Достоевский Фёдор Михайлович «Преступление и наказание».
Зосимов преступление и наказание кто такой
Таким образом, Зосимов и Разумихин, два диаметрально противоположного персонажа, обладают уникальными методиками раскрытия преступления. Правильный ответ здесь, всего на вопрос ответили 1 раз: Кто такой Зосимов в " Преступление и наказание"? Оправдывает он Расскольникова и его теорию или наоборот обвиняет. alt Литература. Расскажите о роли Зосимова в рассказе "Преступление и наказание". Можно сказать, что и оправдывает, потому что Зосимову все это близко (показывается в романе при разговоре с Родионом) но он не стал убивать, о это все переборол и стал совершенно другим человеком. а Родион пошел другим путем. но можно сказать, что они очень похожи. Навигация по записям. Подробный краткий пересказ романа «Преступление и наказание» по главам великого русского писателя Ф.М. Достоевского.
Характеристика Зосимова в романе «Преступление и наказание», образ, описание
приятель Разумихина, молодой доктор, который занимается "лечением" Раскольникова. Александр Григорьевич Заметов – герой второстепенного плана романа «Преступление и наказание». Расскажите о роли Зосимова в рассказе "Преступление и наказание". Каково его отношение к Раскольникову, к его теории. Идея преступления и наказания возникла у Достоевского летом 1865 года.
Герои романа Достоевского «Преступление и наказание» (список)
Можно ли считать двойником Раскольникова Алену Ивановну? Это и есть так называемые психологические двойники Раскольникова. Казалось бы и все. Но нет, нельзя забыть еще и саму жертву, Алену Ивановну. Как выглядит Лизавета Ивановна преступление и наказание?
Автор описывает Лизавету высокой, совершенно нескладной, длинноногой, смуглой и неуклюжей женщиной тридцати пяти лет. Героиня очень робкая, чистоплотная, обладает спокойным характером, беспрекословно подчиняется сестре и ответственно относится к своей работе. У Лизаветы доброе лицо и улыбка. Кого на самом деле убил Раскольников?
Фактически бедный студент Родион Раскольников убил двух человек. Он планировал убить только старуху-процентщицу Алену Ивановну, но был вынужден зарубить топором и ее сестру Лизавету.
Он чувствовал, что у него онемели руки и ноги, точно отнялись, но и не попробовал шевельнуться и упорно глядел на цветок. Та вздохнула и замолчала. А впрочем, именно по улике, да улика-то эта не улика, вот что требуется доказать! Это точь-в-точь как сначала они забрали и заподозрили этих, как бишь их… Коха да Пестрякова. Как это все глупо делается, даже вчуже гадко становится! Пестряков-то, может, сегодня ко мне зайдет… Кстати, Родя, ты эту штуку уж знаешь, еще до болезни случилось, ровно накануне того, как ты в обморок в конторе упал, когда там про это рассказывали… Зосимов любопытно посмотрел на Раскольникова; тот не шевелился. Посмотрю я на тебя: какой ты, однако же, хлопотун, — заметил Зосимов.
Ведь не то, что они врут; вранье всегда простить можно; вранье дело милое, потому что к правде ведет. Нет, то досадно, что врут, да еще собственному вранью поклоняются. Я Порфирия уважаю, но… Ведь что их, например, перво-наперво с толку сбило? Дверь была заперта, а пришли с дворником — отперта: ну, значит, Кох да Пестряков и убили! Вот ведь их логика. Он и векселя тоже скупает. Да черт с ним! Я ведь на что злюсь-то, понимаешь ты это? На рутину их дряхлую, пошлейшую, закорузлую злюсь… А тут, в одном этом деле, целый новый путь открыть можно.
По одним психологическим только данным можно показать, как на истинный след попадать должно. Ты дело-то подробно знаешь? Ну, слушай историю: ровно на третий день после убийства, поутру, когда они там нянчились еще с Кохом да Пестряковым, — хотя те каждый свой шаг доказали: очевидность кричит! Некто крестьянин Душкин, содержатель распивочной, напротив того самого дома, является в контору и приносит ювелирский футляр с золотыми серьгами и рассказывает целую повесть: «Прибежал-де ко мне повечеру, третьего дня, примерно в начале девятого, — день и час! Больше я его на том не расспрашивал, — это Душкин-то говорит, — а вынес ему билетик — рубль то есть, — потому-де думал, что не мне, так другому заложит; все одно — пропьет, а пусть лучше у меня вещь лежит: дальше-де положишь, ближе возьмешь, а объявится что аль слухи пойдут, тут я и преставлю». Ну, конечно, бабушкин сон рассказывает, врет, как лошадь, потому я этого Душкина знаю, сам он закладчик и краденое прячет, и тридцатирублевую вещь не для того, чтоб «преставить», у Миколая подтибрил. Просто струсил. Ну да к черту, слушай; продолжает Душкин: «А крестьянина ефтова, Миколая Дементьева, знаю сызмалетства, нашей губернии и уезда, Зарайского, потому-де мы сами рязанские. А Миколай хоть не пьяница, а выпивает, и известно нам было, что он в ефтом самом доме работает, красит, вместе с Митрием, а с Митрием они из однех местов.
И получимши билетик, он его тотчас разменял, выпил зараз два стаканчика, сдачу взял и пошел, а Митрея я с ним в тот час не видал. А на другой день прослышали мы, что Алену Ивановну и сестрицу их Лизавету Ивановну топором убили, а мы их знавали-с, и взяло меня тут сумление насчет серег, — потому известно нам было, что покойница под вещи деньги давала. Пошел я к ним в дом и стал осторожно про себя узнавать, тихими стопами, и перво-наперво спросил: тут ли Миколай? И сказывал Митрей, что Миколай загулял, пришел домой на рассвете, пьяный, дома пробыл примерно десять минут и опять ушел, а Митрей уж его потом не видал и работу один доканчивает. А работа у них по одной лестнице с убитыми, во втором этаже. Слышамши все это, мы тогда никому ничего не открыли, — это Душкин говорит, — а про убийство все, что могли, разузнали и воротились домой всё в том же нашем сумлении. А сегодня поутру, в восемь часов, — то есть это на третий-то день, понимаешь? Сел на лавку, молчит. А опричь него в распивочной на ту пору был всего один человек посторонний, да еще спал на лавке другой, по знакомству, да двое наших мальчишков-с.
Я, этта, ему рассказываю, смотрю, а он за шапку и начал вставать.
Сколько лет было Порфирию Петровичу? Образ Порфирия Петровича Порфирий Петрович — следователь, расследующий убийство процентщицы Алены Ивановны и ее младшей сестры Лизаветы. Порфирий Петрович — человек 35 лет, не имеющий в романе фамилии. Внешность героя противоречит его внутреннему содержанию. Кто такой Илья Петрович в романе преступление и наказание? Преступление и наказание характеристика образа Ильи Петровича Пороха Илья Петрович Порох — «поручик, помощник квартального надзирателя, с горизонтально торчащими в обе стороны рыжеватыми усами и с чрезвычайно мелкими чертами лица, ничего, впрочем, особенного, кроме некоторого нахальства, не выражавшими». Как звали доктора в Преступлении и наказании?
Зосимов — приятель Разумихина, молодой доктор. Зосимов занимается лечением Раскольникова, когда тот впадает в лихорадочное состояние после убийства старухи и ее сестры. Зосимов — высокий полный молодой человек 27 лет, медлительный, важный и томный. Какие два разряда людей и почему выделяет герой романа? Первый разряд всегда - господин настоящего, второй разряд - господин будущего. Первые сохраняют мир и приумножают его численно; вторые двигают мир и ведут его к цели. И те и другие имеют совершенно одинаковое право существовать".
Мать и сестра искренне рады видеть его, однако, у них в гостях Лужин. Он сердится: ведь он просил не встречаться с ним в присутствии брата Дуни и теперь отказывается обсуждать грядущее торжество. Глава 3 Лужин упрекает Дуню в том, что она не ценит чудесного шанса, который выпадает ее семье при этом замужестве. Он спасает Раскольниковых от бедности! Гордая Дуня оскорбляется этим заявлением и, кроме того, говорит, что выбирать между женихом и братом не имеет права. Лужин выходит из себя, вспыхивает ссора. Дуня с достоинством просит его уйти. Глава 4 Раскольников является на квартиру к Соне: Раскольников торжественно обещает Соне в следующий раз сказать ей, кто убил Лизавету. Их разговор не остается в тайне: за перегородкой в соседней комнате живет Свидригайлов, который слышит каждое слово. Глава 5 Часть пятая Глава 1 Лужин досадует на ссору с невестой. Убежденный, что во всем виноват Раскольников, он решает ему отомстить хитрым способом. Он также полагает, что в ситуации могли бы помочь деньги, если бы он их дал Раскольниковым до свадьбы, это помогло избежать трудностей. Теперь же приходится действовать иначе. Лужин просит своего соседа Лебезятникова, который давно и хорошо знает Соню Мармеладову, пригласить ее зайти. Соне он говорит, что, к сожалению, не сможет присутствовать на похоронах Мармеладова, но желает помочь их семье. Он дает ей 10 рублей. Лебезятников в сомнении: он чувствует, что что-то неладно, но что именно, не понимает. Глава 2 Катерина Ивановна справляет поминки по мужу. В числе гостей — Соня, Раскольников, Лужин хотя он отказывался изначально и Лебезятников. Глава 3 Лужин клевещет на Соню, будто она у него украла 100 рублей. Соня обретает самообладание и отрицает свою вину: она возвращает ему 10 рублей, которые брала у него. Катерина Ивановна прилюдно обшаривает карманы Сони, чтобы доказать ее невиновность. Из кармана девушки выпадает сторублевая купюра. Лебезятников, сосед Лужина, которого тот призвал в свидетели кражи, понимает, что его втянули в нечистое дело. Он заявляет, что видел, как Лужин подложил Соне купюру, чем выводит его из себя, и Петр Петрович устраивает скандал. Раскольников также защищает Соню. Взбешенный Лужин грозится присутствующим полицией, а хозяйка квартиры Амалия Ивановна выселяет Катерину Ивановну и ее детей. Глава 4 Раскольников идет к Соне: он хочет признаться ей, как и обещал, но колеблется. Они вновь говорят о религии и страдании, и признание само вырывается. Он говорит, что не хотел убивать невинную Лизавету. Соня сочувствует ему, понимая, как сильно грех должен тяготить душу преступника частично она ошибается. Она хочет последовать за ним в Сибирь. Раскольников также объясняет Соне, почему решился на поступок: ограбление с целью помочь ближнему было фактически предлогом. На самом деле Раскольников хотел увериться, что он как раз принадлежит к тому числу необыкновенных людей, которые способны ради блага других переступать закон. Он желал примерить на себя облик Наполеона сильно трансформированный в культуре того времени : Соня настаивает, чтобы Раскольников совершил явку с повинной. Тогда его не только люди, но и Бог простит. Глава 5 Раскольников в это время тоже у Сони. Свидригайлов предлагает ему оплатить похороны Катерины Ивановны, обещает устроить детей в дома для сирот и даже спасти Соню от панели. Он просит Раскольникова передать сестре, что это — те самые 10 тысяч, который он предлагал ей. Они пойдут на добрые дела. Озлобленный Раскольников интересуется, откуда в Аркадии Ивановиче такие перемены, на что тот открывает правду: он знает все, о чем они говорили с Соней. Часть шестая Глава 1 Глава 2 Порфирий честно открывается Раскольникову: он убежден, что именно Родион — убийца. Выдает его та давняя статья, да и Заметов каждое слово из их разговора в трактире передал следователю. Сопоставив факты с учетом лихорадочного состояния Раскольникова , Порфирий делает вывод: Он также честно говорит Раскольникову, что сочувствует и симпатизирует ему, поэтому дает два дня на явку с повинной. Хотя улик против Раскольникова нет, следователь точно верит, что юноша придет. Раскольников продолжает отрицать виновность. Глава 3 Раскольников решает встретиться со Свидригайловым — его странным образом притягивает этот дурной человек. Они видятся в трактире, Раскольников понимает, что в лице Свидригайлова есть что-то странное: Глава 4 Глава 5 Покинув трактир, Свидригайлов отправляется на встречу с Дуней, не сказав об этом Раскольникову. Он просит ее зайти к нему на квартиру, и рассказывает о подслушанном разговоре Сони с ее братом. Он предлагает ей сделку: он спасет ее брата, если Дуня согласится быть с ним. Дуня рассержена и пытается уйти, но обнаруживает, что дверь заперта изнутри. Тогда она вынимает револьвер, стреляет в Свидригайлова, но не попадает. Отчаявшись, она просит отпустить ее. Аркадий Иванович подает ей ключ. Она кидает револьвер и уходит. Глава 6 Вечером Свидригайлов ходит из трактира в трактир, не находя себе места.
Зосимов преступление и наказание
Казалось бы и все. Но нет, нельзя забыть еще и саму жертву, Алену Ивановну. Как выглядит Лизавета Ивановна преступление и наказание? Автор описывает Лизавету высокой, совершенно нескладной, длинноногой, смуглой и неуклюжей женщиной тридцати пяти лет. Героиня очень робкая, чистоплотная, обладает спокойным характером, беспрекословно подчиняется сестре и ответственно относится к своей работе.
У Лизаветы доброе лицо и улыбка. Кого на самом деле убил Раскольников? Фактически бедный студент Родион Раскольников убил двух человек. Он планировал убить только старуху-процентщицу Алену Ивановну, но был вынужден зарубить топором и ее сестру Лизавету.
Как ведет себя Раскольников после убийства? После совершенного преступления Раскольников чувствует себя слабым как физически, так и морально.
Миражом оказался и предсмертный проект женитьбы Свидригайлова на шестнадцатилетнем «ангеле», которого готовы продать ему алчные родители. Единственная семья, судьба которой на фоне других сложится удачно, — семья Дуни и Разумихина, но она остается за пределами непосредственного изображения. Естественно, что герои, лишенные семьи, лишены и домашнего очага. Ни у кого из них нет своего места. Они временно живут на квартирах, в номерах, ютятся в углах и находят временное пристанище у знакомых. Причем многих из них Мармеладова, Лужина, Раскольникова настойчиво выгоняют и с этого случайного места. Почти все герои «Преступления и наказания» предстают перед читателями вольными или невольными «вечными странниками».
Исключение составляет лишь Порфирий Петрович. Кроме Зосимова, он единственный из всех героев романа связан прочным жизненным положением: службой, прямым непосредственным делом и казенной квартирой. Но примечательно, что в самых искренних своих высказываниях, раскрывающих скрытую сторону его натуры, Порфирий Петрович несколько раз называет себя «оконченным человеком», «конченым», «закоченелым». И это не просто слова. На фоне других действующих лиц Порфирий в самом деле как будто накрыт панцирем. Если жизнь других со всех сторон открыта случайностям и чаще всего неприятным, драматическим , то жизнь Порфирия Петровича ограждена от разного рода случайностей каменной стеной, а значит, говоря словами автора, «покончена». Большинство героев романа выпадают из нормальной жизни, принимая друг друга за сумасшедших. На грани душевного расстройства почти на всем протяжении романа находится Катерина Ивановна. Если Соня воспринимает ее как ребенка, то многие видят в ней сумасшедшую.
Вместе «со смыслом и умом» мелькает «как будто и безумие» и в глазах Мармеладова. Не раз принимают друг друга за безумцев и Раскольников с Соней. Даже со строгой трезвостью оценивающий преступника Порфирий Петрович говорит, что его поступок «по совести, оно помрачение и есть». А Свидригайлов в свою очередь убежден, что Петербург — «город полусумасшедших». Жизнь на грани срыва отличает многих героев произведения. Прочность и душевная стойкость присуща не многим. Эмоциональный настрой почти всех персонажей — отрицательный. На протяжении пяти частей произведения нагнетаются негативные эмоции и реакции героев, и только в шестой они разрешаются и в некоторой степени устраняются. И центром конфликта является, конечно же, Раскольников — классический образец типа «озлобленных героев» Достоевского.
Почти все поступки главного героя противоречивы, в них проявляет себя противоречивая натура Раскольникова. Противоречия его натуры проявляются и в мотивации преступления. Но мотивировки поведения героя в романе постоянно раздваиваются, ибо сам герой, попавший в плен к бесчеловечной идее, лишается цельности. В нем живут и действуют два человека одновременно: одно раскольниковское «я» контролируется сознанием героя, а другое «я» в то же самое время совершает безотчетные душевные движения и поступки. Не случайно друг Раскольникова Разумихин говорит, что у Родиона «два противоположных характера поочередно сменяются». Вот герой идет к старухе-процентщице с ясно осознанной целью — совершить «пробу». По сравнению с решением, которое Раскольников осуществит завтра, ничтожны и последняя дорогая вещь, за бесценок покупаемая старухой, и предстоящий денежный разговор. Нужно другое: хорошо запомнить расположение комнат, тщательно подсмотреть, какой ключ от комода, а какой от укладки, куда прячет деньги старуха. Но Раскольников не выдерживает.
Старушонка-процентщица втягивает его в сети своих денежных комбинаций, спутывает логику «пробы». На глазах читателей Раскольников, забыв о цели визита, вступает в спор с Аленой Ивановной и только потом одергивает себя, «вспомнив, что он еще и за другим пришел». Противоречивость в поведении героя проявляется и в сцене на бульваре. Жалость к девочке-подростку, желание спасти невинную жертву, а рядом — презрительное: «А пусть! Это, говорят, так и следует. Такой процент, говорят, должен уходить каждый год. Вновь открывается парадокс как следствие «расколотой» души героя: решимость «на такое дело» должна исключать подобные пустяки. Но убежать от «пустяков» Раскольникову не удается, так же как не удается убежать от самого себя, от противоречий своей души. Нелогичные поступки героя обнажают существо живой, не подвластной теории, натуры молодого человека.
Номера гостиниц, набитые жильцами квартиры и углы, улицы и переулки го рода переполнены исступленными голосами, громкими криками, неумолкающей речью. Раскольникова даже во сне преследует все то, что окружает наяву. Из общего тона произведения выпадают лишь немногие страницы, в частности те, которые относятся к Лизавете и Соне. Только в мире этих двух героинь царит тишина, и это очень важно для автора. Но следует отметить, что Соня, голос которой входит чистой и тихой мелодией в громкое и раздраженное звучание других голосов, тоже не всегда кротка и безмолвна. Она может быть «упорной» и «настойчивой», «дрожать от гнева и негодования», «строго и гневно» отстаивать свои интересы. Рожденная в этом шумном мире, она не может быть другой. Именно поэтому Достоевский при изображении своей героини избегал иконописных приемов. Главная линия романа — идейное противопоставление Раскольникова остальным героям.
Даже случайные столкновения становятся для него предопределением с разнообразно противостоящими героями. Все они ускоряют процессы, происходящие в душе Раскольникова. Имена и фамилии героев романа тщательно продуманы Достоевским и полны глубокого смысла. Фамилия главного героя романа свидетельствует о том, что в сознании автора страстная любовь Раскольникова к людям и фанатизм в отстаивании своей «идеи» ассоциировались с расколом — определенной стороной самосознания русских людей. Раскол старообрядство, староверие — течение, возникшее в середине XVII века в русской церкви как протест против новшеств патриарха Никона, которые заключались в исправлении церковных книг и некоторых церковных обычаев и обрядов. Раскольников «раскалывает» породившую его мать — землю, «раскалывает родину», а если принять во внимание отчество и идейный смысл самого образа, то возможно и прямое толкование: раскол родины Романовых. Читатель с первых страниц знакомится с героем, давно обдумавшим свой замысел. Далее, подобно царю Эдипу или Макбету, Раскольников оказывается на краю гибели. Если бы он мог лукавить или лгать самому себе, то вряд ли автор сделал бы его главным героем.
Но Раскольников и после совершенного убийства честен. По мысли автора, его история сводится не к падению, а к нравственному росту героя. Осознав свою ошибку, Раскольников не спивается, не опускается на дно жизни, а находит в себе силы для духовного возрождения. Гибель его мрачной идеи становится источником начала его личности. Делая историю внутренних переживаний героя после совершенного преступления предметом беспощадного нравственно-психологического исследования, Достоевский ни на минуту не отрывает Раскольникова и его внутреннюю жизнь от внешнего мира. Каждая встреча героя с другим персонажем романа ведет его к новым, чисто внешним столкновениям с ним, но становится вместе с тем очередным этапом в истории умственного и нравственного испытания героя собственной совестью и совестью окружающих его людей. В более широком смысле тема произведения воспринимается как боль униженного человека, обреченного государством на одиночество и страдание. Смысл названия произведения Сначала Раскольников называет пробой свой предварительный визит в Алене Ивановне, но затем формулирует этим словом само убийство. Он убил, чтобы проверить себя, способен ли он реализовать идею.
Преступление — это сюжет, взятый из современной действительности, из длинного повседневного ряда. Но если бы Раскольников взял для себя деньги процентщицы или он убил либо Лужина, либо Свидригайлова, посягавших на его сестру, его убийство было бы просто охарактеризовано уголовным делом. Раскольников не был маньяком с паталогической жаждой крови. Упоение кровью свойственно людям безнравственным, палачам по природе. Палачом Раскольников считал действительность. Преступление — это факт убийства, взятый из жизни, но прошедший через фантазию художника, переосмысленный, вылитый в философскую форму, в которой соединились смысловые линии, социальные, нравственные, политические проблемы, сущность трагедии, в которую вовлечены поколение, народ, человечество. В преступлении Раскольникова со-средоточено все, что оправдало бы его идею. Но если выстраданная им идея заключала в себе неразрешимое противоречие, если она с самого начала была порочной, то при первом испытании практикой она должна самоуничтожиться. Идея Раскольникова оказалась несостоятельной, но герой не сразу осознает социально-философский смысл происшедшего: сначала страдала лишь его гордость, переживания, связанные со следствием и судом, воспринимались декорации.
Перед высшим судьей действительность осталась неутвержденной на моральном основании, и Раскольников какое-то время успокаивал себя, что не идея, а он, как личность, не выдержал испытания убийством, что он, как личность, оказался неспособным осуществить идею. Благие намерения Раскольникова были отвергнуты гибнущим народом, во имя которого и создавалась в страшных условиях его идея. Столь привлекательный сам по себе Раскольников был отринут людьми как убийца не по стечению обстоятельств, а как создатель опасной для них теории. Близкие и незнакомые люди не признали за ним права на убийство, не хотели оправдать его, не уверовали в него, как уверовали иудеи в Иисуса, воскресившего Лазаря. Мотив отвержения звучит в наказании. Достоевский отверг воплощенный в Раскольникове метод протеста. Нельзя осуществить идеал волюнтаристическим путем, даже если речь идет о Наполеоне, вознамерившемся стать Мессией. Ощущая глубокое отчаяние и беспокойство, терзаясь сомнением и испытывая страх, ненавидя своих преследователей и ужасаясь неисправимым поступком, Раскольников внимательнее, чем раньше, приглядывается к окружающим его людям, сопоставляя их судьбы со своей. Оказывается, путь мучительных поисков правды, испытаний и катастроф присущ и Мармеладову, и Соне, и Свидригайлову, и Дуне, и всем другим персонажам романа, судьба которых столь же трагична.
Государственная система и среда, которая формировала Раскольникова, толкали его к тому, чтобы смотреть на всякого человека, кто бы он ни был, как на вошь. Жизненная круговерть, основанная на нищете, лишала его солидарности с себе подобными и с теми, чья безрадостная судьба вызывала его гнев. Чувство презрения перерастает у героя в ненависть. Чувство долга у Раскольникова сохраняется лишь частично, только по отношению к себе самому, но собственная личность не может служить основанием всеобщего идеала.
Заметов еще мальчишка, я еще волосенки ему надеру, потому что его надо привлекать, а не отталкивать. Тем, что оттолкнешь человека, — не исправишь, тем паче мальчишку. С мальчишкой вдвое осторожнее надо.
Эх вы, тупицы прогрессивные, ничего-то не понимаете! Человека не уважаете, себя обижаете… А коли хочешь знать, так у нас, пожалуй, и дело одно общее завязалось. А впрочем, теперь и беды никакой. Дело совсем, совсем теперь очевидное! Мы только пару поддадим. Аль нет? Да бишь я тебе только начало рассказывал… вот, про убийство старухи-то закладчицы, чиновницы… ну, тут и красильщик теперь замешался… — Да про убийство это я и прежде твоего слышал и этим делом даже интересуюсь… отчасти… по одному случаю… и в газетах читал!
А вот… — Лизавету-то тоже убили! Она все время оставалась в комнате, прижавшись подле двери, и слушала. Она сюда вниз ходила. Еще тебе рубаху чинила. Раскольников оборотился к стене, где на грязных желтых обоях с белыми цветочками выбрал один неуклюжий белый цветок, с какими-то коричневыми черточками, и стал рассматривать: сколько в нем листиков, какие на листиках зазубринки и сколько черточек? Он чувствовал, что у него онемели руки и ноги, точно отнялись, но и не попробовал шевельнуться и упорно глядел на цветок. Та вздохнула и замолчала.
А впрочем, именно по улике, да улика-то эта не улика, вот что требуется доказать! Это точь-в-точь как сначала они забрали и заподозрили этих, как бишь их… Коха да Пестрякова. Как это все глупо делается, даже вчуже гадко становится! Пестряков-то, может, сегодня ко мне зайдет… Кстати, Родя, ты эту штуку уж знаешь, еще до болезни случилось, ровно накануне того, как ты в обморок в конторе упал, когда там про это рассказывали… Зосимов любопытно посмотрел на Раскольникова; тот не шевелился. Посмотрю я на тебя: какой ты, однако же, хлопотун, — заметил Зосимов. Ведь не то, что они врут; вранье всегда простить можно; вранье дело милое, потому что к правде ведет. Нет, то досадно, что врут, да еще собственному вранью поклоняются.
Я Порфирия уважаю, но… Ведь что их, например, перво-наперво с толку сбило? Дверь была заперта, а пришли с дворником — отперта: ну, значит, Кох да Пестряков и убили! Вот ведь их логика. Он и векселя тоже скупает. Да черт с ним! Я ведь на что злюсь-то, понимаешь ты это? На рутину их дряхлую, пошлейшую, закорузлую злюсь… А тут, в одном этом деле, целый новый путь открыть можно.
По одним психологическим только данным можно показать, как на истинный след попадать должно. Ты дело-то подробно знаешь? Ну, слушай историю: ровно на третий день после убийства, поутру, когда они там нянчились еще с Кохом да Пестряковым, — хотя те каждый свой шаг доказали: очевидность кричит! Некто крестьянин Душкин, содержатель распивочной, напротив того самого дома, является в контору и приносит ювелирский футляр с золотыми серьгами и рассказывает целую повесть: «Прибежал-де ко мне повечеру, третьего дня, примерно в начале девятого, — день и час!
Является близкой подругой Родиона Раскольникова. Не обладает особыми талантами, малообразованная, скромна, терпеливо переносит удары жизни. Соня единственная дочь Мармеладова. Из-за своей наивности и доверчивости попадает в плохую ситуацию.
Пережить все удары судьбы ей помогает вера в Бога. Чтобы помочь своей семье, Соня идет работать на непристойную работу, продавая себя. Из-за позора она не может жить вместе с родными, поэтому съезжает на квартиру к портному. Пульхерия Александровна Женщина является матерью Раскольникова, она вполне красива и умна. Выглядела моложе своих лет, несмотря на седину в волосах. Живет со своей дочкой Дуней, бедная, но изо всех сил помогает своему сыну. Несмотря на возраст и жизненные трудности, она сохранила в себе боевой дух и ясный ум. Прямолинейная, но не грубиянка.
Очень любит сына, несмотря на болезнь глаз, делала мелкую работу и все деньги отдавала ему. Пульхерия видела что с Родионом происходит что-то неладное, но спрашивать боялась, поэтому написала письмо. Дуня Раскольникова Авдотья Романовна сестра Раскольникова, молодая и гордая девушка. Высокая и стройная, была очень похожа на своего старшего брата. Бедная, но самоуверенная особа, работала гувернанткой у богатых людей, помогала деньгами матери и брату. Несмотря на бедные наряды, Дуня вела себя достойно и даже гордилась собой. Образованная и умная девушка, гордая по характеру, но мягкая душой. Ради своей семьи идет на отчаянный шаг и выходит замуж не по любви за подлеца Лужина.
Узнав про него, кто он есть, Дуня рвет помолвку и позднее выходит замуж за друга брата. Катерина Ивановна Гордая собой с горячим темпераментом, не потерпит неуважения к себе. Жена Семена Захаровича Мармеладова, высокая, худощавая с темными волосами. По характеру Екатерина миролюбивая и веселая, но от проблем в ж Она жестокая, бессердечная, но является религиозным человеком. По характеру Екатерина миролюбивая и веселая, но от проблем в жизни бывает грубой и нервной. Ее раздражали недостатки в людях, иногда в восхищение приводили ее люди, которых она не знала. Именно она подтолкнула Соню к работе на панели. Правда очень потом винила себя и всячески просила у нее прощения.
Екатерина болела чахоткой, а после ссоры с хозяйкой оказалась с детьми на улице. Лужин Петр Петрович жених Дуни Раскольниковой. Имеет довольно высокий чин, не верит в благородство, подлый. Очень любит сплетни, не полагается на интуицию и не эмоционален. Выбился в люди с низов, занимается адвокатскими делами. В рассказе он является антигероем и изображён очень красочным персонажем. Несмотря на внешний лоск, душой он был низок и хотел жениться на Дуне только ради ее благодарности ему. Он мечтает о такой жене, так как после она станет его рабыней.
После разрыва помолвки Лужин как бы уходит за кулисы. Так же беден, как и его друг, но знает, как и где заработать денег. Родителей у него нет, кроме дяди, который изредка к нему приезжает. С Раскольниковым они вместе учились в Питере и так же вместе забросили учебу. Но в отличие от Радиона, Дмитрий хотел вернуться к занятиям и продолжить обучение. Разумихин является как ангел хранитель для семьи Раскольникова. Влюбляется в младшую сестру своего друга и в итоге на ней женится. Свидригайлов Аркадий Иванович широкоплечий мужчина среднего роста.
Хорошо одевался и несмотря на свою сутулость люди отмечали его как барина с красивой осанкой. Внешне он был привлекательным, белокожий с яркими губами и тяжелым, задумчивым взглядом. Свидригайлов вдовец, именно покойная жена когда-то спасла его от тюрьмы. Автор показывает его развратным и легкомысленным персонажем. В нем присутствует и благородство, так он выделяет деньги для Сонечки, чтобы та бросила свою непристойную работу. Марфа Петровна Значение этого имени переводится как госпожа, это сильная властная по характеру женщина. Хоть она и понимает что муж с ней живет из-за денег, она очень его любит. Она согласилась закрывать глаза на его неверность и отсутствие любви к ней.
Но с условием, что он ее никогда не оставит. Брак между ними длился 7 лет, общих детей нет. Марфа застала мужа за изменой с Дуней и выгнала ее, распустив при этом сплетни про девушку. Свидригайлов пытается убедить жену, что Дуня не виновата и Марфа Петровна спешит восстановить репутацию девушки. В скоре после этой ситуации Марфа умирает от инсульта, но все думают что ее убил муж. Лебезятников Человек очень лживый и двуличный, представитель так называемых новых людей. Внешность обычная, худой белокурый, невысокого роста человек. Невзирая на то что он не может связать двух слов, считает себя очень образованным, иностранными языками вообще не владеет.
Лебезятников плохо отзывается о брачных узах, сравнивая брак с рабством. Он выступает за трезвый образ жизни, так как сам не пьет и подает этим пример остальным. Высмеивает поэтов и художников, утверждая, что убирать улицы полезнее, чем заниматься творчеством. Лизавета Младшая сестра старухи — процентщицы, правда сводная. Внешность у Елизаветы отличается от обычной, автор отмечает, что она жутко не складная. Ростом она очень высокая, с длинными ногами, будто вывернутыми в другую сторону. Сама по себе она тихая и не общительная. Она страдала слабоумием и вынуждена была жить с сестрой.
Которая в свою очередь держала ее за прислугу и часто била. Елизавета все терпела и молча принимала все удары. Была убита Раскольниковым, после того как тот зарубил ее сестру процентщицу. Зосимов Молодой начинающий врач, товарищ Разумихина. Он был очень толстым и некрасивым мужчиной, с толстыми пальцами. Что нельзя сказать про его одежду, одевался он с иголочки. На нем дорогие украшения, что не соответствует образу молодого врача. В произведении он лечит Раскольникова после преступления, совершенно бесплатно.
В движениях и в разговоре Зосимов ленив и медлителен. После продолжительного лечения Раскольникова, Зосимов приходит к выводу, что он душевно болен. Заметов Александр Григорьевич является взяточником, работает секретарем при полиции. Смуглый, хорошо одетый имеет много золотых украшений. Дружит с Разумихиным, ему 22 года и многие его называют мальчишкой. При знакомстве с Раскольниковым между ними сразу возникает неприязнь, которая перерастает в ссору. Александр подозревает его в убийстве старухе и позже навещал его, когда-то бредил. Позже они еще раз встречаются и Заметов начинает собирать доказательства, что именно Раскольников убийца.
Никодим Фомич Работает полицейским в том районе, где живет старуха процентщица и Раскольников. Видный, белокурый капитан с густыми бакенбардами и свежим лицом. Вежливый и любезный человек, неравнодушен к чужому горю. В рассказе он появляется всего несколько раз. Первый при конфликте между его помощником и Раскольниковым.
Зосимов преступление и наказание
Лгущий самому себе и собственную ложь свою слушающий до того доходит, что уж никакой правды ни в себе, ни кругом не различает, а, стало быть, входит в неуважение и к себе и к другим». Подчеркивается отношение к правде, как высшей и необходимой нравственной ценности: «Все минется, одна правда останется» [22]. Второй завет вытекает из первого. Согласно старцу, страх перед грехом и желание скрыть зло склоняет человека ко лжи и делает невозможной борьбу со злом [23]. Третья заповедь старца говорит о всеобщей ответственности: «воистину всякий пред всеми за всех виноват» [24]. Глеб Успенский Писатель Глеб Успенский , современник Достоевского, не читал роман, но однажды в рецензии встретил слова Зосимы из главы «Маловерная дама» о докторе, которые сильно его поразили: «я, говорит, люблю человечество, но дивлюсь на себя самого: чем больше я люблю человечество вообще, тем меньше я люблю людей в частности, то-есть порознь, как отдельных лиц. Писатель нашёл в этом отрывке более обнажённые и резкие собственные мысли, выраженные чётче и яснее, «все те черты, все особенности русского сердца», на которые ему всегда хотелось обратить внимание читателя [25] Для персонажей Достоевского характерна потребность в «исповедальном самовысказывании», невозможная без того, кто принимает исповедь [26]. Сама же исповедь возводилась писателем к «древней традиции покаяния грешника перед святым и праведным», который мог простить его либо призвать к публичному покаянию.
От принимающего исповедь требуется не только моральная чистота, но и ответное чувство разделения вины с согрешившим, без которого невозможно нравственное возрождение грешника [27]. Примером исповеди в поучениях является эпизод с «таинственным посетителем». Зосима, приговаривая его к публичному покаянию, выражает готовность пережить его испытания и одновременно поднимается до морального суда над ним, выступая в роли совести. На этом основан принцип Достоевского, согласно которому «всякий за всех виноват». Каждый человек привносит в мир частичку зла, поэтому не бывает невиновных, и каждый человек лично виновен в чужих грехах. На этом настаивает Зосима в своих поучениях: «… каждый единый из нас виновен за всех и вся на земле несомненно, не только по общей мировой вине, а единолично каждый из всех людей и за всякоrо человека на всей земле» [28]. В сцене с «таинственным посетителем» Зосима «сам бы разделил ero участь, лишь бы облегчить ero», что вызывает в преступнике ненависть.
Таким образом, по Достоевскому самыми тяжёлыми являются «морально-психологические последствия признания вины», а бремя вины человек может снять только публичным покаянием, пройдя через унижение и стыд к истинно христианскому поведению. В 1896 году рассматривалась возможность включения отрывка «Верующие бабы» в программу училищ. Докладчик отметил несоответствие отдельных моментов романа «ортодоксальной православно-христианской доктрине» и превышение понимания крестьянских детей [31]. В 1898 году на заседании Учёного комитета докладчиком снова была высказана мысль, что читателям будет трудно разобраться в поучениях и наставлениях Зосимы. Цензор отметил неопределённость в том, следует ли человеку для спасения уходить в монастырь, а также является ли Зосима «теоретиком или созерцательным мистиком». На основе этих и ряда других вопросов полное собрание сочинений Достоевского было изъято из бесплатных народных читален [32]. Зосима Тобольский По мнению филолога Моисея Альтмана, однозначно указать прототип старца Зосимы нельзя, хотя существует ряд свидетельств исследователей творчества Достоевского и записи самого писателя о том, кто послужил прообразом старца.
Среди прообразов были отмечены иеромонах Амвросий Оптинский , епископ Тихон Задонский , законоучитель Александр Орлов, схимонах Зосима Тобольский , католический святой Франциск Ассизский [33]. В июле 1878 года Достоевский посетил Оптину пустынь , где дважды общался с иеромонахом Амвросием Оптинским. Долинин также отметил, что обстановка кельи Зосимы описана по впечатлениям Достоевского от кельи в Оптиной пустыни. Тем не менее, существуют свидетельства того, что в самой Оптиной пустыни отрицали сходство характеров и учений Амвросия и Зосимы, признавая только схожую внешность [34]. Прообразом поучений Зосимы послужили поучения епископа Тихона Задонского , о чём в одном из писем упомянул сам автор [35]. Этот монах тоже упоминается в качестве прообраза Зосимы [16]. Писатель Пётр Гнедич называл в качестве прообраза старца Зосимы служившего законоучителем в Петербурге протоиерея Александра Фёдоровича Орлова.
Литературовед Леонид Гроссман , на основании характерного для Достоевского использования имени прототипа, также указывал на схимонаха Зосиму Тобольского как возможного прототипа старца. Кроме того, изречения Зосимы Тобольского также были записаны и изданы одним из его учеников [36].
Гость внимательно посмотрел и внушительно произнес: — Петр Петрович Лужин. Я в полной надежде, что имя мое не совсем уже вам безызвестно.
Но Раскольников, ожидавший чего-то совсем другого, тупо и задумчиво посмотрел на него и ничего не ответил, как будто имя Петра Петровича слышал он решительно в первый раз. Неужели вы до сих пор не изволили еще получить никаких известий? В ответ на это Раскольников медленно опустился на подушку, закинул руки за голову и стал смотреть в потолок. Тоска проглянула в лице Лужина.
Настасьюшка, посторонись, дай пройти! Проходите, вот вам стул, сюда! Пролезайте же! Он отодвинул свой стул от стола, высвободил немного пространства между столом и своими коленями и ждал несколько в напряженном положении, чтобы гость «пролез» в эту щелочку.
Минута была так выбрана, что никак нельзя было отказаться, и гость полез через узкое пространство, торопясь и спотыкаясь. Достигнув стула, он сел и мнительно поглядел на Разумихина. Это вот его доктор сидит, только что его осмотрел, а я товарищ Родькин, тоже бывший студент, и теперь вот с ним нянчусь; так вы нас не считайте и не стесняйтесь, а продолжайте, что вам там надо. Не обеспокою ли я, однако, больного своим присутствием и разговором?
Лужин посмотрел на него вопросительно. Приехав сюда, я нарочно пропустил несколько дней и не приходил к вам, чтоб уж быть вполне уверенным, что вы извещены обо всем; но теперь, к удивлению моему… — Знаю, знаю! Ну, знаю!.. Петр Петрович решительно обиделся, но смолчал.
Он усиленно спешил сообразить, что все это значит? С минуту продолжалось молчание. Между тем Раскольников, слегка было оборотившийся к нему при ответе, принялся вдруг его снова рассматривать пристально и с каким-то особенным любопытством, как будто давеча еще не успел его рассмотреть всего или как будто что-то новое в нем его поразило: даже приподнялся для этого нарочно с подушки. Действительно, в общем виде Петра Петровича поражало как бы что-то особенное, а именно, нечто как бы оправдывавшее название «жениха», так бесцеремонно ему сейчас данное.
Во-первых, было видно и даже слишком заметно, что Петр Петрович усиленно поспешил воспользоваться несколькими днями в столице, чтоб успеть принарядиться и прикраситься в ожидании невесты, что, впрочем, было весьма невинно и позволительно. Даже собственное, может быть даже слишком самодовольное собственное сознание своей приятной перемены к лучшему могло бы быть прощено для такого случая, ибо Петр Петрович состоял на линии жениха. Все платье его было только что от портного, и все было хорошо, кроме разве того только, что все было слишком новое и слишком обличало известную цель. Даже щегольская, новехонькая, круглая шляпа об этой цели свидетельствовала: Петр Петрович как-то уж слишком почтительно с ней обращался и слишком осторожно держал ее в руках.
Даже прелестная пара сиреневых, настоящих жувеневских, перчаток свидетельствовала то же самое, хотя бы тем одним, что их не надевали, а только носили в руках для параду. В одежде же Петра Петровича преобладали цвета светлые и юношественные. На нем был хорошенький летний пиджак светлокоричневого оттенка, светлые легкие брюки, таковая же жилетка, только что купленное тонкое белье, батистовый самый легкий галстучек с розовыми полосками, и что всего лучше: все это было даже к лицу Петру Петровичу. Лицо его, весьма свежее и даже красивое, и без того казалось моложе своих сорока пяти лет.
Темные бакенбарды приятно осеняли его с обеих сторон, в виде двух котлет, и весьма красиво сгущались возле светловыбритого блиставшего подбородка. Даже волосы, впрочем чуть-чуть лишь с проседью, расчесанные и завитые у парикмахера, не представляли этим обстоятельством ничего смешного или какого-нибудь глупого вида, что обыкновенно всегда бывает при завитых волосах, ибо придает лицу неизбежное сходство с немцем, идущим под венец.
Он чувствовал, что у него онемели руки и ноги, точно отнялись, но и не попробовал шевельнуться и упорно глядел на цветок. Та вздохнула и замолчала. А впрочем, именно по улике, да улика-то эта не улика, вот что требуется доказать! Это точь-в-точь как сначала они забрали и заподозрили этих, как бишь их… Коха да Пестрякова.
Как это все глупо делается, даже вчуже гадко становится! Пестряков-то, может, сегодня ко мне зайдет… Кстати, Родя, ты эту штуку уж знаешь, еще до болезни случилось, ровно накануне того, как ты в обморок в конторе упал, когда там про это рассказывали… Зосимов любопытно посмотрел на Раскольникова; тот не шевелился. Посмотрю я на тебя: какой ты, однако же, хлопотун, — заметил Зосимов. Ведь не то, что они врут; вранье всегда простить можно; вранье дело милое, потому что к правде ведет. Нет, то досадно, что врут, да еще собственному вранью поклоняются. Я Порфирия уважаю, но… Ведь что их, например, перво-наперво с толку сбило?
Дверь была заперта, а пришли с дворником — отперта: ну, значит, Кох да Пестряков и убили! Вот ведь их логика. Он и векселя тоже скупает. Да черт с ним! Я ведь на что злюсь-то, понимаешь ты это? На рутину их дряхлую, пошлейшую, закорузлую злюсь… А тут, в одном этом деле, целый новый путь открыть можно.
По одним психологическим только данным можно показать, как на истинный след попадать должно. Ты дело-то подробно знаешь? Ну, слушай историю: ровно на третий день после убийства, поутру, когда они там нянчились еще с Кохом да Пестряковым, — хотя те каждый свой шаг доказали: очевидность кричит! Некто крестьянин Душкин, содержатель распивочной, напротив того самого дома, является в контору и приносит ювелирский футляр с золотыми серьгами и рассказывает целую повесть: «Прибежал-де ко мне повечеру, третьего дня, примерно в начале девятого, — день и час! Больше я его на том не расспрашивал, — это Душкин-то говорит, — а вынес ему билетик — рубль то есть, — потому-де думал, что не мне, так другому заложит; все одно — пропьет, а пусть лучше у меня вещь лежит: дальше-де положишь, ближе возьмешь, а объявится что аль слухи пойдут, тут я и преставлю». Ну, конечно, бабушкин сон рассказывает, врет, как лошадь, потому я этого Душкина знаю, сам он закладчик и краденое прячет, и тридцатирублевую вещь не для того, чтоб «преставить», у Миколая подтибрил.
Просто струсил. Ну да к черту, слушай; продолжает Душкин: «А крестьянина ефтова, Миколая Дементьева, знаю сызмалетства, нашей губернии и уезда, Зарайского, потому-де мы сами рязанские. А Миколай хоть не пьяница, а выпивает, и известно нам было, что он в ефтом самом доме работает, красит, вместе с Митрием, а с Митрием они из однех местов. И получимши билетик, он его тотчас разменял, выпил зараз два стаканчика, сдачу взял и пошел, а Митрея я с ним в тот час не видал. А на другой день прослышали мы, что Алену Ивановну и сестрицу их Лизавету Ивановну топором убили, а мы их знавали-с, и взяло меня тут сумление насчет серег, — потому известно нам было, что покойница под вещи деньги давала. Пошел я к ним в дом и стал осторожно про себя узнавать, тихими стопами, и перво-наперво спросил: тут ли Миколай?
И сказывал Митрей, что Миколай загулял, пришел домой на рассвете, пьяный, дома пробыл примерно десять минут и опять ушел, а Митрей уж его потом не видал и работу один доканчивает. А работа у них по одной лестнице с убитыми, во втором этаже. Слышамши все это, мы тогда никому ничего не открыли, — это Душкин говорит, — а про убийство все, что могли, разузнали и воротились домой всё в том же нашем сумлении. А сегодня поутру, в восемь часов, — то есть это на третий-то день, понимаешь? Сел на лавку, молчит. А опричь него в распивочной на ту пору был всего один человек посторонний, да еще спал на лавке другой, по знакомству, да двое наших мальчишков-с.
Я, этта, ему рассказываю, смотрю, а он за шапку и начал вставать.
В этот момент впервые в романе возникает тема смерти невинного ребёнка. Беспокоящейся за мужа говорит, что Бог всегда простит того, кто покается в своих грехах [12]. Зосима готов выслушать любого и постараться помочь ему. Он проявляет «откровенную холодность» к «отвратительному и законченному шуту» Фёдору Карамазову , но соглашается принять участие в его семейных проблемах [11]. Зосима призывает Фёдора Карамазова, нравственное безобразие которого преступило все дозволенные границы, «образить себя», то есть восстановить в себе человеческий образ [14]. В отношении атеиста Ивана Карамазова, восстающего против гармонии, купленной ценой страданий человечества, и неспособного любить ближнего своего, старец замечает, что у него «сердце высшее, способное такою мукою мучиться», и он находится в поисках истины. Причём, замечает Зосима, если Иван не поверит в Бога и бессмертие души, то и в обратную сторону этот вопрос он не решит [15]. Алёше Карамазову , который стал одним из его послушников, он велит идти в мир, тем самым показывая, что не призывает каждого затвориться в монастыре и служить Богу [11].
Зосима чувствует, что скоро умрёт, поэтому перед смертью рассказывает своим ученикам, почему стал монахом, и оставляет поучения [10]. Описание смерти старца, по мнению Накамуры, в очередной раз призвано убедить читателя в отсутствии какого-либо мистицизма в его образе. Тело монаха не остаётся нетленным, более того, уже на следующий день появляется тлетворный дух [16]. Поучения[ править править код ] Литературовед Георгий Фридлендер отметил, что в поучениях Зосимы одновременно присутствуют элементы «восточного» православия и «западного» гуманизма. Краеугольным камнем, на котором основаны поучения, стал социально-гуманистический принцип межчеловеческой солидарности. Существует связь поучений как с духовными исканиями прошлых эпох, выраженными в религиозной форме, так и с современными для Достоевского социально-критическими и социально-утопическими настроениями. Достоевский переосмыслил древнерусские религиозные заветы в гуманистическом духе и объединил их с социальными и философскими идеалами своего времени [17]. По мнению филолога Валентины Ветловской, главной мыслью поучений Зосимы стала проповедь полной и глубокой любви ко всему творению вокруг. Будешь любить всякую вещь и тайну божию постигнешь в вещах.
Постигнешь однажды и уже неустанно начнешь её познавать всё далее и более, на всяк день. И полюбишь наконец весь мир уже всецелою, всемирною любовью». В этом смысле поучения перекликаются с проповедями Франциска Ассизского , возможного прообраза старца, который также испытывал чувство любви и восторга к жизни [18]. С учениями Франциска совпадает и радостное ожидание смерти, которая только открывает двери в вечную жизнь [19]. Зосима в своей проповеди говорит о том, что «безгрешна природа поёт Богу славу», а человек, чтобы присоединиться, должен понять свою вину перед миром, ибо «воистину всякий пред всеми за всех и за всё виноват» [19]. Литературовед Вадим Белопольский отметил важность образа Зосимы для выявления отношения Достоевского ко злу и возможностей его преодоления. Главным тезисом поучений старца, по мнению критика, стало убеждение в благости жизни, в том, что жизнь прекрасна и «главная ошибка людей состоит в том, что они забыли об этом». В этом смысле учение Зосимы скорей язычески- пантеистическое , чем христианское, в чём упрекают его противники после смерти монаха. Ценность любых атрибутов жизни для старца вытекает из ценности самой жизни [3].
Также в поучениях Белопольский видит проявления языческого преклонение перед землёй: «люби повергаться на землю и лобызать её. Землю целуй и неустанно, ненасытимо люби всех люби, всё люби, ищи вocтopгa и исступления сего. Омочи землю слезами радости твоея и люби сии слёзы твои». Даже в последний миг жизни Зосима возвращается к матери-земле, склоняясь лицом ниц и целуя землю, а не обращаясь к Богу [20]. Учение Зосимы представляет тенденцию в христианстве, противоположную аскетизму, и одновременно наполнено светлым, жизнеутверждающим духом православного язычества русского крестьянства [21].
Достоевский "Преступление и наказание" - 8 (Лужин)
Наши взгляды пересеклись, и Тараторкин растерялся, как застуканный учителем за чем-то непристойным ученик. По роковому стечению обстоятельств последней ролью народного артиста в кино стал умирающий от рака физик Репин из сериала «Таинственная страсть». Похоронена на Троекуровском кладбище. Роль: Настасья, служанка на квартире Родиона. Последние два года жизни исполнительница роли Любови Шевцовой в фильме Сергея Герасимова «Молодая гвардия» провела на подмосковной даче у знаменитой дочери - актрисы и режиссера Натальи Бондарчук. Инну Макарову мучили приступы астмы и провалы в памяти. Он же заменил ей отца - мама рано осиротела.
Вспоминала о нем больше, чем о втором муже - хирурге Мише Перельмане. Могила Инны Макаровой. Из-за коронавируса посещения запретили. О кончине мамы Наталья Бондарчук узнала по дороге на запись шоу Андрея Малахова, посвященного карантину. На 94-м году жизни оболочка была худенькой. Квартира Макаровой неподалеку от Киевского вокзала, а также большой дом в подмосковных Раздорах перешли по наследству дочери.
Валерий Носик 1940 - 1995 Похоронен на Троекуровском кладбище. Роль: Заметов, письмоводитель в полицейской конторе. Обожаемый зрителями Носик играл забавных и чудаковатых героев, вызывающих улыбку. Это и простоватый Отто Фукин из «Большой перемены», и любитель детективов Лютиков в фильмах об Анискине, и нерадивый студент в «Операции Ы и других приключениях Шурика»… В отличие от младшего брата Владимира Носика, тоже известного артиста и однолюба, за плечами у Валерия несколько браков. В том числе студенческий - с Лией Ахеджаковой и следующий - с актрисой Марией Стерниковой, которая родила сына Сашу Носика, продолжившего династию. Последние 14 лет жизни Валерий Бенедиктович провел в одиночестве.
Чтобы развеять тоску, пускал в дом бездомных. Однажды из-за сердобольности его едва не убили. Приютил группу молодых людей, которые пожаловались, что не из Москвы и им негде переночевать. Те его ограбили и сбежали, огрев по голове. Могила Валерия Носика. Фото Руслана Вороного - Утром 4 января 1995 года мне позвонил Володя и спросил, не видела ли я его брата, - вспоминала соседка Носика-старшего Анна Агишева.
Поняла: что-то стряслось. Возле нашего дома стояла пожарная машина. По моей просьбе пожарные по выдвижной лестнице добрались до окна Валерия.
Читатель с первых страниц знакомится с героем, давно обдумавшим свой замысел.
Далее, подобно царю Эдипу или Макбету, Раскольников оказывается на краю гибели. Если бы он мог лукавить или лгать самому себе, то вряд ли автор сделал бы его главным героем. Но Раскольников и после совершенного убийства честен. По мысли автора, его история сводится не к падению, а к нравственному росту героя.
Осознав свою ошибку, Раскольников не спивается, не опускается на дно жизни, а находит в себе силы для духовного возрождения. Гибель его мрачной идеи становится источником начала его личности. Делая историю внутренних переживаний героя после совершенного преступления предметом беспощадного нравственно-психологического исследования, Достоевский ни на минуту не отрывает Раскольникова и его внутреннюю жизнь от внешнего мира. Каждая встреча героя с другим персонажем романа ведет его к новым, чисто внешним столкновениям с ним, но становится вместе с тем очередным этапом в истории умственного и нравственного испытания героя собственной совестью и совестью окружающих его людей.
В более широком смысле тема произведения воспринимается как боль униженного человека, обреченного государством на одиночество и страдание. Смысл названия произведения Сначала Раскольников называет пробой свой предварительный визит в Алене Ивановне, но затем формулирует этим словом само убийство. Он убил, чтобы проверить себя, способен ли он реализовать идею. Преступление — это сюжет, взятый из современной действительности, из длинного повседневного ряда.
Но если бы Раскольников взял для себя деньги процентщицы или он убил либо Лужина, либо Свидригайлова, посягавших на его сестру, его убийство было бы просто охарактеризовано уголовным делом. Раскольников не был маньяком с паталогической жаждой крови. Упоение кровью свойственно людям безнравственным, палачам по природе. Палачом Раскольников считал действительность.
Преступление — это факт убийства, взятый из жизни, но прошедший через фантазию художника, переосмысленный, вылитый в философскую форму, в которой соединились смысловые линии, социальные, нравственные, политические проблемы, сущность трагедии, в которую вовлечены поколение, народ, человечество. В преступлении Раскольникова со-средоточено все, что оправдало бы его идею. Но если выстраданная им идея заключала в себе неразрешимое противоречие, если она с самого начала была порочной, то при первом испытании практикой она должна самоуничтожиться. Идея Раскольникова оказалась несостоятельной, но герой не сразу осознает социально-философский смысл происшедшего: сначала страдала лишь его гордость, переживания, связанные со следствием и судом, воспринимались декорации.
Перед высшим судьей действительность осталась неутвержденной на моральном основании, и Раскольников какое-то время успокаивал себя, что не идея, а он, как личность, не выдержал испытания убийством, что он, как личность, оказался неспособным осуществить идею. Благие намерения Раскольникова были отвергнуты гибнущим народом, во имя которого и создавалась в страшных условиях его идея. Столь привлекательный сам по себе Раскольников был отринут людьми как убийца не по стечению обстоятельств, а как создатель опасной для них теории. Близкие и незнакомые люди не признали за ним права на убийство, не хотели оправдать его, не уверовали в него, как уверовали иудеи в Иисуса, воскресившего Лазаря.
Мотив отвержения звучит в наказании. Достоевский отверг воплощенный в Раскольникове метод протеста. Нельзя осуществить идеал волюнтаристическим путем, даже если речь идет о Наполеоне, вознамерившемся стать Мессией. Ощущая глубокое отчаяние и беспокойство, терзаясь сомнением и испытывая страх, ненавидя своих преследователей и ужасаясь неисправимым поступком, Раскольников внимательнее, чем раньше, приглядывается к окружающим его людям, сопоставляя их судьбы со своей.
Оказывается, путь мучительных поисков правды, испытаний и катастроф присущ и Мармеладову, и Соне, и Свидригайлову, и Дуне, и всем другим персонажам романа, судьба которых столь же трагична. Государственная система и среда, которая формировала Раскольникова, толкали его к тому, чтобы смотреть на всякого человека, кто бы он ни был, как на вошь. Жизненная круговерть, основанная на нищете, лишала его солидарности с себе подобными и с теми, чья безрадостная судьба вызывала его гнев. Чувство презрения перерастает у героя в ненависть.
Чувство долга у Раскольникова сохраняется лишь частично, только по отношению к себе самому, но собственная личность не может служить основанием всеобщего идеала. Раскольников любил невидимое человечество, но ненавидел отдельных людей. Опуская топор на голову Алены Ивановны, он мог тешиться надеждой на то, что такие, как Лизавета, Соня, признают его правоту, сделают своим владыкой. Совершив убийство, Раскольников стал не вождем угнетенных, а отторгнутым обществом, ради которого, собственно, он и пошел на преступление.
Он видел, что вокруг него страдают не худшие, а лучшие, не злые, а добрые. Почти все писавшие о Достоевском отмечали особую драматическую или трагедийную форму его романов это оспаривают лишь М. Бахтин и В. Шкловский — В.
Роман-трагедия создается органическим внесением трагического конфликта в эпическое повествование. Поединок между следователем Порфирием Петровичем и Раскольниковым — одна из самых напряженных сюжетных линий в повествовательной канве романа. Через все произведение проходит история любви Сони и Раскольникова. Действие его развертывается на фоне ужасающей бедности обитателей чердаков и подвалов аристократа-Петербурга.
Вдумываясь в размышления Раскольникова перед убийством и после него, анализируя борьбу страстей в душе Свидригайлова или душевные муки старика Мармеладова, мы ощущаем великую силу Достоевского -психолога, убедительно связавшего психологию героев с их социальным положением. Раскольников не простой убийца из бедности, он — мыслитель. Он проверяет свою идею, свою теорию, свою философию жизни. В романе подвергаются проверке силы Добра и Зла в теориях Свидригайлова, Сони, Лужина, что определяет произведение Достоевского как философский роман.
Герои романа Достоевского «Преступление и наказание» В романе «Преступление и наказание» Федор Михайлович Достоевский показал большое количество персонажей, из которых довольно многие имеют цельные и хорошо обрисованные характеры. Однако среди всех образов можно выделить образы Родиона Раскольникова и Сони Мармеладовой, которые в свою очередь показаны как герои-антиподы. Именно они являются главными героями произведения, вокруг которых разворачиваются все события в романе. Второстепенные же герои, хоть и имеют цельные характеры, нужны для большего раскрытия образов главных персонажей.
Всех второстепенных героев можно разделить на героев-антиподов и героев-двойников. Главные герои романа Достоевского «Преступление и наказание» Родион Романович Раскольников — образованный, умный, но бедный студент. Бедность семьи героя подводит его к тому, что он решается проверить свою теорию о тварях дрожащих и право имеющих. Поэтому он убивает старуху-процентщицу.
Вокруг этого события и ведется дальнейшее повествование. Автор большое внимание уделяет внутренним мыслям героя, вводит в повествование прием психологизма. Достоевский показал, что теория Раскольникова во многом отличается от реальной жизни. И в конце романа персонаж понимает это.
Он признается в убийстве. На размышления Раскольникова влияние оказывает Сонечка Мармеладова. Она, как и Родион, вынуждена пойти на особый шаг из-за бедности своей семьи: пойти по желтому билету. Способность к самопожертвованию — вот главная черта героини.
Она добра и искренна. Сонечка стойко переносит все трудности на своем пути. Второстепенные герои романа Достоевского «Преступление и наказание» Галерею второстепенных героев романа «Преступление и наказание» открывает образ старухи-процентщицы. Алене Ивановне около 60-ти лет.
Взаимосвязь этого персонажа с Раскольниковым заключается в том, что старуха занимается ростовщичеством, а Родион приходит к ней как клиент. Автор показывает героиню жадной до денег и абсолютно бездушной. Ей не важны жизненные ситуации людей, на ценных вещах, которые закладывают ее клиенты, она делает огромную прибыль, так как берет большие проценты. Именно такую бессердечную женщину убивает Раскольников, проверяя свою теорию.
Однако помимо Алены Ивановны в момент убийства в доме была и ее беременная сестра Лизавета, которую Родион также убивает. У Лизаветы была довольно трагичная судьба. Она имела отклонения по здоровью, никто не воспринимал ее серьезно, собственная сестра использовала ее как прислугу. Однако она не озлобилась на мир, была добра и кротка.
Главных героев сближает то, что они с трепетом и любовью относились к своим семьям. Пульхерия Александровна — мать Родиона Раскольникова. Она искренне любит своего сына и, несмотря на свою бедность, всячески старается помогать ему в денежном плане. Она очень близка со своей дочерью — Дуней.
Дуня — сестра главного героя, которых связывают теплые отношения. Это красивая и образованная девушка. Несмотря на свое бедное положение, она является довольно гордой, готовой постоять за себя. Семен Захарович Мармеладов — отец Сони.
Это добрый мужчина, которого сломали жизненные трудности, в результате чего он становится пьяницей, а затем трагично умирает. Автор называет героя только по фамилии, так как Мармеладов — маленький человек, один из самых ярких представителей этого типа в русской литературе. Значение этого образа в произведении довольно велико. Именно после встречи Раскольникова с Мармеладовым, главный герой убеждается в несправедливости мира, в несправедливости деления людей на бедных и богатых.
Встреча героев стала неким подтверждением теории Раскольникова. Жена Мармеладова — Катерина Ивановна — имеет более сильный и твердый характер. Дворянка по происхождению, она обеднела и осталась вдовой с тремя детьми, а затем вышла замуж за Мармеладова.
В «Братьях Карамазовых» Алёша так характеризует своего брата Ивана: «Он из тех, которым не надобно миллионов, а надобно мысль разрешить». Раскольников тоже из этой породы. Можно говорить и о стилистической полифонии «Преступления и наказания». Несмотря на то что доминанта романа — страстные, иногда исступлённые реплики внутренние монологи Раскольникова, исповедь Мармеладова, восклицания Сони , другие герои могут весело шутить Разумихин , занудствовать Лужин , ёрничать Порфирий Петрович , неторопливо размышлять как бы сами с собой Свидригайлов. Полное собрание сочинений: В 30 т. На «Преступление и наказание» повлияли как многочисленные литературные традиции, так и реальные события.
Обычно называют двух возможных прототипов Раскольникова: приказчика Герасима Чистова, который в 1865 году совершил двойное убийство с целью ограбления, и французского убийцу Пьера Франсуа Ласнера, казнённого в 1836-м. Ласнер бахвалился своими преступлениями и, по словам Достоевского, называл себя «мстителем, борцом с общественной несправедливостью». Он был, кроме того, литератором Раскольников тоже написал статью о психологии преступника , а Чистов — старообрядцем, или, по-другому, раскольником. Ещё одно преступление, которое «произвело на Достоевского сильнейшее впечатление» 7 Достоевский Ф. Оно было совершено в то время, когда Достоевский писал «Преступление и наказание», и могло повлиять на его финал. В «Преступлении и наказании» можно найти аллюзии на многие наверняка или предположительно известные Достоевскому книги — от «Ревизора» Гоголя и «Парижских тайн» Эжена Сю Эжен Сю 1804—1857 — французский писатель. Служил военным врачом, участвовал в морских экспедициях. В возрасте 26 лет получил большое наследство от отца, что позволило Сю полностью посвятить себя литературе. Писал романы из морского быта например, «Кернок-пират», «Саламандра» , исторические романы «Латреомон», «Жан Кавалье» , салонные «Матильда», «Артюр», «Чёртов холм».
В 1840-х годах Сю увлёкся социалистическими теориями, под их влиянием написаны романы «Вечный жид», «Парижские тайны», роман «Тайны народа» в 16 томах. В своём главном труде «Единственный и его собственность» Штирнер полагает, что собственное «я» превыше всего, поэтому у человека есть право отстаивать свои интересы, не оглядываясь на этические нормы. При жизни философ был практически забыт, но о нём вспомнили в связи с идеями Ницше: как оказалось, многие из них уже содержались в сочинениях Штирнера. Михаил Бахтин возводит генеалогию прозы Достоевского к европейским авантюрным романам и через них к сократическим диалогам и менипповой сатире — жанру, особенности которого Бахтин пытался реконструировать; среди этих особенностей — карнавальность Этим термином Бахтин обозначил влияние традиций средневекового карнавала на культуру Нового времени. Суть карнавала сводится к «инверсии двоичных противопоставлений», то есть всё переворачивается с ног на голову — шут становится королём, богохульник — епископом и т. Всё это действительно можно встретить в «Преступлении и наказании» — хотя в большей степени это характерно для комической и фантастической прозы Достоевского. Очень важна для «Преступления и наказания» европейская романтическая традиция. В рассуждениях Раскольникова об ощущениях приговорённого к казни сказывается не только личный опыт Достоевский был осуждён за чтение письма Белинского в кружке петрашевцев и приговорён к смертной казни. Казнь оказалась инсценировкой — осуждённых помиловали и отправили на каторгу.
Служил библиотекарем. Известность ему принёс разбойничий роман «Жан Сбогар». Был участником объединения французских романтиков «Сенакль». Писал фантастические и сатирические повести. Нодье профессионально занимался энтомологией, выступил автором нескольких научных трудов. Герои «Преступления и наказания» не случайно много раз поминают Шиллера, который был в числе любимых авторов Достоевского; одним из литературных прототипов Раскольникова можно назвать главного героя «Разбойников» Карла Моора. Другие архетипические предки Раскольникова — Гамлет и Фауст: страдающие, терзающиеся герои, которым приходится совершить убийство или косвенно в нём поучаствовать. Подлец человек! И подлец тот, кто его за это подлецом называет Фёдор Достоевский Среди русских литературных влияний исследователи называют произведения Пушкина: «Пиковую даму» в которой молодой человек убивает старуху , «Моцарта и Сальери» идея «несовместности» гения и злодейства , «Бориса Годунова» мотив раскаяния в преступлении.
Топографически верные, но вместе с тем зловещие образы российской столицы вызывают в памяти не только «Физиологию Петербурга» с её описаниями петербургских трущоб, но, конечно, и Гоголя, чья проза сохраняла влияние на Достоевского на протяжении всей его жизни. Как показал Юрий Тынянов, литературные влияния у Достоевского зачастую приобретают пародийную окраску 8 Тынянов Ю. История литературы. В «Преступлении и наказании» появляется карикатурный нигилист Лебезятников, «с третьего голоса» перепевающий идеи революционеров. Он заявляет: «Мы пошли дальше в своих убеждениях. Мы больше отрицаем! Если бы встал из гроба Добролюбов, я бы с ним поспорил. А уж Белинского закатал бы! Легко узнать здесь утрированную риторику из тургеневских «Отцов и детей» и опошленную идеологию «Что делать?
Впрочем, дальше Лебезятников, несмотря на свою пошлость, оказывается честным человеком, разоблачая обман Лужина: драматичная сцена, в которой Соню обвиняют в краже ста рублей, а потом этот обман раскрывается, напоминает уже не о русских писателях, а о Диккенсе — почти такой же эпизод можно встретить в «Лавке древностей». Дух Диккенса носится и над одной из следующих сцен, где сошедшая с ума Катерина Ивановна пытается заставить своих детей просить милостыню.
И наоборот, чем громче вы стремитесь выговорить согласный, тем энергичнее будете смыкать ротовую полость. Это самое яркое артикуляционное различие между этими классами фонем. Ударение в любых словоформах может падать только на гласный звук, но также существуют и безударные гласные.
В русской речи используется меньше гласных фонем, чем букв. Ударных звуков всего шесть: [а], [и], [о], [э], [у], [ы]. А букв, напомним, десять: а, е, ё, и, о, у, ы, э, я, ю. Гласные буквы Е, Ё, Ю, Я не являются «чистыми» звуками и в транскрипции не используются. Нередко при буквенном разборе слов на перечисленные буквы падает ударение.
Фонетика: характеристика ударных гласных Главная фонематическая особенность русской речи — четкое произнесение гласных фонем в ударных слогах. Ударные слоги в русской фонетике отличаются силой выдоха, увеличенной продолжительностью звучания и произносятся неискаженно. Поскольку они произносятся отчетливо и выразительно, звуковой анализ слогов с ударными гласными фонемами проводить значительно проще. Положение, в котором звук не подвергается изменениям и сохранят основной вид, называется сильной позицией. Такую позицию может занимать только ударный звук и слог.
Безударные же фонемы и слоги пребывают в слабой позиции. Гласный в ударном слоге всегда находится в сильной позиции, то есть произносится более отчётливо, с наибольшей силой и продолжительностью. Гласный в безударном положении находится в слабой позиции, то есть произносится с меньшей силой и не столь отчётливо. В русском языке неизменяемые фонетические свойства сохраняет лишь одна фонема «У»: к у к у р у за, дощечк у , у ч у сь, у лов, — во всех положениях она произносятся отчётливо как [у]. Это означает, что гласная «У» не подвергается качественной редукции.
Разбор по звукам ударных гласных Гласная фонема [о] встречается только в сильной позиции под ударением. Выполнить разбор по звукам оставшихся четырёх гласных в позиции под ударением так же не представит сложностей. Безударные гласные буквы и звуки в словах русского языка Сделать правильный звуко разбор и точно определить характеристику гласного можно лишь после постановки ударения в слове. Подобные изменения гласных в безударных слогах называются редукцией. Количественной, когда изменяется длительность звучания.
И качественной редукцией, когда меняется характеристика изначального звука. Одна и та же безударная гласная буква может менять фонетическую характеристику в зависимости от положения: в первую очередь относительно ударного слога; в абсолютном начале или конце слова; в неприкрытых слогах состоят только из одного гласного ; од влиянием соседних знаков ь, ъ и согласного. Так, различается 1-ая степень редукции. Ей подвергаются: гласные в первом предударном слоге; неприкрытый слог в самом начале; повторяющиеся гласные. Примечание: Чтобы сделать звукобуквенный анализ первый предударный слог определяют исходя не с «головы» фонетического слова, а по отношению к ударному слогу: первый слева от него.
Ее так же называют «слабая позиция второй степени». Редукция гласных в слабой позиции так же различается по ступеням: вторая, третья после твердых и мягких соглас. Вы заметили, что во всех обозначенных случаях дополнительной фонемой выступает «Й»? Именно поэтому данные гласные называют йотированными. Значение букв Е, Ё, Ю, Я определяется их позиционным положением.
А вот «Е» и «Я» в ударных и в безударных слогах, кроме случаев, когда указанные буквы располагаются за гласным в 1-м предударном слоге или в 1-м, 2-м заударном слоге в середине слов. Наибольшей редукции подвергаются гласные в безударных слогах. Продолжим звука буквенный разбор оставшихся йотированных и посмотрим как они еще могут менять характеристики в зависимости от окружения в словах. Примечание: Для петербургской фонологической школы характерно «эканье», а для московской «иканье». Раньше йотрованный «Ё» произносили с более акцентированным «йэ».
Со сменой столиц, выполняя звуко-буквенный разбор, придерживаются московских норм в орфоэпии. Некоторые люди в беглой речи произносят гласный «Я» одинаково в слогах с сильной и слабой позицией. Такое произношение считается диалектом и не является литературным. Буква «И» после мягкого знака «Ь» тоже представляет 2 звука — [ЙИ] при звуко буквенном анализе. Данное правило актуально для слогов как в сильной, так и в слабой позиции.
Фонетический разбор слов, когда гласные «Ю» «Е» «Ё» «Я» образуют 1 звук По правилам фонетики русского языка при определенном положении в словах обозначенные буквы дают один звук, когда: звуковые единицы «Ё» «Ю» «Е» находятся в под ударением после непарного согласного по твердости: ж, ш, ц. Тогда они обозначают фонемы: ё — [о], е — [э], ю — [у]. Исключение только для: [ж], [ш], [ц]. Примечание: в заимствованных из других языков словах ударная гласная «Е» не всегда сигнализирует о мягкости предыдущего согласного.
Герои романа Достоевского «Преступление и наказание» (список)
Роль образа Разумихина в романе Фёдора Михайловича Достоевского «Преступление и наказание» состоит в том, что этот персонаж является антиподом Раскольникова, главного героя этого произведения. / Характеристика Зосимова (Преступление и наказание). Найди верный ответ на вопрос«Расскажите о роли Зосимова в рассказе "Преступление и наказание".