Чин Таинства Елеосвящения совершается по Требнику («Последование святаго елеа, певаемое от седми священников, собравшихся в церкви или в дому») и состоит из. Елеосвящение по православному чину должно совершать над верующими при их старости и дряхлости в тех лишь случаях, когда их постигает определенная тяжелая болезнь или тяжкое болезненное состояние. «В соответствии с Требником, чин Елеосвящения совершается над единственным человеком, пребывающим в телесной болезни или немощи. Другое название Таинства Елеосвящения — Соборование, потому что по древнему обычаю оно совершается собором семи священников, которых апостол Иаков заповедал собирать для совершения Таинства.
СПАСО-ПРЕОБРАЖЕНСКИЙ МИРОЖСКИЙ МУЖСКОЙ МОНАСТЫРЬ
Какие молитвы почитать перед соборованием | Таинство Соборования точнее раскрывается в послании апостола Иакова, где указаны совершители его: «Болен ли кто из вас, пусть призовет пресвитеров Церкви, и пусть помолятся над ним, помазав его елеем во имя Господне. |
Please wait while your request is being verified... | почитать молитвы и акафисты, чтобы голову от посторонних мыслей. |
Таинство Соборования | КРАТКИЙ ЧИН ЕЛЕОСВЯЩЕНИЯ, СОВЕРШАЕМЫЙ ЕДИНЫМ СВЯЩЕННИКОМ В БОЛЬНИЦЕ ИЛИ НА ДОМУ Если священник будет позван совершить таинство Елеосвящения над больным в больницу или на дому. |
Таинство соборования (Елеопомазание) | почитать молитвы и акафисты, чтобы голову от посторонних мыслей. |
О соборовании
Соборование (Елеосвящение) — Таинство Церкви, при мысли о котором у верующих часто возникают недоумения. Третья часть чинопоследования Таинства Елеосвящения включает в себя семикратное помазание освященным елеем частей тела больного (чела, ноздрей, щек, уст, груди и рук). Иерусалимский устав предписывал прохождение чина елеосвящения в равной мере здоровым и больным. КРАТКИЙ ЧИН ЕЛЕОСВЯЩЕНИЯ, СОВЕРШАЕМЫЙ ЕДИНЫМ СВЯЩЕННИКОМ В БОЛЬНИЦЕ ИЛИ НА ДОМУ Если священник будет позван совершить таинство Елеосвящения над больным в больницу или на дому. Елеосвящение именуется Соборованием потому, что по Уставу Церкви его полагается совершать семи священникам (собором священнослужителей).
ЕЛЕОСВЯЩЕНИЕ
Русская Православная Церковь Заграницей - Официальная Страница | Существует, например, чин краткого Соборования, утвержденный Священным Синодом на заседании 26 декабря 2012 г. |
Таинство Елеосвящения | В чине Елеосвящения Теодуль фа Орлеанского сказано. что елеем все могут быть по. |
Соборование: что это, для чего нужно и когда проводится в церкви | Затем священник, сняв Евангелие, дает его поцеловать всем, принявшим Таинство Соборования. |
ПОСЛЕДОВАНИЕ ТАИНСТВА ЕЛЕОСВЯЩЕНИЯ
Молитвы на старославянском языке. Елеосвящение Соборование старообрядцы. Елеосвящение в католицизме. Исповедь Елеосвящения. Чинопоследование Елеосвящения.
Таинство Соборования стол. Священники в фелонях разных цветов. Соборование таинство христианство. Православный храм.
Миропомазание, Елеосвящение, елеопомазание.. Расписание богослужений страстная седмица 2021. Расписание служб на страстной седмице 2022. Схема служб страстная седмица.
Расписание служб в церкви на страстной недели. Соборование Сивково. Соборование Санаксарского монастыря. Чин Елеосвящения.
Молитвы о усопших из Псалтири по усопшим. Псалтырь для чтения по усопшим. Молитва о упокоении на Псалтири. Псалтирь о упокоении.
Соборование икона. Таинство Елеосвящения икона. Узор к тексту православный. Тропарь на освящение воды.
Чинопоследование богослужений. Последование богослужений. Славословное богослужение что это. Славословная утреня схема.
Славословная служба чинопоследование. Славословная служба схема. Троицкий храм на Шаболовке расписание богослужений. Храм Троицы на Шаболовке расписание богослужений.
Соборование монахинь. Последование отпевания мирян. Последование Великого освящения воды святых Богоявлений. Последование во Святую и Великую неделю Пасхи.
Последование во Святую неделю Пасхи и всю светлую седмицу. Книга последование во Святую и Великую неделю Пасхи. Кустовский последование Пасхи и светлой седмицы. Таинство Соборования в Великий пост.
Последование торжества Православия. Последование в неделю Православия.. Чин торжества Православия последование. Молебен торжества Православия последование.
Последование 2021. Молитва с помазанием. Молитва перед помазанием елеем. Помазание больных в католической церкви.
Канон Елеосвящения. Священник на соборовании. Соборование живопись.
Так завершается это Таинство. Подготовлено по материалам книги П. Малкова «Введение в Литургическое предание. Таинства Православной Церкви», лекций по Литургическому Преданию прот. Владимира Воробьева. Ставится стол, а на нем [икона Спасителя или Божией Матери , св. Крест и Евангелие, сосуды с вином и елеем] и блюдо с пшеницей.
На пшеницу помещается пустая лампада, вокруг же нее - семь стручцов, обвитых ватою для помазания [и семь свечей]. Священники, облачившись в фелони, становятся с зажженными свечами вокруг стола. Первый из них кадит стол с четырех сторон, весь храм или дом и собравшийся народ. Затем, став перед столом лицом на восток, возглашает: Священник: Благословен Бог наш всегда, ныне и присно, и во веки веков. Чтец: Аминь. Господи, помилуй. Ибо враг стал преследовать душу мою, унизил до земли жизнь мою, посадил меня во тьме, как умерших от века. И уныл во мне дух мой, во мне смутилось сердце моё. Вспомнил я дни древние, размыслил о всех делах Твоих, о творениях рук Твоих размышлял. Простёр к Тебе руки мои; душа моя пред Тобою - как безводная земля.
Скоро услышь меня, Господи, изнемог дух мой: не отврати лица Твоего от меня, и да не уподоблюсь я сходящим в ров. Дай мне услышать рано утром милость Твою, ибо я на Тебя уповаю; открой мне, Господи, путь, по которому мне идти, ибо к Тебе вознёс я душу мою. Избавь меня от врагов моих, Господи, ибо к Тебе я прибег. Ради имени Твоего, Господи, Ты оживишь меня, по правде Твоей выведешь из печали душу мою, и по милости Твоей истребишь врагов моих, и погубишь всех теснящих душу мою, ибо я - раб Твой. Слава, и ныне: Аллилуия, аллилуия, аллилуия, слава Тебе, Боже. Хор: Господи, помилуй. Защити, спаси, помилуй и сохрани нас, Боже, Твоею благодатью. Хор: Тебе, Господи. Священник: Ибо подобает Тебе вся слава, честь и поклонение, Отцу, и Сыну, и Святому Духу ныне, и всегда, и во веки веков. Хор: Аминь.
Стих: Помилуй меня, Господи, ибо немощен я. Псалом 50 Помилуй меня, Боже, по великой милости Твоей и по множеству щедрот Твоих изгладь беззаконие моё; совершенно омой меня от беззакония моего, и от греха моего очисти меня. Ибо беззаконие моё я знаю, и грех мой всегда предо мною. Тебе, Единому, я согрешил и злое пред Тобою сотворил, - да будешь оправдан в словах Твоих и победишь, если вступят с Тобою в суд. Ибо вот, я в беззакониях зачат, и во грехах родила меня мать моя. Ибо вот, Ты истину возлюбил, сокрытое и тайное премудрости Твоей мне открыл. Ты окропишь меня иссопом - и буду очищен; омоешь меня - и сделаюсь белее снега, дашь мне услышать радость и веселие - возрадуются кости униженные. Отврати лицо Твоё от грехов моих и все беззакония мои изгладь. Сердце чистое сотвори во мне, Боже, и Дух Правый обнови внутри меня. Не отринь меня от лица Твоего и Духа Твоего Святого не отними от меня.
Возврати мне радость спасения Твоего и Духом Владычественным утверди меня. Научу беззаконных путям Твоим, и нечестивые к Тебе обратятся. Избавь меня от кровей, Боже, Боже спасения моего, возрадуется язык мой правде Твоей. Господи, Ты откроешь уста мои, и уста мои возвестят хвалу Твою. Ибо если бы жертвы Ты восхотел, я дал бы её, - к всесожжениям не будешь благоволить. Жертва Богу - дух сокрушённый, сердца сокрушённого и смиренного Бог не презрит. Облагодетельствуй, Господи, во благоволении Твоём Сион, и да будут воздвигнуты стены Иерусалима, - тогда примешь благосклонно жертву правды, возношение и всесожжения, тогда возложат на алтарь Твой тельцов. Канон, глас 4 Имеющий акростих: «Молитвы елея, песнь Арсения». Припев к тропарям: Владыка Христе, помилуй раба Твоего. И ныне: Одна, Пучину Мира родившая!
Слава, и ныне: Пресвятая Троица: Господи, помилуй. О мире свыше и о спасении душ наших Господу помолимся. О мире всего мiра, благоденствии святых Божиих Церквей и о соединении всех Господу помолимся. О святом храме сем и о всех , с верою, благоговением и страхом Божиим входящих в него, Господу помолимся. О Великом Господине и отце нашем Святейшем Патриархе имя и о господине нашем высоко преосвященнейшем митрополите или: архиепископе или: епископе - имя , почтенном пресвитерстве, во Христе диаконстве, о всём клире и народе Божием Господу помолимся. О предстоящих людях, ожидающих благодати Святого Духа, Господу помолимся.
Но всем это делать не обязательно.
Бывает, люди приносят на освящение елей лишь потому, что так принято. Затем он не используется, хранится дома годами и портится. Важно помнить, что ко всему, что освящено в церкви, нужно относиться с благоговением. Если масло испортилось, его можно принести в храм на сжигание. Зачем зажигают свечи? Зажженные свечи в руках молящихся являются символом усиленной молитвы. Ведь именно искреннее пламенное прошение человека является той силой, которая исцеляет и очищает от греха.
И вещественным отражением этой молитвы является зажженная свеча, которая своим горением означает направленность молящихся к Богу. Исцелюсь ли я после соборования? Нельзя ожидать автоматического чуда, просто приходя на богослужение. Ведь исцеление — это дар Божий. Вознося свои молитвы, человек не знает, есть ли воля Божия о его исцелении, полезно ли это на данный момент для его спасения. И будет ли он готов к той реальности, которая будет ждать его после выздоровления. Но чудо исцеления может касаться не только тела, прежде всего оно направлено на очищение души.
И на это можно надеяться, моля Бога об отпущении грехов. Прощаются ли после соборования забытые грехи? Здесь тоже не стоит ожидать автоматизма магического ритуала. Забытые грехи отпускаются на соборовании при искреннем покаянии и желании человека таким образом исцелить свою душу и тело. Ведь накопленные нераскаянные грехи, забытые по своей, казалось бы, незначительности — это тяжелый груз на сердце, при бездействии ведущий к заболеваниям духовного, а затем и телесного характера. Можно ли соборовать детей? Детей до 7 лет не соборуют.
Но это возможно, если у ребенка есть серьезный недуг или предстоит операция. В иных случаях нет необходимости соборовать детей — ведь они не способны в полной мере осознать суть происходящего на этом богослужении и им не надо приносить сугубое покаяние за свои проступки. Как часто можно собороваться?
Цель и содержание Соборования не только в обретении здоровья, но и в приобщении к праведности и миру и радости во Святом Духе См. Прибегая к Соборованию, необходимо помнить, что человек все-таки смертен, и наступит момент, когда он должен будет покинуть этот мир. И часто в Таинстве Елеосвящения выявляется воля Божья о болящем: «В результате человек либо исцеляется и возвращается к участию в жизни Церкви, либо смиряется с дозволением смерти разрушить тленное тело, уже ненужное для земной Церкви и сокровенных путей Божьих» А. Но и в этом случае человеку, над которым совершено Таинство, дается великий дар: его душа предстает перед своим Создателем, очищенная от сокровенных даже для себя самой грехов. Суеверия, связанные с Таинством Елеосвящения К сожалению, с Таинством Елеосвящения связаны устойчивые предрассудки, которые отталкивают малодушных от самой возможности прибегать к спасительному воздействию Божьей благодати.
Такие суеверы боятся Соборования, считая, что это «последнее Таинство» и оно ускорит кончину их самих или родственников, его принимающих. Но сроки жизни любого человека зависят только от воли любящего его Небесного Отца, Который нередко посылает ему телесную болезнь для вразумления и изменения жизни. Да и жизнь умирающего Господь может продлевать с той целью, чтобы дать ему достойно подготовиться к переходу в вечность. Поэтому прибегать к Соборованию можно всем начиная с семи лет в любой болезни. Православный писатель XIX века Е. Поселянин писал о том, кому еще можно и нужно собороваться: «Вовсе не сказано, что болезнь должна быть смертельной, или чтобы человек находился в беспомощном состоянии. Не надо забывать, что в христианстве страдание душевное признается тоже болезнью курсив — ред. К суевериям, связанным с Елеосвящением, относятся и фантазии, которые, по слову апостола Павла, нельзя принимать ни в коем случае: Негодных же и бабьих басен отвращайся 1Тим.
Это «мнения», что выздоровевшему после Елеосвящения никогда больше нельзя употреблять мясную пищу; что надо поститься, кроме среды и пятницы, еще и в понедельник; что он не может иметь супружеских сношений, не должен ходить в баню и т. Эти баснословия подрывают веру в благодатную силу Таинства и разрушают духовную жизнь принявшего эти выдумки человека. Кроме того, они вносят соблазн в умы «внешних», не принадлежащих к Церкви, но сочувствующих ей людей. Надо отметить еще и то, что Елеосвящение, как духовное врачевство, не устраняет сил и законов физической природы. Оно, оказывая прибегающему к нему человеку благодатную помощь, вовсе не отменяет употребления лекарственных средств, данных Господом для исцеления болезней. Поэтому к «благочестивому» совету «не принимать лекарства» после совершенного над больным Таинства, прислушиваться не стоит. В некоторых местах существует практика омовения то есть смывания святого елея, который нанесли на члены больного во время совершения Таинства Елеосвящения. Такие действия также не имеют под собой никакого канонического основания.
К ряду обычаев, не находящих подтверждения в практике древней Церкви, нужно отнести и такой, когда освященный елей возливается на тело скончавшегося вскоре после Соборования человека. Но помазывать елеем нужно не мертвых, а живых, поэтому родственникам почившего необходимо отказываться от подобных обрядов 74. История формирования чина Елеосвящения В первоначальной Церкви чинопоследование Елеосвящения было несложным. Оно состояло из двух частей: молитвы веры и помазания елеем во имя Господне. Кроме этих ключевых моментов чин Таинства включал в себя несколько псалмов и молитв при освящении елея и во время помазания им болящего. Священнослужителей для совершения Таинства призывал сам болящий. Но вместе с тем клирикам Церкви вменялось в обязанность «посещать всех нуждающихся в посещении», а диаконам сообщать своему епископу о всех «находящихся в болезненном угнетении духа» 75. После такого сообщения епископ или посланный им пресвитер шли к больному и совершали над ним Таинство Елеосвящения.
Начиная с VI века практика врачевания больных в частных домах уступает место совершению Соборования в храмах. Причиной для этого стали два основных фактора. Прежде всего, это оформившаяся органичная связь Таинства Елеосвящения с последованием Литургии, совершаемой к тому времени почти исключительно в храмах. Строительство больниц при храмах еще более способствовало укоренению обычая совершать Елеосвящение в стенах церкви. Если до этого времени чинопоследование Таинства было жестко привязано к службам суточного круга к вечерне, утрене и Литургии , то начиная с описываемого периода оно становится «самостоятельным». Это значит, что Таинство совершается после вышеозначенных служб суточного круга. Об этом свидетельствует рукопись XIII века Лавры святого Афанасия на Афоне: «В тот же день, когда полагается Елеосвящение, собираются семь пресвитеров и совершают вечерню с панихидой и поют канон. По окончании утрени семь пресвитеров литургисают 76 в различных церквах, а затем собираются в одну и здесь совершают последование святого елея».
Все важные молитвы на Соборование-2021 в Великий православный пост
Таинство Елеосвящения чаще называют Соборованием (поскольку оно обычно совершается несколькими священниками, то есть соборно). Краткий чин соборования начинает входить в церковную практику. Сегодня поговорим о чине Соборования (Елеосвящения).
О соборовании
Дьякон, чтец или сам священник после возглашения прокимна начинает первое чтение из Послания святого апостола Иакова об установлении Таинства Елеосвящения (Иак. Соборование, потому что по древнему обычаю оно совершается собором семи священников, которых апостол Иаков заповедал собирать для совершения Таинства. Чин совершения Елеосвящения над больным, находящимся в смертельной опасности, может быть признан совершенным, если священник после освящения масла успеет, хотя бы однажды, прочитать над больным совершительную молитву и помазание. Чин на разлучение души от тела, когда человек долго страждет. Вот на основании этого текста из послания Иакова и установлено в христианском мире таинство соборования.
Неделя сыропустная. Вечерня с чином прощения
Чинопоследование Таинства Елеосвящения - Храм Архангела Михаила в Летове | Сам чин соборования формировался постепенно, и в таком виде, как он сейчас существует, он окончательно сформировался в XV веке. |
Таинство соборования в вопросах и ответах | В чине елеосвящения читаются молитвы как об исцелении болящего, так и об избавлении от грехов, «от страстей, от скверны плоти и духа и всякаго зла». |
краткий чин соборования | Елеосвящение, или Соборование – это Таинство, в котором при помазывании определенных частей тела освященным елеем, то есть растительным маслом, больному испрашивается благодать исцеления от недугов, от болезней телесных и духовных. |
Чин соборования текст
Хор: Аминь. Стих: Помилуй меня, Господи, ибо немощен я. Псалом 50 Помилуй меня, Боже, по великой милости Твоей и по множеству щедрот Твоих изгладь беззаконие моё; совершенно омой меня от беззакония моего, и от греха моего очисти меня. Ибо беззаконие моё я знаю, и грех мой всегда предо мною. Тебе, Единому, я согрешил и злое пред Тобою сотворил, — да будешь оправдан в словах Твоих и победишь, если вступят с Тобою в суд. Ибо вот, я в беззакониях зачат, и во грехах родила меня мать моя. Ибо вот, Ты истину возлюбил, сокрытое и тайное премудрости Твоей мне открыл. Ты окропишь меня иссопом — и буду очищен; омоешь меня — и сделаюсь белее снега, дашь мне услышать радость и веселие — возрадуются кости униженные.
Отврати лицо Твоё от грехов моих и все беззакония мои изгладь. Сердце чистое сотвори во мне, Боже, и Дух Правый обнови внутри меня. Не отринь меня от лица Твоего и Духа Твоего Святого не отними от меня. Возврати мне радость спасения Твоего и Духом Владычественным утверди меня. Научу беззаконных путям Твоим, и нечестивые к Тебе обратятся. Избавь меня от кровей, Боже, Боже спасения моего, возрадуется язык мой правде Твоей. Господи, Ты откроешь уста мои, и уста мои возвестят хвалу Твою.
Ибо если бы жертвы Ты восхотел, я дал бы её, — к всесожжениям не будешь благоволить. Жертва Богу — дух сокрушённый, сердца сокрушённого и смиренного Бог не презрит. Облагодетельствуй, Господи, во благоволении Твоём Сион, и да будут воздвигнуты стены Иерусалима, — тогда примешь благосклонно жертву правды, возношение и всесожжения, тогда возложат на алтарь Твой тельцов. Канон, глас 4 Имеющий акростих: «Молитвы елея, песнь Арсения». Припев к тропарям: Владыка Христе, помилуй раба Твоего.
VII в. Тридентский чин Е.
В основу положен чин посещения больных. Последование начинается с приветствия «Мир дому сему», затем читается 3 молитвы «Introeat... Далее упоминается возможность совершения исповеди. Читаются молитва «Confiteor... В Ритуале предусмотрено 2 варианта помазания: 5 органов чувств с молитвой «Per istam sanctam unctionem... Чин завершается 3 молитвами «Domine Deus... Этот чин просуществовал в католич.
Церкви до 1972 г. После II Ватиканского Собора и реформы чина 1972 г. Церкви совершается в 3 вариантах: в храме вне мессы, во время мессы, в госпитале или др. Вне и во время мессы помазанию предшествуют начальные обряды включающие окропление водой, покаянный обряд и начальную молитву , литургия Слова, чин помазания, Причащение, заключительные обряды благословение и отпуст. Собственно чин помазания состоит из литании, возложения рук, молитвы над елеем, помазания, молитвы после помазания если вне мессы, вместо нее читается «Отче наш». Помазываются лоб и руки болящего с произнесением формулы: «Через это святое помазание по благостному милосердию Своему да поможет тебе Господь благодатью Св. Духа, и, избавив тебя от грехов, да спасет тебя и милостиво облегчит твои страдания»; при помазании рук говорится: «Да спасет и восставит тебя Господь, освободивший тебя от грехов» в нек-рых изданиях 1-я молитва делится на 2 части: 1-я читается при помазании лба, 2-я, начиная со слов «и, избавив тебя от грехов»,- при помазании рук, см.
Кроме того, предлагается 7 врачевальных молитв на выбор 2 общие, молитвы в случае тяжелой болезни, для стариков, перед хирургической операцией, для детей и молодежи. В нек-рых вариантах Ритуала имеется чин условного помазания больных, к-рый совершается в том случае, если священник не уверен, жив ли больной. Учение I. В латинской схоластике. Схоластическое учение о Е. В связи с этим начиная с кон. В схоластическом богословии возникает традиция противопоставлять «таинства жизни» Крещение, Евхаристию, Конфирмацию «таинствам смерти» Покаянию, Последнему Причащению, Последнему помазанию Albert.
In Sent. IV, dist. Последние помазание. XVII в. Пуссен Лувр, Париж Последние помазание. Пуссен Лувр, Париж В вопросе об установлении таинства ряд богословов-схоластов склонялись к тому, чтобы считать его установленным апостолами после Сошествия Св. IV dist.
Однако, по мнению Альберта Великого, таинство установил Сам Христос, а ап. Иаков провозгласил его и заповедал совершать Albert. Фома Аквинский, отмечая отсутствие в Евангелиях свидетельств об установлении таинства Христом и объясняя это не только тем, что в Евангелиях записаны не все слова Христа, а лишь необходимые для спасения, но и тем, что для Христа, не имевшего грехов, это таинство было не нужно, склоняется тем не менее к позиции Альберта Великого Thom. Согласно Фоме Аквинскому, вино, к-рое смешал милосердный самарянин с елеем, относится по своим свойствам к таинству Покаяния. Если в какой-то местности нет оливкового масла, то умирание может совершиться без этого таинства, поскольку совершение Е. Формой таинства называется молитва, хотя признается отсутствие единообразной формулы Альберт Великий, Бонавентура. Подателем таинства называется пресвитер.
Действие таинства, согласно Гуго Сен-Викторскому и Петру Ломбардскому, заключается в отпущении грехов и исцелении немощей тела. Альберт Великий и Фома Аквинский говорят о приготовлении к небесной славе и направленности таинства против следствий смертного и личных грехов, против греховной слабости. Вместе с Покаянием и виатиком оно открывает путь к небесной Церкви. Бонавентура и Иоанн Дунс Скот называют Е. Относительно принимающего таинство Е. Возможность повторения таинства схоластами оценивается по-разному: Петр Достопочтенный и Гуго Сен-Викторский считали возможным совершать таинство многократно. Альберт Великий, Вильгельм Дуранд , еп.
Мандский, и Римские Ритуалы того времени говорят о совершении Е. По мнению Фомы Аквинского и Бонавентуры, если та же болезнь приводит в состояние, близкое к смерти, таинство можно повторять. В то же время Иво , еп. Шартрский, настаивал на том, что совершать это таинство возможно только однажды. Итог спорам схоластов подвел Ферраро-Флорентийский Собор 1438-1439. Согласно принятому Собором «Декрету об армянах», Е. Таинство преподается только больным, жизнь которых находится в серьезной опасности.
Указываются 7 мест для помазания и формула: «... Таинство исцеляет душу, исцеление же тела совершается настолько, насколько полезно. Хотя течения, отрицающие сакраментальный характер Е. Лютером , который считал Послание ап. Иакова неканоническим. В протестантизме Е. Учение Тридентского Собора о Е.
Тридентский Собор провозгласил идентичность таинства Е. Иакова в отличие от протестантов, к-рые учат, что в Послании говорится о временном благодатном даре апостольской эпохи. Согласно Собору, Е. Собор называет Е. Освящение обязательно совершается епископом пресвитерам запрещено это делать декретами 1611 и 1842 гг.
Тогда возлагает священник Евангелие на голову болящего и читает завершительную молитву «Царю Святый», заменив слова: "егоже сослужители мои держат на главе раба Твоего, имярек , и молюся с ними, и прошу...
Tel: 212 534-1601 Э-адрес для информации, присылки новостей и материалов: webmaster synod.
Второе чтение начинается с Послания ап. Павла к Римлянам: «Братие, должни есмы мы сильнии немощи немощных носити, и не себе угождати. Кийждо же вас ближнему да угождает во благое к созданию». Здесь опять говорится, что мы должны искать не своего, не своей воли, а должны стараться угодить ближнему своему. Все чтения апостольские и евангельские удивительно поучительны и трогательны. И здесь подчеркивается, что таинство соборования есть таинство особенное, где любовь побеждает беду, побеждает болезнь, страдание. Дальше читается второе Евангелие, — от Луки о Закхее. Вы помните, что Закхей кается пред Господом и говорит: «Се пол-имения моего дам нищим, и аще кого чим обидех, возвращу четверицею». И Господь отвечает: «Днесь спасение дому сему бысть», потому что Господь пришел взыскать и спасти погибшего.
Третье послание, — Послание ап. Павла к Коринфянам, известное нам под названием «Гимна любви» 1 Кор, 13. Наверное, вы все знаете этот текст. И надо перечитывать его часто, потому что мало что написано лучше о любви. Здесь тоже подчеркивается, что любовью и верой мы можем помочь страждущему. И страдающий тоже не должен ожесточаться от своих страданий, а должен претерпевать их с любовью. Замечательно, что здесь говорится в евангельском чтении о прокаженных, где Господь призывает Своих апостолов исцелять болящих, очищать прокаженных, воскрешать мертвых, изгонять бесов. Здесь есть слова Христа: «Туне приясте, туне дадите». Эти слова всегда должны быть напоминанием, и священнику тоже, что мы все от Господа приняли даром, не по заслугам своим. Мы ничего не приобрели своими подвигами, а все получили даром.
Как даром воспринимаем благодать Божию, так даром должны ее давать. То есть если священник думает о деньгах, когда он совершает какое-нибудь таинство, то это страшно, — для него, прежде всего, и вообще страшно. Из такого места хочется бежать. Четвертое послание начинается словами: «Братие, вы есте Церкви Бога жива, якоже рече Бог, яко вселюся в них и похожду, и буду им Бог, и тии будут мне людие». Мы, — это Церковь Божия, и Господь хочет вселиться в нас и в нас пребывать. Если бы мы умели это помнить и принять в свое сердце, тогда бы мы не стали унывать. Вот такое удивительное увещание читается болящим: «Вы есте Церкви Бога жива». Ты лежишь больной, ты страдаешь, ты унываешь и мучаешься, ты забыл, что ты остался в Церкви Бога живого и Господь хочет пребывать в твоем сердце. Подумайте, если бы эти слова дошли до нашего сердца, то действительно можно исцелиться от одних этих слов. Евангелие, которое читается четвертым священником, говорит о том, как Господь исцелил Петрову тещу, «лежащу и огнем жегому».
И она тут же встала и служила Ему. Пятое послание содержит рассказ ап. Павла о том, как он впал в тяжкую скорбь в своем путешествии по Асии, «яко попремногу и паче силы отяготихомся, яко не надеятися нам и жити». Но дальше он говорит: «Но сами в себе осуждение смерти имехом» то есть имея в себе осуждение смерти, — о. Его спасло упование на Бога, и Господь не оставил его. Этим своим упованием он делится с нами, чтобы мы тоже надеялись на Господа, и это увещевание говорится болящему. Пятое Евангелие, — притча о десяти девах Мф , о мудрых и юродивых. Болящему напоминается о том, чтобы он уподобился мудрым девам, чтобы он готовился встретить грядущего Жениха: «Се, Жених грядет в полунощи». Ты болеешь, но ты должен бдить, а не унывать, не расслабляться, не отчаиваться, не терять веру, не роптать. Ты находишься в подвиге, так соверши этот подвиг до конца, чтобы тебе встретить Господа.
Шестое чтение, — Послание к Галатам, — содержит удивительные слова, которые мы все должны были бы знать наизусть: «Братие, плод духовный есть…». Дальше апостол говорит о том, какие духовные плоды должны все мы знать. Я прочитаю вам сейчас это послание полностью: «Братие, плод духовный есть: любы, радость, мир, долготерпение, благость, милосердие, вера, кротость, воздержание: на таковых несть закона. А иже Христовы суть, плоть распяша со страстьми и похотьми. Аще живем духом, духом и да ходим. Не бываим тщеславни, друг друга раздражающе, друг другу завидяще. Братие, аще и впадет человек в некое прегрешение, вы духовнии исправляйте таковаго духом кротости: блюдый себе, да не и ты искушен будеши. Друг друга тяготы носите, и тако исполните закон Христов». Эти дивные слова также обращены к болящему. Шестое Евангелие рассказывает об исцелении дочери хананеянки, которая со смирением просила об исцелении.
Последнее послание, — к Солунянам содержит наставление: «Братие, молим вы, вразумляйте безчинныя, утешайте малодушныя, заступайте немощныя, долготерпите ко всем… Всегда радуйтесь, непрестанно молитеся. О всем благодарите». Эти слова тоже обращены к болящему. Все это дает нам целую картину, целое учение о болях, о скорбях, о том, как нужно претерпевать скорби в жизни. И если мы этого не знаем, то мы не имеем права называть себя христианами. Христианин должен уметь принимать скорби именно таким образом и претерпевать их с радостью и упованием. Последнее Евангелие рассказывает о том, как мытарь Матфей был призван Господом. Заканчивается оно такими словами: «Иисус же слышав рече им: не требуют здравии врача, но болящии. Шедше же научитеся, что есть: милости хощу, а не жертвы; не приидох бо призвати праведники, но грешники на покаяние». Все это должно вас утвердить в ощущении этого таинства как великого таинства.
Скажу вам в завершение, что каждый священник, который совершает таинство соборования, знает много случаев реальных исцелений, много случаев самых удивительных чудес, когда самые тяжело или безнадежно болящие люди или получают решительное облегчение, или исцеляются. Я помню, как совершалось таинство над тяжелым раковым больным, которого мучают страшные боли. После таинства соборования боли проходят и больше к нему не возвращаются. Он не исцелился, он так и скончался от рака, но больше не страдал болями. И много таких удивительных случаев. Это таинство имеет великую силу. И не менее великую силу оно имеет для нашего душевного, духовного строя, поэтому все мы должны приходить к этому таинству с надлежащим благоговением и с покаянием. Есть обычай: сначала поисповедоваться, потом пособороваться, потом причаститься, потому что никакое таинство не бывает полным без причащения Св.