Главная Статьи Праздники 6 февраля — День памяти Ксении Петербургской. день памяти святой блаженной Ксении Петербургской.
День святой Ксении Петербургской: Что можно и что нельзя делать в праздник
Праздник блаженной Ксении Петербургской: что можно и нельзя делать 6 июня 2023 года itemprop. День памяти блаженной Ксении Петербургской 6 февраля: почему в этот день ужин грозит смертью. День блаженной Ксении Петербургской 6 июня 2021 года: молитвы, традиции, история праздника. Ксения Святая блаженная Ксения родилась в первой половине XVIII столетия между 1719 и 1730 годами от благочестивых и благородных родителей; отца ее звали Григорием, а имя матери неизвестно. День памяти Ксении Блаженной 6 февраля 2023 года: кому она помогает и как молиться святой. Дни памяти Ксении Петербургской по новому стилю 6 февраля — День празднования Ксении блаженной, установлен Православной церковью, так как это День Ангела Ксении, именины.
День Ксении Петербургской: о чем молятся блаженной 6 июня 2023 года
Блаженная Ксения несла подвиг добровольного безумия 45 лет и скончалась около 1803 года. Дни памяти блаженной Ксении празднуют 24 января и 24 мая. День блаженной Ксении Петербургской в феврале 2021 года: молитвы, традиции, история праздника.
Блаженная Ксения Петербургская
6 февраля – день памяти блаженной Ксении Петербургской. Святая жила в XVIII веке, однако молитвы ей творят чудеса по сей день. Помимо дня памяти 6 февраля, в христианском календаре есть еще день прославления в лике святых блаженной Ксении Петербургской — 6 июня. Поскольку день кончины святой неизвестен, Русская Православная церковь при канонизации установила празднование блаженной в день ее ангела Преподобной Ксении* (6 февраля). Три праздника блаженной Ксении. Сегодня в православной церкви чтут память блаженной Ксении Петербургской, а в народном календаре праздник получил название Аксиньин день. Главная Статьи Праздники 6 февраля — День памяти Ксении Петербургской.
День Ксении Петербургской 2023: что нужно сделать в день русской святой
В день памяти блаженной Ксении верующие люди отправляются в паломничество к могиле святой, находящейся на Смоленском погосте. 6 июня, в день 35-летия прославления блаженной Ксении Петербургской, митрополит Санкт-Петербургский и Ладожский Варсонофий совершил Божественную литургию в храме Смоленской иконы Божией Матери на Васильевском острове г. Санкт-Петербурга. Сегодня, 6 июня, Православная Церковь празднует 35-летие со дня прославления блаженной Ксении Петербургской (1988). 6 июня 2019 года, в День прославления Ксении Блаженной в лике святых, владыка Варсонофий, митрополит Санкт-Петербургский и Ладожский, торжественно освятил сей храм.
День памяти блаженной Ксении Петербургской
Смоленское кладбище, где была захоронена блаженная, оказалось под водой, кладбищенские книги с регистрационными записями были смыты, стихия унесла даже крест с могилы святой. Если вдуматься, в этом глубочайший смысл: блаженная юродивая уже при земной жизни принадлежавшая вечности, и свой след оставила в вечности. Там, где не важны даты и казенные бумажки. След незримый, но с годами только крепнущий. Поразительно, но первое свидетельство, фиксирующее существование Ксении Петербургской, рассказывает о ней, как о провидице. Не менее удивительно и то, что это официальный документ, вовсе не предназначенный для описания чудес.
В 1797 году, через несколько лет после кончины юродивой, надворный советник Думашев, дворянин, пишет прошение на имя Павла I, в котором благодарит императора за проявленные к нему милости - пожалование средств на оплату долгов. И дальше, подчеркну, в официальной бумаге Думашев сообщает, что произошедшее было предсказано ему юродивой еще в январе 1766 года. По словам Думашева, святая тогда сказала, что в день его именин - 11 января - вся его семья будет "плакать и молиться". А на вопрос: "Отчего и за что? Все должно было случиться, когда "запоют "Христос Воскресе"".
Судя по всему, к 1766 году жители Санкт-Петербурга уже прислушивались к словам юродивой, запоминали их. И надолго. Император Павел I был коронован в 1797 году, в 1-й день Пасхи - когда начинают петь "Христос Воскресе". Понятно, что, получив от Павла I спасительную и нежданную милость, избавившую его семью от долгов, Думашев однозначно толкует сказанное юродивой 30 лет назад как дар провидения. Понятно, что вторая часть предсказания - про слезы - в 1797 году была от всех скрыта: Павел I был убит в 1801-м.
Следующий след святой находим уже в 1847 году. Имея множество знакомых, большею частью из купеческого сословия, она часто приходила к ним за милостынею и ничего более не брала, как "царя на коне": так называла она копейки, на которых было изображение всадника на лошади... Одни называли ее сумасшедшею, другие - прокаженною или юродивою, третьи - предсказательницею, потому что она предсказывала счастие или несчастие тому дому, в который приходила, хотя очень редко и неохотно произносила свои пророческие слова... Предсказания ее не всегда заключали в себе какой-нибудь сокровенный смысл, а иногда они служили как бы только удостоверением в том, что эта странная женщина точно наделена даром прорицания. Так, например, приходя куда-нибудь, она вдруг требовала, чтобы дали ей пирога с рыбою, и когда ей нарочно отвечали, что такого пирога в этот день не пекли, то она с уверенностью говорила: "Нет, пекли, а не хотите дать...
Иногда она предсказывала что-нибудь дурное, но не прямо, а косвенно, намеками, как бы не желая смущать того, с кем говорила.
Она отказывалась от теплой одежды и ходила в старой и прохудившейся. Милостыню, которую ей давали, она раздавала нуждающимся. По ночам носила камни на строительство храма. Постепенно жители Петербурга заметили, что Ксения не просто обычная бездомная. У нее был дар прозорливости.
Ранее глава ЦРУ писал, что США больше не принадлежит неоспоримое лидерство на мировой арене, называл серьезными геополитическими вызовами "подъем Китая и реваншизм России".
С интересом прочитал опубликованную журналом Foreign Affairs 30 января с. Вашу статью "Искусство шпионажа и госуправления: трансформация ЦРУ в эпоху соперничества". Я сам долгое время работал в системе советской, а затем российской внешней разведки и продолжаю поддерживать тесные контакты с коллегами в СВР. Хотел бы дать свою оценку изложенным Вами идеям. Должен признать, что американское и российское понимание положения разведки на современном — переходном — этапе международных отношений во многом совпадает. Так, вполне здравым представляется утверждение об общем повышении веса разведструктур в системе внешней политики, в том числе за счет поддержания специфических доверительных каналов межгосударственного общения в тех случаях, когда официальный диалог затруднен или невозможен. Немаловажную роль в деятельности разведслужб играет и упомянутый инструмент "стратегического рассекречивания" с целью сорвать планы противника, не нанося при этом ущерб источникам.
Нельзя не отметить актуальность вызовов и возможностей, связанных с развитием новейших цифровых технологий и технологий искусственного интеллекта. Кроме того, сложно переоценить политическое значение партнерских связей разведки. Правда, Вы, господин Бернс, почему-то отрицаете наличие такого "ресурса" у пребывающих, по Вашим словам, "в одиночестве" соперников США. Я, можно сказать, стоял у истоков налаживания партнерских связей между СВР и иностранными спецслужбами и могу заверить, что Служба общалась и, насколько мне известно, общается далеко не только с западными коллегами. Российская внешняя разведка взаимодействует с большинством спецслужб государств Азии, Африки и Латинской Америки. Самое тесное и продуктивное сотрудничество налажено, разумеется, с разведструктурами стран постсоветского пространства. Наши державы вместе работают над отражением угроз национальной безопасности, вызванных — будем называть вещи своими именами — прежде всего постоянным грубым вмешательством США в дела Евразии.
В российских спецслужбах видят и, что называется, отдают должное достижениям ЦРУ в области адаптации оперработников и аналитиков к современным, в... Каждое Послание Федеральному собранию это, прежде всего, взгляд в будущее.
И ушла жить на улицу. Так началось ее скитание по улицам Петербурга. Где жила Ксения, где спала, что ела — никто не знал. Она появлялась словно из ниоткуда и уходила в никуда.
Ее странный костюм и невразумительные речи, ее кротость и незлобивость давали повод злым людям глумиться над ней. Но блаженная Ксения, непрестанно молясь, безропотно несла свой спасительный подвиг. К этому времени относится начало строительства новой каменной церкви на Смоленском кладбище. Воздвигнутое строение было уже довольно высоким, и каменщикам приходилось сначала поднимать кирпич на леса, а потом класть его в кладку. Блаженная Ксения решила тайно помогать строителям. Целыми ночами, в любую погоду поднимала она кирпичи и складывала их на лесах.
Наутро рабочим оставалось только удивляться случившемуся. Наконец они решили узнать, кто же их незримый помощник, и, придя ночью на стройку, обнаружили, что это известная всей петербургской стороне "безумная" Ксения. Чудеса Ксении Петербургской Сорок пять лет странствовала Ксения. И зимой и летом ходила она в лохмотьях и рваных башмаках, теплую одежду брать отказывалась. Одевалась или в красную кофту и зеленую юбку, или в зеленую кофту и красную юбку — цвета военного обмундирования ее мужа. Мало-помалу наиболее чуткие христиане стали замечать, что Ксения не просто побирушка, а есть в ней что-то особенное.
Милостыню, которую ей предлагали, она брала не у каждого, а только у людей добрых и сердечных. И всегда отдавала ее таким же нищим, как и она сама. Все больше людей стали почитать юродивую Ксению как святую. Дети, которых она благословляла, были благочестивы и здоровы. А торговцы, которые жертвовали ей, имели хорошую выручку. Кроме этого, народная молва говорила, что молитвы Ксении исцеляли от тяжелых болезней, она помогала людям оправдаться в несправедливом суде, чудесным образом знакомила одиноких людей, которым без ее помощи никогда бы и не встретиться и не пожениться.
К предсказаниям и советам Ксении стали прислушиваться, до нашего времени дошло множество ее чудес.
Ксения Петербургская: что можно и нельзя делать 6 февраля
Ее день отмечается дважды в год: 6 февраля и 6 июня. В народе эти дни памяти почитаемой русской святой называют «зимняя Ксения Петербургская» и «летняя Ксения Петербургская». Дни празднования памяти Ксении Петербургской были установлены на Поместном Соборе Русской Православной Церкви в 1988 году — решением Поместного Собора блаженная Ксения Петербургская была прославлена в лике святых. XIX в. Ради спасения и любви к ближним она взяла на себя подвиг казаться безумною.
По некоторым данным, семья Ксении была состоятельной и входила в просвещенные круги общества. Первые рукописные воспоминания и документальные свидетельства о жизни юродивой появились в середине 19 века, когда о чудесной старице и ее добрых делах заговорили далеко за пределами города на Неве. Однако, биография блаженной по сей день до конца не исследована. Святой путь блаженной Труднейшим из подвигов, который может совершить православный — это юродство, ведь человек при этом жертвует самое ценное — свой разум. Ксения Петербургская считала своим долгом спасти душу не успевшего причаститься и покаяться супруга, поэтому и принесла эту жертву. Назвавшись именем мужа и облачившись в его одеяния, она отправилась в странствие по улицам. Вскоре одежда изорвалась, а обувь поистерлась. Поначалу люди шарахались от нищенки в лохмотьях, а дети глумились, выкрикивая издевательства и кидаясь камнями. Каждый раз в ответ на это Ксения смиренно улыбалась, осеняла крестным знамением и шептала добрые напутствия. Угнетения Ксении Петербургской К словам бредущей по улицам женщины в мужской одежде никто не прислушивался, считая их бредом сумасшедшей. А она не переставала молиться, по ночам уходя за город. Блаженная считала, что в открытом поле присутствие Бога чувствуется ближе, а от того и легче с ним общаться. В ту пору на территории Смоленского кладбища кипела работа по возведению каменного православного храма. Стройка шла тяжело, особенно когда стены церкви стали высокими. Для того, чтобы поднять кирпич наверх, использовали леса, и потом делали кладку. Однажды рабочие заметили, что им кто-то помогает: утром они обнаруживали наверху уже поднятый кирпич, готовый к кладке. Чтобы выяснить, кто это делает, строители устроили ночную засаду. Каково же было удивление, когда их помощником оказалась блаженная. Вскоре городские жители стали замечать, что милостыню юродивая не просит, да и берет не у всех — только если подают искренне и с добром. С теми, у кого «Андрей Федорович» принимала копейку больше не брала , обязательно случалось что-то хорошее. Захворавшие детишки, которых блаженная гладила по голове, вскоре быстро шли на поправку. А уж если юродивая принимала приглашение войти к кому-то в дом, то в него приходили мир и лад, шла торговля и прочие дела.
Ещё при жизни святая почиталась как простыми людьми, так и знатными особами за свой дар предвидения и чудотворения, заступничество за всех бедствующих и нуждающихся. До канонизации 1988 г. Ксения Петербургская была широко известна даже за пределами России и потом Советского Союза и признана Русской православной церковью зарубежья в 1978 г. Точная дата рождения святой не установлена и находится между 1719 и 1730 годами. Документальных сведений о её детстве и юности тоже нет. Известно, что Ксения была женой полковника Преображенского полка императрицы Елизаветы Петровны, певчего придворного хора Андрея Феодоровича Петрова. В 26-летнем возрасте она стала вдовой. Муж скоропостижно умер без покаяния, что считается у православных большим наказанием Божьим. Тогда Ксения решает отказаться от мирских благ, становится на путь юродствующей во Христе, чтобы своей жизнью вымолить у Бога прощение мужу. Она отреклась от своего имени, назвавшись именем супруга, и стала жить только любовью к ближнему, молитвами о бедствующих и грешных, полностью забыв о собственных житейских нуждах. На похороны мужа Ксения надела его одежду, объяснив удивлённым родственникам, что Ксения умерла, а Андрей Феодорович жив. Близкие и знакомые восприняли такое поведение как умопомрачение, особенно когда молодая женщина намерилась отдать свой дом знакомой с условием, чтобы та не отказывала в предоставлении крова бедным людям , раздать своё имущество нищим, а деньги пожаловать церкви за упокой души рабы Божьей Ксении. Родные обратились к властям, чтобы признать Ксению невменяемой, но после обследования будущая святая была признана здоровой и распорядилась имуществом, как планировала. С этих пор Ксения Петербургская живёт на улице подаяниями милосердных, одетая в форменный костюм мужа, ночует где придётся. Когда одежда и обувь износились, люди предлагали блаженной новые, но она отказывалась, лишь иногда брала одежду зелёного и красного цветов, цветов мужниного мундира, ходила почти босой. Когда ей подавали милостыню, святая брала лишь копейки, которые сразу же отдавала нищим. Днём Ксения Петербургская бродила по городу чаще всего в районе, где жили небогатые люди, возле церкви апостола Матфея, ночью же в любую погоду выходила за город и молилась, стоя на коленях, подобно святым столпникам. Поведение её и странные речи сначала вызывали насмешки и издевательства, но блаженная Ксения кротко сносила всё, прощая обидчиков и молясь об их вразумлении. Проходили годы, и люди стали замечать, что в действиях юродивой есть некий смысл. Она, например, предсказала смерть императрицы Елисаветы, а потом и императора Иоанна Антоновича.
Вышла замуж за Андрея Петрова — певчего придворного хора в чине полковника. Через три с половиной года совместной жизни, умирая, супруг дал ей наказ: «Служи Господу Богу нашему, славь имя Его». Овдовев, раздала все свое имущество нуждающимся, облачилась в одежду покойного и стала отзываться на его имя — Андрей Федорович. С того момента у нее не было постоянного крова: днем она скиталась по улицам, а ночь проводила в поле, молясь до рассвета. На территории Смоленского кладбища по инициативе настоятеля Алексия Сперанского и по проекту архитектора Александра Всеславина в 1901—1902 годах была возведена каменная часовня на месте погребения Святой. В этот день сюда приходят сотни паломников, нуждающихся в помощи Ксении Петербургской. Они оставляют записки, ставят свечи и молятся о чуде. Редакция портала поинтересовалась у людей: почему же они ежегодно возвращаются к месту погребения Блаженной, и что ощущают в этот момент. Почему вы пришли именно к Ксении Блаженной? Я прихожу сюда пообщаться со Святой мысленно.
6 февраля – память святой блаженной Ксении Петербургской. Житие. Проповеди. Статьи. Видео
Влиятельные люди беседовали со вдовой и нашли ее в совершенном рассудке. Первое время над женщиной издевались уличные мальчишки. Но вскоре горожане стали оберегать блаженную Ксению. Она избегала брать денежную милостыню, принимала только копейки, которые тут же раздавала беднякам. Жители Петербургской стороны стали замечать, что если блаженная возьмет на руки больного ребенка или благословит его, тот непременно выздоровеет. Если блаженная Ксения зайдет в дом, то там будут царить мир и согласие. А если возьмет какую-нибудь мелочь из лавки купца - торговля будет успешной.
Блаженная Ксения скончалась около тысяча восемьсот третьего года. Верующие и сейчас ищут у нее небесного заступничества и помощи.
Этими типично дамскими занятиями можно было навлечь на себя гнев блаженной и лишиться достатка в доме. Остерегались наши предки в этот день стричь волосы и ногти. Такими действиями, если верить народной мудрости, человек навлекает на себя болезни и укорачивает собственную жизнь. Нельзя было в день памяти святой Ксении застилать постель, чтобы не заболеть в скором времени. Ставить на стол в течение дня квас в эту дату никто не осмеливался, чтобы не лишиться урожая. Обиды, ссоры, злоба, плач и крики — еще оно табу праздника. Нельзя также обижать 6 февраля окружающих, чтобы не попасть в немилость матушки Ксении и не лишиться ее поддержки.
Фото: общественное достояние Что разрешено делать 6 февраля Пращуры также знали, как следует провести день памяти Ксении Петербургской правильно. В ночь на 6 февраля они оставляли на столе пучок ржи. Так узнавали, выдастся ли год урожайным. Если к утру зерен становилось больше, то можно было смело рассчитывать на то, что год будет хлебородным. Согласно народной мудрости, вечером 5 февраля было принято печь хлеб. После этого испеченную буханку взвешивали дважды: вечером и утром 6 числа. Если хлеб становился тяжелее, то это означало, что вырастет цена на зерно.
Елена 6 февраля 2019, 13:17 Здравствуйте, уважаемые! Он поступал в морской корпус в СПб, и не поступил, оказалось еще что нужно делать очень деликатную, нестандартную и страшную операцию. Когда оттуда уезжала в свой город, металась по вокзалу, ища что-нибудь в дорогу почитать и купила книгу о Ксеньюшке. Очень сильно плакала дорогой. В итоге, в своем городе нашли хирурга, который сделал эту операцию, сын поступил в местный вуз. А те ребята, которые поступили в морской корпус в тот год - их выгнали в октябре по указке Сердюкова и они остались ни с чем. Вот так матушка Ксения всё нам управила. Просто пожалела. Благодарность ей огромная Наталья 6 февраля 2019, 11:25 Святая Блаженная Ксения,моли бога о нас!!! Спасибо тебе за все! Ксения 7 ноября 2018, 19:25 Ксения Блаженная родная моя благодарю, что не оставляешь, благодарю, что всех слышишь и помогаешь. Прости меня грешную, прошу тебя Святая Ксенюшка, помоги найти работу, устала без дела, хочу работу с хорошиши людьми, открой двери, умоляю. Благодарю тебя, и знаю твоя молитва сильнейшая. Ксения10 октября 2018, 20:54 Ксения любимая прости нас грешных. Родная моя Ксенюшка, помоги, моли бога о нас. Прошу мои родители отец Валерий очень болеет, мамочке перенесли операцию на сердце 19 октября, они самое дорогое в моей жизни, прошу не за себя, а за родителей Отца Валерия и мамочку Людмилу. Благодарю и знаю, что ты не оставишь, твоя молитва сильнейшая. Ксения 1 сентября 2018, 14:00 Ксенюшка родная. Прости нас грешных, моли бога о нас. Прошу, умоляю у моей мамочки 8октября операция сердца, твоя молитва сильнейшая, не оставляй нас. Я благодарю тебя за все. Ксения12 августа 2018, 09:42 Ксения Блаженная прости нас грешных. Прошу услыш мою мольбу, пошли мне работу с хорошими людьми,очень хочу быть занятой, хочу работать. Прости нас грешных! Прошу услышь мою мольбу, мою родню одалели скорби и болезни, сильно более моя любимая бабушка НЕОНИЛЛА, прощу исцели, избавь от болезней, прошу не забирай самое дорогое, помоги твоя молитва сильнейшая. Ирина16 февраля 2018, 13:37 Святая Блаженная Ксения! Благодарю тебя за помощь,оказываемую мне по молитвам к тебе! Прошу тебя,миленькая,помоги мне ,пожалуйста, с работой. Жизнь привела меня в Москву. И теперь мне здесь нужна работа,что- бы я смогла обеспечить достойную жизнь моим родным и близким и нуждающимся в моей помощи. Помоги ,пожалуйста, и в личной жизни. Помоги создать семью настоящую. И прошу крепкого здоровья и долгих лет жизни для моих родных и близких,друзей и врагов. Помоги,пожалуйста,и мне выздороветь и прожить долгую жизнь с пользой. Благодарю тебя ,Ксеньюшка, за все! Моли Бога о нас! Моли Бога о нас грешных!! Прошу спаси моего отца ВАЛЕРИЯ, ему не правильно в больнице сразу поставили диагноз, вообщем лечили от одного, а у него гной в позвоночнике, у него диализ почки.
Ксения решила, что она сама своим подвигом сможет вымолить у Господа прощение грехов для своего супруга. В день похорон Андрея Феодоровича Ксения надела его одежду, и когда к ей приносили соболезнования, она отвечала, что ее супруг не умер, а умерла Ксения. С этого дня она приняла на себя подвиг юродства Христа ради. Многие считали, что Ксения лишилась рассудка и считали, что она сумасшедшая. Блаженная отказалась от всего земного и решительно раздала все семейное имущество бедным, а дом отписала своей знакомой. Родные Ксении обеспокоились этим и обратились к начальству покойного супруга с просьбой ограничить Ксению и запретить ей раздавать имущество. Однако, когда блаженная явилась к начальству, они убедились, что она совершенно здорова и имеет полное право распоряжаться семейным имуществом. Раздав все имущество, она стала скитаться по Петербургу. Чаще всего ее видели у церкви святого апостола Матфия. Она одевалась в костюм супруга и откликалась только когда ее называли Андреем Феодоровичем. Часто злые люди видя ее кротость издевались над ней. Блаженная все это безропотно терпела. Постепенно люди привыкли к странному поведению Ксении. Когда одежда мужа истлела, Ксения стала одеваться в лохмотья.
Почему у Ксении Петербургской несколько дней памяти
Особенно усердствовали в насмешках над юродивой злые мальчишки. И обзывали, и камнями закидывали. Ведь для них она была как пугало в оборванных одеждах и произносящей порой невразумительные слова. Где жила Ксения, где спала, ела, никто не знал.
Она появлялась словно ни откуда и уходила в никуда. Как-то раз хозяин небольшой торговой лавки заметил, что в дни, когда к нему заходит Ксения за милостыней, выручка гораздо больше, чем обычно. То же самое стали отмечать и иные торговцы, и принялись зазывать ее к себе всякий раз, как встречали на улице.
Там тебя сын ждет» С годами Ксения блаженная стала для горожан не «безумной» бродяжкой и нищенкой, а особенной бездомной. Многие замечали, что если она берет милостыню, то тут же отдает ее другим нуждающимся. Ходит в лохмотьях, но отказывается взять одежду потеплее.
А потом и вовсе по городу поползли дивные слухи. На Смоленском кладбище в то время возводилась новая каменная церковь. Строительство шло постепенно, так как стены уже были высокими и рабочим стоило немало трудов, чтобы поднять наверх кирпич и уложить его.
В какой-то момент люди стали замечать, что за ночь стена становится выше. Так происходило немало ночей подряд и строители решили выследить «помощника». Каково же было их недоумение, когда они обнаружили, что это «Андрей Федорович» ночи напролет строит церковь.
Больше праздников День жен-мироносиц: смысл и традиции церковного торжества Все больше людей стали почитать юродивую Ксению как святую. Матери отмечали, что если Ксения благословит больное дитя, то оно исцелится. Кто-то выспрашивал у блаженной о своем будущем или просил помолиться о разрешении какой-либо насущной проблемы.
Ксения не отказывала в молитвенной помощи.
Очевидно, это были цвета военного обмундирования ее мужа. Милостыню она также не принимала, а брала лишь от добрых людей «царя на коне» копейки с изображением всадника и тотчас же отдавала этого «царя на коне» таким же беднякам, как она сама.
Бродя целыми днями по улицам Петербурга, Ксения изредка заходила к своим знакомым, обедала у них, беседовала, а затем снова отправлялась странствовать. Где она проводила ночи, долгое время оставалось неизвестным. Этим заинтересовались не только жители Петербургской стороны, но и местная полиция, для которой местопребывание блаженной по ночам казалось даже подозрительным.
Решено было разузнать, где проводит ночи эта странная женщина, и чем она занимается. Оказалось, что Ксения, несмотря ни на какое время года и погоду, уходила на ночь в поле и здесь в коленопреклоненной молитве простаивала до самого рассвета попеременно делая земные поклоны на все четыре стороны. В другой раз рабочие, производившие постройку новой каменной церкви на Смоленском кладбище стали замечать, что ночью, во время их отсутствия, кто-то натаскивает наверх строящейся церкви целые горы кирпича.
Долго дивились этому рабочие, долго недоумевали, откуда берется кирпич наверху. Наконец решили разузнать, кто мог быть этот даровой неутомимый работник, каждую ночь таскающий для них кирпич. Оказалось, что этим неутомимым работником была блаженная Ксения.
В 1902 году над могилой возвели часовню, которая тоже практически сразу стала одним из духовных символов города на Неве. Ее не осмелились закрыть даже после революции: на это власти решились лишь в 1940 году, отдав часовню под сапожную мастерскую. Что никоим образом не сказалось на количестве паломников и верующих ленинградцев, для которых имевшая к тому времени весьма печальный вид «мастерская» по-прежнему оставалась святым местом, где они могли бы просить помощи и заступничества блаженной. Поток верующих не иссякал даже в блокаду. Время пришло в 1947 году, когда и часовня, и Смоленская церковь вновь были переданы верующим.
Причем часовню отреставрировали буквально за несколько месяцев. И, между прочим, столь быстро провести весьма объемные восстановительные работы стало возможным благодаря щедрым пожертвованиям, которые сделали ленинградцы. Однако в 1961 году, в эпоху хрущевский гонений на православную церковь, часовню вновь закрыли. На этот раз в ней разместили архитектурную мастерскую, что парадоксальным образом крайне негативно сказалось на внешнем облике часовни. Вокруг нее даже возвели забор с надписями «Опасная зона!
Видимо, руководство города заодно таким образом решило положить и конец паломничеству.
Еще при жизни блаженная Ксения почиталась в Петербурге как чудотворница, целительница и провидица. Но еще больше эти слова можно отнести к другой бездомной скиталице XVIII века - Ксении Петербургской, чью память мы отмечаем 6 февраля. Вот уж кого мир с его радостями, соблазнами и часто такими призрачными надеждами не то что не уловил, даже не коснулся. Блаженная Ксения Петербургская.
Фото: Иконописная мастерская Свято-Троицкого собора г. Курска Начнем с того, что точно не известно, когда родилась святая, когда отошла в мир иной. И это при том, что жила Ксе ния Григорьевна Петрова в столице Российской империи - городе, устроенном по немецкому образцу, городе с отлаженной полицейской бюрократией. Но нет, ни одного зафиксированного этой бюрократией следа - родилась, вступила в брак, приобрела дом или какое еще имущество, продала что-то… Ничего! Только благодарная народная молва, полная удивления и любви.
Архивисты оправдываются: всему виной страшное наводнение 7 ноября 1824 года, когда разъяренная Нева сносила все на своем пути. Смоленское кладбище, где была захоронена блаженная, оказалось под водой, кладбищенские книги с регистрационными записями были смыты, стихия унесла даже крест с могилы святой. Если вдуматься, в этом глубочайший смысл: блаженная юродивая уже при земной жизни принадлежавшая вечности, и свой след оставила в вечности. Там, где не важны даты и казенные бумажки. След незримый, но с годами только крепнущий.
Поразительно, но первое свидетельство, фиксирующее существование Ксении Петербургской, рассказывает о ней, как о провидице. Не менее удивительно и то, что это официальный документ, вовсе не предназначенный для описания чудес. В 1797 году, через несколько лет после кончины юродивой, надворный советник Думашев, дворянин, пишет прошение на имя Павла I, в котором благодарит императора за проявленные к нему милости - пожалование средств на оплату долгов. И дальше, подчеркну, в официальной бумаге Думашев сообщает, что произошедшее было предсказано ему юродивой еще в январе 1766 года. По словам Думашева, святая тогда сказала, что в день его именин - 11 января - вся его семья будет "плакать и молиться".
А на вопрос: "Отчего и за что? Все должно было случиться, когда "запоют "Христос Воскресе"". Судя по всему, к 1766 году жители Санкт-Петербурга уже прислушивались к словам юродивой, запоминали их.
Почему у Ксении Петербургской несколько дней памяти
В 1797 году, через несколько лет после кончины юродивой, надворный советник Думашев, дворянин, пишет прошение на имя Павла I, в котором благодарит императора за проявленные к нему милости - пожалование средств на оплату долгов. И дальше, подчеркну, в официальной бумаге Думашев сообщает, что произошедшее было предсказано ему юродивой еще в январе 1766 года. По словам Думашева, святая тогда сказала, что в день его именин - 11 января - вся его семья будет "плакать и молиться". А на вопрос: "Отчего и за что? Все должно было случиться, когда "запоют "Христос Воскресе"". Судя по всему, к 1766 году жители Санкт-Петербурга уже прислушивались к словам юродивой, запоминали их.
И надолго. Император Павел I был коронован в 1797 году, в 1-й день Пасхи - когда начинают петь "Христос Воскресе". Понятно, что, получив от Павла I спасительную и нежданную милость, избавившую его семью от долгов, Думашев однозначно толкует сказанное юродивой 30 лет назад как дар провидения. Понятно, что вторая часть предсказания - про слезы - в 1797 году была от всех скрыта: Павел I был убит в 1801-м. Следующий след святой находим уже в 1847 году.
Имея множество знакомых, большею частью из купеческого сословия, она часто приходила к ним за милостынею и ничего более не брала, как "царя на коне": так называла она копейки, на которых было изображение всадника на лошади... Одни называли ее сумасшедшею, другие - прокаженною или юродивою, третьи - предсказательницею, потому что она предсказывала счастие или несчастие тому дому, в который приходила, хотя очень редко и неохотно произносила свои пророческие слова... Предсказания ее не всегда заключали в себе какой-нибудь сокровенный смысл, а иногда они служили как бы только удостоверением в том, что эта странная женщина точно наделена даром прорицания. Так, например, приходя куда-нибудь, она вдруг требовала, чтобы дали ей пирога с рыбою, и когда ей нарочно отвечали, что такого пирога в этот день не пекли, то она с уверенностью говорила: "Нет, пекли, а не хотите дать... Иногда она предсказывала что-нибудь дурное, но не прямо, а косвенно, намеками, как бы не желая смущать того, с кем говорила.
Так, посетив один раз дом купчихи Крапивиной, выходя из него, она взглянула на окно дома, сказав: "Зелена крапива, а скоро завянет". Крапивина вскоре после этого умерла". Накануне праздника Рождества Христова, - продолжала рассказ газета - 24 декабря 1761 года, блаженную Ксению можно было увидеть бегающей по улицам с криками: "Пеките блины! Скоро вся Россия будет печь блины! Тогда и стало ясно, что словами "вся Россия будет печь блины" блаженная предсказывала смерть императрицы: блины - обязательное блюдо на поминках.
В другой раз горожане обратили внимание на то, что обычно кроткая юродивая уже несколько дней подряд ходит и горько плачет, причитая: "Кровь!
В настоящее время день памяти Ксении Петербургской отмечается дважды в год: 6 февраля и 6 июня. В детстве она не отличалась от своих сверстников. В юности она вышла замуж за военного Андрея Петрова, который был очень религиозным и пел в церковном хоре. Они вместе жили в мире и согласии, покладая веру в Бога. Но вскоре ее муж скончался неожиданно и не успел исповедаться. Это было для молодой жены большим потрясением. Источник фото: www. После этого она начала вести себя странно: отдавала свое имущество бедным, молилась за них и представлялась везде как Андрей Петров.
К великому прискорбию всех почитателей рабы Божией блаженной Ксении, память народная не сохранила нам решительно никаких известий о том, кто была Ксения по происхождению, кто были ее родители, где она получила образование и воспитание. Можно лишь с вероятностью предполагать, что по происхождению своему Ксения была рода не простого, ибо была замужем за Андреем Федоровичем Петровым, состоявшим в ранге полковника и служившим придворным певчим. Вот краткая история ее жизни. Родилась она, насколько возможно установить, в 1732-м году по мнению других исследователей - в 1731 году , от благочестивых и благородных родителей; отца ее звали Григорием, а имя матери неизвестно. По достижении совершеннолетия, Ксения Григорьевна сочеталась браком с придворным певчим, полковником Андреем Федоровичем Петровым, и жила с супругом в Санкт-Петербурге в небольшом домике на Петербургской стороне, купленном Андреем Федоровичем на приданое своей жены. Дом этот стоял на улице, которая так и называлась - улица Андрея Петрова, по имени домовладельца. Нынешнее название улицы - Лахтинская. Дом же придворного певчего, полковника Петрова, стоял на пересечении улицы Лахтинской и Большого проспекта сейчас на месте дома - пустырь. Не долго судил Господь молодой чете идти вместе по жизненному пути - смерть разлучила их: Андрей Федорович заболел «жаром», «горел» вероятно, у него был тиф и скончался, оставив Ксению Григорьевну вдовой на 26-м году ее жизни. С мужем Ксения прожила всего 3,5 года, детей у них не было. Совершенно неожиданная, внезапная смерть горячо любимого, цветущего здоровьем мужа так сильно поразила Ксению Григорьевну, так повлияла на молодую 26-летнюю бездетную вдову, что она сразу как бы забыла все земное, человеческое, все радости и утехи, и вследствие этого многим казалась сумасшедшей, лишившейся рассудка. Так на нее стали смотреть даже ее родные и знакомые, и особенно после того, как Ксения раздала решительно все свое имущество бедным, дом подарила своей хорошей знакомой Параскеве Антоновой. Родные Ксении подали даже прошение начальству умершего Андрея Федоровича, прося не позволять Ксении в безумстве раздавать свое имущество. Начальство умершего Петрова вызвало Ксению к себе, но из разговоров с ней вполне убедилось, что Ксения совершенно здорова, а потому имеет право распоряжаться своим имуществом, как ей угодно. Так смотрели плотские люди на рабу Божию Ксению, не понимая того, что в душе ее со времени смерти мужа совершался великий переворот, происходило полное перерождение плотского в духовное. Слабоумие и истинное юродство не имеют между собой ничего общего. Наоборот, чтобы решиться на юродство, необходимо величайшее мужество, то есть наличие в человеке сильно развитой воли, и ясное сознание как о жизни вообще, так и об избираемом пути. И действительно, неожиданная смерть горячо любимого мужа, в котором сосредоточивалась вся цель и весь интерес ее к жизни, ясно показала Ксении, сколь непрочно и сколь суетно земное. Она сразу поняла, что истинного счастья на земле быть не может, что все земное служит лишь помехой, препятствием для достижения истинного счастья на небе, в Боге. Вот почему раба Божия Ксения тотчас же по смерти мужа решилась освободиться от всего земного, от всех мирских привязанностей: имущество свое раздала бедным, дом подарила г-же Антоновой, а сама осталась решительно ни с чем, дабы ничто уже не служило ей препятствием к достижению истинного счастья на небе, в Боге. Для достижения же этого счастья она избрала тяжелый путь юродства Христа ради. Облачившись в костюм мужа, то есть, надев на себя его белье, кафтан, камзол, она стала всех уверять, что Андрей Федорович вовсе не умирал, а умерла его супруга Ксения Григорьевна, и уже, никогда потом, не откликалась, если ее называли Ксенией Григорьевной, но всегда охотно отзывалась, если ее называли Андреем Федоровичем. Существует мнение, что блаженная несколько лет находилась в Алексеевской женской обители близ Арзамаса, основанной преподобным Феодором Санаксарским Ушаковым. Проживая в Петербурге, какого-либо определенного местожительства Ксения не имела. Большей частью она целый день бродила по Петербургской стороне в районе прихода Церкви святого Апостола Матфея, где в то время жили в маленьких деревянных домиках небогатые люди. Странный костюм бедной, едва обутой женщины, не имеющей места, где главу приклонить, ее иносказательные разговоры, ее полная кротость, незлобие давали нередко злым людям и особенно уличным мальчишкам повод и смелость глумиться, смеяться над блаженной. Но перед блаженной всегда стоял образ Страдальца - Христа, безропотно сносившего и поругания, и оплевания, и заушения, и распятие, и смерть. Вот почему и блаженная так же безропотно сносила всякого рода глумления над собою. Лишь однажды, когда Ксения уже стала почитаться за угодницу Божию, жители Петербургской стороны видели ее в страшном гневе. Уличные мальчишки, завидев юродивую, по обычаю стали над ней смеяться, дразнить ее. Блаженная безропотно сносила это. Но злые дети не ограничились одними издевательствами. Видя безропотность и беззащитность блаженной, они наряду с издевательствами стали бросать в нее грязью, камнями. Тогда, по-видимому, и у блаженной не хватило терпения. Как вихрь бросилась она за злыми мальчишками, грозя им своею палкой, которую всегда с собою носила. Жители Петербургской стороны, увидев блаженную в страшном гневе, пришли в ужас от поступка беспризорных, злых детей и тотчас же приняли все меры к тому, чтобы никто не обижал блаженную. Мало-помалу к странностям блаженной привыкли, поняли, что она не простая побирушка-нищая, а какая-то особенная. Многие поэтому стали жалеть ее, старались чем-либо помочь ей. Эта жалость особенно стала проявляться с того времени, как камзол и кафтан мужа на блаженной совершенно истлели, и она стала одеваться зимой и летом в жалкие лохмотья, а на босых ногах, распухших и красных от мороза, носила рваные башмаки. Видя едва одетую, измокшую или зазябшую юродивую, многие давали ей теплую одежду, обувь, милостыню, но Ксения ни за что не соглашалась надеть на себя теплую одежду и всю жизнь проходила в жалких лохмотьях - красной кофточке и зеленой юбке, или, наоборот, - в зеленой кофточке и красной юбке. Милостыню она также не принимала, а брала лишь от добрых людей «царя на коне» копейки с изображением всадника , и тотчас же отдавала этого «царя на коне» таким же беднякам, как и сама она. Странствуя целыми днями по грязным, не мощеным улицам Петербурга, Ксения изредка заходила к своим знакомым, обедала у них, беседовала, а затем снова отправлялась на улицу. Где она проводила ночи, долгое время оставалось неизвестным. Этим заинтересовались не только жители Петербургской стороны, но и местная полиция, для которой неизвестность местопребывания блаженной по ночам казалась даже подозрительной.
Здесь они увидели, что к кладбищу направляется похоронная процессия. Голубевы замешались в толпу провожавших и пошли вместе с процессией на кладбище. Хоронили молодую женщину, жену доктора, скончавшуюся от неблагополучных родов. Началась и кончилась литургия, затем и отпевание. Покойную понесли на место ее последнего упокоения. Вслед за гробом шли и Голубевы. Кончалось и погребение. Народ стал расходиться по домам. Пошли и Голубевы. Но тут они неожиданно наткнулись на горько рыдавшего молодого вдовца, который при виде могильного холма над прахом любимой супруги потерял сознание и бесчувственно свалился на руки подбежавшим к нему Голубевым. Последние постарались привести его в чувство, познакомились с ним, и через год юная Голубева стала женой доктора. Счастливо и безмятежно прожила она со своим мужем до глубокой старости, при смерти строго завещая своим детям хранить могилу и чтить память рабы Божией блаженной Ксении. Но едва она вошла в ту улицу, где жила, как увидела, что загорелся дом ее. Не успела, однако, она добежать до своего дома, как пламя было потушено. Тут только поняла она, что означали слова блаженной Ксении: «Возьми пятак; потухнет! Спустя год после этого, а именно - с 24 на 25 ноября 1741 года, в России произошел государственный переворот. Императрицей была провозглашена дочь Петра Великого, Елизавета Петровна. Иоанна Антоновича заключили в Шлиссельбургскую крепость, а родителей его сослали в ссылку в Холмогоры, где они и скончались. Несчастный Иоанн Антонович протомился под строгим надзором в Шлиссельбургской крепости около 23 лет. В 1764 году, уже в царствование Императрицы Екатерины Великой, один из караульных офицеров - Мирович задумал освободить Иоанна Антоновича из заточения и провозгласить Императором. Но попытка Мировича не удалась; другие офицеры остались верными Императрице. Во время происшедшего столкновения Иоанн Антонович был убит. За три недели до этого печального события блаженная Ксения стала ежедневно и целыми днями горько плакать. Все, встречавшиеся с ней, видя ее в слезах, жалели ее, думая, что кто-нибудь ее обидел, и спрашивали ее: «Что ты, Андрей Федорович, плачешь? Не обидел ли тебя кто-нибудь? Там реки налились кровью, там каналы кровавые, там кровь, кровь», - и еще сильнее начинала плакать. Никто не понимал, что сталось со всегда спокойной и благодушной блаженной. Никто не понимал и странных слов ее. Лишь три недели спустя, когда по Петербургу разнеслась молва о страдальческой кончине Иоанна Антоновича, все поняли, что своим плачем и словами: «Там реки налились кровью, там каналы кровавые, там кровь, кровь», - блаженная предсказывала страдальческую кончину некогда Императора Иоанна I Антоновича. Так никто и не понял странных слов и поведения блаженной. На другой день, то есть 25 декабря 1761 года по Петербургу вдруг разнеслась страшная весть: Императрица Елизавета Петровна неожиданно скончалась. Тут только всем стало понятно, что блаженная предсказывала смерть Императрицы. Несомненно, много и других случаев прозорливости обнаруживалось в рабе Божией Ксении; к сожалению, известий об этих случаях до нас не сохранилось. Но и приведенных уже вполне достаточно, чтобы видеть, что блаженная действительно обладала чудесным даром знания будущего. Молва о строгой подвижнической жизни блаженной Ксении, о ее доброте, кротости, смирении, полном нестяжании, о ее чудном даре прозорливости - широко разнеслась по Петербургу. Все стали смотреть на нее как на угодницу Божию, как на великую подвижницу; стали не только жалеть ее, но и глубоко уважать, и почитать, стали дивиться и умиляться ее строгой, подвижнической жизни. Вот почему и купцы, и мещане, и чиновники, и другие обыватели Петербургской стороны душевно рады были принять у себя блаженную в доме, тем более что все стали замечать, в каком бы доме или семье не побывала блаженная, там всегда водворяется благодатный мир и счастье. Торговцы заметили, что если блаженная заходила в лавку, где до того времени не было торговли, и брала себе какую-либо ничтожную из продающихся вещей - орешек, пряничек, то лавка начинала отлично торговать, потому что народ спешил купить что-нибудь именно в той лавке, куда заглянула блаженная. Извозчики заметили, если кому-либо из них удавалось хоть несколько шагов провезти блаженную, то у того целый день езда шла отлично, и он делал хорошую выручку. Вот почему извозчики, еще издали увидев блаженную, наперегонки мчались к ней на своих пролетках и умоляли, хотя бы только присесть в их коляску, в полном убеждении, что это даст им хороший заработок. И чрезвычайно счастлив был тот возница, которому удавалось провезти в своей коляске блаженную. Матери замечали, что если блаженная приласкает или покачает в люльке больного ребенка, тот непременно выздоровеет. Вот почему все они, завидев блаженную, спешили к ней со своими детьми и просили ее благословить или приласкать их, в уверенности, что тот ребенок, который удостоился ласки или благословения от блаженной, или которого она просто погладит по головке, непременно будет и здоров и счастлив. И прожила, таким образом, в постоянном стремлении к истинному счастью в Боге, в постоянной борьбе с врагом рода человеческого и в постоянной готовности оказать добро всем и каждому, эта подвижница после смерти своего мужа целых 45 лет.