Новости линия обороны ленинграда во время блокады карта

Представления о морали в Ленинграде 1941-1942 гг., отношения между друзьями во время блокады неизбежно менялись. Представления о морали в Ленинграде 1941-1942 гг., отношения между друзьями во время блокады неизбежно менялись. Блокадный Ленинград. Свернуть условные обозначения. Показать свойства. Копировать карту. Печать карты.

Main navigation

  • Блокада Ленинграда во время Великой Отечественной войны
  • Блокада Ленинграда - Энциклопедия России
  • 30 памятных мест Ленинградской блокады
  • Из Википедии — свободной энциклопедии
  • Соотношение сил к началу блокады

Блокадный Ленинград

Блокада Ленинграда – военная блокада города немецкими, финскими и испанскими (Голубая дивизия) войсками с участием добровольцев из Северной Африки, Европы и военно-морских сил Италии. Во время блокады немецкие войска по плану должны были обстреливать и бомбить город до тех пор, пока все объекты, необходимые для жизнедеятельности населения, не будут уничтожены. Линия фронта, линия блокады Ленинграда прошла в левом нижнем углу снимка, у подножия Пулковских высот.

Операция «Искра» (12—30 января 1943 г.)

Блокада Ленинграда во время Великой Отечественной войны именно там проходила граница.
Линия обороны ленинграда во время блокады карта Памяти жертв блокады и погибших участников обороны Ленинграда посвящены мемориальные ансамбли Пискаревского и Серафимского кладбищ, вокруг города по бывшему блокадному кольцу фронта создан Зеленый пояс Славы.
5 спорных фактов о блокаде Ленинграда, которым мы верим. И очень напрасно длительная военная блокада, предпринятая державами Оси против советского города Ленинграда (современный Санкт-Петербург) на Восточном фронте Второй мировой войны.
Карта блокады Ленинграда Длительность блокады Ленинграда составляет 871 день, фото жителей блокадного Ленингрда!
Блокада Ленинграда карта - Туристическое агентство в Санкт-Петербурге "Фаворит" Представления о морали в Ленинграде 1941-1942 гг., отношения между друзьями во время блокады неизбежно менялись.

30 памятных мест Ленинградской блокады

При этом основная часть защитных вооруженных сил концентрировалась вокруг Москвы, а ленинградское направление испытывало недостаток солдат. Стычки с финнами на Карельском перешейке осложняли ситуацию к северу от города. Кроме того, нарастало противоречие между политическими решениями и реальным положением дел на фронте. Несмотря на очень тяжелую оперативную обстановку на Карельском перешейке, 23 армии запрещали отход. В итоге финны прижали наши силы к Ладоге. Затем случилась Выборгская катастрофа, в которой множество советских солдат буквально попали в мышеловку. Эта потеря сильно сказалась на дальнейшем ходе истории. По мнению Вячеслава Мосунова, при правильном командовании Выборгская группировка могла бы спасти Ленинград от блокады. Но думать об этом нужно было еще в июле 1941 года, при подготовке к обороне.

Однако личные амбиции Финляндии впоследствии несколько облегчили положение Ленинграда. Они принимали участие в блокаде с северной стороны, но не хотели идти дальше и поддерживать немцев. Интересно, что последние их выпады перед отказом от войны с СССР были сделаны уже тогда, когда Гитлер буквально погрозил им пальчиком», — объясняет историк. Критической точкой для судьбы Северной столицы стало падение Прибалтийского военного округа в первые же месяцы войны. С севера уже велись бои с финнами, а с юга пришлось экстренно вводить в дело промежуточную линию обороны — Лужский рубеж и Красногвардейский укрепрайон. Центральное руководство страны попыталось создать общее командование северо-западного направления, но координация сил все равно страдала. Когда немцев остановили на Лужском рубеже, у них еще оставалась свобода маневра.

В своих мемуарах Фон Лейб и многие другие командиры Германской армии утверждали, что им запрещали брать город , давали приказ отойти с выгодных позиций…» Не правда ли, очень странно вели себя немецкие войска: вместо того, чтобы легко овладеть городом и наступать дальше мы же понимаем, что ополченцы, которых нам показывали в кино, серьёзного сопротивления регулярным войскам не способны оказать в принципе , захватчики почти 3 года стоят возле Ленинграда, якобы заблокировав все сухопутные подходы к нему.

А с учётом того, что контратак со стороны обороняющихся, скорее всего, не было или было очень мало, то для наступающих немецких войск это была не война, а самый настоящий санаторий! Интересно бы узнать подлинную реакцию немецкого командования на эту легенду о блокаде. Загадка четвёртая Почему работал Кировский завод? Факт тоже известный - он находился в 3 трёх!!! Для людей, которые не служили в армии, скажу, что на такую дальность может залететь пуля от Мосинской винтовки, если стрельнуть в нужную сторону про артиллерийские орудия большего калибра я просто молчу. Из района Кировского завода эвакуировали жителей , но завод продолжал работать под самым носом у германского командования, и его так и не уничтожили хотя, с этой задачей мог бы справиться один лейтенант-артиллерист с батареей не самого большого калибра, при правильно поставленной задаче и достаточном количестве боеприпасов …» Вы понимаете, что здесь написано? Здесь написано, что лютый враг, который 3 года непрерывно стрелял из пушек и бомбил окружённый город Ленинград, не удосужился за это время уничтожить Кировский завод, выпускавший военную технику, хотя это можно было сделать за один день! Чем это можно объяснить?

Либо тем, что немцы совсем стрелять не умели, либо тем, что у них не было приказа уничтожать завод врага, что не менее фантастично, чем первое предположение; либо немецкие войска, которые стояли под Ленинградом, выполняли другую функцию , пока нам неведомую… Чтобы понять, как выглядит город, по-настоящему обработанный артиллерией и авиацией, можно фото Сталинграда , который обстреливали не 3 года, а гораздо меньше времени… Окончание. Здесь - блокадные 1942 и 1943 годы. Точно так же, как и в 1-й части, просьба прочесть и написать, если что-то показалось не так или коряво. Интересно, наверное, далеко не всем, а в основном любителям и знатокам истории Ленинграда и военной истории. Поэтому целиком прячу под кат. Город Колпино, 16 сентября 1942 г. Фотоплан на базе аэрофотосъёмки. Сравнение этого изображения со съёмкой ноября 1941 г.

Крупные здания, используемые вражескими бомбардировщиками и артиллеристами для прицеливания, пока сохранились практически все. Значки, нанесённые на снимок немецким топографом, отображают особенности организации обороны города в 1942 г. Водонапорные башни подписаны, как ориентиры. Обозначены также окопы, оборонительные препятствия и позиции зенитных орудий кружок с тремя линиями. Шушары и южное Купчино, 16 сентября 1942 г. Территория, которая спустя 60 лет превратится в промышленную зону, до войны и в военное время была занята торфоразработками Обуховского торфокомбината фабрики «Изоплит» : светлые полосы в правой нижней части фото — непосредственно торфоразработки, левее западнее — заводоуправление и производственные корпуса комбината. Вдоль железнодорожных линий и шоссейных дорог — плотный пояс оборонительных сооружений: окопы, заграждения, огневые точки. Севернее линии железной дороги — противотанковый ров.

Тёмная линия ответвления от железной дороги к северу на всех современных картах обозначалась, как разобранный участок; по виду на снимке — предполагаемая маскировка какого-то объекта, или ложная цель. По всей территории видны следы взрывов; их наибольшее число располагается вблизи транспортных коммуникаций, оборонительных сооружений и корпусов торфокомбината, который работал в блокаду, снабжая осаждённый город топливом. Рыбацкое и Усть-Славянка, 16 сентября 1942 г. Застройка Рыбацкого на левом и Новосаратовки на правом берегу Невы — преимущественно малоэтажная, имеют лишь незначительные следы разрушений. Планировка территории сохранится в целом такой же до 1980-х гг. Мурзинки северо-западная часть снимка со спрямлением. Моста по старому Шлиссельбургскому тракту вдоль Невы на дату съёмки уже нет. В годы блокады через Рыбацкое прошла линия второго пояса оборонительных сооружений.

На этом снимке она прослеживается по следу противотанкового рва на обоих берегах Невы и понтонному мосту через реку. На южном берегу Невы читаются свежие брустверы. Между ними — много окопов, которые идут по диагонали через участки внизу снимка. На правом берегу Невы — также многочисленные окопы и ходы сообщения. Трассировка дорог прочерчена по эмульсии при обработке снимка топографом; Каляевская улица ошибочно дешифрирована дорогой, хотя представляла собой только насыпь для трамвайной линии. Пулково и Киевское шоссе, 16 сентября 1942 г. Одна из самых «горячих» точек военных лет, место ожесточённых боёв в сентябре 1941-го и летом 1942-го. Рубеж на пути к Ленинграду, который гитлеровская армия не смогла преодолеть.

Линия фронта, линия блокады Ленинграда прошла в левом нижнем углу снимка, у подножия Пулковских высот. Читаются контуры планировки района аэропорта «Шоссейная», однако вся территория испещрена взрывами, а от застройки остались только наиболее крупные здания, используемые в качестве ориентиров гитлеровцами и прикрытия — защитниками Ленинграда. Построек населённых пунктов Пески, Толмачи, Галлерово, расположенных на склонах Пулковской гряды, уже практически нет. По всей территории видны окопы, которые выделяются брустверами; в северной части — противотанковый ров второго оборонительного пояса здесь он был ближайшим к фронту и орудийные позиции. Урицк, 16 сентября 1942 г. Планировка района — такая.

Из этой же книги взяты некоторые подписи. Если Голубую дивизию у нас пока? Среди прочего называют то, что-де Маннергейм остановил войска, как только те вышли на старые границы до Совестко-Финской войны 1939-1940 гг.

Машинам не пройти. В ход пошли трофейные мешки. В них насыпали грунт в карьере и таскали на плечах к полотну. Возили землю и на санках. Даже какую-то немецкую коляску на резиновом ходу приспособили для перевозки грунта. Сделали насыпь, а она стала оседать в болото. Пришлось сначала по торфу делать слани, а уж потом сыпать землю. Дня не хватало, люди работали ночью». Позиции врага располагались всего в 4—6 километрах от трассы, и ежедневные обстрелы приводили к тому, что приходилось постоянно восстанавливать уже построенное полотно. С Синявинских высот, которые всё еще были заняты немцами, на строителей дороги наводили огонь батарей и авиацию. Тем не менее, уже к 5 февраля 33 километра главного пути, от Шлиссельбурга до Полян, были готовы принять составы с грузами и людьми. Строительство Дороги победы Два моста за два месяца Но для того, чтобы пробить железнодорожный путь к Ленинграду, необходимо было форсировать Неву в районе только что освобожденного Шлиссельбурга. Здесь полноводная река вытекает из Ладожского озера, и у истока Невы водные массы разгоняются до двух метров в секунду, что само по себе делает строительство на воде в этом месте чрезвычайно сложной задачей. Совсем недавно по толстому невскому льду прошли танки атакующих советских войск, но для движения провозов и вагонов нужен мост. Причем такой, чтобы выдержал весенний ледоход и мог эксплуатироваться в летнее время. И навести его нужно было всего за несколько дней, опять же, под снарядами и бомбами противника. Решено было соорудить на вбитых в дно реки сваях низководный мост, без судопропускных пролетов. Причем, чтобы успешнее противостоять течению, нужно было выгнуть мост дугой по направлению к Ладоге, а также сделать подъем от правого берега к более высокому левому. Ширина Невы в выбранном месте стройки, у начала Староладожского канала, превышала 1 километр, глубина достигала 6,5 метров. Строительство железнодорожной эстакады Строительство моста началось 24 января 1943 года, его строили и военные, и гражданские, среди последних были в основном женщины. О том, с какими сверхчеловеческими усилиями строился мост, рассказывается, в частности, в сборнике воспоминаний и документов «Был город-фронт, была блокада» Ленинград, 1984 г. У копровщиков, например, за один рабочий день полагается забивать 20 свай. Это норма мирного времени. Строя мост через Неву, копровщики забивали по 85 свай в сутки! Толовыми шашками саперы пробивали «окна» в ледовом панцире реки. Тут же бойцы копровых команд тащат к нему 20-метровую сваю. На вбитые в дно сваи укладываются поперечины, на них — продольные брусья, и лишь на втором слое продольных брусьев укреплялись шпалы и рельсы». Для возведения моста надо было забить 2650 свай, переработать 3 тысячи кубометров леса. За 12 суток, на протяжении которых работы не прекращались ни днем, ни ночью, мост длиной 1300 метров был построен. Таким образом, железнодорожное сообщение между Ленинградом и остальной территорией СССР, не занятой фашистскими оккупантами, было восстановлено. По временному, крайне опасному полотну, по мосту, который изгибался зигзагами от течения и льдин, железнодорожные составы всё-таки могли двинуться в измученный город. Отметим, что руководил строительством железнодорожной линии Шлиссельбург — Поляны и свайно-ледовой переправы через Ладогу выдающийся инженер Иван Зубков.

Новости и события Российского исторического общества

В период обороны Ленинграда флот направил на сушу (в бригады морской пехоты, отдельные стрелковые батальоны) свыше 160 тысяч человек личного состава. По мнению Вячеслава Мосунова, при правильном командовании Выборгская группировка могла бы спасти Ленинград от блокады. Полное снятие блокады (освобождение) Ленинграда от фашистской блокады – дата, годовщина в 2024, история и значение, где и как отмечают в Петербурге. Прорыв блокады Ленинграда в 1943 году. После этого линия фронта стабилизировалась вплоть до прорыва блокады города Ленинграда в январе 1943 года, когда удалось освободить довольно узкую полосу земли в районе Синявинских высот и болот.

Оборона Ленинграда в начале Великой Отечественной войны 1941 года

За время блокады от голода и обстрелов умерло более 641 тыс. жителей (по другим данным, не менее 1 млн человек), десятки тысяч умерли во время эвакуации. 10 июля 1941 г. началась оборона г. Ленинграда (ныне г. Санкт-Петербург) в ходе Великой Отечественной войны 1941-1945 гг. Битва за Ленинград РИА Новости, 10.07.2011. Блокада Ленинграда — военная блокада города Ленинграда (ныне — Санкт-Петербург) немецкими и финскими[3] войсками и их союзниками во время Великой Отечественной войны. Длительность блокады Ленинграда составляет 871 день, фото жителей блокадного Ленингрда! Блокада Ленинграда: историческая хроника событий. Блокада Ленинграда − военная блокада Ленинграда немецкими и финскими войсками во время Великой Отечественной войны.

Дорога Победы в Ленинград: подвиг в «коридоре смерти»

Кольцо вокруг города сомкнулось 8 сентября 1941 года, когда немцы, финны и их союзники завершили окружение. Отныне связь с осажденным Ленинградом осуществлялась только по Ладожскому озеру. Это привело к колоссальным проблемам с поставками продовольствия: многие люди голодали и замерзали в неотапливаемых домах. Тем не менее ленинградцы отказались сдаваться, а защищавшие их советские солдаты стояли насмерть. Разозленный Гитлер приказал стереть город с лица земли. Но 18 января 1943-го частям Красной армии удалось прорвать кольцо блокады. Еще через год, 27 января 1944 года, немцы отступили, и блокада, которая продлилась 872 дня, была окончательно снята. В первые 18 дней своего наступления силы вермахта преодолели свыше 600 километров и 9 июля взяли Псков. Советские инженеры в срочном порядке возводили линию оборонительных укреплений — так называемый Лужский оборонительный рубеж. Здесь немцев удалось задержать на некоторое время.

Захватить Ленинград сходу у вермахта не получилось, а неудачная попытка совпала по времени с вынужденным переходом группы армий «Центр» в оборону на московском направлении в июле 1941-го и невыполнением своих задач в установленный срок группой армий «Юг». Обстановка требовала от немецкого командования принятия новых решений. Несмотря на оперативные приготовления, включившие перегруппировку войск, развернуть операцию группе армий «Север» удалось лишь 8-10 августа 1941-го. Между тем Военный совет советского Северного фронта использовал трехнедельную паузу для укрепления обороны на ближних подступах к Ленинграду и усиления оборонявших его войск: рыли траншеи, выставляли препятствия. Как немцы хотели вынудить город к сдаче голодной блокадой Кровопролитные сражения одновременно развернулись на Карельском перешейке и между Онежским и Ладожским озерами, на южном и юго-западном подходах здесь вермахт нанес наиболее мощный удар , а также в Эстонии, где 18-я немецкая армия смогла рассечь 8-ю армию Северо-Западного фронта на две части и выйти к побережью Финского залива. Таллин не был заранее подготовлен к обороне с суши, поэтому через некоторое время его пришлось оставить. Принятые организационные меры не привели к улучшению ситуации. Летом 1941 года, безусловно, существовала возможность захватить Ленинград внезапным ударом, — заключал в своих мемуарах генерал вермахта Эрих фон Манштейн. Каковы бы ни были причины для этого, существовавшие тогда шансы не были использованы.

Позже Гитлер надеялся на возможность вынудить население Ленинграда к сдаче голодной блокадой. Но Советы перечеркнули его планы, организовав снабжение города через Ладожское озеро — летом с помощью судов, зимой по построенной на льду дороге В конце августа 1941 года в Ленинград прибыла комиссия ЦК ВКП б и Государственного комитета обороны, в которую вошли Вячеслав Молотов , Георгий Маленков , Алексей Косыгин и другие высокопоставленные лица. В их компетенции была организация обороны Ленинграда и эвакуации населения и предприятий. Кроме того, требовалось решить проблему управления войсками. Комиссия вынесла ряд важных решений, в том числе связанных с обеспечением армии продовольствием и боеприпасами. Начало блокады Какое значение Ленинград играл для СССР 29 августа 1941-го нарком путей сообщения Лазарь Каганович доложил Сталину о том, что сообщение поездов с Ленинградом прервано по всем линиям. В первых числах сентября захватчики усилили свои удары, пробились к берегу Ладожского озера и 8 сентября захватили Шлиссельбург — Ленинград оказался отрезан от остальной страны. Так началась блокада. Отныне сообщение с городом поддерживалось только через Ладожское озеро и по воздуху.

Советский Союз оказался на грани катастрофы: взятие неприятелем Северной Пальмиры привело бы к потере основных военно-морских баз на Балтике, вывело бы из строя промышленность города и помешало контрнаступлению Красной армии под Москвой Многие исследователи уверены, что Гитлер хотел не просто взять Ленинград, а решил полностью стереть его с лица Земли — соответствующую директиву немецкое командование приняло 22 сентября. Как город готовился к осаде Жители попавшего в блокаду города даже не думали сдаваться оккупантам. В оперативном порядке появилось народное ополчение, в домах — в основном из женщин и детей — сформировались группы самозащиты: они должны были сбрасывать с крыш зданий зажигательные бомбы и оказывать помощь пострадавшим. Уже в начале войны мальчики от 16 лет указом Президиума Верховного Совета были объявлены взрослыми мужчинами, а девушки от 18 лет — взрослыми женщинами. Они тоже были обязаны принимать участие в строительстве оборонительных укреплений.

Героизм альпинистов. У фашистов ориентирами для бомбежек служили высокие шпили исторических зданий и купола храмов Северной столицы. Все эти конструкции необходимо было замаскировать — обить деревянными досками или закрасить. На выполнение этой задачи была отправлена группа из 30 спортсменов-альпинистов, которые работали ночью на высоте более 122 м. При этом, когда они замаскировывали серой краской шпиль Петропавловского собора, были сильные морозы — около минус 40. Организация премьеры симфонии в блокадном Ленинграде для поддержки людей. В первые месяцы после начала блокады композитор Дмитрий Шостакович создал свою Седьмую симфонию, которую назвал Ленинградской, или Блокадной. На партитуре творческий гений написал: "Нашей борьбе с фашизмом, нашей грядущей победе над врагом, моему родному Ленинграду... При этом свободных мест не было. А чудесную музыку транслировали также по городским громкоговорителям и радиоприемникам. Сохранение зерна ценой жизней. В зданиях института хранились овес, рис, пшено, ячмень, арахис, миндаль. При этом за годы блокады, за годы голода не тронули ни одного пакетика с зерном. Некоторые из них умерли от голода прямо на рабочих местах. А сохраненное зерно помогло СССР быстрее вернуться к нормальной жизни после войны. Открытие Дороги жизни. Уже через несколько дней после начала блокады, 12 сентября 1941 года, открылась Дорога жизни — транспортная магистраль через Ладожское озеро. По ней эвакуировали жителей осажденного города и доставляли продукты питания. Шоферы рисковали жизнями, так как машины могли провалиться под лед или попасть под снаряд. Из-за бомбежек игру приходилось неоднократно прерывать, а таймы сократить до 30 минут. Тем не менее матч доиграли до финального свистка. Курсирование блокадного трамвая. В начале первой блокадной зимы подача электричества в Ленинграде была прекращена. Однако в марте 1942 года ценой неимоверных усилий трамвайное движение удалось восстановить. Трамвай курсировал по городу всю блокаду: перевозил пострадавших, продукты и другое. Открытие театра. Через год после начала блокады, 18 октября 1942 года, в Ленинграде открылся Театр имени В. Первым спектаклем стала постановка по пьесе Константина Симонова "Русские люди" о мужестве советских разведчиков. Игравшие на сцене артисты сами были истощены и обессилены, но изо всех сил старались поднять дух людей. Подвиги вчерашних школьниц. Их батальон называли "девичья команда". Отважные девушки протянули километры проводов связи и обезвредили тысячи снарядов. Бесстрашная ленинградка Татьяна Яковлева была замужем за рабочим Металлического завода. Когда он ушел на фронт, она решила стать машинистом парового молота вместо него. Татьяна освоила эту специальность. Когда один из молотобойцев умер от голода, стала работать за него. После смены 50-летняя женщина заменила нагревальщика, который больше не мог работать. После трех смен ленинградка забылась коротким сном, а потом вновь взялась за молот. Так все страшные годы войны она проработала на заводе за двоих. Героизм подростка, тушившего бомбы на крыше. Для тушения зажигательных бомб на крышах зданий блокадного Ленинграда работали дежурные.

Жизнь в блокаде Немецкое наступление развивалось успешно, к 18 сентября нацисты захватили Пушкин и Слуцк Павловск , вышли к Финскому заливу в районе Петергофа. При своем максимальном продвижении агрессор остановился в пригородах Ленинграда: линия фронта проходила в 4 километрах от Кировского завода и в 16 километрах от Зимнего дворца. Ленинградка Валентина Богословская, которую война застала на даче в поселке Сиверском под Гатчиной, не смогла вернуться домой из-за повреждения железной дороги и оказалась в оккупации вместе с родителями, сестрой и дочерью. По ее свидетельству, нацисты прибыли в Сиверский на мотоциклах. Мешающую и лаявшую на них собаку застрелили. Пса было очень жалко, потом немцы забрали у нас всех кур и запас яиц. Часть картошки нам все же оставили, и это помогло выжить». Движение снайперов До конца сентября в блокадном Ленинграде и области провели 11 партийных мобилизаций. Гитлер был так уверен в скором триумфе, что 7 октября 1941 года отдал приказ не принимать капитуляцию Ленинграда. Тем не менее героическое сопротивление города продолжалось. Командующему группой армий «Север» Вильгельму фон Леебу не удалось взять город штурмом, от штурмов вообще пришлось отказаться. В те же дни на Ленинградском фронте зародилось движение советских снайперов. В условиях блокады оно имело огромное значение, так как заметно активизировало оборону. Успехи самых метких стрелков потом были отмечены руководством СССР: 6 февраля 1942-го Президиум Верховного Совета присвоил десяти снайперам звание Героя Советского Союза, еще 130 человек были награждены орденами и медалями. В критический момент корабли Ладожской военной флотилии смогли перебросить с северо-западного побережья Ладожского озера в южные районы Карельского перешейка три стрелковые дивизии, отрезанные от основных сил фронта. Значительный вклад в оборону Ленинграда внесли и пограничные войска. Провалившаяся попытка прорыва блокады В первой половине октября на подмогу Леебу прибыли испанская «Голубая дивизия», две пехотные дивизии из Франции, авиаполевая дивизия из Греции и бригада СС из Германии. Таким образом, к середине месяца в группе армий «Север» значилось 33 дивизии, в том числе две танковые и три моторизованные, и две бригады. Войска Ленинградского фронта продолжали укреплять оборону на южных рубежах, на Карельском перешейке и в районе Ораниенбаума. Одновременно велись работы по усовершенствованию морских подступов к Ленинграду. Немецкие силы в полтора раза превосходили советские войска по численности личного состава и более чем в два раза — по количеству танков и артиллерии. В столь сложной обстановке началась Синявская наступательная операция Ленинградского фронта по деблокаде города, которую, однако, вскоре пришлось прекратить из-за тяжелого положения на тихвинском направлении. Тяжелое положение в Ленинграде и настойчивые требования Ставки как можно скорее освободить Тихвин вынуждали к переходу к решительным действиям, — отмечал в мемуарах маршал Мерецков. Как детей учили выживать при бомбежках Ленинград, в котором, помимо войск, оставались более 2,5 миллиона жителей более 30 процентов из них составляло нетрудоспособное население , в том числе около 400 тысяч детей, регулярно подвергался массированным бомбардировкам. По словам кандидата исторических наук Людмилы Газиевой, последствия контузии сказывались у детей в более сильной форме, чем у взрослых: они теряли способность разговаривать, читать и писать, забывали свое имя. Как подчеркнул старший научный сотрудник Государственного мемориального музея обороны и блокады Ленинграда Александр Кутузов , часть ленинградских детей ошибочно отправили прямиком навстречу наступающему противнику. Если верить исследователю, эвакуационные планы разрабатывались на случай войны с Финляндией, тогда как столкновения с Германией никто даже предположить не мог. Голод Пытаясь перехитрить противника, здания блокированного города накрывали специальными маскировочными сетями зеленого цвета, вплетали в них ветки деревьев: по задумке, немецкие летчики должны были принять важные объекты инфраструктуры за растительность. Газоны перекапывали, золотые купола перекрашивали серой краской или делали специальные чехлы, как в случае со шпилем Адмиралтейства. Мосты и здания вокзалов маскировали деревянными конструкциями, что должно было создать иллюзию руин. Бережно прятали исторические памятники, в избытке имевшиеся в Ленинграде, — так от нацистских атак уберегли, например, монументы Петру I и Николаю I, а коней Клодта с Аничкого моста в целях спасения закопали в землю. Блокада привела к резкому ухудшению ситуации с продовольствием в городе и на фронте. К началу ноября 1941 года нормы выдачи основных продуктов питания людям неоднократно сокращались.

Место съемки: г. Ленинград С 20 ноября в результате пятого снижения рабочие получали по 250 г хлеба в день, все остальные — по 125 г, с 25 декабря в связи с подвозом по «Дороге жизни» нормы стали увеличиваться. Состояние жителей города ухудшалось — хлеб был сырой, состоял на две пятых из примесей. Началась цинга и дистрофия. Закончились запасы топлива, кроме того, в жилых домах прекратилась подача электричества. Вышел из строя водопровод, были разрушены 78 км канализационной сети. За сентябрь — ноябрь 1941 года в городе 251 раз раздавалась воздушная тревога. Средняя ежедневная продолжительность артобстрела в ноябре 1941 года достигла 9 часов. За время блокады от голода и обстрелов умерло более 641 тыс. Таким образом, в результате смертности, эвакуации и дополнительных призывов в армию население Ленинграда за период с сентября 1941 года по сентябрь 1942 года уменьшилось на 1 млн 837 тыс. В тяжелейших условиях блокады трудящиеся города давали фронту вооружение, снаряжение, обмундирование, боеприпасы.

5 спорных фактов о блокаде Ленинграда, которым мы верим. И очень напрасно

Активно развивалось судостроение, а заводы и фабрики Ленинграда реконструировали и оснащали лучшим производственным оборудованием. Воронка от авиабомбы на набережной Фонтанки. Сентябрь 1941 года Фото: соцсети Быстрыми темпами рос и научно-технический потенциал города. В 1941 году в Ленинграде насчитывалось 130 научно-исследовательских институтов и конструкторских бюро, 60 высших учебных заведений и 106 техникумов.

В Северной столице СССР жили выдающиеся представители интеллигенции, квалифицированные инженеры и техники. Но в первую военную осень на долю ленинградцев выпало тяжелое испытание блокадой, которое бесповоротно изменило судьбы жителей и навсегда осталось в памяти всей страны. Немцам удалось блокировать Ленинград 8 сентября, после захвата Шлиссельбурга.

С этого дня началась длившаяся 872 дня вражеская блокада города. Во вражеском кольце оказались практически все силы Балтийского флота и большая часть войск Ленинградского фронта. Но самое страшное, что в городе на тот момент находилось всё гражданское население, — примерно 2,5 млн жителей Ленинграда и 340 тыс.

Гитлер не планировал брать город силой. Он намеревался лишить его поставок продовольствия и бомбить с воздуха, уничтожив и жителей, и обороняющиеся войска без прямых боестолкновений. Вести из Ленинграда могли доставлять только по воздуху или по Ладожскому озеру.

Кроме того, в городе оставался совсем небольшой запас продовольствия, которого должно было хватить только на первое время осады. Продукты выдавали по карточкам.

В сентябре 1942 года была сделана новая попытка прорвать коридор, но и она окончилась неудачей. И только 18 - 23 января 1943 года в ходе операции "Искра" нашим удалось пробить коридор и освободить узкую полоску вдоль берега озера, которая позволила за две недели проложить железную дорогу от Шлиссельбурга Петрокрепость до станции Поляны к железной дороге, ведущей на Волхов. Частично блокада была прорвана, и положение Ленинграда резко улучшилось во всех отношениях. Можно ознакомиться с предисторией, боевыми итогами и подробностями операции "Искра".

Мы не попали под достаточно внезапный первый удар и получили возможность мобилизоваться», — говорит эксперт. С июня по август 1941 года Ленинградский ВО действовал по заранее продуманному и утвержденному руководством страны оборонному плану. Это был самый большой приграничный военный округ Советского Союза.

На момент начала войны он занимал почти треть всего советско-германского фронта. При этом основная часть защитных вооруженных сил концентрировалась вокруг Москвы, а ленинградское направление испытывало недостаток солдат. Стычки с финнами на Карельском перешейке осложняли ситуацию к северу от города. Кроме того, нарастало противоречие между политическими решениями и реальным положением дел на фронте. Несмотря на очень тяжелую оперативную обстановку на Карельском перешейке, 23 армии запрещали отход. В итоге финны прижали наши силы к Ладоге. Затем случилась Выборгская катастрофа, в которой множество советских солдат буквально попали в мышеловку. Эта потеря сильно сказалась на дальнейшем ходе истории. По мнению Вячеслава Мосунова, при правильном командовании Выборгская группировка могла бы спасти Ленинград от блокады.

Но думать об этом нужно было еще в июле 1941 года, при подготовке к обороне. Однако личные амбиции Финляндии впоследствии несколько облегчили положение Ленинграда. Они принимали участие в блокаде с северной стороны, но не хотели идти дальше и поддерживать немцев. Интересно, что последние их выпады перед отказом от войны с СССР были сделаны уже тогда, когда Гитлер буквально погрозил им пальчиком», — объясняет историк.

Перевозки Ладожской флотилии. Сентябрь 1941 — декабрь 1942 гг. Пути доставки грузов в блокированный Ленинград в 1941 — 1942 гг.

Разгром немцев под Ленинградом. Действия Краснознаменного Балтийского флота в январе — марте 1944 г.

Похожие новости:

Оцените статью
Добавить комментарий