Главное, что мешает пережить Страстную седмицу – это явная близость к Пасхе и некоторая усталость от завершающегося поста. Страстная седмица является последней неделей Великого поста и предшествует главному христианскому празднику — Пасхе. Рассказываем, когда начинается Страстная неделя в 2023 году, почему так называется, что можно и что нельзя делать в эту седмицу. У православных верующих 10 апреля началась Страстная седмица. Это последняя неделя перед Пасхой, когда православные вспоминают крестные страдания Иисуса Христа и когда действуют самые жесткие ограничения за весь Великий пост. Пост в Страстные дни держат даже те верующие, кому не удалось пройти сорокадневный путь Великого поста.
Что можно и нельзя есть в течение Страстной недели?
Неделя 5-я Великого поста, преподобной Марии Египетской (Лк, 33 зач., 7, 36—50). Великий вторник Страстной недели. Во второй день Страстной седмицы Церковь вспоминает обличение Иисусом фарисеев и книжников, а также произнесенные им в Иерусалимском храме притчи: о дани кесарю, о воскресении мертвых, о Страшном суде и кончине мира, о десяти. Страстная Седмица – это уже не Великий пост, хотя пост в эти дни соблюдается особенно строгий.
Страстная неделя: что нужно знать о самых строгих днях года
К событиям Страстной седмицы православные готовятся все предыдущие дни поста, чтобы укрепиться духом перед последними испытаниями. Страстной неделей завершается Великий пост, который в общей сложности длится 48 дней. 27 минут назад. Пожаловаться. Многие считают, что Страстная седмица — просто заключительная часть Великого поста. Но на самом деле не все так просто. Разбираемся в слайдах журнала «Фома».
Страстная седмица
Страстная седмица в 2024 году с 29 апреля по 4 мая Митрополит Антоний Сурожский Мы уже подходим к самим Страстям Господним , и из всего, что мы слышали, так ясно делается, что Господь может все простить, все очистить, все исцелить и что между нами и Ним могут стоять две только преграды. Одна преграда — это внутреннее отречение от Него, это поворот от Него прочь, это потеря веры в Его любовь, это потеря надежды на Него, это страх, что на нас у Бога может не хватить любви… Петр отрекся от Христа; Иуда Его предал. Оба могли бы разделить ту же судьбу: либо оба спастись, либо оба погибнуть. Но Петр чудом сохранил уверенность, что Господь, ведающий наши сердца, знает, что, несмотря на его отречение, на малодушие, на страх, на клятвы, у него сохранилась к Нему любовь — любовь, которая теперь раздирала его душу болью и стыдом, но любовь.
Иуда предал Христа , и когда он увидел результат своего действия, то потерял всякую надежду; ему показалось, что Бог его уже простить не может, что Христос от него отвернется так, как он сам отвернулся от своего Спасителя; и он ушел… Сегодня утром мы читали о том, как блудница приблизилась ко Христу: не покаявшаяся, не изменившая свою жизнь, а только пораженная дивной, Божественной красотой Спасителя; мы видели, как она прильнула к Его ногам, как она плакала над собой, изуродованной грехом, и над Ним, таким прекрасным в мире таком страшном. Она не каялась, она не просила прощения, она ничего не обещала, — но Христос, за то, что в ней оказалась такая чуткость к святыне, такая способность любить, любить до слез, любить до разрыва сердечного, объявил ей прощение грехов за то, что она возлюбила много… И когда Петр был Им прощен, он тоже сумел Его много любить, может быть, больше многих праведных, которые никогда не отходили от Спасителя, потому что ему было прощено так много… Скажу снова: мы не успеем покаяться, мы не успеем изменить свою жизнь до того, как мы встретимся сегодня вечером и завтра, в эти наступающие дни, со Страстями Господними. Но приблизимся ко Христу как блудница: со всем нашим грехом, и вместе с тем отозвавшись всей душой, всей силой, всей немощью на святыню Господню, поверим в Его сострадание, в Его любовь, поверим в Его веру в нас и станем надеяться такой надеждой, которая ничем не может быть сокрушена, потому что Бог верен и Его обетование нам ясно: Он пришел не судить мир, а спасти мир… Тропарь: Егда славнии ученицы на умовении Вечери просвещахуся, тогда Иуда злочестивый сребролюбием недуговав омрачашеся, и беззаконным судиям Тебе, праведнаго Судию, предает.
Виждь, имений рачителю, сих ради удавление употребивша: бежи несытыя души, Учителю таковая дерзнувшия.
Согласно народным поверьям, это способствует привлечению всех благ. Великий вторник В церкви в этот день читают притчи о десяти девах, о верном и неверном рабах и о Страшном суде. У предков в этот день было принято готовить одежду, в которой семья пойдет в церковь на Пасху — люди доставали лучшие наряды, яркие платки, бусы. Главный цвет Пасхи — красный, поэтому в украшениях и одежде обязательно присутствовали алый, пурпурный, оранжевый оттенки. Великая среда В среду принято вспоминать предательство апостола Иуды, который продал Иисуса за тридцать сребреников. Также вспоминают о покаявшейся грешнице, которая после распятия Христа омыла слезами его ноги и помазала волосы драгоценным маслом, готовя его тело к погребению.
Верующим рекомендуется в среду сходить в церковь, исповедаться и покаяться в грехах, так как в среду исповедь имеет особую силу. Великий четверг В Великий также — Чистый четверг вспоминают Тайную вечерю, когда Иисус установил таинство причастия и омыл ноги апостолов в знак смирения и любви к ним. Главная народная традиция в этот день начинается с очищения тела. В старину в этот день мылись в бане. Люди верили и по сей день верят, что вода в этот день смывает накопившиеся грехи, как и на Крещение, дает здоровье и приносит удачу на весь год. Великая пятница Пятый день Страстной недели — самый скорбный, так как вспоминается распятие Иисуса Христа. На Руси в Страстную пятницу нельзя было веселиться, смеяться и ходить в гости.
Зато в быту и в современной церковной периодике именование «Страстная седмица» весьма популярно и встречается гораздо чаще, чем «Великая седмица». Эта неделя особо чтится Церковью. Вспоминая в Богослужении события последних дней земной жизни Спасителя, Святая Церковь внимательным оком любви и благоговения следит за каждым шагом, вслушивается в каждое слово грядущего на вольную страсть Христа Спасителя, постепенно ведет нас по стопам Господа на протяжении всего Его крестного пути, от Вифании до Лобного места, от царственного входа Его в Иерусалим и до последнего момента Его искупительных за людские грехи страданий на кресте, и далее — до светлого торжества Христова Воскресения. Все содержание служб направлено к тому, чтобы чтением и песнопениями приблизить нас ко Христу, сделать нас способными духовно созерцать таинство искупления, к воспоминанию которого мы готовимся. Дни Страстной седмицы Первые три дня этой седмицы посвящены усиленному приготовлению к воспоминанию страстей Христовых. В соответствии с тем, что Иисус Христос перед страданиями все дни проводил в храме, уча народ, Святая Церковь отличает эти дни особенно продолжительным Богослужением.
Стараясь собрать и сосредоточить внимание и мысли верующих вообще на всей Евангельской истории воплощения Богочеловека и Его служения роду человеческому, Святая Церковь в первые три дня Страстной седмицы прочитывает на часах все Четвероевангелие. В Великий Понедельник в богослужении особенно явственно звучат две темы: библейский патриарх Иосиф как прообраз Христа и проклятие смоковницы. Интересно, что в песнопениях, посвященных Иосифу, теме сходства его жизни с последними днями жизни Иисуса Христа посвящается гораздо меньше внимания, чем восхвалению его как образца целомудрия в противостоянии с египетской госпожой. Другая тема — проклятие смоковницы — прямо связана с исторической ситуацией. Согласно Евангелию Мк. Святая Церковь рассматривает это событие как науку для всех верных: человек, не приносящий плода, подвергается аналогичному проклятию и погибает.
Великий Вторник — единственный день седмицы, не имеющий воспоминаний, связанных с событиями последних дней жизни Христа; в этот день всё наше внимание обращено на две притчи, произнесенные Христом как раз в Иерусалиме: притчу о талантах и притчу о десяти девах. Притча о талантах в идейном смысле является продолжением проклятия смоковницы, так как требует реализации дарованных нам талантов; в то же время притча о десяти девах вводит новую тему — близости Второго пришествия Спасителя. В Великую среду воспоминается жена-грешница, омывшая слезами и помазавшая драгоценным миром ноги Спасителя, когда Он был на вечери в Вифании в доме Симона прокаженного, и этим приготовившая Христа к погребению. Здесь же Иуда мнимой заботливостью о нищих обнаружил свое сребролюбие, а вечером решился предать Христа иудейским старейшинам за 30 сребреников сумма, достаточная по тогдашним ценам для приобретения небольшого участка земли даже в окрестностях Иерусалима.
Произошло это во время Тайной Вечери Христа с двенадцатью апостолами, и в Великий четверг в храмах вспоминают это событие. Исполнение Таинства Причащения - прямой завет Христа всем верующим, поэтому Таинство это совершается на каждой Божественной литургии. Во время вечерней службы Страстного четверга читают двенадцать евангельских отрывков о том, как Христа схватили, судили, про Его путь с Крестом на Голгофу, Его Распятие, смерть и погребение. По давней традиции во время чтения двенадцати Евангелий верующие стоят в храме с зажженными свечами. Великий Страстной четверг называют еще Чистым четвергом. С одной стороны, это день духовного очищения через Таинства Покаяния исповеди и Причащения, с другой - речь о бытовой части жизни. Именно в четверг стараются убраться в доме. Страстная пятница - самый скорбный день церковного календаря: именно в пятницу совершилось Распятие и Крестная смерть Христа. Три долгих часа мучительных страданий на Кресте. Евангелие сообщает: смерть распятого Христа произошла в девятом часу около трех дня по нашему времени. Поэтому во второй половине дня из алтаря в центр храма выносят плащаницу - "погребальную пелену", особую икону из ткани, изображающую снятое с Креста Тело Спасителя и символизирующую Его погребение. В Великую пятницу до выноса плащаницы не принято есть, в этот день не служат Божественную литургию - в знак того, что в Страстную пятницу Сам Господь принес Себя в жертву. Безгрешный и бессмертный по Своей Божественной природе, Иисус Христос добровольно принес Себя в жертву, пройдя человеческий путь до конца - через страдания и смерть. И сделал Он это из любви к нам, людям. Страстная суббота - время, когда, как говорят в Церкви, "да молчит всякая плоть", то есть время внутренней сосредоточенности и тишины. Время ожидания Воскресения Христа. Но, пребывая Телом во гробе, Душою Своею Господь в этот день сошел во ад, где, ожидая спасения мира, томились души всех умерших и даже души святых ветхозаветных времен. Безгрешный и бессмертный по Своей природе Иисус Христос нисходит во ад, но не задерживается там - ведь в Нем нет ничего от греха, да и смерть не властна над Ним, Сыном Божьим. И Христос выходит из ада. И выводит за собой души ветхозаветных праведников. Во время Божественной литургии Великой субботы есть поразительный момент - переоблачение священников из черных одежд в белые. Символ того, что Христос Своею смертью упразднил, аннулировал неотвратимость человеческой смертности - в Церкви говорят: "смертию смерть поправ". Повторюсь, в Великую субботу после литургии начинается освящение куличей, пасхи, мяса и крашеных яиц, которые появятся на праздничном столе после пасхальной службы. А сама торжественная пасхальная служба начинается в ночь с субботы на воскресенье. Вся она пронизана духовной радостью Воскресения Христа, посвещена победе жизни над смертью.
Страстная неделя 2024: когда начинается и какие правила нужно соблюдать перед Пасхой
Начинается одна из наиболее строгих недель Великого поста – Страстная седмица. Великий Пост заканчивается, его сменяет череда великих праздников: Лазарева суббота, Вход Господень в Иерусалим, Страстная седмица и, наконец, Пасха. Страстная седмица — последняя неделя Великого поста. В 2023 году страстная седмица выпадает на период с понедельника, 10 апреля, по субботу, 15 апреля. 10 апреля православная церковь вступит в последнюю неделю Великого поста, или Страстную седмицу. Святые отцы Церкви напоминают, что все христиане и даже те, кто по тем или иным причинам не смог поститься в Великий пост, в Страстную седмицу должны смягчить свои страсти, сотворить любое благое дело, дабы достойно встретить Светлое Христово Воскресение.
Почему Страстная неделя — это уже не Великий пост?
По случаю он был усыновлен бездетной царицей острова Искариота. Когда же родился законный наследник, Иуда из зависти убил его и, скрываясь от царского гнева, бежал во Иеросалим, где поступил на службу к игемону Пилату. Быстро продвинувшись, Иуда вскоре стал начальником над всем его домом и был весьма здесь угоден по лукавому и изворотливому своему нраву. Однажды, когда Пилат прельстился душою на прекрасные яблоки в чужом саду, Иуда без раздумья, воровски направился туда и стал обрывать их для своего господина. Хозяин возмутился, но вор, чувствуя свою силу и безнаказанность, смело продолжал свое дело. В завязавшейся потасовке он убил хозяина сада и насильно женился на его вдове, чтобы овладеть оставшимся богатым имением. Однако после откровенных разговоров с женой он понял, что погубил отца своего и стал мужем собственной матери. Ужаснувшись, он покинул этот дом и, услышав о Христе Спасителе, прилепился к Нему сначала как бы по желанию покаяния, но потом, попавши в сети сребролюбия, сделался коварным Его предателем.
Тогда Июда беззаконный приходит в среду во Иеросалим, в нюже жидове на сонмищи своем совет сотвориша, якоже преди рекохом» «Страсти Христовы». Воистину, «горе тому человеку, имже сын Человеческий предан будет; лучше бо ему от матери своея не родитися» Мф. Предавши на смерть Божественного Учителя, Иуда пришел к безысходному отчаянию и кончил жизнь самоубийством, удавив себя на дереве. Место это еще долгие годы было исполнено такого зловонного смрада, что невозможно было миновать его, не закрывши рукою ноздрей. По словам Святого Евангелия, земная жизнь воплотившегося Господа Исуса Христа с самого начала была преисполнена всяческих скорбей и лишений. Гордость, зависть и злобное лицемерие, с которым встречали Его церковные старейшины за нелицеприятное обличение сребролюбия и прочих тайных их пороков, переросли в самую лютую, поистине демоническую ненависть. Составив совет об убийстве Христа Спасителя, они имели еще цель как можно больше уничижить и обесчестить Его, чтобы погубить в народе добрую Его память.
Крестная казнь в то время считалась величайшим позором, так казнили римляне только беглых рабов и особо опасных преступников. После чудесного Лазарева воскресения книжники и фарисеи, видя, что народ все более возрастает в любви и почтении к своему Небесному Учителю, окончательно утвердились в преступной решимости предать Его скорейшей и мучительной смерти. Тогда собрались первосвященники и книжники и старейшины народа во двор первосвященника, по имени Каиафы. И положили в совете взять Исуса хитростью и убить. Но говорили: только не в праздник, чтобы не сделалось возмущения в народе Мф. Итак, к архиерею того года приходят на совет те, которые должны были наказывать убийц. Архиереями же называет евангелист тех, которые уже окончили свою годичную службу.
Намереваясь совершить преступное убийство, они не Бога боятся, а народа. Боялись же того, чтобы народ, в случае убиения ими Христа в праздничное время, не восстал бы к отмщению за то, или вместе и того боялись, чтоб убийством своим не отвлечь народ от узаконенных жертвоприношений, а самим не лишиться бы прибыли от жертв. Равным образом опасались и того, чтобы смерть Христа не сделалась общеизвестною и славною, если бы Он был убит в праздник; им хотелось истребить и память о Нем. Таким образом, сделавши совет пред праздником, они положили убить Его после праздника. Но Он, показывая, что страждет не тогда, когда они хотели бы, но когда Сам Он восхотел, попустил им взять Себя накануне самого праздника Пасхи, дабы в то же самое время, в которое обыкновенно бывала Пасха прообразовательная, совершилась и Пасха истинная. Следует обратить внимание и на то, как они осквернили себя убийством. В самом деле, не желая убивать Его в праздник, они убивают, однако ж, как только нашли предателя, убивают, чтоб только выполнить волю свою, а на народ уже не обратили внимания» Толкование блаженного Феофилакта Болгарского.
Тридцать серебряных монет, которые были обещаны Иуде-предателю, равнялись цене беглого раба: так архиереи лишний раз подчеркнули свое высокомерное презрение к личности Христа Спасителя, Которого называли они «древоделом и сыном плотника». Начинался крестный путь к восхождению на Голгофу. Идущим же им путем, и рече к воинам Июда: се даю вам знамение, Его же аще аз лобжу, Того возмите вы, и возложите на Него тяжкия и великия железа, и держите Его крепко, дабы Он от вас не ушел. И начаша бити Его немилостиво мечными плазы и дреколием, и иными всякими оружии, кто что в руках имяше. И влечаху Его по земли цепию за шею, и велми сурово биша Его на месте том, и пречистыя руце и нозе Ему отбиша. Потом же возставиша Его на нозе, и поведоша чрез поток Кедрский. Сами убо они окаяннии жидове идяху по суху, Исуса же пхаху в блато.
Толико же биша Его, яко с великаго их биения не можаше из грязи выбрести, они же влечаху Его цепию за шию, чрез поток Кедрский» «Страсти Христовы». Страсти Господни. Собрание А. Дадиани, Россия По преданию, ночь та была необычайно холодной, что было несвойственно для весеннего южного климата Палестинской страны. Но и Петр трижды отрекся от Своего Учителя, когда отвечал на вопросы простой архиерейской прислужницы. Так в его лице показал Господь слабость и малодушное непостоянство нашей духовной природы, а также три последовательные степени всеобщего грехопадения человечества. Первое, еже преступи заповедь Адам.
Второе же, писаннаго Закона преступление. Третие, самого Слова воплощение» «Синоксарь». Старейшины непременно желали именно распять Спасителя, чтобы предать Его конечному поруганию и проклятию, по слову Писания «проклят всякий висящий на древе» Второз. Но поскольку Иудея находилась тогда под властью римлян, синедрион был вынужден обратиться к прокуратору — Понтийскому Пилату. Пилат долго колебался, так как по характеру был человеком боязливым и двоедушным. Он боялся предать смерти всем известного Пророка, о святости Которого свидетельствовали многочисленные Его чудеса. Видя перед собою обезумевшую толпу, он в глубине души глубоко презирал и гнушался этих людей.
Однако вопрос был окончательно решен с помощью шантажа и реальной угрозы нечистому на руку правителю, за которым можно было обнаружить много своекорыстных и подложных дел и тем самым отстранить его от правления и самого предать суду по всей строгости римского закона. Иудеи же кричали: если отпустишь Его, ты не друг кесарю; всякий, делающий себя царем, противник кесарю Ин. Пилат, услышав это слово, предпочел поступить так, как требовали от него иудейские начальники. И где пречистое Его тело ударяху, ту отторгашеся святая плоть Его с кровью и падаше на землю, яко мало не все тело Его святое отпаде, яко жилы и кости Его быша видими. Потом же Пилат повеле от столпа Исуса отвязати, и одеяние Его на Него возложити. Он же паде на землю, не могий стояти. И тогда Пилат предаде Его воли жидовстей, и елико восхощут, да сотворят Ему.
Воини же жидовстии, одеяша Его хламидою червленою, и сплетше терновен венец, тесен вельми, и, едва возложиша на Святую главу Его, изгнетше. И биша по тесному венцу, и от острия терновнаго святую главу Его пронзиша даже до мозгу. И нападоша и биша Его немилостиво, и бысть Ему мука горше первых мук, и вся первыя раны Его повредиша. И аще бы был прост человек, то бы и смерть вкусил: но понеже бысть вкупе Бог и Человек, сего ради преизлишне и сильне страсти терпяше» «Страсти Христовы». Икона Поругание Христа. Новгород, нач. XVI в.
Деревянный крест, который должен был нести к месту казни сам осужденный, имел достаточно большой и вес и объем. Но после перенесенных страданий под тяжестью такой ноши Господь наш уже не в силах был идти Сам. Тогда воины взяли некоторого мимоходящего человека — Симона Киринейского и велели следовать с ними и нести Крест Господень.
Как раз в этом и заключается ключевое отличие людей от ангелов, считает настоятель Свято-Троицкого Данилова монастыря в Переславле. Согрешив, человек может работать над собой через свою бренность, через ту «глину», из которой он сделан. Человек может прийти в радостное состояние при помощи, например, еды и напитков, а может прийти в скорбное состояние при помощи воздержания от пищи и утомления своего тела. Или через перекрывание каналов, по которым поступают разные будоражащие вещи, — слуха, зрения, осязания, обоняния.
Наша самооценка становится более реалистичной: думал, я весь такой божественный, а тут вышел на лед, поскользнулся, упал и сказал те слова, которые я никогда и не говорил. Значит, немножко не такой божественный, и это тоже надо правильно пережить». Как поститься «обычному человеку»? В одном монастыре монахи часто оставляли половину своей порции на тарелке. Тогда повар стал меньше готовить, но настоятель его сурово отчитал… По словам отца игумена, монастырь похож на корабль, где все решили плыть вместе под руководством капитана и каким-то образом распределяют обязанности: кто-то на веслах, кто-то на кухне. Здесь важна правильная мера, которая чаще всего выстраивается по самому слабому. Основная часть братии съедала половину тарелки, а остальное оставляла, — приводит пример отец Пантелеимон.
Эта история показывает, что, когда есть общий устав, поститься проще: «Все пошли на службу — и я пошел; все читают Псалтирь по очереди — и ты встаешь в красный угол что-то из нее почитать». Что читать в пост? У преподобного Паисия Святогорца есть важная мысль про то, что не нужно стремиться читать особенно много духовных книг, напоминает отец Пантелеимон. Лучше всего когда ты, вдохновляясь прочитанным, переходишь от чтения к молитве. По традиции в Великий пост читается Псалтирь. В рамках одного псалма бывает множество перепадов настроения — псалмопевец может благодарить Господа и тут же говорить о своем ничтожестве, может говорить о врагах, которые на него ополчились, и восхвалять красоту Божьего мира. Бывает, что какие-то из этих стихов особенно цепляют.
Зацепило — не торопись, помолись, подумай.
Так что же можно и нельзя есть в Великий понедельник? Пост усиливается, то есть по-прежнему под запретом мясо, молочные продукты, рыба. Но кроме того, благочестивые верующие стараются придерживаться принципа сухоядения и ограничивают себя в растительном масле. Какие приметы есть в Великий понедельник? Если этот день тёплый и солнечный — быть хорошему урожаю. Если опустить в воду золотые или серебряные украшения, а потом умыться этой водой — будешь молодым и богатым.
Говорят, что купание в этот четверг помогает избавиться от болезней и привлекает здоровье. Также в народе верят , что приготовление куличей и других пасхальных блюд в Великий четверг приносит дому благосостояние. Источник: Freepik Великая пятница День строгого поста и воздержания. В эту пятницу не следует работать, особенно по дому, чтобы не привлечь беду. Говорят также, что молитвы и просьбы, высказанные в Великую пятницу, имеют особую силу. Великая суббота В этот день принято готовиться к встрече Пасхи: красить яйца и готовить праздничные блюда. Считается, что подготовка к празднику способствует укреплению семейных уз и привлекает благополучие в дом. Что можно делать на Страстной неделе Страстная неделя — это время духовного переживания, подготовки к светлому празднику Пасхи. Этот период требует от верующих особого внимания к своему внутреннему миру и соблюдения религиозных обрядов. Несмотря на строгость и соблюдение поста , в эти дни можно и нужно делать множество вещей, чтобы духовно обогатиться и подготовиться к Воскресению Христову. Вот что рекомендуется на Страстной неделе. Источник: Sputnik. Участие в богослужениях, особенно в Великий четверг, Великую пятницу и Великую субботу, помогает глубже проникнуться смыслом страданий и Воскресения Христова. Чтение Священного Писания и духовной литературы. Это время для изучения Библии, чтения религиозных текстов, которые помогут лучше понять и пережить события Страстной недели. Молитва и размышление. Особенно важно уделить время молитве, обращаясь к Богу с просьбами о прощении, духовном росте и помощи в жизненных испытаниях. Помощь нуждающимся и благотворительность. Добрые дела и помощь ближним, особенно в этот период, умножают добро и приближают к высшим духовным ценностям. Подготовка к Пасхе. Куличи, пасхи, крашеные яйца — все это не только вкусные блюда, но и символы праздника, подготовка к которому наполняет дом радостью и ожиданием чуда. Прощение обид.
Богослужения архиерейским чином на Страстной седмице
Притча о талантах в идейном смысле является продолжением проклятия смоковницы, так как требует реализации дарованных нам талантов; в то же время притча о десяти девах вводит новую тему — близости Второго пришествия Спасителя. В Великую среду воспоминается жена-грешница, омывшая слезами и помазавшая драгоценным миром ноги Спасителя, когда Он был на вечери в Вифании в доме Симона прокаженного, и этим приготовившая Христа к погребению. Здесь же Иуда мнимой заботливостью о нищих обнаружил свое сребролюбие, а вечером решился предать Христа иудейским старейшинам за 30 сребреников сумма, достаточная по тогдашним ценам для приобретения небольшого участка земли даже в окрестностях Иерусалима. В Великую среду на литургии Преждеосвященных Даров, по заамвонной молитве, в последний раз произносится молитва преподобного Ефрема Сирина с тремя великими поклонами. В четверг Страстной седмицы в богослужении воспоминаются четыре важнейшие евангельские события, совершившиеся в этот день: Тайная вечеря, на которой Господь установил новозаветное таинство Святого Причащения Евхаристии , умовение Господом ног ученикам Своим в знак глубочайшего смирения и любви к ним, молитва Спасителя в саду Гефсиманском и предательство Иуды. В воспоминание событий этого дня после заамвонной молитвы на Литургии в кафедральных соборах при архиерейском служении совершается умилительный обряд умовения ног, который воскрешает в нашей памяти безмерное снисхождение Спасителя, умывшего ноги Своим ученикам пред Тайной вечерей. В этот день Господь установил Таинство Причащения, поэтому все православные христиане стремятся причаститься Святых Христовых Таин на Божественной Литургии. Виждь, имений рачителю, сих ради удавление употребивша: бежи несытыя души Учителю таковая дерзнувший.
В богослужении этого дня Церковь как бы поставляет нас у подножия Креста Христова и пред нашим благоговейным и трепетным взором изображает спасительные страдания Господа. На утрене Великого пятка она служится в четверг вечером читаются 12 Евангелий Завета Святых Страстей. Вечерня совершается в третьем часу дня 14. Плащаница полагается на особо приготовленном столе гробнице. Затем священнослужители и все молящиеся поклоняются перед Плащаницею и лобызают язвы изображенного на ней Господа: прободенные ребра, руки и ноги Его. Вечером бывает вторая служба с крестным ходом. Плащаница находится на середине храма в продолжение трех неполных дней, напоминая этим трехдневное нахождение Иисуса Христа во гробе.
Это день строгого поста, когда не принято есть, по крайней мере, до выноса Плащаницы.
Откажитесь от развлечений. Страстная пятница - это день скорби и памяти, поэтому многие христиане отказываются от развлекательных мероприятий. Готовьтесь к Пасхе. Некоторые семьи используют Страстную пятницу для подготовки к Пасхе, украшая дом и готовя пасхальные блюда. Помогите другим. В Страстную пятницу многие христиане помогают нуждающимся, жертвуют деньги на благотворительность или занимаются волонтерством. Важно помнить, что Страстная пятница - это день скорби и памяти, поэтому важно уважать чувства верующих и избегать шумных и веселых мероприятий. Суббота: В субботу готовятся к празднованию Пасхи, украшая дом и готовя последние блюда. Также в этот день освящают пасхальную еду в церкви.
Воскресенье: Наконец, в воскресенье отмечается Пасха - главный праздник христианства, посвященный воскресению Иисуса Христа.
Веришь ли сему? Она говорит Ему: так, Господи!
Сказав это, пошла и позвала тайно Марию, сестру свою, говоря: Учитель здесь и зовет тебя. Она, как скоро услышала, поспешно встала и пошла к Нему. Иисус еще не входил в селение, но был на том месте, где встретила Его Марфа.
Иудеи, которые были с нею в доме и утешали ее, видя, что Мария поспешно встала и вышла, пошли за нею, полагая, что она пошла на гроб — плакать там. Иисус, когда увидел ее плачущую и пришедших с нею Иудеев плачущих, Сам восскорбел духом и возмутился и сказал: где вы положили его? Говорят Ему: Господи!
Иисус прослезился. Тогда Иудеи говорили: смотри, как Он любил его. А некоторые из них сказали: не мог ли Сей, отверзший очи слепому, сделать, чтобы и этот не умер?
Иисус же, опять скорбя внутренно, приходит ко гробу. То была пещера, и камень лежал на ней. Иисус говорит: отнимите камень.
Сестра умершего, Марфа, говорит Ему: Господи! Иисус говорит ей: не сказал ли Я тебе, что, если будешь веровать, увидишь славу Божию? Итак отняли камень от пещеры, где лежал умерший.
Иисус же возвел очи к небу и сказал: Отче!
А вечером служится утреня Великой пятницы с чтением двенадцати отрывков из евангелия, описывающих страдания Христа. Служба эта так и называется «12 евангелий». Это — очень красивая и трогательная служба, во время которой народ стоит в храме с зажженными свечами, а на каждое начало чтения евангелия бывает колокольный звон. Нет лучшего способа лично узнать Христа, чем причащение Его Тела и Крови. На вечере Спаситель открыл ученикам, что будет предан, и указал, что предателем станет тот, кому Он передаст хлеб. Затем Иисус передал кусок хлеба Иуде, обмакнув его в солиле. После этих слов Иуда ушел с тем, чтобы вернуться с книжниками и законниками. После этого Господь разрешил спор учеников, кто из них больше, предрек апостолам общее искушение, а Петру — троекратное отречение от Него. После вечери Спаситель с учениками пошли в Гефсиманский сад, и Христос поднялся на гору Елеонскую.
В евангельских чтениях описаны душевные муки Иисуса и моление о чаше. Гефсиманская молитва Иисуса Христа учит христиан не отчаиваться, ведь молитва поможет преодолеть все скорби и искушения, а также утешит и ободрит. Кроме того, Господь внушает апостолам и нам: бдите и молитесь! Вечером служится вечерня с выносом Плащаницы. Позже бывает утреня, во время которой совершается Погребение Христа — крестный ход с Плащаницей. В пятницу Страстной седмицы Церковь вспоминает страшные и спасительные страдания Иисуса Христа и Его смерть. В Великую пятницу каждое священное событие ознаменовано богослужениями: утреня — взятие Господа в Гефсиманском саду и осуждение на смерть; первый час — ведение Иисуса Христа на суд к Пилату; третий час — осуждение на крестную смерть; шестой час — крестные страдания Господа; девятый час — смерть Иисуса Христа; вечерня — снятие святого тела с Креста. В этот день на утрени на практике это богослужение происходит в четверг вечером читаются 12 страстных Евангелий, повествующих о крестном пути, смерти и погребении Богочеловека. Во второй половине дня в церквах выносят плащаницу, образуя этим снятие Пречистого Тела с креста Иосифом из Аримафеи. Великая Суббота В Великую Субботу служится литургия, на которой священнослужители переоблачаются в белые одежды, и читается воскресное Евангелие.
Вспоминается сошествие Христа во ад и изведение грешников оттуда. В тот же день бывает освящение предметов Пасхальной трапезы куличей, крашеных яиц и творожных пасх. Богослужения в субботу перед Пасхой — это благоговейное бдение перед гробом Спасителя. В этот день служат утреню и литургию, условно разделенную на две части — навечерие Пасхи и бдение перед Пасхой. Утреня символизирует положение Господа во гроб, Его погребение. Посреди храма читают непорочны — стихиры, которым предшествуют стихи из 118 псалма. По окончанию канона под колокольный погребальный звон верующие совершают крестное шествие вокруг храма со святою плащаницей. Евангельское чтение повествует о запечатствовании гроба и выставлении стражи из римских воинов. На вечерней, соединенной с Литургией Василия Великого, в церквах читают 15 паремий — пророчества об унижении и оскорблении Господа и последовавшим за ними славным Воскресением. Как у тела дорогого покойника бдят родственники, так и христиане проводят ночь перед Пасхой в благоговейной страже у гроба Господа Иисуса Христа.
Страстная неделя-2022: значение каждого дня накануне распятия и воскресения Христа
По окончании праздничной трапезы Иисус отправляется с учениками в Гефсиманский сад, где возносит свои молитвы Богу Отцу и скорбит о предстоящих мучениях. И, отойдя немного, пал на лице Свое, молился и говорил: Отче Мой! Господь испрашивает воли Бога Отца, если это возможно избавить Его от предстоящих страданий. Но всё же со смирением произносит: Отче Мой! При этом Он сказал апостолам бодрствовать вместе с Ним и молиться, чтобы не впасть в искушение. Но несколько раз находит их спящими.
Около полуночи приходит в сад предатель Иуда с множеством вооруженного народа, присланного от первосвященников и старейшин. И сказал им: Кого я поцелую, Тот и есть, возьмите Его Мф 26:48. И, подойдя к Спасителю, поцеловал Его. Тогда же Иисуса схватили, и Он смиренно предал Себя в руки грешников, чтобы понести великие страдания на Кресте. А ученики, бывшие с ним, бежали, оставив Его.
Великая Пятница Страстная Пятница — самый страшный день в истории человечества. Это день распятия Господа нашего Иисуса Христа. Евангельские чтения этого дня содержат описание Страданий Страстей Христовых. Иисус — Спаситель мира был отвергнут избранным народом Израиля и подвергнут страшным издевательствам. На богослужении утрени вспоминается время, когда Спасителя схватили в Гефсиманском саду, и Его осуждение старейшинами и первосвященниками на смерть.
На богослужении третьего часа рассказывается о суде у Понтия Пилата. На шестом часе вспоминаются крестные муки Иисуса Христа. На девятом — время смерти. И на вечерне — время снятия Спасителя с креста и погребение тела Его. Великая Суббота Суббота — последний день перед Пасхой.
В Евангельских событиях этого дня описывается снятие с креста Иисуса и положение Его во гроб. Вечером того же дня, когда умер Спаситель, один из учеников его, Иосиф Аримафейский, тайно от первосвященников и фарисеев пришёл к Понтию Пилату и попросил позволения снять тело Христово. Пилат позволил. Тогда же Иосиф, сняв тело Иисуса вместе с Никодимом также одним из учеников , смазал Его благовониями и обвил плащаницей льняное полотно по иудейскому обычаю. После этого Тело Христово положили во Гроб, который был высечен в скале и привалили ко входу большой камень.
В субботу же первосвященники и фарисеи пришли к Пилату и потребовали поставить стражников у Гроба Иисуса, боясь, что Его тело украдут, а народу скажут, будто Он Воскрес. Так и случилось: приставили стражников ко Гробу, чем в положенный час предоставили неопровержимое доказательство Воскресения Христова. Также в Великую Субботу церковь вспоминает сошествие Спасителя в Ад, где попрал Он силу дьявола и возвестил о победе над смертью. Вот что писал об этом митрополит Сурожский Антоний: «И так мы стоим у гроба Господня. Прошли страшные страстные дни и часы; плотью, которой страдал Христос, Он теперь почил; душою, сияющей славой Божества, Он сошел во ад и тьму его рассеял, и положил конец той страшной богооставленности, которую смерть представляла собой до Его сошествия в ее недра.
Действительно, мы находимся в тишине преблагословенной субботы, когда Господь почил от трудов Своих. И вся Вселенная в трепете: ад погиб; мертвый — ни един во гробе; отделенность, безнадежная отделенность от Бога побеждена тем, что Сам Бог пришел в место последнего отлучения. Ангелы поклоняются Богу, восторжествовавшему над всем, что земля создала страшного: над грехом, над злом, над смертью, над разлукой с Богом…» Песнопения Страстной седмицы Великий Понедельник Тропарь: Се Жених грядет в полунощи, и блажен раб, егоже обрящет бдяща: недостоин же паки, егоже обрящет унывающа. Блюди убо душе моя, не сном отяготися, да не смерти предана будеши, и Царствия вне затворишися, но воспряни зовущи: Свят, Свят, Свят еси Боже, Богородицею помилуй нас. Перевод: Вот, Жених приходит в полночь, и блажен тот слуга, которого Он найдет бодрствующим; а кого найдет уныло спящим — тот недостоин.
Давайте перед Пасхой приведем в порядок свои души, чтобы Свет Христов воссиял во всех нас», — отметил владыка. Во время богослужения клирик храма Покрова Пресвятой Богородицы Копейска иерей Павел Садаков был удостоен права ношения набедренника, а иерей Димитрий Писарев, настоятель храма Вознесения Господня села Синеглазово — правом ношения набедренника и камилавки. Всем прихожанам раздали памятные иконочки священномученика Василия Носова, покровителя нашего края.
Богослужители освящают пасхи, куличи и яйца, которые приносят прихожане, в Иерусалиме сходит Благодатный огонь. Фото: 1MI Что можно и что нельзя делать на страстной неделе Следует уделять больше времени чтению Библии, молитвам и по возможности посещать службы в церквях. Необходимо оказывать помощь другим людям.
Перед Пасхой обыкновенно православные красят яйца и пекут куличи. Согласно сложившимся традициям, в течение страстной недели нельзя венчаться и креститься, поминать усопших, праздновать дни памяти святых. Кроме того, следует уберегаться от различных конфликтов, развлечений и соблазнов. Мы не должны совершать греха и должны стремиться делать добро. Есть такое представление, что если человек не совершил зла, то он уже добрый. Но это не так.
На страстной неделе, как и во все остальные дни, христианам нельзя осуждать, завидовать, лгать. Если в эти дни у вас есть возможность сходить на службу или помочь близким, то выбор должен быть обязательно в пользу богослужений и помощи. Обычно на страстной неделе не употребляют в пищу даже масло. В пятницу и вовсе не едят. В субботу можно подкрепиться хлебом, на который по традиции капается немного освященного вина. Само разговение совершается на саму Пасху, — рассказал собеседник.
После Литургии в храмах совершается Чин прощения, когда все православные христиане просят друг у друга прощения за обиды, вольно или невольно нанесённые в этом году. Недели Великого поста Шесть недель Великого поста также имеют определённую последовательность и особенности. Они посвящены знаковым моментам церковной истории или великим святым: неделя Торжества Православия, неделя святителя Григория Паламы, неделя Крестопоклонная, неделя преподобного Иоанна Лествичника, неделя преподобной Марии Египетской и неделя Входа Господня во Иерусалим. В первые пять воскресений Великого поста совершается литургия Василия Великого, которую служат всего десять раз в году. Каждую среду и пятницу Великого поста, в четверг недели преподобной Марии Египетской, с понедельника по среду Страстной недели и в некоторые другие дни служится ещё одно уникальное великопостное богослужение — Литургия Преждеосвященных Даров. Её авторство приписывают римскому папе Григорию Великому он же «Двоеслов» — по одному из главных написанных им трудов. Особенностью этой литургии является отсутствие анафоры с призыванием Духа Святого на хлеб и вино ради их преложения в Тело и Кровь Христовы. На этом богослужении верующих причащают Святыми Дарами, заранее освящёнными на предыдущей воскресной Литургии, отсюда и название. Кроме того, она сильно отличается от прочих литургий своим чинопоследованием.
По понедельникам, вторникам и четвергам если не выпадет праздника литургии не совершается. Вместо неё читаются и поются часы и особый чин подражания литургии — «изобразительны». Вечером во 2, 3, 4 и 5 воскресенья Великого поста совершается пассия «стадание» — лат. Особое богослужение, заимствованное митрополитом Петром Могилой у католиков и переработанное для православного употребления. За этим покаянным богослужением читаются евангельские отрывки о страданиях Христа. Великим постом с понедельника по четверг первой недели на великих повечериях читается Великий покаянный канон святого Андрея Критского. Канон этот назван Великим за богословскую и поэтическую глубину, а также за количество содержащихся в нем тропарей — около 250. Неделя Торжества Православия открывает Великий пост. В первый понедельник постятся наиболее строго, как в сочельники, стараясь вообще не вкушать до вечера никакой пищи.
Празднование Торжества Православия установлено с 843 года. В этот день в Константинополе был созван собор, окончательно восстановивший в Византии иконопочитание после второго иконоборческого периода. Этому предшествовала долгая и трудная борьба иконопочитателей с иконоборцами с 730 года , в ходе которой многие святые были сосланы и замучены до смерти императорами, поддерживающими иконоборческую ересь. В этот день вспоминаются и другие ереси, с которыми боролась Церковь, а на придерживающихся их накладывается анафема — отлучение от церковного единства. Неделя святителя Григория Паламы также посвящена серьёзным церковным спорам. Святитель Григорий много лет провёл на Святой горе Афон и придерживался практики исихазма — «умной молитвы». Афонские подвижники утверждали, что Бог открывается им через восприятие Его Божественной энергии — благодати, хотя и остаётся недоступен им сущностно. Западные полемисты считали, что Бог непознаваем ни в каком виде и полностью отделён от тварного мира. Весь опыт Церкви и феномен святых свидетельствует о том, что правы были восточные подвижники, в защиту которых святитель Григорий Палама и написал несколько своих трактатов, главный тезис которых: «Бог есть и называется природой всего сущего, ибо Ему всё причастно и существует в силу этой причастности, но причастности не к Его природе, а к Его энергиям».
А раз Бог причастен к нашему миру своими энергиями, мы можем познавать Его и обоживаться, накапливая в себе благодать Духа Святого. Это означает, что для нас открыта возможность спасения. Вот почему вторая неделя посвящена святителю Григорию. Неделя Крестопоклонная. В среду этой недели в центр храма торжественно выносится украшенный цветами Крест Христов и оставляется для поклонения верующим до пятницы следующей недели поста. В эти дни православные христиане поклоняются самому позорному и жуткому орудию казни в Римской империи, внезапно ставшему самым святым и значимым орудием спасения человеческого рода, благодаря которому Господь совершил свой искупительный подвиг. Торжественное поклонение Честному и Животворящему Кресту Христову верующие совершают в воскресенье 3-й недели, а также в понедельник, среду и пятницу следующей недели. Неделя преподобного Иоанна Лествичника является 4-й неделей поста и посвящена памяти творца одной из самых популярных аскетических книг в православном мире.
Страстная седмица – 2024: Что можно и нельзя делать каждый день в Страстную неделю Великого поста
Страстная седмица 2024 - Православный журнал «Фома» | Страстная седмица – 2024: Что можно и нельзя делать каждый день в Страстную неделю Великого поста. |
Великий пост 2024: календарь питания по дням, какого числа начинается и когда заканчивается | Эта седмица имеет два варианта именования: Великая и Страстная. |
Почему Страстная неделя — это уже не Великий пост? | Правмир | Дзен | Поддерживая правила Великого поста, необходимо очищаться не только физически, но и духовно. |
Страстная неделя перед Пасхой 2023: традиции и календарь питания по дням, что нельзя делать
Как правильно провести Страстную неделю. Правила питания, что можно и нельзя делать | Страстная седмица — последняя неделя Великого поста. В 2023 году страстная седмица выпадает на период с понедельника, 10 апреля, по субботу, 15 апреля. |
Страстная неделя: что нужно знать о самых строгих днях года | Начинается одна из наиболее строгих недель Великого поста – Страстная седмица. |
Что можно и нельзя есть в течение Страстной недели? | Страстная неделя примыкает к Великому посту, но формально к нему не относится и стоит особняком, передает «МИР 24». |