Содержание Исаакиевский собор на карте История создания Исаакиевского собора Особенности и стиль архитектуры Внутреннее убранство Святыни Интересные факты и легенды Режим работы Расписание богослужений в Исаакиевском соборе Цены на билеты Правила. Расписание богослужений в Исаакиевском соборе. Как и в любом православном храме, здесь ежедневно проводят богослужения. Расписание богослужений в Исаакиевском соборе Исаакиевский собор в Санкт-Петербурге: часы работы, расписание богослужений, адрес и фото Исаакиевский собор – это не только одна из визитных карточек. В воскресенье 14 августа в Исаакиевском соборе состоится Архиерейская Литургия, посвященная памяти священномученика Вениамина, митрополита Петроградского.
В Исаакиевском соборе северной столицы состоялась Божественная литургия архиерейским чином
Исаакиевский собор стал работать одновременно как музей в 1948 году. В здании непрерывно ведут реставрационные работы. По архивным документам и фото воссоздают росписи, иконы, элементы внутренней и внешней отделки. С 1990 года в храме возобновили ежедневные службы. Особенности и стиль архитектуры Строение сочетает элементы классицизма, неоренессанса и византийского стиля. Вход в храм возможен через три парадные двухстворчатые двери. Они сделаны из дуба, покрыты литьём из бронзы.
Внутри и снаружи створки украшены бюстами, рельефами и скульптурами. Фасады декорированы горельефами, сюжеты которых взяты из истории христианства. Воскресение Христа украшает фасад с северной стороны, принятие даров от волхвов для младенца Иисуса — с южной. Сюжеты из жизни Исаакия Далматского изображены на восточном и западном фасадах. Фасад «Исаакий Далматский преграждает путь императору Валенту» Колоннада Со всех сторон собор украшен портиками с массивными колоннами, которые при близком рассмотрении поражают своими масштабами. Каждая возвышается на 17 метров и весит без малого 115 тонн.
Архитектор Исаакиевского собора Огюст Монферран неслучайно использовал для создания колонн именно тёмно-красный гранит.
Браузер Дорогие друзья Мы не просим у вас милостыню. Мы ждём осознанной помощи от тех, для кого телеканал «Союз» — друг и наставник. Цель телекомпании создавать и показывать духовные телепрограммы.
Ведь сколько людей пока еще не просвещены Словом Божиим?
Приглашаются все желающие принять участие в соборной молитве! В этому году исполняется 100 лет духовному подвигу священномученика Вениамина Казанского , митрополита Петроградского и Гдовского. Владыка Вениамин был арестован по обвинению в противодействии изъятию церковных ценностей в помощь голодающим.
Приход Исаакиевского собора 20 августа опубликовал новость об изменении времени, в которое будут проводиться богослужения в храме. Так, согласно тексту поста, литургии начинались бы в 10:00, а вечерние богослужения в 17:00. Подписчики сообщества, где была опубликована информация с изменениями негативно на нее отреагировали.
Праздник Светлой Пасхи 2024 в Исаакиевском соборе
Праздничное богослужение пройдёт в понедельник в Исаакиевском соборе в честь 165-летия со дня его освящения. график посещения Государственного музея-памятника. В Петербурге 28 апреля, в праздник Входа Господня в Иерусалим (Вербное воскресенье) в Исаакиевском соборе состоится божественная литургия с участием детей. Расписание богослужений в Исаакиевском соборе. Как и в любом православном храме, здесь ежедневно проводят богослужения.
Исаакиевский собор — крупнейший православный храм Санкт‑Петербурга
Пока нас это устраивает. Сейчас туристический сезон меняется, идет некоторое снижение количества туристов. Возможно, в сентябре расписание еще будет меняться. Еще будем смотреть на время воскресных служб, чтобы они не доставляли неудобств туристам и в то же время чтобы мы шли навстречу тем, кто приходит на богослужения.
Но пока ни одного замечания ни от туристов, ни от верующих связанных с изменённым расписанием - ИФ нет", - добавил директор музея. Говорить об окончательном изменении расписания пока нельзя, подчеркнул Мудров.
Конструктивно купол состоит из трёх взаимосвязанных частей, образованных чугунными рёбрами: нижней сферической , средней — конической и наружной — параболической. Металлический каркас составлен из 24 рёбер двутаврового сечения. Полоса, соединяющая полки двутавра, перфорирована. Соединения частей каркаса были выполнены на болтах.
Диаметр наружного свода составляет 25,8 м, нижнего — 22,15 м [к 6]. Пространство между фермами для утепления было заложено пустотелыми гончарными горшками конической формы на перемычках из кирпича с заливкой промежутков между ними цемянкой из извести с расщебёнкой. Для сводов потребовалось около 100 тысяч таких горшков. Горшечные своды улучшают акустику храма и значительно легче кирпичных, но, как отмечает Никитин, купол от промерзания не предохраняют [80] [82]. Теплоизоляцию горшечных сводов выполнили из войлока и коровьей шерсти с заливкой смолой и гарпиусом сосновой канифолью. Войлок, в свою очередь, покрыли известково-песчаным раствором, который был окрашен масляной краской.
Открытые части металлических конструкций были защищены также войлоком. Внутренний конический купол покрыт медными листами, окрашенными в голубоватый тон, с большими бронзовыми лучами и звёздами, создавшими эффектную картину ночного неба. Снаружи купол покрыт плотно пригнанными друг к другу медными позолочёнными листами [82] [83]. Золочение куполов собора в 1838—1841 годах проводилось методом огневого золочения [84]. В процессе получили отравление парами ртути и скончались 60 мастеров. По сообщениям современников, от 60 до 120 человек вероятно, имелись в виду не только работы по золочению купола, но и золочение деталей интерьера , погибли от ртутного отравления при строительстве собора [85].
Впоследствии золочение не очень больших деталей проводилось безопасным методом гальванопластики. Всего в строительстве собора приняло участие 400 000 рабочих — государственных и крепостных крестьян. Судя по документам того времени, около четверти из них умерло от болезней или погибло в результате несчастных случаев [36]. Общие затраты на строительство составили свыше 23 млн рублей серебром [86]. К 1842 году здание собора было в основном окончено, начались работы по оформлению, продолжавшиеся шестнадцать лет [87]. Длительный срок строительства собора 40 лет современники Монферрана объясняли тем, что некий прорицатель предсказал архитектору смерть сразу после окончания строительства Исаакиевского собора.
Поэтому архитектор не спешил со строительством. Монферран действительно прожил чуть меньше месяца после освящения собора [88]. Проекты оформления интерьера собора. Кленце и Монферран[ править править код ] В процессе проектирования внутреннего убранства собора Монферран совершил три поездки в Западную Европу, чтобы изучить на месте разные типы интерьеров храмов первый раз он был в Италии в 1806 году в составе наполеоновской армии. В 1845 году был в Карраре, Генуе и снова во Флоренции и Риме. В 1851 году — в Карраре, где наблюдал за изготовлением мраморных деталей для Исаакиевского собора.
Эклектизм мышления новой эпохи историзма проявился и в составленном Монферраном «Архитектурном, художественном и историческом описании Исаакиевского собора», в котором он попытался воссоздать историю архитектуры христианских храмов и представить свой проект как наиболее полный, впитавший все предыдущие достижения. Однако ещё ранее, вероятно, у императора возникли сомнения в способности Монферрана создать презентативный проект оформления внутреннего убранства собора. Когда в 1839 году, в связи с заказом на проектирование здания Нового Эрмитажа Лео фон Кленце посетил Петербург, император Николай I поручил ему составить свой проект убранства Исаакиевского собора. Кленце раскритиковал проект Монферрана и, в частности, предложил росписи в технике энкаустики поручить немецкому живописцу Петеру фон Корнелиусу , устройство витража в алтарной части и даже конструктивные изменения в уже построенном соборе. Возникал конфликт. Монферран рассылал возмущённые письма [89].
Во время заграничного путешествия 1842 года Монферран, помимо Италии, посетил Лондон и Париж ради изучения интерьеров собора Святого Павла и церкви Святой Женевьевы. На обратном пути он отправился в Мюнхен, встретился с Кленце и сумел убедить его в преимуществах собственного проекта. Император Николай I согласился с предложениями Монферрана, и из проекта Кленце был реализован лишь витраж алтарной части, изображающий воскресшего Спасителя в рост. Основная статья: Живопись Исаакиевского собора Эскиз Ф. Бруни для собора — «Святой Дух в сонме ангелов». Начало 1840-х гг.
Богоматерь в окружении святых. Плафон главного купола. Фигуры 12 апостолов в барабане купола написаны П. Басиным по картонам Брюллова Воскресение Христа. Руководство живописными работами было возложено на ректора Петербургской Академии художеств профессора В. Шебуева, проект декора и общая концепция росписей разрабатывались Монферраном, рассматривались Синодом и утверждались императором [91].
Одной из главных проблем стал выбор техники исполнения живописных панно [91]. По первоначальному предложению Кленце с ним был согласен Николай I , росписи собора должны были выполняться в технике энкаустики. Однако Бруни, привлечённый к обсуждению способа исполнения будущих росписей, после консультаций с Кленце, прошедших в начале 1842 года в Мюнхене, сделал доклад, в котором указал, что эта техника живописи совершенно непригодна для климатических условий Петербурга. Опираясь на мнение реставратора Валати, Бруни высказался за масляную живопись на холсте, обрамлённую медными рамами с дном. Монферран также склонялся в пользу масляной живописи. Бруни поручили выполнить образец росписи энкаустикой по меди, однако вскоре было решено расписывать стены собора масляными красками по специальному грунту, а образа исполнить маслом на бронзовых досках [92].
В это же время по подсказке Монферрана П. Кривцовым был составлен доклад о желательности учредить русское мозаичное производство, которое не было поддержано Академией художеств. Согласно распределению работ Брюллов должен был расписать главный купол самая большая композиция площадью 800 квадратных метров и паруса в центральном нефе, Бруни — коробовый свод и аттик главного нефа, Дорнер — 12 икон, содержащих 28 изображений, для боковых частей большого иконостаса [90] , Басин — приделы Александра Невского и св. Екатерины [94]. Западная часть собора была отведена под сюжеты на темы из Ветхого завета , восточная — эпизодам из жизни Христа. Шесть картин написал итальянский живописец Чезаре Муссини.
Высокая влажность в помещении собора препятствовала созданию грунта, стойкого к неблагоприятным внешним воздействиям. Стену под роспись штукатурили, зачищали пемзой, нагревали жаровнями до 100—120 градусов и наносили на неё несколько слоёв мастики [91]. Невысокое качество основы для живописи стало причиной того, что в некоторых случаях её приходилось удалять, а художникам заново переписывать картины. В отдельных местах грунт отставал от штукатурки. В своём письме от 24 декабря 1849 года Бруни отмечал, что роспись по свежим грунтам невозможна из-за выступающей впоследствии на поверхность живописи из стены «селитряной окиси» [95]. Устойчивый состав был создан только в 1855 году, за три года до завершения живописных работ в соборе [91].
Внутренний вид Исаакиевского собора. Картина 1857 г. Так как в соборе из-за перепада температур, высокой влажности и отсутствия вентиляции сложились неблагоприятные условия для сохранения росписей в первозданном виде, при декорировании внутренних помещений с 1851 года было решено на этом настоял император Николай I для оформления интерьера использовать мозаику. Смальта для Исаакиевского собора производилась в мозаичной мастерской Академии художеств [96] ; 7 декабря 1864 года на 3-й линии Васильевского острова , в специальном здании, появилось учреждение, позже названное «Императорским Мозаическим заведением», которым руководил Ю. Мозаичные иконы для Исаакиевского собора на тот момент создавали его работники: М. Хмелевский, академик Н.
Алексеев , И. Бурухин , М. Щетинин , Г. Агафонов , Ф. Гартунг, А. Фролов , Н.
Голубцов, М. Муравьёв, П. Васильев , В. Колосов, Е. Солнцев и И. Шаповалов [93].
Создание мозаичных панно продолжалось до начала Первой мировой войны. При создании шестидесяти двух мозаик собора было использовано более 12 тысяч оттенков смальты, фоны набирались из золотой смальты канторели [97]. Мозаичные образы выполнялись с оригиналов Т. Мозаикой заменили картину С. Живаго «Тайная вечеря» [98] , росписи парусов главного купола, аттика «Поцелуй Иуды», «Се человек», «Бичевание», «Несение креста» Басина и пилонов. Мозаичные картины собора экспонировались на лондонской Всемирной выставке 1862 года, где получили высокую оценку [99].
Для храма была изготовлена новая гробница. За образец взяли гробницу храма Спаса на Сенной автор — ювелир Фёдор Верховцев [100]. По предложению Лео Кленце в интерьер собора был включён витраж — элемент декора католических церквей. Изображение Воскресшего Спасителя в окне главного алтаря было одобрено Святейшим синодом и лично императором. Над его эскизом работал немецкий художник Генрих Мария фон Хесс , изготовлен под руководством Макса Айнмиллера — главы «Заведения живописи на стекле» при Королевской фарфоровой мануфактуре в Мюнхене. В окне главного алтаря витраж был установлен в 1844 году для демонстрации Николаю I, вскоре был разобран, судя по документальным упоминаниям; в 1847 году он снова занял своё место в окне [101].
Скульптурный декор фасада[ править править код ] Исаакиевский собор, западный фасад Проект монументально-скульптурного оформления экстерьера четыре горельефа на фронтонах и скульптура по их углам, скульптура аттика и балюстрады купола, барельефы дверей в нишах портиков был разработан Монферраном в 1839 году. Изобразительная программа была предложена Олениным уже в 1834 году, она была воплощена с некоторыми изменениями.
Исаакиевский собор собор преподобного Исаакия Далматского История Петербурга знает четыре Исаакиевских храма.
Первую церковь, деревянную, построили в 1707 году на территории Адмиралтейства по указу Петра I. Император Петр Алексеевич родился 30 мая по старому стилю — преподобный Исаакий Далматский был его небесным покровителем. В 1717 году при Петре закладывается каменный храм, второй по счету.
Храм строили, строили и не могли достроить, поэтому в 1761 году разобрали. Третий храм закладывают при Екатерине по проекту архитектора Ринальди. Это называется «долгострой».
Строили, строили, не могли достроить. Императрица умерла. И, когда к власти пришел Павел, произошло одно очень любопытное явление.
Дело в том, что храм так и не был достроен за четверть века. Павел повелел достроить его немедленно, поручил эту работу архитектору Бремету, и к 1802 году храм был достроен. А в 1816 году уже был закрыт из-за того, что он обветшал и с потолков падали камни.
Появилась такая едкая эпиграмма с намеком на очень большие проблемы, которые были в это время в столице. Се памятник двух царств, Основа его мраморна, А верх его кирпичный. Оказывается, это очень четкое указание на то, что, когда Павел пришел к власти, весь мрамор с этой постройки вывезли на строительство его дворца, и поэтому мрамора просто не было.
А он повелел достроить, и купола в верхней части храма делали из дерева и кирпича. Просто белили краской, создавали впечатление материала, более-менее похожего на мрамор. Отсюда и такая едкая эпиграмма.
В 1816 году храм уже не был приспособлен для богослужений, потому что падали камни, и в 1817 году храм разобрали. Когда пространство было расчищено, выяснилось, что земля оказалась непригодна — вот почему столько времени не могли на этом месте ничего построить. Почва очень непригодна, близко река Нева, болота, и поэтому сначала вырыли котлован, а потом на глубину десять метров вбивали сваи.
В общей сложности было вбито 10 672 дубовые сваи. И только после этого начались работы по возведению фундамента, то есть нулевой цикл.
Статус музея собор получил в 1948 году, церковные службы возобновились спустя полвека. В храме регулярно проходят концерты, экскурсии, культурные мероприятия.
Расцвет русского классицизма в СПб Проектирование четвертой церкви выпало на период ренессанса русского классицизма. Постройка привлекает внимание монументальностью, величием, пропорциональной строгостью, гармоничным единством с архитектурой окружения. Отдельные элементы отражают смешанный стиль с эклектическим направлением. Работы велись в 1809 году.
Основу составил традиционный для 19 века собор: пятикупольная, центричная, квадратная в плане постройка. Основная часть храма представлена цельным кубом, увенчанным высоким цилиндром, окруженным колоннадой. По сторонам от центра размещены 4 колокольни, завершающиеся небольшими желтыми главками. Фасады Исаакиевского собора дополняют портики, мраморными колоннами.
Высота колонн 17 м, масса 14 тонн. Один портик обращен к Медному всаднику, второй — Адмиралтейству СПб. Центральная абсида, западная часть храма украшена 8-колонным навесом. Входы в церковь расположены по бокам от алтаря.
Треть восточного фасада занимает аттик, сохраняющий освященную деталь прежней версии здания. Серые мраморные стены приковывают взгляды к огромным окнам с массивными наличниками — прием зрительно увеличивает крупную конструкцию. Аналогичный эффект создают на экскурсиях двери площадью 42 м2. Масса створок Исаакиевской церкви - 10 т.
Исаакиевская церковь — образец декоративного искусства В девятнадцатом столетии здания активно украшались скульптурой. Исааковский собор - не исключение. Убранство храма типично для православных святынь 18 века: внутреннее пространство разделено внушительными пилонами на три нефа. Центральная часть достигает 69 м, крайние — 28 м.
Иконостас предстает на экскурсии тремя арками. Центр выделяют лазуритовые колонны, окружающие витражное окно алтаря площадью 28 м2. Автором крупнейшего в Европе алтарного витража стал немецкий мастер Айнмиллер. Боковые арки увлекают в приделы, украшенные иконами Александра Невского, святой Екатерины.
Роскошно выглядит центральный купол Исаакиевского собора: позолоченные ангелы-кариатиды выделяются на фоне живописных рисунков 12 апостолов. Солнечные лучи из многочисленных окон искрятся на золотых скульптурах, в сочетании с изящными изображениями производят на участников экскурсии захватывающий эффект.
В Исаакиевском соборе опровергли данные об изменении расписания
Мы ждём осознанной помощи от тех, для кого телеканал «Союз» — друг и наставник. Цель телекомпании создавать и показывать духовные телепрограммы. Ведь сколько людей пока еще не просвещены Словом Божиим? А вместе мы можем сделать «Союз» жемчужиной среди всех других каналов.
Высота здания достигает 101,5 метров, а ширина — 97,6 метра. Собор имеет крестово-купольную форму, в нем располагаются три алтаря: Исаакию Далматскому, Великомученице Екатерине и Александру Невскому. Пятиглавый храм имеет еще четыре небольшие главки с колокольнями. Венчает собор большой купол, наружный диаметр которого составляет 25,8 метров. В отличие от большинства православных храмов, собор не имеет восточного входа, главный вход располагается в западном портике. Стены и пол здания облицованы цветным мрамором и сланцем. Здание украшено 112 гранитными колоннами разного размера. Работы по оформлению интерьера начались в 1841 году. Их работой руководил ректорат Петербургской Академии художеств , все эскизы проходили согласование в Синоде и у императора. Главной техникой была выбрана масляная живопись по специальному грунту, образа писали тоже маслом на бронзовых досках.
А в 1816 году уже был закрыт из-за того, что он обветшал и с потолков падали камни. Появилась такая едкая эпиграмма с намеком на очень большие проблемы, которые были в это время в столице. Се памятник двух царств, Основа его мраморна, А верх его кирпичный. Оказывается, это очень четкое указание на то, что, когда Павел пришел к власти, весь мрамор с этой постройки вывезли на строительство его дворца, и поэтому мрамора просто не было. А он повелел достроить, и купола в верхней части храма делали из дерева и кирпича. Просто белили краской, создавали впечатление материала, более-менее похожего на мрамор. Отсюда и такая едкая эпиграмма. В 1816 году храм уже не был приспособлен для богослужений, потому что падали камни, и в 1817 году храм разобрали. Когда пространство было расчищено, выяснилось, что земля оказалась непригодна — вот почему столько времени не могли на этом месте ничего построить. Почва очень непригодна, близко река Нева, болота, и поэтому сначала вырыли котлован, а потом на глубину десять метров вбивали сваи. В общей сложности было вбито 10 672 дубовые сваи. И только после этого начались работы по возведению фундамента, то есть нулевой цикл. Работы проводились очень медленно. Они были поручены талантливому архитектору Огюсту Монферрану. Он помогал в свое время при строительстве Казанского собора, был выходцем из Швейцарии, но настолько обрусел, что стал русским человеком. Монферран родился в 1786 году, скончался в 1859-м. Первая Исаакиевская церковь. Литография XIX века Император объявил конкурс на строительство храма. Старый храм разобрали, и новый, в честь преподобного Исаакия Далматского, должен был стать храмом-памятником победы русского оружия в войне 1812 года. Конкурс объявили, многие участвовали, и Огюст Монферран представил на конкурс не проект, а рисунок. А вернее сказать, несколько рисунков. Император утвердил рисунок, и Огюст стал главным архитектором. И тут возникла проблема: рисунок — это не проект. Проект — это кропотливейшая работа долгого коллективного труда инженеров, специалистов, тех, кто рассчитывал нагрузки на стены.
Отдельный разговор нужно вести о куполе этого собора — это уникальная вещь, которой нет равных в мире и сегодня. Это купол, вызолоченный через ртуть. Он был реставрирован, но реставрация была точечной, потому что качество позолоты было таким высоким, что сегодня фактически мы видим ту же самую позолоту, которая была положена еще в середине XIX века. Это позолота через ртуть. Больше так в мире нигде не делают, потому что из-за ртути мастера, которые это делали, быстро погибли. Внутреннее убранство Исаакиевского собора Еще одна интересная особенность. Во время Великой Отечественной войны решался вопрос — как маскировать храм. Золотой купол — это же ориентир. Были разные версии: хотели его закрыть брезентом — не получилось. И осталось два варианта: снести купол или закрасить его защитной масляной краской. Решили не сносить, закрасили, и в таком виде он стоял до 1947 года. Только тогда начались реставрационные работы, краску начали смывать. И это была большая проблема: зеленая масляная краска за эти годы, пять—семь лет, превратилась на солнце в камень. Была вероятность, что с краской смоют всю позолоту. Но оказалось по-другому. Когда химрастворителями начали смывать краску, оттуда стало выбиваться чистое золото. Оно обновилось, поэтому то, что вы видите сегодня, — это работа еще тех мастеров, которые создали этот шедевр. Огромное количество мы здесь видим скульптур работы Витали. Собор будет достроен только в 1848 году, за год до смерти Монферрана. Вообще, он был не столько архитектором, сколько инженером. Для Казанского и Исаакиевского соборов выполнял росписи такой известный художник, как Карл Брюллов. Но из-за его болезни большую часть работ делал академик Петр Васильевич Басин. Конечно, по росписи, по убранству эти соборы не имеют себе равных. Иконостас каркасный, выполнен из камня, из гранита, оформлен восемью колоннами из чистого уральского малахита.
Исаакиевский собор: цена билетов и режим работы в 2024 году
Исаакиевский собор в Санкт-Петербурге: расписание богослужений и работы на сегодня, завтра и неделю. Исаакиевский собор (собор преподобного Исаакия Далматского). Расписание богослужений (общее кратко):Богослужения: ежедневно кроме среды. Исповедь: в 9:30, Литургия: в 10:00, Вечернее богослужение: в 17:00 Посмотреть расписание на сайте собора. Содержание Исаакиевский собор на карте История создания Исаакиевского собора Особенности и стиль архитектуры Внутреннее убранство Святыни Интересные факты и легенды Режим работы Расписание богослужений в Исаакиевском соборе Цены на билеты Правила. Православный храм «Исаакиевский собор» по адресу Санкт-Петербург, Исаакиевская площадь, 4, метро Адмиралтейская, показать телефоны. В понедельник в Исаакиевском соборе в Петербурге пройдет праздничное богослужение в честь 165-летия со дня освящения храма.
Купить билет в исаакиевский собор
Исаакиевский собор в Санкт-Петербурге: расписание богослужений на сегодня, завтра, неделю. Афиша и расписание мероприятий Исаакиевский собор, продажа билетов в Санкт-Петербурге. Купить билеты в «Исаакиевский собор» на Яндекс Афише: расписание интересных выступлений, полная афиша на 2024 год с возможностью покупки билета онлайн. В Петербурге 28 апреля, в праздник Входа Господня в Иерусалим (Вербное воскресенье) в Исаакиевском соборе состоится божественная литургия с участием детей. Расписание богослужений в Исаакиевском соборе. Как и в любом православном храме, здесь ежедневно проводят богослужения.
Как попасть в Исаакиевский собор бесплатно — всё очень просто.
Нынешнему собору предшествовали три храма, оказавшиеся недолговечными. Монферрана, самый высокий в городе 101, 5 м и самый вместительный в нем может молиться одновременно до 14 тыс. Строительство было начато в 1825 и длилось почти 40 лет. Освящен 12 июня 1858 во имя св. Исаакия Далматского митрополитом Григорием как кафедральный собор.
Говорить об окончательном изменении расписания пока нельзя, подчеркнул Мудров. Ранее на сайте прихода Исаакиевского собора появилось расписание богослужений на сентябрь, согласно которому в сентябре запланировано 26 утренних богослужений в 9. В конце августа приход Исаакиевского собора сообщил об изменении расписания богослужений в сентябре, объявив, что теперь они будут начинаться в 10. Музей в свою очередь сообщил, что его руководство не согласовывало такое время начала богослужений. В пресс-службе музея "Интерфаксу" тогда сообщали, что утренние богослужения планировалось начинать в сентябре в зависимости от дня в 8. Для туристов музей будет открываться с 10.
Как бесплатно посетить Исаакиевский собор, правила посещения, полезные советы Собор является действующим, так как в нем проводятся богослужения. Вход на них — бесплатный. Если вы решили воспользоваться этой возможностью, будьте уважительны к другим прихожанам: одевайтесь скромно, не привлекайте к себе внимание и не отвлекайте других от службы. В любое время помните о правилах посещения. В соборе нельзя находиться в состоянии опьянения, приносить с собой еду и напитки, шуметь, пользоваться вспышкой. Все сумки и чемоданы, в том числе городские рюкзаки потребуется оставить в камере хранения. По возможности, лучше приобрести билет онлайн. Так вам не придется стоять в очереди.
Кроме того, если вы планируете подняться на колоннаду, выберите удобную обувь — подъем осуществляется самостоятельно. Но для людей с ограниченными возможностями здоровья, в том числе для тех, кто передвигается на коляске, созданы все необходимые условия — специальный лифт поможет добраться до смотровой площадки. Для незрячих и слабовидящих посетителей создан маршрут, позволяющий им без барьеров познакомиться с собором. При необходимости может быть организовано сопровождении по предварительной договоренности. Имейте в виду, что время работы может изменяться из-за технических и иных причин. Такое случается редко, однако, лучше проверить официальный сайт перед посещением собора. Как добраться до Исаакиевского собора Исаакиевский собор расположен по адресу Санкт-Петербург, Исаакиевская площадь, 4. Ближайшая к собору станция метро — Адмиралтейская.
Первый осмотр постройки состоялся 15 августа [49]. Суть замечаний Модюи, имевших большой резонанс, сводилась к трём основным пунктам: сомнения в прочности фундамента, опасность неравномерной осадки здания и неправильное проектирование купола, размер которого превышал допустимые пределы и возможность обвала купола, опирающегося на разные по времени постройки пилоны [50] [51]. По мнению Модюи, Монферран не имел должной квалификации и опыта для работы над таким серьёзным проектом и, приступая к нему, не понимал, с какими трудностями сопряжено его воплощение [52]. Далее Модюи отмечал, что, приступив к перестройке здания, Монферран не имел должного представления о существующих фундаментах, не знал, на какую глубину нужно будет закладывать новые, и собирался их выполнить из бутовой плиты — способом, не подходящим для такого сложного сооружения. Согласно ответу Монферрана, он осматривал фундаменты под северным углом здания, а также с одним из членов комиссии исследовал погреба [52]. В вопросе о забивке свайного фундамента под оба крыльца вновь сооружаемых портиков, что, по мнению Модюи, было излишним и повлекло за собой «ненужный крупный расход», комитет счёл действия архитектора верными [52]. Как считал Модюи, четыре пилона, на которые опирался фонарь с куполом третьего собора, оставить было «почти невозможно», так как фундамент под «вспомогательными опорами» не выдержит нагрузки существующих пилонов.
Два старых пилона и два вновь сооружённых, по замыслу Монферрана, должны служить опорой для нового фонаря и купола. Модюи указывал, что пилоны, сооружённые в разное время, будут иметь неравномерную осадку. Комитет посчитал, что при сохранении под существующими пилонами старых фундаментов возведение тяжёлого каменного купола небезопасно по причине неравномерной осадки [53]. Узнав о выводах комитета, Александр I поручил ему заняться исправлением проекта, соблюдая при этом условие «сохранения, если так можно, существующих стен, а более того старых и новых фундаментов». Также предписывалось сохранить основные черты проекта Монферрана — пять глав и колонные портики. Решение внутреннего пространства собора, главного купола, освещённости здания предоставлялось на усмотрение комитета. Монферрану разрешалось участвовать в работе на общих основаниях. В этом конкурсе помимо самого Монферрана участвовали архитекторы В.
Стасов, А. Мельников, А. Михайлов-старший и другие [54] [к 3]. По итогам конкурса Комитет не смог принять никакого решения: проекты были переданы на рассмотрение Александру I. Последний, вероятно, понял, что поставил перед архитекторами неразрешимую задачу, и не дал никаких распоряжений. В работе Комитета наступил перерыв, продолжавшийся до февраля 1824 года, когда появился указ о продолжении проектных работ. В нём снова были повторены условия императора, уступкой стало разрешение изменить удлинённый план предложенный Монферраном на квадратный, что давало некоторый простор для работы архитекторам, но требовало демонтажа части уже построенного фундамента. Разрешено было также разобрать восточные пилоны, что способствовало увеличению подкупольного пространства и созданию конструктивно верной связи барабана с куполом.
Таким образом начался второй этап конкурса на исправление проекта, в котором принял участие и сам Монферран. Он изучил конкурсные проекты и переработал свой, взяв некоторые решения из проектов Михайлова 2-го и Стасова, а также предложил свои идеи, исправляя ошибки прежнего проекта. Императору исправленный проект Монферрана был предоставлен 9 марта 1825 года, он и был утверждён 8 апреля этого же года [55]. Проект 1825 года[ править править код ] Новый проект Монферрана, исправленный и дополненный, был снова признан лучшим и утверждён Александром I 13 апреля 1825 г. Комиссия по строительству была реорганизована — в неё вошли члены упразднённого комитета по рассмотрению замечаний Модюи. Были учтены ошибки прошлых лет: работы по возведению собора уже не велись широким фронтом, разрабатывались рабочие чертежи чего ранее не делалось , составлялись календарные планы и сметы ориентировочные, сроком на один год, общая же стоимость строительства так и не была определена [56]. В новом проекте был увеличен главный купол, а четыре малых звонницы фиксировали углы центрального квадрата. Лёгкая удлинённость базиликального плана с тремя нефами была искусно замаскирована четырьмя симметричными портиками.
В результате храм приобрёл более традиционный для православия пятиглавый вид, но внешняя симметрия далась ценой потери выступа алтарной апсиды в восточной части. Монферран учёл советы и замечания крупнейших русских архитекторов, инженеров, скульпторов и художников. По его новому проекту собор оформлялся четырьмя колонными портиками в проекте 1818 года их было лишь два — южный и северный. Центральная часть собора подчёркивалась подкупольным квадратом, образованным четырьмя новыми опорными пилонами, поставленными шире остальных. Благодаря этому главный купол чётко вписывался в квадрат пилонов и исключалось его провисание. По углам основного объёма устанавливались четыре колокольни, как бы врезанные в стены. Теперь они располагались ближе к центральному куполу, чем в предыдущем проекте. Этим ещё более усиливалось квадратное построение собора, его общий вид стал более компактным, уравновешенным, центральный купол стал главенствовать в композиции [57] [58].
Симметричные портики позволили объединить главный с художественной точки зрения северный фасад, обращённый к Неве и Медному всаднику, и основной, по канонам церкви, западный фасад, где находится вход в храм. Северный и южный портики с тремя рядами колонн в отличие от однорядных западного и восточного повторяют по идее Монферрана в увеличенном размере колонный портик римского Пантеона 118—120 гг. По распоряжению президента Академии художеств А. Оленина, поддержавшего эту идею, из Рима выписали слепки капителей коринфского ордера Пантеона, они прибыли в Петербург в 1828 году. Строительство собора[ править править код ] Работы по сооружению фундамента начались ещё в 1818 году, по первому проекту Монферрана. Сложные технические вопросы должен был решать Бетанкур, но, занятый на строительстве других объектов вне Петербурга, он не мог входить во все проблемы, возникающие по ходу строительства [к 4]. Таким образом, Монферран, не бывший инженером, на которого изначально были возложены авторский контроль за качеством материалов и строительства работ, был поставлен в сложное положение. В сферу его обязанностей не входили вопросы снабжения и организации строительных работ, и он добивался у Комиссии расширения полномочий и большей самостоятельности, к 1819 году это ему удалось [60].
Строительство началось с разборки существующих полукруглых апсид и подготовительных работ для возведения новых частей фундамента. Монферран подчёркивал, что новые фундаменты нужно возвести до уровня гранитной базы, обеспечивая таким образом равномерную осадку здания. На первый год строительства он запросил 506 300 рублей, предполагая, что в течение лета будет добыто достаточно камня для возведения в следующем году фасадов здания до уровня антаблемента [61]. Под новые части фундамента были вырыты траншеи, из которых выкачивали воду. Затем в грунт вертикально вбивали просмолённые сосновые сваи [36] диаметром 26—28 см и длиной 6,5 м. Расстояние между сваями в точности соответствовало их диаметру. По каждой свае делали десять ударов. Если после этого свая не входила в землю, то её с разрешения смотрителя обрезали.
После этого все траншеи были соединены между собой и залиты водой. Когда вода замёрзла, сваи были спилены под один уровень, рассчитанный от поверхности льда [62] [36]. По словам Монферрана, под фундамент было забито 12 130 еловых свай [52]. При устройстве фундамента Монферран применил сплошную кладку, так как считал, что «для фундаментов крупных зданий сплошная кладка предпочтительнее любого другого вида его выполнения, особенно… если здание строится на плоском и болотистом грунте…» Это позволило также лучшим способом связать старый ринальдиевский фундамент с новым и в значительной мере гарантировало здание от опасных последствий осадки. Выломка гранитных колонн в Пютерлаксе в 1820-е гг. Литография середины XIX века по рис. Монферрана Вырубку гранитных монолитов для колонн собора вели в каменоломне Пютерлакс недалеко от Выборга [63]. Эти земли принадлежали помещице фон Экспарре.
Преимуществами именно этого места для каменоломни были большой запас гранита, близость Финского залива с глубоким фарватером и почтового тракта. Вот что отметил в своём дневнике Монферран, впервые посетив каменоломню: «Удивление, которое мы испытывали, когда увидели… гранитные скалы, было, конечно, велико, но оно сменилось прямо восхищением, когда позже мы любовались в первом карьере семью необработанными ещё колоннами…» Работами на каменоломне вначале руководил купец Самсон Суханов , который участвовал также в работах по созданию Ростральных колонн и Казанского собора. Суханов по договору от января 1819 года выступал как производитель работ, однако уже в мае этого же года часть подряда на заготовку колонн была передана купцу Шихину. Позднее подряд был полностью отдан Шихину [64]. В сентябре 1820 года первая колонна для собора была доставлена в Петербург [65]. Метод выломки монолитов гранита, применявшийся в Пютерлаксе, описан в 1824 году Олениным, который посещал ломки вместе с Монферраном и Стасовым. На отвесной гранитной скале находились подходящие по размеру монолиты длиной не менее 8 саженей и шириной в 1 или 2, если из монолита предполагалось изготовление двух колонн без видимых недостатков. Слои гранита в Пютерлаксе разделялись между собой прослойками земли их называли рупазами шириной около полу дюйма.
По контуру, отмечавшему длину будущей колонны, сверлились отверстия глубиной до рупаза, расстояния между ними оставляли в 5—6 вершков. В отверстия забивали порох и пыжи и отделяли монолит по длине колонны пороховыми взрывами. Далее «по горизонтальной поверхности скалы» вбивались железные клинья, рабочие били по ним, пока заготовка не отделялась и не падала на подготовленные леса у подошвы скалы. Оленин отмечал, что работа по отделению гранитных масс была трудной и медленной [66]. Отделённая гранитная масса обследовалась на предмет отсутствия дефектов и соответствия размерам. Затем заготовке для колонн придавалась вчерне «круглая форма» с помощью молотов [67]. Транспортировка из каменоломни осуществлялась на плоскодонных судах, специально для этого изготовленных на заводе Чарльза Берда. Монолиты колонн скатывали на морской берег, где их грузили на баржи.
Каждое судно буксировали два парохода до пристани в Петербурге. Там монолиты выгружали и перевозили по специальному рельсовому пути на строительную площадку для их окончательной обработки. Применение этого рельсового пути на строительной площадке стало первым в России [68]. Часто посещая ломки, Монферран отмечал: «Добывание гранитов, труд сего рода во всех иных местах не весьма обыкновенный, встречают в России очень часто и весьма хорошо разумеют… работы, возбуждающие наше удивление к произведениям древности, здесь не что иное суть, как ежедневное дело, которому никто не удивляется». Установка колонн Исаакиевского собора с помощью лесов , спроектированных А. Бетанкуром около 1830. Литография середины XIX в. Монферрана Строительство Исаакиевского собора в 1838 году.
Монферрана Вид Исаакиевского собора в лесах. Раскрашенная литография по рис. Монферрана 1840 г. Бойка свай, фундаменты под четырьмя башнями, восточным и западным портиками, стилобаты северного и южного портиков были завершены в 1826 году [69]. Следующим этапом строительства было возведение портиков до постройки стен собора. Такое решение архитектора, противоречащее общепринятой практике, обуславливалось сложностью установки гранитных колонн [70]. Бетанкур ещё в 1822 году спроектировал леса и механизмы для подъёма колонн Исаакиевского собора, они не были использованы Монферраном, так как строительные работы были приостановлены [71]. По проекту Бетанкура была создана система механизмов, с помощью которой Монферран установил в 1832 году Александровскую колонну на Дворцовой площади [72].
Чертежи лесов были выполнены для каждого портика отдельно, подписаны Монферраном, а также архитекторами Глинкой и Адамини, утверждены 15 июня 1828 года [69].
В Исаакиевском соборе прошло богослужение в честь 165-летия его освящения
Мы ждём осознанной помощи от тех, для кого телеканал «Союз» — друг и наставник. Цель телекомпании создавать и показывать духовные телепрограммы. Ведь сколько людей пока еще не просвещены Словом Божиим? А вместе мы можем сделать «Союз» жемчужиной среди всех других каналов.
Службы в приделе начались в середине января 2019 года. До этого литургии в Исаакиевском соборе проходили в приделе святого Александра Невского, по праздникам - в центральном приделе. Ежегодно в соборе проходит порядка 600 богослужений.
Приглашение на службу в Исаакиевском соборе 14 августа — Божественная литургия по случаю 100-летия духовного подвига митрополита Вениамина и иже с ним пострадавших В воскресенье 14 августа в Исаакиевском соборе состоится Архиерейская Литургия, посвященная памяти священномученика Вениамина, митрополита Петроградского.
Начало в 10 часов. Приглашаются все желающие принять участие в соборной молитве!
Я сразу захотела туда попасть. Мимо шли люди и делились своими впечатлениями от того, что им довелось увидеть со смотровой площадки собора. Ну и конечно мы решили не проходить мимо. Весь город виден как на ладони.