Молодой Тоётоми Хидэёси (тогда его звали Киношита Токитиро) возглавляет небольшую группу, штурмовавшую замок на горе Инаба. Тоётоми Хидэёси (6 февраля 1536, либо 26 марта 1537 — 18 сентября 1598) — японский военный и политический деятель, объединитель Японии. Родился в крестьянско. Одним из факторов повышенного интереса к Тоётоми Хидэёси является его военный поход на материк – до XIX века единственный выход японской армии за пределы Японского архипелага.
Внутренняя экономическая и политическая деятельность Тоётоми Хидэёси
Если Вы рискнёте всем, то и получите всё. Будьте решительны и смелы. Действуйте всегда первыми, тогда первыми закончите и будете праздновать победу. Если Вы хотите привлечь к себе союзников, то всегда обосновывайте Вашу цель и мотивируйте Ваши действия. Действуйте так, будто Вам нечего терять.
Это верный способ победить любой свой страх. Он заключается в том, что никаких секретов не существует. Посвятите себя своему лидеру. Не чурайтесь тяжелой работы.
Не скупитесь на благодарности. Действуйте решительно». Тоётоми Хидэёси Итог. Основная идея книги.
Пессимизм, агрессия и диктаторство — это стратегия проигрыша. Будьте благодарными, преданными, трудолюбивыми и решительными. Эти качества являются основой настоящего лидера. Трудитесь больше других.
Не бойтесь, что Вы сделаете что-то не так. Любой опыт положительно скажется на Вашем будущем. А упорная умственная работа поможет Вам превзойти тех, кто изначально был одарен.
В молодые годы, желая стать самураем, он нанимался на службу к нескольким военачальникам, пока окончательно не присоединился к будущему властителю Овари - Оде Нобунаге 1554. Последний возвысил Хидэёси до ранга генерала за его блестящий ум. Среди подвигов, которые сделали бывшего крестьянского сына популярным в среде солдат, называют форсированное "за одну ночь" строительство замка Суномата 1566 , прикрытие тылов в битве при Канагасаки 1570 , "водный штурм" замка Такамацу 1582. В 1583 году, после гибели Оды Нобунаги в храме Хоннодзи от рук мятежника Акэти Мицухидэ, Хидэёси фактически узурпировал всю полноту власти своего покойного хозяина.
Из всех стилей модными тогда были три. Один, аристократический, который называли «дворцовым» или «библиотечным» стилем сёин-тя , возникший в эпоху Муромати, в конечном счете сводился к использованию для чаепития изящного помещения во дворце или библиотеке. Другим был стиль «хижины» суки-тя — «народный», когда чай пили рядом с дорогой, на сельских почтовых станциях; в изящной версии это был стиль купцов из богатых торговых городов, как Сакаи, вкладывавших часть наличности в покупку принадлежностей для чаепития. Наконец, последним, самым новым, к которому Хидэёси проявлял выраженную склонность, был «простой стиль», ваби-тя, бесспорный мастер которого, Сэн-но Рикю, как раз находился на службе у хозяина. Роскошество вельмож, комфорт купцов — для которых чайная церемония часто была приятной формой «делового завтрака» — Рикю и его группа заменяли или дополняли в неуловимых дозах представлениями дзэн об отречении, уединении, выраженными в постоянном стремлении к сдержанности и даже смирению. Это, например Рикю выдвинул идею сократить пространство, предоставляемое каждому, всего до двух татами; он же поставил талант «чайного человека» выше изысканности материала. В пределе этот стиль исключал дорогие принадлежности, заменяя их живительным присутствием выдумки, оригинальности, чего-то никогда не виденного; в большей степени, чем с собирателями редких или древних предметов, любители этого стиля предпочитали поддерживать тесные отношения с ремесленниками своего города и своего времени — так, в XVII в. Именно этих приверженцев «простого стиля» ваби Хидэёси хотел поощрить, надеясь, возможно, связать с этой новой манерой своей имя.
В первый день церемонии Хидэёси прежде всего заглянул к ним; он проделал это дважды, а потом исчез, после того как ненадолго появился у аристократов; что же произошло? Может быть, его отвергли эти люди ваби — ведь многие из них, неисправимые позеры, столь же выставляли напоказ свой аскетизм, как он — свои неоценимые сокровища, и к тому же презирали его коллекцию — перл собрания сегунов Асикага, составленную из старинных китайских вещей, к которым местные даймё присовокупили свои подарки, выразив в них сложное сочетание союзных и подчиненных отношений? Хидэёси решил, что его предали? Или был уязвлен, что в этот единственный день эксцентричные мастера ваби привлекают больше взглядов, чем ослепительный блеск его шатра в сусальном золоте? Или вообразил опасный сговор между Рикю, ремесленниками и купцами из Сакаи, которые и для него были лучшими инвесторами и от которых он поэтому частично зависел? Или же — но это маловероятно — был встревожен вестями с Кюсю, услышав о неожиданном восстании Сасса Наримаса, давнего смутьяна с Сикоку, которого он выслал в Кумамото? Большая чайная церемония в Китано едва началась в двадцать четыре часа, как уже ночью из Дзюракутэя поступил приказ: все разобрать, все хижины, все палатки, все павильоны, и пусть каждый возвращается домой и больше не кичится! Участники, довольные и этим неожиданным облегчением своих трудов и расходов, поспешили повиноваться, пока господин снова не переменил мнение.
Странной была эта церемония, по многим причинам подвергнутая критике, богатая и гротескная. До дурновкусия? Может быть, однако — пусть даже это умерит наше восхищение японской сдержанностью — ее годовщину отмечали дважды, точно воспроизводя ее различные реалии: в 1880, а потом в 1937 гг. Не исключено также, что церемония в Китано послужила, по крайней мере отчасти, генеральной репетицией другой, намного более значительной в глазах Хидэёси, — визита, который ему должен был нанести молодой император Го-Ёдзэй, недавно вступивший на престол. Прибытие императора гёко к какому-либо из подданных было такой редкостью, что за время правления сегунов Асикага отмечено всего дважды — в 1408 г. Таким образом, Хидэёси, принимая в своем новом дворце Дзюракутэй императора, становился на одну доску с этими людьми, каждый из которых на свой лад сто лет назад определял век. Повод был волнующим: Хидэёси не столько изъявлял почтение к суверену, сколько отмечал собственный триумф, вступление в императорскую семью сразу двумя путями — благодаря тому, что Коноэ Сакихиса усыновил его самого, и вследствие того факта, что он в свою очередь и в качестве взаимной любезности удочерил дочь последнего, равно как и младшего брата Го-Ёдзэя. Во время императорского визита он в глазах у всех освятит этот союз, произведя официальное отправление культа своих новым фамильным богам — богам рода Фудзивара.
Это был также повод к тому, чтобы поупражняться и показать свои таланты в другом «виде спорта», популярном среди даймё, — искусстве стихосложения, которому был посвящен весь первый день. Имеются в виду короткие стихотворения рэнга : один сочинял такой стих на тему, предложенную ведущим, — в данном случае императором, — а другой отвечал, тоже в стихах. Обильное употребление алкоголя пробуждало вдохновение — последнее истощилось только поздней ночью. На следующий день гостей развлекали длинной придворной музыкальной и танцевальной программой бугаку. Потом, как и накануне, супруга и мать хозяина раздали каждому многочисленные дары: одежды, редкие бумаги, драгоценные ткани, в дополнение к значительным суммам в деньгах и рисе, преподнесенным день назад, прежде всего императору. Наконец Хидэёси проводил уходящего императора, так же как ранее специально заезжал за ним. Суверен — неслыханная честь — позволил ему подняться вместе с собой в ритуальную повозку, запряженную быками; но придворные вернулись домой лишь на пятый день. Хидэёси немедленно велел записать подробный рассказ об этой церемонии, копия которого будет отправлена семье каждого придворного и даймё; не следует заблуждаться по поводу этого документа — он, конечно, послужил славе Хидэёси, но в той же мере и славе императора, о престиже которого, а иногда и о существовании не помнили более двух веков…» К сожалению, как известно, Сэн-но Рикю постигла горькая участь.
Приближённость к тайко верховному правителю в итоге стоила ему жизни. Елисеев в своей книге «Хидэёси» приводит несколько версий причин, по которым диктатор мог принять такое страшное решение: «Имел ли тайко, например, право потребовать самоубийства своего мастера чайной церемонии, которого так любил, — Сэн-но Рикю, участника самых торжественных празднеств его жизни? И благодаря которому чайная церемония приобрела именно под эгидой Хидэёси облик, сдержанное изящество, словом, аристократический характер, которого это времяпрепровождение монахов и воинов никогда прежде не имело? И однако Рикю умер в 1591 г. Никто этого не понял; некоторые, особенно иностранцы, всегда помешанные на фривольных историях, вообразили, что тайко внезапно влюбился в юную и очаровательную дочь служителя искусств, а та отказала верховному повелителю и обрекла тем самым на смерть отца и себя. Объяснение возможное, но довольно малоубедительное для общества, никогда систематически не связывавшего с плотским началом понятие греха. Другие измыслили склонность Рикю к христианской вере, возникшую как раз в момент, когда его сюзерен проявлял неприкрытое раздражение при одном упоминании иностранных священников.
Хякусе не был однородным социальным классом, все его представители делились на три категории: 1. Мёсю -самые влиятельные среди крестьян и земледельцев, являлись арендаторами земли.
Чаще всего в их услугах были заинтересованы владельцы сёэн, которые назначили мёсю управляющими их землями. На эту должность чаще всего выбирали самостоятельных крестьян, пользовавшихся среди остальных определенным влиянием. Собственник земли собирал с мёсю налог, а те в свою очередь могли получать доход с подконтрольных им земель. Гэнин - «низшие люди», обрабатывающие землю для мёсю. В отличие от последних гэнин имел гораздо меньшие прав: не имел свободы передвижения, зачастую являясь объектом купли-продажи. Однако, если гэнин имел хорошие отношения с мёсю или владельцем земли и вместе с тем обладал богатой материальной базой, то мог получить земельные права в качестве земледельца-арендатора. Воины-земледельцы - подразделение гэнин, являющиеся военнообязанным населением. Внутри этой категории крестьяне могли подняться по социальной лестнице, особенно такая возможность давалась во время междоусобиц, когда владельцы земли использовали хякусё в качестве солдат. Одним из таких примеров является Тоетоми Хидэёси, который прошел путь от обычного крестьянина до правителя Японии [1; с.
Несмотря на зависимое положение хякусё, в некоторых районах земледельцы добивались определенной автономии. Крестьяне объединялись для совместной сельскохозяйственной деятельности, а также для организации защиты своих земель. Среди всех членов общины выбирался деревенский голова, который следил за делами схода. Сельскохозяйственная и ремесленная продукция, производимая в данных объединениях, продавалась на внутреннем рынке страны. Зачастую такие объединения возникали вблизи Киото, что объяснялось частыми боевыми действиями в данном регионе [1; с. Легкость образования таких общин объясняется несколькими положениями. Во-первых, феодалы зачастую, зная о надвигающихся опасностях, покидали свои земли, оставляя свои поместья на произвол судьбы, что подталкивало крестьян к объединению. Во-вторых, хякусе, будучи недовольными поборами своего феодала, поднимали восстания, присваивая всю землю общины. Такие восстания были обычными в ходе междоусобных войн, когда феодал поднимал ренту и зачислял всех крестьян мужского пола к себе в армию, которую сами же хякусё снабжали продовольствием.
В-третьих, все представители класса хякусё были вооружены мечами, что облегчало проведение восстаний. Этот факт отмечает Франсиск Ксавье, находившийся в Японии в качестве миссионера в 1551 году [6]. Данная практика существовала в Японии давно. Одним из примеров такого выступления хякусё стали события в Ямасиро 11 декабря 1485 года. Поводом послужила междоусобная война между группировками дома Хатакэяма за данную провинцию. Крестьяне под угрозой смерти были обязаны нести всевозможные повинности в пользу той армии, которая на каком-то временном промежутке одерживала победу в борьбе за эти земли. Кроме того, солдаты уничтожали целые деревни тех, кто отказывался сотрудничать, вытаптывали крестьянские поля. Такая катастрофическая ситуация подтолкнула к объединению против захватчиков всех жителей, в числе которых были не только хякусё, но и часть самураев, имевших земельные участки. Восставшие потребовали вывода войск из провинции.
Феодалы, не сумев подавить народные выступления, были вынуждены отступить. Власть в провинции перешла к восставшим, которые создали выборный орган совет 36 кокудзин деревенских глав , руководящий всеми делами в провинции: сбор налогов, контроль правопорядка, охрана внешних границ и т. Такое положение дел сохранялось до начала 1494 года, когда феодалы, собрав внушительное войско, разбили силы восставших [3; с. Однако весьма большую опасность представляли не локальные восстания, а крупномасштабные волнения, вспыхивающие на религиозной почве [3; с. Некоторые буддистские секты целенаправленно использовали этот класс людей в качестве военной силы для ведения своих политических интриг. К примеру, бонзы монахи секты монтосиу были способны с легкостью собирать целые армии своих фанатиков, состоявшие преимущественно из хякусе, обещая своим приспешникам отпущение всех грехов, а всем отказавшимся прийти на их зов - самые страшные небесные кары [6]. Одним из ярких примеров действий секты монтосиу является эпизод, связанный с Одой Нобунага, когда армия фанатиков громила все на своем пути, представляя большую опасность для феодалов. Нобунага жестоко с ними расправился: сначала у солдат побежденной армии были срезаны уши и носы, а после нахождения их главной базы - все находящиеся там последователи монтосиу были сожжены. Однако даже после этого секта продолжала свое существование на территории Японии [7].
Таким образом, кризис земельных отношений в Японии в рассматриваемый период можно объяснить рядом обстоятельств. Во-первых, социальные слои не были строго регламентированы, что позволяло переход из одного класса в другой.
Охота за мечами. Постановление Тоётоми Хидэёси 1588 год.
Вообще, биография Тоётоми изучена довольно плохо, в ней много пробелов и сомнительных фактов. Есть версия, что будущий правитель Японии родился не в крестьянской семье. Toyotomi Hideyoshi (Политик) - возраст, день рождения, биография, факты, семья, собственный капитал, рост и многое другое. Таким человеком стал Тоётоми Хидэёси – военный диктатор, которого враги прозвали Черной Обезьяной. Toyotomi Hideyoshi. Тоётоми Хидэёси (яп. 豊臣 秀吉, 1537 — 18 сентября 1598) — японский военный и политический деятель, объединитель Японии. Toyotomi Hideyoshi Portrait of Toyotomi Hideyoshi drawn in 1601.
ÐÑÐµÐ¼Ñ Ð¸ СÑекло Так вÑпала ÐаÑÑа HD VKlipe Net
- Читать онлайн "Тоётоми Хидэёси" - Искендеров Ахмед Ахмедович - RuLit - Страница 1
- Тоетоми Хидэеси: фото, биография, цитаты, деятельность
- Чайная политика — Ода Набунага и Тоётоми Хидэёси
- Государственный музей Востока
- Тоётоми Хидэёси - Toyotomi Hideyoshi
- ТОЁТОМИ ХИДЭЁСИ
Тоётоми Хидэёси
Период его правления часто называют периодом Момояма в честь замка Хидэёси. Это продолжалось с 1582 года до его смерти в 1598 году или по мнению некоторых ученых до тех пор, пока Токугава Иэясу не захватил власть после битвы при Сэкигахара в 1600 году. Хидэёси подчинил себе военные буддийские секты, завоевал Кюсю и в 1584 году заключил союз с Токугава Иэясу. После поражения клана Ходзё в 1590 году Хидэёси стал правителем объединенной Японии. В 1592 году он предпринял попытку завоевать Китай, но ему удалось оккупировать только часть Кореи; вторая попытка в 1597 году оказалась менее успешной; после его смерти Совет пяти старейшин приказал войскам отступить. Хидэёси отмечен в японской истории рядом политических и культурных наследий, включая ограничение, согласно которому только члены класса самураев могут носить оружие, и установление самураев как наследственного социального статуса.
Он издал указ о землеустройстве, пересмотрел земельный налог, разработал кодекс морского права и поощрял внешнюю торговлю. Он покровительствовал искусству и поощрял развитие чайной церемонии; воздвигнутые памятники; и реконструировали Киото и Осаку. Многие из его нововведений были включены в организацию сёгуната Токугава. В корейской истории его помнят как кровавого захватчика, который вторгся в Корею Чосон, чтобы вторгнуться в китайскую династию Мин, и потерпел неудачу. В первой половине жизни Хидэёси добился беспрецедентного успеха; его отвага и блестящие стратегии приносили ему одну победу за другой.
Однако многие историки согласны с тем, что в дальнейшей жизни он подорвал собственный успех, совершив необъяснимые акты жестокости, и что его решение попытаться завоевать Китай было глупым и иррациональным. Его автобиография начинается в 1577 году, но в ней Хидэёси очень мало говорит о своем прошлом. Он родился без прослеживаемой самурайской линии, в семье крестьянина-воина по имени Яэмон. Ввиду обстоятельств рождения фамилии не имел. Его детское имя, Хиёсимару, означало «Щедрость Солнца», хотя существуют вариации.
По словам Маэды Тошии и европейского миссионера Луиса Фруа, Хидэёси был полидактилем с двумя большими пальцами правой руки. Он не ампутировал лишний большой палец, как это сделали бы другие японцы того времени. Многие легенды рассказывают, что Хидэёси был отправлен учиться в храм в молодости, но он отказался от храмовой жизни и отправился на поиски приключений. Еще мальчиком он уехал из дома в провинцию Тотоми современная префектура Сидзуока и стал пажем вассала даймё феодального барона Тотоми. Под именем Киношита Токитиро он присоединился к клану Имагава в качестве слуги местного правителя Мацуситы Кахеи.
Он проехал весь путь до земель Имагава Ёсимото, даймё провинции Суруга, и некоторое время служил там, только чтобы скрыться с суммой денег, вверенной ему Мацуситой Юкицуной. Восхождение к власти Около 1557 года он вернулся в Овари и присоединился к клану Ода в качестве скромного слуги. Его веселый нрав, такт и ум помогли ему стать самураем. Он стал одним из носителей сандалий Ода Нобунага и участвовал в битве при Окэхазама в 1560 году, когда Нобунага победил Имагаву Ёсимото и стал одним из самых могущественных военачальников в период Сэнгоку. Он руководил ремонтом замка Киёсу и руководил кухней.
В 1561 году Хидэёси женился на Тоётоми Нэнэ. Согласно легенде, вместе со своим младшим братом Тоётоми Хиденага и бандитами Хатисука Масакацу и Маэно Нагаясу, Хидэёси успешно построил форт в Суномате за ночь во время осады замка Инабаяма около Огаки в 1567 году. Он обнаружил секретный путь в Инабаяму, после чего большая часть гарнизон сдался. Хидэёси был очень успешным дипломатом. В 1564 году ему удалось договориться, в основном с помощью либеральных взяток, о дезертирстве ряда военачальников Мино из клана Сайто, в том числе стратега клана Сайто Такенака Ханбэя.
Почти все самураи из региона Тохоку прибыли в штаб Хидэёси и признали свою зависимость от него. За три месяца вражеская крепость, которую в своё время не смогли взять такие видные полководцы, как Такэда Сингэн и Уэсуги Кэнсин, пала. Предводитель рода Го-Ходзё совершил сэппуку вместе с сыновьями. К 1590 году Тоётоми Хидэёси фактически стал единоличным правителем Японских островов. Внутренняя политика Шлем Тоётоми Хидэёси, украшенный крестом-плюмажем в форме 29 лепестков ириса, символизирующих солнце. Разбив последнего опасного врага, Хидэёси объединил все японские земли под своей властью.
Столетний период междоусобиц и войн закончился. Новый правитель Японии передал титул правителя кампаку своему племяннику Хидэцугу, а сам принял звание тайко регента в отставке. Хидэёси продолжил экономический курс своего предшественника Оды Нобунаги, главным принципом которого была свобода торговли. Он собирался провести денежную реформу, начав чеканку первой японской золотой монеты. Хидэёси также составил общеяпонский земельный кадастр и закрепил землю за крестьянами, обрабатывавшими её. Его политика изъятия оружия включая даже косы, серпы, вилы и ножи у мирного населения оказывала содействие формированию классового общества, которое отныне было разделено на администраторов из военного класса самураев и гражданских подданных крестьян, мещан, торговцев.
К известным внутриполитическим мероприятиям Хидэёси, относится закон об изгнании миссионеров и массовые убийства христиан на острове Кюсю 1587, 1589 и т. Традиционалистская историография трактует их как борьбу Хидэёси с «европейским колониализмом» в Японии. Поводом запрета на христианство послужил отказ Португалии предоставить помощь в постройке и отправке флота для завоевания японцами Восточной Азии. Так или иначе, 19 июня 1587 Тоётоми Хидэёси издал указ, требовавший от христианских миссионеров в течение 20 дней покинуть страну под угрозой смерти. Имджинская война Основная статья: Имджинская война В 1592 году Хидэёси провозгласил, что собирается завоевать Корею, Китай, а если выйдет — и Индию, то есть весь цивилизованный мир в представлениях средневековых японцев. Первым делом он перенёс свою ставку из Осаки на запад, в город Нагоя, в котором возвёл ещё один исполинский замок.
Причины начала войны не совсем понятны. Историки-рационалисты объясняют их стараниями Хидэёси удалить с Японии потенциально опасных самураев, направив их на штурм мнимого внешнего врага. Существует и другая точка зрения, согласно которой главной причиной начала конфликта было состояние ментального здоровья Хидэёси — его действия начали становиться неадекватными. Действительно, со временем, опьянённый своими успехами в завоевании Японии, Хидэёси постепенно выживал из ума: организовал гарем из 300 наложниц, по преимуществу 12-13-летних девушек, пребывал в постоянной паранойе из-за угроз мятежей и заговоров, сгонял сотни тысяч крестьян на строительство ненужных в военном плане крепостей. В конце концов, диктатор потерял связь с реальностью и возомнил себя богом войны Хатиманом. Война стала очередной персональной прихотью воинствующего Тоётоми, которому стало слишком тесно в покорённой Японии.
Захват островов Сикоку и Кюсю правитель воспринимал как покорение Востока: «Быстрый и грандиозный успех сопровождал моё возвышение, подобно восходящему солнцу, осветив всю землю». По воспоминаниям современников, Тоётоми угрожал завоевать все «четыреста провинций» Китая: «Я соберу могучую армию и вторгнусь в великую Мин». При этом, нужно понимать, размеры Китая воспринимались в те времена Японией весьма размыто. Тоётоми предполагал предложить вану Кореи формально вассалу Китая добровольно сдаться и объединиться в освободительной войне против Китая: «Если я приступлю к исполнению этого замысла [то есть завоеванию Мин], то надеюсь, что Корея станет моим авангардом, пусть же преуспеет в этом. Ибо моя дружба с вашей почтенной страной целиком зависит от того, как вы себя поведёте, когда я поведу свою армию против Китая». Однако, получив отказ, Тоётоми двинул на Корею свою армию, самую передовую в Азии по тем временам, вооруженную мушкетами и владеющую современными методами ведения боя[1].
В апреле 1592 года возглавляемый Укитой Хидэиэ 160-тысячный самурайский экспедиционный корпус, снаряжённый Хидэёси, переплыл на тысяче кораблей Японское море и высадился в Пусане на Корейском полуострове. Первые месяцы войны были успешными для японцев, захвативших главные корейские города и вышедших на границу с Китаем. На окончательное завоевание Кореи японский диктатор отводил 4-5 месяцев, а при его дворе появились «губернаторы» не только Кореи, но и Китая. Оккупационные японские войска устроили в Корее жестокий террор, свидетельством которого стала «Могила ушей» Мимидзука на территории Киото, в которой захоронены 200 000 отрезанных у варварски убитых корейцев ушей. Бывшую столицу династии Силла, Кёнджу, японцы сровняли с землёй. Однако в скором времени японские агрессоры встретились с отчаянным сопротивлением корейского народа, начавшего в тылу неприятеля настоящую партизанскую войну, возглавляемую подпольной «Армией справедливости».
Корейцы активно применяли свои передовые изобретения — «огненные повозки» хвачхи и бронированные корабли кобуксоны. В это же время выдающийся корейский адмирал Ли Сунсин, используя кобуксоны, за первые три месяца войны потопил более 300 кораблей противника в битвах при Окпхо-Тхонъён, в Сачхонской бухте, под Пусаном и Ангольпхо, отрезав таким образом армию вторжения от баз снабжения. Вступление же китайской армии под командованием Ли Жусуна на помощь корейскому государству, формально пребывающему в вассальных отношениях с Китаем, резко изменило ситуацию на фронте. Самураи были вынуждены отступить к окраинам современного Сеула, и Корейский полуостров оказался фактически разделенным на северную китайскую и южную японскую части.
Во время этой кампании стало известно об измене союзника Адзаи Нагамасы , который мог вместе с силами рода Асакура взять армию Оды в тиски. Нобунага решил поспешно отступить к столице, оставив Хидэёси, назначенного предводителем арьергарда, на верную смерть. Тем не менее, тот успешно отразил все атаки врагов в местности Канагасаки и возвратился в Киото целым и невредимым. Этот подвиг — прикрытие собственных войск при отступлении — изменил отношения самураев из рода Ода к Хидэёси.
Если раньше в нём видели лишь гражданского выскочку, то отныне его считали одарённым полководцем. После уничтожения рода Адзаи в 1573 году 1 год Тэнсё , Хидэёси получил бывшие владения этого рода в северной части провинции Оми современная префектура Сига и построил крепость Нагахама. Поскольку он не имел собственных вассалов, то принял к себе на службу своих родственников, по преимуществу крестьян. Кроме этого, он сделал своими подчинёнными некоторых из вассалов уничтоженного рода Адзаи, блуждавших в качестве ронинов по стране. Тогда же он принял новое имя Хасиба Хидэёси. В 1575 году 3-м году Тэнсё Хидэёси принимал участие в знаменитой битве при Нагасино , в которой аркебузиры Оды Нобунаги наголову разгромили знаменитую конницу рода Такэда. В 1576 году 4-м году Тэнсё он был назначен помощником генерала Сибаты Кацуиэ , командующего войсками Оды против наступающих сил Уэсуги Кэнсина. При обсуждении плана боевых действий Хидэёси поссорился с командующим и самовольно оставил штаб.
Проведённая Сибатой лобовая атака не увенчалась успехом, и армия Оды испытала сокрушительное поражение в битве при Тэдоригава. Сюзерен Ода Нобунага, узнав о фактическом дезертирстве Хидэёси, собирался казнить его, но, учитывая возможность использовать его хозяйственные и полководческие качества, лишь вынес ему строгий выговор. Война с Мори Чтобы искупить свою вину, Хидэёси был назначен командующим войсками Оды в кампании против могущественного рода Мори , который контролировал регион Тюгоку. За 1577—1578 года ему удалось подчинить несколько слабых родов — Акамацу , Бэссё и Кодэра — и создать опорный пункт с центром в замке Химэдзи современная префектура Хиого. В 1579 году 7-м году Тэнсё Хидэёси переманил на свою сторону род Укита , давнего вассала рода Мори. Однако в 1580 году 8 году Тэнсё в тылу Хидэёси восстал род Бэссё, в результате чего пришлось приостановить наступление на запад и окружить замок восставших. Вражеская цитадель была взята измором только через год, после чего Хидэёси захватил провинцию Тадзима северная часть современной префектуры Хёго , которая принадлежала старинному роду Ямана. Остатки вассалов Ямана, сосредоточившиеся в замке Тоттори, видя бессилие своего сюзерена, изгнали его и перешли на сторону Мори.
Однако в 1581 году 9 году Тэнсё Хидэёси окружил замок Тоттори и, скупив весь провиант в округе, взял его измором. В 1582 году 10 году Тенсё Хидэёси вторгся в провинцию Биттю современная префектура Окаяма и взял в осаду замок Такамацу. Этот замок находился в окружённой горами долине, которая с обеих сторон омывалась реками. Хидэёси свёл дамбы вокруг замка и изменил направление рек так, что вода залила всю долину. В результате инженерной находки Хидэёси и сильных дождей замок превратился в островок посреди искусственного озера. До его падения оставалось несколько недель. Борьба за преемственность В мае 1582 года Акэти Мицухидэ восстал против Нобунаги. Окруженный в киотском храме Хоннодзи десятитысячными войсками мятежника Акэти Мицухидэ, Ода Нобунага совершил сэппуку.
Хидэёси, проводивший «водный штурм» замка Такамацу, едва узнав о гибели сюзерена, скрывая эту новость от противника, заключил перемирие с родом Мори и быстро отвел все войска к столице. Одновременно на разгром восставших бросился ещё один близкий соратник Нобунаги — Токугава Иэясу , однако Хидэёси опередил его, преодолев за три дня расстояние в несколько сотен километров. Бежавший Мицухидэ был убит местными крестьянами при попытке награбить еды и корма для лошадей. Позиционируя себя в качестве «мстителя», Хидэёси увеличил своё влияние в среде соратников клана Ода. На совещании в замке Киёсу, где решался вопрос наследства рода Ода, он заручился поддержкой генералов Нивы Нагахидэ и Икэды Цунэоки. Согласно решению совета, Хидэёси получал часть владений покойного Нобунаги, и упрочил своё положение став регентом-советником нового предводителя рода Ода — трёхлетнего Хидэнобу. Решения совета вызвали недовольство давнего оппонента Хидэёси — Сибаты Кацуиэ. Объединение страны Япония около 1582 г.
В 1583 году противостояние между Хидэёси и Сибатой переросло в вооружённый конфликт. В решающей битве при Сидзугатакэ войска последнего потерпели поражение и откатились к провинции Этидзэн.
Тем более что один из сёгунов Асикага, а именно Ёсимоти, уже проводил здесь в 1413 г. Ведь театр тоже мог быть местом встречи разных социальных групп, однако не имел столь универсального «уравнивающего» характера, как чайная церемония, и не предполагал их активного участия. А Хидэёси как раз желал собрать как можно больше людей.
В прошлом, 1586 году, на Новый год, он построил при Императорском дворце чайный домик своего изобретения — одну из новинок, рассчитанных на популяризацию нового «чайного стиля», который он хотел внедрить, еще не до конца определив его правила: нечто вроде большого кубического шатра площадью более четырех соломенных циновок татами , по нормам того времени, но сделанный из лакированных деревянных столбов работы ремесленников из Сакаи и из тонких стенок, покрытых позолотой; золотой была и утварь, необходимая для чайной церемонии; циновки окаймляли золото и красная парча — эта роскошь была невидимой, потому что пол полностью покрывали шерстяные ковры, привезенные из Европы. Хидэёси рассчитывал поставить такую же в Китано, чтобы показать свою коллекцию произведений искусства, которой он так гордился. Правду сказать, ей он был в основном обязан сёгунам Асикага и прежде всего Ёсимаса 1435-1490 , хозяину «Серебряного павильона», чьи сокровища, в основном китайского происхождения, он присвоил. Но были у него и собственные шедевры — разве Нобунага, давая ему в 1578 г. К тому же многие годы полководцы никогда не упускали случая преподносить ему, как требовали приличия, изящные и редкие принадлежности чайного обихода, и каждая соответствовала более или менее торжественному обстоятельству.
В конце июля 1587 г. Мы повелеваем провести большую чайную церемонию в лесу Китано с 7 по 10 октября, в зависимости от погоды; по этому поводу Хидэёси выставит все предметы своей чайной коллекции так, чтобы любители могли их оценить. Приносить только по две соломенных циновки татами на человека, этого хватит, и каждый разместится, как ему удобно, в парке святилища Китано. Любители «простого стиля» ваби-тя могут использовать циновки грубой выделки или из рисовой соломы тодзицукэ и инабаки. Приглашаются все жители Японии, само собой разумеется, но также жители Китая и все любители.
Пусть каждый оденется, как захочет. Чтобы все, включая тех, кто живет далеко отсюда, успели приехать и полюбоваться предметами, мероприятие продлится два дня. Это приглашение объясняется интересом, который Хидэёси проявляет к мастерам чайной церемонии — знатокам «простого стиля» ваби-тя. Те, кто не придет, будут рассматриваться как пожелавшие оскорбить Хидэёси и в дальнейшем не получат права заниматься своим искусством, даже если оно состоит в приготовлении когаси смеси чая и соли. Хидэёси сам приготовит чай для всех мастеров «простого» стиля ваби-тя , кем бы они ни были.
Подобные афиши были посланы во все большие города Японии и вывешены там, по крайней мере, в пределах зоны контроля Хидэёси, которая к тому моменту была громадной. Аристократы Киото, устрашенные стоимостью мероприятия, немедленно начали расспрашивать друг друга, обмениваться посланиями, вести обсуждения: ведь это разорительная авантюра! Из всех стилей модными тогда были три. Один, аристократический, который называли «дворцовым» или «библиотечным» стилем сёин-тя , возникший в эпоху Муромати, в конечном счете сводился к использованию для чаепития изящного помещения во дворце или библиотеке. Другим был стиль «хижины» суки-тя — «народный», когда чай пили рядом с дорогой, на сельских почтовых станциях; в изящной версии это был стиль купцов из богатых торговых городов, как Сакаи, вкладывавших часть наличности в покупку принадлежностей для чаепития.
Наконец, последним, самым новым, к которому Хидэёси проявлял выраженную склонность, был «простой стиль», ваби-тя, бесспорный мастер которого, Сэн-но Рикю, как раз находился на службе у хозяина. Роскошество вельмож, комфорт купцов — для которых чайная церемония часто была приятной формой «делового завтрака» — Рикю и его группа заменяли или дополняли в неуловимых дозах представлениями дзэн об отречении, уединении, выраженными в постоянном стремлении к сдержанности и даже смирению. Это, например Рикю выдвинул идею сократить пространство, предоставляемое каждому, всего до двух татами; он же поставил талант «чайного человека» выше изысканности материала. В пределе этот стиль исключал дорогие принадлежности, заменяя их живительным присутствием выдумки, оригинальности, чего-то никогда не виденного; в большей степени, чем с собирателями редких или древних предметов, любители этого стиля предпочитали поддерживать тесные отношения с ремесленниками своего города и своего времени — так, в XVII в. Именно этих приверженцев «простого стиля» ваби Хидэёси хотел поощрить, надеясь, возможно, связать с этой новой манерой своей имя.
В первый день церемонии Хидэёси прежде всего заглянул к ним; он проделал это дважды, а потом исчез, после того как ненадолго появился у аристократов; что же произошло? Может быть, его отвергли эти люди ваби — ведь многие из них, неисправимые позеры, столь же выставляли напоказ свой аскетизм, как он — свои неоценимые сокровища, и к тому же презирали его коллекцию — перл собрания сегунов Асикага, составленную из старинных китайских вещей, к которым местные даймё присовокупили свои подарки, выразив в них сложное сочетание союзных и подчиненных отношений? Хидэёси решил, что его предали? Или был уязвлен, что в этот единственный день эксцентричные мастера ваби привлекают больше взглядов, чем ослепительный блеск его шатра в сусальном золоте? Или вообразил опасный сговор между Рикю, ремесленниками и купцами из Сакаи, которые и для него были лучшими инвесторами и от которых он поэтому частично зависел?
Или же — но это маловероятно — был встревожен вестями с Кюсю, услышав о неожиданном восстании Сасса Наримаса, давнего смутьяна с Сикоку, которого он выслал в Кумамото? Большая чайная церемония в Китано едва началась в двадцать четыре часа, как уже ночью из Дзюракутэя поступил приказ: все разобрать, все хижины, все палатки, все павильоны, и пусть каждый возвращается домой и больше не кичится! Участники, довольные и этим неожиданным облегчением своих трудов и расходов, поспешили повиноваться, пока господин снова не переменил мнение. Странной была эта церемония, по многим причинам подвергнутая критике, богатая и гротескная. До дурновкусия?
Может быть, однако — пусть даже это умерит наше восхищение японской сдержанностью — ее годовщину отмечали дважды, точно воспроизводя ее различные реалии: в 1880, а потом в 1937 гг.
Тоётоми Хидэёси. (1582-1598)
Он сказал, что Тоётоми Хидэёси не готовит войско к битве, а тратит время на бесполезные танцы. Сначала лидер отреагировал бурно и злостно, но позже усмирил гордыню и пришел к выводу, что Мотоюки проявил храбрость, а честное мнение надо поощрять, а не наказывать. Проявляйте благодарность. Успешный лидер не должен создавать вокруг себя слуг. Благодарность помогает Вам расти как личность.
Помогая другим, Вы помогаете себе. Поощряйте своих сотрудников выражать своё мнение. Подавление инициативы и диктаторский стиль управления лишь ослабляют команду и скрывают от Вас Ваши слабые места. Иногда это может быть критично для всей Вашей компании.
Инсайт 4. Будьте оптимистичны и уверены в себе. Мало быть лидером в спокойное время. По-настоящему Вы сможете проявить себя в ненастные или кризисные дни.
В этот период, как никогда, развиваются лидерские способности. Если Вы рискнёте всем, то и получите всё. Будьте решительны и смелы. Действуйте всегда первыми, тогда первыми закончите и будете праздновать победу.
Если Вы хотите привлечь к себе союзников, то всегда обосновывайте Вашу цель и мотивируйте Ваши действия. Действуйте так, будто Вам нечего терять. Это верный способ победить любой свой страх.
Хидэёси рассчитывал поставить такую же в Китано, чтобы показать свою коллекцию произведений искусства, которой он так гордился. Правду сказать, ей он был в основном обязан сёгунам Асикага и прежде всего Ёсимаса 1435-1490 , хозяину «Серебряного павильона», чьи сокровища, в основном китайского происхождения, он присвоил. Но были у него и собственные шедевры — разве Нобунага, давая ему в 1578 г. К тому же многие годы полководцы никогда не упускали случая преподносить ему, как требовали приличия, изящные и редкие принадлежности чайного обихода, и каждая соответствовала более или менее торжественному обстоятельству. В конце июля 1587 г.
Мы повелеваем провести большую чайную церемонию в лесу Китано с 7 по 10 октября, в зависимости от погоды; по этому поводу Хидэёси выставит все предметы своей чайной коллекции так, чтобы любители могли их оценить. Приносить только по две соломенных циновки татами на человека, этого хватит, и каждый разместится, как ему удобно, в парке святилища Китано. Любители «простого стиля» ваби-тя могут использовать циновки грубой выделки или из рисовой соломы тодзицукэ и инабаки. Приглашаются все жители Японии, само собой разумеется, но также жители Китая и все любители. Пусть каждый оденется, как захочет. Чтобы все, включая тех, кто живет далеко отсюда, успели приехать и полюбоваться предметами, мероприятие продлится два дня. Это приглашение объясняется интересом, который Хидэёси проявляет к мастерам чайной церемонии — знатокам «простого стиля» ваби-тя. Те, кто не придет, будут рассматриваться как пожелавшие оскорбить Хидэёси и в дальнейшем не получат права заниматься своим искусством, даже если оно состоит в приготовлении когаси смеси чая и соли.
Хидэёси сам приготовит чай для всех мастеров «простого» стиля ваби-тя , кем бы они ни были. Подобные афиши были посланы во все большие города Японии и вывешены там, по крайней мере, в пределах зоны контроля Хидэёси, которая к тому моменту была громадной. Аристократы Киото, устрашенные стоимостью мероприятия, немедленно начали расспрашивать друг друга, обмениваться посланиями, вести обсуждения: ведь это разорительная авантюра! Из всех стилей модными тогда были три. Один, аристократический, который называли «дворцовым» или «библиотечным» стилем сёин-тя , возникший в эпоху Муромати, в конечном счете сводился к использованию для чаепития изящного помещения во дворце или библиотеке. Другим был стиль «хижины» суки-тя — «народный», когда чай пили рядом с дорогой, на сельских почтовых станциях; в изящной версии это был стиль купцов из богатых торговых городов, как Сакаи, вкладывавших часть наличности в покупку принадлежностей для чаепития. Наконец, последним, самым новым, к которому Хидэёси проявлял выраженную склонность, был «простой стиль», ваби-тя, бесспорный мастер которого, Сэн-но Рикю, как раз находился на службе у хозяина. Роскошество вельмож, комфорт купцов — для которых чайная церемония часто была приятной формой «делового завтрака» — Рикю и его группа заменяли или дополняли в неуловимых дозах представлениями дзэн об отречении, уединении, выраженными в постоянном стремлении к сдержанности и даже смирению.
Это, например Рикю выдвинул идею сократить пространство, предоставляемое каждому, всего до двух татами; он же поставил талант «чайного человека» выше изысканности материала. В пределе этот стиль исключал дорогие принадлежности, заменяя их живительным присутствием выдумки, оригинальности, чего-то никогда не виденного; в большей степени, чем с собирателями редких или древних предметов, любители этого стиля предпочитали поддерживать тесные отношения с ремесленниками своего города и своего времени — так, в XVII в. Именно этих приверженцев «простого стиля» ваби Хидэёси хотел поощрить, надеясь, возможно, связать с этой новой манерой своей имя. В первый день церемонии Хидэёси прежде всего заглянул к ним; он проделал это дважды, а потом исчез, после того как ненадолго появился у аристократов; что же произошло? Может быть, его отвергли эти люди ваби — ведь многие из них, неисправимые позеры, столь же выставляли напоказ свой аскетизм, как он — свои неоценимые сокровища, и к тому же презирали его коллекцию — перл собрания сегунов Асикага, составленную из старинных китайских вещей, к которым местные даймё присовокупили свои подарки, выразив в них сложное сочетание союзных и подчиненных отношений? Хидэёси решил, что его предали? Или был уязвлен, что в этот единственный день эксцентричные мастера ваби привлекают больше взглядов, чем ослепительный блеск его шатра в сусальном золоте? Или вообразил опасный сговор между Рикю, ремесленниками и купцами из Сакаи, которые и для него были лучшими инвесторами и от которых он поэтому частично зависел?
Или же — но это маловероятно — был встревожен вестями с Кюсю, услышав о неожиданном восстании Сасса Наримаса, давнего смутьяна с Сикоку, которого он выслал в Кумамото? Большая чайная церемония в Китано едва началась в двадцать четыре часа, как уже ночью из Дзюракутэя поступил приказ: все разобрать, все хижины, все палатки, все павильоны, и пусть каждый возвращается домой и больше не кичится! Участники, довольные и этим неожиданным облегчением своих трудов и расходов, поспешили повиноваться, пока господин снова не переменил мнение. Странной была эта церемония, по многим причинам подвергнутая критике, богатая и гротескная. До дурновкусия? Может быть, однако — пусть даже это умерит наше восхищение японской сдержанностью — ее годовщину отмечали дважды, точно воспроизводя ее различные реалии: в 1880, а потом в 1937 гг. Не исключено также, что церемония в Китано послужила, по крайней мере отчасти, генеральной репетицией другой, намного более значительной в глазах Хидэёси, — визита, который ему должен был нанести молодой император Го-Ёдзэй, недавно вступивший на престол. Прибытие императора гёко к какому-либо из подданных было такой редкостью, что за время правления сегунов Асикага отмечено всего дважды — в 1408 г.
Таким образом, Хидэёси, принимая в своем новом дворце Дзюракутэй императора, становился на одну доску с этими людьми, каждый из которых на свой лад сто лет назад определял век. Повод был волнующим: Хидэёси не столько изъявлял почтение к суверену, сколько отмечал собственный триумф, вступление в императорскую семью сразу двумя путями — благодаря тому, что Коноэ Сакихиса усыновил его самого, и вследствие того факта, что он в свою очередь и в качестве взаимной любезности удочерил дочь последнего, равно как и младшего брата Го-Ёдзэя.
Здесь следует уточнить: locus standi, что был налажен сбор налога центральным правительством со всей территории Японии, неверен. Дайме по-прежнему собирали и распоряжались нэнгу в своих владениях. Но благодаря обмеру земель и регламентации сбора налогов, Хидэёси точно представлял размеры доходов всех крупных феодалов и, следовательно, имел представление об их военном потенциале. Для поддержания их в покорности кампаку оставался самым крупным землевладельцем. Личный домен Хидэёси был велик. По данным на 1596 год, из урожая в 18,5 млн.
Усиливая при этом налоговый гнет. Ближайший советник Иэясу, Хонда Масанобу говорил, что «крестьянину надо оставлять столько зерна, чтобы он только не умер с голода"18. А официальные указы бакуфу рекомендовали крестьянину есть рис только во время страды, питаясь в остальное время менее калорийными злаками см. Унаследовали Токугава и другие нововведения Хидэёси: правило иккодзё один дайме — один замок , систему заложничества санкин-котай, метод усмирения даймё путем перемещения всего клана на другой конец страны. Этот метод особенно полюбился Иэясу, поскольку он познал его на собственном опыте. После кампании Одавара, где по приказу Хидэёси воевал со своим зятем, он был перемещен из родной Микавы в район Канто с центром в захолустном Эдо, который после захвата власти он сделает ставкой бакуфу. В эпоху Мэйдзи его переименуют в Токио. Туда переедет император и новое правительство.
Так, невольно, Хидэёси выбрал будущую столицу Японии19. Возвращаясь к санкин-котай, Токугава использовали его на протяжении всего периода власти. Что свидетельствует о неуверенности в устойчивости своей власти и неимении других рычагов воздействия на подчиненных даймё, особенно, тодзама. Равно как и невозможности найти что-то лучше предложенного Хидэёси сотни лет назад. Сегуны Токугава слепо скопировали прочие реформы Хидэёси, не столь бесспорные, местами утрировав их и доведя до абсурда. Еще в 1585 году Тоётоми Хидэёси разоружил монахов, памятуя, сколько крови они испортили его прежнему сеньору Ода Нобунага, который сжег гору Хиэй и разрушил Энрякудзи после десятилетней осады. Но, в отличие от последнего, он умело действовал не только кнутом, но и пряником. Подчинив буддийское духовенство силой оружия, он не забывал делать щедрые пожертвования, строить и восстанавливать храмы и монастыри.
Он начал строительство гигантской статуи Будды, гвозди для которой — по официальной версии — были сделаны из переплавленных мечей, конфискованных в ходе «катанагири-но рэй». Возвысив синто — традиционно восходящее к трону микадо, сакральная власть которого укрепляла вполне реальную светскую власть самого Хидэёси20 — он взялся за христианство. Изначально безобидная, новая религия быстро нашла последователей. Ода Нобунага относился к ней снисходительно: «Невелика важность — появление еще одной секты в стране, где их и так более тридцати"21. Но он недооценивал размах новой «секты»: На 1581 г. На острове возникло 200 христианских храмов причем, многие из них были перестроены из буддийских и синтоистских святилищ. Обращением занимались 75 миссионеров включая японцев 22. Хидэёси, присоединив Кюсю, увидел неприглядную картину: работорговля, насильственное обращение, преследование последователей других культов, разрушение их святилищ.
Иезуиты мечтали превратить Кюсю в «христианское королевство», вроде того, что просуществовало в Парагвае более 150 лет24. Более того, христианизация уже пересекла границы Кюсю, и распространялась по всей Японии. Ко всему добавилось соперничество португальских иезуитов и испанских францисканцев, поскольку испанцы к тому времени начали колонизацию Филиппин основали Манилу в 1571 г. Дурная слава о захватнической политике этого короля достигла Японии. Терпение Хидэёси лопнуло — 19 июня 1587 года он издает указ из пяти статей о запрете христианства, закрытии христианских храмов и школ, выдворении миссионеров из страны. Так как, указ под разными предлогами, не выполнялся, он продублировал его в 1597 году — уже жестче. Тем не менее, удаление миссионеров не значило прерывание торговых связей — наоборот, Хидэёси всячески поощрял торговлю, не забыв поставить ее под свой контроль. Одной из причин Корейской войны была как раз попытка заставить Китай разрешить торговлю с Японией.
К тому моменту все связи между странами были заморожены под предлогом ущерба, несомого Китаем от японских пиратов вако. Чтобы растопить лед в отношениях с Китаем, Хидэёси издал в 1588 г. Этим же законом внешняя торговля была поставлена под контроль центральной власти: плавания за пределы страны разрешались только кораблям, имевшим правительственную лицензию — «красную печать» сюимбунэ. До того в частности, в эпоху сегуната Асикага торговля осуществлялась оригинальным способом — японское посольство везло в Китай «дань», где получала за нее оплату медные деньги, серебро, фарфор, шелк. В 1539 году Япония вывезла 179 тонн медной руды и около 25 тысяч катана японских мечей, очень ценимых в Китае 25. Резонно предположить, торговля с Китаем в новых условиях централизации и экономического подъема второй половины XVI в. Также несомненную пользу Хидэёси извлекал и из торговли с «южными варварами» в лице португальцев и испанцев, и не собирался перекрывать эту линию поступления доходов. Всего же, к концу правления Хидэёси, Япония имела внешние сношения более чем с пятнадцатью странами.
Японские корабли заходили в порты Филиппин, Индокитая, Малайи, Индонезии. Там впервые появились японские кварталы. Обратную картину мы видим при сёгунах Токугава, которые с водой выплеснули ребенка, не только окончательно запретив христианство, но и полностью закрыв Японию для внешнего мира сакоку — страна на поводке. С 1616 г. Но и им были доступны лишь два вышеозначенных порта. В 1633 г.
На всех письмах стоит красная печать Хидэёси. Предупреждая Ясухару, чтобы тот не предоставлял убежища разбитым военачальникам противника, Хидэёси говорит том, что его стиль правление будет «не столь терпимым, как стиль правления Нобунаги». Последние по времени письма относятся к периоду первой фазы вторжения Хидэёси в Корею в 1592-1594 г.
В них Хидэёси постоянно напоминает Ясухару, чтобы тот должным образом воевал и управлял захваченными территориями.
Биография Тоётоми Хидэёси, унификатора Японии 16 века
Получив от императора должность регента-кампаку 1585 и "великого министра" дайдзёдайдзин, 1586 , а также фамилию аристократического рода Тоётоми, он объединил раздробленные "государства" Японии под своим началом 1591. Хидэёси составил общеяпонский земельный кадастр, который стал основанием для налогообложения населения на протяжении следующих трёх столетий, а также провёл изъятие всего имеющегося у крестьян и мещан оружия, разделив японское общество на администраторов из среды военнослужащих и гражданских подчинённых. Его правление ознаменовалось запретом христианства в Японии 1587 и агрессией против Кореи и Китая 1592-1598. Тоётоми Хидэёси умер в 1598 году, оставив малолетнего сына Хидэёри.
У него не было воинских навыков, но он использовал смекалку. Например, Хидэёси допустил стратегическую ошибку при осаде вражеского замка, из-за чего она затянулась. Но он сам нашел выход из этой ситуации: Хидэёси разрушил плотину и затопил вход в замок. В итоге окруженные водой жители сдались без боя.
Если бы он не знал про устройство плотины, не смог бы победить. Как может действовать предприниматель. Если предпринимателю кажется, что у него нет навыка переговоров, плохо с математикой или недостаточно знаний, все это действительно может быть правдой и мешать в работе. Но наверняка у него есть другие ценные навыки и знания, которые пригодятся в деле. Вот какой навык можно использовать в истории с производством деревянных экоигрушек. Если в детстве предприниматель вырезал из дерева луки и мечи, он знает, как сделать их удобными и реалистичными.
В течение 20 дней все европейцы, кроме португальцев, должны были покинуть Японию. Самым главным действием считал расширение внешних границ, в частности, захват Кореи.
Еще в 1583 г. Корея отклонила это требование. В 1591 г. В 1592-98 гг. Эта кампания окончилась неудачно для Японии и ослабила юго-западных феодалов и крупных торговцев, связанных с внешним рынком. В 1598 г. Хидэёси умер, оставив 5-летнего сына Хидэёри. Предвидя посягательства на власть, Хидэёси в 1598 г.
В число этих министров входил и Токугава Иэясу. Сразу же после смерти Хидэёси началась борьба за власть.
Поэтому он атаковал земли, которые принадлежали вассалам Хидэёси. Тот отреагировал мгновенно: Симадзу предложили прекратить боевые действия и признать вассальную зависимость от Тоётоми. Конечно, он не согласился, и Хидэёси получил отличный повод для военной операции против Кюсю. В 1587 году Тоётоми, возглавив войско численностью порядка двухсот тысяч человек, вторгся на остров.
Симадзу, имевший в распоряжении куда более скромные силы, понял всю авантюрность своей затеи и сдался на милость победителя. Эта победа для Тоётоми стала определяющей. Теперь под своей рукой он собрал все земли Западной Японии. Первым делом правитель ввел строжайший запрет на распространение христианства. Затем повелел изъять у населения оружие. Делалось это с одной целью — нейтрализовать угрозу возможных мятежей, поскольку впереди у Тоётоми было еще одно важное дело.
Он собирался развязать войну против рода Го-Ходзё, который держал под своей властью регион Канто. И безопасный тыл Тоётоми был важен. Но чтобы начать кампанию, требовался официальный повод. И Го-Ходзё его сами предоставили, захватив несколько замков у вассалов Тоётоми. Началась война. После нескольких побед армия Хидэёси подошла к замку Одавара - главной крепости противников.
Штурмовать ее Тоётоми не спешил, надеясь, что противники сами сдадутся. Пока шла осада, Хидэёси приказал всем правителям земель Восточной Японии приехать к нему в ставку, чтобы таким образом доказать свою приверженность. Те поспешили выполнить требования. Одавара продержался около трех месяцев, после чего все-таки сдался. Глава рода Го-Ходзё и его сыновья совершили сеппуку. И в 1590 году Тоётоми, по сути, стал единоличным повелителем всех японских земель.
Победа и приход к власти Токугава Иэясу нач. ХVII в. Сегунат Токугава и его особенности. Принц Минамото, дипломат и военачальник, основатель династии сёгунов Токугава. Ближайший сподвижник и последователь Оды Нобунаги и Тоётоми Хидэёси, завершивший создание централизованного феодального государства в Японии. Токугава Иэясу, правитель сёгун Японии 1543—1616 Основатель системы сёгуната в Японии Токугава Иэясу родился 31 января 1543 года в семье знатного самурая.
Юность он провел в качестве заложника у князя Имагавы в Сумпу. В его войске в конце 1550? Когда в 1560 году Имагава погиб в бою, Токугава вернулся во владения своего отца и вступил в союз с Ода Нобунагой. Он прибрал к рукам многие бывшие земли Имагавы, а в начале 1580? Его владения включали большую часть острова Хонсю.
Реформы тоетоми хидэеси кратко
Таким образом, вся Западная Япония оказалась под контролем Тоётоми Хидэёси. Тоётоми Хидэёси (6 февраля 1536, либо 26 марта 1537 — 18 сентября 1598) — японский военный и политический деятель, объединитель Японии. Родился в крестьянской семье в провинции Овари (современная преф. Toyotomi Hideyoshi died while his young son, Hideyori (from his concubine Yodo-dono) was still an infant setting the scene for yet more civil war in Japan until the decisive Battle of Sekigahara in 1600, won by Ieyasu Tokugawa against one of Hideyoshi's chief administrators, Ishida Mitsunari. Тоётоми Хидэёси (6 февраля 1536, либо 26 марта 1537 — 18 сентября 1598) — японский военный и политический деятель, объединитель Японии. Родился в крестьянской семье в провинции Овари (современная преф.
Тоётоми Хидэёси - Toyotomi Hideyoshi
Таким человеком стал Тоётоми Хидэёси – военный диктатор, которого враги прозвали Черной Обезьяной. Toyotomi Hideyoshi died while his young son, Hideyori (from his concubine Yodo-dono) was still an infant setting the scene for yet more civil war in Japan until the decisive Battle of Sekigahara in 1600, won by Ieyasu Tokugawa against one of Hideyoshi's chief administrators, Ishida Mitsunari. Тоётоми Хидэёси — что известно, биография, цитаты и деятельность — РУВИКИ: Интернет-энциклопедия.
Тоётоми Хидэёси
Тоётоми Хидэёси родился под именем «Хиёси-мару» в 1536 году в Нака, городе, расположенном в то время в провинции Овари, нынешней префектуре Айти. Тоётоми Хидэёси – видный военный и политический деятель средневековой Японии, сумевший из среды крестьянства дойти до самого верха иерархической системы. Биография Хидээси Тоетоми Хидээси Тоетоми, японский военный и политический деятель, родился в провинции Овари (современная префектура Айти) в 1536 году. Знаменитый феодальный военачальник и государственный деятель Тоётоми Хидэёси по складу своей натуры был яростным микроменеджером. Об этом свидетельствуют 33 недавно признанных подлинными письма за его авторством, которые Хидэёси отправил одному из. В любом случае, несмотря на ужасно скучную налоговую реформу и fail с планом захвата Кореи, вторжением в Китай и колонизацией Альфа Центавра на самурайских космическах крейсерах Тоётоми Хидэёси все равно невероятно эпичный чувак. Тоётоми Хидэёси Тоётоми Хидэёси родился в деревне Накамура (провинция Овари, сегодня префектура Айти). По одной из версий он появился на свет 2 февраля 1536 года, а по другой 26 марта 1537 года.
Знаменитые правители Японии. Тоётоми Хидэёси
Не ограничиваясь ролью покровителя изящных искусств, Нобунага хотел показать себя тонким ценителем чайной церемонии и большим знатоком дорогой чайной утвари. В то время чайная церемония являлась одним из наиболее распространенных способов приятного времяпрепровождения для сильных мира сего. Среди известнейших знатоков чайной церемонии было немало влиятельных торговцев из Сакай, для которых ритуал оказался весьма удобным и подходящим способом устанавливать контакты с крупнейшими даймё и заодно обсуждать торговые дела. Сложилась даже своего рода «чайная политика», в которой Нобунага принимал активное участие, если не задавал тон. Сразу же после вступления в столицу в 1568 году он получил от Мацунага Хисахидэ чайный прибор под названием «Цукомогами» как символ подчинения и будущего союза. Этот дар, по всей видимости, пришелся Нобунага по душе, так как вскоре он стал страстным коллекционером чайной утвари, при этом он даже не чурался силой заставлять бывших владельцев продавать ему ее. Еще до Адзути Нобунага неоднократно устраивал чайные церемонии в храмах Киото, например в Мёкакудзи и Сёкокудзи. После 1578 года уже новый замок стал главным местом проведения этих ритуалов, что, безусловно, следует рассматривать как еще один способ закрепить за Адзути славу центра культуры. Именно здесь Нобунага официально передал своему сыну Нобутада одиннадцать чайных аксессуаров мэйбуцу. Через три дня, в первый день шестого года правления под девизом Тэнсё, князья из как минимум одиннадцати провинций прибыли в Адзути с церемониальным визитом.
На утреннее чаепитие получили приглашение двенадцать полководцев, и среди них Нобутада, Акэти Мицухидэ и Хидэёси. Проводил чайную церемонию по столь важному случаю Мацуи Юкан, представитель провинции Сакай и, по-видимому, главный знаток чайной церемонии в окружении Нобунага. После чего гостей пригласили поднять тост вместе с хозяином, а затем они смогли насладиться творениями Кано Эйтоку внутри замка. После измены Акэти Мицухидэ и нападении его армии на храм Хоннодзи 21 июня 1582 года, где отдыхал его господин с группой телохранителей, Нобунага совершил сеппуку, не в силах противостоять многотысячной толпе предателей. Его дворец разрушили и уничтожили всё собрание ценной утвари. Спустя несколько дней 1 июля в битве при Ямадзаки армия изменника была сметена одним из верных вассалов Нобунаги, и к власти победоносно пришёл Второй из Объединителей Японии, Тоётоми Хидэёси 1537-1598. Это был ловкий, хитрый и очень умный политик. Умело командуя армиями, он не менее умело вёл закулисные сражения, строил интриги и часто выигрывал, не пролив ни капли крови, просто запугивая врагов. Он правильно использовал то, чему его когда-то научил его господин.
Это касалось и «чайной политики». Хидэёси также был большим знатоком чая и чайной церемонии. Но всё по-порядку… Близкое знакомство Токити будущего Тоётоми Хидэёси со своим господином произошло при довольно опасных для последнего обстоятельствах. Это случилось в 1559 году. Тогда давний заклятый враг клана Ода, Имагава Ёсимото затеял провернуть хитрый план. Воспользовавшись удобным случаем, когда после торнадо пострадал замок Нобунаги Киёсу, он подослал к тому шпиона Ямагути Куродзиро. Хитрый и ловкий предатель смог обмануть недоверчивого Нобунага и стать начальником для строителей, восстанавливавших на тот момент замок. Имагава праздновал победу, но мир тогда не знал ещё о гении Хидэёси. Токити же смог разгадать вражеские замыслы и даже понять, кто стоит за спиной Куродзиро, но ему требовалось как-то тайком сообщить об этом своему господину, так чтобы спасти замок.
И он придумал как… Вот, что пишет в своей книге «Хидэёси» Даниэль Елисеев об этом случае: «Как все благородные мужи или те, кто претендует на это звание, Нобунага любил пить чай, ценя его тонизирующие свойства. Токити поразмыслил, повертелся вокруг монаха, которому обычно поручалось готовить чай, — когда-то, в XIII в. Он приложил к этому делу энергию и сообразительность, присущие ему, и наконец приобрел определенный талант. Однажды Нобунага, похвалив вкус особо удавшегося напитка, с изумлением узнал, что его изготовитель — не кто иной, как надоедливый «подносчик сандалий», его слуга с лицом обезьяны, которого он считал неспособным на такую утонченность. Он выразил любопытство, позабавился, понасмешничал и в конце концов пригласил Токити. Тогда последний, наконец оказавшись лицом к лицу с господином в достойном положении, разоблачил перед ним измену мнимого архитектора, открыл масштабы нависшей угрозы и коалиций, готовых ринуться в бреши оборонительной системы. Надо ли в это верить на полном серьезе? Каким бы театральным и сомнительным этот эпизод ни был, он походит на правду. В феодальном обществе того времени напрямую со своим господином никогда не говорили.
Лишь чайный ритуал, благодаря связи с монастырской общиной, находящейся за пределами мирского общества, частично нивелировал социальные различия и допускал некоторую фамильярность. Но право организовывать чайную церемонию от собственного имени и самому приглашать гостей было большой привилегией, которую, если ты рыцарь, надо было получать от своего господина: Нобунага дождется 1578 года и завоевания земли Харима в современной префектуре Хёго , прежде чем пожаловать Токити эту честь!
Хидэеси, теперь командующий войсками численностью около 200 000 человек, успешно сочетал военные кампании с дипломатией среди своих соперников дайме утвердиться в качестве правителя большей части Японии в 1590 году н. За пятилетний период, начавшийся в 1585 году н. Успех следовал за успехом, но было несколько неприятных сражений, в частности, 100-дневная осада, необходимая для взятия замка Одавара, резиденции могущественной семьи Ходзе. Замок окончательно пал в 1590 году н. Другие враги оказались более сговорчивыми к переговорам, и им предложили сохранить часть своих земель.
Заметными среди них были Симадзу из Сацумы и Мори из Тесю. Как и другие военачальники до и после, Хидэеси, возможно, и доминировал на поле боя, но он все еще искал легитимности у монархии. Чтобы добиться королевской милости от императора, у которого не было собственной реальной власти, он дал деньги на придворные церемонии и перестроил дворец в столице Хэйанке Киото. Хидэеси добавил еще одно, гораздо более странное утверждение о своей легитимности правления, заявив о своей вере в то, что он произошел от синтоистского бога солнца. Были даже спектакли театра Но, рассказывающие эту историю, в которых выступал сам Хидэеси. Вишенка на торте появилась, когда Хидэеси принял престижную фамилию Фудзивара, начал называть себя Тоетоми Хидэеси и в конечном итоге присвоил себе титул Тайко «регент в отставке» , что было выше, чем у сегуна, титула, который носили его военные предшественники. Замки и укрепления Чтобы закрепить свои завоевания и сохранить власть, Хидэеси построил несколько важных укреплений и приказал разрушить все второстепенные замки, которые могли быть использованы любым соперником.
Хидэеси построил первую версию замка Химедзи префектура Хего в 1581 году н. Знаменитый замок, каким он видится сегодня, принадлежит к реконструкции, проведенной Икедой Терумасой 1564-1613 гг. Столица также получила массивную окружающую оборонительную стену, Одой «Великий вал» , в 1591 году н. Достигая общей протяженности около 22,5 км 14 миль , некоторые участки земли и бамбуковая стена были высотой 6 метров 20 футов и толщиной 9 метров 30 футов , в то время как все было защищено рвом. Третьим великим замком, приписываемым строительной мании Хидэеси, является замок Осака в 1586 году н. Наконец, четвертый замок был построен в Фусими за пределами столицы в 1594 году н. Фусими был так богато украшен, что стал известен как «золотой дворец».
В современной реконструированной версии этого замка, построенной в 1964 году н.
Хиёси, собрав местных разбойников, построил укрепления, отразил атаки Сайто и сам перешел в наступление. Сайто потерпел поражение. Ода наградил победителя частью владений Сайто, присвоил ему штандарт и в знак особого расположения даровал Хиёси второй иероглиф имени своего умершего отца Нобухидэ. С тех пор иероглиф хидэ стал первым в новом имени Хиёси — Хидэёси. Хидэёси настолько почувствовал прочность своего положения, что, приютив у себя главаря разбойников, ослушался приказа Ода о его выдаче и даже помог ему бежать, что подняло авторитет Хидэёси у деклассированных самураев ронинов , которые все охотнее шли к нему на службу. Отныне Ода поручал Хидэёси в походах возглавлять авангард, и тот всегда справлялся с заданиями. Спустя два года после смерти Ода Хидэёси отдает свою сестру в жену Токугава Иэясу и договаривается о разграничении сфер влияния.
Однако Хидэёси нарушил это соглашение и установил контроль над всем о. Кюсю, а также совершил карательную экспедицию на северо-восток, чем и завершил объединение страны. Внутренняя политика Хидэёси была аналогична мероприятим Ода. Перепись отразила упразднение вотчин, существование сельской общины и наличие развитых вассальных отношений. Один из пунктов указа гласил: «Поименованные выше короткие мечи не надо уничтожать.
Согласно решению совета, Хидэёси получал часть владений покойного Нобунаги, и упрочил своё положение став регентом-советником нового предводителя рода Ода — трёхлетнего Хидэнобу. Решения совета вызвали недовольство давнего оппонента Хидэёси — Сибаты Кацуиэ. Объединение страны[ править править код ] Япония около 1582 г. В 1583 году противостояние между Хидэёси и Сибатой переросло в вооружённый конфликт. В решающей битве при Сидзугатакэ войска последнего потерпели поражение и откатились к провинции Этидзэн. Пользуясь моментом, армия победителей ворвалась во владения противника и окружила его главную цитадель Китаносё. Сибата Кацуиэ и его жена Оити совершили сэппуку , и крепость пала. После этой битвы оппозиционные силы рода Ода капитулировали перед Хидэёси, и он стал фактическим преемником Оды Нобунаги, захватив его владения и продолжив дело подчинения Японии своей власти. Война с Токугавой[ править править код ] Самым сильным конкурентом Хидэёси в деле объединения страны был бывший союзник Оды Нобунаги — Токугава Иэясу. В 1584 году оба полководца сошлись в битве при Нагакутэ , в которой отряды самураев Токугавы вышли победителями. Однако экономический и военный потенциал Хидэёси был настолько мощным, что Иэясу пошёл на мирные переговоры, прислав своего старшего сына в качестве заложника. Хидэёси отправил его обратно, требуя от Токугавы лично явиться в Киото и признать свою зависимость. Тем не менее, Иэясу не собирался оставлять своих владений и признавать свой вассалитет. Чтобы вынудить Токугаву к покорности, Хидэёси выдал за него свою сестру Асахи и отправил к нему заложницей свою пожилую мать. Наконец, в 1586 году Токугава прибыл в Киото, где присягнул на верность новому сюзерену. Таким образом, Хидэёси закрепил за собой статус единственного наследника Оды Нобунаги. Замок Хидэёси в Осаке , реконструированный после Второй мировой войны. В 1583 году в городе Осака, на фундаменте укреплений монастыря Хонган-дзи , Хидэёси выстроил большой замок. По свидетельствам современников, таких укреплений не имела ни одна крепость ни в Японии, ни в Китае, ни в Корее. Осака стала главным финансовым центром и фактической столицей страны. В 1580-х годах Хидэёси собирался установить сёгунат, однако отказ сёгуна-беглеца Асикаги Ёсиаки признать его своим сыном похоронил этот замысел. Поскольку стать главнокомандующим всех японских самураев он не смог, было решено стать «первым лицом» при императорском дворе и руководить государством от лица императора-марионетки. В 1585 году Хидэёси получил ранг регента - кампаку яп. В следующем году ему были жалованы аристократическая фамилия Тоётоми и должность главного министра — дайдзё-дайдзин яп. Это стало началом легитимного правления того, кто по японским обычаям никогда не мог руководить страной в силу своего крестьянского происхождения. Тоётоми Хидэёси завоёвывает Сикоку укиё-э Тоёхары Тиканобу , 1883 год После разгрома буддистских повстанцев в провинции Кии современная префектура Вакаяма , Хидэёси направил свои войска на остров Сикоку , который находился под властью местного правителя Тёсокабэ Мототики. В 1584 году, перед началом войны, последнему было предложено признать свой вассалитет от рода Тоётоми, отдать центральные земли острова и получить взамен три отдалённых провинции. Тёсокабэ прогнозируемо отказался, и Хидэёси отправил на Сикоку экспедиционную армию под командованием своего младшего брата. Общее количество наступающего войска превысило 100 тысяч человек, наступавших с севера и востока. Тёсокабэ потерпел ряд поражений в серии битв и, наконец, капитулировал. После этой кампании Хидэёси завоевал мятежную провинцию Кага современная префектура Исикава , в которой правил бывший вассал Оды Нобунаги — Сасса Наримаса. Завоевание Кюсю[ править править код ] В 1585 году на острове Кюсю род Симадзу расширил свои владения за счёт земель, которые принадлежали союзникам Хидэёси. Требования признать зависимость Симадзу от Тоётоми были отклонены, что стало поводом к интервенции. Её ускорило поражение войск союзников Хидэёси с Кюсю и Сикоку, которое было нанесено им отрядами самураев Симадзу в битве на реке Хэцугикава 1586. В 1587 году Хидэёси лично отправился в поход на остров Кюсю, ведя с собой 200-тысячное войско. Симадзу не смогли противостоять армии, которая превосходила их силы в десять раз, и сдались противнику. Таким образом, вся Западная Япония оказалась под контролем Тоётоми Хидэёси. На завоёванных землях он запретил распространять христианство 1587 и изъял оружие у местного населения 1588.
Как Тоётоми Хидэёси смог объединить Японию
Тоетоми Хидэеси | Тоётоми Хидэёси был Великим объединителем Японии в конце периода Сражающихся царств. Узнайте о его жизни и правлении. |
ТОЁТО́МИ ХИДЭЁСИ | В 1586 году Тоетоми Хидэеси завоевал Кюсю, вырвав власть у клана и Хидэнага, сводный брат Хидэеси, высадился к югу от Бунго на восточном побережье Кюсю. |
Реформы тоетоми хидэеси кратко | Toyotomi Hideyoshi. |
Ахмед Искендеров - Тоётоми Хидэёси
Тоетоми Хидэеси (военно-политический деятель) | 1598, Хидэеси - это имя) - одна из крупнейших фигур в японской истории: выдающийся полководец, а впоследствии правитель страны, второй из трех великих объединителей Японии. |
Внутренняя экономическая и политическая деятельность Тоётоми Хидэёси | Тоётоми Хидэёси один из величайших военных деятелей Японии за всю историю существования страны. |
ТОЁТОМИ ХИДЭЁСИ • Большая российская энциклопедия - электронная версия | один из легендарных объединителей Японии". |
ТОЁТОМИ ХИДЭЁСИ | В 1570 году Тоётоми Хидэёси героически защищал отступление Нобунаги после поражения от его врагов и внёс большой вклад в победу в битве при Анэгаве. |
ТОЁТОМИ Хидэёси
Тоётоми Хидэёси (1537-1598) был японским полководцем и политическим деятелем, который сыграл важную роль в единении Японии в 16 веке. биография, дата рождения. Почему Тоётоми Хидэёси — самурай, но без меча? Биография Хидээси Тоетоми Хидээси Тоетоми, японский военный и политический деятель, родился в провинции Овари (современная префектура Айти) в 1536 году.