Новости священник константин островский

Протоиерей Константин Островский: Пост — это дар каждому христианину, и он имеет смысл только как свободный выбор. О любимом многими поколениями верующих священнике вспоминает его духовное чадо протоиерей Константин Островский, настоятель Успенского храма в г. Красногорске Московской области.

Также рекомендуем

  • В «Ковчеге» прошло мероприятие для духовенства Минской епархии
  • Основная навигация
  • В ПСТГУ прошел онлайн-семинар по пастырской подготовке
  • Россия Островского: «Мало христианства-то в людях» / Культ и культура / Независимая газета
  • Константин Островский — последние новости

Как детям не потерять благоговение к «церковному быту»?

Если напишем новый Типикон «под себя», то гордо успокоимся, что строго соблюдаем устав, следующим шагом будет дальнейшее сокращение устава, – протоиерей Константин ОСТРОВСКИЙ комментирует ст. Совместный эфир иерея Павла Островского и протоиерея Максимиана Погореловского (720p). об этом размышляет протоиерей Константин Островский, настоятель Успенского храма г. Красногорска Московской области. Священник Павел Островский распрощался со «Спасом» в этом году, но лишь сейчас нашел себе силы рассказать то, что публика и предположить не могла. В книгу протоиерея Константина Островского «Умереть нам не удастся» включены его записки и проповеди, объединённые темой подготовки к Царству Небесному. У протоиерея Константина Островского, настоятеля Успенского храма в Красногорске, благочинного церквей Красногорского округа, 4 сына и 6 внуков.

Благочинный протоиерей Константин Островский. - "Умереть нам не удастся"

Умереть нам не удастся: Записки и проповеди Полная биография, самые интересные факты из жизни и последние новости об авторе.
протоиерей Константин Островский | Ахилла Протоиерей Константин Островский, благочинный церквей Красногорского округа Московской (областной) епархии, отец четверых сыновей (один — епископ, двое — священники).
В «Ковчеге» прошло мероприятие для духовенства Минской епархии Протоиерей Константин Островский дал мудрый совет людям по данному поводу.
Долгие лета! Настоятелю Успенского храма протоиерею Константину Островскому - 70 лет Протоиерей Константин Островский родился в 1951 году в Москве.

Председатель

Кто-то может счесть положительным и образ «приживалки» Василисы Перегриновны пьеса «Воспитанница» : «Кончила я… вчера свою вечернюю молитву Творцу небесному и пошла по саду погулять, благочестивыми размышлениями на ночь заняться». Что до образов духовенства, то они крайне редки в пьесах Островского. Следует обратиться к другой части его литературного наследия. Вот дневниковая запись от 4 мая 1856 года, относящаяся к вышеупомянутому селу Городня: «Отец Василий, седой старичок, с красным лицом и пунцовым носом… принял нас даже несколько подобострастно, только с какими-то судорожными движениями. Легко можно было заметить, что он и с похмелья и пьян». В другой раз драматург отметил, что вследствие «невежества и корыстолюбия попов» в стране сильно развивается раскол письмо к М. Погодину, 1872 год. Островский использовал фольклор, даже его низкие жанры. Приведем анекдот из «Записной тетради» за 1854 год.

Мужик: Эх. Батюшка, это что ж? Нас учил, а сам попал, да еще так глубоко. Поп: Молчи, свет! Подо мной протопоп, а то бы я еще глубже утоп». В «Записной тетради» есть и такое: «Поп — из семи овчин брюхо сшито». Отнюдь не случайным оказывается заявление девушки-сироты Натальи из комедии «Трудовой хлеб»: «В церковь не надо ходить… Там известно что… Певчие поют…» А что же сам Островский? Он все театром занимался… Доброй души был человек» А.

Островский в воспоминаниях современников. Уважение к служителям алтаря изредка все же проявляется в драматургии Островского. Дворецкий Потапыч из пьесы «Воспитанница» говорит: «…и городничему жаловались, и отцу протопопу…» Духовенство здесь представлено продолжением власти светской. Особняком стоят исторические трагедии, посвященные Смутному времени. Рассмотрим «историческую хронику в стихах» «Козьма Захарьич Минин-Сухорук» далее — «Минин» , написанную в 1861 году. Обращаясь к той эпохе, Островский, подобно другим авторам, включил в пьесу образ юродивого: «В монастыре обеденку стоял и панихиду пели, поминали». Показаны богомольными и другие герои. Готова «плыть» к «райскому берегу» и богатая вдова Марфа Борисовна.

Тогда остальное не будет иметь большого значения. Но, если хочется на приходе душевных отношений, то многочисленность, конечно, создаёт проблему. Настоятель должен настаивать В отношениях с сотрудниками настоятелю зачастую трудно сохранить тёплые отношения, потому что иногда он бывает обязан делать строгие замечания, требовать исполнения своих указаний и даже наказывать подчинённых за провинности.

Понятно, что те люди, которые в общении с духовником ищут духовной пользы или даже отсечения своей воли ради воли Божией, будут гораздо меньше искушаться, оказавшись у духовника в послушании ещё и как у начальника. А те, кто в общении с духовником ищут преимущественно утешения, будут искушаться больше. Перед настоятелем-духовником стоит трудная задача: быть одновременно и требовательным начальником, и любвеобильным отцом.

Эта задача для него разрешима лишь в той мере, в какой сам он ищет исполнения относительно своих чад благой и спасающей воли Божией, а не душевных утешений. Но надо сказать, что большинство из нас немощны. По этой причине трудно и, как правило, невозможно совмещать настоятельство и духовничество.

Для своих не хватает мест, на места не хватает своих Для душевных отношений необходима какая-то совместная деятельность. Поле приходской деятельности может быть довольно широким в зависимости от талантов настоятеля и обстоятельств , но далеко не всякому, даже самому благочестивому и достойному прихожанину можно найти подходящее занятие при храме по самым разным объективным причинам. Это с одной стороны.

А что поделаешь? Если нет, скажем, каменщика благочестивого, приходится принимать на работу такого, какой есть. Дело-то нужно делать.

Получается, что некоторые или даже многие сотрудники просто работают в храме, как работали бы на заводе, но, даже видя это, разве можно дать им почувствовать, что они какие-то не свои для настоятеля? Но можно ли таких людей считать членами общины? Семья на первом месте Проводить много времени на приходе и нести там постоянные послушания возможно далеко не для всех даже самых благочестивых и духовно настроенных постоянных прихожан, особенно — для семейных.

Но то, что у семейного человека забот по дому больше, чем у несемейного, это нормально. Ненормально, когда христианин из семьи бежит в приход. Для него семья и есть место его служения, даже если там непросто, муж или жена в храм не ходит, в Бога не верит.

Тем более надо трудиться, налаживать отношения, а не сбегать от «неверных» к «своим». В основе — не дружба, а служба Концепция прихода как большой семьи может полноценно работать, когда община немногочисленна и состоит из вполне церковных людей, между которыми существуют тёплые дружеские отношения. Но вообще, дружба в духовной жизни непрочный фундамент.

Много лет назад, когда я только пришёл на приход, то всё закипело, забурлило, набежало очень много людей, молодёжи, некоторые стали прямо-таки жить на территории храма, многим это нравилось, и я это поощрял, мне тоже нравилось. И большим отрезвлением стало для нас, когда один из лидеров общины вдруг вернулся к наркотикам, а другой запил — оба после долгого перерыва. Это была грозная, но правда жизни, не мечтание, какие мы славные, как нам вместе хорошо, а правда, что все мы расслабленные, связанные страстями, находящиеся на грани духовной смерти люди.

Как в больнице важно не то, чтобы на окошках стояли цветы и врач всем улыбался, а чтобы он их хорошо лечил. Улыбнуться тоже неплохо, но по существу любовь врача проявится в том, что он будет внимателен к больным, будет повышать свою квалификацию — короче говоря, будет делать всё возможное, чтобы больные поправлялись. Я это понял, и теперь на первое место ставлю не взаимоотношения, а служение.

Кстати, взаимоотношения от этого не стали хуже, а только, я бы сказал, подсушились, стали не такими душевными. И слава Богу! Не нужно стараться развивать в себе душевность, а нужно стараться с Божьей помощью раскрыться для действия Божественной благодати.

Ради этого мы приходим в храм, где нас объединяет Чаша Господня, из которой мы все причащаемся. Среди прихожан есть и большие начальники, и рабочие, и учёные, и уборщицы — ну какая тут может быть дружба? Бывает, конечно, всякое, но мы сейчас говорим не о том, что бывает, а об устройстве приходской жизни.

Но Евхаристическая Чаша объединяет всех нас. Приход это и есть община православных христиан, объединённых совместным участием в богослужении. И если нам это кажется малым, то это, как невысокими кажутся горы с большого расстояния: горы высоки, но мы от них далеки.

В наше время обычно на великом входе священник возглашает: «Вас и всех православных христиан да помянет Господь Бог во Царствии Своем…» но в Служебнике — обратите внимание — сказано иначе: «Всех вас, православных христиан…» Каждая приходская община, собравшись на Литургии, и есть вся Церковь. А душевные отношения могут складываться по-разному, не в них суть. Главное в приходской общине — Тело и Кровь Христовы.

Ради единения с Богом и я, и мои прихожане должны устремляться в храм Божий. При этом кто-то призван нести на приходе священное служение, кто-то — какое-то иное, а кто-то только принимает участие в таинствах — это, по большому счёту, не имеет существенного значения. Неверная установка, что полноценным членом прихода может быть лишь тот, кто участвует в «приходской деятельности», а не только причащается раз в неделю.

Если, скажем, в семье несколько детей, мать занимается их воспитанием, а отец весь день работает на заводе, чтобы прокормить семью, если эти люди стараются жить по-христиански, а в церковь ходят только по воскресеньям ради причастия, то, что в этом плохого? Неправильно считать, что если какой-то прихожанин в нашем храме не трудится, то он какой-то неполноценный. Опыт показывает, что это совсем не так.

У нас есть прихожане, которые в храм ходят только на службу, внешне благочестивые и внутренне стараются жить по-христиански, борются со своими страстями, стараются посильно молиться. Почему они не должны считаться членами нашей общины? Духовенство и сотрудники — тоже община Люди, которые на приходе под руководством настоятеля что-то делают во славу Божию не обязательно без жалованья, но во славу Божию тоже составляют приходскую общину это ещё один смысл: духовенство и сотрудники прихода.

Настоятелю нужно уметь как-то эту общину не разорить, но и не превратить вместе с собой в сплочённую секту православного обряда. Вот меня Бог поставил служить, я служу. Бог послал кого-то вместе со мной нести приходское служение, мы вместе несём это служение.

Христос, когда Богородица и братья хотели к нему пройти, а народ не пускал, сказал: «Кто будет исполнять волю Отца Моего Небесного, тот Мне брат, и сестра, и матерь». Перефразируя эти слова, можно сказать, что, когда кто-то делает со мной единое дело, тот мне брат, и сестра, и мать. При этом нужно помнить, что своей домашней церкви священник должен уделять не меньше внимания, чем приходу.

Всем — всё внимание! Но это отдельная большая тема. Человеческие отношения складываются по-разному, кто-то, может быть, важнейший сотрудник, а отношений близких нет.

Ну, что ж?

Поступай, как тебе советуют более знающие люди». Наконец, он мог обратить человека к его совести и спросить: «А что ты сам об этом думаешь? Сквозь многие выступления семинара звучало предупреждение о том, что священнику не стоит давать совет, если обращение к Богу и его собственный духовный и житейский опыт не позволяют этого сделать. Протоиерей Константин Островский призвал избегать и другой крайности: «Смиряясь, нужно не смущать младших. Если ты все время избегаешь давать советы и твердишь, что ничего не знаешь, люди придут в смущение. Это все равно что человек пришел в поликлинику, а врач говорит, что ничего не умеет. Но ведь человек ожидает, что его будут лечить.

Поэтому долг священника — понести труд отвечать на вопросы». Тему «Как соотносится психология и пастырская аскетика? Отец Вадим описал наиболее распространенные варианты того, как священники относятся к психологии: отвержение; сепарация нет ни сотрудничества, ни отвержения ; кооперация сотрудничество с психологами ; синкретизм священник дополняет свои пастырские приемы психологией ; замещение священник фактически становится психотерапевтом. Во время онлайн-семинара участники проголосовали за их собственное отношение к психологии. Большинство выступают за кооперацию 18 голосов из 30 и сепарацию 8 голосов.

В 1997—2002 годах исполнял иподиаконское послушание у митрополита Крутицкого и Коломенского Ювеналия. В 2002—2012 годах исполнял послушание проректора Коломенской духовной семинарии далее в тексте — КДС по воспитательной работе. В 2003—2012 годах руководил хором КДС. В 2003—2006 годах и с 2012 года по настоящее время исполняет послушание члена Епархиального совета Московской епархии.

В 2004-годах исполнял послушание секретаря Богослужебной комиссии Московской епархии. В 2012 году был освобожден от должности секретаря комиссии с оставлением в ее составе.

«Он стал священником, когда мне было всего четыре года»

Протоиерей Константин Островский. Родился 08.08.1951 г. в Москве. Отец был инженером, мать — техником. Лучшие и новые книги 2024 автора: Протоиерей Константин Островский в интернет-магазине Лабиринт. Священник Иоанн Островский – о Рождестве в родительской семье и о том, как празднует сейчас, со своими детьми. Исполняющий обязанности Патриаршего экзарха Африки епископ Зарайский Константин (Островский) сказал РИА Новости, что подчиняется патриарху Московскому и всея. Протоиерей Константин Островский. Мешает ли юбка спасению? Недавно я встретился с другом юности, а ныне известной журналисткой, крестившейся лет тридцать назад в сознательном возрасте.

Председатель

У протоиерея Константина Островского, настоятеля Успенского храма в Красногорске, благочинного церквей Красногорского округа, 4 сына и 6 внуков. Владыка Константин рассказал о своем пути к вере и священству, об архиерейском служении, а также о том, повлиял ли на его выбор пути пример отца — протоиерея Константина Островского. Островский Константин Юрьевич, протоиерей. Наиболее полное на сегодняшний день собрание переложенных для детей житий святых и повествований о православных праздниках и иконах Богоматери на русском языке. Исполняющий обязанности Патриаршего экзарха Африки епископ Зарайский Константин (Островский) сказал РИА Новости, что подчиняется патриарху Московскому и всея. Сам священник отнесся к наложенному на него наказанию философски: он написал, что его поддерживают люди, поэтому произошедшую трагедию он «воспринимает как мелкую неприятность».

Островский Константин, священник

Но вообще, дружба в духовной жизни непрочный фундамент. Много лет назад, когда я только пришёл на приход, то всё закипело, забурлило, набежало очень много людей, молодёжи, некоторые стали прямо-таки жить на территории храма, многим это нравилось, и я это поощрял, мне тоже нравилось. И большим отрезвлением стало для нас, когда один из лидеров общины вдруг вернулся к наркотикам, а другой запил — оба после долгого перерыва. Это была грозная, но правда жизни, не мечтание, какие мы славные, как нам вместе хорошо, а правда, что все мы расслабленные, связанные страстями, находящиеся на грани духовной смерти люди. Как в больнице важно не то, чтобы на окошках стояли цветы и врач всем улыбался, а чтобы он их хорошо лечил. Улыбнуться тоже неплохо, но по существу любовь врача проявится в том, что он будет внимателен к больным, будет повышать свою квалификацию — короче говоря, будет делать всё возможное, чтобы больные поправлялись. Я это понял, и теперь на первое место ставлю не взаимоотношения, а служение.

Кстати, взаимоотношения от этого не стали хуже, а только, я бы сказал, подсушились, стали не такими душевными. И слава Богу! Не нужно стараться развивать в себе душевность, а нужно стараться с Божьей помощью раскрыться для действия Божественной благодати. Ради этого мы приходим в храм, где нас объединяет Чаша Господня, из которой мы все причащаемся. Среди прихожан есть и большие начальники, и рабочие, и учёные, и уборщицы — ну какая тут может быть дружба? Бывает, конечно, всякое, но мы сейчас говорим не о том, что бывает, а об устройстве приходской жизни.

Но Евхаристическая Чаша объединяет всех нас. Приход это и есть община православных христиан, объединённых совместным участием в богослужении. И если нам это кажется малым, то это, как невысокими кажутся горы с большого расстояния: горы высоки, но мы от них далеки. В наше время обычно на великом входе священник возглашает: «Вас и всех православных христиан да помянет Господь Бог во Царствии Своем…» но в Служебнике — обратите внимание — сказано иначе: «Всех вас, православных христиан…» Каждая приходская община, собравшись на Литургии, и есть вся Церковь. А душевные отношения могут складываться по-разному, не в них суть. Главное в приходской общине — Тело и Кровь Христовы.

Ради единения с Богом и я, и мои прихожане должны устремляться в храм Божий. При этом кто-то призван нести на приходе священное служение, кто-то — какое-то иное, а кто-то только принимает участие в таинствах — это, по большому счёту, не имеет существенного значения. Неверная установка, что полноценным членом прихода может быть лишь тот, кто участвует в «приходской деятельности», а не только причащается раз в неделю. Если, скажем, в семье несколько детей, мать занимается их воспитанием, а отец весь день работает на заводе, чтобы прокормить семью, если эти люди стараются жить по-христиански, а в церковь ходят только по воскресеньям ради причастия, то, что в этом плохого? Неправильно считать, что если какой-то прихожанин в нашем храме не трудится, то он какой-то неполноценный. Опыт показывает, что это совсем не так.

У нас есть прихожане, которые в храм ходят только на службу, внешне благочестивые и внутренне стараются жить по-христиански, борются со своими страстями, стараются посильно молиться. Почему они не должны считаться членами нашей общины? Духовенство и сотрудники — тоже община Люди, которые на приходе под руководством настоятеля что-то делают во славу Божию не обязательно без жалованья, но во славу Божию тоже составляют приходскую общину это ещё один смысл: духовенство и сотрудники прихода. Настоятелю нужно уметь как-то эту общину не разорить, но и не превратить вместе с собой в сплочённую секту православного обряда. Вот меня Бог поставил служить, я служу. Бог послал кого-то вместе со мной нести приходское служение, мы вместе несём это служение.

Христос, когда Богородица и братья хотели к нему пройти, а народ не пускал, сказал: «Кто будет исполнять волю Отца Моего Небесного, тот Мне брат, и сестра, и матерь». Перефразируя эти слова, можно сказать, что, когда кто-то делает со мной единое дело, тот мне брат, и сестра, и мать. При этом нужно помнить, что своей домашней церкви священник должен уделять не меньше внимания, чем приходу. Всем — всё внимание! Но это отдельная большая тема. Человеческие отношения складываются по-разному, кто-то, может быть, важнейший сотрудник, а отношений близких нет.

Ну, что ж? Мы, может быть, с соседним капитаном не приятели, может, я любитель поболтать, а он молчун, но мы делаем общее дело; когда нужно, помогаем друг другу, жизнью жертвуем друг за друга — так не всегда бывает, но так должно быть. Братские молебны Иногда на приходах устраивают особые молебны для сотрудников или для духовных чад. Это обычное и доброе дело. Например, можно устроить молебен с сотрудниками перед началом каких-то важных работ по храму. Если кто-то из духовных чад какого-нибудь батюшки заболел, а друзья болящего тоже духовные чада того же батюшки просят духовного отца отслужить молебен о здравии, очень хорошо.

То же касается и других треб. Но у меня был вот какой опыт в девяностые годы. Наша приходская община тогда была большой компанией друзей, и я решил для внесения в компанейскую жизнь дополнительной церковности устраивать раз в неделю «братские молебны», собираясь за час до общей вечерней службы. Однако со временем стало заметно, что многие из нашей компании ходят на «братские молебны» неохотно, зато другие прихожане, прослышав о таких богослужениях, наоборот, постепенно подтягиваются. Стало ясно, что не молитва в центре наших отношений. И возник вопрос о «других прихожанах»: они для меня что — не свои?

Приходская взаимопомощь Один батюшка как-то рассказывал, что на приходе, где он вырос, если кто-то из прихожан тяжко заболевал, то звонил настоятелю, а тот оповещал членов общины и просил по возможности помочь болящему. Это, конечно, прекрасно. Но лучше бывает, если и без звонка батюшке находятся брат или сестра, готовые помочь. Хорошо, когда духовник организует взаимопомощь, но ещё важнее учить людей относиться друг к другу по-христиански, не дожидаясь подсказки. Лучше, когда люди просто помогают друг другу в случае нужды, а вот, когда братской взаимопомощи не хватает, обращаются к настоятелю, и он решает вопрос. Но лучше, когда до «решает вопрос» дело не доходит.

В гости к прихожанам Насколько близко священник должен общаться с прихожанами? Созваниваться, встречаться или всё только в стенах храма? Думаю, что все мы разные — у кого-то это складывается естественно, и люди получают пользу. Знаю одного старенького, очень интеллигентного, обаятельного и благочестивого батюшку, при этом прекрасно светски образованного — художник, архитектор. Духовные чада часто приглашают его в гости. А у кого-то общение с прихожанами может складываться по-иному, но это не значит, что хуже.

Пятерых мы готовы принять. Поэтому в этом плане динамика весьма позитивная. Вторая сторона — окормление наших русскоязычных братьев и сестер, которые живут в разных странах Африки. В первую очередь это требует контакта с посольствами, местными русскими общинами и устроения «выездного» окормления. В тех случаях, где это возможно, — строительства постоянных храмов или аренда помещений. И в этом контексте направление священников русских возможно, но это будет решаться в каждом конкретном случае.

Сейчас мы вникаем в ситуацию. Предстоит мой объезд всех этих стран, совершение богослужений на местах. А дальше надо смотреть реалистично на вещи: где-то просто нужно срочно приобрести тент, где-то возникают земельные вопросы, где-то идет речь о помещении, а может быть, даже и о храме. Конечно, одна из ближайших задач экзархата — оценка этой ситуации, понимание, что можно сделать, и поиск средств и людей. Мы не хотим ничего сочинять: рассматривается каждая конкретная община, каждый конкретный случай. Есть общая наша позиция: она мирная, добрая, церковная.

Трагедия, которая произошла, уже произошла, и она колоссальна: Константинопольский Патриарх, а вслед за ним греческий церковный мир, признали раскол на Украине. Это боль и трагедия, но не нужно усиливать эту ситуацию еще и руганью. Да, мы приняли этих священников, они стали священниками Русской Православной Церкви. Теперь мы налаживаем мирную церковную жизнь. Как сейчас воспринимают местные жители его присутствие? Наоборот, мы видим положительную ситуацию и большие возможности для христианской проповеди и добрых дел.

Признает ли их правомерность и силу Русская Церковь? Есть ли сведения о том, что в Александрийской Церкви могут предпринять аналогичные меры и в Вашем отношении? Как вы можете охарактеризовать эти слова? Этично ли с его стороны отзываться так о собственных бывших священниках? Я могу сказать вам, что люди, которые перешли от греков, конечно, имеют гораздо большую мотивацию, и речь идет не о финансах, потому что в противном случае они бы так и бегали туда-сюда. Но люди никуда не бегают — они на месте, хотя они действительно испытывают притеснения от греков, многие из них лишились своих храмов.

Продолжаются ли такие действия сейчас, и удается ли Русской Церкви справиться с ними? И мы их решаем по мере возможности, мы помогаем нашим священникам и при этом сохраняем мирный дух. Я еще раз хотел бы подчеркнуть, что моя задача — не усиливать вражду, не разжигать ее, а наоборот, по возможности умиротворять страсти. Кстати, и сам ваш вопрос показывает, что если бы это был переход за деньги — то, скорее всего, священники после такого сразу бы возвращались обратно. Но речь идет не о деньгах. Задача состоит не в том, чтобы количественно насыщать статистику.

Ведь если человек, бывший в неканонической структуре священником или архиереем, согласен перейти мирянином — это один разговор, а если человек хочет получить священный сан или власть — совершенно другой. Такие диалоги мы продолжаем вести. Есть ли сейчас перспективы того, что в Африке могут быть открыты монастыри Русской Православной Церкви с монашествующими из коренных жителей? Действительно, монашествующие из Африки приезжали и приезжают в Россию, буквально сейчас приезжали несколько сестер, проходили практику в русских монастырях. Это будет продолжаться, и сейчас идет разговор о посылке еще нескольких монашествующих на практику. Здесь важно быть очень внимательным и деликатным: конечно, всегда очень хочется сделать все быстро, сразу отчитаться, но нужно действовать шаг за шагом.

Поэтому монашествующие — это тема актуальная. Я во время поездки в ЮАР уже общался с одним кандидатом и порекомендовал ему еще пройти практику на приходе.

Это наше общее дело — пастырей и паствы. Нам вместе предстоит совершить трудный и опасный горный поход: спуститься с гибельной вершины гордости, по которой мы блуждаем, ослепленные и водимые своими страстями, в спасительную долину смирения, а затем, не покидая этой долины, взойти на благодатную вершину к Солнцу Правды — Христу. Минская епархия стала четвертой по счету в рамках просветительской поездки отца Константина по Беларуси. В заключительном слове Предстоятель Белорусской Православной Церкви отметил важность таких разговоров: — Такие встречи помогают духовенству собраться в суете житейской, сверить часы нашего движения.

Светлее, чем она, я не видел. Вот что с этим делать, я не знаю. Ведущий: Отец Павел, онкологические заболевания — это вопрос, к сожалению, часто возникающий у людей, и это вопрос о справедливости, вопрос о смысле страдания и смерти. Что вы по-пастырски отвечаете?

Священник Павел Островский: Меньше всего я хочу, чтобы Бог был справедлив ко мне. Потому что лично я зла сделал больше, чем добра. Отар Кушанашвили: Вы это признаете во время публичной беседы? Священник Павел Островский: Если кто-то этого не признает, то мне его жаль. Человек обычно зла делает больше, чем добра. Отар Кушанашвили: Нет, я-то — понятно. Священник Павел Островский: Я тоже зла сделал больше, чем добра. И в мыслях, и в словах. Поэтому очень надеюсь на милость Божию, на снисхождение к себе. Тем более если вспомнить замечательную притчу о том, как царь простил своему рабу десять тысяч талантов, а тот потом не простил сто динариев см.

Десять тысяч талантов, переводя на русские деньги, это около 9 миллиардов рублей, а сто динариев — это 14500. Ну, то есть я понимаю, что в целом я Богу задолжал слишком много, и если меня судить по справедливости, то я попаду прямиком в ад. И поэтому я очень надеюсь на милость, а не на справедливость. Отар Кушанашвили: Милость, а не справедливость — я это обдумаю! Священник Павел Островский: Справедливость — это око за око, зуб за зуб см. Или, знаете, некоторые люди говорят: «Тебе зачтется». Вот не надо, пожалуйста, считать мне ничего. Потому что если начнут засчитывать добрые дела, то будут считать и злые. И у очень многих из нас злые перевесят. Только милость, на нее рассчитываю.

В этом плане, когда мы спрашиваем «за что? Ну представляете, если бы Господь сразу карал: «Ага, ты сказал плохое слово — ноготь сломался. Поругался с женой — палец сломал». Отар Кушанашвили: Еще вот что меня задевает. Манера людей, которые, проходя мимо храма, показно крестятся. Вера — это вопрос частный, очень тихий и внутренний, это как колыбельную петь малышу. Почему, когда идет трансляция богослужений по федеральным каналам, все ищут глазами камеры? Почему всем нужно показать свой фронтон? Почему обязательно нужно в центре улицы останавливаться и креститься на храм, или в машине, сидя рядом со мной, когда я подвожу кого-то… Ведущий: Вас это смущает? Отар Кушанашвили: Мне кажется, что это какая-то поп-культура получается.

Священник Павел Островский: Здесь важен вопрос мотивации: почему человек это делает? Если перевести стрелку на любовь любовь нам ближе, потому что мало у кого встретишь веру , — бывает, идешь, и стоят мальчик с девочкой, целуются взасос. Прямо будто от кариеса ротовую полость очищают, смотреть на это неприлично и неприятно. А бывает так, что идут два человека и мужчина не может сдержать любовь: стихи читает, будто кружится вокруг нее, светится любовью. Разные вещи, правда? Поэтому и креститься на купола можно по-разному. Можно, как бы говоря: «Смотрите, чернь, какая я верующая женщина! Священник Павел Островский: Тогда, конечно, кому это надо? Самое главное нужно помнить: Бог сердцеведец. Господь же говорит: «Мне ваши жертвы вообще-то не нужны» см.

Но если человек правда верит в Бога, идет, вдруг увидел храм, и у него сразу мысль: «Господи, помилуй меня, грешного», перекрестился и дальше пошел. Он даже ни о чем не подумал, смотрит ли на него кто-то, не смотрит ли. Ну и слава Богу. Чужая душа — потемки. Лишь бы тут не было формализма и показухи. Ведущий: А ведь есть в этой проблеме и противоположная сторона. Допустим, люди, сидящие рядом, понимают, что Отар может смутиться. И это неправильно — смущать человека. И человек думает: «Ну ладно, не буду креститься», хотя ему хочется сейчас Богу этот свой маленький знак веры принести. Что вы на это скажете, отец Павел?

Священник Павел Островский: Мне кажется, нужно по совести. Перед передачей я про себя помолился, хотелось перекреститься, но потом подумал: «Сейчас перекрещусь, а вдруг Отар и правда атеист». В своей жизни я показухи встречал очень много, с себя начиная. У меня отец священник, и я, конечно, с детства знал, когда креститься, куда кланяться. И я отлично помню, как, будучи молодым юнцом, заходил в храм и, думая о том, как на меня смотрят, молился, прикладывался к иконам и прочее. Но все-таки, учитывая, что мы, представ пред Богом, будем отвечать за себя, нам хорошо бы помнить, что если человек и согрешает, то он согрешает не против нас и не перед нами. Он согрешает в первую очередь против Бога. Именно Господь будет определять, как и что с ним потом делать. Как говорил об этом апостол Павел: «Кто ты, осуждающий чужого раба? Перед своим Господом стоит он, или падает.

И будет восставлен, ибо силен Бог восставить его» Рим. И если я вижу, что человек согрешает, у меня есть два варианта — я могу его осудить или могу подумать: «Господи, он же не понимает, как это неприятно выглядит. Он себе плохо делает, другим плохо делает». Помолиться за него, потом вспомнить, что я сам так же поступал когда-то, — вот это будет по любви. Любовь — это вообще всегда подвиг. Это прямо усилие над собой нужно сделать. Проще подойти, взять грязь с земли и… на тебе! Ведущий: Отец Павел сказал: «Чужая душа потемки». Отар, а не получается ли так, что мы все я думаю, что вы тут не одиноки, каждый это в себе тоже обнаружит видим человека и спешим осудить его? Священник Павел Островский: Не получается ли, что мы встаем в позицию судьи и судим?

Мы же не знаем на самом деле, что там у них с Богом в душе. Отар Кушанашвили: Не знаем. Мало того, что я не отрицаю этого, я подтверждаю, что потом задним числом я начинаю жалеть о своем раздражении: «Ну, я же не знаю его обстоятельств, контекста, в котором он крестился или говорил что-то, что меня вывело из себя». Человек переменчив: Отар, разговаривавший сейчас с вами, и Отар, приехавший в 1992 году в Москву, — это два совершенно разных человека. Дети меня очень изменили. И каждый день мы меняемся. Но когда я осуждаю кого-то, я не думаю о высших инстанциях, я просто сам потом про себя думаю плохо. Он же не тебе не раскрывается. Ты видишь только то, как он ведет себя на съемке или в какой-то публичной ситуации»... И меня, конечно, сейчас зацепило, что вы сказали: «Я не хочу, чтобы Он был ко мне справедлив.

Я хочу, чтобы Он был милостив ко мне». Мне надо это обдумать… Ведущий: Как я понял, Отар, несовершенство людей — это самое большое для вас препятствие на пути к Богу. А если бы люди были совершенны, вас бы с Богом ничего не разделяло? Отар Кушанашвили: Вы ставите меня в неловкое положение. Я бы так формулировал, если бы сам был хотя бы дальним подобием совершенства. Вопрос не в том, вопрос в дружелюбии. Если бы я переступил порог храма и мне бы улыбнулись. Если бы в день похорон мамы приехал другой священник. Если бы на кладбище на погосте про Жанну Фриске мне не так жестко ответили бы. Если бы… Если бы… Минимальные требования!

Я просто хочу донести свою мысль через камеру до миллионов. Вот к вам зайдет младший Кушанашвили. Ну, так получилось, что они у меня улыбчивые. Не цыкайте вы на них! Не шикайте вы на них! Они просто жизнерадостные, будьте к ним милосердны. Не надо выгонять их, потому что они в джинсах.

«То, что веками было нормой, сегодня стало подвигом»

Отец, протоиерей Константин Островский. В 1995-99 гг. В 1997-2002 гг. В 2002 г. С 2003 г. В 2004 г. В 2005 г.

На самом деле в них есть даже какое-то духовное нецеломудрие. Походя спрашивают о глубинных духовных состояниях, сами того не понимая. Потому что от общения с духовным отцом сплошь и рядом ждут душевного утешения, душевной поддержки, житейского совета. Ждут и благословения, но в каком смысле? Нужно было бы искать постижения Божией воли о себе: «Господи, если я задумал угодное Тебе, помоги, а, если заблуждаюсь, разрушь мой замысел». А мы обычно ищем не воли Божией, а божественного мандата на совершение своей воли. Получается иногда весьма интенсивная как бы духовная жизнь. С долгими как бы исповедями на самом деле — разговорами по душам и как бы послушанием на самом деле — своеволием под прикрытием благословения. Чем такая фальшивая духовность, лучше, я думаю, честно не иметь духовного отца, если Господь не послал или пока не послал. Да, и многие ли из нас, священников, внутренне готовы быть духовными отцами не по имени только, а по сути? Я знал одного, тогда молодого, священника, который хвастался, что у него 500 духовных чад. На вопрос, откуда так много, он ответил, что, когда кто-то к нему приходит на исповедь первый раз, он его сразу объявляет своим духовным чадом и велит в дальнейшем исповедоваться только у него. Это, конечно, редкая крайность, но характерная. Игру в старчество провоцирует и поддерживает наше тщеславие. А кто же от него совсем чист? Например, исповедуем мы, два батюшки, людей, ко мне уже никто не стоит, а к нему восемь человек. Я машу рукой: «Идите ко мне», а они не хотят, мне это обидно: меня не оценили. Если священник осознаёт, что происходит, и искренне кается в своём тщеславии, то это куда ни шло. Не на пятёрку, но хоть на тройку — пусть прихожане простят нам наши немощи, как и мы прощаем их, и помолятся за нас. Если же священник не осознаёт своего тщеславия, а оправдывает себя, то его лицемерие будет заражать и его духовных чад. Внешне всё может быть благообразно, я буду говорить людям правильные по сути слова: мол, лучше, ходить к одному священнику, чтобы не путаться в разных советах, а иметь при этом в виду, что ходить надо именно ко мне. И прихожане будут чувствовать, что батюшке неприятно, когда человек ходил на исповедь к нему, а потом подошёл к другому. Священник слова не сказал, виду не подал, но сердце сердцу весть подаёт. Я сужу об этом по своей собственной греховности, но и от людей слышал не раз, что ходил к одному, потом хотел обратиться к другому, но неудобно, потому что батюшка обидится. Это «неудобно» здесь совершенно неуместно. Я и прихожанам, когда надо, говорю, что при выборе духовника не их забота, как бы батюшка не обиделся. Это священник должен бороться со своим тщеславием. Например, я болею и знаю, что доктор Шувалов обидится, если я пойду не к нему, а к Ерофееву, но если мне знающие люди скажут, что Ерофеев более опытный врач и лучше разбирается в моей болезни, я пойду к Ерофееву, потому что прежде всего хочу вылечиться. А духовное здоровье не менее важно, чем телесное, поэтому в поисках духовного наставника, как и в поисках врача, надо в первую очередь исходить из того, что мне полезней. Из чьих рук принять Святые Тайны или кто меня помажет елеем, можно и совсем не выбирать, тут личность священника значит немного. Но, если я нуждаюсь в наставлении, даже разовом, то обращаться надо к тому, к кому имею доверие, от кого надеюсь получить совет для спасения души. Тем более ответственно нужно подходить к выбору духовного отца, руководителя на пути ко спасению. Если в поисках духовника, это нормально. Но есть соблазн, который наверняка знаком многим: когда ты уже нашёл священника, которому доверяешь, регулярно ходишь к нему, а потом натворил что-то такое, в чем близкому священнику признаться стыдно, и хочется именно этот грех исповедовать у другого. Не лишает ли человек себя в этом случае духовной пользы? Если они почти исключительно душевные делюсь с батюшкой переживаниями, горестями, радостями, советуюсь по житейским вопросам, получаю утешение в скорбях , то и правильно, что человек опасается. Узнает батюшка, какой я плохой или плохая , и будет обо мне хуже думать, меньше будет внимания уделять, меньше утешать. При таком подходе действительно лучше не портить приятные взаимоотношения. Как и вообще не следует знакомым про себя рассказывать лишнее, сор из избы выносить. Но духовного тут и не было ничего, потому и терять нечего. Если же человек в общении с духовным отцом ищет постижения воли Божией, чтобы познавать из слова духовного отца волю Бога о себе и исполнять эту волю, как бы это ни было тяжело, то описанное мною настроение не даст духовным отношениям даже начаться, а если они начнутся, то сразу и разрушатся. Но откровенная, честная душевность не так уж и плоха, дружат же люди между собой, помогают друг другу. Какая-нибудь бабулька-прихожанка, может быть, звёзд с неба не хватает и о духовном послушании даже понятия не имеет, зато батюшке подрясники чинит и пироги его семье по праздникам печёт. Батюшка поминает её на проскомидии, а она его считает духовным отцом. Ну и слава Богу! Гораздо хуже этой простоты игра в духовную жизнь. На самом деле, полное духовное послушание — большая редкость. Чаще бывает — и это тоже очень хорошо — когда человек имеет доверие к священнику, советуется с ним по духовным вопросам, молится Богу, чтобы Он через духовника им руководил, старается слушаться. А священник, сознавая свою немощь, не отказывает прихожанину в совете, посильно молится за него, но не считает, что каждое его слово — слово Божие, которое духовное чадо должно на лету ловить и исполнять. Я вообще думаю, что большинство христиан в наше время спасаются не послушанием, а безропотным терпением скорбей. В духовность склонны играть и пастыри, и овцы. Как приятно, читая жития древних преподобных отцов или близких к нам по времени Оптинских старцев, представлять и себя таким, как они. Тем более что и люди уважают и даже говорят: «Батюшка, спасибо вам за молитвы — я выздоровела». Чем не дар исцелений? Или: «Батюшка, вы сегодня на проповеди ну прямо про меня всё сказали». Это уже «прозорливость». А когда прочитаешь про праведного Алексия Мечёва, что он был «старец городской», то думаешь: «Ну, вот! И я тоже — старец городской! Как пошутил по этому поводу один мой знакомый: «Я за послушание что хочешь выпью». Ещё важно знать, что в духовных отношениях дар даётся не столько отцу, сколько чаду. Преподобный Марк Подвижник писал, что советующий говорит по мере силы, а спрашивающий получает пользу по мере веры. Если человек не на словах только, а искренне сознаёт, что его ум поражён грехом, что он не способен сам рассудить, что вредно для спасения души, а что полезно, если он при этом жаждет очиститься от страстей и войти в Царство Небесное, то Бог может послать ему руководителя. Это большой и редкий дар решимость отвергать свою волю и Богом данный наставник. Если он есть, им нужно дорожить; если нет, не нужно выдумывать. Разве в миру такое послушание возможно? Архимандрит Кирилл Павлов в беседе со студентами Духовной академии говорил о том, чем принципиально отличается монашество от мирской жизни. Он имел в виду монастырское монашество, а не учёное и не архиерейство. Он на первое место поставил не целомудрие и нестяжание, которые возможны и среди мира, а слова Христа: «Если не будете как дети, не войдете в Царство Небесное». Это возможно только в монастыре. Монастырский монах, если он не при должности, не игумен, а простой насельник, не связан ничем, кроме Божьих заповедей и обетов. Сказали копать яму — выкопал, потом сказали закопать — закопал, пошёл в церковь помолиться, до храма дошёл, отозвали: иди картошку чисть. Это очень болезненно, но что сказали, то и сделал. Обругали — слава Тебе, Господи! Он может быть старый, может быть доктором наук, но раз пришёл в монастырь, всё обрублено и ничем не связан. А миряне… Только если люди, которые не создали семью, живут одиноко — это в чем-то похоже на монашество, но это довольно узкая прослойка. Семейный же человек, мирянин он или священник, по своему положению взрослый, а не ребёнок, у него есть ответственность, есть семейные и служебные обязанности. В монастыре нет служебных обязанностей, там есть послушание, это не то же самое. Монаха могут отругать, понизить в должности, создать плохие условия — в житиях мы часто об этом читаем. Например, Льва Оптинского одно время гоняли из кельи в келью. Ничего: брал икону Божьей Матери и переходил. Мирянин или женатый священник имеет ответственность за других, прежде всего, за своих домашних, поэтому в миру такое строгое послушание не типично, а может быть как особое исключение — Михаил Мантуров был в таком послушании у преподобного Серафима. И тяжело же ему было! Как писал святитель Игнатий Брянчанинов, если Бог хочет провести человека таким путём, Он его проведёт. А самому вызываться на величайшие подвиги не стоит, это смертельно опасно. Бог видит сердце каждого. Если сердце ищет волю Божью, Господь найдёт, как открыть её человеку. Возвращаясь к вашему вопросу: если у человека действительно глубокие, доверительные отношения с духовником, а он решил, что стыдно открывать духовному отцу какой-то плохой поступок, пошёл исповедовать его другому священнику, то эти отношения нарушаются и своей душе он, безусловно, наносит вред. Потом, конечно, может покаяться: «Простите, батюшка, слицемерил», и тогда отношения восстановятся.

Кажется, что пошатнулась церковная жизнь, но не происходит ничего нового, считает протоиерей Константин Островский. Он рассказал «Правмиру», из-за чего священники оставляют служение, почему их стоит жалеть, а не осуждать и как найти в себе силы не разочароваться и выстоять, если кажется — все вокруг рушится, а тот, кто привел тебя к Богу, оставил Церковь.

Разбор Библии завтра в 11. Приходите - мы всем рады. Поминовения бесплатные.

Похожие новости:

Оцените статью
Добавить комментарий