Причина плохого почерка кроется в нескольких пунктах, о которых мы с вами и поговорим в этой статье.
Как курица лапой: нейропсихолог рассказала, связан ли плохой почерк с гениальностью
Немудрено, что в условиях постоянной спешки человек начинает писать менее разборчиво. А еще постоянная спешка. Второй — это «безразличие» и профессиональное выгорание. Работа сотрудников медицины очень сложная и напряженная с первую очередь с эмоциональной точки зрения. Постоянная работа с людьми и высочайший уровень ответственности без надлежащего отдыха быстро истощают психологически силы человека. Кроме того, «безразличие» — это еще и инструмент психологической защиты организма. Человек, который постоянно пропускает все через себя в том числе проблемы окружающих выгорает еще быстрее. Компьютеризация решит проблему почерка.
Впрочем, уже совсем скоро проблемы плохого почерка врачей канут в небытие. Все благодаря тому, что в мире и на родных просторах набирают все большую популярность электронные карточки.
Существует еще одно, даже более загадочное и менее правдоподобное направление альтернативной медицины: графотерапия. Его приверженцы утверждают, что раз почерк демонстрирует изменения в здоровье человека, значит, должна существовать и обратная связь: меняя почерк, можно лечить болезни. Это утверждение научно не доказано, а значит графотерапию считать работающим методом нельзя. О чем действительно может рассказать почерк? Терапевтам — о повышенном артериальном давлении По данным наблюдений, при повышенном артериальном давлении сила нажима на перо становится неравномерной.
В результате текст выглядит то слабо, то жирно написанным. Психиатрам и неврологам — о болезнях мозга Как говорят специалисты, «если глаза — это окно души, то почерк — это окно в мозг». Многие нейродегенеративные заболевания и состояния головного мозга так или иначе оказывают воздействие на почерк. Например, еще в 2009 году было доказано, что подростки-аутисты очень плохо пишут по сравнению со своими сверстниками. Для их почерка характерно отсутствие плавности и повышенная нестабильность скорости письма и размеров букв по сравнению с обычными детьми. Другие ученые из Израиля разработали электронную систему анализа почерка для диагностики некоторых заболеваний нервной системы: болезни Паркинсона на ранних стадиях, а также синдрома дефицита внимания и гиперактивности СДВГ у детей. Оказалось, что у пациентов с болезнью Паркинсона, даже при отсутствии других симптомов тремор, нарушение координации , время, скорость письма, лишние движения рукой, расстояние между буквами, сила нажатия на бумагу и ряд других параметров отличались от аналогичных характеристик других пациентов. Некоторые параметры, в целом складывающиеся в «судорожность» письма, присутствуют обычно и у детей с СДВГ.
Результаты впечатляют. Но сейчас автоматизм нарабатывает так как если пишет в тетради с широкими линейками, то буквы разной высоты получаются. У нейропсихолога были - сказали, что нам коррекция не требуется, поэтому и пошли на курсы. В прошлом году в ТЛК Васильева нашему товарищу очень помогла как нейропсихолог, у него и почерк стал лучше.
Например, тревожные расстройства и депрессии проявляются в надломах, неровностях, резких остановках движения руки. При шизофрении отмечается резкая смена размера и наклона букв. Если вы подозреваете у себя или близких серьезные психические отклонения - необходимо обратиться к врачу-психиатру. Заниженная самооценка Людей с заниженной самооценкой тоже можно "вычислить" по их почерку. Им свойственно: чрезмерное увеличение размера букв обилие закорючек и завитушек Таким образом человек пытается как бы "раздуть" свою значимость, придать себе больший вес. Для повышения самооценки полезно чаще хвалить себя, говорить слова одобрения, заниматься любимым делом, общаться с позитивными людьми. Неправильная посадка и техника письма Причиной плохого почерка могут быть элементарные нарушения в посадке при письме или неправильный захват ручки. Рассмотрим типичные ошибки: Наклон головы вперед или назад Вытянутая шея Сильный наклон тетради Неудобное положение руки Все это приводит к быстрой утомляемости мышц, что отражается на качестве письма.
Плохой почерк у ребенка — это проблема? Зачем учиться писать красиво?
Сравнивая почерк пациента и здоровых людей, мы видим не только индивидуальные особенности, присущие конкретному человеку, но и некоторые признаки, указывающие на вероятность ряда неврологических заболеваний. Как и при дислексии, человек испытывает трудности со словами и текстом — но на этот раз при письме. Среди возможных причин плохого почерка может быть дисграфия и синдром двигательной расторможенности.
Почему у человека может быть плохой почерк
Плохой почерк идеально подходит учащимся, которые стремятся письменно выразить своё пренебрежение учителям и хотят в очередной раз позлить педагогов. В этом случае плохой почерк будет говорить: «Я вас всех не уважаю и мне плевать, как вы будете разбирать мою писанину. Мне за это ничего не будет, а вам за проверку моих тетрадок деньги плотют». Плохой почерк незаменим, когда требуется максимально засекретить тайны от иностранных шпионов, и даже свести сотрудников плаща и кинжала с ума.
Таковым может стать разрешение не записывать материал урока полностью. Родителям на этот случай придется купить диктофон, чтобы ребенок не отставал. Профилактика Никто не застрахован от родовой травмы или кислородного голодания. Однако степень развитости высших психических функций ребенка во многом зависит от стараний родителей. Первые меры принимаются задолго до того, как малыш начнет писать: развитие мелкой моторики; отработка навыков пространственного мышления; расширение словарного запаса. Крайне важно общение. Гаджеты не заменят малышу живого разговора.
Совместное времяпрепровождение за словесными играми, чтением или интересными историями лучше всего способствует формированию речевых навыков. Внимательные родители замечают отклонения на начальной стадии. Не стоит откладывать посещение логопеда. Чем раньше начнется коррекция, тем больше у малыша шансов приспособиться к своим особенностям и научиться писать. В этом помогут книги О.
Валерия Солтан Клинический психолог, эксперт по здоровому развитию, основатель школы «Как Здорово! Однако, по словам клинического психолога, это не так: нестандартное мышление и умение аккуратно писать не связаны друг с другом.
Ребенок пишет неаккуратно, потому что не может иначе. Какой почерк считается «плохим»? Глядя в тетрадь ребенка, нейропсихолог обратит внимание на следующие критерии: читабельность: наклон и размер букв, их форма; нажим: царапает ли ребенок бумагу ручкой или едва касается поверхности листа при письме; организованность письма, проще говоря, почерк: мельчит ребенок или пишет широко, соблюдает ли отступ между буквами и словами, соединяет ли буквы между собой; количество помарок: учителя часто используют термин «грязная» тетрадь, когда ребенок делает много исправлений. Красивый и аккуратный почерк — это не врожденный талант, дети учатся ему постепенно. Если развитию ничего не мешает, с 6 до 11 лет у детей формируется навык сознательного письма. То есть писать бегло еще не получается, но ребенок в этом возрасте пишет сосредоточенно и может контролировать написание каждой буквы. Примерно к 14 годам появляется графическая зрелость — почерк сформирован, навык письма автоматизирован.
Ребенок уже не задумывается, как писать. В этом возрасте у детей часто портится почерк, потому что они торопятся и не придают значения качеству письма. Одна из самых распространенных — это неудобная поза при письме.
Когда мы печатаем, такого синергетического эффекта не наступает. Печатный текст способен быстро выветриваться из памяти, рукописи же становятся частью нас самих и остаются с нами надолго. Поэтому творческие личности очень часто записывают какие-то вещи от руки, так им проще поймать вдохновение. Набивание текста на компьютере огрубляет наше эмоциональное состояние. Криминалисты помогают установить личность человека, другие эксперты — лучше познать себя или определиться с выбором профессии. В этом контексте важно понимать разницу между графологией, направленной на анализ личностных характеристик сквозь призму почерка, и почерковедением, нацеленном на экспертизу непосредственно навыков письма без каких-либо выводов о психологическом портрете. Почерковедение отождествляет почерки: на основе сравнительного анализа оно помогает сделать вывод, было ли написанное выполнено одним и тем же лицом, или нет. Почерковедение применяют, чтобы установить личность. Графология же позволяет определить психологический портрет — в криминалистике она может давать второстепенные значения для обнаружения лица, которое разыскивается. В графологии они информативны только, если рассматривать их совместно. Подпись — это визитная карточка, говорящая о том, каким человек хочет казаться. Подпись — это образ, который может не соответствовать реальному психическому содержанию. Более того, у человека может быть несколько подписей. С графологической точки зрения, почерк дает более подробную информацию, чем подпись. Сергей Сергеев эксперт-криминалист, графолог, почерковед Как отметила кандидат психологических наук, графолог Лариса Дрыгваль, графология является лишь методом психодиагностики через почерк, поэтому в идеале хороший графолог должен быть профессиональным психологом, прошедшим в специализированных институтах курсы профессиональной переподготовки, на которые должно уходить не менее полутора лет. По ее словам, главная черта графолога — стремление к познанию. Специалист должен быть максимально беспристрастным. К клиенту у него не должно быть никаких симпатий или привязанности. У каждого человека есть свои плюсы и минусы и задача графолога — понять, в каком балансе находятся эти характеристики, чтобы не преувеличить одни и не нивелировать другие. Мнение эксперта: кто и зачем приходит к графологу Чаще всего люди приходят к графологу, чтобы разобраться в себе — в своем внутреннем мире, в своих состояниях. Люди пытаются познать себя и улучшить свою жизнь в качественную сторону. Графологический анализ может помочь понять причины проблем с работой или личными отношениями. Люди также часто обращаются к графологу за помощью в профессиональной ориентации.
Причина плохого почерка
Более того, у человека может быть несколько подписей. С графологической точки зрения, почерк дает более подробную информацию, чем подпись. Сергей Сергеев эксперт-криминалист, графолог, почерковед Как отметила кандидат психологических наук, графолог Лариса Дрыгваль, графология является лишь методом психодиагностики через почерк, поэтому в идеале хороший графолог должен быть профессиональным психологом, прошедшим в специализированных институтах курсы профессиональной переподготовки, на которые должно уходить не менее полутора лет. По ее словам, главная черта графолога — стремление к познанию. Специалист должен быть максимально беспристрастным. К клиенту у него не должно быть никаких симпатий или привязанности. У каждого человека есть свои плюсы и минусы и задача графолога — понять, в каком балансе находятся эти характеристики, чтобы не преувеличить одни и не нивелировать другие. Мнение эксперта: кто и зачем приходит к графологу Чаще всего люди приходят к графологу, чтобы разобраться в себе — в своем внутреннем мире, в своих состояниях. Люди пытаются познать себя и улучшить свою жизнь в качественную сторону. Графологический анализ может помочь понять причины проблем с работой или личными отношениями. Люди также часто обращаются к графологу за помощью в профессиональной ориентации.
Часто по такому поводу приходят родители детей, поступающих в вузы, чтобы выбор института был связан с задатками ребенка и не был принудительным. С похожим запросом в графологические центры обращаются клиенты старше 30 лет, которые уже успели отучиться, поработать по специальности и понять, что это не их профессия — консультации графолога помогают им лучше понять себя и найти то, что действительно отвечало бы их способностям и желаниям. Для графологического анализа важна свобода написания, более четко отражающая внутренние и бессознательные процессы; Для полноценного анализа пары фраз недостаточно. В идеале должно быть исписано как минимум два-три листа А4; Желательно, чтобы у специалиста были образцы почерка за разные периоды времени. Это позволит учитывать динамику развития личности и отделять перманентные факторы настроение, плохое самочувствие от неизменных личностных характеристик. Автограф человека с психическим расстройством. Фото: иллюстрация из книги Дмитрия Зуева-Инсарова "Почерк и личность" После того, как был получен правильно выполненный образец, можно приступать непосредственно к интерпретации написанного. В качестве примеров графолог Сергей Сергеев привел округлый почерк дуговые элементы форм — открытость, жизнерадостность, эмоции, чувства , крупный экстравертность, основательность, уверенность в себе , мелкий интровертность, усталость , быструю скорость письма, говорящую о гибкости человека, и медленную скорость, которая может свидетельствовать об упрямом характере. Почерк Александра Пушкина. Фото: иллюстрация из книги Дмитрия Зуева-Инсарова "Почерк и личность" Интересным примером будет естественный каллиграфический почерк взрослого человека, который пишет так постоянно важно: моменты, когда люди специально стараются писать красиво, например, делая открытки или заполняя документы, не считаются.
По словам графологов, регулярное стремление к стилизованности может говорить об излишней концентрации на форме, а не на содержании. Как отметил Сергеев, если человек пишет стилизованно все время — он может быть скрытным и постоянно держать себя в рамках, стараясь демонстрировать окружению, что у него все в жизни идеально.
Во-первых, потому что "красивый почерк" и "высокий интеллект" - очень субъективные понятия. Во-вторых, неряшливый почерк говорит о неряшливости человека и пренебрежении мелочами. И наоборот, точеный калиграфический почерк говорит об усидчивости, терпении, трудолюбии и педантичности. А вот их уже можно считать признаками интеллекта.
Когда мы начинаем немножко изменять почерк, делать акцент на каких-то его элементах, мы через руку задаём немного иной механизм функционирования всей системы. Иными словами, «зажигаем» другие «лампочки», формируем другие сигнальные цепочки.
Начинает задействоваться та область головного мозга, которая была недостаточно активна. И чем больше мы влияем на свой почерк, тем больше мы её активизируем», - отмечает кандидат психологических наук, почётный член Международной профессиональной ассоциации психологов, руководитель Центра изучения почерка, автор проекта «Самопознание и профориентация по почерку» Лариса Евгеньевна Дрыгваль. Передается ли почерк по наследству, можно ли увидеть отношение человека к внешним обстоятельствам по почерку, а определить профессию человека, можно ли через почерк повлиять на особенности личности — справиться с какими-либо фобиями? В чём разница между графологией и психологией почерка? Почему в советские годы графологию определяли как лженауку? Нет ли в графологии эзотерической подоплёки? На эти и другие полемичные вопросы отвечает эксперт в области психологии почерка. Многие черты, связанные с нервной системой у нас - от родителей.
Например, если папа был импульсивным, то, возможно, и ребёнок будет иметь возбудимую нервную систему. Тогда в почерке показатели нервной системы будут указывать на импульсивность, но при этом особенности характера у ребёнка могут сформироваться по своему типу. Темперамент наследуется, а характер — нет. Таким образом графолог может отследить, какими чертами ребёнок похож на своих родителей, а какими — совсем не похож. А есть то, что невозможно увидеть по почерку? Можно лишь увидеть отношение человека к этим внешним обстоятельствам. Например, по почерку невозможно определить, замужем девушка или нет, но психолог может сказать, что у конкретной девушки есть психологическая готовность выйти замуж, взять на себя такую социальную ответственность. Кстати, это вовсе не значит, что эта девушка ещё до сих пор не в браке.
Но может определить склонность человека к той или иной сфере деятельности. Например, увидит выраженные способности к математике, абстрактной логике, пространственному мышлению. Такому человеку подойдут профессии, связанные с программированием. Но это не означает, что он — программист. Будут видны нереализованные задатки. Но это будет видно лишь в том случае, если человек испытывает дискомфорт, если у него есть внутренний конфликт, связанный со сложностями самореализации. Например, по моим наблюдениям, врачи редко имеют разборчивый почерк… - Вы правы. Бытие определяет сознание, и психика формируется в деятельности.
Мы не можем отрицать связь нашей деятельности с тем, как развивается наша психика. Поэтому графолог, видя своеобразный почерк, понимает: человек связан с потоком информации, должен быстро принимать решения, пишет он порой даже поверхностно, не вникая в детали почерка. Это может быть и врач, и журналист. Или наоборот: мы можем увидеть стандартизированный, выписанный почерк, где каждая чёрточка на своём месте. В таком случае можно предположить, что человек работает в среде, где требуется тщательность, аккуратность, педантичность. Возможно, он обучает навыкам письма, являясь учителем начальных классов. Возможно ли объединить в группу особенности почерка людей с определённым видом заболеваний, например, с расстройством психоэмоциональной сферы? Так, например, есть графологический синдром, описывающий состояние депрессии: это набор признаков, которые отражают сниженную эмоциональную вовлечённость, замедление мышления, расконцентрированность внимания.
Причём депрессия может быть как экзогенного, так и эндогенного характера, поэтому нужно обратить внимание и на другие признаки, чтобы наиболее точно определить диагноз. И чем больше мы влияем на свой почерк, тем больше мы её активизируем. Заниматься графотерапией нужно постоянно, доводя эти навыки до автоматизма. Мы можем переформатировать цепочки таким образом, чтобы у человека улучшилась адаптация. Но, конечно же, необходимо учитывать индивидуальные особенности человека и его внутреннюю готовность меняться. Пример из практики: у женщины был явно выражен гиперконтроль за эмоциями и чувствами. Этим она тормозила все свои эмоциональные реакции.
Почти все недостатки почерка в статье были и у меня.
В результате почерк - хуже всех в классе, частые двойки за диктанты, контрольные, сочинения, нередко "единицы" проскакивали, плюс замечания учителей и насмешки товарищей по классу. В четвертом классе докатился до двоек в четвертях по математике, английскому, русскому. Не зная, как и чем помочь, родители ругали, усаживали за прописи, по совету классной руководительницы стали часто давать ремня за оценки, корявый почерк, грязь, особенно если в домашних заданиях, хотя до этого почти не били. В пятом классе двоек стало больше, почерк хуже и по совету классной руководительницы решили снова исправлять почерк ремнем и прописями, да и сам я что угодно готов был сделать, лишь бы начать писать нормально, как все, чтобы не ругали при всех учителя, не смеялись одноклассники. После очередного вызова в школу и строгого разговора дома меня усадили за черновики и прописи, а за каждый недостаток почерка каждую неделю меня пороли до синяков, пока он не исчезал, иногда по три и более раз. Больше всего доставалось за "слова и предложения «уезжают» вверх или вниз" и наклон букв в разные стороны. Лето пришлось просидеть над прописями и к 6 классу начал писать лучше многих. Проверяя мои тетради, учителя не верили сначала, что это пишу я, особенно классная руководительница, которая потом не раз говорила мне об исключительно благотворном действии ремня на меня.
А на самом деле спасибо огромное тете и двоюродной сестре особенно, которые, увидев мои мучения, забрали меня в деревню на все лето, где сестра терпеливо занималась со мной во время недолгих перерывов в делах по хозяйству. Я помогал ей, а она почти заново учила выводить буквы и цифры, а когда выходила по делам, то ложила на стул широкий и длинный кожаный ремень, которого я боялся, как огня, и обещала выпороть как сидорову козу, если не буду заниматься и стараться. К концу лета труд и терпение сделали свое дело, почерк изменился к лучшему до неузнаваемости, хотя сестра почти не ругала, а ремнем била всего два раза за все лето и так легко, что ни одного синяка не оставалось. Добрейшей души человек она хотела показать мне, двоечнику, что шутить не будет. Дома же перед этим в неделю раз, а то и два раза ремнем до синяков влетало, бывало и пряжкой получал, но все равно писал неважно и учился плохо. Отдельное спасибо новой учительнице математики, которая пришла к нам в 6 классе, сразу поняла проблемы и мои и таких как я, начала с нами заниматься после уроков и терпеливо объясняла нам пройденный и непонятый материал, а родителям - о вреде ремня и битья вообще для отличной учебы. Стыдно было всем и мне, который уже считал себя плохим, раз не понимал по хорошему, и родителям, которые с одной стороны любили и души не чаяли, а с другой - уже отчаялись научить меня учиться, а потому регулярно пороли то ремнем, то пряжкой, пытаясь заставить учить уроки и перевоспитать сына-двоечника хотя-бы в троечника. На всю жизнь запомнилась занесенная надо мной рука, свист ремня и жгучая, ужасная, нестерпимая боль после каждого удара.
Каждый раз было ужасно больно и стыдно перед соседями, а в школе - ходить в синяках и полосах на физкультуру. Двоек новая учительница тоже не ставила, у нее было всего три оценки - 5, 4 и 1, которую можно было исправить на 4, выучив материал. Родители больше никогда не били и много раз просили прощения за прошлые порки. Скольких страданий, боли, слез, страха и стыда можно было бы избежать, если бы было больше хороших, добросовестных, чутких учителей и материалов о том, как помочь решить школьные проблемы! Письменная речь - один из важнейших показателей правильной работы нервной системы. Почерк каждого из нас уникален. Для того чтобы написать даже одну букву, в нашем мозге включается сразу несколько сложнейших механизмов, отвечающих за координированные движения мышц кисти, ориентацию кисти в пространстве, слаженную работу различных отделов головного мозга, отвечающих за устную и письменную речь лобные, височные и теменные доли. Поэтому даже минимальные изменения в работе этих механизмов приведут к изменению почерка.
Как меняется почерк при болезнях Причин изменений почерка множество. Может нарушиться как программирование процесса письма при поражении головного мозга , так и исполнение этой программы при поражении головного и спинного мозга, периферических нервов и мышц. Кстати, меняться может не только почерк, но и содержание написанного - появляются неправильные замены и повторы символов. В ходе естественных возрастных изменений почерк меняется постепенно, а при травмах, инсультах это может произойти внезапно. Другой случай - когда изменения сначала появляются вроде бы постепенно, но обычно быстро нарастают и становятся заметными например, при болезни Паркинсона, опухолях головного мозга. Наиболее характерные изменения почерка представлены ниже: Буквы разного размера , то мелкие, то крупные. Невозможно поставить точку - получается тире. Такие нарушения характерны для расстройства координации из-за поражения мозжечка травмы, опухоли, рассеянный склероз.
Буквы ближе к концу предложения постепенно уменьшаются, становятся очень мелкими и неразборчивыми. В символах видны точки особого нажима. Такие изменения характерны для паркинсонизма, когда дрожание в руке сочетается с замедленностью движений и повышением тонуса в мышцах руки. Буквы «пляшут», расстояние между ними разное, они находятся на разном уровне. Эти изменения встречаются при хорее - заболевании, при котором появляются характерные насильственные движения тела по типу «пляски». Буквы стали угловатыми, выписываются с сильным нажимом. К концу строчки ручка может соскальзывать с листа. Так почерк меняется при писчем спазме.
При этом заболевании в процессе письма усиливается напряжение в мышцах кисти, что и изменяет характер письма. Буквы под разным наклоном, строчки то поднимаются, то опускаются. Символы разного размера, невозможно по ним провести прямую линию - такие изменения характерны для нарушений мышечно-суставного чувства, которое может возникать при фуникулярном миелозе, рассеянном склерозе травмах и опухолях спинного мозга. Буквы искажены, деформированы, символы становятся условными, появляются повторяющиеся окончания в виде спирали «телефонного провода». Такие изменения характерны для болезни Альцгеймера и схожих нейродегенеративных нарушений. Все вышеописанные изменения почерка практически всегда сочетаются с другими, гораздо более заметными и неприятными симптомами, например, нарушением походки, слабостью в руках и ногах. Но иногда изменения почерка являются первыми и единственными проявлениями на начальном этапе заболевания. Так бывает на ранних стадиях болезни Паркинсона, рассеянного склероза , болезни Альцгеймера.
Когда нужно обратиться к врачу? Резкое изменение почерка - основание для незамедлительного обращения к врачу неврологу. Если вы заметили, что стало трудно писать, не получается писать буквы в привычной вам манере, то не тяните с записью на прием. Иногда изменения почерка замечают близкие, а сам человек не обращает на это внимания. Это тревожный симптом, который может проявляться при болезнях головного мозга: опухоли, деменции и др. Если изменения почерка не столь явно заметны, но есть другие симптомы например, пошатывание при ходьбе, нарушение зрения , то визит к врачу также нельзя не откладывать. Какие обследования назначит врач В большинстве случаев изменения почерка связаны с нарушениями работы головного или спинного мозга, поэтому вас могут направить на магнитно-резонансную томографию или компьютерную томографию. При подозрении на повреждение периферических нервов или рогов спинного мозга направляют на электронейромиографию исследование скорости прохождения импульса по нервам с определением места поражения.
Если помимо изменения самого почерка есть нарушения письменной речи например, неправильное написание слов, нарушение связности письменной речи, зеркальное письмо , то может потребуется консультация нейропсихолога специалиста, которые оценивает работу высших мозговых функций. Изменения почерка могут быть не только вашей особенностью, но и признаком серьезного заболевания. При любых подозрительных изменениях почерка незамедлительно обращайтесь к врачу. Будьте здоровы! Мария Мещерина Фото depositphotos. Даже если личности внешне схожи, маловероятно, чтобы у них совпадали все индивидуальные характеристики. Яркая отличительная черта - почерк человека. Может быть аккуратным и небрежным, мелким, крупным, растянутым или сжатым.
С другими «выкрутасами» и «прибамбасами». Начинает формироваться со школьных лет. Когда-то были уроки чистописания в первом классе, когда учительница внимательно следила, как малыш выводит буквы, поправляла, чтобы они были красивыми, внятными и без помарок. Однако такая усердная нивелировка письма по «правилам» не срабатывала. Взрослея, каждый ученик обретал свойственную только ему психологию почерка, и учитель, проверяя школьные сочинения , даже не зная фамилии ученика, мог сразу определить, кто написал. Как по почерку определить характер человека, этим занимается наука о письме - графология. Ученые-графологи уверены, что «закорючки» на бумаге раскрывают основные черты личности и даже могут рассказать о здоровье. Например, такая патология нервной системы, как болезнь Паркинсона, характеризуется дрожанием рук.
Больной интуитивно старается их удержать и пишет дробно. Когда недуг прогрессирует, почерк становится еще мельче. При болезни Альцгеймера буквы жмутся одна к одной или, наоборот, растягиваются. Люди давно проявляли интерес к почерку. В древнем Китае философ Конфуций 551-479 г. Аристотель 384-322 г. В Древнем Риме при императоре Нероне почерк стал политическим аргументом, когда нужно было свести с кем-либо счеты. Августейшему подсовывали тексты попавших в немилость, чтобы по характеру письма он убедился, что этот человек неблагонадежный.
В средние века английский ученый Роджер Бэкон 1214-1292 написал «Краткое руководство по изучению философии», где высказался, что по особенностям почерка можно определить характер личности. В то время такие утверждения были просто догадками, не имеющими под собой серьезной научной почвы. Началом научной истории мировой графологии можно считать труд испанского врача и философа Иоанна Уарте Сан-Хуана «Исследование методов scienzias, где показаны различия в буквах, которые имеются у людей с отличной друг от друга гендерной принадлежностью» 1575. Позже появился не менее интересный трактат итальянского врача и философа Камилло Бальди «Как узнать природу и качество человека, взглянув на букву, которую он написал» 1620. За прошедшие четыре столетия на Западе появилось много трудов, где авторы пытались дать достоверное объяснение характера человека по почерку. Только перечисление их займет много страниц. Назовем лишь нашу современницу Инессу Гольдберг - израильского графолога с мировым именем, ее перу принадлежит восемь книг из серии «Секреты почерка». Труды по графологии российских авторов значительно уступают западным.
Как курица лапой: нейропсихолог рассказала, связан ли плохой почерк с гениальностью
Заложен ли плохой почерк генетически или это заслуга внешних факторов? Почему меняется почерк. Есть несколько причин, по которым почерк может изменяться. Плохой почерк всегда индивидуалистичен, указывает на то, что человек обладает независимым мышлением.
Надо ли биться над почерком? Отвечает Марьяна Безруких
Плохой почерк говорит только о том, что человека не научили писать хорошим почерком. У меня самый плохой почерк из всех, кого я когда-либо знал, и я буквально единственный человек, который может его прочитать. Ведь плохой почерк может быть из-за неврозоподобного состояния, а может быть и нормой. Причины плохого почерка у подростка.
«Скоростной "макаронный"»: почему у врачей плохой почерк
Неудобная поза тела за столом и неправильный захват ручки. Все это создаёт повышенную нагрузку на мышцы кистей рук, шеи и спины и так формируется неправильная техника письма. Происходит неверное распределение сил и излишнее напряжение при выполнении движений. Слабость функции мелкой моторики. Проявляется в сложностях при совершении мелких движений, в неловкости при манипулировании предметами, в трудностях при выполнении тонких графических движений в процессе письма. Сложности при формировании «двигательных программ» на письме.
Главное, чтобы он сам понимал им написанное. А здесь случай, когда написавший что-то сам не понимает, что написал. Физиологическая причина: какие-либо нарушения в психомоторной сфере. Может, пострадали лобные доли, управляющие тонкими движениями доминирующей руки. Возможно, это родовая травма. Возможно, травма головы вследствие ударов головой обо что-то, или чего-то по голове.
Интересно в этом плане было бы посмотреть на что-нибудь написанное В. Если он пишет так, как говорит, то … понятно, что. Хотя бы то, что в результате многочисленных ударов по голове пострадала устная и письменная речь. А может, он ещё и руку в боях повредил. Психологическая причина. У многих моих одноклассников, у которых я пытался по тупости своей иногда списывать, мной наблюдался довольно головоломный почерк.
У меня же они списывали без всяких затруднений. Просто потому что мне нравилась каллиграфия. Я ею восхищался. И сам пытался красиво писать. А одноклассники даже не задавались целью улучшить свой почерк, или что-то ещё в себе усовершенствовать. У меня такое стремление не дошло до уровня каллиграфии китайских мастеров.
Но я себя понимал. Да и другие тоже. Поэтому учителя путались в том, кто у кого списал. И частенько моё авторство ими не признавалось, а я не мог заложить списавших у меня друзей. Кодекс чести, "понимаишь". Есть среди людей с плохим почерком так называемые пофигисты.
Также нужно тренироваться выражать свои мысли на бумаге и каждый раз проверять орфографию и синтаксис. Если человек понимает, что у него что-то не получается, он учится делать это по-другому — например, использует только те слова, в написании которых уверен», — считает Ирина Пасечник. С возрастом у нас снижается пластичность мозга. Поэтому, по словам Пасечник, коррекция расстройств обучения уже не будет такой эффективной, как в детстве, но всё же улучшения возможны. Психолог рекомендует активности вроде единоборств и йоги: «Такие занятия требуют сложной координации, благодаря чему развивают взаимодействие различных зон мозга и очень помогают не только телу, но и, как ни странно, голове». Физическая активность действительно может быть полезна. Дислексию часто связывают с мозжечком — областью мозга, как раз отвечающей за координацию движений. В Великобритании в рамках исследования провели эксперимент, в ходе которого участники дети на протяжении месяцев выполняли простые физические упражнения.
В результате испытуемые улучшили не только моторные навыки, но и языковые способности и добились прогресса в чтении. Некоторые ученые, например профессор Йельского университета Салли Шайвитц, считают, что физические упражнения не способны вылечить дислексию, но помогают людям с такой проблемой чувствовать себя увереннее и бороться с тревогой. Самое главное при наличии расстройств обучения — сделать ставку на свои сильные стороны. В чем же нужно искать плюсы и как их использовать? Преимущества дислексии Для вида Homo sapiens чтение — относительно недавнее изобретение появилось вместе с письменностью примерно в IV тысячелетии до н. В ходе этого занятия наше мышление «переключается» в специальный режим работы. Если взрослых, далеких от литературы, учить читать, их мозг меняется особым образом. Это показывает исследование Станислава Диана, известного французского нейробиолога.
В ходе эксперимента испытуемые теряли способность обрабатывать определенные виды визуальной информации — например, они стали хуже воспринимать лица и шахматные доски. Навык чтения конкурирует с другими нашими умениями, то есть имеет свою цену: вы сильны либо в одном, либо в другом. Знаменитый художник Мариц Эшер — автор многочисленных визуальных парадоксов. Он изображал «невозможные фигуры» — представляющие собой оптическую иллюзию трехмерные объекты, которые не могут существовать в реальности. Его известная литография «Водопад» , например, имеет структуру треугольника Пенроуза. Группа психологов изучала способность людей распознавать такие фигуры. Оказалось, что дислексики справлялись заметно лучше других. Исследователи предположили, что так происходит потому, что они склонны обрабатывать визуально-пространственную информацию не локально часть за частью , а целиком и сразу холистически.
Так что в мифах, выставляющих людей с расстройствами обучения в выгодном свете, есть изрядная доля правды. Люди, испытывающие проблемы с чтением, в самом деле имеют некоторые «козыри» в таких науках, как астрофизика. Исследователи обнаружили связь между этим расстройством и способностью работать с информацией, полезной в астрономии. Например, дислексики превзошли других в поиске черных дыр!
Поэтому почерк — действительно важный диагностический показатель для нейропсихологов. Валерия Солтан Клинический психолог, эксперт по здоровому развитию, основатель школы «Как Здорово! Однако, по словам клинического психолога, это не так: нестандартное мышление и умение аккуратно писать не связаны друг с другом. Ребенок пишет неаккуратно, потому что не может иначе. Какой почерк считается «плохим»? Глядя в тетрадь ребенка, нейропсихолог обратит внимание на следующие критерии: читабельность: наклон и размер букв, их форма; нажим: царапает ли ребенок бумагу ручкой или едва касается поверхности листа при письме; организованность письма, проще говоря, почерк: мельчит ребенок или пишет широко, соблюдает ли отступ между буквами и словами, соединяет ли буквы между собой; количество помарок: учителя часто используют термин «грязная» тетрадь, когда ребенок делает много исправлений. Красивый и аккуратный почерк — это не врожденный талант, дети учатся ему постепенно. Если развитию ничего не мешает, с 6 до 11 лет у детей формируется навык сознательного письма. То есть писать бегло еще не получается, но ребенок в этом возрасте пишет сосредоточенно и может контролировать написание каждой буквы. Примерно к 14 годам появляется графическая зрелость — почерк сформирован, навык письма автоматизирован. Ребенок уже не задумывается, как писать. В этом возрасте у детей часто портится почерк, потому что они торопятся и не придают значения качеству письма.
Почему у человека почерк плохой: возможные причины
В начальных классах, когда объем письменных работ не велик, ученик не будет испытывать существенных трудностей, но с увеличением письменной нагрузки при неправильной постановке рука будет быстрее уставать, почерк станет неразборчивым. Коррекция почерка осуществляется в несколько этапов: Нейропсихологическая коррекция направлена на развитие зрительно-моторной координации, снятие мышечных зажимов, улучшение мелкой моторики и межполушарной взаимосвязи. Этот блок включает: - упражнения для рук: пальчиковая гимнастика, застёгивание и расстегивание разных застёжек, шнуровка, нанизывание бус, перебирание круп, игра с конструктором, театр теней, лепка из пластилина и т. Создание психологического комфорта, метод «зеленой ручки» когда подчеркиваются правильно и красиво написанные буквы, а не ошибки. Формирование правильной биомеханики письма — поза ребенка при письме, соответствие мебели росту, правильное освещение. Выбор правильных канцелярских принадлежностей — не скользкие обложки для тетрадей, трёхгранная ручка с ребристой поверхностью в месте хвата, использование тетрадей в узкую косую линейку. Выделение большего времени для разбора последовательности написания элементов букв. В тетради стоит отработать правильное написание букв крупного размера, так как это дается легче, по мере успешности уменьшая шрифт до стандартного. Разминочные упражнения перед письмом. Создание режима письма: перерывы через каждые 10-15 минут особенно, если ребенок истощаемый , так как письмо достаточно сложный и энергозатратный процесс.
При этом не стоит упускать из вида мотивационно-потребностный аспект. Многие учащиеся не осознают необходимости красивого письма, поэтому не прилагают достаточно усилий для его освоения. Необходимо заинтересовать ребёнка, показать практическую пользу, поддерживать и хвалить, делая акцент на достижениях. Не забываем о правиле, что сравнивать ученика можно только с ним самим в прошлом. Список литературы: Ананьев Б. Безруких М. Обучение первоначальному письму: Система Д.
В норме она должна составлять не больше 0,5 см. Мегалография характерна для людей, которые только начинают учиться писать. В патологических случаях она встречается при некоторых формах аутизма, мозжечковой атаксии, опухолях головного мозга, рассеянном склерозе, биполярных расстройствах психики.
Если почерк человека становится слишком мелким с высотой букв меньше 3 мм, говорят о микрографии. Чаще всего микрография возникает при нервных и глазных болезнях: паркинсонизме, биполярном расстройстве, шизофрении, макропсии. Бесплатная консультация по вопросам обучения Наши консультанты всегда готовы рассказать о всех деталях! Расскажите подробнее!
Резкие и угловатые чаще встречаются у людей, склонных к эгоцентризму. Слишком слабый нажим свидетельствует о мягкости характера, управляемости, неуверенности в своих силах.
Быстрый беглый почерк говорит о творческой натуре его обладателя. Интересен и наклон букв. Ровный почерк — преимущественно у самовлюбленных натур. Резкий наклон вправо — у активных, инициативных детей. Левый наклон букв при письме нередко бывает у людей, не слишком довольных окружающим миром и собой в том числе. Как исправить почерк... Психологи утверждают, что можно повлиять на характер ребенка при помощи графотерапии, исправляя почерк.
Например, предложить малышу писать нижние петли букв «д», «у», палочки «р» нарочито прямо и ровно, чтобы изжить неуверенность, которая проявляется в «поджатии» хвостиков букв. Отмечено, что при регулярности подобных занятий у детей повышается самооценка, им становится проще проявлять инициативу, делать первый шаг в каких-либо делах. Важно, чтобы ребенок все написанные им предложения заканчивал точкой. Пусть он проставит точки во всех записях: в тетрадях, дневниках, в сообщениях в соцсетях, даже в собственной подписи. Это поможет мальчику или девочке научиться завершать дела, не бросая их неоконченными, переходя к другим. Есть и множество других упражнений, которые разрабатывают опытные специалисты в учебных центрах на курсах каллиграфии.
Такое определение красивого почерка звучит понятнее, оно более универсально, и достичь этой цели проще, чем какой-то эфемерной красоты. Поэтому именно на такую задачу я рекомендую настраиваться родителям.
Почему дети пишут как курица лапой? Письмо — это сложнейший когнитивный навык. Причем не только моторный, как многие думают. Это сложнейший комплекс последовательных движений и действий, связанных с мелкой моторикой, с фонетико-фонематическим восприятием, перекодировкой звучащей фонемы в графему. В этом процессе задействованы функции внимания, восприятия, зрительной и слухо-моторной памяти. Это огромный комплекс когнитивных функций, который к школьному возрасту должен развиться до определенного уровня. Ребенок ведь не просто рисует крючки — он должен услышать звук, понять, какая это буква, а затем ее написать. Все это происходит одновременно и поэтому очень сложно.
Если ребенок пришел в школу с недостаточно зрелыми когнитивными функциями, то быстро научиться писать ему будет крайне сложно. Второй фактор, который затрудняет освоение навыка письма, а за ним и возможность писать красиво, — это огромные темпы в современной российской школе. За последние 20 лет время обучения письму сократилось как минимум в пять раз. Уроки чистописания — это не столько про само чистописание, сколько про формирование навыка. А этот навык не формируется быстро, он развивается медленно и постепенно. Если мы перескакиваем через этапы развития навыка письма, то, естественно, теряется его качество, и, как результат, мы получаем ужасный почерк. Во многих зарубежных странах детям разрешают писать печатными буквами, не курсивом, и это значительно проще. Таким образом они выигрывают время, хотя внешне это, возможно, выглядит не так красиво, как слитное письмо курсивом.
Еще один фактор, который мешает становлению красивого почерка — это то, что мы начинаем обучение в 6-6,5 лет. Будет гораздо лучше, если ребенок приступит к школьной программе в 7-7,5 лет. В современную школу по всем показателям, не только из-за письма, стоит пойти на год позже, если есть такая возможность. Ребенок будет больше готов к тем нагрузкам, требованиям и интенсивности работы, которые сейчас требуются. Что должно насторожить родителей? Иногда родители жалуются: «У ребенка ужасный почерк, наверное, с ним что-то не так». Мы не можем говорить о нарушениях на начальных этапах становления навыка. Некрасивый почерк в первом классе — это не повод тревожиться.
А вот если дальше ребенок не может провести ровную линию, все они дрожащие и прерывистые, разнонаправленные, буквы разной высоты и с разным наклоном, овалы похожи на каракули — тогда можно показать ребенка специалисту, и я бы начала с логопеда. Логопед проверит, с чем это связано — с развитием речи, фонетико-фонематическим восприятием или чем-то еще.