Редакция «Фильм Про» выбирает лучшие фильмы-сказки, снятые во времена СССР, которые одинаково полюбятся как детям, так и взрослым всех поколений. А мы представляем вам топ-10 самых лучших советских фильмов-сказок, отобранных по итогам голосования в блоге результаты поиска лотов на по запросу «фильмы сказки» в категории Книги, Букинистика. Мы подготовили пять кадров из известных советских фильмов-сказок. Только настоящий знаток сможет определить, к каким сказкам относятся эти изображения. 5,0 Легендарный режиссер советского кино Александр Птушко снял первую киноверсию сказки Толстого, используя революционные для того времени комбинированные съемки.
Советское кино для детей
В волшебной стране она знакомится со своим отражением, озорной девочкой Яло, и узнаёт, как непросто живётся здесь бедному люду. В сказочном государстве повсюду кривые зеркала, в которых уродливые кажутся красивыми, старые — молодыми, а глупые — умными. Всё это сделано специально, со злым умыслом.
Одним из талантов режиссера Нечаева было умение общаться с юными актерами и объяснять, как надо сыграть, поэтому-то дети в этом фильме нисколько не уступают киногигантам Ролану Быкову , Рине Зеленой , Елене Санаевой. Деревянный человечек, которого выстругал из волшебного полена шарманщик Карло Николай Гринько , получился веселым и задиристым мальчиком Буратино Дима Иосифов. Но не удалось ему добраться до школы, так как по пути сманила музыка кукольного театра, где выступали на сцене Мальвина Таня Проценко и Пьеро Роман Столкарц. Не способствовало получению знаний и знакомство с мошенниками лисой Алисой и котом Базилио.
Ослиная шкура 1982 Страна — СССР Режиссер — Надежда Кошеверова Продолжительность — 85 минут О чем: своенравная принцесса надевает ослиную шкуру и сбегает из королевского дворца, так как не желает выходить замуж за короля соседней страны Ленинградский режиссер Надежда Кошеверова прославилась, когда вместе с Михаилом Шапиро вскоре после войны выпустила «Золушку». Если в «Золушке» героиня получает свое сюжетное вознаграждение за прилежный труд и незлобивость, то в менее известной, но также не раз переносившейся на экран «Ослиной шкуре» судьба вознаграждает героиню за готовность жить своим умом и самой управлять своей жизнью. В 1980-х это, конечно, была более актуальная мораль, чем идеи, заложенные в «Золушку». Факт В сказке Шарля Перро героиня сбегает из дворца, потому что ее собственный отец хочет взять ее в жены. По вполне понятным причинам эта сюжетная деталь была изменена в советской экранизации. Зачем смотреть: чтобы проникнуться верой в права простых принцесс 61. Сказка о царе Салтане 1967 Страна — СССР Режиссер — Александр Птушко Продолжительность — 86 минут О чем: сын оклеветанной и выброшенной в мире царицы вырастает вдали от родных краев и становится местным правителем В 1967 году у советского зрителя уже была талантливая экранизация стихотворной сказки Александра Пушкина, но мультфильм 1943 года был скромной лентой, доступной зрителями только в черно-белом формате цветную версию могли увидеть только сотрудники Госфильмофонда и не способной передать всю красоту царских чертогов и нарядов. Напротив, Александр Птушко создал визуально роскошное широкоэкранное полотно с яркими красками, эффектными костюмами, размашистыми декорациями, сложными визуальными эффектами… И, конечно же, харизматичной труппой во главе с Владимиром Андреевым и Олегом Видовым. Факт Выходящих из моря богатырей сыграли моряки Черноморского флота с базы военных катеров в Севастополе. Создатели фильма подбирали рослых парней, чтобы затем сделать их еще внушительнее с помощью визуальных трюков. Зачем смотреть: чтобы проникнуться пафосом пушкинской сказки 60. Вышедшая полвека спустя блокбастерная международная экранизация не поколебала трон диснеевской ленты, но стала лучшей западной игровой экранизацией «Питера Пэна», доступной современному зрителю и говорящей с нынешними детьми на языке размашистых голливудских спецэффектов. В отличие от некоторых других свежих обращений к сказке Барри, австралийский режиссер Пол Хоган с уважением отнесся к классическому тексту и не старался его радикально переиначить. Это большой плюс по нынешним временам, когда к старым сказкам выдвигают много новомодных претензий. Факт Джейсон Айзекс сыграл как пиратского капитана Крюка, так и отца юных главных героев. Это давняя британская театральная традиция, восходящая к первым постановкам пьесы Барри «Питер Пэн» писатель сперва сочинил пьесу, а затем переработал ее в роман. Зачем смотреть: чтобы оценить мастерскую голливудскую интерпретацию сказки Барри 59. Возможно, экранизаторов притягивала сравнительная простота сказочного сюжета, не требующего сложных спецэффектов, а, возможно, сказка о усмирении гордячки затрагивает глубинные струны немецкой души. Как бы то ни было, восточногерманская экранизация 1965 года с Манфредом Кругом и Карин Уговски стала классикой национального кино, и ее знают и любят и в нашей стране. Популярного актера и певца выслали в ФРГ за диссидентские взгляды. Зачем смотреть: чтобы научиться укрощать строптивых принцесс 58. Конек-Горбунок 1941 Страна — СССР Режиссер — Александр Роу Продолжительность — 76 минут О чем: крестьянский сын Иван отпускает пойманную кобылицу и получает взамен Конька-Горбунка, который становится его волшебным помощником В 1939 году Петр Алейников водил трактор в знаменитой советской ленте «Трактористы», а два года спустя актер сменил машину на коня и стал главным героем не менее известной картины — вольной экранизации классической сказки Петра Бажова. А вот героизм статного молодца Ивана — простого крестьянина, который преодолевает любые испытания, — оказался как нельзя кстати, и «Конек-Горбунок» наравне со страшными новостями с фронта вдохновлял советских добрых молодцев на настоящие подвиги. Факт «Конек-Горбунок» был одним из первых советских цветных игровых фильмов. Технология создания цветового изображения тогда была еще несовершенной, однако Роу смог обыграть ее ограничения в художественном решении фильма. Зачем смотреть: чтобы вспомнить, какое кино провожало солдат на войну 57. Как Иванушка-дурачок за чудом ходил 1977 Страна — СССР Режиссер — Надежда Кошеверова Продолжительность — 88 минут О чем: добрый и простодушный парень Иванушка ищет волшебное средство, которое может излечить его любимую Настеньку Безвременно ушедший от нас советский актер Олег Даль мог войти во многие роли, и казалось бы, образ добродетельного сказочного странника, которого он сыграл в сказке Надежды Кошеверовой, не был для него большим вызовом. Но нужна была особая экранная харизма, чтобы достоверно изобразить одухотворенного человека, от общения с которым другие люди становятся лучше и чище. У Даля такая харизма была, и благодаря ей фильм в целом получился трогательным повествованием — не столько волшебным, сколько душевным и пробуждающим и в персонажах, и в зрителях лучшие чувства. Факт Слово «экстрасенс» вошло в русский язык в начале 1990-х, но интерес к людям, уверяющим, что обладают уникальными способностями и лечат любые болезни, появился задолго до этого. Поэтому в фильме Кошеверовой уже был шарлатан-телепат в колоритном исполнении Владимира Этуша. Зачем смотреть: чтобы проникнуться душевностью главного героя 56. На златом крыльце сидели 1986 Страна — СССР Режиссер — Борис Рыцарев Продолжительность — 68 минут О чем: три сына царя Федота отправляются помогать соседнему тридесятому царству, которое пришло в запустение после исчезновения его царя «На златом крыльце сидели» был одним из последних сказочных фильмов, созданных в СССР до начала перестройки. В наши дни можно разглядеть непредвиденный режиссером символизм в том, что это кино, которое как бы подвело черту под эпохой, было откровенно несерьезным постмодернистским фарсом, который бесшабашно смешивал эпохи, придавал Змею Горынычу реактивный двигатель и изображал «прекрасную царевну» девушкой с мальчишеским нравом и интересом к поделкам и изобретениям. Иван-царевич в «На златом крыльце сидели» тоже не походил на классического принца и совершал подвиги без особого напряжения, поскольку злодеи в картине были нелепыми, а не страшными. Накалом страстей фильм не блистал, а вот поводов улыбнуться предоставлял изрядно, за что его зрители и полюбили. Факт Хотя спецэффектов в «Не златом крыльце сидели» почти не было, картина была снята в советском 3D-формате «Стерео-70». Этот формат начал использоваться в 1966 году, и московская студия имени Горького, где работал Борис Рыцарев, была ведущим производителем картин в «Стерео-70». Зачем смотреть: чтобы посмеяться над незадачливыми персонажами несерьезной сказки 55. В итоге, к ленте приложили руку шесть режиссеров, включая самого Корду, а досъемки пришлось проводить в США. Но, несмотря ни на что, «Багдадский вор» получился цельным и увлекательным волшебным зрелищем об экзотических краях, древних временах и, конечно, джиннах и коврах-самолетах. Картина стала хитом по обе стороны океана, и многие позднейшие приключенческие ленты и видеоигры о Ближнем Востоке вдохновлялись этим классическим блокбастером. Факт Заглавную роль в «Багдадском воре» исполнил молодой индиец Сабу Дастагир или просто Сабу , сын погонщика слонов. Британские кинематографисты «открыли» обаятельного парня во время съемок документальных лент об Индии, и Сабу на время стал заметной фигурой в британском кино о восточных странах. Зачем смотреть: чтобы насладиться картиной, которая вдохновила «Аладдина» и «Принца Персии» 54. По щучьему веленью 1938 Страна — СССР Режиссер — Александр Роу Продолжительность — 56 минут О чем: незадачливый крестьянин Емеля ловит, а потом отпускает волшебную щуку, и та в благодарность исполняет его желания Александр Роу начинал как ассистент знаменитого режиссера Якова Протазанова, одного из первых мастеров отечественного кино. Вместе с мэтром Роу работал над такими взрослыми лентами, как «Праздник святого Иоргена» и «Бесприданница». Но когда он начал самостоятельную жизнь в искусстве, режиссер дебютировал с детской лентой «По щучьему веленью» и сразу ярко заявил о себе как о талантливом и изобретательном экранизаторе знаменитых сказок. Тогда же началось многолетнее сотрудничество Роу с характерным актером Георгием Милляром, который в «По щучьему велению» изобразил царя Гороха и после этого десятилетиями играл самых разных, но обычно причудливых и комичных сказочных героев. Помимо заглавной сказки, Роу также использовал в «По щучьему веленью» сюжеты «Царевны Несмеяны» и «Плясовой гармони». Факт Создатели фильма не успели снять зимние сцены до начала оттепели, и Роу решил обыграть это в сюжете. Так в картине появилась сцена, в которой щука превращает зиму в лето. Зачем смотреть: чтобы вспомнить, как начинал свой путь в искусстве легендарный советский сказочник 53. Король-олень 1969 Страна — СССР Режиссер — Павел Арсенов Продолжительность — 72 минуты О чем: коварный министр использует магию, чтобы переместить свою душу в тело короля, в то время как душа короля оказывается в теле оленя Задолго до того, как режиссер Павел Арсенов снял «Гостью из будущего» и стал кумиром советской детворы, постановщик произвел сильное впечатление на зрителей постарше, когда снял нарочито театрализованную музыкальную киносказку, вдохновленную итальянской традицией «комедии масок» и пьесой Карло Гоцци «Король-олень». Знаменитые советские актеры — прежде всего, Юрий Яковлев и Сергей Юрский — разыграли в этой ленте волшебную историю, которая может развлечь детей и заставить взрослых задуматься о философских проблемах, затронутых в картине. Например, о тех масках, которые мы не носим, и о том, что под ними скрывается. Факт Песни Анджелы, возлюбленной короля, в фильме исполнила Алла Пугачева. Это было в самом начале ее профессиональной карьеры, задолго до того, как Пугачева стала советской суперзвездой. Зачем смотреть: чтобы полюбоваться комедией масок и задуматься об их природе 52. Проданный смех 1981 Страна — СССР Режиссер — Леонид Нечаев Продолжительность — 140 минут О чем: мальчик-сирота Тим Талер продает свой беззаботный смех, чтобы получить умение выигрывать любые пари Творчески переосмыслив легенду о Фаусте, которая лежит в основе германской культуры, немецкий писатель Джеймс Крюс сочинил философскую сказку о сделке с демоническим существом, где на кону оказывается не душа, а смех — способность чувствовать искреннюю радость. Юному герою «Смеха» его дар кажется сущей безделицей, и он легко обменивает его на возможность быстро разбогатеть, а затем долго пытается вернуть утраченное, так как понимает, что богатство бессмысленно, если не можешь радоваться и смеяться. В России книга Крюса никогда не была популярна, но благодаря замечательному мюзиклу Леонида Нечаева с песнями Максима Дунаевского на слова Леонида Дербенева мы знаем, кто такой Тим Талер и почему нельзя обменивать счастье на богатство. Факт Джеймс Крюс был одним из ведущих послевоенных немецких писателей, которые «реанимировали» германскую культуру после того, что с ней сделали гитлеровские идеологи. Зачем смотреть: чтобы задуматься о цене, которую порой платят за благосостояние 51. Хотя Феррелл часто пародировал знаменитых политиков и играл в других скетчах на взрослые темы, в его комизме всегда сквозила детская непосредственность, и режиссер Джо Фавро мастерски использовал это в фильме, где Феррелл сыграл наивного «большого ребенка». Поначалу его герой ничего не понимает во взрослой жизни, но он несет в себе дух Рождества и любви к людям, и его доброта и желание помогать растапливает людские сердца даже посреди зимы. Факт Дизайн костюмов эльфов и мастерской Санта Клауса были взяты из классического американского мультфильма «Рудольф — красноносый олень», который считается одним из символов Рождества. Зачем смотреть: чтобы пропитаться духом американского Рождества 50. Принцесса на горошине 1976 Страна — СССР Режиссер — Борис Рыцарев Продолжительность — 89 минут О чем: прекрасный принц отправляется искать себе невесту по всем окрестным королевствам Сказка Ганса Кристиана Андерсена «Принцесса на горошине» занимает всего несколько абзацев, и, казалось бы, не поддается экранизации. Однако режиссер Борис Рыцарев и сценарист Феликс Миронер смогли развернуть «Принцессу» в полноценную романтическую историю. Для этого они соединили в своем фильме четыре сказки Андерсена: собственно «Принцессу», «Свинопаса», «Дорожного товарища» и «Самое невероятное». Поскольку все эти сказки рассказывают о сватовстве к принцессе, то их удалось превратить в череду занятных и нравоучительных приключений, которые переживает прекрасный принц в поисках спутницы жизни. Факт Поскольку действие фильма разворачивается в Европе, то снималась картина в нескольких знаменитых чешских замках, включая прославленный замок рода Пернштейн в Моравии, который также можно увидеть в голливудской ленте «Ван Хельсинг». Зачем смотреть: чтобы узнать, что даже принцам порой нелегко найти любовь 49. Во времена, когда только фантасты могли вообразить компьютерные эффекты, Харрихаузен использовал изощренную кукольную анимацию, чтобы столкнуть бравого персидского героя из «Сказок 1001 ночи» со сказочными монстрами вроде циклопа и птицы Рух. В США картина пользовалась большим успехом, но еще сильнее ее любили советские зрители, которым довелось увидеть «Седьмое приключение Синдбада» на большом экране. Нашим лентам тех лет было трудно конкурировать с экзотическим шиком Голливуда. Факт Вопреки названию фильма, лента соединила в себе повествования из третьего и пятого путешествия Синдбада-морехода. В настоящем седьмом путешествии Синдбада герой столкнулся с народом демонических людей-птиц. Зачем смотреть: чтобы насладиться главным голливудским сказочным блокбастером 1950-х 48. Питер Пэн 1987 Страна — СССР Режиссер — Леонид Нечаев Продолжительность — 139 минут О чем: мальчик с волшебного острова ночью прилетает в Англию и забирает с собой в край вечного детства трех лондонских детей В Советском Союзе классическая сказочная повесть Джеймса Барри «Питер Пэн и Венди» неоднократно переводилась и издавалась, но не была столь популярна, как некоторые другие знаменитые западные сказки. Возможно, это было связано с тем, что экранизация Леонида Нечаева вышла в 1987 году, на излете советской эпохи, и она не успела стать такой же неотъемлемой частью нашей культуры, как более ранние ленты того же Нечаева и других наших киносказочников. Тем не менее, это был замечательный сказочный мюзикл с песнями Игоря Ефремова на стихи Леонида Дербенева. Многие из этих песен были исполнены прославленной закадровой вокалисткой советского кино Еленой Камбуровой. Однако основным источником вдохновения для писателя был его старший брат Дэвид, погибший в возрасте 14 лет. Зачем смотреть: чтобы умилиться мюзиклу о вечном детстве 47. В нашей стране выбор очевиден. И все же, любой отечественный киноман должен уделить время классическому голливудскому блокбастеру 1939 года, который подарил детям и взрослым яркую экранную версию первой книги Фрэнка Баума о приключениях в стране Оз. Картина Виктора Флеминга была ранним образчиком высокобюджетного цветного кино, и она вышла столь колоритной во всех смыслах этого слова, что разошлась на цитаты и вдохновила многие позднейшие американские ленты. Эта одна из тех постановок, которые нужно знать, потому что они определили историю мирового кино. Факт Создатели фильма нашли более сотни «маленьких людей» для массовых сцен с участием крошек-жевунов. Подбор актеров для этих фрагментов продолжался почти все время, пока шла работа над лентой, и потому сцены с жевунами были сняты одними из последних. Зачем смотреть: чтобы перенестись в волшебный мир классической голливудской магии 46. Про Красную Шапочку. Продолжение старой сказки 1977 Страна — СССР Режиссер — Леонид Нечаев Продолжительность — 132 минуты О чем: через год после спасения Красной Шапочки и гибели волка от рук лесорубов семья погибшего решает отомстить людям После того как режиссер Леонид Нечаев снял очень успешные «Приключения Буратино», директор творческого объединения «Экран» спросил у него, какую сказку он снимет дальше. Не подумав, постановщик ляпнул «Красную Шапочку! Поэтому Нечаев и его сценаристка Инна Веткина придумали «Продолжение старой сказки» с совершенно новой историей и множеством оригинальных персонажей и порадовали публику остроумной и добродушной сказкой, которая она обошлась без кровопролития и полюбилась зрителям лишь немногим меньше, чем «Приключения Буратино». Но незадолго до съемок Проценко попала в больницу с сотрясением мозга, и Красная Шапочка стала «звездной ролью» Яны Поплавской. Зачем смотреть: чтобы узнать, как закончилась история Красной Шапочки и волков 45. Конечно, детская лента, прославляющая капитализм и экстравагантных предпринимателей, не могла попасть в советский прокат. Но «Вилли Вонка» также учил детей, что на заводе нечего нельзя трогать руками без разрешения, даже если это шоколадная фабрика, где готовят сладости со сказочными свойствами. Ведь в фильме только послушный ребенок, который не пытался ничего «позаимствовать» и попробовать, добирался до финала удивительной экскурсии с песнями, танцами и превращениями. Факт В 2005 году Тим Бертон заново экранизировал «Вилли Вонку» с Джонни Деппом в главной роли, но в Америке многие считают, что памятный с детства фильм с Джином Уайдером лучше и душевнее. Зачем смотреть: чтобы попробовать на вкус сказочное шоколадное шоу 44. Раз, два — горе не беда! Да, было и такое. В основу комедийно-фантастического фильма Михаила Юзовского легла остроумная сатирическая пьеса Юлия Кима, написанная для Театра Советской Армии и вдохновленная как русскими сказками, так и политикой международной разрядки. В то время как политические эксперты рассказывали, как опасно обилие сверхмощного оружия, которое супердержавы направляли друг на друга, пьеса Кима и картина Юзовского наглядно и эффектно показывали детям, как опасна может быть боевая машина, которая вышла из подчинения и начала крушить все на своем пути — пока там не оказался русский богатырь с лазерным ружьем. Их спасло лишь то, что Караченцов настоял, чтобы пиротехники проверили установку взрывчатки. Оказалось, что взрыв прогремел бы там, где актеры по сценарию должны были от него прятаться. Зачем смотреть: чтобы убедиться, что в сказках есть место для роботов и лазеров 43. Снежная королева 1966 Страна — СССР Режиссер — Геннадий Казанский Продолжительность — 85 минут О чем: северная волшебница Снежная Королева похищает маленького Кая, и его сестра Герда отправляется спасать брата от ледяных чар Когда мы представляем себе «Снежную королеву» Ганса Кристиана Андерсена, мы в первую очередь вспоминаем замечательный советский мультфильм Льва Атаманова. Но, подумав еще немного, мы отмечаем, что была еще одна одухотворенная советская экранизация «Снежной королевы» — игровой фильм Геннадия Казанского, созданный на основе одноименной пьесы Евгения Шварца. Конечно, его спецэффекты устарели сильнее, чем великолепная анимация ленты Атаманова, но волшебство сказки Андерсена никуда не делось, равно как и обаяние колоритных советских актеров вроде Евгения Леонова. Факт Роль Герды в «Снежной королеве» стала второй главной ролью в карьере известной актрисы Елены Прокловой. Она начинала как спортсменка-гимнастка и попала в кино благодаря знакомствам своего деда, второго режиссера детской драмы Александра Митты «Звонят, откройте дверь». Зачем смотреть: чтобы поверить, что истинная любовь может растопить даже ледяное сердце 42. Мюзикл «Мэри Поппинс» был самым удачным и самым любимым зрителями игровым фильмом Диснея, и для западной аудитории он стал эталонным экранным воплощением популярной литературной сказки Памелы Трэверс. Картина предлагала веселое и увлекательное повествование с множеством новаторских спецэффектов, но своим успехом она была обязана не столько сюжету, сколько замечательным песням братьев Ричарда и Роберта Шерманов, которые в фильме зажигательно исполнили такие знаменитости, как британская звезда Джули Эндрюс и популярнейший американский комик Дик ван Дайк. Зачем смотреть: чтобы насладиться классическим голливудским сказочным мюзиклом 41. Домовой 2019 Страна — Россия Режиссер — Евгений Бедарев Продолжительность — 104 минуты О чем: мать-одиночка с маленькой дочкой покупает старую квартиру и обнаруживает, что там бесчинствует домовой, который пытается выжить всех, кто поселяется в квартире Современные горожане обычно не верят в домовых, но что будет, если домовой перестанет верить в своих жильцов? Свежая российская сказочная комедия начинается с циничного обращения с потусторонним миром и закономерно жесткой ответной реакции. Но после череды злоключений герои осознают, что лучше дружить, чем враждовать, и комичный цинизм ранних сцен уступает место гармонии и добродушию. В целом, лента Евгения Бедарева удачно подновила мифологию домовых и соединила ее с современными московскими реалиями, и она стала одним из тех редких современных российских фильмов, которые хочется пересматривать. Факт Снявшийся в картине рыжий кот Питер — «профессиональный» актер из московского Театра кошек Куклачева. Зачем смотреть: чтобы оценить новый взгляд на сказки о домовых 40. Двенадцать месяцев 1973 Страна — СССР Режиссер — Анатолий Граник Продолжительность — 135 минут О чем: по приказу капризной королевы бедная девушка отправляется искать подснежники в зимнем лесу, и ей решают помочь волшебные братья-месяцы Знаменитый советский детский писатель и поэт Самуил Маршак сочинил пьесу «Двенадцать месяцев» в самый разгар войны. Он не хотел, чтобы в его творение вкрался хотя бы отзвук военных событий, но, хотя «Двенадцать месяцев» ни словом не упоминали войну, они вселяли в детей веру в торжество справедливости и наказание злодеев, сказочных или нацистских. Разумеется, такая пьеса быстро стала популярной, и ее сперва превратили в мультфильм, а затем и в игровой фильм, который надолго прописался на новогоднем экране. Лента постановщика «Максима Перепелицы» Анатолия Граника не впечатляла спецэффектами, но, как и можно было ожидать от экранизации пьесы, покоряла зрителей актерской игрой, а также сюжетом и текстом, которые к тому времени стали современной классикой. Факт Наталья Попова и Андрей Босов, которые сыграли падчерицу и месяц Апрель, на съемках влюбились друг в друга, а после поженились и жили долго и счастливо, хоть и не стали большими звездами. Зачем смотреть: чтобы поверить, что даже месяцы могут бороться за справедливость 39. Революционный пафос тогда был на каждом шагу, и «Три толстяка» стали многолетним советским бестселлером не потому, что прославляли революцию, а потому, что предлагали маленьким читателям яркие, причудливые, врезающиеся в память образы вроде правителей-толстяков и циркачки-гимнастки, вынужденной изображать заводную куклу. Сорок лет спустя знаменитый актер Алексей Баталов в паре с более опытным режиссером Иосифом Шапиро перенес «Трех толстяков» на киноэкран и покорил публику не только как звезда он сыграл канатоходца Тибула , но и как постановщик. Факт Создатели ленты планировали использовать дублера для сцен на канате, но обнаружили, что не могут правдоподобно подменить Баталова профессиональным канатоходцем. Поэтому режиссер под руководством своей жены-циркачки научился ходить по канату и сам выполнил все положенные по сценарию трюки. Зачем смотреть: чтобы научиться устраивать революции с помощью гимнастов и воздушных шаров 38. А вот директриса-тиранка — самый подходящий злодей для современной западной сказки, которая не нуждается в принцах и драконах, чтобы создать мрачно-веселую и волшебную атмосферу. В свою очередь, комик Дэнни де Вито, выступивший в роли режиссера и сыгравший отца маленькой героини, превратил книгу в талантливый фильм, который с удовольствием смотрят и пересматривают многие американские дети. Факт Мать маленькой исполнительницы заглавной роли Мары Уилсон умерла от рака во время съемок картины. Хотя в кадре супруги Дэнни де Вито и Реа Перлман играли бессердечных родителей Матильды, за кадром они, как могли, заботились о Маре и фактически сделали ее членом своей семьи, чтобы помочь ей пережить страшное горе. Зачем смотреть: чтобы оценить волшебную сказку в современном антураже 37. Садко 1952 Страна — CCCР Режиссер — Александр Птушко Продолжительность — 85 минут О чем: новгородский торговый человек Садко снаряжает корабль и отправляется в путь в дальние страны Древний Новгород был торговой республикой, и его народными героями были не столько богатыри, сколько купцы, возившие свои товары на тридевять земель. Впрочем, средневековый торговец должен был быть даже более смелым и предприимчивым, чем средневековый рыцарь, и приключения у них были не менее опасными. На излете сталинской эпохи режиссер Александр Птушко создал свой экранный памятник легендарным русским купцам, сняв увлекательную и эффектную картину, вдохновленную былинами о Садко.
Именно наставник предложил начальнику Мосфильма Ивану Пырьеву этих двух кандидатов. Несмотря на отсутствие какого-либо опыта, талантливые режиссеры получают заветную работу и приступают к съемкам. Главную женскую роль в фильме получила Наталья Варлей, только завершившая работу над комедией Леонида Гайдая «Кавказская пленница и другие приключения Шурика». Актриса получила роль не сразу, заменив Александру Завьялову по ходу съемочного процесса. На тот момент мало кто верил, что столь молодая и миловидная девушка справится с ролью демонической панночки, восставшей из мертвых. Но по прошествии лет выбор Кропачева и Ершова кажется на редкость удачным. Варлей сыграла одну из ярчайших ролей в советском кинематографе, создав на экране образ, знакомый сейчас каждому. Мужская роль Хомы Брута досталась Леониду Куравлеву, который лишь начинал карьеру в кино. В будущем ему будет суждено стать главным любимчиком публики. Но именно в фильме «Вий» началось его восхождение на Олимп славы. Итоговый материал, отснятый Ершовым и Кропачевым не удовлетворил студию, посчитавшую некоторые сцены слишком реалистичными. Для того, чтобы добавить в «Вий» элемент сказки, был приглашен главный специалист по части фэнтези — Александр Птушко. Именно он работал над образом Вия, а также доснял те сцены, которые неудовлетворили Мосфильм. Так что первоначальный материал молодых режиссеров подвергся серьезным правкам и был выброшен в мусорную корзину. Это не помешало первой экранизации произведения «Вий» стать хитом советского проката и заслужить звание настоящей классики кинематографа. И там, на лесной опушке, он встречает свою суженую — красавицу Алёнушку. А тем временем в тёмном царстве Кащей Бессмертный собирается жениться на дочке Бабы-Яги. Один из гостей преподносит жениху с невестой в дар молодильные яблоки. Как только Кащей отведал молодильное яблочко и сбросил добрую сотню лет, он тут же раздумал жениться на уродливой старухе: теперь ему нужна невеста молодая, красивая… Слуги Кащея Бессмертного похищают девушку прямо на глазах у растерянного Васи. Чтобы отыскать Алёнушку, нашему герою предстоит пройти сквозь пожары и глубокие воды. Он основан на одноимённой пьесе А. Сказка повествует о жизни девушки Снегурочки, которая родилась из снега и льда. Фильм погружает зрителей в удивительный мир русских сказок. История о девушке с ледяным сердцем, которая влюбляется в Леля, показывает, что любовь может растопить даже самое холодное сердце. В фильме сочетаются необыкновенная природа, веселые хороводы, игры и песни, создавая атмосферу настоящей русской сказки. Собрал он своих подданных, да уехал кататься по бескрайним землям. Целый год ездил царь и все подсчитывал, подустал он немного и решил испить водицы из колодца. Тут его как схватят за бороду, да утащат под воду. Незнакомцем оказался повелитель водных земель Чудо-юдо, за свободу Еремея, он попросил то, о чем царь не знает. Король опешил, ведь он объездил все царство и знал все. Когда он вернулся домой, то узнал, что у него родился сын. Чтобы спасти сына, он решает подменить младенца на обычного малыша из рыбацкой семьи. Злая баба-яга превратила девочек в ланей. Теперь матери предстоит спасти своих дочурок, рискуя собственной жизнью.
Советские детские фильмы 10-х - 50-х годов
Советские Сказки Фильмы | Детство – самое необыкновенное время волшебства в жизни человека. Ведь больше всего мы верим волшебство именно в детстве и с большим желанием наблюдаем за уд. |
10 лучших озорных и весёлых советских киносказок | Весь видео и аудио контент ВГТРК — фильмы, сериалы, шоу, концерты, передачи, интервью, мультфильмы, актуальные новости и темы дня, архив и прямой эфир всех телеканалов и радиостанций холдинга. |
99 фильмов, которые смотрели советские дети
По щучьему веленью (Союздетфильм: фильм-сказка 1938 год). Самые несказочные сказки позднего СССР — фильмы Марка Захарова. 5,0 Легендарный режиссер советского кино Александр Птушко снял первую киноверсию сказки Толстого, используя революционные для того времени комбинированные съемки. Наши любимые фильмы-сказки СССР, Советская литература, Любимые сказки, Длиннопост. Они были новаторами и привнесли в советские кино очень много нового, их идеи брали на вооружение американские режиссеры, а их фильмы, казалось бы детские, брали награды на крупнейших международных фестивалях. Когда стала искать фильм, выяснила, что в качестве основы эта сказка в различных вариациях использована как минимум в трёх фильмах интересующей меня поры.
В гостях у советской сказки! Какие фильмы смотрели дети в СССР?
Для тех, кто хочет пересмотреть или посмотреть впервые фильмы, прямо или условно связанные с детством и отрочеством, которые были допущены на телевизионные каналы и кинотеатры советского пространства, сформирован список фильмов до 1990 года, советских и зарубежных киностудий. Список открытый и может быть дополнен. Смотрите, вспоминайте и пишите, какие фильмы или сериалы вы бы с удовольствием посмотрели еще раз.
Приключения желтого чемоданчика 1970, реж. Илья Фрэз Советская комедийная музыкальная киносказка, снятая по повести Софьи Прокофьевой. Фильм рассказывает о пугливом мальчике Пете, чья мама обратилась к волшебнику-доктору, у которого имеются «конфеты настоящей храбрости». Однако именно в это время чемоданчик с «лекарствами» попадает в чужие руки. Доктору предстоит найти способ как можно скорее вернуть украденное, пока не случилась беда, а Пете — обрести храбрость без волшебства. Мэл Стюарт Первая экранизация повести Роальда Даля об эксцентричном кондитере Вилли Вонке, устроившим необычный конкурс.
Элем Климов, снявший фильм о буднях пионерского лагеря, никогда в жизни сам там не отдыхал. Тогда думал — взлечу. Вот какими мы были... Снят по мотивам повестей Евгения Велтистова «Электроник — мальчик из чемодана» и «Рэсси — неуловимый друг».
Премьера состоялась 23 марта 1980 года в кинозале одесского санатория «Украина», а 2 мая фильм вышел в телеэфир. Один из самых популярных детских художественных фильмов за всю историю советского и российского кинематографа. Фрэз, сценарист В. В отличие от других лент про Аладдина, этот фильм довольно точно следует оригиналу это вообще отличительная черта советского кинематографа: не перевирать содержание. Джинн воплощён на экране так, как принято изображать этих существ на Востоке: созданным из огня духом. Но это уже детали, к которым совершенно не хочется придираться. А хочется остаться в гостях у сказки. Фильм дал рождение крылатой фразе: «В Багдаде всё спокойно». По мотивам сказки Евгения Шварца.
Коррумпированное правительство умышленно искажает реальность и эксплуатирует простых людей. Разыскивая кота, девочки становятся свидетельницами ареста зеркальщика Гурда, который отказывается делать кривые зеркала и приговорен за это к смертной казни. Оля и Яло решают во что бы то ни стало спасти мальчика.
Советские фильмы-сказки с недетским смыслом
вы делаете те новости, которые происходят вокруг нас. советские фильмы-сказки Обожали советские дети и старые народные и литературные сказки, в которых всегда побеждало добро. Советские сказки в основном антикварные) Василиса Прекрасная Волшебное зерно Город. Наверное, не было в Союзе ребят, которые бы не знали наизусть все песни из фильма «Новогодние приключения Маши и Вити». Опальный в Советском союзе фильм, который после выхода и премьеры на телевидении тут же лёг на полку. В этой коллекции вы найдете советские фильмы-сказки, которые обязательно стоит посмотреть с детьми.
100 лучших фильмов-сказок, которые будут интересны и детям, и взрослым
Потом поймал голубя, приделал ему хохолок и хвост, раскрасив птицу под попугая. На веточки надел сливы — и получился виноград. Когда для одной из сцен в «Руслане и Людмиле» нужны были 300 попугаев — «Мосфильм» потратился лишь на несколько десятков. Остальных, благодаря фантазии Птушко — изображали голуби, разукрашенные бутафорами. Соратники Птушко вспоминали о нем как о легком и остроумном человеке. Снимая многотысячные массовки, сооружая грандиозные декорации, Александр Лукич мог и пошутить, но в гневе он был страшен. Мог ругаться: «Бизоны! Работать не умеете! Фильмы Птушко попали в прокат в США. Американский продюсер Роджер Корман увидел картины советского режиссера еще в конце 1950—х и начале 1960—х годов и приобрел права на показ фильмов.
После небольшой монтажной доработки фильмы «Садко» и «Илья Муромец» были показаны американским зрителям. Правда, американцы познакомились с историей Садко после перемонтажа, сделанного Фрэнсисом Фордм Копполой и под названием «Волшебное путешествие Синдбада», а о подвигах Ильи Муромца узнали из фильма «Камень и дракон». По мнению Роджера Кормана, эти поправки были необходимы, так как имена былинных богатырей, известные каждому русскому, ничего не говорили американцам. Леван Шенгелия рассказывал: «Я стал свидетелем его разговора с американскими прокатчиками, купившими «Илью Муромца». Они несколько сократили картину, убрали некоторые затяжные вещи, с которыми сам Птушко не мог расстаться. И Александр Лукич был в восторге от их редакции, он благодарил за талантливый монтаж его собственной картины. Такое в мире кино встретить невозможно». Спецэффекты, разработанные Птушко для фильма «Илья Муромец» позже позаимствовали американские режиссеры Стэнли Кубрик для съемок «Космической одиссеи», Терри Гиллиам в «Приключения барона Мюнхгаузена» и многие другие режиссеры. Умер выдающийся режиссер в Москве 6 марта 1973 года.
Способность киностудии «Мосфильм» сравнительно дешево достигать впечатляющих даже Голливуд зрелищных эффектов за счет привлечения огромной армейской массовки и подготовки всех декорационных макетов и моделей разных чудовищ практически вручную была утрачена после смерти Александра Птушко в 1973 году. В этом же году скончался и Александр Роу, работавший на студии имени Горького. После чего красивые сложно—постановочные сказки выпали из репертуара студий страны. Не одно поколение детей выросло на его волшебных фильмах! Роу совместно с балетмейстером Ростиславом Захаровым. Фильм получил престижную и заслуженную награду — Лев Сан-Марко - Гран-при Венецианского кинофестиваля, 1965 год "Огонь, вода и… медные трубы" 1968 "Варвара-краса, длинная коса" 1969 "Золотые рога" 1972 — последняя сказка, поставленная Роу. К сожалению, у режиссера, создавшего лучшие фильмы для детей, своих детей не было, и его жизнь совсем не была похожа на сказку, хотя фантастических поворотов в ней было предостаточно.
Картина по книге Александра Волкова, которую снимает Игорь Волошин, ожидается в прокате в конце 2024 года. По задумке кинематографистов, в ленте будет использовано большое количество спецэффектов и компьютерной графики. Актерский состав пока не разглашается, но известно, что Железным дровосеком будет Юрий Колокольников. Есть и дата проката — 26 декабря 2024 года. В случае успеха первой картины последуют продолжения. Цикл сказок Александра Волкова объединяет шесть книг, следующая за «Волшебником Изумрудного города» повесть — «Урфин Джус и его деревянные солдаты». Сценарий по ней уже пишется. Исполнители ключевых ролей специально обучались ведению боя с применением холодного оружия, верховой езде и другим приемам. Егор Пазенко поделился в одном из интервью: «Мало кто знает, но в древнегерманских эпосах Илию Муромца называли Илия Свирепый, и это о многом говорит. Про него знают все, он неординарный воин с невероятной силой духа. Именно такие личности и становятся лидерами. Важно также, что кроме подвига ратного Илия совершил и духовный подвиг, не смотря на все трудности судьбы, не был сломлен, он превозмог себя и в конце концов достиг святости. Это наш святой богатырь». Дата выхода пока не называется. В основе фильма — поэма Пушкина, а также русские народные сказки.
Тот разрабатывает коварный и, как кажется, вполне эффективный план по поимке «Шапки». Единственное, что не учитывает Худой, далеко не все волки звери. Интересный факт: Дедулю, пекущего блины и спорящего со своими многочисленными внуками, сыграл Юрий Белов — это последняя яркая роль одного из самых популярных актеров хрущевской оттепели. К сожалению, ему катастрофически не везет: первая принцесса оказывается слишком глупой, вторая — слишком загадочной, третья — слишком циничной. Зато королева-мать, которая когда-то тоже была принцессой, знает, как можно помочь сыну. Интересный факт: Эта советская киносказка снималась в Чехословакии. Интересный факт: Все шесть песен из фильма, написанные Максимом Дунаевским на стихи Наума Олева, стали большими хитами. Поделиться с друзьями.
А все потому, что положительный герои не должны быть лентяями, а тем более принадлежать царскому роду. Снова с точки зрения советской идеологии необходимо было обязательно переименовать героиню. Сказочная Царь-Девица в советской киносказке превратилась в Зарю-Заряницу.
Советские сказочники - режиссеры
Жанр: детский фильм, семейное кино, сказка, фэнтези, экранизация. В Советском Союзе классическая сказочная повесть Джеймса Барри «Питер Пэн и Венди» неоднократно переводилась и издавалась, но не была столь популярна, как некоторые другие знаменитые западные сказки. Опальный в Советском союзе фильм, который после выхода и премьеры на телевидении тут же лёг на полку.
100 лучших фильмов-сказок, которые будут интересны и детям, и взрослым
Советский кинематограф подарил зрителям множество настоящих шедевров, среди которых особое место занимают фильмы-сказки. Подробнее о Яне Пузыревском и других детях из советских фильмов-сказок можно почитать в нашей статье. В списке лучших фильмов про детей советские собраны чудесные, сказочные и занимательные истории о веселых, смекалистых и непоседливых ребят. Советское кино.
10 лучших советских киносказок для настроения на Новый год
К сожалению, «Хроникам Нарнии» не удалось повторить финансовый успех их предшественников, и было экранизировано всего три романа из семитомной эпопеи, после чего проект перестали финансировать. Тем не менее, зрители получили три масштабных и захватывающих сказочных блокбастера о мире, который населен говорящими зверями и пропитан христианскими идеями. Факт Наследник Клайва Льюиса продал права на экранизацию «Хроник» только после того, как убедился, что мастера компьютерных эффектов смогут фотореалистично изобразить ключевых персонажей вроде божественного льва Аслана. Зачем смотреть: чтобы отправиться в параллельный мир, где Бог верит в людей 62. Ослиная шкура 1982 Страна — СССР Режиссер — Надежда Кошеверова Продолжительность — 85 минут О чем: своенравная принцесса надевает ослиную шкуру и сбегает из королевского дворца, так как не желает выходить замуж за короля соседней страны Ленинградский режиссер Надежда Кошеверова прославилась, когда вместе с Михаилом Шапиро вскоре после войны выпустила «Золушку». Если в «Золушке» героиня получает свое сюжетное вознаграждение за прилежный труд и незлобивость, то в менее известной, но также не раз переносившейся на экран «Ослиной шкуре» судьба вознаграждает героиню за готовность жить своим умом и самой управлять своей жизнью. В 1980-х это, конечно, была более актуальная мораль, чем идеи, заложенные в «Золушку». Факт В сказке Шарля Перро героиня сбегает из дворца, потому что ее собственный отец хочет взять ее в жены. По вполне понятным причинам эта сюжетная деталь была изменена в советской экранизации. Зачем смотреть: чтобы проникнуться верой в права простых принцесс 61.
Сказка о царе Салтане 1967 Страна — СССР Режиссер — Александр Птушко Продолжительность — 86 минут О чем: сын оклеветанной и выброшенной в мире царицы вырастает вдали от родных краев и становится местным правителем В 1967 году у советского зрителя уже была талантливая экранизация стихотворной сказки Александра Пушкина, но мультфильм 1943 года был скромной лентой, доступной зрителями только в черно-белом формате цветную версию могли увидеть только сотрудники Госфильмофонда и не способной передать всю красоту царских чертогов и нарядов. Напротив, Александр Птушко создал визуально роскошное широкоэкранное полотно с яркими красками, эффектными костюмами, размашистыми декорациями, сложными визуальными эффектами… И, конечно же, харизматичной труппой во главе с Владимиром Андреевым и Олегом Видовым. Факт Выходящих из моря богатырей сыграли моряки Черноморского флота с базы военных катеров в Севастополе. Создатели фильма подбирали рослых парней, чтобы затем сделать их еще внушительнее с помощью визуальных трюков. Зачем смотреть: чтобы проникнуться пафосом пушкинской сказки 60. Вышедшая полвека спустя блокбастерная международная экранизация не поколебала трон диснеевской ленты, но стала лучшей западной игровой экранизацией «Питера Пэна», доступной современному зрителю и говорящей с нынешними детьми на языке размашистых голливудских спецэффектов. В отличие от некоторых других свежих обращений к сказке Барри, австралийский режиссер Пол Хоган с уважением отнесся к классическому тексту и не старался его радикально переиначить. Это большой плюс по нынешним временам, когда к старым сказкам выдвигают много новомодных претензий. Факт Джейсон Айзекс сыграл как пиратского капитана Крюка, так и отца юных главных героев.
Это давняя британская театральная традиция, восходящая к первым постановкам пьесы Барри «Питер Пэн» писатель сперва сочинил пьесу, а затем переработал ее в роман. Зачем смотреть: чтобы оценить мастерскую голливудскую интерпретацию сказки Барри 59. Возможно, экранизаторов притягивала сравнительная простота сказочного сюжета, не требующего сложных спецэффектов, а, возможно, сказка о усмирении гордячки затрагивает глубинные струны немецкой души. Как бы то ни было, восточногерманская экранизация 1965 года с Манфредом Кругом и Карин Уговски стала классикой национального кино, и ее знают и любят и в нашей стране. Популярного актера и певца выслали в ФРГ за диссидентские взгляды. Зачем смотреть: чтобы научиться укрощать строптивых принцесс 58. Конек-Горбунок 1941 Страна — СССР Режиссер — Александр Роу Продолжительность — 76 минут О чем: крестьянский сын Иван отпускает пойманную кобылицу и получает взамен Конька-Горбунка, который становится его волшебным помощником В 1939 году Петр Алейников водил трактор в знаменитой советской ленте «Трактористы», а два года спустя актер сменил машину на коня и стал главным героем не менее известной картины — вольной экранизации классической сказки Петра Бажова. А вот героизм статного молодца Ивана — простого крестьянина, который преодолевает любые испытания, — оказался как нельзя кстати, и «Конек-Горбунок» наравне со страшными новостями с фронта вдохновлял советских добрых молодцев на настоящие подвиги. Факт «Конек-Горбунок» был одним из первых советских цветных игровых фильмов.
Технология создания цветового изображения тогда была еще несовершенной, однако Роу смог обыграть ее ограничения в художественном решении фильма. Зачем смотреть: чтобы вспомнить, какое кино провожало солдат на войну 57. Как Иванушка-дурачок за чудом ходил 1977 Страна — СССР Режиссер — Надежда Кошеверова Продолжительность — 88 минут О чем: добрый и простодушный парень Иванушка ищет волшебное средство, которое может излечить его любимую Настеньку Безвременно ушедший от нас советский актер Олег Даль мог войти во многие роли, и казалось бы, образ добродетельного сказочного странника, которого он сыграл в сказке Надежды Кошеверовой, не был для него большим вызовом. Но нужна была особая экранная харизма, чтобы достоверно изобразить одухотворенного человека, от общения с которым другие люди становятся лучше и чище. У Даля такая харизма была, и благодаря ей фильм в целом получился трогательным повествованием — не столько волшебным, сколько душевным и пробуждающим и в персонажах, и в зрителях лучшие чувства. Факт Слово «экстрасенс» вошло в русский язык в начале 1990-х, но интерес к людям, уверяющим, что обладают уникальными способностями и лечат любые болезни, появился задолго до этого. Поэтому в фильме Кошеверовой уже был шарлатан-телепат в колоритном исполнении Владимира Этуша. Зачем смотреть: чтобы проникнуться душевностью главного героя 56. На златом крыльце сидели 1986 Страна — СССР Режиссер — Борис Рыцарев Продолжительность — 68 минут О чем: три сына царя Федота отправляются помогать соседнему тридесятому царству, которое пришло в запустение после исчезновения его царя «На златом крыльце сидели» был одним из последних сказочных фильмов, созданных в СССР до начала перестройки.
В наши дни можно разглядеть непредвиденный режиссером символизм в том, что это кино, которое как бы подвело черту под эпохой, было откровенно несерьезным постмодернистским фарсом, который бесшабашно смешивал эпохи, придавал Змею Горынычу реактивный двигатель и изображал «прекрасную царевну» девушкой с мальчишеским нравом и интересом к поделкам и изобретениям. Иван-царевич в «На златом крыльце сидели» тоже не походил на классического принца и совершал подвиги без особого напряжения, поскольку злодеи в картине были нелепыми, а не страшными. Накалом страстей фильм не блистал, а вот поводов улыбнуться предоставлял изрядно, за что его зрители и полюбили. Факт Хотя спецэффектов в «Не златом крыльце сидели» почти не было, картина была снята в советском 3D-формате «Стерео-70». Этот формат начал использоваться в 1966 году, и московская студия имени Горького, где работал Борис Рыцарев, была ведущим производителем картин в «Стерео-70». Зачем смотреть: чтобы посмеяться над незадачливыми персонажами несерьезной сказки 55. В итоге, к ленте приложили руку шесть режиссеров, включая самого Корду, а досъемки пришлось проводить в США. Но, несмотря ни на что, «Багдадский вор» получился цельным и увлекательным волшебным зрелищем об экзотических краях, древних временах и, конечно, джиннах и коврах-самолетах. Картина стала хитом по обе стороны океана, и многие позднейшие приключенческие ленты и видеоигры о Ближнем Востоке вдохновлялись этим классическим блокбастером.
Факт Заглавную роль в «Багдадском воре» исполнил молодой индиец Сабу Дастагир или просто Сабу , сын погонщика слонов. Британские кинематографисты «открыли» обаятельного парня во время съемок документальных лент об Индии, и Сабу на время стал заметной фигурой в британском кино о восточных странах. Зачем смотреть: чтобы насладиться картиной, которая вдохновила «Аладдина» и «Принца Персии» 54. По щучьему веленью 1938 Страна — СССР Режиссер — Александр Роу Продолжительность — 56 минут О чем: незадачливый крестьянин Емеля ловит, а потом отпускает волшебную щуку, и та в благодарность исполняет его желания Александр Роу начинал как ассистент знаменитого режиссера Якова Протазанова, одного из первых мастеров отечественного кино. Вместе с мэтром Роу работал над такими взрослыми лентами, как «Праздник святого Иоргена» и «Бесприданница». Но когда он начал самостоятельную жизнь в искусстве, режиссер дебютировал с детской лентой «По щучьему веленью» и сразу ярко заявил о себе как о талантливом и изобретательном экранизаторе знаменитых сказок. Тогда же началось многолетнее сотрудничество Роу с характерным актером Георгием Милляром, который в «По щучьему велению» изобразил царя Гороха и после этого десятилетиями играл самых разных, но обычно причудливых и комичных сказочных героев. Помимо заглавной сказки, Роу также использовал в «По щучьему веленью» сюжеты «Царевны Несмеяны» и «Плясовой гармони». Факт Создатели фильма не успели снять зимние сцены до начала оттепели, и Роу решил обыграть это в сюжете.
Так в картине появилась сцена, в которой щука превращает зиму в лето. Зачем смотреть: чтобы вспомнить, как начинал свой путь в искусстве легендарный советский сказочник 53. Король-олень 1969 Страна — СССР Режиссер — Павел Арсенов Продолжительность — 72 минуты О чем: коварный министр использует магию, чтобы переместить свою душу в тело короля, в то время как душа короля оказывается в теле оленя Задолго до того, как режиссер Павел Арсенов снял «Гостью из будущего» и стал кумиром советской детворы, постановщик произвел сильное впечатление на зрителей постарше, когда снял нарочито театрализованную музыкальную киносказку, вдохновленную итальянской традицией «комедии масок» и пьесой Карло Гоцци «Король-олень». Знаменитые советские актеры — прежде всего, Юрий Яковлев и Сергей Юрский — разыграли в этой ленте волшебную историю, которая может развлечь детей и заставить взрослых задуматься о философских проблемах, затронутых в картине. Например, о тех масках, которые мы не носим, и о том, что под ними скрывается. Факт Песни Анджелы, возлюбленной короля, в фильме исполнила Алла Пугачева. Это было в самом начале ее профессиональной карьеры, задолго до того, как Пугачева стала советской суперзвездой. Зачем смотреть: чтобы полюбоваться комедией масок и задуматься об их природе 52. Проданный смех 1981 Страна — СССР Режиссер — Леонид Нечаев Продолжительность — 140 минут О чем: мальчик-сирота Тим Талер продает свой беззаботный смех, чтобы получить умение выигрывать любые пари Творчески переосмыслив легенду о Фаусте, которая лежит в основе германской культуры, немецкий писатель Джеймс Крюс сочинил философскую сказку о сделке с демоническим существом, где на кону оказывается не душа, а смех — способность чувствовать искреннюю радость.
Юному герою «Смеха» его дар кажется сущей безделицей, и он легко обменивает его на возможность быстро разбогатеть, а затем долго пытается вернуть утраченное, так как понимает, что богатство бессмысленно, если не можешь радоваться и смеяться. В России книга Крюса никогда не была популярна, но благодаря замечательному мюзиклу Леонида Нечаева с песнями Максима Дунаевского на слова Леонида Дербенева мы знаем, кто такой Тим Талер и почему нельзя обменивать счастье на богатство. Факт Джеймс Крюс был одним из ведущих послевоенных немецких писателей, которые «реанимировали» германскую культуру после того, что с ней сделали гитлеровские идеологи. Зачем смотреть: чтобы задуматься о цене, которую порой платят за благосостояние 51. Хотя Феррелл часто пародировал знаменитых политиков и играл в других скетчах на взрослые темы, в его комизме всегда сквозила детская непосредственность, и режиссер Джо Фавро мастерски использовал это в фильме, где Феррелл сыграл наивного «большого ребенка». Поначалу его герой ничего не понимает во взрослой жизни, но он несет в себе дух Рождества и любви к людям, и его доброта и желание помогать растапливает людские сердца даже посреди зимы. Факт Дизайн костюмов эльфов и мастерской Санта Клауса были взяты из классического американского мультфильма «Рудольф — красноносый олень», который считается одним из символов Рождества. Зачем смотреть: чтобы пропитаться духом американского Рождества 50. Принцесса на горошине 1976 Страна — СССР Режиссер — Борис Рыцарев Продолжительность — 89 минут О чем: прекрасный принц отправляется искать себе невесту по всем окрестным королевствам Сказка Ганса Кристиана Андерсена «Принцесса на горошине» занимает всего несколько абзацев, и, казалось бы, не поддается экранизации.
Однако режиссер Борис Рыцарев и сценарист Феликс Миронер смогли развернуть «Принцессу» в полноценную романтическую историю. Для этого они соединили в своем фильме четыре сказки Андерсена: собственно «Принцессу», «Свинопаса», «Дорожного товарища» и «Самое невероятное». Поскольку все эти сказки рассказывают о сватовстве к принцессе, то их удалось превратить в череду занятных и нравоучительных приключений, которые переживает прекрасный принц в поисках спутницы жизни. Факт Поскольку действие фильма разворачивается в Европе, то снималась картина в нескольких знаменитых чешских замках, включая прославленный замок рода Пернштейн в Моравии, который также можно увидеть в голливудской ленте «Ван Хельсинг». Зачем смотреть: чтобы узнать, что даже принцам порой нелегко найти любовь 49. Во времена, когда только фантасты могли вообразить компьютерные эффекты, Харрихаузен использовал изощренную кукольную анимацию, чтобы столкнуть бравого персидского героя из «Сказок 1001 ночи» со сказочными монстрами вроде циклопа и птицы Рух. В США картина пользовалась большим успехом, но еще сильнее ее любили советские зрители, которым довелось увидеть «Седьмое приключение Синдбада» на большом экране. Нашим лентам тех лет было трудно конкурировать с экзотическим шиком Голливуда. Факт Вопреки названию фильма, лента соединила в себе повествования из третьего и пятого путешествия Синдбада-морехода.
В настоящем седьмом путешествии Синдбада герой столкнулся с народом демонических людей-птиц. Зачем смотреть: чтобы насладиться главным голливудским сказочным блокбастером 1950-х 48. Питер Пэн 1987 Страна — СССР Режиссер — Леонид Нечаев Продолжительность — 139 минут О чем: мальчик с волшебного острова ночью прилетает в Англию и забирает с собой в край вечного детства трех лондонских детей В Советском Союзе классическая сказочная повесть Джеймса Барри «Питер Пэн и Венди» неоднократно переводилась и издавалась, но не была столь популярна, как некоторые другие знаменитые западные сказки. Возможно, это было связано с тем, что экранизация Леонида Нечаева вышла в 1987 году, на излете советской эпохи, и она не успела стать такой же неотъемлемой частью нашей культуры, как более ранние ленты того же Нечаева и других наших киносказочников. Тем не менее, это был замечательный сказочный мюзикл с песнями Игоря Ефремова на стихи Леонида Дербенева. Многие из этих песен были исполнены прославленной закадровой вокалисткой советского кино Еленой Камбуровой. Однако основным источником вдохновения для писателя был его старший брат Дэвид, погибший в возрасте 14 лет. Зачем смотреть: чтобы умилиться мюзиклу о вечном детстве 47. В нашей стране выбор очевиден.
И все же, любой отечественный киноман должен уделить время классическому голливудскому блокбастеру 1939 года, который подарил детям и взрослым яркую экранную версию первой книги Фрэнка Баума о приключениях в стране Оз. Картина Виктора Флеминга была ранним образчиком высокобюджетного цветного кино, и она вышла столь колоритной во всех смыслах этого слова, что разошлась на цитаты и вдохновила многие позднейшие американские ленты. Эта одна из тех постановок, которые нужно знать, потому что они определили историю мирового кино. Факт Создатели фильма нашли более сотни «маленьких людей» для массовых сцен с участием крошек-жевунов. Подбор актеров для этих фрагментов продолжался почти все время, пока шла работа над лентой, и потому сцены с жевунами были сняты одними из последних. Зачем смотреть: чтобы перенестись в волшебный мир классической голливудской магии 46. Про Красную Шапочку. Продолжение старой сказки 1977 Страна — СССР Режиссер — Леонид Нечаев Продолжительность — 132 минуты О чем: через год после спасения Красной Шапочки и гибели волка от рук лесорубов семья погибшего решает отомстить людям После того как режиссер Леонид Нечаев снял очень успешные «Приключения Буратино», директор творческого объединения «Экран» спросил у него, какую сказку он снимет дальше. Не подумав, постановщик ляпнул «Красную Шапочку!
Поэтому Нечаев и его сценаристка Инна Веткина придумали «Продолжение старой сказки» с совершенно новой историей и множеством оригинальных персонажей и порадовали публику остроумной и добродушной сказкой, которая она обошлась без кровопролития и полюбилась зрителям лишь немногим меньше, чем «Приключения Буратино». Но незадолго до съемок Проценко попала в больницу с сотрясением мозга, и Красная Шапочка стала «звездной ролью» Яны Поплавской. Зачем смотреть: чтобы узнать, как закончилась история Красной Шапочки и волков 45. Конечно, детская лента, прославляющая капитализм и экстравагантных предпринимателей, не могла попасть в советский прокат. Но «Вилли Вонка» также учил детей, что на заводе нечего нельзя трогать руками без разрешения, даже если это шоколадная фабрика, где готовят сладости со сказочными свойствами. Ведь в фильме только послушный ребенок, который не пытался ничего «позаимствовать» и попробовать, добирался до финала удивительной экскурсии с песнями, танцами и превращениями. Факт В 2005 году Тим Бертон заново экранизировал «Вилли Вонку» с Джонни Деппом в главной роли, но в Америке многие считают, что памятный с детства фильм с Джином Уайдером лучше и душевнее. Зачем смотреть: чтобы попробовать на вкус сказочное шоколадное шоу 44. Раз, два — горе не беда!
Да, было и такое. В основу комедийно-фантастического фильма Михаила Юзовского легла остроумная сатирическая пьеса Юлия Кима, написанная для Театра Советской Армии и вдохновленная как русскими сказками, так и политикой международной разрядки. В то время как политические эксперты рассказывали, как опасно обилие сверхмощного оружия, которое супердержавы направляли друг на друга, пьеса Кима и картина Юзовского наглядно и эффектно показывали детям, как опасна может быть боевая машина, которая вышла из подчинения и начала крушить все на своем пути — пока там не оказался русский богатырь с лазерным ружьем. Их спасло лишь то, что Караченцов настоял, чтобы пиротехники проверили установку взрывчатки. Оказалось, что взрыв прогремел бы там, где актеры по сценарию должны были от него прятаться. Зачем смотреть: чтобы убедиться, что в сказках есть место для роботов и лазеров 43. Снежная королева 1966 Страна — СССР Режиссер — Геннадий Казанский Продолжительность — 85 минут О чем: северная волшебница Снежная Королева похищает маленького Кая, и его сестра Герда отправляется спасать брата от ледяных чар Когда мы представляем себе «Снежную королеву» Ганса Кристиана Андерсена, мы в первую очередь вспоминаем замечательный советский мультфильм Льва Атаманова. Но, подумав еще немного, мы отмечаем, что была еще одна одухотворенная советская экранизация «Снежной королевы» — игровой фильм Геннадия Казанского, созданный на основе одноименной пьесы Евгения Шварца. Конечно, его спецэффекты устарели сильнее, чем великолепная анимация ленты Атаманова, но волшебство сказки Андерсена никуда не делось, равно как и обаяние колоритных советских актеров вроде Евгения Леонова.
Факт Роль Герды в «Снежной королеве» стала второй главной ролью в карьере известной актрисы Елены Прокловой. Она начинала как спортсменка-гимнастка и попала в кино благодаря знакомствам своего деда, второго режиссера детской драмы Александра Митты «Звонят, откройте дверь». Зачем смотреть: чтобы поверить, что истинная любовь может растопить даже ледяное сердце 42. Мюзикл «Мэри Поппинс» был самым удачным и самым любимым зрителями игровым фильмом Диснея, и для западной аудитории он стал эталонным экранным воплощением популярной литературной сказки Памелы Трэверс. Картина предлагала веселое и увлекательное повествование с множеством новаторских спецэффектов, но своим успехом она была обязана не столько сюжету, сколько замечательным песням братьев Ричарда и Роберта Шерманов, которые в фильме зажигательно исполнили такие знаменитости, как британская звезда Джули Эндрюс и популярнейший американский комик Дик ван Дайк. Зачем смотреть: чтобы насладиться классическим голливудским сказочным мюзиклом 41. Домовой 2019 Страна — Россия Режиссер — Евгений Бедарев Продолжительность — 104 минуты О чем: мать-одиночка с маленькой дочкой покупает старую квартиру и обнаруживает, что там бесчинствует домовой, который пытается выжить всех, кто поселяется в квартире Современные горожане обычно не верят в домовых, но что будет, если домовой перестанет верить в своих жильцов? Свежая российская сказочная комедия начинается с циничного обращения с потусторонним миром и закономерно жесткой ответной реакции. Но после череды злоключений герои осознают, что лучше дружить, чем враждовать, и комичный цинизм ранних сцен уступает место гармонии и добродушию.
В целом, лента Евгения Бедарева удачно подновила мифологию домовых и соединила ее с современными московскими реалиями, и она стала одним из тех редких современных российских фильмов, которые хочется пересматривать. Факт Снявшийся в картине рыжий кот Питер — «профессиональный» актер из московского Театра кошек Куклачева. Зачем смотреть: чтобы оценить новый взгляд на сказки о домовых 40. Двенадцать месяцев 1973 Страна — СССР Режиссер — Анатолий Граник Продолжительность — 135 минут О чем: по приказу капризной королевы бедная девушка отправляется искать подснежники в зимнем лесу, и ей решают помочь волшебные братья-месяцы Знаменитый советский детский писатель и поэт Самуил Маршак сочинил пьесу «Двенадцать месяцев» в самый разгар войны. Он не хотел, чтобы в его творение вкрался хотя бы отзвук военных событий, но, хотя «Двенадцать месяцев» ни словом не упоминали войну, они вселяли в детей веру в торжество справедливости и наказание злодеев, сказочных или нацистских. Разумеется, такая пьеса быстро стала популярной, и ее сперва превратили в мультфильм, а затем и в игровой фильм, который надолго прописался на новогоднем экране. Лента постановщика «Максима Перепелицы» Анатолия Граника не впечатляла спецэффектами, но, как и можно было ожидать от экранизации пьесы, покоряла зрителей актерской игрой, а также сюжетом и текстом, которые к тому времени стали современной классикой. Факт Наталья Попова и Андрей Босов, которые сыграли падчерицу и месяц Апрель, на съемках влюбились друг в друга, а после поженились и жили долго и счастливо, хоть и не стали большими звездами. Зачем смотреть: чтобы поверить, что даже месяцы могут бороться за справедливость 39.
Революционный пафос тогда был на каждом шагу, и «Три толстяка» стали многолетним советским бестселлером не потому, что прославляли революцию, а потому, что предлагали маленьким читателям яркие, причудливые, врезающиеся в память образы вроде правителей-толстяков и циркачки-гимнастки, вынужденной изображать заводную куклу. Сорок лет спустя знаменитый актер Алексей Баталов в паре с более опытным режиссером Иосифом Шапиро перенес «Трех толстяков» на киноэкран и покорил публику не только как звезда он сыграл канатоходца Тибула , но и как постановщик. Факт Создатели ленты планировали использовать дублера для сцен на канате, но обнаружили, что не могут правдоподобно подменить Баталова профессиональным канатоходцем. Поэтому режиссер под руководством своей жены-циркачки научился ходить по канату и сам выполнил все положенные по сценарию трюки. Зачем смотреть: чтобы научиться устраивать революции с помощью гимнастов и воздушных шаров 38. А вот директриса-тиранка — самый подходящий злодей для современной западной сказки, которая не нуждается в принцах и драконах, чтобы создать мрачно-веселую и волшебную атмосферу. В свою очередь, комик Дэнни де Вито, выступивший в роли режиссера и сыгравший отца маленькой героини, превратил книгу в талантливый фильм, который с удовольствием смотрят и пересматривают многие американские дети. Факт Мать маленькой исполнительницы заглавной роли Мары Уилсон умерла от рака во время съемок картины. Хотя в кадре супруги Дэнни де Вито и Реа Перлман играли бессердечных родителей Матильды, за кадром они, как могли, заботились о Маре и фактически сделали ее членом своей семьи, чтобы помочь ей пережить страшное горе.
В поисках Иржику помогают спасенные им животные и птицы. Старый король отбывает по делам и поручает королевство сыну — принцу Велену. Тому является очаровательная Вечерняя Звезда, которая помогает устроить судьбу трех сестер принца.
По сюжету главный волшебник сказочной страны устал от исполнения желаний других и захотел жениться на принцессе Арабелле и править Страной Сказок. Чтобы избавиться от гнета Румбурака, принцессе с друзьями приходится обращаться за помощью к самым неожиданным персонажам. В итоге усилия Арабеллы будут вознаграждены.
И она найдет свое счастье с возлюбленным из реального мира.
В 1938 году на экраны вышел его первый фильм — сказка «По щучьему веленью». Следом появились такие известные фильмы как «Василиса Прекрасная» где актер Георгий Милляр впервые сыграл Бабу Ягу и «Конек Горбунок» с незабываемым Петром Олейниковым в главной роли 9 мая 1945 года состоялась премьера фильма — сказки Александра Роу «Кащей Бессмертный» с Сергеем Столяровым и Георгием Милляром в главных ролях. Милляр благодаря Александру Роу стал «представителем нечистой силы в советском кинематографе», снявшись почти во всех фильмах режиссера в ролях сказочных злодеев зачастую весьма забавных и симпатичных Самые знаменитые полюбившиеся и детям и взрослым сказки Александр Артурович Роу снял в конце 50-х начале 60-х годов прошлого века «Марья искусница» «Огонь, вода и медные трубы» Эти и другие фильмы замечательного советского сказочника навсегда вошли золотой фонд советского кинематографа. Скончался в декабре 1973 года. Похоронен на Бабушкинском кладбище в Москве.
На этом мои уважаемые читатели и подписчики позвольте сегодня прерваться.
А совсем недавно, в 2011 году случилось неожиданное: Национальный норвежский театр в Осло поставил на своей сцене мюзикл «Рок-волк», который оказался… римейком старой сказки советских времен, легендарного фильма «Мама»! Даже актёров на главные роди подобрали так, чтобы они были похожи на Людмилу Гурченко и Михаила Боярского! Девочкам и мальчикам постарше, начинавшим взрослеть, нравились фильмы о старшеклассниках, первой любви, конфликтах поколений. Психология взросления пронизывает все фильмы для подростков, в легкой форме здесь даются полезные жизненные уроки.
Кроме того, многие фильмы неоднократно получали призы на различных международных фестивалях, конкурсах: в Вене, Лондоне. Например, экранизация повести «Дикая собака Динго», тонко раскрывшая характер юной девушки Тани, на кинофестивале детских фильмов в Венеции взяла главный приз. Советский кинематограф оставил нам и нашим детям роскошное культурное наследие, которое обогащает внутренний мир подрастающего поколения, расширяет кругозор, воспитывает сильную и целеустремленную молодёжь. Недаром всё чаще современные мальчишки и девчонки отдают предпочтение не голливудским пустышкам, а старым советским фильмам для детей: каждый ребёнок остро чувствует, где искренность, а где фальшь, его не обманешь.
[фильмы сказки] в категории книги, букинистика
Застали вы Советский Союз или нет, советские фильмы-сказки вы смотрели наверняка. По щучьему веленью (Союздетфильм: фильм-сказка 1938 год). Сказка фильм СССР Чехословакия 1973 Три орешка для Золушки ПОЛНОСТЬЮ ОРИГИНАЛЬНАЯ ВЕРСИЯ HD. В этой сказке можно насладиться не только искренней игрой советских актеров, но и прекрасными пейзажами, а также русскими песнями, игрищами и веселыми хороводами.