"Освящают" веточки вербы в храмах во время вечерней службы Лазаревой субботы. В Калужской области священнослужители совершили молитвенный облет одного из районов, окропив его десятками литров святой воды. С этого времени обязательным требованием к святой воде стало ее освящение священнослужителем. В этот день осуществляется таинство освящения воды, символизирующее очищение и обновление.
И купелей тоже
- 10 вопросов священникам о святой воде - 18 января 2024 - УФА1.ру
- Чин освящения воды
- 10 вопросов священникам о святой воде - 18 января 2024 - 63.ру
- Последние новости
- Правда ли, что из крана на Крещение течет святая вода?
- ПОСЛЕДНИЕ НОВОСТИ
Священник Святослав Шевченко: «Крещенская вода — это не магическое зелье, а чудо»
В молитвах на освящение воды говорится: «О еже освятитися водам сим силою и действием, и наитием Святаго Духа, Господу помолимся». Набирают Агиасму 18 и 19 января во всех православных храмах после Божественной Литургии и Великого освящения воды. Воду на Крещение выдают в церкви 18 и 19 января: во сколько становится святой после водосвятия, почему называется богоявленской, когда начинают освящать после Рождества и. После чтения Святого Евангелия владыка Владимир совершил чин освящения вербных ветвей (ваий) и помазание верующих освященным елеем. Раздача святой воды верующим начинается после Литургии и чина Великого Освящения воды — настоятель храма трижды опускает в купель серебряный крест. После этого верующие забирают освященную воду с собой, окропляют ею жилища, пьют ее понемногу дома, как правило, натощак.
Священник рассказал, как правильно набирать святую воду на Крещение и как поступить со старой водой
В церкви ветки вербы получают имя «вайи». Церковь видит в освящении вербы благословение людей, которые несут в руках ветки дерева. Где и когда освящать вербу Первое освещение веток вербы проводят в храмах в субботу вечером. Однако из-за большого количества желающих освятить вербу, некоторые не успевают это сделать.
И в праздник Входа Господня в Иерусалим верующие встречают Христа именно расцветающими веточками вербы. Но где взять "освященные веточки вербы"? Когда и где их "освящают"? Что потом делать с "освященной" вербой? Если же вы живете там, где верба растет, то правильнее аккуратно срезать, а не ломать молодые побеги вербы с зеленовато-желтыми или белыми пушистыми комочками. Потому что какими бы благими пожеланиями мы не руководствовались, калечить дерево, ломая его - это не по-божески.
Но как происходит "освящение"? На самом деле фраза "освящение веток вербы" - имеет чисто бытовой, а не церковный смысл. Чин то есть порядок, последовательность действий, который проделывают в храмах над ветками вербы, очень короткий. Сначала священник крестообразно кадит на вербы ладаном, потом читает специальную молитву, затем окропляет веточки вербы святой водой.
По запричастном стихе проповедь произнес иерей Михаил Мостовой. В конце богослужения было совершено молебное славление празднику, после чего митрополит Ферапонт по традиции прочитал молитву на освящение вайи и освятил принесённые прихожанами вербы.
Поделиться информацией.
На Западе использование освящённой воды для благословения домов известно по крайней мере с VI века. При благословении воды принято добавлять в неё соль. Ранее для освящения церкви и алтаря использовалась так называемая «григориева вода» в честь папы Григория Великого , в которую добавлялись соль , пепел и вино ; однако в настоящее время она не применяется.
Использование святой воды[ править править код ] Православный священник окропляет прихожан святой водой Святая вода используется в таинстве крещения , которое делает человека членом Церкви. Святая вода используется при освящении храмов и всех священных сосудов , при освящении жилых домов эту традицию, по преданию, ввёл римский папа священномученик Александр I [19] и бытовых предметов. Верующих окропляют святой водой на крестных ходах и при совершении молебнов при помощи креста и особого богослужебного предмета — кропила. Православная церковная традиция рассматривает великую агиасму богоявленскую воду как своего рода утешение для отлучённых от таинства Евхаристии. Особое распространение причащение святой водой получило в старообрядчестве по причине отсутствия каноничных священников, имеющих право совершать Литургию — широко распространён «Чин причащения святой водой великого Богоявленского освящения» [22] [23].
Практика замены причастия святой водой появились уже в III веке, когда еретики -акварии на Евхаристии употребляли воду вместо вина , по аскетическим причинам [24]. В католичестве освящённая вода используется в таинстве крещения, для окропления молящихся во время службы, при освящении храмов, жилых домов и бытовых предметов. В освящённую воду обмакивают руку при совершении крестного знамения при входе в храм и выходе из храма. Верующие могут хранить освящённую воду дома и использовать для окропления жилища, пить её не принято. По учению Православной церкви, водоосвящение совершается для предания воде Божьего освящения и благословения — благодати Святого Духа [9].
Изначально святая вода использовалась в таинстве крещения, где является внешним знаком невидимой благодати, передаваемой крещаемому, а затем вода стала освящаться для предания ей целебных свойств [9]. Святая вода, по учению Церкви, обладает способностью исцеления больных [9]. Например, Серафим Вырицкий приходившим к нему больным советовал принимать по столовой ложке освящённой воды через каждый час [25]. Иоанн Златоуст писал, что святая вода имеет свойство сохранять свежесть в течение длительного времени [11]. При освящении воды допустимо использование деревянного, а не серебряного, креста [26].
В случае «зацветания» святой воды, по церковным канонам, она должна быть вылита в непопираемое место в сухой колодец при храме, или в проточную реку, или в лесу под дерево, а сосуд, в котором она хранилась, больше не пускать в бытовое употребление [27]. Славянские традиции[ править править код ] В славянской традиции чудодейственной и магической считалась вода, набранная из источников в особые дни: на утро после Рождества , на Васильев день Новый год , Громницы Сретение , в Чистый четверг или пятницу см. Страстная неделя в славянской традиции , в день Ивана Купалы ср. Считалось что сакральная сила воды повышалась, если при её набирании и перенесении в дом соблюдались особые условия и запреты. Первейшим из таких требований было хождение по воду ранним утром до восхода солнца.
Высоко ценилась вода, которую удавалось набрать раньше всех, её называли непочатой укр.
Священник Святослав Шевченко: «Крещенская вода — это не магическое зелье, а чудо»
Новости. Видеозаписи монастыря. Крещенский сочельник. Великое освящение воды. Божественную литургию. Считается, что вода, освященная как накануне, так и непосредственно на праздник Чином Великого освящения воды, имеет одинаковую благодать. Освящают Крещенской водой даже офисы, надеясь на добрую и благодетельную силу святыни.
Святая вода
Однако стоит помнить, что даже освященную воду из-под крана или из водоема категорически нельзя пить — велик риск кишечных расстройств. 19 января 2023 г. в день празднования Богоявления Господня протоиерей Александр Кривцов совершил чин Великого освящения воды в молитвенной комнате при Городской клинической. Воду для освящения в день Богоявления принято набирать в чистые прозрачные емкости без этикеток.
Крещенская вода: как ее набрать, хранить и использовать
с утра 18 января - и продолжается уже весь праздник Крещения. В самарских храмах прошло Великое освящение воды. В этот день и накануне совершается Великое освящение воды, которую верующие уносят домой, чтобы пить для очищения духа и тела. Губкина протоиерей Алексий Мартышко посетил микрорайон Лукьяновка, где в Центре культуры и досуга совершил Чин великого освящения воды. Освящённую, крещенскую воду набирают на Крещение с вечера 18 января до вечера 19 января в храмах или прямо из проруби.
Православные верующие Бурятии отметили праздник Входа Господня в Иерусалим
В праздник Крещения Господня воду в храмах освещают дважды: в Крещенский сочельник и в сам день Крещения. В первом случае для освящения используют чин великого освящения воды, или Великую агиасму, а во втором - Божественную литургию. Лучше всего святую воду для использования набрать именно в храме, поскольку она не только чистая, но и подходит для питья. Однако, воду можно освятить и дома, ведь ни для кого не секрет, что святой вода становится благодаря силе Господа, а моление и вера человека являются лишь проводниками.
Для того, чтобы освятить воду, лучше использовать стеклянные банки или кастрюли.
Сначала священник освящает обычную воду, читая над нею молитвы и погружая в нее крест. А затем уже сама эта вода сообщает благодать тому, что священник окропляет ею. Крещенская вода — не магическое средство от болезней Во время богослужения в честь Крещения Господня в церкви Афанасия, патриарха Александрийского. Вологодская область, Россия.
Нельзя использовать святую воду как средство от болезней, проблем и «сглазу». Недостаточно и одних слов молитвы, если человек произносит их без веры, как заклинания. Только вера во Христа делает человека способным принять Его благодать, сообщаемую любой святыне, в том числе и святой воде. Крещенская вода: как пить и как хранить? Крещенская святая вода — величайшая святыня Церкви.
Поэтому, чтобы она помогла человеку, использовать и хранить ее надо разумно и бережно. Крещенскую воду в Крещенский сочельник и сам праздник Крещения можно пить в течение всего дня. В другие дни, по установившейся традиции, крещенскую воду принято пить натощак. Хранить святую воду можно дома в чистом месте. Не нужно хранить ее рядом с продуктами, бакалеей.
Не стоит и держать ее в холодильнике — святая вода, как правило, не портится. Сосуд лучше хранить рядом с иконами и другими освященными предметами. И важно помнить, что святую воду надо не просто «хранить», но и регулярно употреблять. Как часто можно пить крещенскую воду? Единого «питьевого режима» для святой воды не существует.
Главный принцип — не считать, что крещенскую воду можно употреблять только в случае каких-то страшных болезней или неурядиц. Это не магическая панацея, а средство благодатной помощи. Пить святую воду нужно благоговейно, с молитвой, понимая, что вы принимаете святыню. Если крещенской воды осталось мало, можно добавить ее в обычную воду, от этого сила крещенской воды не изменится. Святую воду можно не только пить, но и помазывать ею себя, как святым маслом.
Фото: GettyImages Но все-таки вода, даже и святая, о которой так много говорят в эти зимние дни, не главное. В основе праздника лежит евангельское событие крещения Иисуса Христа в водах реки Иордан. Иоанн был праведником, он рано удалился в Иудейскую пустыню, где вел жизнь подвижника и аскета. К моменту, когда Иисусу исполнилось 30 лет - возраст, требуемый для учителя веры, - Иоанн вышел из пустыни и начал свою проповедь, призывая людей к покаянию.
Как свидетельствовал историк Иосиф Флавий, "народ, восхищенный учением Иоанна, стекался к нему в великом множестве". Покаявшиеся, в знак очищения, принимали от Иоанна погружение в воды Иордана. Это и было крещение, и подобно тому, как человек, погружаясь в воду, очищает тело от грязи, так и раскаяние очищало душу от скверны греха. В то время все жили ожиданием прихода Спасителя, поэтому многие решили, что Иоанн и есть Мессия.
Но Иоанн говорил, что он крестит водой в покаяние, а вот за ним идет Сильнейший, Тот, Который "будет крестить вас Духом Святым и огнем" - в Его крещении будет действовать благодать Святого Духа, как огонь попаляющая всякую греховную скверну. Иисус пришел на берег Иордана вместе с другими, но пророк Иоанн понял, Кто перед ним, и воскликнул: "Мне надобно креститься от Тебя, и Ты ли приходишь ко мне? Поэтому этот древнейший христианский праздник называется еще Богоявлением. Верующие стараются исповедоваться и причаститься или накануне праздника, в Крещенский сочельник, или же в день Крещения Господня.
Как говорил святитель Лука Войно-Ясенецкий, "своим погружением в воды Иордана Иисус Христос дал нам чудодейственную силу для совершения великого Таинства Крещения". И еще: "Пейте святую воду как можно чаще. Это самое лучшее и наиболее эффективное лекарство. Говорю не только как священник, но и как врач.
После чтения Евангелия митрополит Даниил прочитал молитву на освящение верб и окропил их святой водой. Затем архипастырь помазал всех присутствующих освящённым елеем, и каждый, кто, присутствовал на богослужении, получил освящённую веточку вербы.
Крещение в 2023 году: какого числа, когда купаться и набирать святую воду
Это подтверждает византийский церковный историк XIV века Никифор Каллист Ксанфопул : «Сообщается же, что Пётр Гнафевс также придумал следующие четыре прекрасных обычая Вселенской Церкви: приготовление Божественного мира, освящаемое при всем народе; Божественное призывание над водами вечером на Святое Богоявление; дерзновенное воспевание Символа веры при каждом церковном собрании — тогда как до того его читали только раз [в году], во святую и Великую пятницу; и поминовение Богородицы на каждой ектении» [8]. Таким образом, чин богоявленского водоосвящения, включавший в свой состав, подобно евхаристической анафоре , эпиклезу, появился в последней трети V века в Антиохии и уже оттуда распространился по всем византийским Православным церквям [6]. С этого времени обязательным требованием к святой воде стало её освящение епископом или священником [9]. Православный священник освящает воду в водоёме. Водосвятие на Неве в день Крещения Господня. Рисунок 1876 года. В православной церкви используется несколько различных чинов водоосвящения [10] : Великое освящение — совершается в Крещенский сочельник 5 18 января накануне праздника Крещения Господня Богоявления и в сам праздник на следующий день. При этом используется один и тот же чин. В день Богоявления освящение воды может совершаться с торжественным крестным ходом к водоёму, известным под названием «хода на Иордан».
В течение этих двух дней водосвятный молебен может быть отслужен неограниченное количество раз. Вода, освящённая по чину Великого освящения, называется Великая агиасма святыня — её разрешается пить только после особой молитвы и натощак. Наиболее раннее сообщение о богоявленской святой воде содержится в одной из антиохийских проповедей Иоанна Златоуста [11]. Освящение в день праздника до XII века в Русской церкви не совершалось, обычай появился после распространения Иерусалимского устава и неоднократно критиковался и отменялся, особенно в XVII веке [12] ; патриарх Никон в конце 1655 года под угрозой проклятия запретил совершать в день Крещения водосвятие, его решение было отменено в 1667 году на Большом Московском соборе [13]. Сокращённое Великое освящение — совершается перед таинством Крещения [14]. При этом освящении в отличие от предыдущего епископ или священник , благословляя, окунает в воду персты десницы своей и мажет воду святым елеем. В эту воду погружают принимающих таинство крещения, но не пьют её. Малое освящение — совершается по требнику [15] на молебнах с водосвятием в течение всего года.
Водосвятные молебны совершаются в праздничные дни, определённые богослужебными указаниям обязательное малое освящение совершается в день празднования Живоносного Источника в пятницу Светлой седмицы , в день Преполовения и в празднование Происхождения изнесения честных древ Животворящего Креста Господня , а также и по просьбам верующих. Малое освящение воды совершается также во дни храмовых праздников , при малом освящении храма , на молебнах во время бездождия , в продолжительных крестных ходах , при посещении святых источников. В отличие от Крещенской Богоявленской , молебную святую воду дозволяется пить с молитвой, но необязательно натощак. Аминь [16]. Чин великого освящения воды является более торжественным по сравнению с малым и включает в себя большее количество песнопений и чтений кроме Евангелия и Апостола читаются паремии. Обязательным как для Великого, так и для малого освящения является чтение священником молитвы об освящении воды и погружение в чашу с водой креста при Великом освящении оно троекратное и дополняется благословением воды рукой священника. В праздник Крещения Господня освящение воды иногда проводится прямо на водоёмах озёрах, реках, прудах.
Указы патриарха Никона, касающиеся освящения воды, были отменены Большим Московским собором 1666—1667 годов как несоответствующие современной греческой практике. Собор постановил возобновить двукратное освящение воды, совершая его в навечерие Богоявления и на следующий день. В противовес проклятьям Никона этот собор разработал свои, еще более страшные анафемы: «Если кто не послушает нас или начнет прекословить… предаем проклятию и анафеме как еретика и непокорника и отсекаем, как гнилой уд». Впрочем, возможность попасть под страшные проклятия собора и стать «гнилыми удами» не напугала последующих издателей церковных книг. В новом обязательном для общецерковного употребления Типиконе 1682 года было вновь запрещено двукратное освящение воды. После смерти патриарха Иоакима новообрядческие богословы уже в четвертый раз вернулись к вопросу об освящении богоявленской воды. Издатели Типикона 1695 года на этот раз опять «разрешили» совершение второго освящения воды. К сожалению, и на этом водосвятная чехарда не закончилась. В синодальном типиконе 1749 года статья о двукратном освящении воды была вычеркнута. В Типиконе 1791 г. В 1794 г. Нет указания на двукратное освящение воды и в Типиконе 1814 г. Эта злосчастная статья в богослужебном уставе синодальной церкви появляется опять лишь в 1838 году. Водосвятная неразбериха конца XVII — начала XIX не только не внесла ясности, но и послужила появлениям разных частных мнений и поверий. Так, например, некоторые высказывают мнение, что «богоявленская» и «крещенская» воды имеют разную силу. По одной версии, богоявленская вода более благодатна потому, что вода, освящаемая в навечерие Богоявления, освящается в специальных сосудах в храме, а на следующий день — в открытом водоеме. В первом случае вода считается как бы более «концентрированной», а во втором — «разбавленной». Некоторые прихожане даже требуют, чтобы при раздаче воды им черпали из того места, куда опускался крест. По другой версии, богоявленская вода сильнее потому, что ее раздают в храме сразу после освящения, а крещенская хранится в церкви целый год, разбавляется и «теряет» силу. Освящение воды «на иордани». Румыния Сегодня подавляющее большинство новообрядческих историков и литургистов заявляют, что вода, освященная по уставу в навечерие Богоявления, и вода, освященная на следующий день, полностью равны по силе и являются одинаковыми святынями, поскольку читается одно и то же чинопоследование. Правда, академические авторы высказывают мнения значительно более близкие к древнерусским. Так, в авторитетнейшем многотомном издании советского периода «Настольной книге священнослужителя» повторяется мнение, высказанное Максимом Греком и другими древними отцами: Есть мнение, что собственно богоявленским некогда было водоосвящение под праздник, а в самый праздник происходило освящение воды по чину малого освящения, которое в древности совершалось в начале каждого месяца ныне осталось только водоосвящение 1 августа [ 3 ]. Таким образом ясно, что освящение Великой Агиасмы, святой Богоявленской воды, происходит только один раз в году. Это священнодействие подобно некоторым другим христианским таинствам и имеет единичное время действования. Так, например, человек может креститься только раз в жизни, хотя бы и погружался после этого сотни раз. Также он может только раз в день приобщиться, хоть бы и пытался несколько раз принять Св. Справедливости ради отметим, что некоторые современные старообрядческие церкви вернулись к раннехристианской традиции и совершают освящение воды единожды — в навечерие Богоявления. Такая практика сегодня существует в Славяно-Грузинской Древлеправославной церкви. О причащении приобщении Богоявленской водой О том, что в древней христианской церкви Богоявленской воды, Великой Агиасмы, в качестве духовного утешения приобщались христиане, не допущенные к причастию Св. В любой брошюрке, посвященной святой воде, читатель обязательно встретит фразу из старинного типикона: «Точию агиасму да пиет». То есть вместо причастия на время епитимии кающийся грешник получал возможность потреблять Богоявленскую воду. Это тайнодействие имело высокий духовный, нравственный и церковный смысл. Люди, совершившие грехи, отлученные от причастия Тела и Крови Христовой и находящиеся под епитимией, наложенной духовным отцом, тем не менее не выпадали из церковного общения.
Святой Дух входит в обычную воду и делает ее необычной, делает ее святыней, которая, в свою очередь, сообщает благодать всему, что соприкасается с нею. Сначала священник освящает обычную воду, читая над нею молитвы и погружая в нее крест. А затем уже сама эта вода сообщает благодать тому, что священник окропляет ею. Крещенская вода — не магическое средство от болезней Во время богослужения в честь Крещения Господня в церкви Афанасия, патриарха Александрийского. Вологодская область, Россия. Нельзя использовать святую воду как средство от болезней, проблем и «сглазу». Недостаточно и одних слов молитвы, если человек произносит их без веры, как заклинания. Только вера во Христа делает человека способным принять Его благодать, сообщаемую любой святыне, в том числе и святой воде. Крещенская вода: как пить и как хранить? Крещенская святая вода — величайшая святыня Церкви. Поэтому, чтобы она помогла человеку, использовать и хранить ее надо разумно и бережно. Крещенскую воду в Крещенский сочельник и сам праздник Крещения можно пить в течение всего дня. В другие дни, по установившейся традиции, крещенскую воду принято пить натощак. Хранить святую воду можно дома в чистом месте. Не нужно хранить ее рядом с продуктами, бакалеей. Не стоит и держать ее в холодильнике — святая вода, как правило, не портится. Сосуд лучше хранить рядом с иконами и другими освященными предметами. И важно помнить, что святую воду надо не просто «хранить», но и регулярно употреблять. Как часто можно пить крещенскую воду? Единого «питьевого режима» для святой воды не существует. Главный принцип — не считать, что крещенскую воду можно употреблять только в случае каких-то страшных болезней или неурядиц. Это не магическая панацея, а средство благодатной помощи. Пить святую воду нужно благоговейно, с молитвой, понимая, что вы принимаете святыню. Если крещенской воды осталось мало, можно добавить ее в обычную воду, от этого сила крещенской воды не изменится.
Два водосвятия восходят к двум различным церковным традициям. Первая из них связана с раннехристианским обычаем крестить новообращенных накануне Крещения, в Навечерие праздника. Но впоследствии желающих стать христианами стало так много, что нескольких дней в году для этого оказалось недостаточно, поэтому крещения стали совершать и в другие даты. Обычай же освящать воду в Крещенский сочельник сохранился. Там был обычай выходить в день праздника на Иордан для водосвятия в память о крещении самого Спасителя. Оттуда обычай второго освящения воды постепенно распространился по всему христианскому миру. Вода в крещенскую ночь Принято считать , что в к рещенскую ночь вся вода становится святой. Есть свидетельства, что в годы гонений на церковь верующие в крещенскую ночь набирали воду где придется, и, несмотря на то, что священник не произносил над ней молитв, вода эта хранилась годами и не портилась. Объяснить это можно лишь как чудо: видя глубокую веру людей и их невозможность оказаться в храме, Господь даровал им Свою благодать. Когда набирать крещенскую воду Крещенскую воду можно набирать как 18 января, в Крещенский сочельник , так и 19 января, в сам праздник. Вода, освященная в Навечерие канун и в сам день Богоявления, имеет одну и ту же благодать. Раздавать агиасму верующим начинают после литургии и великого освящения воды. Литургии служатся утром 18 января, утром 19 января или ночью с 18-го на 19-е. Также крещенскую воду раздают после всенощного бдения 18 января вечером. Но во время богослужений литургий и всенощного бдения вечером 18 января воду обычно не разливают. Молитва на принятие крещенской воды Молитва на принятие крещенской воды читается та же, что и на принятие просфоры и любой святой воды: "Господи Боже мой, да будет дар Твой святый и святая Твоя вода во оставление грехов моих, в просвещение ума моего, в укрепление душевных и телесных сил моих, во здравие души и тела моего, в покорение страстей и немощей моих по беспредельному милосердию Твоему молитвами Пречистыя Твоея Матери и всех святых Твоих. В этой молитве верующие обращаются к Господу и просят у него помощи. Но не стоит уповать лишь на чудодейственную силу воды и исключительно Божественное действие. Во время чтения молитвы и принятия крещенской воды нужно помнить, что оставить грехи и усмирить свои страсти человек должен стремиться и сам. Как гласит предание, в этот день освящается вся водная стихия.