Неудивительно, что синдром отличника может перерасти в серьёзную психологическую проблему у детей, когда ребёнок тревожно спит, у него случаются истерики из-за школьных неудач, появляются нервные тики. Синдром отличника у взрослых может проявляться как постоянная неудовлетворенность своими достижениями, жизнью, работой и окружающими.
Синдром отличника: что это, признаки, как избавиться
В большинстве случаев синдром отличника формируется под воздействием воспитания в семье, когда для родителя важен успех ребенка. Возникновение синдрома отличника у ребенка обусловлено совокупностью факторов. Рассказываем, как родителям обнаружить синдром отличника у своего ребенка, откуда он берется и как от него избавиться.
Что такое синдром отличника у ребенка, и нужно ли с ним бороться?
Так называют людей, которым важно получить одобрение от человека, чьё мнение для них крайне важно и авторитетно. Если перфекционисты стремятся к идеальному результату, то "отличники" жаждут именно похвалы. Они не испытывают удовольствия ни от самой работы, ни от получившегося итога. Как правило, первые проявления появляются ещё в школе, когда ребёнок стремится быть первым в учёбе, спорте, другой деятельности не потому, что ему это нравится, а ради признания его достижений. Постепенно синдром переходит с человеком и во взрослую жизнь и может проявляться в карьере, личной жизни и даже в быту. Каковы признаки синдрома отличника? Страдающий этим недугом чрезвычайно сильно зависит от мнения окружающих.
Склонен преувеличивать последствия от даже небольшой допущенной им ошибки. Он пытается любую поставленную перед ним задачу довести до идеала, даже если на то нет никакой необходимости. Гиперответственен, перфекционист. Не любит наблюдать за чужими успехами, ведь кажется, что в этом случае сам он провалился. Подвержен страху неудач. Не способен радоваться своим победам, получать от них удовольствие.
Из физических проявлений можно назвать расфокусировку внимания, учащённое сердцебиение, дрожь. Откуда появляется синдром отличника? Причины появления у человека синдрома отличника. Нередко причиной такого образа мышления являются попытки родителей компенсировать собственные неудачи за счёт детей. В таких случаях родственники не считаются с интересами ребёнка, а через него пытаются реализовать свои амбиции. Успехи школьников в разных сферах деятельности помогают родителям поднять собственный социальный статус.
Отсюда же вытекает и следующая причина — завышенные ожидания. Когда семья требует материального подтверждения достижений своего чада: высокие оценки, медали, грамоты и подобное. Иногда поведением "отличника" ребёнок стремится привлечь внимание отца или матери. Похвала воспринимается как проявление любви.
Но зато бдительно следят за дисциплиной и отчитывают за малейшее нарушение правил. Отличников это демотивирует и выбивает из колеи. И это неудивительно, ведь с момента перехода в среднюю школу педагоги часто пугают учеников неудачами на ЕГЭ. Им говорят, что от результата экзамена зависит буквально все: в какой вуз они поступят, на какую работу устроятся и какую жизнь проживут. Отличники, которые и так считают оценку ниже пятерки трагедией, еще больше боятся ошибиться и, конечно, допускают их. Многие дети неверно отвечают на вопросы не потому, что не знают правильного ответа, а из-за банальной невнимательности, которая возникает в ответ на стресс. Поскольку самооценка отличника во многом зависит от внешних факторов одобрения и похвалы учителей или родителей, зависти одноклассников и так далее , им важно соответствовать тому образу, который они создали. Они не могут сказать, что не справляются или что им нужна помощь в подготовке к экзаменам. Отличники уверены, что их любят только за хорошие оценки, а сами по себе никакой ценности они не представляют. Поэтому многие из них думают, что провал на экзамене а провалом, как мы помним, они считают любой балл, кроме высшего полностью обесценит их и все их предыдущие достижения. Если родители и педагоги говорят ребенку о том, как важно, чтобы ребенок сдал экзамен на высший балл, напряжение становится еще больше. Во многом поддержка и психологическое сопровождение перед экзаменами нужны именно отличникам. У троечников и хорошистов, во-первых, нет таких высоких требований к себе, во-вторых, они в меньшей степени зависят от одобрения окружающих, в-третьих, чаще дети со средними способностями способны найти выход в нестандартной ситуации или попросить о помощи. По всем этим пунктам отличники более уязвимы. Это долгая работа, начинающаяся с родителей, которые должны пересмотреть свои приоритеты и изменить отношения с ребенком. Если вы чувствуете, что не справляетесь с ситуацией, а сын или дочь отвергают любую вашу помощь, стоит найти хорошего подросткового психолога, который поможет проработать ситуацию и выйти из нее с минимальными потерями. Необязательно обращаться к очному психологу. Многие специалисты консультируют онлайн.
Но это не так работает. В странах бывшего СССР сложилось устоявшееся мнение о том, что дети, которые получают хорошие оценки, хорошо устраиваются в жизни. Некоторые студенты, благодаря воспитанию родителей, реально считают, что получение красного диплома позволит устроиться на хорошую работу и жить в роскоши. Тех, кто получает тройки, почему-то считают глупыми людьми. Таким студентам «не светит» светлое будущее. Успешные личности которые плохо учились или вообще не окончили колледж , как Марк Цукерберг, Томас Эдисон, Билл Гейтс, Альберт Эйнштейн не переубеждают общество в обратном Удивительно, но у каждого взрослого человека есть успешный одногруппник или одноклассник, который учился на одни тройки. Но даже такие реальные примеры забываются, когда ребенок приносит домой дневник с плохой отметкой. Перед тем, как объяснить родителям что оценки не главное, нужно понять, что взрослые люди оценивают окружающих по уровню дохода. Большинство детей не могут зарабатывать, поэтому одним из критериев сравнения остаются отметки. Пятерки в дневнике означают, что ребенок относится к «касте лучших». В связке «школа-университет» настолько мало полезных знаний для адаптации в жизни, что ими можно пренебречь. Учитель или преподаватель, проработав все время в бюджетной организации, не знает конкуренции, они не выполняют никакой социальный заказ, поэтому теряет уважение окружающих и самоуважение из-за бессмысленности работы. Или тот же родитель, который сдавал экзамены на более легкой основе, когда в наше время с каждым годом становится все сложнее и сложнее, поэтому они не знают; они не знают, что на самом деле важно для успеха. Но есть дети, которые поверили взрослым, что хорошо учиться - путь к успеху. Они стали отличниками. Для хорошей успеваемости в школе нужно: зубрить, подчиняться, всему верить, быть примерным в поведении.
Возможно проявление обмана и лжи. Ребёнок способен оболгать одноклассника, который отвечал лучше, скрыть от родителей нехорошие оценки. Ревностное отношение к успехам других детей. Ребенок радуется чужим неудачам. Так ему представляется, что он становится ближе к успеху. Эмоционально неуравновешен. Например, если родители или учителя не похвалили, начинается истерика вплоть до слёз. У ребёнка возникает ощущение, что никто не желает оценить по заслугам его успехи. Неспособность преодолевать несложные преграды на своём пути. Ученик способен прекратить задание прямо посередине урока лишь потому, что совершил ошибку и ему кажется, что всё теперь пропало. Ребенок не способен воспринимать критику и замечания. Ребёнок ради хорошей успеваемости в учёбе может постоянно жертвовать развлечениями и общением с друзьями. Неуспеваемость в учёбе может вызвать апатию. Ребёнок может уйти внутрь себя и погрузиться в состояние, близкое к депрессивному. Доминирующим мотивом в учебной деятельности для ребенка становится достижение наивысшей оценки, причём любым путём, а также одобрение и похвала от окружающих. С взрослением ребёнка синдром отличника перерастает в перфекционизм. Перфекционизм — это психологическая черта личности, со сложной структурой. Главные симптомы перфекционизма: Уровень притязаний выше нормы. Сверхвысокая требовательность к себе; Высочайшие стандарты при выполнении деятельности с ориентацией на «самых успешных»; Все люди воспринимаются как требовательные и критикующие; Человек постоянно сравнивает себя со своим окружением; Оценивает и планирует свои действия по принципу «либо всё, либо ничего»; Внимание фиксируется на несовсем удачных своих действиях. Стремление выполнить работу превосходно, «отшлифовывая» каждую деталь.
Синдром отличника: что это, признаки, как избавиться
В ней применяются: 1. Специалист выслушивает жалобы, которые беспокоят клиента. Выставляет предварительный диагноз на основании услышанного. В психологии к симптомам синдрома отличницы у взрослых относят: страх перед ошибкой; подавленное состояние после неудачи или плохих оценок его работы; эйфория после получения вознаграждения, публичного признания успеха. Тестирование и анкетирование. Используются для исследования уровня самооценки, внутренних ценностей, отношений с родителями. Набор тестов для определения синдрома отличника подбирается специалистом конкретно под каждого пациента, с учетом его пола, возраста, симптомов. Проективные методики. По результатам выявляются личностные черты пациента, которые он сам не признает. Психолог раскрывает проблемы межличностных отношений, которые пациент может игнорировать. Избавиться от синдрома отличницы помогают как индивидуальная работа с психотерапевтом, так и групповые тренинги.
Хорошие результаты показывает когнитивно-поведенческая терапия. С ее помощью в жизнь пациента внедряются правильные установки, человек учится расслабляться, отпускать свое стремление к совершенству и продуктивно концентрироваться при стрессе. Еще больше информации о психологии и методах, которые помогают человеку разобраться в своих внутренних проблемах, создать гармонию во всех сферах жизни, вы найдете в нашем блоге «Коучинг».
Что происходит с ребёнком, когда в его жизни появляется навязчивая идея — всегда учиться исключительно хорошо? Что чувствуют дети , если не получают желанную «пятерку»? Пройдите онлайн-тест, чтобы узнать есть ли у вас аллергия «Темная сторона» отличной учебы.
Задумайтесь, возможно, вы страдаете от синдрома отличника у взрослых. Да, именно «страдаете», потому что стремитесь все делать идеально, забывая о таких простых вещах, как любовь к себе, отдых и развлечения. Результат — моральное и физическое истощение. Ниже мы попробуем разобраться, как проявляется это состояние и как избавится от него без помощи специалиста. Как распознать синдром Психологи выделяют 2 основных признака патологии: Постоянное ожидание похвалы или одобрения от окружающих за проделанную работу. Нежелание браться за сложные или новые задачи из-за боязни провала, неодобрения социума семьи, друзей, коллег. Человек, имеющий синдром, часто фантазирует о том, каким его видят со стороны. Синдром часто наблюдается у людей с заниженной самооценкой. Если же это не получается, он впадает в депрессию. Для него даже небольшое замечание начальника может стать поводом плохого настроения, самобичевания и слез. Уже узнаете себя? Тогда разбираемся дальше!
Однако дети-отличники часто с треском проваливают экзамен. Статья Карины Рихтере для сайта «letidor. Однако дети, которые учатся на одни пятерки, часто с треском проваливают экзамен. Во всем виноват синдром отличника, от которого, между прочим, страдают не только школьники, но и взрослые. Разбираемся, как он формируется в детстве, как влияет на характер и почему способен обрекать свою жертву на жизненные неудачи. Что такое синдром отличника У каждого из нас был одноклассник, который стремился получать одни пятерки, быть всегда первым и лучшим во всем. Такие люди подвержены синдрому отличника — психологической особенности, которая заставляет человека делать все или идеально, или никак. Несмотря на название, этот синдром встречается не только у школьников, но и у взрослых. Наверняка среди ваших коллег есть такие. Они требуют от себя и других только идеального результата и не могут успокоиться, пока не достигнут его. Depositphotos Характер ребенка с синдромом отличника В чем же отличие ребенка с синдромом отличника от остальных детей? Самооценка ребенка с синдромом отличника опирается на успехи в учебе и других сферах деятельности, например, спорте или игре на музыкальном инструменте и похвалу окружающих. Он болезненно реагируют на любую критику и постоянно нуждается в том, чтобы его хвалили. Если для ребенка единственной приемлемой оценкой становится пятерка, то все остальные отметки он воспринимает как провал, а его самооценка значительно снижается. Он считает, что без хороших оценок и похвалы окружающих его нельзя любить и считать хорошим. Ребенок считает, что любая ошибка приводит к снижению оценки и недовольству родителей и учителей, насмешкам одноклассников и друзей. Такие дети а потом и взрослые стремятся избежать ошибок любой ценой. В крайних вариантах они предпочитают вообще не выполнять задание, чем допустить в нем ошибку. Других людей такой ребенок тоже оценивает через призму их достижений и не видит за ними человека.
Право на ошибку. Чем опасен синдром отличника для взрослых и детей
Чтобы уберечь ребёнка от синдрома отличника, можно убрать один из факторов, которые его провоцируют. Рассказываем, чем может обернуться идиллическая картина и почему синдром отличника у ребенка — это плохо. Особенно высок риск развития синдрома отличника у ребенка именно в той сфере, где родители не смогли себя реализовать. Взрослым нужно понимать, что часто причины возникновения синдрома отличника у детей находятся в их зоне влияния. Синдром отличника у подростка вовсе не гарантирует, что высокие отметки достигаются честными способами. Я не стала: это стало первым шагом к нелегкому избавлению от синдрома отличника.
Как избавиться от синдрома отличницы — советы и рекомендации
Синдром отличника у взрослых может проявляться как постоянная неудовлетворенность своими достижениями, жизнью, работой и окружающими. Например, у того, кто стремится всё и всегда довести до совершенства, может развиться синдром отличника. Следуя этому тезису, дети с «синдромом отличника» склонны находить только одно решение задания, а дети без синдрома имеют более творческое. Синдром отличника у взрослых может проявляться как постоянная неудовлетворенность своими достижениями, жизнью, работой и окружающими. Под синдромом отличника обычно понимают комплекс психологических проблем, из-за которых человек стремится всегда достигать идеального результата во всем и получать одобрение окружающих.
Синдром отличника: как избавиться от нездорового перфекционизма?
Или тот же родитель, который сдавал экзамены на более легкой основе, когда в наше время с каждым годом становится все сложнее и сложнее, поэтому они не знают; они не знают, что на самом деле важно для успеха. Но есть дети, которые поверили взрослым, что хорошо учиться - путь к успеху. Они стали отличниками. Для хорошей успеваемости в школе нужно: зубрить, подчиняться, всему верить, быть примерным в поведении. Они поверили в пользу изучения того, что было полезно десятки лет назад, поэтому в жизни сталкиваются с большими трудностями. Они научились подавлять желания, не доверять себе, быть исполнителями инструкций и чужой воли. Но сегодня нужны другие качества - инициатива, умение принимать решения и брать ответственность, самостоятельное мышление, навыки поиска информации, адаптивность к быстрым переменам. Отличники в зоне риска - потенциальные неудачники, которые не найдут применение исполнительности в новом мире А что происходит с детьми, которым в детстве не навязывают представление о том, что обучение в школе и университете необходимое условие успеха в жизни?
Они с детской мудростью забивают на школу, потом на университет. Как правило, они слушают только тех учителей, которые нравятся, изучают предметы, которые интересны. У них много свободного времени на дела, которые прикалывают. Пробуют - бросают, пробуют новое - бросают. Постепенно находят свои любимые занятие и продвигаются в них. Так молодой человек к 17-18 годам владеет набором необходимых знаний и навыков в интересующей области. В 19-20 лет он уже специалист своего дела.
Ему остается научиться продавать свои знания и навыки.
Родителям нужно проявлять внимание к ребенку, искать у него тревожные симптомы и устранять их. Тревожными будут такие признаки как: подавленность и вялость, отказ от любимых игр, изменившееся поведение ребенка. Совсем плохо, если ребенок отказывается от хождения в школу, и по утрам закатывает «концерты», интерес к учебе угасает. Серьезным поводом для беспокойства нужно считать отказ ребенка рассказывать о школе и делиться новостями, событиями, которые происходили в течение дня. Важно следить за аппетитом и сном, если они резко меняются — ребенок испытывает стресс. Без паники: помогаем школьнику Паниковать не нужно, а вот помочь и поддержать ребенка — стоит.
Этот период жизни дети как никогда хотят поддержки и внимания родителей, нужно проводить с ними больше времени, делиться воспоминаниями о своей школьной жизни, помогать с уроками, чаще гулять вместе и просто обнимать ребенка, говорить ему о своей любви и о том, как вы гордитесь его пусть даже маленькими успехами. Не стоит думать, что надев форму и посещая школу, ребенок сразу повзрослел — ему нужны и игры, и забота, и любовь. Читайте также Психофизиолог Ефимова: почему современным детям так трудно учиться в школе Не делайте из детей отличников! И не стоит обязательно делать из ребенка гения и отличника. Гораздо важнее его здоровье и психическое состояние , нежели пятерки в дневнике.
Причины появления у человека синдрома отличника. Нередко причиной такого образа мышления являются попытки родителей компенсировать собственные неудачи за счёт детей. В таких случаях родственники не считаются с интересами ребёнка, а через него пытаются реализовать свои амбиции. Успехи школьников в разных сферах деятельности помогают родителям поднять собственный социальный статус. Отсюда же вытекает и следующая причина — завышенные ожидания.
Когда семья требует материального подтверждения достижений своего чада: высокие оценки, медали, грамоты и подобное. Иногда поведением "отличника" ребёнок стремится привлечь внимание отца или матери. Похвала воспринимается как проявление любви. А успех в том или ином деле — условием внимания и получения желаемого от родителей. Заниженная самооценка тоже является причиной синдрома отличника. Из-за неё ребёнок компенсирует уже не родительскую любовь, а собственную неуверенность. Официальное общественное признание заслуг школьника повышает его самооценку, но только на время. Как же побороть синдром отличника, мешающий нормальной жизни? Вот несколько советов. Поработайте над самооценкой Да, бывает очень сложно принять себя со всеми недостатками.
Но вы имеете на них полное право, как и на неудачи. Нет тех, кто никогда не ошибается. Разве от этого происходят катастрофы? Многие зависят от мнения окружающих людей, но не надо ставить его на первое место. Не другие определяют вашу жизнь, а вы сами. Расставьте приоритеты правильно Какими способами можно преодолеть синдром отличника? То, что не приносит удовольствия, возможно, вам и не нужно. Конечно, есть вещи, которые делать необходимо независимо от того, нравятся они или нет.
Избавиться от синдрома можно при помощи нескольких советов: найдите мотивацию и конечную цель, для которой потребуется стремление к идеалу; подумайте, как эти действия повлияют на отношения с близкими и как они отразятся на карьерном росте; найдите сферы, где не нужно быть идеальным; ведите наблюдение за мыслями каждый раз, когда ловите себя на желании сделать что-то идеально; научитесь контролировать синдром отличника и используйте его тогда, когда это по-настоящему важно. Будьте терпеливы по отношению к себе и старайтесь изменить привычки планомерно, не вводя себя в новую крайность. Регулярные курсы по подготовке к олимпиадам и ЕГЭ Поступаем в вуз мечты без проблем! Начать бесплатно Что делать, чтобы синдром отличника не появился Страх не справиться с поставленными задачами, не достичь высокого результата и подвести родителей, возлагающих надежды, может помешать при сдаче тестов или на собеседовании. К этому добавляется упадок сил, когда ребенок устал готовиться к экзаменам. Чтобы не допустить появление синдрома отличника, важно вовремя распознать проблему и внушить детям позитивное отношение к учебе: хвалите, но справедливо: акцентируйте внимание на знаниях и навыках, а не на том, какая оценка стоит в дневнике; научите ребенка делать выводы и выносить опыт из совершенных ошибок; не забывайте об эмоциональном контакте внутри семьи: говорите, как любите друг друга; помните о необходимости дополнительных секций: спортивных, художественных или языковых; обеспечивайте детей должным вниманием.