Новости последних лет о жизни отшельницы Агафья лыкова, Тайга, Видео, Длиннопост, Отшельники. Чем знаменита отшельница из Хакасии Агафья Лыкова и почему она одна живёт в глухой тайге. Последняя представительница заимки Лыковых и героиня документальной повести советского журналиста и писателя Василия Михайловича Пескова о семье старообрядцев-отшельников. Пятеро членов семьи Лыковых: отец Карп Осипович, мать Акулина Карповна и трое детей почти пятьдесят лет не встречали людей и жили по старобрядным традициям.
Лыковы. Портреты членов семьи: Карп и Акулина (часть 31)
Агафья Карповна Лыкова — сибирская отшельница, крестьянка, из семьи старообрядцев-беспоповцев Лыковых, проживающая на заимке Лыковых в лесном массиве Абаканского. Карп Лыков умер во сне 16 февраля 1988 года, 27 лет спустя после своей жены, Акулины. Когда, весной 2005 года представилась возможность вылететь в верховья Большого Абакана на заимку Лыковых, где ныне живет и здравствует последняя представительница этой семьи, Агафья Карповна, не было никаких сомнений и долгих раздумий. Агафья Карповна Лыкова – последняя, кто остался в живых из древнего рода, который уже на протяжении многих десятилетий не признает мирской суеты и не хочет.
Староверы Лыковы: вековой опыт выживания в экстремальных условиях тайги
Именно у Мартюшевой больше 20 лет назад после смерти "тяти" — Карпа Осиповича Лыкова жила некоторое время сама Агафья в один из немногих периодов, когда соглашалась временно покинуть заимку. Она все умилялась, что это, говорила, за маленький такой человечек, никогда такого не видела. Она ведь самая младшая в семье, родилась в тайге — где она там детей видела? Я не отдала, конечно". По словам Мартюшевой, Агафью уговаривали остаться в Килинске, жители поселка обещали построить для нее дом, но Лыкова изначально приезжала просто погостить. Сославшись на то, что местная вода ей не подходит, Агафья вскоре вернулась в тайгу. Несколько лет назад кузбасская родня еще убеждала ее уехать поближе к цивилизации, теперь, зная непростой характер отшельницы, уговаривать перестали — лишь интересуются, как она живет, и передают гостинцы. Родственники, как показывает пример Антона, могут и сами приехать. Там все, что важно для нее, там тятя, родные похоронены, — объясняет Мартюшева.
На зиму женщине завозят вертолетом муку, крупу, картофель, овощи и фрукты, комбикорм для скота, живых кур и новые окна, которые поручил вставить губернатор Сергей Цивилев. Помогать ей по хозяйству зимой летит алтайский старообрядец Алексей Уткин, который познакомился с таежными отшельниками много лет назад, будучи геологом. Уткин застал в живых почти всю семью Лыковых и неоднократно зимовал на заимке. Сейчас собирается прожить в тайге как минимум до весны. В этот раз он планирует восстановить баню, разрушенную по весне при разливе реки. А там, если будет возможность, вылечу на Алтай по делам, управлюсь, развернусь да пойду к Агафье пешком. Там недалеко идти, дней десять всего", — улыбается Алексей. Уткина, с которым отшельница находит общий язык, она очень ждет.
Уживаются с ней, впрочем, далеко не все желающие. Так, с предыдущим помощником, Георгием, Агафья не нашла согласия в вопросах веры. Не благословила его", — безапелляционно констатирует Лыкова. Зато новообретенного родственника она видеть очень рада. Едва он объясняет, что перед ней тот самый Антон, который писал ей письма, Агафья, невысокая и улыбчивая, вышедшая встречать вертолет в стареньком пальто и теплом бордовом платке, крепко обнимает его и пускается в рассуждения о старинном роде Лыковых. Его историю отшельница знает лучше любого исследователя.
Как живет в глухой тайге отшельница Агафья Лыкова Чтобы попасть на заимку, где живет Агафья Лыкова, семью которой когда-то сделал известной на всю страну журналист Василий Песков, надо пройти целый транспортный квест. Угрюмые сопки, поросшие сибирской тайгой, засыпало свежим снегом, и вертолет временами пролетал над ними так низко, что сквозь заснеженные кедровые лапы можно было разглядеть следы зверей.
Антон летит в гости к двоюродной тетке, которую никогда не видел. Сначала он почти двое суток ехал поездом, потом несколько часов на автомобиле, и вот вертолет. До тетки Антона добраться непросто, вертолет здесь нужен даже не рейсовый, а специальный. Ведь она женщина не простая, она — живой символ русского старообрядчества, всю жизнь живущая в глухой сибирской тайге отшельница Агафья Лыкова — на сотни километров от места, где она живет, нет ни души. Так мужчина и оказался в Горной Шории, Таштагольском районе Кузбасса, который много лет служит самой популярной точкой отправления для подготовки экспедиций к поселению Лыковых. Организовать вылет большого вертолета, способного доставить в тайгу и людей, и грузы — визит Антона к родственнице мы объединили с заброской ей припасов на зиму, — непросто, и в этом ТАСС оказал поддержку губернатор Кемеровской области Сергей Цивилев. Родня по переписке Агафья Карповна — последняя представительница семьи старообрядцев Лыковых, бежавших в тайгу, когда коммунисты начали особо жестокие гонения на веру. Это было еще в конце 30-х годов, но обнаружили их сибирские геологи только в 1978-м.
Лыковы обосновались у реки Еринат в Хакасии, соорудили несколько жилых и хозяйственных построек. Агафья, похоронившая тут мать, братьев, сестру и отца, не покидает родную землю. Она держит коз, которые у нее почему-то смирные и послушные, делит быт с несколькими дворнягами, а в жилой избе дает приют целому выводку любопытных пушистых котят. Будни отшельницы — это заботы по хозяйству, молитвы и написание писем, которые она передает с приезжающими. Те, уже вернувшись домой, складывают листы, густо исписанные аккуратным почерком, в почтовые конверты и отправляют адресатам — то в Кузбасс, то на Алтай, то в Хакасию. Антон — сотрудник пермского трамвайного депо, со своей родственницей познакомился как раз по переписке. Как-то, погрузившись в изучение истории своего рода, он понял, что и его предки, и предки знаменитой таежной отшельницы происходят из одного села — Лыково в Тюменской области. Старообрядцы, обосновавшиеся в горах Западной Сибири, ушли оттуда еще до революции — они и сегодня сохранили здесь крошечные уединенные поселения, жители которых не имеют даже паспортов.
В самом же Лыкове, по словам Антона, о "старой вере" уже почти никто не помнит. Поняв, что с таежной отшельницей его связывает кровное родство, Антон почти два года назад написал ей письмо, передал его старообрядческому священнику, который похлопотал, чтобы письмо доставили Агафье с очередной экспедицией, и вдруг получил ответ. Я еще подумал: кто бы мне мог написать? Письмо было с Алтая, на конверте моя фамилия — Лыкову Антону, а внутри — ее рукой написанное письмо", — вспоминает Антон. Отчего там не жить?
Кроме того, в семье лыковых было три брата, одного из которых убили сотрудники бывшего Алтайского заповедника, приняв его за беглого заключенного. Оказывается, в военные и послевоенные годы, в обязанности егерей входил и поиск дезертиров, уклонистов от воинской службы, беглых бандитов и даже диверсантов. Агафья, младшая и последняя из выживших Лыковых в мельчайших деталях пересказывала отцовские рассказы о зверствах красноармейцев, которые они устраивали в деревнях и селениях, в том числе и среди староверов. О том, как вешали людей. Как разоряли и грабили хутора и силой сгоняли в колхозы. Так что у семьи Лыковых были все основания бежать и скрываться от советских властей. В настоящий момент Агафья по прежнему живет в уединении, на расстоянии 300 км от ближайшего населенного пункта, все там же, в тайге, где с помощью властей республики Хакасия и Кемеровской области обзавелась небольшой фермой. Теперь у нее есть козы, куры и собака. В доме вместе с ней живет 9 кошек. Время от времени ее навещают люди из цивилизации, привозя с собой вещи первой необходимости. Через этих людей она поддерживает связь с многочисленными знакомыми по всему миру, которые за это время успели у нее побывать и знают ее лично, в числе которых патриарх Русской Православной старообрядческой Церкви РПсЦ Корнилий. Надя шла к Агафье пешком вместе с проводником почти месяц. Во время серьезной болезни Агафьи, губернатор Кемеровской области Аман Тулеев неоднократно обеспечивал ей вертолетную транспортировку на горячие ключи на реке Абакан, где она проводила по несколько недель. Он же привел к Лыковым и Пескова, того самого, кто в 1983 году написал о них свою повесть. Соседа Агафья особенно не жалует, но навещает раз в неделю. Она вместе с Ерофеем слушает радио, узнавая все больше о современном мире. Медаль отшельнице, вместе с другими продовольственными подарками доставил на вертолете глава Таштагольского района Кемеровской области Владимир Макута. Он же и вручил ее лично. С середины 90—х отшельничество Агафьи Лыковой приобретает символический характер. К ней едут, везут, несут всё и все, кто только может приехать и что только можно привезти в столь отдаленный уголок. Помимо журналистов, представителей власти, послушников—староверов, егерей и ученых ее также навещают и туристы—экстремалы. Побывать у Агафьи в гостях и хоть ненадолго приобщиться к ее быту, для многих стало своеобразным аттракционом. С каждым годом хозяйство Агафьи все больше приходит в упадок. Отчасти из—за ее возраста и невозможности работать как прежде, отчасти из—за щедрых подношений. Крупы, макароны, сухари, даже консервы. Резиновые сапоги, свечи, вёдра, кастрюли, одежда, бочки, часы, мотки проволоки, инструменты и батарейки. Теперь Агафья заказывает вещи своим посетителям, как по каталогу. От домашнего скота, до помощника, да что бы «одной веры и безропотный». В огороде нужды все меньше. Сил, да и желания что—то делать — тоже. Кресты на могилах членов семьи давно сгнили. Дом завален коробками и пакетами из- под подарков. Огород зарастает бурьяном и деревьями. Приезжающие и приходящие гости что—то достраивают, доделывают, в том числе и под себя. Что—то ремонтируют, что—то наоборот демонтируют. Соседи то появляются, то исчезают. От старых лыковских построек, а вместе с ними и лыковской самобытности уже давно ничего не осталось. Но просвещение отменили. Все запуталось. Логика потерялась. И в результате, когда ты читаешь уже очерки из 1990—х, из 2000—х, то вот именно тут — несмотря на всех этих Тулеевых, на все эти ордена, посылки, туристов, — несмотря на все это только теперь тебе становится по—настоящему страшно. И только на этом месте ты начинаешь по поводу Лыковой всерьез переживать. В 1982 году оно кажется каким—то не одиноким, то одиночество.
Контакты с цивилизацией[ править править код ] Известность семье принесли статьи в газете « Комсомольская правда », написанные журналистом Василием Песковым , который с 1982 года часто приезжал к Лыковым. По результатам этих визитов им написана книга « Таёжный тупик », неоднократно переиздававшаяся и вышедшая на нескольких иностранных языках. Наблюдения за семьёй с медицинской точки зрения проводил врач Игорь Павлович Назаров. В своей статье в газете « Труд » он высказал мнение, что причиной смерти Дмитрия, Савина и Наталии явилась слабость иммунитета Лыковых из-за отсутствия контактов с внешним миром, что привело к пневмонии при заражении от посетителей. Анализ крови Агафьи и Карпа Осиповича показал отсутствие антител к большинству болезнетворных вирусов. Впечатления о своих поездках в саянскую тайгу к отшельникам и о наблюдениях за их здоровьем Игорь Назаров изложил в написанной им книге « Таёжные отшельники » книга издана в 2010 году по решению Президиума ООО «Российская академия естественных наук».
Хозяйство Агафьи Лыковой и ракеты с «Байконура»
Когда Агафья впервые попала в "мир" в конце 1980-х, больше всего ее поразили не многоэтажные дома, машины или полет на вертолете, а конь, поезд и... Еще в лагере геологов младшая Лыкова с отцом Карпом смотрела телевизор, непременно отмаливая "грех" после каждого просмотра, часто видела прилетавшие вертолеты, да и рассказывал глава семьи своим детям о разном, что бывает на свете. Но впервые увидев лошадь, знакомую лишь по описанию от родителей, Агафья воскликнула: "Конь! Тятенька, конь!
Никогда такого не видела". А сегодня в географическом смысле тяжело подобрать слово, более подходящее для Карповны, чем "местная". При этом у отшельницы нет и никогда не было паспорта или других документов.
А вот деньги водились. В свое время ей даже пришлось вести товарно-денежные отношения, хоть и совершенно не так, как это делаем мы в привычной жизни. За деньги у нее покупал картошку бурильщик Ерофей Седов, бывший одним из первых пришлых и долго живший по соседству с заимкой Лыковых.
Без оплаты Седов принимать еду отказывался. Так и появились в хозяйстве старообрядчицы деньги, которые за ненадобностью со временем затерялись. Огонь добывался исключительно с помощью трутовика и кремния.
Но чтобы древние приспособления по разведению огня работали исправно, их необходимо правильно подготовить. Во-первых, кремня в Сибири намного больше в характере людей, чем в виде минерала, потому найти его непросто. В семействе отшельников, например, большой кусок кремния лежал на видном месте как запас жизненно важного сырья.
Во-вторых, трутовик в сыром виде для розжига непригоден. Так что если вам доведется затеряться в лесу и возникнет необходимость развести огонь, лучше иметь при себе непромокаемые охотничьи "серянки", а не пытаться высечь искру на сырой трутовик. Как раз тот случай, где надеяться на Бога можно, но главное самому не плошать.
В дороге по горам геологи за ним едва поспевали. Здоровьем Агафья вся в него. Лечится молитвой, но врачи регулярно бабушку навещают.
В этом году медосмотр провела московский врач Наталья Джунковская, которая заверила, что все у Лыковой для такого возраста отлично. Если спросить отшельницу о секрете долголетия и здоровья, то ответ ее будет такой же, как у самой современной медицины: аскеза и молитва. То есть здоровая жизнь без излишеств, а вовсе не голодание, и душевное спокойствие.
Ведь современная мантра "все болезни от нервов" говорит о том же. Агафья еще добавит, что как Бог решит, а медицина сошлется на генетику, но источник как здоровья, так и большинства недугов - в нас самих.
Тем не менее кончина супруги и матери не поколебала хозяйство скита. Лыковы по-прежнему обеспечивали себя всем необходимым. Кроме собственно хозяйственных дел, они тщательно следили за календарем и вели непростой график домашних Богослужений. Савин Карпович Лыков, который был ответственным за церковный календарь, точнейшим образом рассчитывал календарь и Пасхалию судя по всему, по системе вруцелето, то есть с использованием пальцев руки. Благодаря этому Лыковы не только не потеряли счет времени, но и следовали всем указаниям церковного устава относительно праздников и дней поста. Молитвенное правило исполнялось неукоснительно по старопечатным книгам, имевшимся в семье. Контакт с цивилизацией произошел у Лыковых в 1978 году, а спустя три года семья стала вымирать. В октябре 1981 г. Через 7 лет, 16 февраля 1988 г.
В живых осталась одна Агафья Карповна. Ученые склоняются к тому, что причиной смерти Лыковых могли стать болезнетворные микроорганизмы, занесенные городскими жителями, посещавшими их пристанище. Высказывалось также мнение, что причиной смертей стало «замирщение», т. Агафья Лыкова и старообрядческая Церковь После кончины в 1988 году отца, Агафья Лыкова стала последней насельницей таёжной заимки. С этого момента тема экзотических «таежных робинзонов», раскрученная Василем Песковым, мало-помалу начинает уступать вопросам исторического и религиозного характера. Свобода совести, негласно объявленная в СССР после празднования 1000-летия Руси, позволяет, наконец, рассказывать о духовной жизни нашего народа. В 1990 году у Агафьи Лыковой побывали посланники старообрядческого митрополита Московского и всея Руси Алимпия Гусева. В этой экспедиции приняли участие писатель Лев Черепанов, фотограф Николай Пролецкий и нижегородский старообрядец Александр Лебедев. Гости передали Агафье послание митрополита Алимпия, свечи «ярового воска», духовную литературу и лестовки.
Впоследствии в статьях Л. Черепанова, очерке А. Лебедева «Таёжный просвет», изданном в старообрядческом журнале «Церковь», наконец, появляется ценная информация о духовной жизни Лыковых и конкретно Агафьи Лыковой. Читатели наконец узнали не только о домотканых портах Лыковых, но о тех краеугольных вероисповедальных причинах, которые заставили их, как и многих других старообрядцев, бежать от притеснений государства и соблазнов мира сего. Выяснилось, что Агафья, наследуя веру своих родителей, принадлежала к согласию так называемых «часовенных». Эти старообрядцы принимали священство «бегствующее» от господствующей, синодальной церкви. Священники, приходящие к часовенным, получали «исправу», начинали служить и совершать церковные таинства во всем согласии с дораскольной церковной традицией. Такое положение сохранялось вплоть до начала XIX века. Однако во время гонений, воздвигнутых Николаем I, священников стало становится всё меньше.
Многие из них были схвачены полицией и скончались в застенках. Другие умерли от естественных причин. Вместе с кончиной последних священников, чьё крещение и апостольская преемственность для часовенных старообрядцев была бесспорной, они стали привыкать совершать службу уже без священников, постепенно становясь безпоповцами. Многие часовенные хранили так называемые Запасные Дары, то есть хлеб и вино, освященные священником во время Литургии. Такие Запасные дары обычно прятали в разных тайниках, встроенные в книги или иконы. Поскольку количество святыни было ограничено, а сами Дары после исчезновения у часовенных священников никак не пополнялись, то и причащались эти старообрядцы чрезвычайно редко — один или два раза в жизни, как правило, перед кончиной. Запасные Дары хранились и у Лыковых. По словам самой Агафьи, эти дары были у них от её бабки Раисы, которая проживала в том самом селе Ялуторское на Урале. Однако Агафья выяснила, что бабка принадлежала не часовенному, а белокриницкому согласию старообрядцев признававшему новых старообрядческих священников, поставленных от греческого митрополита Амвросия Поповича — прим.
От неё же Агафии досталась и Богоявленская вода , которая по обычаю часовенных может умножаться через разбавление в новой воде в навечерие праздника Богоявления. Агафья Лыкова. Путь исканий Оставшись одна, Агафья Лыкова стала задумываться о дальнейшей своей жизни. С замужеством у неё не получилось. Стала Агафья размышлять об иночестве. В 1990 году она переехала в старообрядческий женский монастырь, расположенный в районе Чедуралыга, под начало игуменьи Максимиллы. Само по себе иноческое правило нисколько не тяготило Агафью. Когда остальные члены семьи Лыковых были еще живы, Агафья исполняла домашнюю молитву, вставая в 6 утра. Впоследствии она освоила ежедневное чтение скитского чина «дванадесят псалмов», а также каноны за упокой души.
Он появился в IX веке и впоследствии распространился в монастырях Востока, включая русские, куда был принесен печерским архимандритом Досифеем в XII веке — прим. Впрочем, пробыла Агафья в часовенном монастыре совсем недолго. Сказались существенные разногласия религиозных взглядов с инокинями часовенного согласия.
Несмотря на все трудности таежной жизни, Лыкова не желает оставлять свои родные места. В своей жизни Агафья придерживается заповедей Не пить и не курить Карп Лыков, как и все старообрядцы, избегал употребления спиртных напитков, запрещено было и курение. Не мыться в бане На заимке Лыковых отсутствовала баня и туалет по запрету главы семьи. В связи с этим, они редко принимали водные процедуры. Летом они набирали воду в деревянное корыто и оставляли его на солнце. Затем они ополаскивали себя с помощью этой воды. Кушать в одиночку Агафья Карповна - инокиня, которая исполняет духовную службу в сибирской тайге.
Каждый день она проводит длительные молитвы. Она всегда принимает пищу в одиночестве. Не принимать помощь Любая помощь приветствуется, будь то от инспекторов заповедника "Хакасский" или волонтеров российского технологического института. Они уже много лет заботятся о Карповне.
Назаров утверждал, что все члены семьи старообрядцев выглядели гораздо моложе своих лет. Кроме того, как признался Карп Осипович, они никогда серьезно не болели: лишь изредка их одолевали незначительные хвори, вроде простудных заболеваний. Действительно, по словам Назарова, отшельники не страдали так называемыми «цивилизованными» недугами: гипертонией, сахарным диабетом, атеросклерозом. Однако доктор выяснил, что Лыковы мучились болезнями суставов.
Но сами они объясняли возникновение болей исключительно тяжелым физическим трудом. В остальном же, по мнению Назарова, его «пациенты» были практически здоровы. Между тем в 1981 году скончались сразу трое Лыковых: 55-летний Саввин, 45-летняя Наталья и 41-летний Димитрий. Как поведал Карп Осипович Игорю Назарову, все они, и в том числе он сам и его младшая дочь Агафья, в один момент заболели «простудой». Геологи предлагали Лыковым лекарства, но глава семьи отказался принять препараты, сказав, что каждому срок отмерян свыше. Первым отправился на тот свет Димитрий, который промучился всего неделю. Он кашлял и тяжело дышал. Саввин страдал около двух месяцев: у него страшно болела спина, а дыхание было затруднено.
Наталья перед смертью также испытывала удушье.
Семья Лыковых: первые старообрядцы в верховьях Абакана
Карп Осипович и Акулина Карповна Лыковы происходили из общины староверов из окрестностей города Абазы. Агафья Лыкова – единственная ныне живущая представительница семьи староверов Лыковых, которые обосновались в тайге и пребывали там в изоляции с 1937 года. Мать Агафьи, Акулина Карповна, умерла в 1961 году когда выдался неурожай. Последняя представительница заимки Лыковых и героиня документальной повести советского журналиста и писателя Василия Михайловича Пескова о семье старообрядцев-отшельников. Агафья Карповна Лыкова — сибирская отшельница из семьи старообрядцев-беспоповцев Лыковых, проживающая на заимке в лесном массиве Абаканского хребта Западного Саяна (Хакасия).
Сибирские отшельники :: Таёжный тупик
В холодное время года Лыковы голодали, трудностей не выдержала мать семейства – Акулина Лыкова, она умерла в 1961 году. единственная осталась в живых из большой семьи отшельников-староверов, найденных геологами в 1978 году в Западных Саянах. В результате этого глава семьи Лыковых, вместе со своей женой Акулиной и двумя маленькими детьми, решили уйти в глушь тайги.
Таежная отшельница Агафья Лыкова
Но, она категорически отказывается оставить свою тихую жизнь отшельницы. В 1997 году бывший губернатор кемеровской области Аман Тулеев посетил заимку Лыковых. Тулеев регулярно переписывается с женщиной и приказал оказывать ей любую необходимую помощь. Так как причиной смерти родственников Лыковой стал внешний мир и его люди, то чиновник запретил посещать заимку без специального разрешения и пропуска, чтобы не навредить отшельнице. Некоторые старообрядцы постоянно помогают Агафье Карповне с домашними делами и ведением хозяйства. Они отмечают, что у нее сложный характер и не покладистый нрав.
Жить с ней очень трудно. В конце 2018 года Агафья Карповна вышла на связь с нынешним губернатором Кемеровской области по ранее подаренному ей спутниковому телефону и попросила оказать гуманитарную помощь. Сам чиновник лично посетил заимку и привез, как продовольственные товары, так и сено, корма для коз и кур. Женщина пожаловалась губернатору на больную руку и врач, прилетевший вместе с Цивелевым, осмотрел больную и выписал ей специальные мази. Он отметил, что здоровье у Лыковой крепкое и на данный момент никакая медицинская помощь ей больше не требуется.
Личная жизнь Вначале 60 — х умерла Акулина Карповна, а вначале 80 — х умерли оба брата Агафьи и сестра. Семь лет женщина жила вдвоем с отцом, который скончался в 1988 году. Оставшись одна, Лыкова списалась с родственниками и попробовала наладить с ними отношения, но ничего не вышло. Они приглашали Агафью переехать к ним и жить вместе, но женщина категорически отказалась. Когда отшельница осталась совсем одна, шествие над ней взяли сразу два региона: Кемеровская область и Хакасия.
Представители регионов проведывают женщину и помогают с продуктами. Лыковы Личная жизнь, как и биография женщины, были непростыми. После смерти всех членов своей семьи, она осталась совсем одна. Мужа у нее никогда не было. Агафья Карповна приняла постриг и переехала жить в монастырь.
Несмотря на то, что она жила в женском старообрядческом монастыре, ее взгляды на веру расходились с взглядами других женщин монастыря. Лыкова долго не смогла там находиться и вернулась в родную заимку.
Сотрудники заповедника каждый раз до и после запусков предлагают ей эвакуироваться на несколько дней и каждый раз получают отказ. Бабушка верит, что лучше любой эвакуации ее защитит молитва. Это картошка и конопля. Хоть Петра Первого глава семейства Карп считал личным врагом по религиозным причинам, без завезенной на Русь императором картошки сибирские старообрядцы в лесу умерли бы с голоду. А коноплю, по словам геологов, отец семейства даже благодарил в ежедневной молитве, настолько она была важна для выживания.
Главное, что давало растение, - ткань. Одежда, веревки, сети и леска для ловли рыбы, нитки, а еще молоко и масло, употребляемые в пищу, - все это изготавливалось из конопли. На примитивном ткацком станке, привезенном еще из "внешнего мира", Карповна научилась ткать ткани, выделывать пояса и плетенки. Молоко и масло конопли обладают лечебными свойствами. А вот наркотическими - нет. Не стоит забывать, что конопля эта дикая, а старообрядцы не употребляли в пищу не то что вино, но и табак, и даже чай. Судя по тому, как выглядит и чувствует себя 79-летняя Агафья, - диета правильная.
Агафья, например, прекрасно умела читать и писать, выучила наизусть многие церковные книги, но до своих 34 лет не знала, что такое обыкновенное колесо. В свое время одной из ценнейших вещей здесь считались иголки для шитья. Однажды вся семья искала такую уроненную иголку, просеивая мусор из дома на ветру - настолько был ценным этот невосполнимый в дикой и бескрайней тайге ресурс. Сегодня Агафья имеет опыт полета на вертолете, пользуется спутниковым, а с недавнего времени и IP-телефоном. Все эти вещи лишь немного облегчили аскетичный быт бабушки, не изменив главного: комфорт душевный на заимке всегда будет превыше телесного. Писали ей староверы, что живут на другой стороне планеты, сохраняя, как и Лыкова, язык и веру отцов. Бежавшие от советской власти из России в конце 1920-х годов в Китай предки южноамериканских староверов снова были вынуждены спасаться от гонений в 1950-х.
Из Китая они переселились в Бразилию и Аргентину, а затем осели в Боливии, где почва оказалась более благодатной для сельского хозяйства. Спустя многие десятилетия некоторые из эмигрантов по завету отцов стали возвращаться на Родину. Среди них была и Агафья. Агафья Федоровна. Оставив 5 взрослых детей и 23 внука в Южном полушарии, она приехала в Россию, чтобы делить нелегкую сибирскую жизнь и искреннюю молитву с Агафьей Карповной. Во всех языках мира есть высказывание, близкое по смыслу к нашей фразе "Неисповедимы пути Господни". Только сталкиваясь с подобным лично, осознаешь, насколько такие пути могут поразить воображение.
Когда Надежда получила письмо от больной матери с просьбой о помощи, Агафья целый год не отпускала ее. Но в один день Небукина все же покинула лесное царство, а по дороге домой у нее завязались отношения с Сергеем, часто посещавшим жилище староверов.
Таёжная отшельница рис. Мотаковой Димитрий в сильный ливень ушёл из нижней избы в мужскую избу в северу. По рассказу Саввина, Димитрий, не дожидаясь полного выздоровления, стал городить реку в стужу, в снег запуски плести.
В ледяной воде он сильно простудился. Несмотря на болезненное состояние, продолжал работать, они с Натальей пошли ямы проверять, весь день голодные ходили. Вернувшись в избу в северу, заболел, стал кашлять. Саввин пришёл известить семью. Когда Агафья с отцом пришли, застали Димитрия в плохом состоянии: лежит, правай бок аднако, не только лёгкие, как бы печень не заболела, правила его, как камень, правай бок стал, не продавишь; но тада его кашель, патом хандрос сильной хватил.
Говорил, руки как атрыват и рёбра заболели, и сё заболело. Агафья с Карпом Иосифовичем ушли к геологам на Каир попросить помочь выкопать картошку. Нужно было управиться с картошкой, иначе семье зимой пришлось бы голодать. К их приходу Димитрия не стало. Похоронив Димитрия на пашне, они продолжали копать картошку.
Тада братка-то давай картошку нудится была нужда копать. Я стала его упрашивать: «Братка не копай картошки, отдыхай». Он никак не слушал. По пашне валятса, лежит и никаких, сё в снегу роется да копат, патом давёл себя до таво, из избы никуды. Больного Саввина выхаживали Наталья с Агафьей, дрова пилили, таскали, топили печь.
Тада в избе-то така жара, как в бане сильно. Да из этакого-то тепла да апетъ на мороз дрова пилить, по всему дню на улицу в ледяной воде полоскать да два месеца едак-то за ём и ходили. Тада она-то Наталья и заболела. Убрався Саввин , ишо шила смёртну одежду, да ишо вынести его пособила. Наталья проболела дней 10, кашляла кровью, убравась.
Димитрия хоронили, гроб сделали из долблёных колодин. Димитрия не причащали, а. Саввина успели причастить. Агафья сама осталась больна. Наталья умирала со словами: Жалко мине тебя…...
Хоронили вместе Саввина и Наталью, до похорон вынесли за избу обоих, в избе было тесно. Карп Иосифович поясняет: погребают образом на восток, Христос, когда воскреснет, будет восходить с востока. По традиции на могилу клали икону сверъху, чтобы полежала икона шесть недель. Акулине Карповне икону врезали в крест, а детям нет. Могилы посещали по праздникам, пропевали молитвы на могиле.
Жизнь на Еринате продолжалась. Летом 1986 г. Карп Иосифович разбил мениск коленную чашку. Профессор И. Назаров, врач-травматолог В.
Тимашков оказали ему медицинскую помощь. К удивлению врачей, несмотря на преклонный возраст 82 года , лечение прошло успешно. В то же лето московская съёмочная группа под руководством режиссёра О. Сурикова на Еринате снимала документальный фильм «Житие российского крестьянина Карпа Лыкова». Лыковы по-прежнему, теперь уже отец с дочерью, изо дня в день проводили в трудах и молитвах.
Возделывалась земля, выращивалась картошка, морковь, репа, рожь и пшеница, конопля. Терпение и трудолюбие — главные черты характера всех Лыковых. Вечерами они усердно молились. Без молитвы не садились за стол, не начинали работу. Вера в Бога являлась основой жизни.
В 1988 году умер, убрався, как выражается Агафья, и Карп Иосифович. Агафья, младшая дочь Лыковых, накануне ходила в посёлок геологов и вернулась больная, следом заболел отец. Через два дня Карпа Иосифовича не стало, по мнению Назарова, он умер от инфекции [Назаров 2004: 148]. Агафья выжила, молодой организм смог перебороть болезнь. Агафья Лыкова.
Чтение Евангелия. Мотаковой После смерти главы семейства предпринимались попытки облегчить судьбу Агафьи. Предлагались при этом разные варианты, один из них — переселиться в верховья Енисея в старообрядческий женский скит. Агафья съездила на Туву, пожила в монастыре, но оставаться в скиту у матушки Максимилы отказалась, хотя там живут староверы того же «часовенного согласия». Она вернулась к своим таёжным корням, могилам предков.
Родственники по материнской линии, проживающие в старообрядческом селении Килинск на Алтае, тоже приглашали её жить к себе. Агафья побывала в гостях у своей родни, но покинуть родные места не захотела: Инокам-то не велено с мирянами вовсе обшаться, жить-то вонюче не разрешено с мирянами. Я-то хоть не накрыта, а все равно правила-то то же соблюдаю. На предложение построить избу в лесу в стороне от населённого пункта Агафья ответила также отказом: Дак вот я-то не согласна в мир из пустыни никак. Мине итъуш надо и ездить вопше прекращать.
Младшая дочь старообрядческой семьи ныне продолжает жить в предгорьях Саян, глубокая вера в Бога помогает ей выжить в суровых условиях саянской тайги. Жизнь старообрядки за последние десятилетия с появлением новых условий сильно изменилась. Это касается её мировосприятия, поведения и речи. Агафья Карповна -единственный представитель семьи отшельников в наши дни, сохранение сакрального пространства в прежних границах становится затруднительным, приходится принимать помощь от мирских и даже обращаться самой за помощью к людям, если речь идет о сохранении жизни. По-прежнему она занимается земледелием, выращивает картошку и овощи, управляется по хозяйству, молится.
Но из прежней замкнутой, застенчивой женщины она превратилась в общительную, радушную хозяйку, хотя в вопросах веры остаётся такой же непреклонной. Об этом свидетельствуют участники многих экспедиций, например, экспедиции редакции газеты «Красноярский рабочий» в июле 2002 г. Гостям она рада, признаётся, что не выжили бы без людской помощи. Агафья Карповна благодарит людей за помощь: Велика благодарнось добрым людям за помощь. И продолжает молиться за всех людей на земле.
Красноярск, 1998. Борисова С.
У Агафьи неоднократно была возможность вернуться жить к людям — у неё и родственники дальние нашлись, и в старообрядческий монастырь звали, но она всё равно каждый раз выбирала одиночество. Фото: Николай Щербаков KP. RU «Да там дышать нечем. Машины — вообще страшно. Они врачи».
В новом доме разложены камни с узорами — главные игрушки детства отшельницы, которыми она делится на прощание. Главное, что Агафья выносит из таких встреч — это простое человеческое общение, которого ей всё-таки не хватает. И пусть внешний мир чужой неизведанный, она продолжает за него молиться каждый день. От молитвы Господь даёт здравия и помощи», — говорит на прощание Агафья Лыкова. В преддверии Нового 2022 года фото: медиагруппа Юг Сибири Справка Агафья Лыкова родилась 17 апреля 1944 года в семье староверов часовенного согласия — Лыковых, бежавших в труднодоступные места сибирской тайги от гонений на веру. Карп Лыков с дочерьми. Источник: dom-expert.
После 1946 года постоянным местом жительства Лыковых стал берег притока Абакана реки Еринат. Помимо отца и матери, у Агафьи Лыковой были сестра и двое братьев: Савин род. В семье отшельников-староверов Агафья являлась наиболее грамотной. Ей поручалось проведение домашней церковной службы. Агафья Лыкова вместе со своими старшими братьями Мать Агафьи, Акулина Карповна, скончалась в 1961 году. Открытие семьи Лыковых для цивилизации состоялось в 1978 году. На заимку Лыковых вышли геологи, исследовавшие этот район Сибири.
Василий Песков с Агафьей и ее братом. Фото: Из личного архива Василия Пескова На момент открытия учёными хутора Лыковых семья состояла из пяти человек. В октябре 1981 года умер брат Агафьи Димитрий, в декабре скончался второй брат Савин, а ещё через 10 дней умерла единственная сестра Агафьи — Наталья.