Новости памирцы и таджики чем отличаются

Одним из главных отличий между памирцами и таджиками является их язык. Хотя формально народности таджикского Памира или Горно-Бадахшанской автономной области и считаются таджиками, их язык, религия, пища и обычаи разительно отличаются от метрополии. Одним из главных отличий между памирцами и таджиками является их язык.

Удивительные памирцы: история, вера и исчезающие языки

Одним из главных отличий между памирцами и таджиками является их язык. Памирцы отличаются от таджиков в плане внешности, они более светлые, и являются приверженцами иного направления исламской веры. лентам новостей всегда показывают таджиков(называя гастербайтером из Средней Азии)ни похожие на истинные таджики,в большенство случаев(это узбаки,турки,лакаи,баллосы,)и другие нации представляют нас Таджиков как они.2.А памирцы у них другой черта лицо,народ очень. Лента новостей Друзья Фотографии Видео Музыка Группы Подарки Игры. Памирские таджики в Москве провели субботник на могилах Шириншох Шотемура и Нусратулло Махсума | Новости Таджикистана ASIA-Plus.

Основные отличия памирцев от таджиков: чем эти два народа отличаются друг от друга?

Памирские таджики в Москве провели субботник на могилах Шириншох Шотемура и Нусратулло Махсума | Новости Таджикистана ASIA-Plus. Одним из главных отличий между памирцами и таджиками является их язык. В отличие от многих других диаспор у памирцев нет «своего» национального бизнеса. Лента новостей Друзья Фотографии Видео Музыка Группы Подарки Игры. В данном ролике мы расскажем вам о таком народе как памирцы.

Кто такие Памирские таджики?

В-третьих, памирские народы имеют свою особую горную культуру и быт, не характерную для равнинных таджиков. Памирцы сложились на основе древних иранских народов — осёдлых и кочевых — типа саков. Кроме того, в их этногенезе определённо принимали участие тохары — центральноазиатские индоевропейцы, а также дарды индоарийцы и буриши. Последние, в отличие от вышеперечисленных индоевропейцев, существуют и поныне. Правда, буришей немного — около 87 тысяч человек, живут они в пакистанском Кашмире и говорят на изолированном языке, который не родственен никакому языку в мире. С точки зрения самоидентификации, памирцы делятся на тех, которые считают себя обычными таджиками; на тех, которые считают себя самостоятельными народами; на тех, которые толком не определились. Что касается официальной власти Таджикистана, например, то они склонны считать памирцев таджиками. Мол, памирцев же как народа нет!

Значит это таджики.

Согласно летописям русских исследователей, жители Памирских гор считали себя таджиками, а не памирцами. Во второй части книги анализированы факторы, которые способствовали смене идентичности среди некоторых памирцев. Именно ученые, изучавшие Памир, представили и внесли в науку термины «Памир» и «памирцы», которые позже стали маркером идентичности для таджикского народа Горно-Бадахшанской Автономной Области Таджикистана ГБАО. Российские и советские ученые сыграли важную роль в развитии и памирской, и таджикской идентичности, а после распада Советского Союза той же тенденции придерживаются и западные ученые. В советское время все сферы жизнедеятельности получили развитие, в том числе строительство дорог, административных учреждений, больниц, школ, а также значительно возрос уровень грамотности, что и оказало непосредственное влияние на жизнь горных людей и увеличило население с 21 000 до 200 000 человек. Образование сыграло ключевую роль в Горном Бадахшане, в частности в 1989 году, когда был образован Институт изучения Памира, филиал Академии наук Таджикистана. Согласно данным исследованиям, памирскость — это эволюционирующая концепция и ей еще предстоит дальнейшее развитие. Пока она развивается без того, чтобы деградировать в сторону сепаратистских движений, у нее есть хорошие шансы остаться в рамках национальных дебатов для памирских таджиков и таджикского государства. Таким образом, несмотря на популярное мнение, которое отделяет памирцев от таджиков, вы и другие интеллектуалы из Памира утверждают, что памирцы — это таджики.

На чем основан ваш аргумент? Разве такое мнение не создает других вопросов, например, являются ли также таджиками те, кто говорят на тех же памирских языках в Афганистане Бадахшан и Пакистане Хунза , такие как ваханцы и ишкашимцы? Они сами себя идентифицируют как таджики? А как насчет персоговорящих народов Афганистана, таких как хазара? На чем мы основываемся, когда мы называем таджиками сарыкольцев, которые имеют характерную тюркскую внешность, говорят на уйгурском языке и живут в Китае? Кто такой собственно таджик в целом и как мы определяем этническую принадлежность — на основе языка, культуры, геополитической местности? В то же время, некоторые другие историки и интеллектуалы спорят об использовании слова «таджик», заявляя, что это большевики, исходя из политических убеждений, поменяли название народа и языка персоязычных иранцев своей территории, чтобы оборвать связи между советскими и несоветскими персами таджиками. Они также говорят, что это все иранцы, которые говорят на фарси, и слово «таджик» было просто антонимом тюркскости в творческой литературе. Как уже говорилось, термин «памирцы» обычно используется в отношении группы иранских жителей Горного Бадахшана в Таджикистане и провинции Бадахшан Афганистана. В Китае эти же люди официально считаются таджиками.

Не так давно то же самое происходило и в Афганистане, где их определяли как таджиков, но совсем недавно афганское правительство переклассифицировало эти народы в памирцев. Поэтому, в настоящее время «памирцы» относятся к определенной группе людей, которые говорят на разных языках коренных народов ГБАО и в более широком Памирском регионе. Они имеют тесные языковые, культурные и религиозные связи с народом провинции Бадахшан Афганистана, с сарыколийцами и ваханцами в Таджикском автономном округе Ташкурган в провинции Синьцзян в Китае, а также с говорящими на язык вахи в Афганистане и в Верхней Хунзе, Годжалский район, северных горных районах Пакистана. Второе определение может быть применено к иранскому народу Центральной Азии, Афганистану и в других местах, где люди говорят на разных древних языках иранской семьи, но исторически определяютсебя таджиками. С этой точки зрения термин имеет историческое и современное определение, которое необходимо отразить в его историческом контексте, как временном, так и пространственном.

Кроме того, туристы побогаче могут арендовать джип на весь маршрут. Учтите, что в районе Мургаба трафик совсем слабый и есть риск простоять в ожидании попутной машины несколько дней. Есть легенда, что солдаты Александра Македонского оставили на Памире свой генетический след. Дети вдоль дороги предлагают нанизанные на прутики местные фисташки — мелкие, как семечки, и очень вкусные. Памирские дети После Куляба на тракте начинаются многочисленные блокпосты, на которых водитель через рукопожатие передает солдатам мелкие, но обязательные взятки.

А они, в свою очередь, не очень придирчиво проверяют документы. Но без пермита в Горный Бадахшан не пропустят практически наверняка. Блокпост на памирском тракте Хорог — столица таджикского Бадахшана В городе создали роскошную для этих мест инфраструктуру: городской парк, больницу и университет. В Хороге даже есть аэропорт, один из самых высокогорных в мире. Все это богатство создано и поддерживается Фондом Ага-хана. Хорог — столица таджикского Бадахшана Ага-ханы — духовные лидеры самого либерального течения в исламе — исмаилизма. Фонд Ага-хана занимается благотворительностью и гуманитарными проектами, особое внимание уделяя Бадахшану, где живет одна из крупнейших в мире общин исмаилитов. Нестрогость исмаилизма заметна и стороннему наблюдателю: женщины в Бадахшане ходят с непокрытой головой в отличие от Душанбе или юга Таджикистана , мулл и мечетей нет — молятся дома, в магазинах продают алкоголь. В Хороге находится консульство Афганистана, единственное на территории бывшего СССР, где легко давали визы без приглашений и писем. Но в последние два года консульство ужесточило правила получения виз.

И даже если получите визу, то действительна она будет только на территории Ваханского коридора. Консульство Афганистана в Хороге Ишкашим и афганский базар на нейтральной территории Основная трасса Памирского тракта после Хорога уходит на восток, вглубь территории Памира. Вдоль границы дорога идет на юг, к поселку Ишкашим, который известен своим базаром и пограничным пунктом в Афганистан, в Ваханский коридор. В Ишкашим ездят совместные такси shared taxi — ехать всего три часа. В самом поселке есть памятник Ленину, милиция, баня, пара магазинов и даже чересчур аутентичный гестхаус, где из привычных удобств только старенькие розетки. Каждую субботу на островке, на нейтральной территории посреди Пянджа проводят афган-базар. Странноватое мероприятие, когда жители Таджикистана и Афганистана без виз и паспортов могут обменяться товарами и продуктами между собой. Товары преимущественно китайские, поэтому основной смысл базара — поддержание хоть каких-то контактов между памирцами, связи которых грубо разорвали больше 100 лет назад.

Он стал духовным лидером местного населения, под влиянием поэта памирцы приняли исмаилизм — шиитское направление ислама, впитавшее в себя некоторые положения индуизма и буддизма. Национальная одежда Традиционная памирская мужская одежда летом — прямые рубахи свободного кроя и широкие штаны, зимой — шерстяной халат и овчинный тулуп.

Женский костюм состоит из туникообразного платья и шаровар, узких в щиколотке. Зимой надевали по три шерстяных платья, голову покрывали платком. На ногах носили джурабы и сапоги-чулки из мягкой кожи. В переводе с персидского «джурабы» означает «носки». Вяжут их крючком из бараньей или козлиной шерсти. Они хорошо согревают и обладают лечебными свойствами. В условиях Памира это очень важно: ведь холодный период здесь длится долго, и даже летом достаточно прохладно. А еще мастерицы говорят, что положительный заряд владельцу джурабов дает особый орнамент. Женщины в вязании используют древние арийские символы, а также растительные и животные узоры. У многих рисунков тысячелетняя история.

Но особое внимание здесь уделяют цветовой гамме. Каждый цвет обозначает свое. Например, желтый — символ света, солнца, красный — счастья. Когда на Памире в дом приходит гость, ему на плечо кладут джурабы, что означает радость встречи и заботу.

Между миром и Памиром. История этой маленькой страны полна трагических страниц

Ученые доказали, что эти народы относятся к нескольким древним восточно-иранским общностям, которые когда-то попали на Памир отдельно друг от друга, но однозначного ответа на вопрос о происхождении памирцев так и нет. В отличие от многих других диаспор у памирцев нет «своего» национального бизнеса. Памирских Женщин И Таяния Ледников Таджикистана.

Так... Чем же отличаются Памирцы от Таджиков????? и почему мы не объединяемся?????

Иранцы — древние обитатели Средней Азии. Самое позднее, с начала II тысячелетия до н. Известные в историческое время под именами массагетов, саков, согдийцев и т. Тюрки, оседая в благодатных долинах Средней Азии, воспринимали хозяйственные навыки иранцев, а с ними многое из их культуры. Арабское завоевание затронуло регион только в религиозном отношении, принеся в качестве обязательной религии ислам мусульмане ревностно искореняли зороастризм как языческую религию; в то же время их отношение к христианству и иудаизму всегда было намного терпимее. Многие иранцы были тюркизированы, но ещё в начале ХХ столетия этнографы различали узбеков и сартов.

Первые были полукочевым народом. Сарты же были оседлым населением земледельческих оазисов, потомками древнего иранского населения Средней Азии, перенявшего тюркский язык. В городах нынешнего Узбекистана в 20-е годы прошлого века жило и много таджиков. Образование национальных советских республик вызвало волну переселений узбеков сартов из Таджикистана и таджиков из Узбекистана. У таджиков, разумеется, нет национальной монополии на историческое наследие древних иранцев впрочем, они и не говорят о своей исключительности, а обычно подчёркивают своё родство с народами современных Ирана и Афганистана.

Ислам в абсолютном большинстве мест остался не строгим. Обыкновенные сунниты советского воспитания. Фонд Ага Хана и его помощь людям. Насколько строг ислам шиитов-исмаилитиов.

Гостеприимство памирцев. Нижеследующий текст написан со слов самих памирцев. Я пишу то, о чём услышал или увидел. Тут издавна ислам был более экзотического типа — Шиизм-Исмаилизм.

Это совсем лёгкая форма ислама — одна из самых НЕстрогих в исламе вообще легче, пожалуй, только у некоторых суфийских орденов. До советской власти все памирцы соблюдали эту форму ислама. При Советах, конечно, многое было забыто. Рассказывали, что опасно было молиться, некоторые сознательные граждане могли настучать.

Ибо, за стук какое-то поощрение будет. И почти все боялись… После обретения Таджикистаном независимости тут же вернулись сюда проповедники. И вскоре все вспомнили свои традиции и свою преданность этому течению ислама. Также у меня есть доклад на тему «Кто такие этнические мусульмане».

Суть учения шиитов-исмаилитов По сути как мне показалось , обычные шииты шииты-двунадесятники по своим обрядам и традициям находятся примерно между суннитами и шиитами-исмаилитами. Шииты сохраняют преданность имаму Али, брату Мохаммеда, хотя, и сильно почитают всех его потомков например, в шиитском Иране очень много имамзаде — таких очень красивых и больших гробниц, где покоится прах потомков Али — первого шиитского имама. А исмаилиты преданны прямым потомкам Али. Перед смертью Али назначил преемника из числа своих сыновей или внуков, тот преемник — следующего.

И так далее, до наших дней. Может быть назначен и внук, если, например, сына нет. Ага Хан Четвёртый Таким вот образом и последний имам исмаилитов зашёл на сей пост. Он внук Ага Хана Третьего.

Он, как и другие его предшественники, обладает некоторой связью с Аллахом Аллах ему порой диктует нужные слова. Как обладал связью их предок Мохаммед, основатель ислама. В каждом фактически доме памирцев есть портрет Ага Хана. Для них он почти как бог ну или как говорят памирцы, пророк, имеющий связь с Аллахом.

Все его слова имеют почти священное значение. Все слова несут полезную суть, и памирцы следуют им. Вообще, Ага-хан от персидского языка — «господин» и «хан» — это наследственный титул главы религиозной общины исмаилитов-низаритов низариты — это самый распространённый вид шиитов-исмаилитов.

А если таждиков, скажем, по Авиценне - классные ребята получатся. Это ее работники, помогают ей в ее бизнесе. Кажется четыре человека. Живут давно, ее детей с рождения знают. Уж не знаю, какие они там люди, но подруга говорит, что жадные и глупые, так как пытаются хитрить не умно, все на поверхности.

Но она их конечно уважает, просто держит дистанцию. Как-то они решили устроить ей революцию, типа мало платит. Так на минуточку, платит она им тысяч по сорок. Она сказала, что они свободны, пусть найдут место получше. Они полдня просидели на местной остановке, к вечеру вернулись. Одного зачинщика убрала. Есть молодой парень инженер.

Одним из главных отличий между памирцами и таджиками является их язык. Памирцы говорят на памирском языке, который относится к иранской языковой семье, в то время как таджики говорят на таджикском языке, который является одним из вариантов персидского языка. Также, традиции и религия имеют важное значение для как памирцев, так и таджиков.

Памирцы, живущие в горных районах Памира, сохраняют свои традиции и обычаи, включая традиционную одежду, музыку, танцы и ритуалы. Религиозными верованиями памирцев является ислам с сильным влиянием суфизма. С другой стороны, таджики, особенно те, кто проживает в городах, больше подвержены влиянию современной культуры и выражают свою религиозность в основном через практику ислама. География также оказывает влияние на экономические особенности памирцев и таджиков. Жизнь в горах и отдаленных районах делает памирцев зависимыми от транспорта и снабжения, что отражается на их экономическом состоянии. Таджики, живущие в более доступных районах, имеют шире возможности для развития экономики и осуществления торговли. В заключение, памирцы и таджики имеют различные экономические особенности, связанные с их языком, традициями, религией, географией и национальной культурой. Это отражается в их способе жизни, поведении и возможностях для развития экономики. Памирцы: преимущественно заняты скотоводством Отличия в культуре, языке, национальности, религии и традициях делают памирцев особой группой людей в Таджикистане. Памирцы — это одна из этнических групп в Таджикистане, проживающая на востоке страны в Памирских горах.

Они относятся к памиро-балканской группе народов. Одним из основных отличий памирцев от таджиков является их язык. Памирцы говорят на отличном от таджикского диалекте языке, который имеет свою уникальную грамматику и лексику. Их язык относится к иранскийской ветви индоевропейской семьи языков. Несмотря на то, что многие памирцы также говорят на таджикском языке, их родной язык имеет особое значение для сохранения их культуры и идентичности. Памирцы имеют свою уникальную национальность и культуру. Они отличаются своими традициями и обычаями, которые в значительной степени связаны с их занятием — скотоводством. Стадная хозяйка в Памирах — это важный элемент общества, и они заботятся о своем стаде с большой преданностью. Основная религия памирцев — ислам, хотя они также соблюдают некоторые традиционные элементы предысламской веры.

Удивительные памирцы: история, вера и исчезающие языки

Когда-то в ней селили по принуждению, а потом его заселяли, строя большие города, представители всех наций Союза очень охотно. Снабжение таких республик было всегда чуть не на уровне Москвы. До 1929 года столица Таджикистана Душанбе была кишлаком с названием "Понедельник", как собственно и переводится слово Душанбе. Все рождённые в этом городе могут говорить, что в "понедельнике, их мама родила". Кишлак Душанбе с давних времён лежал на Великом Шёлковом пути, проходил по памирским горам. Торговые шёлковые караваны, шли через всю территорию Китая от Самого синего Океана до центра юной Европы. Памирцы всегда представляли серьёзную угрозу этим караванам и не раз за всю свою историю подвергались акциям усмирения. На Памире и в мире существуют мифы об одной из древних акции. Её называют Край земли Александра. Именно с памирских гор Македонский смотрел на гору, к которой был прикован Прометей - самый первый из непокорных.

Александр прошёл много гор и понял, что добраться до Прометеевой горы его жизни не хватит.

Нечего сказать: Таджикистан - одна из самых ярких стран, из тех что мне доводилось видеть. Когда-то в ней селили по принуждению, а потом его заселяли, строя большие города, представители всех наций Союза очень охотно. Снабжение таких республик было всегда чуть не на уровне Москвы. До 1929 года столица Таджикистана Душанбе была кишлаком с названием "Понедельник", как собственно и переводится слово Душанбе. Все рождённые в этом городе могут говорить, что в "понедельнике, их мама родила". Кишлак Душанбе с давних времён лежал на Великом Шёлковом пути, проходил по памирским горам.

Торговые шёлковые караваны, шли через всю территорию Китая от Самого синего Океана до центра юной Европы. Памирцы всегда представляли серьёзную угрозу этим караванам и не раз за всю свою историю подвергались акциям усмирения. На Памире и в мире существуют мифы об одной из древних акции. Её называют Край земли Александра. Именно с памирских гор Македонский смотрел на гору, к которой был прикован Прометей - самый первый из непокорных.

Видео материалы, рассказывающие о культуре памирцев, демонстрируют их гармоничное сосуществование с суровыми природными условиями. Они привносят в повседневную жизнь элементы пастушеского хозяйства и молодежной инициативы, которые отлично сочетаются с особенностями трансхаджацкой культуры. В то же время, видеоролики о таджиках зачастую уделяют больше внимания промышленности, торговле и архитектуре — сферам, благодаря которым они достигли высокого уровня развития в своем социуме.

Этноним таджиков окончательно укоренился как определение культурного и городского жителя региона, мусульманина, и монголы стали называть себя тюрками, чтобы отличать их друг от друга. Кочевую элиту составляли турки, а персоязычное население официально именовалось таджиками. Таджик сегодня — кто это? Как и Таджикистан, окончательное значение слово «таджикский» приобрело еще в ХХ веке. Сегодня таджиков называют жителями Таджикистана, как и жителей Таджикистана за рубежом. Также афганцев часто называют таджиками, говорящими на дари, который считается «братом» таджиков. Жители Бухары и Самарканда в Узбекистане также считаются таджиками. И вообще, таджик — это житель Средней Азии, говорящий на иранском языке. Слово «таджик», как и сам народ, имеет историю, окутанную тайнами и загадками. Однако даже простое и популярное объяснение таджика как «венценосца» красноречиво говорит о сильном характере народа. Где живут Люди в основном проживают на территории Афганистана, Таджикистана. Большое количество таджиков проживает в Кыргызстане, Узбекистане, Пакистане. Таджики в Афганистане составляют персоязычное население озера Хамун и бассейна Герируд. Антропология и генетика Группа таджикских детей Антропологически большинство таджиков в основном горцы принадлежат к памиро-ферганской расе великой кавказской расы. Таджики южного Афганистана Кабулистан и западных территорий граничащие с Ираном антропологически тяготеют к индоиранской ирано-афганской расе. У равнинных таджиков есть примесь монголоидных элементов. Энциклопедический словарь Брокгауза и Ефрона, изданный в конце 19 — начале 20 веков, дает следующую характеристику таджиков: Внешние физиогномические характеристики таджиков ясно показывают основные характеристики иранского типа: в основном они среднего роста, с широким и крепким костяком; их лицо длиннее, чем у турок, но по широкому лбу, толстым скулам, большому носу и широкому рту можно сделать вывод о значительной примеси туранской крови. У таджиков высокий лоб, выразительные глаза, черные ресницы, густые темно-русые волосы и густая борода. Горные таджики Раньше от жителей равнины по языку и особенно по условиям жизни высокогорье гарча, или галча, заметно отличалось от слова гаргора. Высокогорный регион назывался Гархистан. По словам В. Бартольда, в некоторых населенных пунктах, например в Бухарском эмирате, и в его время сарты отличались от таджиков не по языку, а по бытовым характеристикам, относя термин сарт в основном к гражданам, термин таджик — к гражданам жители таджикского села, но название сарт иногда распространялось и на жителей гор: Галчи. Слово галча в литературе домонгольского периода записывается как гарча и происходит от слова гар гора упоминается диалектная форма гарч. Гаршистан у арабов также Гаршистан с обычной заменой звука h на звук sh , то есть область высокогорья, в 10 веке в основном назывался областью верхнего Мурраба в современном Афганистане, который составлял особый товар. Но есть также разговоры, по крайней мере, в XII веке, о «Самаркандском Гархистане», очевидно, что необходимо понимать верхний Зеравшанский регион, и его точные определения терминов Гарча и Гарчистан можно найти в исторических данных. Географ начала 13 века Якут под «Гарш», «Гаршистан» имел в виду только горный регион к востоку от Герата, к западу от Гура, к северу от Газны и к югу от Мэрверруда, хотя сам он находился в другом месте, согласно XII веку автор Самани, о Самарканде Гархистан. В эпоху ислама можно встретить, судя по составу звука, термины очень древнего происхождения: гора гар, гарча, или в современном произношении гальч, горец, гарч или гарчистан — горный край. Район верховий Мурраба Мервско , который до начала XI века составлял особое княжество, особенно назывался Гархистан. Насколько известно, в средневековой литературе нет примеров употребления этого термина для жителей горных районов верхнего течения Амударьи. Мусульманские писатели, похоже, не объединили идею особого языка, непонятного для других, с концепцией garches, или девушек. О диалекте Мургабского Гархистана говорится только то, что, как и следовало ожидать из географического положения этого региона, он представлял собой золотую середину между диалектами Герата и Мерва. А в наше время слово галча использовалось в Средней Азии в значении альпиниста, а не для обозначения особой языковой группы. Русский посол Мейендорф услышал в 1820 году в Бухарском ханстве, что бедные и независимые люди, жившие к востоку от Бухары и к северу от Гиссара, то есть в верхнем Зеравшане, говорили по-персидски и не знали другого языка, но внешне сильно отличались от таджиков. Наиболее широко термин галч встречается у английского исследователя Шоу 1876 , согласно которому под этим именем известны жители Куляба, Матчи, Каратерина, Дарваза, Рошана, Шугнана, Вахана, Бадахшана, Зебака или Санглича, Минджана среди их турецких и других соседей.

ПАМИ́РСКИЕ НАРО́ДЫ

В качестве эталона чистых представителей памиро-ферганской расы фигурируют обычно горные таджики и памирцы, в составе которых монголоидная примесь практически отсутствует. Швидецкая и Ю. Рычков прямо пишут об этом. У других исследователей эта мысль подразумевается. Для проверки ее сопоставим памирцев и узбеков по основным признакам, пользуясь сначала краниологическими материалами. Памирцы представлены данными по двум группам, по-видимому, середины II тысячелетия н. Гинзбурга 2 табл. В таблицы не включены описательные характеристики рельефа черепа, а также величины углов наклона лба, ибо они дают не очень сравнимые и поэтому не очень объективные результаты.

Но по скуловому диаметру очевидны существенные различия между узбеками и памирцами, свидетельствующие о массивности лицевого скелета у первых по сравнению со вторыми. Это подтверждается и величинами верхней высоты лица, заметно большими в узбекских сериях.

В городах нынешнего Узбекистана в 20-е годы прошлого века жило и много таджиков. Образование национальных советских республик вызвало волну переселений узбеков сартов из Таджикистана и таджиков из Узбекистана. У таджиков, разумеется, нет национальной монополии на историческое наследие древних иранцев впрочем, они и не говорят о своей исключительности, а обычно подчёркивают своё родство с народами современных Ирана и Афганистана. Но к их цивилизации и культуре они, безусловно, непосредственно причастны.

Арийская идеология современного Таджикистана несёт в себе сильную антитюркскую направленность. Когда в 1996 году Рахмонов носивший тогда ещё такую фамилию обратился в ЮНЕСКО с просьбой объявить 1999 год Годом 1100-летия таджикской государственности, это вызвало протест Узбекистана. Дело в том, что этот юбилей был приурочен к образованию в Средней Азии государства Саманидов. Однако в государство Саманидов входили также и территории современного Узбекистана, а его столицей была Бухара. Поэтому в Ташкенте рассматривают все эти арийские изыскания Душанбе как попытку посягнуть на узбекские территории. Мы видели также, что Рахмон ставит культуру арийцев-таджиков несравненно выше культуры тюркских народов.

Несмотря на это отношение официального Ташкента, Эмомали Рахмон провозгласил царя Исмаила Самани 893-907 основателем первого таджикского государства и даже назвал в его честь валюту республики — сомони.

На Памире очень ценится земля — во-первых ее очень мало, а во-вторых в таком суровом климате до -50 урожай растет весьма скудный. Поэтому земля — это главное богатство, которое передается в семье по-наследству. Есть такая традиция — если умирает муж а ранняя смертность тут не редкость , то вдову берет в жены его брат, чтобы надел земли не ушел из семьи. Именно здесь я прочувствовал, что означает выражение "горная тропа". Ну то есть как — я и раньше понимал, что это такая тропинка в горах по которой можно пройти и ходил по таким неоднократно, но горная тропа которая сопровождала нас на протяжении 300 км по афганской стороне — это что-то!

Со стороны Афганистана вдоль границы нет дороги, там идет тропа шириной прохода одного ишака. Эта тропа идет вдоль отвесных скал то поднимаясь к вершине, то спускаясь до самого Пянджа. Для удобства, на фотографиях прохождение тропы отмечено красными точками. А для масштаба — в центре, над точкой, можете разглядеть идущих людей. На ней нет никаких перил или ограждений, где-то подложены жерди, где-то камни, видно что постоянно эти конструкции обваливаются порой с высоты 500 метров, видимо вместе с проходящими по ней… Так вот эта тропа соединяет два афганских города. Идут по ней пешком неделю.

Идут, естественно, в обе стороны, но ширина тропы такова, что одновременно пройти нельзя, поэтому в некоторых местах сделаны углубления где можно пропустить встречный поток, но для этого нужно постоянно мониторить ситуацию впереди, поскольку ишак развернуться не может и если они встретятся лоб в лоб то одного придется сбросить вниз, а на ишаке везут весь свой багаж. Встретили процессию которая везла невесту — девушка в свадебном наряде гордо восседала на ишаке во главе колонны, дальше шло навьюченное приданое, а потом уже пешком шагали сопровождающие. Причем двигаются они довольно быстро — мы их обогнали, сколько-то проехали, остановились перекусить — смотрим, а они уже догнали нас. Хорог Так петляя по ущельям мы, уже затемно, наконец-то въехали в Хорог. Кстати, для посещения ГБАО необходимо заранее оформлять пропуска, на посту их проверяют, но у нас все было в порядке. Вселились в гостиницу, которая находится в обычном частном доме, мы всей компанией заняли ее полностью.

Там все находится в частных домах — наш офис тоже в обычном частном доме был, а во дворе сотрудники огород садили. Несмотря на то что Хорог — это небольшой поселок, в нем находится Исламский университет, Здание Исламского университета в окружении традиционных построек очень престижный в исламском мире и куда студенты и преподаватели приезжают из разных стран. Порой на улице английскую речь можно услышать чаще русской и тем более таджикской. В Хороге очень высокий уровень образования — кроме мозгов выживать им больше не чем. Кстати, когда ехали по-дороге обратно, рано утром, постоянно видели школьников, которые в школьной форме и с ранцами шли, кто один, кто группами, включая младшеклассников, в школу и, судя по всему, не меньше 10 км! Все ревизии и инвентаризации прошли успешно.

Накормили нас традиционным блюдом из дикого козла. Устроили культурную программу в Гарм Чашме , посетили самый высокогорный ботанический сад и местную ГЭС — благодаря ей, в Хороге, нет проблем с электроэнергией. На афгано-таджикском приграничном рынке купили местные сувениры и джурабы — это местные традиционные шерстяные носки с высоким и широким голенищем и оригинальным орнаментом, связанные из шерсти горных яков. По дому ходить — нет ничего лучше, мои до сих пор носят. Покупали у бабули лет 90, спрашиваем — Это ручная работа? А она еле шевеля губами отвечает — Конечно милок, ногами то мы еще вязать не научились… Все просто выпали Джурабы Хотелось еще задержаться, но срочные дела в Душанбе вынудили оперативно выдвинуться обратно, поэтому поездка в Мургаб так и осталась неосуществленной.

Время пять утра, сидим завтракаем в гостинице и робкий голос такой — Дорога сложная, по-бурханить бы нужно… Все на него — Да сколько пьянствовать то можно, итак сюда ехали всю дорогу бурханили, хорош уже! Так и поехали. Первый звоночек не заставил себя долго ждать — при проезде очередного поворота сверху посыпались камни. Первая машина проехала и аккурат между ней и нами начали камни падать, небольшие, не больше арбуза Хорошо вовремя увидели и затормозили. Вышли расчистили дорогу и дальше. Опять голос тихий — Может по-бурханить… — Молчи уже, пьянству бой!

Через час упираемся уже в серьезный обвал заблокировавший проезд по дороге — оказывается землетрясение было, поэтому и камни падали. Стоим ждем пока дорогу расчистят, но мужественно сопротивляемся байкальским традициям. Дорогу расчистили, едем дальше, вроде все сложности позади. И тут одна из машин сопровождения вдруг глохнет и останавливается. Все попытки ее завести ни к чему не приводят. Консилиум "специалистов" разбирает пол-двигателя, срезает все фильтры, но эффект нулевой — двигатель не заводится… Принимаем решение дотянуть ее до ближайшего кишлака и там уже оставить дожидаться помощи.

Граница по р. Пяндж между Афганистаном и Бухарой, а в дальнейшем и СССР по сути прошла «по живому», разделив памирские народы по берегам реки и прервав внутридолинные связи. Особенно сильны были позиции зороастризма в Шугнане , где на возвышенностях строились открытые храмы огня , некоторые из которых действовали вплоть до XIV в.

Другой важной религией Памира был буддизм , проникавший сюда из Индии караванным путём. Особенно сильны позиции буддизма были в Вахане, через который массово двигались буддистские проповедники из Индии и паломники из Хотана и Китая. Широко почитаемый при жизни и после смерти Насир Хосров стал духовным наставником местного населения и инициатором широкой пропаганды исмаилизма в других памирских областях.

Исмаилизм наложил большой отпечаток на духовную культуру памирцев и до сих пор является одним из их этнических символов. Важная роль в памирском обществе отводилась пирам и халифам — духовным наставникам. Прерванные в период Советской власти отношения с главой исмаилитов всего мира Ага-ханом начали налаживаться после обретения Таджикистаном независимости.

Тем не менее проживающие в КНР исмаилиты- сарыкольцы и ваханцы до сих пор пребывают в религиозной изоляции. По их мнению, объективно этническое самосознание памирцев не вполне укладывается в рамки принятых критериев. Субъективные обстоятельства возникли впоследствии того, что по идеологическим соображениям этнические особенности народов Памира умышленно отрицаются.

Они утверждают, что для памирцев понятия национальной и этнической принадлежности неравнозначны. Национальная принадлежность в сознании памирцев ассоциируется с отнесением себя к более обширному, нежели локальная этническая общность, — к этнокультурному сообществу родственных народов, по отношению к которому с давних времен имел хождение этноним таджик. В наше время таджиками себя считают как персоязычный народ Центральной Азии , язык которого относится к западно-иранской группе, так и носители восточно-иранских языков в лице ягнобцев , язгуламцев , рушанцев , бартангцев , шугнанцев , сарыкольцев , ваханцев , ишкашимцев , сангличцев , мунджанцев.

В Афганистане таджиками себя называют ещё и ормури и пашаи и различные группы других народов в том числе пуштунов , говорящих на языке фарси. Как можно заметить, этноним таджик в данном случае употребляется в двух значениях: во-первых, он определяет генетическую и этноязыковую общность людей, для которых фарси-таджикский язык — родной, и во-вторых, в более широком смысле это слово означает генетическую и культурную общность ряда ираноязычных народов Центральной Азии за исключением пуштунов , что вполне сравнимо с понятием «славяне» и «славянской национальности». Ученые отмечают [2] , что понятие «национальная принадлежность» — это всего лишь одна, верхняя, ступень этнического самосознания ираноязычных народов Памира.

Но это не означает, что у жителей «Крыши Мира» нет иного этнического самосознания или они, кроме особенностей речи, не видят у себя иных признаков этнической самоидентификации. Напротив, это чувство у памирцев развито сильно, и оно дает им возможность различать ещё несколько других местных сообществ людей. Исходя из сходства в обычаях и традициях и из конфессиональной общности то есть принадлежности к исмаилизму , все малые народы Памира именуют себя «памирцами» — тадж.

В сознании как самих памирцев, так и таджиков это понятие ассоциируется не с региональной, а прежде всего с языковой, культурной и конфессиональной принадлежностью к определенному сообществу. Таджикоязычные жители Памира — дарвазцы и ванджцы, исповедующие суннизм, не причисляют себя к памирцам, в то время как таджикоязычные горонцы-исмаилиты считают себя памирцами. Между тем язгуламцы хотя и исповедуют суннизм, но по этноязыковому признаку относят себя к памирцам.

Первая и изначальная ступень этнического самосознания малых народов Памира — это ощущение общности, свойственной только им. То есть единение людей, у которых один и тот же язык, жизненный уклад, одни и те же традиции и обычаи; всем им присущи также некоторые сходные психологические особенности и по своему менталитету они отличаются от окружающих их народов. По этим признакам они считают себя прежде всего шугнанцами, рушанцами, бартангцами, сарыкольцами, язгуламцами, ишкашимцами, мунджанцами и ваханцами.

Именно этот уровень самосознания отражает их этническую принадлежность, поскольку подразумевает наиболее монолитную общность людей, история которой насчитывает более чем 2 тысячи лет. Этой общности присущи все признаки этноса [2]. Специфическая среда обитания со сложным рельефом являлась важнейшим природно-географическим фактором при строительстве поселений и формировании архитектуры данной народности.

Помимо специфического рельефа на народное зодчество оказывал влияние сухой, контрастный по температурам климат. Продолжительный теплый период года характеризуется почти полным отсутствием осадков и резкими суточными колебаниями температур. Холодный период устанавливается в ноябре и длится до апреля.

Температурный режим меняется и по высоте. Обилие водных источников обеспечивает орошаемое земледелие, а луга в боковых ущельях на высоте свыше 3000 м — отгонно-пастбищное скотоводство. Мамадназаров 1977: 7-8 Ярко выраженные строительные традиции определяют региональный характер поселений, усадеб и жилых домов.

При выборе места поселения учитывались возможности камнепадов, снежных лавин и паводковых вод. Традиционная форма поселения горных таджиков — кишлак При большом количестве удобной для земледелия земли, жилища в кишлаке расположены свободно, при каждом доме имеется двор большей или меньшей величины и очень часто огороды и маленькие участки полей. Существуют кишлаки в которых жилища расположены по несколько групп на значительном расстоянии друг от друга, создавая впечатление отдельных хуторков, связанных друг с другом общими арыками, между которыми почти непрерывно тянутся участки полей и садов.

В таких хуторках обычно живут близко родственные семьи. Если же кишлак расположен в неудобном для земледелия месте, тогда расположение жилищ очень сконцентрировано. Дворов в таком кишлаке почти нет, а жилища ступеньками располагаются по склону горы.

Граница между таджикским и афганским Бадахшаном во времена СССР

  • Богатая страна — бедный народ
  • Так... Чем же отличаются Памирцы от Таджиков????? и почему мы не объединяемся?????
  • Ислам с буддийским оттенком
  • Где живут памирцы

🌟 Дополнительные видео

  • Что за памирские народы и чем отличаются от таджиков? | ЭтноМы | Дзен
  • Таджикистан. Памир. — DRIVE2
  • Особенности народа памирцы
  • Кто они такие?
  • Таджик сегодня – кто это?
  • Чьи потомки иранцы?

Похожие новости:

Оцените статью
Добавить комментарий