106 лет назад, 14 марта 1917 года, Петроградский совет рабочих и солдатских депутатов (Петросовет) принял Приказ № 1 о революционных правах солдата.
История приказа 1 1 марта 1917
ПРИКАЗ № 1[править]. По гарнизону Петроградского округа всем солдатам гвардии, армии, артиллерии и флота для немедленного и точного исполнения, а рабочим Петрограда для сведения. Приказ № 1 — документ (приказ), изданный объединённым Петроградским советом рабочих и солдатских депутатов (Петросовет) 1 (14) марта 1917, во время Февральской революции. Главная» Новости» Каковы решения приказа 1 петросовета по гарнизону петроградского военного округа от 1 марта 1917. Приказ № 1 петроградского cobeta рабочих и солдатских депутатов о демократизации армии. ПРИКАЗ № 1 (Приказ № 1 Петроградского совета рабочих и солдатских депутатов по гарнизону Петроградского воен. округа), документ, предписывавший создавать солдатские комитеты и фактически отменивший единоначалие в рос. армии и на флоте.
Приказ № 1. 1 марта 1917 г.
эти десять человек и составят редакционную комиссию, которая оформит требования, высказанные солдатами на заседании Совета, в известный нам документ - Приказ №1. Приказ №1 Петроградского Совета. первый после победы Февральской революции 1917 г. приказ по Петроградскому гарнизону, принятый 1 марта на объединенном заседании рабочей и солдатской секции Петросовета. Несмотря на определенные успехи русской императорской. Приказ № 1 петроградского cobeta рабочих и солдатских депутатов о демократизации армии.
Вы точно человек?
Временное правительство: февраль - октябрь 1917, кризис и деятельность | Издание приказа номер 1. Приказ № 1 Петроградского Совета принят 1 марта 1917 г. на объединенном заседании рабочей и солдатской секций Совета. |
Приказ № 1 - Армейский сайт «Почта полевая» | роль сыграл Приказ №1 Петросовета от 1 марта 1917 г.: в армии и на флоте в обязательном порядке предписывалось вводить выборные комитеты из нижних чинов, солдатам приказывалось подчиняться не офицерам и военному командованию, а Петросовету и своим комитетам. |
Приказ Петроградского совета рабочих
Поэтому оно попыталось ограничить действие приказа № 1 только Петроградским гарнизоном, морской министр Временного правительства Гучков даже отменил приказ. Так, еще 1 марта Петросовет издал Приказ № 1 по столичному гарнизону, который ограничивал власть офицеров в армии. Приказ №1 Петроградского Совета. первый после победы Февральской революции 1917 г. приказ по Петроградскому гарнизону, принятый 1 марта на объединенном заседании рабочей и солдатской секции Петросовета. (Приказ № 1 Петроградского совета рабочих и солдатских депутатов по гарнизону Петроградского воен. округа), документ, предписывавший создавать солдатские комитеты и фактически отменивший единоначалие в рос. армии и на флоте. Когда другие политические силы и генералитет стали обвинять Петросовет в том, что «Приказ» привел армию к анархии, создатели провокационного документа отбивались, мол. Поэтому оно попыталось ограничить действие приказа № 1 только Петроградским гарнизоном, морской министр Временного правительства Гучков даже отменил приказ.
Как Приказ №1 развалил армию Российской Империи
Пока же замечается упадок духа среди офицерского состава, брожение в войсках, значительное дезертирство. Боеспособность армии понижена, и рассчитывать на то, что в данное время армия пойдёт вперед, очень трудно». Заключение из этого следовало только одно: «Приводить ныне в исполнение намеченные весной активные операции недопустимо». Другие офицеры придерживались того же мнения. Так, командующий 2-й армией генерал Данилов рапортовал: «Дисциплина пала. Между офицерами и солдатами установилось недоверие. Вредно влияют приказы и воззвания Совета Солдатских и Рабочих Депутатов.
Начальник 1-й Кавказской гренадёрской дивизии генерал кн. Макаев 26 марта дал парадоксально противоречивое донесение: «Наравне с высоким подъёмом духа замечается упадок дисциплины и взаимное недоверие между офицерами и солдатами. Наступательные операции до восстановления полного спокойствия в полках невозможны». Командующие прочих армий редко говорили о здоровом боевом духе вверенных им частей и всё больше склонялись к тому, что можно в лучшем случае держать оборону. В окопах. Недоверие между солдатами и офицерами лишь усиливалось по мере того, как в войсках работали большевистские агитаторы противостояние с офицерством представлялось как борьба классов.
Солдатские комитеты арестовывали офицеров по своему желанию, отказывались исполнять даже самые простые приказы например, о проведении учебных занятий и выдвигали командованию различные требования насчёт снабжения, отвода в тыл на отдых и т. На фронте началось массовое братание русских солдат с немецкими и особенно австрийскими менее дисциплинированными и менее боеспособными. Ефрейтор 138-го Болховского полка вспоминал май 1917 года: «Днём в бинокль, а в ясную погоду и невооружённым глазом можно было наблюдать, как между двумя враждебными линиями появлялись серовато-синие и серовато-зелёные фуражки, которые гуляли под руку, собирались в толпы, ходили в те и другие окопы… Иногда видно было, как с той стороны появлялся фотографический аппарат, и вокруг него толпились группы наших солдат, спешивших запечатлеть свои физиономии …. Обычно это гуляние между окопами прекращалось после двух-трёх орудийных выстрелов шрапнелью высокими разрывами. Тогда солдаты той и другой стороны поспешно бежали в ближайшие окопы, и почти всегда в австрийских окопах оказывались наши солдаты, а в наших — австрийцы. По окончании паники солдаты дружески прощались и расходились по своим окопам.
После братания у наших солдат появлялись шоколад, смешанный с сахаром австрийский кофе, ром, галеты, а иногда жёлтые тяжёлые ботинки или серые обмотки. Как редкость, появлялись и фотографические снимки, где были изображения русские и австрийские солдаты вместе. В австрийских окопах после братания наслаждались русским ржаным хлебом, крепким сахаром и примеряли мягкие складные папахи». Писарь 48-го отдельного тяжёлого артдивизиона М. Коковихин писал о мае-июне 1917 г. Братание русских и австрийских солдат.
Временное правительство решило начать наступление.
Александр Шляпников в работе «Канун семнадцатого года. Нижние армейские чины восприняли его с небывалым воодушевлением, тем временем высшему офицерству сразу же стали ясны заложенные в нём опасности.
Генерал Александр Лукомский констатировал, что он «подрывал дисциплину, лишая офицерский командный состав власти над солдатами», а генерал-майор Пётр Краснов высказывался, что именно этот документ инициировал разрушение армии и подписание Брестского мира. Унижая и обличая командный состав, этот документ целенаправленно выбивал почву из-под ног приверженцев царского режима. В книге «Очерки русской смуты» А.
По его воспоминаниям, сразу после революции стало очевидным, что если не развалить старую армию, она может свести на нет все успехи мятежа. А дальше, делая выбор между армией и революцией, новая власть без колебаний выбрала последнюю.
Офицеры были лишены дисциплинарной власти над солдатами. Началось восстание Кронштадтской военно-морской базы. Убит военный губернатор Кронштадта вице-адмирал Р.
Принят 1 14.
Февральский переворот завершился отречением от престола императора Николая II и закатом монархической системы правления, а также установлением двоевластия. Изначально действовавшие в одном русле революционные силы России сразу же после свержения династии Романовых разделились на два противоборствующих лагеря. Не желая, чтобы вся полнота власти находилась в руках стоявшего на пути развития парламентаризма и развитого капитализма Временного правительства, революционно-демократические массы основали параллельное коллегиальное госучреждение власти — Петроградский Совет рабочих и солдатских депутатов, претендовавший на главенство не только в столице, но и по всей стране. В итоге соперничество этих двух сил вылилось в Октябрьскую социалистическую революцию, в которой Временное правительство потерпело поражение и уступило место на исторической арене советской власти. Этот документ, созданный при непосредственном участии меньшевика Семёна Кливанского и социал-демократа Николая Соколова, был обращён ко всем солдатам армии, флота, гвардии и артиллерии по гарнизону Петроградского Округа и состоял из 8 пунктов. В первом говорилось о том, что во всех подразделениях вышеназванного военного соединения должны быть созданы комитеты из представителей нижних армейских чинов.
Второй пункт фиксировал, что каждая рота должна выбрать по одному делегату, который будет представлять их интересы в Совете рабочих и солдатских депутатов, коему согласно 3 статье документа в политических выступлениях повиновалась вся воинская часть.
Приказ № 1 Петроградского совета рабочих и солдатских депутатов. 1 марта 1917 г.
По воспоминаниям последнего военного министра Временного правительства А. Верховского, «приказ вышел в девяти миллионах экземпляров». Один из его членов, Владимир Николаевич Львов Обер-прокурор Святейшего Синода в составе Временного правительства , рассказал об этом в своих мемуарах: «… быстрыми шагами к нашему столу подходит Н. Соколов и просит нас познакомиться с содержанием принесенной им бумаги… Это был знаменитый приказ номер первый… После его прочтения Гучков военный министр.
Милюков министр иностранных дел. В июне 1917 года Соколов возглавит делегацию ЦИК на фронт и в ответ на убеждение не нарушать дисциплину, солдаты набросятся на делегацию и сильно изобьют её членов. Соколов попадет в больницу, где он несколько дней пролет без сознания.
После этого он ещё долго болел. Однако прямо его отменить означало открытый конфликт с Петросоветом. Чтобы уменьшить негативные последствия от приказа, новый военный министр Александр Гучков издал свой приказ с «разъяснениями», согласно которым единоначалие в армии сохранялось и говорилось об отмене лишь некоторых статей воинских уставов.
Так, офицеры теперь должны были обращаться к солдатам на «Вы», было упразднено понятие «нижний чин», отменено отдание чести и, прочие, как тогда говорили, унизительные «старорежимные порядки». Однако восстановить прежний порядок было уже нельзя. В целом процесс развала был уже необратим.
Тем более, что он был продолжен. Его стали называть «декларацией прав солдата». Впоследствии генерал А.
Деникин писал, что «эта «декларация» прав… окончательно подорвала все устои армии». Это неверно. Армию развалили другие…».
И далее генерал, тактично умалчивая о настоящих виновниках развала армии, включая главу Временного правительства, сказал: «Развалило армию военное законодательство последних месяцев». Понятно, что «военными законодателями последнего времени были Соколов и сам Керенский. При этом сам Деникин пытался стать одним из главных руководителей армии «новой России»: 5 апреля он согласился стать начальником штаба Верховного главнокомандующего, а 31 мая — главнокомандующим Западным фронтом.
Только в конце августа генерал Деникин порвал с Керенским, но и армии к тому времени, по существу, уже не было. Все основные действующие силы Гражданской войны в это время создавали свои армии и вооруженные формирования. Таким образом, западникам, февралистам-масонам удалось быстро разрушить русское государство, сокрушить самодержавие.
Но затем они, получив всю власть, оказались совершенно бессильными и бездарными и менее чем за год потеряли её, не сумев оказать никакого сопротивления новому, Октябрьскому перевороту также с революционными последствиями. По свидетельству А. Гучкова, главные действующие лица Февраля считали, что «после того как дикая стихийная анархия, улица, падет, после этого люди государственного опыта, государственного разума, вроде нас, будут призваны к власти.
Принят 1 14. Основывался на требованиях представителей частей Петроградского гарнизона. Опубликован 2 15 марта в «Известиях Петроградского Совета». Установил, что в своих политич.
Значит, офицеры должны быть разоружены, приказы должны выполняться, только если их подтвердил Петроградский совет рабочих и солдатских депутатов. Из этого следует вывод: те генералы, которые арестовали Николая II и выбивали из него отречение — одна компания. А вот еще один документ, который был издан Александром Федоровичем Керенским в мае 1917 года. Он называется Декларация прав солдата. И тот же самый Деникин назвал его последним гвоздем в гроб русской армии. В нем восемнадцать пунктов.
Согласно одному из них, все печатные издания должны беспрепятственно передаваться адресатам.
В первом говорилось о том, что во всех подразделениях вышеназванного военного соединения должны быть созданы комитеты из представителей нижних армейских чинов. Второй пункт фиксировал, что каждая рота должна выбрать по одному делегату, который будет представлять их интересы в Совете рабочих и солдатских депутатов, коему согласно 3 статье документа в политических выступлениях повиновалась вся воинская часть. Четвёртый пункт разрешал подчиняться приказам военной комиссии Государственной Думы, но лишь до тех пор, пока они не вступали в противоречие с постановлениями и приказами Петросовета. Пятая статья гласила, что всё вооружение части должно находиться под контролем ротных и батальонных комитетов, а не офицеров, не имевших отныне права требовать от солдат сдачи оружия. Шестой пункт объявлял, что солдат на службе должен был чётко соблюдать воинскую дисциплину, но вне строя, в своей частной, общественной и политической жизни был равноправен с офицерами, которым он впредь мог не отдавать честь во внеслужебное время. Седьмой параграф документа отменял существовавшее титулование офицерского состава, из обихода вычёркивались такие обращения как «ваше превосходительство», «ваше благородие», которые заменялись словом «господин». Александр Шляпников в работе «Канун семнадцатого года. Нижние армейские чины восприняли его с небывалым воодушевлением, тем временем высшему офицерству сразу же стали ясны заложенные в нём опасности.
Справка о «приказе №1»
Пресловутый Приказ №1 являлся творением именно Петросовета, и издавался он социал-демократами якобы с благой целью, каковой было проведение максимальной демократизации армии. Когда другие политические силы и генералитет стали обвинять Петросовет в том, что «Приказ» привел армию к анархии, создатели провокационного документа отбивались, мол. эти десять человек и составят редакционную комиссию, которая оформит требования, высказанные солдатами на заседании Совета, в известный нам документ - Приказ №1. Петроградский совет принял приказ 1. ПРИКАЗ № 1. Петроградского Совета издан 1.3.1917 г. по гарнизону Петроградского военного округа. Вредно влияют приказы и воззвания Совета Солдатских и Рабочих Депутатов. Когда другие политические силы и генералитет стали обвинять Петросовет в том, что «Приказ» привел армию к анархии, создатели провокационного документа отбивались, мол.