18 марта отмечается День Парижской коммуны (Commune de Paris).
18 марта, Запасник, День Парижской Коммуны!
Правительство Адольфа Тьера, обосновавшееся в Версале, заключило капитулянтский мир с пруссаками и попыталось реквизировать оружие у вооруженных парижан. По мнению французского депутата от движения «Непокоренная Франция» Алексиса Корбьера, Коммуна представляет важную революционную попытку построить «демократическую республику труда» в период, когда промышленный капитализм угнетал общество и трудящихся. Очевидно, именно в этом заложено основное историческое значение этого события, но не только. Парижская коммуна была продолжением традиций Великой французской революции 1789 года, последователи якобинцев играли в ней ведущую роль. Как и в ходе Гражданской войны в России, к террору и расстрелам прибегали обе стороны — как «красные», так и «белые». Восстание было жестоко подавлено в ходе заключительной «кровавой недели». Эта часть кладбища стала культовой для французских и зарубежных коммунистов, на этом участке захоронены видные деятели Французской компартии и рабочего движения — Морис Торез, Жак Дюкло и другие. Ленин жил в Париже в начале ХХ века и внимательно изучал опыт Коммуны. Его вывод в статье «Государство и революция» сводится к тому, что коммунары действовали недостаточно решительно при сломе государственной машине.
После этого студенты смогли задать гостю мероприятия интересующие их вопросы, на которые он дал содержательные ответы. Научный сотрудник отдела истории Азовского музея-заповедника Елена Алексеевна Пономаренко представила участникам программы презентацию о событиях во Франции, вошедших в историю как Дни Парижской коммуны. Гости мероприятия совершили виртуальную экскурсию по историческим местам, где располагались знаменитые «Баррикады коммунаров», открыли для себя интересные факты, связанные с представителями русской интеллигенции и «Майской кровавой неделей», познакомились с главными участниками двух противоборствующих сторон.
Возглавляли Парижскую коммуну представители партий социалистов и анархистов. Лидеры обоих течений провозгласили Парижскую коммуну первым образцом диктатуры мирового пролетариата. Несмотря на то, что 28 мая революция была повержена, но День Парижской коммуны стал символом победы пролетариата в борьбе за власть. Эта дата вошла в историю как свершение первой в мире пролетарской революции.
Совместно с: 31. В честь этой коммуны в советскую эпоху вообще много чего называли: фабрики, заводы — даже племенные, в Волгоградской области и ныне есть племенной завод имени Парижской коммуны. Был и линкор «Парижская коммуна» — переименованный из «Севастополя» после подавления антибольшевистского Кронштадтского восстания 1921 года. А уж населенных пунктов с таким названием и вовсе в избытке, не говоря про обилие площадей и улиц, носящих имя Парижской коммуны. В городе Благовещенск, что в Башкортостане, есть даже тупик Парижской коммуны — так и называется! Количество книг, выпущенных в Советском Союзе про коммуну и ее героических коммунаров — просто фантастическое и, наверное, в разы больше, чем на всех прочих языках мира вместе взятых. Что уж говорить про многочисленные опусы Карла Маркса и Фридриха Энгельса про Парижскую коммуну, которые тоже приходилось штудировать школьникам и студентам. И уж, конечно же, знаменитая ленинская статья «Уроки коммуны». Про это историческое событие у нас вспоминали долго, а вот про главный контекст — что для возникновения той коммуны потребовался военный разгром и интервенция — как-то не очень. Произошло же все это после Франко-прусской войны 1870— 1871 годов, в ходе которой немцы в очередной раз уделали гордых галлов. Именно в такой стилистике и с откровенным удовольствием писали тогда русские газеты. Да и русский же император очень при этом сожалел, что уделали без него, зато утешался тем, что «за Крым» французикам все же наваляли… И вот весной 1871 года пруссаки стояли в предместьях Парижа, с интересом наблюдая, как в гордой «столице Европы» французы с невиданным ожесточением уничтожают друг друга под, казалось бы, вполне благоразмысленными лозунгами Парижской коммуны… Началось же все с того, что парижане — в условиях хаоса, фактического отсутствия центральной власти, да и вообще паралича власти как таковой, — страшно униженные поражением и позорным миром, вдруг страстно возжелали социальной справедливости.
18 марта — день Парижской коммуны!
С 1872 года по решению генерального совета Первого Интернационала в честь первой успешной попытки рабочих захватить политическую власть 18 марта стал отмечаться как День Парижской коммуны. 26 марта 1871 года прошли выборы в революционное правительство — Парижскую коммуну, которая официально была провозглашена двумя днями позже. Пензенские комсомольцы возложили цветы к памятнику Борцам Революции на Советской площади Пензы в честь Дня Парижской коммуны, который отмечается 18 марта. История площади Парижской коммуны в Екатеринбурге. 18 марта коммунисты Ленинского райкома совместно с комсомольцами провели мероприятие в память о Парижской коммуне, которая была провозглашена 18 марта 1871 года. Парижская коммуна — событие всемирно исторического значения, первая пролетарская революция, первый опыт диктатуры пролетариата, открывающие новый этап всемирной истории борьбы классов, который продолжился Великой Октябрьской социалистической революцией.
Дата в истории. К 150-летию Парижской Коммуны
пишет РИА Новости. 18 марта — день Парижской Коммуны. В 1920-е годы этот день отмечался как праздник и нерабочий день в СССР. До 1917 года День Парижской коммуны отмечали в России на нелегальных собраниях рабочих и революционных организаций.
Кто «в полях» добивается выделения Екатеринбургу федеральных денег на благоустройство
Париж, отрезанный от остальной Франции, поднял знамя коммуны: всякому округу и всякой более-менее значительной городской общине предлагалось по собственному усмотрению устанавливать свой политический и социальный строй, представительство же общенациональных интересов предполагалось возложить на конгресс делегатов отдельных общин. На 26 марта назначены были выборы в общинный совет. Соответственно этому в состав совета избраны были 71 коммунар и 21 противник коммуны. Последние или не приняли полномочий, или вскоре сложили их с себя.
На 16 апреля назначены были дополнительные выборы, которые, насколько они вообще могли состояться при уклонении значительной части населения от участия в подаче голосов, послали в ратушу одних только коммунаров. Из 78 членов совета коммуны 19 принадлежали к международной ассоциации; остальные были частью революционеры-якобинцы, частью социалисты различных фракций, и среди последних всего более было бланкистов сам Бланки был ещё 17 марта арестован в провинции. С образованием совета коммуны, центральный комитет, действовавший в качестве временного правительства, должен был бы прекратить своё существование; но он не захотел отказаться от власти.
В умственном отношении совет коммуны стоял выше комитета, но и он оказался не на высоте своего призвания, представлявшего большие трудности. Среди членов совета не было ни даровитых военачальников, ни испытанных государственных людей; до тех пор почти все они действовали лишь в качестве агитаторов. Из ветеранов революции в совете коммуны заседали Делеклюз и Пиа.
Первый из них, якобинец, после всех перенесённых им испытаний, представлял собой только развалины. Пиа, даровитый публицист, но чистый теоретик, совершенно запутавшийся в противоречиях, обуреваемый безграничным тщеславием и в то же время трусливостью, совершенно не подходил к той крупной роли, которая выпала ему на долю. Из всех фракций, представленных в совете коммуны, наиболее серьёзным элементом явились 19 членов международной ассоциации.
Самыми выдающимися из них были Варлен, Вальян, Малон и Франкель. Они лучше других понимали социальный вопрос, действовали с наибольшим благоразумием и, за немногими исключениями, держались вдали от преступлений коммуны; из их среды вышла большая часть самых дельных администраторов коммуны. Бланкисты - самая крайняя социально-революционная фракция того времени - имели в ратуше около 20 мест; верные своему учению, они представляли собой элемент, не останавливавшийся ни перед каким насилием; самый выдающийся из этой группы - Эд Eudes.
Наряду с ними заседали в совете коммуны и самые ярые ораторы парижских клубов революционно-якобинского направления. В числе их были даровитые, но беспочвенные мечтатели: живописец Курбе, Верморель, Флуранс, Валлес, остроумный хроникер бульварной прессы; среди них наиболее выдавались Рауль Риго и Ферре. При таком пестром составе совета коммуны, деятельность его в сфере управления и даже защиты Парижа, по признанию самих коммунаров, представляла картину розни и разброда.
В совете образовалось несколько партий, которые всякими правдами и неправдами поддерживали своих, раздавая им высшие должности. Даже члены совета, которые вообще с самоотвержением служили делу коммуны, отвергали услуги лиц дельных, способных и испытанных, если только они не принадлежали к их партии. Совет коммуны был одновременно и законодательным корпусом, и высшим правительственным установлением.
В качестве последнего он распадался на 10 комиссий. Главное руководительство всеми отраслями управления возложено было на исполнительную экзекуционную комиссию из 7 членов, в числе которых были Пиа, Эд и Вальян. Членами последней комиссии были Малон, Франкель, Тейсс, Авриаль и Жерарден - все рабочие и члены международной ассоциации.
Заведование делами чисто городскими распределено было между членами совета по округам, представителями которых они являлись. Жалованье, которое получали чины коммуны, не должно было превышать 6000 франков, но фактически оно, большей частью, было значительно меньше. Вообще во всем, что касалось денежной стороны дела, правительство коммуны проявило большую честность.
В области социальных реформ правительство коммуны не имело определённой программы, так как в совете проявились три равносильные, но существенно различные социально-политические течения: коммунизм бланкистов , прудонизм и якобинизм; наконец, приходилось считаться и с интересами мелкой буржуазии, которая сражалась в рядах федералистов. Единственный акт, в котором излагается общая программа коммуны - её «Декларация к французскому народу» от 19 апреля так называемое завещание коммуны - не идет дальше общих мест, представляющих отклик прудоновских изречений. Что касается отдельных социально-политических мероприятий коммуны, то разрешено было не платить домовладельцам квартирных денег с октября 1870 года по июль 1871 года, отсрочены платежи по векселям, приостановлена продажа просроченных залогов.
Запрещены были вычеты из заработной платы, ночная работа в пекарнях; определён минимальный размер вознаграждения для лиц, состоящих в услужении; решено при всех подрядах и поставках для города отдавать предпочтение рабочим ассоциациям перед частными предпринимателями. Декрет от 16 апреля передавал производительным ассоциациям все промышленные заведения, покинутые владельцами, причём за последними сохранено было право на вознаграждение. Коммуна признала за незаконнорождёнными все права законных детей; декретировала отделение церкви от государства, с прекращением отпуска всяких сумм на духовенство; церковные имущества объявила народной собственностью; делала попытки к введению республиканского календаря; приняла красное знамя.
Некоторые из комиссий коммуны функционировали сносно, особенно если принять во внимание необычайную обстановку, при которой они действовали.
В результате революции было установлено самоуправление, продолжавшееся с 18 марта по 28 мая 1871 года. Возглавляли Парижскую коммуну представители партий социалистов и анархистов. Лидеры обоих течений провозгласили Парижскую коммуну первым образцом диктатуры мирового пролетариата. Несмотря на то, что 28 мая революция была повержена, но День Парижской коммуны стал символом победы пролетариата в борьбе за власть. Эта дата вошла в историю как свершение первой в мире пролетарской революции.
Эта дата вошла в историю как свершение первой в мире пролетарской революции. До 1917 года День Парижской коммуны отмечали в России на нелегальных собраниях рабочих и революционных организаций. Этот революционный день впервые начал широко отмечаться после того, как ЦК Международной организации помощи борцам революции МОПР в марте 1923 объявил День Парижской коммуны своим праздником отмечался до 1990 года.
Да, Парижская Коммуна пала под ударами реакционных сил, но, как писал позднее В. Ленин: «Русские революции 1905 и 1917 годов в иной обстановке, при иных условиях продолжают дело Коммуны», а Советы в России представляли собой «власть того же типа, какого была Парижская Коммуна 1871 года». Утрата Советской власти обернулась неисчислимыми бедствиями для нашей Родины и её народов. Выборность власти буржуа-узурпаторы подменили властью денег, административным произволом, массовым оболваниванием населения, воровством голосов избирателей. Безответственные правители при олигархическом режиме обрели невиданные привилегии.
Все последние десятилетия, отправляя в отставку одного за другим глав правительства и возглавляемых ими проворовавшихся министров-капиталистов, Путин, уже самим фактом сохранения собственной власти, уводил их от ответственности за грабительские и разрушительные «реформы» и масштабную коррупцию. Здесь наследник действует так же, как пожаловавший ему президентство Ельцин. Буржуазное государство не способно преодолеть тотальный кризис, постоянно воспроизводимый правящим режимом компрадоров-олигархов и вельможных коррупционеров, предающих национальные интересы страны. Оно подлежит слому и замене государством советского типа. Героический опыт Парижской Коммуны, эпоха великих свершений СССР, кризисы и войны, порождаемые капитализмом, убеждают в этом. Коммуна получила высшую оценку основателей научного коммунизма К.
Маркса и Ф. Энгельса, её подвигом восхищались В. Ленин, И. Сталин, другие видные российские революционеры. Совершив пролетарскую революцию и взяв власть в свои руки, парижский рабочий класс установил первую в мире диктатуру пролетариата. Первопроходцы пролетарской революции Переходя от защиты буржуазной республики к диктатуре пролетариата, Парижская Коммуна 1871 года открыла историческую эпоху пролетарских и социалистических революций.
Её опыт позволил Марксу и Ленину разработать социалистическую теорию государства, поскольку это был первый конкретный образец осуществления диктатуры пролетариата. Родоначальники научного коммунизма увидели её принципиальное отличие от предыдущих революций, проявившееся прежде всего в опыте экспроприации класса эксплуататоров. Предшествовавшая Коммуне революция 1848 года началась с призывов установления социальной республики, а закончилась разгромом, расстрелом парижского пролетариата и созданием империи в 1851 году. Её поражение подтолкнуло Маркса к выводу о том, что завоевание власти пролетариатом может быть успешным лишь тогда, когда оно направлено на уничтожение буржуазного государственного аппарата. В письме к Жозефу Вейдемейеру от 5 марта 1852 года он отмечал, что «классовая борьба неизбежно ведёт к диктатуре пролетариата», которая «составляет лишь переход к уничтожению всяких классов и к обществу без классов». К этой идее Маркс вновь вернулся при анализе Парижской Коммуны.
В известном труде «Гражданская война во Франции» он доказал, что рабочий класс не может сохранять тот государственный аппарат, который был сформирован при господстве буржуазии. Через 20 лет после революционных событий Энгельс, завершая своё предисловие к этой работе, отмечал: «В последнее время социал-демократический филистер опять начинает испытывать спасительный ужас при словах: диктатура пролетариата. Хотите ли знать, милостивые государи, как эта диктатура выглядит? Посмотрите на Парижскую Коммуну. Это была диктатура пролетариата! В работе «Восемнадцатое брюмера Луи Бонапарта» он указал на существенную роль централизации власти, но при этом подчёркивал, что «каждый параграф конституции содержит в себе самом свою собственную противоположность, свою собственную верхнюю и нижнюю палату: свободу — в общей фразе, упразднение свободы — в оговорке».
Эта критика чётко отражала особенности Второй империи, когда Наполеон III сконцентрировал в своих руках полноту власти, а парламент был своего рода театром пантомимы для подмахивания имперских декретов. Такой тип государства явно противоречил классовым интересам пролетариата. Опыт Парижской Коммуны подтвердил, что государство, создаваемое буржуазией и удовлетворяющее её интересы, должно быть отправлено на слом. Первый образец диктатуры пролетариата Не менее важен и другой урок, который Маркс извлёк из революционного процесса 1871 года: государство рабочего класса должно отличаться от разрушаемого не только персональным составом, но оно по сути своей не может повторять буржуазный государственный аппарат. И Парижская Коммуна нашла другую нужную форму государственной организации: в своей практической деятельности Коммуна была наделена не только законодательными, но и исполнительными функциями власти. Идеологи буржуазного государства упорно настаивают на разделении законодательной и исполнительной ветвей власти, уверяя, будто в этом основа демократии.
Разделение властей, теоретически разработанное Монтескьё в его трактате «О духе законов», было прогрессивным в эпоху буржуазных революций, так как способствовало политическому разоружению аристократии. Но с возникновением пролетариата как класса и формированием рабочего движения разделение властей стало инструментом упрочения власти буржуазии. В «Немецкой идеологии» Карл Маркс и Фридрих Энгельс показали историческую обусловленность и классовый смысл разделения властей: «В такое время, например, и в такой стране, где королевская власть, аристократия и буржуазия спорят из-за господства, где, таким образом, господство разделено, там господствующей мыслью оказывается учение о разделении властей, о котором говорят, как о «вечном законе». Использовав теорию разделения властей в борьбе с властью аристократии за своё господство, буржуазия, одержав победу, никогда и ни в одном государстве не осуществляла функционирование разных ветвей власти как равных и самодовлеющих сил государства. И это полностью соответствовало обеспечению диктатуры буржуазии. Принцип разделения властей противоречит единству власти, ибо он, как писал Маркс, «нелепость вроде квадратуры круга».
Для диктатуры буржуазии при провозглашаемом разделении властей характерно преимущество исполнительной власти, её фактическое господство над законодательными органами, ограничение прав парламента. Теория разделения властей является таким образом декорацией, призванной скрыть от трудящихся масс классовую сущность буржуазного государства. Проанализировав опыт Парижской Коммуны и подвергнув уничтожающей критике буржуазный парламентаризм, Маркс пришёл к выводу: «Коммуна должна была быть не парламентарной, а работающей корпорацией, в одно и то же время и законодательствующей и исполняющей законы». Только такая организация власти может соответствовать потребностям государства в обществе построения социализма. Таким образом, буржуазный парламентаризм по своей сути не подлежит применению в интересах пролетариата и не может быть поставлен на службу рабочей демократии. Уничтожение разделения исполнительной и законодательной ветвей власти и замена их новыми органами, через которые пролетариат осуществлял прямое правление, явилось практическим примером такой организации государства, которая позволила видеть в Парижской Коммуне образец диктатуры пролетариата.
Опыт Коммуны интересен и тем, что среди осуществлённых ею мер по введению рабочей демократии есть ряд положений, которые остаются актуальными и сегодня. Так, Маркс решительно поддержал опыт Парижской Коммуны, связанный с оплатой государственных служащих.
18 марта праздник день парижской коммуны - 24 фото
Праздник Парижской коммуны отмечается работающими людьми в память о победе первой пролетарской революции 18 марта 1871 года. Революционные выступления в Париже, приведшие в марте 1871 года к созданию Парижской коммуны, были вызваны унизительным поражением Франции в франко-прусской войне 1870 – 1871 годов, падением Второй империи, полным позором и пленением императора Наполеона III. Главная 9 Новости 9 18 Марта — День Парижской Коммуны! (видеоматериал). 18 Марта — День Парижской Коммуны! (видеоматериал). Среди причин поражения Парижской коммуны — изоляция столицы от других регионов, отсутствие поддержки со стороны провинций, крестьянства, отсутствие централизованного руководства, слабая военная подготовка, неготовность распорядиться полученной властью.