Великий пост в 2024 году начнется 18 марта и продлится до 4 мая. Более строгими являются Великий и Успенский посты, в кои рыба не вкушается (за исключением нескольких дней, о коих будет сказано ниже).
Православные посты
Использовать в приготовлении пищи растительное масло можно лишь в субботу и воскресенье. Для мирян эти ограничения носят рекомендательный характер. Следовать им нужно в зависимости от состояния здоровья и обстоятельств. Петропавловский пост Пост, посвященный апостолам Петру и Павлу имеет разную продолжительность в разные года, его длительность зависит от того, в какой день в году праздновалась Пасха. Первый день поста — всегда начало недели Всех Святых, последний день — 12 июля. Он не слишком строгий в сравнении с Великим постом, и в любой день, кроме среды и пятницы, дозволяется употреблять рыбу. Это наименее продолжительный пост, его протяженность 2 недели: с 14 по 28 августа, завершается он празднованием Успения Божией Матери. Во время поста запрещаются не только мясные продукты, монастырский устав не разрешает яйца и молочные продукты, а также рыбу. Рыбное меню можно себе позволить только 19 августа, в праздник Преображения Господня. Еженедельные церковные посты В Русской Православной Церкви принято соблюдать еженедельный пост. Каждую среду православные вспоминают предательство Иудой Спасителя; в пятницу — постящиеся сострадают распятому Иисусу Христу и мукам, которые он перенес.
Пост в эти дни особенно строг и приравнивается к Великому посту. Употреблять пищу необходимо без масла и в сыром виде, не подвергающуюся термической обработке. Под запретом мясо, рыба, яйца, отказаться придется и от молочных продуктов это монастырский устав, для мирян он носит лишь рекомендательный, но не обязательный характер. Однодневные посты Выделяется еще несколько постных дней, здесь можно отметить три дня особо строгого поста: — Крещенский Сочельник, он приходится на 18 января, в этот день постящиеся вспоминают Крещение, совершенное Иоанном Крестителем над Господом. Иоанн крестил иудеев дабы оставили они грехи свои, поэтому и современные христиане готовятся к очищению от грехов, что связано с необходимостью поста. Постимся без фанатизма Большинство современных священников сходятся во мнении, что строгость в соблюдении поста должна соответствовать степени воцерковленности человека, его здоровью и образу жизни. Так, пост значительно облегчается для беременных и кормящих женщин, детей, болеющих людей, путешествующих, военнослужащих, людей, питание которых не зависит от них. Ошибочно приравнивать пост к диете и соблюдать его лишь для того, чтобы похудеть, тем самым искажаю саму суть воздержания от скоромной пищи.
То есть привычка пить обжигающий кофе или чай вредна и опасна. А горячий бульон под запретом не только в дни Великого поста.
Ольга Касымова: За температурой того, что вы едите надо следить постоянно. Доказано, что подобный баланс позволит вам и получить удовольствие от еды, и не нанесет вреда здоровью. Ольга Александровна, приступая к Великому посту, верующие берут благословение у священника. Но и врач тут тоже не лишний. К какому доктору идти за благословением? К гастроэнтерологу? Ольга Касымова: Я бы выразилась точнее: с врачом надо проконсультироваться. Тут может быть не только гастроэнтеролог, но и врач-терапевт на приеме. Особенно это касается людей недавно перенесших вирусные заболевания, в том числе и новую коронавирусную инфекцию, людей с хроническими заболеваниями желудочно-кишечного тракта в стадии обострения, больных сахарным диабетом, с онкологическими заболеваниями, с гиповитаминозом. Безусловно любой пост, и Великий в том числе, при правильном и разумном к нему отношении, может принести большую пользу.
Переход к растительной пище, ограничение объема того, что мы съедаем, отказ от вредных продуктов и вредных привычек - как минимум очищение организма: от токсинов, аллергенов, канцерогенов. В конце концов, избавление от лишнего веса. Но надо помнить, что Великий пост не только самый строгий из всех многодневных постов Церкви, но и самый долгий, а это значит: если мы подошли к нему необдуманно, если мы к нему не готовились заранее, то у нас могут обостриться уже существующие хронические заболевания. И даже появиться такие болезни, о существовании которых мы до этого и не подозревали. Особенно если мы не следим за собой, пренебрегаем регулярной диспансеризацией, или, например, начали лечение, а потом, когда стало полегче, отпустило, самостоятельно отменили и перестали принимать рекомендованные препараты. Подготовка к посту важный момент. Неслучайно Церковь подводит человека к его ограничениям постепенно: на Масленицу, на Масленой неделе, что накануне Великого поста, верующие прекращают есть мясо, но зато едят молочное и яйца. Медики с таким алгоритмом согласны? Ольга Касымова: Постепенность - вообще главный принцип, это важно для того, чтобы избежать резкого стресса для организма, который и может спровоцировать обострение болезней. Надо заранее готовиться к Великому посту, отказавшись, например, не только от мяса, но и всех этих копченостей, консервов, сосисок и колбас.
Надо готовиться заранее и к питьевому режиму - в Великий пост особенно важно соблюдать рекомендацию медицинских работников и выпивать не менее полутора литров чистой воды за день, это кроме других напитков. Вода здесь будет способствовать очищению. Обычный путь ограничений в Великий пост - это отказ от пищи животного происхождения: мясного, молочного, от яиц. А откуда тогда организму брать белок?
Яблоками, грушами, апельсинами, бананами, клубникой, малиной, сливами, персиками — выбирайте, что вам больше по душе. И перечислены были далеко не все вкусные представители растительного мира, богатые на витамины. Овощи с фруктами могут употребляться в сыром виде, запекаться, вариться, готовиться на пару или жариться. Крупами: рисом, гречкой, манкой, пшеничной, овсяной, пшенной, ячневой, просом и прочими. Любая крупа богата на полезные микроэлементы и витамины, она принесёт однозначную пользу для организма, поможет легко и гармонично справиться с пищевыми ограничениями. Грибами: белыми, шампиньонами, вешенками, лисичками, опятами. Ну и, конечно, не забываем про витамины, минералы, аминокислоты в составе, которые участвуют во многих жизненно важных реакциях тела. Сегодня многие учёные говорят о том, что растительный белок ничуть не хуже для человеческого организма, чем животный. А его очень много содержится в чечевице, нуте, горохе, фасоли. Орехами: грецкими, миндалём, кешью, фундуком, лесными орешками — выбирайте природные дары на свой вкус. Сухофруктами: курагой, изюмом, черносливом, инжиром, финиками, цукатами — кроме того, что они невероятно вкусные, ещё и налаживают правильную работу кишечника. Семечками: подсолнечника, тыквы, кунжута. В семечках содержатся в большом количестве жиры и углеводы, которые помогут постящемуся человеку находиться в хорошем настроении и чувствовать себя бодро, энергично. Вы можете кушать сухофрукты, орехи и семечки, как в самостоятельном виде, так и добавлять их к основным блюдам: класть в кашу, притрушивать ими салат. Домашними соленьями. Когда же, как не в пост открывать мамины и бабушкины закатки и наслаждаться вкуснейшими огурчиками, помидорчиками, баклажанами, кабачками, маринованной капустой, грибами или закрученными в банке салатами такими как домашнее соте. Растительными маслами: подсолнечным, оливковым, льняным, кукурузным, тыквенным, кунжутным. На масле готовятся блюда, а ещё ими заправляются полезные салаты из свежих овощей. Зеленью: листьями салата, укропом, петрушкой, базиликом, тархуном, мятой, мелиссой, луком-пореем. Опять-таки можно кушать их в чистом виде, если вы любите, или добавлять к салатам, гарнирам. Зелень просто изобилует полезными витаминами и микроэлементами.
Духовные занятия и добрые дела В канун Великого поста заголовки российских СМИ пестрят темами, связанными с тем, как правильно провести пост. Самая популярная тема, связанная с постом, — что и когда можно есть, а что — категорически запрещено. Настоятель михайловского храма Всех святых, в земле русской просиявших, протоиерей Игорь Подоситников не согласен с такой постановкой вопроса и напоминает хорошо известное изречение святителя Игнатия Брянчанинова: «Пост для человека, а не человек для поста». Вот это всё в комплексе и является постом», — наставляет отец Игорь. Для чего люди постились и постятся и кто вообще придумал пост? Пост чуть младше человечества. Первым, по Священному Писанию, был запрет для Адама и Евы в раю вкушать плоды от древа познания добра и зла. За нарушение этого правила прародители рода людского и были изгнаны из рая. Что же касается Великого поста, то он был установлен в первые годы христианства в память об искушениях, которые в течение 40 дней и ночей проходил в пустыне Иисус Христос. Это совершенно безлюдная, выжженная местность. И в этой пустыне возвышается небольшая гора. Днём там дичайшая жара и укрыться негде, а ночью — страшный холод. И, конечно, Христу было там непросто держать пост. Постились и ученики Христовы, постились и первые христиане, и эта традиция дошла до нас», — делится священник. В Древней Руси так делали князья перед решающими сражениями. И не только князья, но и весь народ. Особой строгостью отличался пост перед Воскресением Христовым. Перед Пасхой нам надо поразмышлять над тем, для чего это событие случилось, почему Господь пришёл на эту землю, почему он пострадал. Почему все эти события, которые были на Голгофе и которые мы особенно вспоминаем на Страстной неделе, имели место», — рассуждает отец Игорь. Есть или не есть? Ограничения в пище в дни поста — это не цель, а лишь средство для достижения цели — духовного роста. Об этом священники рассказывают своим прихожанам довольно часто, и всё же вновь и вновь поднимаются темы: что можно, а чего нельзя есть. Некоторые прихожане, особенно те, кто недавно приобщился к вере, отличаются особым рвением и могут определить для себя непосильную меру поста — например, вообще ничего не есть первые три дня или читать по несколько акафистов акафист — хвалебное песнопение, посвящённое Богу, Богородице, святым. Чтение одного акафиста может занимать до 40 и более минут.
Врач объяснил, как правильно поститься в Великий пост и не потерять при этом здоровье
Что можно есть в пост – «Еда» | В III веке произошло удлинение пасхального поста на 40 дней под влиянием продолжительной практики оглашения, из желания строгим постом и усердными молитвами готовить оглашенных к принятию таинства крещения[3]. |
Что такое пост и как правильно поститься? :: | это самый продолжительный и строгий из всех постов Русской православной церкви, именно поэтому его называют Великим. |
Что можно кушать в пост, какие продукты разрешены, а какие нет | Не рекомендуется следовать строгим правилам поста беременным и кормящим; детям и пожилым; людям с заболеваниями органов желудочно-кишечного тракта, диабетом, онкологией и различными хроническими заболеваниями. |
В чём смысл Великого поста?
В остальные недели пост не такой строгий, однако помним, что нельзя кушать во время Великого поста продукты животного происхождения. Строгий пост является символом покаяния и принесения жертвы, физическим проявлением духовной практики религиозных традиций. Особенно строго пост необходимо соблюдать в первую и последнюю недели, а в первый и последний дни верующим рекомендуется полностью отказаться от еды и пить только воду. Успенский пост не так строг, как Великий, но более строг, чем Петров и Рождественский посты. Православие сегодня Посты Что такое сухоядение в пост – это когда православные монахи и миряне даже чай не пьют? Монахи в пост придерживаются строгих ограничений.
Что такое строгий пост в православии?
Нет, Евангелие говорит о нем: «Придя же в себя, сказал: сколько наемников у отца моего избыточествуют хлебом, а я умираю от голода; встану, пойду к отцу моему и скажу ему: отче! Встал и пошел к отцу своему» Лк. Заметим, та же самая гордыня греховная страсть духовная удерживала блудного сына в чужой стране и в рабском состоянии. Из-за этой гордыни ему было стыдно, после всей своей предыдущей фанаберии, вернуться к отцу нищим, босым и в лохмотьях. А спас его от этого рабства обыкновенный голод — естественная и беспорочная то есть не греховная телесная страсть. Она-то и внушила заблудившемуся юноше смиренную и спасительную мысль вернуться к отцу уже не в качестве сына, а в качестве обыкновенного наемника. Итак, в данном евангельском примере похотствует дух, то есть душа по причине гнездящейся в ней гордыни. А спасает тело, поскольку удобно смиряет горделивую душу. Это следует помнить каждому постящемуся.
И не случайно Неделя о блудном сыне, в которую и читается сие евангельское зачало Лк. Православный пост предназначен совсем не для богопротивного убийства тела, как считали язычники, а для искоренения гнездящихся в нем и в душе христианина греховных страстей. Ведь у язычников также был пост ради достижения духовных целей. Но под этими духовными целями они понимали общение с нечистыми духами, которых почитали, как «богов». Так, к примеру, в житии св. Киприана Карфагенского упоминается, что, когда он еще был язычником и учился волхвованию, то на горе Олимп: «Видел он также в мнимых образах языческих богов и богинь, а равно различные призраки и привидения, вызыванию коих он учился в строгом сорокадневном посте; ел же он по захождении солнца, и то не хлеб и не какую-либо иную пищу, а дубовые желуди». Естественно, что такой богопротивный пост ради общения с нечистыми духами и пребывании в стимулируемых ими страстях, особенно гордыне, — для православного христианина совершенно неприемлем! Повторяю, христианский пост служит для искоренения или, хотя бы, ослабления страстей, а не для их усиления!
А также для победы духа христианина над его плотью ради стяжания благодати Духа Святого. Пост — это некий отказ от земного ради небесного. О чем Господь сказал: «Не хлебом одним будет жить человек, но всяким словом, исходящим из уст Божиих» Мф. Вот что, в первую очередь, а именно — духовное получает постящийся православный! Второй этический закон, с которым связан христианский пост, это: Закон связи наслаждений и страданий Этот закон был открыт философами еще за несколько столетий до Рождества Христова. Суть его состоит в том, что все и всяческие земные наслаждения необходимо связаны со страданиями. Так, например, чтобы насладиться пищей, сначала надобно испытать голод; а чтобы получить удовольствие от пития, сначала необходимо испытать жажду. Но если первые есть наслаждения, то, очевидно, вторые голод, жажда — это страдания.
И они, эти наслаждения и страдания, необходимо связаны друг с другом! Обратное также верно. А именно: люди, которые непомерно предаются тем или иным наслаждениям, в результате получают болезни и страдания. Обжора — расстройство желудка; пьяница — цирроз печения; блудник — дурные болезни, а также преждевременную импотенцию; наркоман — заболевание всего организма и т. Интересно, что этот этический закон, над открытием которого философы бились много лет, Господь в беседе с самарянкой выразил всего лишь шестью словами: «Всякий, пьющий воду сию, возжаждет опять», — но при этом еще и добавил, — «а кто будет пить воду, которую Я дам ему, тот не будет жаждать вовек; но вода, которую Я дам ему, сделается в нем источником воды, текущей в жизнь вечную» Ин. Здесь под сей водой, которую Он дает нам, Господь разумеет благодать Святого Духа, кою стремится получить каждый православный христианин. В частности, как и было сказано выше, получить чрез подвиг поста — для этого, собственно, мы и постимся. Но заметим и то, что побочным следствием этого постного делания является и определенная победа над этическим законом связи наслаждений и страданий.
И действительно, как погоня за наслаждениями порождает страдания, так точно верно и обратное: злострадания в частности, пост , добровольно принятые христианином ради Христа, дают ему также дозволенные и здравые телесные радости. Вспомним обряд разговения, особенно приятный после Великого поста! Кроме того, как обжора расстраивает свой желудок и болеет, так, наоборот, добре постящийся и правильно разговляющийся чрез это стяжает не только духовное, но и телесное здравие. Как говорил некий преподобный отец: «Бог назначил пост не по злобе, а для того, чтобы человек не умер от несварения желудка». Итак, можно сказать, что христианский пост — это благословенное Православной Церковью посильное воздержание христианина от пищи, пития и ряда других плотских удовольствий ради получения благодати Святого Духа, здравия души и тела, а в наше время и того, что можно назвать счастьем. Как правильно соблюдать пост Церковь не требует от христианина поста выше его сил. Для детей, стариков и больных делается послабление в канонической строгости поста. Только тут надо правильно понимать, как можно получить это послабление.
Часто бывает, что перед постом к священнику подходит, скажем, какая-нибудь старушка и, ссылаясь на болезни, просит его благословить ее на молоко или еще какой-то запрещенный продукт. Она не понимает, что священник не имеет права отменять установленные святыми отцами правила поста. Как же быть? В таких случаях советую таковым слабым христианам поститься посильно, как они могут. Если же при этом нарушаются канонические правила поста, то в конце его следует принести в этом покаяние на исповеди. Сказав, что по немощи телесной я нарушил а то-то и то-то. Так будет правильно. Но при этом надобно стремиться поститься как можно строже.
А мерилом здесь для слабых является их христианская совесть. Но что имеется в виду под словами, что в наше время пост, да, собственно, и всякое христианское воздержание дает счастье?! Это особенно хорошо видно из того, что называется: Постные ограничения интимной жизни супругов Речь, конечно, идет о христианских супругах, состоящих в законном браке. Поскольку вне его интимная жизнь между мужчиной и женщиной — это тяжкий грех блуда. Как известно, любой пост налагает ограничения не только на вкушение тех или иных видов пищи, но и на половые отношения между супругами. Для некоторых из них, особенно молодых, эти запрещения гораздо более тягостны, чем ограничения в пище. Более того, в наше время частой является ситуация, когда супруги, особенно муж, не могут вынести этот запрет на половые отношения постом. Как же быть в этом случае?
Тут надобно трезво и по совести оценить свои силы и способность к воздержанию, стараясь воздерживаться столько, сколько можешь, а не столько, сколько предписано тем или иным постным уставом. Когда же становится невозможно воздерживаться — а это бывает при реальной угрозе блудных грехов: сильного умножения блудных помыслов и блудной брани; тягой к порнографии и, особенно, к рукоблудию и «походам налево», — тогда следует разрешить супружеское воздержание, ради победы над этими блудными страстями. Ибо одна из главных целей брака — это сохранение супругов от блуда. И она достигается тем, что они в браке получают то законное половое удовлетворение, которое незаконно обещает им блуд, поэтому-то на блуд и не клюют. Конечно, нарушение поста в этом случае общения супругов — это грех, и его следует исповедать на исповеди. Но если неумеренные, зато слабые подвижники возьмут на себя подвиг выше своих слабых сил и попытаются соблюсти все постное воздержание, но при этом впадут в те или иные формы блуда, то они совершат двойной грех. И в блуд впадут, и пост таким образом нарушат! Мерилом такого воздержания и его прекращения должна служить христианская совесть супругов.
Тут надобно пройти между двумя крайностями, между Сциллой сластолюбия, которое толкает к невоздержанию, когда еще можно воздерживаться; и между Харибдой вышеупомянутого неумеренного воздержания, ведущего к блуду. А мерилом правильного поста здесь, повторяю, может быть лишь совесть. Довольно часто встречается и такая ситуация, когда один из супругов чаще всего — это муж не может воздерживаться, а другой может. В таком случае тот, кто может, должен уступить более слабому ради предохранения его от блуда. Ибо если один из супругов впадет в блуд по причине постного отказа в супружеском общении другого, то виноватым в этом грехе будут и сей другой по причине своего отказа. Как говорит об этом апостол Павел: «Во избежание блуда, каждый имей свою жену, и каждая имей своего мужа. Муж оказывай жене должное благорасположение; подобно и жена мужу. Жена не властна над своим телом, но муж; равно и муж не властен над своим телом, но жена.
Не уклоняйтесь друг от друга, разве по согласию, на время, для упражнения в посте и молитве, а потом опять будьте вместе, чтобы не искушал вас сатана невоздержанием вашим» 1 Кор. Если супруги будут так разумно подвизаться, их скромные духовные силы будут постепенно расти, а телесные в том числе и половые по мере старения — ослабевать. Поэтому они через определенное время более или менее длительное смогут соблюдать все постные ограничения, предписанные канонами. Что же они при таком постном воздержании получают?
По их словам, если человек, который болен, но может сам прийти в храм, можно обратиться к священнику, чтобы он дал благословение не поститься. В свою очередь медики отмечают, что люди с ослабленным здоровьем должны очень серьезно подойти к вопросу соблюдения поста, особенно те, кто это будет делать в первый раз. Они отмечают, что если человек принял решение строго держать пост, ему нужно посоветоваться с лечащим врачом.
Особенно это касается людей, у которых есть проблемы с психикой, желудочно-кишечным трактом, сердечно-сосудистые заболевания. Службы Великого поста В это время церковь совершает особые богослужения. Всегда в воскресенье вечером накануне поста проводится вечерня с чином прощения. В первую неделю поста читается Великий покаянный канон святителя Андрея Критского — это очень длинный и самый древний канон, написанный в VII веке. Во время Великого поста будут поминальные службы родительских суббот, в этом году они придутся на 30 марта и 13 апреля. Еще одна важная служба — это Стояние Марии Египетской, в этом году она пройдет в храмах 17 апреля. Особые службы также есть во время финальной недели поста — Страстной Седмицы.
Изменение времени христианских постов с самого начала связано и с новым пониманием смысла поста. Пост имел своей целью пользу для души и соблюдался втайне, а не напоказ; его характерными чертами были радость и светлость, а не скорбь и угрюмость. Из различных исторических свидетельств мы узнаем, что посты первых христиан продолжались весь день, с утра до вечера. Кроме того, пост означал полное неядение. Более умеренный вид поста назывался стоянием. Оно представляло своего рода полупост, прекращавшийся в девятом часу после восхода солнца. В исключительных случаях пост продолжался два или три дня т. Соблюдавшие его воздерживались от любой пищи и даже от воды. Такой пост был установлен в Великие Пятницу и Субботу; он оканчивался около полуночи с возвещением Воскресения. С течением времени этот пост по причине строгости стал соблюдаться только мирянами-ревнителями и особенно монахами и подвижниками.
К тому же аскетический дух монахов вдохновлял и на удлинение поста. Однако с увеличением количества постных дней пост перестал быть совершенным воздержанием и приобрел новую форму: воздержание от определенной пищи, в особенности от мяса и вина. Это воздержание, как объясняли многие Отцы, не означало гнушение теми или иными продуктами как скверными, но было направлено к телесному подвигу и обузданию плотских желаний, особенно возбуждаемых такой пищей. Итак, по мере своего развития пост стал разделяться на: а полное неядение б сухоядение и в воздержание от определенной пищи. Согласно 50 правилу Лаодикийского Поместного Собора созванного в 364 г. Однако часто в действительности сухоядение ограничивалось средой и пятницей. Пост, так же как и прочие церковные установления, испытал на себе значительное влияние со стороны монашества. Расцвет монашеской жизни и ее влияние на жизнь всех христиан не только способствовали развитию подвижнического духа среди мирян, но и привели к тому, что различные постные уставы, соблюдавшиеся монахами в монастырях, начали проникать в мир. По этому поводу следует отметить, что еще в XII веке ни продолжительность постов, ни их уставы еще не были окончательно определены. Различные правила Вселенских и Поместных Соборов, касающиеся вопроса о посте, позволяют нам проследить развитие постных правил, почувствовать, чем руководствовалась Церковь , определяя правила о постах, и увидеть значение поста в церковном сознании.
Из этого правила, как и из 2 правила Гангрского собора ок. В 56 правиле Трулльского Собора 691 г. Соблюдение различных постов постепенно приобрело обязательный характер для всех христиан. Святой Тимофей, епископ Александрийский, в своих канонических ответах ответ 8 причисляет к больным также рожениц. С самого начала пост неразрывно был связан с молитвой. И, в соответствии с учением Апостола Павла 1Кор. Воскресенье изначально рассматривалось как день радости. Он был исключительным днем, днем Господним, когда христиане вспоминали Воскресение Христово. Но и суббота — день, когда Бог почил от дел творения — заняла в христианском сознании особое по сравнению с другими днями недели место. Поэтому, когда эти два дня приходились на многодневные посты, разрешалось вкушение растительного масла и вина.
А если выразиться точнее, то не просто разрешалось, но даже предписывалось, для того чтобы подчеркнуть особый характер этих дней. Единственное исключение из этого общего правила составляет Великая Суббота, посвященная погребению Спасителя, которая с древнейших времен причислялась к дням самого строгого поста. Смысл поста Чего мы добиваемся постом? Основная цель поста — очищение души и тела постящегося. Василий Великий называет пост «врачевством, истребляющим грех». Во-первых, пост очищает телесные чувства и умерщвляет сластолюбие. В то время как чревоугодие и рабское отношение к своему желудку питают плотское мудрование и животные инстинкты, пост, напротив, подавляет плотские желания и успокаивает телесные движения, как учит святой Григорий Палама. У многих Отцов, а также в церковных песнопениях мы встречаем ряд характерных сравнений. Пост уподобляют мечу или клинку, отсекающему плотские страсти, или узде, сдерживающей телесные порывы. Но пост не только усмиряет движения тела; в то же время он освобождает человека и от душевных страстей.
Согласно святому Иоанну Златоусту , пьянство и обжорство порабощают нас страстям, в то время как пост избавляет нас от их оков, освобождает от мучительства и ведет к изначальной свободе. Так что пост весьма справедливо именуется «страстоубийцей» и «лекарством, очищающим от страстей». Так же как и от страстей, пост избавляет нас и от нечистых помыслов. Как говорят богоносные Отцы, одно из самых действенных орудий для борьбы со скверными помыслами — пост. Святой Иоанн Златоуст отмечает, что пост «многую в помыслах наших творит тишину... Отгоняя страстные мысли, пост очищает человеческий ум и, как некая мысленная лестница, возводит его на Небо. По словам святого Иоанна Лествичника , «ум постника молится трезвенно» и «ум воздержного — храм Святого Духа, а ум чревоугодника — жилище ворон». Как мы уже упомянули, часто пост уподобляется оружию. Итак, христиане с этим оружием в руках сражаются с дьяволом и отражают атаки злых духов. Василий Великий учит, что «пост — оружие для ополчения против демонов».
А по словам Евфимия Зигавина «пост — великое укрепление для обороняющихся от демона». Без молитвы и поста невозможно противостоять различным искушениям. С помощью поста мы не только победоносно сражаемся с дьяволом. В то же время он придает нам силы в нашем стремлении стяжать христианские добродетели. Пост — «благих ходатай», как говорят песнопения Постной Триоди, а по словам святого Григория Нисского , «пост — основание добродетели». Святой Иоанн Златоуст называет его «матерью здравомыслия», а святой Исаак Сирин — «защитником всякой добродетели». Как мы сказали, первое, чего добивается с помощью поста христианин — очищение своей души и тела. Однако это своего рода «программа-минимум»; верующий должен стремиться к более высокой цели — богообщению. Пост и духовная чистота, которую дает нам истинный пост — путь, возводящий человека к Богу. Без этих условий невозможно приблизиться к Богу, стяжать чистую молитву, приобщиться Божией благодати.
В этом вопросе наши богоносные Отцы единогласны. И все они в подтверждение своего учения ссылаются на образы двух великих пророков: Моисея и Илии. Боговидец Моисей подготовился сорокадневным постом к восхождению на гору Синай, где он видел Бога, говорил с Ним и принял Его Закон. Святой Иоанн Златоуст говорит: «Проведя сорок дней в посте, великий Моисей удостоился получить скрижали Закона». То же самое можно сказать и о пророке Илии. Василий Великий пишет: «Пост сделал Илию зрителем великого видения; ибо очистив душу сорокадневным постом, удостоился он в Хоривской пещере видеть Господа, сколько можно видеть Его человеку». Препятствия на пути поста 1. Предполагается, что такой духовный подвиг христианина, как пост, неизбежно связан с трудами и усилиями. И, конечно, не случайно церковные песнопения великой Четыредесятницы — самого продолжительного и тяжелого поста — называют это постное время «великой пучиной», переплыть которую призваны верные, или «поприщем добродетелей», которое должны пройти «хотящий страдальчествовати», «препоясавшеся добрым поста подвигом». Когда мы хотим взять на себя подвиг поста, то мы встречаем различные препятствия к нему.
И самое большое из них — сам дьявол , наш смертельный враг, разными своими ухищрениями старающийся сбить нас с Божьего пути. Этот богоборец и человеконенавистник — как называет его Василий Великий — то нагоняет на нас уныние и усталость, то пытается поймать нас на крючок сластолюбия. Когда мы собираемся поститься, он всеми способами побуждает нас передумать. Когда мы начинаем пост, он представляет нам массу затруднений, чтобы либо оторвать нас от нашего подвига, либо чтобы мы свели его к минимуму с помощью разных уловок. А если все эти его предприятия потерпят неудачу, он старается лишить нас плодов поста, побуждая нас к гордости или подстрекая нас потщеславиться своим постом перед окружающими. Второе великое препятствие — наша человеческая немощь. Воля падшего человека, слабая и больная, ум, легко соглашающийся на грех и сердце, так уязвимое для стрел сластолюбия, с трудом соглашаются на постный подвиг, как и на любой другой подвиг жизни во Христе. А если мы и берем на себя этот подвиг, то мы не всегда правильно его проходим или не доводим его до конца. Мы легко склоняемся на внушения «сопротивных помыслов», попадаем в плен к сластолюбию и оставляем подвиг. Поэтому нам необходимо постоянное бодрствование и самопринуждение, то есть терпение и настойчивость.
Но в первую очередь мы должны прибегать ко Господу с горячей молитвой, прося Его укрепить нашу волю, утишить наши помыслы, сохранить наше сердце от нашествия губительных страстей и пригвоздить его к Божией воле. Другое препятствие, которое сегодня многим мешает поститься — дух нашего времени. Материалистический взгляд на жизнь и неумеренное сластолюбие, царствующие вокруг, воздействуют на нас и удаляют нас от нашего церковного предания и вдохновляемого им образа жизни. Мы должны противостоять. Мы должны полюбить освященный Церковью образ жизни. Мы должны пригвоздить себя к нашему благословенному Преданию. И мы должны твердо стоять перед лицом иконоборческого беснования, нападок и насмешек — обычных средств, с помощью которых так часто гасится наша ревность и которые внушают нам, что пост — либо ненужное излишество, либо нечто отсталое! За и против 1. Как явствует из некоторых слов наших святых Отцов, в их времена были такие христиане, которые избегали постов и пытались оправдать свой отказ от поста с помощью разных отговорок. То же самое — но с гораздо большим размахом — мы видим и в наше время.
И сегодня многие отказываются соблюдать церковные посты, часто приводя те или иные причины и пытаясь с их помощью оправдать свое нарушение постных правил или перед своей собственной совестью, или перед окружающими; однако, по большей части, это всего лишь вины о гресех извинения дел греховных — Пс. Когда речь заходит о посте, мы часто слышим, как многие выдвигают «неоспоримый» аргумент: к чему поститься, если главное — чистое сердце? Они считают, что этот аргумент полностью освобождает их от необходимости поститься. Когда во время поста видишь их приглашенными к столу, то обычно, высказавшись о «чистом сердце» — и они наивно верят, что этот аргумент свидетельствует о совершенной ненужности поста — с жадностью набрасываются на скоромные яства. Ясно, что большинство высказывающих этот «аргумент» против поста — люди малоцерковные или вообще нецерковные, относящиеся к святыне без всякого благоговения и даже уважения. Они никогда всерьез не задумывались над тем, что они утверждают. И, конечно, они никогда и не пытались стяжать это «чистое сердце», никогда не постились; так что мы не можем сказать, что они опытным путем убедились в бесполезности и ненужности постного подвига для очищения сердца. Итак, речь идет об обычной отговорке, за которой скрывается примитивное нечестие. Другие выдвигают иной подобный аргумент, который они почерпнули из слов Христа о том, что не входящее в уста, а исходящее из уст оскверняет человека. Здесь мы также имеем дело с поверхностным — по меньшей мере — пониманием слов Христовых, которые вообще не имеют никакого отношения к посту см.
В точности эти слова звучат так: не то, что входит в уста, оскверняет человека, но то, что выходит из уст, оскверняет человека Мф. Каков смысл этого отрывка? Человек не оскверняется пищей, которую он берет «неумытыми руками», то есть, не совершив предварительно ритуальное омовение рук, как считали книжники и фарисеи, следуя преданию старцев Мф. Напротив: человека оскверняет то, что исходит из его сердца: злые помыслы, нечистые слова, греховные дела см. Из вышесказанного ясно видно, что те, кто прикрывается словами Христа для того, чтобы нарушить закон о посте, который Господь совершенно недвусмысленно одобрял и поощрял, полностью извращают их истинный смысл. Когда христиане постятся, они не считают нечистыми продукты, от которых воздерживаются. Единственная причина, по которой мы отказываемся от них — подвиг и воздержание. Ведь когда пост кончается, мы беспрепятственно едим все скоромные яства. А вот вопрос для опирающихся на этот «аргумент»: не придавая значения «входящему в уста» — и не заботясь о посте — следят ли они за «исходящим»? Внимательно ли они относятся к своему языку и к своим словам?
Или, подчинившись обжорству и пьянству, они уже не в состоянии контролировать поток слов, слетающих с их языка? Еще один вопрос повергает в недоумение многих христиан — и это также может быть поводом для небрежения о соблюдении постных правил — по какому принципу те или иные продукты относятся церковным преданием к постным или скоромным. Например, часто спрашивают, почему в те или иные дни запрещается рыба, но разрешается икра, которая, как известно, происходит от той же рыбы? Или: почему в дни строгого поста можно есть маслины и семечки, хотя растительное масло не разрешается?
Это, как мы уже сказали, пост души, состоящий в «удалении от зол», и он-то по преимуществу является «истинным постом», приятным Господу. Василий Великий учит: «Впрочем, пользу поста не ограничивай одним воздержанием от снедей: потому что истинный пост есть устранение от злых дел».
И этот образ поста, заключающийся в том, чтобы, по словам Иоанна Златоуста , «удаляться от всякого зла», гораздо выше поста телесного, заключающегося лишь в воздержании от пищи. Тот же Отец в другом своем слове усиленно подчеркивает, что ценность поста заключается не в его «телесной» составляющей, но в воздержании от греха: «Ибо честь поста заключается не в воздержании от пищи, а в удалении от грехов, так что именно тот-то и бесчестит пост, кто ограничивает его одним воздержанием от яств». Это значение, которое наши Отцы придают духовному посту, не означает того, что они принижают пост телесный; во-первых, этим Отцы выстраивают правильное соподчинение двух сторон истинного поста, а, во-вторых, пытаются оградить верующих от опасности превратить пост, ограниченный лишь воздержанием от пищи, в бесполезное соблюдение внешних форм и правил. То же учение — но уже в поэтической форме — развивают и церковные песнопения, в особенности Великой Четыредесятницы — главного периода воздержания и духовного поста на протяжении церковного года: «Постящеся, братие, телесне, постимся и духовне: разрешим всякий союз неправды, расторгнем стропотная нуждных изменений, всякое списание неправедное раздерем, дадим алчущим хлеб, и нищия, безкровныя введем в домы, да приимем от Христа Бога велию милость». Постясь, братья, телесно, будем поститься и духовно: разрушим всякие оковы несправедливости, расторгнем узы насильственных сделок, разорвем всякую несправедливую расписку, дадим голодным хлеб и введем в дома нищих и бездомных, чтобы получить от Христа Бога великую милость. Другая стихира говорит нам об опасности деградации телесного поста, не сопровождаемого постом духовным: «От брашен постящися, душе моя, и страстей не очистившеся, всуе радуешися неядением: аще бо не вина ти будет ко исправлению, яко ложная возненавидена будеши от Бога, и злым демоном уподобишися, ни-колиже ядущим.
Да не убо, согрешающи, пост непотребен сотворити; но непоколебима к стремлением безместным пребывай... Греша, не сделай свой пост бесполезным; но оставайся непоколебима неуместными влечениями... Духовный пост, как мы уже заметили выше, заключается не только в отказе от чего-то, в «удалении от зол», но и в старании верующего отозваться на волю Господню и соблюсти Его животворные заповеди. Христианин отказывается от наслаждения материальной пищей и наслаждается духовными добродетелями. Он воздерживается от различной пищи, но питается словом Божиим и Его спасительными заповедями. Таким образом, — постясь и совершая дела человеколюбия, — постились и первые христиане согласно Апологии Аристида, древнему христианскому памятнику, относящемуся к началу II века: «А если среди них [христиан] есть кто нуждающийся или бедный, а у них нет возможности содержать его, они постятся два или три дня, чтобы подать нуждающимся необходимую пищу».
Но и в Постной Триоди, ярко и подробно раскрывающей богословие поста, встречаются чудесные выражения, разъясняющие эту сторону духовного поста: «Сытость греха, душе моя, возненавиждь всегубительную, насладися сытостию поста прилежно, спасительныя заповеди снедь сотвори, наслаждение исходатайствующия вечных благ верою». Возненавидь, душа моя, всепагубное насыщение греха; старательно наслаждайся насыщением поста, сделай пищей спасительные заповеди, которые через веру ходатайствуют наслаждение вечными благами. Подвизающиеся христиане «питаются Божественною благодатию» и с помощью «краснейшего» поста, «матери добродетелей», укрепляются к делам богоугодной жизни и взращивают спелый колос добродетелей. Пост в нашей христианской жизни сегодня и завтра 1. Конечно, никто не может привести серьезных аргументов против того факта, что пост занимает значительное место в церковном учении и благочестии. Но вместе с тем нельзя и закрывать глаза на то положение, в котором сейчас находится это установление, на место, которое сегодня пост занимает в жизни верующих, и на возникающие в связи с ним проблемы, как среди пастырей и богословов, так и среди многих простых христиан.
Все то, что мы сказали в главе «За и против», позволяет нам заметить, что трудности, на которые ссылаются многие верующие, и богословские дискуссии о посте касаются целесообразности и прежде всего возможности соблюдения поста в наше время — по крайней мере, в том виде и в тех временных рамках, которые он принял во многовековом христианском предании. В настоящей главе мы пытаемся описать и разобрать, как можно более просто и понятно, встающие в наши дни перед многими членами Церкви проблемы. Если сегодня пост является предметом пререканий и многочисленных дискуссий, то это, на наш взгляд, происходит от неведения и от извращенного восприятия сущности поста у многих людей. Прежде всего, пост как духовное явление и как часть церковной практики не есть нечто самодостаточное. Его можно рассматривать только в контексте всей церковной жизни. И он имеет смысл только тогда, когда он связан со всеми прочими проявлениями христианской жизни, которую старается проводить христианин.
Если по какой бы то ни было причине пост теряет свою связь с церковной жизнью и перестает являть тот глубочайший смысл, который придает ему Евангелие и церковное Предание, то он превращается в пустую формальность; формальность, которую сегодня многие христиане не могут понять, ценность которой они не могут уразуметь и потому не пытаются эту формальность исполнить. Отрыв многих современных христиан от своих церковных корней, обмирщение образа мыслей и жизни и индивидуалистический а потому эгоистический подход даже к вопросам веры представляют собой значительные препятствия на пути к правильному пониманию духа Церкви и значения ее различных установлений. Когда-то люди жили в Церкви; Церковь вдохновляла и формировала их образ жизни. Сегодня многие живут вне Церкви. Их вдохновляет другой дух, чуждый по отношению к Церкви, и их образ жизни формируется вне какой бы то ни было христианской перспективы. Все это создает большие трудности для того, чтобы пост занял подобающее место в нашей теперешней христианской жизни.
Что же можно с этим сделать? Само собой разумеется, что вопрос о посте также можно рассматривать в общем контексте современной пастырской проблематики, касающейся оживления жизни во Христе и воцерковления современного человека. Но что касается поста, то здесь требуется особое усилие от пастырей Церкви — в области проповеди и катехизации — чтобы помочь церковному народу понять глубочайший смысл, ценность и правильный образ поста. Такие усилия сегодня невероятно облегчаются подчеркнутым интересом к своему здоровью и к правильному питанию, равно как и выводами, к которым пришла современная диетология. В этом направлении должны работать и те живые члены Церкви, которые стараются соблюдать правила поста. И они также должны вдохновляться истинным восприятием поста.
Неверно лишать пост его глубочайшего духовного содержания. И недостаточно просто соблюдать те или иные уставные предписания, касающиеся воздержания в пище. Если Бог осуждает пост израильтян, ставший формой без содержания см. Вопрос поста является предметом обсуждений и богословского интереса и для пастырей Церкви. Самым ярким выражением этих обсуждений явилось предложение о «приведении церковных правил о посте в соответствие с требованиями современной эпохи». Первоначально это предложение было высказано на I Всеправославном совещании о.
Родос, 1961 г. Вслед за этим данный вопрос обсуждался особой Межправославной комиссией, занимавшейся подготовкой тем для рассмотрения на Великом Соборе. Предлагавшиеся в ходе обсуждения различные нововведения изначально вдохновлялись снисхождением к современным христианам по причине сегодняшних жизненных условий и трудностей, как объясняли члены комиссии, и состояли в основном в уменьшении продолжительности постов и в смягчении их строгости путем разрешения рыбы и растительного масла в большую часть постных дней. Эта маленькая книжечка обращена ко многим: к простым членам Церкви, а не только к богословам. Поэтому здесь не место подробному разбору предложений, разработанных Межправославной комиссией. Однако, поскольку кое-что должен знать весь церковный народ, мы выскажем несколько простых и немногословных замечаний.
Никто не станет оспаривать значимость такого установления, как пост. Это древнейшее установление. Оно глубоко укоренено в Писании и в церковном Предании. Пост выражает глубочайший дух Евангелия и является проявлением подвижнического характера христианского образа жизни. Без поста нет подвига. А без подвига не достичь спасения.
Следовательно, не может быть веских аргументов против необходимости поста в нашей христианской жизни. Это само собой разумеется. Вопрос, и раньше заботивший Церковь , и сегодня вызывающий споры, касается продолжительности и образа поста. Время от времени Церковь принимала определенные решения и упорядочивала те или иные стороны вопроса о постах. Тем не менее верно, что в церковной практике восторжествовала свобода, а не единообразие. А в таком вопросе, который непосредственно связан с личными возможностями, ревностью, духовной зрелостью и состоянием здоровья верующих, гораздо лучше подходит свобода, чем непререкаемое единоообразие.
Именно это премудро подтверждает и святой Кассиан Римлянин : «Касательно образа воздержания в пище, или постничества, не может быть постановлено одинаковое для всех правило, потому что не у всех тел одинакова крепость, добродетель же эта соблюдается не одною силою души, но должна соразмеряться и с силою тела». Итак, пусть нас не страшит наблюдаемое в церковной жизни многообразие. И давайте не будем пытаться подогнать все под непререкаемые правила возможно более полного единообразия. Что мы имеем в виду? Мы имеем в виду, что почти все посты, за исключением поста среды и пятницы и Великой Четыредесятницы, были установлены не в апостольскую или послеапостольскую эпоху, но в гораздо более позднее время, и были приняты постепенно и молчаливо. То есть в то время как касательно поста среды и пятницы, равно как и Великой Четыредесятницы, высказывались Вселенские и Поместные церковные Соборы, ни один Собор не упоминает о прочих постах.
Однако также имеющиеся в трудах Отцов и учителей Церкви сведения, данные различных монастырских Уставов и церковная практика отличаются большим разнообразием в том, что касается временной продолжительности и образа этих постов. Вот почему и раньше, и сегодня в недрах Церкви возникали дискуссии; дискуссии и споры, которые порой доходят даже до попыток оспорить церковную каноничность этих постов. Мы полагаем, что правильный подход к данному вопросу находится в ответе, данном Патриаршим Собором, собравшимся в Константинополе в начале 2 половины XII века «пред державным и святым Царем» — императором Мануилом Комниным 1143—1180 — и под председательством Патриарха Луки Хрисоверга 1156—1169. Это единственное «официальное» церковное решение, бывшее ответом на вопрос, нужно ли соблюдать Успенский пост «аще подобает иже в августе пост совершати» и в то же время касающееся вопроса каноничности постов, о которых молчит изначальное церковное предание. В этом «ответе» Патриарх и участвовавшие в Соборе архиереи «изрекоша неотъемлему быти посту августа месяца». Однако поскольку некоторые продолжали сомневаться, «за еже не обретатися нигдеже определенну количеству дней сего поста», Патриарх Лука решил, что если письменное предание не определяет продолжительности этого Успенского поста «и совершаемаго поста пред праздником Рождества Христова», «понуждаемся последовати неписаному церковному преданию», постясь с 1 августа и с 14 ноября [по старому стилю — прим.
Этот «ответ» Патриарха Луки дает нам основной критерий, с помощью которого мы можем верно разрешать различные вопросы церковной жизни и, конечно же, связанные с постом: там, где письменное предание молчит, мы следуем неписаному церковному преданию, выражающему многовековую церковную практику и богатство жизни во Христе церковного тела, вдохновляемого и руководимого присутствием Святого Духа. Выражение, которое использует Межправославная комиссия — «соответствие требованиям современной эпохи» — говоря о предлагаемых нововведениях, как уже было отмечено, очень двусмысленно. Церковь , упорядочившая ряд, скажем так, «второстепенных» сторон поста, может и изменить их. Но какие бы то ни было изменения, вносимые ею, были направлены к духовной пользе и возрастанию верных. Однако разве обоснованы с церковной точки зрения те аргументы, которые приводятся сегодня в пользу переработки постных правил? Не производят ли они впечатления противоречия Преданию и облегчения обмирщения Церкви?
На наш скромный взгляд, здесь надо быть особенно осторожными: допускать какую бы то ни было переработку церковных установлений о постах нельзя просто потому, что в современном обществе большинство верующих не соблюдают всех постных правил, так как этим мы оправдаем и узаконим нарушение церковных правил. И совсем не кажется, что предлагаемые изменения лучше служат духовному возрастанию верных; скорее, они выражают приспособление Церкви к духу мира сего. И надо как следует исследовать причины, приведшие к такому положению дел — уже с первого взгляда видно, что они весьма глубоки и существенны. Однако разве можно согласиться с тем, что выйти из этого положения — то есть недооценки поста и попрания связанных с ним правил — можно через пересмотр постных правил в сторону большей снисходительности? Лично мы весьма сомневаемся в этом. К тому же мы полагаем, что свобода, всегда царствующая в Церкви касательно вопросов поста, позволяет поместным Церквам регулировать решениями своих иерархий «на человеколюбивейшие» эти вопросы, принимая во внимание новые условия жизни или различные климатические условия тех мест, куда сейчас пришло Православие.
Однако необходимо беречь как зеницу ока и ни при каких обстоятельствах не изменять дух жизни во Христе и подвижнический характер православного образа жизни, которые выражает постный подвиг, как стремление христианина очиститься от страстей и освободиться во Христе от ига греха. А Церковь , перелагая эти слова Писания на стихи, воспевает в хвалитном славнике 5-го воскресенья Великого поста, проясняя свой освященный опыт: «Несть Царство Божие пища и питие, но правда и воздержание со святостию... Аналогичную функцию в том, что касается применения «икономии» к продолжительности и образу поста для тех христиан, у которых есть к тому особые причины, прежде всего медицинского характера, может исполнить и духовник. Богобоязненный, рассудительный и человеколюбивый духовник, может и должен быть в курсе всего духовного состояния его духовного чада и с человеколюбием определять и срок, и образ пощения для этого христианина. Таким образом, не только принимается во внимание человеческая немощь христианина, но, кроме того, мера поста, который он будет соблюдать, определяется в контексте всей его духовной жизни, которую он ведет под руководством своего духовного отца. И, конечно, это имеет особое значение как для сохранения духовного характера поста, так и для возрастания верующего во Христе.
Размышляя о месте поста в современную эпоху, мы не можем обойти вниманием еще некоторые реалии современной жизни, которые ставят церковное установление о посте в центр нашего интереса с другой стороны. Сегодня многие говорят об опасности истощения ресурсов планеты по причине неразумного расходования благ природы и полезных ископаемых. Все мы знаем о широком и вызывающем беспокойство загрязнении окружающей среды и явной угрозе разрушения экосистемы, в которой мы живем. Главнейшая причина, создавшая и продолжающая создавать эти опасности, — охватившая нас мания потребления, наше увлечение безумным использованием природных ресурсов. Мы можем предотвратить эти опасности, только вспомнив о духе умеренности и простоте в пользовании материальными благами, заповедуемом в Евангелии Иисуса Христа, и положить его в основу нашего образа жизни. Но также и различные опасности, угрожающие сегодня нашему здоровью сердечно-сосудистые заболевания, инфаркты, инсульты, рак, сахарный диабет, гипертония, атеросклероз и т.
Они показывают нам, как премудро наши Отцы рассудили о питании в постные и скоромные периоды и дни. Они являют, как полезен благословенный пост — не только для нашей христианской жизни, но и для сохранения здоровья. Когда и как мы постимся? Пост среды и пятницы 1. Среда и в особенности пятница уже с апостольских времен рассматривались как особо значительные дни недели, поскольку они связны со святыми Страстями Господа нашего. Они носят скорбный характер и христиане изначально выделили их как дни поста и молитвы.
Пост среды и пятницы на протяжении всего года — а не только во время Великой Четыредесятницы — является древнейшим из всех ныне существующих постов. Ибо они постятся во второй и пятый день недели. Вы же [христиане] поститесь в среду и пятницу». Почему мы постимся в эти два дня? В пятницу мы постимся потому, что в этот день Господь был распят. С древнейших времен сохранилось множество исторических свидетельств о посте этих двух дней.
Так, Апостольские постановления указывают: «Посты же ваши да не будут с лицемерами, ибо они постятся в понедельник и четверг. Вы же поститесь или пять дней, или в среду и пятницу, ибо в среду произнесен суд на Господа, когда Иуда за деньги нанялся предать Его, а в пятницу потому, что в этот день претерпел Господь крестную смерть при Понтии Пилате». Подобно вышеприведенному и свидетельство 15 Правила святого Петра, епископа Александрийского, пострадавшего в 311 г. В среду — по причине составленного иудеями совета о предании Господа, а в пятницу потому, что Он пострадал за нас».
Что можно есть в пост
В древней Церкви пост был довольно строгим. Когда проходит Великий пост Суть поста Что нельзя есть Структура поста — что и в какие дни можно есть Когда можно рыбу Значение Великого поста в современном мире. Монахи в пост придерживаются строгих ограничений. Но надо помнить, что Великий пост не только самый строгий из всех многодневных постов Церкви, но и самый долгий, а это значит: если мы подошли к нему необдуманно, если мы к нему не готовились заранее, то у нас могут обостриться уже существующие хронические заболевания. Перед тем, как держать строгий пост, важно настроиться психологически, так как это нелегкое испытание длиною в 40 дней. При строгом соблюдении человек, соблюдающий пост, не принимает никакой пищи или воды с захода солнца предыдущего дня до 48 минут после восхода солнца следующего дня.
Что такое пост и как правильно поститься?
Вред сорокадневного поста Самый главный вред во время поста причиняет полное исключение из питания белков и жиров. Фактически для поддержания жизни и получения энергии человеку остаются одни углеводы. Соблюдающему пост приходится долгое время сидеть на строжайшей углеводно-овощной диете. Любая женщина, хоть раз пытавшаяся сбросить лишний вес с помощью так называемой «гречневой» диеты, прекрасно знает, чем это заканчивается: начинают выпадать волосы, слоятся ногти, в полное расстройство приходит пищеварительная система. Аналогичное воздействие на организм оказывает и строгий пост. Самая большая нагрузка приходится на поджелудочную железу, которая в неумеренных количествах вынуждена перерабатывать одни углеводы. Результатом такого питания становится усиленное производство холестерина. Он приводит к образованию бляшек в кровеносных сосудах, что чревато проблемами с сердечно-сосудистой системой. Второй опасный враг — отсутствие жиров и животного белка. Из-за дефицита этих важных элементов, крайне необходимых для метаболизма, организм начинает «съедать сам себя», заимствуя белок из мышечной ткани. Поскольку извне не поступают такие важные элементы, как цинк, кальций, железо, сера и пр.
Меню постное, соленое и острое Рецепты строгого поста могут отличаться наличием в них большого количества специй, добавок, пряностей. Можно использовать петрушку, укроп, сахар, соль, корицу, и тогда никто не сможет сказать, что салаты и закуски, первые и вторые блюда, которые приготовлены из овощей и круп, невозможно есть из-за их пресного вкуса. А некоторые рецепты могут стать любимым блюдом на все случаи жизни. Необходимо следить, чтобы специи и приправы не содержали в себе следов животного происхождения. Хозяйка постного стола, особенно та, которая работает и приходит домой только вечером, не понаслышке знает, что ломать голову насчет предстоящего ужина намного проще, чем приготовить этот ужин. Надо ухитриться сделать что-то постное, некалорийное, но чтобы все были сыты. При этом количество ингредиентов весьма ограничено.
Самой настоящей палочкой-выручалочкой для практичной хозяйки во время поста послужит овощной бульон. Он может стать основой любого блюда — и первого, и второго. Бульон прекрасен и ароматен в свежем виде, а если хранить его в морозилке порционно, он обязательно придется кстати для срочного приготовления вкусного супа, рагу из овощей или айнтопфа. Овощи для его варки берутся любые, какие есть в наличии, и которые любят домочадцы. Для особого вкуса в бульон из овощей можно добавить грибы, тимьян, розмарин и другие любимые специи и травы. Вначале порезанные овощи с грибами пассеруют на масле, а затем заливают водой, доводят до кипения, закладывают травы и перец и варят около часа на медленном огне. Для постных блюд, как ни для каких других, важен внешний вид.
Яркие цвета вызывают аппетит и отвлекают от состава самого блюда, в котором часто судорожно хочется найти мясо. Ощущение насыщения обычно вызывает тепло, поэтому постные блюда лучше подавать подогретыми, а перец чили или имбирь помогут создать эффект горячего кушанья. Разноцветные овощи и фрукты в пост — баклажаны, болгарский перец, яблоки, сливы просто незаменимы при составлении постного меню, поскольку яркие краски очень поднимают настроение. Наконец, не стоит забывать о различных способах соления, мочения, квашения и маринования овощей и фруктов! Квашеная капуста с вареной картошкой — вкусней не придумать! Великий пост. Строгий режим питания как повод для полета фантазии Постящиеся люди не должны чувствовать себя обделенными вкусной и красивой едой.
Существует столько чудесных, ароматных и сытных постных блюд, что любой пост станет гастрономической радостью для всех! Если есть в наличии чечевица, хозяйка может приготовить очень полезный, вкусный и красивый суп с маслинами, лимоном и зеленью. Коронное блюдо постного меню — жареный картофель с грибами, в него можно добавить любые овощи, а для создания разнообразия цветовой картинки оптимальным вариантом будет болгарский перец. Еще один пряный рецепт — запеченная картошка в фольге с чесночным соусом. Баклажаны можно щедро приправить чесноком, если не планируется никаких встреч и личных контактов. А если уж очень хочется мяса, то имитацией мясных фрикаделек могут послужить постные шарики из нута, называемые фалафель. Многие жалуются на то в строгий пост, что нельзя побаловать себя творогом.
Вот и неправда! Если смешать манную крупу с сахаром и запечь ее в яблоке, то по вкусу получившаяся начинка очень напомнит творог.
Многие вопросы о Великом посте были рассмотрены в статье Великий Пост в вопросах и ответах. Каждому человек должен научиться определять свою меру дозволенности и ограничения во время Поста, учитывать образ жизни, социальное положение и ответственность перед близкими, но в первую очередь — перед самим собой. Одни смогут соблюдать Пост в полной строгости, для других подобные ограничения могут вызвать весьма негативные последствия для здоровья и обострение заболеваний. Существенные послабления в Великий Пост для больных, поскольку считается, что болезнь уже своеобразный пост и испытание.
Однако, при некоторых заболеваниях временное или полное воздержание от употребления некоторых продуктов наоборот может принести пользу. Будьте сознательны и спросите мнение вашего лечащего врача! Существуют также послабления в Великий Пост для беременных, военнослужащих, для тех, что занимается тяжелым физическим или интеллектуальным трудом например, работает в напряженном ритме или учится. Особый Пост для детей и подростков до 14 лет. Раньше школьникам разрешали соблюдать только первую неделю поста и последнюю. Деток во время Поста можно ограничить в конфетах и выпечке, при этом Пост для них должен носить больше игровой характер.
А вот воздержание от молочного и рыбы для растущего организма явно не полезно. Для определения собственной меры и строгости Поста существуют Подготовительные недели, предшествующие Посту, которые позволяют размеренно войти в режим ограничений, начиная поститься 2 дня в неделю — среду и пятницу, постепенно вводя гастрономические запреты и приближая нас к пониманию, как правильно поститься именно для нас. Это время для того, чтобы определиться с объемом необходимой пищи для поддержания работоспособности организма в нормальном режиме. Какие степени ограничений существуют в Великий Пост? Существует пять степеней строгости Поста смотрите также Календарь Великого Поста : 1. Особо строгий пост: полное воздержание от пищи например, в Чистый понедельник в первую неделю Великого Поста, в Великую пятницу на Страстной неделе.
Сухоядение: холодная пища без масла, вода, черный хлеб, фрукты, овощи, компоты, салаты из сырых овощей, квашеной капусты и соленых огурцов, которые заправляются не маслом, а различными салатными заправками на уксусной основе либо лимонным соком. Можно также добавлять орехи и изюм. Фруктовые салаты можно заправить медом. Отлично подойдут различные смузи без добавления молока или с соевым молоком. Любая не приготовленная пища. Так, например, подойдут вымоченные в воде крупы, не сваренные.
Горячая пища без масла: вареные или тушеные овощи, супы, каши на воде по вт и чт. Горячая пища с растительным маслом и виноградным вином: салаты из овощей, супы, вторые блюда сб и вс. Разрешается рыба. Когда в Пост можно есть рыбу: Благовещение, Лазарева суббота, Вербное воскресение.
В сознании моем тогда обычно пролетала мысль: «Что я за человек такой, чтобы мне специально приготовляли пищу? За год до своего пострижения в монашество я вижу как-то раз сон, будто бы стою я в каком-то храме. Сзади правого клироса вижу икону больших размеров с изображением Богоматери и Предвечного Младенца на руках Ее. Божия Матерь изображена величиной в рост человека и в короне… Видя чудный лик Богоматери и поражаясь его красоте, я преклонил свои грешные колена пред святым образом и стал просить милости и предстательства Ее пред Господом. К ужасу своему, я вижу: Матерь Божия отвращает от меня Свой лик. Тогда я в страхе и трепете воскликнул: «Матерь Божия!
Чем я оскорбил Тебя, что Ты отвращаешь Свой божественный лик от меня, недостойного? Ты в среду и пяток позволяешь себе вкушать скоромную пищу и не почитаешь страданий Сына Моего. Этим оскорбляешь Его и Меня». На этом видение закончилось. Но оно было уроком для моей души на всю мою последующую жизнь». Другая крайность — чрезмерный пост, который дерзают брать на себя неподготовленные к такому подвигу христиане. Говоря об этом, святитель Тихон, Патриарх Московский и всея Руси, пишет: «Нерассудительные люди ревнуют посту и трудам святых с неправильным разумением и намерением и думают, что они проходят добродетель. Диавол же, стерегущий их как свою добычу, ввергает в них семя радостного мнения о себе, от которого зарождается и воспитывается внутренний фарисей и предает таковых совершенной гордыне». Говоря о тщеславном прохождении дней поста, можно привести следующий случай из «Древнего Патерика». Когда путешествующие иноки пришли в один монастырь и сели за общую трапезу, там по случаю гостей приготовили вареные овощи.
И один из них сказал: «Вы знаете, мы не вкушаем вареное, мы постимся». Тогда старец подозвал его и говорит: «Лучше бы тебе есть кровавое мясо, чем сказать то, что ты сказал». Так старец отозвался о путешествующем иноке потому, что последний показал свой подвиг, который должен быть тайным. Опасность такого поста, согласно преподобному авве Дорофею, состоит в следующем: «Кто постится по тщеславию или считая, что он совершает добродетель, тот постится неразумно и потому начинает после укорять брата своего, считая себя кем-то значительным. А кто разумно постится, тот не думает, что он разумно совершает доброе дело, и не хочет, чтобы его хвалили, как постника». Сам Спаситель велел совершать добродетели втайне и скрывать пост от окружающих см. От чрезмерного поста могут также появиться раздражительность, озлобленность вместо чувства любви, что также свидетельствует о неправильности его прохождения. Покажите… в добродетели рассудительность 2 Пет 1, 5 , — призывает апостол Петр. У каждого своя мера поста: у монахов одна, у мирян может быть другая. У беременных и кормящих женщин, у престарелых и больных, а также у детей, с благословения духовника, пост может быть значительно ослаблен.
Итак, постясь телесно, постимся и духовно.
Описание поста и что это такое – зачем нужен, как его держать, что можно и нельзя
Успенский пост не так строг, как Великий, но более строг, чем Петров и Рождественский посты. рассказывает об истории самого строгого и продолжительного поста в православии. Великий – этот строгий пост, посвященный Иисусу Христу и Его Воскресению из мертвых — День Пасхи. Это девятый месяц исламского лунного календаря, в течение которого мусульмане должны соблюдать строгий пост.
Великий пост: всем ли нужно 40 дней придерживаться календаря питания
Строгий пост в православии – это дни, когда люди очищаются в физическом и духовном плане. Пост начинается 27 февраля и длится до 16 апреля. Отметить ее стремятся по всем церковным канонам, поэтому чтят строгий пост из числа многодневных – Великий.
Православные посты
При этом наши предки могли хоть как-то пополнять запасы витаминов, если в хозяйстве были куры-несушки или дойная корова. С приходом христианства многовековая «традиция» вынужденного весеннего голодания была искусственно преобразована в форму Великого 40-дневного поста. Но столь суровое испытание для организма наносит серьезный урон здоровью. Вред сорокадневного поста Самый главный вред во время поста причиняет полное исключение из питания белков и жиров. Фактически для поддержания жизни и получения энергии человеку остаются одни углеводы.
Соблюдающему пост приходится долгое время сидеть на строжайшей углеводно-овощной диете. Любая женщина, хоть раз пытавшаяся сбросить лишний вес с помощью так называемой «гречневой» диеты, прекрасно знает, чем это заканчивается: начинают выпадать волосы, слоятся ногти, в полное расстройство приходит пищеварительная система. Аналогичное воздействие на организм оказывает и строгий пост. Самая большая нагрузка приходится на поджелудочную железу, которая в неумеренных количествах вынуждена перерабатывать одни углеводы.
Результатом такого питания становится усиленное производство холестерина. Он приводит к образованию бляшек в кровеносных сосудах, что чревато проблемами с сердечно-сосудистой системой.
Врачи рассказали, как стрессы влияют на желудочно-кишечный тракт В Коране говорится: «Разрешено вам в любую ночь поста интимное приближение к вашим женам. Они — одеяние для вас, а вы о мужья — одеяние для них муж и жена нуждаются друг в друге, подобно тому, как человек нуждается в одежде » сура Аль-Бакара: 187. В светлые часы супруги должны воздержаться от близости, иначе их пост нарушается и следует суровое наказание. В качестве искупления каффата мужу предстоит поститься два месяца подряд, на жену такой запрет не накладывают. При этом днем разрешается целоваться и обниматься, купаться и соблюдать гигиенические процедуры.
Поцелуи во время поста позволял себе и пророк Мухаммед, говорится в Хадисе его жены Умм Салямы. Имамы призывают не курить ни табак в любом виде, ни кальян. Что касается алкоголя, то Коран запрещает не только спиртное, но даже и перебродивший сок плодов в любой день года. Лауреат Госпремии Иван Стилиди — о 30-летних исследованиях, которые спасли миллионы жизней Исключения: что можно в Рамадан Несмотря на строгий пост, для некоторых мусульман в Рамадан действуют исключения и послабления. Например, освобождается от поста путешественник, если он находится в долгой поездке или приехал на новое место менее 15 дней назад.
Богослужение отличается отсутствием литургии в понедельник, во вторник и в четверг. Литургия Преждеосвященных Даров проводится в среду и пятницу, в субботу и в Вербное воскресенье служится литургия Иоанна Златоуста, по другим воскресеньям проходит литургия Василия Великого. В эту седмицу благословляется коливо кутья. Вторая седмица посвящена вспоминанию святителя Григория Паламы.
Третья неделя — Крестопоклонная. Свято Крест славословят и выносят для поклонения верующим. С этого дня в литургии появляется ектения о готовящихся к крещению. В четвертую седмицу вспоминают преподобного Иоанна Лествичника. Её называют «Похвальная», происходит от Похвалы Пресвятой Богородицы, читается субботний Пресвятой Богородице Акафист в память спасения Константинополя 626 год от иноземных захватчиков. Пятая седмица посвящена воспоминанию пр. Марии Египетской, которую считают примером истинного покаяния. Заканчивается неделя субботой праведного Лазаря. Шестая седмица — это Вербное воскресенье, символизирует вход Христа в Иерусалим.
Иисус въезжает в город на осле, его встречают, расстилая на дорогу одежду и пальмовые ветки и приветствуя сына Давидова. Седьмая седмица — Страстная. О последней, самой строгой, Страстной неделе стоит рассказать отдельно. Каждый день недели называют Великим или Страстным, и наполнен он подготовкой к Пасхе. Великдень или Пасха был ожидаемым и светлым праздником, к нему готовились особо: мыли, белили, чистили, выскабливали столы и лавки, отмывали окна, двери и полы, с четверга хозяйки пекли куличи, мясо, начиняли колбасы, красили яйца. Считалось, что до Великодня, в Страстную неделю, беснуется нечистая сила, а после него на землю возвращаются предки, и нужно обязательно почтить их. В богослужении до среды проходит литургия Преждеосвященных Даров, в Страстной четверг и пятницу — литургия Василия Великого. В Великую пятницу литургию не проводят. Дни этой недели связаны со Страстями Христовыми — событиями земной жизни Спасителя.
В последнюю седмицу церковь напоминает прихожанам о них. События, которые произошли после Тайной вечери, связанные с арестом Иисуса, судом, бичеванием и казнью, вызывают особенно трепетное отношение христиан и запечатлены в памяти и церковных обрядах и традициях православных. День памяти ветхозаветного Иосифа — прообраза Иисуса Христа. Вспоминается бесплодная смоковница, проклятая Иисусом, что не приносила плодов, как душа без истинной веры и покаяния, не приносящая плодов духовных. В Великий вторник православные вспоминают произнесенные в Иерусалимском Храме притчи Иисуса: о дани кесарю, о десяти девах и Страшном суде, о воскресении мертвых и талантах. Страстная среда посвящена вспоминанию о вечере в Вифании — грешнице, омывшей ноги Христа и совершившей помазание, которое предваряло великие страдания и казнь Иисуса. Великий четверг — его еще называют Чистым — связан с омовением Христом ног учеников, Тайной вечерей, его молитвой в Гефсиманском саду, поцелуем Иуды, 30 сребрениками и предательством Иуды, которое привело к аресту Иисуса.
Помни, что Царство Божие силой берется, как учит Господь.
Пустоту и тоску, которые могут образоваться при потере привычного образа жизни, можно заполнить добродетелью и полезным общением, а также чтением душеспасительной литературы. Твоя молитва может быть слабой и недостаточной. Проси помощи Церкви. Соборная молитва имеет бОльшую силу. Духовное общение с единомышленниками и более опытными людьми в духовном плане помогут тебе на этом пути своей поддержкой. Правда, в наше время духовное руководство желает быть лучше. Вместо скоромной мясо-сальной привычной пищи научись употреблять растительную — овощи, фрукты, крупы и их производные. На самом деле постные блюда еще лучше и вкуснее мясных.
Следует помнить, что с мясом мы поглощаем трупный яд. И еще. Слон такой большой и сильный, а питается травой! Нарушение поста не карается Церковью. Наверно только Боженька смотрит на нас как на чад неразумных. Человек сам себя наказывает, когда отказывается от поста. Первая Заповедь в раю была — не ешь от древа познания добра и зла. А поскольку человек нарушил волю Божью, то пал.
Последствия грехопадения испытываем все мы через века и тысячелетия. И, всместо того, чтобы истреблять грех, мы его почему-то только приумножаем. Поэтому не стоит удивляться, что с годами становится все труднее жить. И вот, чтобы этого не было, навыкай в посте и молитве! Пост по силам любому.
Великий пост 2023: когда начинается и кончается, что нельзя есть и делать, а что можно
Великий пост — наиболее строгий и длительный период воздержания для верующих, направленный на духовное обновление и подготовку к празднованию Светлого Воскресения. Несмотря на строгий пост, для некоторых мусульман в Рамадан действуют исключения и послабления. Великий пост — главный многодневный пост, установленный в честь памяти о 40-дневном постничестве Иисуса Христа в пустыне.