В поэме «Шахнаме» начало празднования навруза связывается с началом царствования Шаха Джамшида (отсюда часто употребляемое название праздника среди заратуштрийцев — «Джамшиди Навруз» и традиция коронации Шахов в этот праздник). Сегодня больше узнала об истории возникновения праздника Навруз, очень интересно! один из древнейших праздников на Земле, главный праздник весны - ежегодно во всем мире отмечают представители тюрских и иранских народов. Факт празднования Новруза в древности нашел свое отражение и в лучших образцах литературы Востока.
Новруз байрам: что это за праздник?
Праздник Навруз считается семейным праздником, однако в этот день принято принимать гостей и самим ходить в гости. является одним из самых главных и любимых праздников в Азербайджане. Навруз считается одним из праздников с историей более трёх тысяч лет и самым древним национальным праздником в мире. Навруз-праздник весеннего равноденствия, возрождения природы, начала сельскохозяйственных и садоводческих работ. Праздник Навруз считается семейным праздником, однако в этот день принято принимать гостей и самим ходить в гости.
Навруз: история праздника и когда всё началось
Сам процесс приготовления суманака — традиция, воспитывающая чувство взаимопомощи и единства, ведь его нужно непрерывно мешать в течение суток, очищаясь от недобрых мыслей. Поэтому все 24 часа родственники и соседи сменяют друг друга у котла. В целом традиции празднования Навруза в каждой стране разные, но их объединяют многие особенности. Например, перед торжеством готовят символический огонь и воду. Хозяйки очищают дом перед приходом «нового дня», но главное — празднующие очищают свои мысли, прощают обиды, раздают долги, чтобы войти встретить сезон обновленными.
День весеннего равноденствия — когда и что это такое?
Отрадно, что сегодня этот древний традиционный праздник наших народов широко и с особой теплотой отмечается многими в мировом сообществе. Как известно, по инициативе стран ареала Навруз, 21 марта 2010 года Организация Объединенных Наций приняла Резолюцию об объявлении Навруза Международным праздником. Следует отметить, что Признание Организацией Объединенных Наций Навруза в качестве Международного праздника свидетельствует о том, что жители планеты чтят этот поистине культурный и гуманистический праздник, как символ красоты и пробуждения природы.
Как отмечают ученые в литературных и исторических источниках Празднование Навруза во время правления Саманидов сопровожладось фанфарами. Ведущие поэты, такие как Рудаки, Фирдоуси, Дакики, с любовью отзывались о Наврузе изображая словами прекрасную картину весны. С наступлением весны дети объявляют о приходе Навруза другим, совершая радостную церемонию дарения цветов. За одну-две недели до Навруза они собираются группами, идут в горы и хребты собирать весенние цветы, такие как подснежники и желтые цветы, ходят из дома в дом, распевая и объявляя о приходе Навруза. Хозяева берут цветы и раздают детям разные сладости, изюм и орехи.
Онлайн-трансляция эфирного потока в сети интернет без согласования строго запрещена. Вы можете разместить у себя на сайте или в социальных сетях плеер Первого канала. Для этого нажмите на кнопку «Поделиться» в верхнем правом углу плеера и скопируйте код для вставки.
Таким важным днем для людей, проживающих в мусульманских странах является праздник Навруз Байрам. Этот день они считают особенным, поэтому стараются сделать все, чтобы он прошел максимально позитивно и душевно. О том, что такое Навруз Байрам и как его правильно проводить мы и расскажем в нашей статье.
Этот день не имеет отношение к религии, его связывают с традициями народов. Эксперты определили, что празднику более 3000 лет, его родиной принято считать Хорасан, который является исторической областью Центральной Азии. Происхождение мероприятия связанно с отмечанием весной начала нового года. Эта традиция встречалась у народов, которые занимались земледелием. Целью обряда является виртуальное очищение себя, мира. Необходимо отметить, что некоторые богословы, которые приняли ислам, относятся к мероприятию критически.
Причиной этого являются нормы праздника, которые сохранили домусульманское верование. Через год в ООН торжество признано международным. В этот день символом новой жизни становится пшеница и чечевица, ростки которых должны быть не менее 5 см. Для этого люди за пару недель до торжества высевают крупу. Праздничный стол на праздник должен ломиться от изобилия угощений. Существует поверье, что в ночь на праздник, все члены семьи должны быть дома, так как если не выполнить это требование, им придется на протяжении семи лет скитаться в чужих краях.
Навруз - история и традиции праздника
Навруз с развеселой Масленицей и Иваном Купалой во многом схожи даже по форме и содержанию празднеств. Отмечали еще до нашей эры Как пишет известный исламский историк религии Мухаммад Алимчулов, Навруз, символизирующий начало весны и Нового года , отмечается в начале второй декады марта, в период весеннего равноденствия. В переводе с персидского слово означает «новый день». С веками отголоски языческих верований не утихли, и во многих странах, расположенных на месте бывшей Ахаменидской Империи, ислам продолжает сочетаться с языческими верованиями. Религиозные иерархи и правители государств относятся к этому симбиозу по-разному, но истовые мусульмане — одинаково неодобрительно. Что это за праздник У зороастрийцев культивировалось многобожие, они поклонялись собственно Заратустре, Ормузду «Богу Мудрому» , верили в Ашу изначальный вселенский Закон добра и гармонии и Дружду антитезу Аши. Исповедовали культ огня в Навруз полагалось перепрыгивать через костры, считалось, что огонь очищает от грехов. Распитие спиртного у зороастрийцев в этот праздник также было заведено.
Само слово «Навруз» с персидского языка переводится как «новый день». В Иране празднование длится обычно 13 дней, из которых первые 5 дней посвящены встрече Навруза и посещению родных и друзей. Девятый день известен как Шахръяран-Навруз шахский Навруз , а тринадцатый день как Сиздах-бе-дар перс. В Азербайджане в последние годы также целая неделя объявляется праздничной и нерабочей. Здесь есть такая традиция: нужно зажечь костёр, который называют «тонгал», и семь раз прыгнуть через него. В 2010 году Навруз отмечался в таджикском городе Дангара , в 2011 году в иранской столице Тегеране , в 2013 году в туркменском Ашхабаде [13]. Мечеть Хазрата Абдул-Азима, Тегеран , 2018 г. Праздничное оформление в Душанбе. Навруз имеет древнейшую историю. В поэме « Шахнаме » перс. Слово «Навруз» впервые появилось в персидских источниках во втором веке новой эры , однако само событие отмечалось уже во времена династии Ахеменидов примерно в 550—330 гг. В эти дни правители провинций Персидской империи приносили дары шахиншаху [14]. Назвали тот радостный день Новым днём. То день был Ормазд, месяц был — Фарвардин. Забыв о заботах, не помня кручин, Под говор струны, за ковшами вина, Вся знать пировала, веселья полна. И люди тот праздник святой сберегли, Как память о древних владыках земли. Согласно иранской мифологии, в этот день был похоронен герой Сиявуш , убитый туранцем Афрасиабом. Эта легенда упоминается в Авесте [15]. Более подробно она описана в «Шах-намэ» Фирдоуси. В день Навруза древние индоарии поклонялись так называемым «фраваши» — духам усопших предков. Этот обычай позднее был заимствован зороастризмом, который стал официальной религией Ирана. Один из семи основных праздников зороастрийцев «совпадал с концом зимы и преддверием весны и переходил в праздник поминания душ предков Навруз. Он приходился на ночь накануне весеннего равноденствия» [17]. Курды в Стамбуле празднуют Навруз, 2006 г. Британская учёная М. Бойс отмечала, что, помимо всего этого, в зороастризме этот праздник был посвящён непосредственно огню, который древние зороастрийцы считали жизненной силой и поклонялись ему. Этот праздник возвещает наступление ахуровского времени года — лета — и отмечает ежегодное поражение Злого Духа. По зороастрийским обычаям, в полдень Нового дня приветствовали возвращение из-под земли полуденного духа Рапитвина , несущего тепло и свет. Посвящение этого праздника огню в более поздней зороастрийской традиции несомненно.
Знающие люди говорили, что в «рузи умед» каждый, кто, прежде чем заговорит, попробует мед и натрет свое тело маслом, в течение года будет спасен от всех бед и несчастий. В персидских книгах о Наврузе и его праздновании написано очень много рассказов и повествований. Когда Джамшид постиг этот день, он назвал его Наврузом и ввел в обычай праздник. Цари и другие люди последовали ему. Рассказывают, что когда царь Ирана Кайумарс Первый стал царем, он решил дать названия дням года и месяца и установить летосчисление, чтобы люди знали это. Он установил тот день, когда утром солнце входит в первую минуту «созвездия Овна, собрал мубадов Ирана и приказал начать летосчисление с этого момента. Мубады собрались и установили летосчисление с этого момента», - пишет великий Омар Хайям в книге «Навруз-наме». Разнообразная информация о Наврузе в персидских источниках в большинстве случаев связана с традициями, обычаями, культурой иранских народов. Согласно одному из известных повествований «Истории Табари», переведенной в X веке на фарси Абуали Балами, о царствовании Джамшеда написано: «…затем он собрал ученых и спросил у них: «Отчего столько времени я царствую и почему? Ему ответили: «От того, что ты был справедливым и добрым по отношению к народу». Затем он захотел расширить границы своей доброты и сказал ученым: «Когда я соберу всех угнетенных и сяду с ними, и вы приходите ко мне. Справедливостью и добром одарю я всех нуждающихся в этом. Я сделаю все, что вы хотите». И день, когда он вышел к народу искупить свои грехи и покаяться, был первым днем месяца Фарвардин.
Злаки символизируют новогодние благословения и здоровую пищу природы. Во время Навруза борцы соревнуются в борьбе, верховой езде и в беге. О Наврузе написано много песен и стихов, в которых отражены радость и счастье, уважение к природе, нравственные и социальные ценности. В народе говорят, что «Хорошая весна - хороший год». Пусть благо и обилие весны дарят жизни каждого жителя нашей планеты свежие тона и смысл, дастархан каждой семьи наполнится изобилием. Пусть этот чудесный праздник принесет в каждый дом достаток и счастье! С днем весеннего равноденствия, с прекрасным праздником обновления-Навруз!
Мусульманский Новый год: когда отмечается Навруз, значение и традиции праздника
Праздник Навруз включает в себя много различных традиций и ритуалов. В Год национальных культур и традиций — Навруз в Татарстане отмечался по особенному тепло. История праздника в прошлом и его продолжение в настоящем в репортаже журналиста ТНВ Диляры Юсуповой. праздник, что сегодня отмечают в ряде стран Малой и Средней Азии. Изначально Навруз — зороастрийский праздник, не имевший отношения к исламской традиции. История весеннего праздника Навруз (Новруз) – самого древнего на планете[Электронный ресурс]. История и суть праздника Наурыз admin Костанайские новостиКазахстанг.
Навруз шагает по планете. Об истории праздника и его необычных традициях
В Узбекистане отмечают один из самых любимых праздников – Навруз. Навруз считается одним из праздников с историей более трёх тысяч лет и самым древним национальным праздником в мире. В новом видео Научно-учебной лаборатории исследований современного Ирана стажёр-исследователь НУЛ Мария Кайгородова рассказала, как появился праздник Новруза, как изменялось значение и признание праздника от зороастризма до наших дней, как отмечают. История праздника уходит корнями в дописьменную эпоху, а официальный статус он приобрел только в Ахеменидской империи, как религиозный праздник зороастризма. Стоит отметить, что праздник Наурыз является событием доисламского периода и он не имеет к исламу никакого отношения. "Наурыз мейрамы", в соответствии с которым 22 марта был объявлен праздничным днем.
Навруз 2023: дата, история, где и как отмечают праздник
Навруз - 2022: история и традиции праздника 28 ноября 2014, 11:29 Старейший источник, где упомянуто празднование Навруза — это священная книга зороастризма "Авеста". Согласно учению "Авесты", люди должны каждую весну отмечать появление жизни на земле, которая зарождалась "в шести видах" небо, вода, земля, растения, животные и человек. За свою тысячелетнюю историю праздник Навруз стал символом возрождения и обновления природы и общества, духовного очищения и самосовершенствования человека, Данный светлый благословенный праздник олицетворяет благополучие, единство, братство и взаимную поддержку, все те непреходящие культурно-исторические ценности, объединяющие народы. Это великое наследие, доставшееся нам от общих предков, мы должны беречь и развивать его. Период празднования Навруз во все времена сопровождался упрочением человеческих и семейных отношений, уз дружбы и добрососедства, проявлением особенного гостеприимства между соседями. Согласно ему, год начинался весной 20 или 21 марта, когда продолжительность дня уравнивается с ночью и весна окончательно вступает в свои права.
Через жертвоприношение решалось основное противоречие: противоречие жизни и смерти. Праздник равноденствия - Новруз -праздник возрастающего света, отмечался весной. Осуществлялся он во благо того, чтобы Солнце могло беспрепятственно преодолеть опасный пороговый участок Вселенной, разделяющий темное прошлое и светлое будущее. В ритуалах же Новруза актуализировалось настоящее, причем в этом настоящем сливались и прошлое и будущее. Именно с начала и на протяжении всего I тыс. Особую значимость в связи с рассматриваемой идеей «Новру-за» приобретает то, что тексты древнетюркской наскальной письменности непосредственно соотносятся с погребальной обрядностью и своим содержанием манифестируют жертвенность данной смерти через перечень недополученных при жизни благ в результате борьбы за счастье народа тюркского эля. Археологических артефактов, которые являются носителем информации о различных сферах духовной деятельности населения Же- тысу, достаточно.
Комплекс предметов, распространенный на городищах Шуйской и Таласской долин и датируемый широко "У1-ХП вв. Этот комплекс состоит из дастарханов, подставок и крышек для кухонных котлов, светильников, а также оссуариев-костехранилищ Бернштам А. Появление и функционирование урбанизированных обществ на территории юга и юга-востока Казахстана в раннем средневековье объясняется наличием здесь антропоморфных, зооморфных и других предметов зороастрийских культов согдийско-иранских этносов. В 50-х гг. Бернштамом была выдвинута идея симбиоза тюркской и согдийской культур, однопорядковости представлений о мире, выработанных этими этносами, что и обусловило жизнеспособность идей зороастризма на новой тюркской почве. Однако детальное рассмотрение артефактов как тюркской, так и согдийской культур свидетельствует о различных позициях в их миропонимании. К характеристике комплекса дастарханов, скульптурных подставок под котлы, светильников и т.
Рассматривая изображения на дастарханах в плане ритуала, носителями которых являлись племена с идеологическими представлениями круга Авесты, а в целом индоиранской культуры и ее памятника - Ригведы, следует остановиться на цифровой характеристике пространства и в связи с этим атрибуцией последнего. В Ригведе, в ман-дале, описывающей жертвоприношение человека - Пуруши, присутствует цифровая характеристика события: «Вокруг него положили семь поленьев, трижды семь поленьев было приготовлено, когда боги, совершая жертвоприношение, связали Пурушу как жертвенное животное». При ритуале ашвамедха, то есть принесения в жертву коня, устанавливался 21 жертвенный столб семь по три. Архаичность этого сюжета подтверждается античной мифопоэтической традицией в текстах о ритуальном убийстве Загрея-Диониса. Здесь также это событие маркируется числом семь: Загрей и Дионис растерзаны на семь частей Лосев А. Расчленение, разделение жертвы на определенное число частей, вербальное перечисление этих частей Елиза-ренкова Т. Попытки реанимации в раннем средневековье согдийцами-им-мигрантами древних культов, прижившихся в зороастрийских верованиях, связанных с новогодними ритуалами периода нахождения Солнца в дни весеннего равноденствия в созвездии Быка, не привели к действенным результатам и были окончательно утрачены.
Новые волны кочевников тюрков в VI-X вв. Они владели Новым Новрузом и знали, в отличие от со-гдийцев, что прошел не только час Быка, но и Овна и уже более 500 лет длится эра Рыбы, такой же подвижной, как и они сами. И не случайно на каменных изваяниях тюрков, на поясах, пряжках и других предметах поясной фурнитуры, пластинах для лука и упряжи лошади царствует Рыба. На обширных территориях тюркской культуры I тыс. Две идеологии и культуры Старого и Нового Новруза столкнулись в пределах городов Жетысу, при этом без каких-либо попыток к симбиозу. В результате монументальные постройки согдийцев -замки и другие здания, утратившие свое идеологическое главенство, оказались заброшенными. На их развалинах, как на платформах, были возведены тюркские, хотя и не столь идеальные в плане строительной техники, но свои, отвечающие новым веяниям открытости, контактам со всем миром и многоязычию.
Вместе со всеми инновациями обрел новый облик и Новруз. Из плана содержания он переходит в план выражения, приобретает научное обоснование. И не случайно Юсуф Баласагунский в своей поэме «Кутадгу билиг», то есть «Счастливое знание», описывает Новруз как появление Солнца в созвездии Рыбы. В то же время само описание этого праздника в поэме символизирует как начало года, так и начало книги, описывающей Вселенную как огромный, населенный многочисленным народом город. Однако уже у Ю. Баласагунского появляются первые грозные признаки представлений об апокалипсисе и конце времен, которые звучат в конце книги, что уравновешивает весеннее и осеннее равноденствие, примиряет жизнь со смертью. Это был веселый праздник, отмечавшийся в дни весеннего равноденствия.
По преданию, Науруз понравился Пророку Мухаммеду, и первые арабские халифы широко распространили этот праздник в халифате, отмечая его очень пышно Лобачева Н. Науруз относится к празднествам, сложившимся на основе культа умирающего и возвращающегося божества. Причастность Науруза к аграрному культу выражалась в таком ритуальном действии, как шествие с цветами - «праздник красной розы», связанный с древнейшим культом умирающего бога, кровь которого якобы появляется ежегодно в кроваво-красных лепестках розы. Обряд восходит к первобытным мастерам, связанным с почитанием умирающего и воскресающего божества природы. Согласно материалам Р. Каримовой, в этот праздничный день на дастархан ставили семь яств, названия которых должны были начинаться на букву «Ш» арабский шин , а праздничное блюдо называлось «семь шинов»: шарап - виноградный сироп, шир - молоко, ширин - варенье из сока тутовника, шикяр - сахар, шербет - фруктовые напитки, шам - благовонная свечка, шона - расческа. Эти составные части убранства стола символизировали различные природные явления: шарап - пробуждение, шам - красоту Абусеитова М.
Науруз с самого начала был народным праздником, днем пробуждения весны и началом земледельческих работ, о чем свидетельствуют сообщения древних авторов. Как пишет Омар Хайям 1965, с. Один из древнейших обрядов, отражающий архаичные черты праздничных обрядов, заключен в изготовлении посуды накануне Науруза. Эта традиция восходит к авестийским временам, хорошо описана письменными источниками и сохранилась до наших дней как пережиток среди земледельцев, частью которых являлись в средние века и тюрки, и казахи в Южном Казахстане и Жетысу. Вот так описывает этот своеобразный обряд этнограф Е. Пещерова приведенный в публикации Е. Кузьминой 1986, с.
Каждая женщина делает по нескольку сосудов для своей семьи. Их обновят на новый год - Науруз - главный праздник возрождения природы, который исправляется в день весеннего равноденствия.
Важно подчеркнуть, что Наурыз не является языческим праздником, поскольку в этот день не проводили жертвоприношения и прочие обряды. Это всегда был праздник созидания, у тюрков даже была традиция — высаживать в день торжества деревья. Стоит отметить, что приход весны встречают не только на территории тюркских стран, но и во всем мире. К примеру, на севере Индии отмечают праздник Лори — дату окончания зимы, в Исландии — Сумарсдак, день прихода лета, в Израиле — Ту би-шват, конец проливных дождей, в Англии — Имболк, пробуждение Земли и Солнца. Даже на территории современной России отмечали древний языческий праздник — Комоедица, который был символом победы весны над суровой зимой. После прихода православия Комоедицу сменила Масленица В большинстве культур с приходом весны дань уважения отдают Солнцу. К примеру, в Мексике равноденствие встречают у пирамиды Солнца.
Ежегодно участники торжества, надев бело-красные повязки на головы, поднимаются на пирамиду и поклоняются Солнцу, которое вступает в законные права. А вот самый долгий праздник весны отмечают в Японии. Он связан с цветением сакуры деревья вишни или сливы. В дни цветения японцы собираются в парках и любуются розовыми цветами, которые по воли ветра кружатся в нежном танце.
Это древний обряд встречи Нового года, обряд обновления природы, который ассоциируется с весной, он известен у многих восточных народов. В Дагестане он называется по-разному: лезгины называют его «Яран Сувар», табасаранцы — «Эбелцан», «Эверчин», агулы — «Хидин уш» «Весенняя ночь» , лакцы — «Интнил хьхьу» «Ночь весны» , кумыки — «Гъазза новруз», «Шатман-байрам», аварцы — «Их чIараб къо» «День весны» , ногайцы, азербайжданцы — «Навруз», рутульцы — «Эр», цахуры — «Юхханинйегъ», даргинцы — «ХIебла бери» «Весенний день» , таты — «Шегьмевасал» «Весеннее пламя». Несмотря на разницу в названиях, этот праздник у всех народов символизирует начало весны, пробуждение природы, смену времен года. Древний праздник весны «Новруз-байрам» является общенародным, знаменательным и самым красивым праздником азербайджанцев. Он связан с весной, обновлением природы, наступлением теплых дней и началом сельскохозяйственных работ.
Значимость этого периода для жизни людей с древнейших времен породила множество обычаев и обрядов, связанных с магией, культом природы и плодородия, верованиями, в воскрешающуюся природу. С помощью песнопений желали помочь себе в труде, вызвать в свою пользу воображаемые сверхъестественные силы природы. Песенные заклинания смыкались с магией, предохраняющей от враждебных сил, а также с магией, которая, по мнению людей, способствует достижению материального достатка и удачи в делах.