На татарском языке во всем мире разговаривают около 7 миллионов человек. Какое количество татар проживает в мире? У вас есть точный ответ? Общая численность татар в мире составляет семь миллионов человек, из них на территории Российской Федерации проживает 5,5 миллионов. Численность татар в мире определяется около 8 млн.
Численность татаров в мире. Сколько в мире татар
Меньше всего татар в Кировской области 36,5 тыс. В Сибирском ФО 191,6 тыс. В Уральском ФО 581,7 тыс. Относительно мало татар только в Курганской области — 17,0 тыс. На Дальнем Востоке 52,2 тыс.
В Москве проживают 149,0 тыс. В остальных регионах ЦФО 267,2 тыс. В СЗФО 69,3 тыс. Но на втором месте не Ленинградская область с ее 8,7 тыс.
В Ненецком автономном округе всего 209 татар. В ЮФО 169,7 тыс. Минимум — в Калмыкии 1016 человек.
Папахи, газыри на черкесках, кинжалы, черные бороды, острый, воинственный взгляд. Он смеется: — Евреи. Не верится просто! Совсем молодцы. Какой-то странный и непонятный каприз ассимиляции. С христианами они не пошли дальше сюртука европейского покроя, а здесь, говорят, совсем слились с горцами, переняв не только их костюмы, но и обычаи, и мужество». Но это уже ХХ век. А до присоединения к Российской империи таты-иудаисты были в мусульманском окружении дискриминируемой группой и именно поэтому в целом поддержали Российскую армию в ее долгой войне за Кавказ. По итогам этой войны горские евреи благодаря протекции армейских генералов были избавлены от податей и получили разрешение беспрепятственно расселяться по всему Северному Кавказу. И уже тогда стали значимой этнической группой в таких далеких от Дербента городах, как Махачкала тогда Петровск-порт , Грозный и Нальчик, уже в советское время — в Моздоке и Орджоникидзе. Советская власть разделила ареал расселения горских евреев на дагестанский и азербайджанский. В Азербайджане — и особенно в Баку — татам-иудаистам жилось достаточно комфортно. Их, правда, в анкетах не отделяли от просто евреев, но как минимум на официальном уровне не дискриминировали. В Дагестане ситуация была иной. С одной стороны, и сами горские евреи, и татский язык получили законный статус, став теоретически равными с другими народностями республики, а с другой — видимо, из всех частей СССР только в Дагестане в 20-е и 30-е годы прошлого века практически легально существовал весьма ощутимый антисемитизм. Спасаясь от него, горские евреи организовывали различные переселенческие колхозы на Северном Кавказе и даже в Крыму. Но при этом в Дербенте горско-еврейская община до 70-х годов была одной из трех главных наряду с лезгинской и азербайджанской. А до Великой Отечественной войны — и самой относительно многочисленной. С началом перестройки часть горских евреев переехала в Москву, а другая часть эмигрировала в США и Израиль. То есть повторила, хотя и со значительным опозданием, судьбу евреев-ашкенази с родным языком идиш, испытав три волны превращения в этнорелигиозную основу новых больших групп: советской русскоязычной, американской англоязычной и палестинской ивритоязычной. В состав этих больших групп постепенно вливаются и горские евреи, по-прежнему сохраняя свое культурное своеобразие, но постепенно утрачивая татский язык. Азербайджанская ветвь горских евреев пока сохраняется лучше, особенно это относится к жителям поселка Красная Слобода к северу от Баку. Универсальный термин «тат» Теперь о самой крупной общине татов — мусульманской. Именно она дала название всему сообществу, так как термин «тат» универсален на всем тюркоязычном пространстве и обозначает земледельца, исповедующего ислам, но говорящего на фарси. Именно к этой группе, кстати, относился и мертвый ныне язык «азери», на котором разговаривали в Иранском Азербайджане до прихода тюрок-огузов в Средние века. Более того, те крымские татары, которые до сталинского выселения в 1944 году тоже назывались «таты» жители крымских гор , носили это имя неспроста. Хотя уже с момента создания Крымского ханства они говорили на одном из кыпчакских диалектов, но этнически оставались близки к прежнему населению Крыма. В первую очередь — к восточноиранским племенам типа скифов, чьими родственниками официально можно считать только сегодняшних осетин. Родственные осетинский, талышский и фарси взаимонепонимаемы. Но для тюркских беков и ханов, которые правили всеми этими территориями много сотен лет, они звучали на один лад. Оседлое же тюркоязычное население — в Ферганской долине, например, — тюрки-кочевники называли уже не татами таджиками , а сартами. Идея с переселением из Персии в случае с татами-мусульманами возникла вынужденно: население равнин и к северу, и к югу от региона изначально было яфетическим, то есть родственным современным лезгинам.
Он или является реквизитом на сцене или пылятся в музее. Итак, каков же национальный костюм татар? Первое, что характеризует народ — рубаха — платье. Его еще называют «кулмэк». К ним, безусловно — шаровары, бешмет — это стеганый полукафтан, чекмень и казакин. Все вышеперечисленное — верхняя одежда. Еще есть так называемая «Чоба». Это тоже верхняя одежда, но отличалась оно тем, что у нее не было подкладки и она была невероятно легкая. В ее состав входили лён и конопляные ткани. Представительницы прекрасного пола украшали свою верхнюю одежду еще и жилетками. Что касается головных уборов. Здесь особую ступень занимает тюбетейка. Для мужчин — это главное убранство на важных церемониях. Для женщин —это безусловно калфак. Также татары любили и чалму. Для жителей сел и поселков — это лапти, или как это звучит по- татарски «чабата». А вот для тех, кто проживал в городах были придуманы ичиги. Обряды и обычаи татарского народа Татарский народ, как уже было сказано ранее, богат на традиции. Они чтут предков, а это значит, что все обычаи сохранились в народе с давних времен. К примеру, когда рождается ребенок, его пуповину прячут в вещи папы. И по обычаю — обряд «авызландпру», что в переводе означает «давать пробовать». Хлеб, мед и масло заворачивают в ткань, мастерят, что-то вроде соски и дают новорожденному. После, спустя сутки принято делать детскую баню. Моет ребенка повитуха. Выбрать имя ребенку — тоже обряд. В дом приглашали муллу, который и давал имя новорожденному. Татары верили, что от имени зависит жизнь и будущее дитя. Особенно интересны свадебные обряды. Первое, что нужно знать — это «калым». Итак, к любому торжеству у татар принято тщательно готовится. К свадьбе особенно. Для начала родители будущих молодожёнов обсуждают приданное — это то, что должны дат родители невесты будущей семье. После калым — то, за что жених выкупает невесту у родителей. Калым может быть уплачен не сразу. Все строится на доверии.
По словам помощника Президента РТ Искандера Муфлиханова, татары в американской диаспоре культурны, образованны и самодостаточны в финансовом плане. Среди них немало успешных бизнесменов и банкиров. Есть даже директор одного из лучших спортивных катков. Так что им средств на культурное возрождение не требуется.
Язычество у татар
- Сколько в мире татар.
- Общая статистика о татарах
- Сколько татар в мире 2022?
- Татары: исторический контекст и распределение по регионам
- Численность татаров в мире. Сколько в мире татар
- Численность татар в России увеличилась до 5,5 млн человек –
Сколько всего татар в мире
У организации возникли вопросы как к самой процедуре переписи, так и к подсчетам. Да и в целом Набиуллин высказался о том, что «в стране прослеживается тенденция к искусственному приуменьшению численности нерусских народов. При этом,власть в Татарстане фактически дистанцировалось от решения демографического и национального вопросов. Национальное образование подменили песнями и плясками ради отчетов, целенаправленной системы работы с татарами за пределами Татарстана нет, как нет и своей системы образования. Свои тезисы озвучил Всемирный конгресс татар, высказавшись устами руководителя исполкома ДанисаШакирова, который во всем обвинил ковид. В период пандемии два раза переносились сроки проведения переписи, кроме того, многие люди, особенно пожилые, опасаясь заражения, просто не открывали переписчикам двери. Отсюда и такое расхождение с реальными цифрами — по мнению ВКТ, реальное число татар составляет не 5,5 млнчеловек.
Политолог и общественный деятель Руслан Айсин считает, что дело совсем не в ковиде и не в миграции. Он назвал перепись фальсификацией со стороны российских чиновников. Дробят по субэтническимгруппам, отторгая от общей группы татар. Это имперский принцип — разделяй и властвуй. Татарская общественность должна была понимать, и многие об этом трубили, что перепись — это важнейший институт, экзамен, который должен выявить, готовы ли мы к тому, чтобы быть единой политической нацией», — высказался в своем ютуб-каналеполитолог. И сам вынес вердикт — не готовы.
При этом он считает, что это результат ассимиляции, которая происходит в любом многоэтничном обществе. У татар же это обостряется смешанными браками, которых особенно много за пределами Татарстана. Он отмечает, что татар могли переписать по данным МВД, где ни национальность, ни язык не указываются. При этом Исхаков оценивает не владеющих родным языком татар в 20 процентов от общего числа — то есть каждый пятый татарин на нем не разговаривает. И это, безусловно, много. Кто виноват?
В поисках ответа на традиционный герценовский вопрос следует обратиться к событиям последних двух пятилеток. Не сказать, что на продвижение татарской культуры и общественную деятельность национальных организаций не выделяется финансирование. Да еще какое! О фееричных татарских Сабантуях известно далеко за пределами Татарстана — даже на других континентах, где и татар-то живет не больше десятка. На федеральный Сабантуй также не жалеют средств, и московские татары могут приобщиться к празднику, почувствовав себя как будто на малой родине. Но пышные празднества в условиях сокращения татарской нации — не пир ли это во время чумы?
Может, рациональнее будет вкладываться в поддержку татарского учительства, открытия курсов татарского языка, истории?
Если процентная доля татар в населении региона до 2010 года росла или не уменьшалась, в 2010-2021 годах она не могла резко упасть. Однако эти процессы очень инертны. Эти цифры взяты на основе многих примеров снижения доли татар, чувашей, мордвы в регионах Поволжья и Урала в предыдущие периоды при более точных данных переписей. В таблице 5 приложений приведено изменение процентной доли татар в 30 регионах по переписям населения с 1970 по 2021 годы. Нередко на изменение доли татар в регионах влияла повышенная миграционная активность татар. Татары не боятся ни переездов, ни тяжелой работ, поэтому при развитии многих районов Сибири они были в первых рядах, и где-то татары быстро прибывали, где-то убывали.
Этим часто пользовалось государство. Небольшое отступление от основной темы. Татары активно привлекались в республики Средней Азии. А вот чуваши и финно-угорские народы не были склонны к переселению в южные и западные республики. Это одна из основных причин только разгорающегося демографического кризиса у татар. Хоть часть татар и вернулась в родные края, сотни тысяч татар остались в странах Центральной Азии, регионах Сибири, Дальнего Востока,Севера, Юга, чтобы практически исчезнуть через несколько десятилетий. Группы регионов.
Мы рассмотрели Татарстан и Башкортостан. Остальные регионы можно условно поделить на 4 группы. Первая группа — экономически благополучные регионы с быстро растущим населением. Группа 1: Регионы роста населения Около 500 тысяч из 2 миллионов татар других регионов живет в экономически и демографически благополучных регионах, где ассимиляционная убыль татар, безусловно, должна компенсироваться за счет миграционного роста Москва, Подмосковье, Санкт-Петербург, Краснодарский край , или естественного и миграционного роста Тюмень, ХМАО, ЯНАО населения. Эти регионы мы более подробно рассмотрим: Оценка численности татар в Москве - 150-160 тысяч. Татары Москвы. Численность татар Москвы сократилась со 149043 в 2010 году до 84373 человек.
Рассчитаем, как должна была измениться численность татар исходя из средних демографических показателей Москвы. Регионы Поволжья, где высока доля татар, в последние десятилетия стали одним из главных источников пополнения населения Москвы. Соответственно, при средних показателях смертности и миграции, даже если бы в Москве не родилось ни одного ребенка татарской национальности за 11 лет, миграция восполнила бы потери татар. Реально численность татар Москвы должна была увеличиться. Оценка численности татар: 150-160 тысяч. Татары Подмосковья. Численность татар Московской области сократилась с 52851 в 2010 году до 46066 человек.
Большинство приезжающих в Москву в поисках лучшей жизни и на заработки живут в Подмосковье. Соответственно за счет миграции численность татар Московской области должна была вырасти. Оценка численности татар: 55-60 тысяч. Татары Тюменского макрорегиона В сети появлялась ошибочная информация о том, что в Тюменской области татар стало меньше на 143 тысяч человек. Итоги переписи 2010 года подводились как для «большой» Тюменской области, так и для её составных частей. С учетом «не указавших национальность» численность татар Тюменской области с АО достигла максимума в 2010 году, по итогам прошлых переписей уменьшения процентной доли татар здесь не было. В отличии от Москвы Санкт-Петербург далек от районов компактного проживания татар.
Миграция татар в северную столицу невелика.
Общего национального самосознания у татов не было — они чаще всего определяли себя как жители того или иного населенного пункта и языкового единства с жителями других поселений не ощущали. Зато у них были сильно развиты семейные связи и понимание большого землячества «кубинцы», апшеронцы и т. Следующая перепись прошла через 30 лет — в 1926 году и показала, насколько сильно те события, которые потрясли Российскую империю, повлияли и на эту неоформившуюся этническую группу. Людей с родным татским языком оказалось примерно столько же, сколько и 30 лет назад — около 100 тыс.
Армяно-григориан почти не осталось, а процент иудеев вырос. Но национального самосознания как минимум на официальном уровне войны и революции татам не прибавили — в национальную группу советские переписчики выделили только иудеев, назвав их «горскими евреями». В принципе в царское время такой термин тоже был в ходу. За последующие почти 100 лет, с 1926 года, тенденция к «детатизации» этой территории пришла к логическому завершению. Татский язык как единственный и родной для кого бы то ни было практически исчез, армяно-григориан, знающих его хотя бы как второй, уже нет, таты-мусульмане слились с азербайджанцами, а таты-иудеи — единственные, кому советская власть позволила иметь не в Азербайджане, а в Дагестане официальный языковый статус, в значительной мере покинули регион.
Те из них, кто остался, перешли на русский и азербайджанский языки. Отождествляют же они себя в первую очередь с общемировой еврейской диаспорой, безусловно, осознавая свое этнокультурное своеобразие. Сразу нужно заметить, что ареал татского языка на Восточном Кавказе — треугольник с вершинами в Дербенте, Баку и в стыке горных хребтов — всегда был обособлен от территорий южнее. Этот «Татистан» не входил ни в Великую Армению, ни в кавказскую Албанию, чье население говорило в основном на языках, близких к современному удинскому, то есть лезгинской языковой группы. И если лезгины жили в тех горах с незапамятных времен, то третья группа населения — тюрки — переселялась уже значительно позднее.
Кстати, в переписи 1926 года будущие «азербайджанцы Дагестана» названы пока именно «тюрками», азербайджанцами их объявят позже. Армяно-таты История каждой из трех этноконфессиональных групп татской языково-географической общности сама по себе крайне интересна. Имеющаяся информация позволяет предположить, что история происхождения татов — иудеев, мусульман и григориан была разной. Начать удобнее всего с армяно-татов, которых всегда было относительно немного. Это были в первую очередь переселенцы из персидских городов, где религиозные общины армяно-григориан существовали давным-давно и процветали благодаря успешным занятиям торговлей.
Вполне вероятно, что на новом месте они встретились с какими-то местными единоверцами, переселенцами из Закавказья или с теми татами по языку, которые успели принять религию могущественных южных соседей во времена Тиграна Великого. В любом случае именно фарси в его татском варианте и был тем самым языком, который позволял прихожанам Армянской апостольской церкви на территории кубинско-дербентско-бакинской агломерации общаться друг с другом и вести бизнес с хазарами и теми, кто жил севернее и западнее каганата. Позднее этот торговый путь частично пришел в упадок, а частично контроль над ним перехватила другая религиозная группа. Григорианская община стала терять свое влияние. Переломным моментом истории армяно-татов стала русско-персидская война 1796 года.
По ее итогам армяно-григориане «Татистана» в большинстве своем ушли вместе с дружественной им русской армией в пределы Российской империи. И именно они, а не переселенцы из собственно Армении, основали такие существующие и сегодня населенные пункты, как Кизляр, Буденновск тогда город носил другое название — Сурб Хач, то есть город Святого Креста , а также сельское поселение Эдиссия в Курском районе Ставропольского края на самой границе с Чечней. Это, кстати, в настоящее время единственный населенный пункт, который сохранил свое этническое своеобразие в том регионе, хотя татским языком уже никто из местных жителей давно не пользуется. То есть в этом тексте таты-григориане прямо названы таджиками и видно их соотношение с единоверцами-армянами с родным армянским языком. Позднее бывшие дербентские, а теперь уже кизлярские армяно-григориане стали основой армянских общин Моздока, некоторых причерноморских территорий и даже города Константиновка в Донецком регионе.
К концу XIX века на малой родине осталось всего три армяно-татских поселения, одно из которых, Хачмас, было полностью разорено и потеряло свой этнический облик еще в 1918 году. Горские евреи из Баку, которые в советское время использовали татский язык, утверждали, что «паспортные» армяне из этих двух сел все-таки понимали кое-что по-татски, но в быту уже язык предков не использовали, предпочитая русский и армянский. Интересно, что в XIX веке в Кизляре и Сурб-Хаче григориане-соседи, еще плохо знающие русский язык, без проблем общались между собой на языке, близком к турецкому.
У татар же это обостряется смешанными браками, которых особенно много за пределами Татарстана. Он отмечает, что татар могли переписать по данным МВД, где ни национальность, ни язык не указываются. При этом Исхаков оценивает не владеющих родным языком татар в 20 процентов от общего числа — то есть каждый пятый татарин на нем не разговаривает. И это, безусловно, много.
Кто виноват? В поисках ответа на традиционный герценовский вопрос следует обратиться к событиям последних двух пятилеток. Не сказать, что на продвижение татарской культуры и общественную деятельность национальных организаций не выделяется финансирование. Да еще какое! О фееричных татарских Сабантуях известно далеко за пределами Татарстана — даже на других континентах, где и татар-то живет не больше десятка. На федеральный Сабантуй также не жалеют средств, и московские татары могут приобщиться к празднику, почувствовав себя как будто на малой родине. Но пышные празднества в условиях сокращения татарской нации — не пир ли это во время чумы?
Может, рациональнее будет вкладываться в поддержку татарского учительства, открытия курсов татарского языка, истории? Национальная образовательная система фактически оказалась сломана после языковой реформы 2017 года. Разрушительным ударом стала отмена в школах обязательного изучения татарского языка и введение вместо него факультативного его преподавания. Горькие плоды этого «декрета о языках» пожинаются до сих пор — язык второй по численности нации в стране постепенно переходит в разряд кухонно-разговорного, татарские школы в регионах закрывают, а девочкам запрещают носить хиджабы. Дошло до того, что систему образования начали встраивать в мечетях. Наблюдается нехватка учителей по татарскому языку, а самое ужасное, что такая ситуация прослеживается и внутри Татарстана. И все потому, чтопединституты республик подчинены федеральному центру.
Не выстроена система воспитания и в младшем звене — детских садах и яслях. У педагогов там часто возникает вопрос — на каком языке работать? Можно создавать национальные группы, но пока они единичны. В последние годы в республике благодаря волевому решению Минтимера Шаймиева появились полилингвальные школы «Адымнар», которые должны стать частью новой системы нацобразования, но их мало и они опять превращаются в элитные. То есть такие национальные школы можно построить, но они не станут массовыми без общего решения вопроса о нацобразовании. Повлияли на статистику и межэтнические браки. Само по себе создание крепкой ячейки общества двух представителей разных наций — замечательно.
Но печально, что в таких семьях теряются национальные традиции, дети забывают о корнях, а родным языком становится общегосударственный.
Численность татар в России увеличилась до 5,5 млн человек
Казань, ул. Декабристов, д. Об этом на пресс-конференции в «Татар-информе» сообщил председатель исполкома Всемирного конгресса татар Данис Шакиров.... Во время Всероссийской переписи населения в 2021 году были учтены не все татары. Об этом на пресс-конференции в «Татар-информе» сообщил председатель исполкома Всемирного конгресса татар Данис Шакиров. Самым коварным врагом оказался ковид, который не позволил объективно оценить численность татар. В местах компактного проживания татар часто неучтенными оставались пожилые люди.
Однако, многие татары живут и за пределами этой территории. Соответственно, количество татар в мире очень велико. Статистика говорит о том, что наибольшее количество татар проживает в России.
По данным переписи населения 2024 года, в России насчитывается более 5,2 миллиона татар. Несмотря на то, что татары являются крупнейшей национальностью в России, их распространение сильно различается в зависимости от региона. Также стоит отметить, что многие татары проживают в Казахстане. Согласно переписи населения 2024 года, в Казахстане проживает около 1 миллиона татар. Эта национальность также распространена в других странах Центральной Азии, например, в Узбекистане и Таджикистане. Татары также проживают в большом количестве в Европе и Северной Америке. В целом, количество татар за пределами России и бывших республик СССР оценивается в несколько миллионов человек. Выводы: татары являются достаточно распространенной и многочисленной национальностью, проживающей в разных уголках мира. Они являются крупной национальностью в России и Казахстане, а также имеют значимое присутствие в Европе и Северной Америке.
Ахметзянов, в последнее время Р. Фахрутдинов , чувашских В. Каховский, В. Димитриев, Н. Егоров, М.
Федотов и башкирских Н. Мажитов историков, археологов и лингвистов. Глава 2. Тюрко-татарская теория этногенеза татар и ряд альтернативных точек зрения Тюрко-татарская теория происхождения татарского этноса подчеркивает тюрко-татарские истоки современных татар, отмечает важную роль в их этногенезе этнополитической традиции Тюркского каганата, Великой Болгарии и Хазарского каганата, Волжской Булгарии, кыпчакско-кимакских и татаро-монгольских этнических групп степей Евразии. Тюрко-татарская концепция происхождения татар развивается в работах Г.
Губайдуллина, А. Курата, Н. Баскакова, Ш. Мухамедьярова, Р. Кузеева, М.
Усманова, Р. Фахрутдинова, А. Мухамадиева, Н. Давлета, Д. Исхакова, Ю.
Шамильоглу и др. Сторонники данной теории считают, что она наилучшим образом отражает довольно сложную внутреннюю структуру татарского этноса характерную, впрочем, для всех крупных этносов , соединяет в себе лучшие достижения других теорий. Кроме того, встречается мнение, что одним из первых на сложный характер этногенеза, не сводимый к одному предку, указал в. После того, как в конце потерял актуальность негласный запрет на публикацию работ, выходящих за рамки решений сессии АН СССР 1946 года, а также перестали использоваться обвинения в «немарксизме» многокомпонентного подхода к этногенезу, данная теория была пополнена множеством отечественных публикаций. Сторонники теории выделяют несколько этапов формирования этноса.
Этап образования основных этнических компонентов. Отмечается важная роль Волжской Булгарии, и государственных объединений в этногенезе татарского народа. На данном этапе произошло образование основных компонентов, объединившихся на следующем этапе. Велика роль Волжской Булгарии, заложившей традицию, городскую культуру и письменность на основе арабской графики после Х века , сменившая наиболее древнюю письменность -. На этом этапе булгары привязывали себя к территории — к земле, на которой селились.
Территория расселения была главным критерием отождествления человека с народом. В это время произошла консолидация компонентов, сложившихся на первом этапе, в едином государстве - Улусе Джучи Золотой Орде ; средневековые татары на основе традиций объединённых в одном государстве народов не только создали свое государство, но и выработали свою этнополитическую идеологию, культуру и символы своей общности. Всё это привело к этнокультурной консолидации золотоордынской аристократии, военно-служилых сословий, мусульманского духовенства и формированию в XIV веке татарской этнополитической общности. Этап характеризуется тем, что в на основе огузо-кыпчакского языка происходило утверждение норм литературного языка литературный старотатарский язык. Этап завершился с распадом Золотой Орды XV в.
В образовавшихся , началось формирование новых этнических общностей, имевших локальные самоназвания: астраханские, казанские, касимовские, крымские, сибирские, темниковские татары и др. В этот период о сложившейся культурной общности татар может свидетельствовать то, что пока ещё существовала центральная орда Большая Орда, Ногайская Орда большинство наместников на окраинах стремились занять этот главный трон, или имели с центральной ордой тесные связи. После присоединения Поволжья, Приуралья и Сибири к Русскому государству, усилились процессы миграции татар так известны массовые переселения с Оки на Закамскую и Самаро-Оренбургскую линии, с Кубани в Астраханскую и Оренбургскую губернии и взаимодействия между различными его этнотерриториальными группами, способствовавшее их языковому и культурному сближению. Этому способствовало наличие единого литературного языка, общего культурного и религиозно-образовательного поля. Объединяющим в определённой степени являлось и отношение Русского государства и русского населения, не различавших этногруппы.
Отмечается общеконфессиональное самосознание - «мусульман». Часть локальных этногрупп, вошедших в это время в другие государства в первую очередь далее развивались самостоятельно. Как раз тот самый период, о котором упомянуто во введении к данной работе. На первом этапе во благо сыграли попытки различных правителей провести христианизации. Политика христианизации вместо реального перевода населения Казанской губернии из одной конфессии в другую своей непродуманностью способствовала цементированию ислама в сознании местного населения.
На втором этапе, после реформ 1860-х годов началось развитие буржуазных отношений, которые способствовали бурному развитию культуры. В свою очередь её составляющие система образования, литературный язык , книгоиздание и периодическая печать завершили утверждение в самосознании всех основных этнотерриториальных и этносословных групп татар представления о принадлежности к единой татарской нации. Именно этому этапу татарский народ обязан появлением Истории Татарстана. За указанный промежуток времени татарская культура успела не только восстановиться, но и достигла определенного прогресса. Со второй половины XIX в.
На консолидацию татарской нации оказало сильное воздействие высокая миграционная активность татар из Волго-Уральского региона. Третий этап с 1905 до конца 1920 гг. Первым проявлением были требования , высказанные во время революции 1905-1907 гг. После переписи 1926 года исчезают остатки этносословного самоопределения, то есть исчезает социальная прослойка «татарская знать». Отметим, что тюрко-татарская теория — самая обширная и структурированная из рассмотренных теорий.
Она действительно охватывает множество аспектов складывания этноса в целом и татарского этноса в частности. Кроме основных теорий этногенеза татар, существуют ещё альтернативные. Одна из самых интересных - чувашская теория происхождения казанских татар. Большинство историков и этнографов так же, как и авторы рассмотренных выше теорий, ищут предков казанских татар не там, где этот народ проживает в настоящее время, а где-то далеко за пределами территории нынешнего Татарстана. Точно также возникновение их и оформление, как самобытной народности, относят не к той исторической эпохе, когда это имело место, а к более древним временам.
В действительности же есть полное основание считать, что колыбелью казанских татар является их настоящая родина, то есть область Татарской Республики на левобережье Волги между рекой Казанкой и рекой Камой. Есть убедительные доводы в пользу также того, что казанские татары возникли, оформились как самобытная народность и размножились за исторический период, продолжительность которого охватывает эпоху от основания Казанского татарского царства ханом Золотой Орды Улу-Магометом в 1437 г. Причем предками их были не пришлые «татары», а местные народности: чуваши они же волжские булгары , удмурты, марийцы, и возможно также не сохранившиеся до настоящего времени, но обитавшие в тех краях, представители и других племен, включая говоривших на языке, близком к языку казанских татар. Все эти народности и племена видимо обитали в тех лесистых краях с незапамятных исторических времен, а частично возможно также переселились из Закамья, после нашествия татаро-монгол и разгрома Волжской Булгарии. По характеру и уровню культуры, а также образу жизни, эта разноплеменная народная масса, до возникновения Казанского ханства во всяком случае, мало отличалась друг от друга.
Точно также и религии у них были схожие и состояли в почитании различных духов и священных рощь — киреметий — мест молений с жертвоприношениями. В этом убеждает то обстоятельство, что вплоть до революции 1917 г. Кукмор, селение удмуртов и марийцев, которых не коснулось ни христианство, ни мусульманство, где до последнего времени люди жили по древним обычаям своего племени. Суринское и д. Тябердино, где часть жителей еще до Революции 1917 г.
Да и принявшие христианство чуваши, марийцы, удмурты и кряшены числились в ней только формально, а продолжали жить по древней старине до последнего времени. Попутно отметим, что существование почти в наше время «некрещеных» кряшенов ставит под сомнение очень распространенную точку зрения, что кряшены возникли в результате насильственной христианизации татар мусульман. Приведенные выше соображения позволяют сделать предположение, что в Булгарском государстве, Золотой Орде и в значительной степени Казанском ханстве мусульманство было религией правящих классов и привилегированных сословий, а простой народ, или большая часть его: чуваши, марийцы, удмурты и пр. Теперь посмотрим, как при тех исторических условиях могла возникнуть и размножиться народность казанских татар, какими мы их знаем в конце XIX и начале XX веков. В середине ХV в.
Он покорил и подчинил себе местное чувашское племя и создал феодально-крепостническое Казанское ханство, в котором привилегированным сословием были победители, мусульмане-татары, а крепостным простонародием - покоренные чуваши. В последнем издании Большой Советской Энциклопедии более подробно о внутреннем устройстве государства в окончательно оформившемся периоде его читаем следующее: «Казанское ханство, феодальное государство в Среднем Поволжии 1438-1552 г. Основателем династии Казанских ханов был Улу-Мухаммед. Верхушку феодальной знати составляли карачи, представители четырех знатнейших родов. Далее шли султаны, эмиры, ниже их - мурзы, уланы и воины.
Большую роль играло мусульманское духовенство, владевшее обширными вакуфными землями. Основная масса, населения состояла из «черных людей»: свободных крестьян, плативших ясак и другие подати государству, феодально-зависимых крестьян, крепостных из военнопленных и рабов. Татарские дворяне эмиры, беки, мурзы и пр. Добровольно или же преследуя цели, связанные с какой-то выгодой, но со временем простой народ начал перенимать от привилегированного сословия его религию, что было связано с отказом от своей национальной самобытности и с полным изменением быта и образа жизни, согласно требования новой «татарской» веры — ислама. Этот переход чуваш в магометанство было началом формирования народности казанских татар.
Возникшее на Волге новое государство просуществовало всего только около ста лет, в течение которых почти не прекращались набеги на окраины Московского государства. Во внутренней государственной жизни происходили частые дворцовые перевороты и на ханском троне оказывались ставленники: то Турции Крым , то Москвы, то Ногайской Орды и т. Процесс формирования казанских татар упомянутым выше путем из чувашского, а отчасти и из других, народностей Поволжья происходил в течение всего периода существования Казанского ханства, не прекратился после присоединения Казани к Московскому государству и продолжался до начала ХХ в. Казанские татары росли в числе не столько в результате естественного прироста, сколько в результате отатаривания других народностей края. Приведем еще один довольно интересный довод в пользу чувашского происхождения казанских татар.
Оказывается луговые мари и теперь называют татар «суас». Луговые мари испокон веков близко соседствовали с той частью чувашского народа, которая обитала на левом берегу Волги и отатарилась в первую очередь, так что в тех местах уже давно не осталось ни одного чувашского селения, хотя по историческим сведениям и писцовым записям Московского государства их там было много. Марийцы не замечали, особенно в начале, каких либо изменений у соседей в результате появления у них еще одного бога — Аллаха и навсегда сохранили в своем языке для них былое название. А вот для далеких соседей — русских с самого начала образования Казанского царства не было никакого сомнения в том, что казанские татары это те же, оставившие о себе у русских печальную память, татаро-монголы. В течение всей сравнительно короткой истории этого «ханства» продолжались непрерывные набеги «татар» на окраины Московского государства, причем первый хан Улу-Магомет в этих набегах провел весь остаток жизни.
Эти набеги сопровождались опустошением края, грабежами мирного населения и угоном его «в полон», то есть происходило все в стиле татаро-монголов. Таким образом, чувашская теория тоже не лишена своих оснований, хотя и представляет нам этногенез татар в самом оригинальном виде. Заключение Как мы заключаем из рассмотренного материала, на данный момент даже самая развитая из имеющихся теорий — тюрко-татарская — не является идеальной. Много вопросов она оставляет по одной простой причине: историческая наука Татарстана все ещё исключительно молода. Ещё не изучена масса исторических источников , ведутся активные раскопки на территории Татарии.
Все это позволяет надеяться, что в ближайшие годы теории пополнятся фактами и приобретут новый ещё более объективный оттенок. Рассмотренный материал также позволяет отметить, что все теории едины в одном: татарский народ имеет сложную историю происхождения и сложную этнокультурную структуру. В усиливающемся процессе мировой интеграции уже стремяться к созданию единого государства и общего культурного пространства европейские государства. Возможно, не избежать этого и Татарстану. Тенденции последних свободных десятилетий свидетельствуют о попытках интеграции татарского народа в современный исламский мир.
Но интеграция — это процесс добровольный, он позволяет сохранить самоназвание народа, язык, культурные достижения. Пока хоть один человек будет говорить, и читать по-татарски, татарская нация будет существовать. Список использованной литературы 1. История татарского народа и Татарстана. Древность и средневековье.
Учебник для средних общеобразовательных школ, гимназий и лицеев. Сабирова Д. История Татарстана. Сабирова, Я. Каховский В.
Происхождение чувашского народа. Рашитов Ф. История татарского народа. Мустафина Г. Тагиров И.
История национальной государственности татарского народа и Татарстана - Казань, 2000. Репетиторство Нужна помощь по изучению какой-либы темы? Наши специалисты проконсультируют или окажут репетиторские услуги по интересующей вас тематике. Отправь заявку с указанием темы прямо сейчас, чтобы узнать о возможности получения консультации. Татары являются вторым по численности этносом этно c — этническая общность после русских и самым многочисленным народом мусульманской культуры в Российской Федерации, где основным ареалом их расселения является Волго-Уральский.
В пределах этого региона наиболее крупные группы татар сосредоточены в Республике Татарстан и Республике Башкортостан. Язык, письменность По мнению многих историков, татарский народ с единым литературным и практически общим разговорным языком сложился в период существования огромного тюркского государства — Золотой Орды. Литературным языком в этом государстве был так называемый «идель теркисе» или старотатарский, основанный на кыпчакско-булгарском половецком языке и вобравший в себя элементы центральноазиатских литературных языков. Современный литературный язык на основе среднего диалекта возник во второй половине XIX и начале XX веков. В древности тюркские предки татар пользовались руническим письмом, о чем свидетельствуют археологические находки в Приуралье и Среднем Поволжье.
С момента добровольного принятия Ислама одними из предков татар, волжско-камскими булгарами — татары пользовались арабской письменностью, с 1929 года по 1939 год — латинской графикой, с 1939 года используют кириллицу с дополнительными знаками. Современный Татарский язык, относящийся к кыпчакско-булгарской подгруппе кыпчакской группы тюркской языковой семьи, подразделяется на четыре диалекта: средний казанскотатарский , западный мишарский , восточный язык сибирских татар и крымский язык крымских татар. Несмотря на диалектальные и территориальные различия татары являются единой нацией с единым литературным языком, единой культурой — фольклором, литературой, музыкой, религией, национальным духом, традициями и обрядами. Татарская нация по уровню грамотности умению писать и читать на своем языке еще до переворота 1917 года занимала одно из ведущих мест в Российской империи. Традиционная тяга к знаниям сохранилась и у нынешнего поколения.
Татары, как и всякий крупный этнос, обладают довольно сложной внутренней структурой и состоят из трех этно-территориальных групп: волго-уральских, сибирских, астраханских татар и субконфессиональной общности крещеных татар. К началу XX века татары прошли процесс этнической консолидации Консолид а ция [лат. Народная культура татар, несмотря на ее региональную вариативность она варьирует у всех этносов , в своей основе едина. Народноразговорный татарский язык состоящий из нескольких диалектов является в основе единым. Так, к началу XX в.
Поэтому сегодня выделение «чистых» сибирских или астраханских татар практически невозможно. Кряшены выделяются своей религиозной принадлежностью — они православные. Но все прочие этнические параметры объединяют их с остальными татарами. Вообще, религия не является этнообразующим фактором. Базовые элементы традиционной культуры крещеных татар те же, что и у прочих соседних групп татар.
Таким образом, единство татарской нации имеет глубокие культурные корни, и сегодня наличие астраханских, сибирских татар, кряшен, мишар, нагайбаков имеет сугубо историко-этнографическое значение и не может служить базой для выделения самостоятельных народов. Татарский этнос имеет древнюю и яркую историю, тесно связанную с историей всех народов Урало — Поволжья и в целом России. Самобытная культура татар достойно вошла в сокровищницу мировой культуры и цивилизации. Следы ее мы находим в традициях и языке русских, мордвы, марийцев, удмуртов, башкир, чувашей. В то же время национальная татарская культура синтезирует в себе достижения тюркских, финно-угорских, индоиранских народов арабов, славян и других.
Татары — один из самых подвижных народов. Из-за безземелья, частых неурожаев на родине и традиционной тяги к торговле еще до 1917 года они стали переселяться в различные регионы Российской империи, в том числе в губернии Центральной России, на Донбасс, в Восточную Сибирь и Дальний Восток , Северный Кавказ и Закавказье, Центральную Азию и Казахстан. Этот миграционный процесс усилился в годы советского правления, особенно в период «великих строек социализма». Поэтому в настоящее время в РФ практически нет ни одного субъекта федерации, где бы ни жили татары. Еще в дореволюционный период образовались татарские национальные общины в Финляндии, Польше, Румынии, Болгарии, Турции, Китае.
Уже за счет реэмигрантов из Китая. Культура и быт народа Татары являются одним из наиболее урбанизированных народов РФ. Социальные группы татар, живущих как в городах, так и в селениях, почти ничем не отличаются от тех, которые существуют у других народов, прежде всего у русских.
Этап консолидации локальных этногрупп в составе Русского государства. После завоевания Поволжья, Приуралья, Сибири и присоединения к Русскому государству усилились процессы миграции татар так, известны массовые переселения с Оки на Закамскую и Самаро-Оренбургскую линии, с Краснодара в Астраханскую и Оренбургскую губернии и взаимодействия между различными его этнотерриториальными группами. Этому способствовало наличие единого литературного языка, общего культурного и религиозно-образовательного поля [46] [49]. Первоначально формировались из представителей татарской феодальной знати , перешедших на русскую службу из Золотой Орды и татарских ханств , затем, после завоевания Казанского ханства 1552 , из ясачных вследствие превращения их собственных наделов в поместья , а также живших в отданных им на «кормление» городах Кашире , Серпухове , Романове , Юрьеве-Польском , Боровске и т. Несли иррегулярную военную службу.
Участвовали в Ливонской войне 1558 — 1583 , военных походах России, охраняли границы. Также служили толмачами , писцами, послами и др. За службу получали земельное, денежное и хлебное жалованье. Служилые татары сохраняли свою специфическую систему деления и подчинялись своим ханам, мурзам и бекам князьям.
Татары в России и за рубежом
Тюрко-Татарский Мир: Расселение татар. Информационное агентство Татар-информ. Тюрко-Татарский Мир: Расселение татар. Основная масса татар занималась земледелием, в хозяйстве астраханских татар главную роль играли скотоводство и рыболовство. Историк Дамир Исхаков рассказывает о реальном количестве татар в России и в жите канал ТАТПОЛИТ: 4817760221571262 (сбербанк)мы в соцсетях:https. Какое количество татар проживает в мире? У вас есть точный ответ?
Республика Татарстан
В это время произошла консолидация компонентов, сложившихся на первом этапе, в едином государстве — Золотой Орде ; средневековые татары на основе традиций объединённых в одном государстве народов не только создали своё государство, но и выработали свою этнополитическую идеологию, культуру и символы своей общности. Всё это привело к этнокультурной консолидации золотоордынской аристократии, военно-служилых сословий , мусульманского духовенства и формированию в XIV веке татарской этнополитической общности. Этап характеризуется тем, что в Золотой Орде на основе кыпчакского языка происходило становление старотатарского языка , утверждение норм литературного языка. Этап завершился с распадом Золотой Орды XV век в результате феодальной раздробленности. В образовавшихся татарских ханствах началось формирование новых субэтнических общностей, имевших локальные самоназвания: казанские татары , татары-мишари , астраханские татары , сибирские татары , крымские татары. Этап консолидации локальных этногрупп в составе Русского государства.
После завоевания Поволжья, Приуралья, Сибири и присоединения к Русскому государству усилились процессы миграции татар так, известны массовые переселения с Оки на Закамскую и Самаро-Оренбургскую линии, с Краснодара в Астраханскую и Оренбургскую губернии и взаимодействия между различными его этнотерриториальными группами. Этому способствовало наличие единого литературного языка, общего культурного и религиозно-образовательного поля [46] [49]. Первоначально формировались из представителей татарской феодальной знати , перешедших на русскую службу из Золотой Орды и татарских ханств , затем, после завоевания Казанского ханства 1552 , из ясачных вследствие превращения их собственных наделов в поместья , а также живших в отданных им на «кормление» городах Кашире , Серпухове , Романове , Юрьеве-Польском , Боровске и т.
Это самое короткое метро в мире. От начала до конца его можно проехать за 10 минут. Царь-победитель хотел расположить к себе местную знать и раздавал щедрые подарки как возмещение понесённых потерь. Некоторые делали вид, будто сильно пострадали от военных действий. Набережные челны - второй по величине город Татарии.
Помимо казанских, татар-мишари, касимовских, сибирских, пермских, астраханских татар и тептяри, есть ещё кряшены, исповедующие православие, польско-литовские татары липки, белорусские татары , полностью утерявшие язык и нагайбаки — этнографическая группа татар, входящих в сословие казачества, исповедующих православие и по российскому законодательству официально считающихся коренным малочисленным народом.
Особенно в Татарстане кэп и Башкортостане. Также существует 10 субъектов, в которых, согласно переписи, живет хотя бы сто тысяч татар, и для российских народов кроме русских, естественно это уникальная ситуация.
Кроме того, есть еще и крымские татары, не являющиеся близкими родственниками казанских и других татар, но также носящим это название. Ну и народ хакасов имеют самоназвание «тадар». Крымские и казанские татары: Известен факт, что многие этнические татары считают, что «татарами» их называют несправедливо, а должны они быть «булгарами».
Как же так вышло? Вопрос этот неоднозначен, как и всегда так бывает, когда касаешься этнической истории того или иного народа. Но случай с татарами уникален и интересен тем, что там все сложнее, чем обычно.
Поэтому я часто слышал вопросы о характере этого названия, как так вышло и все прочее, что и сподвигло к написанию поста. Пост посвящается всем татарам, в особенности нашему модератору rashidindestro и пользователю shayan Из глубин веков. Главное — абстрагироваться от истории тюркских народов Кубани и Поволжья, и желательно знать китайский, потому что название у татар пришло с далекого востока.
Это редкий случай, когда можно предположить даже о самых зачатках использования этнонима. В начале 5 века н. Жужаньский каганат: Юйцзюлюй здесь выступает в роли династической фамилии, общей для жужаньских каганов, а Датань — это собственное имя.
Это современная китайская транскрипция, которая фонологически отличается от древней и раннесредневековой, хотя и им в общем-то не были свойственны слоги, заканчивающиеся на «-р». Возможно, имя Датань лежит в основе всего нашего повествования, так как для него предполагается оригинальное звучание «Татар». Жужани традиционно считаются потомками предположительно монголоязычных племен сяньби, смешавшихся с сюнну хунну в Степи во время Великого переселения народов на востоке.
Сам по себе Датань ничем особенным потомкам не запомнился, но его имя, возможно, перенеслось на некоторую часть его народа. Автор Книги Сун — летописи династии Лю Сун, написанной в начале 6 века, ученый Шэнь Юэ, пишет следующие нетленные строки: Что в переводе означает: «Жуйжуй» является еще одним названием жужаней. То есть, тут фиксируется переход личного имени в этноним.
Стало известно, сколько человек в мире говорят на татарском языке 12:41 , 15 января 2021 Время чтения: 1 мин 1640 На татарском языке во всем мире разговаривают около 7 миллионов человек. Есть разные источники, разные данные, но можно взять за основу эту цифру», — отметил профессор, добавив, что в основном на татарском языке говорят на бытовом уровне.
Татарстанда танылган блогер тоткарланган
Что касается иранских татар, то это, действительно, татары, которые в XVII—XVIII веке выехали от христианизации из Поволжья и поселились в районе современного Мешхеда, составив несколько горных аулов. Сколько татар в мире, их численность и где они живут? Всего в мире насчитывается порядка шести миллионов восьми ста тысяч татар. Более того, те крымские татары, которые до сталинского выселения в 1944 году тоже назывались «таты» (жители крымских гор), носили это имя неспроста.
Сколько в мире татар. Татары
ТАТАРЫ, татарлар (самоназвание), народ в России (второй по численности после русских), основное население Республики Татарстан. Численность татар в мире на 2022 год. кряшены, сибирские татары, мишари, астраханские татары. Служилые татары — этносословная группа татарского населения в Московском княжестве, Российском Царстве и Российской империи в XIV—XVIII вв. Казанские татары росли в числе не столько в результате естественного прироста, сколько в результате отатаривания других народностей края. Количество татар в России составляет больше 3 % от всего населения.
Сколько татаров в россии - фотоподборка
В последние годы небольшое количество в Татарстане и других регионах Поволжья именуют себя булгары или волжские булгары. Язык татар Язык татар относится к кыпчакско-булгарской подгруппе кыпчакской группы тюркской ветви алтайской языковой семьи и имеет три основных диалекта: западный мишарский , средний казанско-татарский и восточный сибирско-татарский. Литературная норма сформировалась на основе казанско-татарского диалекта при участии мишарского. Письменность на основе кириллической графики. Религия татар Большинство верующих татар - мусульмане-сунниты ханафитского мазхаба. Население бывшей Волжской Булгарии было мусульманским с 10 века и оставалось таковым в составе Орды, в силу этого выделяясь среди соседних народов. Затем, уже после вхождения татар в состав московского государства, их этническое самосознание еще сильнее переплелось с религиозным. Часть татар даже определяли свою национальную принадлежность как "меселман", то есть мусульмане. При этом у них сохранялись и отчасти сохраняются по сей день элементы древней доисламской календарной обрядности. Традиционные занятия татар В основе традиционного хозяйства волго-уральских татар в 19 - начале 20 века было пашенное земледелие. Выращивали озимую рожь, овес, ячмень, чечевицу, просо, полбу, лен, коноплю.
Также занимались огородничеством, бахчеводством.
Активисты Национального конгресса татар уверены, что не стоит опускать руки. Они готовы предложить свои идеи и приложить все усилия, чтобы результаты следующей переписи не стали новым поводом для серьезного беспокойства. Немного шокирующих цифр Как гром среди ясного неба разрезала инфопространствоудручающая весть. По официальным данным Росстата, число татар в стране сократилось с 2010 года почти на 600 тыс. Если в 2010 году татарами себя указали 5 310 649 человек, в 2021-м — 4 713 669. Но в других регионах России татары демонстрируют отрицательную динамику. В соседнем Башкортостане их стало меньше миллиона — за 10 лет численность упала на 34 762 человека — до 974 533 человек.
А число регионов, где татары перешагнули психологическую отметку в 100 тысяч человек, сократилось почти в два раза — с 11 до 6 собственно сам Татарстан, Башкортостан, Тюменская, Челябинская, Оренбургская и Ульяновская области. Есть робкая надежда, что среди 16 млн человек, которые во время переписи населения не указали свою национальность, и скрылись те самые «пропавшие без вести» 600 тысяч. Но истинное их число сейчас очень сложно просчитать — даже демографам. Фальсификация и ассимиляция Реакция татарской общественности на эту обескураживающую статистику последовала незамедлительно. Итоги переписи отказался признавать Союз татарской молодежи «Азатлык». Председатель союза Наиль Набиуллин полагает, что цифры нарисовали и они не соответствуют действительности. У организации возникли вопросы как к самой процедуре переписи, так и к подсчетам. Да и в целом Набиуллин высказался о том, что «в стране прослеживается тенденция к искусственному приуменьшению численности нерусских народов.
При этом,власть в Татарстане фактически дистанцировалось от решения демографического и национального вопросов. Национальное образование подменили песнями и плясками ради отчетов, целенаправленной системы работы с татарами за пределами Татарстана нет, как нет и своей системы образования. Свои тезисы озвучил Всемирный конгресс татар, высказавшись устами руководителя исполкома ДанисаШакирова, который во всем обвинил ковид. В период пандемии два раза переносились сроки проведения переписи, кроме того, многие люди, особенно пожилые, опасаясь заражения, просто не открывали переписчикам двери. Отсюда и такое расхождение с реальными цифрами — по мнению ВКТ, реальное число татар составляет не 5,5 млнчеловек. Политолог и общественный деятель Руслан Айсин считает, что дело совсем не в ковиде и не в миграции. Он назвал перепись фальсификацией со стороны российских чиновников. Дробят по субэтническимгруппам, отторгая от общей группы татар.
Это имперский принцип — разделяй и властвуй. Татарская общественность должна была понимать, и многие об этом трубили, что перепись — это важнейший институт, экзамен, который должен выявить, готовы ли мы к тому, чтобы быть единой политической нацией», — высказался в своем ютуб-каналеполитолог. И сам вынес вердикт — не готовы.
Нос Форма органа обоняния у татар разнообразна. Обычно нос широкий, с прямой спинкой или невыраженной горбинкой. Для понтийского типа характерен опущенный кончик, для монголоидного и сублапоноидного - низкое переносье. На фото изображены певец, актер, предприниматель, композитор, продюсер Тимати Тимур Юнусов и успешный теннисист Марат Сафин. Марат Сафин Волосы Преимущественно для татар характерен черный цвет волос. Но в отличие от узбеков, монголов, таджиков, встречаются и светловолосые представители национальности. У татар возможен русый и рыжий цвет.
На фотографиях изображены российский футболист Руслан Нигматуллин и актер Марат Башаров. Руслан Нигматуллин Марат Башаров Внешность татар Обобщенный образ, какими бывают татары, представляет человека среднего роста со смешанной пигментацией глаз и волос, умеренно широким овалом лица, носом прямым или с горбинкой. Мужчины выделяются крепко сложенным телом, коренастостью, женщины, наоборот, хрупкостью. Внешность татар иногда значительно отличается, в зависимости от принадлежности к определенному этносу. Казанских Среди татар данной этнической группы часто наблюдаются европейские черты внешности: русые волосы , иногда рыжие, светлые глаза, узкий нос, прямой или с горбинкой. Такой типаж сходен со славянами. От монголов может присутствовать широкий овал лица и суженные глаза. Для мужчин характерен средний рост , крепкое телосложение, короткая шея. Это обусловлено смешением крови с финскими народностями. На картинке изображены казанские татары-знаменитости.
Крымских Татары этой группы появились в XV веке. Чистокровным крымским татарам присуща внешность, близкая к славянской. Настоящие представители нации имели высокий рост, русые или рыжие волосы, светлые глаза и кожу. Однако соседство с азиатами внесли характерные черты в образ национальности. Многие татары приобрели соответствующий тип лица, темные волосы и глаза, смуглость. После возврата в Крым народ возрождает утерянные самобытные обычаи и традиции. На фото представлены крымские и казанские татары, где прослеживаются черты, чем между собой отличаются этнические группы. Урала История татар на Южном Урале мало изучена, сегодня Челябинская область насчитывает огромное количество общин. Антропологический тип представителя национальности представлен на рисунке. Часто встречаются темные волосы и глаза, возможно зауженные, широкий овал лица и нос, выделяющиеся скулы, большие уши.
Поволжских Для татар этой группы свойственны признаки монголоидной расы. Это проявляется темными волосами, серыми или карими глазами со складкой на верхнем веке, широким носом, иногда с горбинкой, обычно светлой кожей. Мужчины отличаются крепким телосложением, ростом выше среднего. Сибирских Характерна восточная внешность, которую визуально легко отличить от русской. Свойственна смесь европеоидного и монголоидного типов. Иногда внешность сибирских татар сравнима с узбекской. У представителей национальности отмечаются темные волосы и глаза, выделяющиеся скулы, широкий нос восточного типа. Телосложение правильное, мужчинам характерны крепость и выносливость. Горьковских Нижегородских Выступают субэтносом татар-мишарей. Их характерный признак - цокающий нижегородский говор.
Живут в Нижнем Новгороде , Дзержинске и татарских селах. Преобладает понтийский антропологический тип внешности, проявляющийся темной или смешанной пигментацией глаз и волос, носом с горбинкой и опущенным кончиком, средним ростом. Возможны европеоидные черты, отличающиеся от предыдущих светлым цветом волос и глаз. Монголоидный тип внешности немногочислен. Астраханских Группа татар, сформированная на территории современной Астраханской области. Считаются потомками тюркоязычного населения Золотой Орды, имеют свой диалект. В ходе исторического развития народность испытала влияние ногайцев. Для внешности астраханских татар более свойственны монголоидные черты, чем европеоидные. Отмечается темный цвет волос и глаз, некоторая их узость, широкие овал лица и нос. Как выглядят татарки Черты внешности представительницы слабого пола татарской национальности схожи с таковыми у мужчин.
Большинство из них имеют европейский этнос , однако и монголоидный тип распространен часто. На фото представлены различные типажи татарской внешности: известная журналистка и телеведущая Лилия Гильдеева и красавица Мисс «Молодежь Татарстана-2012» Альбина Замалеева. Лилия Гильдеева Альбина Замалеева Лицо Для девушек татарочек характерны округлый овал лица, невыраженный прищур глаз, возможно наличие эпикантуса. Их цвет варьируется от голубого до черного. Чаще встречаются зеленые глаза. На фото представлена певица АсылъЯр Алсу Зайнутдинова. В ее биографии отмечено, что она самая первая в истории, кто исполнил песню на татарском языке на Международном конкурсе «Евровидение». Цвет волос также разнообразен, среди татарок наблюдаются блондинки, брюнетки, шатенки, рыжие. На фото представлены Олимпийская чемпионка , Европы, России по художественной гимнастике , депутат Государственной думы Алина Кабаева и модель Диана Фархуллина.
Выбрать имя ребенку — тоже обряд.
В дом приглашали муллу, который и давал имя новорожденному. Татары верили, что от имени зависит жизнь и будущее дитя. Особенно интересны свадебные обряды. Первое, что нужно знать — это «калым». Итак, к любому торжеству у татар принято тщательно готовится. К свадьбе особенно. Для начала родители будущих молодожёнов обсуждают приданное — это то, что должны дат родители невесты будущей семье. После калым — то, за что жених выкупает невесту у родителей. Калым может быть уплачен не сразу. Все строится на доверии.
Что касается приданного, так это вещи, которые необходимы молодоженам. Зачастую родители всю жизнь собирают это самое приданное. Родители жениха собирают калым. Свадебное торжество принято проводить в семье невесты. В канун свадьбы представительницы прекрасного пола, вместе с невестой гадали. В день свадьбы, торжество открывали молитвой муллы. И только тогда жених, и невеста становились мужем и женой. Девушки со стороны невесты занимались обрядом брачного ложа. То есть они готовили постель к первой брачной ночи молодоженов. После ночи, муж и жена шли в баню.
По обычаю гостей делили. Отдельно женщины, отдельно мужчины. Торжество проходит весь день. Вот что интересно, после свадьбы мужчина всего 7 дней проводит с женой, после он идет к родителям и живет там. Жену он посещает, но ночь проводит в доме родителей. Это может длиться до двух лет. Пока супруг не построит новый дом или не выплатит калым. Второй этап свадьбы проходил, когда муж перевозил супругу в новое строение. Самые известные представители татарского народа У всех без исключения народов есть те, кто прославился на весь мир. Те, кто принес славу не своей фамилии, но и своей стране.
В этом плане татары не отстают. Знаменитостей здесь хватает. Это и музыканты и политики, художники, артисты и спортсмены. Артисты: Марат Башаров — заслуженный артист Татарстана, актер театра и кино, телеведущий; Сергей Шакуров — татарин, который сыграл более 100 ролей в кино, работает в театре и на телевидении; Чулпан Хаматова — актриса театра и кино, учредитель благотворительного фонда «Подари жизнь» Алсу — стала известной, после того как спела на Евровидении.
Численность татаров в мире. Сколько в мире татар
В мире численность татар оценивается в около 10 миллионов людей. Татар стало меньше на 600 тысяч. В период между двумя последними переписями в России численность татар сократилась на 596 980 человек. Количество татар в мире оценивается в несколько десятков миллионов. Читайте последние новости на тему в ленте новостей на сайте РИА Новости. Более 413 тысяч жителей Татарстана приняли участие во Всероссийском онлайн-голосовании по выбору общественных пространств для благоустройства, сообщает пресс-служба регионального.