про медведей, которым в старину, якобы, было принято на Масленицу относить угощения в лес. Правда выглядела она раньше как «Первый блин — комам», то есть медведям. Пока угощение не будет отнесено в лес, никто не приступал к поеданию блинов — это означало бы грубое оскорбление «хозяина». Да-да, комам, а точнее медведям. Как выяснилось, выражение: «первый блин комом» изначально вовсе не означал, что первый блин не получился и он стал комом. любитель блинов.
Что еще почитать
- От встречи до прощения
- В гости к мишкам
- «Первый блин – комам»: почему на Руси Масленицу посвящали медведям?
- Первый блин – комам: что такое Комоедица и чем она отличается от Масленицы
- День благословления
- Масленица-Комоедица. Кому отдавали первый блин на Руси? | Телекомпания ТВ21
Первый блин – … медведям
Образовано, как говорят этимологи, от словосочетания «есть мёд». После фонетических преобразований слово медоед превратилось в медведь, приобретшее в народном сознании схожее, но немного другое значение: ведающий мёд, знающий, где его найти, и все понимающий про его замечательные свойства. Любил бы горох, как считали крестьяне из-под Борисова, был бы горохоедом, например, или, как мы уже говорили, комоедом. Но все-таки какое сакральное название было до замены? Можно его как-то отыскать, или он навеки скрылось от нас? Авторы реконструкции индоевропейского языка Вячеслав. В разных языках оно обрело и совершенно разный облик. А вот в германских языках этого самого ркхоса решили называть по цвету его шкуры.
А уже в историческую эпоху и само слово медведь стало чуть ли не сакральным, и его тоже иногда избегали произносить, потому что указывало уж очень точно на животное, которого надо бы опасаться. Отсюда появились замены типа Михаил Потапыч, Михаил Иванович, Мишка, косолапый, Топтыгин — те, которые мы хорошо знаем с детства по сказкам о медведях. Но трудно представить себе, сколько еще таких названий-замен было и есть сейчас. В книге «Символика животных в славянской народной традиции» этнолингвист Александр Гура приводит десятки таких замещающих имен для медведя, собранных этнографами-исследователями от Дальнего Востока до Пскова и Смоленска: он, сам, хозяин, старик, дедушко, пакостник, зверина, сарапулька, овсяник, тюфтяник, моська, бирюк, бортовщик, барин, лесник, леший, лешак, лесной архимандрит, черный зверь и так далее и так далее. Каждое из них имеет свою историю и мотивацию.
В словарях русских фразеологизмов а именно так по-научному называется фраза «первый блин — комом» связанного с косолапыми объяснения пословицы вы тоже не найдёте. Зато выражение «первый блин да комом» есть в авторитетной книге В. Даля «Пословицы русского народа».
Именно в таком написании — комОм. Говорят, история с медведями — не такая уж старинная. Её появление, вероятнее всего, связано с именем советского археолога Б. Изучавший языческие обряды академик Рыбаков в своих трудах как раз и связывал старинный славянский праздник Комоедицы, пробуждающихся медведей и древнегреческие ритуальные празднества, которые, собственно, и назывались «комосами» "комос" - в переводе с древнегреческого - это комедия. Понятное дело, академику верили, его труды обсуждали и цитировали. Хотя, напомним, Рыбаков был не лингвистом, а прекрасным историком и археологом. И, кстати, он никогда не говорил и не писал про то, что древние славяне медведей кормили блинами. Ну не было такого, как бы в это не хотелось верить.
Комоедица — это когда медведей… ели?! Интересно, как приверженцы «медвежьей» версии поговорки о первом блине объяснят слово «комоедица»? Праздник поедания медведей?! А вот у учёных объяснение есть и весьма логичное. Первый отмечался довольно редко, и, действительно, в некоторых регионах был связан с пробуждением медведей. Но к Масленице он никакого отношения не имеет. Даже на Комоедицу в лес к берлоге никто не ходил, просто люди готовили блюда, которые, как они считали, любят медведи.
Он считается символом силы, смелости, стойкости, выносливости; но также жестокости, ярости, лени. В мистической литературе медведь выступает как символ гиперсексуальности. В иконографии - символ укротившей себя плоти. Медведица, вылизывающая медвежонка и тем самым якобы придающая ему окончательную форму, служит символом искусства, которое формирует и гарантирует костную природу. Почему медведям первый блин? У многих народов, в том числе и у славян существовал обычай отдавать первые блины комам по—древнеславянски комы — медведи. Ведь древние славяне почитали праздник Комоедица, посвященный пробуждению медведей, которых они считали прародителями людей. Первые блины, которые выпекала хозяйка, приносили к берлоге медведей, которые просыпались от зимней спячки и были голодны как волки. Дальше пословица претерпела изменение.
Даля « Пословицы русского народа » пословица записана как «Первый блинъ, да комомъ» [4].
Не комам, а всё же комом
- Новости по теме
- Поговорка-то вовсе не о блинах
- Тамбовчанину, выдавившему глаза своему товарищу, ужесточили наказание
- «Первый блин — комАм»: ставропольцам напомнили историю самого вкусного праздника в году
- Первый блин комАм - ? (откуда взялась пословица)
А знаете ли вы?
Ком — так называли медведя. Древние славяне называли медведя Ком, отсюда и поговорка: первый блин комам, то есть медведям. На празднике желающие могли посостязаться в перекидывании друг другу 16-килограммовой гири или бревна, в переворачивании бревна на большой деревянной лопате. Блином полагалось угощать косолапого, оставив вкусное приношение на пеньке в лесу.
Первый блин - комам…
Он отмечал, что даже кушанья во время Комоедицы должны были соответствовать медвежьему рациону. Например, на первое люди делали сушеный репник, что символизировал преимущество растительной пищи проснувшегося мишки. К нему подавали овсяный кисель, поскольку медведям нравится овёс, а также гороховые комы. За праздничным столом не забывали о медведях, приговаривая, что все угощения — жертва могучим зверям, чьё пробуждение предвещает весну. Меня немало позабавил один из древних обрядов Комоедицы. Шейн пишет, что после трапезы ни ребёнок, ни взрослый, ни старик не должны были пойти и уснуть. Напротив, следовало лечь на лавку и начать ворочаться с боку на бок, подражая перекатываниям медведя в берлоге. Комоедица в старину Как проходило празднование главного дня Комоедицы. День весеннего равноденствия народ праздновал по-особенному, ведь он был одним из четырёх главных солнечных праздников года. Увы, до нашего времени сохранились лишь обрывки данных о Комоедице из различных источников, поскольку распространение христианства стало причиной гонения тех, кто придерживался языческих верований.
Предположительно ранним утром люди отправлялись к капищу. На перекрёстках дорог нужно было бросить горсть зерна. Наши предки верили, что умершие родственники непременно явятся на праздник в облике сорок, и оставляли им угощение. На специально подготовленные столы хозяйки ставили блюда с блинами, а после произнесения ритуальных слов люди принимались угощать друг друга.
Холод и мрак воплощала богиня Морена, несущая смерть всему живому. Накануне Комоедицы она начинала терять свою силу. Чтобы отразить историю борьбы морозов с теплом, молодёжь устраивала театрализованные представления. Девушки должны были охранять её, а парни старались прорваться к обиталищу злой богини и выкрасть её. Конечно, они всегда побеждали ведь и хранительницы Морены ожидали прихода весны , и тогда чучело сжигали.
Такая расправа над зимой и сегодня сохранилась в традициях Масленицы, что во многом перекликаются с обычаями Комоедицы. Комоедица — праздник, связанный с медведями Кто такие комы? Традиция выпекать блины во время проводов зимы появилась очень давно. Цвет и форма блина напоминала солнце, силу которого прославлял народ. А вот комами славяне называли медведей, которым был посвящён праздник. Пробуждение медведя после спячки являлось верным признаком скорой весны. В народном сознании медведь был грозным властелином леса, мудрым и величественным зверем, воплощением силы и могущества. Считалось, что медведи тоже могут зазывать весну, а потому их образам уделялось особое внимание во время Комоедицы. Комоедицу в Белоруссии можно назвать настоящим Медвежьим праздником.
После этого начинались народные гулянья. Молодёжь выбирала красна молодца, который играл роль медведя. Сначала он притворялся спящим и сколько мог терпел шутки сверстников, которые всеми способами пытались его разбудить. Когда это надоедало, детина поднимался во весь рост и, недовольно рыча, пытался догнать визжащих девчат, которые кидались от «косолапого» врассыпную.
Та, что оказалась в «лапах» лесного зверя, должна была его поцеловать. Только тогда она вновь обретала свободу. Впрочем, ненадолго. Нередко такие вот забавы заканчивались сватовством, а там и свадьбой.
В последний день Масленицы жгли соломенное чучело, катались на ледяных горках и штурмовали снежные крепости. Кстати, в Усть-Каменогорске чучело Марены будет радостно сожжено в субботу на центральной площади. Там и пройдут народные гулянья, которые начнутся в полдень. Ряженого медведя организаторы не обещают.
Его считали хозяином леса и прародителем людей, связанным с духами предков. Также медведь был символом бога богатства, скотоводства и плодородия Велеса. Поэтому было очень важно задобрить медведя и встретить празднеством. На Комоедицу пекли пироги, варили овсяный кисель и угощали друг друга блинами. Первый блин относили в лес комам — медведям. А еще — прыгали через костер, сжигали чучело богини зимы и смерти Марены, устраивали кулачные бои и «будили медведя»: водили хороводы вокруг ряженого, укрывшегося валежником. Часть этих обрядов сохранилась в праздновании Масленицы. Правда, многие лингвисты и этимологи считают эту версию недостоверной, так как единственный источник, рассказывающий о Комоедице, — статья священника Симеона Нечаева, который наблюдал, как отмечают праздник в селе Бегомль Борисовского уезда Минской губернии.
Исконное название Масленицы – Комоедица, а первый блин отдавался комам, т.е. медведям
В Красноярске посетители парка флоры и фауны «Роев ручей» гостили проснувшихся медведей бутербродами с медом и орехами, сообщили в пресс-службе зоопарка. Так что не «комом», «комам»: первые блины отдать комам – медведям. Однако есть другая версия, что комы – это духи, обитающие в кронах (комах – сл.) деревьев: им первые блины. «Первый блин — комом» — русская пословица, обозначающая неудачное начало в каком-либо деле как вполне объяснимое и закономерное явление. Угостить мишек блинами по случаю одного из любимых народных праздников, здесь решили впервые. Это сушёный репник на первое, поскольку медведь питается растительной пищей, на второе овсяный кисель — ведь медведь любит овёс, а на третье — некие гороховые комы. Дескать, известная пословица «первый блин всегда комом» совсем не про неудавшуюся выпечку.
Комоедица – Медвежий праздник славян
Испекли два вида блинов: на пшеничной муке и безглютеновые. Вести. Ямал. Первый блин комам: на хабаровской эко-ферме провели обряд пробуждения косолапых. Комы пекли женщины, старшие в семье, приносили их в лес, укладывали на пни для пробудившихся медведей. Отсюда и пошла поговорка: первый блин – комам (медведям)», – рассказали в пресс-службе зоопарка. Только не медведям, а предкам. Существовали ритуалы, в которых первый блин был предназначен ушедшим родственникам, своего рода данью и приглашением к трапезе. В поговорке говорится не о плохих блинах (комом спеченных), а о медведях (то есть, ком – это покровитель рода – медведь).
Комоедица: в чем суть праздника и зачем угощать медведей блинами
Вот такая языческая традиция. После этого начинались народные гулянья. Молодёжь выбирала красна молодца, который играл роль медведя. Сначала он притворялся спящим и сколько мог терпел шутки сверстников, которые всеми способами пытались его разбудить. Когда это надоедало, детина поднимался во весь рост и, недовольно рыча, пытался догнать визжащих девчат, которые кидались от «косолапого» врассыпную. Та, что оказалась в «лапах» лесного зверя, должна была его поцеловать. Только тогда она вновь обретала свободу. Впрочем, ненадолго. Нередко такие вот забавы заканчивались сватовством, а там и свадьбой. В последний день Масленицы жгли соломенное чучело, катались на ледяных горках и штурмовали снежные крепости. Кстати, в Усть-Каменогорске чучело Марены будет радостно сожжено в субботу на центральной площади.
Там и пройдут народные гулянья, которые начнутся в полдень.
От дома к дому ходили «позыватки» вроде глашатаев , которые в устной шутливой форме приглашали молодых людей одной семьи в дом другой по просьбе родителей. Если родители договаривались о браке, свадьбу играли после Пасхи, на Красную горку. Среда — лакомка, или скоромная среда. В этот день зять с гостями ел блины у тещи. Блины в буквальном смысле ели до отвала. Еще подавали кашу и пряники. А молодые девушки собирались вместе и распевали веселые песни. Теща в этот день должна была особо заботиться о зяте.
Она намазывала маслом голову зятю, как бы «умасливая» его, чтобы он не обижал ее дочь. Четверг — разгуляй, или Широкий четверг. Начинались большие гуляния. Парни устраивали кулачные бои. Люли катались на санях вместе с чучелом Масленицы. Пятница — тещины вечерки. Теща с подругами идут на блины к зятю. Блины к приходу матери пекла дочь — жена зятя. Теща приводила с собой подруг, чтобы похвастаться перед ними своим зятем.
Пригласить тещу нужно было еще вечером накануне, а с утра отправляли разодетых «зазываток». Чем больше людей отправлялось с приглашением, тем больше зять уважал тещу. Суббота — золовкины посиделки. Невестки приглашали в гости золовок сестер мужа , которым нужно было подарить подарок, а также подруг и другую родню. Если золовки были уже замужем, то нужно было ездить по их семьям с подарками и угощением. Воскресение — проводы Масленицы, оно же — Прощеное воскресенье. А еще люди поминали усопших и посещали кладбища. Гуляния заканчивались сжиганием чучела, также в костер отправляли и старые вещи как символ болезней и печали. Всю праздничную еду, которую наготовили в течение недели, нужно было обязательно доесть.
К началу 20 века все названия перемешались — древние, церковные, народные, и сейчас Масленица — это праздник встречи весны, весёлый, беззаботный, с обильной пищей и самое главное — блинами. Блины на масленицу стали центральным блюдом, его символом. Как и в древности, блины в сознании человека символизируют солнце. Только в далёкие дохристианские времена наши предки молились богу солнца Яриле, и готовили блины в благодарность ему за свет и тепло. Название Масленица пошло с празднования весны, то есть 1 марта 21-23 марта до 15-16 в , начала нового года. В это время телились коровы, и у них было много молока, а значит, в доме было достаточно сливочного масла. Слово масло изначально звучало как мазало, то есть то, чем мажут блин.
Масло в этом случае было символом достатка, нового богатого и сытого года. Блины на Масленицу также были земным отражением солнца. Блин — как маленькое солнце — круглый и горячий. Смазать блин маслом — значит поднести дар солнцу, задобрить его. Так же, как в наши дни, первую половину января Россия предаётся празднику, так и в древности наши предки с размахом встречали Новый год, только в начале весны. Отсюда и сжигание чучела зимы, хороводы, костры и прочее.
Огородник Ефим Грачёв рассыпал на гряды неперемерзшую землю из подвала, чтобы запустить жизнь почвы Фото: pixabay. Итак, «первый блин — земляным комам», такова была моя дачная версия.
Каково же было мое удивление, когда я узнала о масленичном обычае относить блин в лес и класть на пень или под дерево. То есть на комель или под комель. Землю накормить? Или птичек, тех же лесных жаворонков? Оказалось, что ком — дух леса или дерева, живущий под комлем. И обычай угощать кома относится не только к Масленице. Грибники зарывали крошки в лесную подстилку, а на следующий год в этом месте нередко находили самые ценные грибы и считали, что это Ком так отблагодарил. То ли грибница на крошках разрасталась, то ли на руках грибника спор много, и он их с крошками в землю вносил, то ли искал в этом месте более внимательно, но Ком ожидания, как правило, не обманывал.
Может быть и так, что лесную подстилку в этом месте подрывали кабаны, и можно было считать, что это они позарились на грибы, оставленные Комом, если грибов на месте не оказывалось. Приблизительно в 2008 году в печать попала статья о том, что полный вариант пословицы такой: «Первый блин комам, второй знакомым, третий дальней родне, а четвертый — мне». И комы — это медведи. Блины выпекали на Комоедицу. Существовали ритуалы с обыгрыванием пробуждения медведя от спячки. Он ведь хозяин леса, как же можно его не известить о радостном событии? Фото: Depositphotos Есть предположение, что медведи были обычными домашними животными, как у нас сейчас собаки, и немало помогали по хозяйству, как сейчас в Индии помогают слоны. Причем слоны живут на свободе и приходят на работу по своей доброй воле, так же мог и медведь.
Посмотришь на медведя в цирке, как он с бревнышком играется и на велосипеде катается, и думается, что действительно мог бы помогать бревна на стены изб накатывать. Весна наступает — работы много, пора помощника будить. Почему бы не разбудить сластену вкусным блинком с медком.
Языческая Масленица-Комоедица: как праздновали равноденствие наши предки
А ведь когда что-то не получается с первого раза, мы частенько говорим, мол, «первый блин комом». На самом же деле, это выражение изначально звучало по-другому: «Первый блин комам». Разница — всего в одну букву. Но она меняет весь смысл!
Отсюда происходит известное нам выражение «Коматозное состояние» или «Впасть в Кому», то есть в спячку.
И сейчас расскажем причём тут медведи. Поговорка «первый блин комом» вовсе не означает неудачный блин. На самом деле, это выражение звучало по-другому: «Первый блин комАм».
Я благословляю вашу семью. Я благословляю вашу работу. Я благословляю вашу духовную жизнь. Я благословляю все ваши проекты и цели. Пусть так будет всегда. Сегодня день благословения», - говорится в молитве древних славян.
Их пекли на похороны и поминки , а первый блин рвали руками и раскладывали у окон, чтобы паром напитать душу умершего. На Масленицу первым блином тоже угощали предков: клали на окно в кровле дома или относили на могилу. А позднее, уже в христианской традиции, его отдавали нуждающимся в память о предках, съедали за упокой душ или помещали на божницу — полку с домашними иконами. Некоторые эксперты указывают, что в старину духов предков называли комами, отсюда и возникла поговорка. Полностью она звучала так: «Первый блин комам, блин второй — знакомым, третий блин — дальней родне, а четвертый — мне». Существует и другая версия происхождения этой фразы. В день весеннего равноденствия славяне отмечали языческий праздник Комоедица, посвященный прославлению медведя.
«Первый блин – комам, а четвертый мне!»
Даля « Пословицы русского народа » пословица записана как «Первый блинъ, да комомъ» [4].
Пока он рассказывает анекдоты, Маша уплетает за обе щёки бутерброды с малиновым вареньем. Просто лакать из банки для благородной медведицы не вариант. Любимые лакомства, неспешная беседа, яркое солнце - утро удалось.
Крепким зимним сном Маша не спит, начиная с недавней оттепели. Лениво выходит поздороваться и дремлет большую часть дня. А до этого не появлялась из берлоги почти 2 месяца. За год медведица стала мудрее, начала сама регулировать и сон, и рацион.
Она уже всё знает, сама сделала себе берлогу.
К началу 20 века все названия перемешались — древние, церковные, народные, и сейчас Масленица — это праздник встречи весны, весёлый, беззаботный, с обильной пищей и самое главное — блинами. Блины на масленицу стали центральным блюдом, его символом. Как и в древности, блины в сознании человека символизируют солнце. Только в далёкие дохристианские времена наши предки молились богу солнца Яриле, и готовили блины в благодарность ему за свет и тепло. Название Масленица пошло с празднования весны, то есть 1 марта 21-23 марта до 15-16 в , начала нового года. В это время телились коровы, и у них было много молока, а значит, в доме было достаточно сливочного масла. Слово масло изначально звучало как мазало, то есть то, чем мажут блин.
Масло в этом случае было символом достатка, нового богатого и сытого года. Блины на Масленицу также были земным отражением солнца. Блин — как маленькое солнце — круглый и горячий. Смазать блин маслом — значит поднести дар солнцу, задобрить его. Так же, как в наши дни, первую половину января Россия предаётся празднику, так и в древности наши предки с размахом встречали Новый год, только в начале весны. Отсюда и сжигание чучела зимы, хороводы, костры и прочее.
Знаменитое выражение - "Первый блин Комам" - именно так оно пишется правильно, означает обычай отдавать первые блины Комам медведям , то есть изначально кормили самыми первыми блинами медведей, которые просыпались от зимней спячки и хотели чего-нибудь скушать. В нашем времени извратили эту фразу и говорят "Первый блин комом"- "первый блин слепленный как попало".
Из зимней спячки вышли калужские медведи – Мансур, Маша и Умка
Вот и повелось: «первый блин – комам», иными словами – медведям. Полностью же выражение звучит так: «Первый блин – комам, второй – знакомым, третий – дальней родне, а четвёртый – мне». как сейчас его называют. На Комоедицу принято было приговаривать: “первый блин комам, второй – знакомым, третий – дальней родне, а четвёртый – мне”. А зачем отдавать первый блин медведям? «Комы пекли женщины, старшие в семье, приносили их в лес и укладывали на пни для пробудившихся медведей. Отсюда и пошла поговорка: первый блин — комам (медведям).
Владимир Петров о русском языке с пристрастием: «Медведи просыпаются, киселя просят»
А тогда первый блин отдавали комам, медведям, чтобы задобрить их, призвать весну. Ну а блины отдают, потому что это символ солнца, наступления весны. Та присказка, что дошла до нас является лишь частью пословицы, причем искаженной, а полностью она звучит так: “Первый блин комам, блин второй — знакомым, третий блин — дальней родне, а четвертый — мне”. "Первый блин комам, второй блин знакомым, третий блин дальней родне, а четвертый – мне", – вот так раньше говорили.