Создатели и актёры. Умер старейший актер Театра им. Моссовета Николай Лебедев. Николай Лебедев, снявший фильмы "Экипаж", "Нюрнберг" и "Легенда №17", станет режиссером приключенческой драмы "Кракен" о военном подводном крейсере, который внезапно пропадает в Гренландском море. Свои первые стримы Николай Лебедев стал проводить в 2016 году под псевдонимом Nekoglai.
Режиссер Лебедев: для меня «Нюрнберг» одна из самых личных картин
Читайте последние новости на тему николай лебедев в ленте новостей на сайте Аргументы недели. Николай Игоревич Лебедев — российский кинорежиссёр и сценарист. Нюрнберг обложка книги 27 %. Умер старейший актер Театра им. Моссовета Николай Лебедев.
СЛОВО. НИКОЛАЙ ЛЕБЕДЕВ
Режиссер и сценарист Николай Лебедев не нуждается в особом представлении: две его предыдущие работы только в кино посмотрели более 9,5 миллиона зрителей. Последние новости о персоне Николай Лебедев новости личной жизни, карьеры, биография и многое другое. Режиссер «Нюрнберга» Николай Лебедев, тяготеющий к лирике и задушевности, сразу же начинает эмоционально «утеплять» картину, протягивая сквозь нее кроме исторического сюжета важную личную, семейную линию. Николай Лебедев, известный российский актер и кинорежиссер, признался, что кинотом «Нюрнберг» (2023) тесно переплелся с его судьбой.
Режиссер Лебедев: для меня «Нюрнберг» одна из самых личных картин
Николай говорил, что его мечта — поработать над съемками фильма-катастрофы и, вот, это, наконец-то стало возможным. Потому режиссер вложил все силы, и картина стала настоящим кинохитом. Возможно, успех киноленты случился и потому, что режиссер собрал звездный актерский состав — на экране можно было увидеть В. Машкова , Д. Козловского и А. Но режиссер хотел чтоб лента была правдоподобной, потому, кинозвезды перед съемками отправились на курсы в летную школу, чтобы иметь представление о принципах летного мастерства. Блокбастер побил рекорды по суммам с проката, а Лебедев получил звание режиссера года. Личная жизнь Николая Звезда кинематографа не любит делиться подробностями личной жизни с представителями СМИ. Известно, что супруга режиссера Ирина окончила экономический факультет, но трудится в мире кино. У пары нет совместных детей, но пара воспитывает дочь Светлану от первого брака Ирины.
Николай Лебедев с женой Лебедева можно найти в соц. Так, например, у него есть аккаунт в «Инстаграме», но фотоснимки и публикации режиссер размещает там редко. Фото, как правило, демонстрируют нюансы творческого процесса, но есть там и личный архив. На этих снимках Николай запечатлен в компании именитых актеров и поп-исполнителей. Николай Лебедев в наши дни В 2018 году Николай Лебедев расширил свою творческую работу. Его пригласили стать преподавателем в высшей школе кино «Арка». Постановщику доверили курировать в этом заведении актерско-режиссерский курс. Создатель кинохитов сможет научить около 20 студентов тонкостям построения сценария, азам съемки и верному общению со съемочной группой и драматургами. Весной этого года поклонникам творчества М.
Булгакова и заядлым киноманам стало известно, что в скором времени стартует съемочный процесс романа «Мастер и Маргарита». Сценарий Лебедева был утвержден в Фонде кино. Мужчина написал сценарий как вольную трактовку нетленного произведения. Продюсерами выступили известные в этой сфере личности. Начался кастинг актеров, премьера должна была состояться в 2021 году. Но в творческие плана маэстро вписалась пандемия. Герой нашей статьи отдал силы другому проекту, если верить СМИ, то под чутким руководством Лебедева готовиться к выходу лента исторического содержания, повествующая о подробностях Нюрнбергского процесса. Для нас важна актуальность и достоверность информации.
Постановщик умеет держать зрителя в напряжении, а его работы неизменно становятся рекордсменами по кассовым сборам. Недавно Николай Игоревич «замахнулся на святое» — взялся за экранизацию самого загадочного произведения Михаила Булгакова. Детство и юность Биография талантливого режиссера началась в Кишиневе. Коля родился в семье, которая не имела никакого отношения к кинематографу. Мама Елена Алексеевна — экономист, отец Игорь Николаевич — военный, уволившись в запас, работал инженером на заводе. В раннем детстве Николая серьезно увлек мир кино: насмотревшись художественных фильмов, он тоже мечтал примерить образ режиссера и даже написал сценарий. Первый фильм мальчик снял в 10-летнем возрасте на камеру, одолженную у отцовского товарища. Родители, считающие интерес к киноискусству не более чем баловством, сдались и подарили сыну видеокамеру «Ломо». Повзрослевший Николай и не думал расставаться с мечтой детства. После школы отправился покорять приемную комиссию ВГИКа, однако с триумфом провалился. Чтобы не терять время, пришлось по настоянию родителей поступить на факультет журналистики. Сначала учился в родном городе, позже перевелся в МГУ. Журналистика хоть и увлекла, но так и не стала основной профессией. Упорный юноша все же влился в ряды ВГИКа, правда, заочно. В 1993 году Николай Лебедев держал в руках заветный диплом сценарно-киноведческого факультета. Учась на журфаке, Николай работал корреспондентом в печатных изданиях. Позднее как режиссер и сценарист участвовал в создании детской телепрограммы «Улица Сезам», а также документальных фильмов о столице России, которые транслировались на телевидении.
Он родился 15 декабря 1921 года, был участником Великой Отечественной войны. После войны он играл в Московском театре юного зрителя и учился в школе-студии МХАТ, затем поступил в театр им. Моссовета, где прослужил более 60 лет. В его фильмографии около 40 работ в кино, в том числе в таких фильмах, как "Евдокия", "Нормандия-Неман", "Звезда пленительного счастья". Подпишитесь и получайте новости первыми Читайте также.
Но это и не значит, что мне неинтересно работать с известными актерами. Я работаю с ними с огромным удовольствием. Но если и звать известного актера, то звать на роли, которые он еще не играл, которые откроют его по-новому, а не штамповать то, что он уже сделал. И самим актерам это неинтересно, и зрителям неинтересно, но почему-то интересно некоторым продюсерам. Вот это я объяснить себе не могу. Это такая вендетта, что вы забрали актеров в "Нюрнберг"? История Нюрнбергского процесса — Нет, просто так сложилось, никакой вендетты нет. Я обратил внимание на Любу сначала в кино, потом мы встретились на пробах. Она мне показалась очень глубоким человеком, так оказалось и на самом деле. То, что она талантливый человек, — это ясно. То, что красавица, — тоже. Но здесь еще было важным человеческое наполнение. Что касается Кемпо, то я его видел на театральной сцене. Как раз там у него много главных и серьезных ролей. В моем "Мастере и Маргарите" он должен был играть Ивана Бездомного. Когда я показывал его пробы продюсерам, мне сказали, что он играет самого себя, а в фильме герой другой. А это было далеко не так. Человек, которого они видели в этих пробах, совершенно не Сергей Кемпо. Сергей — актер универсального дарования, он может быть положительным героем, может быть резко отрицательным, он кардинально меняется на сцене и на экране, не прибегая к помощи грима, одним только своим мастерством, и при этом он всегда невероятно достоверен. Он настоящий. С Любой была другая история. Я ее позвал, мы делали пробы, но ансамбль не складывался. Мы тогда очень долго не могли решить, кого все-таки утверждаем. Это все же очень тонкая вещь, поскольку каждый актер несет свою энергетику, а изменение энергетики меняет образ картины. В результате была утверждена другая актриса. Я позвонил Любе из Чехии сказать, что очень сожалею об этой ситуации, и поблагодарил ее за пробы. Она поначалу казалась уязвленной, но разговор мы закончили нормально. Прошло время, производство фильма остановилось. Пока шел период пандемии, я продолжал работать над проектом. Мне нужно было поправить сценарий, поскольку какие-то вещи в нем еще не совсем точно работали. И когда сценарий изменился, я понял, что та утвержденная актриса уже не сможет работать в этом материале, это не ее роль. Обиделась она на меня смертельно, увы, мы больше не общаемся. Это всегда очень тяжелая ситуация — снять ни в чем не повинного исполнителя с роли, которую он уже получил. Актеры для меня не пешки в игре, это живые люди, которых я очень ценю и уважаю. И я переживаю за них, когда не утверждаю. Но это моя работа, пробы заключаются не в том, что я проверяю актера на профессиональную пригодность, просто мы складываем ансамбль. Опытные актеры не обижаются, говорю честно. Возвращаясь к истории Любы. Я позвонил той актрисе, чтобы объяснить ситуацию, и только потом Любе. Я не знал, что она ответит, но понимал, что, если она откажется, мне нужно будет проводить новые поиски исполнительницы и не факт, что они завершатся успешно. Я уже находился в Чехии, и ситуация была непредсказуемая. Но Люба сказала, что готова, спросив, когда будут новые пробы. Я ей сказал: "Если говорите да, то вы уже утверждены, роль ваша". Это последний фильм, над которым он работал.
Николай Лебедев рассказал о работе над фильмом «Нюрнберг»
Николай Игоревич Лебедев родился 16 ноября 1966 года в Кишиневе в семье офицера-инженера и экономиста. Главные новости о персоне Николай Лебедев на Будьте в курсе последних новостей: В российский прокат выходит «Мастер и Маргарита» — фантазия по. 28 сентября 2022 Николай Лебедев провел Мастер-класс для студентов Высшей Школы Телевидения. Николай Лебедев — все новости о персоне на сайте издания На 101-м году жизни умер народный артист России Николай Лебедев. Николай Игоревич Лебедев. Последняя должность: Кинорежиссёр, сценарист.
Николай Лебедев: Испытание блокбастерами
О том, что эта тема станет столь острой и политической, я тогда и помыслить не мог. Для меня эта история была и остается общечеловеческой, потому что и политика все равно из человеческого вырастает. Недавно прочитал исследование, в котором прослеживается, что прошедшие войну художники, как правило, создавали гимны человеку, в них была невероятная вера в человечество. После просмотра "Нюрнберга" - и за это спасибо отдельное - похожие возникают чувства. Николай Лебедев: На человеколюбие способны только очень сильные люди. Я был знаком с фронтовиками, они были моими современниками. Мой двоюродный дед Михаил Петрович Зарайский был командиром партизанского отряда на Брянщине, там, собственно, он со своей женой, с сестрой моей бабушки и познакомился, она была радисткой в их отряде. Михаил Петрович - или, как я его называл, дядя Миша - был скупым на воспоминания, очень сдержанным, и тем не менее мы чувствовали, сколько в нем боли по поводу пережитого, но столько же в нем было внутренней силы! Тем и отличаются те, кто прошел войну и выстоял.
Или, например, Петр Ефимович Тодоровский, с которым у меня были теплые отношения, он же тоже фронтовик, - это был интеллигентный, мудрейший, романтичный и с замечательным юмором человек. Им всем очень хотелось жить, и они всегда говорили о том, что война - это, конечно, героизм, но лучше бы, чтобы человеческая жизнь была просто жизнью, а не сражением. Многие режиссеры-фронтовики оставили нам проникновенные картины о войне. А что бы вы посоветовали современным молодым режиссерам, которые также пробуют и, без сомнения, будут снимать еще много фильмов на эту тему? Николай Лебедев: Я думаю, прежде всего очень важно понять природу человека на войне. Важно, конечно, и личное отношение к этой теме. Когда я снимал "Звезду", фильм о молодых разведчиках, которые уходят за линию фронта и не возвращаются, я думал только о том своем ощущении, которое я вынес из общения с тем же Тодоровским, с Чухраем, с отцом, и эти ощущения пытался передать. Еще очень важно объемнее относиться к происходящему и знать не только то, что о войне писали наши замечательные авторы-фронтовики, но и что об этом написали, скажем, Ремарк, Хемингуэй.
У нас есть замечательные актеры, которые готовы сняться в картине, я говорю об Ал ексее Гуськове и Ан дрее Смолякове", - сказал Ле бедев. По словам режиссера, актрису на главную роль пока что не выбрали. Ожидается, что в фильме будет много сцен, снятых в сложных декорациях, с пожарами и затоплениями. Продюсер фильма, генеральный директор студии "Тритэ" Леон ид Верещагин рас сказал, что для создания максимальной реалистичности съемочная группа консультируется с представителями Мино бороны РФ.
В 1993 году окончил сценарно-киноведческий факультет ВГИКа им. Герасимова, мастерская В. Во время учебы работал штатным сотрудником в молодежной прессе в качестве журналиста и заместителя ответственного секретаря и на Молдавском телевидении как автор и ведущий молодежных программ, а также программ о кино. Николай Лебедев в кино Первым громким успехом режиссера стал военный фильм 2002 года «Звезда» по одноимённой повести Эммануила Казакевича новая интерпретация фильма 1949 года. Действие фильма происходит в начале лета 1944 года. Красная армия выходит на западную границу страны.
За эту работу он был удостоен Государственной премии Российской Федерации и целого ряда кинематографических призов. Далее были заметные картины «Волкодав из рода Серых Псов» и «Фонограмма страсти».
Саундтреком к фильму стала композиция «Если ты уйдешь», которую исполнил король эстрады Филипп Киркоров. Это уже третий опыт сотрудничества певца и Лебедева, режиссер снял также клип на песню, и Киркоров полностью доверял ему. Николай Лебедев: «Мы все проходим через катастрофы так или иначе. И это не обязательно внешние катастрофы.
Она может быть внутри вас, никто ее не замечает. Но как важно, пройдя через эту катастрофу, найти в себе силы, не сломаться, устоять. Картина на самом деле об этом, как мне кажется. И очень важно, что такое количество людей над ней работало, самых разных, из разных стран. И вот что поразительно: мы говорим на разных языках, и при этом, когда люди объединены единым проектом, единой идеей, они способны понимать друг друга даже без знания языков. Ведь на нюрнбергском процессе произошло то же самое.
Николай Лебедев рассказал о работе над фильмом «Нюрнберг»
Далее зрители два часа смотрели фильм «Нюрнберг», главные роли в котором исполнили актёры Сергей Кемпо и Любовь Аксёнова. А Николай Лебедев стал и автором сценария, и режиссёром «Нюрнберга». Режиссёра спросили, изучал ли он документальные источники, работая над кинофильмом «Нюрнберг». И он ответил: - Да, изучал. Это не совсем верный термин - «военное кино». Оно на самом деле антивоенное. Мы не знали, что предстоит впереди, что фильм станет актуальным. Мы не радовались этой актуальности.
Я сам прошёл через войну. Веришь в хорошее - это спасает! Я приехал к вам из Мурманска, где мы делаем новую картину. Я читал книги о Нюрнбергском процессе. Я читал хроники Бориса Полевого, который присутствовал на Нюрнбергском процессе.
Как рассказал режиссер в программе « Однажды », о судебном заседании он узнал благодаря отцу. Николай Лебедев: «У него были полки, на которых стояли книги о войне. Он все это собирал, очень внимательно читал, изучал. И я их рассматривал, читал что-то , не понимая, но я видел фотографии, которые меня ошеломляли. Мне было лет 7—8 ». Режиссер отметил, что не рассказывал историю своего отца и что тот не воевал, так как был ребенком, но из-за войны попал в Суворовское училище, и все его близкие погибли. Николай Лебедев: «Это мой дед, ему было всего 40, он был военврачом, это мой дядя, ему было 19 лет, он погиб под Веной в апреле 45-го года. И отец всю жизнь искал их могилы. Он был мальчишкой, когда все это произошло. Война сломала ему жизнь полностью.
Конечно же, написан сценарий. Полностью сделаны раскадровки по картине, режиссерские экспликации и прочееСуществует разработанный постановочный проект. Полностью сделаны раскадровки по картине, режиссерские экспликации и прочее 30.
Лауреат Государственной премии РФ 2003. Президент Гильдии кинорежиссеров России с 29 ноября 2021. Николай Лебедев родился 16 ноября 1966 года в Кишиневе. Мать - Елена Алексеевна Лебедева, из семьи донских казаков экономист. Предки по отцу - врачи, проживали в городе Спасск Рязанской губернии, и являлись почетными гражданами города. Имя Николай передавалось по наследству - дед, дядя, прадед, прапрадед Николая Лебедева носили имя Николай Николаевич Лебедев. С детства хотел стать кинорежиссером. Свой первый фильм снял в 10 лет на кинокамеру, одолженную отцом у приятеля.
Узнаю брата Колю: Сентиментальный «Нюрнберг» Николая Лебедева
Конечно же, написан сценарий. Полностью сделаны раскадровки по картине, режиссерские экспликации и прочееСуществует разработанный постановочный проект. Полностью сделаны раскадровки по картине, режиссерские экспликации и прочее 30.
Политикам и не снилось — «Нюрнберг» — это военная драма, триллер, патриотический проект или фильм о любви, ведь не зря вы ввели в картину эту сюжетную линию? Здесь есть место всему человеческому — и боли, и предательству, и надежде, и отчаянию, и любви. Это не кино про судебное заседание, это полная событий и страстей история, где много приключений и неожиданных поворотов. Я вижу, как эмоционально реагируют на фильм первые зрители, как они увлечены, и это не может не радовать. Команда была интернациональной. А съемки проходили в том числе и за рубежом? Как вы подбирали актерский состав? И как работалось на одной площадке нашим и зарубежным актерам?
Как-то раз я попытался сосчитать, представители каких стран участвовали в работе. Россияне, украинцы, чехи, немцы, словаки, англичане, грузины, американцы, датчане, австрийцы, сербы, болгары, поляки… И все прекрасно понимали друг друга, вне зависимости от знания или незнания языков. Потому что когда людей объединяет общее хорошее дело, то нет никаких границ для дружбы и взаимности. Евгений Миронов в роли полковника Мигачева, руководителя советской делегации. Дворец правосудия собирались снимать в Нюрнберге, но, увы, помешала пандемия — в Германии был введен запрет на въезд иностранцев. Поэтому сцены у дворца снимались в Калининграде, где сохранились здания старинной немецкой архитектуры. Я неоднократно работал с актерами и специалистами из разных стран. Выдающийся мастер и замечательный человек, светлый и распахнутый, как ребенок.
Полностью сделаны раскадровки по картине, режиссерские экспликации и прочееСуществует разработанный постановочный проект. Полностью сделаны раскадровки по картине, режиссерские экспликации и прочее 30.
По его словам, он изучал доступные свидетельства, читал воспоминания современников, документы процесса. Вернее, не только о нём. Это не просто хроника судебного заседания.
Режиссер Лебедев: для меня «Нюрнберг» одна из самых личных картин
Я всегда рассказывал истории, которые меня волнуют и тревожат | Российский кинорежиссер и сценарист Николай Игоревич Лебедев родился 16 ноября 1966 года в Кишиневе (Молдавия). |
Организации в тренде | Николай Лебедев — все новости о персоне на сайте издания На 101-м году жизни умер народный артист России Николай Лебедев. |
Николай Лебедев — последние новости сегодня | Аргументы и Факты | кинорежиссер и сценарист | |
Большое видится на расстоянии. Режиссёр Николай Лебедев.
Но все остальное показанное в фильме вызвало массу критических высказываний, обвинив режиссера в том, что сюжет примитивен и слаб. Но это не стало преградой для того, чтобы картину наградили престижной кинопремией «Золотой орел», которую картина получила за отличный труд художника-постановщика. Чуть позднее Николай работал над кинокартиной «Апостол». Это военный сериал, старт работы которой осуществлял Г. Сидоров, но затем режиссер отказался заканчивать съемки. К съемочному процессу позднее присоединился Ю.
Мороз, которого считают одним из лучших представителей отечественного кинематографа. Сериал на протяжении 12 серий рассказывает историю о братьях-близнецах, которые стали немецкими диверсантами, согласившимися работать с сотрудниками НВКД. Публика увидела в киноленте Е. Миронова, который блестяще вжился в образы главных героев. Также сериал украсили своим присутствием такие кинозвезды как: Д.
Мороз , А. Смирнов , Н. Николай смог вновь привлечь внимание критиков к своей персоне. Главную роль в киноленте доверили сыграть актеру Д. Весна 2016 года стала знаменательной в творческом пути режиссера.
Зрители с нетерпением ожидали премьеры нового киношедевра Лебедева, который анонсировал выход на экраны нового кинопроекта под названием «Экипаж». Николай говорил, что его мечта — поработать над съемками фильма-катастрофы и, вот, это, наконец-то стало возможным. Потому режиссер вложил все силы, и картина стала настоящим кинохитом. Возможно, успех киноленты случился и потому, что режиссер собрал звездный актерский состав — на экране можно было увидеть В. Машкова , Д.
Козловского и А. Но режиссер хотел чтоб лента была правдоподобной, потому, кинозвезды перед съемками отправились на курсы в летную школу, чтобы иметь представление о принципах летного мастерства. Блокбастер побил рекорды по суммам с проката, а Лебедев получил звание режиссера года. Личная жизнь Николая Звезда кинематографа не любит делиться подробностями личной жизни с представителями СМИ. Известно, что супруга режиссера Ирина окончила экономический факультет, но трудится в мире кино.
У пары нет совместных детей, но пара воспитывает дочь Светлану от первого брака Ирины.
Подробности — в интервью журнала «Атмосфера». Это не так мало, но тем не менее были большие паузы. Вы себя комфортно чувствовали, когда не понимали, что будете или хотите снимать? Поиск материала — всегда запутанный и мучительный процесс. Это как любовь: приходит или не приходит. И когда все-таки находишь основу для нового фильма, понимаешь, что на то есть глубинные причины.
Хотя выбор не всегда объясним логически, потому что любовь — это все-таки чувство, а не умозаключение. Но перед этим вы серьезно занимались «Мастером и Маргаритой». Переживали, что так и не сняли этот фильм? Я практически сделал эту картину, осталось только снять, для себя я ее уже полностью сложил. Это был сложный, интересный опыт. И возник «Нюрнберг», совершенно непохожий на «Мастера» ни сюжетно, ни стилистически, ни жанрово, — и при этом, как ни странно, близкий ему — и там и там рассказывается, как человек пытается выбраться из очень сложного положения и ищет в себе силы на пути к светлому и доброму. Вы это умеете?
На «Нюрнберге» первый съемочный день в Чехии должен был состояться в марте 2020 года, и за два дня до этого объявляют пандемию. Все в панике, но почему-то я был спокоен, решил: будь что будет. И мы вернулись к этому материалу ровно через год, а благодаря возникшему времени удалось кое-что доделать в сценарии. Съемки хотелось начать со сцены, где лежал бы снег. Но я заболел ковидом, и немного сдвинулись даты. А снег начал таять раньше обычного, хотя еще в феврале были сугробы. Я сказал себе: «Ничего не поделаешь».
Понимал, что снега уже точно не будет, и решил начать с очень важного и сложного объекта. А в апреле мы вышли на площадку с теми сценами, отрепетировали их, чтоб завтра снимать, и ночью неожиданно выпал снег и лежал полдня. Такого в это время года в Чехии просто не бывает. На этой картине было много ситуаций, когда мы буквально шли по краю из-за ковида, а потом пазл складывался. Мы порой не знаем сами, что хорошо, а что плохо и как это аукнется. Иногда мы чересчур пытаемся контролировать жизнь, а это неправильно. Как говорил один мой учитель: сделай все, что в твоих силах, и отпусти ситуацию.
Это много, но я перестал пугаться цифр. Главное, отношения сохранились. Мы стали еще более близкими» Фото: Владимир Мышкин — Вы как-то сказали, что детство у вас было хорошим и достаточно благополучным, но вы не чувствовали себя счастливым, на что мама даже обижалась. Откуда такое ощущение? Я так воспринимал мир, и мне он не казался совершенным и ярким — в отличие от того, что я видел в кино. Многие говорят, что в детстве все прекрасно. Но у меня не было такого ощущения, хотя я рос в любящей семье.
И маму мои слова ранили, и еще она обижалась, что я никогда ей не посвящал ничего в кино. Но я знаю, что двух главных героев «Нюрнберга» зовут как ваших родителей — Игорь и Лена. Мамы недавно не стало, это произошло во время съемок «Нюрнберга». Александра Яковлева приезжала ко мне прямо перед тем, как это случилось. Она была хорошо знакома с моей мамой. И спросила: «Ты сказал Елене Алексеевне, что героиню зовут Лена? Хочу ее удивить».
Но она настаивала: «Обязательно скажи, не откладывай, послушай меня». Я согласился, но — не успел. Надо все говорить вовремя… Но Господь меня пожалел. Все произошло неожиданно, так что это горькое, но счастье, что я оказался в этот момент в Москве, а не в Чехии, откуда невозможно было бы выбраться во время съемок. Мы снимали на «Мосфильме» сложный объект — четыреста пятьдесят человек массовки, много артистов из разных стран, и прямо накануне вечером мне позвонил брат и сказал, что мамы больше нет. Я помчался в ее квартиру… А утром приехал на площадку, как обычно, к семи, и носился, улыбался и шутил, потому что люди должны нормально работать.
Но нашими режиссерами в этой сфере не накоплен «золотой фонд» беспроигрышных штампов, на которых обычно базируется лебедевская режиссура, и черпать Лебедеву неоткуда, а ничего своего оригинального этот традиционалист изобретать, похоже, принципиально не намерен. Так что остается сказать ему «спасибо» хотя бы за варежки, согревающие не только Ленины пальчики, но и сердце сентиментальной зрительницы. Да еще за кисточки, украшающие в качестве своеобразного букетика могилу брата Коли в эпилоге 1976 года. Лидия Маслова, специально для «Фонтанки. Подписывайтесь, чтобы первыми узнавать о важном. По теме.
А уж затем меня взяли под крыло Лиана Королева и Юрий Арабов — и понеслось… — Но при всем том, что родители, как вы говорили, скептически относились к вашему желанию идти в кино, папа еще в десять лет купил вам кинокамеру, а мама печатала сценарии… — Наверное, был определенный скепсис, но скорее забота родителей, которые хотели оградить меня от тяжелых разочарований. Но я много раз убеждался, что, если человек видит цель и движется вперед, он все равно к ней придет. Пятница» у вас все сложилось удачно, а дальше вам опять были нужны характер и терпение. Но потом кинопроизводство практически остановилось, случились девяностые. Было реально трудно получить первую большую постановку — да что там трудно, практически невозможно. Я сел и стал писать сценарии: один, второй, третий, четвертый. И они никому не были нужны, но я не останавливался. Он мне рассказывал, что когда в молодости ему отклоняли сценарий, он не страдал, не пытался бороться, а просто шел и писал новый. Один, второй, третий, и наконец утверждали. И в самом начале пути вы так же показывали тонну сценариев Юрию Арабову, и он таки сдался… — Надо же, я не знал, что Митте не утверждали сценарии, но знаю, что он колоссальный трудяга. А Арабова и тут не могу не поблагодарить, жизнь складывается не прямолинейно, я принес ему сценарий «Змеиного источника», он сказал, что читать не будет, но позвонил Валерию Тодоровскому. И Валерий стал тем человеком, который подставил плечо, я на это плечо взобрался, и он меня внес в кино. Очень важно, чтобы нашлись люди, которые в первый раз отворят двери, дальше уже твое дело: можешь или не можешь, доказывай сам. При этом вы преподаете, то есть все-таки учите профессии… — Дело в том, что я с раннего детства учился режиссуре — и продолжаю это делать. Но я учился не по-школярски, мне не надо было сдавать экзамены. Я штудировал труды Сергея Герасимова лет с двенадцати, и Михаила Ромма, и Григория Козинцева, и Сергея Эйзенштейна, и не для того, чтобы поставить галочку, а потому что мне это было интересно. Я учился и учусь, и когда смотрел и смотрю фильмы, и когда хожу на чьи-то лекции, я все это впитываю, потому что другой взгляд позволяет взглянуть из новой точки на профессию. И каждая картина — вызов себе. Я пытаюсь объяснить студентам, что режиссуре нельзя научить, но можно научиться. Только если человек сам ставит перед собой сложные задачи, что-то произойдет. Каждый раз, когда берусь за новую картину, начинаю ее с «белого листа» и снова повторяю те уроки, которые знаю наизусть, изучаю те же учебники и груды свежего материала. И у ребят, которые пытаются прийти в эту профессию, все получится, если они будут брать пример с Митты, который ходит на лекции других педагогов в свою киношколу. Оказалось, одноклассницы спросили ее обо мне: «Это твой парень? Вы никогда не наступали на них? Обычно одни и те же грабли — это лень, когда думаешь: «Да ладно, сойдет, и так будет хорошо», а вот не будет. Когда-то мне рассказал Даня Козловский, что его в детстве всегда учили, что лень — это очень плохо, и она сильно портит жизнь. Его эти поучения раздражали, а когда он вырос, то вдруг понял, что лень — страшная штука. Она все губит на корню и может уничтожить судьбу человека. Я могу сорваться, и очень сильно, и потом корю себя за это, очень не люблю себя таким. Но на самом деле надо приложить большие усилия, чтобы меня довести до такого состояния. Я не переношу халатность в работе. И вот тут порой впадаю в ярость, особенно если это связано с безопасностью людей. Но обычно мои близкие стараются этого не делать, они знают, что сам по себе я практически никогда не срываюсь. Ну а уж если так случилось, тут они прячутся по всем щелям. Как-то, ей было лет пятнадцать, я пошел встретить ее у школы. Она стояла со своими одноклассницами, и те почему-то глядели на меня круглыми, как блюдца, глазами. И она всю дорогу посмеивалась, а я не понимал, в чем дело. Оказалось, они ее спросили: «О! Это твой парень? А как вы себя воспринимаете, ощущаете возраст? Меня это изумило, и я просто кайфую. Моя жизнь развивалась по нарастающей с первой картины, а потом начались очень серьезные удары: потеря близких людей, работы, смысла. Как-то все навалилось, и я очень долго выходил из этого пике. Причем не годы, а десятилетия. Сейчас мне живется увереннее и спокойнее, но не в том смысле, что я расслабился, а наоборот, я стал более ответственным, научился себя держать в узде и действовать с большим КПД. Мне нравится, что с возрастом я становлюсь не хуже, а лучше по-человечески. По крайней мере, мне так кажется.