За 20 лет «СМ-Клиника» проделала путь от первых шагов в отрасли до лидирующих позиций на рынке частной медицины России.
Владелец «СМ-Клиника» — о развитии бизнеса и возможностях частной медицины
Многопрофильный медицинский холдинг «СМ-Клиника» — частная российская сеть многопрофильных медицинских центров для взрослых и детей в Москве, Санкт-Петербурге и ряде других регионов, основанная в 2002 году[1][2]. Алексей Устинов: Группа компаний "СМ-Клиника" состоит из ряда отдельных клинических подразделений. Основатель и владелец группы компаний «СМ-Клиника» принял участие в конгрессе для собственников и управленцев частных клиник MedDay 2023, ответил на вопросы участников и рассказал о развитии холдинга. В Онкологическом центре «СМ-Клиника» оказывается медицинская помощь пациентам с заболеваниями на любой стадии. В списках не значатся: сын владельца «СМ-Клиники» и его жена пропали после концерта в «Крокусе». Основатель и владелец группы компаний «СМ-Клиника» принял участие в конгрессе для собственников и управленцев частных клиник MedDay 2023, ответил на вопросы участников и рассказал о развитии холдинга.
Каталог персон
У нас работает больше восьми тысяч человек. Задача почти невыполнимая, ведь у нас все — лучшие. В прошлые годы мы выбирали до ста человек, а сейчас уже многим больше двухсот. Спасибо вам за работу. Мы активно развиваемся, делаем много всего интересного, постоянно растем как в профессиональном, так и в финансовом смыслах, работаем над новыми проектами, открываем новые поликлиники и стационары. И это все благодаря вам.
Здесь ведут приём более 3000 высококвалифицированных врачей. Это специалисты, которые постоянно занимаются своим профессиональным развитием повышают образовательный уровень, участвуют в конференциях и форумах, издают книги и публикуются в медицинских изданиях , любят своё дело и умеют разговаривать с пациентами на одном языке. В медицинских центрах открыты 7 круглосуточных и 13 дневных стационаров, в которых проводится порядка 50 000 операций в год. Различные виды диагностики и лечения, приём по более чем 45 медицинским направлениям, собственный лабораторно-диагностический центр, постоянное внедрение технологических инноваций в практику клиник, помощь взрослым и маленьким пациентам, сотрудничество с ведущими медицинскими вузами, пациенториентированный сервис, который подразумевает и круглосуточную запись на приём через сайт или контакт-центр, и «дружелюбную» среду самих медицинских центров, и возможность вызова врача или медицинской сестры на дом — всё это «СМ-Клиника» сегодня. Центр репродуктивного здоровья гордится тем, что является частью холдинга «СМ-Клиника».
Медорганизация рассчитана на прием от 300 пациентов в день. Также на ее базе откроется центр развития речи и восстановительной медицины для укрепления здоровья и помощи детям с проблемами опорно-двигательного аппарата, нервной системы, аллергическими и другими заболеваниями. В октябре этого же года «СМ-Клиника» направила 200 млн рублей на модернизацию своего лабораторно-диагностического центра в Москве.
Кроме того, лабораторию перевели в новое помещение площадью 1,8 тысячи кв. В компании отметили, что увеличение производственных мощностей обусловлено ежегодным ростом пациентопотока и количества лабораторных исследований.
Как долгосрочные партнеры, мы договорились с ГПБ о том, что эта ставка будет носить инфраструктурный характер, то есть будет ниже, чем коммерческая. Привлекали ли вы раньше кредитные ресурсы для развития бизнеса? До последнего времени мы развивались только на свои деньги. Сейчас мы стали использовать инструменты лизинга, в частности для «Хадассы». Но чтобы стать по-настоящему большой компанией, развиваться как сеть, конечно, нужно использовать все доступные финансовые инструменты.
Наша логика такова: сначала собственные средства; потом кредиты, партнерский капитал; потом — публичное размещение. Мы хотим, чтобы по мере развития у нас появились не только большие инвесторы, но и частные инвесторы — люди, которые верят в нашу компанию, в наш бренд. И какой спрос ожидаете на ваши бумаги? Медицинский сегмент — очень маленький на российском фондовом рынке. Мы полагаем, что отношение инвесторов к этому сектору может кардинально измениться после того, как на IPO выйдут хотя бы пять медицинских компаний. Размер рынка и число эмитентов на нем прямо влияет на величину риска для инвесторов. Поэтому мы, как и все игроки в отрасли, приветствуем выход на публичный рынок каждой компании.
Тренд на тотальное здоровье — Каковы, на ваш взгляд, главные тренды в мировом здравоохранении? Первый — взаимодействие с пациентом как с субъектом для диалога и совместных усилий. Ключевое слово здесь «достоинство»: мы должны уважать личность и индивидуальные потребности каждого человека, который к нам приходит со своими проблемами. Поэтому мы у себя как раз хотим изменить подход к пациенту, развивать пациентоориентированную медицину. Чтобы это был не диктат профессионала, а разговор двух равных субъектов. Необходимо, чтобы врач учитывал весь бэкграунд человека, с чем он пришел, сколько он зарабатывает, какого он пола, какого он возраста, что у него в семье творится. Так сейчас происходит во всем мире.
Второй важный тренд — подготовка врачей общей практики и медсестер. Почему это важно? Потому что основной фокус должен быть перемещен на первичное звено. Врачи общей практики, с расширенным функционалом терапевта, как это происходит сегодня в Израиле, Америке, в Юго-Восточной Азии, в Сингапуре, должны покрывать до 80 процентов проблем, с которыми обращается пациент. Это даст сильное снижение нагрузки на всю систему. Так же и с медсестрами. Соотношение врачей и медсестер у нас — примерно две медсестры на одного врача.
В том же Израиле — пять медсестер. Там медсестры несут совершенно другую нагрузку, у них специальное обучение, они дольше учатся, но забирают очень много от врачей. Врач делает главное — занимается определением лечения, методами излечивания. Ну а всю обеспечительную работу делают как раз социальные работники, медсестры и другие службы сервиса. Еще один тренд связан с внедрением систем искусственного интеллекта. Здесь вообще в нашей стране все хотят в этом участвовать. Это, конечно, очень перспективное направление.
Вопрос всегда только один: а на какую базу этот искусственный интеллект сажать? Без инфраструктурных вложений, офлайна, инвестиций в образование и компетенции это все будет висеть в воздухе. Успех будет там, где будет и офлайн, и все диджитал-решения. Поэтому пытаемся как можно быстрее развить офлайновую сеть, а потом уже будем применять лучшие решения на этот момент, которые будут в «цифре». Важный мировой тренд — все, что связано с home care, с наблюдением хронических больных на дому. В целом самой выигрышной будет гибридная модель медицины, сочетающая цифровые решения с физическими клиниками. Надо хорошо понимать, куда именно маршрутизировать пациентов после телеконсультации, потому что только так можно отследить качество услуги.
У нас все-таки очень неровное качество врачей в стране, и быстро эта ситуация не изменится. Внутри сети ГК «Медскан» мы можем это отследить и гарантировать качество. Наконец, еще один тренд связан с широким пониманием того, что такое здоровье человека. Всемирная организация здравоохранения классифицирует четыре основных фактора, определяющих здоровье человека. На первом месте социально-экономический фактор: степень его влияния на здоровье, по оценкам ВОЗ, составляет 40 процентов. Далее — здоровый образ жизни и экология 30 и 10 процентов соответственно. А непосредственно на медицину, само клиническое лечение, приходится только 20 процентов.
То есть рынок здоровья гораздо больше, чем нам представляется. Я уверен, что он будет расширяться не только за счет оказания «голой» медицинской услуги.
Новые статьи
- Николай Вениаминович Смыслов: благодаря кадрам в этом году мы поднимемся еще выше
- Стоять на месте не будем точно - Российская газета
- Все новости
- И возраст не помеха – КАК ПОТРАТИТЬ
Новые статьи
- История компании - Центр вакансий, работа в СМ-Клиника СПб
- Оборудование экспертного класса, исследования и диспансеризация
- Другие новости
- Частная медицина
- Николай Смыслов: «В 2023 году ожидаем рост на 25%»
Еще по теме
- Курсы валюты:
- Для бренда важны частные инвесторы
- Широкий профиль, врач на дом и скорая помощь
- «Всегда есть, что улучшить в пользу пациента и клиники» - интервью с Александром Мусольянцом
Первая семейная «СМ-Клиника» в ЦАО
Этот семейный медицинский центр был открыт в 2013 году. Сегодня в клинике работают более 170 квалифицированных врачей, принимающих взрослых и маленьких пациентов по различным медицинским направлениям кардиология, гастроэнтерология, урология, аллергология, эндокринология, травматология-ортопедия и др. Все обследования, в том числе гастро- и колоноскопия, проводятся на современном оборудовании экспертного уровня, что гарантирует высокую диагностическую ценность. В «СМ-Клиника» на Волгоградском проспекте функционирует несколько профильных центров компетенций, включая Онкологический центр, который открылся в том же 2013 году. Профессиональная команда врачей-онкологов различных специализаций, химиотерапевтов и онкохирургов уделяет особое внимание ранней диагностике онкологических заболеваний. С этой целью в онкоцентре проводятся высокоинформативные инструментальные и лабораторные обследования, а врачи постоянно «держат руку на пульсе» мировых инноваций в области методик и инструментария.
Дмитрия и Ирины Смысловых также нет в списках пострадавших и погибших, которые публикует депздрав. Губернатор Подмосковья Андрей Воробьев пишет, что продолжает работать штаб в БЦ «Кубик» недалеко от «Крокуса» на бульваре Строителей , где оказывают помощь в том числе и людям, которые не могут найти своих близких. У оперативного штаба по теракту есть телеграм-канал «Крокус. Центр помощи» — в нем больше 8 тыс.
Мы не лечим своих пациентов, мы их вылечиваем, уделяя особое внимание точности диагностики и эффективности назначаемого лечения. Наш медицинский центр в Рязани уже почти 4 года предоставляет качественную медицинскую помощь по доступным ценам. Приём взрослых и маленьких пациентов ведут врачи как самых востребованных, так и редких направлений. Здесь проводится широкий спектр обследований на аппаратах экспертного класса, включая рентгенографию, УЗИ, эндоскопию. Собственная лаборатория позволяет выполнять более 3500 видов анализов в сжатые сроки.
Соблюдая определенный уровень субординации, мы стараемся оставаться всегда на человеческих позициях. Мы всегда можем помочь, и наши менеджеры в клиниках, на линии, менеджеры, которые относятся к топ-менеджменту, практически всегда владеют информацией о состоянии психологического климата в клиниках, о том, где что происходит не так, возможно, развитие дрязг, сплетней и так далее. Мы стараемся все это гасить на корню, нам даже с некоторыми людьми приходится прощаться, если мы видим, что человек не вписывается в наш формат взаимоотношений. Муслим Муслимов: Если говорить о научной стезе, защищаются ли на Вашей базе или с помощью научного материала, который можно у Вас собрать при таком количестве пациентопотока, кандидатские, докторские диссертации? Поддерживаете ли Вы научную сферу? Алексей Устинов: У нас очень большое внимание уделяется взаимодействию с ведущими медицинскими ВУЗами страны. Создан ученый совет, на базе которого происходит постоянная защита кандидатских, докторских диссертаций по разным тематикам, по разным специальностям. За прошедшие 3-4 года было защищено порядка 30 кандидатских и докторских диссертаций именно на материале, который проходит лечение в нашей клинике, на пациентах, которые составляют данный пул материалов. У нас проводятся постоянные конференции, круглые столы с пресс-завтраками с представителями ведущих медицинских ВУЗов, с представителями средств массовой информации.
Мы работаем с кафедрами, РУДН, Первым медицинским университетом имени Сеченова, и это сотрудничество постоянно углубляется. Мы сейчас хотим стать некой учебной площадкой. Тут мы преследуем, в том числе, и свои материальные моменты, потому что мы можем обучать не только врачей, которые будут приходить из этих ВУЗов, но мы сможем повышать квалификацию наших сотрудников, которые уже работают. Поэтому мы открыты к общению. Муслим Муслимов: Корпорация МСП Александра Бравермана достаточно много сделала для того, чтобы помогать среднему, малому бизнесу в рамках гарантий кредитов, у них сейчас есть сниженные процентные ставки. Мы знаем, что у города был формат аренды под соцнайм нежилых помещений и формат аренды в виде программы "Доктор рядом". Ваше личное отношение к формату государственно-частного партнерства? Есть ли у Вашего холдинга запрос от государства, который был бы удобен и обоюдовыгоден в рамках повышения возможности оказания медицинской помощи? Алексей Устинов: Перспективы подобного сотрудничества существуют.
Вторая сторона вопроса касается форм этих перспектив, сотрудничества, потому что на данный момент есть единичные вкрапления помощи государства частному бизнесу, в том числе, и в медицинской сфере, но они недостаточны для такой большой страны, как наша. Это иголка в стоге сена, и она размазывается так, что практически никак не влияет на состояние здравоохранения в целом. Если же говорить о какой бы то ни было общей государственной программе поддержки частного здравоохранения, то на данный момент как таковой реально ее не существует. Надеюсь, что эта ситуация изменится в лучшую сторону. Сейчас есть все предпосылки для этого, поскольку произошла достаточно серьезная реформа государственного здравоохранения. Здесь мы сейчас можем стать полноправными партнерами с точки зрения подхода к оказанию медицинской помощи, финансовым моментам и так далее. Сейчас все сотрудничество сводится к тому, как показывает практика крупных городов, что партнерство происходит следующим образом. Какую-то часть медицинской помощи по программам обязательного медицинского страхования государство отдает за определенную плату частным коммерческим медицинским клиникам. Хорошо, если эта клиника попала в тот пул клиник, которые оказывают высокотехнологичную помощь, это достаточно серьезные средства и финансовые вливания.
Но если это рутинная помощь, то те расходы, которые несут коммерсанты, не сопоставимы с теми финансовыми вливаниями, которые оказываются на уровне государственной программы. Для примера, если мы говорим о ФОМС Москвы, то консультация специалиста стоит около 100 с небольшим рублей. Понятно, что мы, в первую очередь, лечим пациента, только лишь потом зарабатываем деньги, но вторая часть является неотъемлемой для частной медицины. Ведь государство не освобождает нас от налогов, не дает серьезных субсидий, которые могли бы помочь развиваться на данный момент. И поэтому говорить о том, что в данный момент есть какая-то реальная помощь, к сожалению, не приходится. Есть единичные вкрапления помощи государства частному бизнесу, в том числе, и в медицинской сфере, но они недостаточны для такой большой страны, как наша. Муслим Муслимов: Вы сказали о том, что в первую очередь мы лечим, я с Вами солидарен. Я неоднократно спорил с Леонидом Михайловичем Рошалем, когда он говорил о том, что медицина должна быть бесплатной, а частная медицина зарабатывает деньги на пациентах. И в Уставе у них, в первую очередь, записано извлечение прибыли.
Но мы с Вами понимаем, что самый главный критерий — это критерий белого халата, мы несем те задачи по излечению пациента, которые нам ставились в медицинских ВУЗах. Есть ли сложные случаи у Вас в холдинге, и как они решаются? Я имею в виду проблемных пациентов, трения между пациентами и врачами, потому что, на мой взгляд, за последние пять лет позиция пациента и отношение к частному медицинскому бизнесу сильно изменились. Алексей Устинов: Я разделю тогда ответ на 2 части. Первое, есть или нет сложных пациентов и как мы с ними справляемся. Такие пациенты существуют, мы являемся точно такой же частью медицинского общества, как и любое государственное лечебно-профилактическое учреждение. И тот поток пациентов, который идет в государственном ЛПУ, точно так же идет и к нам. Но единственное различие в том, что у нас либо пациент, либо страховая компания оплачивает деньги. Сложные случаи бывают, и для этого у нас существует целый ряд позиций, которые позволяют нам справляться с подобного родами ситуациями.
Это и институт ведущих специалистов, и возможность сбора консилиумов, и постоянные врачебные конференции, на которых разбираются те или иные сложные клинические случаи, дабы мы не натыкались на них в ближайшем обозримом будущем. И это всеобъемлющая поддержка ведущих специалистов всех клинических баз, которые имеются в холдинге, то есть, что называется, по крику SOS у нас бегут на помощь все люди, которые могут в данном случае помочь. Второй момент, мы зачастую пользуемся дополнительной помощью наших коллег из других клиник, из государственных клиник. Мы отправляем в ведущие профилированные специализированные институты, научно-исследовательские институты, клинические учреждения и так далее. Без этого и не предполагаем свое существование, да это и не нужно на данном этапе. Что касается второй части вопроса о взаимоотношениях между врачом и пациентом, то ни для кого не секрет, что развиваются разные аспекты взаимодействия. И в частности, так называемый клиентский экстремизм, когда пациенты разными способами, методами стараются выбить деньги с того лечебного учреждения, в котором они обслуживались. Правы они или нет, для них это большого значения не имеет. Здесь у нас тоже существуют определенные методы взаимодействия: это служба клиентской поддержки, целая база врачей, экспертов, которые могут с экспертной точкой зрения поспорить с предъявляемыми претензиями.
Но в этом отношении мы абсолютно не проповедуем принцип, когда кулик свое болото хвалит. Мы открыты и всегда готовы признать свои ошибки, если в чем-то не правы. Но не бывает так, что работающий орган, человек, организация всегда бывают только правы, это утопия. Мы стараемся минимизировать подобного рода риски, и к каждому случаю подходим также индивидуально. Мы неоднократно сталкивались с реальными случаями клиентского экстремизма, когда пациент говорит: у меня месяц назад был тромб, Вы мне его лечили, а потом я пошел и сделал УЗИ, у меня тромба нет, значит, от чего же Вы меня лечили. Мы пытаемся ему объяснить, что для этого и лечили, чтобы тромб лизировался, рассосался. Но пациенту бывает трудно это либо объяснить, либо он считает себя искренне правым, пытается с нас взять компенсацию за то, что его, якобы, лечили не от того. Многие пациенты при общении между собой на форумах, в разного рода средствах массовой информации пишут о том, что частные клиники созданы только лишь для того, чтобы сдирать деньги и не лечить ни в коем случае пациента, а также придумывают несуществующие болезни. Я далек от мнения, что это совершено не так, и вполне допускаю, что подобного рода вещи могут быть.
Но я еще раз повторюсь, что на своей практике я ни разу с таким не сталкивался.
«Всегда есть, что улучшить в пользу пациента и клиники» - интервью с Александром Мусольянцом
Смена поколений — еще один вызов, с которым уже сталкивается отечественный бизнес. Самый масштабный в российской экономике переход капитала будет происходить. Пенсионерка из Москвы подала в суд на «СМ-Клинику» после того, как хирурги больницы удалили ей желчный пузырь. Холдинг «СМ-Клиника» открыл в столице многопрофильный центр на улице Академика Анохина.
«СМ-Клиника» открыла новое отделение в Москве за 250 млн рублей
Алексей Устинов: Группа компаний "СМ-Клиника" состоит из ряда отдельных клинических подразделений. ВС РФ довели «до истерики» бойцов ВСУ: новости СВО на утро 16 апреля. В списках не значатся: сын владельца «СМ-Клиники» и его жена пропали после концерта в «Крокусе». В августе 2022 года после операции в «СМ-Клинике» в Москве скончался 40-летний Александр Остроумов.
Интервью с основателем и главным врачом "Первой мужской клиники"
О том, как происходило становление и развитие компании, лучше всех может рассказать основатель и генеральный директор группы компаний «СМ-Клиника» Николай Вениаминович Смыслов. Ещё в 2018 году, когда я работала SMM-специалистом, среди моих клиентов была как раз одна известная клиника эстетической медицины. 6 апреля в «СМ-Клиника» в Текстильщиках открылось долгожданное стоматологическое отделение для взрослых пациентов. 6 апреля в «СМ-Клиника» в Текстильщиках открылось долгожданное стоматологическое отделение для взрослых пациентов. — Открытие новой клиники — кстати, это первая семейная «СМ-Клиника» в Центральном административном округе Москвы и двадцать четвертая в нашем холдинге — планировалось несколько лет.
«СМ-Клиника» сегодня 19 лет!
Вложения в центр составили 250 млн руб. Новый центр станет 29-м по счету подразделением холдинга. Новое отделение занимает отдельное четырехэтажное здание площадью 4800 м2. Ранее в нем функционировала клиника Европейского медицинского центра EMC.
С этой целью в онкоцентре проводятся высокоинформативные инструментальные и лабораторные обследования, а врачи постоянно «держат руку на пульсе» мировых инноваций в области методик и инструментария.
Среди диагностических новинок — электромагнитный биосканер TRIMprob, который наряду с другими методами онкоскрининга помогает обнаружить доброкачественное и злокачественное новообразование на ранней стадии. Для мужчин и женщин в онкоцентре предлагаются отдельные онкоскрининги, направленные на раннюю диагностику опухолевых образований в легком, предстательной железе и яичке, шейке матки, яичниках и молочных железах и включающие как инструментальные, так и лабораторные исследования. Кроме того, мужчинам и женщинам после 40 лет крайне важно делать гастро- и колоноскопию один раз в несколько лет с целью профилактики рака желудка и кишечника. Эндоскопия проводится на сверхточном японском оборудовании Olympus, которое позволяет не только детально обследовать разные отделы ЖКТ, но также в случае обнаружения какой-либо патологии, например, полипов или кист, сразу же удалить их.
Во время лечения онкологических заболеваний врачи-онкологи «СМ-Клиника» применяют разные хирургические и химиотерапевтические методики, в том числе и самые передовые — HIPEC, иммунотерапию и конъюгаты.
В Иркутске нет других таких мест, куда вы можете обратиться с подобными проблемами мужского здоровья. Мы занимаемся сложными случаями. То, что наш комплекс услуг был катастрофически востребован в Иркутске и за его пределами, стало понятно с момента открытия клиники. К нам пришли тысячи мужчин, в том числе с вот такими толстыми медкартами. Первые два года работы были сложны тем, что нужно было вникать во все эти многостраничные истории болезней, а затем понять, почему другим врачам не удалось помочь и вылечить.
На старте нам важно было показать, что мы можем и умеем. Заработать репутацию. Было сложно, но мы справились с этой задачей, и справляемся до сих пор. На каких принципах строится работа вашей клиники и какие управленческие решения вы применяете в управлении бизнесом? У нас подход к каждому нашему клиенту индивидуальный, но при этом стандартизированный. Формировался единый подход, как принимать принимать пациентов, как общаться.
Вместе с нашими врачами мы разработали универсальную опросную карточку, которые задают пациенту. Всего там порядка 200 вопросов, опросник заполняется вне зависимости от настроения и врача, и в комплексе формирует в голове у доктора полную картину. Это наша уникальная эффективная разработка, которой мы с командой очень гордимся. С учетом сложности задач, которые мы ставили при открытии клиники, соответствующим образом формировалась и команда врачей. У нас каждый доктор практические имеет несколько дипломов, чтобы быть разносторонним специалистом, и быть способным оценить состояние пациентов со всех возможных сторон. Мы собрали сильную команду.
И в сочетании с авторскими методиками у нас получился по-настоящему уникальный продукт. В базе у нас за эти годы заведены карточки по 13,5 тысяч мужчин. Причем не только из Иркутска. К нам специально прилетают из Хабаровска, Новосибирска, Красноярска, других крупных городов, даже из Москвы. Это, я считаю, лучший показатель. Как часто к вам приезжают коллеги из других городов и регионов, чтобы изучать ваш опыт?
Да, наш подходы к работе интересны очень и очень многим. Мы в принципе сделали, без преувеличения, первую в России мужскую клинику. И это не пустые слова.
Пациентам планируется предоставлять широкий спектр диагностических услуг: КТ, МРТ, рентгенография, холтеровское мониторирование, суточное мониторирование артериального давления, ЭхоКГ, тредмил-тест, велоэргометрия.
Центр оснащен аппаратурой последнего поколения ведущих производителей медицинского оборудования из Израиля, Японии, Германии. Совсем скоро начнет свою работу дневной стационар — здесь будет осуществляться терапевтическое лечение, а также будут выполняться амбулаторные хирургические вмешательства по гинекологии и урологии. В клинике предусмотрено большое отделение физиотерапии, где можно пройти восстановление после различных заболеваний. Будет открыт современно оборудованный кабинет лечебной физкультуры, где квалифицированные врачи ЛФК подбирают комплекс упражнений индивидуально для каждого пациента», — рассказала главный врач «СМ-Клиники» в Солнцеве Светлана Комарова.
Еще один акцент сделают на развитии сурдологической службы: клиника оснащена звукоизоляционной комнатой для исследования слуха, а приём будет вести врач-сурдолог с большим практическим опытом.
«СМ-Клиника» вложила 680 млн рублей в запуск нового медцентра в Москве
— Открытие новой клиники — кстати, это первая семейная «СМ-Клиника» в Центральном административном округе Москвы и двадцать четвертая в нашем холдинге — планировалось несколько лет. Подпишитесь и получайте новости первыми. В июне многопрофильный медицинский холдинг «СМ-Клиника» отмечает двадцатилетие. После террористического акта в «Крокус Сити Холле» пропал сын владельца крупнейшей сети частных клиник «СМ-Клиник» и его жена. Основатель клиники. Главная. — О клинике.