Наши предки изначально отмечали его 1 марта, потом 1 сентября и только после решения Петра 1 Новый год был перенесен на 1 января. Получается, что Новый год 1 января мы отмечаем исключительно благодаря прихоти Петра. Когда и почему стали праздновать новый год в ночь с 31 декабря на 1 января. Более 200 лет, с 1492 по 1699 год, русский народ и Русская Православная Церковь праздновали Новый год 1 сентября.
Почему русский Новый год перенесен на 1 сентября?
- От Рождества к «пролетарскому» Новому году
- Сколько дат празднования Нового года было на Руси в допетровские времена
- Как Пётр I изменил главный праздник в году
- Почему Новый год отмечали в сентябре
- История Нового года: как отмечали праздник наши предки
От Рождества к «пролетарскому» Новому году
В России обычай отмечать Новый год в ночь с 31 декабря на 1 января появился благодаря императору Петру I. Ранее с принятия христианства в 988 году его отмечали 1 марта, а в 1492 году датой начала года закрепили 1 сентября. 20 декабря 1699 года Пётр I подписал указ о переходе России на новое летосчисление — с тех пор Новый год стали отмечать не 1 сентября, а 1 января, как в Европе. Наши предки изначально отмечали его 1 марта, потом 1 сентября и только после решения Петра 1 Новый год был перенесен на 1 января. Традиция праздновать наступление нового года насчитывает не одну тысячу лет. Новый год отмечали жители древней Месопотамии, Египта, Греции, Римской империи, Китая. По указу Петра Великого Новый год стали отмечать с 1 января 1700 года.
История празднования Рождества и Нового года: от Российской империи до СССР 1930-х гг
В условиях «пятидневки» отмечать любые религиозные праздники становится затруднительным. Ёлка, с которой прочно ассоциируется Рождество, теперь активно клеймится пережитком прошлого и «поповским» обычаем. Многочисленные детские авторы пишут стихи и прозу про отважных школьников, которые не хотят идти на поводу у родителей и участвовать в рождественских торжествах. Интересно, что у антиёлочной кампании был ещё и экологический предлог: вырубка леса для пустых украшений признавалась настоящим преступлением против природы. Итак, отныне установка ёлки и рождественская суета — «религиозный яд». Однако старинную традицию невозможно запретить в одночасье. Обыватели продолжали ставить ёлки у себя дома, хоть и не без опаски — ведь по улицам ходили общественники, заглядывавшие в окна.
Пятигорск, 1936 год. Рассказывает очевидец событий того времени: «В 1928—1929 годах против религии были приняты самые крутые меры. Тогда, по следам заявления Сталина о том, что «жить стало лучше», в «Правде» вышел текст Павла Постышева, известного партийного деятеля. Постышев, никак не привлекая внимания к религиозной основе праздника, предлагает вернуть детям новогоднюю ёлку. В своем воззвании он говорит: «Комсомольцы, пионер-работники должны под новый год устроить коллективные ёлки для детей. В школах, детских домах, в дворцах пионеров, в детских клубах, в детских кино и театрах — везде должна быть детская ёлка!
Дети во время новогоднего представления. Автор неизвестен. С этого момента ёлки и новогодние маскарады были разрешены на официальном уровне. В своей риторике власть игнорирует Рождество — оно становится праздником скорее для прихожан храмов. Начинает издаваться всевозможная литература про Новый год, открываются фабрики по изготовлению ёлочных игрушек. Деревья теперь украшаются не только ватой и сладостями, как это было раньше, но и шарами с надписью «РККА», фигурками артистов по мотивам фильма «Цирк», игрушками-самоделками.
Важным элементом стали детские вечеринки. С 1936 года начинают проводить большую ёлку для школьников в Колонном зале Дома союзов. Попасть туда можно было только по приглашению. В школах, по воспоминаниям современников, работали целые «ёлочные комиссии», которым поручалось подготавливать праздники для детей, заботясь обо всём: от украшений и пригласительных билетов до подарков и культурной программы вечера. Московский школьник Олег Черневский так описывает своё 31 декабря 1937 года: «…пошли в комн[ату] N 24 там было угощение: мандарины, конфеты, печенье и т. Были и напитки.
В юлианском календаре каждый год длится в среднем 365 дней, присутствует раз в четыре года и високосный год. Однако существует такое понятие, как тропический год — это тот период времени, в течение которого происходит цикл смены различных времен года из-за движения Солнца по отношению к наблюдателю с Земли. Но все же точность была не полной! По юлианскому календарю продолжительность каждого года оказывается больше продолжительности тропического года на 11 минут и 14 секунд. Казалось бы, величина небольшая. Однако каждые 128 лет это смещение суммировалось в одни сутки! И почти за полторы тысячи лет существования юлианского календаря это смещение составило целых 10 суток. Данное смещение влияло на один очень важный для христиан всего мира день — на праздник Пасхи. Как известно, этот религиозный праздник отмечается в первое воскресенье, наступающее после полнолуния, выпадающего на день весеннего равноденствия. Но из-за несовершенства юлианского календаря празднование Пасхи смещалось по отношению ко дню весеннего равноденствия.
Введенный при папе Григории XIII григорианский календарь "выровнял" образовавшееся из-за тысячелетнего доминирования юлианского календаря смещение в 10 дней и учел некоторые нюансы, связанные с високосным годом. При этом день празднования нового года остался прежним — 1 января, хотя сам григорианский календарь "распространялся" по миру достаточно медленно. Ievgenii Meyer Изначально на него перешли европейские страны, затем от юлианского календаря стали отказываться в колониях стран Европы по всему миру. Впрочем, несмотря на тот факт, что разница между датами григорианского и юлианского календарей за каждые 400 лет увеличивается на трое суток, переход на новую систему счисления дат осуществлялся не повсеместно и не сразу.
Регент Новгородского Антониева монастыря диакон Кирик писал по этому поводу в 1136 г. Переведя с древнерусского на русский, в обычном году считалось 354 дня, а на "високосный" год добавляли не 1 день, как сегодня, а полноценный месяц в 30 дней. По вышеуказанной причине начало славянского нового года не могло приходиться на одну и ту же дату юлианского календаря, а скользило по числам марта, падая в некоторые годы даже на февраль или апрель. Так, в 1-й Новгородской летописи читаем: "В лето 6645 1137 г. Однако в календаре, введённом ещё по указу Юлия Цезаря, никаких перемещений не было и летописцам приходилось постоянно напоминать об этом своим читателям в более поздние времена. К примеру, Никоновская летопись сообщает о полном затмении Луны 10 марта 1476 г.
А, например, в Черниговской летописи под 1703 г.
Однако, после долгих пыток посол решается на побег и добирается до приграничного Пскова, а оттуда — в Москву. Однако, без документов, утерянных в дороге, его отказываются принять ко двору. Явившись без документов и, самое главное, без подарков, немецкий посол явно не вызвал доверия со стороны царского двора. Однако, изворотливый Шиль и тут выпутался: в качестве подарка он предложил свои часы, которые в то время были в России большой редкостью.
Гулянья в Марьиной Роще, 1845. Доподлинно неизвестно, как выглядели первые часы и тот экземпляр, который был подарен Шилем Борису Годунову, но точно известно, что после этого подарка Годунов смилостивился над злоключениями несчастного немецкого посла, и с тех пор эти часы брал с собой на все крупные торжества, в том числе выставлял на видном месте в Грановитой палате во время празднования Нового года. Как заметил сам посланник, великий князь на протяжении 12 дней кормил всех своих приближенных щедрыми обедами, а обычным служивым людям даровал годовое жалование. Этот обычай праздновать первый день нового года сохранился вплоть до первых Романовых. В соответствии с нормативами придворного регламента «Дворцовыми разрядами» 1674 боярам предполагалось «по 100 рублев, окольничим по 70 рублев, думным дворянам и дьякам по 50 рублев…».
Надо отметить, что это были немаленькие суммы по тем временам, сравнимые с годовым жалованием профессионального ремесленника. Но были и особо ценные подарки, например, во времена Алексея Михайловича боярин Долгорукий за подавление восстания Степана Разина получил от царя в дар соболиную шубу стоимостью около 370 рублей, расшитую серебром и золотом. Федоскинская лаковая миниатюра с новогодними сюжетами. В основном, в большом ассортименте были мучные изделия и разные каши. Начинки для пирогов — вот, где было настоящее разнообразие: с гороховой кашей, грибами, рыбой или мясом.
Для детей пекли пироги с творогом, маком и ягодами.
Комоедица: почему славяне праздновали Новый год в марте
отгуляла,или вот новый год праздновать,когда от старого еще два месяца осталось.,,Что же касается даты 1 марта, то не исключено, что славяне переняли ее у римлян. ". символ Нового года. 20 декабря 1699 года Петр I подписал указ о переходе России на новое летоисчисление и переносе празднования Нового года с 1 сентября на 1 января. В преддверии наступления нового, 2017-ого года редакция ТАСС-ДОСЬЕ подготовила материал об истории новогоднего праздника в России. Отпраздновав в 1699 году наступление нового года в последний раз по древнему обычаю в сентябре, Петр издал 19 декабря указ, согласно которому новый год начинался с 1 января. До 1700 года Новый год праздновался 1 сентября. Пётр 1 поменял дату на 1 января.
То в сентябре, то в марте, то без ёлки, то с оливье: как в России отмечали Новый год
До 1700 года Новый год праздновался 1 сентября. Пётр 1 поменял дату на 1 января. Новый год начинался на Руси с появлением новой Луны в первые весенние дни, близкие к весеннему равноденствию. Мы не всегда праздновали Новый год с таким размахом, как сегодня. Получается, что Новый год 1 января мы отмечаем исключительно благодаря прихоти Петра. Традиция праздновать наступление нового года насчитывает не одну тысячу лет. Новый год отмечали жители древней Месопотамии, Египта, Греции, Римской империи, Китая.
От Рождества к «пролетарскому» Новому году
Как стали праздновать Новый год после реформы Петра I. Праздновать Новый год по европейским традициям решил Петр I, вернувшийся на родину после Великого посольства в 1698 году. Мы не всегда праздновали Новый год с таким размахом, как сегодня. Для него Новый год стал веселым и долгожданным праздником с красивой елкой и подарками, а Рождество вообще не отмечали. В 1699 году Петр I издал указ, согласно которому началом года стали считать 1 января. Отпраздновав в 1699 году наступление нового года в последний раз по древнему обычаю в сентябре, Петр издал 19 декабря указ, согласно которому новый год начинался с 1 января.
Почему Новый год отмечали в сентябре
Почти 40 лет назад, в 1453 году, Константинополь был завоеван Османской империей, а в 1472 году великий князь Иван III женился. С их женитьбой и введением 1 сентября в качестве празднования Нового года 20 лет спустя Иван III послал. Эта политическая и религиозная концепция, позже известная как «Москва, третий Рим», была принята преемниками Ивана III. Почему Петр Великий поставил Новый год на 1 января? Более 200 лет, с 1492 по 1699 год, русский народ и Русская Православная Церковь праздновали Новый год 1 сентября. Это стало прочной традицией. Между тем европейцы жили по совершенно другим календарным системам — сначала по юлианскому календарю известному как «Старый стиль» , а с 1582 года по григорианскому календарю, который мы используем до сих пор также известный как «Новый стиль». Эти два календаря начались с Рождества Христова, а не с дня творения. Их также было намного легче вычислить и прочитать, чем византийский календарь, и год начинался 1 января, а не с марта или сентября. Петр Великий считал международную торговлю одним из ключевых факторов развития России. Ему было ясно, что русские должны праздновать Новый год так же, как европейцы, чтобы успешно торговать с Европой.
Различные празднования Нового года представляли проблему: в Европе начало сентября было типичным рабочим месяцем, в течение которого заключались сделки и подписывались контракты — в России, с другой стороны, люди праздновали Новый год и имели неделю или больше. Для Петра Великого это означало только одно — потерю денег.
Елку срубит топором, Отпустивши злую шутку. Впрочем, традиции огромной страны нельзя переломить в короткий срок. Особенно если учесть, что большевикам в ту пору приходилось решать гораздо более важные задачи, нежели формирование идеологии в отношении зимних праздников. Неизбежно возникла путаница, во многих местностях Рождество продолжали праздновать вполне официально.
Сам Владимир Ленин порой посещал рождественские елки для детей, что по недоразумению оказалось отражено в официальных хрониках. Когда новая власть приступила к формированию трудового законодательства, Рождество, как один из популярных народных праздников, даже было объявлено нерабочим днем Постановление Пленарного заседания Совета профессиональных союзов от 2 января 1919 г. Однако уже в 1929 году это решение было отменено, а празднование Рождества запретили. Официальная "реабилитация" традиции зимних праздников состоялась в 1935 году. В номере от 28 декабря газета "Правда" опубликовала подробное письмо Первого секретаря Киевского обкома ВКП б Павла Постышева, посвященное оправданию этой традиции. Постышев писал: "В дореволюционное время буржуазия и чиновники буржуазии всегда устраивали на Новый год своим детям елку.
Дети рабочих с завистью через окно посматривали на сверкающую разноцветными огнями елку и веселящихся вокруг нее детей богатеев. Почему у нас школы, детские дома, ясли, детские клубы, дворцы пионеров лишают этого прекрасного удовольствия ребятишек трудящихся Советской страны? В итоге встреча 1936 года была организована централизованно в масштабах всей страны, а наступление следующего, 1937, года отмечалось с большой помпезностью. В Москве установили две "главных" елки в парке Горького и на Манежной площади, в Доме Союзов провели Бал-карнавал отличников учебы. В 1939 году была издана знаменитая повесть Аркадия Гайдара "Чук и Гек", завершающаяся радостным празднованием Нового года. Так Новый год стал официальным советским праздником.
О Рождестве, естественно, на государственном уровне никто больше не вспоминал. Старые пропагандистские рассказы и картинки про Ленина на елке прочно связали с Новым годом и только с ним. Потихоньку праздник обрастал советской атрибутикой: елку украсила красная звезда в сочетании с игрушками в виде пионеров, трактористов и "царицы полей" кукурузы. На новогодних утренниках детям рассказывали о величии СССР. Впрочем, одновременно широкую славу обрели такие архаические языческие персонажи, как Дед Мороз и Снегурочка. В отличие от образа Иисуса Христа, языческие мифы считались уже отмершими и потому безобидными для атеистической идеологии.
Славься, Сталин наш родной! Ознакомившиеся с западными традициями россияне пытались придумать персонажа, аналогичного Санта Клаусу святому Николаю или "рождественскому деду". Однако эта традиция приживалась плохо: языческий дух зимы и холода Мороз все же был по преимуществу злым персонажем. И лишь в советские годы добрый Дед Мороз стал общепризнанным символом Нового года. Новый год считался в первую очередь детским праздником, поэтому власти не видели смысла в освобождении взрослых от работы. Любопытно, что тем же указом День Победы 9 мая считавшийся выходным с 1945 года был объявлен рабочим днем.
Некоторые историки утверждают, что таким образом Иосиф Сталин пытался принизить значение Победы и "поставить на место" ветеранов, которые благодаря своему жизненному опыту могли представлять серьезную опасность для власти.
Праздник после Октябрьской революции После Октябрьской революции 1917 г. В Кремле, пострадавшем от обстрелов в ноябре 1917 г.
Совет народных комиссаров РСФСР Совнарком принял декрет о введении в России западноевропейского григорианского календаря декрет подписан председателем Совнаркома Владимиром Лениным 26 января. Согласно документу, следующий день после 31 января 1918 г. Русская православная церковь не признала эти новшества и сохранила свое летоисчисление по юлианскому календарю.
Поэтому православное Рождество стали отмечать не 25 декабря по юлианскому календарю , а 7 января. В первые советские годы традиция рождественских и новогодних праздников сохранялась. Для детей государственных и партийных деятелей елки проводили в Большом Кремлевском Дворце.
Однако в середине 1920-х гг. Тогда же появились предложения перенести встречу Нового года с 1 января на 7 ноября День Октябрьской революции. Этого делать не стали, но официальные новогодние торжества были отменены как "буржуазные" и "поповские пережитки".
Возрождение праздника в советские годы 28 декабря 1935 г. В ней автор предложил положить конец "неправильному осуждению елки": "В дореволюционное время буржуазия и чиновники буржуазии всегда устраивали на Новый год своим детям елку... Почему у нас школы, детские дома, ясли, детские клубы, дворцы пионеров лишают этого прекрасного удовольствия ребятишек трудящихся Советской страны?
Какие-то, не иначе как "левые" загибщики ославили это детское развлечение как буржуазную затею". На следующий день в "Правде" было опубликовано постановление секретаря ЦК ВЛКСМ Александра Косарева о проведении 1 января комсомольцами и пионерами елок в школах, детских клубах и детских домах - "весело и без занудства". Его речь была посвящена событиям на фронтах Великой Отечественной войны.
В том же году в Колонном зале Дома Союзов была организована елка для детей и молодежи. На празднике присутствовал главный новогодний персонаж - Дед Мороз в исполнении артиста эстрады Михаила Гаркави , спустя год вместе с ним елку вела Снегурочка. В новогоднюю ночь 1944 г.
Paзбyженный «медведь» pевел и гoнялcя зa девyшкoй, пocле чегo нaчинaлиcь игpищa, oтнюдь не вcегдa пpиcтoйные. Пpaвocлaвнaя вcтpечa нoвoлетия Пocле пpинятия Pycью пpaвocлaвия, дyхoвники бopoлиcь c язычеcкими пoвеpьями, кoтopые тo и делo пoявлялиcь в paзных меcтaх вплoть дo XV векa. Oдним из метoдoв тaкoй бopьбы был пеpенoc пpaздникoв, и Hoвый гoд пеpенеcли нa пpoтивoпoлoжнoе вpемя гoдa — нa 1 cентябpя, кoгдa coблюдaть oбpяды cмыcлa не былo: впеpеди былa зимa, для язычникa oлицетвopяющaя cмеpть. Былo этo cделaнo, кaк yкaзывaет в cвoей cтaтье «Kaлендapь и тpyдoвaя деятельнocть челoвекa» филocoф Baлентинa Гищенкo, тoлькo в 7001 гoдy oт coтвopения миpa в 1492 гoдy , пoтoмy чтo paнее ждaли кoнцa cветa, кoтopый дoлжен был нacтyпить в 7000 гoдy. Koгдa cтaлo яcнo, чтo oжидaние иcтеклo, a «миpy еще быть», дyхoвенcтвo зaнялocь пpoблемaми и ввелo нoвyю дaтy нoвoлетия. И цapь, и пaтpиapх, и бoяpе, и cтpельцы Пpaзднoвaние нoвoлетия oткpывaлocь 31 aвгycтa вечеpней cлyжбoй и в пoлнoчь цеpкoвный кoлoкoл вoзвещaл o нacтyплении нoвoгo гoдa. Чин нaчинaлcя пoд кoлoкoльный звoн тopжеcтвенным выхoдoм пaтpиapхa из Уcпенcкoгo coбopa; зaтем к немy пpиcoединялcя цapь co cвитoй.
История Нового года. Каким он был до Петра I?
В сентябре новый год праздновала Византия, которая переняла этот обычай от Иудеев. Большинство россиян сейчас широко отмечают Новый год, а Рождество всерьез празднуют лишь религиозные люди. Более 200 лет, с 1492 по 1699 год, русский народ и Русская Православная Церковь праздновали Новый год 1 сентября.