Владельцев электросамокатов заставят ставить их на учёт и платить штрафы. Для того чтобы окончательно понять, нужны ли права на электросамокат, надо определиться, к какому виду участников дорожного движения относится его обладатель. В этой статье мы разберем, нужны ли права на электросамокат в 2022 году, расскажем об изменениях в ПДД и о том, на каких электросамокатах можно ездить без прав.
Россиян заставят регистрировать электросамокаты и гироскутеры через «Госуслуги»
Изменения ПДД 2023 для СИМ: Что поменялось для пользователей электросамокатов с 1 марта 2023 года | Таким образом, любой владелец самоката, мощность которого не превышает 0.25 кВт или 250 Ватт, согласно Правилам, является пешеходом, и права на этот вид транспорта ему не нужны. |
Нужны ли права на электросамокат? В ГИБДД рассказали основные правила | На электросамокат нужны водительские права: какой категории, как получить, куда заберут байк у нарушителя. |
Нужны ли права на квадроцикл, мотоблок, велосипед, электровелосипед в 2023 году? | Точка в многолетних спорах о том, нужно ли относить электрические самокаты к транспортным средствам или нет, поставлена. |
Россиян заставят регистрировать электросамокаты и гироскутеры через «Госуслуги»
Юридический статус владельцев электросамокатов и СИМ во многом будет похож на статус автовладельцев. Отвечаем на важные вопросы: нужны ли права на электросамокат, где и с какого возраста можно ездить, какие штрафы существуют и как действовать при ДТП. На электросамокат нужны водительские права: какой категории, как получить, куда заберут байк у нарушителя.
Навигация по записям
- Новые ПДД для электросамокатов: что изменилось?
- Кататься на мощном электросамокате можно только после получения водительских прав и трезвым?
- Нужны ли права на электросамокат?
- Где станет разрешено ездить на электросамокате
Изменения ПДД
Эти два пункта не касаются велосипедистов, для которых сохраняются действующие санкции штраф в размере от 1 тыс. Превышение установленной скорости движения велосипеда или СИМ будет караться штрафом от 500 до 800 руб. За нарушение требований ПДД к перевозке грузов и к буксировке водителей СИМ или велосипедистов предлагается наказывать штрафом в 1 тыс. За нарушения правил перевозки людей например, езду двух человек на одном самокате будут наказывать штрафом от 2 тыс. За перевозку детей штраф может составить 5 тыс.
Предполагается, что за нетрезвое управление придется заплатить до 30 тысяч рублей, причем за отказ от медосвидетельствования потребуют еще 30 тысяч. За превышение скорости оштрафуют на сумму до пяти тысяч, за катание нескольких человек на одном электросамокате или велосипеде — до трех тысяч. Перевозка детей на самокате будет грозить штрафом в пять тысяч рублей. Если водитель бросит СИМ на месте аварии, его также заставят заплатить до пяти тысяч, а если не остановится по требованию полицейского — до 800 рублей.
Увы, пока ПДД в этой сфере практически не действуют. Ограничения по скорости по факту работают только для прокатных самокатов: в случае аварии по крайней мере можно отследить, кто и при каких обстоятельствах ее спровоцировал. В случае с частными самокатами у правоохранителей нет никакой информации о владельцах. Регулирования в Российской Федерации в этой сфере до сих пор нет. Минтранс ввел ограничения: самокаты до 25 килограммов могут ездить по пешеходным дорожкам, соответственно, больше 25 килограммов — по дорогам общего пользования справа. Проблема только в том, что самокаты никто никогда не взвешивал, отсутствует система их сертификации, а, как следствие, и разграничение их по весу. Поэтому самокаты сейчас пользуются абсолютными преимуществами, и их владельцы ездят, нарушая все возможные правила и не неся никакой ответственности.
Нужны ли права на электросамокат 2023 году С 2013 года в РФ существует новая транспортная категория в которую входят скутеры, мопеды и квадроциклы. Эта категория обозначена буквой "М". К этой категории стали также относиться электросамокаты и другие гаджеты, которые подпадают по своим характеристикам под статью ПДД. И так исходя из этого закона управляющий электросамокатом с мощностью двигателя более 250 Вт обязан иметь при себе водительское удостоверение категории "М". Если мощность электродвигателя менее 250 Вт, то водитель такого средства приравнивается к пешеходу и не обязан иметь права на данное транспортное средство. На какие электросамокаты требуются права? После выхода закона для управляющих транспортными средствами категории "М" в 2014 году, правоохранительные органы практически не обращали внимание на водителей электротранспорта данной категории, из-за малого количества этих средств на улицах страны. Вопрос стали подымать с 2018 года, когда количество двухколёсных увеличилось во много раз в городах из-за высокой популярности.
Средство индивидуальной мобильности должно быть оборудовано тормозной системой, звуковым сигналом, световозвращателями сзади и по бокам, а также фарой фонарем белого цвета спереди. Новый статус не распространяется на обычные самокаты и роликовые коньки. Дата публикации на сайте: 07.
Электросамокаты признаны транспортным средством. Нужны ли права и регистрация в ГИБДД?
Можно перемещаться, не обращая внимания на дорожные пробки и расписание, а заодно приятно проводить время. Но на практике обладание электросамокатом налагает на его владельца не только права, но и обязанности. И одна из них напрямую касается соблюдения ПДД, которые хоть и не выделяют этот вид транспорта в отдельную категорию, все же распространяются на любые моторные средства передвижения. Нужны ли права на электросамокат?
Где, и как можно ездить на маломощном личном транспорте с экологичным мотором? На какие электрические самокаты нужны документы, чем грозит их отсутствие? Все эти вопросы вызывают большой интерес у любителей активного отдыха.
Чтобы ответить на них, стоит подробнее изучить: как и где выдают права на электросамокаты с мотором мощностью больше 250 Вт. На какие модели нужно водительское удостоверение? Выбирая модель электрического самоката райдерам теперь нужно уделять внимание не только дизайну средства передвижения или известности бренда.
Придется еще учесть и мощность двигателя, и скоростные характеристики приобретаемого девайса. Связано это с тем, что на электросамокаты с мотором мощностью не больше 250 Вт с 2014 года продолжают распространяться те же правила, что и для пешеходов. Управлять любыми электросамокатами, характеристики которых выходят за рамки 250 Вт мощности, без водительского удостоверения категории M, A1, B запрещено.
Соответственно, нет никакого смысла выбирать мощный девайс для подростка младше 16 лет.
Введены новые дорожные знаки, ограничивающие или регламентирующие передвижение самокатов в определенных зонах. В «медленных» зонах например, парках , в которых установлены специальные знаки, можно двигаться со скоростью максимум 5—10 километров в час. Регламентировано движение рядом с пешеходами. Ехать неподалеку от них можно только в случае, если рядом нет велодорожки или если водитель самоката едет вместе с ребенком до 14 лет на другом СИМ. При весе СИМ больше 35 килограммов можно двигаться только по дорогам. За нарушения прописаны штрафы. В частности, при наезде на пешехода или причинении легкого вреда здоровью штрафы составляют от 1000 до 1500 рублей. Такая же вилка предусмотрена за нарушения, допущенные в состоянии алкогольного опьянения.
В некоторых случаях можно отделаться меньшим штрафом: например, за переезд по пешеходному переходу могут оштрафовать на 800 рублей, а за создание помех другим участникам дорожного движения — на 1000 рублей. Что планируют ввести В четверг, 20 июля, на круглом столе в Общественной палате обсуждалась ситуация с СИМ. В ходе выступления заместитель директора департамента госполитики в области автомобильного и городского пассажирского транспорта Минтранса Владимир Луговенко обратил внимание, что ведомство планирует ввести новые правила для водителей электросамокатов. В частности, предполагается, что обгон пешеходов будет ограничен: данный маневр СИМ разрешат совершать на скорости не выше 10 километров в час.
То есть права на электросамокат не нужны. Однако из данного правила есть исключения. Согласно пункту 1. А если водительского удостоверения нет, то необходимо получить права категории М. Человека, который перемещается на электросамокате с двигателем мощнее 250 Вт, можно отнести как к пешеходу, так и к водителю мопеда. В последнем случае, если у него не будет прав категории М, его можно привлечь к ответственности по ст.
Однако это не всегда находит поддержку у суда: - в целях применения других статей главы 12 КоАП РФ под транспортными средствами понимаются транспортные средства, на управление которыми в соответствии с законодательством РФ о безопасности дорожного движения предоставляется специальное право; - в соответствии с п. К мопедам приравниваются квадрициклы, имеющие аналогичные технические характеристики; - в соответствии с п. Однако существует и иная практика.
Новые ПДД для электросамокатов: что изменилось?
Езда вдоль обочины разрешена только при наличии прав на вождение. Независимо от типа средства передвижения мощный самокат или велосипед , езда в нетрезвом виде запрещается даже по тротуарам. Это предотвращает возникновение рисков для пешеходов. На владельцев самокатов мощностью более 250 Вт распространяется требования ПДД. За нарушение правил владельцы привлекаются к ответственности. ПДД для езды на скутере или электросамокате запрещают: перевозку пассажиров; катание в не застегнутом шлеме или без него; буксировку других самокатов или иных СИМ. Перспективы мобильного транспорта Спрос на электрические самокаты продолжает возрастать.
Это связано с популяризацией экологичных средств передвижения. Во всем мире ведутся изменения в инфраструктуре, позволяющие сделать пользование экологичным транспортом удобнее.
Исключения — дороги, где из правых полос можно поворачивать налево например, такие встречаются у Т-образных перекрестков. Да, но до 14 лет двигаться по автомобильным дорогам запрещено, однако можно использовать тротуары и пешеходные зоны, а если ребенок старше 7 лет — и велодорожки. Ездить по пешеходным переходам на СИМах, как и на велосипедах, запрещено: перед проезжей частью нужно спешиться. Впрочем, это не дает водителям права игнорировать едущих через переход нарушителей: автомобилист должен руководствоваться пунктом 10. Более того, если пользователь СИМа не успевает переехать дорогу через регулируемый переход, при включении зеленого автомобилисты должны дать возможность завершить маневр здесь СИМы уравнены с пешеходами.
При переезде проезжей части вне перекрестка пользователи СИМов должны уступать дорогу всем участникам дорожного движения. При проезде перекрестков по обочинам или краям проезжих частей СИМы должны руководствоваться общими правилами, то есть учитывать сигналы светофора, знаки приоритета и так далее. Поскольку СИМы являются транспортным средством, они должны уступать дорогу пешеходам, которые пересекают дорогу по переходам. Только если это предусмотрено конструкцией СИМа. Для детей младше 7 лет должны быть специально оборудованные места. Нет, шлемы обязательны для мопедистов при движении по дорогам.
Почему нельзя проехать пешеходный переход на самокате — так же быстрее? На нерегулируемом пешеходном переходе водитель автомобиля может не успеть отреагировать на человека, который быстро приближается на СИМ.
Идя пешком, вы будете в зоне видимости водителей и не будете создавать помех при движении другим пешеходам. Один самокат — один человек Почему вдвоем небезопасно? При падении вдвоем или втроем травмы могут быть серьезнее, чем если бы упал один человек. Самокат рассчитан на одного. Если на него встанут двое или трое, он может сломаться во время поездки. Управлять самокатом будет намного сложнее — из-за перевеса и неправильного распределения массы легко потерять равновесие даже на простых поворотах, а любая неровность будет угрожать падением. Управляйте самокатом трезвыми Почему запрещена езда в нетрезвом виде? Самокатом, как и автомобилем, нужно управлять.
Во время поездки пользователь самоката пересекается с другими участниками дорожного движения — пешеходами, велосипедистами, автомобилями. Чтобы поездка прошла без травм, нужна высокая концентрация на протяжении всей поездки. Алкоголь замедляет реакцию, что может привести к ДТП. Движение самокатов регулируется специальными дорожными знаками разрешающими, ограничивающими, запрещающими. Табличка 8. В случае нарушения правил пользователю СИМ может быть выписан административный штраф в размере от 800 до 1,5 тыс. В случае нарушения новых правил пользователю может быть выписан штраф. Меня может остановить сотрудник Госавтоинспекции?
Да, пользователи средств индивидуальной мобильности должны останавливаться по указанию сотрудников патрульных служб Госавтоинспекции Страхование ответственности для СИМ Когда вы арендуете самокат в сервисах, на время поездки действует базовое страхование. В случае, если произошло столкновение с третьим лицом, ущерб ему будет компенсирован за счет сервиса. Также перед поездкой в приложении вы можете также оформить расширенное страхование.
Ограничения для электросамокатов В первую очередь законодатели ограничили максимальную скорость движения СИМ. Причем при езде по пешеходным дорожкам и в пешеходных зонах максимальная скорость — не выше скорости пешехода, т. Вес самоката с приводом не должен превышать 35 кг.
А если СИМ более тяжелый, то ехать среди пешеходов нельзя. Мощность двигателя перестала иметь значение. Также запрещается ездить на СИМ по пешеходным переходам. По Правилам можно подъехать к переходу, спешиться, и перекатить его через проезжую часть. Ограничили и возраст электросамокатчиков. Управлять СИМ имеет право любой ребенок, достигший возраста 7 лет, но только в зоне движения пешеходов.
Вне пешеходных зон, дорожек и тротуаров имеют право двигаться только лица, достигшие 15 лет. Нельзя возить на СИМ любые грузы, выступающие за габарит самоката на 500 мм в любую сторону. Разумеется, нельзя передвигаться на нём нескольким лицам. Любые загородные поездки в сумерках и в темное время суток должны осуществляться исключительно в одежде со световозвращающими элементами независимо от того, какими световыми приборами оборудован СИМ. Нужны ли права на электросамокат Наконец, последнее — потребуются ли водительские права и какую категорию нужно открывать, чтобы законно управлять СИМ. И здесь жителей России ждет приятный сюрприз.
Законодатели не пошли по пути других стран и не требуют, чтобы электросамокатчики сдавали экзамены в ГИБДД и получали права.
Нужны ли права на электровелосипед и электроскутер в 2023 году?
Депутаты Госдумы разработали поправки к закону «О государственной регистрации транспортных средств в РФ», согласно которым владельцы средств индивидуальной мобильности (СИМ) должны будут ставить их на учет. Но за ДТП пользователи электросамокатов будут нести ответственность, как пешеходы, а не как автомобилисты, поэтому права для управления СИМ не ввели, документы на такой транспорт возить с собой не нужно, и аптечки не предусмотрены. Главная Блог Полезные статьи Нужны ли права на электросамокат. В статье мы выясним, действительно ли в 2024 году на электросамокаты надо сдавать на права, какая мощность должна быть у устройства, чтобы можно было кататься на нём без них, могут ли лишить за управление самокатом и другие вопросы.
Кататься на мощном электросамокате можно только после получения водительских прав и трезвым?
Нужны ли водительские права для управления электровелосипедом, электромотоциклом, электроскутером? И надо ли их регистрировать (ставить на учет) в ГИБДД? Нужны ли права для электросамокатов, моноколес, гироскутеров и сигвеев? Но за ДТП пользователи электросамокатов будут нести ответственность, как пешеходы, а не как автомобилисты, поэтому права для управления СИМ не ввели, документы на такой транспорт возить с собой не нужно, и аптечки не предусмотрены. Правила дорожного движения (ПДД) для электросамокатов и гироскутеров в России, предусмотренные штрафы, перевозка детей и грузов. Новые ПДД для владельцев электрических самокатов начнут действовать с 1 марта 2023 года. Что нового в правилах для самокатов и моноколёс, какие штрафы для самокатов возможны? Сегодня вы узнаете, нужны ли права на электросамокаты в 2023 году!
Правила езды на электросамокате в 2023 году: что изменилось
С заботой о пассажирах Ряд нововведений продиктован заботой о безопасности пассажиров общественного транспорта. Например, введены новые требования к скорости автобусов. Кроме того, всем водителям придется привыкнуть останавливаться за общественным транспортом, на котором зажглось табло "Внимание, пассажир". Обычно это трамваи, которые высаживают пассажиров прямо на проезжую часть или на остановочные пункты, на ней организованные. До сих пор водители следом идущего транспорта должны были просто пропустить пассажиров, которые входят в трамвай или выходят из него. Теперь же они обязаны остановиться, когда такое табло на транспорте зажглось, и тронуться только после того, как оно погаснет. Разметка меняет цвет Новации коснулись и разметки.
Так, в терминах правил появился новый: "Островок направляющий". Это элемент обустройства автомобильной дороги, расположенный на одном уровне с проезжей частью либо приподнятый над ней и обеспечивающий благоприятные условия разделения и слияния транспортных потоков. С этим островком все давно знакомы. Более того, он и в ГОСТе есть. А вот в Правилах дорожного движения появился только теперь. А главное - появился запрет на остановку на таких островках.
До недавнего времени это было довольно спорным вопросом. Прямой запрет на остановку распространялся исключительно на островки безопасности. Кстати, он сохраняется. Также с 1 марта появляется разметка нового цвета - синего. Она обозначает, что выделенная такой разметкой парковка - платная. Очевидно, что автомобилистам будет нетрудно привыкнуть к новым Правилам.
Большинство поправок де-юре утверждают то, что уже так или иначе применялось де-факто. Труднее придется тем, кто передвигается на электросамокатах, гироскутерах и моноколесах. До сих пор в зависимости от мощности устройства они приравнивались к пешеходам или водителям мопедов. Но с обретением нового статуса к пользователям средств индивидуальной мобильности предъявляются новые требования и соответственно санкции за их нарушение.
На технике мощностью менее 250 Вт разрешено передвигаться только там, где это позволено велосипедам и безмоторным транспортным средствам. Выезд на них на проезжую часть строго воспрещен. Где можно получить права?
Для получения водительских прав категории M для управления электросамокатом будущему участнику дорожного движения придется пройти обучение по управлению мопедом. Осуществляется оно аккредитованными автошколами и состоит из 72-105 часов теории и 18 часов практического перемещения по полигону, где условия приближены к реальной обстановке на дороге. Без этого обязательного этапа сегодня получить документ будет невозможно. С 2014 года экзамен могут принимать и сами автошколы, при наличии у них необходимого технического обеспечения. Для получения водительского удостоверения категории M при наличии прав A1 или B не требуется прилагать дополнительные усилия. Оно засчитывается автоматически, с таким документом можно ездить на электросамокате по проезжей части. Категории M будет недостаточно, придется снова проходить обучение и получать права с пометкой A1.
Не получится стать обладателем водительского удостоверения категории M людям, поставленным на учет в ПНД или наркологическом диспансере. Существуют и ограничения по остроте зрения. В любом случае в обязательном порядке придется получать и предоставлять в автоинспекцию справку из поликлиники о состоянии здоровья по установленной форме. Водитель должен пройти обучение в автошколе перед тем, как впервые выехать на улицы или дороги в черте города и загородные трассы.
Их масса не должна превышать 35 кг. По словам Митрошина, уже сейчас есть набор инструментов для измерения массы и скорости перемещения этих транспортных средств. Если будет угроза безопасности дорожного движения, сотрудник Госавтоинспекции может вмешаться. Об ответственности, пьяном вождении СИМ и безопасности Ответственность пользователей средств индивидуальной мобильности наступает по ст. Максимальный штраф составляет до 1,5 тыс. Вместе с тем источник ТАСС, близкий к разработке вопроса, сообщил, что также могут появиться и новые специальные формы ответственности за нарушения ПДД на электросамокатах и других СИМ.
За наезд на пешехода и причинение вреда здоровью легкой и средней тяжести следует штраф 1,5 тыс. Электросамокаты, гироскутеры и велосипеды не нужно регистрировать в ГАИ, на них пока что не нужно получать права и оформлять страховку. Велосипед — СИМ или нет, что можно и нельзя водителям велосипедов Владельцы велосипедов и электровелосипедов — это отдельная категория на дороге L.
Изменения ПДД
Вместе с тем источник ТАСС, близкий к разработке вопроса, сообщил, что также могут появиться и новые специальные формы ответственности за нарушения ПДД на электросамокатах и других СИМ. Правоохранители также вправе на общих основаниях освидетельствовать пользователей СИМ на состояние опьянения. По его словам, раньше статистика дорожно-транспортных происшествий с их участием не велась, потому что не было понимания, что юридически представляют собой средства индивидуальной мобильности. Председатель Мосгордумы Алексей Шапошников подчеркнул в беседе с ТАСС, что электросамокаты стали не только средством передвижения, но и фигурантами оперативных сводок - в Москве в прошлом году зафиксировано почти 200 аварий с их участием, в том числе со смертельным исходом. В новой редакции ПДД, содержащей большое количество изменений, в том числе долгожданное введение нового понятия "средства индивидуальной мобильности", которое будет использоваться для обозначения электросамокатов, сигвеев, моноколес и прочих аналогичных транспортных средств - мы с коллегами [из Мосгордумы] долго "бились" за закрепление в правилах этого четкого определения, и вот наши усилия увенчались успехом на федеральном уровне", - добавил Шапошников.
Стало очевидно, что, несмотря на то что водители электросамокатов их ещё называют райдерами — от английского rider Правилами дорожного движения ПДД в отдельную категорию участников дорожного движения пока не выделены, им всё равно придётся придерживаться требований, которые предъявляются ко всем, кто управляет транспортными средствами. А это значит, что теперь при любых нарушениях, связанных с электросамокатами, с большой долей вероятности ситуация будет оцениваться именно как транспортное происшествие, — считает заведующий Западной коллегией адвокатов города Москвы Александр Инютин. Исходя из этой логики, если электросамокат — это транспортное средство, а управляет им водитель, то для этого транспорта должны действовать все пункты ПДД, которые содержат "Водитель обязан…" и "Транспортное средство должно…". Соответственно, за нарушения правил дорожного движения тот, кто управляет электросамокатом, должен нести административную ответственность наравне с другими участниками движения.
А это значит, что все возникающие разбирательства, скорее всего, будут вестись с учётом аналогии права и нового решения ВС. То есть такого же принципа регулирования, как у автомобилистов, мотоциклистов и даже велосипедистов, пока не будет. Более того, осенью прошлого года уже были разработаны поправки, согласно которым в ПДД предлагается внести новый вид транспорта, названный "средства индивидуальной мобильности" СИМ.
Это значит, что в правах должна быть отмечена категория М. Вы можете ездить по проезжей части, строго соблюдая описанные выше условия. Разрешенная мощность Чтобы облегчить работу регулировщикам движения и объяснить правила владельцам транспортных средств, были выделены 3 большие подгруппы: велосипеды: мощность до 250 Вт; мопеды: мощность от 250 кВт до 4 кВт; мотоциклы: мощность от 4 до 15 кВт. В связи с этой классификацией часто возникают споры по вопросу отнесения маломощных электросамокатов к определенной категории. Сомнения участников дорожного движения вполне понятны. Современный электрический самокат Сегодня зафиксированы случаи, когда электросамокаты мощностью до 250 Вт были ошибочно отнесены ко второй подгруппе.
Современный электрический самокат Сегодня зафиксированы случаи, когда электросамокаты мощностью до 250 Вт были ошибочно отнесены ко второй подгруппе. После судебных разбирательств ошибки были учтены. Таким образом, под категорию ТС, для которых необходимо предъявлять ВУ, попадают только самокаты с двигателем мощностью более 250 Вт. Как можно получить права Специально получать права для управления электросамокатом мощностью более 250 не нужно, если у вас водительское удостоверение класса Б. Вы допущены к управлению скутером, мопедом, электросамокатом, квадроциклом по умолчанию.
Можно ли ездить на электросамокате без прав Если вы приобрели маломощный электросамокат, то права для управления не нужны.
ПДД для электросамоката и гироскутера
Нужны ли права на электросамокат в России: что в законе | А нужны ли права в России в 2023 году на электросамокат? |
Нужны ли права на электросамокат? | Как же все-таки быть, нужны ли права категории М на данную модель, или ГИБДД придирается и сами не знают правил. |
Мощность электросамоката для езды без прав 🦈 | Юридический статус владельцев электросамокатов и СИМ во многом будет похож на статус автовладельцев. |
Новые правила вводят для любителей электросамокатов. Новости. Первый канал | На электросамокат нужны водительские права: какой категории, как получить, куда заберут байк у нарушителя. |
Новые правила для электросамокатов вступили в силу. Рассказываем, как теперь кататься | Нужны ли права на электросамокат в 2023 году? |
Главные новости
- В Госдуму внесли законопроект о штрафах для пользователей электросамокатов и велосипедистов / Хабр
- Где разрешено ездить на электросамокатах
- Правила катания на электросамокате в 2023 году
- Статус есть, контроля нет: многие владельцы электросамокатов не слышали о новых правилах движения
Россиян заставят регистрировать электросамокаты и гироскутеры через «Госуслуги»
На электросамокатах любой массы разрешается ездить по правому краю проезжей части дорог. Например, нужны ли права на этот вид транспорта, с какого возраста можно ездить на электросамокате и что делать, если сбили вы или вас. Нужны ли права на этот вид транспорта?