Новости преподавание истории в школе

Вопросы преподавания истории в школах обсудили в Казани на Всероссийском совещании учителей истории и обществознания с участием министра просвещения Ольги Васильевой. Новый учебник основан на принципах исторического суверенитета, объективности исторического знания, преемственности истории и уважения к прошлому нашей страны.

Историки обсудили вопросы преподавания истории Второй мировой войны в школе и вузе

В протоколе заседания Коллегии отмечено, что утверждение проекта Концепции позволит существенно улучшить качество преподавания истории в общеобразовательных организациях. Вопросы преподавания истории в школе обсудят ученые, специалисты и преподаватели средних общеобразовательных учреждений 26 января в Государственной научной педагогической библиотеке им. К.Д. Ушинского в Москве. «Преподавание истории в школе» может включать в себя исследования, проведенные в области педагогики и исторической методики, а также анализ научных трудов и теоретические обзоры, касающиеся обучения истории в школе. С небольшим введением в проблематику конференции выступил заведующий кафедрой всеобщей истории, доктор исторических наук Владимир Земцов. В российских школах с 2024-2025 учебного года станут массово использовать новый учебник по истории с разделом про специальную военную операцию на.

Новости и события Российского исторического общества

В школе есть набор предметов, предельно допустимые нагрузки. Либо нужно будет при передаче дополнительных часов на историю сокращать часы по другим предметам. Люди рассуждают об этом по принципу, лишь бы сказать, продемонстрировать, что они озабочены проблемой», — сожалеет Кацва. RU Выпуск новых учебников — это большой процесс, сходятся специалисты. Книгоиздание занимает приблизительно год-два. Это время школьники будут учиться по старым материалам. Я знаю многие учебники по всеобщей истории, и они очень неплохие», — обнадежил Чубарьян.

Получить оперативно комментарий в Минпросвещения РФ не удалось. RU направило туда запрос. Ответ на момент публикации получен не был. Изменить подходы к преподаванию истории в школах хотят не только в профсообществе, но и в Госдуме. Так, 24 марта на заседании межведомственной комиссии по историческому просвещению под руководством экс-главы Минкульта РФ Владимира Мединского председатель комитета Госдумы по информполитике, информационным технологиям и связи Александр Хинштейн заявил, что в России необходимо ввести обязательный ЕГЭ по истории и увеличить количество часов преподавания этого предмета. Кроме того, участники этого заседания высказались по поводу важности трансформации исторического просвещения в школах и вузах.

Стремление властей объяснить современную историю заметно по прошедшим во всех регионах страны 3 марта урокам об освободительной миссии РФ на Украине. Детям рассказывали об истории отношений России и Украины, а также попытках «переписать историю» в государствах Европы.

Я сам с удовольствием его лекции слушаю. Дополнительный материал найти не проблема. Есть детские энциклопедии, популярные книги, лекции. Потому что часто бывает так — ребенок учится на три и четыре, не то чтобы проявляет большую заинтересованность. Приходит мама: «А ему дополнительно энциклопедии читать надо?

Пусть школьный курс усвоит. А вот когда усвоит — тогда да. Если ребенок хочет читать дополнительно — милости просим, никто не против, все только за. Но требовать, чтобы он что-то читал в ширину, не надо. Надо, чтобы он школьный курс в глубину освоил. Как история помогает не поддаваться манипуляциям — Как история учит не поддаваться манипуляциям? Испания, XVI век.

Страна, на которую обрушился огромный поток золота и серебра. Казалось бы, она должна чрезвычайно разбогатеть. Почему так получилось? Полилось золото рекой, все стало дорожать, пошли жалобы на дороговизну. В интересах местного дворянства таможенные пошлины не повышают, потому что дворянство — потребитель, а не производитель. Испанские ремесленные товары оказываются дорогими и неконкурентоспособными, испанцы предпочитают то, что производят англичане и голландцы. Ремесло в упадке.

Ребенок об этом узнает, а через какое-то время читает в соцсети про человека, который призывает увеличить эмиссию выпуск ценных бумаг, бумажных денег. И ему уже все предельно ясно. Другой пример — в 10-м классе мы изучаем далекую от современности прокламацию, которая называется «Барским крестьянам от их доброжелателей поклон» прокламация, созданная под непосредственным впечатлением от Манифеста 19 февраля 1861 года об отмене крепостного права. Смотрим, где в ней реальное описание события, где гипербола, где демагогия, к чему этот призыв приведет. Это и называется умением отличать факт от интерпретации. Реальность от ее оценки. Мы изучаем Древнюю Русь и сравниваем оценки историками такого одиозного персонажа, как Иван Калита.

И выясняем, насколько в истории можно оценивать политика с моральной точки зрения. Можно ли отделить оценку человека как политика от оценки его как человека… — Можно? Нужно научить школьника оценивать человека исходя из нравственных оценок его эпохи. Понимаете, если мы сегодня будем говорить о том, что Иван Грозный был нехороший, потому что он казнил… Ну, человек скажет: «Эпоха была такая». А если мы посмотрим на оценки его современниками, тогда окажется, что даже на фоне жестокой эпохи он выделяется. Когда мне говорят, что нужны не знания, а умения и навыки, я в ответ смеюсь, потому что без знаний никакие умения не формируются. Это тесно связанные процессы.

И вот почему я так раздражаюсь, слыша про компетентностный подход. Был такой страшный термин времен моей педагогической молодости: «ЗУНы» — знания, умения, навыки. Не надо нам никаких знаний, дело не в навыках, а в компетентности. Как можно оказаться компетентным, если не располагаешь знаниями? Это бред. Это ведет к тому полузнанию-четвертьзнанию, которое стало в значительной степени торжествовать. С другой стороны, еще одно надо учитывать.

Когда я учился, для того, чтобы получить некое знание, надо было пойти в библиотеку, заказать книгу, с этой книгой энное время провести в обнимку. Сегодня, чтобы получить это же знание, достаточно сделать три-четыре клика мышкой. Но, как это ни грустно, здесь есть обратно пропорциональная зависимость. Чем легче знание добывается, тем менее прочным оно оказывается. Единый учебник — это хорошо или плохо? И дело не в том, что мои учебники не вошли в этот перечень. Я понимал, что это невозможно.

На мой взгляд, это очевидная попытка формирования единой идеологии. Попытка, обреченная на неуспех. Вот уж где были единые учебники, так в Советском Союзе. И мне все время хочется спросить авторов идеи: «И чему это помогло? В нашей немаленькой стране — мы живем не в Люксембурге — есть школы очень разных типов и разные учащиеся контингенты. Пусть меня никто не обвинит в снобизме, но академическая гимназия в Петербурге и школа в рабочем поселке — это разные школы, в которых практически невозможно обучать детей по одним и тем же учебникам. Не говоря уже о том, что существуют разные учителя, у которых разные методики работы.

И соответственно, нужны разные типы учебников. Много лет назад генеральный директор издательства «Просвещение» Александр Михайлович Кондаков правильно сказал, что выбор учебника должен быть доверен школе. На мой взгляд, та унификация, которая уже проведена, когда есть три вертикали, но и вроде бы четвертая под редакцией Владимира Мединского, а все чаще идут разговоры про одну, мне кажется, что это хуже, чем преступление. Это ошибка. У него со мной были явные идеологические расхождения. Он был скорее прокоммунистически настроен. Как в такой ситуации быть?

Этот папа не дожил до эпохи единых учебников, погиб трагически. Но если бы дожил, наверное, был бы сторонником единого государственного учебника. Я ему сказал, что есть три выхода. Выход первый простой: смириться и терпеть. Выход второй: поискать школу и учителя, которые будут больше устраивать. Выход третий: собрать родительское собрание и выяснить, что хочет большинство. И поменять учителя, если большинство на это согласно.

Но добиться, чтобы все учителя дудели в одну дуду, даже при едином учебнике — это труднореализуемая задача. Все-таки учитель, войдя в класс, закрывает за собой дверь. С кем-то может, с кем-то не может. Вопрос, в какой форме будет эта полемика. Например, систематически перебивать учителя с места, наверное, не может. Это вызовет крайнее раздражение. И ничего, кроме конфликта, не последует за этим.

Если это вежливая, корректная форма полемики через поднятую руку — то опять же зависит от разума учителя. У меня был ученик, который просто не давал мне слова сказать. Я на него в конце концов стал рявкать. Потому что знаний нет, а желание быть в каждой бочке затычкой есть. Это тоже невозможно. Понимаете, все-таки надо твердо понимать, что в учебном процессе учитель и ученик заведомо не равны друг другу. Утверждение, что они равны, это нонсенс, потому что носитель знания только один из них.

Моя бабушка закончила школу в селе Илек на Урале, была довольно обычной отличницей. Она поступила на филфак МГУ и стала одной из самых сильных студенток своего потока. Это был 1945 год. Меньше, чем в 1975 году, не говоря уже про сегодняшний день. Все учили одинаково, все были одинаково бедны, и в основе всего преподавания лежал краткий курс истории ВКП б , который полагалось заучивать наизусть. Сегодня другая ситуация, и от контингента учеников зависит очень многое. Дело не в том, какая это школа — маленькая или большая, элитная или обычная.

В интеллигентном районе Москвы или Петербурга и в заводском поселке преподавать одинаково будет невозможно, потому что способность восприятия детей разная. Литература и история — стоит ли проводить параллели? Литература XIX века традиционно растягивается на два года, а то и больше. Пушкин, Лермонтов и Гоголь должны быть пройдены в 9-м классе, а начинается он со «Слова о полку Игореве», Толстой и Достоевский — это конец 10-го класса, туда же должен попасть Чехов. На практике Гоголь переносится в 10-й класс, Чехов уплывает в 11-й. У историков на весь XIX век год. И это 9-й класс.

История должна опережать литературу. Но так бывает не всегда, историки тоже отстают от программы. Одним словом, синхронизировать предметы полностью практически невозможно. И, конечно, возникают проблемы. Бывали ситуации, когда мы шли впереди, а учитель истории искусств отставала от нас. В этом году возникла обратная ситуация. Правда, не на предмете, а на спецкурсе.

Оказалось, она проходит темы, до которых мы еще не дотянулись. Уроки истории и патриотизм — Сегодня много говорят о том, что история должна учить патриотизму, учить любить свою страну. Наука должна учить неким азам научного подхода, наука должна учить критическому подходу. Патриотизм должна формировать не школа, а общество. Я всегда привожу один и тот же пример. Конец 80-х, время тотального дефицита. Ко мне приходит выпускник, который три года назад окончил школу.

Он едет в гости к бабушке, в окрестности Токио. И спрашивает: «Леонид Александрович, а что вам привезти из Японии? Я говорю: «Не знаю, привези кассеты какие-нибудь». И тут у него на лице возникает змеиная улыбка: «А какие? Я называю две первые фирмы, которые мне пришли в голову. И у него улыбка становится еще более змеиной: «А я не смогу этого сделать». С этого момента я твердо понял, что такое патриотическое воспитание.

Наши граждане а точнее — гражданки готовы были по шесть часов стоять в очереди, толкаться локтями, чтобы купить югославские сапоги, а уж если австрийские — то это просто верх желаний. Прямо скажем, патриотического воспитания тут немного. Но кто виноват? Отечественная промышленность. Потому что отечественные сапоги были такие, что на них взглянуть нельзя было без слез. Нюта Федермессер создала систему хосписов. И сделала для патриотического воспитания больше, чем все разработчики соответствующих программ.

Многие разделы почти полностью переписали, включая главы о Великой Отечественной войне. Также в книге рассказывают о современных политических событиях, включая присоединение Крыма и спецоперацию. Наши коллеги из MSK1. RU решили разобраться, что поменяется с приходом нового учебника. Они рассказывают, как политики объяснили это решение, какие именно разделы решили переписать и что думают эксперты о появлении государственного пособия.

Последняя глава учебника называется «Россия сегодня. Специальная военная операция». Детальный обзор современной истории авторы учебника дают в 17 параграфах. Зачем это нужно Идея единого учебника вначале вызывала много споров: люди боялись, что программа потеряет свою вариативность, однако в конечном итоге число плюсов перевесило количество минусов, заявила MSK1. Мы перешли на единую образовательную программу по всем предметам во всех школах.

Каждая школа теперь вправе выбирать два предмета, которые она будет вести на углубленном уровне.

Стало известно, что содержание разделов, посвященных каждому периоду отечественной истории, содержит «концептуально-проблемный взгляд на Россию» в это время. Хотя в центре всегда Россия и ее интересы, через призму изучения культурного обмена, внешнеполитических связей добавлены эпизоды всеобщей истории. Особое внимание уделено истории стран Востока. Экспертами и министерством также рекомендован краеведческий подход: больше истории региона, в котором расположен университет. Фото: pexels. Министр считает, что именно история является той областью знаний, которая создает преемственность поколений, влияет на нравственные ценности. И становление личности происходит не только в школе, но и во время обучения в университетах. Процесс неразрывный, поэтому Министерство науки и высшего образования сейчас работает в сотрудничестве с Министерством просвещения и Росмолодежью для того, чтобы создать единую концепцию преподавания истории от начальной школы до окончания вуза. В целом же концепция предполагает обновленный курс истории, охватывающий период с появления первых людей на территории России до 2022 года.

Между тем продолжается бурное обсуждение будущих учебников истории для школ. Так вот, я скажу, это хороший учебник.

В Минпросвещения рассказали, какие именно правки внесут в учебник истории

О проблемах преподавания истории в школе - 9 Августа 2022 - "Агинская правда" 17 тысяч российских школ и колледжей присоединились к Международной акции «Диктант Победы», сообщил Министр просвещения РФ, член оргкомитета «Наша Победа» Сергей Кравцов.
О проблемах преподавания истории в школе - 9 Августа 2022 - "Агинская правда" Доктор исторических наук подчеркнул, что он сторонник преподавания литературы и истории с первого класса, потому что при грамотном подходе это позволит вызвать интерес у детей к самостоятельному изучению в будущем.
Путин призвал внимательнее выстраивать преподавание истории России в школах и вузах Образование - 9 августа 2023 - Новости Екатеринбурга -

Преподавание истории в школе

Десятого октября Российское историческое общество разработало проект преподавания истории для неисторических факультетов от древнерусского государства до расширения НАТО. И все же новый учебник истории следует признать важной вехой в борьбе за суверенное гуманитарное образование и науку. В ноябре прошлого года французский президент Эммануэль Макрон выдвинул идею создать проект, observoutuar (по-французски), посвященный совершенствованию преподавания истории в средней школе. Новые курсы и учебники, введение «Истории религий» — как еще изменится преподавание истории в школах и вузах? Спикер Совфеда Валентина Матвиенко предложила подумать об увеличении количества часов уроков истории в школах на фоне событий на Украине. профилированию с присвоением квалификации «учитель истории»?

В школах вводится новый курс «Россия — моя история» для старших классов

Министерство просвещения России утвердило увеличение числа уроков истории в 5-8-х классах с двух до трех в неделю с 1 сентября 2025 года. На них обсудили методики преподавания истории в школе, историю родного края и популяризацию исторического знания. Школьный курс истории представляет собой микст из истории как беспристрастной науки и исторической памяти как пристрастного «воспитательного нарратива».

Количество часов на преподавание истории в основной школе планируется увеличить

Что еще известно: В конце марта помощник президента России Владимир Мединский предложил ввести в российских школах обязательную утреннюю молитву. Он заявил, что подобная система существует уже 150 лет в США — там занятия ежедневно начинаются с обязательной «короткой молитвы во славу Америки, ее символов и флага». Позднее пресс-секретарь президента России Дмитрий Песков назвал «личной позицией» идею Мединского о воспевании флага в российских школах и заявил, что она не связана с официальными решениями Кремля.

Ваш институт издает брошюры-приложения к учебникам в помощь учителям по трудным вопросам истории.

Как двигается работа? Александр Чубарьян: Мы издали уже 25 брошюр. Все они публикуются на сайте института.

Последняя - по истории Второй мировой войны с расширенной частью о Нюрнбергском процессе. По просьбе учителей будем делать отдельную книжечку по оценке всего советского периода. Это связано и с тем, что в науке есть разные точки зрения на это время.

Еще одна задача - подготовить рекомендации по истории после 90-го года. Не менее сложно, рассказывая о Второй мировой и Великой Отечественной, признать советским преступлением Катынь... Александр Чубарьян: Достоинство культурно-исторического стандарта состоит в том, что это не вердикт, он не обязывает учителя придерживаться одной только возможной оценки.

Что касается Катыни, то расстрел польских пленных подтвержден документами. А не пора ли делать брошюру по "Нормандской теории". Недавно один из академиков обозвал ее антипатриотической и потребовал пересмотреть в пользу теории Фоменко.

Александр Чубарьян: Я думал, что споры на эту тему давно закончены. Ан нет. Но историки знают: пришедшие на территорию нынешней России варяги во главе с Рюриком ассимилировались с местным населением, которое достигло к тому времени уже определенного уровня экономики и культуры.

Государство сформировалось на основе этой ассимиляции. Недаром Рюрик назвал его Русью, а не Скандинавией.

Также в обсуждении приняли участие представители министерства науки и высшего образования России и правительства Ростовской области. Как рассказала ректор ЮФУ Инна Шевченко, обновленные по содержанию учебники истории уже находятся в разработке. Они будут представлены в традиционном и электронном формате. И только когда мы получим обратную связь от историков, которые начинают преподавать обновлённый курс с сентября, мы продолжим работу», — рассказал начальник отдела Департамента информационной политики и комплексной безопасности Минобрнауки РФ Андрей Фризен. Он добавил, что для работы над модификацией преподавания истории в школах и вузах создано четыре рабочие группы экспертного совета.

Об этом заявил глава государства Владимир Путин на встрече с историками и религиозными деятелями в День народного единства. И в этом её особенность.

Это действительно уникальная цивилизация и уникальная культура.

Похожие новости:

Оцените статью
Добавить комментарий