Сегодня, когда роман актуален не менее, чем 150 лет назад, нельзя сомневаться, что Достоевский написал великую книгу. Преподавать Достоевского в школе — «бесполезное занятие», считает Марков. Он пишет об искорёженной, противоречивой психике человека, тогда как подростковое сознание «достаточно поверхностно». В 1860–80-х годах Федор Достоевский написал романы, которые потом назвали «великим пятикнижием» — «Преступление и наказание», «Идиот», «Бесы», «Подросток» и «Братья Карамазовы». Фёдор Михайлович Достоевский (1821–1881) родился в Москве в. Сериал «Достоевский» был снят в 2010 году, он охватывает период жизни писателя с момента разгрома кружка петрашевцев (1849) до написания «Братьев Карамазовых» (1879).
Гений и злодеи. Кем был Фёдор Достоевский?
Достоевский уехал из Петербурга в 40-х, а вернулся в Петербург в 60-х. Это были совершенно разные эпохи, отличавшиеся друг от друга так же сильно, как советские 70-е и российские 90-е. В воздухе витал ветер перемен, Россия вставала на капиталистические рельсы и стремительно менялась, новый император в сравнении с предыдущим был почти вольнодумцем. Общество жило ожиданием грядущих грандиозных реформ.
После возвращения Достоевский уговаривает старшего брата открыть журнал. В те времена не было принято печатать отдельные книги, как это делается сейчас. Книжный рынок почти отсутствовал, печатать свои сочинения могли себе позволить только самые-самые знаменитые авторы.
Большинство произведений печаталось в различных журналах, распространявшихся по подписке среди узкой аудитории. Издатели журналов были царями и богами, они решали, сколько платить авторам, они решали, что печатать, они договаривались с цензурными ведомствами по поводу возможных щекотливых моментов. Достоевские открывают журнал "Время", в котором они печатают "Записки из мёртвого дома", которые произвели эффект разорвавшейся бомбы.
Это было первое в истории русской литературы произведение, героями которого были каторжане. Более того, Достоевский стал первым русским писателем, побывавшим на каторге. Это уникальное произведение вмиг вернуло писателю утраченные за предыдущие годы позиции.
Достоевский твёрдо намерен стать профессиональным писателем, то есть зарабатывать литературным трудом. В то время это было не очень распространённым явлением. Литература была уделом богатых людей.
Более того, не только богатых, но и праздных. Поскольку требовала массы свободного времени и наличия больших капиталов, чтобы не беспокоиться о хлебе насущном. Почти все писатели прежних лет — выходцы из богатых аристократических семей или наследники огромных состояний.
Достоевский одним из первых превращает ремесло писателя в средство к существованию. Поначалу дела у братьев идут хорошо. Достоевский отправляется в путешествие по Европе, где его, как трясина, затягивает страсть к игре.
Достоевский и раньше отличался азартностью и проигрывал немало денег в бильярд, но рулетка просто сводила его с ума при этом популярный тогда карточный преферанс он презирал и искренне недоумевал, как люди могут тратить время на подобную ерунду. Он был одержим идеей создать идеальную систему, которая позволит ему всегда выигрывать, и, как ему казалось, создал её. Однако система каждый раз давала сбой, но Достоевский винил в этом не саму систему, а себя, он считал, что он недостаточно хладнокровен, а система идеальна и работает.
Нельзя сказать, что Достоевскому не везло, иногда он выигрывал очень внушительные суммы, но почти сразу же проигрывал их и даже залезал в долги, чтобы отыграться. В казино Висбадена Достоевский поначалу выиграл достаточно крупную сумму, но вскоре настолько проигрался, что задолжал даже хозяину отеля, в котором жил. В отчаянии писатель рассылал всем знакомым и друзьям письма с мольбами выслать денег, чтобы расплатиться хотя бы с хозяином отеля, который всё это время держал его на хлебе и воде.
Чтобы расплатиться по многочисленным долгам, в том числе и умершего брата, чьи долги он по-братски принял на себя, Достоевский подписывает кабальный и унизительный контракт с издателем Стелловским, обязуясь в кратчайшие сроки написать роман. Так появляется "Игрок" — один из самых знаменитых романов Достоевского, отчасти биографический. Вероятно, это одна из самых необычных предысторий написания великого романа в истории литературы.
Также благодаря этому роману Достоевский познакомился со своей второй женой — Анной Сниткиной, которую он нанял стенографисткой, чтобы ускорить написание романа, и влюбился в процессе работы. Именно этой женщине Достоевский обязан спасением из бездны игромании и некоторой финансовой стабилизацией. Игроманские запои продолжались и при новой жене.
В 1867 году он снова проигрывается в пух и прах в одном из немецких казино и пишет жене слёзное письмо с просьбой выслать денег, чтобы расплатиться по долгам перед хозяином отеля. Он весьма убедительно описывает жене все свои ошибки и клянётся, что теперь-то уж точно не будет играть и возвращается домой. А через день шлёт новое отчаянное письмо, в котором сообщает, что он проиграл и те деньги, которые жена выслала ему на оплату долгов, и просит выслать новые.
Однажды Достоевскому пришло в голову, что его система выигрышей не работает потому, что ему не хватает хладнокровия в ключевые моменты, поэтому его должен сопровождать более спокойный человек. Он стал брать в заграничные вояжи свою жену, которой пришлось сполна познать недуг мужа. Достоевский проигрывал все деньги, закладывал украшения и платья жены, чтобы расплатиться по долгам, после чего возвращался в слезах и признавался, что проиграл и те деньги, которые предназначались для возврата долгов.
Достоевский 10 лет провёл в игроманском угаре, всё надеясь выиграть огромную сумму, чтобы расплатиться со всеми долгами, но после очередного проигрыша писателя внезапно "отпустило", о чём он с удовольствием написал жене. С апреля 1871 года Достоевский больше никогда не подходил к рулетке. Деньги играют важную роль во многих романах Достоевского.
Они сводят героев с ума и толкают на самые страшные преступления. Они были важной темой и для самого Достоевского.
Похоронен на Тихвинском кладбище Александро-Невской лавры. Фантастическое в творчестве В творчестве Ф. Достоевского достаточно часто встречаются фантастические мотивы, прежде всего, мистическая составляющая в произведениях.
Достоевский дважды давал подзаголовок «фантастический рассказ» своим произведениям. В «Кроткой» фантастический прием состоит в том, что повествование представляет собой поток сознания главного героя. В наше время фантастичность этого приема уже не ощущается, но в свое время именно на примере «Кроткой» Достоевский обсуждал особенности своего метода как «реализма в высшем смысле», «реализма, доходящего до фантастического». Другой «фантастический рассказ», «Сон смешного человека», описывает хрупкую инопланетную утопию и ее разрушение под растлевающим влиянием попавшего туда землянина. На основе фантастического допущения — внезапного появления у главного героя его полного двойника, который постепенно занимает его место в жизни — построена повесть «Двойник».
В «Хозяйке» для мотивировки сюжета использованы модные тогда идеи месмеризма и животного магнетизма. Фантастическим по своей природе также является рассказ «Бобок», посвященный переговорам покойников на кладбище. Также фантастическое допущение лежит в основе одного из самых известных юмористических рассказов автора — «Крокодил» проглоченный крокодилом обыватель очень неплохо себя чувствует. Полуфантастические, мистические мотивы встречаются и в серьезных произведениях Достоевского, таких, как романы «Братья Карамазовы» в частности, главы «Великий Инквизитор», «Черт. Кошмар Ивана Федоровича» и «Бесы».
Также Достоевский использует научно-фантастическую образность, к примеру, описывая сон Раскольникова о разумных микробах, поработивших человечество, искусственный спутник Земли в разговоре Ивана Карамазова с чертом. В целом большинство исследователей признают в произведениях Ф. Достоевского наличие фантастического элемента, как лежащего в основе сюжета, так и используемого для описания мест действия «Петербург Достоевского» иногда признают неким фантастическим городом, «городом-призраком», не во всем повторяющим реальный исторический Петербург. Кроме того, Достоевский одним из первых представил русской публике Эдгара По , отметив у него искусство детали, благодаря которому даже путешествие на Луну выглядит правдоподобным, и из-за этого у По «если и есть фантастичность, то какая-то материальная».
Справочный указатель. Билеты от 1 до 5 р. Впереди имеются также 18 кресел по 10 р. В этом вечере, как говорилось выше, Достоевский должен был принять участие, его программу обсуждал с Миллером. И хотя имени Достоевского, как и других участников вечера, в объявлении нет, оно, тем не менее прочитывалось знающим глазом.
Под этим объявлением ещё одно, совсем другого и, казалось бы, очень утилитарного свойства. Случайная, казалось бы, неактуальная для Достоевского информация. Но как не вспомнить его поразительное признание в записке к А. Плещееву от 24 декабря 1880 года, месяц назад, в канун Рождества: «А теперь ещё пока только леплюсь. Всё только ещё начинается» [Достоевский, 1972-1990, т. Тут же, ниже объявление о подписке на «Художественный журнал» с перечислением русских художников, участвующих в издании. В их числе В. Перов, писавший портрет Достоевского в 1872 году, и Н. Крамской, который через несколько дней придёт в квартиру Достоевского «снимать» его портрет на смертном одре.
Ещё одно большое рекламное объявление извещает о выходе в свет последнего, двадцать пятого выпуска издания «Библия в картинах знаменитых мастеров. Ветхий Завет» и о начале новой серии «Новый завет». А в рабочем кабинете Достоевского на книжной полке тем временем лежит почитаемая как святыня книга из первого детства: «Сто четыре священные истории из Ветхого и Нового завета в пересказе для детей и юношества» «с прекрасными картинками», как говорит о ней с умилением старец Зосима в «Братьях Карамазовых» [Достоевский, 1972-1990, т. Чем не рифма? И рядом реклама книги «История русской церкви, период первый, Киевский вторая половина » профессора Московской духовной академии Е. Тоже из круга постоянных интересов Достоевского. Из материалов содержательного характера, опубликованных на первой полосе, близкой к предмету размышлений Достоевского этих дней была статья «Временно-обязанные» о постановлении курского дворянства об отказе изъявлять несогласие на выкуп земли в отношении своих бывших крестьян. Автор горячо сочувствует этому решению и видит в нём залог будущего преодоления разрыва между сословиями, столь необходимого каждому из них: Почин курского дворянства, — пишет корреспондент, — должен найти подражателей не только потому, что это дело справедливости, но и потому, что вырос и имеет право заявлять о своём росте только тот, кто умеет отказаться от привилегий. Пора русскому дворянству сбросить с себя последние остатки крепостнической отчуждённости, в которой ещё до сих пор держат его некоторые чисто материальные привилегии, перешедшие от крепостной эпохи.
Эти привилегии не сила, а слабость дворянства. Они даже мало содействуют материальному благосостоянию дворян, приучая полагать упования не на личную энергию, а на внешние обстоятельства. Волей неволей благодаря этим привилегиям, дворянство становится в некоторый антагонизм с остальным населением, так как его привилегии неизбежно ограничивают права других классов, в особенности крестьян. Между тем, опираясь именно на крестьянство, дворяне могли бы выступить на ту дорогу, на которой никто и ничто не может отнять у них ни силы, ни знания, ни крупной исторической роли. Они могли бы стать не только «разумом» земли, как мы недавно выразились, но и с успехом руководить борьба против элементов, враждебных земству. В ином ключе, но также о необходимости единения дворянства, просвещённого класса, интеллигенции с народом страстно писал в первой главе нового «Дневника» Достоевский. Его мысль, безусловно, была намного масштабнее, и, суждения корреспондента «Нового времени» могли вызвать у него только скепсис, так как точкой отсчёта в них было всё же дворянство, а не народ. Достоевский призывал оказать доверие именно народу, крестьянству, послушать и услышать народ и тогда все действительно искренние, все воистину жаждущие правды, а главное, дела, заправского дела и общей пользы, — такие все присоединятся к премудрому слову народному; все же неискренние разом обнаружат всё свое содержание и обнаружатся сами. А если останутся и искренние, что и тогда в народ не уверуют, — то это какие-нибудь староверы и доктринёры сороковых и пятидесятых годов, старые, неисправимые дети, и они будут только смешны и безвредны.
Все же, кроме них, в первый раз прочистят глаза свои и очистят пониманье своё. Действие может быть чрезвычайно важное по последствиям, ибо… ибо тут-то, в этой-то форме, может быть, и возможно начало и первый шаг духовного слияния всего интеллигентного сословия нашего, столь гордого пред народом, с народом нашим. Я про духовное лишь слияние говорю, — его только нам и надо, ибо оно страшно поможет всему, всё переродит вновь, новую идею даст [Достоевский, 1972-1990, т. Как бы то ни было, материал для интереса Достоевского несомненный, как и публикации посвященные голоду и отклику на него, со статистическими данными и историческим экскурсом. Беды народные никогда не оставляли Достоевского равнодушным. Далее речь идёт о грубом искажении смысла статьи «Нового времени» о контроле за органами местного управления. Автор заметки негодовал и иронизировал в связи с методами «полемики» журналистов «Порядка». С «Порядком» предполагал полемизировать в новом «Дневнике писателя» и Достоевский. Вот уж беспорядок-то, по крайней мере в мыслях» [Достоевский, 1972-1990, т.
Орган беспорядочной мысли. Там хоть молись, хоть нет — ничего не произойдёт, тем более порядка» [Достоевский, 1972-1990, т. Газета «Порядок» начала выходить с 1 января 1881 года и была газетным спутником либерального журнала «Вестник Европы», с которым Достоевский находился в давней идейной оппозиции. Очевидно, первые публикации газеты скорее всего в изложении публицистов «Нового времени» произвели на писателя негативное впечатление, а заметка от 25 января могла его в том только лишний раз утвердить. Развернём газету. В разделе «Телеграммы» первая корреспонденция из Москвы сообщает о похоронах А. Сегодня похоронили в Новодевичьем монастыре А.
Как вы догадались, именно там он брал сюжеты об убийцах, совратителях, заговорщиках и самоубийцах. Для нового романа Достоевский всегда заводил новую тетрадь. Тщательно записывал фамилии героев, их характеристики. Много рисовал. Исследователи выделяют в его рукописях следующие типы зарисовок: мужские и женские лица, дубовые листочки или крестоцвет, готические арки и окна.
Берег озера Цюрих. Около 1860 года. Литография Жана Жакотте
- Достоевский Фёдор Михайлович
- ДОСТОЕВСКИЙ ФЕДОР МИХАЙЛОВИЧ - Древо
- Путеводитель ко Христу для не читавших Евангелия /
- Фёдор Достоевский. Участие в межавторских проектах
- Цюрих, Швейцария. Около 1865 года. Гравюра Генриха Зигфрида. Центральная библиотека Цюриха
Каторжник, игроман, гений: необыкновенная история жизни Достоевского
Когда в 1983 году Международное общество Достоевского свой 5-й симпозиум посвятило обсуждению именно романа «Бесы», ни один отечественный ученый не получил от советских властей разрешения принять участие в этом научном форуме. В последнее десятилетие века минувшего и в первую четверть нынешнего столетия появились десятки глубоких исследований «Бесов», свободных от политической конъюнктуры. Обложка первого отдельного издания романаФото: Общественное достояние Поделиться — Тексты произведений Достоевского давно растащили на цитаты, причем не всегда верные. Шатов предъявляет Ставрогину его же слова: «Но не вы ли говорили мне, что если бы математически доказали вам, что истина вне Христа, то вы бы согласились лучше остаться со Христом, нежели с истиной? Вот уже полтора столетия философы, богословы, литературоведы ломают голову над этой дилеммой: Христос или истина? Помня, что евангельский Спаситель сказал о Себе: «Азъ есмь путь и истина и жизнь». Но все-таки с формулировкой «Бесов» легче разобраться, нежели с признанием самого Достоевского, сделанным в письме 1854 года к Наталье Фонвизиной, где он писал о себе: «…если б кто мне доказал, что Христос вне истины, и действительно было бы, что истина вне Христа, то мне лучше хотелось бы оставаться со Христом, нежели с истиной». По поводу этих слов самого писателя о. Сергий Булгаков заметил, что «любовь ко Христу в Достоевском сильнее, чем вера в него».
В «Бесах» же говорится не о действительном положении вещей, а о «математическом доказательстве» того, что «истина вне Христа». Достоевский не однажды писал, что в вопросах веры математические доказательства ничего не значат. Да и один из отцов Церкви, Тертуллиан, сформулировал принцип: «Верую, ибо абсурдно» потому что если можно «доказать», то и вера не нужна. Оставил ли эту лазейку для себя Ставрогин? Об этом можно написать целую диссертацию, но это будет уже совершенно иной жанр. Достаточно длительное время в центре произведения для писателя безусловно стоял Петр Верховенский и основным сюжетным событием являлось убийство его подпольной революционной «пятеркой» Шатова. Однако в конце лета 1870 года первоначальный замысел радикально изменился. Сообщая критику Николаю Страхову о ходе работы над «Бесами», Достоевский так описывает суть совершившегося перелома: вдруг «выступило еще новое лицо, с претензией на настоящего героя романа, так что прежний герой лицо любопытное, но действительно не стоящее имени героя стал на второй план».
Этот «настоящий герой» — Николай Ставрогин. Прежний, стоявший в центре замысла, — Петр Верховенский. В письме к издателю Михаилу Каткову, характеризуя свое изменившееся в ходе создания романа отношение к фигуре Нечаева-Верховенского, Достоевский писал: «Без сомнения, небесполезно выставить такого человека; но он один не соблазнил бы меня. По-моему, эти жалкие уродства не стоят литературы. К собственному моему удивлению, это лицо наполовину выходит у меня лицом комическим». Таким образом, ключевым для проблематики «Бесов», бесспорно, является образ Николая Ставрогина. Но когда в июле 1871 года в составе стенографических отчетов о судебном процессе над нечаевцами был опубликован пресловутый «Катехизис революционера» Сергея Нечаева, повлиявший на разработку Достоевским сюжета второй половины «Бесов», роль Петра Верховенского, деятельного и вездесущего, в событийной канве романа вновь повысилась.
Весной 1849 года в числе других петрашевцев Достоевский был арестован и заключен в Петропавловской крепости. Федор Михайлович находился под следствием восемь месяцев, затем был приговорен к смертной казни. Приговор был связан именно с петрашевцами, о радикальном кружке Спешнева следствие ничего не узнало. В последний момент по распоряжению императора Николая I петрашевцам объявили о замене расстрела различными сроками каторги. Достоевский был отправлен на четырехлетнюю каторгу с последующей воинской службой в звании рядового. После каторги С января 1854 года он служил в Семипалатинске. В 1857 году Федору Михайловичу было возвращено дворянство и право печататься. Тогда же он женился на Марии Исаевой, принимавшей еще до брака участие в его судьбе. В 1859 году Достоевский вышел в отставку и получил разрешение жить в Твери. В конце года писатель переехал в Петербург. В 1861 году он вместе с братом Михаилом основывает журналы "Время" и "Эпоха", где печатает романы "Униженные и оскорбленные", "Записки из Мертвого дома", "Записки из подполья". В 1864 году скончались жена и брат Достоевского. Писатель продолжает издавать "Эпоху", принимая на себя долги умершего брата. Игрок В 1866 году был написан его знаменитый роман "Преступление и наказание", ставший одним из величайших произведений мировой литературы. Этот роман вызвал бурю восторгов и негодования. Но шумный успех не изменил тяжелого материального положения автора будучи еще в 1862 году первый раз на лечении в Германии, писатель увлекся игрой в рулетку.
Оказывается, читая Достоевского, невозможно не прийти в Церковь. Поэтому довольно смешно слышать слова: «У нас есть Псалтирь, и нам никакой художественной литературы не надо». Текст Достоевского перенасыщен скрытыми цитатами из Библии: это тот самый двигатель, мотор каждой сцены, который трансформирует ее из «насущного видимо-текущего» в исходную евангельскую сцену. Достоевский вдруг начинает говорить с душой о том, от чего она давно уже была оторвана, и учит восстанавливать эту связь. Зачем Бог послал идиота? Современникам Достоевского были привычны сочинения, к примеру, Николая Успенского с его прямой критикой действительности с демократических позиций, без каких-либо духовных нагрузок. О чем, собственно, роман «Идиот»? О присутствии Бога в человеке в том мире, который вполне себе живет без Бога и которому Он как бы и не нужен. Каждый, с кем князь Мышкин знакомится, думает про него: «Мне его прямо Бог послал». Но для чего его им «Бог послал»? Интересно, что в начале романа каждый, с кем князь Мышкин знакомится, думает про него: «Мне его прямо Бог послал». Генералу Епанчину, например, его «Бог послал» для того, чтобы можно было улизнуть от объяснения с женой… И другим в том же духе. Получается, что эти люди Бога вспоминают и Бога используют исключительно в своих мелких даже не делах, а делишках. Это современное состояние общества, его адекватный срез. Степан Трофимович в романе «Бесы» скажет, когда ему поднесут Евангелие: «Да, я его освежил в памяти недавно, двадцать лет назад читал и вот освежил недавно по замечательной книге Ренана». Речь идет о книге французского философа и историка Э. Ренана «Жизнь Иисуса». О чем она? Как раз о Христе — только человеке. О Христе в Его принципиальной небожественности. Это взгляд откуда-то сбоку, абсолютно не в присутствии Христа, не в вовлеченности в отношения с Ним. И Достоевский в романе «Идиот» этот взгляд воспроизводит. Иннокентий Смоктуновский в роли князя Мышкина Совершенно неслучайно именно воздействие романа «Идиот» оказалось самым радикальным в безбожном Советском Союзе. Говорят, что во время каждого показа культового спектакля Г. Товстоногова «Идиот» 1957; 2-я редакция — 1966 возле театра дежурили машины «Скорой помощи»: у людей сердце не выдерживало. Они начинали вдруг видеть в человеке то, что давно запрещено было видеть. Достоевский написал — за много лет до того! Она к нему заподлицо просто подошла. И встроившись, абсолютно трансформировала это общество изнутри. Идиот или…? Но что именно он разрушает? Вот это уютное устойчивое пребывание в «насущном видимо-текущем». О князя Мышкина все спотыкаются. Но не споткнувшись, не выпавши из лузы, не выскочив из желоба, особо никуда не побежишь. И не удалось бы человеческое становление. Происходит трагедия — как всегда, когда людей из теплой жижи «насущного видимо-текущего» так или иначе извлекают. Недаром, кстати, посещением Бога называли какие-то крайне неприятные события в жизни. Почему она сбежала от князя Мышкина, из-под венца? Пушкинские аллюзии очень важны в романе «Идиот» Вообще Пушкиным пронизан весь роман. Вспомните, как князь Мышкин говорит о Рогожине: «Мы с ним Пушкина читали, всего прочли». Это указание читателю, на каком фоне надо воспринимать роман. А что там, в «Египетских ночах»? Клеопатра бросает вызов своим обожателям: «Кто меж вами купит ценою жизни ночь мою? Еще в начале 1860-х годов он написал статью, поводом для которой стал скандал: некая дама решилась прочесть «Египетские ночи» со сцены на каком-то литературном вечере, и началась ее травля в прессе. Достоевский за даму заступился и объяснил, что в пушкинском тексте нет ничего «клубничного». Что он вообще не про то. Он про ужас того мира, в котором человек становится по сути уже живым трупом, нуждающимся в острых подпитках чем-то необычным, потому что всё — скука. Всё скука, если над миром крышка вместо распахнутого Неба. И все от того, что в человеке растленна душа и порвана связь с духом. Настасье Филипповне бросают в лицо: «Ты, милочка, — Клеопатра. Перед ней ставят зеркало, в котором она видит себя Клеопатрой — а это символ красоты, которая ведет в смерть, красоты хищной.
По совету друзей Достоевский берет молодую стенографистку, которая легко справляется с непосильной задачей, и "Игрок" готов через месяц. Роман "Преступление и наказание" закончен и оплачен очень хорошо, но чтоб этих денег у него не отобрали кредиторы , писатель уезжает за границу со своей помощницей Анной Григорьевной, ставшей его новой женой. Впервые в жизни Достоевскому действительно по-настоящему повезло. Эта женщина постепенно устроила ему нормальную жизнь, взяла на свои плечи все экономические заботы, и с 1871 г. В 1867 г. Последние годы жизни невероятно плодотворны: 1871 - "Бесы", 1873 - начало "Дневника писателя" серия фельетонов, очерков, полемических заметок и страстных публицистических заметок на злобу дня , 1874 - "Подросток", 1876 - "Кроткая", 1879 - "Братья Карамазовы". В это же время два события стали значительными для Достоевского. В 1878 г. Это, наконец, настоящий триумф.
Федор Достоевский: есть ли божественный замысел в кромешном ужасе русской жизни?
Так что проще и правильнее , по-моему, вести речь не о «мифологическом», а о священном в широком нецерковном смысле слова покойный академик А. Панченко в этой связи интересно писал о феномене светской святости в отечественной культуре последних двух столетий. Впрочем, думаю, никакой служитель церкви не осудит строку из знаменитой песни: «Идет война народная, священная война». Сделав эти оговорки, нужно согласиться с тем, что главные сочинения Федора Михайловича Достоевского — не просто великая литература и яркая публицистика, они — наше национальное священное писание, а их автор — наш национальный пророк. Не в том смысле, что он создатель какой-то новой религии хотя так думали Рильке и Шпенглер , и не в том, что все его предсказания сбылись сбылось только то, чего он больше всего боялся, а надежды и упования пошли прахом , а в том, что он с наибольшей полнотой и ясностью выразил в своих творениях сущность русского самосознания. В чем же эта сущность состоит? Ответ прост и сложен одновременно: в христианстве. Опять-таки, дело не в том, какой процент русских людей в ту или иную эпоху ходил в храмы и держал посты, а в том, что психология подавляющего большинства из них была и остается новозаветной, а жизненным идеалом сознательным или бессознательным, неважно являлся и является Христос. Разве весь наш быт с его походной неустроенностью, почти ирреальной зыбкостью, фантастическим свойством «линять в два дня» не свидетельствует о том, что мы града земного не имеем, а взыскуем града нездешнего?
Есть телефонное приложение, которое при прогулке по Петербургу читает любовные письма известных горожан, связанные с адресами неподалеку. Извиняется, что приболел.
Когда решали, чьим именем можно назвать аэропорты, в Петербурге Достоевский победил с огромным отрывом, настолько он популярен и современен. Туристы сметают с прилавков магнитики с Достоевским. Силуэт гениального писателя с «хипстерской» бородой превратился в торговый знак. Есть даже служба доставки, намекающая на серьезность своих намерений похожим логотипом. Но даже это делается уважительно и с пониманием того, что Федор Михайлович Достоевский — особый, мистический покровитель Санкт-Петербурга.
Нищета, собственные страдания и страдания близких всегда ставили и будут ставить человека перед выбором: имею ли я право преступить любой нравственный закон, чтобы потом стать спасителем униженных и утешителем слабых; должен ли я сперва возлюбить себя, а только потом, став сильным, возлюбить ближнего своего? Это вечные вопросы. В князе Мышкине соединились черты образа Христа и одновременно ребенка, умиротворенность, граничащая с беспечностью, и невозможность пройти мимо беды ближнего. В обществе «нормальных» людей, одержимых корыстью и разрушительными страстями, князь Мышкин — идиот.
В 1845 г. Достоевского, как равного, принимают в кружок Белинского. В 1846 г. Однако уже зимой 1847 г. На этих собраниях, носивших политический характер, затрагивались проблемы освобождения крестьян, реформы суда и цензуры, читались трактаты французских социалистов. Вскоре после публикации «Белых ночей» в 1849 г. Достоевский был арестован в связи с «делом Петрашевского». Суд признал его виновным.
Федор Достоевский
Фёдор Михайлович Достоевский (1821–1881) родился в Москве в. Книгоиздатель Алексей Суворин в своем «Дневнике» писал, по его утверждению, якобы со слов Достоевского, что последний. Ницше писал, что Достоевский был единственным психологом, у которого он учился. Фёдор Михайлович Достоевский (1821–1881) родился в Москве в. его жена Анна Григорьевна Достоевская писала, что сердце Федора Михайловича, обожавшего царя-освободителя, при этом известии разорвалось бы.
Федор Достоевский — биография
- Мечтали мы только о поэзии и поэтах
- Помиловали на эшафоте, заставил плакать Тургенева. 19 фактов о Федоре Достоевском | Правмир
- Ф.М.Достоевский - 5 романов, которые следует прочесть каждому - Эксмо | Онлайн-журнал Эксмо
- Отцеубийство, казнь, острог и прототип Настасьи Филипповны: истории из жизни Достоевского
Федор Достоевский - биография, новости, личная жизнь
Подписывайтесь и будьте в курсе свежих новостей и важнейших событиях дня. Главное, что Достоевский тяжело переживал свои грехи, исповедовался и каялся в них и воспринимал самого себя как грешника, недостойного быть судьей и учителем для других. В это время Федор Достоевский познакомился с Михаилом Петрашевским, сторонником утопического социализма, и начал посещать собрания его кружка. Как будто сегодня написано Достоевским -----. "Не будет у России, и никогда ещё не было таких ненавистников, завистников, клеветников и врагов, как все эти славянские племена, чуть только их Россия освободит.
Помиловали на эшафоте, заставил плакать Тургенева. 19 фактов о Федоре Достоевском
Главная» Новости» 200 лет со дня рождения достоевского новости. Ницше писал, что Достоевский был единственным психологом, у которого он учился. русский писатель, мыслитель, философ и публицист. Читайте последние новости на тему в ленте новостей на сайте РИА Новости.
Курсы валюты:
- Гений и злодеи. Кем был Фёдор Достоевский?
- Достоевский Фёдор Михайлович. Большая российская энциклопедия
- Достоевский, Федор Михайлович - Персона ТАСС
- Что еще почитать
- ДОСЬЕ: Достоевский бессмертен! Факты о жизни и творчестве к 200-летию классика
- Использованные материалы
Достоевский: биография, фото, личная жизнь
Вот что писал в материале 2021 года журналист ИА «Красная Весна» Алексей Вожжинский: «По мнению мамы ученика, которая, кстати, тоже является педагогом, в этом произведении Достоевского „присутствуют постельные сцены девочек нетрадиционной сексуальной. Фёдор Достоевский сегодня — «Мой Раскольников убивает не из-за фрустрации. а из-за любви». Ницше писал, что Достоевский был единственным психологом, у которого он учился. и текстовые трансляций событий, спецпроекты и отличные рекламные возможности.