Главное 16 ноября глава Центробанка Эльвира Набиуллина представила в Госдуме Основные направления единой государственной кредитно-денежной политики на 2024 г. Главная Мультимедиа Видеогалерея Эльвира Набиуллина рассказала о цифровом рубле на заседании президиума фракции «Единой России» в Госдуме. На пленарном заседании Госдумы РФ выступила председатель Центрального Банка РФ Эльвира Набиуллина. Председатель Банка России Эльвира Набиуллина представляет годовой отчет Центрального банка России за 2023 год. Об этом заявила глава ЦБ Эльвира Набиуллина, выступая в Госдуме.
Набиуллина объяснила повышение ставки и сообщила, когда ее будут снижать
Набиуллина также сказала, что антироссийские санкции оказывают влияние не только на производства, которые зависят от импорта, передает Интерфакс. Основной проблемой российской экономики является дефицит кадров, заявила глава Центробанка Эльвира Набиуллина, выступая в Госдуме, передает корреспондент РБК. ЯПлакалъ. • Эльвира Набиуллина выступила на заседании комитетов Госдумы по финансовой политике, по бюджету и налогам и по экономической политике. Выступление главы ЦБ Эльвиры Набиуллиной в Госдуме. Главное 16 ноября глава Центробанка Эльвира Набиуллина представила в Госдуме Основные направления единой государственной кредитно-денежной политики на 2024 г. 18 ноября глава Центробанка Эльвира Набиуллина выступит в Госдуме. Выступление будет посвящено денежно-кредитной политике на ближайшие три года.
Госдума разрешила Набиуллиной оставаться главой Центробанка до 2027 года
LIVE: Выступление Набиуллиной в Государственной Думе. Об этом заявила глава Центробанка РФ Эльвира Набиуллина в ходе своего выступления на заседании комитета Госдумы РФ по финансовому рынку. Об этом заявила сегодня Эльвира Набиуллина, выступая с отчетом в Госдуме.
Набиуллина выступит в Госдуме по основным направлениям денежно-кредитной политики на три года
Такого резкого повышения не было уже пять лет. Люди должны приобрести собственный, достаточно продолжительный опыт жизни при низких темпах роста цен, не опасаясь, что завтра их благополучие будет разрушено. Высокая инфляция, действительно, разрушает благополучие.
Поэтому логично сделать ипотеку более точечной, говорит управляющий директор рейтингового агентства «Национальные Кредитные Рейтинги» Михаил Доронкин: Михаил Доронкин управляющий директор рейтингового агентства «Национальные Кредитные Рейтинги» «Фактически по рыночной ипотеке мы видим, что ставки уже близки к заградительному уровню, в то же время по льготной ипотеке продолжают действовать очень комфортные ставки начала года. Соответственно, ничего удивительного нет в том, что спрос будет частично уходить с рыночных программ и со вторичного жилья на первичный рынок, где действуют льготные программы. Конечно, это само по себе может продолжать добавлять рост цен на жилье на первичном рынке, даже в условиях ужесточающейся денежно-кредитной политики. Вопрос исключительно в том, как долго это продлится, потому что ресурс этих программ так же ограничен, действует до середины следующего года, и сейчас, соответственно, поднимается вопрос о том, стоит ли продлевать такую программу в условиях того, что она приводит к общему росту цен, или все-таки ее стоит сделать точечной, оставить какие-то варианты семейной ипотеки, то есть когда это приобретается не любыми заемщиками, кто хочет, а все-таки ограниченно, то есть для семей с детьми либо, например, для каких-то определенных регионов». И все события, происходящие на сегодня, конечно же, не могли не сказаться на себестоимости. Понимание местных поставщиков о том, что альтернативы у застройщиков нет, дало, по сути, полный карт-бланш на рост цен, цены выросли на отделочные материалы.
Чтобы цена квартиры, объем того кредита, который люди должны выплачивать много лет, были посильны для них, не были чрезмерными по сравнению с их будущими доходами». Эльвира Набиуллина объяснила, от чего зависит сегодня твердость рубля на валютном рынке, а также хорошо это или плохо для экономики в нынешних условиях. Эльвира Набиуллина: «Курс рубля после очень сильных колебаний вернулся в диапазон предыдущих лет. Сейчас его изменения отражают потоки экспорта, импорта, финансовых операций. Мы сохраняем приверженность плавающему курсу как к действенному стабилизатору для национальной экономики. Вмешиваться в работу валютного рынка мы считаем допустимым и необходимым только тогда, когда события на нем создают угрозу для финстабильности, как это было, например, прошлой весной». На Охотном Ряду уже предвкушают следующий отчет ЦБ. И все из-за цифрового рубля.
Если ЦБ считает эту долю приемлемой, то встает вопрос зачем нужны такие банки и такой регулятор, когда система не решает основную задачу: перелива капитала как источника развития? При этом депутат обратила внимание на манипуляции данными со стороны Банка России. Надо понимать, что оправдание низкой доли инвестиций в экономике стали обеспечивать через очередные манипулирования цифрами», — уточнила парламентарий. Москва, Елена Володина Написать автору или сообщить новость Подписывайтесь на каналы.
Экономика России выдержала шквал санкций: Набиуллина в Госдуме отчиталась о своей работе
По словам Набиуллиной, ЦБ готов удерживать ключевую ставку на высоких уровнях столько времени, сколько потребуется для устойчивого обуздания инфляции. Председатель российского Центробанка Эльвира Набиуллина заявила, что навязывание банками финансовых услуг, которое также называется мисселингом, является позорным явлением. Выступление Председателя Центрального Банка России Эльвиры Набиуллиной в Госдуме 15 ноября 2002 года и статья в "МКRU". Поэтому Набиуллина в Госдуме фактически оправдывала собственную политику, которая проводится много лет в пользу спекулянтов и крупных олигархических кланов и игроков.
«Вы не справляетесь»: В Госдуме потребовали от Набиуллиной остановить рост цен
Но есть и многие другие вещи, на которые как раз мы можем повлиять. Прежде всего дать возможность нашим гражданам, нашему бизнесу адаптироваться и жить и развиваться в новой, где-то более агрессивной среде. Анатолий Геннадьевич Аксаков. Но для развития — обязательное условие, на наш взгляд, мы в этом убеждены, нужна макроэкономическая стабильность и низкая предсказуемая инфляция, предсказуемый бюджет. Это, по сути дела, те маяки, по которым ориентировалась экономика в прежних условиях и продолжает ориентироваться на них и сейчас.
О высокой значимости макростабильности, я думаю, всем нам хорошо напомнили и события февраля — марта, да и конца сентября — октября. И наша денежно-кредитная политика направлена именно на то, чтобы маяк в виде низкой инфляции надежно ориентировал граждан и бизнес, давал им возможность строить планы, сберегать и инвестировать даже при столь радикальных сдвигах со стороны внешних условий. Этот год принес большие испытания для российской финансовой системы. Удар санкций в марте — это беспрецедентный шок.
Но у нас накоплен опыт борьбы с кризисами разной природы, и мы извлекали, извлекаем важные уроки из предыдущих кризисных периодов. Важнейший урок, мы считаем, что надо быть очень быстрыми и гибкими и при этом не отказываться от важнейших принципов, от тех основ политики, которые доказали свою эффективность. Именно поэтому мы, несмотря на угрожающую комбинацию факторов, включая санкции на резервы центрального банка, смогли пройти тяжелые весенние месяцы и стабилизировать ситуацию. Мы сохранили приверженность и режиму таргетирования инфляции, и плавающему курсу рубля.
И, как показали события последующих месяцев, это действительно позволило достаточно быстро восстановить равновесие в финансовой системе, вернуть в банки депозиты населения, перезапустить кредитование экономики. То, что мы сделали это сразу же, когда стало понятно, с кризисом какого масштаба мы имеем дело, позволило преодолеть и всплеск инфляции, который произошел весной, и купировать риски финансовой стабильности. И начавшийся на фоне вот этой тревоги отток наличных из финансовой системы очень быстро прекратился. При этом после заморозки валютной части, значительной части наших резервов мы не могли проводить интервенции для того, чтобы сглаживать колебания, волатильность на валютном рынке.
Поэтому нам пришлось ввести широкий спектр мер контроля за движением капитала. И по мере стабилизации ситуации мы их поэтапно смягчаем. Почему мы смягчаем? Для того чтобы сделать более комфортными условия для ведения внешнеэкономической деятельности.
Об этом просили наши предприятия для того, чтобы они могли развивать внешнеэкономическую деятельность с теми странами, которые готовы выстраивать с нами отношения. Но предпосылок для дальнейшей либерализации валютных ограничений в настоящий момент мы не видим. Уже в III квартале в ответ на быстрое снижение ключевой ставки произошло заметное ускорение кредитования экономики — как розничного, так и корпоративного. При этом, конечно, текущий уровень ставки, он учитывает, с одной стороны, и повышенный уровень, который сохраняется, экономической неопределенности.
Эта неопределенность снижает и потребительскую, и инвестиционную активность. С другой стороны, мы учитываем и повышенный уровень инфляционных ожиданий, который пока еще остается выше того, что было, например, в том же 2018—2019 году. Кредитование сейчас растет хорошими достаточно темпами, особенно корпоративное. Это показывает, что процесс структурной трансформации экономики действительно идет: предприятия используют кредитные ресурсы, чтобы адаптироваться к новым условиям, заместить внешние заимствования.
Но тем не менее за 9 месяцев это неплохая цифра. Выдачи уменьшились, но портфель, в целом он растет. Банковская система, несмотря на то, что именно на нее пришелся первый и самый мощный удар, хорошо выдержала шоки этого года и сохраняет потенциал для кредитования и запас прочности. Поэтому мы ожидаем, что в кредитовании сохранится положительная динамика и при этом банки смогут без проблем выполнять и новую программу — важную программу кредитных каникул для мобилизованных и членов их семей.
Первые данные о кредитных каникулах мы сможем предоставить по итогам этого месяца. Мы осуществляем мониторинг и по итогам каждого месяца будем предоставлять данные о объемах таких кредитных каникул. Естественно, работаем и по жалобам граждан, если они обращаются, отрабатываем все эти жалобы. Рост геополитической напряженности в последние полтора месяца также повысил тревожность в обществе, и это не могло не сказаться на финансовом положении людей.
До последнего времени был отток средств снова из банковской системы. Похожие эффекты были у нас в начале пандемии, а затем весной этого года. Но как только ситуация становится для людей более понятной, тревога начинает снижаться, люди возвращают средства в банки. И в последние недели динамика перетока средств на счетах в наличные уже приблизилась к сезонной норме.
Мы тоже за этим очень внимательно следим. При этом, как и в предыдущие кризисные периоды, граждане в таких обстоятельствах ведут себя осторожно и предпочитают сберегать. Это оказывает, если говорить о нашей проблеме денежно-кредитной политики, дезинфляционное влияние. Но на среднесрочном горизонте, в том числе из-за эффектов, связанных с частичной мобилизацией, проинфляционные риски преобладают.
Их разные комбинации описаны в прогнозе, мы поэтому сделали несколько сценариев, которые мы представляем в Основных направлениях денежно-кредитной политики. Основной наш сценарий — так называемый базовый. В базовом сценарии мы предполагаем, что глобальная экономика избежит новых серьезных потрясений.
Название его «Ускоренная адаптация». Когда компании могут быстрее наладить такие связи, найти такие ниши. В этом сценарии рост возобновится уже в следующем году. Инфляция вернется к цели быстрее и при более мягкой денежно-кредитной политике. Третий сценарий — «Глобальный кризис». Название само по себе говорит. Этот сценарий вероятен, если центральные банки ведущих стран для борьбы с инфляцией будут вынуждены повысить ставки до уровней, которые приведут не только к рецессии, но и к проблемам в финансовой системе. Потому что мы видим, какая накоплена долговая нагрузка. Это может быть болезненно при высоких ставках денежно-кредитной политики в этих странах. К этому может подключиться и второй фактор. Рост геополитической напряженности, новые санкции на Россию. Это усилит фрагментацию мировой экономики. Сочетание этих факторов в этом сценарии может вызвать спад, сопоставимый с 2008—2009 годами. В этом сценарии низкий мировой спрос и возможные новые санкции сделают спад в России более продолжительным. Рост возобновится только в 2025 году. Инфляция будет более высокой, а от нас потребуется более жесткая денежно-кредитная политика. И к цели по инфляции мы сможем вернуться только в 2025 году. Темпы структурной перестройки и сбалансированного роста в дальнейшем во многом зависят от внешних факторов. Но во многом, в главном — от нас. Банк России будет строить свою политику таким образом, чтобы финансовая система максимально полно отвечала меняющимся потребностям нашей экономики. Что мы планируем делать в дальнейшем. Во-первых, обеспечивать стабильно низкую инфляцию. Она очень важна, я хочу это подчеркнуть, она очень важна для развития долгосрочного, в том числе и прежде всего инвестиционного финансирования. И поэтому цели и принципы нашей денежно-кредитной политики останутся прежними. Во-вторых, есть стратегически важные направления, которые должны сейчас развиваться ускоренными темпами и требуют больших финансовых ресурсов. И Банк России готов будет применять стимулирующее регулирование к банкам, чтобы кредитование таких проектов набирало обороты. Здесь мы собираемся опираться на так называемую таксономию попросту — критерии проектов технологического суверенитета и модернизации экономики, которую разрабатывает при нашем участии Правительство, и соответствующим образом будем настраивать регулирование банками. В-третьих, очень важно развитие рынка капитала. По сути он должен стать главным источником долгосрочного финансирования. Инструменты фондового рынка в целом должны развиваться вместе с изменением экономики, быть более гибкими. Особое внимание будет уделяться защите прав розничных инвесторов, то есть тех людей, которые выходят на фондовый рынок, предоставляют свои финансовые ресурсы, те ресурсы, которые в конечном счете работают на экономику, на развитие. В том числе нужно сформировать и полноценную систему выпуска и оборота цифровых финансовых активов. В-четвертых, цифровой рубль. Цифровая валюта центрального банка дает преимущества и внутри страны, и позволит развивать трансграничные платежи. В целом же развитие международных платежей остается приоритетом для нас даже при том, что усиливается давление на российский финансовый рынок и на страны-партнеры. Мы будем расширять расчеты в национальных валютах, искать способы обеспечить комфорт расчетов и для бизнеса, и для граждан. Это очень сложная проблема, мы находимся в разработке решений. Не могу также не упомянуть текущую работу по некоторым проектам, актуальность которых сейчас только выросла. Это, например, киберустойчивость финансового сектора. Количество кибератак кратно выросло. Мы будем продолжать совершенствовать требования к банкам, профессиональным компетенциям специалистов по информационной безопасности, проводить киберучения, развивать информационный обмен. И, конечно, приоритет здесь — импортозамещение, переход на наши отечественные разработки. Другой проект, который уже реализован и развивается, — Система быстрых платежей. Переводы между физическими лицами через Систему быстрых платежей — уже обыденность, но нам важно, чтобы бизнес, не только граждане, но и бизнес в полной мере мог воспользоваться этими возможностями снижения издержек через прием платежей через эту систему, которая была нами создана.
Второе — это усиление защиты людей от чрезмерной закредитованности. Я об этом тоже говорила. Здесь мы готовы принимать все необходимые меры. Третье — это борьба с мошенничеством на финансовом рынке, так как люди с невысокими доходами оказываются наиболее уязвимыми. Четвертое — меры поддержки граждан, которые оказываются в сложных жизненных ситуациях.
RU - Госдума на заседании во вторник рассмотрит "Основные направления единой денежно-кредитной политики на 2023-2025 годы", с докладом перед депутатами выступит глава ЦБ Эльвира Набиуллина. Как следует из материалов к заседанию, предусмотрен также содоклад главы комитета по финансовому рынку Госдумы Анатолия Аксакова, ответы на вопросы от представителей фракций. Для определения траектории ДКП на прогнозный период до 2025 г.
Хазин: Что бы Путин ни говорил, а Набиуллина и Силуанов разрушают Россию
В принципе, с тех пор мало что изменилось. Курс доллара в ходе торгов на Мосбирже 9 апреля превысил 93 рубля впервые с 25 марта. На российскую валюту продолжают давить негативные внутренние факторы: рост спроса на импорт, в том числе из-за увеличения расходов госбюджета, а также высокий объем вывода капитала за рубеж. Плюс — дорожающая логистика в торговле с Азией. Финансовые власти явно не понимают, что делать с закредитованностью населения, которая в прошлом году подскочила сразу на 6,4 трлн рублей, до 34,8 трлн рублей. Что сопоставимо с годовыми доходами бюджета страны. И проблема, скорее, не в этой гигантской цифре, а в том, что ухудшается способность людей расплачиваться по долгам с банками. Сегодня на физлиц, у которых три кредита и более, приходится половина от всей задолженности по розничным займам.
Поэтому Набиуллина в Госдуме фактически оправдывала собственную политику, которая проводится много лет в пользу спекулянтов и крупных олигархических кланов и игроков. К сожалению, Центральный банк и Правительство России всегда придерживались буржуазного вектора, стремились на этой базе развивать экономику, при этом, «кидать людям социальную кость». Кстати, антинародная и античеловеческая пенсионная реформа внесла лепту в увеличение нагрузки на работающее население, которому продлено время работы без социального вспомоществования. Я рассматриваю увеличение пенсионного возраста как разновидность социального преступления! И никто не ставит вопрос об элиминировании данного закона. Только кандидат в президенты от КПРФ Николай Харитонов ставил в своей предвыборной программе вопрос об отмене пенсионной реформы. Но его предложение «заболтали» - никто не стал акцентировать тему отмены пенсионной реформы. А ведь в стране имелись «социальные» экономисты, которые категорически выступали против повышения пенсионного возраста. Фактически Банк России сделал всё, чтобы сдерживать экономический рост. Центробанк вносил и вносит основополагающую лепту в торможение экономического роста и в нивелирование качества роста. Все наши новоиспечённые прогнозисты стали утверждать, что нужно увеличить качество экономического роста и развития. А какое качество развития при столь высокой процентной ставке? Она-то и убивает качество развития и структуру инвестиций, соотношение между спекулятивным и реальным сектором. Более того, высокая процентная ставка исключает банки из полноценного воспроизводственно-капиталистического процесса. И это крайне плохо. Они продолжают играть в капитализм, притом, спекулятивный капитализм, который направляет потоки на определённые кланы, а не на службу народу. Гибельность такой траектории развития разъяснял ещё с середины 1990-ых гг. Сергей Глазьев. Однако Председатель ГД Вячеслав Володин отметил роль Центробанка в стабилизации финансовой системы страны в условиях санкционного давления.
Руководитель Банка России также признала, что подобные мероприятия гораздо более сложные, чем обращение за обычным кредитом. В этом случае компании необходимо раскрывать информацию о себе, учитывая санкционные риски, подстраиваться под новые схемы корпоративного управления. Во многих ситуациях, уточнила экономист, кредит не является лучшим решением для развития бизнеса, так как «закредитованная компания — это также плохо для экономики, для компании, как для человека». Но тема кредитования, как альтернативы IPO в корпоративной среде, не была исчерпана вышеупомянутым сравнением. Набиуллина прокомментировала и разговоры о недоступности кредитов.
При этом надо стремиться к тому, чтобы рыночная ипотека была доступной, без льгот. Я уже приводила пример вот 17-го, 18-го года, когда она начала расти. Для этого как раз нужно уменьшение инфляции. Что касается ситуации застройщиков. Мы тоже смотрим, безусловно, за ней. В принципе они накопили неплохую финансовую подушку, потому что цены росли, и у них прибыль кратно выросла за четыре года. Мы здесь считаем, что у них есть возможность и для сокращения цен на жильё. Они могут это выдержать. При этом проектное финансирование, которое применяют банки, оно как раз позволяет лучше контролировать финансовые потоки. И в целом по ипотеке сейчас работает межведомственная рабочая группа, Минфин отвечает за выработку параметров. Мы активно участвуем и, конечно, будем готовы это обсуждать, но нам нужно как раз перейти от массовой ипотеки к адресным, помогать тем, кому это нужно. Бабич И. В прогнозах Центрального банка ключевая ставка снизится в рамках полутора-двух лет до 7-8 процентов и будет оставаться примерно в этих значениях, целевые показатели инфляции прогнозируются в рамках 4 процентов на те же периоды. Доходность же выпущенных Минфином облигаций на данный момент составляет 13 с половиной - 13,8 в виде постоянной купонной выплаты сроком погашения в диапазоне 10-17 лет, то есть по некоторым облигациям до 2041 года. По нашим оценкам, это приведёт к огромной дополнительной нагрузке на бюджет и тем самым к необходимости увеличивать налоговую нагрузку на граждан и, возможно, даже к отмене некоторых социальных программ. Как вы считаете, целесообразно ли выпускать бумаги со столь длительными условиями погашения? Может ли Центробанк каким-то образом помочь Минфину уменьшить количество выпускаемых на такой срок облигаций? И как вы считаете, не создают ли такие выпуски... И, конечно, стоимость заимствований, о которой вы говорите, играет важную роль в принятии этих решений. Но не только это, не только стоимость заимствований, но и необходимость финансирования бюджетных расходов, которые не покрываются его доходной частью или средствами из ФНБ. Насколько мы понимаем, Минфин учитывает рыночную конъюнктуру. Но что касается формирования стоимости заимствований, то, о чём говорили, уважаемый Иван Николаевич, конечно, на это влияют и ожидания будущей инфляции. Вот я напомню, что, когда у нас инфляция была вблизи 4 процентов, то инфляционные ожидания были ниже, были ниже. Ставки ОФЗ были где-то на уровне 8 процентов, а сейчас всё правильно, это 13 процентов и выше. Поэтому наша политика по снижению инфляции, она непосредственно влияет на стоимость заимствований и на их доступность. И, конечно, второй здесь важнейший фактор - это сбалансированность и предсказуемость бюджета. Матвеев М. И я думаю, каждый депутат сталкивался с такими несчастными, плачущими людьми, которые приходят к нему на приём и сами не понимают, как они оказались в такой ситуации, потому что сейчас, в соответствии с законодательством, да, эти микрофинансовые организации могут давать кредиты под 300 процентов годовых, при том, что банковские кредиты даются под 30-40 процентов. Если вы не хотите вообще убрать с рынка эти микрофинансовые организации, то почему бы не ограничить их процент, ну хотя бы для начала в два раза, допустим, до 150 процентов. Будет ли со стороны Центробанка какое-то движение в этом направлении? Пожалуйста, поясните свою позицию. Я напомню, что с 1 июля 2023 года, то есть еще не прошло года, у нас были снижены потолки для клиентов микрофинансовых организаций, что в день нельзя больше 0,8 процента, а в целом переплата не может составлять 130 процентов. Я скажу, почему это важно, потому что 0,8 процента нельзя просто умножать на количество дней, там получить 292 процента в год, потому что у нас действует вот этот второй ограничитель - 130 процентов от суммы займа, больше не может быть - ни штрафы, ни пени, ни проценты. Будем смотреть, как работает первый этап и, может быть, принимать и вопрос о следующем снижении. Почему здесь нужно действовать аккуратно? Я не раз это говорила, нам важно не допустить того, что если люди не могут взять кредиты ни в банках, ни в микрофинансовых организациях, они идут на черный рынок к черным кредиторам, которые, к сожалению, еще есть, а там никакой защиты нет, никаких ни потолков, ни лимитов и так далее. Мы при этом ужесточаем требования к микрофинансовым организациям для того, чтобы у них не было стимулов давать кредиты по повышенным ставкам, мы также устанавливаем лимиты для высокорискованных заемщиков, повышены резервы по кредитам с высокими ставками для того, чтобы и ставки снижались. И, кроме того, мы создали, сейчас создаем условия для того чтобы те клиенты, которым раньше банки отказывали, где меньше процентная ставка, могли получать и кредиты в банках. Раньше они были вынуждены всегда идти в микрофинансовые организации, сейчас мы для банков выделили отдельную категорию людей, у которых доходы или показатель долговой нагрузки может быть достаточно высоким - 60 процентов плюс, чтобы они могли брать кредиты до 100 тысяч до одного года. И вот эти наши изменения вступили в силу с апреля 2024 года. Ну и на полях хотела заметить, что в микрофинансовых организациях хотя люди берут кредиты, растёт эта доля, но объём пока 400 миллиардов рублей кредитов физическим лицам тогда, как в банках они получили кредитов на 14 триллионов рублей. То есть по сопоставлению этих двух типов кредиторов для наших граждан. Кумин В. Я думаю, что сегодня в последующих выступлениях прозвучит много добрых слов в отношении Центрального банка и справедливых. Но мы хлеб отбирать не будем у других, а как оппозиция, ответственная оппозиция заострим несколько острых вопросов, на наш взгляд, стоящих перед ЦБ, которые необходимо решать. Сразу хочу сказать, что мы готовы совместно решать указанные ниже вопросы и готовы вместе работать конструктивно. Первый и, конечно, центральный вопрос для экономики - это ставка, которую пришлось поднять во второй половине года. Я бы охарактеризовал это словом - холодный душ для экономики. То есть мы находимся сейчас под холодным душем. Понятно, что есть объективные причины, Эльвира Сахипзадовна говорила о них в своём выступлении, но я хотел бы сказать о субъективной причине, которой, как нам кажется, не должно быть. Вот представьте себе июль месяц, министр Решетников выступает публично о том, что ему не нравится курс 60, а он бы хотел, чтобы для экспортёров было комфортно и было 80-90. Что начинают в этой ситуации делать граждане олигархи наши? Они начинают делать ставки, как это обычно. Я вот, например, знаю одну компанию, не буду называть её, которая имела корпоративный долг ноль, а после заявления министра в течение полутора месяцев его довела до 10 миллиардов долларов в рублях по фиксированной ставке 7 процентов. При этом, придерживая валюту, не возвращая её сюда, в страну. А дальше там, где 80-90, там и 100, потому что не одна эта компания так делала, а многие компании. И, слава богу, вовремя это остудили указом президента, в котором, я знаю, Центральный банк принимал участие, но в принципе эта ситуация недопустима. И поэтому здесь встаёт вопрос важнейший координации действий Центрального банка и правительства: как мы будем выходить из-под холодного душа? Потому что, как справедливо указала Счётная палата, если продлится два года, то очень снизится процент накопления нормы капитала, и, соответственно, это противоречит всем принципам, которые изложил президент в Послании и в своей программе. Поэтому здесь мы предлагаем несколько мер, которые должны быть услышаны, наверное. Первое, как я говорю, координация. И здесь не всё пока гладко, потому что, например, как мы и предполагали, проект таксономии так называемой не заработал, как сказал Анатолий Геннадьевич - "маловато". Три года продолжается дискуссия насчёт банковских гарантий безотзывных, государственных гарантий. Три года! В этот раз Центральный банк изложил на рабочей группе свою позицию. Мы, например, её поддерживаем. Там всего три пункта, что гарантия должна быть платной, гарантия должна учитывать рейтинг и приоритетность, значит, выдачи, и третье - она должна быть срочной, то есть нельзя её сразу предъявить, а можно, например, предъявить через пять лет по окончании срока действия проекта. Разумные предложения, нормальные предложения. Правительство молчит и ничего по этому поводу не сообщает, воз и ныне там. В ситуации высокой ставки это просто недопустимо. И, конечно, нужен контроль за вывозом капитала. Вот Центральный банк продляет уже несколько раз меру, которая гласит, что человек может перевести на свои счета 1 миллион долларов в месяц. Вот я рисую портрет такого человека. Я не могу понять, кому нужно переводить 1 миллион долларов США в месяц за рубеж на свои счета. Я понимаю, человек поехал в поездку, оплатил 15, 25 тысяч долларов, но не миллион долларов. Мне кажется, меру надо сократить, она бесполезная, а вместо этого, мы вот рады, что Ольга Васильевна очень занялась так называемым антидроппингом, и вывели крупного игрока, который этим занимался с рынка, и все это знали прекрасно, в трансграничных делах, это большая победа и хорошее достижение. И мы хотим всё-таки, чтобы вы ещё обратили внимание, что он не один, что есть ещё компания такая же с гражданами США во главе. Мы это в запросе в Центральный банк указали в вопросах, мы надеемся получить ответ. С этим нужно беспощадно бороться, это главная мера, потому что эти дропперы трансграничные, они переводят деньги. Вот это вот самый, так сказать, серьёзный вывод капитала, и с этим мы готовы, так сказать, с вами совместно принять меры, чтобы бороться. Значит, да, по санкциям, которые ввели на компанию... Встал, конечно, вопрос центральный о том, что нужны QR-коды и нужен единый QR-код, Ольга Николаевна, и здесь как бы мы вас полностью поддержим. И мы считаем, что его надо ввести, потому что у нас и по внутренним расчётам превратились кассы, как, знаете, холодильник, который, так сказать, накрыт там этими, так сказать, как они называются, наклейками, да, магнитиками: вот "Тинькофф", вот "Сбер", вот ещё что-то. Ну, смешно уже это становится. Поэтому, конечно, мы ждём закон о едином QR-коде. И мы хотели просить, чтобы вы поборолись с так называемыми параллельными рынками, о них шла речь. Это рынок платной рассрочки, где потребитель вообще никак не застрахован. И я хочу ещё отметить один рынок, который получился, да, конечно, мошенники, потому что ну вот женщина врач... Пришла, три минуты - получила кредит. Проплатила деньги, всё, пришла домой - упала. И если некоторые банки помогают, например, назовём прямо, "Сбер" мало того, что отказал, потребовал, что квартиру заберёт. Здесь я думаю, что нужно разбираться службе. Поэтому вот это недопустимо. И ещё недопустима оказалась ситуация с Санкт-Петербургской биржей, когда более 3 миллионов человек купили иностранные акции, а биржа не позаботилась о защите их интересов. Ну, это... Купить акции "Теслы", это как для меня в детстве жвачку иностранную купить, все хотят, так сказать. Но должны были предпринять меры в бирже эти деятели.
Набиуллина объяснила повышение ставки и сообщила, когда ее будут снижать
Главные вопросы, которые мы обсуждали при рассмотрении отчета, были связаны и с денежно-кредитной политикой, с развитием финансового сектора, платежей, много вопросов было и по финансовым мошенничествам, но начну с того, почему жесткая денежно-кредитная политика, почему денежно-кредитная политика остается жесткой, и как это влияет на экономику. Я напомню, мы с сентября 2022 года десять месяцев держали ключевую ставку на уровне 7 с половиной процентов. И вместе с мерами правительства это сильно помогло экономике восстановиться. Когда восстановление завершилось, и начала быстро расти инфляция, мы повысили ключевую ставку на 8 с половиной процентных пунктов. И осенью было много опасений, мы с вами обсуждали это, что повышение ключевой ставки ставит крест на развитии экономики. Но мы видим, что это не так. В IV квартале экономический рост немного замедлился, но оставался значительным. По итогам года ВВП вырос на 3,6 процента.
И сейчас оперативные индикаторы показывают, что в первом квартале этого года экономика продолжает расти высокими темпами. Наш мониторинг предприятий, напомню, что мы опрашиваем 13-14 тысяч предприятий по всем регионам каждый месяц, по всей стране, он показывает, что бизнес активно строит планы по расширению производства. Индекс бизнес-климата, по свидетельству самих же предприятий, сейчас на 12-летнем максимуме. Главное, что поддерживает оптимизм бизнеса — это внутренний спрос и ожидание, что он будет расти и дальше. Жёсткая денежно-кредитная политика как раз направлена на то, чтобы давление на экономику со стороны спроса не было избыточным, не было разрушительным для роста. Это можно образно сравнить с марафонским забегом, где очень важно правильно распределить силы на всю дистанцию. Слишком быстро растущий спрос заставляет экономику бежать за ним всё быстрее и какое-то время она это может делать на пределе возможности, но ценой будет зашкаливающий пульс, иначе говоря, ускорение инфляции, а затем, вполне вероятно, замедление или даже остановка роста экономики, когда её силы будут исчерпаны.
Да, предприятия сделали значительные инвестиции в расширение и автоматизацию производства и продолжают их делать. Это в том числе ответ на рост дефицита кадров и рекордную загрузку производственных мощностей, но чтобы инвестиции превратились в рост производства товаров и услуг, расшивку узких мест в транспортной инфраструктуре, нужно время. Если производство будет отставать от очень быстрого роста спроса, то цены пойдут вверх, а сам спрос — и инвестиционный, и потребительский, будет всё больше смещаться на импорт. Для импорта нужна валюта, а если экспорт, как в нашем случае, не растёт, то повышенный спрос неизбежно ведёт к ослаблению рубля. И такую ситуацию, когда избыточный спрос выливается и в рост цен, и в ослабление рубля мы наблюдали прошлым летом, на неё мы отреагировали повышением ключевой ставки. Мы уже видим первые результаты нашей политики, пик инфляции остался позади. Если посмотреть на текущий рост цен, то есть от месяца к месяцу, на слайде вы видите — это серые столбики, то видно, что с июля по ноябрь этот показатель в пересчете на год был двузначным, инфляционное давление было очень сильным, в декабре-январе оно заметно снизилось и сейчас находится около 6 процентов.
И если бы мы не повысили ключевую ставку, то инфляция была бы сильно больше тех 7,4 процента, которые мы получили по итогам прошлого года, более того, она продолжила бы ускоряться и сейчас. Инфляция сильнее всего залезает в карманы небогатых людей, в том числе потому цены на товары первой необходимости ускоряются в первую очередь, а таких примеров в прошлом году было достаточно. Но высокая инфляция — это точно такой же налог на промышленность, как на бедных, большинство предприятий уже ощущает, что рост издержек, который неизбежен при высокой инфляции, кусается даже больше временного увеличения процентных расходов. Об этом говорят и руководители предприятий, а мы проводим много встреч с ними, и наш анализ издержек в обрабатывающей промышленности. В текущих условиях жесткая денежно-кредитная политика не противоречит развитию экономики, интересам реального сектора, как иногда представляют. Какие еще результаты повышения ключевой ставки кроме замедления инфляции мы видим на сегодняшний день? В августе произошел важный перелом — начался активный приток денег на вклады, за пять месяцев вплоть до конца года вклады граждан выросли на 5,3 триллиона рублей.
Это рекордные темпы. И благодаря высоким ставкам граждане во второй половине прошлого года заработали почти 1 триллион рублей процентов по вкладам. Приток средств на вклады продолжается, и за первый квартал этого года он составил еще почти 2 триллиона рублей. Дополнительный эффект более высокой ставки, она способствует более стабильному курсу рубля. Курс рубля, конечно, определяется, прежде всего, торговыми потоками, в прошлом году экспорт сократился вы видите это на слайде , а импорт вырос, курс рубля закономерно снижался, и летом это снижение ускорилось, потому что спрос на импорт возрастал. На графике валютного курса вы видите отсечку — это повышение ставки 15 августа сразу на три с половиной процентных пунктов до 12 процентов. Это остановило ослабление рубля, хотя потребовалось дополнительное повышение ставки для того, чтобы окончательно пресечь рост инфляционных и девальвационных ожиданий.
Сыграли роль и другие факторы, включая рост цен на нефть. Но влияние денежно-кредитной политики, по нашим оценкам, было основным, в том числе за счёт увеличения привлекательности рубля, как средства сбережения. Ещё один значимый эффект — это возвращение кредита к более сбалансированным темпам роста по сравнению с очень высокими рекордными уровнями прошлого года. За год корпоративный кредитный портфель вырос на 20 процентов или более, чем на 12 триллионов рублей. Объём корпоративных облигаций 4,6 триллиона рублей. Это финансирование внесло важный вклад в развитие экономики. Эти деньги в том числе пошли на закупку оборудования, замещение внешних долгов, покупку бизнеса у уходящих иностранных компаний, импортозамещение.
И вряд ли, имея такие цифры можно говорить о том, что кредит бизнесу недоступен. Ставки выросли. И в начале этого года рост корпоративного кредита начал замедляться, но ни о какой остановке кредитования предприятий, а с ним и развития экономики, речи не идёт. Да, в этом году рост кредита будет более умеренным, но лишь в сравнении с рекордным темпом прошлого года. К тому же кредит — это дополнительный рычаг. А главный источник инвестиций — это собственные средства компании. Реальный сектор в прошлом году показал хорошие финансовые результаты.
Сальдированная прибыль компании выросла на 35 процентов, превысила 33 триллиона рублей. Это тоже рекорд. Если сравнивать с 2019 годом, с точкой перед всеми испытаниями последних лет, то прибыль выросла в два раза, и даже с поправкой на накопленную инфляцию более, чем в полтора раза. Это означает, что предприятия чувствуют себя уверенней. Высокая прибыль снижает потребность и в заёмных средствах. Но даже при необходимости занимать позволяют это делать и при высоких ставках. И, кстати, именно в этом масштабе нужно оценивать прибыль банковской системы.
За весь прошлый год она была сопоставима с прибылью, которую корпоративный сектор зарабатывал за один месяц. Банки кредитуют, вносят вклад в развитие экономики, а прибыль позволяет им наращивать кредитование. Это основной источник их капитала. Что ещё поддерживает кредитную активность? За последние два года сильно выросла доля кредитов компаниям под плавающие ставки. И выдача их в феврале, она составила уже 54 процента. И, кстати, это говорит о том, что бизнес сохраняет уверенность в том, что мы вернём инфляцию к цели и перейдём к снижению ставки.
Почему же мы продолжаем держать ставку на уровне 16 процентов при том, что инфляция более чем в два раза ниже, чем была на пиках? Этот вопрос депутаты поднимали при обсуждении отчёта. Структурная перестройка экономики сопровождается ростом расходов. И бюджетная политика вносит более высокий, чем раньше, вклад в совокупный спрос через госзаказ, через государственные инвестиции, рост зарплат, льготные кредиты, прямые субсидии. Чтобы это не приводило к постоянному ускорению роста цен, пространство для частного кредита уменьшается. И это означает, что денежно-кредитная политика должна быть более жёсткой. Мы начнём снижать ключевую ставку, когда убедимся, что замедление инфляции набрало нужную скорость, и инфляционные ожидания приходят в норму.
Что бывает, когда дешёвые кредиты разогревают спрос, а предложение, которое даже растёт, но оно не поспевает, мы видели на примере массовой льготной ипотеки. Рост ипотечного портфеля — на 35 процентов за год, такой рост ведёт и к подорожанию жилья, и к росту закредитованности граждан. Мы видим, что за последние два года в полтора раза увеличилась доля ипотеки людям с высокой долговой нагрузкой. И в четвёртом квартале прошлого года почти каждый второй заёмщик, 45 процентов, получал ипотеку с перспективой, что на платежи ему придётся тратить более 80 процентов своих доходов. Продолжал расти и разрыв между ценами на первичное и вторичное жильё. И по итогам прошлого года этот разрыв составлял 44 процента при исторической норме где-то около 10 процентов. Ускоренный рост цен на жилье в последние годы привел к тому, что и лимит страхового возмещения по счёту эскроу часто уже не покрывает стоимость квартиры.
Поэтому мы предлагаем нам вместе обсудить его увеличение вдвое, по закону это сейчас 10 миллионов рублей, до 20 миллионов рублей. Пример с ипотекой, на наш взгляд, показателен и поучителен. Меньше всего хотелось бы, чтобы сходные процессы начались бы и в других сегментах экономики. На базе низкой инфляции доступность кредита будет снова расти, как это уже было, когда мы снизили инфляцию до 4 процентов к 2017 году. Вспомните, что именно тогда, без всяких широких льготных программ, начала быстро расти ипотека. А ставки по ипотеке, по рыночной ипотеке, снижались, люди имели возможность брать её под 8-9 процентов, без господдержки, без дорогостоящих для бюджета субсидий. И наша цель состоит в том, чтобы кредит снова был одинаково доступен и доступен всем при низкой инфляции и умеренных рыночных ставках.
В прошлом году мы запустили стимулирующее банковское регулирование по тем проектам, которые правительство назвало приоритетными для им портозамещения, для технологического развития. И эти стимулы позволили профинансировать важные для экономики проекты на сумму около 300 миллиардов рублей. В ваших вопросах вы справедливо отмечали, что потенциал, который мы предусматривали, он значительно больше. Что нужно, чтобы стимулы были использованы в полной мере? Нам кажется важно, чтобы они, как это и задумывалось изначально, плотнее сочетались с инструментами господдержки, то есть, чтобы проект, который соответствует таксономии правительства, приоритетно получал субсидии, налоговые льготы, госгарантии. И будем это обсуждать с правительством. Для финансирования инвестиций нужны длинные ресурсы для финансовых организаций.
Для банков это безотзывные сертификаты, для негосударственных пенсионных фондов — программа долгосрочных сбережений, для инвестиционных фондов — инвестиционные счета нового третьего типа, для страховых компаний долевое страхование жизни. То есть в каждом секторе финансового рынка надо удлинять средства, и меры для этого предусмотрены. Мы предлагаем вам обсудить и дополнительные стимулы. По рублёвым вкладам от трёх лет, то есть по более длинным вкладам, а также по безотзывным сберегательным сертификатам снизить взносы банков, систему страхования, чтобы они могли по ним предлагать более выгодные условия.
Инфляция — это налог на бедных. Они больше всего страдают от роста цен, который съедает и так небольшие их доходы. Второе — это усиление защиты людей от чрезмерной закредитованности. Я об этом тоже говорила.
Здесь мы готовы принимать все необходимые меры.
После начала СВО западные страны заморозили часть российских активов. Это примерно половина, или около 300 миллиардов долларов золотовалютных резервов РФ. В качестве ответных санкций Россия заблокировала ряд находящихся в стране активов иностранных инвесторов. Глава Еврокомиссии Урсула фон дер Ляйен заявляла, что Брюссель стремится конфисковать российские активы. Однако, как уточнила она, «юридически это непросто» и предстоит много работы. При этом лидеры европейских стран хотели передать эти деньги на восстановление Украины. В свою очередь юристы Еврокомиссии предупредили, что замороженные в ЕС российские активы придется вернуть обратно после окончания украинского кризиса.
Поддерживаемая регулятором жесткая ДКП предотвращает в свою очередь "самоподдерживающуюся девальвацию из-за инфляционной спирали". О главной проблеме экономики Нехватка рабочей силы, а не денег является главной проблемой российской экономики — это видно и по опросам предприятий, считает глава ЦБ. Особенно остро нехватка кадров ощущается в машиностроении и химической промышленности. О специальном продукте для закредитованных клиентов Регулятор поддерживает идею ввести специальный продукт для клиентов с высокой долговой нагрузкой. В ходе обсуждения депутаты отметили, что такой продукт позволил бы избежать ситуаций, когда банки отправляют клиентов в МФО за дорогими займами.
Главное из выступления Эльвиры Набиуллиной на пленарном заседании Государственной Думы
Выступление Набиуллиной в Госдуме не оставляет надежд - Новости Кирова и Кировской области | Депутат Госдумы Александр Хинштейн: Нет ничего странного, что Генпрокуратура не нашла нарушений в организации охраны «Крокуса». |
Выступление Эльвиры Набиуллиной в Госдуме. Главное | Во время ее выступления в Госдуме они предложили дать регулятору больше полномочий, чтобы бороться с монополиями, из-за которых растут цены. |
Цифровой рубль, инфляция и мошенники — выступление главы ЦБ в Госдуме | Глава российского Центробанка Эльвира Набиуллина заявила в ходе выступления в Госдуме в понедельник о необходимости избегать повышения инфляции, принимая меры по развитию экономики. |
"Непростой период структурных изменений". О чем говорила Набиуллина в Госдуме - ТАСС | Накануне выступления в Государственной Думе Эльвира Набиуллина встретилась с представителями всех парламентских фракций. |
Эльвира Набиуллина рассказала депутатам о достижениях ЦБ за прошлый год | Сегодня председатель Центробанка Эльвира Набиуллина выступила в Госдуме. |
Эльвира Набиуллина рассказала депутатам о достижениях ЦБ за прошлый год
Высокая учетная ставка и, соответственно, дорогой кредит оказывает минимальное влияние на сдерживание инфляции, а вот рост инвестиций подавляет», — подчеркнула Дмитриева. Как отметила парламентарий, Набиуллина на заседании двух комитетов Государственной Думы также заявляла, что поскольку у предприятий в 2023 году имел место рекордный рост прибыли, то предприятия должны прежде всего опираться на собственные источники и могут инвестировать из прибыли, с одной стороны, и, с другой, они в состоянии оплачивать высокие процентные ставки из той же прибыли, то есть поделиться своей прибылью с банками. Если ЦБ считает эту долю приемлемой, то встает вопрос зачем нужны такие банки и такой регулятор, когда система не решает основную задачу: перелива капитала как источника развития? При этом депутат обратила внимание на манипуляции данными со стороны Банка России.
ЦБ и Минфин сошлись на том, что надо «развивать возможность выпуска цифровых финансовых активов».
Когда ключевая ставка выросла, ставки по депозитам стали более привлекательными. Из-за этого началось возвращение наличных в банки.
То есть за 12 месяцев ипотечный портфель вырос на треть. Нас не может не беспокоить, что этот рост сопровождается увеличением цен на жилье и снижением качества кредитов за счет выдачи ипотеки заемщикам с уже высокой долговой нагрузкой.
В будущем это может обернуться большими рисками и для банков, и — главное — для самих заемщиков», — предостерегла Набиуллина. Глава Центробанка указала, что застройщики не могут быстро увеличить объем строящегося жилья и что взрывной рост ипотеки провоцирует рост цен. Это в два раза больше, чем рост средней зарплаты в этот период. Это »кричащий» дисбаланс, в некоторых регионах этот дисбаланс еще выше. И совершенно, на мой взгляд, очевидно, что экономия граждан за счет льготной ставки по ипотеке не должна быть нивелирована ростом стоимости жилья», — считает Набиуллина.
Глава Банка России не отрицает пользу широких льготных программ как временной антикризисной меры, однако советует в будущем обратиться к адресным программам льготной ипотеки или дифференцировать их по регионам. О нехватке рабочих рук «Мы видели, что деньги у бизнеса есть, со спросом проблем нет, но, чтобы быстро нарастить производство, нужны еще оборудование и люди. Вы можете переманить сотрудников с соседнего предприятия, но тогда у вашего соседа производство будет снижаться», — рассказала Набиуллина. В масштабах экономики это может привести к тому, что зарплаты будут расти быстрее производительности труда. Предприятия будут перекладывать эти издержки на потребителей.
Спрос на импорт рос именно в рублях, при этом валюты, экспортной выручки больше не стало. Ошибочно думать, что без повышения ключевой ставки кредиты остались бы доступными.
Но при этом замедляет инфляцию. Верно, однако, обратное — она оказывает минимальное влияние на сдерживание инфляции, а вот рост инвестиций подавляет, — заявила независимый депутат Оксана Дмитриева. Тем не менее споры продолжились. По словам депутатов, возразивших Набиуллиной, из-за роста ключевой ставки предприятия работают нерентабельно, а рост экономики обеспечен только вложением в военную отрасль. Какая там рентабельность? За счет кредитов мы не можем инвестировать, потому что инвестиции не отбиваются. За счет чистой прибыли это тоже нереально, — возмутился депутат от «Справедливой России» Валерий Гартунг.
Чтобы получить 50 млрд рублей прибыли, нужны инвестиции с сопоставимой суммой, а прибыль — всего 18 млрд.