Великий пост состоит из шести недель.
Страстная седмица-2024: как провести неделю православным новороссийцам
Первая седмица Великого поста отличается особенною строгостью, а Богослужение особенной продолжительностью. НАЗВАНИЕ НЕДЕЛЬ ВЕЛИКОГО ПОСТА #ХрамВоскресенияХристоваселоВоскресенье #великойпост Великий пост для христиан — это семь недель и каждая из них имеет свое название. Даты начала Великого поста 2024 года, перечень разрешенной еды, правила поста — читайте в материале. Последняя седмица называется Страстной — в эту неделю вспоминают о его последних днях земной жизни, страданиях и смерти. Первая неделя (седмица) Великого поста и последняя — Страстная седмица — наиболее строгое время. Например, в первые два дня первой великопостной седмицы Церковным уставом предписывается полное воздержание от пищи.
Великий пост 2023: даты, суть, календарь питания
Единственная уставная служба с пением Акафиста Лазарева Суббота — отлич. Часть воскресной службы перенесена на субботу, т. Вайи Господский праздник. Критского на утрене.
На 1 седмице канон делится на 4 части и прочитывается в первые 4 дня на великом повечерии - читается первая часть жития Марии Египетской - 50 псалом - канон А. Критского целиком полный канон есть 2 песнь - по 3-й песни седален - читается 2 часть Марии Египетской. В великопостный период Церковь отлагает в богослужении всякую торжественность.
И прежде всего она не совершает самого торжественного христианского богослужения — полной литургии в седмичные дни Великого поста, за исключением суббот и воскресений. Особенно широко используется чтение Псалтири. Во все церковные службы вводится молитва св.
Ефрема Сирина с великими поклонами. Наконец, дневные церковные службы- третий, шестой и девятый час — Церковь соединяет с вечерней для указания времени, до которого должен простираться дневной пост. С понедельника вечером по четверг первой седмицы Великого поста на великом повечерии читается канон св.
Андрея Критского. Внешнее отличие канона св. Андрея Критского от других канонов состоит в том, что он имеет все 9 песней включая 2-ю , и к каждому тропарю поется припев: «Помилуй мя, Боже, помилуй мя».
В среду и четверг к покаянному канону прибавляются несколько тропарей в честь св. Марии Египетской, обратившейся от глубокого падения к высокому благочестию. Впоследствии к этому канону были прибавлены тропари в честь творца его — св.
Определены эти дни специально, чтобы не оставлять души умерших без церковного поминовения на протяжении всех 48 дней поста. Первая неделя Великого поста отличается особенной строгостью. С понедельника по четверг на вечерних службах читается покаянный канон святого Андрея Критского. Многие христиане стараются в эти дни попасть на службу в храм. Если вам еще не понятен смысл того, что читается в храме, то можно распечатать себе текст покаянного канона на русском языке. И следить за ходом богослужения по нему.
Торжество Православия. Святитель Григорий Палама. Благовещение Пресвятой Богородицы. Крестопоклонная - вынос на поклонение Честного Креста Господня. Преподобный Иоанн Лествичник. Чтение полностью Великого покаянного канона Андрея Критского с добавлением чтения жития преподобной Марии Египетской.
Совместное пение Акафиста Пресвятой Богородице. Преподобная Мария Египетская.
Ниже Вы найдете информацию о сухоядении, пище без масла и днях полного воздержания от пищи. Все это давняя монастырская традиция, которая даже в монастырях не всегда может быть соблюдена в наше время. Такая строгость поста не для мирян, а обычная практика — это воздержание от яиц, молочной и мясной пищи в пост и в строгий пост — воздержание еще и от рыбы.
Что можно есть в Великий пост Во время Великого поста можно есть любые продукты растительного происхождения. В качестве источников белка можно использовать бобовые и заменители мяса из сои. Также можно есть овощи как свежие, так и соленые, маринованные или квашеные , фрукты, любые крупы, орехи и сухофрукты.
Пить можно чай, квас, кофе без молока, компот, кисель, альтернативное молоко и что угодно, в чем не содержатся продукты животного происхождения. Но опять же, всегда нужно помнить о том, что главная суть поста заключается в отказе от искушений, поэтому если в обычной жизни вы бесконтрольно пьете кофе или газировку, на время поста стоит как минимум ограничить потребление таких напитков. На сладкое постящиеся могут есть горький шоколад, халву, мармелад, козинаки, варенье и выпечку без яиц и молока. К слову, яйца можно легко заменить бананом, который ничуть не хуже выступает связующим звеном в тесте. Календарь питания в Великий пост по дням Самые строгие периоды Великого поста — первая и последняя Страстная неделя. В первый день поста принято полностью отказаться от еды, такое же правило для Страстной пятницы — это день, в который состоялся суд над Христом и его распятие. Также многие православные христиане отказываются от еды в Великую субботу, которая предшествует Воскресению Христову. В будние дни принято ограничиваться одним приемом пищи вечером, по субботам и воскресеньям можно есть два раза: в обед и вечером.
Также по выходным разрешено пить вино, но не больше 200 мл, а людям с зависимостью от алкоголя употребление строго запрещено на протяжение всего поста. Важно понимать, что строгое соблюдение всех требований Великого поста обязательно только для священнослужителей, монахов и послушников. Если же вы ведете обычную жизнь и работаете пять дней в неделю, тем более если работа эта сопряжена с физическим трудом, полное воздержание от пищи или ее однократный прием могут быть просто опасными для здоровья. Поэтому всегда ориентируйтесь на свое состояние и потребности желудка — цель поста не в том, чтобы заморить голодом христиан и обеспечить их проблемами со здоровьем. Великий пост для православных христиан про совершенствование и духовный рост, поэтому если у вас от голода начинает болеть живот и кружиться голова, не нужно ждать вечера и терпеть. Кому можно не поститься Разумеется, соблюдать пост можно только здоровым людям без хронических заболеваний и проблем.
Питание в Великий пост в 2023 году по дням
Великий пост - шестая седмица (седмица ваий) 2024 | Великий пост появился на заре христианства, но не всегда был таким, каким мы знаем его сегодня. |
Календарь постов на 2024 год для православных | Последним днем Масленой недели, предваряющей начало длительного и строгого Великого поста, стало Прощеное воскресенье. |
Страстная седмица-2024: когда ждать её начала и что означает каждый день недели?
Великий пост в 2024 году: когда начинается, даты, суть, что можно и нельзя есть, традиции | Общественная служба новостей узнала, что можно делать и как питаться в первую неделю Великого поста 2024. |
Какую роль Великий пост играет в жизни верующих и как правильно его провести? | Каждая неделя Великого поста имеет название и значение. |
Вербное воскресенье. Что можно и что нельзя делать 28 апреля 2024 года - Погода | 4 недели и 3 седмицы: с 25 февраля у православных христиан начинается подготовка к Великому посту. |
Календарь питания на Великий пост-2023. Правила на каждый день
Великий пост — меню на каждый день для мирян в 2024 году | В 2024 году время Великого поста — с 18 марта по 4 Святой Четыредесятницы называется Великим постом в связи с особой важностью его установления. |
Шестая неделя Великого поста. Рецепты постных блюд | С этой недели до пятой недели Великого поста за Всенощным бдением после чтения Евангелия поется покаянная молитва "Покаяния отверзи ми двери". |
Почему в Церкви четыре поста?
Уточним, что сухоядение в эти дни предписано церковным уставом Типиконом , в котором говорится: «…якоже в 1-ю седмицу святаго сего Поста, сице и в сия дни, в великий Понедельник, во Вторник и в Среду поститися подобает» Глава 49, стр. Обсуждая то, как правильно питаться в последнюю неделю Великого поста, надо сказать, что в первые её дни следует по возможности принимать пищу только раз в сутки. Исключение делается для детей, больных людей и лиц пожилого возраста. В течение дня можно пить несладкий чай, травяные настои и другие напитки без сахара. В Великий четверг 2 мая 2024 года в рационе допускаются послабления: постящимся позволительно есть дважды. Разрешены горячие блюда с добавлением растительного масла. Можно также выпить немного вина в память о последней трапезе Иисуса с учениками, когда он предсказал предательство одного из них. Однако этот напиток нужно разбавлять водой на три части воды берется одна часть красного вина. Согласно Типикону, для монахов в четверг день возможны три варианта приема пищи: по обычному Палестинскому последованию разрешено одно блюдо, но дозволено вкушение вареной пищи с растительным маслом; по Студийскому уставу — одно вареное блюдо, но дополненное сочивом любой кашей и бобовыми; по уставу Святой Горы Афон — два вареных блюда с елеем и вином.
Пища вкушается после вечерни, соединенной с литургией святого Василия Великого, то есть вечером, после 15. Особо строгим рацион становится в последние дни Страстной седмицы. О возможности соблюдать строгий пост следует поговорить с вашим духовником. Какие предписания должны соблюдаться в последние дни Великого поста? В Великую пятницу Христос был осужден и приговорен к смерти на кресте, и это самый трагический день в году. В Страстную пятницу, которая в 2024 году приходится на 3 мая, многие верующие не принимают пищу и даже отказываются от воды до выноса плащаницы во время церковной службы. Если вам сложно полностью отказаться от еды, можно съесть немного хлеба и выпить воды после вечерней службы. Великая Суббота 4 мая 2024 года до появления первой звезды также считается временем строгого поста.
Затем рекомендовано сухоядение. В этот день принято освящать в храмах пасхальную еду.
Критского целиком полный канон есть 2 песнь - по 3-й песни седален - читается 2 часть Марии Египетской. В великопостный период Церковь отлагает в богослужении всякую торжественность. И прежде всего она не совершает самого торжественного христианского богослужения — полной литургии в седмичные дни Великого поста, за исключением суббот и воскресений. Особенно широко используется чтение Псалтири. Во все церковные службы вводится молитва св. Ефрема Сирина с великими поклонами. Наконец, дневные церковные службы- третий, шестой и девятый час — Церковь соединяет с вечерней для указания времени, до которого должен простираться дневной пост. С понедельника вечером по четверг первой седмицы Великого поста на великом повечерии читается канон св.
Андрея Критского. Внешнее отличие канона св. Андрея Критского от других канонов состоит в том, что он имеет все 9 песней включая 2-ю , и к каждому тропарю поется припев: «Помилуй мя, Боже, помилуй мя». В среду и четверг к покаянному канону прибавляются несколько тропарей в честь св. Марии Египетской, обратившейся от глубокого падения к высокому благочестию. Впоследствии к этому канону были прибавлены тропари в честь творца его — св. Служба св. Феодору Тирону начинается в пятницу с вечерни соединяющейся с литургией Преждеосвященных Даров. В конце литургии, сразу же по заамвонной молитве, поется молебный канон св. Феодору и благословляется коливо в конце молебна.
Молебен состоит из чтения 142-го псалма, пения на «Бог Господь...
Обратите внимание! В дни сухоядения запрещены вино и растительное масло даже если эти продукты были приготовлены без какой-либо термической обработки! Также нельзя употреблять горячие напитки — чай, кофе, компоты, различные отвары и др. Горячая пища без масла Во вторник и четверг Великого поста в 2023 году питание по дням предполагает употребление горячей пищи растительного происхождения, в приготовлении которой не использовалось растительное масло или другие жиры. К таким блюдам относятся: легкие супы овощные или грибные ; каши; макаронные изделия; овощи и фрукты, запеченные в духовке.
В эти дни разрешены горячие напитки кофе, чай, компоты, отвары… то по прежнему запрещены вино и подсолнечное масло любого способа приготовления.
Но есть и другая версия. На заре христианства люди могли пройти таинство крещения лишь в определенные дни в году, как правило, это были дни больших праздников, например, Пасхи. Чтобы подготовиться к этому событию, нужно было долгое время поститься и молиться. Со временем другие христиане стали присоединяться к посту, чтобы поддержать таким образом тех, кто только планирует принять христианство. Кому нельзя соблюдать пост И хотя церковь приветствует всевозможные ограничения, есть люди, которым не рекомендуется соблюдение поста: Беременные и кормящие женщины, Дети, Люди, болеющие острыми или хроническими заболеваниями. Другими словами, соблюдать пост можно только тем, кто здоров, если говорить об ограничении питания.
Но не в этом главный смысл поста, а в воздержании от соблазнов и искушений. Что нужно делать во время Великого поста Молиться. Если вы никогда не молились до этого, попробуйте начать с одной молитвы в день. Почитайте Евангелие. Если молиться у вас получается, начните ходить в храм. Если ваши воскресенья и без поста начинаются с церковной службы, можно ходить в церковь и в будние дни. Помогать людям.
Питание в Великий пост в 2023 году по дням
Общественная служба новостей узнала, что можно делать и как питаться в первую неделю Великого поста 2024. Последний день перед началом Великого поста, который называется Прощенное воскресенье, — один из самых важных за все подготовительные недели. Феодора Тирона в пятницу 1-й седмицы Великого поста. Христиане последнюю неделю Великого поста называют «Страстной седмицей». Великий пост 2023 года начнется сразу после завершения Сырной недели, или Масленицы. Великий пост для христиан — это семь недель (седмиц) напряженного духовного труда.
Великий пост: что можно и нельзя делать и есть, запреты
Вели́кий по́ст — центральный пост во всех исторических церквях, цель которого — подготовка христианина к празднованию Пасхи; соответствующий период литургического года. ТРЕТЬЯ НЕДЕЛЯ Великого поста называется КРЕСТОПОКЛОННОЙ: в службе этой Недели Церковь прославляет святой Крест и плоды крестной смерти Спасителя. Христиане последнюю неделю Великого поста называют «Страстной седмицей». Великий пост в 2024 году начинается 18 марта – 4 мая. Неделя ваий — древнейшая из всех недель Великого поста и единственная из них, непосредственно связанная с евангельскими событиями.
Великий пост-2024: главные правила и постное меню
В богослужении этой седмицы и воскресенья наряду с сокрушением о греховном состоянии человека восхваляется пост как путь к такому внутреннему благодатному озарению. Григорий Палама Православное учение о посте с особенной силой раскрывается в воспоминании во вторую седмицу святого Григория Паламы, архиепископа Солунского, чудотворца XIV в. Святой Григорий, сам великий подвижник Афона, известен как защитник Православия и обличитель еретического учения Варлаама, калабрийского монаха, отвергавшего православное учение о благодатном свете, просвещающем внутреннего человека и иногда открывающемся видимо, например, как это было на Фаворе и Синае. Варлаам не допускал возможности достигнуть этого озарения молитвой, постом и другими духовными подвигами самоотвержения. На созванном по этому поводу Соборе в Константинополе в 1341 году святой Григорий Палама, названный сыном Божественного света, обличил еретиков и защитил учение о Свете Божественном, несотворенном, присносущном, которым сиял Господь на Фаворе и которым озаряются подвижники, достигающие такого озарения посредством молитвы и поста. Третья Неделя Великого поста называется Крестопоклонной, так как в это воскресенье Церковь прославляет Святой Крест и духовные плоды Крестной смерти Спасителя. Значение Креста Христова для подвизающихся в посте объяснено Церковью в богослужебных песнопениях в многоразличных образах и подобиях.
Подобно сеннолиственному дереву, дающему густую тень и доставляющему прохладу и отдых утомленному путнику, Крест Христов посреди подвигов поста доставляет верующим прохладу и ободрение к завершению труда. Крест Христов, как знамя победы над смертью, приуготовляет нас к радостному прославлению Победителя ада и смерти. Крест Христов сравнивается с древом, усладившим горькие воды Мерры, с древом жизни, насажденным посреди рая. Благовестие о Кресте и поклонение ему утешительно напоминают нам о приближающемся светлом празднике Воскресения Христова. Кроме прославления Святого Креста, на котором Господь смирил Себя до смерти, в богослужении четвертой седмицы Великого поста обличается фарисейская гордость, осужденная Богом, и восхваляется мытарево смирение. Начиная со среды Крестопоклонной седмицы на литургиях Преждеосвященных Даров до Великой среды произносятся особые ектений о готовящихся к просвещению крещению.
Иоанн Лествичник В богослужении четвертой Недели воскресенья Церковь предлагает высокий пример постнической жизни в лице подвижника VI века преподобного Иоанна Лествичника , с 17 до 80 лет подвизавшегося на Синайской горе и в своем творении «Лествица рая» изобразившего путь постепенного восхождения человека к духовному совершенству по лествице души, возводящей от земли к вечно пребывающей славе. Таких степеней в «Лествице» указано 30, по числу лет земной жизни Спасителя до Его вступления на общественное служение роду человеческому. Это богослужение поэтому называется иначе Марииным или реже: Андреевым стоянием. В практике оно совершается в среду вечером. Житие разделяется при чтении на две части: одна часть читается после кафизм, вторая — по третьей песни канона. Житие преподобной Марии составил святой Софроний , патриарх Иерусалимский 638 — 644 , а святой Андрей Критский , присланный от патриарха Иерусалимского Феодора на Трулльский, VI Вселенский Собор 680 — 681 , принес Житие святой Марии вместе со своим каноном.
Чтение канона святого Андрея и Жития святой Марии Египетской в четверг пятой седмицы на утрени установлено на этом Соборе. Андрей Критский и Мария Египетская В среду пятой седмицы на вечерне, относящейся к четвергу, кроме обычных стихир на «Господи, воззвах», поются 24 покаянных стихиры Великого канона — творение святого Андрея Критского.
Прощеное воскресенье помогает православным христианам войти в Великий пост с чистым сердцем, свободным от бремени взаимных обид. Поэтому первый день продолжительного поста был назван Чистым понедельником. Фото: Никита Чудин. RU Чистый понедельник: что нужно сделать У первого дня Великого поста, помимо Чистого понедельника, есть еще несколько названий.
В старину его называли: Жилявый понедельник; Тужилки по Масленице; Полоскозуб. Наши предки начинали Чистый понедельник с богослужений в церкви. В храмах в этот день читают молитвы о покаянии. Традиция сохранилась и сейчас. Помолившись, люди возвращались домой и приступали к уборке. После Масленицы и шумных посиделок полагалось навести порядок, ведь Великий пост нужно встречать и проводить в убранном доме.
Чистый понедельник требует опрятности во всем. Это требование распространяется и на внешний вид. В старину люди ходили в баню, обливались колодезной водой, самые крепкие — окунались в прорубь, надевали чистую одежду. Если новых вещей не было, следили за тем, чтобы в старой не было потертостей и дыр. Чистый понедельник считается хорошим временем для пересадки комнатных растений. Еще в старину люди заметили, что цветы хорошо укореняются и активно растут.
Едой, оставшейся от Масленицы, кормили домашний скот и животных, в том числе — бездомных.
Однако есть и другая версия. На заре христианства перед Крещением будущим чадам Церкви было предписано усиленно молиться и поститься. Крестины проходили несколько раз в год, да и то — по большим праздникам, одним из которых была Пасха. Желающих принять Крещение называли оглашенными. Так в солидарность с оными крещенные христиане тоже соблюдали пост и сугубо молились о спасении всего мира. Пост был установлен не одномоментно, практика и опыт пощения приобретались в течение многих лет.
И сейчас современный устав обязывает чад Церкви поститься 47 дней. В эту неделю верующие отказываются от мяса, что помогает им постепенно входить в постную диету. Святая Четыредесятница — дни, когда мы идем навстречу Богу. Через ограничение в пище, молитву и покаяние в грехах мы постепенно приближаем себя ко встрече с Христом Воскресшим. Так вместе с Богом мы встречаем самый главный христианский праздник — Пасху. Светлый праздник Пасха: когда наступит и как ее правильно встретить Питание в Великий пост Самыми строгими неделями Поста считаются первая и Страстная Седмица. Усердные христиане в эти дни порой даже не вкушают ничего сытнее кусочка хлеба и воды.
Но этот подвиг под силу далеко не всем. К еде во время Поста нужно подходить разумно. Ни в коем случае не нужно слушать чужих советов и шерстить Интернет. Опирайтесь на собственные силы, здоровье и благословение священника, у которого исповедуетесь. Он, как никто другой, знает и чувствует ваше духовное состояние.
Освящение колива иначе кутий совершается в пятницу первой седмицы на Преждеосвященной литургии, по заамвонной молитве и молебном пении великомученику Феодору. Во многих храмах в пятницы или по воскресеньям совершается умилительный богослужебный обряд, именуемый пассией от лат. Совершается он на повечерии в пятницу или за вечерней в воскресенье в первую, вторую часто со второй , третью и четвертую седмицы поста и состоит из чтения Евангелия о Страстях Христовых, пения песнопений Страстной седмицы — «Тебе, одеющагося светом, яко ризою», «Приидите, ублажим Иосифа приснопамятнаго» и других — и поучения. О пассиях в Церковном уставе не говорится. Чин пассий был впервые помещен в конце Триоди цветной, изданной в 1702 году архимандритом Киево-Печерской Лавры Иоасафом Кроновским.
В конце описания чина сказано: «Сия вся воспоминаются по совету, а не по повелению, яже вся под разсуждение Церкви Святыя Православныя подаются». Первая Неделя воскресенье Великого поста называется иначе Неделей, или торжеством, Православия. В этот день совершается воспоминание торжества Православия, установленного в Византии в первой половине IX века в память окончательной победы Православной Церкви над всеми еретическими учениями, возмущавшими Церковь, особенно над последней из них — иконоборческой, осужденной Седьмым Вселенским Собором в 787 году. В эту Неделю совершается особое богослужение, называемое чином Православия. Чин этот составлен Мефодием, патриархом Константинопольским 842 — 846. Победа Православия первоначально была отпразднована в первую Неделю Великого поста, и, таким образом, основание празднования в этот день торжества Православия историческое. Чин Православия состоит в основном из молебного пения и совершается в кафедральных соборах после прочтения часов пред литургией или после литургии на средине храма, пред иконами Спасителя и Божией Матери. Вторая седмица и воскресенье Великого поста называются седмицей и Неделей светотворных постов: Церковь молит Господа о благодатном озарении постящихся и кающихся. В богослужении этой седмицы и воскресенья наряду с сокрушением о греховном состоянии человека восхваляется пост как путь к такому внутреннему благодатному озарению. Григорий Палама Православное учение о посте с особенной силой раскрывается в воспоминании во вторую седмицу святого Григория Паламы, архиепископа Солунского, чудотворца XIV в.
Святой Григорий, сам великий подвижник Афона, известен как защитник Православия и обличитель еретического учения Варлаама, калабрийского монаха, отвергавшего православное учение о благодатном свете, просвещающем внутреннего человека и иногда открывающемся видимо, например, как это было на Фаворе и Синае. Варлаам не допускал возможности достигнуть этого озарения молитвой, постом и другими духовными подвигами самоотвержения. На созванном по этому поводу Соборе в Константинополе в 1341 году святой Григорий Палама, названный сыном Божественного света, обличил еретиков и защитил учение о Свете Божественном, несотворенном, присносущном, которым сиял Господь на Фаворе и которым озаряются подвижники, достигающие такого озарения посредством молитвы и поста. Третья Неделя Великого поста называется Крестопоклонной, так как в это воскресенье Церковь прославляет Святой Крест и духовные плоды Крестной смерти Спасителя. Значение Креста Христова для подвизающихся в посте объяснено Церковью в богослужебных песнопениях в многоразличных образах и подобиях. Подобно сеннолиственному дереву, дающему густую тень и доставляющему прохладу и отдых утомленному путнику, Крест Христов посреди подвигов поста доставляет верующим прохладу и ободрение к завершению труда.
Православный календарь на 2024 год
Крест во многом парадоксальный символ, поскольку в нём заключено и страдание, и избавление от страданий, благодаря тому, на что пошел Сын Божий ради человечества. Крест призван не давать верующим забыть о том, что на долю каждого приходится определённая мера страданий и бед, но с Божьей помощью, все они могут быть преодолены. Что можно есть в четвертую неделю поста Четвертая неделя поста относительно простая с точки зрения пищевых предписаний, и даже в некоторой степени она легче, поскольку в первый день седмицы, в третью неделю, отмечается праздник Благовещение. Средокрестная неделя 2024 Средокрестной называется Крестопоколнонная седмица в народной традиции. Середина Великого поста приходится на среду четвёртой Седмицы, и у неё тоже есть своё название - Средопостье. В народе этому времени уделялось особое внимание, поскольку до принятия христианства на Руси это был переломный момент - переход к летнему полугодию. В Средопостье было принято выпекать печенье кресты - в форме крестов, а также в виде различных сельскохозяйственных орудий: серпов, плугов и кос для того, чтобы год выдался урожайным.
На сладкое постящиеся могут есть горький шоколад, халву, мармелад, козинаки, варенье и выпечку без яиц и молока. К слову, яйца можно легко заменить бананом, который ничуть не хуже выступает связующим звеном в тесте. Календарь питания в Великий пост по дням Самые строгие периоды Великого поста — первая и последняя Страстная неделя.
В первый день поста принято полностью отказаться от еды, такое же правило для Страстной пятницы — это день, в который состоялся суд над Христом и его распятие. Также многие православные христиане отказываются от еды в Великую субботу, которая предшествует Воскресению Христову. В будние дни принято ограничиваться одним приемом пищи вечером, по субботам и воскресеньям можно есть два раза: в обед и вечером. Также по выходным разрешено пить вино, но не больше 200 мл, а людям с зависимостью от алкоголя употребление строго запрещено на протяжение всего поста. Важно понимать, что строгое соблюдение всех требований Великого поста обязательно только для священнослужителей, монахов и послушников. Если же вы ведете обычную жизнь и работаете пять дней в неделю, тем более если работа эта сопряжена с физическим трудом, полное воздержание от пищи или ее однократный прием могут быть просто опасными для здоровья. Поэтому всегда ориентируйтесь на свое состояние и потребности желудка — цель поста не в том, чтобы заморить голодом христиан и обеспечить их проблемами со здоровьем. Великий пост для православных христиан про совершенствование и духовный рост, поэтому если у вас от голода начинает болеть живот и кружиться голова, не нужно ждать вечера и терпеть. Кому можно не поститься Разумеется, соблюдать пост можно только здоровым людям без хронических заболеваний и проблем.
Поэтому если у вас анемия, диабет или заболевания ЖКТ, не стоит пускаться во все тяжкие и через силу соблюдать все предписания Великого поста. Также не советуют поститься детям до 14 лет, беременным и кормящим женщинам, пожилым людям. Если у вас есть особенности по здоровью, но все равно для вас важно соблюсти Великий пост, во-первых, посоветуйтесь со своим врачом, какие продукты вы можете безболезненно исключить из рациона. Также можете обратиться за советом к настоятелю церкви, в которую вы ходите. Даже если вы на период поста откажетесь от алкоголя, фастфуда, вечеринок и нецензурной лексики, проведете эти дни за чтением Библии и будете совершать пусть и маленькие, но добрые и искренние дела, это будет гораздо лучше, чем если вы просто будете изматывать организм голоданием.
Неделя о мытаре и фарисее появляется примерно в X-XI вв. Отмена поста в седмицу после Недели о мытаре и фарисее Принято считать, что пост в эту седмицу отменяется с целью обличения поста евангельского фарисея. Следует отметить, что этот смысл не был изначальным; правило отменять пост в эту седмицу появилось ранее, чем Неделя о мытаре и фарисее закрепилась на современном месте в календаре, и связано оно было с политикой противодействия влиянию армян-монофизитов. В Армянской церкви издревле существовал и существует до сих пор пятидневный пост, приходящийся на третью седмицу перед Великим постом как раз седмица после Недели о мытаре и фарисее. Точных сведений о причинах и времени происхождения этого поста нет: армянская традиция возводит установление поста в IV веке к деятельности святителя Григория Великого , просветителя Армении, а несториане которые также соблюдали этот пост говорили, что пост был введен во 2-й половине VI века вследствие эпидемии чумы как средство для умилостивления Бога. У армян пост получил название «араджаворац», что значит «передовой», то есть первый пост в календарном году. Этот пост соблюдается до сих пор. Сам «передовой» пост не имел догматической окраски. Однако из-за того, что армяне не приняли IV Вселенский Собор, византийцы с течением времени пост «араджаворац» стали воспринимать как еретическую особенность. Греческие церковные писатели резко осуждали эту практику поста, в результате чего появилось противоположное предписание — проводить всю седмицу после Недели о мытаре и фарисее как сплошную, не постясь в среду и пятницу. Впервые об этом обычае упоминает Никон Черногорец, писатель XI века. Скорее всего, изначально запрет поститься в среду и пятницу данной седмицы был адресован прежде всего тем христианам, которые жили в Палестине и Малой Азии поэтому это предписание вошло в Иерусалимский Устав , то есть на территориях, близких к Армении и где жило много армян. Целью этого запрета было стремление решительно отмежеваться от инославных. Вследствие распространения Иерусалимского Устава на всем Востоке и становится практика отмены поста в 3-ю седмицу перед Великим постом становится общецерковной. В нашем Типиконе описанная выше историческая причина кратко выражена в следующих словах: «Подобает ведати: яко в сей седмице иномудрствующии содержат пост, глаголемый арцивуриев. Мы же монаси на кийждо день, се же в среду и пяток, вкушаем сыр и яица, в 9-й час. Миряне же ядят мясо, развращающе онех веление толикия ереси». Неделя о блудном сыне Появилась по тем же причинам, что и Неделя о мытаре и фарисее — как закрепление рядового чтения из Евангелия от Луки по причине его соответствия идее приготовления к Великому посту. Неделя о блудном сыне была добавлена в IX веке; некоторые сохранившиеся древнейшие Триоди начинаются с Недели о блудном сыне; точно так же Устав Великой церкви IX в. Это означает, что на ранней стадии эта Неделя еще не имела своего привычного современного названия. Недели мясопустная и сыропустная Появляются уже в VI веке; в это время в предпоследнее воскресенье пред постом заканчивали есть мясную пищу, а, соответственно, последнее воскресенье было днем заговения на молочную пищу. В древней иерусалимской традиции в VII веке эти два дня уже имели особые чтения на литургии, о чем мы узнаем из сохранившегося грузинского перевода Иерусалимского Лекционария. Правда, те иерусалимские чтения отличались от нынешних, ибо современные чтения возникли позднее в рамках константинопольской традиции. Неделя 1-я Великого поста — Торжество Православия В современной службе Недели 1-й Великого поста следует различать основную и второстепенную памяти. Основным празднованием является воспоминание Церковью восстановления иконопочитания в 843 году и окончательное отвержение иконоборческой ереси. В 842 году умер последний император-иконоборец Феофил и в этом же году был смещен с константинопольской кафедры Патриарх-иконоборец Иоанн Грамматик. Иконоборчество к этому времени уже изжило себя, да и принявшая власть по смерти Феофила его жена императрица Феодора еще при жизни мужа была сторонницей почитания икон. При ее поддержке началась подготовка к торжественному восстановлению иконопочитания, которая заняла около года; после того как в начале 843 года был избран Патриархом святитель Мефодий, в Константинополе впервые был совершен чин Торжества Православия. По стечению обстоятельств это произошло 11 марта 843 года, как раз в 1-е воскресенье Великого поста то есть изначально не было стремления приурочить торжественное восстановление иконопочитания именно к 1-й Неделе поста. Однако этот прецедент положил основание той многовековой традиции, которая сохраняется и в настоящее время: праздновать именно в Неделю 1-ю Великого поста победу над иконоборчеством, с которой впоследствии была соединена идея торжества Церкви над всеми ересями вообще, потому этот день назван Торжество Православия. Вскоре после 843 года была составлена нынешняя служба Недели Православия; в песнопениях службы основной акцент сделан на богословии иконопочитания. В частности, говорится о том, что именно Воплощение Христа является основой почитания Образа кондак , что, целуя икону, мы воздаем честь тому, кто изображен на ней «честь бо образа, якоже глаголет Василий, на первообразное преходит», см. Лишь на заключительном этапе развития Триоди память о торжестве иконопочитания была расширена к прославлению торжества Церкви над всеми лжеучениями. Так, во 2-й стихире на стиховне малой вечерни упоминаются ересиархи прежних времен: «Ариева нечистая упразднися прелесть, Македониа, Петра, Севира же и Пирра: и светит Свет трисолнечный». Второстепенной памятью Недели 1-й поста в нынешнем Уставе является память всех святых пророков. До середины IX века как минимум в Константинополе именно память пророков совершали в 1-й воскресный день Великого поста. В современной службе только пророкам посвящены следующие молитвословия: 1-я и 2-я стихиры на «Господи, воззвах…» великой вечерни, «славник» на литии, литургийные чтения и канон на повечерии в Неделю вечером..
Тритекти и литургия Преждеосвященных Даров были тесно связаны с к-польской огласительной системой: за этими службами прочитывались важнейшие книги ВЗ Быт, Притч, Пс, Ис , по одному чтению на тритекти с 2 прокимнами и по 2 на вечерне с литургией Преждеосвященных Даров также с 2 прокимнами. Ради оглашаемых на литургии Преждеосвященных Даров произносился возглас «Свет Христов просвещает всех», а со 2-й половины поста - также и ектения «о просвещаемых» она произносилась и на полных литургиях. Особое значение, придаваемое середине поста как началу оглашения просвещаемых, позволило нек-рым исследователям предположить, что первоначально в К-поле В. Весь В. В течение В. Структура памятей В. IX-X вв. Она существенно отличается от древней иерусалимской; вполне вероятно, что новая к-польская система сформировалась в эпоху иконоборчества, т. Романа Сладкопевца VI в. В нек-рых памятниках, напр. Согласно Типикону Великой ц. В Типиконе неделя блудного сына названа просто «неделей перед мясопустом», что указывает на ее недавнее появление в предпасхальном цикле. Следующая отмеченная в Типиконе память - неделя мясопустная, когда читается евангельский рассказ о Страшном Суде Мф 25. На сырной седмице расписаны среда и пятница, суббота и воскресенье; в субботу совершается память преподобных постников, иерархов и священномучеников, в неделю - память святителей Флавиана К-польского и Льва Римского, императоров Маркиана и Пульхерии т. Для всех будних дней В. На 1-й седмице В. В 1-ю субботу В. В 1-е воскресенье - память ветхозаветных пророков Моисея, Аарона, Самуила и др. Поликарпа Смирнского Евангелие - Мк 2. В 4-е воскресенье - память св. Дометия Евангелие - Мк 9. В 5-ю субботу - собор Богородицы во Влахернах. В 5-е воскресенье - память мч. Зиновия Мк 10. После X в. Великопостный цикл в этих уставах основывается на послеиконоборческой к-польской лекционарной системе как в Типиконе Великой ц. Особенностью содержания и структуры В. Триодям является совмещение в службах неск. В Триоди есть песнопения на каждый день В. По сравнению с Типиконом Великой ц. Первоначально евангельская притча о мытаре и фарисее Лк 18.
Великий пост 2024
Великий пост завершается с наступлением Пасхи — главного православного праздника, установленного в память о воскрешении Иисуса Христа. Во 2-ю Неделю Великого поста празднуется память святителя Григория Паламы, митрополита Солунского, жившего в XIV веке. В первую и последнюю неделю Великого Поста в 2024 году пост соблюдается с особой строгостью.