Первая профессиональная постановка «Хованщины» состоялась в Русской частной опере Саввы Мамонтова в 1897 году. опера в 1985 году немецким мастером оперной режиссуры Августом Эвердингом. подробная информация, 12+. Легендарной (без всякого преувеличения) постановке Леонида Баратова в 2015 году исполнилось 55 лет — ровно столько она идёт на сцене Мариинского театра.
Батя, батя, выйди к нам
В операх Мусоргского движения от музыки у Чернякова очень мало. Основой режиссерских решений в дилогии является философская концепция. Исключительная по своим художественным достоинствам «Хованщина» — не исключение в этом списке незавершенных творений: ее тоже закончил по авторским материалам (дописал последнее действие и оркестровал оперу) бесконечно заботливый и благородный Н. А. С той поры, как Мусоргский, по собственному признанию, «соделал тетрадку и назвал её “Хованщина”» (1872), продолжается крёстный и славный путь оперы. Вот эти события, о которых Модест Мусоргский узнал от своего друга, критика Владимира Стасова, и отражены в опере «Хованщина». Исключительная по своим художественным достоинствам «Хованщина» — не исключение в этом списке незавершенных творений: ее тоже закончил по авторским материалам (дописал последнее действие и оркестровал оперу) бесконечно заботливый и благородный Н. А. подробная информация, 12+. Легендарной (без всякого преувеличения) постановке Леонида Баратова в 2015 году исполнилось 55 лет — ровно столько она идёт на сцене Мариинского театра.
В Метрополитен-опера с оглушительным успехом прошла премьера оперы "Хованщины"
Опера осталась неоконченной и завершена Н. А. Римским-Корсаковым. Действие оперы происходит в Москве в 1682 году. Опера «Хованщина» посвящена более поздним событиям русской истории, чем «Борис Годунов»: ее действие начинается в 1682 году во время Стрелецкого бунта. Опера Мусоргского "Хованщина" «Хованщина» — выдающееся творение не только музыкальное, но и литературное. Об опере М.П. Мусоргского «Хованщина» Либретто оперы «Хованщина». Опера «Хованщина» посвящена более поздним событиям русской истории, чем «Борис Годунов»: ее действие начинается в 1682 году во время Стрелецкого бунта.
«Актуально, как сейчас»: с аншлагом в Казани впервые в истории прошла опера «Хованщина»
Чтобы перевезти масштабную классическую русскую оперу в Казань из северной столицы, потребовалось четыре фуры: в них доставили декорации, реквизит и костюмы для артистов. Для постановки «Хованщины» в Казани из Мариинки приехали 223 человека, сцену монтировали почти три дня. Такие грандиозные гастроли стали возможны благодаря поддержке Министерства культуры России и «Росконцерта». Эту же партию в «Хованщине» когда-то исполнял и Федор Шаляпин. С удовольствием приехал, чтобы немного подышать этим воздухом молодым молодые мои годы! Я сыграл Досифея более чем в 200 спектаклях.
Наиболее интересным по трактовке и наполненности представился в этот вечер образ раскольницы Марфы Ольга Бородина. Оттенки ее наполненного низами голоса идеально вписались в «кассандровское» начало героини, ее умение появляться в острые моменты развития сюжета. Сольный эпизод во втором действии — «Силы потайные» — представляет нам гадание Марфы, предрекающее трагические события. Лирическая песня «Исходила младешенька» из третьего действия — один из самых ярких номеров оперы, запомнившийся широтой диапазона, красотой наполненности звука, великолепной драматической игрой исполнительницы. Вслед за Марфой в этом же действии уверенно звучал голос Николая Путилина в харизматичной арии Шакловитого «Спит стрелецкое гнездо».
По тону высказывания эту арию можно даже сравнить с сольными эпизодами Бориса Годунова. Декламационность, песенность и драматизм сплелись здесь воедино, чтобы произвести на свет новый музыкальный язык Мусоргского, революционный по своей природе. Отметим и главу раскольников Досифея Владимир Ванеев. Облик старца, очевидно, не всегда просто воплотить, особенно исходя из тематики показа религиозных распрей и раздоров кстати говоря, этот факт помешал в свое время Мусоргскому реализовать постановку «Хованщины» в различных театрах. Отметим его аскетичное соло «Приспело время» из первого действия, а также монолог «Здесь, на этом месте», полный глубокого трагизма. Философская манера высказывания, особая энергетика «растянутых» фраз оказались подвластны опытному солисту в этот вечер. Не обошлось и без сюрпризов. В первом действии Иван Хованский Сергей Алексашкин , приветствуя стрельцов, въезжает на коне! Благородное животное замечательно справилось со своей ролью, мирно простояв сцену и держа на себе оперного солиста. Радости публики не было предела.
Роли второго плана Эмма, Андрей Хованский, Василий Голицын были воплощены гармонично и в соответствии с драматургическими акцентами, проставленными в опере. Истинным украшением вечера также стало звучание оркестра музыкальный руководитель и дирижер Валерий Гергиев.
Это не наигранный цинизм, это имеющее под собой основания мироощущение спектакля — в конце концов, настоящий Фёдор Шакловитый сразу после убийства Хованских стал начальником стрелецкого приказа а после стрелецкого бунта 1689 года был казнен победившим царем Петром.
Даже вера не дает в этой постановке отдушины — Досифей заставляет вспомнить бессмертную фразу великого бородача про дух бездушных порядков, а сверхчувственная Марфа-раскольница — про сердце бессердечного мира. Так, открыто лесбийское решение сцены между Марфой-раскольницей и раскольницей Сусанной пуританизм вашего автора слегка шокировало, хотя замысел Тителя в отношении Марфы, главная черта ее характера — это сверхчувственность, и странность сцены которую ваш автор раньше относил на сумасшествие Сусанны становится понятной и достаточно убедительной. Однако дело в том, что тот факт, что добро и зло относительны, вовсе не означает отсутствие разницы между добром и злом.
И личные недостатки обуреваемых честолюбием политиков не отменяют правоту или кривду отстаиваемой ими линии. Если ты сражаешься за правое дело, то тщеславие, гордыня или алчность твоего вождя становятся второстепенными факторами, мешающими победе добра и — наоборот — будь вождь лично безупречным, но если он встает на сторону зла, то ты неизбежно придешь к оправданию зла. Это отчетливо видно в реалиях современной Украины.
Личные добродетели некоторых людей, вышедших на майдан и искренне расстроенных человеконенавистническими воплями марширующих укрофашистов с евромайдана: «Москаляку на гиляку! При всех их недостатках. Испания 1939 года была лучшим доказательством этого.
Говорят, что сцена не терпит лжи, беспощадно освещает ее словно прожектором, не давая замаскироваться холодности под горение, пустоте — под содержательность, ничтожеству — под значительность, злу под добро. Мы не вправе упрекать талантливых постановщиков и актеров Хованщины в МАМТе за то, что они сводят всю политику к грязи честолюбия, забывая о ее объективной роли в развитии рода человеческого. Но чем больше талант художника, тем масштабнее и его ошибки.
Но спектакль вышел очень мощным. Постарайтесь его не пропустить.
Но ведь получилось! Да ещё как получилось — при всей недописанности оперы!
Вывод может быть только один: Мусоргский убедился — или, лучше сказать, почуял — что все его прежние авангардистские находки в этом диапазоне не работают. Что для того, чтобы передавать задушевные, потрясающие предсказания, взывания толпы к своему вождю или страшную решимость идти на гибель, надо унестись в прошлое. Надо начать писать языком иногда времён барокко, а иногда времён классицизма. На тех «новых берегах», на которые манил всех Стасов и на которых одно время усердно пасся сам композитор, такое не растёт.
Нужно воскресить то, над чем смеялись — и тогда будет возможность написать нечто высоко-трагическое. Пресловутый прогресс дал немало интересного, но ничего высокого, по-настоящему трагического. Надо признать немощь современного искусства, ограниченность новых находок, всего этого «ковыряния», которое он так смачно описывал в своих письмах. Только так можно объяснить его действия, обернувшиеся великим достижением.
Смог бы он, томимый своим страшным и, увы, типичным для России недугом, если бы пожил подольше, всё это признать и как-то выразить своим колоритнейшим языком не говорю уж — дописать оперу? Как знать… Отпущено ему было мало — и тем не менее он многое сумел сделать. Его идеи в его делах — а дела до сих пор звучат со сцены и потрясают многих; у людей от хора стрельцов и от гадания Марфы наворачиваются слёзы. И это — урок нам.
И этот урок отнюдь не одинок — просто он наиболее показателен, так как исходит от авангардиста того времени. Как раз примерно тогда же русские композиторы стали, будто напоказ, обращаться к музыке прежних времён. Римский-Корсаков, тоже сперва яростный «кучкист», сам, по своей инициативе заново проходит школу обучения написания музыки в стиле прежних лет — а затем… многое что случается в его творчестве, вплоть до насквозь ретроспективной оперы «Моцарт и Сальери» по Пушкину. Про «не-кучкистов» и говорить нечего.
Чайковский открыто заявляет о своей приверженности «масс-культуре» того времени — романсам Варламова, Гурилёва-сына — это как если бы сегодня какой-то маститый композитор заявил, что он черпает вдохновение в «старых песнях о главном». И Пётр Ильич не только говорил — две удачнейшие его оперы: «Евгений Онегин» и «Пиковая дама» насквозь ретроспективны о чём нужно говорить особо , а последняя часть его последней, знаменитой Шестой симфонии — это в немалой степени просто школярское упражнение на написание хорала другое дело, что можно и школярское задание гениально выполнить. Его знаменитейший ученик Танеев к слову говоря, на дух не переносивший Мусоргского в самом начале своего композиторского пути написал откровенно бахианскую кантату «Иоанн Дамаскин», а в дальнейшем сотворил ряд квартетов, в коих музыка моцартовского толка соседствовала с тогдашней современной — причём концепция была ясна: современные музыкальные средства рисовали тяготы и бурные житейские страсти — а моцартианство как бы обрисовывало потерянный рай. Такие примеры можно бы умножить — но, думаю, и изложенного ясно для обоснования того, что чем дальше, тем больше некоторые композиторы видели в музыке прошлого если не рай, то хотя бы нечто похожее на царство гармонии — а вот современные достижения всё больше походили на сумбур… Да, и уж если речь пошла о сумбуре вместо музыки — что же получается?
Уж если авангардист Мусоргский, фанат «правды жизни», потянулся к старине за высокими чувствами — да и не он один — то, может быть, и сталинская культурная политика, при всех её загибах и перегибах, всё же в чём-то если не оправдана, то хотя бы объяснима? Может быть, это был пролог к новому Ренессансу, пусть и преждевременный — и впереди нас ещё ждёт увлечение Бахом и Моцартом — как в Ренессансе увлекались античным искусством? Теги события:.
М. Мусоргский. Хованщина
Блестяще передана суть раскола церкви. Главные герои старец Досифей и Марфа — раскольники. Эти образы решены в постоянном подчеркивании трагического исхода. Герои всегда в черном одеянии, только в последних сценах Марфа — белая голубица, принимающая смерть как избавление от мирских мук и страданий. Авторы постановки оставляют финал спектакля открытым.
Заходит Иван Хованский. Между ним и Голициным вспыхивает пылкая ссора и только появление Досифея успокаивает их. В покои входит Иван Хованский, а затем и Марфа, умоляющая помиловать её, ведь предсказание сбывается. А за сценой слышны голоса прислужников Петра. По сцене проходит толпа раскольников. Они хором поют свою песню, больше похожую на гимн. Марфа сидит на скамье у терема князя Хованского, грустя, исполняет свою сольную арию "Исходила младешенька", пронизанную мотивами скорби и неизбежности. Появляется Шакловитый с арией «Спит стрелецкое гнездо». Хмельные стрельцы кутят и веселятся, не слушая брани своих жён. Неожиданно появившийся Подьячий, сообщает о скором приближении войск царевича Петра. А молодые крестьянки развлекают его песнями и танцами. Голицин предупреждал его об опасности, но Иван не поверил ему. Шакловитый вызывает его, якобы на разговор к Софье.
В опере показаны судьбы русского народа в период, непосредственно предшествовавший царствованию Петра I. Воссоздавая эпизоды борьбы реакционных сил старой феодальной России против прогрессивных стремлений юного Петра, композитор связал ее с заговором главаря стрельцов Ивана Хованского, которого поддерживали раскольники. Идея оперы глубоко трагична. Как чуткий художник, Мусоргский чувствовал неизбежность гибели старого порядка, но видел, что и петровские реформы не принесли народу облегчения. Широкий социальный фон, правдивый колорит эпохи, яркие характеристики исторических личностей и различных слоев народа делают «Хованщину» выдающимся произведением искусства. Боярин Шакловитый — ставленник царевны Софьи — диктует подъячему донос Петру: начальник стрельцов князь Иван Хованский задумал посадить на престол сына и водворить на Руси старый порядок. У столба, который поставили стрельцы в память своей недавней победы,останавливаются пришлые люди; с ужасом узнают они о жестокой расправе с неугодными стрельцам боярами. Тем временем стрельцы приветствуют своего предводителя — Ивана Хованского. Тут же и сын князя Андрей, который преследует своими любовными притязаниями Эмму, девушку из немецкой слободы. На ее защиту встает раскольница Марфа, недавняя возлюбленная Андрея. Эту сцену застает возвратившийся Иван Хованский. Ему самому приглянулась Эмма, но Андрей готов скорее убить ее, чем отдать отцу. Занесенный над девушкой нож властно отводит Досифей, глава раскольников. Кабинет князя Василия Голицына — канцлера и фаворита царевны Софьи. Князь погружен в мрачное раздумье, его одолевает страх перед будущим. Явившаяся под видом гадалки Марфа предсказывает князю опалу. Суеверный Голицын в смятении. Чтобы сохранить пророчество в тайне, он велит слуге утопить гадалку. Но Марфа успевает скрыться. В доме Голицына собираются противники Петра. Беседа Голицына и Хованского — скрытых соперников, ненавидящих и боящихся друг друга, переходит в ссору, которую прекращает Досифей. Он призывает их смирить кичливую гордость, подумать о спасении Руси. Вбегает взволнованная Марфа. Она рассказывает о покушении на ее жизнь и чудесном спасении, пришедшем от петровцев. С тревогой слышат заговорщики имя Петра.
После смерти композитора оперу завершил и инструментовал Римский-Корсаков. В репертуаре Мариинского театра сохраняется спектакль, ведущий свою родословную от первой постановки «Хованщины» на мариинской сцене. Примечательно, что в этой постановке, в далеком 1911 году, режиссером и исполнителем роли Досифея был сам Федор Шаляпин, а художником выступал Константин Коровин.
В Метрополитен-опера с оглушительным успехом прошла премьера оперы "Хованщины"
Вам, конечно, верю я охотно, но с вами осторожность надобна, а то — как раз в немилость, а там — голову напрочь!.. Осторожней, гетман-князь». Осовременивание тут большому режиссеру Тителю просто не нужно, тогда как натурализм в современной опере дорог, чем вызывает недовольство директора театра, и непонятно, зачем нужен. Конечно, в театре, гордящемся своими основателями — К. Станиславским и В. Немировичем-Данченко — и традициями реализма, принципы эпического театра Брехта могут кому-то показаться не совсем уместными, но времена меняются и невозможно даже если бы и хотелось закрепить на вечные времена правила и приемы Станиславского. Точное воспроизведение исторического быта и атмосферы — для Тителя не главное, не говоря уже о том, что и сам Мусоргский намеренно, в целях повышения наглядности и обеспечения драматургического единства смешал в фабуле события двух разных стрелецких мятежей — собственно Хованщины 1682 года и антипетровского бунта года 1689-го.
И, следуя большой, но имплицитной идее Мусоргского, в этом спектакле Титель по брехтовским лекалам старается сделать так, чтобы зритель не сопереживал героям, а рационально критически мыслил, не забывая, что происходящее на сцене не реальность. Отсюда условные костюмы, условный грим, условные декорации. Солисты, хор и балетная группа не переживают исторические характеры, а рефлексируют в их отношении. Главное театральное да и музыкальное достоинство постановки — несомненно, чувство драматургического ритма. Первый акт а ведь опера сама по себе длинная смотрится просто на одном дыхании — зрителям интересно, что будет дальше — Мусоргский был помимо всего прочего и первоклассным драматургом, во втором отделении ритм актеры так не держат, но это компенсируется тем, что там много хитов. Но все-таки — какова главная идея постановки, в чем «мессидж» создателей спектакля?
Мы вполне вправе задаться вопросом о социальном заказе, который исполняет постановка, об общественных воззрениях этих социальных заказчиков, об их политических суждениях, симпатиях и антипатиях, о социальной критике и социальном идеале. И вот тут-то и скрыта основная проблема.
Признаться, автор этих строк стал просматривать клавир оперы именно из-за этих самых подлинных напевов, в первую очередь старообрядческих. Из таковых там оказался только один, да и тот поздний — из духовного стиха, написанного никак не раньше 1840 г. Но собственно старины там, на мой взгляд, оказалось куда больше. Вся опера, при всех новаторских гармонических и прочих фокусах, оказалась в немалой степени наполнена стариной — да такой стариной, что, казалось бы, Стасову только и ругаться по поводу «ветхозаветности», «отсталости», «замшелости» и т. Причём эта старина оказалась сосредоточена в самых ключевых, драматургически предельно насыщенных местах оперы. А новшества рисовали нечто, мягко говоря, неприглядное, выдаваясь во всей красе там, где нужно было обрисовать спесь, тупость, злобу, склочность, руготню, пьяный разгул и всё такое прочее действующих лиц. Оно, конечно, выглядит до сих пор эффектно — но как-то получается, что стасовские «новые берега» оказались просто старым кабаком. Невольно вспоминается известное выражение В.
Розанова об определённой литературе, как о гениальной — но всё же плевательнице. При внимательном просмотре и иногда проигрывании первым делом сразу бросился — не в глаза, а скорее уж «в уши» — хор стрельцов «Батя, батя, выйди к нам», где они молят, оказавшись в тяжёлом и тревожном положении, выйти к ним начальника — кн. Хованского-старшего известного в реальной истории под прозвищем «Тараруй». Само гармоническое построение хора сразу вызвало в памяти композиции времён барокко — с цепочкой уменьшенных септаккордов и их разрешений: сперва ум. Эта «цепочка» вызывает в памяти множество барочных композиций — ну хотя бы знаменитое «Stabat Mater» Эм. Асторги, композитора баховского времени — хотя, конечно, фактура у Мусоргского в разы примитивнее. Затем, уже в последнем действии, ариозо вождя старообрядцев Досифея, принявшего страшное решение о самосожжении. Фактура сопровождения весьма интересна — по большому счёту, скупое двухголосие, гаммообразные ходы баса, да ещё и с напряжёнными тритоновыми построениями, вызывающие в памяти аналогии с прелюдированием баховских времён, примитивизация фактуры — явная попытка сделать нечто ещё более архаическое по сравнению с баховским временем когда Римский-Корсаков в песне Веденецкого гостя в «Садко» употребил нечто похожее в сопровождении — его верный приспешник Ястребцев сравнил такую музыку с живописью прерафаэлитов, старавшихся, как известно, писать картины «под XV век». Опять трагический момент, ответственный, тяжёлый — и опять архаика. И далее — Досифей вопрошает старообрядцев, готовы ли они сжечь сами себя.
В его партии — речитатив, иногда на одной ноте, иногда похожий на дьяконские возгласы. А вот аккомпанемент — строгий, из простых аккордов, иногда с гармоническим «перекрашиванием» той или иной ступени, опять же похож на подобный речитатив с сопровождением у… Монтеверди, композитора аж начала XVII века! Опять напряжённейший по драматургии момент — и опять архаика! И далее — просто предельная чёткость. Досифей поёт: «Да сгинут плотские козни ада» хроматическим ходом в сопровождении довольно-таки ехидных, авангардных для того времени гармоний — и дальше: «от лица светла правды и любви» — и «светлое лицо» сопровождено буквально тремя простейшими аккордами, да ещё и в похожей на церковное пение фактурой! Просто плакатно показано: авангард — аду, простейшая гармония — правде и любви! Да, и ещё до того. Старообрядка Марфа, бывшая возлюбленная Хованского-младшего, гадает кн.
Тихой душераздирающей кульминацией была выстроена последняя сцена третьего действия. Во всяком случае субъективно, она воспринималась кульминацией всего исполнения оперы. Сцена самосожжения раскольников в финале оперы не произвела уже такого глубокого впечатления. Красочный по оркестровке, по словам Гергиева "здесь должен гореть оркестр", симфонический завершающий эпизод уступил по глубине воздействия хору a capella в сцене Князя Ивана Хованского с обреченными стрельцами. Фото: thesarafan. Дописать и инструментовать оперу композитор не успел. Первая редакция произведения принадлежит Римскому-Корсакову. Дмитрий Шостакович в 1959 году создал версию оркестровки, наиболее приближенной к замыслу Мусоргского.
Затем, уже в последнем действии, ариозо вождя старообрядцев Досифея, принявшего страшное решение о самосожжении. Фактура сопровождения весьма интересна — по большому счёту, скупое двухголосие, гаммообразные ходы баса, да ещё и с напряжёнными тритоновыми построениями, вызывающие в памяти аналогии с прелюдированием баховских времён, примитивизация фактуры — явная попытка сделать нечто ещё более архаическое по сравнению с баховским временем когда Римский-Корсаков в песне Веденецкого гостя в «Садко» употребил нечто похожее в сопровождении — его верный приспешник Ястребцев сравнил такую музыку с живописью прерафаэлитов, старавшихся, как известно, писать картины «под XV век». Опять трагический момент, ответственный, тяжёлый — и опять архаика. И далее — Досифей вопрошает старообрядцев, готовы ли они сжечь сами себя. В его партии — речитатив, иногда на одной ноте, иногда похожий на дьяконские возгласы. А вот аккомпанемент — строгий, из простых аккордов, иногда с гармоническим «перекрашиванием» той или иной ступени, опять же похож на подобный речитатив с сопровождением у… Монтеверди, композитора аж начала XVII века! Опять напряжённейший по драматургии момент — и опять архаика! И далее — просто предельная чёткость. Досифей поёт: «Да сгинут плотские козни ада» хроматическим ходом в сопровождении довольно-таки ехидных, авангардных для того времени гармоний — и дальше: «от лица светла правды и любви» — и «светлое лицо» сопровождено буквально тремя простейшими аккордами, да ещё и в похожей на церковное пение фактурой! Просто плакатно показано: авангард — аду, простейшая гармония — правде и любви! Да, и ещё до того. Старообрядка Марфа, бывшая возлюбленная Хованского-младшего, гадает кн. Голицыну, предсказывая ему незавидную судьбу «Тебе угрожает опала и заточенье в дальнем краю». Пока идут воззвания к разного рода, гм, духам — гармония также по тому времени авангардна. Но вот гадание свершилось, предсказана печальная судьба — и Марфа поёт предсказание на мелодию, взятую из народной протяжной песни крайне рекомендую послушать старую запись в исполнении Максаковой-бабушки, чтобы прочувствовать, что такое пение, а не просто «вокализирование», более или менее умелое. Сопровождение же мелодии подчёркнуто просто. Никаких гармонических хитростей. Нет даже минорной доминанты в миноре, бывшей у кучкистов весьма любимой. Простейшие аккорды в простейшей же гармонической взаимосвязи — такого типа, как будто перед нами — не вторая половина XIX века, а едва ли не екатерининские времена. Даже двойная доминанта употреблена, а уж она-то считалась издавна не отвечающей духу русской песни. Извиняюсь за специальную терминологию — но без неё в таком разборе не обойтись; я и так старался многое убрать. Ничего — всё «отвечает». Как будто это — часть сборника русских песен Львова-Прача 1790-х годов — разве что фактура сопровождения немного поувереннее. Опять откат — если не к барокко, то к классицизму, к моцартовскому времени. И главное — как по-русски, как пронзительно звучит этот классицизм! Слышавшие запись поймут… А теперь — разъяснения, почему всё это было не просто необычно, но даже и нахально.
М. Мусоргский. Хованщина
Пробуждаются с похмелья стрельцы. Разгорается буйное, бесшабашное веселье. Стрельцов пытаются унять их жены, но причитания разъяренных женщин на них не действуют. Прерывает буйство подьячий. Похоже, он насмерть запугай, он пришел сообщить стрельцам о беде: в слободе петровские рейтары, они не щадят ни старых, ни малых.
Растерянные стрельцы молят Хованского вести их против рейтар. Но Хованский боится гнева Петра и советует стрельцам покориться, разойтись по домам. Картина вторая. Терем Ивана Хованского.
Князь ищет забвения в развлечениях — в веселых песнях, диковинных плясках персидок. Слуга Голицына предупреждает об опасности. Упрямый князь велит высечь слугу,— кто осмелится потревожить его в собственной вотчине! Появляется Шакловитый.
От имени царевны Софьи зовет он князя на тайный совет. Чванливый Хованский торжественно, под величальное пение облачается в парадные одежды. Князь не успевает переступить порог — наемный убийца поражает его кинжалом Действие четвертое. Сбылось предсказание Марфы — князя Голицына отправляют в ссылку.
И остальных противников Петра не минет расправа: на Красной площади назначена казнь стрельцов, к раскольничьему скиту поcланы рейтары. Всеведущая Марфа хочет укрыть князя Андрея от казни. Но Андрей не верит в провал заговора. Он трубит в рог, чтобы созвать стрельцов.
Никто не отзывается. А когда Хованский видит, как стрельцов ведут на казнь, он понимает, что гибель неотвратима. Спастись, любой ценой спастись!
В этом же действии боярин Шакловитый выходит с арией «Спит стрелецкое гнездо». Однако нет, не спит — все пьют, кутят. И тут врывается на сцену подьячий, возвещая приход войска Петрова. Действие четвертое Пирует князь Хованский — широко, разгульно. Его развлекают плясками юные крестьянки. Боярин Голицын предостерегал Хованского о возможной опасности, но тот не поверил и отправляется по приглашению к интригану Шакловитому, будто бы на разговор к царевне Софье.
Тут его и настигает смерть. А боярин Голицын тоже во вражеских руках: стражники снаряжают его в ссылку. Сгущаются тучи над головами всех участников событий — Марфы, Досифея. Петровские полки идут к Кремлю Действие пятое Раскольник Досифей не хочет сдаваться врагу, готов умереть за правое дело. Он знает, что раскольники обречены и зовет их с собой — к смерти во имя истинной веры. Раскольники с пением гимна, вместе с ними Марфа, шествуют на поляну, где разожжен костер. При появлении войск Петра старообрядцы восходят на костер и погибают.
С удовольствием приехал, чтобы немного подышать этим воздухом молодым молодые мои годы! Я сыграл Досифея более чем в 200 спектаклях. Конечно, роль изменилась: двадцать лет назад это была одна роль, теперь она совершенно другая, тем более что я пел обе редакции оперы.
Мы, к сожалению, не были современниками Шаляпина. Но в книгах четко описаны все его пожелания, как он это делал исполнял роль , и, конечно, еще в студенческие годы всё было прочитано. Без Шаляпина русская опера бы просто не существовала в том виде, в котором она сейчас есть — это однозначно была революция», — сказал Ванеев журналистам за несколько минут до выхода на казанскую сцену.
Князья творили свои черные дела, рвались к власти, развлекались. Досифей спасал девушек, сначала Эмму из немецкой слободы, потом Марфу, раскольницу и бывшую возлюбленную княжича Андрея Голицына. Марфа мучилась от ветрености своего любимого и осознания греховности своей страсти к нему, потом решилась на мученическую смерть, правда, и княжича уговорила, и сама подожгла часовню с единоверцами… А как пели сегодня главные исполнители! Словно машина времени переносила нас в конец XVII века и сделала свидетелями заговора князей в кабинете всесильного Василия Голицына, фаворита царевны Софьи. Сильные выразительные голоса певцов так хорошо передавали характеры и властолюбивые страсти их героев. Становилось не по себе от грозных и насмешливых раскатов речей Хованского, властных и иронических заявлений Голицына, остужающих их пыл высказываний Досифея.
Страшно было вздохнуть, чтобы ничего не пропустить, так реалистично воспринималось второе действие оперы. Обворожительна была Марфа Юлия Маточкина , она меня сегодня совершенно очаровала, растрогала и убедила. Голос певицы звучал так красиво, бархатно, взволнованно, что Марфа для меня обрела плоть и кровь, стала вызывать сочувствие и интерес. В этой героине чувствовалась такая сила, которая позволила ей решится на ужасающую смерть.
Модест Мусоргский
Опера «Хованщина» с 7 февраля 2022 по 21 февраля 2024, Мариинский-2 (Новая сцена) в Санкт-Петербурге — дата и место проведения, описание и программа мероприятия, купить билет. Действительно, по глубине, по духу «Хованщина» могла бы стать самой русской оперой, доведи композитор свой авторский замысел до конца. Именно этот вариант использован в фильме-опере «Хованщина» (1959 г., режиссёр Вера Строева, сценарист и композитор Д. Д. Шостакович). Однако сила драматургии и специфика «Хованщины» позволяют говорить о том, что опера по сути хоровая. Опера (народная музыкальная драма) в пяти действиях. подробная информация, 12+. Легендарной (без всякого преувеличения) постановке Леонида Баратова в 2015 году исполнилось 55 лет — ровно столько она идёт на сцене Мариинского театра.