Этот день в истории государства. Год 1820. 28 января 1820 года (16 января по старому стилю) вошло в историю как день открытия шестого континента – Антарктиды.
Что произошло в 1820 году в России?
Усилия были не напрасны — к 1897 году грузопоток из Севастополя был окончательно перераспределен в Феодосию и другие порты Северного Причерноморья. В те годы из Крыма вывозили преимущественно зерновой хлеб, в том числе за границу. Например, за 1897 год порт принял 135 кораблей под иностранными флагами. Больше всего — 82 судна — прибыло из Британии; на втором, третьем и четвертом местах оказались Италия 16 кораблей , Греция 15 судов и Турция 9 кораблей. Ялта сквозь века Первое письменное упоминание Ялты относится к XII веку, но населенный пункт с таким названием в произношении Ялита или Джалита возник в тех местах гораздо раньше, его основали греки. Название произошло от греческого слова "яло" или "ялос", что в переводе означает "берег". По свидетельству Павла Сумарокова, при генуэзцах Ялта была "каменной крепостью с несколькими церквями", а при ханах город оставался "значимым и укрепленным местечком" с лавками, кофейнями и цирюльнями. В начале ХIХ века, писал Сумароков, в Ялтинской долине было лишь "тринадцать скудных домов" для временного размещения греческого батальона. Его современник писатель и военный Владимир Броневский сообщал, что в Ялте в то время все еще осуществлялся натуральный обмен.
Ялтинцы нагружали лодки лесом, изюмом, приготовленным из дикого винограда, луком, чесноком, льном и обменивали все это в ближайшем Феодосийском порту на пшеницу, турецкий шелк, соль и другие товары. Ялта получила статус уездного города в 1838 году. Годом ранее горное шоссе связало Ялту с Алуштой и Симферополем, а в 1848 году было проложено шоссе от Ялты до Севастополя. Однако численность населения не слишком возросла — в 1864 году там проживало всего 1 112 человек. Ялта, XIX век. Центр элитного виноделия и садоводства Окрестности же Ялты осваивались более активно. Потемкин и Екатерина II щедро дарили земли на Южном берегу приближенным. Уже к середине 1830-х годов на территории Большой Ялты — от современных "Артека" до поселка Оползневое — насчитывалось 40 имений 30 разных владельцев.
Их украшали садами и парками — спрос на экзотические растения, саженцы плодовых деревьев и редкие сорта винограда возрастал. Поэтому еще в 1812 году по указу императора Александра I недалеко от Ялты был открыт Экономо-ботанический сад ныне Никитский ботанический сад — Национальный научный центр РАН для разведения редких видов растений и выведения новых. А в 1828 году при Никитском ботаническом саде было открыто Магарачское училище виноделия. Большой вклад в развитие виноделия внес Михаил Воронцов, с 1823 года занимавший пост новороссийского генерал-губернатора и полномочного наместника Бессарабской области. В 1828 году по его распоряжению "частные лица" — первыми владельцами были в основном дворяне, находящиеся на государственной службе, — бесплатно получали земли в поселке Магарач рядом с Ялтой, но с одним условием: необходимо было высадить на участке хотя бы по одному виноградному кусту на квадратную сажень одна сажень равна 2,1 м. Воронцов распорядился таким образом раздать 120 десятин казенной земли. Решение оказалось эффективным: за семь лет было высажено 700 тыс. Всего в Крыму к 1848 году было разбито почти 3 тыс.
Производство вина набирало обороты. В 1835 году на полуострове производили 356 тыс. Вклад в производство вносили владельцы частных виноградников. Например, генерал-губернатор Воронцов был одним из крупнейших землевладельцев своего времени в Крыму. В окрестностях Ялты он владел Массандрой и Ай-Данилем и заложил там виноградники и винные погреба. Виноградники южного побережья Южный берег — основной район виноделия в Крыму. Благодаря разнообразию сортов винограда, привезенного из разных стран, в Крыму изготавливали испанские, французские и греческие вина. Курорт, заменяющий Ниццу Ялта приобрела популярность во второй половине 1860-х, после того как члены царской семьи начали отдыхать в Крыму каждую осень.
Знаменитый врач-терапевт Сергей Боткин рекомендовал императрице Марии Александровне, страдавшей от легочного туберкулеза, Южный берег Крыма как идеальную замену заграничным курортам. Сложно было придумать лучшую рекламу нового курорта. В те годы даже туристический поток зависел от приезда на полуостров царской семьи. Однако отдых в Ялте был "недоступно дорогой". Первыми курортниками были аристократы, а стоимость аренды дачи варьировалась от 500 до 1 000 рублей за лето при этом средняя зарплата рабочего в Российской империи на 1900 год составляла 16 рублей 17,5 копеек — прим. Большой императорский дворец. Около 1900-1904 годов. В 1870-х годах Ялта развивалась, несмотря на эпидемию холеры 1872 и Русско-турецкую войну 1877—1878.
В 1874 году был утвержден новый генеральный план города, по которому его границы расширялись до 500 десятин. Можно сопоставить по размеру с территориями двух княжеств Монако. Народонаселение вскоре утроилось. Образовались улицы с тротуарами, с фонарями, устроился водопровод".
Легенды о смерти Александра I отшельником, судьбе сердца императора и многое другое обсудят историки в экспозиции Музея Отечественной войны 1812 года. Участники: Леонид Юзефович — писатель, автор нового исторического романа об этой эпохе «Филэллин».
Андрей Яновский — заместитель директора Государственного исторического музея по научной работе, кандидат исторических наук.
Они час от часу далее углубляются в горы и оттуда направляют свои набеги… Дух дикого их рыцарства заметно упал. Они редко нападают в равном числе на казаков, никогда на пехоту и бегут, завидя пушку. Зато никогда не пропустят случая напасть на слабый отряд или на беззащитного». Пушкин предлагает свой рецепт усмирения кавказских племён.
Спасение от дикости и жестокости он видит в крещении народов Кавказа: «Есть средство более сильное, более нравственное, более сообразное с просвещением нашего века: проповедание Евангелия». Слежка царских жандармов На границах с Турцией шла в это время война за освобождение народов Закавказья от турецкого ига. Первоначально Пушкин хотел отправиться в действующую армию, чтобы своими глазами увидеть триумф русских солдат, на что получил отказ от начальника третьего отделения полиции А. Бенкендорфа и от самого Николая I. Тогда поэт тайно выехал к местам сражений.
Когда выяснилось, что Пушкин доехал самостоятельно до Грузии, Бенкендорф немедленно написал военному губернатору Тифлиса Стрекалову с требованием вызвать поэта к себе и расспросить о причинах путешествия. В ответ на это в Тифлисе за Александром Сергеевичем установили тайный надзор. Из Тифлиса Пушкин отправился в Арзрум. По дороге в Гергеры он встретил арбу с телом убитого Грибоедова, ехавшую из Тегерана. Александр Сергеевич записал, что поэта и дипломата было едва узнать: «Обезображенный труп его, бывший три дня игралищем тегеранской черни, узнан был только по руке, некогда простреленной пистолетною пулею».
Рисунок Пушкина в рукописи «Путешествия в Арзрум». Генералу хотелось, чтобы известный поэт воспел ратные подвиги его армии. Пушкин торжественно въехал в захваченный Арзрум вместе с Паскевичем, где встретился с братом Львом и друзьями-декабристами. Цели путешествия Пушкин достиг. Я собирался в обратный путь.
Ю Лермонтов. Он видит край как важный геополитический плацдарм. Он уверен, что завоевание Кавказа решит многие политические и экономические проблемы не только России, но и Европы: «Должно надеяться, что эта завоёванная сторона, до сих пор не приносившая никакой существенной пользы России, скоро сблизит нас с персиянами безопасною торговлею, не будет нам преградою в будущих войнах — и, может быть, сбудется для нас химерический план Наполеона в рассуждении завоевания Индии» 5 или 6 августа Пушкин и Раевские вернулись на Горячие воды и далее направились в Крым, где их ждали жена генерала и его дочери Екатерина и Елена.
Лишь в сентябре Пушкин прибыл в Кишинёв к месту службы. Пушкина с телом Грибоедова А. Гриюбоедова», М.
Источник: godliteratury. Эта поездка соответствовала творческим замыслам поэта — завершить роман «Евгений Онегин» главой о декабристах с яркой панорамой освободительного движения первой четверти 19 века. Встреча с разжалованными декабристами — на Кавказ было сослано около 40 человек — также входила в планы поэта.
Пушкин решился ехать без разрешения властей на Северный Кавказ и далее в Закавказье. В пути он вёл записки, опубликованные в 1836 году под названием «Путешествие в Арзрум во время похода 1829 года». Изменения на Кавказе Пушкин начинает путешествие с заезда в Орёл к старому генералу Ермолову.
За девять лет в Кавказской области сменился управляющий. Вместо генерала Ермолова пришёл полководец и дипломат Иван Паскевич. Он активно боролся с злоупотреблениями на местах и занимался русификацией Кавказа.
Встреча А. Пушкина и А. Ермолова в Орле.
Источник: buninlib.
«Евгений Онегин» вышел в свет, единение России и Белоруссии
- Какую роль в истории России сыграло восстание декабристов
- Лекция 23. Выступление 14 декабря 1825 года
- Subscription levels
- Россия времени декабристов
- Что произошло в 1820 году в России?
- Екатеринослав. Встреча с Раевскими
События истории России и мира за 1820 год
После жестокого подавления восстания заговорщики были схвачены и подвергнуты суду, и множество знатных, образованных и богатых людей были сосланы в Сибирь, на каторгу. Они были лишены всех титулов, наград и званий. Но, не смотря на всяческое противодействие властей, часть жен и невест декабристов последовали за своими мужьями и любимыми. Со школьных времен памятны хрестоматийные строки молодого А. Пушкина о декабристах: «Во глубине сибирских руд Не пропадет ваш скорбный труд И дум высокое стремленье…» Русский историк В. Ключевский отмечал: «Декабристы важны не как заговор, не как тайное общество, это нравственно-общественный симптом, вскрывший обществу недуги, которых оно само в себе не подозревало; это целое настроение, охватившее широкие круги, а не 121 человек только, признанных виновными и осужденных по нескольким степеням виновности». В нашем общественном сознании декабристы — это люди, пожертвовавшие своим положением и благополучием ради идеи общественной справедливости. Восстанию декабристов посвящен целый ряд произведений литературы и искусства. Дворяне, честь и совесть офицерского корпуса России, умнейшие, высокообразованные люди вмиг низвергнуты до уровня самых бесправных каторжан. У их жен осталось право — на верность и любовь, которое даже император отнять не в силах.
Изнеженные дворянки, выпускницы институтов благородных девиц отправляются в промерзшую Сибирь к мужьям, чтобы разделить с ними всю тяжесть царского наказания… Книга про любовь, про верность, про самопожертвование. Про честность, и стойкость, и мужество, про самые лучшие качества, какие только можно представить в человеке. Бурлачук, Ф. Пушкина Владимире Федосеевиче Раевском. Прожив до конца свою жизнь в Сибири, В. Раевский сохранил верность свободолюбивым идеалам, его поэзия проникнута сочувствием народу, революционным пафосом, верой в правое дело. Гусев, В. Легенда о синем гусаре. Среди декабристов Лунин занимает особое место.
Он понимал ограниченность их методов, стремился найти более глубокие и реальные средства борьбы. Дюма А.
Положение, когда одни христианские души могли торговать другими христианскими душами, казалось невозможным для гуманной державы - победительницы Наполеона. Ивану Якушкину «крепостное состояние людей» казалось 10 единственной преградой к «сближению всех сословий и вместе с сим общественному образованию в России» [Пестель 1927, с. В большинстве следственных дел арестованных впоследствии деятелей тайных обществ можно найти высказывания о «пагубности» крепостного права. Императору Александру - и это прекрасно знали вернувшиеся с войны офицеры - тоже не были чужды антикрепостнические идеи. Речи о необходимости отмены крепостного права громко зазвучали в России задолго до войны, в 1801 г. Об этом говорили, в частности, на заседании Негласного комитета, пытавшегося подготовить для императора программу реформ. В 1803 г. Александр издал Указ о вольных хлебопашцах, разрешавший помещикам освобождать крестьян с землей за выкуп.
Консерватор Александр Шишков, в 1812 г. Согласно мемуарным свидетельствам, от императора ждали, что он, «утвердив спокойствие всеобщим миром в Европе», займется «устройством внутреннего благоденствия вверенного провидением державе его пространного государства» [Трубецкой 1983, с. И поначалу император оправдывал надежды: в 1816 г. Параллельно с обсуждением крестьянского вопроса шли разговоры о конституции, представительном правлении и реформе государственного управления. Некоторые довоенные планы удалось воплотить в жизнь: была проведена министерская реформа, образован Государственный совет. И хотя они не представляли собой чего-то принципиально нового, меняющего основы российского абсолютизма, «самый недальновидный человек понимал, что вскоре наступят новые порядки, которые перевернут верх дном весь существующий строй. Об этом уже говорили открыто, не зная еще, в чем именно состоит угрожающая опасность. Богатые помещики, имевшие крепостных, теряли голову при мысли, что конституция уничтожит крепостное право» [Рунич 1901, с. Неотвратимость наступления «новых порядков» после войны ощущалась особенно сильно. В 1815 г.
Царство Польское, вошедшее по результатам Венского конгресса в состав Российской империи, получило конституционную хартию. Русский царь, согласно этому документу, объявлялся польским монархом и обязан был править в соответствии с хартией. При этом в Польше образовывался двухпалатный парламент; в 1818 г. Император, лично открывший заседание парламента, произнес знаменитую речь, из которой следовало, что «законно-свободные учреждения» желательно распространить на всю Россию. Эта речь породила у современников бурную реакцию: одни испугались будущих нововведений, другие были оскорблены тем, что конституцию получили поляки, воевавшие на стороне Наполеона. Третьи - и среди них вернувшиеся с войны молодые офицеры - горячо приветствовали начинания «Агамемнона». В показаниях декабристов восхищение «варшавской речью» императора стало общим местом. Так, по словам Бурцова, речь эта, «в коей изложено было высочайшее намерение распространить со временем и на Россию подобное образование гражданского управления», «много» усилила «общее стремление к снисканию сведений», которые «могли быть употребленными в исполнении общественных обязанностей» [Бурцов 2001, с. Пестель, «воздействуя» на только что вступивших в общество заговорщиков, тоже призывал их «постигнуть» «речь, произнесенную в Варшаве к представителям народным» [Комаров 2001, с. Никита Муравьев показывал, что «свободный образ мыслей» утвердился в нем благодаря речи «покойного государя императора к Сейму Царства Польского, в коей он объявлял свое намерение ввести представительное правление в Россию» [Муравьев 1925, с.
Император на самом деле был уверен: «либеральные начала», к которым он относил и введение конституции, и отмену крепостного права, «одни могут служить основою счастия народов» [цит. Высшие государственные деятели составляли такого рода проекты; большинство из них разрабатывалось тайно. После дарования конституции Польше началась работа над «Государственной уставной грамотой» - российским основным законом; слухи об этом быстро расползлись по России. Иногда конституционные искания становились достоянием общественности: должностные лица и крупные душевладельцы выступали с речами, в которых - с большей или меньшей степенью радикализма - звучали призывы отменить крепостное право. Каждое такое выступление вызывало волну обсуждений и надежд в обществе. Идеи учебы и помощи императору имели совершенно очевидные последствия для офицеров-реформаторов. Они, по справедливому замечанию В. Боковой, хотели видеть себя людьми - «в первую очередь», и только потом уже - офицерами [Бокова 2003, с. Соответственно, изменился и их внешний вид. По словам Федора Глинки, после войны, Окончив полевые драки, Носили офицеры фраки.
И даже когда офицеры не надевали фраков, соблюдать правила ношения форменной одежды они не желали. Пример показывали Милорадович и Си-пягин: Андрей Розен, например, описывал в мемуарах непорядок в одежде высших должностных лиц корпуса. Он писал: «Когда Н. Сипягин был начальником штаба, то он сам, и граф М. Милорадович, и Я. Потемкин, и вообще генералы-щеголи или франты, а за ними и офицеры носили зеленые перчатки и шляпу с поля». И вспоминал эпизод, когда, копируя поведение начальников, тоже оделся «против формы, по образцу тогдашнего щеголя»: «Под расстегнутым мундиром виден был белый жилет, шляпа надета была с поля, а на руках зеленые перчатки». На улице Розен встретил императора Александра: «Я остановился, смешался, потерялся, успел только повернуть поперек шляпу. Государь заметил мое смущение, улыбнулся и, погрозив мне пальцем, прошел и не сказал ни слова» [Розен 1984, с. Кроме того, между офицерами и солдатами еще на войне установились «добрые отношения»; после войны они только окрепли.
В других полках ротные командиры нашли возможность без нее обходиться. Про жестокости, какие бывали прежде, слышно было очень редко», - вспоминал Иван Якушкин [Муравьев-Апостол 1922, с. Офицерам было ясно: просвещение и палки - вещи между собою несовместимые. Давно отмечено, что послевоенная эпоха в России - это «эпоха тайных обществ» [Бокова 2003]. Образовывались полковые артели, политические клубы, кружки, в которые, наряду с офицерами, вступали и их штатские единомышленники. Так, в 1815 г. В Генеральном штабе существовала Священная артель, «мыслящий кружок», участники которого беседовали «о предметах общественных» [Пущин 1988, с. В Москве возникло Военное общество и т. Все они были тайными, однако «их "тайна" - только принятая форма собраний, -негласных, более или менее замкнутых, непубличных» [Пресняков 1925, с. Между тайным и антиправительственным объединением ставить знак равенства пока еще было невозможно.
В феврале 1816 г. Его основали шестеро молодых гвардейцев, связанных между собою узами родства и фронтовой дружбы. Среди основателей - четыре представителя разветвленной и дружной семьи Муравьевых, «муравейника», как их называли в свете: Александр и Никита Муравьевы, Матвей и Сергей Муравьевы-Апостолы. При этом четверо - братья Муравьевы-Апостолы, Иван Якушкин и Сергей Трубецкой - служили на момент образования общества в гвардейском Семеновском полку, а еще двое -Александр и Никита Муравьевы - были гвардейскими квартирмейстерами. Нечкина считала, что Союз спасения - «первая русская революционная организация. Однако вряд ли в данном случае она права. В Союзе шли споры о том, что есть «благо России»: противодействие ли немцам на русской службе, «конституционное правление» или необходимость «даровать свободу крепостным крестьянам и для того пригласить большую часть дворянства к поданию о том просьбы государю императору» [Пестель 1927, с. Ни о каких конкретных «революционных действиях» Союза историкам не известно. Бокова [Бокова 2003, с. Однако Союз спасения - притом, что для власти он был абсолютно безопасен - стал первым, еще робким сигналом того, что власть теряет доверие мыслящего общества.
Осенью 1817 г. Повод, в связи с которым возник цареубийственный план, заговорщики трактовали по-разному. Многие из них подтвердили на следствии, что план возник вследствие письма из Петербурга, от Сергея Трубецкого. В письме содержалась информация, что император намеревается присоединить к Царству Польскому часть бывшей польской территории и уехать со всем двором в Варшаву. Причины, по которым это было нужно императору, заговорщики запомнили по-разному. Никита Муравьев утверждал, что из Варшавы император собирался издать «манифест о вольности крепостных людей и крестьян», этот «манифест» мог сподвигнуть народ на применение оружия «противу дворян»; государь же, пользуясь «всеобщим смятением», «присоединит польские губернии. Якушкин показывал, что государь таким образом «старается. Трубецкой писал, что он действительно «полагал», что император вскорости объявит о присоединении «российско-польских провинций к Царству Польскому», а о других 14 «мнимых намерениях государя императора» ничего на следствии сказать не смог [Муравьев 1925, с. Сначала заговорщики решили - для того чтобы выбрать из своих рядов цареубийцу - «бросить жребий». Иван Якушкин, согласно его собственным показаниям, вызвался сам, «не хотя подвергнуть себя жребию» и желая «пожертвовать собой, дабы спасти Россию от погибели».
Против этого замысла высказался Сергей Муравьев-Апостол: «На другой день, обдумав неосновательное намерение наше и быв болен, я изложил на бумаге мое мнение, коим остановлял предпринятое действие, показывая скудость средств к достижению цели» [Якушкин 1927, с. В итоге замысел был оставлен, император остался цел. Дело было, конечно, не в том, что царь в 1817 г. И не в том, что к 1817 г. Дело было в другом: молодые офицеры впервые поняли, что для реализации планов реформ они императору не нужны. И к реальной российской политике в государстве они - при всей своей учености и влюбленности в «Агамемнона» - никакого отношения иметь не будут. Год спустя основатель Союза спасения Александр Муравьев получил возможность почувствовать на себе отношение императора к собственным антикрепостническим идеям. Возражая одному из «обскурантов», публично критиковавшему идею отмены крепостного права, но желавшему при этом конституции, он написал записку, которую сумел передать царю. В записке, между прочим, были такие слова: «Непостижимо, как можно с таким восхищением говорить о собрании представителей и в то же время оскорблять вольность и противиться сообщению мыслей! Получив записку, монарх, согласно воспоминаниям Сергея Трубецкого, прочел ее и сказал: «Дурак!
А в мае 1818 г. Однако ни в 1817, ни в 1818 гг. В 1819 г. Написанная в осторожных выражениях, она тем не менее хорошо передавала взгляды декабриста: «Не зная и не смея угадывать намерения правительства насчет общего освобож- дения крестьян, можно, однако же, быть уверену, что оно будет предпринимать все возможные по обстоятельствам меры к достижению сей благотворной цели. Дух справедливости, ознаменовавший наше правительство в глазах целой Европы, позволяет ожидать, что еще в настоящее царствование, столь славное многими победами, совершится славнейшая победа справедливости над несправедливостью, просвещения над варварством, света над тьмою». Кроме того, Тургенев в записке осуждал запрет на гласное обсуждение крестьянского вопроса: «Нет сомнения, что благонамеренные и пристойные суждения о предметах сего рода в журналах и в книгах могли бы принести великую пользу; вреда же никакого» [Тургенев 2001, с. Александр поручил Милорадовичу «передать свое благоволение автору». При этом монарх пообещал - для облегчения участи крепостных - выбрать «самое лучшее из поданных ему записок по этому вопросу» [Шебунин 1925, с. В том же 1819 г. Александр велел передать автору, что его стихи внушают «добрые чувства» [Жихарев 1989, с.
Серьезной поддержкой в обществе пользовалась религиозная политика, тесно связанная с политикой гуманитарной. В конце 1812 г. Еще год спустя Библейское общество стало независимым и получило статус общероссийского. Официально декларируемая цель этой организации - перевод Библии на языки народов, населяющих Россию. Но, как видно по результатам многих исследований, деятельность Библейского общества оказалась гораздо шире декларируемой цели. Во главе этого общества стоял один из временщиков императора, князь Александр Голицын. Время управления Голицыным Библейским обществом ознаменовано ожесточенными спорами о роли Церкви в Русском государстве и русском обществе. Князь был сторонником «универсального христианства», стирающего конфессиональные различия; пропагандируемая им «внутренняя церковь» допускала единение с Иисусом Христом, минуя церковь официальную [Флоровский 2006, с. Религиозные воззрения князя распространяли подчиненные ему преподаватели учебных заведений. Начинания Библейского общества, безусловно, влияли и на развитие науки, в первую очередь языкознания.
Согласно мнению А. Пыпина, «непосредственный результат библейской деятельности - новые издания Библии, и в особенности издания на русском языке и переводы на различные инородческие наречия, во всяком случае, были явлением высокой важности в истории русского образования» [Пыпин 2000, с. Идеи взаимодействия религии и просвещения как раз и лежали в основе концепции образованного в 1817 г. Министерства духовных дел и народного просвещения, главой которого и был назначен Голицын. Это, по выражению современников, «сугубое» министерство подмяло под себя не только собственно ведомство просвещения, но и иностранные вероисповедания, и православный Синод, и периодические издания за исключением нескольких ведомственных газет и журналов , и Академию наук, и вольные общества, и цензуру через посредство цензуры - и литературу ; «по совместительству» Голицын возглавлял и Почтовый департамент. На посту министра князь как мог развивал просвещение, учреждал школы и университеты: в частности, при нем был основан Санкт-Петербургский университет. С его санкции открывались новые периодические издания, выходили книги. Исследователи спорят, была ли политика Голицына «протестантским проектом, глобальной попыткой Реформации сверху», «мессианско-эсхатоло-гическим синтезом», «католической конверсией», «утопией общехристианского государства» или «христианским экуменизмом»1. Кроме того, вызывают споры и политические воззрения князя. Так, М.
Майофис видит во главе Библейского общества либерала: по ее мнению, насаждавшаяся посредством этого общества «модель христианства» была орудием «либерализации режима и модернизации» [Майофис 2008, с. Готовцева полагает, что «многие инициативы лично Голицына и возглавляемого им Министерства духовных дел и народного просвещения укладываются в проевропейский космополитический дискурс» [Готовцева 2018, с. Минаков, напротив, считает князя «деятелем с консервативной репутацией». Однако он уточняет, что «вариант консерватизма, который он 1. Свод и анализ мнений о религиозной политике властей в первой четверти XIX в. Впрочем, спор о взглядах Голицына и «направлении» Библейского общества и «сугубого» министерства - это всего лишь спор о терминах. Главным было другое: согласно Пыпину, Библейское общество было, по сути, общественной организацией. Согласно Пыпину, «действия общества проникли в слои жизни, до которых редко касались какие-нибудь подобные влияния; и для людей, не задававших себе никаких вопросов, проводивших жизнь по принятому обычаю и переставших что-нибудь думать о ней, такое возбуждение религиозно-нравственных вопросов все-таки могло быть шагом вперед как пробуждение из нравственной спячки» [Пыпин 2000, с. В годы деятельности Голицына в России выходили многочисленные журналы - и почти у каждого из них было свое лицо. Министр искренне любил многих из своих неспокойных подчиненных, поддерживал при дворе Жуковского о взаимоотношениях Голицына и Жуковского см.
Президент Библейского общества одним из первых русских правителей понял силу общественного мнения и старался в своей деятельности опираться на это мнение. Более того, он зачастую сам инициировал ту или иную общественную инициативу. В частности, он пытался внедрить в отечественное образование ланкастерский метод взаимного обучения. В 1816 г. Он лично наблюдал за обучением студентов и докладывал об их успехах императору, а в октябре 1817 г. При Главном правлении училищ был создан особый комитет для учреждения училищ народного просвещения [Сборник постановлений 1875, с. В 1818 г. Историки долго спорили о том, что представлял из себя Союз благоденствия. Пыпин считал, что его основатели хотели «заявить о нем правительству и просить его содействия» [Пыпин 2001, с. Пыпину возражала Нечкина, ставившая знак равенства между тайным и революционным обществом.
Она удивлялась, зачем общество - если оно преследовало вполне благонамеренные, легальные цели - «оставалось тайным» [Нечкина 1955 а, с. По ее мнению, этот союз, как и предыдущий, был организацией революционной. Сегодня Союз благоденствия мало кто из историков считает революционной организацией. Самое многочисленное тайное общество в России 1820-х годов задумывалось вовсе не как собрание революционеров, стремящихся во что бы то ни стало убить царя и разрушить самодержавие. Между деятельностью этого союза и последующими событиями на Сенатской площади можно выявить лишь весьма условную связь. И это хорошо видно при анализе устава союза см. Устав декларировал: целью союза было «споспешествовать правительству к возведению России на степень величия и благоденствия, к коей она самим творцом предназначена» [Устав 1951, с. Ничего, противоречащего «видам правительства», в союзе, согласно уставу, быть не могло: он создавался для того, чтобы обратить «собственную волю» частных людей «к цели правительства, к пользе общей». Устав гласил: «Всякий член имеет право учреждать или быть членом всякого рода правительством одобренных обществ. Однако никто из исследователей не задавался вопросом: а какое именно «правительство» имеется в данном случае в виду: императора окружали разные люди, выражавшие разные мнения относительно происходивших в России и в Европе политических процессов.
Понятно, что Союз благоденствия не мог был создан для поддержки Аракчеева, начальствовавшего над канцелярией Комитета министров и тем самым имевшего непосредственное отношение к «правительству». Почти ничего не говорится в уставе и о военной сфере деятельности «правительства» - несмотря на то что многие члены союза были офицерами, а послевоенное положение армии оставляло желать лучшего. Как известно, деятельность членов Союза благоденствия должна была охватывать «четыре главные отрасли»: «человеколюбие», «образование», «правосудие» и «общественное хозяйство». Две из них - «человеколюбие» и «образование» - дублировали деятельность возглавлявшихся князем Голицыным государственных и общественных организаций. Как следует из текста устава, Союз благоденствия «вменял» себе в «святую обязанность» распространение «истинных правил нравственности и просвещения» [Устав 1951, с. И эта благая цель полностью согласовалась с целью Министерства духовных дел и народного просвещения. Согласно «Учреждению» этого министерства, оно как раз и должно было блюсти «истинное просвещение». Авторы «Учреждения» утверждали, что основанием такого просвещения должно быть «христианское благочестие» [Полное собрание 1830 с, с. Авторы устава тоже считали истинную веру необходимой принадлежностью «образования». Члены союза были обязаны «распространять истину» о том, что «человек не иначе, как с помощью веры, может преодолеть свои страсти, противостоять неприязненным обстоятельствам и таким образом шествовать по пути добродетели» [Устав 1951, с.
Устав признавал желательность вступления в ряды Союза благоденствия священников. Вполне в духе «внутренней церкви» Голицына, устав утверждал, что «вера наша состоит не в наружных только признаках, но в самых делах наших» [Устав 1951, с. Духовные особы, состоявшие в союзе, должны были «иметь надзор» за своими собратьями, «вне союза состоящими», сообщать в союз «замечания свои насчет их поведения, дабы он мог споспешествовать трудам добродетельных и уничтожать козни порочных» [Устав 1951, с. Устав Союза благоденствия утверждал: под надзором этой организации должны были «находиться все без исключения народные учебные заведения» [Устав 1951, с. Однако «заведение и устройство училищ» было предметом деятельности входившего в министерство Департамента народного просвещения [Полное собрание 1830 с, с. Союз благоденствия должен был заниматься сочинением и переводом «книг, как хороших учебных, так и тех, кои служат к изяществу полезных наук» [Устав 1951, с. Однако составление учебных пособий тоже было прерогативой этого департамента. Союз собирался «исправлять нравы» «изданием повременных сочинений, сообразных степени просвещения каждого сословия, сочинением и переводом книг, касающихся особенно до обязанностей человека» [Устав 1951, с. Но цензура, которую эти «сочинения» не могли миновать, опять-таки находилась в ведении Министерства просвещения. Еще более показательны предполагаемые действия Союза благоденствия в сфере «человеколюбия».
И это вполне согласовалось с деятельностью возглавлявшегося тем же Голицыным Императорского человеколюбивого общества и основанного им Попечительного общества о тюрьмах. Вообще членам союза предписывалось работать в тесном контакте с этими организациями, уговаривать «соотечественников к составлению человеколюбивых обществ и заведений» и вступать «во все, уже ныне существующие» [Устав 1951, с. Союз благоденствия собирался снабжать «праздношатающихся людей работами, стараясь помещать их сообразно их способностям и учреждая рабочие заведения, в которых бы упражняющиеся находили верное и без-нуж[д]ное пропитание» [Устав 1951, с. Императорское же человеколюбивое общество старалось «выводить из состояния нищеты тех, кои трудами своими и промышленностью себя пропитать могут» [Полное собрание 1830 Ь, с. Человеколюбивое общество создавалось, в частности, «для призрения дряхлых, увечных, неизлечимых и вообще к работам не способных» [Полное собрание 1830 Ь, с. Конечно же, сфера деятельности союза - в той мере, в какой она была заявлена в уставе - была шире сферы деятельности голицынских организаций. В частности, по его «ведомству» не проходили две из четырех «отраслей» союза: «правосудие» и «общественное хозяйство». И если «общественное хозяйство» хоть в какой-то мере интересовало Голицына в докладе об образовании Библейского общества утверждалось, что «чтение Священного Писания» благотворно влияет «на поощрение к промышленности» [Полное собрание 1830 а, с. Однако в реальности основная работа членов союза шла как раз в области литературы, просвещения, благотворительности и т. И можно, в принципе, представить себе, что авторы устава не понимали: коль скоро они собираются сотрудничать с правительством, вторгаясь в компетенцию Голицына, им придется иметь дело и с его министерством, и с ним самим.
Однако организовывая, к примеру, Общество для заведения училищ по методе взаимного обучения 1819 , они не могли не знать, что это общество числилось подразделением Министерства духовных дел и народного просвещения [Месяцеслов 1820, с. По делам ланкастерского обучения члены общества тесно общались с министерскими чиновниками. Таким же подразделением министерства было и Вольное общество любителей российской словесности, которое многие исследователи считали и считают «легальным» филиалом Союза благоденствия. Либеральные журналы 1820-х годов были наполнены славословием в адрес Голицына и Библейского общества. Факты свидетельствуют о том, что роль Союза благоденствия в русском обществе 1820-х годов была, скорее всего, сходна с ролью Библейского общества. Библейское общество существовало для поддержки религиозных инициатив министра, Союз же благоденствия - для поддержки его просветительских и гуманитарных инициатив. Образованные дворяне Александровской эпохи не могли не видеть, что параллельно с разговорами об отмене крепостного права, о конституции и либерализации церковной жизни набирает силу прямо противоположная тенденция: тенденция, говоря сегодняшним языком, «закручивания гаек». Естественно, что гвардейская «вольница» привела к падению дисциплины в войсках. Официальные документы Гвардейского корпуса содержат немало сведений о дисциплинарных проступках офицеров. Они, стоя в карауле у городской заставы, могли забыть записать в списки выезжающих из города графа Аракчеева или морского министра маркиза де Траверсе, могли - «в фуражной шапке, в расстегнутом мундире, в рейтузах и без шпаги» - случайно попасться на глаза великому князю Николаю Павловичу, могли и просто быть «неисправными» в карауле «в экспедиции заготовления бумаг» и «у присутственных мест».
Далеко не все офицеры, говоря словами Федора Глинки, «перо и книгу брали в руки» и действовали «на поле мысли»; некоторые из них, «нарядясь в штатские фраки и сертуки», приставали к гуляющим по улицам женщинам, заводили скандалы и с ними, и с их мужьями. Однако реакция императора и тех, кто исполнял его волю, была, мягко говоря, неадекватной. Власти не ограничивались наказанием конкретных виновных, они «подтягивали дисциплину» в масштабе всей гвардии и - шире -армии. В 1817 г. В том же году закрылся «Военный журнал». Военный историк А. Керсновский писал, что после войны войска стала «засасывать» «вязкая трясина мелочей»: «Вальтрапы и ленчики, ремешки и хлястики, лацканы и этишкеты сделались их хлебом насущным», «в 18151817 годах не проходило месяца, чтобы не издавались новые правила и добавления к оным, усложнявшие и без того сложный, строевой устав. Замысловатые построения и перестроения сменялись еще более замысловатыми. Идеально марширующий строй уже не удовлетворял - требовались плывущие стены! Недовольство сквозит и в письмах великого князя Константина, и в переписке генералов и офицеров, и в мемуарах.
Кроме того, в 1810 г. В 1816-1817 гг. Про военные поселения написано много: послевоенный экономический кризис привел к тому, что содержание миллионной армии стало России не по карману, а демобилизация солдат - в условиях рекрутского набора - оказалась невозможной. Идея состояла в том, чтобы «поселить» солдат на землю, заставить их кормить самих себя, то есть хотя бы отчасти сделать армию самоокупаемой. Историки считают, что поселения «задумывались как специфический государственный институт, и их введение нужно рассматривать как серию мероприятий пусть и паллиативных по своей сути , призванных сократить государственные расходы на армию, стабилизировать экономику страны», ликвидировать рекрутские наборы, «путем создания зажиточного военно-земледельческого сословия расширить социальную базу самодержавия» [Ячменихин 2006, с. Некоторые исследователи и вовсе усматривают в идее военных поселений часть «либерального модернизационного проекта» Александра I [Кондаурова 2009, с. Можно спорить, было ли в идее военных поселений здравое зерно. Пестель, умный и дальновидный современник, прекрасный специалист в военном деле, например, утверждал, что государственные «выгоды» от поселений -«мнимые»: в военное время поселения не спасут страну от рекрутского набора, соединение военного и крестьянского сословий, оседлость солдат лишит армию «воинского духа». Кроме того, хотя поселения и давали возможность государству содержать армию «без особых на то издержек», поселенцы освобождались от «всякого вида податей» - а значит, государство вполне может оказаться в финансовом проигрыше. Поселения, по мнению Пестеля, пагубны и для государственной безопасности: поселенцы образуют вооруженное «особое государство», живущее по своим законам, - «между тем, как остальное государство», в случае поселения всей армии, останется без всякой защиты.
Сколько пало невинных жертв для пресыщения того неслыханного зловластия, которое с яростью мучило несчастные селения, для сего заведения отданные!.. И все сие для удовлетворения неистовому упрямству одного человека», - эмоционально утверждал Пестель [Пестель 1958, с. Вводя поселения, император не оглядывался на мнение подданных. Против такой формы организации армии выступали не только армейские оппозиционеры, но и крупные военачальники, в частности фельдмаршал Михаил Барклай де Толли. Император никого не слушал, он утверждал, что поселения «будут во что бы ни стало, хотя бы пришлось уложить трупами дорогу от Петербурга до Чудова» цит. Во главе пехотных поселений встал Аракчеев, во главе кавалерийских - генерал Иосиф Витт. Военные поселения оказались постоянным источником недовольства. Солдаты и поселенцы, которым объясняли «выгоды» нового устройства армии, «от всех этих несказанных благодеяний» приходили «в страх и онемелость» цит.
Среди главных открытий экспедиции — шельфовые ледники Антарктиды, а также 29 островов в южных полярных и тропических широтах.
В 1841 году родился Василий Ключевский — историк России Главный историк России окончил в 1965 году историко-филологический факультет Московского университета. Молодой перспективный аспирант был оставлен при кафедре русской истории для подготовки к профессорскому званию. В 1887—1889 гг. Будучи мудрым педагогом и всесторонне развитой личностью, был приглашен к императорскому двору, где в 1893—1895 гг. В науке оставил свое имя как автор фундаментального труда «Русская история» и многих исторических очерков, исследований, монографий.
Устав «Союза», принятый в 1817 году обозначил задачи: уничтожение в России крепостного права и замена самодержавия на конституционную монархию. Вопрос тактики был быстро решен в пользу заговора с целью убийства царя и замена его более лояльным кандидатом, но задача формирования общественного мнения, которое поддержало бы ликвидацию феодальных порядков и самодержавия, представлялась более сложной. В 1818 году на основе распущенного «Союза спасения» был создан «Союз благоденствия», имевший более сложную структуру и состоявший из 200 членов.
В первой части устава «Зеленая книга» провозглашалось, что деятельность общества распадается на ряд направлений в чиновничестве, университетах, армии, периодической печати , чтобы охватить все слои населения. Каждый член «Союза» вел пропаганду в одной из сфер. Для распространения деятельности общества на всю страну были созданы местные управы в Петербурге, Москве, Тульчине, Кишиневе. Вторая часть устава декларировала уничтожение самодержавия и крепостного права, введение в стране конституционного правления, и была известна лишь учредителям.
Это был 1820-й или Что происходило двести лет назад
Солдаты и офицеры полка были весьма привязаны к своему командиру Потемкину, назначенному командовать полком во время Отечественной войны 1812 года. Однако весной 1820 года великий князь Михаил Павлович и Аракчеев добились перемещения Потемкина. На его место был назначен ставленник Аракчеева по имени Шварц. Однажды во время краткой передышки солдаты разошлись, но вдруг раздалась команда строиться: неожиданно появился Шварц. Один солдат, отходивший по нужде, не успел застегнуть мундира и так встал в строй. Шварц подбежал к нему, плюнул ему в лицо, взял за руку и повел перед строем, приказывая всем также плевать ему в лицо.
Недаром они доставили иезуиты славу снисходительных духовников, от которых без труда можно получить отпущение всякого греха». Недаром у нас слово иезуит носит негативный оттенок: «иезуитские приемы», «иезуитская улыбка». А зачем нашим самодержцам были нужны иезуиты? Ответ очевиден: они пребывали при всех дворах Европы. Через них можно было налаживать негласные контакты с теми, с кем открыто за стол переговоров по каким-либо причинам сесть было нельзя. Иезуиты доносили конфиденциальную информацию от государя к другому государю. В общем, иезуиты были чем-то вроде дипломатических агентов, а вдобавок — всегда шпионами. Рыцари плаща и кинжала! Джеймса Бонда вполне можно назвать учеником, в том числе и иезуитов. Причем без всякой натяжки. Тогда восставшие были недовольны новым командиром, а в 1825 году уже будут недовольны и строем, и государем, да и вообще Россией.
В 1831 году общество получило королевские привилегии от короля Вильгельма IV и обрело современное наименование. В 1915 году доступ в общество получили женщины. Общество представляет Великобританию в Международном астрономическом союзе. Его задачами являются содействие развитию астрономии, геофизики, исследований Солнечной системы и смежных научных дисциплин.
Он понимал ограниченность их методов, стремился найти более глубокие и реальные средства борьбы. Дюма А. Его действие основанного на реальных исторических событиях, происходит в России. В центре повествования рассказ о приключениях француза, решившего попытать счастья в Санкт-Петербурге, и о судьбе француженки Полины Гебль у Дюма — Полина Дюпюи , ставшей женой сосланного в Сибирь декабриста И. Марич, Мария Северное сияние. Роман охватывает важнейший исторический период в жизни России — начало XIX века. Война с Наполеоном, декабристское движение, казни и ссылки, смерть Грибоедова и Пушкина — все эти события в романе. Мережковский, Д. Мережковского завершает трилогию «Царство Зверя» и затрагивает события, происходившие в ходе восстания декабристов в 1825г. Вечная тема любви и революции находит философское осмысление в произведении. Написанный в начале века XX века, роман как бы предвосхищает дальнейшие события российской истории. Некрасов Н. Поэма «Русские женщины», посвященная трагическому подвигу жен декабристов, отправившихся за своими мужьями на сибирскую каторгу. Публикуется в разных изданиях. Нечкина, М. В книге академика М. Нечкиной рассказывается о первых русских революционерах, о формировании мировоззрения декабристов, создании первых тайных организаций. Разобраны конституционные проекты декабристов, рассказ о подготовке и ходе восстания 14 декабря 1825 г. Приведены сведения о следствии и суде над декабристами, о пребывании их в сибирской ссылке. Освещен вопрос о вкладе декабристов в русскую культуру. Павлюченко, Э.
§ 2. Крестьянское движение 1820 года
Да рано думать об этом, Александру всего 43-й год. Радостная весть пришла, наши отважные путешественники Беллинсгаузен и Лазарев достигли Антарктиды, открыт новый материк. Где-то под Москвой неизвестный Иван Эльманов чего учудил - построил "Дорогу на столбах". Вагонетки над землей на брусках ходили, лошади их тянули. В общем, никому неинтересно это было. Быстренько забыли. А в Англии вспомнили, да запатентовали вскоре, монорельсом назвали. В этом же году начинается страшнейшая ссылка Пушкина, его отправляют на юг, в Кишинев. По дороге он погостил в Крыму, затем регулярно выезжал в Одессу, в Киев, писал новые произведения, знакомился с будущими декабристами. Да, это самое время расцвета тайных обществ и заговорщиков.
И другие слои петербургского населения были на их стороне. Пока команда собирались, к ее начальнику Михайлову подошел человек, по виду купец и, подавая ему 100 рублей, просил истратить их на угощение солдат в походе. На вопрос офицера, нет ли у него родственников среди семеновцев, купец отвечал, что нет, но что он привык уважать семеновцев, как добрых и порядочных людей, и всех их считает своими. Сочувственное отношение петербуржцев к восставшим семеновцам выразилось еще в том, что они относились к вновь сформированному по приказу царя полку с презрением и враждебностью. Особенно недружелюбно относились к новым собратьям гвардейцы других столичных полков. Даже высшее офицерство проявляло это недружелюбие довольно откровенно. Так, Васильчиков сообщал Волконскому, для передачи царю, что прежний командир Семеновского полка, ген. Потемкин, позволял себе заступаться за восставших, везде проповедовал, что они не виновны, что Васильчиков «хотел погубить войско, которое оказало столь большие услуги государству, наконец, он не снимал семеновского мундира, рисуясь им на разводе; можете себе представить, какое действие должно было производить на войска его поведение; Левашев громко объявлял, что рота его величества совершенно невинна и что военно-судная комиссия должна оправдать ее». Таково же было, как жаловался Васильчиков, поведение генералов Милорадовича, Розена начальник гвардейской дивизии и других. Жаловался он еще на других «болтунов» из гвардейских офицеров, в том числе на П. Пестеля, будущего главного деятеля заговора 1825 года, и добился того, что царь велел перевести Пестеля в армию. Что Васильчиковым руководили в этом случае только соображения карьерного свойства видно из следующих строк одного его письма к Волконскому: «Энергические меры, вызванные важностью обстоятельств, навлекли на меня осуждение всех тех, которые не знают ни солдат, ни дисциплины; к этим лицам присоединялись мои личные враги и изменившие мне друзья, которые нашли минуту эту благоприятной для обнаружения своих замыслов и искали случая повредить мне... Женщины подняли крик против тиранства, и нашлись военные, которые, подражая женщинам, как эхо отвечали на подобные вопли; это малообдуманное поведение сделало мое положение весьма щекотливым». Васильчиков переслал царю и стихи под заглавие «Гений отечества», написанные по поводу семеновских событий, авторство которых приписывалось полковнику Шелехову и которые были распространены в столице во многих списках. Собирались гвардейские офицеры подать царю адрес с просьбой простить офицеров-семеновцев, но из этого, конечно, ничего бы не вышло хорошего. Движение грозило принять обширные размеры. Были обнаружены признаки готовности солдат других полков встать на защиту семеновцев. Так, после ареста, восставшего полка был задержан унтер-офицер гвардейского егерского полка Степан Гущевозов и заключен в Шлиссельбургскую крепость за разговор с одним солдатом Преображенского полка о том, что «если не возвратят арестованных батальонов, то они докажут, что революция в Испании ничего не значит в сравнении с тем, что они сделают». Взбунтуется вся гвардия — не Гишпании чета, все подымет». Бенкендорф писал Волконскому: «более чем вероятно, что если бы настоящая катастрофа потребовала вмешательства сооруженной силы, то сия последняя отказалась бы повиноваться, так как, большая часть полков уже давно разделяла неблагоприятное мнение семеновцев о полковнике Шварце». Тем не менее Бенкендорф высказывал сожаление, что Васильчиков поступил слишком мягко с восставшими солдатами. В числе проектов расправы с непокорными были предложения отправить семеновцев на Кавказ, в обстановку вечной войны с горцами. Когда Милорадович объявил об этом заключенным, они ответили: пойдем, когда отдадут нам государеву роту». Так стойко держались семеновцы, несмотря на тягостное положение в крепости. Теснота в казематах вызвала усиленные заболевания среди заключенных. Уже 1 ноября А. Тургенев писал брату Сергею: «батальон в крепости, и от сырости и дурной пищи без кваса, но с водою, в которую кладут уксус, несколько солдат уже занемогли, особливо глазами». Тургенев занес в свой дневник: «солдат и крепости содержат дурно». Пришлось даже оборудовать специальный лазарет на несколько десятков человек. Начальство над отправленными в Финляндию батальонами поручено было полковнику Bадковскому, которого торопили так, что он даже не успел попрощаться с родными и собраться к походу. В столице при этой приняты были чрезвычайные меры предосторожности. Троицкий мост у крепости был занят казачьим, кавалергардским и гренадерским полками. Начальство обнаруживало необычайную трусливость перед безоружными людьми, опасаясь взрыва народного сочувствия к ним. Боялись, что солдаты откажутся идти без первой роты, и хотели картечью принудить их повиноваться. Рассказав, как высшее начальство ухаживало за ним и льстило ему при отправке из Петербурга, И. Вадковский пишет: «Вот каким образом 19 октября, сопутствуемый ветром и дождем, я поплыл из Санктпетербурга, предводительствуя восемью стами в ветхих шинелях одетых людей, из коих половинное число было почти без обуви. В Кронштадт приехал я весьма поздно; людей, обмокших и целый день не евших, в самый город не впустили, а поместили на военный корабль «Память Евстахия». Оный стоял на рейде в самом жалком положении, без окошек, без рам, без бортов и налитый водою. На корабле, по малой помощи, данной мне начальством, едва я мог устроить между подчиненными какой-либо порядок касательно их пищи. Если я счастливо доплыл до Свеаборга, то я это приписываю не попечению и не старанию начальников, но единственно Провидению, избавившему от гибели суда, которые, по ветхости своей, нисколько не казались способными к дальнему пути. Морозы, ветры, снега и дожди беспокоили нас во всю переправу, что тем тягостнее было, что люди почти никакой одежды не имели». После целого ряда невольных остановок в пути и других приключений семеновцы были доставлены к месту назначения. В числе приключений была история в Пскове, где вследствие грубой придирчивости к семеновцам местного начальства едва не возник бунт. При этом несколько высланных из столицы солдат были «нещадно наказаны» розгами, якобы за буйство и обиды жителям города, хотя губернатор доносил в Петербург, что семеновцы «обывателям стеснения не делали». Выяснилось еще, что солдат в пути морили голодом и что бывшие их офицеры устроили складчину для облегчения участи высланных. Вадковскому же был сделан выговор за раздачу солдатам денег вопреки приказанию начальства. Такова была расправа со вторым и третьим батальонами, впредь до решения дальнейшей участи всего полка, а над первым батальоном был наряжен военный суд под председательством ген. Это был милый, светский офицер, «душа общества», любимец царя и его братьев, свитский генерал и командир гвардейских гусар. Под внешним лоском аристократа и культурного представителя высшего общества в этом выхоленном господние жила душа аракчеевца, пред которым грубый, необразованный армеец Шварц должен считаться образцом человечности. Муравьев-Апостол передает про него в своих воспоминаниях такой случай. Однажды в Царском Селе Левашев приказывает вахмистру собрать на другой день в манеж его эскадрон, а сам отправляется в Петербург, Вахмистр сообщил об этом эскадронному начальнику полк. Злотвицкому, который обращает внимание вахмистра на то, что «завтра — великий церковный праздник», и, не дав ему более определенных указаний, также уезжает в Петербург. Вахмистр заключил из этого, что эскадрона собирать не надо. Вернулся Левашев, узнал обо всем и, ничего не говоря вахмистру, посылает за розгами. В это время генералу подали обед, и он садится за стол, приказав наказать вахмистра и крича из столовой несколько раз: «не слышу ударов! А когда любимец царя наелся, старого, заслуженного вахмистра унесли и госпиталь, где он через пару дней умер. Для Левашева это дело имело только приятные последствия: его продолжали осыпать наградами. И надо сказать, что Левашев был не из худших представителей тогдашнего правящего класса. Такова была среда, в которой, по замечанию М. Муравьева-Апостола, «жестокость и грубость, заведенные Павлом, не искоренялись, а поддерживались и высоко ценились». Пока наряжался суд, Васильчиков посылал царю донесения о событиях одно на них послано было с известным другом Пушкина П. Чаадаевым , рисуя Александру поведение офицеров и солдат в мрачных красках. Он велел распределить всех солдат-семеновцев и офицеров по разным армейским полкам и образовать новый Семеновский полк из состава других полков. Приказав предать Шварца суду за неумение удержать полк в должном повиновении, царь одновременно писал Аракчееву, что никто на свете не убедит его, чтобы сие происшествие было вымышлено солдатами, или происходило единственно от жестокого обращения с оными полк. Он был всегда известен за хорошего и исправного офицера и командовал с честью полком, отчего же вдруг сделаться ему варваром? В то же время прибывшему к нему Чаадаеву царь говорил: «надо признаться, что семеновцы, даже совершая преступление, вели себя отлично хорошо». И хотя царь писал Аракчееву что «если бы с первою гренадерскою ротою поступлено было приличнее при самом начале, ничего другого важного не было бы», он раскассировал свой «любимый» полк, раскассировал даже вопреки советам Васильчикова, который указывал, что это «произведет слишком много шуму и представит дело более серьезным, нежели оно есть». При этом царю хотелось скрыть от Европы всю историю. Он как бы стыдился восстания гвардии и ареста целого полка. По рассказу Чаадаева, первый вопрос Александра при приеме его был следующий: — Иностранные посланники смотрели с балконов, когда увозили Семеновский полк в Финляндию? Затем царь спросил Чаадаева, где он остановился в Лайбахе и узнав, что у князя А. Меньшикова, начальника канцелярии главного штаба при царе, сказал: — Будь осторожен с ним, не говори о случившемся с Семеновским полком. Меньшиков был известен как салонный балагур, и царь, опасался только, что начальник канцелярии его штаба, ведавшего все военные тайны государства, разболтает о волнении нескольких тысяч человек, происходившем в столице в течение нескольких дней на глазах всех жителей. Между тем, европейские дипломаты доносили из Петербурга своим правительствам, что «негодование против Шварца всеобщее; раздаются общие жалобы против гибельной мании всей императорской фамилии, особенно вел. Разослав мятежных семеновцев в разные армейские полки, царь предписал соответственным начальствующим лицам иметь за ними неослабный надзор как для предотвращения их тлетворного влияния на других офицеров и солдат, так и для выпытывания подробностей восстания, особенно причин его. В начале января 1821 года кн. Волконский писал из Лайбаха главнокомандующему первой армии ген. Сакену, что царю «угодно», чтобы генерал дал «секретное предписание всем полковым командирам под начальство которых поступили б семеновцы строжайше наблюдать, чтобы штаб и обер-офицеры исправляли службу со всею должною точностью, не позволяя им ни под каким предлогом уклоняться от оной и не принимать от них прошений ни в отставку, ни в отпуск без особого на то разрешения; а за поведением нижних чинов иметь наистрожайший надсмотр». Сверх того, было «государю угодно, чтобы через ротных командиров или через нижних же чинов стараться во всех полках через разговоры с поступившими нижними чинами выведывать из них о настоящем начале происшествия, бывшего в Семеновском полку, что подало повод оному, не были ли они к сему подучаемы и кем именно, и о таковых разговорах каждого чина немедленно доносили бы». Аракчееву Волконский писал, что «необходимо нужно дойти до источника сего возмущения», ибо он уверен, что «оное произошли не от нижних чинов». В письме к ген. Дибичу он также высказывал уверенность в том, что «подстрекателями смуты» были офицеры, которых можно найти, если расположить солдат к болтливости». Через полгода после этого, в мае 1821 года, Сакен еще предписывал своим генералам доставить ему для сообщения царю сведения: «каково ныне ведут себя как офицеры, так и нижние чины, поступившие из Семеновского полка» в армию. Царь и его приближенные не ошибались в своих предположениях, что в семеновской истории без влияния офицеров дело не обошлось!.. Клейнмихель уже через 4 дня после первого волнения в полку писал Аракчееву, что он «в душе своей уверен, что заговор сей происходит не от солдат; к сему делу есть наставники, и хотя пишут, что офицеры в оном не участвуют, но верить сему мудрено». Закревский высказывал в письме к царю, сомнение в том, чтобы солдаты сами решились на возмущение, «если бы не были кем-нибудь особенно к тому, подучены и даже руководимы. Зачинщики и руководители, вероятно, окажутся не из нижних чинов сего полка... Офицеры доказали свою неспособность командовать и даже не заслуживают звания, ими носимого. По одной разве молодости и неопытности извинительно иметь к ним некоторое снисхождение. По тем же причинам могли они быть завлечены к неуважению начальства нынешними событиями в Европе, событиями, произведенными вольнодумством и т. Закревский признает, что «сия зараза гнездится между офицерами и других полков... Офицеры-семеновцы, многие из которых впоследствии приняли видное участие в декабрьском восстания 1825 года, — почти все были в 1820 г. Правда, они не стремились использовать восстание 17 октября в революционных целях и даже старались успокоить волнующихся солдат, не дать бунту разрастись, хотя это было возможно, если бы офицеры проявили только безучастность к движению. Флигель-адъютант Бутурлин полагал даже, и высказывал это в письме к царю, что стоило кому-нибудь из гвардейских офицеров стать во главе солдат и побудить их взяться за оружие, и «все пошло бы к черту!
В июле 1819 года корабли российского флота отправились из Кронштадта искать неизведанные земли. И через два дня, 28 января 16-го по старому стилю , подошли к загадочному континенту, приблизившись в районе шельфового ледника, который позже был назван в честь Фаддея Беллинсгаузена. Преодолевая суровые океанские волны и полярные льды, кругосветная военно-морская экспедиция обошла материк по всему периметру. К берегам Антарктиды и раньше подходили корабли из других стран, но Фаддей Беллинсгаузен и Михаил Лазарев первыми определили границы континента, по площади почти равного Южной Америке.
За четыре года рабочие со всей империи построили молы и укрепили бетоном новую прибрежную полосу, которая сдвинулась глубоко в море. Доля Феодосии в международной торговле среди крымских и остальных российских таможенных пунктов К 1897 году Севастополь утратил значение как экспортный пункт. Поток грузов распределился в пользу Феодосии. Усилия были не напрасны — к 1897 году грузопоток из Севастополя был окончательно перераспределен в Феодосию и другие порты Северного Причерноморья. В те годы из Крыма вывозили преимущественно зерновой хлеб, в том числе за границу. Например, за 1897 год порт принял 135 кораблей под иностранными флагами. Больше всего — 82 судна — прибыло из Британии; на втором, третьем и четвертом местах оказались Италия 16 кораблей , Греция 15 судов и Турция 9 кораблей. Ялта сквозь века Первое письменное упоминание Ялты относится к XII веку, но населенный пункт с таким названием в произношении Ялита или Джалита возник в тех местах гораздо раньше, его основали греки. Название произошло от греческого слова "яло" или "ялос", что в переводе означает "берег". По свидетельству Павла Сумарокова, при генуэзцах Ялта была "каменной крепостью с несколькими церквями", а при ханах город оставался "значимым и укрепленным местечком" с лавками, кофейнями и цирюльнями. В начале ХIХ века, писал Сумароков, в Ялтинской долине было лишь "тринадцать скудных домов" для временного размещения греческого батальона. Его современник писатель и военный Владимир Броневский сообщал, что в Ялте в то время все еще осуществлялся натуральный обмен. Ялтинцы нагружали лодки лесом, изюмом, приготовленным из дикого винограда, луком, чесноком, льном и обменивали все это в ближайшем Феодосийском порту на пшеницу, турецкий шелк, соль и другие товары. Ялта получила статус уездного города в 1838 году. Годом ранее горное шоссе связало Ялту с Алуштой и Симферополем, а в 1848 году было проложено шоссе от Ялты до Севастополя. Однако численность населения не слишком возросла — в 1864 году там проживало всего 1 112 человек. Ялта, XIX век. Центр элитного виноделия и садоводства Окрестности же Ялты осваивались более активно. Потемкин и Екатерина II щедро дарили земли на Южном берегу приближенным. Уже к середине 1830-х годов на территории Большой Ялты — от современных "Артека" до поселка Оползневое — насчитывалось 40 имений 30 разных владельцев. Их украшали садами и парками — спрос на экзотические растения, саженцы плодовых деревьев и редкие сорта винограда возрастал. Поэтому еще в 1812 году по указу императора Александра I недалеко от Ялты был открыт Экономо-ботанический сад ныне Никитский ботанический сад — Национальный научный центр РАН для разведения редких видов растений и выведения новых. А в 1828 году при Никитском ботаническом саде было открыто Магарачское училище виноделия. Большой вклад в развитие виноделия внес Михаил Воронцов, с 1823 года занимавший пост новороссийского генерал-губернатора и полномочного наместника Бессарабской области. В 1828 году по его распоряжению "частные лица" — первыми владельцами были в основном дворяне, находящиеся на государственной службе, — бесплатно получали земли в поселке Магарач рядом с Ялтой, но с одним условием: необходимо было высадить на участке хотя бы по одному виноградному кусту на квадратную сажень одна сажень равна 2,1 м. Воронцов распорядился таким образом раздать 120 десятин казенной земли. Решение оказалось эффективным: за семь лет было высажено 700 тыс. Всего в Крыму к 1848 году было разбито почти 3 тыс. Производство вина набирало обороты. В 1835 году на полуострове производили 356 тыс. Вклад в производство вносили владельцы частных виноградников. Например, генерал-губернатор Воронцов был одним из крупнейших землевладельцев своего времени в Крыму. В окрестностях Ялты он владел Массандрой и Ай-Данилем и заложил там виноградники и винные погреба. Виноградники южного побережья Южный берег — основной район виноделия в Крыму. Благодаря разнообразию сортов винограда, привезенного из разных стран, в Крыму изготавливали испанские, французские и греческие вина. Курорт, заменяющий Ниццу Ялта приобрела популярность во второй половине 1860-х, после того как члены царской семьи начали отдыхать в Крыму каждую осень. Знаменитый врач-терапевт Сергей Боткин рекомендовал императрице Марии Александровне, страдавшей от легочного туберкулеза, Южный берег Крыма как идеальную замену заграничным курортам. Сложно было придумать лучшую рекламу нового курорта. В те годы даже туристический поток зависел от приезда на полуостров царской семьи. Однако отдых в Ялте был "недоступно дорогой". Первыми курортниками были аристократы, а стоимость аренды дачи варьировалась от 500 до 1 000 рублей за лето при этом средняя зарплата рабочего в Российской империи на 1900 год составляла 16 рублей 17,5 копеек — прим. Большой императорский дворец. Около 1900-1904 годов. В 1870-х годах Ялта развивалась, несмотря на эпидемию холеры 1872 и Русско-турецкую войну 1877—1878. В 1874 году был утвержден новый генеральный план города, по которому его границы расширялись до 500 десятин.
Корабли Черноморского флота
Власть оказалась у Временного правительства. Львов Георгий Евгеньевич 1 марта — 8 июля 1917 Министр-председатель Временного правительства 8 июля — 25 октября 1917 Министр-председатель Временного правительства Руководители советского государства После Октябрьской революции 1917 года было свергнуто Временное правительство, к власти пришли большевики, которые начали строительство нового государства. Ленина фактически являлась самой важной государственной должностью.
Канцелярия занялась делом наследника престола Петра — царевича Алексея, который был обвинен в государственной измене, связях со шведами и заговоре против правительствующего монарха. В 1820 году Александр Сергеевич был отправлен в южную ссылку за написание едких эпиграмм на власть. В Кишиневе весной 1823 года Пушкин начал работать над своим романом, а завершил его в 1830 году в Болдине. Этот день стал Днем единения народов двух стран.
С этой даты началась работа по строительству нового Союза между государствами. Через год, 2 апреля 1997 года, был подписан Договор о Союзе Белоруссии и России. Основной целью Союза стало укрепление отношений между странами в различных сферах, повышение уровня жизни и стабильное социально-экономическое развитие государств на основе объединения их ресурсов и использования рыночных механизмов экономики. Космическая гонка, первое упоминание джаза 2 апреля 1805 года в Оденсе, городе на острове Фюн в Дании, родился Ганс Христиан Андерсен. Его отец был бедным башмачником, а мать — прачкой. Андерсен стал всемирно известным писателем благодаря своим сказкам для детей и взрослых.
До образования Русского централизованного государства 15-18 век , произошло еще множество событий, предшествующих объединению земель, включая нашествия монголо-татар в 1237 и 1239 годах , появление отдельного Московского княжества и последующее присоединение к нему других территорий, начиная с 1478 года. Именно с этого периода времени в нашей таблице раскрыта хронологическая последовательность и годы правления царей и императоров, управлявших Русским государством, а затем Российской империей, начиная с династии Рюриковичей и заканчивая родом Романовых. Таблица: хронология правления русских царей и императоров Правители.
Поникни снежною главой, Смирись, Кавказ: идёт Ермолов! Поэту нравится регион, его тайна, дикость и неизведанность. Ему, светскому человеку из столицы, в удовольствие риск и опасность: «Хотя черкесы нынче довольно смирны, но нельзя на них положиться; в надежде большого выкупа — они готовы напасть на известного русского генерала. И там, где бедный офицер безопасно скачет на перекладных, там высокопревосходительный легко может попасться на аркан какого-нибудь чеченца.
Ты понимаешь, как эта тень опасности нравится мечтательному воображению». Ю Лермонтов. Он видит край как важный геополитический плацдарм. Он уверен, что завоевание Кавказа решит многие политические и экономические проблемы не только России, но и Европы: «Должно надеяться, что эта завоёванная сторона, до сих пор не приносившая никакой существенной пользы России, скоро сблизит нас с персиянами безопасною торговлею, не будет нам преградою в будущих войнах — и, может быть, сбудется для нас химерический план Наполеона в рассуждении завоевания Индии» 5 или 6 августа Пушкин и Раевские вернулись на Горячие воды и далее направились в Крым, где их ждали жена генерала и его дочери Екатерина и Елена.
Лишь в сентябре Пушкин прибыл в Кишинёв к месту службы. Пушкина с телом Грибоедова А. Гриюбоедова», М. Источник: godliteratury.
Эта поездка соответствовала творческим замыслам поэта — завершить роман «Евгений Онегин» главой о декабристах с яркой панорамой освободительного движения первой четверти 19 века. Встреча с разжалованными декабристами — на Кавказ было сослано около 40 человек — также входила в планы поэта. Пушкин решился ехать без разрешения властей на Северный Кавказ и далее в Закавказье. В пути он вёл записки, опубликованные в 1836 году под названием «Путешествие в Арзрум во время похода 1829 года».
Изменения на Кавказе Пушкин начинает путешествие с заезда в Орёл к старому генералу Ермолову. За девять лет в Кавказской области сменился управляющий. Вместо генерала Ермолова пришёл полководец и дипломат Иван Паскевич.
Первые в Антарктиде. Как русские моряки отыскали шестой континент
В 1814 году при активном участии российских иезуитов последовало полное восстановление ордена во всем мире. 20 марта 1820 года своим манифестом Александр I официально объявил о разводе Константина Павловича. 25 марта 1820 года император Александр I запретил деятельность Ордена иезуитов на территории Российской империи, а всех его членов повелел выслать за пределы страны. Русские мореплаватели открывшие Антарктиду в 1820 году. В ситуации жесткой цензуры начала 1820-х годов в России пресса была ограничена в своих возможностях донесения информации и публи-цистического осмысления; подававшая надежды журнальная публицисти-ка практически исчезла [История , 1973, с. 125].
§ 2. Крестьянское движение 1820 года
была открыта Антарктида первой русской антарктической экспедицией под руководством сгаузена и ва на шлюпах «Восток» и «Мирный». И в течение 40 лет, до восстановления ордена в 1814 году, Россия оставалась единственной страной, в которой иезуиты существовали легально. Файл удален 1820 (тысяча восемьсот двадцатый) год по григорианскому календарю — високосный год, начинающийся в субботу. 28.01.1820. Первая русская антарктическая экспедиция на двух парусных судах "Восток" и "Мирный", возглавляемая Фаддеем Беллинсгаузеном и Михаилом Лазаревым, открыла Антарктиду. 1820 год — високосный год, начинающийся в субботу по григорианскому календарю. 28 января 1820 года первой русской антарктической экспедицией на шлюпах «Восток» и «Мирный» под руководством Фаддея Беллинсгаузена и Михаила Лазарева была открыта Антарктида.
Крымская буря 1820 года
Из истории Челябинска. 1820 год: yuvlatyshev — LiveJournal | В 1820 году Семёновский полк прославился первым в России осмысленным массовым выступлением солдат. |
Пушкин на Кавказе | Файл удален 1820 (тысяча восемьсот двадцатый) год по григорианскому календарю — високосный год, начинающийся в субботу. |
«Бунт семёновцев»: почему в 1820 году восстал элитный полк русской армии | В конце октября 1820 года на дворе Преображенских казарм была найдена прокламация следующего, очень интересного содержания. |
Этот день в истории: 1819 год — Первая русская антарктическая экспедиция
В том же 1820 году, когда в России запретили Орден иезуитов, произошла «семеновская история» ‒ восстание в лейб-гвардии Семеновском полку. 13 июля — восстание под предводительством Гульельмо Пепе вынуждает Фердинанда I Обеих Сицилий подписать конституцию, созданную по образцу испанской конституции 1812 года. Конвенция относительно содержания русских войск в Австрии, Полицейскими властями зарегистрировано шесть «возмущений рабочих людей на заводах и фабриках» и сорок два «случая неповиновения крестьян».