что соответствует принципу "выстрелил-забыл". Еще одна корректируемая авиабомба в арсенале российских ВКС — КАБ-1500 Л-Пр — предназначена для поражения высокопрочных и заглубленных в землю складов ядерных боеприпасов, командных пунктов, а также различных малоразмерных целей с железобетонными стенами толщиной до 3 м. Кроме всего прочего, боеприпасы этого типа могут комплектоваться двигательной установкой для достижения большей дальности планирования.
Первое боевое применение российскими ВКС корректируемых авиабомб состоялось в Сирии в 2015 году. Только за первый месяц операции летчики на истребителях-бомбардировщиках Су-34 уничтожили КАБ более 200 боевиков и несколько полевых штабов с командирами террористов. Это не нужно. Цель — вывести его из строя, а для этого нужно точно попасть в здание, в котором находятся трансформаторы, отвечающие за функционирование станции.
Операция "Чугун": 5 самых мощных умных бомб России
И не без оснований: бомбе таких размеров не нужна особая точность. Это очень много. Для сравнения, украинские планирующие бомбы американского производства унифицированный кассетный боеприпас для непосредственной атаки цели или JDAM увеличенной дальности весят всего 225 килограммов. JDAM-ER весят всего 225 килограммов, потому что сотни килограммов взрывчатки вполне хватает для уничтожения расположенного в подвале опорного пункта, склада оружия, пролета моста или какой-либо другой труднопоражаемой цели — причем, с точностью в пять метров благодаря GPS-наведению. Скорее всего они правы. Отсюда и бомба покрупнее, в которой одной взрывчатки до 700 килограммов.
Он был уверен в правильности расчетов на продольную устойчивость. Модель, выполненную в масштабе 1: 1, наполнили смесью песка с древесными опилками и привезли на военный аэродром. Там базировалось одно из подразделений Пе-8, которому было поручено испытать и в случае положительных результатов первому применить пятитонку против фашистов, Пока водворили бомбу на место, прошло гораздо больше времени, чем предполагалось.
Испытания, которые должны были решить судьбу новой конструкции, пришлось отложить на следующий день. Заснуть никто не пытался. Сначала инженеры делились последними сомнениями, которые тут же рассеивали контраргументами. Потом, когда совсем стемнело, ходили на старт провожать на боевую работу экипажи дальних бомбардировщиков. Потом с разрешения командира соединения сидели на командном пункте, впившись глазами в табло, где отмечались координаты и боевые действия каждого самолета. Счастливые, что в ту ночь вернулись все, встречали отбомбившиеся машины на стоянках. И вот наступило утро. Конструкторам в тот день пришлось волноваться дважды.
Сначала за самолет - оторвется ли он от земли? Hа старте собрались все участники работы, командный состав части. Пришли, недоспав, и летчики - наступила их очередь "болеть" за инженеров. После сигнальной ракеты Пе-8 начал разбег, показавшийся всем бесконечно долгим. Он и в самом деле был почти вдвое больше обычного. Hаконец у всех вырвался вздох облегчения - самолет в воздухе! Медленно, кругами Пе-8 набрал высоту. Теперь настало время волноваться вторично - не закувыркается ли бомба?
Hо и тут все прошло благополучно. Летчик сбросил ее недалеко, за краем летного поля. Устойчивый полет пятитонки все видели очень хорошо. Теперь надо было делать опытную партию. Когда корпуса были готовы, их отвезли на снаряжательный завод. Создателям пятитонки предстояло преодолеть еще одно грозное препятствие. Аппарата для приготовления сразу 4 т взрывчатой смеси не было. Предстояло плавить ее в нескольких малых установках, но держать в расплавленном состоянии столько сильнейшей взрывчатки крайне опасно!
Поэтому решили придерживаться жесткого графика постепенной заливки. С точностью до минуты окончание приготовления смеси в каждом последующем аппарате должно было совпадать с опорожнением предыдущего. Осторожность, осторожность и еще раз осторожность! Уже на следующий день после снаряжения опытной партии бомб первую из них подвесили под Пе-8, за штурвал которого сел опытнейший летчик, командир полка В. Главный конструктор убедился в правильности подвески, договорился о точном времени вылета и сел в стоящую наготове автомашину, где его ждали ближайшие сотрудники. Через два часа бешеной езды конструкторы были на полигоне. Тем временем на аэродроме в бомбу впервые ввернули все взрыватели. Получив разрешение на вылет, пилот в условленное время уверенно взмыл вверх.
Путь от аэродрома до полигона занял у него считанные минуты. Однако летчику удалось набрать лишь 2500 м высоты вместо расчетных 3000 м.
Железные дороги и топливные склады вокруг Орла уже были поражены одной бомбой 4 июня и двумя бомбами 3 июля.
Советские источники также утверждают, что два здания, занятые гестапо и белорусской вспомогательной полицией, были разрушены двумя бомбами ФАБ-5000 в городе Могилев , Беларусь , по всей видимости, 26 мая 1943 года. Советские источники утверждают, что были разрушены железнодорожные мастерские и кабельный завод. Через пару дней на столицу Финляндии упали еще две бомбы.
Последний ФАБ-5000 был сброшен на железнодорожную станцию Браилов [ Викиданные ] , Украина , 9 марта 1944 года во время советского наступления на Каменец-Подольский котлован , остановив на несколько дней все железнодорожное движение. Смотрите также.
Сейчас, по информации СМИ, на "Азовсталь" уже вошёл российский спецназ вместо его ликвидации тяжёлыми вооружениями. Предлог - нахождение в цехах "Азовстали" крупных фигур из числа западных инструкторов, ну тех, кого не смогли вывести вертолётами. Безусловно захват подобных личностей был бы политическим успехом, но стоят ли даже десять высокопоставленных наёмников жизни одного нашего спецназовца?
У русских появилась новая гигантская планирующая бомба
более крупные бомбы весом соответственно 3 тонны и 5 тонн. Современный Су-34 может нести три ФАБ-1500, но с учетом эффективности применения таких тяжелых боеприпасов ему пришлось бы делать большое количество вылетов. Также зафиксированы случаи применения ФАБ-1500. Также зафиксированы случаи применения ФАБ-1500. «Начнем с простейшего: ФАБ-5000, как и ФАБ-9000, в итоге не достигли заявленных характеристик. Отметим, что самые большие ФАБы (ФАБ-5000 и ФАБ-9000), которые использовались в СССР достаточно редко, рассматривались, как альтернатива ядерному оружию.
5000-кг фугасные авиабомбы (ФАБ-5000НГ и ФАБ-5000М-54)
В конце мая ФАБ-5000 была сброшена на сосредоточение германских войск в районе Могилёва, а в июле ФАБ-5000 применили в ходе начавшейся Курской битвы. Среди поставляемых в Воздушно-космические силы боеприпасов будут и авиабомбы ФАБ-3000. Военно-космические силы Российской Федерации расконсервировали для использования свободно падающие фугасные авиационные бомбы ФАБ-3000-М46. Первое боевое применение ФАБ-5000 произошло в ночь на 28 апреля 1943 года, когда были поражены береговые укрепления Кенигсберга. Начали наши летчики применять планирующие боеприпасы – это ФАБ-500, 500-килограмовые бомбы, к которым приделаны крылья.
Мы наконец-то стали ИХ применять по взрослому! Впервые замечено применение ФАБов
Также зафиксированы случаи применения ФАБ-1500. Военный эксперт Клинцевич: ФАБ-3000 позволит бить по ВСУ с особой мощностью. Но вот катакомбы «Азовстали» вполне бы могли стать полигоном для ФАБ-5000 и ФАБ-9000. Массированное применение управляемых планирующих авиабомб ВКС России эффективно подрывает боевой потенциал украинской армии и лишает киевский режим шансов на успех в "контрнаступлении". Бойцы российской армии подрывают украинские позиции у реки Днепр с помощью бомб ФАБ-500, заявил генерал ВСУ в отставке Сергей Кривонос. ФАБ-3000-М46 предназначены для ударов по промышленным объектам, плотинам и подземным сооружениям.
Боевики "Азова" vs ФАБ-5000 📹 16 видео
Мы пришли, никакого ответного огня нет. Мы вошли, сидят те, кто остался в живых, держат в руках автомат, глухие, слепые, сильно контуженные, вообще ничего не соображающие. По словам бойцов, ответного огня с украинских позиций после работы ФАБ-3000 нет.
Применение такой авиабомбы, скорее эксперимент с повышенной опасностью, нежели демонстрация силы.
Ввиду конструктивных особенностей и габаритов, «Матерь всех бомб» не помещается в отсеки для вооружения даже самых крупных американских бомбардировщиков В-52. Экспериментальное боевое применение весной 2017 года в Афганистане ВВС США осуществляли при помощи транспортного самолета С-130 «Геркулес», переоборудованного для применения «спецбоеприпасов». Поэтому пришлось для применения задействовать военно-транспортный самолет», - отметил в интервью телеканалу «Звезда» военный эксперт Алексей Леонков.
При этом, экипажу транспортного самолета сильно повезло - окажись у боевиков переносные зенитно-ракетные комплексы, об экспериментальном бомбометании пришлось бы забыть. Несмотря на то, что MOAB похоронила 36 боевиков и разрушила подземный тоннель в горах Афганистана, производство такой бомбы стоит баснословных денег, а подходящая цель и условия находятся далеко не всегда. В противовес зарубежным экспериментальным бомбам, отечественные «супер-бомбы» всегда применялись с самолетов дальней авиации, регулярно вылетающих по маршрутам боевого патрулирования.
Точные технические характеристики одной из последних объемно-детонирующих авиабомб не будут раскрыты еще десятки лет, однако по самым скромным подсчетам экспертов и специалистов в области вооружений, новейшая российская авиабомба, с легкой руки зарубежных журналистов нареченная «папой всех бомб», разрабатывалась с учетом не на экспериментальное, а на самое настоящее, боевое применение. Примерный подсчет мощности бомбы показал, что в тротиловом эквиваленте масса взрывчатого вещества засекреченной ОДАБ может составлять от 44 до 45 тонн, что сопоставимо по воздействию на цель с тактическим ядерным оружием. Подрыв аэрозольного облака с последующим образованием зоны повышенного давления и температуры буквально «выжигает» все живое в радиусе километра.
В этом случае мощности ФАБ-500 может быть вполне достаточно, тогда как ФАБ-9000 не просто уничтожит цель, но и сложит несколько высотных жилых зданий рядом, что приведёт к неоправданной гибели мирных жителей — мы же не США с союзниками, которые стирали в пыль города, и не украинцы, которые лупят даже по своим согражданам. Но куда более значимым является иной фактор — ограниченные возможности самолётов Российских Военно-воздушных сил ВВС по доставке боеприпасов того или иного типа. Повторюсь, цифры и их соотношения являются вымышленными. Одно дело — какие-нибудь 50 километров, на которых стратегический бомбардировщик-ракетоносец может быть легко поражён зенитно-ракетным комплексом ЗРК большой дальности, типа американского ЗРК Patriot, другое дело — 150 километров — на такой дальности сброса носитель будет в значительно большей безопасности.
Условное распределение УМПК между авиабомбами по возрастанию их калибра Проще говоря, вначале УМПК должны получать боеприпасы максимального могущества, такие, например, как ФАБ-9000, в том количестве, которое мы можем применить без риска для носителя. Нет, вероятно, здесь будет играть роль ещё один фактор — количество боеприпасов, которые авиационный носитель может применить за один вылет. Тем не менее при прочих равных боеприпасы повышенного могущества всегда смогут нанести противнику больший урон, чем боеприпасы меньшего калибра, что логично.
Орловско-Брянская оборонительная операция и бои за Кёнигсберг доказали, что ограниченным применению сверхмощных боеприпасов всегда найдется место. Чаще всего применение этой бомбы с борта Ту-16 сопровождалось серьезным изменением ландшафта местности - при полной массе бомбы в 9400 килограммов масса взрывчатого вещества составляла 4297 килограммов! Такого количества взрывчатки хватало не только для того, чтобы измельчить живую силу противника вместе с укреплениями, но и проделать в скальной породе еще одну «тропинку» для передвижения. И дело касалось не только самобытной школы производства бронетехники и стрелкового оружия, но и разработки сверхмощных авиабомб.
Однако идея Барнса Уоллеса, который мечтал об универсальном средств гарантированного уничтожения противника, побила все рекорды инженерии 40-х годов. Реализация идей Уоллеса привела к созданию монструозной авиабомбы «Толлбой», которую ВВС Ее Величества применяли по самым разнообразным целям. Первое боевое применение полностью подтвердило догадки британских специалистов относительно таких боеприпасов. Налет британских «Ланкастеров» на тоннель в Сомюре показал, что попадания даже одной бомбы хватит, чтобы вывести из строя стратегически важный объект. Главным успехом бомб «Толлбой» навсегда осталось уничтожение немецкого линкора «Тирпиц», за которым охотился весь британский флот. По запертому в бухте Хокёйботн линкору в общей сложности на линкор было сброшено три бомбы «Толлбой», но в из-за ошибки в прицеливании ко корпусу корабля попали лишь две.
Размер имеет значение.
Российская авиация обычно применяет бомбы ФАБ-500 и полуторотонные ФАБ-1500, тяжелые пятитонные ФАБ-5000 редко используются, сообщил военный эксперт Алексей Леонков. При этом ФАБы свободно преодолевают системы ПВО и "стартуют" с расстояния примерно в 50 км (и с высоты до 15 км). свободнопадающая фугасная бомба.