ученый-энциклопедист, открывший периодический закон химических элементов. В родном городе Менделеев окончил гимназию, а затем стал студентом Главного педагогического института в Петербурге. Спустя годы Менделеев выпустил фундаментальный труд «Исследование водных растворов по удельному весу», который начал со слов благодарности матери.
Менделеев Дмитрий Иванович
Там он наладил производство бездымного пороха, который сам и изобрел. С 1892 года деятельность Менделеева связана с метрологией, под его инициативой была сформирована Палата мер и весов. Умер Д. Менделеев 2 февраля 1907 года в Санкт-Петербурге. За свою жизнь Менделеев был женат дважды и имел трое детей от первого брака и четверо — от второго.
На одной из его дочерей был женат русский поэт А. Оставил более 1500 трудов, среди которых классические «Основы химии» — первое стройное изложение неорганической химии. Именем Менделеева назван 101-й химический элемент — менделевий.
Дмитрий Иванович отдавал много сил преподавательской деятельности — был профессором Петербургского университета, вёл курсы в других учебных заведениях. На склоне лет он отмечал: «Из тысяч моих учеников много теперь повсюду видных деятелей, профессоров, администраторов, и, встречая их, всегда слышал, что доброе в них семя полагал, а не простую отбывал повинность». В 1890 г. Менделеев покинул университет в знак протеста против притеснения студенчества. Несколько лет учёный был консультантом научно-технической лаборатории Морского министерства; в 1892 г.
С 1892 г.
Примечательно, что именно тема диссертации легла в основу легенды об изобретении Менделеевым водки. Вскоре после этого его утверждают профессором технической химии в Петербургском университете. Проходит два года, и Менделеев уже возглавляет кафедру неорганической химии. Когда Менделеев начинает читать лекции по неорганической химии, он обнаруживает, что в институте нет никаких пособий, которые можно было бы дать студентам.
Это и подтолкнуло его к началу работы над своим трудом «Основы химии». В 1869 году Русскому химическому обществу была представлена периодическая система элементов. В переводе на немецкий, английский, французский языки книга выходила еще пять раз. Вплоть до конца своей жизни Менделеев совершенствовал свою периодическую систему. В 1865—1887 годах он создавал гидратную теорию растворов.
В 1872 году приступил к изучению упругости газов и два года спустя вывел уравнение состояния идеального газа. В современной химии оно известно как уравнение Менделеева-Клапейрона. В 1890 году Менделеев рассорился с министром Народного просвещения и ушел из Петербургского университета. В 1892 году ученый предложил новый метод изготовления бездымного пороха. Тогда же его назначают хранителем Депо образцовых мер и весов.
Здесь Менделеев добился возобновления прототипов аршина и фунта. Были проведены вычисления по сравнению метрических, английских и русских эталонов мер. В 1899 году по настоянию Менделеева в стране была факультативно допущена метрическая система мер. В 1905, 1906 и 1907 годах иностранные ученые выдвигали Менделеева на Нобелевскую премию. Российские ученые не делали этого никогда.
Менделеев также сыграл важную роль в создании Санкт-Петербургского научного института, где молодые ученые получали возможность заниматься научными исследованиями. Он был активным преподавателем и писал учебники по химии для студентов. Дмитрий Иванович Менделеев умер 2 февраля 1907 года, но его вклад в развитие науки невозможно переоценить.
Его периодическая система стала основой для понимания химических элементов и до сих пор используется во всем мире. Детство и юность ученого Дмитрий Иванович Менделеев родился 8 февраля 1834 года в сибирском городе Тобольске. Он рос в большой и бедной семье, у него было 16 братьев и сестер.
Отец работал управляющим перевозками на судах, и Дмитрий часто помогал ему в работе. С детства Менделееву очень нравилось учиться. Его первый учитель был воспитатель по фамилии Дмитриев.
Он увидел в маленьком Менделееве большие способности и увлечённость наукой. Чтобы развить его таланты, Дмитриев учил маленького Дмитрия разным наукам: астрономии, физике, химии. Менделеев очень полюбил эти предметы и хотел продолжать их изучать.
Дмитрий Иванович Менделеев: краткая биография
- Менделеев Дмитрий Иванович. Большая российская энциклопедия
- Менделеев: химик, физик, метеоролог, педагог
- Семнадцатый ребёнок в семье
- Дмитрий Иванович Менделеев (1834 – 1907)
- Дмитрий Менделеев: биография, факты из жизни, даты
Биография Менделеева
Биография Дмитрия Менделеева о главном. Дмитрий Иванович Менделеев – это один из российских учёных, работающих с такими областями, как: физика, химия, воздухоплавание, метеорология, технология и прочие. На протяжении своей биографии Менделеев Дмитрий Иванович являлся членом многих научных обществ. С именем Дмитрия Менделеева связано множество интересных фактов биографии. Менделеев Дмитрий Иванович (1834–1907), российский химик, учёный-энциклопедист, педагог и общественный деятель; открыл один из фундаментальных. Сам Менделеев считал главным изъяном Периодического закона и периодической системы отсутствие их строгого физического объяснения. Менделеев был самым младшим из 17 братьев и сестер, из которых, по словам брата Менделеева Павла, "только 14 остались в живых, чтобы креститься", то есть остальные умерли вскоре после рождения.[5].
Элемент гениальности: 190 лет Дмитрию Менделееву
Почетный член Королевского института Великобритании 1891. Член-корреспондент Санкт-Петербургской академия наук 1876. Член Парижской академия наук 1899. Член Прусской академия наук 1900. Член Венгерской академия наук 1900.
Член Болонской академия наук 1901. Член Сербской академия наук 1904. Почетный член МГУ 1880. Почетный член Киевского университета 1880.
Почетный член Казанского университета 1880. Почетный член Харьковского университета 1880. Почетный член Новороссийского университета 1880. Почетный член Юрьевского университета 1902.
Почетный член Санкт-Петербургского университета 1903. Почетный член Томского университета 1904. Почетный член Института сельского хозяйства и лесоводства в Новой Александрии 1895. Почетный член Санкт-Петербургского технологического института 1904.
Почетный член Санкт-Петербургского политехнического института. Почетный член Санкт-Петербургской медико-хирургической академии 1869. Почетный член Петровской земледельческой и лесной академии 1881. Почетный член Московского технического училища 1880.
Съезды и чтения Менделеевские съезды, которые проводятся регулярно, это своего рода научные форумы. На них собираются крупнейшие ученые России, а также всего мира, а основной темой их, конечно же, является «чистая» прикладная химия. Первый и второй подобный Съезд был проведен в 1907 и 1911 годах, а последний восемнадцатый только в 2007-м. Он был знаковым, так как на нем собралось только около четырех тысяч величайших умов современности из России и стран СНГ, не говоря уже о зарубежных.
Кроме того, правление Всесоюзного химического общества ВХО имени Менделеева, начиная с 1940 года назначило специальные менделеевские чтения. На этих ежегодных собраниях можно было выслушать доклады не только химиков, но и иных, смежных наук, к примеру, физиков, биохимиков, биологов и прочих. Интересные факты и память о великом ученом О нобелевских трениях, которые возникли в конце жизни выдающегося русского химика мы уже упоминали. Когда совет решил все же наградить химика Менделеева, он просто взял и скончался, причем саму премию так и не получил, даже посмертно.
Однако об этом человеке ходили и другие интересные слухи, часть из которых действительно правдивы, а часть соответствуют действительности лишь отчасти. Дмитрий Иванович, давно бившийся над классификацией и упорядочением элементов, никак не мог выстроить правильную таблицу, но однажды она приснилась ему во сне. Он тут же проснулся, записал то, что увидел, а потом лег спать обратно. Считается, что поправка потребовалась только в одном пункте.
Менделеева всегда раздражало то, что ранее было принято называть химиками не только тех, кто действительно занимался этой наукой. Такое прозвище получали все, кто что-то натворил, преступники. Кроме того, преступников, которые исправлялись, направляли для сокращения срока заключения на тяжелые или опасные работы, которые чаще всего представляли собой химические производства. Таких тоже называли химиками, а их службу химией.
Находясь в Симферополе на должности преподавателя, Менделеев увлекся картонажными работами, причем добился в этом деле достаточно приемлемого мастерства. Впоследствии он даже сделал собственными руками коробки и ящички для собственного архива. Докторская диссертация Менделеева, защищенная им в 65 году девятнадцатого века «О соединении спирта с водою» сыграла с ним злую шутку, так как ему приписали изобретение русской водки. Однако он ее не изобретал, так как гнали ее пили еще задолго до этого.
Этот великий ученый оставил глубочайший след в науке, потому имя его увековечено в самых разнообразных сферах человеческой жизни.
Ушкова в городе Елабуге Вятской губернии где позднее в малом объёме и начали производить порох , — хлопчатобумажных «концов» с русских предприятий. Началось производство на Шлиссельбургском заводе под Санкт-Петербургом. Осенью 1892 года, с участием главного инспектора артиллерии морского флота адмирала С. Макарова, испытан пироколлодийный порох, получивший высокую оценку военных специалистов.
За полтора года под руководством Д. Менделеева разработана технология пироколлодия — основы отечественного бездымного пороха, своими качествами превосходящего иностранные. После испытаний 1893 года адмирал С. Макаров подтвердил пригодность нового «бездымного зелья» для использования в орудиях всех калибров. Менделеев был занят пороходелием до 1898 года.
Привлечение Бондюжинского и Охтинского заводов, Морского пироксилинового завода в Санкт-Петербурге, вылилось в противостояние ведомственных и патентных интересов. Макаров, отстаивая приоритет Д. Менделеева, отмечает его «крупные услуги по решению вопроса о типе бездымного пороха» для Морского министерства, откуда 1895 году учёный ушёл с должности консультанта; он добивается снятия секретности — «Морской сборник» под рубрикой «О пироколлодийном бездымном порохе» 1895, 1896 публикует его статьи, где сопоставляя различные пороха с пироколлодием по 12 параметрам, констатирует его очевидные преимущества, выраженные — постоянством состава, однородностью, исключением «следов детонации» Влагая то, что могу в дело изучения бездымного пороха, я уверен, что служу, по мере сил, мирному развитию своей страны и научному познанию вещей, слагающемуся из попыток отдельных лиц осветить узнанное. Французский инженер Мессена, не кто иной, как эксперт Охтинского порохового завода, заинтересованный в своей технологии пироксилина, добился от также заинтересованных производителей признания идентичности последнего пироколлодийному — Д. Вместо развития отечественных изысканий, покупали иностранные патенты — право на «авторство» и производство менделеевского пороха присвоил себе находившийся тогда в Санкт-Петербурге младший лейтенант ВМФ САСШ Д.
Бернаду англ. Office of Naval Intelligence — Управление военно-морской разведки , раздобывший рецептуру, и, никогда ранее не занимаясь этим, вдруг с 1898 года «увлёкшийся разработкой» бездымного пороха, а в 1900 году получивший патент на «Коллоидную взрывчатку и её производство» англ. Colloid explosive and process of making same — пироколлоидный порох…, в своих публикациях он воспроизводит выводы Д. И Россия, «по извечной своей традиции», в Первую мировую войну в огромном количестве покупала его, этот порох, в Америке, а изобретателями до сих пор указываются моряки — лейтенант Д. Бернаду и капитан Дж.
Конверс англ. George Albert Converse. Исследованиям по теме пороходелия, опирающихся на его фундаментальные труды по изучению водных растворов, и напрямую связанных с ними, Дмитрий Иванович посвятил 68 статей. Об электролитической диссоциации Существует мнение, что Д. Менделеев «не принял» концепции электролитической диссоциации, что он якобы неправильно её истолковывал, или даже и вовсе не понимал… К развитию теории растворов Д.
Менделеева продолжал проявлять интерес и в конце 1880-х — 1890-х годов. Эта тема приобрела особое значение и злободневность после оформления и начала успешного применения теории электролитической диссоциации С. Аррениус, В. Оствальд, Я. Менделеев пристально наблюдал за развитием этой новой теории, однако воздерживался от какой-либо категорической её оценки.
Менделеев обстоятельно рассматривает некоторые доводы, к которым обращаются сторонники теории электролитической диссоциации при доказательстве самого факта разложения солей на ионы, в том числе понижения температуры замерзания и других факторов, определяющихся свойствами растворов. Этим и другим вопросам, связанным с пониманием данной теории, посвящена его «Заметка о диссоциации растворённых веществ». Он говорит о возможности соединений растворителей с растворёнными веществами и влиянии их на свойства растворов. Не утверждая безапелляционно, Д. Из этого следует, что Д.
Менделеев не отрицал огульно саму теорию, а в большей степени указывал на потребность её развития и понимания с учётом последовательно разработанной теории взаимодействия растворителя и растворённого вещества. В конце 1880-х годов между сторонниками и противниками теории электролитической диссоциации развернулись интенсивные дискуссии. Наибольшую остроту приобрела полемика в Англии, причём связана она была именно с работами Д. Данные по разбавленным растворам явились основой доводов сторонников теории, а противники обращались к результатам исследований растворов в широких областях концентраций. Наибольшее внимание отводилось растворам серной кислоты, хорошо исследованным Д.
Многие английские химики последовательно развивали точку зрения Д. Менделеева на присутствие в диаграммах «состав — свойство» важных точек. Сведения эти использовали в критике теории электролитической диссоциации Х. Кромптон, Э. Пикеринг, Г.
Армстронг и другие учёные. Их указание на точку зрения Д. Менделеева и данные о растворах серной кислоты в виде основных аргументов своей правоты расценивалось многими учёными, в том числе и немецкими, как противопоставление «гидратной теории Менделеева» теории электролитической диссоциации. Это привело к предвзятому и остро критическому восприятию позиций Д. Менделеева, например, тем же В.
В то время как данные эти относятся к очень сложным случаям равновесий в растворах, когда, помимо диссоциации, молекулы серной кислоты и воды образуют сложные полимерные ионы. В концентрированных растворах серной кислоты наблюдается параллельное протекание процессов электролитической диссоциации и ассоциации молекул. Отрицать справедливость теории электролитической диссоциации не даёт основания даже выявляемое благодаря электропроводности по скачкам линии «состав — электропроводность» присутствие разнообразных гидратов в системе H2O — H2SO4. Требуется осознание факта одновременного протекания ассоциации молекул и диссоциации ионов. Менделеев — экономист и футуролог Д.
Менделеев был также выдающимся экономистом, обосновавшим главные направления хозяйственного развития России. Вся его деятельность, будь то самые отвлечённые теоретические изыскания, будь — строгие технологические исследования, непременно, теми или иными путями, следствием имела практическую реализацию, которая всегда подразумевала учтение и хорошее понимание экономического смысла. Будущее русской промышленности Д. Менделеев видел в развитии общинного и артельного духа. Конкретно он предлагал реформировать русскую общину так, чтобы она летом вела земледельческую работу, а зимой — фабрично-заводскую на своей общинной фабрике.
Внутри отдельных заводов и фабрик предлагалось развивать артельную организацию труда. Фабрика или завод при каждой общине — «вот что одно может сделать русский народ богатым, трудолюбивым и образованным». Богатство и капитал Д. Менделеев считал функцией труда. Состояние без труда может быть нравственно, если только получено по наследству.
Капиталом, по мнению Менделеева, является только та часть богатства, которая обращена на промышленность и производство, но не на спекуляцию и перепродажу. Выступая против паразитического спекулятивного капитала, Д. Менделеев считал, что его можно избежать в условиях общины, артели и кооперации. Вместе с С. Витте принимал участие в разработке Таможенного тарифа 1891 г.
Менделеев выступал горячим сторонником протекционизма и хозяйственной самостоятельности России. В своих работах «Письма о заводах», «Толковый тариф…» Д. Менделеев стоял на позициях защиты русской промышленности от конкуренции со стороны западных стран, связывая развитие промышленности России с общей таможенной политикой. Учёный отмечал несправедливость экономического порядка, позволяющего странам, осуществляющим переработку сырья, пожинать плоды труда работников стран-поставщиков сырья. Этот порядок, по его мнению, «имущему отдаёт весь перевес над неимущим».
В своём обращении к общественности — «Оправдание протекционизма» 1897 и в трёх письмах Николаю II 1897, 1898, 1901 — «писаны и посланы по желанию С. Витте, который говорил, что он один не в силах убедить» Д. Менделеев излагает некоторые свои экономические взгляды. Он указывает на целесообразность беспрепятственного включения иностранных инвестиций в национальную промышленность. Учёный расценивает капитал как «временную форму», в которую «вылились в наш век некоторые стороны промышленности»; до какой-то степени, подобно многим современникам, идеализирует его, подразумевая за ним функцию носителя прогресса: «Откуда бы ни пришёл, везде родит новые капиталы, так обойдёт весь ограниченный шар Земли, сблизит народы и тогда, вероятно, утратит своё современное значение».
По мнению Д. Менделеева иностранные капиталовложения следует использовать, по мере накопления собственных российских, как временное средство для достижения национальных целей. Притом учёный отмечает необходимость национализации нескольких жизненно важных регулирующих экономических составляющих и потребность создания системы образования как части покровительственной политики государства. Уральская экспедиция Говоря о «третьей службе Родине» учёный особо отмечает значение этой экспедиции. В марте 1899 года Д.
Менделеев в докладной товарищу министра финансов В. Коковцеву даёт рекомендации. Он предлагает передать Военному и Морскому министерству казённые заводы, соответствующие интересам обороны; остальные предприятия такого рода, государственные горные заводы — в частные руки в виде потенциала конкуренции, для снижения цен, а казне, владеющей рудами и лесами — доход. Развитию Урала мешает то, «что там действуют почти нацело одни крупные предприниматели, всё и вся захватившие для себя одних»; в обуздание их — развить «сверх крупных, много мелких предприятий»; ускорить строительство железных дорог. По поручению министра финансов С.
Витте и директора Департамента промышленности и торговли В. Ковалевского, руководство экспедицией доверено Д. Менделееву; он обращается к владельцам частных заводов Урала, прося «содействовать изучению положения железного дела». Несмотря на недомогание, учёный не отказался от поездки. В экспедиции участвовали: заведующий кафедрой минералогии Петербургского университета профессор П.
Земятченский, известный специалист по русским железным рудам; помощник начальника научно-технической лаборатории Морского министерства — химик С. Вуколов; К. Егоров — сотрудник Главной палаты мер и весов. Последним двум Д. Менделеев поручил «осмотр многих уральских заводов и производство полных магнитных измерений» для выявления аномалий, говорящих о наличии железной руды.
Егорову также поручалось изучение Экибастузского месторождения каменного угля, по мнению Д. Менделеева — очень важного для уральской металлургии. Сопровождали экспедицию представитель Министерства госимуществ Н. Саларев и секретарь Постоянной совещательной конторы железнозаводчиков В. Личные маршруты участников Уральской экспедиции определялись задачами.
После Кыштыма у Д. Менделеева «идёт горлом кровь» — рецидив старого недуга, он задерживается в Златоусте, надеясь отдохнуть и «вновь пуститься на заводы», но улучшения не последовало, и он через Уфу и Самару вернулся в Боблово. Менделеев отметил, что ещё в Екатеринбурге получил хорошее представление о состоянии железной промышленности Урала. В своём отчёте С. Витте Д.
Менделеев указывает причины медленного развития металлургии, и меры преодоления того: «Воздействие России на весь запад Сибири и на степной центр Азии может и должно совершаться при посредстве Уральского края». Причину стагнации промышленности Урала Д. Менделеев видел в социально-экономической архаике: «…Необходимо с особой настойчивостью закончить все остатки помещичьего отношения, ещё существующего всюду на Урале в виде крестьян, приписанных к заводам». Администрация чинит помехи малым предприятиям, но «истинное развитие промышленности немыслимо без свободного соревнования мелких и средних заводчиков с крупными». Менделеев указывает: опекаемые правительством монополисты тормозят подъём края, — «дорогие цены, довольство достигнутым и остановка в развитии».
Позже он отметит, что это стоило ему «много труда и неприятностей». На Урале получила оправдание его идея подземной газификации угля, выраженная им ещё на Донбассе 1888 , и к которой он возвращался неоднократно «Горючие материалы» — 1893, «Основы фабрично-заводской промышленности» — 1897, «Учение о промышленности» — 1900—1901. Участие в изучении уральской железной промышленности — один из важнейших этапов деятельности Менделеева-экономиста. В своём труде «К познанию России» он скажет: «В моей жизни мне пришлось принимать участие в судьбе трёх…дел: нефтяного, каменноугольного и железнорудного». Из Уральской экспедиция учёный привёз бесценный материал, использованный им в дальнейшем в трудах «Учение о промышленности» и «К познанию России».
К познанию России В 1906 году Д. Менделеев, будучи свидетелем первой русской революции, и чутко реагируя на происходящее, видя приближение больших перемен, пишет свой последний крупный труд «К познанию России». Важное место в этой работе занимают вопросы народонаселения; в своих выводах учёный опирается на скрупулёзный анализ результатов переписи населения. Менделеев обрабатывает статистические таблицы со свойственной ему тщательностью и мастерством исследователя, совершенно владеющего математическим аппаратом и методами расчёта. Достаточно важным компонентом явилось присутствующее в книге вычисление двух центров России — поверхности и населения.
Для России уяснение территориального центра государства — важнейшего геополитического параметра, сделано впервые именно Д. Учёный приобщил к изданию карту новой проекции, в которой нашли отражение идея единого промышленного и культурного развития европейской и азиатской частей страны, что должно было служить сближению двух центров. Менделеев о демографическом росте Учёный со всей определённостью показывает отношение к настоящему вопросу в контексте своих убеждений в целом следующими словами: «Высшая цель политики яснее всего выражается в выработке условий для размножения людского». В начале XX века, Менделеев, отмечая, что население Российской империи за последние сорок лет удвоилось, вычислил, что к 2050 году её численность при сохранении существующего роста достигнет 800 млн человек. О том, что имеется на самом деле, см.
Объективные исторические обстоятельства в первую очередь — войны, революции и их последствия внесли коррективы в расчёты учёного, тем не менее, показатели, к которым он пришёл относительно регионов и народов, по тем или иным причинам в меньшей степени затронутых названными непредсказуемыми факторами, подтверждают справедливость его прогнозов. Три службы Родине В приватном письме С. Витте, оставшемся неотправленным, Д. Менделеев, констатируя и оценивая свою многолетнюю деятельность, называет «три службы Родине»: Плоды моих трудов — прежде всего в научной известности, составляющей гордость — не одну мою личную, но и общую русскую... Лучшее время жизни и её главную силу взяло преподавательство...
Из тысяч моих учеников много теперь повсюду видных деятелей, профессоров, администраторов, и, встречая их, всегда слышал, что доброе в них семя полагал, а не простую отбывал повинность... Третья служба моя Родине наименее видна, хотя заботила меня с юных лет по сих пор. Это служба по мере сил и возможности на пользу роста русской промышленности... Эти направления в многогранном творчестве учёного между собой связаны теснейшим образом. Логико-тематическая парадигма творчества учёного Всё научное, философское и публицистическое творчество Д.
Менделеева предлагается рассматривать интегрально — в сопоставлении разделов этого большого наследия как с точки зрения «веса» в нём отдельных дисциплин, направлений и тем, так и во взаимодействии основных и частных его составляющих. Директором Музея-архива Д. Менделеева ЛГУ профессором Р. Добротиным был разработан в 1970-е годы метод, подразумевающий такой целостный подход к оценке творчества Д. Менделеева с учётом конкретных исторических условий, в которых оно развивалось.
На протяжении многих лет изучая и последовательно сопоставляя разделы этого огромного свода, Р. Добротин шаг за шагом выявил внутреннюю логическую связь всех его малых и больших частей; этому способствовала и возможность работать непосредственно с материалами уникального архива, и общение со многими признанными специалистами разных дисциплин. Безвременная кончина талантливого исследователя не позволила ему в полной мере развить это интересное начинание, по многим признакам предвосхищающее возможности как современной методологии науки, так и новых информационных технологий. Построенная подобно родословному древу, схема структурно отражает тематическую классификацию и позволяет проследить логико-морфологические связи между различными направлениями творчества Д. Анализ многочисленных логических связей позволяет выделить 7 основных направлений деятельности учёного — 7 секторов: Периодический закон, педагогика, просвещение.
Органическая химия, учение о предельных формах соединений. Растворы, технология нефти и экономика нефтяной промышленности. Физика жидкостей и газов, метеорология, воздухоплавание, сопротивление среды, кораблестроение, освоение Крайнего Севера. Эталоны, вопросы метрологии. Химия твёрдого тела, технология твёрдого топлива и стекла.
Биология, медицинская химия, агрохимия, сельское хозяйство. Каждому сектору соответствует не одна тема, а логическая цепочка родственных тем — «поток научной деятельности», имеющий определённую направленность; цепочки не вполне изолированы — между ними прослеживаются многочисленные связи линии, пересекающие границы секторов. Тематические рубрики представлены в виде кружков 31. Цифра внутри кружка соответствует числу работ по теме. Центральный — отвечает группе ранних работ Д.
Менделеева, откуда берут начало исследования в различных областях. Линии, соединяющие кружки, показывают связи между темами.
Он создал таблицу с данными о плотности, температуре кипения и твердения, теплопроводности и других важных характеристиках элементов. Это позволило более полно изучить свойства элементов и выявить их закономерности. Роль Менделеева в развитии периодической системы элементов Менделеев провел титаническую работу, систематизируя все известные на тот момент элементы и упорядочивая их в таблицу. Он основывался на атомном весе элементов и располагал их в порядке возрастания. В то время некоторые элементы еще не были открыты, но Менделеев сумел предсказать их свойства и даже указал на пропуски в системе, предполагая существование еще неоткрытых элементов. Расположение элементов в периодической системе позволило Менделееву устанавливать закономерности и взаимосвязи между ними.
Он заметил, что свойства элементов повторяются с определенной периодичностью, тогда как их атомные массы увеличиваются. Менделеев заключил, что свойства элементов зависят от их атомной структуры. Создание периодической системы элементов открыло двери для дальнейших открытий в химии. Она стала незаменимым инструментом для научных исследований и позволила предсказывать новые элементы и их свойства. Благодаря работе Менделеева химическая наука получила удобное и систематическое описание всех известных веществ, что существенно упростило и ускорило развитие химической промышленности и технологий. Менделеев внес огромный вклад в развитие химии и науки в целом. Его периодическая система элементов стала фундаментом для дальнейших исследований и расширения знаний о химических свойствах веществ. Результаты его работы по-прежнему актуальны и используются в химической науке и образовании.
Наследие и признание Менделеева в науке и обществе В науке, Менделеев стал истинным символом достижений русской химии. Его самым важным научным достижением стало создание первой периодической системы химических элементов. Система, изложенная в его работе «Основы химии», стала основой для организации и классификации всех известных на тот момент химических элементов. Его система была также удивительно точной и предсказала существование пока еще не открытых элементов.
Дмитрий Иванович Менделеев родился 27 января 8 февраля 1834 года в селе Верхние Аремзяны недалеко от Тобольска, в семье директора гимназии и попечителя училищ. Он был четырнадцатым ребенком в семье. Воспитывала его мать, поскольку отец будущего химика вскоре после его рождения умер. В 15 лет Дмитрий Менделеев окончил гимназию.
Его мать приложила немало усилий, чтобы юноша продолжил образование.
Элемент гениальности: 190 лет Дмитрию Менделееву
Главный миф, связанный с именем Дмитрия Менделеева, называет великого учёного автором заветного стандарта русской водки. Дмитрий Иванович Менделеев – русский учёный-энциклопедист, открывший таблицу химических элементов. Самое важное в жизни рассмотрено у такого ученого, как Менделеев Дмитрий Иванович (краткая биография). ученый-энциклопедист, открывший периодический закон химических элементов.
Все открытия Менделеева
Основываясь на идеях Менделеева, другой выдающийся русский инженер, Владимир Шухов, в 1878 году построил первый в России нефтепровод Балаханы — Чёрный город в районе Баку. Длина первой российской нефтемагистрали составляла 10 километров. Ныне же длина российских нефтепроводов исчисляется десятками тысяч километров! И всё это стало возможным благодаря Меделееву и его талантливым последователям. Главный миф, связанный с именем Дмитрия Менделеева, называет великого учёного автором заветного стандарта русской водки. Якобы именно благодаря ему идеальная крепость была определена в 40 градусов. В реальности в работах Менделеева никаких обоснований подобного выбора не существует. Вероятно, миф порождён тем, что знаменитый химик защитил докторскую диссертацию на тему «О соединении спирта с водою». А кроме того, он входил в комиссию «для изыскания способов к упорядочению производства и торгового обращения напитков, содержащих в себе алкоголь». Но никакого отношения к выбору стандарта Менделеев не имел. Отец российской «нефтянки» и нефтехимии Менделеев не был изобретателем трубопроводного транспорта первые нефтепроводы появились в США — он лишь популяризировал это новшество, довёл его до ума и грамотно применил к российским условиям.
Но зато идея нефтеналивного судна танкера — это стопроцентное ноу-хау Менделеева. В том же 1863 году — одновременно с разработкой трубопроводной прокачки нефти — Менделеев пришёл к идее нефтеналивного судна. Дело в том, что в те годы доставка нефтепродуктов осуществлялась при помощи огромных деревянных бочек. С учётом затрат на тару и на многократную перегрузку расходы на транспортировку нефти в несколько раз превышали стоимость самой добычи! А это делало российские нефтепродукты неконкурентоспособными даже на внутреннем рынке, не говоря уже о внешних. Нефть Баку. Wikimedia Commons Дмитрий Иванович прекрасно понимал невозможность дальнейшего развития российской «нефтянки» при сохранении прежних способов транспортировки. И тогда у учёного возникла смелая идея — перевозить нефтепродукты не в традиционных бочках, а сразу в трюмах специальных судов. И вскоре появились на свет первые русские танкеры. Конечно, по сравнению с современными танкерами те первые деревянные нефтеналивные суда выглядят, как детская игрушка.
Но главное — это радикальный шаг вперёд! Не искать корабельную тару для нефти, а сам корабль превратить в большую нефтяную цистерну!
Трудился всю жизнь, вот и стал гением». Его афоризмы удивляли современников, а неожиданные поступки порой ставили в тупик друзей и знакомых. Умный, цельный, неординарный — каким же еще был Менделеев? Его отец, Иван Менделеев, ослеп и умер, когда дети были маленькими, поэтому вся забота о большой семье перешла к матери, Марии Дмитриевне. Эта энергичная, незаурядного ума женщина успевала всё: управлять небольшим стеклянным заводом, заботиться о детях, следить за хозяйством.
Младшие Менделеевы ничем не были обделены и все получили прекрасное образование. Поэтому неудивительно, что Менделеев, всю жизнь окруженный братьями, сестрами и соседскими детьми, обожал общаться с малышами уже будучи взрослым. В его доме постоянно гостили крестьянские ребятишки и отпрыски многочисленных друзей. Он не делал различий между ними и собственными детьми; в гостях у Менделеева каждому было хорошо и уютно. Любимым развлечением Дмитрия Ивановича был домашний театр — дети устраивали постановки прямо в сенном сарае. Не зря по образованию великий химик был, прежде всего, педагогом: он пошел по стопам отца и окончил физико-математический факультет главного Педагогического института Санкт-Петербурга. Уроки химии в гимназии он прогуливал, а латынь не переносил на дух.
Тобольская гимназия, в которой учился Д. Менделеев Единственными предметами, которыми он охотно занимался, были физика и математика. Нелюбовь к классическому обучению у него осталась на всю жизнь — даже во время обучения в Главном педагогическом институте Петербурга будущий ученый остался на второй год. Удивительно было то, что он вообще туда попал: набор в педагогический тогда проводился раз в два года и в 1850 году его не было. Пришлось похлопотать Марии Дмитриевне: она подала ходатайство в министерство с просьбой сделать исключение для ее сына. Таким образом Менделеев оказался на первом курсе. Закончил он его плохо — по всем предметам, кроме математики, умудрился получить «неуд».
Однако на старших курсах дело пошло на лад: среднегодовой балл Менделеева стал равен 4,5 при единственной тройке — по Закону Божьему, и в 1855 году он окончил институт с золотой медалью.
Учение о периодичности Менделеев развивал до конца жизни. Среди других научных работ Менделеева можно отметить цикл работ по изучению растворов и разработку гидратной теории растворов 1865—1887 гг. В 1872 г.
В 1880—1885 гг. Менделеев занимался проблемами переработки нефти, предложил принцип её дробной перегонки. В 1888 г. В 1890 г.
Менделеев был вынужден покинуть Петербургский университет вследствие противоречий с министром Народного просвещения. В 1892 г. При участии и под руководством Менделеева в палате были возобновлены прототипы фунта и аршина, произведено сравнение русских эталонов мер с английскими и метрическими 1893—1898 гг. Менделеев считал необходимым введение в России метрической системы мер, которая по его настоянию в 1899 г.
Менделеев был одним из основателей Русского химического общества 1868 г. В 1876 г. Менделеев стал членом-корреспондентом Петербургской АН, но кандидатура Менделеева в академики была в 1880 г. Менделеев был членом более 90 академий наук, научных обществ, университетов разных стран.
В 1962 г.
Погодин, Е. Баратынский, Н. Гоголь, П. Федотов, Н.
Павлов и другие знаменитые личности. Мария Дмитриевна всегда верила в особую одарённость сына и потому настояла на получение им высшего образования. В 21 год молодой человек с золотой медалью заканчивает Главный педагогический институт в Санкт-Петербурге. Затем он непродолжительное время преподаёт в учебных заведениях Симферополя и Одессы. В течение этого времени будущий учёный написал диссертацию, получил степень магистра и в 23 года стал приват-доцентом столичного университета.
Через несколько лет преподавательской деятельности Менделеев уезжает в научную командировку в Германию в Гейдельбергский университет. Возвратясь в Россию спустя 2 года, молодой учёный в 1861-1862 гг. В 1865 году Менделеев защищает докторскую диссертацию «О соединении спирта с водою». Вскоре после этого последовало его назначение на должность экстраординарного профессора Санкт-Петербургского университета, а позднее руководителя кафедры общей химии. В 35 лет молодой профессор совершил великое открытие.
Работая над учебным пособием «Основы химии», Менделеев задумался над природой химических элементов. В результате этих размышлений в 1869 году был завершён первый целостный вариант Периодической системы химических элементов, который автор не переставал совершенствовать на протяжении всей своей жизни. Научная деятельность Д. Менделеева всегда сопровождалась практическими делами. Так, например, в 1860-е годы им была разработана технология производства машинных масел.
А в 1888 г. Ещё он написал капитальный труд, включающий обзор российской промышленности, ставший экономической энциклопедией России того времени. Разработал учёный также технологию бездымного пороха, работая в научно-технической лаборатории Морского университета. Интерес у Дмитрия Ивановича вызывали также воздухоплавание создал аэростат , арктическое мореплавание сконструировал ледокол , метрология возглавлял Главную палату мер и весов и ещё многое другое.
Дмитрий Менделеев краткая биография
Из биографии Менделеева известно, что в своей жизни он выделил три основных направления деятельности. Менделеев для детей кратко | Образовательные документы для учителей, воспитателей, учеников и родителей. Менделеев для детей кратко | Образовательные документы для учителей, воспитателей, учеников и родителей. Краткая биография Менделеева Дмитрия Ивановича даёт лишь небольшое понятие о том, какой он имел огромный научный авторитет во всём мире. Дмитрий Менделеев краткая биография известного ученого изложена в этой статье. Краткая биография Дмитрия Менделеева самое главное. еев настоящий гений России, ученый и профессор, в свои годы являлся членом Академии наук.
Сообщение о Менделееве: краткая биография Дмитрия Ивановича
Биография Дмитрий Иванович Менделеев родился 27 января 1834 года в Тобольске и был последним, семнадцатым по счёту ребенком в семье директора Тобольской гимназии. Краткая биография Дмитрия Ивановича Менделеева. У него была многодетная семья, мать родила 17 детей, но выжили лишь 9, Менделеев был самым младшим.
25+ неожиданных фактов о жизни Дмитрия Менделеева, про которые не расскажут на уроках химии
В 1849 году Менделеев поступил в Санкт-Петербургский университет. Он начал обучаться на физическом факультете. В университете Менделеев учился химии, физике, математике и другим наукам. Он много работал и много учился. Учиться научился Менделеев предметам быстро и легко, и поэтому сдавал экзамены на отлично. В юности Менделеев много занимался и другими интересными делами. Например, они с друзьями решили исследовать мятное масло, чтобы узнать, как его выделить из растения. Такая работа называется экспериментом. Также в юности Менделеев занимался созданием химического справочника.
Этот справочник назывался «Основные правила номенклатуры химических соединений или сокращённый краткий курс химии». Детство и юность Дмитрия Менделеева были наполнены учёбой и научным исследованием. Эти годы поставили начало его великому научному пути.
Тогда Мария Дмитриевна получила у старшего брата разрешение поселиться за городом на принадлежавшей ему заброшенной стекольной фабрике. Она восстановила производство, сделала его доходным и смогла отвезти мужа в Москву на операцию к знаменитому окулисту Броссе, который вернул Ивану Павловичу зрение. Незадолго до того как Дмитрий окончил гимназию, его отец скончался, а стекольная фабрика сгорела. Всю свою энергию Мария Дмитриевна вложила в устройство судьбы младшего сына, считая, что тот должен продолжить образование непременно в Московском университете, а не в Казанском, куда по зако ну полагалось поступать выпускникам Тобольской гимназии. Влиятельные друзья жившего в Москве ее старшего брата Василия не решились идти против циркуляров и не помогли; тогда деятельная сибирячка отправилась в столицу империи, где ей удалось-таки всеми правдами и неправдами устроить Дмитрия казеннокоштным то есть обучающимся за государственный счет студентом отделения естественных наук физико-математического факультета Главного педагогического института в Петербурге, того самого, где учился Менделеев-старший. Обеспечив жизнь младшему сыну, Мария Дмитриевна умерла через месяц с небольшим вроде бы от простуды, явно истощенная многочисленными невзгодами и тревогами.
Наука или жизнь Будущий великий ученый в юности не блистал познаниями, учился посредственно и даже добровольно остался на второй год, пройдя первый курс дважды. Но затем взялся за ум и окончил институт с золотой медалью. Вообще-то петербургские врачи не ожидали, что Менделеев доживет до выпускных экзаменов, считая его безнадежно больным туберкулезом. При этом упрямый студент отказывался переводиться в Киевский университет, в более теплые края, решив, видимо, хоть и умереть, но все же остаться в столичном институте. И только знаменитый хирург Иван Павлов, осмотрев молодого химика, поставил ему правильный диагноз: порок сердечного клапана, неопасный для жизни. Проработав год учителем в Одессе и защитив сразу две диссертации: магистерскую и pro venia legendi — на право читать лекции, Менделеев с 1857 года начал преподавать химию в Санкт-Петербургском императорском университете. Со временем поле его педагогической деятельности расширилось: он читал курсы во Втором кадетском корпусе, Институте Корпуса инженеров путей сообщения, Николаевских инженерных академии и училище, руководил химической лабораторией Санкт-Петербургского практического технологического института. На склоне лет Дмитрий Иванович сформулировал три свои «службы Родине», которыми он гордился. Под первой службой Менделеев понимал научные открытия, а под второй — педагогику.
Среди прочего он стал автором первых в России учебников «Органическая химия» и «Основы химии». О третьей «службе» речь пойдет ниже. Менделеев - второй справа во втором ряду Русские в Германии Будучи 25 лет от роду, Менделеев отправился в двухгодичную европейскую командировку «для усовершенствования в науках». Он выбрал университет Гейдельберга, где знаменитый немецкий химик Роберт Бунзен согласился стать его формальным руководителем, оценив способности Менделеева, но не разделяя его интереса к физической химии. Менделеев любил подчеркивать, что в науке всегда действовал самостоятельно. В Гейдельберге он оборудовал собственную лабораторию, опыты в которой среди прочего привели его к открытию «температуры абсолютного кипения» — индивидуальной для каждого вещества характеристики, при которой жидкость превращается в пар. Оно прошло незамеченным, а по сути, предвосхитило понятие «критическая температура», введенное 10 лет спустя ирландцем Томасом Эндрюсом. В Гейдельберге Менделеев влился в компанию талантливых ровесников-соотечественников: химика и композитора Александра Бородина, физиологов Ивана Сеченова и Сергея Боткина, также прибывших в Германию на стажировку. С Бородиным Менделеев много путешествовал по Европе и участвовал в эпохальном Международном химическом конгрессе в Карлсруэ, целью которого было создать общую для химиков всего мира систему координат и терминов.
Но кругом русских общение Менделеева не ограничивалось. Отношения с немецкой ак трисой Агнессой Вой тман зашли та к далеко, что она родила ему дочь Розамунду, которую он много лет материально поддерживал. Периодический закон Вернувшись на родину, Менделеев защитил докторскую диссертацию на тему «О соединении спирта с водой» — эта история трансформировалась позже в легенду об изобретении им эталонной водки. Он измерял плотность и тепловое расширение смеси этилового спирта и воды в разных пропорциях, но к 40-градусной водке эти опыты отношения не имели. Начав в конце 1860-х работать над учебником «Общая химия», Менделеев задумался о том, как лучше и нагляднее систематизировать не только научную информацию, но и 63 известных в то время химических элемента. Он знал о попытках других ученых создать такую систему. Ближайшей из них по времени и по замыслу была «теория октав» 1866 англичанина Джона Ньюлендса, который, расположив элементы в порядке возрастания их атомных масс, заметил сходство в каждом восьмом элементе ряда, что напомнило ему нотную октаву. Однако стройная система сбивалась, когда доходила до тяжелых элементов. Она учитывала атомную массу и свойство каждого элемента.
Таблица со временем совершенствовалась, но базовая форма осталась прежней: горизонтальные строки-периоды, в которых элементы расположены по возрастанию массы атома, и вертикальные группы, объединяющие элементы со схожими характеристиками. Менделеев был так уверен в верности своей системы, что позволил себе исправить атомные массы некоторых элементов. Его «дерзость» оправдала себя: теоретический расчет оказался точнее опытных измерений той поры. Вдобавок система Менделеева предсказывала еще не известные науке элементы и их атомную массу. И в течение нескольких лет после публикации первого варианта таблицы европейские ученые открыли три элемента, предсказанные Менделеевым: галлий, скандий и германий. Вопреки мифам периодическая таблица не явилась Менделееву во сне.
Тогда он решил написать его сам. Эта фундаментальная работа, получившая название «Основы химии», выходила в течение нескольких лет отдельными выпусками. Первый выпуск был закончен сравнительно быстро — он появился уже летом 1868 году.
Однако, работая над вторым выпуском, Менделеев столкнулся с большими затруднениями, связанными с систематизацией и последовательностью изложения материала, описывающего химические элементы. Сначала Дмитрий Иванович хотел сгруппировать все описываемые им элементы по валентностям, но потом выбрал другой метод и объединил их в отдельные группы, исходя из сходства свойств и атомного веса. Размышление над этим вопросом вплотную подвело Менделеева к главному открытию его жизни, которое было названо Периодическая система Менделеева. Менделееву удалось найти связь разных групп элементов между собой, расположив их в порядке возрастания их атомной массы. Работа осложнялась тем, что многие элементы в то время еще не были открыты, а атомные веса уже известных определены с большими неточностями. Однако, искомая закономерность вскоре была обнаружена. Опубликовав в 1869 году первый вариант своей таблицы, он открыл закон, что «свойства элементов стоят в периодической зависимости от их атомного веса». Это было самое главное в открытии Менделеева, позволявшее связать воедино все казавшиеся до этого разрозненными группы элементов. До конца жизни он продолжал развивать и совершенствовать учение о периодичности.
Менделеев активно занимался экспериментами с газами, конструированием и изготовлением различных физических приборов. Ученый исследовал сжимаемость газов и термический коэффициент их расширения в широком интервале давлений. Научные работы Менделеева составляют лишь небольшую часть его творческого наследия. Наука и промышленность, сельское хозяйство, народное образование, общественные и государственные вопросы, мир искусства — все привлекало его внимание, и везде он «показывал свою могучую индивидуальность». В 1891 году морское и военное министерства поручают Менделееву разработку вопроса о бездымном порохе, и в 1892 году он блестящим образом выполняет эту задачу. Предложенный им «пироколлодий» оказался превосходным типом бездымного пороха, универсальным и легко приспособляемым к любому огнестрельному оружию.
Дмитрий Иванович отдавал много сил преподавательской деятельности — был профессором Петербургского университета, вёл курсы в других учебных заведениях. На склоне лет он отмечал: «Из тысяч моих учеников много теперь повсюду видных деятелей, профессоров, администраторов, и, встречая их, всегда слышал, что доброе в них семя полагал, а не простую отбывал повинность». В 1890 г. Менделеев покинул университет в знак протеста против притеснения студенчества.
Несколько лет учёный был консультантом научно-технической лаборатории Морского министерства; в 1892 г. С 1892 г.
Краткая биография Менделеева Дмитрия Ивановича
Исаак Ньютон биография кратко для детей – самые главные открытия и интересные факты из жизни физика. 1. Дмитрий Менделеев был 17-м ребёнком в их большой семье. Дмитрий Иванович Менделеев Русский химик Дмитрий Иванович Менделеев родился в Тобольске в семье директора гимназии. Дмитрий Менделеев» познакомит учащихся с биографией ученого и расскажет интересные факты из его жизни.