Рядович — в Древней Руси лицо, попавшее в зависимость от землевладельца (князя или боярина) на основании заключённого с ним договора — ряда. Очевидно, что понять ее место в окружающем контексте невозможно без определения, кто такой рядович / рядовник. это служащий по ряду, договору, служилый человек.
Кто такие рядовичи
Материалы для словаря древнерусского языка, т. Этот люд обычно формировался за счет рабов. Греков, как бы уступая С. Юшкову, говорил: «Не спорю, что рядович мог быть и "мелким хозяйственным агентом, помощником тиуна". Но это его функция, должность, а не социальная природа». Судя по намекам Русской Правды, основная масса рядовичей происходила из рабов. К вопросу о германском министериалитете X - XII вв. Но о них ничего конкретного, кроме гадательных предположений, из-за полного отстутствия источников сказать нельзя. Так, Н. Колесницкий замечает «что в состав мини-стериалитета входили и свободные люди, вступившие в качестве прекари-стов, «подзащитных» или просто слуг-министериалов в зависимость от церквей и монастырей или отдельных господ. К вопросу о германском министериалитете, стр.
Закуп, названный наймитом, -- это человек, не просто продавший свою рабочую силу, но при помощи «долга», через особого рода «ряд», т. Условия договора займа можно найти в «Правде Русской», но задолжавший человек еще не есть закуп. Закуп не свободный наймит, а человек, стоящий на грани холопства. Возможно, закуп - вид челяди со своеобразным рядом.
В таком случае есть два вида челяди: челядин полный, т. Закуп может разорвать свои закупнические отношения с господином. Он на это имеет право, но должен в этом случае вернуть своему господину задаток в определенном размере. Таким образом закупный наймит выступает в виде зависимого человека, весьма мало похожего на капиталистического рабочего, продавшего свою рабочую силу.
Неустойчивость экономической природы крестьянина достаточно известна, чтобы о ней говорить снова. Если принять во внимание, что в феодальный период крестьянина подстерегало много разнообразных бедствий, связанных с феодальным строем прежде всего беспрерывные внутренние и внешние войны , то станет вполне понятным массовое разорение смердов, одно из важнейших условий, порождавших закупничество и другие формы феодальной зависимости. Закупу гарантировано право суда со своим господином и право уходить от господина «искать кун»: довольно точно определены случаи ответственности закупа за господское имущество, значительно защищены имущественные и личные права закупа. Господин может безнаказанно бить закупа только «про дело», но отнюдь не «без вины», «не смысля» или под пьяную руку.
Предусматривается здесь несколько случаев: 1 господский конь погиб в то время, когда закуп работал им. В первых трех случаях закуп за коня не отвечает и убытков в случае погибели коня не возмещает; в двух последних случаях закуп обязан выплатить хозяину стоимость коня. При этом обстоятельства поломки орудий труда господина не интересует, что дает возможность предположить, что конем закуп пользовался лишь по надобности, а инструменты были у него постоянно. Далее рассматриваются случаи, когда господин мог причинить некоторый ущерб закупу, нарушить свои обязательства или превысить свои права.
Они служили в армии, но не получали земельных владений или других особых привилегий. Существование рядовичей свидетельствует о том, что в Киевской Руси существовала разделенная по классам армия. Воины с высшими званиями, такие как бояре и дружинники, были выше по статусу и имели больше привилегий, а рядовичи занимали низшее место. Воинские действия и служба рядовичей Рядовичи в Киевской Руси играли важную роль в воинских действиях и были преданными слугами своих государей. Они составляли основу киевской армии и выполняли разнообразные задачи на поле битвы. Воинское образование рядовичей начиналось с детских лет. Мальчики из благородных семей обучались различным видам оружия, таким как мечи, копья и щиты, а также изучали боевые приемы и тактику. После достижения определенного возраста они входили в ряды рядовичей и принимали участие в военных походах и сражениях. Рядовичи не только сражались на поле битвы, но и исполняли важные служебные обязанности.
Они охраняли монастыри, патриаршества и княжеские дворцы, а также выполняли различные почтовые и разведывательные задачи. Во время сражений рядовичи составляли гущу боевых строев и играли роль опоры для высших свит. Они также были непосредственными защитниками своих князей и в случае необходимости готовы были пожертвовать своими жизнями. Рядовичи проявляли мужество и отвагу на поле битвы, и их подвиги и подвиги других воинов часто описывались в древних летописях и песнях. Они считались символами ратного духа и гордостью киевской общины. Таким образом, воинские действия и служба рядовичей в Киевской Руси играли важную роль в защите и процветании государства. Благодаря своей преданности и мужеству они заслужили уважение и признание своих соратников и веками сохраняли память о прошлой славе. Этот процесс был связан с множеством факторов, которые в конечном итоге привели к утрате рядовичами своего положения и влияния в обществе. Одной из причин упадка рядовичей было разделение Киевской Руси на множество самостоятельных княжеств.
Вместе с укреплением княжеской власти и усилением централизации многие рядовичи потеряли свою роль и статус. Киев стал менее значимым политическим и культурным центром, а многие рядовичи перебрались в новые княжества, где им пришлось приспосабливаться к новым условиям и искать свое место в новой иерархии власти. Второй причиной исчезновения рядовичей стала экономическая нестабильность и ухудшение материального положения знати. В условиях постоянной борьбы за власть, войн и разобщенности княжеств, многие рядовичи лишились своих земельных владений и богатства. Рядовичи, которые уже не могли поддерживать свой статус и образ жизни, вынуждены были искать другие источники дохода и сосуществовать с другими слоями общества. Третья причина исчезновения рядовичей связана с сменой военной тактики и технологии. Во время Монгольского нашествия и после него были внедрены новые методы ведения войны, включая использование тяжелой кавалерии и стрелкового оружия. Рядовичи, обученные и привыкшие к старым методам боя, не могли справиться с новыми вызовами и стали менее значимыми фигурами в военных делах. Таким образом, упадок и исчезновение рядовичей в Киевской Руси были результатом сочетания нескольких факторов, включая политические, экономические и военные изменения.
Рядовичи потеряли свое место в иерархии власти, статус и земельные владения, и стали приспосабливаться к новой реальности, сосуществуя с другими слоями общества. Роль рядовичей в Киевской Руси Рядовичи в Киевской Руси играли важную и многогранную роль в обществе. Слово «рядович» происходит от слова «рядушник», что означает «человек, стоящий в ряде». Они были близкими сподвижниками князей и составляли их боевую дружину.
Рядовичи холопы. Права рядовичей в древней Руси. Структура Киевской Руси. Социальная структура Киевской Руси. Смерды это в древней Руси.
Феодалы Киевской Руси. Зависимые крестьяне в средневековье. Княжеский Тиун. Тиун это в древней Руси. Бояре смерды Рядовичи холопы закупы. Смерды древней Руси термин. Зависимое население древней Руси смерды. Ссуда это в древней Руси. Смерды челядь закупы Рядовичи.
Смердов, закупов и Холопов.. Рядовичи закупы холопы смерды челядь. Древнерусское общество. Зависимое население Руси. Древняя Русь люди. Холопы закупы челядь. Челюдб Рядовичи закупы. Челядь холоп закуп Рядович. Общественный Строй Руси.
Общественный Строй древней Руси. Феодально Зависимое население. Феодально Зависимое население по договору. Зависимое население это определение. Рядовичи это Зависимое население. Челядь это в древней Руси. Крестьяне несшие повинности в пользу. Общинники это в древней Руси. Люди смерды закупы холопы.
Смерды холопы Рядовичи. Смерть заку Рядовичи холопы. Челядь холопы Рядовичи смерды. Зависимого населения..
Рядовичи - это кто, какая их роль в общественном строе Киевской Руси?
Таким образом, рядович играл ключевую роль в обществе Древней Руси, объединяя военные, административные и судебные функции. это люди, попавшие в экономическую зависимость от феодалов и служившие им по ряду, т. е. по договору). Рядович не мог подвергаться побоям, а если такое происходило, хозяин обязан был выплатить штраф. РЯДОВИЧИ — РЯДОВИЧИ, 1) в Древней Руси лица, служившие феодалам по ряду (договору); близки к закупам. Очевидно, что понять ее место в окружающем контексте невозможно без определения, кто такой рядович / рядовник. это один из наиболее интересных и малоизученных аспектов древнерусской культуры.
1658,разряды зависимых крестьян древней руси
Черепнин полагал, что на Руси не было особой категории крестьян-рядовичей, и выдвинул гипотезу, что термин «рядовичи» в Русской правде употреблялся для обозначения рядовых смердов и холопов. В русских городах 14-17 веков рядовичами называли членов корпораций владельцев лавок в одном торговом ряду, а также жители рядка — торгово-ремесленного поселения. Рядовичи сообща владели отведенной под лавки территорией, имели своих выборных старост, обладали особыми правами на сбыт своей категории товара.
Некоторые исследователи считают рядовича обыкновенным рабом. Дело в том, что в "Правде Русской" его цена - 5 гривен. Точно такая же цена и у простого раба. Но рядович не всегда был рабом. Иногда рядович - это человек, который может у кого-то жить и работать по договору найма. Среди историков также бытует мнение, что рядович - это низшее управленческое звено, то есть несвободный приказчик. Ссылка на это есть у Даниила Заточника. В частности, он упоминает, что князь подобен костру, сжигающему добро людей, а его рядовичи - искры.
То есть рядович - это человек, который выполняет административную работу в пользу князя. Рядовичи - это холопы или нет? Некоторые историки приравнивают рядовичей к холопам на основе личной зависимости. Однако если принять во внимание то, что рядовичи - это люди, которые по ряду договору живут у кого-то и работают на этого человека, то холопами их назвать уже нельзя.
Среди военных трофеев числились и пленники, которые в большом количестве пополняли ряды холопов.
Порой захваченных в бою рабов было так много, что на Руси их продавали за бесценок, даже дешевле чем домашний скот. Подобный случай произошёл в Новгороде в 1169 году, когда за невольника просили 2 ногаты, в то время как коза торговалась за 6 ногат, свинья за 10 ногат, а кобыла и вовсе за 60 ногат. Приобретенных за копейки холопов князья поселяли на малолюдных землях и использовали для ведения земледельческих и хозяйственных работ. В составленном в 1229 году Смоленском договоре с немцами упоминается иной путь попадания в холопы — совершение преступления. В частности в нём указывается, что князь, разъярённый на русича за конокрадство, поджог и разбой, мог обратить злоумышленника и всю его семью в бесправных членов общества.
Согласно «Русской правде» насильно закабалить в холопство могли человека несостоятельного в уплате долга по причине расточительности и пьянства. Кроме того этот низкий социальный статус автоматически приобретался теми, кто был рождён от несвободных родителей. Они считались таким же приплодом как потомство скота и переходили в наследственное владение господина, приумножая его имущество. Добровольный путь в холопство лежал через продажу себя в рабство хотя бы за пол гривны в присутствии даже одного свидетеля. Иногда, оказавшись в безвыходном положении, родители продавали господам собственных детей, которые хоть и лишались свободы, но получали шанс не умереть с голоду.
По личной инициативе стать бесправным можно было после женитьбы на холопе, а также при поступлении на службу ключником или тиуном.
Противоречие имеется и в другом. Платы за смерда и за холопа упоминаются вместе, между тем как в других случаях в Краткой редакции штрафы за убийство каждой категории населения называются отдельно. Так, огнищанин, тиун, подъездной — управители, чьи функции были схожи и размер штрафа одинаков 80 гривен , но для каждого сумма виры названа отдельно 11. Непосредственно перед смердом и холопом упоминается рядович, с тем же штрафом в 5 гривен, но и для него этот штраф упомянут отдельно, а для смерда и холопа почему-то вместе. В одной статье даются только штрафы за старост и кормилиц с «кормиличичами», но это особые случаи: в первом перед нами одно существительное староста с двумя определениями, во втором — однокоренные слова, обозначающие к тому же мать и сына. При этом в статье о кормилице и кормиличиче эти две категории соединены не союзом и как смерд и холоп в ст. Аналогично в ст. Союз и, таким образом, наличествует только в статье о старосте, где он соединяет не существительные как в ст. Суммируя изложенные наблюдения, можно сказать, что, исходя из особенностей построения статей Краткой редакции, в ст.
Но как же быть с союзом и, традиционно воспринимаемым как соединительный, да к тому же еще и с наличием после него предлога е? Противоречие здесь исчезает при признании, что в данном случае и — не соединительный союз, а уточняющая частица. Данное значение и, не зафиксированное в словарях, в древнерусских текстах присутствует довольно часто, на что было обращено внимание в конце прошлого столетия 13. Среди примеров, приведенных по этому поводу А. Зализняком, имеется случай, когда после и стоит предлог в: «и сьтояше вь прабошняхъ вь черевьихъ и вь протоптаныхъ» 14. Можно привести и пример, где присутствуют два существительных, а после и помещен предлог: «А князю великому Дмитрию Московскому бышеть розмирие съ татары и съ Мамаемъ» 15. Смысл в том, что «татары» в 1370-е гг. Значит, вполне возможна конструкция, в которой второе существительное, стоящее после союза и и предлога, поясняет, уточняет первое. Обращает на себя внимание в этой связи формулировка ст. Она аналогична построению ст.
Обычно предполагается, что речь идет о двух категориях должностных лиц, но некоторые комментаторы исходили из того, что имеется в виду одно лицо с двумя определениями 16 тем самым фактически признавая, что и здесь имеет уточняющее значение. Так, А. Зимин давал перевод: «А за убийство княжеского старосты, ведавшего селами или пашнями, платить 12 гривен» 17. Возможно, и здесь после и стоит не указание на другую категорию, а уточнение в данном случае в виде прилагательного : «А в сельском старосте княжеском, который ратайный, 12 гривен». В этом случае перед нами пример употребления «уточняющего и» в непосредственном соседстве со ст. Можно, таким образом, полагать, что в ст. Увязывается ли такая трактовка с содержанием соседних статей Краткой редакции Русской Правды? После статей, посвященных охране жизни высших чинов княжеской администрации — огнищан и тиунов, следует группа статей, в которых упоминаемые лица имеют, судя по невысоким в сравнении с вирой за рядового свободного человека — 40 гривен штрафам за их убийство, низкий статус. Сначала упоминается «староста сельский и ратайный» с 12-гривенным штрафом, затем рядович точнее — «рядовник», форма «рядович» читается в Пространной редакции с 5-гривенным, далее идет интересующая нас ст.
Кто такие рядовичи в Древней Руси: история и значение
Позже, к 16-17 веку, рядовичами стали называть торговцев, которые стояли в [торговых] рядах, а так же жителей небольших торговых поселений "рядков". Пожалуйста, оставляйте комментарии, подписывайтесь и ставьте палец вверх, если Вам понравился материал. Это очень поможет развитию канала! Еще больше интересных статей Вы можете найти на канале Вопросы истории.
А се третие холопство: тиунство без ряду или привяжеть ключ к собе; с рядом ли, то како ся будеть рядил, на том же и стоить». Пространная Русская Правда. Но необходимо было сначала, до женитьбы, оговорить условия. По ряду можно было поступить в ключники или тиуны. Можно предположить, что эти указанные два случая не исчерпывают все возможные виды ряда при поступлении на службу или на работу, потому что оба эти случая приводятся «Правдой Русской» только в связи с происхождением обельного холопства. Также в «Русской Правде» рассматривается случай, когда рядович умирает, и жена его отрабатывает какие-то предусмотренные рядом обязательства.
Таким образом, рядович не раб, так как может отработать или откупиться от своего господина. Закупы Закуп -- несвободный человек, находящийся в тяжелых условиях зависимости. Это одна из обычных категорий феодальной зависимости населения, в какой находились непосредственные производители в средние века вообще. Закуп, названный наймитом, -- это человек, не просто продавший свою рабочую силу, но при помощи «долга», через особого рода «ряд», т. Условия договора займа можно найти в «Правде Русской», но задолжавший человек еще не есть закуп. Закуп не свободный наймит, а человек, стоящий на грани холопства.
Возможно, закуп - вид челяди со своеобразным рядом. В таком случае есть два вида челяди: челядин полный, т. Закуп может разорвать свои закупнические отношения с господином. Он на это имеет право, но должен в этом случае вернуть своему господину задаток в определенном размере.
В каждой социальной структуре существуют определенные правила поведения и определенная иерархия. Так, например, в школе правилом является устав, а иерархия заключается в главенстве директора, затем завучи, старшие учителя-предметники и так далее. В государстве все должно быть так же — должен быть общий сборник правил поведения законов и какая-то иерархия жителей. Теперь пришло время полностью с ней разобраться! Правда Ярослава В любом государстве существует свод правил, на основе которых живет и функционирует данная страна. Древняя Русь не стала исключением. Русская правда не была создана в один миг — это был долгий процесс, сменивший нескольких десятилетий и нескольких князей. Из чего состоит Русская правда? Основана на Пространной правде, а также на нескольких документах, которые не дошли до наших дней В данной статье нами будут рассмотрены три наиболее важных составляющих Русской правды: Правда Ярослава; Устав Владимира Мономаха.. Правда Ярослава: причины создания Правда Ярослава, содержащая в себе 18 статей, начала создаваться в 1016 году. Вероятно, это было обязательство Ярослава перед новгородцами. Поводом стали мелкие стычки между варягами, прибывшими для борьбы со Святополком Окаянным, и местными жителями. Она в основном была посвящена понятию кровная месть, а также избиениям, краже и т. При ее создании пользовались различными источниками, например, княжескими судебными документами, договорами с Византией и т. Причинами создания Правды Ярослава были: необходимость укрепления княжеской власти и своеобразного «завершения» создания государства со своим сборником законов; необходимость избавления от субъективного и часто несправедливого суда и придания ему легального характера; необходимость замены обычая кровной мести чем-то более «цивилизованным», «христианским», например штрафами. Кровная месть Правда Ярослава не отменяла кровную месть, она лишь ограничивала ее с помощью денежных штрафов. В случае, если не находилось мстителя, то убийца также должен был заплатить своеобразный «налог за убийство», который называется вира. Вира — плата за убийство в Древнерусском государстве, которая постепенно пришла на смену обычаю кровной мести. Лествичный порядок престолонаследия В Русской правде был прописан и закреплен лествичный порядок престолонаследия, то есть киевский престол доставался старшему мужчине в роду. Передача власти: что такое лествичный порядок престолонаследия? Лествичный порядок престолонаследия подразумевал переход престола к старшему представителю рода, а не как многие ошибочно думают к старшему сыну умершего князя. Это значит, что после смерти князя, престол переходил к его младшим братьям, только затем детям умершего князя, и лишь затем детям братьев того самого умершего князя в порядке старшинства.
Они составляли часть дружин и играли ключевую роль во всех военных действиях, защищая землю от иноземных захватчиков. Каждый рядович был обязан иметь свою собственную крепость, которую он должен был защищать. Рядовичи также играли важную роль в политике Древней Руси. Они являлись членами вече и определяли важные решения в стране. Они также могли формировать совет князя и таким образом влиять на решения, принимаемые правителем. Рядовичи были действительно крепкой и влиятельной группой в Древней Руси. Они играли важную роль в обществе и политике, и их влияние было заметным на всех уровнях. История рядовичей стала частью наследия Древней Руси, и их вклад в общество и политику запечатлен во многих исторических источниках. Они оставили значительный след в истории России.
1658,разряды зависимых крестьян древней руси
Рядовичи часто использовались в роли мелких административных агентов своих господ. Что такое (кто такой) "Рядовичи". смерд закуп рядович древнерусский Рядовичи О социальной природе, а так же функциях рядовича тоже нельзя сказать ничего однозначно. Такие люди назывались рядовичи, потому что они заключали с господином ряд (договор) и попадали от него в зависимость. смерд закуп рядович древнерусский Рядовичи О социальной природе, а так же функциях рядовича тоже нельзя сказать ничего однозначно.
Значение слова «Рядович»
это служащий по ряду, договору, служилый человек. обязанные, полусвободные смерды, попадавшие во временную зависимость в силу ряда - договора, на основании которого они рабо. О рядовичах, как и об изгоях, пущенниках, прощенниках, „ядушных людях, приходится судить с большой условностью: бедны до крайности известия о них, темна и маловьфазительна.
Рядовичи - это кто, какая их роль в общественном строе Киевской Руси?
Они также могут получать различные награды и звания за отличную службу и особые заслуги перед родиной. Вместе с тем, рядовичи играют важную роль в обеспечении безопасности и защите государства, их труд и преданность службе заслуживают уважение и признание со стороны общества. Определение и роль рядовичей в обществе Роль рядовичей в обществе может быть разнообразной, но они обычно выполняют важную функцию поддержания и устойчивости социальной структуры. Рядовичи могут заниматься такими задачами, как выполнение повседневной рутины, поддержание порядка и соблюдение правил, а также обслуживание общества в различных сферах деятельности.
Во многих случаях, рядовичи являются незаменимыми элементами в обществе, поскольку их работа позволяет другим членам общества заниматься более высококвалифицированными задачами и развиваться в своей сфере деятельности. Рядовичи несут ответственность за обеспечение основных потребностей общества, будь то производство и распределение товаров, обслуживание населения в сфере услуг, обеспечение безопасности или поддержание общественного порядка. Без рядовичей, многие аспекты жизни общества могут стать хаотичными и неэффективными.
Их вклад в общество может быть невидимым, но он неотъемлем для его функционирования. Рядовичи поддерживают стабильность и порядок в обществе.
В Древней Руси понятие «наймит» употреблялось для обозначения «наемного работника». Этим можно объяснить использование термина «наймит» как эквивалента «закупу» в ст. Исследователи предполагали существование договора-ряда при заключении закупнических отношений, определяя их как договор-найм или договор-займ. На этой основе закупы отождествлялись с рядовичами. Зимин считает и тех и других холопами-рабами, которые раньше других «приобретали черты феодальной зависимости».
Термин «рядович» редко упоминается в древнерусских юридических и нормативных источниках. В КП рядович назван в группе статей, где указаны свободные и зависимые люди, связанные с княжеским хозяйством ст. За убийство рядовича платили 5 гривен ст. Это самая низкая плата. Но в определении сущности рядовичей мнения исследователей расходятся, сводясь к двум основным точкам зрения: рядович - «рядовой», обыкновенный зависимый или свободный; рядович - свободный или зависимый, заключивший со своим господином ряд. Более того, можно утверждать, что рядович — не смерд и не холоп, хотя виру за них платили одинаковую.
В «Слове» же Даниила Заточника «рядовичами» названы рядовые в отличие от тиуна княжеские служители, независимо от их статуса холопы или свободные. Подразумевается, что кормилица и, соответственно, ее сын могут быть и свободными людьми, но статья имеет в виду тех из них, кто являются холопами.
По поводу того, кто такие смерды, в историографии высказано много точек зрения 26. Но и те авторы, кто полагал, что так именовалась основная масса земледельцев, и те, кто видел в смердах особую категорию населения, не сомневались, что главным занятием смердов было земледелие. Действительно, имеющиеся данные в летописях и актах XII и последующих веков говорят о земледельческом хозяйстве смердов 27. Следовательно, как бы ни трактовать, узко или широко, сущность данной группы населения, это непринципиально для анализа ст. В ней имеется в виду смерд-земледелец, который записался в холопы. Он продолжал вести свое хозяйство, но по правовому статусу стал несвободным. Закон оговаривает, что за жизнь такого смерда-холопа полагается та же плата, что и за рядового, обычного не сидящего на земле холопа — «рядовника». При такой трактовке исчезают противоречия с другими упоминаниями смердов в Русской Правде.
Те, кого нельзя мучить «без княжа слова», кто платит продажу, чьи сыновья наследуют имущество, — это смерды, не являющиеся холопами 28 , а в ст. В словах ст. Ведь речь в этой статье идет о краже скота, за которую могли быть ответственны люди любого статуса, но оговорка делается только о смердах и далее ст. Смысл этой оговорки, скорее всего, в том, что, в отличие от других категорий населения, к смердам эти «уроки» относятся только в случае, если они платят продажу, т. Далее говорится, что за холопов, которых «князь продажею не казнить», платит господин. В это понятие включается и смерд-холоп — субъект ст. Чтение Пространной редакции «смердии холопъ», возможно, говорит о том, что ко времени ее составления смерды, являвшиеся холопами, стали восприниматься как в первую очередь холопы, а определение «смерд» превратилось в данном случае в прилагательное, призванное подчеркнуть, что это те холопы, которые имеют свое хозяйство и занимаются земледелием. В период составления Правды Ярославичей субъект ст.
Впервые опубликовано в сборнике: Средневековая Русь. Правда Русская. Там же. Любимова Любимов В. Коль скоро смерд платил продажу такого размера, если совершал наказуемые ею преступления, следовательно, в случае, когда он оказывался по ним потерпевшим, должен был назначаться такой же штраф. Но если считать, что плата за убийство смерда — 5 гривен, то получится, что штраф за нанесение ему побоев в два с лишним раза превышал ее. Киевская Русь. Очерки по истории феодализма в Киевской Руси.
Генезис и структура феодального общества в Древней Руси. Янин В.
Тиуны — княжеский или боярские управляющие из отдельных холопов — также могли попасть в разряд рядовичей. Лица, работающие по договору на феодала, известны из Русской Правды: за их убийства назначался штраф в 5 гривен. Исходя из размера штрафа, можно предположить что рядовичи были практически на одном уровне со смердами и холопами.
Рядович в истории: его значение и роль в прошлом
Поселки формировали общину, основой которой были социально-экономические отношения. Общины могли быть удалены друг от друга на десятки, а то и сотни километров. Община занималась земледелием и скотоводством. Ошибочным является мнение, что эта отрасль была слаборазвита. К примеру, довольно долгое время, почти до десятого века, скот был синонимом денег. Для выживания общины необходимым было также бортничество, охота и рыбалка. Что касается общественного строя, то его можно охарактеризовать как военную демократию.
Основа любого социума - иерархичность. Но в древнерусском обществе иерархия строилась не на принципе принуждения, а на психологических моментах - влиянии, подражании, запретах системе табу. Это все сформировало социальный алгоритм поведения, который вызывал соподчиненность психологическую у людей. В результате этот алгоритм у одних вызывал чувство заботы и ответственности, а у других - почтения и страха. Эти алгоритмы закрепляются как ментальные архетипы и служат своего рода индикаторами этнической идентичности народа.
Рядовичами становились не пошедшие в холопство и заключившие «ряд» тиуны , ключники и мужья рабынь, а также дети от браков свободных с рабынями. Рядовичи часто использовались в роли мелких административных агентов своих господ.
По Русской Правде за убийство рядовича назначалась такая же вира штраф , как и за убийство смерда или холопа — 5 гривен.
Он считает рядовича, упоминаемого в «Правде Русской», «рядовым» рабом на том основании, что «ценят его в 5 гривен, а это цена обыкновенного раба». Он же допускает, что рядович -- не всегда раб. Сергеевич В. Русские юридические древности. Доказательством такого мнения служит текст из Даниила Заточника: «Тиун бо его князя яко огньтрепетицею накладен, а рядовичи его яко искры», потому не держи двора или села рядом с князевым.
Если рядович не раб, то он также и не наемный рабочий капиталистического общества. Его зависимость чисто феодальная, так как рядович через договор вступает в зависимость крепостнического характера и становится принадлежностью зависимого населения вотчины рядом с холопом, т. В самой «Правде Русской» имеются данные для объяснения социальной сущности рядовича: «А холопство обельное трое:... А се третие холопство: тиунство без ряду или привяжеть ключ к собе; с рядом ли, то како ся будеть рядил, на том же и стоить». Пространная Русская Правда. Но необходимо было сначала, до женитьбы, оговорить условия.
По ряду можно было поступить в ключники или тиуны. Можно предположить, что эти указанные два случая не исчерпывают все возможные виды ряда при поступлении на службу или на работу, потому что оба эти случая приводятся «Правдой Русской» только в связи с происхождением обельного холопства. Также в «Русской Правде» рассматривается случай, когда рядович умирает, и жена его отрабатывает какие-то предусмотренные рядом обязательства. Таким образом, рядович не раб, так как может отработать или откупиться от своего господина. Закупы Закуп -- несвободный человек, находящийся в тяжелых условиях зависимости.
Разве что, когда его совершали «без вины», хозяину полагалась не вира, а штраф за порчу чужого имущества в примерно таком же размере как за смерть скота. Когда холоп по мнению общества заслужил смерть, убийца даже штрафа не платил. Многие холопы гибли от рук своих господ. Никаких расследований в этом случае не проводили, так как ситуацию рассматривали как ущерб личному хозяйству. Как людей насильно холопами делали, а некоторые добровольно продавались В холопы можно было попасть насильно и добровольно. Чаще всего люди попадали в рабство через плен на войне. Военные походы в 12 веке предпринимались не только с целью увеличения территорий, но для захвата трофеев, к которым относились и пленники. В дальнейшем они становились холопами. Иногда войска захватывали слишком много рабов, и тогда люди продавались очень дешево, даже коза стоила дороже. Купив холопов по бросовой цене, князья выселяли их на малолюдные земли, чтобы там рабы занимались хозяйственными и сельскими работами. В 1229 году был составлен так называемый Смоленский договор с немцами, где указывалось, что холопом можно было стать за совершенное преступление, а князь за разбойные действия, конокрадство или поджог мог сделать холопами как виновника, так и его семью. Также в холопы попадали люди, неспособные вернуть долг из-за пьянства или ненадлежащего поведения. Дети холопов при рождении получали такой же низкий социальный статус. Были люди, которые шли в холопы добровольно. Некоторые продавались в рабство за минимальные деньги, от отчаяния. Бывало, что родители продавали детей, лишая тем самым их свободы, но давая шанс не умереть с голоду и выжить. Если мужчина женился на холопке, он также становился бесправным. То же происходило, если человек выбирал службу тиуна или ключника.