Агафья Карповна — последняя представительница семьи старообрядцев Лыковых, бежавших в тайгу, когда коммунисты начали особо жестокие гонения на веру. У Лыковых объявились родственники, и в 1986-м году Агафья решила их навестить.
Агафья Лыкова: живучая отшельница из таежного тупика
Страна и мир - 9 марта 2024 - Новости Ханты-Мансийска - Агафья Лыкова не отмечала свой день рождения, ведь у старообрядцев идёт Великий Пост — период, когда верующие уделяют много времени молитве. Знаменитая отшельница Агафья Лыкова к 77 годам словно сама стала частью тайги, как воздух или вода её родной реки Еринат.
Юбилей переносится? Раскрыта новая дата рождения отшельницы Агафьи Лыковой
17 апреля отшельнице Агафье Лыковой, живущей в тайге на территории заповедника "Хакасский", исполнилось 79 лет. В 90-м году Агафья Лыкова приняла постриг в женском старообрядческом монастыре и дала обет безбрачия. — Зовут новую помощницу тоже Агафья, и она глубоко верующая и смиренная женщина, старовер, — рассказал «Комсомольской правде» Антон Лыков. Агафья Лыкова не отмечает Новый год, так как считает, что это несоответствует христианским убеждениям, поскольку этот праздник был введен Петром. И в какой-то момент Агафья Лыкова стала героиней моих лекций, потому что я все время приводил ее в пример. — Агафья Лыкова: последние новости — Феномен Агафьи Лыковой — Семья Лыковых.
Пользуется термоментром и мясорубкой, но боится штрих-кода: Как живет отшельница Агафья Лыкова
Новости по тегу: Агафья Лыкова. Знаменитая отшельница Агафья Лыкова к 77 годам словно сама стала частью тайги, как воздух или вода её родной реки Еринат. И в какой-то момент Агафья Лыкова стала героиней моих лекций, потому что я все время приводил ее в пример. Последние новости о персоне Агафья Лыкова новости личной жизни, карьеры, биография и многое другое.
Агафья Лыкова: живучая отшельница из таежного тупика
История семьи Лыковых в тайге и подробный рассказ о том, как отшельники появились в тех глухих местах, а также взаимоотношения данного семейства староверов с соседями и биографии отдельных ее представителей со слов Агафьи Лыковой повествует ее очевидец. Агафья Лыкова – отшельница, за судьбой которой давно наблюдают СМИ, о ней снимают фильмы, много говорят и пишут и это неудивительно – 74-летняя женщина. — Зовут новую помощницу тоже Агафья, и она глубоко верующая и смиренная женщина, старовер, — рассказал «Комсомольской правде» Антон Лыков. Кузбасская староверка Полина Илларионова, которая пожелала переехать на таежную заимку в соседнюю Хакасию, чтобы помогать известной отшельнице Агафье Лыковой, в РИА Новости, 06.11.2008. Биография Агафьи Лыковой.
КАК ЖИВЁТ АГАФЬЯ ЛЫКОВА СЕЙЧАС, СПЛАВ, ВЫЖИВАНИЕ 2022
Таежная отшельница Агафья Лыкова продолжает в свои 74 года жить одна в тайге. Агафья Лыкова не отмечала свой день рождения, ведь у старообрядцев идёт Великий Пост — период, когда верующие уделяют много времени молитве. В 2016 году Агафья Лыкова впервые за много лет покинула тайгу.
Агафья Лыкова — последняя из «робинзонов» «Таежного тупика»
Приходилось есть кору и жевать подошвы башмаков. Акулина отдавала всю свою еду детям — и скончалась от голода. Лыковы оставались глубоко верующими — у них была сложная схема богослужений, во многом благодаря которой Агафья и научилась грамоте. На их дом случайно наткнулся геолог.
История о семье отшельников, которые не выходили на связь с миром более 40 лет, попала в прессу. Специальный корреспондент газеты «Комсомольская правда» написал целую серию очерков о семье, позже они стали книгой.
Символы старообрядчества Старообрядчество с самого момента трагического раскола Русской Церкви являло ярчайшие образы подвижничества, исповедничества и Веры. В середине XVII века самым ярким образом стояния в вере явился подвиг братии святого Соловецкого монастыря, отказавшейся принять церковные реформы патриарха Никона и пострадавшей за это от царских войск.
Находившаяся в осаде долгие годы Соловецкая обитель стала символом иноческого и народного сопротивления «новолюбным затейкам» патриарха и царя Алексея Михайловича. После разорения обители выжившие старцы монастыря растеклись по всей православной Руси, неся весть о необоримых его исповедниках, заповедавших держаться Старой Веры. По мере создания и распространения произведений старообрядческой литературы всё большее значение приобретают апологеты старообрядчества и их сочинения, защищающие древлецерковые обычаи и предания. В начале XVIII века знаковым символом старообрядчества становится имя протопопа Аввакума и его сочинения — «Житие», послания христианам, письма царю и другие сочинения, переписанные в десятках тысяч экземпляров.
Уже позже, когда во времена императрицы Екатерины Второй путы государственного насилия несколько ослабли, на Руси появляются новые образы и символы Старой Веры. Одно лишь упоминание Рогожского, Преображенского, Громовского кладбищ, Иргизских монастырей и Керженских скитов вызывали в русском сердце отзвук милой старины, древлецерковного предания и истинной веры. Когда в 30-е годы XIX века гонения на старообрядчество возобновились, идеологи гонений хотели уничтожить или поколебать символы русского древлеправославия. Были разорены Иргизские и Керженские монастыри, запечатаны алтари Рогожских храмов, закрыты страноприимные дома Преображенского кладбища и других центров старообрядчества.
Спустя сто лет, уже в годы советской власти, новый режим идеологическим катком прошелся по оставшемуся культурному и духовному наследию старообрядчества. Безбожники стремились не только физически устрашить христиан, но стереть саму память, что и было фактически сделано к 70-м — 80-м годам XX века. Кто-то совсем забыл о вере своих предков. Другие, памятуя о своих корнях, не могли найти дороги к храмам.
Третьи вообще полагали, что старообрядчество давно исчезло. Но неожиданно в 1982 году вся страна заговорила о старообрядцах. В чём же было дело? Семья Лыковых.
Таежный тупик? Впервые о семье Лыковых поведала газета «Комсомольская правда» в 1982 году. Её специальный корреспондент, ведущий авторской рубрики «Окно в природу» Василий Михайлович Песков опубликовал серию очерков под общим названием «Таежный тупик», посвященных семье старообрядцев часовенного согласия Лыковых, проживавших у реки Еринат в горах Абаканского хребта Западного Саяна Хакасия. История о семье отшельников, не выходивших на контакт с цивилизацией более 40 лет, вызвала сильнейший резонанс в советское прессе.
Читателям всё было интересно — и местная природа, кормившая «таежных робинзонов», и сама по себе история семьи Лыковых, и способы выживания, выработанные за годы уединённого проживания в тайге, и, конечно, бытовые, культурные и религиозные традиции, служившие опорой таинственным отшельникам. Сам Песков впоследствии говорил, что сама публикация материалов о Лыковых далась ему непросто. Он долго не мог подступить к теме, сложно было рассказать в молодежной газете об отшельниках-староверах, не впадая в «антирелигиозные разоблачения». Тогда Песков решил, показав драму людей, восхититься их жизнестойкостью, вызвать чувство сострадания и милосердия.
И действительно, в книге главным образом было рассказано о судьбе семьи, характерах её членов и особенностях быта. Религиозным убеждениям Лыковых уделено совсем не много места. Журналист не скрывал факт своих атеистических воззрений и с предубеждением относился к любой религии. По мнению писателя, именно религия завела семью Лыковых в «таёжный тупик».
В его публикациях легко было заметить иронические интонации по поводу «темноты», «обрядоверия» и «фанатизма» Лыковых. Несмотря на то, что Песков четыре года подряд приезжал на лесную заимку и провел многие дни и часы в гостях у Лыковых, он так и не смог правильно идентифицировать их религиозную принадлежность. В своих очерках он ошибочно указал, что Лыковы принадлежат к странническому толку, хотя на самом деле они относились к часовенному согласию толками и согласиями назывались группы старообрядческих общин, объединенных схожим вероучением — прим. Тем не менее очерки Пескова, впоследствии ставшие книгой, открыли миру историю жизни семьи старообрядцев Лыковых.
Публикации Пескова не только помогли узнать обществу о жизни одной старообрядческой семьи, но и разбудили интерес в целом к старообрядческой теме. После книги Пескова Академия Наук и другие исследовательские институты организовали ряд экспедиций в Сибирь и на Алтай. Итогом их стали многочисленные научные и публицистические работы, посвященные истории и культуре старообрядчества восточной части России. О заимке Лыковых и других сибирских скитах, которые, как позже выяснилось, еще сохраняются в достаточном количестве в лесах Урала, Сибири и Алтая, был снят ряд фильмов, которые помогли создать положительный образ старообрядцев в СМИ.
Безусловно, семья Лыковых и особенно Агафья Лыкова сегодня являются важным информационным феноменом. Феноменом, который сыграл и продолжает играть важнейшую роль в российском информационном пространстве. Журналисты и съемочные группы продолжают посещать некогда тайное убежище Лыковых, а кадры, снятые там, распространяются на множестве телевизионных каналов. Поисковые системы рунета устойчиво показывают высокий интерес к личности Агафьи Лыковой, а количество запросов на её имя превышает рейтинги любого старообрядческого деятеля современности.
Непростой жизненный путь Лыковых Семья Лыковых, как и многие тысячи других семей старообрядцев переселялись на отдаленные территории страны главным образом по причине небывало длительных гонений со стороны государства и официальной церкви. Эти гонения, начавшиеся со второй половины XVII века, продолжались вплоть до начала 90-х годов века двадцатого. Христиане, отказавшиеся принять церковные реформы патриарха Никона и культурные реформы Петра Первого, оказались в ситуации крайней религиозной нетерпимости. Они подвергались жесточайшим казням, поражению в гражданских правах, фискальному гнёту.
За внешнее проявление веры, так называемое «оказательство раскола», их ссылали и бросали в тюрьмы. Гонения то затихали, то возобновлялись с новой силой, но никогда полностью не прекращались.
Летом они набирали воду в деревянное корыто и оставляли его на солнце. Затем они ополаскивали себя с помощью этой воды.
Кушать в одиночку Агафья Карповна - инокиня, которая исполняет духовную службу в сибирской тайге. Каждый день она проводит длительные молитвы. Она всегда принимает пищу в одиночестве. Не принимать помощь Любая помощь приветствуется, будь то от инспекторов заповедника "Хакасский" или волонтеров российского технологического института.
Они уже много лет заботятся о Карповне. Однако с "большой земли" дела обстоят иначе. Не копать землю лопатой По ее искреннему убеждению, огородик, расположившийся на горе у реки Еринат, нужно обрабатывать исключительно мотыгой - «копытить» Не дотрагиваться до чужих Причина этого запрета - страх перед заболеваниями. Не переезжать Вот уже 35 лет Агафья живет одна в тайге с тех пор, как она перебралась туда зимой 1988 года.
Однако она никогда не задумывалась о переезде к людям.
И внутренний склад, скорее, от Раисы Агафоновны. Вот только к молению и учёбе, хоть и способна была, но не прилежна. Как: ни старались родители — не смогли заронить ей в сердце искры усердия, которые были в Степане и в младших. А обучение в христианской семье начиналось с младенчества.
С грудничком на руках становилась мама на утренние и вечерние молитвы. Первым делом складывала в двуперстие маленькие пальчики и ограждала малютку крестным знамением — держа его ручку в своей руке, накладывала последовательно на лоб, живот, правое и левое плечи. Одновременно читала Исусову молитву. Когда малыш начинал говорить, учили Богородичную и молитву мытаря. На пятом-шестом году приступали к азбуке и грамматике.
Затем начальные утренние молитвы, полунощница и большой начал. После этого наступала очередь Нового Завета и Псалтыри. Так закладывались в маленькую голову основы христианской веры. К шести-семи годам ребёнок уже мог читать и писать. Понятно, что не в каждой семье придерживались этого правила.
Где-то к учёбе приступали позже или с меньшей нагрузкой, в зависимости от способностей обучаемого. По ягоду Хоть и не было в Дарье Лыковой тяги к учёбе, зато в работе огонь-девка была, нарадоваться на неё не могли — во всём помощница надёжная. И даже, когда новую баньку со Степаном в два топора рубили — в семье-то прибыло, да и старая обветшала, — не уступала брату и в этом, сугубо мужском, деле. Одна печаль была у родителей — как только солнышко за горизонт скроется, девка не к налою, а на вечёрки рвётся, где можно вволю с парнями побалагурить. А братья Чепкасовы и Ермила Золотаев глазами её уже до дыр протёрли.
Молодость — она и в глухой тайге — молодость, и ничего с этим не поделаешь. А посему — пора девку к замужеству готовить, — решили Иосиф с Раисой. И Василий Золотаев вовремя пришёл. Посидели, повспоминали, как сами на вечёрки ходили, на одной из которых оболтус Васька чуть избу у сродной сестры не спалил — куделю лучиной поджёг, а Раиса шалуна за чуб оттаскала. Потом, уже в дверях, как бы невзначай, Золотарёв-старший намекнул: — У Ермилы мол, только и разговоров, что про вашу Дашутку.
Не породниться ли? Переглянулись Лыковы, усадили обратно гостя, и давай вести обстоятельный разговор. Мы тебя давненько знаем и ты нас, и родители наши в один собор ходили. Отчего же не породниться? Вот только Дарье шестнадцатый пошёл, а Ермиле — семнадцатый.
Не рановато? Да я не про завтра разговор веду. Дело несрочное. Давай, годок выждем. Вот, после Рожества и засылай сватов.
Читатель уже, наверное, задался вопросом: что за вечёрки такие? Обычно, выбиралась самая просторная изба, где несколько семей, после управы по хозяйству, собирались зимними вечерами. Бабы и девки занимались прядением, вышиванием, пряли холстину. А где девки, там и парни. При тусклом свете лучины или свечи происходили первые притирки и приглядки между молодыми… Керосиновые лампы у староверов были не в чести.
Помнили они древнее предание: «Будет буйный, адский огонь. Если кто занесёт его в дом — святость из икон выйдет. И если случится мертвец в доме том — изнести его, яко пса смердящего». Вот такие строгости. Но тот, кто бывал в других деревнях и видел, насколько ярче и удобней с лампой — начинал измышлять что-то подобное и для себя.
На Зайцевой заимке, что на Алтае, один умелец сколотил ящик с дверкой, без верхней и боковой стенок, и пристроил к окну с улицы. Так и освещался, снаружи. В Тишах на такое «святотатство» не пошли. Экспериментировали с лучиной: методом тыка пытались добиться более яркого горения. Оказалось, если сырое берёзовое полено положить на ночь в уже протопленную русскую печь, а затем наколоть лучинок и досушивать уже традиционным способом — такая, предварительно запаренная лучина, горит ярче.
Второе по значимости детское воспоминание Карпа Лыкова — похороны дедушки Афанасия. Этой же зимой провожали почтенного старца. Как жил, так и умер на восьмидесятом году — светло и спокойно, заранее приготовив себе кедровую домовину. И попросил Иосифа Лыкова, чтобы тот позаботился в дальнейшем о бабушке Елене. Отношение к смерти у людей прошлого было диаметрально противоположным нынешнему пониманию этого венчающего земную жизнь события.
Для христианина это был не конец существования, а переход в иное состояние, к другой форме жизни. Трагедия заключалась вовсе не в самом факте смерти как завершении плотского бытия, а в том, что человек мог преставиться без покаяния… Вот ещё одна картинка из детства. Десять лет было Карпу, когда однажды, зимним вечером старший брат Степан спросил его: — Ну, что Карпа? Пойдёшь со мной на Бедуйское озеро за тайменями? Очень обрадовался Карп этому приглашению.
Хоть и вырос среди леса, но так, чтобы на несколько дней, с ночёвками у костра, тем более зимой — такого ещё не было! Пусть день немного прибудет, — ответил Степан. Через день после праздника, на лыжах с нартами, с утра пораньше, отмолившись, тронулись в путь. Три дня ходьбы до тайменьего озера. Сначала вверх по Абакану километров пятнадцать.
Затем по Бедую ещё километров двадцать пять. На этом притоке Абакана нет водопадов, как на большинстве горных речек. Поэтому рыба беспрепятственно поднимается вверх до самых истоков и зимует в высокогорном озере. Облюбовал этот водоём и таймень. Из местных рыб он считается самым вкусным.
И заезжие купцы в Таштыпе и Абазе отдавали ему предпочтение. Вес отдельных особей иногда доходил до ста килограммов. Если кому-то удавалось изловить такого гиганта — вот где была удача так удача, — никакого мяса не надо. К тому же, из кожи этих великанов шили обувь… До озера добрались без приключений. Конечно, зашли на Горячий Ключ.
Отогрелись в единственной на маршруте избушке и поплескались в целебных водах. Остальные ночёвки были у костра. Степан не раз уже ходил за тайменями, поэтому знал лучшие места для стоянок. Главное, чтобы рядом было побольше сухостойника. Сначала разгребали снег и разводили костёр на месте будущей «постели».
Затем ужинали и готовили двухметровые сутунки для надьи. На это уходило два-три часа. В сумерках отгребали не прогоревшие угли в сторону, а прокалённую землю застилали пихтовыми и кедровыми вепсами. Натягивали холстину, которая служила одновременно и навесом и экраном, отражающим огонь и тем самым усиливающим теплоотдачу. После этого «заводили надью»: укладывали рядом два кедровых бревна, а сверху клали берёзовое сырое.
От этого огонь не был таким буйным и горел дольше и ровным пламенем. Еловые и пихтовые дрова не брали — уж очень сильно «стреляют», можно пропалить одежду. Прогретая земля до утра отдавала тепло через ароматную «перину». На снегу На озере место для ночлега было оборудовано более основательно и со всей таёжной предусмотрительностью. На солнцепёчном южном склоне горы, под надёжной защитой мощного предгольцевого кедрача, был построен небольшой сруб.
Четыре ряда брёвен возвышались над землёй — человеку по грудь. Эту конструкцию венчала крыша из колотых плах, поставленных шалашом. В центре сруба находилась железная печурка, труба которой, для экономии места и дров, коленом выходила на тыльную стену. А по бокам от печи располагались нары. Построили эту заежку Степан с отцом лет восемь назад на месте старого тувинского становища.
С тех пор почти каждую зиму, на недельку, вырывались Лыковы ловить тайменей. Вот только на этот раз вместо себя Иосиф отправил меньшого — пусть привыкает, пора смену готовить. Кому хоть раз довелось приобщиться к сидению зимой над лункой, тот на всю жизнь становится приверженцем этого вида рыбной ловли. Особенно, если это не праздная забава, а жизненная необходимость. Вот так же крепко, как первый аршинный таймешёнок, вытащенный Карпом на лёд, зацепился он за крючок, именуемый зимней рыбалкой.
Гигантов в этот раз поймать не посчастливилось, но одного пудового и парочку поменьше удалось выдернуть. Остальной посильный вес добрали мелочью, как говорится, «от двух до пяти». Обратный путь, хоть и с грузом, но по пробитой лыжне и вниз под горку, дался легче и быстрее. Уже на Абакане, когда до Тишей оставалось меньше десяти километров, произошло непредвиденное. За время пребывания братьев в верховьях случилась оттепель, а потом снова всё замело.
Это самое неприятное для путешествующих по реке. Сначала лёд снизу проедается, а затем переметается свежим снегом. Подобных ловушек на Абакане, особенно в конце зимы, предостаточно. В одну из таких промоин и влетел с ходу, шедший впереди Степан. Хорошо, что успел перехватить посох поперёк.
Поэтому не ушёл под воду с головой, а повис на нём. Кинувшемуся на помощь Карпу заорал: — Назад! Я сам! Благо, промоина была небольшая, а течение несильное и лёд не стал ломаться дальше. В противном случае лыжи затянули бы под него.
Потихоньку, отжавшись на руках, Степан осторожно перевалил тело на ледяную поверхность. Настоящий страх испытал тогда Карп. Страх за Степана и собственную беспомощность. На берегу развели костёр. Пока Степан стягивал мокрую одежду, Карп быстро нарубил сучьев.
Пока сушились — наступил вечер, и поэтому решили заночевать на месте. Идти в потёмках по такому льду, конечно же, не отважились. Ноша На следующий день, к обеду, рыболовы прибыли домой. Вот и пришлось сушиться и ночевать. То ли горячий ключ так влияет, то ли ещё что, но такого рыхлого льда нет нигде по Абакану.
А Карп как? Даже нарты на льду остались. Слава Богу, легко отделались. Впредь наука будет. Идите в баню, грейтесь.
Мама ещё вчера топила — вас ждала. Бегом, подбрось дровишек, поди совсем-то ещё не простыла. Немногие прислушиваются к советам старших. Пока сами шишек не набьют — опыта не наберутся. Степан и Карп на всю жизнь запомнили коварство замёрзшей реки.
В мире уже отгремела Русско-японская война — предвестница грядущей беды. Весть о ней дошла и до заимки, став для староверов ещё одним свидетельством приближения конца света. А вышедший в 1905 году царский указ «Об укреплении начал веротерпимости», открывавший перед старообрядчеством новые возможности, всё же не добавлял оптимизма наставникам, говорившим своей пастве: «Это послаба ненадолго, грядут ещё лютейшие времена». После кончины дедушки Афанасия наставником в Тишах, при всеобщем одобрении, стал Иосиф Ефимович Лыков, а поселение на Абакане стали называть Лыковской заимкой. В промежуток между войнами, японской и германской, в Тиши переехали ещё несколько семей: Самойловы, Ярославцевы, Русаковы и Гребенщиковы.
Иван Васильевич Самойлов был приёмным сыном Скороходова-старшего, и поэтому заселился в пустовавший всё это время дом Василия Степановича. А заселяться было кому. Семейство Самойловых состояло из двоих мужчин — самого Ивана Васильевича и его старшего сына, наследника Фёдора и женской его части — жены Марфы Власиевны и трёх малявок-красотулек: Пелагеи, Евдокии и Харитины. Супруга Ивана была из зырян. Взял он её за Пермской землёй.
Как говаривал Карп Осипович: «Шибко красивая была, и девчонки в неё пошли». Фёдор был двумя годами младше Карпа Лыкова. Мальчишки сразу сдружились. Правда, это не помешало им сначала, как водится, пободаться за лидерство. Анютку же самойловские девчонки приняли в свою компанию.
Остальные вновь прибывшие выбирали участок, корчевали тайгу под огороды, ставили избы, чистили заросшие поляны под покосы. Короче, занимались привычным для староверов делом… Много народа ушло в таёжную глушь за первую четверть двадцатого века. Не только в Тиши шли люди. На Малом Абакане тоже обосновалось несколько семей. О Зайцевой заимке я уже упоминал.
А с заимкой Дайбовых познакомимся поближе. В будущем судьба Карпа Лыкова будет теснейшим образом связана с этим местом, вернее с девочкой Акулиной Дайбовой, но это произойдет только через пятнадцать лет… На левом берегу Бии, одной из двух главных рек Алтая, находится хуторок Дайбово. От основателей его осталось только название, да несколько уцелевших, почерневших от времени изб. Но, даже по прошествии стольких лет, эти безмолвные свидетели дают нам понять, как бережно относились люди к своему жилью и земле, которая их кормила. Через горы, напрямую, между заимками километров сто пятьдесят, но климат на Бие значительно мягче.
От заимки Дайбовых остались пара изб да название, а от Тишей не осталось ничего… 1913 год. Империя празднует трёхсотлетие Дома Романовых под всеобщее ликование, за год до мировой мясорубки. На Абакане тоже свой праздник. Жизнь, благодаря Галактиону Саночкину, стала слаще в самом прямом смысле. Собрал Галактион от своих пчёлок первый взяток.
Ещё по приезде задумал он устроить на заимке пасеку. В первую весну, когда сошёл снег и полезли первоцветы, Галактион всё ходил-высматривал медоносы. Оценил по достоинству это место. Всё тут было: и раннелетний взяток с жёлтой акации, и вербы, и основной — с кипрея иван-чая. Понял мужик, что тут можно поставить с десяток-другой уликов.
И после того, как обустроился на новом месте, стал думать, как доступить пчёл. Было несколько возможных вариантов. Первый — через перевал на конях, завезти с Алтая; второй — по реке с Таштыпа летом, на лодке, где бечевою, где на шестах, поднять. Или зимой, по санному пути. С Алтая ближе всего, но и тяжелее.
Летом на лодке — слишком долго и тряско, пчёлы могут не перенести дороги. Остановился на зимнем варианте. Заранее договорился с таштыпским пасечником. Выбрал две сильные семьи. Сошлись в цене.
И весной следующего года, с Божьей помощью, пчёлы начали облёт незнакомых мест. За пять лет довёл количество семей до десяти. Мёда хватало не только своим, но и с соседями делился. Мёд — это, конечно, очень хорошо, вкусно и полезно, тем более, что староверы сахар не брали. Но, для верующего человека воск, производимый пчёлами не менее важен.
Раньше его доставали из жилых мест с большим трудом. А тут свой. Конечно, в будни на освещение не держали. А вот все праздничные службы проходили в дальнейшем при восковых свечах. И ещё один, как бы вторичный продукт получался при варке вощины.
В сладкую медовую воду добавляли пергу и через пару месяцев получали медовуху. Так что жизнь стала не только слаще, но и веселее. Кержаки в пьянстве особо не отмечены. А сорокоградусную и подобные ей напитки не употребляли вовсе. Но вино своего производства, а в данном случае — медовуху, в престольный праздник даже монастырский устав позволяет выпить.
И повод, очень даже существенный, нашёлся. Решили земляки, два Ефимовича: Иосиф и Галактион, породниться. Наверное, и нам пора внуков нянчить, — решили за молодых родители. Степан не Дарья, перечить не стал. Зиновия тем более, даже рада-радёшенька.
Глянулся ей Стёпка больше всех заимковских парней своей огненной бородой и покладистым характером. Не стали откладывать это дело надолго. После Покрова Пресвятой Госпожи Богородицы и отгуляли свадьбу. Зиму молодые прожили в родительском доме, а по весне Степан начал возводить собственный. Карп, входивший в подростковый возраст, вовсю помогал старшему брату.
Карп Осипович Лыков. Первая мировая война мало затронула глухой угол империи. Василий Золотаев нашёл-таки своему Ермиле невесту на стороне, и чепкасовские Кирил и Ефим обзавелись семьями. Когда же Иван Новиков, живший на Лебяде, пришёл осенью на заимку с новостью о том, что в Петрограде произошёл переворот и к власти пришли какие-то большевики, то расслабленные двумя десятилетиями спокойной жизни кержаки не восприняли это известие всерьёз: «Мы живём далеко от ихнего Питенбурга, в мирские дела не касаемся, а то, что они там из-за власти друг дружку за бороды таскают, так нам какое дело. Одного царя скинули — другого поставят, чай не впервой».
Но, когда началась гражданская война, и на заимку потянулся народ в надежде пересидеть в безопасности смутное время, до них наконец-то дошло, что это не просто дворцовый переворот, а нечто большее. Вспомнили пророчество Исайи о конце света, и что пойдёт брат на брата, а сын на отца… Случай на Малом Абакане с Осипом-подголёшником произошёл в конце тридцатых, в самом разгаре массовых репрессий, чинимых богопротивной властью. Вот что говорит Агафья об этом: «Власть от Ленина такая богопротивная вышла, какой ещё не было». Не сразу докатилось кроваво-красное колесо до верховий Абакана. До середины двадцатых годов Тиши соответствовали своему названию.
Среди бушующего океана страстей людских и событий, вздыбивших страну, на заимке, прикрытой с запада отрогами Абаканского хребта, сохранялось относительное спокойствие. Один лишь раз, летом 1918 г. Искали большевики сбежавших колчаковцев. Где-то вниз по реке, в районе Таштыпа был бой, и красные захватили в плен 60 человек противника. Разули, раздели, поставили над обрывом и расстреляли.
Потом, когда пересчитали трупы — получилась недостача. Вот в поисках беглецов отряд и вышел на заимку. Естественно, устроили обыск.
Агафья Лыкова: как сейчас живет и выглядит самая знаменитая отшельница России
Надо сказать, что с козами у отшельницы всегда самые большие проблемы. В тайге небольшие островки с травой находятся в низинах реки, где сено практически не сохнет, да и косить силы уже не те. И всё-таки она не сдаётся: с козами можно поговорить, и не так одиноко в заснеженной тайге, а молоко — и еда, и лекарство. Видео из архива Андрея Гришакова: "Минуй нас пуще всех печалей и барский гнев, и барская любовь…" 11 ноября Губернатор Кемеровской области Сергей Цивилёв побывал на заимке самой известной русской отшельницы Агафьи Лыковой. Поводом для визита стала публикация Андрея Гришакова на странице в Facebook о тревожном звонке отшельницы. Губернатор Цивилёв привёз отшельнице большой запас продуктов и сена, подарил щенка. Это его первое знакомство с бывшей всесоюзной знаменитостью. Со старым главой региона Аманом Тулеевым женщину связывает давняя дружба. Он неоднократно бывал на заимке Лыковой, привозил ей припасы и передавал подарки. Впрочем, помощь властей и различных добровольцев Агафье Лыковой регулярно раскалывает общество на части.
И если одни уверены, что женщина-старовер — культурный феномен, то другие считают: она ничем не отличается от других пожилых людей, которые прозябают в нищете. Только вот их губернаторы не навещают и продукты не привозят. Но самый заметный конфликт возник в 2017 году с властями Кемеровской области и Республикой Хакасия. Тогда ещё глава Хакасии Виктор Зимин, отвечая на вопросы телезрителей, признался, что ему не нравится отшельница Агафья Лыкова из-за того, что она дорого стоит местной казне. Губернатор призвал людей не ходить туда, поскольку зона, где проживает Агафья, — заповедник. Более того, он настоятельно рекомендовал властям Кемеровской области не летать к отшельнице. Но власти Кузбасса заявили, что продолжат помогать Агафье Лыковой, как это было много лет подряд. О том, что отшельница оказалась в центре скандала, она не знала. И даже писала письма Зимину с просьбой помочь.
Как уже поняли — безответные. Копии писем отшельницы также хранятся в архиве режиссёра. Агафья Лыкова. Фото: А. Гришаков В 2017 году под предлогом "заработать денег на Агафью" хакасские власти хотели запустить маршрут для экстремальных туристов, который бы вёл через тайгу до домика староверки. К счастью, планы сорвались. Тайга осталась такой же заповедной, а с отшельницей не фотографируются, как с обезьянкой. Гришаков считает, что идеальным для всех решением было бы придать заимке Лыковых официальный статус. Тогда наряду со строками в бюджете "Дороги", "Мосты" и прочее появилась бы строка "Агафья Лыкова", и траты на поддержание жизни отшельницы можно было бы оправдать.
А вот как прокомментировал ситуацию по Лыковой её старый друг, фотограф Николай Пролецкий: "У нас в стране создаются заповедники, музеи под открытым небом, финансируемые и охраняемые государством. Оберегаем животный и растительный мир, подкармливаем животных, помогаем выжить им в трудных условиях. В пожароопасный период тратим большие средства на профилактику и тушение лесных пожаров. Предки Лыковых, которые родились и выросли в этой самой тайге, сохранили свои религиозные староверческие убеждения, веру. Агафья — последняя. И во все века гонения на таких людей, как они, были и властью, и простым людом. Агафья Лыкова живёт в центре заповедника, она часть природы, окружающей её, Лыковы — частица истории, которую в своё время не захотели изучить и рассмотреть. При жизни надо помогать, а не ставить после смерти дорогие памятники. В государстве на первом месте должен быть человек любого вероисповедания, любых убеждений, любого возраста, убогий ли, болен ли, стар ли — он человек, часть государства.
Не суди, и сам судим не будешь". Но и без особого статуса, уверен Гришаков, отшельнице будут помогать, пока она жива. Документальный сериал Кто такая отшельница Агафья Лыкова? Это минимум тридцать три табу. К ней нельзя прикасаться, с ней нельзя есть из одной посуды, ей нельзя иметь паспорт и выходить замуж.
Губернатор соседней Кемеровской области Аман Тулеев неоднократно распоряжался доставлять отшельнице всё необходимое, а также оказывать медицинскую помощь. В 2011 году Агафья Лыкова обратилась к предстоятелю русской православной старообрядческой церкви митрополиту Корнилию Титову с письмом, в котором просила присоединить её к РПСЦ , что и было сделано [2]. В ноябре 2019 года у Агафьи отыскался и приехал к ней в гости её племянник Антон Лыков [1]. По соседству с ней какое-то время проживал уже пожилой охотник Ерофей Седов, бывший в составе нашедшей её группы, но потом он по состоянию здоровья не смог ей помогать, и отношения его и Агафьи бывали сложными, а в 2015 году он умер [3]. Пресс-служба заповедника сообщила, что им стал Николай Седов, сын Ерофея Седова, который когда-то был в составе геологической экспедиции, обнаружившей в тайге семью Лыковых, а затем и сам жил на заимке. В 2015 году Ерофей Седов умер. Новый дом отшельницы освятил предстоятель Русской православной старообрядческой церкви — митрополит Московский и всея Руси Корнилий. При запуске с космодрома Восточный ракет, трассы которых пролегают над Хакасией, создавая возможную хотя и с мизерной вероятностью опасность падения отделяющихся частей, Агафью неизменно посещают представители ЦЭНКИ , оповещая о пуске, сообщая о возможности эвакуации от которой Агафья неизменно отказывается и заодно привозя «подарки, медикаменты, продукты и предметы, необходимые для жизни в суровом климате и удалённой локации» [5]. Воззрения[ править править код ] Агафья Лыкова, по примеру старообрядческого учения, считает уединённую жизнь вдали от человеческой цивилизации спасительной для души и тела. Она была крещена в часовенном согласии старообрядчества и приучена к церковному уставу, бытовавшему на Руси до церковного раскола XVII века. Агафья также отвергает многие культурные и бытовые нововведения, появившиеся в России со времён императора Петра I и до наших дней. Однако некоторые запреты, существовавшие у старообрядцев-беспоповцев, Лыкова не признаёт.
Но прижиться нем Агафья смогла не сразу. В старой избе поселила коз, а потом стала и ночевать вместе с ними. В прошлом году новую пристройку для животных возвели рядом с новой избой, чтобы Агафья перебралась жить именно туда. Помог тот же меценат. Теперь Агафья живет в новом доме. Зато постройки на старом месте этой весной постигло несчастие. Рядом с избушкой было хозяйственные помещения и дом добровольца — геолога Ерофея Седого, который несколько лет жил на этой заимке. Строение смыло наводнением. Зато старый дом отшельницы не пострадал, ведь поставлен он на месте, которое выбрал еще Карп Лыков, а он знал местную природу и на что способна стихия. Отшельница сама печет хлеб — вместо дрожжей ставит закваску на картофеле. Картошка и каша — главные блюда ее рационе. Даже холодец она делает из картофеля и лука! Застывшее пюре Лыкова подает с кедром маслом. Нетрадиционное для нас блюдо староверы передавали из поколения в поколение. Но таким сложным кушаньем Агафья потчует лишь гостей. Из козьего молока делает творог, из кедровых орехов — молоко и масло. Воду берет только из реки. Для этого ей проходится спускаться по крутому склону. Этой весной случился ураган — деревья вырывало с корнем. Повредило и заимку Агафьи. Сотрудники заповедника «Хакасский», на территории которого располагается заимка, пять дней пробирались к отшельнице — пилили деревья преграждающие путь, а добравшись, смогли освободить проход к реке. Лыкова верна своим привычкам — каждый день ходит по воду. Несмотря на скромный быт, Агафья все же пользуется новиками техники. У нее есть спутниковый телефон. Благодаря ему она всегда может сообщить о своих нуждах. Директор заповедника «Хакасский» Виктор Непомнящий полагается на ее меткие наблюдения. Она лучше любого метеоролога может предсказывать погоду. С мужчинами как-то не сложилось. Ерофей Седой, бывший геолог, был скорее на попечении Агафьи — у него болели ноги, да и к суровой жизни он оказался не настолько приспособлен, как родившаяся в глухой тайге женщина. Когда мужчина скончался, Лыкова снова осталась в одиночестве. Но кто сможет справиться с тяжелым трудом без благ цивилизации? Ищут соратницу для Агафьи уже несколько лет, но подходящую кандидатуру найти не могут. Важно не только не пить, не курить, не сквернословить, но и чтить старую веру, поэтому выбор кандидатур не велик. А гости Агафьи надолго не задерживаются на заимке — тяготы быта выматывают. Пока же Агафья в одиночку сражается с медведями.
Агафья Лыкова — единственная оставшаяся в живых представительница семьи староверов, найденных геологами в 1978 году в Западном Саяне. Семья Лыковых жила в изоляции с 1937 года, долгие годы отшельники старались уберечь семью от влияния внешней среды, особенно в отношении веры. К моменту обнаружения геологами таёжных жителей было пятеро: глава семейства Карп Лыков, сыновья Саввин 45 лет и Димитрий 36 лет и дочери Наталья 42 года и Агафья 34 года , а мать семейства Акулина Карповна скончалась в тайге ещё в 1961 году от голода. В 1981 году один за другим умерли трое из детей, в 1988 году ушёл из жизни отец Лыковых. Сегодня Агафья живёт в тайге одна, периодически к ней приезжают добровольные помощники, чтобы помочь по хозяйству. На весь мир семья Лыковых стала известна благодаря повести журналиста, писателя Василия Пескова "Таёжный тупик", выпущенной в 1983 году. Прочитать её можно здесь. Первая встреча От места проживания Лыковых до ближайшего населённого пункта — 250 километров непроходимой тайги, это и сейчас малоисследованные земли Хакасии. Заимка Лыковых. Фото из архива А. Гришакова И всё-таки Андрей Гришаков, житель соседнего с Хакасией Красноярского края, не оставлял надежды познакомиться со знаменитой отшельницей. Андрей Гришаков: "Следил за редкими репортажами про неё, но там часто не было ответов на вопросы, которые меня интересовали. Шёл 2010 год. Позвонили коллеги с одного из телеканалов, предложили слетать к Агафье Лыковой заодно с ними. Приготовился, зарядил батареи кинокамеры, позвал в путешествие Николая Пролецкого. Я уже пару лет как серьёзно готовился к встрече с Агафьей и знал, что Николай Петрович — большой друг семьи Лыковых и 30 лет подряд летал к ним с фотоаппаратом. Николай Петрович согласился составить компанию. Примерно два часа мы летели над горами Западного Саяна, приземлились между двух горных речек и... После долгой разлуки я начал снимать встречу старых друзей, Николай ей вкратце рассказал про детей, внуков, она ему про погоду, про медведей, про соседа Ерофея, мол, вот, поссорились с ним опять... Но уже через час позволила направить объектив в её сторону… Агафья Лыкова и Андрей Гришаков. Гришакова С тех я уже восемь лет как знаком и считаю себя другом той самой Агафьи Лыковой, о которой услышал ещё в далёком детстве. Практически каждый год стараюсь бывать у Агафьи, чаще получается весной и осенью. Сажать и выкапывать картофель — он занимает практически всю площадь огорода староверки. Она с большим запасом его сажает. Видимо, сказывается память о голодных временах, которые семья пережила в 60—70-х годах прошлого века". Такая странная дружба Андрею — 42 года, Агафье Карповне — 74 года. Между ними пропасть исторических эпох. Как признаётся Гришаков, иногда ему кажется, что общается не с бабушкой, а с маленькой девочкой. Агафья впереди, я за ней с включённой камерой. Она внезапно оборачивается и в своей певучей, своей молитвенной манере говорит: "Андре-е-е-ей! Посмотри, какая ба-абоська полетела-а! И вот этому у неё стоит поучиться, вернее, это мы уже потеряли", — говорит Гришаков. Самая продолжительная поездка Андрея Гришакова к Агафье Лыковой — три недели. Вместе с ней он несколько раз делал загородку для ловли рыбы. Каждую осень отшельница полностью перегораживает реку Еринат: ставит там жерди, палки, натягивает сетку, так, чтобы можно было наловить, а затем насолить, навялить рыбы на долгую зиму. В одиночку Агафья городит такие плотины неделю, вдвоём можно успеть дня за три. Каждую осень режиссёр помогает собирать кедровые шишки и чинить лабазы — места для хранения продуктов. Их регулярно рушат медведи или разоряют куницы. Он же стал инициатором установки ей в 2016 году спутникового телефона. Помимо помощи от инспекторов хакасского заповедника, Андрей тоже старается организовать доставку продуктов, лекарств и самое главное — общение с внешним миром. Многое теперь на нём. У староверки-отшельницы, как у рок-звезды, есть свои враги и поклонники.
Агафья Лыкова
- Знакомство с цивилизацией
- Отшельница Агафья Лыкова отпраздновала новоселье: эксклюзивные фото таежной заимки
- На сегодняшний день
- Последние новости об Агафье Лыковой: что известно об отшельнице в 2020 году
- Агафья Лыкова. Новости последних лет о жизни отшельницы | Пикабу
- День рождения Агафьи Лыковой
Личность эпохи
- Агафья Лыкова: как сейчас живет и выглядит самая знаменитая отшельница России | Счастливые родители
- Агафья Лыкова. Последние новости на сегодня, 28.04.2024 — Старообрядцы
- История семьи отшельников, которая прожила в изоляции больше 42 лет
- Агафья Лыкова: что стало с последней отшельницей СССР
- Кто такая Агафья Лыкова и жива ли она сейчас - 9 марта 2024 - 72.ру
- «Молюсь за всех». Как живет Агафья Лыкова, последняя оставшаяся в живых из семьи отшельников