День святого Патрика (по-ирландски Lá Fhéile Pádraig) каждый год 17 марта отмечает ирландская община по всему миру.
Патрик Ирландский — святой Русской Православной Церкви
Всего полвека назад День святого Патрика считался религиозным праздником. День святого Патрика: яркие фото и видео, подробное описание и отзывы о событии День святого Патрика в 2024 году. В католицизме День святого Патрика сопровождается шумными гуляниями и богатыми застольями. Святой Патрик — не покровитель пива. Изначально День святого Патрика считался тихим религиозным праздником, а 17 марта все питейные заведения в Ирландии закрывались. День святого Патрика привычно воспринимается как праздник в честь апостола Ирландии, принёсшего на этот языческий остров христианство. Известный ирландский мультипликатор, двукратный номинант на Оскар, Томм Мур является создателем двух комиксов «An Sclábhaí»[86] (2001 год) и «An Teachtaire»[87] (2003 год), основанных на легендах о Святом Патрике.
10 фактов о Дне святого Патрика
Святой Патрик был покровителям Ирландии, который жил в 4-5 веках и приехал в Ирландию из Римской Британии. Согласно одному из преданий, он принес и распространил христианство по всему ирландскому острову и изгнал оттуда всех змей. Патрику посвящено более 2 тыс. соборов и церквей по всему миру, наиболее известный из которых Собор святого Патрика в Дублине, основанный в 1191 году. Святой Патрик считается покровителем Ирландии и Нигерии. Святого Патрика почитают в католицизме, в отдельных протестантских церквях и Русской Православной Церкви. Святой Патрик — не покровитель пива. Изначально День святого Патрика считался тихим религиозным праздником, а 17 марта все питейные заведения в Ирландии закрывались. О жизни святого Патрика известно из его собственных произведений – «Исповеди» (Confessio) и «Послания к воинам короля Коротика».
День святого Патрика: что за праздник?
Раб, пастух, священник Официально считается, что Святой Патрик родился в конце IV века в семье состоятельного чиновника то ли армейского, то ли церковного — тут данные уже расходятся , жившего на территории Римской Британии. Вопреки распространенному убеждению, покровитель всех ирландцев вовсе не был ирландцем по национальности: сам Патрик упоминает в своей «Исповеди», что появился на свет в некоем городке под названием Bannavem Taburniae, и сейчас за право считаться местом его рождения борется пяток поселков в Англии, Шотландии и Уэльсе. Когда Патрику было около шестнадцати, его похитили пираты и продали в рабство в Ирландию. Ничего необычного в такой биографии нет: налеты морских разбойников были на Британских островах обычным делом, причем в совсем стародавние времена пираты частенько забирались довольно глубоко на сушу. Если верить «Исповеди», в Ирландии Патрика поставили пасти овец, чем он и занимался следующие шесть лет. За это время он успел счесть рабство наказанием за неверие и грехи и стать глубоко религиозным человеком — хотя прежде особой религиозностью, по его собственным словам, не отличался.
Однажды Патрик услышал голос, повелевший ему отправиться в порт, где он сможет отплыть домой, — и так и сделал: прошел пешком примерно 200 миль до ближайшего портового города, где на самом деле сумел бесплатно сесть на корабль и добраться на нем до Англии. Затем бывший пастух почти месяц шел пешком до родных мест и, пережив по дороге множество испытаний, вернулся наконец в родительский дом. Отдохнув, Патрик решил изучать богословие и вскоре после возвращения отправился с этой целью в Галлию. Информации по этому периоду его жизни мало, но известно, что будущий святой учился в Леринском монастыре и в монастыре в Осере в Бургундии. Сам Патрик про учебу почти ничего не пишет, тем не менее, священником он стал.
Миссионер Единственная более или менее точная дата — 432 год: Патрик прибывает в качестве миссионера в Ирландию. Миссионерствовать он начал после очередного чудесного видения, в котором жители Ирландии призывали его приехать и окрестить их. Примечательно, что в страну он прибыл уже в чине епископа. Никто не знает, когда и где Патрик его получил, — в «Исповеди» лишь сказано, что к прибытию в Ирландию чин уже был. По оценкам ученых, Патрику было в ту пору около тридцати лет.
Первоначально новый епископ высадился на севере Ирландии, но местное население повело себя агрессивно, и Патрик счел, что разумнее будет отчалить от этого негостеприимного места побыстрее и поискать удачи у других берегов. Вскоре он высадился еще раз, недалеко от нынешнего городка Saul. Один из местных жителей, послушав первую проповедь Патрика, сразу принял христианство и разрешил проповеднику использовать для служб свой амбар. Потом начинается эпопея с крещением Ирландии, где воспоминания и отчеты Святого Патрика щедро приправлены легендами, народными преданиями и выдумками летописцев. Сам Патрик писал о тысячах окрещенных людей, основании монашеских общин, постройке церквей и о том, что некоторых правителей пришлось задабривать подарками, чтобы они согласились терпеть миссионерство на своих землях.
Далеко не все шло гладко: воинственные вожди не жаждали проявлять христианское милосердие, жерцы-друиды не собирались отдавать свою паству без борьбы, страна была отсталой и очень бедной.
Насчет места и года его кончины данные источников расходятся. Неизвестно и место захоронения святого. По легенде, в повозку с телом святого были впряжены два неукрощённых быка, и захоронение должно было случиться там, где они остановятся. В старину День святого Патрика был частью Пасхальных празднеств. А 17 марта как день смерти святого впервые упоминается в жизнеописании, автором которого был валлиец Эдвард Джонс. Он считался строго религиозным, и с 1903 до 1970 года пабы в этот день вообще закрывались — закон им работать запрещал. Праздник ирланцев всего мира День святого Патрика — национальный ирландский праздник. Но широкую популярность он приобрел благодаря ирландцам, иммигрировавшим в США. Именно они в память о родине стали отмечать день смерти любимого святого с небывалым размахом.
Именно в Америке 17 марта 1762 года прошел и первый парад на День святого Патрика. А первый парад в Ирландии, в Дублине состоялся лишь в 1931 году. Тогда как население самой Ирландии — всего около 4,2 млн. Ирландская иммиграция была особенно массовой во времена Картофельного голода на острове в 40-х годах 19-го века. Что получит Обама в этом году на День святого Патрика?
Версия для печати 21. В течение многих веков после Патрика ирландские монахи считались самыми просвещенными среди иноков западных стран, а Ирландия называлась «островом святых». Могила святого Патрика в городе Даунпатрик Патрик вырос в Британии в христианской семье отец — диакон, дед — священник, по матери Патрик был родственником самого Мартина Турского — святителя, миссионера, одного из основоположников европейского монашества , но к вере относился без всякого интереса. Когда ему было шестнадцать, дом разорили пираты, а самого Патрика обратили в рабство и увезли в Ирландию. Шесть лет голода, унижений и тяжелой работы заставили о многом задуматься. В плену Патрик вспоминает о Боге и молится об освобождении. Ему удается бежать, но радость обретенной веры была так велика, что Патрик отправляется обратно в Ирландию уже как миссионер. Вначале Патрика встретили камнями — вожди кельтских племен опасались, что он вернулся к ним для мщения. Патрик не испугался: большую помощь ему оказывало знание языка и обычаев страны. Он собирал народ повсюду, где это было удобно: в селениях, в лесах, в открытом поле, — и говорил о Христе, Его жизни, страданиях и чудесах, о том, что приобретает человек, крестясь и обращаясь к новой жизни. Слово Патрика было настолько сильным, что варвары, в обычае которых было приносить человеческие жертвы и по характеру конвульсий делать предсказания как вспоминали Цезарь и Плиний Младший, I век , тысячами обращаются в христианство. Есть и несколько скептических версий, объясняющих успех Патрика поддержкой местными аристократами, которые видели в друидах главной языческой религии кельтов своих соперников, но доказательств она не имеет.
Через шесть лет ему удалось бежать из Ирландии в Галлию, а потом в Рим. Второе — о человеке, который в 432 году начал проповедовать в Ирландии христианство, называя себя епископом хотя неясно, кто и где его рукоположил. Однако исследователи Ирландской церкви сомневаются в том, что это один и тот же человек. Это предположение позволяет увязать разброс датировок смерти святого в ирландских анналах — от 461 до 492 года или даже еще позже. Главным источником биографических сведений о Патрике стала «Исповедь», якобы написанная им самим. Ее ранние редакции не сохранились — только список 630 года, подлинность которого остается под вопросом. В 1905 году ирландский историк Джон Бьюри предположил, что Патрика не было вообще, а его биография — продукт компиляции монахов. В 1962 году вышла работа специалиста по ирландскому праву, филолога и лингвиста Дэниела Бинчи: с его точки зрения, Патрик не только существовал, но и сам написал «Исповедь». Одним словом, проблема восстановления реальной биографии крестителя ирландцев очень сложна и не имеет однозначного решения. Если Патрик не ирландец, почему он стал символом Ирландии? Джеймс Бэрри. Крещение короля в Кашеле святым Патриком. Если верить «Исповеди», рабу Патрику явился ангел и велел бежать из Ирландии: на берегу моря его ждал корабль, отплывающий в Галлию. Ангела послал Бог, который хотел, чтобы юноша крестил ирландцев, поэтому потом Патрик вернулся обратно на остров. Пелагианство было осуждено на соборе 418 года, а в 431 году папа Целестин отправил в Ирландию епископа Палладия, чтобы вернуть ирландских христиан в лоно Католической церкви. Когда этот день стал популярным праздником? Какой талантливый маркетолог его придумал? До этого дату смерти святого Патрика — 17 марта — помнили лишь в узких церковных кругах. Кто именно все это придумал, неизвестно, но определение «талантливый маркетолог» очень точное. Что говорил про возлияния сам Патрик? Адриан Колларт. Чудеса святого Патрика.
День святого Патрика: история, традиции и обычаи
Вместе с тем родились и легенды о том, что святой превращал мясо в рыбу и вообще изобрёл виски. Как празднуют день святого Патрика в Ирландии? После ирландского восстания против англичан 1798 год зелёный цвет солдатской униформы повстанцев стал символизировать независимость Ирландии. Хотя бы совпало, что трилистник святого Патрика тоже был зелёным. Поэтому 17 марта ирландцы и все ценители ирландской культуры надевают всё зелёное, украшают дома и улицы. Зрелищная традиция дня святого Патрика — праздничные парады. В Дублине, Нью-Йорке, Чикаго и других городах, где живёт много ирландцев, одетые в зелёное люди выходят на яркие весёлые шествия с музыкой и танцами. Ирландцы обязательно танцуют в этот день традиционный групповой танец кейли. Конечно, национальный праздник не может обойтись без вкусной традиционной еды! Запить её нужно любимым пивом ирландцев — Гиннесом , а кто пустился во все тяжкие, вспомнит и о другом национальном напитке — виски. В 2023 году тема парада — «Мы едины» We are one.
Открывает парад мэр города. Он проезжает по маршруту первым в старинной карете 1791 года , запряжённой лошадьми. Участников всегда очень много, и каждый проявляет свою фантазию как может. Самые запоминающиеся выступления — у местных национальных сообществ, которых в Дублине несколько десятков, и у марширующих оркестров, съезжающихся со всей Ирландии и из-за рубежа. Разумеется, не обходится и без огромной фигуры самого святого Патрика. Традиционно шествие следует по историческому центру города с 12:00 до 14:00. Карту маршрута можно посмотреть на официальном сайте парада. Совершенно бесплатно можно посмотреть парад, встав в любом месте вдоль его маршрута. Самые лучшие места у ограждений занимают за час-полтора до начала. Лучшие бары Дублина для празднования дня святого Патрика Не бойтесь пропустить день святого Патрика в Дублине!
Святой Патрик крестил сотни тысяч человек и основал в Ирландии несколько сот церквей. Считается, что именно он принес письменность в Ирландию, а также изгнал с острова всех змей. По преданию, за твердость веры бог обещал Святому Патрику, что Ирландия уйдет под воду за семь лет до конца света, чтобы избежать горя и бедствий, и что Святой сам будет судить ирландцев в день Страшного суда. Святой умер 17 марта 463 года по другим источникам в 461 году и был причислен к лику Святых до разделения христианской Церкви на Западную и Восточную, поэтому его почитают и во многих православных общинах. С 2017 года поминать Святого будет и Русская православная церковь, но по старому стилю, то есть на 13 дней позже — 30 марта.
День Святого Патрика ирландцы начали отмечать как национальный праздник в X-XI веках, причем не только на территории Ирландии, но и в других европейских странах, где была ирландская диаспора. В том же году был издан закон, предписывающий закрывать бары и пабы 17 марта из-за чрезмерного употребления гражданами алкоголя. Но в 1970-е годы закон был отменен. Символы Традиционными символами этого дня считаются трилистник клевер и сказочные существа лепреконы. Широкое распространение получила легенда о том, как Святой Патрик объяснял язычникам догмат о Троице на примере листка клевера.
Согласно преданию, Святой Патрик во время проповеди о Святой Троице сорвал растущий под ногами клевер и, высоко подняв трилистник над головой, наглядно показал ирландцам единство, которое составляют Бог отец, Иисус Христос и Святой Дух. С тех пор три зеленых листочка клевера стали ирландским символом Святой Троицы, а зеленый цвет трилистника — цветом всей нации.
В хозяйстве его отца были рабы [Л 3].
В своих произведениях Патрик неоднократно упоминает о своей неучёности [П 3] [П 1] и его «Исповедь» написана, по многим свидетельствам, на довольно плохой латыни [Л 2] , в то же время встречаются и упоминания о полученном им хорошем образовании [8] [П 1]. В письме Коротику святой Патрик начинает называть себя ирландцем Hiberionaci sumus [Л 14]. Рабство и обращение к Богу [ править править код ] Когда Патрику было около шестнадцати лет, он из загородной усадьбы своей семьи был похищен и «со многими тысячами» увезён в Ирландию [П 1] вероятно, в Коннахт [Л 4] , где был поставлен пасти овец [П 1] предположительно, в графстве Антрим [15].
Похитителями Патрика предположительно были разбойники-ирландцы под предводительством Ниалла Девяти Заложников [Л 15] , или же пикты и скотты в 380—390-е гг. В «Исповеди», которая является в большой степени христианским апологетическим текстом, это событие осмысляется как наказание за забвение заповедей Господа и игнорирование предостережений священников [П 1]. По словам Патрика, в детстве и юношестве он не знал истинного Бога, но за годы рабства обратился к нему [П 1] , проводил дни и ночи в непрестанных молитвах до сотни в день и немногим меньше ночью [П 1] , и через шесть лет голос в ночном видении сказал ему: «Правильно делаешь, что постишься, ибо скоро вернешься ты в родную сторону», и потом — «Пойди и взгляни — твой корабль ждет тебя» [П 1].
Бегство, второе рабство и избавление от него [ править править код ] Многие из приключений Патрика пересекаются с ветхозаветными странствиями Моисея [Л 13]. После видения Патрик убегает и через двести миль пути обнаруживает корабль, спускаемый на воду. Капитан корабля отказывается взять святого с собой, так как Патрику нечем заплатить, но его в итоге приглашает на борт один из подчинённых капитана.
Патрик принимает предложение при условии, что ему не придётся соблюдать обычаи мореходов [П 1]. Корабль отплывает к Британии или к Галлии современной территории Франции. Патрик со своими спутниками после трёх дней плавания двадцать восемь дней движется по пустынной местности [П 1] ; в пути по молитвам будущего миссионера Бог посылает путникам пропитание — стадо свиней.
Кроме того, путешественники находят мёд диких пчёл, но Патрик, считая эту пищу языческой, отказывается от него [П 1]. В ту же ночь на Патрика нападает сам сатана , но Бог помогает ему одолеть его [П 1] Далее в «Исповеди» кратко упоминается второе шестидесятидневное рабство [П 1]. Вероятно, по дальнейшему упоминанию десятидневного поиска людей с некими спутниками [П 1] , нападавшими были местные племена, а не матросы с корабля.
В тексте «Исповеди» Патрик упоминает, что всего невзгод на его долю пришлось двенадцать [П 1]. Возвращение в Британию [ править править код ] В конечном итоге Патрик возвращается домой, однако вскоре во сне ему является некий Викториций вероятно, ангел [Л 5] ; Виктор [26] , несущий множество писем, одно из которых было адресовано ему и гласило: «Святой брат, приди к нам, и снова будь с нами» [П 1] «Мы умоляем тебя, приди и обрати нас» [Л 4]. Принятие сана [ править править код ] Статуя святого Патрика на холме Тара Здесь начинается период в жизни святого, слабо освещённый в «Исповеди».
Видимо, Патрик становится служителем церкви, вероятно, в Галлии получает сан диакона [8] после обучения у святого Германа [Л 13] и готовится к тому, чтобы стать новым епископом. Известно, что немалую часть времени после возвращения и до вторичного отправления в Ирландию уже в епископском сане в 432 году [Л 4] он провёл вне Британии. Согласно разным сведениям, Патрик не то несколько лет провёл в Галлии, обучаясь в тамошних монастырях в том числе, в Леринском монастыре [30] , не то уже тогда отправился снова в Ирландию, не то обучался и принял сан в монастыре святого Мартина Турского в галлийском Оксерре [П 1].
Критическим моментом в жизни Патрика стало совещание неких «старейшин» или «старших» seniores по поводу того, достоин ли он епископского сана. У него, очевидно, были противники, которые в конечном итоге одержали верх во всяком случае, в том эпизоде, который описывает Патрик. Среди его обвинителей был его старый друг, которому Патрик рассказывал о своём «тридцатилетней давности» грехе до того, как стать диаконом, и который ранее простил его.
Этот грех Патрик совершил, когда ему, вероятно, ещё не было пятнадцати лет, и он «ещё не был достаточно силён» [П 1]. Суд происходит в Британии, в отсутствие Патрика [П 1]. Патрик подчёркивает, что изменился с тех пор, после обращения к Господу и пройденных испытаний, что Бог избрал его проповедовать Евангелие язычникам на «краю земли».
Той же ночью у него случается видение, в котором Бог обещал кару его обвинителям [П 1]. На этом месте в повествовании происходит разрыв. Патрик прибывает в Ирландию не то в сане епископа в 431-32 году [2] , не то по указанию явившегося ему ангела [П 1].
В письме Коротику Патрик упоминает, что он является епископом episcopum me esse fateor [П 8] ; вероятно, он был поставлен в сан не папой, а британскими епископами [Л 5] , вероятно Аматорексом [Л 13]. Расходятся и данные о том, покидал ли он Ирландию вновь после своего возвращения [Л 3] [Л 2]. Миссионерская деятельность в Ирландии [ править править код ] Святой Патрик обращается к королям Ирландии; витраж в Успенском Соборе в Карлоу В «Исповеди» Патрик упоминает о тысячах произведённых им крещений, исповедуется, что вручал подарки королям и судьям в землях, где он бывал особенно часто, но говорит, что сам отказывался от мзды и подарков.
Он упоминает, что однажды со своими спутниками две недели сидел в тюрьме в кандалах [П 1]. Первоначальная паства Патрика, судя по упоминаемым в «Исповеди» людям, состояла в основном из молодёжи, женщин и рабов, то есть из довольно маргинальных слоёв общества [П 1] [Л 5]. Анналы четырёх мастеров упоминают, что он основал 600 церквей по другим источникам — церквей было 300 [1] , а принявших от него крещение ирландцев — более 120 000 [1].
До христианизации острова она существовала только в устной форме. Первые ирландские религиозные гимны и жития святых появились в VI веке на латыни. Точная дата смерти Патрика не установлена, многие исследователи полагают, что он скончался 17 марта 461 года. Ирландцы признали его святым покровителем страны в VI веке, еще до установления процедуры канонизации 993 год и разделения христианской церкви на православную и католическую 1054 год. Вскоре почитание его как святого распространилось во Франции, Италии и Германии. Патрику посвящено более 2 тыс. О святом сложено множество легенд, наиболее известная гласит об изгнании им с острова всех змей. По мнению историков, предание связано с тем, что Патрик, установив в стране христианство, "изгнал" кельтского бога плодородия Сернунноса, который изображался в виде змея. На самом деле змеи в Ирландии никогда не водились. Ученые объясняют данный факт тем, что в древности климат на этой территории был слишком холодным.
Этот святой также почитается в некоторых общинах православной церкви и отдельными протестантскими церквями в 2017 году Русская православная церковь внесла святого Патрика в месяцеслов, где перечислены святые и церковные праздники, однако день святого РПЦ отмечает 30 марта. В 1903 году 17 марта в Ирландии стало официальным выходным днем.
День святого Патрика
А потом голос добавил: "Смотри, твой корабль ждет". Молодой пастух бежал и добрался до побережья, он упрашивал моряков взять его на борт, уверяя, что его семья оплатит расходы, однако капитан отказал. Тогда Патрик, как гласит легенда, снова стал молиться, и капитан неожиданно изменил свое решение и принял пассажира. Попав домой, Патрик, несмотря на радость семьи, вновь обретшей сына, твердо решил стать на духовный путь. Он познакомился с французским епископом Германусом Сен-Жерменом , который укрепил его в этом стремлении. А позже вернулся в Ирландию в качестве миссионера по поручению Папы Целестина I. В Ирландии он почитается как святой, принесший Ирландии христианскую веру. Правда, христианские монастыри существовали и до него, но.. Умер, опять же - предположительно - 17 марта 493 года.
Само действие так и называется — «осушить трилистник». В день Патрика церковь даже разрешает пастве употребление алкоголя, не взирая на то, что дата выпадает на пост. При этом, и вы сейчас очень удивитесь, большую часть XX века в Ирландии даже действовал закон, который предписывал закрывать 17 марта все пабы — уж больно рьяно гуляли местные жители. Но в 70-х это требование власти отменили, видимо, осознав полную бесполезность запрета. На шествия в честь святого все стараются одеться в зеленый, символический цвет праздника. Есть даже обычай немножко щипать тех, кто цветовой дресс-код проигнорировал. К одежде прикрепляют украшения в виде листа клевера, но не четырехлистного, а трилистника. По преданию, с помощью именно этого растения Патрик объяснял язычникам христианский догмат о святой Троице. Ещё один символ праздника — лепрекон, существо из кельтских мифов, которое в Ирландии уважали примерно как у нас домового. Лепреконы считаются хранителями сокровищ.
Есть даже легенда, что если поймать волшебного человечка в День святого Патрика, он обязан показать, где спрятаны богатства, ну или исполнить три желания. С праздником в честь святого лепреконов стали ассоциировать не так давно, и это был сугубо маркетинговый ход. Просто рекламной компании понадобился милый сказочный персонаж, чтобы было кого изображать на открытках и сувенирах. Фото: Евгения Гусева Необычные факты о празднике В честь праздника 17 марта зелёным цветом подсвечивают многие здания по всему миру. Изумрудным оттенком сияли Сиднейская опера, Эмпайр-стейт-билдинг, колесо обозрения «Лондонский глаз», Колизей, Пизанская башня, а также московские здания на Тверской и Страстном бульваре. А в Чикаго есть традиция подкрашивать в День Патрика городскую реку. Правда, начало ей было положено весьма прозаическим образом и с праздником связи никакой не имело. В первый раз в воду добавили зелёный растительный краситель, чтобы отслеживать нелегальный сброс отходов.
По прошествии почти 30 лет епископского служения святой Патрикий, которому было уже 80 лет, написал в своей «Исповеди»: «Я исповедую это пред моим Господом и не испытываю чувства стыда в Его присутствии: с того времени, как я узнал Его в юности, любовь Божия росла во мне, и вплоть до сего дня, по благодати Господней, я сохранял веру… Он, Который так часто прощал мне мою глупость и небрежность в ответ на то, что Святой Дух мне внушал, помилует меня благодаря тысячам и тысячам людей, потому что Он видел, что я нахожусь в Его власти. Пусть на то будет воля Божия, чтобы мои чада превзошли меня в делах возвышенных и в плодах спасения!
В этом будет для меня слава, поскольку сын мудрый радует отца Притч. Мои возлюбленные, я искал вас, а не ваши богатства. То, что мне давали даром, я так же и раздавал: вам — ваши блага, а себе — утомление и опасности, и я шел к вам и повсюду ради вас, и даже в те края, куда никто никогда не приходил крестить. По благодати Божией ради вашего спасения я все перенес в трезвении и великодушии… Христос Спаситель стал бедняком ради нас, и я, бедный и несчастный, каждый день ожидал, что меня убьют, что я попаду в ловушку или буду обращен в рабство, но благодаря небесным обещаниям я не боялся ничего из всего этого, предав себя в руки Всемогущего Бога, Который выбрал меня для выполнения этой задачи… Как я воздам Ему за все Его благодеяния по отношению ко мне? И если мне удалось совершить какое-нибудь доброе дело для моего Бога, Которого я люблю, пусть никто не говорит, что это сделал такой невежда, каким я являюсь, но это был дар Божий. Я просил Его разрешить мне пролить свою кровь за Его имя: пусть даже я был бы лишен могилы, и мой труп, разодранный в клочья, был бы оставлен на корм птицам и в добычу хищным зверям». Прежде своего упокоения, о котором ему возвестил Бог, Патрикий предпринял последнюю поездку, дабы проверить церковные дела. Увидев на краю дороги куст, который горел, не сгорая, он приблизился и услышал слова ангела, возвестившего ему, среди прочих обещаний, что он будет судить ирландский народ в последние дни. Там он почил в мире, сопровождаемый гимнами небесных воинств. Тело Патрикия положили на повозку, которую влекли два диких быка.
Они остановились в некоем месте, которое было названо впоследствии Даун-Патрик. Там ему вырыли могилу. Благодаря трудам святого Патрикия Ирландия процвела как христианский край и вполне заслуженно стала именоваться Островом святых. Здесь его горячо почитают как своего главного защитника. Святому Патрикию посвящено более 200 церквей. Его почитание широко распространено по всему Западу. Священник Даниик Сысоев о том, как святтой Патрик отменил «хелловин». В Ирландии существовал обычай: в день осеннего праздника мертвых сейчас он известен как хеллоуин гасились все огни,пока языческие жрецы друиды не зажигали священный огонь в столице Таре. Тот,кто зажигал огонь раньше — подлежал смерти. И вот,в эту страшную ночь святой Патрик пришел к Таре и на соседнем высоком холме зажег огромный костер,означавший явление света Христова.
Взбешенные друиды хотели погубить святого,но огонь не коснулся его. Тогда Патрик стал возвещать всем Святую Троицу,показывая эту тайну на примере трилистника клевера. По его повелению все змеи покинули остров,так что даже сейчас там не живет ни одно пресмыкающееся. Изумленные его чудесами люди обратились к Господу. Причем стремление ирландцев к святости было настолько великим,что эту страну стали называть святым островом. Множество монастырей покрывали Ирландию покровом святости. В них уходили и крестьяне,и короли. Ирландские монахи говорили о трех видах мученичества: красном — казнь за имя Христово,зеленом — монашество,и белом — миссионерство на чужбине цвета флага Ирландии.
К своему костюму ирландцы также прикрепляют украшения в виде листа клевера-трилистника, который является символом праздника. Выпить "Чарку Патрика" В этот день ирландцы обязательно должны выпить так называемую "Чарку Патрика" — виски или эль пиво с трилистником в стакане. Это так и называется — "осушить трилистник". Поймать лепрекона Еще одним символом праздника являются лепреконы — магические существа из кельтских мифов что-то наподобие наших домовых. Внешне они напоминают взрослого мужчину ростом с трехлетнего ребенка. Согласно легенее, если поймать лепрекона в День святого Патрика, он обязан показать, где находится тайник с сокровищами, либо исполнить три желания. Александр Вильф Интересный факт: девочек-лепреконов в ирландской мифологии нет, их придумали в наше время. Совершить паломничество или освятить трилистник Верующие в День святого Патрика совершают восхождение на гору Croagh Patric на западе Ирландии. Именно здесь, согласно преданию, проповедник молился и постился на протяжении 40 дней, в то время как злые духи пытались ему всячески помешать. Однако силой молитвы Патрику удалось загнать их в пещеру, которая стала им тюрьмой. Католики верят, что духи заключены там и по сей день. Те ирландцы, для кого путь паломников по каким-то слишком труден, ходят с утра в церковь, чтобы освятить свой трилистник the blessing of Shamrock , а затем собираются всей семьей за праздничным обедом. День святого Патрика отмечают в странах, где есть многочисленные ирландские диаспоры: в США, Канаде, Австралии, Новой Зеландии, Аргентине и ряде европейских государств. А с 2007 года в рамках этого праздника в российской столице ежегодно организуют фестиваль ирландской культуры Irish Week. Ирландского святого почитают и в православии — правда, под именем Патрикий. Так, в 2017 году Русская православная церковь РПЦ даже включила его в месяцеслов.
Святой Патрик: жизнь и вымысел
Пышные торжества не приветствовались. Праздник в том виде, в каком он существует сейчас, появился благодаря ирландским эмигрантам в США Как утверждают некоторые исследователи, первый парад в честь Дня святого Патрика прошел во Флориде еще в 1601 году, однако тогда особого отклика у общественности это не получило. В 1761-1762 годах парады прошли еще в нескольких американских городах — и вот с тех пор праздник полюбился местным жителям и приобрел более светский характер. Впоследствии эстафету празднества подхватили ирландские переселенцы и в других странах: Австралии , Канаде , Новой Зеландии и даже Аргентине. В саму Ирландию, впрочем, День святого Патрика пришел только в 1903 году — тогда 17 марта официально объявили национальным праздником и выходным днем.
А вот первый парад в Дублине состоялся только в 1931 году, после того как Ирландия получила независимость от Соединенного Королевства. В 1960-е годы в стране отменили запрет на продажу алкоголя в этот день, тем самым полностью отделив праздник от церкви, а в 1990-е начали активно продвигать святого Патрика как бренд. По словам кельтолога Татьяны Михайловой , во времена язычников 17 марта приходилось в Ирландии на середину весны поскольку ее начало отсчитывалось с 1 февраля , а клевер символизировал поклонение солнцу и теплу. Впоследствии ирландцы переосмыслили этот символ и решили, что с помощью трех листов клевера Патрик объяснял людям догмат о Святой Троице Еще более поздние интерпретации говорят о том, что три листа символизируют веру, надежду и любовь.
Лепреконы Иногда на парадах или костюмированных вечеринках в честь праздника можно увидеть людей в зеленых брючных костюмах и с наклеенными рыжими бакенбардами. Если встретите таких, знайте: они оделись в лепреконов — ирландских мифологических персонажей, которые считаются хранителями сокровищ. По легенде, если поймать лепрекона в День святого Патрика, он укажет путь к кладу или исполнит три желания.
Патрика, а затем идут до часовни на вершине, некоторые делают последнюю часть восхождения босиком. Подъем требует больших усилий и занимает 2—3 часа. С горы и ее склонов открываются прекрасные виды.
Ближайший город к горе — Уэстпорт. Потолочное рельефное украшение в честь свт. Патрика в англиканском соборе г. Арма любезно предоставлено собором г. Арма Бесспорно, наиболее известным центром почитания свт. Патрика является город Арма — административный центр одноименного графства в Северной Ирландии.
В IX веке викинги дважды совершили нападение на монастырь, основанный свт. Парадоксально, но в том же веке здесь был создан уникальнейший манускрипт под названием «Книга Армы». Она имела 220 листов и включала в себя тексты Нового Завета, а также связанные со свт. Патриком, на латыни и древнеирландском языке. Большая часть этого красивого бесценного манускрипта сохранилась до наших дней и хранится в библиотеке Тринити-колледжа в городе Дублин. Создателя данного шедевра звали Фердомнах.
В 1189-м году город Арма был окончательно разорен нормандскими рыцарями, но даже несмотря на это он продолжал существовать как значимый центр просвещения и духовной жизни — хотя уже не в православной, а римо-католической традиции после англо-норманнского завоевания Ирландии. Миллениумное окно в англиканском кафедральном соборе г. Арма любезно предоставлено настоятелем собора г. Арма Два кафедральных собора города Арма освящены в честь Свт. Первый из них принадлежит Англиканской церкви Ирландии. Он стоит на том месте, где около 435 года свт.
Патрик построил свои первые собор и монастырь. За свою историю собор разрушался и перестраивался 17 раз, последние восстановительные работы проводились в 1840-е годы. Среди захороненных в соборе знаменитостей упомянем Брайана Бору, верховного короля Ирландии 1002—1014. В соборе можно увидеть много памятников, посвященных свт. Патрику и другим ирландским святым. Из них упомянем потолочное рельефное украшение в честь свт.
Патрика над центральной частью хоров; «Миллениумное окно» с изображениями святых Брендана Мореплавателя, Патрика, Бригиты и Колумбы, окружающих писца Фердомнаха, создателя «Книги Армы»; самое западное окно южного бокового нефа с двумя изображениями свт. Патрика; а также центральное нижнее изображение на восточном окне в приделе Богоматери. Оба его шпиля имеют 64 метра в высоту, что делает его самым высоким зданием графства Арма! Один из двух главных соборов города Дублин освящен в честь Свт. Примечательно, что настоятелем этого собора был Джонатан Свифт Один из двух главных соборов города Дублин, столицы Ирландской республики, освящен в честь Свт. Это самое большое церковное здание Ирландии, а его башня поднимается на 43 метра в высоту.
Первая церковь в честь Св. Патрика построена на этом месте еще в 1191-м году. Вскоре ее статус подняли до коллегиальной церкви, а в 1212-м году она стала католическим кафедральным собором после Ирландской реформации собор стал принадлежать англиканам. Примечательно, что настоятелем этого собора с 1713 по 1745 годы был Джонатан Свифт — знаменитый ирландский сатирик, поэт и клирик, известный всему миру как автор «Путешествий Гулливера»! В соборе можно найти множество памятников свт. Патрику в виде витражей и статуй.
К ним относятся, например, древняя статуя святителя в южном трансепте и современное изображение угодника работы ирландского скульптора Мелани ле Броки 1919—2018. Патрика на витраже в южном нефе англиканского кафедрального собора в Арме любезно предоставлено настоятелем собора в Арме По преданию, свт. Патрик крестил на этом месте язычников около 450 года. Напротив кафедрального собора, в местечке, известном как «Парк св. Патрика», находится очень старинный источник Св. Однако в наши дни он спрятан на несколько метров под землей.
О нем напоминает маленькая табличка в парке рядом с собором. Источник обнаружен случайно в 1901-м году, вместе с несколькими кельтскими надгробиями. Кафедральная хоровая школа этого собора основана в 1432-м году и действует по сей день — старейшая школа такого типа в стране! Сол — это маленький пригород Даунпатрика в графстве Даун. Его первоначальное ирландское название: «Sabhall Bhadraig», то есть «амбар Патрика». Это место, где свт.
Патрик высадился как миссионер и преставился несколько десятилетий спустя, многие считают святым. Там, где стоял амбар, который свт. Патрик использовал для совершения служб, построена современная мемориальная церковь в честь Св. Здесь также стоит точная копия круглой башни. Поблизости находится массивная бронзовая статуя св. Патрика со сценами из его жития.
В озере Лох-Дерг ирландского графства Донегол находится остров под названием Стейшн. С V века остров считается святым, особенно для кающихся грешников и паломников. Согласно католической традиции, восходящей к концу XII столетия, Спаситель явился свт. Патрику во время посещения им острова Стейшн и показал ему пещеру, якобы являющуюся «вратами в чистилище». В результате кающиеся грешники со всей Ирландии а позднее — всей Западной Европы стали стекаться на этот остров каждый год для покаяния, молитвы, духовного исцеления и различных практик, включавших полную самоизоляцию в пещере на 24 часа. Отсюда второе название островка — «остров святых».
Считалось, что паломничество на Стейшн — «самое тяжелое христианское паломничество на свете». Кельтский монастырь существовал на острове Стейшн с V века, а в XII веке на его месте появился августинский монастырь.
Страна тогда жила скотоводством с элементами земледелия, городов не было. Даже известные по сагам «великие столицы» Темра Тара или Круахан-Ай представляли собой большие поместья, обнесённые земляными валами, внутри которых было несколько деревянных построек. Патрик старался обратить в христианство вождя клана. По его примеру обращались и подданные. Патрику удалось сделать Ирландию христианской страной и создать поместную Церковь. Святой учил новопоставленного священника читать, выстригал ему тонзуру и снабжал «азбукой веры» с изложением основ христианского вероучения, которое чаще всего переписывал собственноручно.
Если под рукой не оказывалось пергамента, Патрик использовал покрытые воском деревянные таблички. Христианизация Ирландии проходила практически бескровно; культ мученичества в Ирландской Церкви так и не развился. Правители оказывали святому всяческое содействие. Это объясняют ещё и политическими причинами. Бескровная смена идеологии была выгодна королям и воинам, которые стремились выйти из-под власти друидов магов-прорицателей , налагавших на них различные ограничивающие обязательства. Ирландские короли, становясь христианами, выделяли земли под строительство церквей. Церкви выглядели так: внутри круглого земляного вала стояло несколько построек. Это были жилой дом для священнослужителей, храм или часовня, кухня-трапезная.
В стране, где все селились обособленно, церковные общины были организованы как монастырские поселения, где жили священно- и церковнослужители с епископом во главе. Патрик не был широко образован. Но он прекрасно понимал необходимость образования. Потому около 450 г. Патрика связано множество сказаний. Одно из них повествует о появлении молитвы, ограждающей от всякого зла и называемой «Щит святого Патрика». Этот гимн был сложен святым по пути к верховному королю Темры Лойгайру, выславшему убийц навстречу св. Однако стоило ему прочесть гимн, как случилось чудо: убийцы увидели, что вместо святого и его последователей мимо них проходит стадо прекрасных оленей.
По свидетельству Жития, перед смертью св. Патрика ангел обещал ему, что эта молитва всегда будет ограждать от зла читающих её с верой: «Я призываю ныне к себе Божий глас направлять меня, Божий дар - исправлять меня, Божью мудрость - учить меня, Божью мощь - защитить меня». Патрик прожил долгую жизнь - 104 года. Свою «Исповедь» он составил незадолго до кончины. Умер святой 17 марта 493 года, получив прежде из рук спутника-священника Святое Причастие. По легенде, перед смертью святой сорок дней и ночей провёл на вершине горы Кроу, а в последний час, уже исповедавшись, бросил с горы колокол, молясь о том, чтобы в Ирландии не иссякла вера. Место кончины и захоронения святого также достоверно неизвестны. По легенде, для выбора места в повозку с телом святого были впряжены два неукрощённых быка и захоронение должно было случиться там, где они остановятся.
По тем же преданиям, чтобы тело не было вырыто, было определено положить его на локоть в землю; место его смерти было окружено поющими птицами, и многие думали, что это ангелы Божьи, принявшие вид птиц. В конце седьмого века епископ Патрик был прославлен и стал почитаться в Ирландии как равноапостольный.
Прежде своего упокоения, о котором ему возвестил Бог, Патрикий предпринял последнюю поездку, дабы проверить церковные дела. Увидев на краю дороги куст, который горел, не сгорая, он приблизился и услышал слова ангела, возвестившего ему, среди прочих обещаний, что он будет судить ирландский народ в последние дни. Там он почил в мире, сопровождаемый гимнами небесных воинств.
Тело Патрикия положили на повозку, которую влекли два диких быка. Они остановились в некоем месте, которое было названо впоследствии Даун-Патрик. Там ему вырыли могилу. Благодаря трудам святого Патрикия Ирландия процвела как христианский край и вполне заслуженно стала именоваться Островом святых. Здесь его горячо почитают как своего главного защитника.
Святому Патрикию посвящено более 200 церквей. Его почитание широко распространено по всему Западу. Священник Даниик Сысоев о том, как святтой Патрик отменил «хелловин». В Ирландии существовал обычай: в день осеннего праздника мертвых сейчас он известен как хеллоуин гасились все огни,пока языческие жрецы друиды не зажигали священный огонь в столице Таре. Тот,кто зажигал огонь раньше — подлежал смерти.
И вот,в эту страшную ночь святой Патрик пришел к Таре и на соседнем высоком холме зажег огромный костер,означавший явление света Христова. Взбешенные друиды хотели погубить святого,но огонь не коснулся его. Тогда Патрик стал возвещать всем Святую Троицу,показывая эту тайну на примере трилистника клевера. По его повелению все змеи покинули остров,так что даже сейчас там не живет ни одно пресмыкающееся. Изумленные его чудесами люди обратились к Господу.
Причем стремление ирландцев к святости было настолько великим,что эту страну стали называть святым островом. Множество монастырей покрывали Ирландию покровом святости. В них уходили и крестьяне,и короли. Ирландские монахи говорили о трех видах мученичества: красном — казнь за имя Христово,зеленом — монашество,и белом — миссионерство на чужбине цвета флага Ирландии. Поэтому из Ирландии и Британии множество наследников апостолов пошли по всей Европе.
Из «Исповеди» св. Патрика О Божией помощи в миссионерстве 35. Было бы утомительно исчислять один за другим все мои труды. Я лишь кратко скажу, как Святейший Бог часто избавлял меня — от рабства, и в двенадцати судах, в которых жизнь моя подвергалась опасности, от западней, устроенных людьми, и от многих других вещей. Бог щедро предупреждал меня в божественных откровениях.
Я в большом долгу перед Богом, ибо Он даровал мне столь великую благодать, что мной многие были возрождены во Христе, и что повсюду рукополагались клирики для них, и что в последнее время приходили к вере многие люди, собранные Господом от всех концов земли, как Он некогда обещал через Своих пророков: «К Тебе придут народы от краёв земли и скажут: только ложь наследовали наши отцы, пустоту и то, в чём нет никакой пользы». И как это случилось, что [живущие] в Ирландии, где никогда не знали Бога, но всегда, до сего дня, почитали идолов и всякую нечистоту, теперь стали народом Господа и называются детьми Божьими?
День святого Патрика: история и традиции праздника
День святого Патрика – это древний ирландский праздник, который отмечается по всей Великобритании. День святого Патрика: интересные факты об известном ирландском празднике. День святого Патрика – это древний ирландский праздник, который отмечается по всей Великобритании.