В июне 1999 года эта весть взбудоражила мир – русский десант прямо перед носом натовского авангарда захватил аэропорт Слатина – ключевой объект в Косово. Марш-бросок на Приштину — операция сводного батальона ВДВ ВС России, входившего в состав международного миротворческого контингента в Боснии и Герцеговине (город Углевик), в город Приштина (Косово), проходившая в ночь с 11 на 12 июня 1999 года. Марш-бросок на Приштину (Приштинский инцидент, Приштинский бросок) — военная операция вооружённых сил Российской Федерации на территории Союзной Республики Югославия по захвату единственного в Косове аэропорта «Слатина». В ночь с 11 на 12 июня 1999 года двести российских миротворцев отправились в шестисоткилометровый марш-бросок до Приштины.
Курсы валюты:
- Марш-бросок российских десантников на Приштину 12 июня 1999
- Косовский тупик
- ПОЛЕЗНЫЕ СТАТЬИ INFOX.RU
- Бросок на Приштину 16 лет назад. Рассказывает генерал Ивашов... | Русская весна
- Инцидент в аэропорту Приштины - Incident at Pristina airport
Путин не считает дерзкой операцию военных РФ в аэропорту Приштины в 1999 году
Это были британские джипы. С другой стороны к аэродрому приближались английские танки Chieftain. Обе колонны остановились перед российскими блокпостами. В небе появились десантные вертолёты.
Пилоты британских вертолётов предприняли несколько попыток приземлиться на аэродром, однако эти попытки были пресечены экипажами российских БТРов. Как только вертолёт заходил на посадку, к нему сразу же устремлялся БТР, препятствуя таким образом его манёвру. Потерпев неудачу, британские пилоты улетели.
Генерал Майкл Джексон, командующий группировкой сил НАТО на Балканах, вышел впереди танковой колонны и, повернувшись спиной к российским солдатам, начал жестами зазывать танки вперёд, двигаясь спиной к блокпосту. Находившийся на блокпосту гвардии старший лейтенант, командир взвода Николай Яцыков потребовал от генерала Джексона прекратить эти действия под угрозой применения оружия, заявив: «Если ещё раз ты сейчас скажешь слово, здесь и ляжешь. Яцыков, в свою очередь, приказал солдату спрыгнуть с брони и расчехлить ручной гранатомёт, направив в сторону танков.
Там недалеко есть полевой аэродром, мы вывели батальон туда, подготовили его к маршу. Нам нужно было опередить ту армаду, которая выдвигалась в Косово, чтобы занять свои сектора ответственности. Нам были нужны большие маршевые скорости, поэтому решение было принято, чтобы техника была однотипная, колесная, то есть БТР-80. Тылы мы оставили на аэродроме, только взяли с собой заправщики. И на скорости, которая достигала 60 километров в час это для батальона очень много , мы сумели опередить натовские войска.
Когда мы вошли в Косово, там все вышли на улицы и приветствовали нас. А ранее, когда батальон шел по автобану, там больших населенных пунктов не было, мы там проскочили быстро. Никто не сомневается, что против той армады войск, которая выдвигалась для занятия своих секторов в Косово под прикрытием авиации, мы особой силы не представляли. Это было несоизмеримо. О происходящем не знали многие первые лица в России, не знали и в Соединенных Штатах.
Мир узнал только после того, как CNN передал картинку, что батальон уже там, в Косово, его встречают сербы. Сербский полицейский жмет руку российским миротворцам Фото: Reuters Когда мы уже вошли туда, многие начальники, в том числе и Квашнин, поняли, что вопрос настолько серьезен, и все настолько далеко зашло, что нужно было принять решение отойти назад, на границу с Сербией. Но выполнить это распоряжение, развернуть батальон назад, когда ликующий город вышел на улицы, было невозможно. Хотя такая команда последовала. Политики требовали серьезных мер.
Я читал все эти отчеты, они были за то, чтобы, используя силовой метод, сбить батальон с аэродрома, проявить решительность. Но военные были против. Английский генерал Майкл Джексон произнес знаменитую фразу о том, что он не собирается развязывать третью мировую войну. Поэтому они решили пойти на переговоры. В итоге Россия участвовала в операции на территории Косова.
Министр иностранных дел Игорь Иванов действительно не знал о готовящейся переброске батальона в Косово. А то, что об этом не знал глава Генштаба Анатолий Квашнин, — это неправда. Он был одним из организаторов всего этого. Все готовилось, как я уже говорил, по линии штабов — Генштаба, штаба ВДВ. Если послушать, что тогда говорили Игорь Иванов и другие чиновники — они невпопад отвечали, что произошло.
Это потом, когда президент в 10 утра одобрил наши действия, все заговорили. Мне об этом неизвестно. Возможно, какие-то задачи и ставились, выполнялись... Но они не обнародовались. Сейчас много чего рассказывают.
Я говорю о том, какие распоряжения я отдавал и какие полномочия имел. Взять тот же фильм «Балканский рубеж». Обидно, что фильм однобокий. Чего не было, то выпятили. То, что было, отвели на второй план.
Батальон показали в виде роты. Но это на совести режиссеров. Они делали так, чтобы это все было интересно смотреть, и фильм был кассовым. Но если бы там была стрельба, то была бы большая война. В том фильме я был консультантом.
Гоша Куценко приехал, рот раскрыл, а я два с половиной часа ему рассказывал. А там они уже все перевернули. Мы готовились серьезно и батальон бросить один не могли. Мы просчитывали все ситуации. По поводу каких-то проблем со снабжением, это домыслы.
Они рождаются, обрастают слухами. Нет, здесь не было проблем. И население к нам относилось хорошо, помогало. Никто не предлагал поделить аэродром в обмен на провизию, как об этом некоторые пишут. В 2000 году ему присвоено звание Героя России.
Сейчас Евкуров — глава Республики Ингушетия. Юнус-Бек Евкуров Обстановка на Балканах была напряженной в течение всего 1998 года и особенно обострилась с началом военной операции НАТО против Югославии в марте 1999-го — когда самолеты НАТО начали бомбить Белград и стратегические объекты на территории страны. И конечно, — я так думаю — всех волновал вопрос, как зайти в Косово, какие площадки, какие транспортные коммуникации для этого использовать. Сам исторический «бросок» — переброска сводного батальона ВДВ из состава российского контингента в аэропорт Слатина в 15 километрах от Приштины — был проведен в ночь на 12 июня. Но нам, группе, которая эту операцию готовила, задача была поставлена еще раньше.
Нет, не захватить аэропорт, а взять его под наблюдение, проверить, какие у него возможности, какая взлетно-посадочная полоса, коммуникации, «под кем» находится объект, кто его контролирует. В обстановке безвластия — это было во многих региональных конфликтах — власть берут в руки местные криминальные авторитеты. И в Косове была такая же ситуация: в каждом районе, на каждом углу свой хозяин, все с оружием — беспредел. И аэропортом тоже заведовали они. Никаких регулярных военных формирований, только небольшие группы, которые по своим возможностям захватили ряд таких стратегических объектов.
Наша группа выжидала, когда часть этих людей уходила вечером — на свои разбойничьи дела или, может, в кабаки. Под утро они возвращались и целый день отсыпались. Мы выбрали момент, когда на месте было небольшое количество людей, воспользовались этим и заняли аэропорт. В моей команде были и российские военнослужащие, но большинство — все-таки представители местного населения: сербы, албанцы, хорваты. Люди разных национальностей, разных вероисповеданий.
Хочу подчеркнуть, что было много албанцев, которые были недовольны действиями радикальных албанских и хорватских националистов по отношению к мирному населению. Ведь там творилась, можно сказать, нереальная жестокость, поэтому и разные люди были в команде. Для кадровых военных это обычная работа, но, конечно, мы учитывали, что ситуация может выйти из-под контроля. Случиться могло всякое, никто не застрахован, и были у нас сложные моменты. Все шаги просчитывали, понимали, что находимся далеко, что вокруг, скажем так, недружественная обстановка, поэтому никто не ожидал, что все будет гладко, готовились ко всему.
Никаких переживаний не было, я даже не заострял на этом внимание. У меня была задача, и я ее выполнил. Самым сложным был этап, когда была пауза, — решалось, пойдет или нет основная колонна наших сил. Это тот момент, когда ты вроде бы и имеешь моральное право уйти, но при этом знаешь, что к аэропорту уже выдвинулся британский батальон, бронеколонна. То есть стоит выбор: оставить позиции тем же бандитам и в дальнейшем англичанам либо все-таки дождаться своих.
Инцидент Ранним утром 11 июня 1999 г. Колонна из примерно 30 российских бронетранспортеров с 250 российскими военнослужащими, входившими в состав международных миротворческих сил в Боснии, двинулась в Сербию. Затем Кларк временно приказал перебросить на вертолете контингент британских и французских парашютистов для захвата аэропорта силой.
Штабные офицеры серьезно опасались, что сербские силы могут обстрелять вертолеты и что вход в Косово до согласованного времени может привести к выходу сербов из соглашения. Если бы воздушно-десантные силы попали в беду, было бы очень трудно добраться до них по суше через горную местность, где мосты и туннели, как известно, были подготовлены к сносу. Поскольку эта операция выходила за рамки недавно подписанного соглашения о вводе сил НАТО в Косово на следующий день, национальные правительства имели право вывести свои войска, а французское правительство вывело свой батальон.
Британские парашютисты просидели у вертолетов «Чинук» на раскаленном кукурузном поле большую часть дня, прежде чем встать, чтобы подготовиться к переезду на следующий день в Косово. В 5 часов утра 12 июня Британская 5-я воздушно-десантная бригада начала вылет в Косово из Скопье, чтобы захватить 10-мильное ущелье Качаник , чтобы 4-я бронетанковая бригада могла пройти к Приштине. Оттуда ведущим разведывательным отрядом в гонке на Приштину командовал британский капитан Джеймс Блант.
Солдаты ФСК первыми вошли в контакт с российскими войсками в аэропорту и доложили о происходящем генералу Джексону. Вечером Джексон вылетел на вертолете в Приштину для проведения пресс-конференции, а затем отправился на встречу с генералом Виктором Заварзиным , который командовал небольшим российским отрядом.
Колонна немного задергалась. Получили распоряжение по телефону "стоять, развернуть, назад, и во взаимодействии с войсками НАТО выйти на аэродром Слатина". Это было невозможно, потому что колонна двигалась по серпантину. Когда мы с командиром батальона переговорили, какая у него возможность есть, он сказал, что вроде бы нет никакой», - сказал Игнатов. Он добавил, что после пересечения границы войскам НАТО в регионе была поставлена задача уничтожить российскую бригаду в своей зоне ответственности.
Похожие статьи
- Инцидент в аэропорту Приштины - Incident at Pristina airport
- 12 июня 1999 года-Марш-бросок на Приштину
- «Мир узнал только после того, как CNN передал картинку»
- ПОЛЕЗНЫЕ СТАТЬИ INFOX.RU
- В ВДВ рассказали о марш-броске на Приштину в июне 1999 года
Путин раскрыл нюансы захвата российской армией аэропорта в Косово в 1999 году
В ночь с 11 на 12 июня 1999 года 200 российских десантников в ходе секретной операции взяли под контроль аэродром «Слатина» на территории Косово, за 7,5 часов совершив марш-бросок, преодолев на бронетранспортёрах расстояние почти в 600 километров. 12 июня 2017 года исполняется 18 лет со дня знаменитого марш-броска на Приштину, который осуществили российскими десантниками. В июне 1999 года, во время операции НАТО в Югославии, аэропорт Слатина в столице Косова Приштине занял сводный батальон российских воздушно-десантных войск.
Бросок десантников на Приштину
Путин не считает дерзкой операцию военных РФ в аэропорту Приштины в 1999 году | В ночь на 12 июня 1999 года российский батальон ВДВ в составе миротворческой миссии в Боснии и Герцеговине преодолел более 600 км, чтобы захватить аэропорт Слатина в Приштине, опередив вооруженные силы НАТО на считаные часы. |
Приштинский бросок: украденная победа России | Операция готовилась еще с мая, когда майор Юнус-бек Евкуров с группой из 18 военнослужащих ГРУ ГШ скрытно выдвинулся в направлении аэропорта (подробности этой части операции до сих пор засекречены). |
Агрессия НАТО против Югославии 1999
Рассказываем об уникальной приштинской операции русского десанта в 1999 году и отвечаем на популярные вопросы. После того, как соглашение было заключено, 15 октября 1999 года аэропорт Приштины был повторно активирован британской 53-й полевой эскадрильей (воздушная поддержка) Королевских инженеров в качестве военной авиабазы. Марш-бросок на Приштину — Проверить нейтральность. На странице обсуждения должны быть подробности. Марш-бросок на Приштину Война НАТО против Югославии, Косовская война Медаль «Участнику марш-броска 12 июня 1999 г. Босния-Косово» Дата 12 июня 1999 года. Колонны НАТО к аэропорту подошли около 11 часов утра 12 июня 1999 года, при этом в течение нескольких часов вероятность прямого столкновения была чрезвычайно высока. Двадцать лет назад, в ночь на 12 июня 1999 года, российский контингент в результате марш-броска из Боснии занял аэропорт Слатина в Косово. 12 июня 1999 года ночным марш-броском из Боснии 200 российских десантников заняли Приштину в Косово до подхода англичан.
Марш-бросок российских десантников на Приштину 12 июня 1999
Цель заключалась в обеспечении единого командования НАТО для нескольких национальных контингентов, включая батальон Соединенных Штатов, которые вместе находились в Северной Македонии в течение нескольких лет. Инцидент Рано утром 11 июня 1999 года колонна из примерно 30 российских бронетранспортеров с 250 российскими военнослужащими, входившими в состав международных миротворческих сил в Боснии, вошла в Сербию. Затем Кларк временно приказал перебросить на вертолете контингент британских и французских десантников для захвата аэропорта силой. Штабные офицеры серьезно опасались, что сербские силы могут обстрелять вертолеты и что вход в Косово до согласованного времени может вынудить сербов выйти из соглашения. Если бы воздушно-десантные силы попали в беду, было бы очень трудно добраться до них по суше через гористую местность, где мосты и туннели, как известно, были подготовлены к сносу. Поскольку эта операция выходила за рамки недавно подписанного соглашения о вводе сил НАТО в Косово на следующий день, национальные правительства имели право вывести свои собственные силы, а французское правительство вывело свой батальон. Британские парашютисты просидели у вертолетов «Чинук» на раскаленном кукурузном поле большую часть дня, прежде чем встать, чтобы подготовиться к переезду на следующий день в Косово. В 05:00 12 июня британская 5-я воздушно-десантная бригада начала вылет в Косово из Скопье, чтобы обезопасить 10-мильное ущелье Качаник, через которое 4-я бронетанковая бригада могла пройти к Приштине. Оттуда ведущим разведывательным отрядом в гонке на Приштину командовал британский капитан Джеймс Блант.
Солдаты ФСК первыми вошли в контакт с российскими войсками в аэропорту и доложили о происходящем генералу Джексону.
В тот вечер генерал Кларк все еще казался одержимым возможностью переброски дополнительных российских войск, хотя НАТО контролировало воздушное пространство. Россия поставила в дежурный режим несколько авиабаз и подготовила десантные батальоны к отправлению в Приштину на военно-транспортном самолете Ил-76. Опасаясь, что российские самолеты направляются в аэропорт, Кларк планировал приказать вертолетам блокировать взлетно-посадочную полосу и запросил вертолетную поддержку у адмирала Эллиса. Штаб Джексона связывался с бригадой США и им сказали, что американцы использовали свое право отказаться от операции. Через два часа позвонили и сказали, что операция возобновлена.
Однако в то время плохие погодные условия сделали это невозможным. На следующее утро, в воскресенье, 13 июня, Кларк прибыл в штаб Джексона в Скопье. Кларку было указано, что русские изолированы и не могут быть усилены с воздуха, и что поддержка России была жизненно важной частью заключения мирного соглашения; противодействие им будет только контрпродуктивным. Кларк отказался принять это и продолжил отдавать приказ о блокировке взлетно-посадочной полосы, утверждая, что его поддерживает Генеральный секретарь НАТО. Джексон отказался выполнять приказы Кларка, как сообщается, сказав ему: «Я не собираюсь начинать Третью мировую войну за вас». Когда снова получил прямой приказ заблокировать взлетно-посадочную полосу, Джексон предположил, что британские танки и бронемашины будут более подходящими, зная, что это почти наверняка будет наложено вето британским правительством.
Штаты стремились продемонстрировать всему миру, что на планете не может быть преград для экспансии Вашингтона, который видел себя единственным полюсом силы в мире. И в этом смысле Югославия оказалась удобной сценой для «голливудского блокбастера» о том, как сверхдержава наказывает провинившуюся страну. Гор позвонил ему, когда российский правительственный борт находился в небе, пролетая над канадским островом Ньюфаундленд.
Примаков следовал в Вашингтон на переговоры о предоставлении России крупного кредита. Жительница города Сурдулица Даринка Кнекович, пострадавшая от бомбардировки. Вести переговоры с американцами в то время, когда натовцы сбрасывают бомбы на Белград, он считал невозможным.
Самолет развернулся в воздухе и взял курс на Москву. Примаков рисковал, приняв решение самостоятельно, без консультаций с главой государства. Но американская агрессия категорически не устраивала и тогдашнего президента России Бориса Ельцина.
Сотрудники пожарной охраны тушат огонь в разрушенном здании штаба сербской полиции после серии авиаударов. По существу — поставил «союзника» перед фактом, без обсуждений и переговоров. И даже попросил поддержать этот роковой шаг.
Ельцин не скрывал возмущения и за два часа до начала операции выступил с телеобращением: «Я обращаюсь ко всему миру. Я обращаюсь к людям, которые пережили войну. Я обращаюсь к тем, которые испытали эти бомбежки.
Я обращаюсь к их детям, я обращаюсь ко всем политическим деятелям. Давайте, пока еще остались какие-то минуты, мы убедим Клинтона не делать этого трагического, драматического шага». В Штатах мало кто ожидал от Ельцина столь бескомпромиссных слов.
Но он действительно почувствовал себя обманутым — и, быть может, впервые всерьез усомнился в том, что России необходим тесный союз с Вашингтоном. В первые недели натовской кампании в Югославии даже самые убежденные сторонники «равнения на Америку» в окружении Ельцина приумолкли. В те дни политический курс страны определяла линия Примакова.
Библиотека экс-президента США рассекретила его беседы с российским коллегой Удар «Ангела» Первые авианалеты на югославские города прогремели тем же вечером, вскоре после выступления Ельцина. Взрывы раздавались до четырех часов утра. В ту ночь били, главным образом, по объектам ПВО.
Впервые после окончания Второй мировой войны в европейских городах была объявлена воздушная тревога. В последующие дни американцы активно атаковали гражданские объекты, откровенно запугивая население Югославии. Горели после взрывов спальные районы, школы, детские сады, нефтеперерабатывающие предприятия...
В первый же день мы схлестнулись с англичанами. Они были очень серьезно настроены. Шли танковой колонной, а там наш БТР стоит, путь загораживает. Ну, британцы посмотрели и дальше внаглую полезли. Танки англичан упёрлась в блокпост, который занимал взвод старшего лейтенанта Николая Яцыкова. На тот момент мы все определились, что будем биться там до последнего, это реально, в прямом смысле этого слова. Командующий их группировки приехал на машине руководства под прикрытием спецназа. Он очень удивился нашему присутствию, после чего начал кричать, размахивая руками.
Я понял, что это серьезный руководитель. Он оборачивается спиной ко мне, идет в мою сторону спиной и показывает танкисту: "Tanks can go" от автора: "танки могут ехать". На себя вытаскивает танки, разворачивается и показывает — вперед. Я подхожу со спины к нему и говорю: "Если еще раз ты сейчас скажешь слово, здесь и ляжешь".
Бросок на Приштину: как 200 российских десантников оказались один на один со всем НАТО
До этого шла кропотливая подготовка к проведению операции. Ввод же войск НАТО планировался 12 июня, то есть российские десантники должны были до этого срока захватить аэропорт. Группа из 18 десантников скрытно проникла на территорию Косово, а затем и аэропорта. Окружающие албанцы и сербы не в курсе были, как проводилась операция, но она завершилась успешно. К 15-ю ставшего легендарным марш-броска Как они это совершили до сих пор не известно и засекречено. Российские десантники быстро в Косово были не заметны, что привело к успеху, оставалось лишь дождаться поддержки Уже 10 июня поступил приказ перебросить отряды ВДВ, численностью 200 человек из Боснии на территорию аэропорта. Войска НАТО не знали про данный маневр и думали, что всё у них под контролем. Передовой отряд, в состав которого входили БТР, машины и личный состав были подготовлены в кратчайшие сроки. Самое интересно, что личный состав до самого последнего момента не знал куда им придется отправиться.
Прошли её они без проблем. Особенно это ярко выражалось, когда войска вошли на территорию Сербии. Армию встречали как своих спасителей, которых ждали очень долго. Танки и боевые машины забрасывали цветами, солдатам передавали еду и питье. Из-за этого движение колоны несущественно замедлилось. Но в скором времени оказались десантники в Приштине.
Задача по захвату Слатины была выполнена к 7 часам утра 12 июня 1999 года. Российских десантников вел маршем на Приштину майор Юнус-Бек Евкуров, впоследствии президент Ингушетии. За весь период пребывания российских военнослужащих в Косово с июня 1999 по 23 июля 2003 года, когда был полностью завершен вывод российских миротворцев, ими было изъято множество единиц стрелкового оружия, большое количество боеприпасов, наркотиков, задержано свыше тысячи гражданских лиц за совершение противоправных действий; было обезврежено более 12 тысяч взрывоопасных предметов.
С конца мая его удерживала группа из 18 бойцов спецназа. Президент России Владимир Путин рассказал, как принималось это решение для взятия аэропорта. Реклама «Я был тогда секретарем Совета безопасности. Ко мне пришел начальник Генерального штаба, тогда генерал Квашнин, и он мне сказал о том, что вот есть такая идея: захватить этот аэропорт. На вопрос, зачем, он ответил, что ясно, что нам придется оттуда когда-то уйти, но будет чем торговаться», — поделился воспоминаниями российский лидер в программе «Москва.
Колонна российских десантников прибыла в Приштину примерно в 2 часа ночи 12 июня 1999 года. Население города вышло на улицы встречать колонну. Десантники в кратчайшие сроки захватили все помещения аэропорта «Слатина», заняли круговую оборону, организовали блокпосты и приготовились к появлению первых НАТОвских колонн, которые уже находились в пути. Задача по захвату «Слатины» была выполнена к 7 часам утра 12 июня 1999 года, а через двадцать минут туда подошли и подразделения других иностранных армий.
Это были британские джипы. С другой стороны к аэродрому приближались английские танки. Обе колонны остановились перед российскими блокпостами. В небе появились десантные вертолёты. Пилоты британских вертолётов предприняли несколько попыток приземлиться на аэродром, однако эти попытки были пресечены экипажами российских БТРов.
Путин раскрыл детали советов относительно захвата аэропорта в Приштине в 1999 году
И то, что заняли этот аэродром, позволило руководству страны решить многие вопросы, в том числе по пропуску наших войск по воздуху», - рассказал Игнатов. По его словам, после пересечения границы пришел письменный приказ дойти до границы и войти в Косово во взаимодействии с силами НАТО. Колонна немного задергалась. Получили распоряжение по телефону "стоять, развернуть, назад, и во взаимодействии с войсками НАТО выйти на аэродром Слатина". Это было невозможно, потому что колонна двигалась по серпантину.
Танки остановились, как вкопанные… Позже Майкл Джексон оправдывался: я не хотел, мол, начинать третью мировую войну. По мнению же генерал-полковника Леонида Ивашова, «одной из причин отказа НАТО от наземной операции стало категорическое возражение всех европейских членов альянса против действий в первом эшелоне». Единственное, на что хватило духу у натовцев, — это занять позиции в безопасной для них близости от аэродрома. Кроме того, страны НАТО заблокировали воздушные коридоры для пролета российских воздушных судов на аэродром. Сюда планировалось оперативно перебросить дополнительные силы десантников, ведь один на один со всем альянсом оказались тогда всего две с небольшим сотни россиян. Сегодня известно, что свое воздушное пространство для наших самолетов перекрыла и Украина. Стоит напомнить: то был 1999 год, никакими майданами еще и не пахло. Просто назло, во вред, из гадости и подлости. Никаким «славянским братством» от Украины не пахло уже в ту пору. Мы, кстати, не забыли этот финт. Балканский поворот В новейшей истории российской армии приштинский бросок навсегда остался примером умелой координации действий подразделений, готовности наших военных действовать в особой обстановке, добиваться успешного результата в самых трудных условиях. Кстати, утверждают, что после развала Советской армии её преемница долго не могла вернуть себе былых способностей.
Музыку десантники организовали своими силами. Участники знаменитого марш-броска сегодня получат правительственные награды и вылетят спецрейсом на родину. В Косово остаются сотни российских десантников. Командующий миротворцами в Косово Майк Джексон считает, что русские десантники знают, чего хотят и поэтому у них все получится.
Аэропорт Слатина в охваченном гражданским конфликтом Косове был объектом, который технически подходил для переброски в край крупных группировок сухопутных сил НАТО, и контроль над ним позволял России участвовать в справедливом урегулировании ситуации. Внезапная переброска боеспособного батальона в Приштину поддержала имидж России в глазах ее политических союзников на фоне происходившей при распаде Югославии драмы.
ПОЛЕЗНЫЕ СТАТЬИ INFOX.RU
- Инцидент в аэропорту Приштины
- Марш-бросок российских десантников на Приштину 12 июня 1999
- Марш-бросок российских десантников на Приштину 12 июня 1999
- Российские войска в Косово (Приштина) 1999 год
- Путин заявил, что не считает дерзким поведением операцию в аэропорту Приштины в 1999 году
- Похожие материалы
Марш-бросок на Слатину. История фотографий из косовского аэропорта
Марш-бросок на Приштину — операция сводного батальона ВДВ ВС России, входящего в состав международного миротворческого контингента в Боснии и Герцеговине (город Углевик), в город Приштина (Косово), целью которой было взятие под контроль аэропорта «Слатина». Летом 1999 года мир оказался в шаге от новой войны, когда британскому генералу Джексону поручили выбить российских десантников, занявших аэропорт в Косово. Российский президент Владимир Путин считает, что операция военных РФ по захвату аэропорта Приштины во время событий в Югославии в 1999 году не была дерзкой, и ей не придает такого большого значения, как отдельные наблюдатели.
Инцидент в аэропорту Приштины
И конечно, — я так думаю — всех волновал вопрос, как зайти в Косово, какие площадки, какие транспортные коммуникации для этого использовать. Сам исторический "бросок" — переброска сводного батальона ВДВ из состава российского контингента в аэропорт Слатина в 15 км от Приштины — был проведен в ночь на 12 июня. Но нам, группе, которая эту операцию готовила, задача была поставлена еще раньше. Нет, не захватить аэропорт, а взять его под наблюдение, проверить, какие у него возможности, какая взлетно-посадочная полоса, коммуникации, "под кем" находится объект, кто его контролирует.
В обстановке безвластия — это было во многих региональных конфликтах — власть берут в руки местные криминальные авторитеты. И в Косове была такая же ситуация: в каждом районе, на каждом углу свой хозяин, все с оружием — беспредел. И аэропортом тоже заведовали они.
Никаких регулярных военных формирований, только небольшие группы, которые по своим возможностям захватили ряд таких стратегических объектов. Наша группа выжидала, когда часть этих людей уходила вечером — на свои разбойничьи дела или, может, в кабаки. Под утро они возвращались и целый день отсыпались.
Мы выбрали момент, когда на месте было небольшое количество людей, воспользовались этим и заняли аэропорт. В моей команде были и российские военнослужащие, но большинство — все-таки представители местного населения: сербы, албанцы, хорваты.
С той стороны тоже готовились и даже начали действовать, это правда.
Сейчас уже, наверное, про это можно сказать: готовилась самая настоящая, полноценная интервенция, для которой при необходимости могли привлечь несколько дивизий. К ночи, когда батальон уже находился на границе, первые группы спецназа НАТО уже начали проникать на территорию Косова. Все их перемещения мы "вели" и фиксировали, поэтому, когда набралось достаточно подтверждающей информации, батальон двинулся в точку назначения Евгений Андрушин Бывший офицер Главного оперативного управления МО РФ Последние километры через столицу Косова — Приштину — российский десант верхом на броне летел в режиме "педаль в пол" — БТР от такой езды постоянно "кипели", но на остановку не было даже минуты лишнего времени.
Притормозить пришлось лишь на центральных улицах города — местные жители, вышедшие встречать российских десантников, запускали фейерверки, несли цветы и вино и всячески мешали соблюдать график. Ровно в два часа ночи 12 июня российские военные заняли территорию аэродрома Слатина без единого выстрела и установили контроль по периметру. Через 45 минут после того, как пулемётчики и снайперы заняли свои сектора, вдали показались огни военных автомобилей и силуэты бронемашин, совсем не похожих на российские.
Особенно отличился тогдашний замгоссекретаря Строуб Толботт. Традиционно спокойный дипломат на встрече в МИД яростно кричал и требовал "немедленно вывести войска" и несколько раз заявил, что "Россия пожалеет". Ему в духе времени и в лучших традициях хорошего тона пообещали уладить вопрос.
Сбив спесь с американских ястребов, делегацию проводили с глаз долой. К тому моменту, когда Толботт со своими советниками приземлился в Брюсселе, военные уже сделали дело — аэродром Слатина был под контролем, а силы KFOR были заблокированы.
Да Не сейчас 18 июля 1999, 22:15 С прибытием в Косово российского миротворческого контингента из края уходит бригада десантников Прощались с Косово российские десантники прямо на поле Приштинского аэродрома Слатина. Все они - участники знаменитого марш-броска из Боснии в Приштину. Сегодня командование решило, что свою миссию здесь они уже выполнили. Солдаты и офицеры быстро собрали свои вещи.
Особенно отличился тогдашний замгоссекретаря Строуб Толботт. Традиционно спокойный дипломат на встрече в МИД яростно кричал и требовал "немедленно вывести войска" и несколько раз заявил, что "Россия пожалеет". Ему в духе времени и в лучших традициях хорошего тона пообещали уладить вопрос. Сбив спесь с американских ястребов, делегацию проводили с глаз долой. К тому моменту, когда Толботт со своими советниками приземлился в Брюсселе, военные уже сделали дело — аэродром Слатина был под контролем, а силы KFOR были заблокированы. Атака века: как советские морские волки затопили корабль с четырьмя тысячами нацистов Первым батальоном НАТО, прибывшим на место, оказался механизированный корпус британских военных. Уже потом станет ясно: британцы готовились к штурму аэродрома — кроме лёгких бронемашин они привезли с собой и танки "Чифтен". Узкий подход к аэродрому войскам НАТО блокировали два российских блокпоста. Понимая, что подчинённые начинают тушеваться и мешкать, командующий группировкой сил НАТО на Балканах генерал Майкл Джексон вышел вперёд и пошёл в сторону российских военных, жестами приказывая следовать за ним. Ещё через секунду в паре метров от Джексона звонко щёлкнул затвор автомата. Через секунду командир взвода российских десантников криком приказал генералу Джексону: "Не двигаться или ляжешь прямо тут! Генерал Кларк, известный своей жесткостью и несговорчивостью, приказал Джексону "захватить аэродром любой ценой, даже если придётся уничтожить русских".