Это гибель 7 апреля 1989 года атомной подводной лодки ВМФ СССР К-278 «Комсомолец». Атомная подводная лодка «Комсомолец» была сверходорогим и сверхсекретным аппаратом — это одна из причин, по которым Советский Союз не стал обращаться за помощью к Норвегии для спасения моряков.
7 апреля - 25 лет со дня гибели АПЛ "Комсомолец". Справка
Спустя четыре года после гибели в море капитана 1 ранга Ванина вдова командира атомной подводной лодки "Комсомолец" узнала, что тело мужа подняли вместе со спасательной камерой, которая затонула рядом с атомариной. И уже через полчаса после посадки на грунт Евгений Черняев сообщил по подводной связи: "Вышли на лодку "Комсомолец". Атомная подводная лодка с титановым корпусом затонула 7 апреля 1989 года в Норвежском море.
Список погибших на АПЛ "Комсомолец" в результате аварии, произошедшей 7 апреля 1989 г.
Последний поход В 1989 году К-278 "Комсомолец" вышел в свою третью "автономку". Поход прошёл по плану, но на базу "Комсомольцу" вернуться было уже не суждено: 7 апреля 1989 года на глубине 380 метров в одном из отсеков "Комсомольца" начался пожар. Попытка потушить его силами экипажа закончилась безрезультатно, и командир корабля приказал всплывать. Быстрое всплытие с максимальной глубины было "визитной карточкой" К-278, и до глубины 150 метров аварийное всплытие шло как на учениях. Однако через пару минут сработала аварийная защита реактора.
И у подлодки внезапно "пропала тяга". Огромная субмарина водоизмещением 8,5 тысячи тонн камнем пошла ко дну — туда, откуда её отчаянно пытались вытащить члены экипажа. При попытке продуть главный балласт с его помощью подлодка всплывает на поверхность произошла новая авария — трубопровод, по которому подаётся воздух, оказался повреждён. Воздух под огромным давлением хлынул в отсеки и сработал как поддувало в огромной печи.
К тому моменту, как "Комсомолец" всплыл на поверхность, внутри подлодки уже горели шестой и седьмой отсеки, а через несколько минут после всплытия пожар охватил и три соседних — второй, третий и пятый отсеки. Через 20 минут после всплытия экипажу "Комсомольца" удалось отправить сообщение в штаб флота, и практически сразу "в ружьё" поставили все спасательные службы.
В третье автономное плаванье на три месяца «Комсомолец» отправилась феврале. На борту К-278 находились торпеды и крылатые ракеты с ядерными боеголовками.
Обстановка была неспокойная, даже тревожная: в пограничных морях было много разведывательных и боевых кораблей. Неожиданно на борту возник пожар, причина которого так и осталась тайной. В 11 часов утра прозвучал сигнал тревоги — в 7-м отсеке начался пожар. Старший матрос, находившийся рядом с очагом, не выходил на связь, и только потом стало известно, что он молчал, потому что уже погиб.
Выжившие считают, что он мог бы сказать причину возгорания. ЧП привело к разгерметизации корпуса. Экипаж оперативно начал борьбу за живучесть корабля, пытался справиться с пожаром, но уже через шесть часов подлодка пошла ко дну. Из 69 членов экипажа спаслись немногие.
Тела погибших были преданы земле. Но 23 из них так и остались в море. Все выжившие награждены орденом Красного Знамени. Лодка не была поднята", - написал "Коммерсант".
Мы помним их. И тех, кто навсегда ушёл в свинцовые воды Норвежского моря, и тех, кто умудрился выжить в этой адской купели из огня и воды. Последнее погружение 29 мая 1992 года в Североморске на борту атомной подводной лодки Б-502 проект 671РТМ «Щука» Северного флота произошел взрыв и пожар. Причем во время отработки задач в море экипаж отметил неисправность компрессора высокого давления в первом отсеке.
Корабль вернулся на базу. На борт поднялся начальник электромеханической службы дивизии капитан первого ранга Константин Ляшков. Агрегат попробовали запустить, но произошел взрыв буферной емкости электрокомпрессора. Пострадали пять моряков и сам Ляшко.
Впоследствии были разработаны более эффективные средства спасения, например, специальные спасательные подлодки и батискафы, но лишь советские конструкторы смогли придумать всплывающую спасательную камеру ВСК , которая могла сохранить жизнь всему экипажу. Такие технологии спасения позволили при аварии АПЛ «Комсомолец» спастись части экипажа. К сожалению, ещё в советское время пришлось испытать всплывающую спасательную камеру не на учениях, а при весьма трагических обстоятельствах.
Лодка всплыла, но справиться с огнем не удалось, более того, пожар вывел из строя системы жизнеобеспечения, и судно начало принимать воду. В этот момент пожар на АПЛ «Комсомолец» вывел из строя множество систем и судно начало тонуть. Найдя четырех членов экипажа и отправив их в всплывающую спасательную камеру, Ванин приказал отсоединить её от корпуса, но сделать это не удалось.
Ситуацию усугублял тот факт, что в ВСК попали продукты горения, давление внутри камеры было выше допустимого, и только после того, как «Комсомолец» опустился на глубину более километра, и произошло частичное разрушение лодки, ВСК отстыковалась и всплыла. К тому времени три члена экипажа, включая командира, находились без сознания, так как не воспользовались индивидуальными приборами дыхания. При открытии люка на поверхности избыточное давление сорвало его и выкинуло в море одного подводника, второй смог выбраться самостоятельно, но буквально за несколько секунд ВСК набрала воды и затонула, унеся на дно капитана и двух моряков.
Но если бы ВСК отстыковалась от лодки и всплыла в штатном режиме, то экипаж мог бы перебраться на неё и спокойно дожидаться спасателей. Так как этого не произошло, из 69 членов экипажа погибли 42, большинство в холодной воде, ожидая спасения. Тем не менее, всплывающая спасательная камера свое предназначение частично выполнила, сохранив жизни двоих членов экипажа, которых она подняла с глубины более одного километра.
Обычный боевой поход. Ничего не предвещало беды. Но на 37 день пути случилась трагедия.
Внезапно в седьмом отсеке вспыхнул пожар. Температура выше 70 градусов. С этого все и началось.
Экипаж боролся в огненном аду, однако стихия оказалась сильнее. Из 68 членов экипажа уцелели лишь 26 человек. В день памяти погибших товарищей выжившие подводники вновь у того самого пирса, откуда и начался роковой поход.
Среди них Игорь Калинин — бывший инженер гидроакустической группы "Комсомольца".
Гибель "Комсомольца": выводы не сделаны
Конец «Комсомольца». Как погибла лучшая советская подлодка | Главная Наша деятельность Новости В Мурманской области прошли мероприятия, посвященные 25-й годовщине гибели АПЛ К-278 «Комсомолец». |
АПЛ «Комсомолец»: история гибели, почему большая часть экипажа не спаслась | День гибели подлодки "Комсомолец" считается в России Днем памяти погибших подводников. |
7 апреля День памяти всех погибших подводников | 7 апреля 1989 года при выполнении задач военной службы затонула атомная подводная лодка К-278 «Комсомолец». |
Подводная лодка «Комсомолец»: смерть из-за флотского бардака | РИА Новости, 03.03.2020. |
Гибель атомной подводной лодки «Комсомолец», 1989 | К памятнику подводной лодке «Л-19» возложили цветы и почтили погибших подводников минутой молчания. |
Секрет ядерного гонщика: почему на самом деле затонула подлодка "Комсомолец"
«Ушла за считанные минуты»: тайна гибели «Комсомольца» - Аргументы Недели | Атомная подводная лодка К-278 «Комсомолец» проекта 685. |
Гибель «Комсомольца». Почему затонула советская атомная подлодка? | Атомная подводная лодка К-278 «Комсомолец» проекта 685. |
7 апреля - 25 лет со дня гибели АПЛ "Комсомолец". Справка | Атомная подводная лодка К-278 «Комсомолец» проекта 685. |
100 лет ВКР. Гибель «Комсомольца» | Именно такая история связана с расследованием причин и обстоятельств гибели атомной подводной лодки "Комсомолец" 7 апреля 1989 года в Норвежском море. |
Навсегда подводная: как затонул «Комсомольск» | Подводная лодка «Комсомолец» была уникальной, единственной представительницей проекта «685» «Плавник». |
Гибель «Комсомольца»
Тайна гибели подводной лодки «Комсомолец». 30 лет спустя | Телеканал Санкт-Петербург | Подводная лодка «Комсомолец» стала воплощением вошедшей в плоть и кровь идеи руководящего начала с «кнопочным» управлением и заменой техникой функций исполнителей, якобы всегда допускающих ошибки. |
Подводная лодка «Комсомолец»: смерть из-за флотского бардака | Подводная лодка «Комсомолец» видимо навсегда останется лежать на глубине 1685 м в Норвежском море. |
30 лет спустя: В Нижнем Новгороде вспомнили погибших на подлодке «Комсомолец» горьковчан | 7 апреля 1989 года — дата гибели атомной подводной лодки К-278 («Комсомолец») провозглашена в Российской Федерации, как «День памяти погибших подводников». |
7 апреля - 25 лет со дня гибели АПЛ "Комсомолец". Справка - ТАСС | Техническая сложность систем и оборудования современных подводных лодок (ПЛ) возросла в геометрической прогрессии, а количество и выучка экипажа перестали ей соответствовать, отстают. |
Неразгаданные тайны «Комсомольца» | «Подводная лодка проекта 685 «Комсомолец» на тот момент была самой совершенной многоцелевой субмариной. |
Гибель ПЛА «Комсомолец» в 1989
Через 6 лет после трагедии 7 апреля официально вошло в календарь памятных дат. Спустя десятилетия подлинная причина катастрофы, в которой погибли 42 человека, не известна. А уголовное дело прекратили из-за невозможности установления виновных лиц. Как и почему произошел сначала пожар, а потом взрыв на самой современной на тот момент атомной подводной лодке? Видимо, ответы на все вопросы останутся лежать на глубине 1650 метров на дне Норвежского моря. Репортаж Евгения Соловьева. Роза Маркова, мама Сергея Маркова, инженера электротехнической группы подводной лодки «Комсомолец»: «Когда он сказал, что хочет быть подводником, я ему сказала: «Зачем же ты в подводники? Это же такая опасная профессия, а ты у нас один. А если что случится? Вскоре она будет носить имя ее сына — инженера электротехнической группы в составе экипажа легендарного подводного корабля К-278, более известного как «Комсомолец». Евгений Соловьев, корреспондент: «Подводная лодка проекта 685 «Комсомолец» на тот момент была самой совершенной многоцелевой субмариной.
Многие из ее достижений недостижимы до сих пор даже для современных поколений атомных подводных лодок. В частности, рекорд глубины». На таких глубинах корабль был на 100 процентов неуязвим для любых видов вооружения вероятного противника, а сам мог вести стрельбу ракето-торпедами с ядерными боеголовками по заданным целям.
Вместе с ним гибнут часть экипажа и капитан Евгений Ванин. На поверхности усиливается ветер. Прибывает советский самолет и сбрасывает несколько спасательных плотов. Но морякам не удается зацепить ни один — их попросту сдувает. Ждать помощи еще долго.
Вода — всего четыре градуса. В теории, жить при такой температуре можно лишь 45 минут. Защитных костюмов нет. Единственный плот дрейфует кверху дном, и перевернуть его не получается. Чтобы не пасть духом, подводники начинают петь. Мы сидим за кухонным столом в его квартире в Санкт-Петербурге. Он показывает фотографии подлодки, которой он так гордился. Он сохранил даже фотографии спасательной операции.
Они цепляются за зыбкий спасательный плот и изо всех сил стараются удержаться. Холодно настолько, что снег ложится на руки и не тает. Валы захлестывают плот, и моряки то и дело оказываются под водой. У некоторых уже нет сил держаться. Их уносит волна. Вдруг случается то, чего уже никто не ждет. Вдалеке показывается корабль. Наверное, они слишком рано обрадовались и решили, что спасены», — размышляет Игорь.
Он и сам потерял сознание. Следующее, что он помнит, — как он лежит на палубе спасательной лодки. Эвакуация была сложная. Кто-то отчаянно кричал о помощи и уже не мог плыть». Приходилось прощаться с товарищами. Лодка идет ко дну кормой вниз, а с нею — еще шесть человек. Но уникальность «Комсомольца» заключалась еще и в том, что это была единственная подводная лодка со встроенным спасательным аппаратом — всплывающей капсулой.
На подлодке было два плота.
Предполагалось, что экипаж судна будет эвакуироваться на них. Дифферент начал расти. Корабль кормой, где винт и рули, начал оседать в воду, соответственно, нос стал подниматься. Саму команду о покидании корабля я не слышал, потому что находился во втором отсеке. Все ринулись к вертикальному трапу, поднимались на плечах и ягодицах друг друга. Всем сказали выйти на палубу. На палубу можно было выйти через дверь надстройки. Там уже плескалась вода.
Пришлось туда прыгнуть, нас накрыла волна. Когда вынырнули, увидели нос корабля, воду, барахтающихся в ней людей. Все пошло не по плану. Один плот унесло течением, второй оказался перевернутым. Плот оказался днищем вверх, - делится офицер. Людей вынимали из воды и забрасывали на него. Волнение моря очень сильно мешало. На этом плоту мы ждали помощь больше часа.
На «Комсомольце» проходил службу капитан третьего ранга, командир боевой части связи Александр Васильевич Володин. Александр Володин до последнего обеспечивал связь, уничтожил секретные документы, старался спасти тонущих товарищей. Погиб от переохлаждения. Был «взят морем» — место его последнего упокоения воды мирового океана.
Трагедия случилась при выполнении задач боевой службы, когда на глубине 386 метров в нейтральных водах возле острова Медвежий в двух смежных отсеках начался пожар, который разрушил системы цистерн балласта, в результате чего лодка была затоплена водой. Причина возгорания до сих пор точно неизвестна, хотя наиболее вероятной версией считается воспламенение электрического оборудования. Шесть часов экипаж боролся за спасение корабля, однако после взрывов в отсеках лодка ушла на дно.
Конец «Комсомольца». Как погибла лучшая советская подлодка
атомной подводной лодки К-278 "Комсомолец", которые еще не были известны стране. Атомная подводная лодка «Комсомолец» была спущена на воду 9 мая 1983 г. По своим тактико-техническим характеристикам этот корабль опережал своё время на четверть века. К-278 «Комсомолец» — советская атомная подводная лодка 3-го поколения, единственная лодка проекта 685 «Плавник».
В годовщину гибели АПЛ "Комсомолец" открылся неожиданный поворот в расследовании катастрофы
При провале лодки на глубину в негерметичной люк-то нижний не закрыт рубке создалась колоссальная концентрация дыма и вредных газов. Тот подводник, который открывал люк, сделал это преждевременно, не выждав прекращения вертикальной раскачки. Рубка-то вылетела с глубины как пробка. В результате открытия люка его убило о люк и выбросило. Рубка получила импульс от вырвавшихся газов и заглубилась в воду. Его и подобрали. Кстати, не рубка виновата в смерти экипажа от переохлаждения, а раздолбайство с креплением спасательных плотов.
Как они извлекались и как они надувались в перевёрнутом положении и как их уносило в море от тонущей лодки уточните сами... Никак не спастись. Москва, Большой Саввинский пер. II; Адрес редакции: 119435, г.
Лишь у одного из пострадавших был обнаружен лёгкий ожог.
Военные медики и моряки, побывавшие в разных переделках и нештатных ситуациях, были потрясены стойкостью команды. Экипаж «Комсомольца» в госпитале Причины аварии до сих пор достоверно не установлены. Наиболее вероятной причиной возникновения пожара в 7-м отсеке считается самовозгорание заспиртованного хлеба или промасленной ветоши из-за повышенного содержания кислорода в атмосфере отсека. Согласно свидетельским показаниям, накануне прибор газового анализа воздуха, которым измерялся кислород, был сдан НХС для ремонта. В отсеке содержание кислорода не контролировалось по причине неисправности автоматического датчика кислорода со времени испытаний и отсутствия переносного прибора контроля газового состава воздуха по кислороду, сданного на ремонт. Наиболее вероятная причина быстрого затопления подводной лодки считается поступление больших масс воды через бортовые клапана вентиляции кормового кольца, оставленных в промежуточном состоянии.
После потери части запаса плавучести, вызванной стравливанием воздуха из кормовых балластных цистерн, осадка ПЛ уменьшилась, действующая ватерлиния достигла приоткрытых вторых запоров бортовых клапанов вентиляции. Поскольку в тот момент в задымленном отсеке никого не было, своевременно затопление отсека обнаружить и предотвратить не удалось, что и привело к катастрофическим последствиям. Фото похорон моряков.
Военные моряки почтили память погибших товарищей минутой молчания под сигналы корабельных тифонов. Атомная подводная лодка «Комсомолец» была спущена на воду 9 мая 1983 г.
По своим тактико-техническим характеристикам этот корабль опережал своё время на четверть века.
Но история подводного флота помнит и трагедии. Ровно 35 лет назад в Норвежском море затонула подводная лодка «Комсомолец». Из 69 членов экипажа погибли 42 человека. Североморцев знали и на Тихом океане. Мы вместе с ним учились на командирских классах. Это был очень грамотный уравновешенный командир.
В Мурманской области прошли мероприятия, посвященные 25-й годовщине гибели АПЛ К-278 «Комсомолец»
В 1977 году умер Н. Климов и проект доводил Ю. Многоцелевая атомная подводная лодка проекта 685, получившая название «Комсомолец», предназначалась для действий против подводных лодок, авианосных соединений и для других операций. Лодка действительно была уникальной и ей принадлежит рекорд глубины для подводных лодок. Но из-за обширного пожара в апреле 1988 года лодка из надводного положения затонула в Норвежском море. Небывалый случай, чтобы подводная лодка, всплыв в надводное положение, тут же затонула. В своё время я вплотную занимался этой трагедией — писал статьи, посещал конференции и презентации книг.
Я был не согласен с выводами, где основная вина возлагалась на экипаж. Я при всякой возможности пытался получить подтверждение этого от компетентных людей, но, Увы! И вот, в подаренной мне книге конструктора подводных лодок, профессора Ю. Крючкова «Подводные лодки и их создатели» 1900 — 2000 гг. Николаев Украина тиражом всего 120 экземпляров , я нашёл фразу, относящуюся к титановым кораблям, где наряду с тем, что «Титановые корабли были в три раза дороже стальных АПЛ. Это были действительно «золотые рыбки», были и другие характеристики титана.
Но его откровения относительно титана подтверждают мою версию — «В горящем, загерметизированном отсеке прогорел корпус, отсек мгновенно заполнился, и субмарина рухнула в глубину! К тому же, он хорошо горит в воде». Тогда логично предположить, что об этом свойстве титана не был информирован экипаж, и вёл борьбу за живучесть АПЛ традиционными способами. А температура в горящих загерметизированных отсеках достигает тысячи градусов. Вода была не помеха, и загорелся прочный корпус... Дальше мы знаем!!!
Так кто же виноват в этом случае? Экипаж, наука, завод или весь, тогда могущественный, ВПК?
Экипаж под командованием командира капитана 1 ранга Евгения Ванина вступил в 5-часовую самоотверженную борьбу за живучесть корабля. Примерно в 12 часов Е. Ванин передал в штаб флота шифрованное сообщение об аварии, и на помощь подводникам были высланы самолеты ВВС Северного флота. Однако надежды на получение своевременной помощи от аварийно-спасательных сил не оправдались. Пожар усиливался, и в 17 часов с лодки были спущены спасательные плоты, и началась эвакуация экипажа. Один плот унесло волнами. На оставшийся плот, еле державшийся на волнах, в первую очередь поместили раненых и не умеющих плавать.
Еще бы, в 20 с небольшим ему выпала честь участвовать в уникальном событии: «Комсомолец» смог погрузиться на глубину тысячу метров и выполнил оттуда пуск торпед - рекорд до сих пор остается непревзойденным. На фото - молодые парни, сослуживцы инженера-гидроакустика Калинина, которому удалось вернуться из последнего похода. Им - нет.
Вот только что был корабль, технически совершенный, на наш взгляд, - и больше половины экипажа просто куда-то исчезло», - говорит Игорь Калинин, в 1989 году - капитан-лейтенант, инженер-гидроакустик АПЛ «Комсомолец». Норвежское море, здесь на глубине более 1,5 километра лежит «Комсомолец». Экипаж боролся с огнем шесть часов, но спасти корабль не удалось.
Борис Коляда в том походе был старшим офицером.
Задача — наводить спасательные средства на все обнаруженные в воде предметы и людей. Ушли из района по остатку топлива с наступлением темноты. К этому моменту погибли от переохлаждения и утонули 17 человек, на борт «Алексея Хлобыстова» подняли 30 живых и 16 погибших моряков. Принятыми экипажем мерами ликвидировать его не удалось.
Лодка затонула. Имеются человеческие жертвы. В результате катастрофы и гибели корабля 42 человека погибли, 27 человек выжили. Тела умерших были преданы земле. Остальные 23 погибших остались в море: капитан 3-го ранга А.
Испенков, а также вахтенные 6-го и 7-го отсеков: мичман Владимир Колотилин и старший матрос Н. Бухникашвили — на борту корабля, тела трёх членов экипажа, включая командира корабля Е. Ванина, остались на дне в ВСК, но большинство — утонули в ледяной воде, не дождавшись подхода спасателей. Расследование[ править править код ] 9 апреля 1989 года военным прокурором Северного флота было возбуждено дело о катастрофе подводной лодки К-278 по признакам преступления, предусмотренного пунктом «в» статьи 260. По итогам трёх лет работы объединённая экспертная комиссия пришла к выводу, что находившийся в момент гибели на борту «Комсомольца» 604-й экипаж не был в достаточной степени подготовлен для похода, в частности перерыв после предыдущего выхода в море превышал предельно допустимый срок в 8 месяцев, а пять членов экипажа не были допущены к исполнению обязанностей согласно занимаемой должности.
То есть, экипаж потерял линейность, и отправка его в море без дополнительной подготовки была недопустима. В январе 1998 года руководитель следственной группы отправил главнокомандующему ВМФ РФ представление об устранении причин и условий, способствовавших катастрофе атомной подводной лодки «Комсомолец», со следующими рекомендациями: Рассмотреть представление с участием лиц, ответственных за боевую подготовку в ВМФ. Принять меры к обеспечению надлежащего уровня боевой подготовки экипажей подводных лодок. За допущенные отступления от требований действующих руководящих документов при подготовке подводной лодки К-278 к выходу в море, способствовавших катастрофе корабля, рассмотреть вопрос об ответственности командующего Северным флотом адмирала Ерофеева О. Вопрос об ответственности других лиц не ставится в связи с их увольнением с военной службы.
Также в документе указывалось, что в курсе боевой подготовки атомных подводных лодок редакции 1990 года было введено множество упрощений, снижающих качество подготовки экипажей и, как следствие, увеличивающих аварийность и травматизм. В апреле того же года этот документ был рассмотрен Военно-техническим советом ВМФ, а последующие проверки различными инстанциями не нашли оснований для опровержения сделанных выводов. Однако в 2002 году, после увольнения в запас производивших расследование офицеров, представление было отменено, а следствие — приостановлено. Обследования корпуса[ править править код ] В район гибели АПЛ «Комсомолец» в Норвежском море глубоководными обитаемыми аппаратами «Мир» в 1989—1998 годах было проведено семь экспедиций [10] , в ходе которых проводилась установка измерительной и записывающей аппаратуры и герметизация торпедных аппаратов, в которых находятся торпеды с ядерными боеголовками [11] , с целью обеспечения радиационной безопасности. Во время последней экспедиции в 1998 году было обнаружено, что записывающие станции отсутствуют, от них остались только аккуратно отстыкованные якоря.
Вероятно, приборы были сняты или срезаны с помощью других подводных аппаратов или необитаемых телеуправляемых роботов [12]. Согласно опубликованной видеозаписи, лодка лежит в точке с координатами Перспективы подъёма лодки[ править править код ] Лодка лежит на глубине, делающей её доступной для работы современных глубоководных аппаратов, что создаёт возможность извлечения из неё ядерного оружия и материалов. Кроме того, независимо от качества консервации, постоянно сохраняется опасность радиационной катастрофы из-за попадания в воду ядерных материалов после естественного разрушения оболочек ядерных боеприпасов и реактора. В связи с этим, с момента гибели лодки неоднократно высказывалась идея поднять «Комсомолец» целиком или хотя бы его ядерно-опасные части. В августе 1993 года силами СКБ «Рубин» была предпринята попытка поднять затонувшую при аварии всплывающую камеру.
Удалось найти камеру на дне глубина 1650 м , зацепить специальным захватом и поднять на 200 м надо дном, но затем трос лопнул и камера снова упала на дно и до сих пор лежит на глубине 1750 м. По некоторым сообщениям, предполагалось повторить попытку в 1998 году, но экспедиция 1998 года ограничилась обследованием лодки и констатацией отсутствия радиоактивного заражения окружающей местности. По оценке руководителя проекта проектного офиса комплексной утилизации АПЛ дирекции ядерной и радиационной безопасности Росатома Анатолия Захарчева [14] подъём «Комсомольца» в принципе реален, но не ранее чем в начале 2020-х годов. По мнению Захарчева, первым шагом к подъёму АПЛ «Комсомолец» мог бы стать подъём для утилизации аварийной АПЛ К-27 , затопленной в Карском море в 1982 году на малой глубине с выгруженным оружием, аккумуляторами и полностью заглушённым и загерметизированным реактором. Радиоактивное загрязнение[ править править код ] Реактор лодки был надёжно заглушен, однако в торпедных аппаратах находятся две ракето-торпеды с ядерной боевой частью[ источник не указан 1751 день ].
Гибель «Комсомольца». Почему затонула советская атомная подлодка?
Лодка затонула очень быстро, минут за 15-20. Многие не успели надеть жилеты. Спасательные плоты развернули, но поймать удалось только один из них. Он потом тоже перевернулся". Андрей Махота был одним из последних, кто успел покинуть тонущую лодку: "Мне неожиданно по ногам ударила вода. Уровень начал резко подниматься, сначала по колено, потом по грудь. Вода ледяная — дыхание сдавило. Когда выплыл наверх, лодка уже свечкой стоит. За корпус подержался недолго, и она стала уходить вниз. Думаю, сейчас воронка будет, меня затянет, но крутануло несильно.
Удалось отплыть в сторону, увидел, что все направляются к плоту. На плот мне удалось залезть только на полкорпуса, руки и ноги свело. В таком положении и ждали помощь". Атомная лодка "Комсомолец", отображающего момент исследования специалистами затонувшей атомной подводной лодки с помощью глубоководного аппарата "МИР-1" Командир корабля Ванин и еще четверо подводников укрылись внутри всплывающей спасательной камеры ВСК. Но выжил только мичман Виктор Слюсаренко. Командир и еще два члена экипажа отравились угарным газом, не успев надеть дыхательные аппараты. Люк капсулы моряки успели закрыть только на одну защелку. Его выбило из-за разности давлений, когда камера всплыла на поверхность. В люк выбросило мичмана Сергея Черникова, он тяжело травмировался и погиб.
Всего в аварии погибли 42 подводника. Большинство из них утонули или замерзли в ледяной воде Норвежского моря, несколько человек умерли уже в госпитале. Всех членов экипажа подводной лодки "Комсомолец" позже наградили орденом Красного Знамени. Он до сих пор лежит на дне. В период с 1989 по 1998 год к месту гибели АПЛ отправлялись семь глубоководных экспедиций.
В критический момент, когда изможденные холодом и усталостью люди пали духом, потеряв последнюю надежду на спасение, Сергей запел песню о легендарном «Варяге». Еще с училища он запомнил, что песня способна не только эмоционально поддержать попавших в беду людей, но и позволяет восстановить дыхание, обогатить кровь кислородом. Подхваченная моряками песня не только подняла дух воинов, но и помогла контрразведчику увидеть тех, кто совсем ослаб и нуждался в дополнительной помощи. Когда экипаж был поднят на борт плавбазы «Хлобыстов», С. Богданов, несмотря на требования врачей, оставался на ногах и приступил к предварительному расследованию обстоятельств и причин трагедии, а позднее, вновь отказавшись от медицинской помощи, присоединился к прибывшей оперативно-следственной группе.
Лодку построили только в декабре 1969 года. Потом начались длительные испытания. Лишь в сентябре 1971 года АПЛ проекта 661 была направлена на боевую службу. Эта подводная лодка с обтекаемым корпусом и мощной энергетической установкой показала рекордную скорость 44,7 узла. Однако этот проект не пошёл в серию, причиной чего явилась несовершенство атомной установки. А вот титан оправдал все надежды... Когда в 1959 году СКБ-143 предложили создать малогабаритную, одновальную комплексно-автоматизированную высокоскоростную АПЛ с минимальным экипажем, вопрос о титановом корпусе ещё не стоял. Анатолий Борисович Петров, назначенный руководителем проекта 705, имел недостаточно опыта в конструировании, и с 1963 года на этой должности его сменил Михаил Георгиевич Русанов 1909 — 1986 гг. К творческим идеям А. Петрова Русанов добавил свой опыт конструктора, в результате чего получился шедевр кораблестроения. По многим техническим показателям АПЛ проекта 705 намного опередил своё время... В зарубежных военно-морских кругах эту АПЛ называют уважительно — «голубой дельфин». Эта атомная подводная лодка строилась как опытная, имела титановый корпус торпедообразной формы и была одновальной. На стабилизаторах располагались двигатели и гребные винты экономического хода. Корпус снаружи покрывался резиновым антигидролокационным слоем. Была предусмотрена всплывающая спасательная камера, рассчитанная на весь экипаж корабля, но она никого не спасла, потому что экипаж не знал основного свойства корпуса своего корабля, о чём я скажу ниже. Рабочая глубина составляла 1 000 метров, а предельная — 1 250 метров! На такой глубине лодка была неуязвима для противолодочных сил и средств. В 1977 году умер Н. Климов и проект доводил Ю. Многоцелевая атомная подводная лодка проекта 685, получившая название «Комсомолец», предназначалась для действий против подводных лодок, авианосных соединений и для других операций.
Но выходили». Но история подводного флота помнит и трагедии. Ровно 35 лет назад в Норвежском море затонула подводная лодка «Комсомолец». Из 69 членов экипажа погибли 42 человека. Североморцев знали и на Тихом океане. Мы вместе с ним учились на командирских классах.
В Мурманской области прошли мероприятия, посвященные 25-й годовщине гибели АПЛ К-278 «Комсомолец»
Атомная подводная лодка К-278 "Комсомолец" Северного флота затонула 7 апреля 1989 года в Норвежском море при возвращении с боевой службы, получив критические повреждения в результате пожара. 7 апреля 1989 года затонула атомная подводная лодка "Комсомолец".Дата ее гибели провозглашена в России как День памяти погибших подводников и, наряду с Днем подводника, стала поводом еще раз воздать почести тем морякам, кто до конца исполнял свой долг. Фото: РИА Новости, Сергей Компанийченко.