В. Дашкевич: На этот фильм меня пригласил очень талантливый человек Юра Грымов, который придумал совершенно удивительный фокус. Музыка к мультфильму понравилась театральному режиссеру Леониду Хейфецу, и он привлек Дашкевича к созданию музыки для спектакля «Блюзы для мистера Чарли». Общий же хронометраж оригинальной музыки к «Холмсу», по словам Владимира Дашкевича, составил порядка 87 минут, что впоследствии позволило написать на её основе целую. «Для меня музыка — это проблема, решенная в идеальной, изящной и приятной форме», — говорит Владимир Дашкевич.
Познавательный ресурс о культуре, науке и искусстве
Композитор Владимир Дашкевич напишет музыку к фильму «Три сестры» Юрия Грымова. Примерно в то время Николай Рашеев заказал у Дашкевича музыку к фильму «Бумбараш». Поздравляем Владимира Дашкевича с юбилеем! В этом году Дашкевич отмечает 90-летний юбилей, к которому коллектив и студенты Московского государственного института культуры приурочили ряд мероприятий. А Дашкевичем уже написана музыка более чем к 100 фильмам и мультфильмам, им созданы симфонии, оперы, мюзиклы, оратории, концерты. С кинематографом Владимир Дашкевич плодотворно сотрудничает с начала 1970-х годов.
90 лет композитору Владимиру Дашкевичу
Музыка к мультфильму понравилась театральному режиссеру Леониду Хейфецу, и он привлек Дашкевича к созданию музыки для спектакля «Блюзы для мистера Чарли». Стоит напомнить, что Дашкевич хорошо известен публике как автор музыки к советскому телефильму о Шерлоке Холмсе, сериалу "Азазель" и многим другим, серии кинофильмов. И, похоже, судебная тяжба с Союзом композиторов России завершилась победой Дашкевича. Музыка к мультфильму понравилась театральному режиссеру Леониду Хейфецу, и он привлек Дашкевича к созданию музыки для спектакля «Блюзы для мистера Чарли». Поздравляем Владимира Дашкевича с юбилеем! В 1965 году Дашкевич получил первый заказ — написать музыку к мультфильму «Медвежонок на дороге».
Теория музыки Владимира Дашкевича. Авангард и поп-культура
При всех темповых и эмоциональных совпадениях это совершенно не совпадало по национальному колориту. Но все было снято акцент в акцент. Поэтому требовалось написать музыку, которая точно попадала бы в эти акценты. Что я и сделал. Ведь песня "Ходят кони" вообще не была запланирована. Это было пожелание Юры Смирнова, который играл Гаврилу. Он сказал: ребята, я там злодей, но мне нужна какая-нибудь душевная песня. Мы ему и написали.
Потом пришел Валера Золотухин и забрал эту песню себе. Правда, в финале они ее пели вместе. Но финал-то возник как раз потому, что появилась песня. Маленький формат рождает маленького человека - Почти все, что написано вами не для кино, ждет своего часа. Музыку крупных форм пишете "в стол"? Лежит II симфония Чеховская , III симфония "Жить не по лжи" , два альтовых концерта, фортепьянный, скрипичный и виолончельный концерты. А те сочинения, что исполнялись, всегда исполнялись с огромным успехом.
Так же, как, например, "Солдатский реквием", который прозвучал в Харькове к 65-летию Победы. А прошлым летом в Нижнем Новгороде был замечательно встречен скрипичный концерт, который сыграла Алена Баева. Могу назвать невостребованные произведения и других композиторов, входящих в "первую десятку". Это грандиозная опера Эдуарда Артемьева "Преступление и наказание", которую он писал двадцать семь лет. Это замечательный концерт Геннадия Гладкова с гениальной ораторией "Свифт". Это прекрасная Шестая симфония Алексея Рыбникова. Да что там, у нас полно достойных сочинений, которые не исполняются.
Во-первых, играть новые сочинения всегда рискованно. На это отваживались только выдающиеся мастера, такие как Ростропович, который сыграл около 300 премьер. На это шел Борис Александрович Покровский, в свое время заказавший мне "Ревизора". На это идут Минин, Федосеев, иногда новую музыку играет Гергиев. Во-вторых, за новую музыку, а она в отличие от классики находится в зоне авторского права, надо платить, и довольно прилично. Бывает, после концерта посидели, выпили, подходит администратор и говорит: "Владимир Сергеевич, может, напишете отказ от авторских, а то нам нечем платить оркестрантам". А что делать?
Приходится писать отказ. Это все результат непродуманной музыкальной политики. Чтобы современная музыка чаще звучала, музыкантов надо стимулировать. За очередное исполнение нового произведения они должны получать дополнительное вознаграждение. Иначе они будут играть его только один раз - причем себе в убыток - и больше никогда к нему не вернутся - Может, не в музыкальной политике дело? Может, композиторы измельчали? Я недавно на радио "Орфей" сделал годовой цикл передач, посвященный современным композиторам, в том числе и российским.
И обнаружил у нас грандиозный запас музыки, который может сделать честь любой стране и даже вывести Россию на лидирующие позиции. Я не буду приводить в пример США - там хорошая музыка пишется только за очень большие деньги. Но у нас есть блистательные сочинения Свиридова, Таривердиева, Гаврилина. Есть потрясающие произведения Вайнберга, который до конца не раскрыт. И есть замечательная музыка кинокомпозиторов, прошедших серьезную школу общения с массовой аудиторией. Здесь опять же Геннадий Гладков, Артемьев, Рыбников. Целое созвездие имен!
Идет тотальное наступление маленького формата. Почему наши лучшие композиторы стали даже себе в убыток активнее работать в крупных формах? Потому что почувствовали необходимость что-то противопоставить катастрофическому сползанию в микроформат типа "М-м, Данон". Маленький формат рождает маленького человека с коротенькими мыслями, с клиппированным сознанием, который никакую модернизацию не потянет. Это я вам говорю как инженер, отдавший заводу одиннадцать лет своей жизни. Когда я был мальчишкой, мы во время войны с ребятами слушали у репродукторов Седьмую симфонию Шостаковича, а она, между прочим, идет 70 минут.
Автор симфоний, опер, мюзиклов, инструментальных концертов, в кинематографе он написал музыку более чем к ста двадцати кинолентам, в том числе таким как «Приключения Шерлока Холмса и доктора Ватсона» и «Зимняя вишня», Игоря Масленникова, «Плюмбум, или Опасная игра» Вадим Абдрашитова, «Ворошиловский стрелок» Станислава Говорухина, «Азазель» Александра Адабашьяна, «Петр Первый, Завещание» Владимира Бортко и многим другим. Союз кинематографистов России и Гильдия композиторов Союза кинематографистов России сердечно поздравляют юбиляра в этот знаменательный день.
Сегодня музыку к фильму узнают сразу с первых нот, а «Увертюру» из него можно услышать даже в музее Холмса на улице Бейкер-стрит. Смирнова О.
Музыка Владимира Дашкевича» Слушатели медиалекции.
Ее попросил использовать Михаил Юзовский в фильме "Там, на неведомых дорожках... И вот возникла эта песня", — заметил Дашкевич. Впечатление, что открывается дыра в пространстве и оттуда что-то идет, и ты не видишь того, кто это послал, — рассказал Дашкевич. Главная тема к кинофильму "Собачье сердце" 1988 года тоже была написана Дашкевичем.
Этого пса никто не заставлял быть человеком, он ни в чем не виноват. Там есть центральная сцена, которая очень важна, это когда Шариков подходит к зеркалу и смотрится в него", — напомнил композитор.
Владимир Сергеевич Дашкевич
Дашкевич сочинял музыку ко многим известным фильмам, мультфильмам, сериалам и театральным постановкам. Многие песни созданы Юлием Кимом в соавторстве с композиторами Владимиром Дашкевичем, Геннадием Гладковым, Алексеем Рыбниковым. Я подумал: музыка к сериалу «Приключения Шерлока Холмса и доктора Ватсона» тяготеет над Дашкевичем, как проклятие над родом Баскервилей. В Нижегородской филармонии состоялась мировая премьера авторской юбилейной программы Владимира Дашкевича "Музыка, рожденная в кино".
Премьера оперы Владимира Дашкевича прошла по удаленке - «Новости Театра»
Как композитор он окончил Институт имени Гнесиных в классе у Арама Хачатуряна. Откуда она взялась — понятия не имею». Продолжая просматривать его, вы соглашаетесь на использование нами файлов cookie и метаданных в соответствии с Политикой конфиденциальности.
Так же она поступила в Москве, куда они вернулись в 1943 г.
Теплых воспоминаний об учительнице Владимир Сергеевич не сохранил — она была очень строгой и «сухой», во главу угла ставила беглость пальцев и считала, что музыканта из него не выйдет, и в конце концов он бросил занятия, но освоить нотную грамоту успел. Бросив занятия, Дашкевич не перестал любить музыку. Он регулярно ходил в Большой театр, многие оперы знал наизусть, его любимыми произведениями были «Борис Годунов» и «Кармен».
Он начал сочинять музыку, но долгое время это было его тайной — только в десятом классе он признался школьной подруге, что хочет стать композитором. Тем не менее, после школы он поступил в институт химической технологии, где учился без особого увлечения. Наряду с музыкой его увлекали шахматы — в студенческие годы он достиг уровня кандидата в мастера спорта.
В двадцатидвухлетнем возрасте волею случая он получил в пользование пианино, принадлежавшее соседям. Вспомнив все, чему научился в музыкальной школе, он играл на нем часами, записывал мелодии. Увлекшись этим, он забросил учебу, но отец объяснил, что в случае исключения из института ему придется служить в армии, а не поступать в консерваторию, и Владимиру пришлось ограничить свое рвение.
После окончания учебы Дашкевич работал на заводе, а по выходным посещал семинар самодеятельных композиторов при Союзе композиторов.
А после поступления в училище имени Гнесиных Дашкевич стал студентом Арама Хачатуряна. Но мало кто знает, что песен к этому фильму могло бы не быть, если бы не мастерство Владимира Сергеевича играть в шахматы. Оказывается, Юлий Ким наотрез отказался писать стихи на музыку композитора. После долгих уговоров друга он поставил ему условие — Ким напишет стихи, если Дашкевич сможет выиграть четыре партии подряд у кандидата в мастера по шахматам Владимира Гусарова. На кону у композитора стояло очень многое, ведь режиссёр Николай Рашеев рассчитывал на него. Как говорил сам Дашкевич, богиня Каисса проявила к нему благородство, не смотря на то, что он оставил шахматы. Гусаров проиграл Владимиру Сергеевичу четыре раза подряд.
Уже потом были картины «Заячий замок», «Под каменным небом», «Маяковский смеётся»... И кто знает, что могло произойти с его музыкальной карьерой, если бы не любовь к шахматам? Авангард и поп-музыка Владимир Дашкевич своими смелыми суждениями о музыке и её роли в обществе взывал волну негодования, но во многом он оказался прав. Композитор считает, что с развитием технологий и науки люди потеряли способность «передавать архетип понятным языком». А авангард Владимир Сергеевич называет «искусством, лишённым языка».
В 1950-х годах Дашкевич поступил в Московский институт тонкой химической технологии , по окончании которого получил диплом инженера-химика. После вуза, параллельно с работой по полученной специальности, учился музыке, посещая семинар самодеятельных композиторов. Занимался под руководством Филиппа Гершковича и Николая Каретникова [3]. В 1962 году Дашкевич получил второе высшее образование — музыкальное, окончив Музыкально-педагогический институт имени Гнесиных класс Арама Хачатуряна [4].
В 1991—1993 годах возглавлял Союз композиторов Москвы [3] [5]. С 1993 года — председатель исполкома Международной ассоциации композиторских организаций [6].
RT: 90 лет исполнилось выдающемуся композитору Владимиру Дашкевичу
Композиции, написанные для картины «Бумбараш», шагнули с экрана и зажили собственной жизнью. В 1973-м вышел художественный фильм для детей «Капля в море», где впервые прозвучала мелодия Дашкевича, на долгие годы ставшая музыкальной заставкой к передаче «В гостях у сказки».
Прекрасные плоды дало многолетнее сотрудничество Владимира Сергеевича с поэтом и бардом Юлием Кимом. Дашкевич написал музыку к 30 спектаклям и более чем к сотне кинофильмов, в числе которых - культовые "Шерлок Холмс и доктор Ватсон", "Бумбараш", "Собачье сердце". Работал и с "крупными формами", написав 9 симфоний, 3 оперы, 5 мюзиклов, 5 инструментальных концерта.
А еще у него множество произведений камерной, программной и вокальной музыки. Дашкевич всегда интересовался европейской культурой и умел тонко передать британский характер - почти все фильмы советской поры с "британскими" персонажами озвучены именно им.
Его музыкальное наследие будет продолжать жить и вдохновлять новые поколения музыкантов. От всей души поздравляем Владимира Дашкевича с 90-летием и желаем ему крепкого здоровья, долгих лет творчества и новых ярких музыкальных открытий!
Но мало кто знает, что песен к этому фильму могло бы не быть, если бы не мастерство Владимира Сергеевича играть в шахматы. Оказывается, Юлий Ким наотрез отказался писать стихи на музыку композитора. После долгих уговоров друга он поставил ему условие — Ким напишет стихи, если Дашкевич сможет выиграть четыре партии подряд у кандидата в мастера по шахматам Владимира Гусарова.
На кону у композитора стояло очень многое, ведь режиссёр Николай Рашеев рассчитывал на него. Как говорил сам Дашкевич, богиня Каисса проявила к нему благородство, не смотря на то, что он оставил шахматы. Гусаров проиграл Владимиру Сергеевичу четыре раза подряд. Уже потом были картины «Заячий замок», «Под каменным небом», «Маяковский смеётся»... И кто знает, что могло произойти с его музыкальной карьерой, если бы не любовь к шахматам? Авангард и поп-музыка Владимир Дашкевич своими смелыми суждениями о музыке и её роли в обществе взывал волну негодования, но во многом он оказался прав. Композитор считает, что с развитием технологий и науки люди потеряли способность «передавать архетип понятным языком». А авангард Владимир Сергеевич называет «искусством, лишённым языка».
Ведь что сегодня происходит?
Композитору Владимиру Дашкевичу — 90
Просто пойти и пострелять по другим людям. Просто так. Надо что-то делать уже, нельзя дать этому инстинкту стать массовым. К слову, одно нельзя отнять у Сталина: тиран обладал звериным подсознательным инстинктом. Хоть он сам и был дико агрессивным существом, но понимал, что уровень агрессии надо снимать за счёт культуры.
И, боюсь, это лучше, чем полное безразличие власти к культуре. Если Артемьев писал свою оперу 27 лет, а реализовать её на сцене никак не может — это приговор всему обществу. Музыка обязана вернуться на ведущие социальные позиции. Ведь если в такой специфической стране, как Россия, музыка убирается, такое общество становится опасно для самого себя.
Сейчас стоят за Дарами. Хотя я уверен, что лишь единицы из стоящих читали Библию. Ведь если бы читали, то Даров бы не ждали — в Библии к ним относятся очень осторожно, волхвы — это колдуны, достаточно вспомнить известный сюжет, как Бог наказал царя Саула за обращение к волшебнице... Эволюция человека как вида закончится тогда, когда наша численность достигнет 8,5 миллиарда.
Всё остальное суть этнические декорации. Небольшой размер земного шара диктует серьёзную степень саморегуляции — и финансовой, и экономической; должна быть единая валюта для избежания масштабных кризисов. Мы непременно придём к единому политическому руководству, когда все государственные границы превратятся в административные. И, конечно, никаких различий не будет — религиозных, национальных, социальных; палестинец легко сможет зайти в синагогу и помолиться там...
И если произойдёт наводнение в Китае что очень вероятно и засолонятся реки Хуанхэ и Янцзы — человечество обязано будет допустить китайцев получать пресную воду из Байкала, не превращая это в трагическую борьбу двух народов. Нормальная взаимопомощь. Опять же — есть проблема остывания Гольфстрима, что уже приводит к арктической зиме в Америке. То же ждёт Британию.
В таких случаях мир должен строить резервные города, и тут уже не до разделённости. Вот чем хороша Голландия? Там практически одни смешанные браки. Которые дают максимальное количество талантливых детей — а это один из главных ресурсов человечества.
Скажу крамольную вещь: я считаю, что патриотизм должен быть изжит из обихода повсеместно. Интересы человечества должны быть выше интересов любой отдельно взятой страны. Даже странно сказать: «Британия превыше всего! Зачем это культивировать?
У нас одна родина сегодня — планета Земля. И чем художники будут больше опираться на самые разные национальные культуры в их глобальном осмыслении, тем быстрее мы выйдем из состояния агрессии к своим соседям. Музыка — язык космоса, это летопись человеческой эволюции. А мы сейчас — имея в виду деятелей культуры — перестаём туда посылать сигналы.
Владимир Дашкевич не только кинокомпозитор: среди его сочинений 9 симфоний, 3 оперы — «Клоп» по Маяковскому , «Ревизор» по Гоголю , «Двенадцать» по Блоку , 5 мюзиклов, 5 инструментальных концертов, многочисленные произведения камерной, программной и вокальной музыки. Как Александр Бородин, Дашкевич по первому образованию — химик, и лишь в 19 лет он понял, что его призвание — в музыке. Как композитор он окончил Институт имени Гнесиных в классе у Арама Хачатуряна.
Известность получила и написанная композитором главная тема к кинофильму « Собачье сердце » 1988. Составители «Новейшей истории отечественного кино» характеризуют Владимира Дашкевича как композитора-актёра, который «превосходно умеет соответствовать задачам игровым, театральным, стилизаторским».
Эти качества, проявившиеся в дебютном « Бумбараше », были продолжены в других фильмах с участием Дашкевича [10]. В 1996—2008 годах Владимир Дашкевич был композитором в передаче « Джентльмен-шоу » [11]. Помимо симфонической музыки сочиняет песни и другие вокальные произведения на стихи Юлия Кима , а также русских и зарубежных поэтов. Сотрудничество с Еленой Камбуровой вылилось в вокальные циклы на стихи поэтов Серебряного века.
Расшифрую: первое направление — это классическая музыка, второе — популярная. И третье — мы, музыка, которая берёт классические традиции у первых и современные интонации и ритмы у вторых, сохраняя школу и… новизну, живость. Все концерты Артемьева, Гладкова, Рыбникова идут при аншлагах.
Вот дирижёр Владимир Юровский глава Госоркестра им. Светланова совершил, на мой взгляд, подвиг, соединив большой симфонический оркестр с «Обыкновенным чудом» Гладкова. Публика принимала на ура, как, вероятно, реагировала в XIX веке на великие симфонии романтиков. Побольше бы таких концертов! А что ещё композитору остаётся? Хотя персонаж абсолютно шлягерный — все знают историю Давида и Голиафа или Давида и Вирсавии… Но информационное пространство отдаётся совсем иным «деятелям». Дмитрий Быков гениально сказал про очередной Новый год на нашем ТВ: «Когда я в новогоднюю ночь слышу опять одну сплошную, неизменную 40 лет попсу с одними и теми же всё более ужасающими, всё более кадаврическими лицами, — ребята, это нехорошо, это плохое зеркало.
Полная беспросветчина! Пирамида в советские времена была такой: на первом этаже — Прокофьев, Шостакович, Хачатурян; на втором — исполнители Ойстрах, Рихтер, Гилельс , а на третьем — популярные композиторы Дунаевский, Утёсов, etc. Конечно, все эти уровни находились в известной взаимосвязи, потому что увертюра Дунаевского к «Детям капитана Гранта» абсолютно симфонична по своей сути. Но без мощного первого этажа профессиональный уровень третьего был бы гораздо ниже. А сейчас пирамида перевёрнута, причём сознательно. Отсюда и низкое качество… Хотя за Пугачёвой эпоха, кто бы что про неё ни говорил. Но как раз из-за мастерства нас не пускают занять ведущие позиции, равно как и никакие другие.
Даже продюсеры идут в наступление, сокращая отчисления за киномузыку. Хотя выйди сейчас на экраны такой фильм, как «Бумбараш», думаю, публика на него пошла бы: борьба красных и белых до сих пор актуальна. Она жила в нашей истории всегда… — Проблема неравенства? Причём эта жажда приводит его нередко к историческим тупикам как вся история советской власти — люди рванули за справедливостью, но оказались в ловушке. Но, как бы то ни было, природу русскую сломить нельзя. Она всё равно берёт своё. И пока в нашей культуре это не будет в полной мере отражено — культура не продвинется.
И это измельчает человека. А ничего нет хуже подобного ощущения. Вот почему многие кинокомпозиторы пишут крупную форму? Это повышает и их самооценку, и оценку окружающих. А маленькая, попсовая форма, напротив, заставляет двигаться в мозгу лишь пару нейронов — ты и деньги. Это вещи очень связанные: сейчас много крохотных песенок и много маленьких людей, из-за которых общество находится в состоянии агрессивного брожения. Правильно кто-то заметил: Россия — единственная страна, где в автомагазинах продаются биты.
Вот к такой формуле мы и пришли: маленькая музыка — маленькая самооценка — большая агрессия. Требуется новая культурная парадигма.
ЮБИЛЕЙНЫЙ КОНЦЕРТ КОМПОЗИТОРА ВЛАДИМИРА ДАШКЕВИЧА
- Ты композитор
- Песни Татьяны Дашкевич
- Курсы валюты:
- Владимир Дашкевич отмечает 90-летие: великий композитор и теоретик музыки
Композитор Дашкевич отмечает юбилей
Владимир Дашкевич: Музыка — язык космоса | И, похоже, судебная тяжба с Союзом композиторов России завершилась победой Дашкевича. |
Владимир ДАШКЕВИЧ:Киномузыка-хит подземелий - Нижегородские новости | маэстро, ожививший Холмса и подаривший много музыки детям. |
Владимир ДАШКЕВИЧ: Музыка – социальный инструмент колоссальной силы - Кубанские новости | Дашкевич проявил свой талант в классическом жанре, но всенародную известность мастеру принесла именно его музыка, написанная для кино. |
Композитор Дашкевич отмечает юбилей | Почему Игорь Масленников предлагал Дашкевичу сыграть Шерлока Холмса и за что чуть не отстранил его от работы? |