Конфликт Армении и Азербайджана усугубился массовыми протестами в Ереване.
Однодневная война: армянский Карабах сложил оружие. А что дальше?
Делимитация границы Армении и Азербайджана: что это значит? | Вестник Кавказа | Он постоянно обыгрывает вопрос геноцида армян и Карабаха в своих интересах", — отмечает ющий отделом Кавказа Института стран СНГ Владимир Новиков также считает, что Запад пытается манипулировать армяно-азербайджанским конфликтом. |
«Люди хотят, чтобы их оставили в покое»: армяне и азербайджанцы об исходе карабахского конфликта | 1 Почему про конфликт Армении и Азербайджана снова заговорили в 2023 году. |
Пороховая бочка Закавказья. Почему в Карабахе годами тлеет мощный конфликт и при чём тут Россия | «Армянское руководство фактически слило Карабах» «Армянское руководство фактически слило Карабах» Фото: © Мурад Оруджев, РИА «Новости». «Давайте говорить честно: то, что произошло в Карабахе, — это этническая чистка». |
Еженедельный выпуск №16
- В Москве конфликтуют азербайджанцы и армяне. Что происходит?
- Как отдали Карабах. Путин раскрыл детали переговоров Армении и Азербайджана | Аргументы и Факты
- На границе Армении c Азербайджаном начались массовые протесты
- Наши проекты
Пороховая бочка Закавказья. Почему в Карабахе годами тлеет мощный конфликт и при чём тут Россия
Закон первый — сила важнее права. В 1994 году Армения взяла под контроль Нагорный Карабах не потому, что у нее были на него определенные юридические претензии, а потому что смогла. Регулярная армия Армении, усиленная ополченцами из НКР, смогла выиграть войну. Точно также в 2020 году Азербайджан смог вернуть под контроль Нагорный Карабах не потому, что у него были определенные юридические претензии на эти земли, и не потому, что практически все страны мира эти претензии формально поддерживали. Эта формальная поддержка ничего Баку не дала. Да, с середины 90-х годов активно шли международные переговоры, в том числе длился свой «минский переговорный процесс», контакты по линии Минской группы ОБСЕ. Принимались какие-то принципы урегулирования, однако они ни на шаг не приближали Азербайджан к установлению контроля над Нагорным Карабахом. Армения, опираясь на принцип самоопределения, ничего не хотела отдавать — ни сами территории Нагорного Карабаха, ни т. Решен вопрос был исключительно силой. Добившись тотального численного превосходства над армией НКР, обучив свои подразделения и вооружив их современной техникой, заручившись полной военно-политической поддержкой Турции вплоть до демонстрации ввода войск в Армению с западного направления , Ильхам Алиев смог в конце 2020 года прорвать оборону вооруженных формирований НКР и занять южную часть Нагорного Карабаха, включая знаковый для всех сторон конфликта город Шуши. Собственно, занял бы всю территорию, если бы Москва не желающая гуманитарной катастрофы в регионе не настояла на перемирии и вводе своих миротворцев.
Закон второй — готовность применить силу важнее силы. Победа Азербайджана в войне была обеспечена не столько его тотальным превосходством над армией НКР, сколько нежеланием руководства самой Армении вступать в конфликт. В 1992 году когда потенциал Азербайджана также в разы превосходил армянский Ереван полностью поддержал жителей НКР в их восстании и готов был воевать до победного конца. И тогда победил. Но в ходе войны 2020 года армянские власти под руководством Никола Пашиняна от конфликта практически самоустранились. Не объявляли мобилизацию, не бросили все ресурсы на поддержку Карабаха, не угрожали Азербайджану нанесением неприемлемого ущерба в случае продолжения конфликта например, уничтожением Мингечаурской ГЭС, после чего значительная часть азербайджанской территории оказалась бы под водой.
Позже в Москве продавцы рынка устроили акцию протеста против взвинченных цен аренды. Сатановский дал рецепт прекратить безобразие Президент Института Ближнего Востока Евгений Сатановский, комментируя происходящее, констатировал, что конфликт в Закавказье становится фактором внутренней российской политики. Он заметил, что миролюбивая, призывающая к деэскалации позиция Москвы не нравится ни Армении, ни Азербайджану. В армянском мире наметился раскол между националистами в Армении, ругающими Москву, и российскими армянскими общественными деятелями.
Джахандар Байоглу из партии «Туран», призвал в удивительно наглом, но абсолютно безграмотном письме, написанном как бы по-русски, но со всеми мыслимыми лингвистическими несообразностями, к восстанию и удару по России изнутри все, проживающие в ней, тюркские мусульманские народы, хотя назвал их так, что некоторые едва узнаешь, — продолжил Сатановский в Telegram. Он выразил озабоченность в связи с нагнетанием обстановки в России и призвал спецслужбы жестко пресекать любые конфликты. Как будто в стране своих проблем мало. И тут только пресекать. Быстро, жёстко и эффективно. Невзирая на симпатии и антипатии, — подытожил Сатановский.
В начале февраля Ильхам Алиев также потребовал от Еревана поменять Конституцию страны. По его словам, в документе есть ссылки на Декларацию независимости Армении, а в ней содержатся призывы к объединению республики с Карабахом. Вашингтон потребовал вывести из региона российских миротворцев Премьер-министр Пашинян говорил, что Армения действительно может пересмотреть Конституцию. По его совам, республика не добьется мира на своих границах, если будет руководствоваться действующей редакцией документа.
Армянские пользователи также заметили, что на армянском Общественном телевидении перестали показывать заставку с горой Арарат, а с сайта МИД Армении исчез раздел о Нагорном Карабахе. В мировой практике принято, что такого уровня диалог идет при поддержке какого-то понятного посредника, на понятной переговорной площадке. Здесь же нет открытого, прозрачного процесса. Мы видим довольно случайные, отрывочные контакты Баку и Еревана. В таких условиях в любой момент конфликт может обостриться вновь, — отмечает он. Российские миротворцы размещены на территории Карабаха, сейчас уже не разделяют армян и азербайджанцев.
История Споры о принадлежности территорий шли ещё во времена Российской империи. Область стала анклавом на территории Азербайджана. В последующие годы соседи неоднократно просили передать территорию в их юрисдикцию, так и не получив согласия. Все эти решения признали незаконными. С сентября 1988 года между армянами и азербайджанцами начались вооруженные столкновения, перешедшие в затяжной конфликт. В начале 1990-го в боях на армяно-азербайджанской границе даже применялась артиллерия, из-за чего 15 января союзным властям пришлось ввести в НКАО и прилегающих районах чрезвычайное положение. Добиться разоружения удалось только весной 1991-го, но спустя полгода конфликт возобновился. Иллюстрация: Александр Скачко Конфликт 1991-1994 годов 30 августа 1991 года была принята декларация о восстановлении независимости Азербайджанской Республики. Нагорный Карабах оказался в её составе и через три дня провозгласила свою собственную республику — НКР.
Почему конфликт Армении и Азербайджана опасен для стран всего мира: мнения экспертов
На нём выступил и Венкатараман, который заявил: «Этот форум важен, так как вы можете напрямую услышать американские компании, заинтересованные в зелёной энергетике в Азербайджане. Министерство торговли и частный сектор США готовы помочь Азербайджану в достижении его целей в области экологически чистой энергии… президент Байден обязался предпринять амбициозные действия по борьбе с изменением климата и вывести Соединённые Штаты на путь достижения нулевых выбросов к 2050 году. Эта администрация запустила скоординированный общегосударственный подход к решению проблемы изменения климата». В подобном же ключе на форуме выступил и временный поверенный в делах США в Азербайджане Гуго Гевара: «Этот форум представляет собой важную область для роста нашего двустороннего экономического партнёрства путём расширения нашего энергетического сотрудничества и помощи в наведении мостов между американскими компаниями и азербайджанскими визави для роста нашего сотрудничества в области зелёной энергетики». А старший советник по Евразии Министерства торговли США Хизер Бирнс прямо заявила о цели форума: «Наша цель в организации этого форума — помочь азербайджанским инвесторам развивать потенциал зелёной энергетики в стране при поддержке поставщиков технологий из США. Страны — производители нефти и газа во всем мире разрабатывают проекты экологически чистой энергии для сокращения выбросов углерода. У нас есть только одна планета, и мы должны работать вместе, чтобы контролировать глобальное потепление».
На следующий день, 4 апреля, Венкатараман обсуждал с первым заместителем министра экономики Азербайджана Эльнуром Алиевым сотрудничество в сфере экономики, финансов, энергетики и технологий. Американское посольство в Баку также анонсировало, что Венкатараман помимо Азербайджана посетит Турцию, Армению и Грузию. И действительно, 7 апреля американский чиновник провёл переговоры с секретарём Совета безопасности Армении Арменом Григоряном. Что же означают эти визиты? Азербайджан, активизировавший экономическое сотрудничество с США, — это братская страна для Турции. А Грузия сильно зависит как от США, так и от турецко-азербайджанского тандема.
Итого, с точки зрения США, в региональной конфигурации Армении отведена роль экономического и политического придатка турецко-азербайджанского тандема, так как никакую Великую Армению с Карабахом, Нахичеванью и Западной Арменией Вашингтон не будет создавать. И всё же самыми опасными для Закавказья следует считать последствия военного сотрудничества США с Арменией и Азербайджаном. Отмечается, что американский визитёр обсудил с представителями военного ведомства Армении подготовку личного состава, проведение совместных учений, обмен опытом и знаниями. Кроме того, американские делегаты посетили учебные воинские части и учебный центр «Зар» миротворческой бригады министерства обороны Армении. От себя заметим, что если даже миссия ЕС передавала сведения Азербайджану, то американские военные тем паче могли сообщить об увиденном Баку. Через 3 дня, 10 апреля, министр обороны Армении Сурен Папикян отправился с визитом в Брюссель.
По интересному совпадению за сутки до эскалации, 10 апреля, визави Армении по Сюнику тоже были на Западе.
С другой — чтобы попытаться в случае, если конфликт начнется и приобретет опять военную форму, обвинить Россию, что она не помогает своему партнеру по ОДКБ. Почему между Азербайджаном и Арменией вновь разгорелся конфликт У Армении и Азербайджана еще остались споры, считает эксперт. Есть определенные реваншистские круги в армянском обществе, которые считают, что у Армении есть свой потенциал, чтобы противостоять Азербайджану. Они надеются, что при помощи Запада, в частности Франции, им удастся взять реванш», — отметил собеседник агентства. По его словам, Запад пользуется сложившейся ситуацией и пытается возобновить боевые действия.
Была вначале попытка спровоцировать армяно-азербайджанскую войну — не получилось. Азербайджан оказался на голову сильнее. Сейчас Запад пытается стравить страны еще раз.
Президент Азербайджана Ильхам Алиев заявил, что в Баку рады такому решению. Он отметил, что условия соглашения подходят и Азербайджану, и Армении. Но в Армении документ назвали «болезненным решением». Премьер Никол Пашинян извинился перед народом за то, что не смог продолжить дело своих солдат. Он не считает эти договоренности своевременными. По мнению Саркисяна, решение должно быть принято на основе широкого консенсуса. Тем не менее, согласно подписанному документу, война в Нагорном Карабахе прекратилась в 00:00 10 ноября по московскому времени.
Условия соглашения Неудивительно, что документ не понравился армянской стороне. Ведь по его условиям Азербайджану переходят следующие территории: Агдамский район и территории Газахского района до 20 ноября , Кельбаджарский район до 15 ноября , Лачинский район до 1 декабря.
В итоге были убиты 613 мирных жителей, включая 106 женщин и 63 ребенка. Кроме того, Организация исламского сотрудничества и Тюркский совет также признали эту трагедию как геноцид. Ужесточившаяся в 1993 году военная агрессия со стороны Армении, а также возникшие в Азербайджане угроза гражданской войны, хаос, экономический кризис, паралич государственных институтов поставили страну лицом к лицу с угрозой гибели. Именно в этот критический момент азербайджанский народ увидел спасение в своем гениальном сыне, мудром государственном деятеле, общенациональном лидере Гейдаре Алиеве и доверил ему дальнейшую судьбу страны. Спасительная миссия общенационального лидера Гейдара Алиева Когда общенациональный лидер Гейдар Алиев 15 июня 1993 года по настоятельному требованию народа вернулся к власти, в стране царила сложная обстановка.
Общенациональный лидер пришел к выводу, что в урегулировании армяно-азербайджанского нагорно-карабахского конфликта требуются комплексный подход, учет важных внутри- и внешнеполитических факторов. Это включало установление общественно-политической стабильности, создание боеспособной регулярной армии, реорганизацию государственных институтов и обеспечение их эффективной деятельности, восстановление экономики и осуществление коренных реформ в управлении, заключение стратегических нефтяных контрактов, обеспечивающих развитие страны на ближайшие десятилетия, и как результат — объединение нации вокруг одной идеи — азербайджанства. К тому времени в результате военной агрессии со стороны Армении армянской армией были оккупированы 20 процентов территории Азербайджанской Республики — город Ханкенди, Ходжалинский, Шушинский, Лачинский, Ходжавендский, Кяльбаджарский, Агдамский, Физулинский, Джабраильский, Губадлинский, Зангиланский районы, а также 13 сел Тертерского района, 7 сел Газахского района и одно село Садаракского района Нахчывана. В результате агрессии Армении более 1 миллиона азербайджанцев оказались в положении беженцев и вынужденных переселенцев, более 20 тысяч азербайджанцев погибли в период военных операций, а свыше 50 тысяч человек стали инвалидами. О последующей судьбе пропавших без вести в результате I Карабахской войны 3890 азербайджанцев, включая 71 ребенка, 267 женщин, 326 стариков, в том числе 872 человек, захваченных в плен и заложники по данным на 1 декабря 2020 года , ничего не известно. В 1988-1993 годах в Карабахе в целом были разрушены 900 населенных пунктов, 150 тысяч домов, 7 тысяч общественных зданий, 693 школы, 855 детских садов, 695 медицинских учреждений, 927 библиотек, 44 храма, 9 мечетей, 473 исторических памятника, дворца и музея, 40 тысяч музейных экспонатов, 6 тысяч промышленных и сельскохозяйственных предприятий, 160 мостов и других инфраструктурных объектов. Конфликт в международных документах Армяно-азербайджанский конфликт, превратившийся в силу своего межгосударственного характера в источник серьезной угрозы для международного мира и безопасности, вызвал серьезные обсуждения в рамках международных организаций, в связи с проблемой был принят ряд важных документов.
Резолюция осудила оккупацию Зангиланского района и поселка Горадиз, нападение на гражданское население и бомбардировку территорий Азербайджанской Республики, потребовала вывода оккупационных сил из Зангиланского района, поселка Горадиз и остальных последних оккупированных территорий. Эти резолюции, принятые Советом Безопасности ООН, выступающим в качестве основного гаранта международного мира и безопасности, в связи с армяно-азербайджанским конфликтом, определили правовую основу политического процесса по урегулированию конфликта на основе норм и принципов международного права. В резолюциях осуждается оккупация азербайджанских территорий, подчеркивается неприемлемость захвата территорий с применением силы, еще раз подтверждаются территориальная целостность, суверенитет и неприкосновенность границ Азербайджана, а также то, что Нагорный Карабах является составной частью Азербайджана, и выдвигается требование о незамедлительном, полном и безоговорочном выводе оккупационных сил со всех захваченных территорий Азербайджана. Документы, принятые в рамках Организации по безопасности и сотрудничеству в Европе ОБСЕ , составляли нормативно-правовую базу и механизм переговорного процесса на основе принципов и норм международного права, резолюций Совета Безопасности ООН. Направив в феврале в Армению и Азербайджан миссию наблюдателей, Комитет высокопоставленных лиц организации принял решение, призвав стороны к миру, а также объявлению прекращения огня и отказу от территориальных притязаний к соседним государствам. На состоявшемся в 1994 году в Будапеште саммите организации было достигнуто соглашение о наращивании усилий в рамках скоординированной деятельности с целью придания импульса процессу урегулирования проблемы и направлении в регион конфликта многонациональных сил для защиты мира, действующему председателю СБСЕ было поручено назначить сопредседателей Минской конференции. К этим принципам, к которым присоединились все государства-участники ОБСЕ, относятся: 1.
Территориальная целостность Азербайджанской Республики и Республики Армения; 2. Правовой статус Нагорного Карабаха, предусматривающий самую высокую степень самоуправления в составе Азербайджана; 3. Гарантии безопасности Нагорного Карабаха и всего его населения, включая взаимные обязательства по обеспечению соблюдения положений урегулирования. Закрепление на Лиссабонском саммите указанных принципов, создание в начале 1997 года нового института сопредседательства Минской группы и назначение России, США и Франции сопредседателями придали импульс переговорному процессу. Сопредседатели выступили с письменными предложениями по урегулированию конфликта. Летом 1997 года сторонам был представлен проект всеобъемлющего соглашения. Несмотря на конструктивную позицию Азербайджана, Армения отклонила предложение.
Во время визита сопредседателей в регион осенью 1997 года сторонам был представлен план «поэтапного урегулирования». Согласно данному плану вначале должны были быть решены вопросы вывода армянских войск из оккупированных районов, возвращения вынужденных переселенцев на свои земли, восстановления средств коммуникации, размещения в регионе миротворческой миссии ОБСЕ, а затем рассмотрен вопрос статуса Нагорного Карабаха. Однако Армения вновь продемонстрировала в переговорном процессе позицию, далекую от конструктивности. Мирная политика Азербайджана, деструктивная позиция Армении В ноябре 2007 года Минская группа разработала предложения по мирному урегулированию конфликта, вошедшие в историю как «Мадридские принципы», сторонам была представлена первая версия документа. А в конце 2009 года был подготовлен и представлен сторонам обновленный проект Мадридского документа. Однако из-за деструктивной позиции Армении ожидаемого прогресса достигнуто не было. Оба документа, предусматривая поэтапное урегулирование конфликта, включали вывод вооруженных сил Армении с оккупированных территорий Азербайджана, возвращение вынужденных переселенцев к родным очагам, восстановление коммуникаций и другие элементы.
На последующих встречах главы государств пришли к соглашению о продолжении переговоров по мирному урегулированию конфликта и уделили особое внимание гуманитарным аспектам проблемы. Однако Армения, видя рост интенсивности переговорного процесса и то, что он протекает не в ее интересах, попыталась нарушить переговоры путем военных провокаций. Так, вместо того, чтобы обсудить находящиеся на столе переговоров конкретные вопросы после состоявшейся по инициативе Франции 27 октября 2014 года Парижской встречи президентов, Армения провела на оккупированных территориях Азербайджана широкомасштабные военные учения с участием личного состава, превышающего 40. После осуществленных вооруженными силами Армении полетов наступательного характера над позициями Вооруженных сил Азербайджана на линии соприкосновения войск интенсивность переговорного процесса снизилась, и встречи между президентами двух стран возобновились лишь 19 декабря 2015 года в швейцарском городе Берн. Апрельские бои 2016 года В начале 2016 года, когда обсуждались конкретные планы, связанные с урегулированием конфликта, Армения, вновь прибегнув к военной провокации, 2 апреля подвергла обстрелу территории вдоль линии соприкосновения с компактным проживанием населения, в том числе школы, больницы и места поклонения. В результате атак Армении погибли 6 мирных азербайджанских жителей, включая детей, 33 человека были тяжело ранены. Вооруженные силы Азербайджана в свою очередь дали достойный отпор врагу, освободив в результате контрнаступления более 2 тысяч гектаров находившихся под оккупацией территорий в Физулинском, Джабраильском и бывшем Агдеринском районах.
Апрельские события, с одной стороны, продемонстрировали силу азербайджанской армии, а с другой, - в очередной раз показали, что сохранение статус-кво, присутствие армянских войск на оккупированных территориях Азербайджана являются основной причиной напряженности в регионе конфликта, и Азербайджан никогда не смирится с оккупацией. По итогам состоявшейся 2 ноября 2008 года в Москве встречи между главами государств Азербайджана и Армении президентами России, Азербайджана и Армении была подписана Московская декларация. В ней указывалось на необходимость урегулирования конфликта политическими средствами на основе норм и принципов международного права и принятых в этих рамках документов и постановлений, что, в свою очередь, создаст условия для всестороннего сотрудничества. На состоявшихся в 2016 году Венской и Санкт-Петербургской встречах президентов Азербайджана и Армении были проведены субстантивные обсуждения, однако из-за неконструктивной позиции Армении на них также не было достигнуто продвижения в урегулировании конфликта. Армения продолжала военные и политические провокации и в 2017 году. В июне и июле на фоне активизации Азербайджаном, сопредседателями Минской группы ОБСЕ усилий по урегулированию конфликта, серьезных призывов общественности к субстантивным переговорам Армения попыталась обострить ситуацию вдоль линии соприкосновения войск. Армянские военные части, в очередной раз продолжая агрессивные действия, подвергли интенсивному обстрелу из тяжелых артиллерийских установок позиции Вооруженных сил Азербайджана вдоль линии фронта и территории проживания гражданского населения.
Однодневная война: армянский Карабах сложил оружие. А что дальше?
В Османской империи до весны 1915 года проживало около полутора миллиона армян, которые стали целью для властей. Еще в XIX веке османские армяне имели меньше прав, чем мусульмане — они платили больш9е налогов, не имели права носить оружие, и в целом представляли собой беднейшие слои населения. Столкновения с полицией и массовые убийства начались в 1890-е годы, а в начале XX века при содействии движения младотурок конфликт дошел до точки кипения. После неудач османской армии на фронтах Первой мировой войны, турецкое командование обвинило в этом армян. Против них приняли жесткие меры — разоружили армянских солдат, организовали депортацию из городов в пустыню, практически на верную смерть. Депортация сопровождалась массовыми убийствами и грабежами. Уже к концу лета 1915 года погибли сотни тысяч армян. Другие бежали за границу или пытались укрываться в горах. Число жертв за 1915-1916 и последующие годы до сих пор не удается точно установить. Оценки разных исследователей показывают, что погибло от нескольких сотен тысяч до полутора миллионов человек.
Между тем, власти Турции и Азербайджана до сих пор официально отрицают геноцид армян. И это — одна из причин, по которым конфликт между Арменией и Азербайджаном в ближайшем будущем разрешить не удастся. Ситуация вокруг Нагорного Карабаха Проблема непризнанной республики, контроль над которой Армения и Азербайджан постоянно оспаривают — еще одна причина неутихающего конфликта между странами. И хоть конфликт в Нагорном Карабахе продолжается и теперь, проблеме этой уже больше 100 лет. Когда территории нынешних Армении и Азербайджана стали частью Российской империи, город Баку стал расти за счет разработки месторождений нефти. А после распада империи в 1917 году в Закавказье возникли две независимые республики. Уже тогда между ними встал вопрос о границе в районе Карабаха, и в 1920 году началась война между Азербайджаном и армянским населением этой территории. Тогда все закончилось в тот же год — установлением советской власти. Новый конфликт между Арменией и Азербайджаном назревал с конца 1980-х — тогда союзные власти уже ослабляли свой контроль над республиками, и конфликт в период перестройки снова обострился.
В 1988-м начались первые столкновения, в республики направили дополнительные силы военных. Но полную силу конфликт набрал в 1991-1994 годы. Боевые действия по своему масштабу напоминали чеченский конфликт. В итоге столкновения принесли колоссальные жертвы и разрушения — до 6500 погибших военных с армянской стороны из общих сил в 20 тысяч , и 11,5 тысяч погибших и пропавших без вести со стороны Азербайджана. Среди мирных жителей жертвами стали почти 20 тысяч человек. Фактически победу тогда одержали силы Карабаха и Армении — территория под контролем республики заметно расширилась, в том числе и за счет прилегающей территории Азербайджана. Но, несмотря на подписанные Бишкекские соглашения, последствия конфликта в Нагорном Карабахе для обеих сторон были катастрофическими: Армения лишилась поставок энергоносителей и многих важных товаров, которые до войны поступали из Азербайджана и Турции. Как следствие — отключения электроэнергии по стране, иногда она подавалась на 2 часа в день. Азербайджан потерял часть территорий и столкнулся с волной беженцев, которые были вынуждены бежать с территорий, занятых армянской стороной.
Сложившаяся новая политическая реальность свидетельствовала о номинальности советской власти и ее приближающемся конце. Армянская диаспора и армянское лобби, оказывая влияние на ход конфликта, одновременно проводили в странах, где осуществляли деятельность, пропагандистскую работу, опирающуюся на вымышленные притязания, и пытались направить их на урегулирование конфликта в своих интересах. Было очевидно, что Армения, учитывая перспективу распада СССР, пыталась показать, что якобы не является стороной конфликта, и тем самым реализовать свою деятельность по специальному плану для того, чтобы ввести международное мнение в заблуждение. В ответ на это Верховный Совет Азербайджанской Республики 23 ноября 1991 года ликвидировал статус автономии Нагорного Карабаха. Армения, открыто озвучивавшая до этого территориальные претензии, без объявления войны начала военные действия против Азербайджана. Массовая резня, акты геноцида В период военной кампании армянские вооруженные силы, не делая никаких различий между военными и гражданскими лицами, совершили беспощадное убийство мирного азербайджанского населения в оккупированных районах и городах. Азербайджанцы подверглись этнической чистке и геноциду. Военно-политическое руководство Армении, совершая систематические беспощадные массовые расправы, геноцид против мирного населения в селе Мешели Аскеранского, селах Малыбейли и Гушчулар Шушинского, селе Гарабаглы Ходжавендского районов, городе Ходжалы, селе Агдабан Кяльбаджарского района и других местах, преследовало цель физически уничтожить часть гражданского населения Азербайджана, сломить сопротивление остальной части и очистить регион от азербайджанцев.
В ночь с 25 на 26 февраля 1992 года Армения совершила геноцид против азербайджанского населения в Ходжалы. В итоге были убиты 613 мирных жителей, включая 106 женщин и 63 ребенка. Кроме того, Организация исламского сотрудничества и Тюркский совет также признали эту трагедию как геноцид. Ужесточившаяся в 1993 году военная агрессия со стороны Армении, а также возникшие в Азербайджане угроза гражданской войны, хаос, экономический кризис, паралич государственных институтов поставили страну лицом к лицу с угрозой гибели. Именно в этот критический момент азербайджанский народ увидел спасение в своем гениальном сыне, мудром государственном деятеле, общенациональном лидере Гейдаре Алиеве и доверил ему дальнейшую судьбу страны. Спасительная миссия общенационального лидера Гейдара Алиева Когда общенациональный лидер Гейдар Алиев 15 июня 1993 года по настоятельному требованию народа вернулся к власти, в стране царила сложная обстановка. Общенациональный лидер пришел к выводу, что в урегулировании армяно-азербайджанского нагорно-карабахского конфликта требуются комплексный подход, учет важных внутри- и внешнеполитических факторов. Это включало установление общественно-политической стабильности, создание боеспособной регулярной армии, реорганизацию государственных институтов и обеспечение их эффективной деятельности, восстановление экономики и осуществление коренных реформ в управлении, заключение стратегических нефтяных контрактов, обеспечивающих развитие страны на ближайшие десятилетия, и как результат — объединение нации вокруг одной идеи — азербайджанства.
К тому времени в результате военной агрессии со стороны Армении армянской армией были оккупированы 20 процентов территории Азербайджанской Республики — город Ханкенди, Ходжалинский, Шушинский, Лачинский, Ходжавендский, Кяльбаджарский, Агдамский, Физулинский, Джабраильский, Губадлинский, Зангиланский районы, а также 13 сел Тертерского района, 7 сел Газахского района и одно село Садаракского района Нахчывана. В результате агрессии Армении более 1 миллиона азербайджанцев оказались в положении беженцев и вынужденных переселенцев, более 20 тысяч азербайджанцев погибли в период военных операций, а свыше 50 тысяч человек стали инвалидами. О последующей судьбе пропавших без вести в результате I Карабахской войны 3890 азербайджанцев, включая 71 ребенка, 267 женщин, 326 стариков, в том числе 872 человек, захваченных в плен и заложники по данным на 1 декабря 2020 года , ничего не известно. В 1988-1993 годах в Карабахе в целом были разрушены 900 населенных пунктов, 150 тысяч домов, 7 тысяч общественных зданий, 693 школы, 855 детских садов, 695 медицинских учреждений, 927 библиотек, 44 храма, 9 мечетей, 473 исторических памятника, дворца и музея, 40 тысяч музейных экспонатов, 6 тысяч промышленных и сельскохозяйственных предприятий, 160 мостов и других инфраструктурных объектов. Конфликт в международных документах Армяно-азербайджанский конфликт, превратившийся в силу своего межгосударственного характера в источник серьезной угрозы для международного мира и безопасности, вызвал серьезные обсуждения в рамках международных организаций, в связи с проблемой был принят ряд важных документов. Резолюция осудила оккупацию Зангиланского района и поселка Горадиз, нападение на гражданское население и бомбардировку территорий Азербайджанской Республики, потребовала вывода оккупационных сил из Зангиланского района, поселка Горадиз и остальных последних оккупированных территорий. Эти резолюции, принятые Советом Безопасности ООН, выступающим в качестве основного гаранта международного мира и безопасности, в связи с армяно-азербайджанским конфликтом, определили правовую основу политического процесса по урегулированию конфликта на основе норм и принципов международного права. В резолюциях осуждается оккупация азербайджанских территорий, подчеркивается неприемлемость захвата территорий с применением силы, еще раз подтверждаются территориальная целостность, суверенитет и неприкосновенность границ Азербайджана, а также то, что Нагорный Карабах является составной частью Азербайджана, и выдвигается требование о незамедлительном, полном и безоговорочном выводе оккупационных сил со всех захваченных территорий Азербайджана.
Документы, принятые в рамках Организации по безопасности и сотрудничеству в Европе ОБСЕ , составляли нормативно-правовую базу и механизм переговорного процесса на основе принципов и норм международного права, резолюций Совета Безопасности ООН. Направив в феврале в Армению и Азербайджан миссию наблюдателей, Комитет высокопоставленных лиц организации принял решение, призвав стороны к миру, а также объявлению прекращения огня и отказу от территориальных притязаний к соседним государствам. На состоявшемся в 1994 году в Будапеште саммите организации было достигнуто соглашение о наращивании усилий в рамках скоординированной деятельности с целью придания импульса процессу урегулирования проблемы и направлении в регион конфликта многонациональных сил для защиты мира, действующему председателю СБСЕ было поручено назначить сопредседателей Минской конференции. К этим принципам, к которым присоединились все государства-участники ОБСЕ, относятся: 1. Территориальная целостность Азербайджанской Республики и Республики Армения; 2. Правовой статус Нагорного Карабаха, предусматривающий самую высокую степень самоуправления в составе Азербайджана; 3. Гарантии безопасности Нагорного Карабаха и всего его населения, включая взаимные обязательства по обеспечению соблюдения положений урегулирования. Закрепление на Лиссабонском саммите указанных принципов, создание в начале 1997 года нового института сопредседательства Минской группы и назначение России, США и Франции сопредседателями придали импульс переговорному процессу.
Сопредседатели выступили с письменными предложениями по урегулированию конфликта. Летом 1997 года сторонам был представлен проект всеобъемлющего соглашения. Несмотря на конструктивную позицию Азербайджана, Армения отклонила предложение. Во время визита сопредседателей в регион осенью 1997 года сторонам был представлен план «поэтапного урегулирования». Согласно данному плану вначале должны были быть решены вопросы вывода армянских войск из оккупированных районов, возвращения вынужденных переселенцев на свои земли, восстановления средств коммуникации, размещения в регионе миротворческой миссии ОБСЕ, а затем рассмотрен вопрос статуса Нагорного Карабаха. Однако Армения вновь продемонстрировала в переговорном процессе позицию, далекую от конструктивности. Мирная политика Азербайджана, деструктивная позиция Армении В ноябре 2007 года Минская группа разработала предложения по мирному урегулированию конфликта, вошедшие в историю как «Мадридские принципы», сторонам была представлена первая версия документа. А в конце 2009 года был подготовлен и представлен сторонам обновленный проект Мадридского документа.
Однако из-за деструктивной позиции Армении ожидаемого прогресса достигнуто не было. Оба документа, предусматривая поэтапное урегулирование конфликта, включали вывод вооруженных сил Армении с оккупированных территорий Азербайджана, возвращение вынужденных переселенцев к родным очагам, восстановление коммуникаций и другие элементы. На последующих встречах главы государств пришли к соглашению о продолжении переговоров по мирному урегулированию конфликта и уделили особое внимание гуманитарным аспектам проблемы. Однако Армения, видя рост интенсивности переговорного процесса и то, что он протекает не в ее интересах, попыталась нарушить переговоры путем военных провокаций. Так, вместо того, чтобы обсудить находящиеся на столе переговоров конкретные вопросы после состоявшейся по инициативе Франции 27 октября 2014 года Парижской встречи президентов, Армения провела на оккупированных территориях Азербайджана широкомасштабные военные учения с участием личного состава, превышающего 40. После осуществленных вооруженными силами Армении полетов наступательного характера над позициями Вооруженных сил Азербайджана на линии соприкосновения войск интенсивность переговорного процесса снизилась, и встречи между президентами двух стран возобновились лишь 19 декабря 2015 года в швейцарском городе Берн. Апрельские бои 2016 года В начале 2016 года, когда обсуждались конкретные планы, связанные с урегулированием конфликта, Армения, вновь прибегнув к военной провокации, 2 апреля подвергла обстрелу территории вдоль линии соприкосновения с компактным проживанием населения, в том числе школы, больницы и места поклонения.
Обсуждать мировую Ереван и Баку стали вскоре после того, как поздоровели многие наблюдатели осознанно проигранной Пашиняном Второй карабахской войны. Тогда, чтобы закончить «горячую» фазу конфликта, в ноябре 2020 года стороны при активном посредничестве Москвы подписали заявление о прекращении огня.
В этом документе из 9 пунктов, кроме прочего, предусматривалось главное — разблокировка транспортных коммуникаций. Однако за последующий период дело мало сдвинулось с мёртвой точки: в качестве альтернативного маршрута в Баку всерьёз задумались о железнодорожном «Араксском» коридоре по южному берегу этой пограничной реки, на предмет которого Баку и Тегеран подписали в 2023 г. Однако коммуникационная зависимость от Ирана едва ли полностью устраивала бы восточного и западного тюркских соседей Армении, так что лоббистские усилия президентов Алиева и Эрдогана с «Зангезурским коридором» вполне логичны. Их конечная цель — «продать» Европе и Китаю идею появления нового маршрута на фоне противоречий между коллективным Западом и Россией. Евробюрократия отчаянно ищет любые варианты — лишь бы найти альтернативу российскому транзитному потенциалу, что в полной мере относится и к поставкам энергоносителей. Евросоюз лишь к 2050 году планирует отказаться от углеводородов, но до той «поры прекрасной» Брюсселю еще дожить надо и желательно именно дожить, а не выживать. Сквозное сообщение через Сюникскую область Армении между Азербайджаном, Нахичеванской автономией и Турцией придало бы Южному Кавказу дополнительную коммуникационную связность в интересах Турции и Азербайджана, что соответствует долгосрочным целям Евросоюза. Во всяком случае, президент Азербайджана Ильхам Алиев заявлял , что в Брюсселе «очень позитивно смотрят» на коридор. В частности, Алиев привел мнение председателя Евросовета Шарля Мишеля, разделяющего оптимизм по этому поводу.
Кстати в 2021-м на встрече с президентом Турции Эрдоганом в Нахичевани Алиев обратил внимание всего мира , что в дополнение к уже проложенным транзитным путям через Грузию «Зангезурский коридор» призван стать ещё одним «связующим звеном с Европой». И это далеко не лишенное смысла заявление.
Кадры ракетного удара изначально были восприняты как попытку азербайджанских военных нанести удар по Армянской АЭС, однако, с учётом того, что ракеты ОТРК «Точка-У» имеют ограниченную дальность, их хватило бы лишь для того, чтобы нанести удар по Еревану, а наиболее значимой целью является аэропорт, где и расположены самолёты и вертолёты ВКС России.
Распуская узел: чем обернётся для России переход Карабаха к Баку
Нагорный Карабах: Почему произошел конфликт между Азербайджаном и армянами? | Капитал страны | Армения и Азербайджан идут к миру прямо по селам. Согласие властей Армении передать Азербайджану часть территорий в Тавушской области, включая населенные пункты, вызвало протесты и блокирование дорог в разных регионах страны. |
Клуб «Валдай» | Почему новый виток конфликта между Арменией и Азербайджаном из-за Нагорного Карабаха и антитеррористические мероприятия Баку 19 сентября 2023 года могут угрожать всему миру, разбирались эксперты ФедералПресс. |
Новая война в Закавказье может закончиться взятием Еревана? | Азербайджанская сторона выдвинула ультиматум, согласно которому из Карабаха должны быть выведены все находящиеся там армянские части и ликвидированы все структуры власти НКР. |
Азербайджан и Армения готовятся к войне: на чьей стороне должна выступить Россия
Армянское издание "Таймс" сообщило, что брат убитого азербайджанскими военным 8 ноября жителя Карабаха подъехал на такси к КПП азербайджанской стороны и бросил гранату в их направлении, после чего с азербайджанской стороны был открыт огонь. Азербайджан атаковал российские военные самолёты в Армении. Азербайджанские ракеты были выпущены по российским военным самолётам и вертолётам вблизи армянской столицы. Новости дня от , интервью, репортажи, фото и видео, новости Москвы и регионов России, новости экономики, погода. Армянский блокпост на дороге, ведущей в Нагорный Карабах Фото: REUTERS. На ресторан «Армянский двор» напали 20 человек — предположительно, азербайджанцев. Баку требует вывести из Карабаха армянские войска, а Ереван утверждает, что в регионе нет военных Коллаж: Daily Storm.
Армяне с легкостью отказались от своей государственности в Карабахе
В России начались конфликты армян и азербайджанцев, которые переросли в торговые войны и массовые драки. Почему Иран готов оказать военную поддержку Армении. #новости, #Азербайджан, #Армения, #конфликт. Столкновения на азербайджано-армянской границе — бои между армянскими и азербайджанскими войсками, вспыхнувшие в ночь с 12 на 13 сентября 2022 года на.
Регистрация
- История конфликта в Нагорном Карабахе: причины, проблемы — 20.09.2023 — Статьи на РЕН ТВ
- Нагорный Карабах: Почему произошел конфликт между Азербайджаном и армянами? | Капитал страны
- «Как будто своих проблем мало»: Сатановский о разборках армян и азербайджанцев в России
- Баку требует вывести из Карабаха армянские войска, а Ереван утверждает, что в регионе нет военных
- В НКР сказали, что пострадавших из-за инцидента между военными Армении и Азербайджана нет
- Ереван забурлил. Ситуация в Нагорном Карабахе резко обострилась - Российская газета
Армения и Азербайджан начали процесс делимитации границы: начались протесты
В Тегеране очень опасаются роста азербайджанского национализма среди иранских азербайджанцев — как из-за победы Азербайджана во Второй Карабахской войне, так и из-за подрывных действий Турции, чьим вассалом на сегодняшний день является Баку. Армянская диаспора и армянское лобби, оказывая влияние на ход конфликта, одновременно проводили в странах, где осуществляли деятельность, пропагандистскую работу, опирающуюся на вымышленные притязания, и пытались направить их на урегулирование конфликта в своих. Столкновения на азербайджано-армянской границе — бои между армянскими и азербайджанскими войсками, вспыхнувшие в ночь с 12 на 13 сентября 2022 года на. 24 апреля 2024 года в Иране вновь разрешили армянам, проживающим в этой стране, отметить годовщину так называемого «геноцида армян». Другими словами, иранские власти создали условия для выражения армянами своих антитюркских и антиазербайджанских настроений. Помимо азербайджано-турецкого проекта с «Зангезурским коридором», имеется и армянский проект «Перекресток мира», представленный Пашиняном в конце 2023 года на международном форуме в Тбилиси.