Новости в советскую эпоху нормой стало

Главная» Новости» Что означали эти даты в ссср 22 января 12 марта 18 марта 1 мая 7 ноября 1 января. Издательское дело в советский период (1917-1991). Он стал очень популярным в конце 1980-х годов как в Советском Союзе, так и за рубежом. Надо, разумеется, понимать, что в действительности картина была не столь радостной — типичная для эпохи штурмовщина обеспечивалась за счет непрерывных и длительных сверхурочных работ, которые из неприятного исключения постепенно стали нормой. Сове́тская пропага́нда — пропаганда, осуществлявшаяся органами подчинёнными отделу агитации и пропаганды ВКП(б) (в дальнейшем КПСС) под строгой цензурой.

Новости СССР listen online

Противостояние режиму, установленному большевиками после захвата ими власти в октябре 1917-го — сопротивление одиночек, групп, целых категорий населения, — не прекращалось практически никогда, даже в эпоху террора 1918—1953. Оно принимало самые разные формы и масштабы: от массового вооруженного сопротивления крестьянских восстаний 1920-х — начала 1930-х, партизанских войн в Западной Украине и балтийских республиках во второй половине 1940-х — начале 1950-х до «катакомбного» инакомыслия одиночек, реализовывавшегося в тайном литературном творчестве, в частной переписке, в дневниковых записях и приватных разговорах, от отказа ряда религиозных общин подчиняться диктату атеистической власти до деятельности оппозиционных группировок внутри самой правящей партии. Мы склонны полагать, что между какими-либо коллективными формами сопротивления государственному насилию сталинской эпохи и возникновением диссидентского сообщества в 1960-е не прослеживается никакой заметной преемственности. Истоки диссидентства следует искать в иных историко-культурных контекстах. На наш взгляд, таким контекстом является интеллектуальное, культурное, а иногда и политическое свободомыслие, распространившееся среди интеллигентной молодежи в 1940-е и особенно заметно проявлявшееся в студенческой среде. Значительная часть послевоенного советского студенчества уже не принимала «советскую действительность» либо отдельные ее аспекты. Свободомыслие 1940-х особенно интересно тем, что его носителем стало поколение, уже полностью сформированное советским воспитанием, советской литературой, советской политической пропагандой. Оно возникло автохтонно, без видимых внешних влияний кроме, быть может, краткого опыта знакомства с Европой у фронтовиков, — но какой набор европейских ценностей могла представить победителям страна поверженного нацизма? Оно зародилось внутри замкнутого и, казалось бы, самодостаточного мифа, порвавшего всякую связь и с внешним миром, и с прежней культурно-исторической традицией. Иногда оно продуцировалось культурными или нравственными семейными традициями, но чаще возникало спонтанно, в результате индивидуальных духовных исканий и критического переосмысления пресловутой «советской действительности».

Но это уже было не то «инакомыслие одиночек», о котором говорилось выше. Оно вышло из катакомбного разъединения и требовало каких-то форм самореализации. Крайним проявлением вольномыслия молодежи 1940-х стали подпольные политические кружки. Кое о каких из них мы знаем из мемуарной литературы или из случайных упоминаний в современной печати. Можно с уверенностью говорить о десятках таких кружков численностью от двух-трех до десяти-пятнадцати человек. А это уже социальное явление. Кто были эти молодые люди? Студенты или даже школьники-старшеклассники, по преимуществу дети из интеллигентных семей, в том числе и из партийной интеллигенции; иногда но не обязательно дети репрессированных. Идеология этих «подпольщиков» могла быть разной, но большинство из них, по-видимому, определяли себя как «истинных ленинцев» и мечтали освободить страну от сталинской тирании, чтобы вернуть ее на «ленинский путь».

Для этого они изучали труды классиков марксизма: писали конспекты, сочиняли рефераты, устраивали обсуждения прочитанного и сочиненного. Придумывались политические программы, детские, наивные — сегодня их даже неловко читать; но за эти полудетские игры жестоко сажали, и известны случаи расстрелов по таким делам. Однако подпольные кружки — это крайний и нечастый случай. Гораздо более серьезную роль в становлении инакомыслия сыграло этическое и эстетическое неприятие режима, складывавшееся в послевоенный период как реакция на «завинчивание гаек», предпринятое Сталиным в политико-культурной сфере после окончания войны Постановление Оргбюро ЦК ВКП б от 14. Это неприятие проявлялось в отношении к официальным мероприятиям, в дружеских разговорах, неортодоксальных литературных увлечениях, бытовом поведении. Новое мировоззрение рождалось в той же среде, что и подпольные группы, но центрами кристаллизации этого мировоззрения были не законспирированные кружки, а стихийно складывавшиеся студенческие компании. И признаком принадлежности к этим компаниям было не конспектирование «Государства и революции», а культурные предпочтения: «своего» отличали от «чужого» не по политическим взглядам, а по отношению к запрещенным или полузапретным поэтам, современной живописи и т. Отношение к официозу выражалось не столько в прямой полемике с ним, сколько в отторжении от него, иронии, скепсисе, осторожных шутках, интересе к иным философским системам например, к эзотерическому знанию. Если же прямая полемика и возникала, то она чаще всего принимала художественную форму.

Это, разумеется, не гарантировало от ареста в случае, если вольнодумные литературные упражнения становились известными госбезопасности: так случилось с Аркадием Белинковым, Борисом Чичибабиным, Наумом Коржавиным, Александром Есениным-Вольпиным и некоторыми другими молодыми литераторами. Может быть, уместнее говорить даже не о наследии, а о продолжении судеб: многие из людей, вокруг которых складывалось диссидентское сообщество в те годы, когда «диссидентство» переставало быть судьбой немногих одиночек и становилось заметным культурным, социальным и политическим явлением, — не те ли же самые вольнодумцы послевоенной эпохи, только на 10—20 лет старше?

Коссович, Н. Лебедев, Н. Пантелеев, Н. Ратынский, А.

Сватковский, Д. Скуратов, А. Смирнов, А. Юферов и др. Первое предостережение газета получила 1 сентября 1883 г. Краевского и за материалы, негативно изображающие школьные порядки.

В связи с этим Нотович написал министру внутренних дел И. Дурново, уверяя, что Н. Второе предостережение было дано 20 марта 1891 г. Происхождение Нотовича и выступления газеты в защиту евреев постоянно вызывали резкую отповедь «Нового времени» А. Под страхом получения третьего предостережения а, следовательно, последующих приостановки и подчинения предварительной цензуре, что было гибельно для ежедневной газеты Нотович и вел издание предостережения были сняты по закону от 4 июня 1901 г. Одиннадцать раз газета подвергалась запрещениям розничной продажи номеров.

Запрет 4 февраля 1884 г. Мотивы наказаний были разными — так, в 1885 г. Тема свободы печати не была основной в газете. Чаще Н. Тем не менее отчетливо просматривается либеральная позиция Н.

Событиям международной жизни посвящались передачи «9-я студия», «Международная панорама». В будние дни прайм-тайм отдавался программам «Сегодня в мире», «Человек и закон», «Ленинский университет миллионов", "Время". На втором канале преобладала информационно-публицистическая н художественная тематика. Программа включала в себя выпуски «Московские новости», «Москва», «Москва и москвичи», «Подмосковные вечера». Дополняли программы документальные фильмы, литературно-драматические передачи и телеспектакли.

На третьем канале шли научно-популярные и учебные передачи. Четвертый канал сосредотачивался на спортивно-художественных передачах Все четыре программы Центрального телевидения шли в эфир параллельно. Фактически они являлись программами европейской части СССР. Для обслуживания телезрителей восточных районов Советского Союза были предназначены повторы. В 60-е гг. Тогда появляются такие программы, как "Клуб весёлых и находчивых", "А ну-ка, девушки! Где участники могли проявить значительную степень индивидуальности и самостоятельности. Среди музыкальных передач этого времени следует отметить «Музыкальный киоск», «Кинопанорама», «Голубой огонек», "Музыкальный ринг". Еженедельная передача "Очевидное - невероятное" представляла собой обсуждение с экспертами проблем развития науки. К этому времени наряду с общесоюзными радио и телевещательными каналами сложилась система телерадиовещания в союзных кроме РСФСР и автономных республиках.

Они имели собственные телестудии, оркестры, хоры, коллективы редакторов, ведущих, комментаторов, издавали свои журналы, фонды звуко- и телезаписей. В союзных и автономных республиках на все руководящие и творческие посты национал-коммунисты назначали людей, которые тонко проводили линию на строительство своего собственного народа. И при первом ослаблении контроля сверху они стали проводить антикоммунистическую, антисоветскую и русофобскую линию. О том, что контроль снимается, стало известно из действий коммунистов -перестройщиков в Москве. Перестройка на центральном телевидении началась с появления и таких передач, как «Прожектор перестройки», «Телевизионная служба новостей», «600 секунд» А. Невзорова на ленинградском телевидении, дискуссионная программа Э. Сагалаева «12-й этаж», программа «Взгляд» с ведущими В. Листьевым, А. Любимовым, Д. Захаровым, А.

Эти передачи были выведены из-под цензуры, они ломали установившиеся шаблоны, затрагивали запретные темы и с интересом воспринимались аудиторией. Возьмём, для примера, телепередачу "Взгляд". Её авторы и ведущие прошли стажировку на американском телевидении. Они впервые на советском телевидении применили такую форму передачи, как ток-шоу. Журналисты действовали не по сценарному плану, смешивали жанр аналитики и демонстрации музыкальных номеров, допускали отступления от традиционной стилистики, скажем, включали закадровые голоса. Впервые передача стала прерываться коммерческой рекламой. На передаче впервые стали свободно обсуждать темы Чернобыльской катастрофы, войны в Афганистане, говорить о роли Сталина и Ленина в истории страны, об обездоленных детях. Передачу смотрело 189 млн.

Система продуктовых заказов просуществовала до самого распада СССР. В дальнейшем она стала невостребованной в связи с отсутствием продуктового дефицита. Советские похороны Похороны в Калининградской области, 1950-е годы. Прощание с усопшим в большинстве случаев проводилось прямо у подъезда его дома, чтобы подойти могли все жившие неподалёку. Солидные похороны не обходились без присутствия оркестра, игравшего траурный марш Шопена, Бетховена, Чайковского и т. В случае отсутствия оркестра организатор похорон по инструкции обязан был предоставить магнитофон с траурными аудиозаписями. Речи на могиле покойного также регламентировались. Например, если умирал член партии, то представитель местной партийной ячейки обязан был выступить с речью и подчеркнуть его вклад в общее дело. Отпевания покойного не проводилось, а вместо креста на могиле устанавливали пирамидку, увенчанную красной звездой. Позднее по желанию родственников мог быть установлен памятник высотой не более 1,2 метра с размещением на нём "боевых и трудовых символов СССР" либо небольших по размерам религиозных. С одной стороны, советский обряд отличался торжественностью до революции с оркестрами хоронили только военных , с другой — за день обычный прохожий по пути домой мог стать свидетелем сразу нескольких похорон, что наводило на не самые весёлые мысли. Особо впечатлительные граждане, издали заслышав траурный марш, спешили изменить маршрут. Погребение по религиозному ритуалу, с отпеванием в церкви, не пользовалось популярностью в СССР. Однако была довольно широко распространена практика заочного отпевания покойных. С распадом СССР ситуация полностью изменилась всего за несколько лет. Макулатурные квесты Книги на свалке управления коммунхоза Бакгорисполкома. СССР, город Баку, 1989 год. Там понимали, что одними только абстрактными лозунгами о защите природы будет трудновато мотивировать людей, поэтому решили превратить сбор макулатуры в квест с призами.

Дефицит новостей

  • «В советское время информация скрывалась — в этом были плюсы»
  • Особо бдительные товарищи. Как доносительство стало привычкой советских людей
  • Вы точно человек?
  • Глава 10. Редакторский опыт в советский период
  • Почему в СССР был дефицит и как жили в этот период?

Журналистика периода "оттепели"

Жанры текстов — статьи в СМИ, репортажи, очерки, эссе, выступления ораторов. Большинство текстов-рассуждений в ЕГЭ относятся именно к публицистическому стилю. Характерные особенности: Общие особенности: публицистический текст часто строится как рассуждение: выдвигается важная общественная проблема, анализируются и оцениваются возможные пути ее решения, делаются обобщения и выводы, материал располагается в строгой логической последовательности; числительные часто записываются цифрами; публицистический текст по своим языковым особенностям сближается со стилем художественной литературы и характеризуется сочетанием функций воздействия и убеждения с функцией эстетической, а также широким использованием изобразительно-выразительных средств языка. Однако основным назначением публицистики становится не создание художественных образов, а именно воздействие на читателя, слушателя, убеждение его в чем-то и информирование. Лексика: используется общеупотребительная лексика, а порой встречается и общенаучная терминология. Впрочем, тексты в ЕГЭ — обычно качественная публицистика, в которой штампов может и не быть.

Синтаксис: Для синтаксиса текста публицистического стиля характерно использование однородных членов, вводных слов и предложений, обращений, причастных и деепричастных оборотов, сложных синтаксических конструкций; используются вопросительные и восклицательные предложения, вопросно-ответная форма изложения; побудительные предложения помогают сформулировать призывы к действию. Грамматика: часто используются существительные в родительном падеже в роли несогласованного определения: «чувство ответственности», «взгляды предков», «жизнь ребенка», «чувство добра», «экология планеты». Средства выразительности: широкое использование средств художественной выразительности. Особенно часты фразеологизмы, лексические повторы, риторические вопросы и восклицания. Примеры: В юности я приехал впервые в Москву и нечаянно набрел на церковь Успения на Покровке 1696-1699.

Встреча с ней меня ошеломила. Передо мной вздымалось застывшее облако бело-красных кружев. Ее легкость была такова, что вся она казалась воплощением неведомой идеи, мечтой о […] неслыханно прекрасном. Но вот пришли люди и снесли церковь. Теперь на этом месте пустырь… Кто же эти люди, уничтожающие живое прошлое, — прошлое, которое является и нашим настоящим, ибо культура не умирает?

Иногда это сами архитекторы — из тех, которым очень хочется поставить свое «творение» на выигрышном месте и лень подумать о другом. Иногда же это совсем случайные люди, а в этом уже виноваты мы все. Мы должны подумать о том, чтобы подобное не повторилось. Памятники культуры принадлежат народу, и не одному только нашему поколению. Мы несем за них ответственность перед нашими потомками.

С нас будет большой спрос и через сто, и через двести лет. Любовь к своей Родине — это не нечто отвлеченное; это — и любовь к своему городу, к своей местности, к памятникам ее культуры, гордость своей историей. Вот почему преподавание истории в школе должно быть конкретным — на памятниках истории, культуры… Не только природная среда, но и культурная среда, среда памятников культуры и ее воздействие на человека должны подвергаться тщательному научному изучению. Не будет корней в родной местности, в родной стране — будет много людей, похожих на степное растение перекати-поле. Лихачёву Цель — воздействие на читателя через художественный образ.

Жанры текстов — рассказы, повести, романы, стихотворения, поэмы и т. Характерные особенности: тип речи — преимущественно повествование и описание. Лексика: лексика часто характеризуется неоднородностью: наряду с общеупотребительной может использоваться специальная терминология, речевые штампы, разговорная лексика и просторечия, диалектизмы, фразеологизмы. Это помогает точнее передать речь персонажей, чувства героев, колорит эпохи и т. Синтаксис: синтаксис также неоднороден.

Он может быть усложненным за счет использования сложных предложений, причастных, деепричастных, уточняющих и других оборотов, однородных членов, вводных слов и т.

Тогда-то и сложились условия, когда сверху транслировались идеи «нового человека», «гласности» и, в конце концов, «перестройки», и пресса получила мандат на смещение акцентов с описаний партийных планов к бурной полемике об их исполнении. Опять же, нужен был только повод, и с этим задалось — это и разгромная статья идеолога перестройки Александра Яковлева в «Правде», ответ на оправдывающее сталинизм письмо в «Советской России», и громкие расследования коррупции в Узбекской ССР, на то время пришлись ещё и кадровые перестановки, в том числе и в руководстве СМИ. За перестроечный период сложилась удивительная ситуация, когда центральная печать стала для либерального крыла Политбюро настоящим ленинским «организующим» началом — факт публикации материала отзывался во всех слоях советского общества смыслом «об этом можно говорить!

Пафосно, но иначе ещё не получалось: в то время «Московские новости» и журнал «Огонёк» мешали громаду официоза с раскрепощением. Вместе с лозунгом «Трезвость — оружие революции! Прибегание к просторечию сокращало дистанцию между журналистами и читателями. Только после фраз «я убеждён» или «на мой взгляд» силуэт партии мерк.

Задавая вопрос американскому писателю Джону Апдайку, корреспондент «Огонька» Артём Боровик говорит «в моей стране», и всё — фантом партийной коллективности растворяется, оставляя эхо, что всё в стране принадлежит народу и правильно говорить «в нашей стране». За актуальностью раскрепощающейся новости шло литературное произведение, дающее панораму жизни. Раскрепощаемую авторством советскую историю публикуют литературные журналы. Экспрессии последних трёх достаточно, чтобы на краткий миг свести пафосы самиздата и официальной печати, но дальше они идут разными путями.

Перестроечный плакат Перестроечный плакат Витринные «Московские новости» продвигали идею возвращения к революционному пути Ленина. Газета противопоставляла фигуру Ленина личности Сталина. Неприкасаемый вождь революции был идеологической глыбой, цельность которой контрастировала с испещрённым вождём народов — последний был виновником репрессий и неудач Красной армии в годы войны. Опубликованные в «Огоньке» мемуары Никиты Хрущёва дополнили эти образы, описывая Сталина жёстким и своевольным, не терпящим никакого инакомыслия человеком.

Каждая новая дискуссия дополняла информационную картину Страны Советов. В каждой новой дискуссии слышатся отзвуки чего-то настоящего — в 1988-ом Татьяна Самолис пишет продолжение «Очищения», на что её подтолкнули слова бабушки: «Наконец-то стучится в нашу жизнь правда. Открыть бы пошире ей двери». С 1987 по 1989 годы каждая новая дискуссия звучит уже на фоне всё ухудшающегося экономического кризиса и национальных конфликтов на окраинах.

Перестройка — это время телевизионных экспериментов. Анимированная музыкальная вставка предваряет показ телестудии, оформленной в виде домашнего рабочего кабинета. Сами ведущие не неподвижны, они снуют среди рабочих столов, полок с бумагами и канцелярскими принадлежностями, поворачиваются к своим собеседникам и наклоняются, чтобы выслушать их. Редакция программы «Взгляд» за кадром Слева направо: Александр Любимов, Дмитрий Захаров и Владислав Листьев Редакция программы «Взгляд» за кадром Слева направо: Александр Любимов, Дмитрий Захаров и Владислав Листьев Кадр, запечатлевший их, всегда жив: подобно репортажному, он берёт их то общим планом, то средним, то крупным — создаётся ощущение присутствия.

Со зрителями словно бы говорят напрямую, их вовлекают в беседу обо всём: от сюжета об американских церквях, где священники одеваются в клоунские наряды, чтобы привлечь паству, до интервью со Станиславом Говорухиным, пришедшего обсуждать свою роль в фильме «Асса». Самые интересные выпуски программы «Взгляд» смотрите в нашем отдельном материале.

Трудовые будни современников отражались в картинах художников «сурового стиля». Произведения этого направления противостояли искусству соцреализма, которое приукрашивало действительность и демонстрировало всеобщий оптимизм. Представители же «сурового стиля» стремились показать более реалистичную жизнь рабочих и крестьян. Виктор Попков 1 декабря 1962 г. На выставке были представлены в том числе и работы художников-авангардистов из студии «Новая реальность». За день до открытия выставки стало известно, что её собирается посетить Хрущёв. Творчество авангардистов встретило у него полное непонимание. Он в самых резких выражениях раскритиковал работы художников.

Его знаменательная фраза: «Что касается искусства — я сталинист! В прессе развернулась широкая кампания «по борьбе с формализмом и абстракционизмом», Хрущёв потребовал исключить из КПСС и Союза художников всех участников этой выставки. Хрущёв на выставке «30 лет МОСХ», 1962 г. Фотография из архива Росинформа, «Коммерсантъ» На этой выставке были представлены также работы скульптора Эрнста Иосифовича Неизвестного 1925—2016. Художник Эрнст Неизвестный в мастерской. Фотография из архива РИА Новости «Хрущёв со всей мощью обрушился на меня, — вспоминал позже скульптор. Самым невероятным итогом этого скандала он называл тот факт, что именно ему был заказан знаменитый чёрно-белый надгробный памятник Хрущёву. Реакция Хрущёва на творчество скульптора-авангардиста была предсказуема. В советской скульптуре тогда господствовали реализм и монументализм. Одним из самых известных скульпторов этого направления был Евгений Вучетич.

Одно из его произведений — скульптура «Перекуём мечи на орала» — в 1957 г. Скульптура Евгения Вучетича. Фотография из архива ООН Выставки неформатных художников можно было закрыть, показ неугодных властям спектаклей запретить, фильмы «положить на полку». Но неизданные литературные произведения всё же находили дорогу к читателю. В период оттепели широкое распространение получили «самиздат» и «тамиздат». Самиздат — способы неофициального и потому неподцензурного производства и распространения литературных произведений, религиозных и публицистических текстов в СССР. Тамиздат — запрещённые в СССР книги и журналы, изданные за рубежом, которые нелегально ввозились в Советский Союз и распространялись среди граждан. Машинописный самиздат и плёнки с фотокопиями рукописей для передачи на Запад с целью их публикации за рубежом на выставке в Москве, 2017 г. Фотография Nkrita Копии текстов изготавливали сами авторы или читатели без ведома официальных властей. Как правило, их делали рукописным, машинописным или фотографическим способом.

Иногда для этих целей изготавливали самодельные печатные станки. По мере развития техники стали использовать ксерокопировальные аппараты ранних образцов, магнитофоны, а в 1980-е гг. С развитием звукозаписывающей аппаратуры властям трудно стало контролировать и распространение музыкальной продукции. Например, запрещённые в СССР буги-вуги и рок-н-ролл записывались на рентгеновских снимках, эти пластинки получили ироническое название «музыка на костях». Однако большой популярностью пользовалась и официально одобряемые музыкальные произведения: классические и популярные. Широко распространились и стали почти народными песни «Подмосковные вечера» В. Соловьёв-Седой, М. Матусовский , «Если бы парни всей Земли…» В. Соловьёв-Седой, Е. Долматовский , «Звенит гитара над рекою…» А.

Новиков, Л. В этот период начинается творческая деятельность композиторов А. Петрова, А. Шнитке, Р. Шедрина, А. Культура шестидесятников породила новый жанр в музыке — авторскую песню. Его отцом принято считать Булата Шалвовича Окуджаву 1924—1997 , который в конце 1950-х гг. Их песни распространяли по стране с помощью аудиосамиздата. На радио, телевидение, в студии грамзаписи бардов тогда не приглашали. Булат Окуджава выступает во Дворце культуры автомобильного завода имени Лихачёва, 1964 г.

Фотография Валентина Хухлаева В 1955 г. На смену сталинскому ампиру пришла функциональная типовая советская архитектура. Для застройки жилых кварталов использовались дешёвые строительные материалы и стандартные проекты «без архитектурных излишеств».

Газета «Аргументы и факты»: полный электронный архив 1983—2022 Полная электронная версия популярной отечественной газеты. В 1990 г.

Публикации «Аргументов и фактов» 1980-х — 1990-х годов являются интереснейшим источником по новейшей истории нашей страны. Все материалы базы доступны в формате «полный текст». В РГ публикуются официальные документы, коммюнике и уведомления органов власти, комментарии к законам и нормативным актам. Большое внимание газета уделяет событиям, происходящим в России и мире, в издании публикуются материалы по экономике, освещаются события культурной жизни и новости спорта. Тираж «Российской газеты» составляет более 180 000 экземпляров.

Позиция РГ, как официальной газеты, как правило, совпадает с точкой зрения властей РФ по любому вопросу, хотя в газете публикуются комментарии и мнения, которые могут отличаться от заявленной позиции органов власти. Публикации «Российской газеты» могут носить программный характер, символизировать собой серьезные изменения в государственной политике. Материалы «Российской газеты» — очень важный и интересный источник по истории России в постсоветский период. Газета «Советская культура»: полный электронный архив 1929-2022 Полный электронный архив газеты «Культура» с 1953 по 1991 годы — «Советская культура», в 1944-1952 годах — «Советское искусство», в 1942-1944 годах «Литература и искусство», в 1931-1941 годах также «Советское искусство», в 1929-1930 годах — «Рабочий и искусство». Знаменитая в 1950-е — 1980-е годы газета «Советская культура» на протяжении многих лет отражала основные тенденции советской политики в отношении культуры и искусства.

Газета публиковала статьи, посвященные литературе, театру, кинематографии, музыке. В издании было много аналитических и критических статей, посвященных текущему состоянию советской культуры. В настоящее время газета «Культура», возглавляемая писателем и журналистом П. Власовым, вновь стала одной из ведущих газет страны. В «Культуре» публикуются такие известные общественные деятели как Никита Михалков, Захар Прилепин, Наталья Солженицына, бывший главный редактор газеты Е.

Ямпольская и др. Газета Moscow News: полный электронный архив 1930-2014 Газета The Moscow News появилась на свет в СССР в 1930 году как издание для иностранных специалистов и должна была на практике объединять пролетариев всех стран и народов. В 1930-е гг. Moscow News не прекращала свой выход и в период Великой Отечественной войны. На ее страницах отразились важнейшие события в истории СССР, изложенные для западного читателя.

В 1980-е гг. Старейшее советское издание на английском языке стало своеобразной призмой, через которую на происходящее в СССР смотрел весь англоязычный мир. В издании печатались смелые публикации на исторические темы, такие как воспоминания о последних днях Н. Бухарина, написанные его вдовой Анной Лариной; об убийстве Троцкого; о сталинских репрессиях и московских процессах 1936 — 38 гг. Материалы Moscow News за весь период ее выхода являются важным источником информации по истории нашей страны.

Электронный архив включает в себя все имеющиеся в наличии выпуски газеты, изданные с 1930 по 2014 годы, в том числе издания Moscow Daily News 1932-1938 гг. Газета «Коммерсант»: полный электронный архив 1992—2022 «Коммерсант» — одно из самых известных и влиятельных российских деловых и общественно-политических изданий. Основанная известным журналистом В. Яковлевым в 1989 г. В 1990-е гг.

Газету читали не только экономисты и сотрудники бизнес-структур. Газету постоянно цитировали в других средствах массовой информации, «Коммерсантъ», наряду с «Российской газетой» и «Известиями», являлся ключевым источником деловых и политических новостей в российском информационном пространстве. Достаточно быстро в «Коммерсанте», наряду с деловыми публикациями, стали появляться статьи, посвященные общественно-политической повестке, культуре, спорту, зарубежные новости. В газете работали многие ведущие журналисты страны. Представители «Коммерсанта» были постоянными участниками «кремлевского пула» журналистов.

С 1996 года в газете работает спецкор Андрей Колесников, специализирующийся на материалах, посвященных высшему руководству России, прежде всего, Президенту страны В. Журналист стал, фактически, биографом руководителя страны. Написанные оригинальным стилем статьи Колесникова, выходящие почти ежедневно на протяжении двух десятилетий, являются своего рода дневником жизни Президента России. Материалы «Коммерсанта» стали своеобразной летописью истории страны в постсоветские десятилетия. Полный архив газеты может быть интересен не только историкам, политологам или специалистам по экономике, но самым различным категориям читателей.

Газета «Неделя»: полный электронный архив 1960-1999 «Неделя» — еженедельная газета, воскресное иллюстрированное приложение к газете «Известия», основанное в марте 1960 года. Основателем и главным редактором газеты был Алексей Аджубей, зять Никиты Хрущева. Созданная во времена «хрущевской оттепели», «Неделя» быстро завоевала любовь и признание читателей. Тираж газеты был фантастическим — 2 млн. Но приобрести ее было достаточно трудно — подписки на «Неделю» не существовало, распространялась она только в розницу через сеть газетных киосков.

В еженедельнике печатались отрывки из литературных произведений, научно-популярные статьи о космосе, статьи об известных людях СССР, освещались новости культуры и общественно-политической жизни. Самыми популярными рубриками «Недели» были «Гости 3 страницы» где выходили интервью с советскими «звездами» и знаменитостями и «Клуб потребителей», где публиковались статьи о дефиците и качестве товаров, кулинарные рецепты и советы по ведению хозяйства. Газета просуществовала почти 40 лет — до декабря 1999 года, когда ее выход, как самостоятельного издания, был прекращен. Газета «Завтра»: полный электронный архив 1990-2022 «Завтра» — одна из ведущих и старейших российских газет национально- патриотической имперской направленности. Издание было основано в ноябре 1990 года под названием «День».

С самого начала и до сих пор главным редактором газеты является писатель Александр Проханов. До попытки государственного переворота в августе 1991 г. С осени 1991 г. В ходе событий сентября — октября 1993 г. Подзаголовок издания сохранился, но впоследствии он был заменен на новый: «Газета Государства Российского».

Газета «Завтра» в 1990-е гг. В газете публиковались известные русские националисты, национал-коммунисты, сталинисты, представители других идейных течений, которые в тот период обобщенно назывались своими противниками «красно-коричневыми». В числе авторов газеты были Э. Лимонов, И.

Почему в СССР был дефицит и как жили в этот период?

Для приема пищи у советских граждан назначалось конкретное время, к которому все собирались за столом. Теперь же члены семей часто обедают врозь, когда кому удобно. В часы пик в вагонах метро или пригородных электричках трудно было встретить пассажиров без книжек. Однако неподдельный интерес к печатному слову не имел ничего общего с покупкой целых собраний сочинений для украшения интерьера. Кроме того, советские граждане записывались в библиотеки, куда увлеченные читатели ходили не реже двух раз в месяц.

Мы жили в эпоху очередей, но о некоторых из них сейчас приятно вспомнить. В частности, это очереди в библиотеках. Люди действительно увлекались чтением. На некоторые книги записывались за месяц.

Особым спросом пользовались научно-популярные, литературные, спортивные и детские издания. Женщины читали журналы, к которым прилагались выкройки и схемы вязания. Рукодельницы шили по ним оригинальные наряды. Газеты после прочтения советские граждане собирали и сдавали их на переработку.

На третьем канале шли научно-популярные и учебные передачи. Четвертый канал сосредотачивался на спортивно-художественных передачах. Все четыре программы Центрального телевидения шли в эфир параллельно. Для обслуживания телезрителей восточных районов Советского Союза были предназначены четыре повтора. В 60-е гг. Тогда появляются такие игры, как «Клуб веселых и находчивых», «А ну-ка, девушки! В них зритель мог узнать себя, поскольку участники могли проявить значительную степень индивидуальности и самостоятельности. Среди музыкальных передач этого времени следует отметить «Музыкальный киоск», «Кинопанорама», «Голубой огонек», «Музыкальный ринг». Еженедельная передача «Очевидное — невероятное» представляла собой обсуждение с экспертами проблем развития науки.

К этому времени наряду с общесоюзными радио и телевещательными каналами сложилась система телерадиовещания в союзных кроме РСФСР и автономных республиках. Они имели собственные телестудии, оркестры, хоры, коллективы редакторов, ведущих, комментаторов, издавали свои журналы, фонды звуко и телезаписей. В союзных и автономных республиках на все руководящие и творческие посты национал-коммунисты назначали людей, которые тонко проводили линию на строительство своего собственного народа. И при первом ослаблении контроля сверху они стали проводить антикоммунистическую, антисоветскую и русофобскую линию. О том, что контроль снимается, стало известно из действий коммунистов-перестройщиков в Москве. Перестройка на центральном телевидении началась с появления и таких передач, как «Прожектор перестройки», «Телевизионная служба новостей», «600 секунд» А. Невзорова на ленинградском телевидении, дискуссионная программа Э. Сагалаева «12-й этаж», программа «Взгляд» с ведущими В. Листьевым, А.

Любимовым, Д. Захаровым, А. Эти передачи были выведены из-под цензуры, они ломали установившиеся шаблоны, затрагивали запретные темы, а потому с интересом воспринимались аудиторией. Возьмем, для примера, телепередачу «Взгляд». Ее авторы и ведущие прошли стажировку на американском телевидении. Они впервые применили на советском телевидении такую форму передачи, как ток-шоу. Журналисты действовали не по сценарному плану, смешивали жанр аналитики и демонстрации музыкальных номеров, допускали отступления от традиционной стилистики, скажем, применили закадровые голоса. Впервые передача стала прерываться коммерческой рекламой. На передаче стали впервые свободно обсуждать темы Чернобыльской катастрофы, войны в Афганистане, о роли Сталина и Ленина в истории страны, об обездоленных детях.

Передачу смотрело 189 млн. Поднявшаяся после этих передач широкая волна критики с экрана телевидения и одобрительная реакция на нее аудитории вызвали озабоченность властных структур, которые все еще пытались удержать телевидение в своих руках. Вскоре власти убирают эти передачи из эфира, но в умах людей были заронены семена недоверия к власти КПСС и советской власти в целом. Надо признать, что радио и телевидение были одним из самых эффективных инструментов формирования советской нации. Александр Владимирович Гапоненко, д.

Первый номер вышел в свет 1 мая 1871 г.

Шрейер дважды — 15 февраля 1871 г. За первый год существования в газете были помещены 13 публикаций, не просмотренных цензурой. Дважды цензорам — А. Смирнову и А. Юферову — выносился выговор за невнимательное прочтение номера. Газету Шрейера в цензурном ведомстве характеризовали как бьющую на скандал, ориентированную на низшие круги общества.

В начале издания Н. Редактором газеты был утвержден бывший издатель «Производителя и промышленника» Н. После четырехлетних прошений в Главное управление по делам печати Нотович впервые подписал номер Н. Издатель обратился в Главное управление по делам печати с уверением, что подцензурная редакция не получала никаких официальных инструкций. Распоряжение министра внутренних дел было отменено, цензору Смирнову сделано замечание. Нотович подал прошение об освобождении Н.

Решающую роль сыграло исключительное положение Н. Среди первых нарушений бесцензурных Н. Герцена в июльском фельетоне и обнаруженная младшим инспектором типографий незаконная розничная торговля газетными номерами в чайной и табачных лавках. В 1880 г. Газету цензуровали Е. Богданов, В.

Ведров, П. Голохвостов, С.

Тем не менее основной тональностью передач было высвечивание позитивных моментов советской жизни, критика Запада. В следующие три десятилетия уверенный прием трех программ Всесоюзного радио был обеспечен на всей территории СССР, четвертая программа вещала в УКВ диапазоне на Москву и область. В послевоенное время радиопередачи стали более разнообразны и насыщены. В лучшую сторону выделялось радио «Маяк».

Появились радиорепортажи с производства, спортивные репортажи, передачи для детей и юношества, наряду с классической музыкой, передавали советские песни и популярную музыку, специальные радиопостановки, выступления юмористов. Радиостанции «Голос Америки», ВВС, «Немецкая волна» в последние годы советской власти слушала в основном интеллигенция и молодежь. Передачи этих радиостанций отличались более оперативной подачей новостного материала, критической точкой зрения на советскую действительность, на них транслировали западную популярную музыку, читали произведения советских диссидентов, сообщали о фактах сопротивления режиму. Большого влияния на советскую общественную жизнь «вражеские голоса» не оказывали, хотя ослабляли веру в коммунистические идеи. Первые регулярные телепередачи передачи в СССР начались в начале 60-х гг. В стране производились собственные телевизионные передатчики, ретрансляторы и приемники.

Начинали с трех передатчиков, а к 1970 г. В 1957 г. В 1967 г. В этом же году началось телевизионное вещание со спутника, что позволило охватить сигналом отделенные регионы и сделать возможным практически полный охват населением телевещанием. К этому времени центральное телевидение вещало по четырем каналам. Свои телевизионные центры были открыты и в союзных республиках.

Они не только ретранслировали центральные передачи, но и организовывали вещание местных каналов на языках титульных народов. Первоначально телевидение передавало журналы, развлекательные и спортивные передачи, кинофильмы и мультфильмы, новости, потом перешло к специализированным выпускам для детей, любителей музыки, женщин, сельских жителей, обзоры культурной и научной жизни. Первоначально телевизионные фильмы были односерийными, по-существу, съемками телекамерой небольших пьес, с минимумом декораций и костюмов. Такими были фильмы «Моцарт и Сальери» 1962 , «Аппасионата» 1963 , «Душечка» 1966 , «Юрий Гагарин» 1969 , «Безумный день, или женитьба Фигаро» 1974 , «Соломенная шляпка» 1974 , «Здравствуйте, я ваша тетя! Многие телефильмы снимали по произведениям классиков зарубежной литературы, знакомя таким образом с ними широкую телеаудиторию. После 1967 г.

Именно тогда появились такие сериалы, как «Адъютант его превосходительства» 1969 , «Семнадцать мгновений весны» 1973 , «Приключения Шерлока Холмса и доктора Ватсона» 1979-1986. Эти фильмы были любимы советскими зрителями, их с удовольствием просматривали не один раз. Развитие техники позволило делать телевизионные репортажи с прямым включением, телевизионные концерты. Телевидение в СССР работало под руководством государства и идеологическим контролем КПСС, на нем практически до самого конца советского периода не было рекламы. Основной передачей, которая несла идеологический заряд, были непродолжительные последние новости, которые шли около 10 минут в формате зачитывания диктором новостей. В 1968 г.

Отдельно готовилась аналитическая передача, обычно она шла раз в неделю, и главное в ней было уже комментарии ведущего. Это тоже была недоступная для кинематографа форма коммуникации со зрителем. Он мог себе позволить только документальные хроники с закадровым комментарием, и выпуски делались раз в месяц, редко раз в две недели. На советском телевидении практически все передачи давались в записи, что позволяло контролировать их содержание.

Перестройка СМИ в годы перестройки

уверяют нас со страниц газет, интернет сайтов и в телевизионном эфире граждане с. Советское радио дотелевизионной эпохи 1920-1930-х годов обладало рядом уникальных свойств, технически недоступных для прочих СМИ. Гласность в СССР, политический курс периода перестройки, направленный на повышение открытости в отношениях власти и общества, реализацию свободы. В советскую эпоху печать подчинялась партийным органам, но выполняла и самостоятельные регулирующую и контролирующую функции по отношению к различным учреждениям, поэтому однозначно определить статус прессы в обществе непросто.

История советской журналистики: развитие и становление

Вот почему преподавание истории в школе должно быть конкретным — на памятниках истории, культуры… Не только природная среда, но и культурная среда, среда памятников культуры и ее воздействие на человека должны подвергаться тщательному научному изучению. Не будет корней в родной местности, в родной стране — будет много людей, похожих на степное растение перекати-поле. Лихачёву Цель — воздействие на читателя через художественный образ. Жанры текстов — рассказы, повести, романы, стихотворения, поэмы и т. Характерные особенности: тип речи — преимущественно повествование и описание. Лексика: лексика часто характеризуется неоднородностью: наряду с общеупотребительной может использоваться специальная терминология, речевые штампы, разговорная лексика и просторечия, диалектизмы, фразеологизмы. Это помогает точнее передать речь персонажей, чувства героев, колорит эпохи и т. Синтаксис: синтаксис также неоднороден. Он может быть усложненным за счет использования сложных предложений, причастных, деепричастных, уточняющих и других оборотов, однородных членов, вводных слов и т. В то же время синтаксис может быть упрощенным, к примеру, при передаче речи героев.

Средства выразительности: средства выразительности используются очень широко — шире, чем в других стилях речи. Примеры: Когда удивленные участники дискуссии увидели Ибн Кору, к которому некоторые из них уже собирались на поминки, считая его мертвым, он спокойно, скрестив ноги и глядя на них глазами, похожими на тарелки с жидким луковым супом, сказал: — В детстве, давно, я видел однажды на лугу, как столкнулись две бабочки; немного пестрой пыльцы просыпалось с одной на другую, и они упорхнули дальше, а я этот случай тут же забыл. Вчера вечером, когда я был еще в дороге, какой-то человек ударил меня саблей, видимо перепутав неизвестно с кем. Прежде чем я успел продолжить путь, на моей щеке вместо крови появилось немного пыльцы… М. Хазарский словарь Упражнения к заданиям 1-3 Текст 1 Если вы представляете себе, что именно шахматисты именуют рокировкой, вам нетрудно понять, что такое метатеза: это как бы рокировка звуков внутри слова. Мы теперь называем определенный тип блюдец тарелками. Потом в слове произошла «рокировка» — метатеза. Казалось бы, нет ничего общего между словами «ладонь» и «долина», а на самом деле они очень близки. В древнерусском языке «ладонь» звучало как «долонь», лишь позднее слово подверглось метатезе.

Первоначальное «долонь» означало: «та сторона кисти, которая обращена долу вниз, к земле ». Из древнего «мьжурить» «мьга» по-древнерусски означало «тьма», сравните с «мигать» при помощи метатезы — перестановки — родилось наше современное «жмурить». Само слово «метатеза» по-гречески и значит «перестановка». По книге Л. Успенского «Почему не иначе? Этимологический словарь школьника» Укажите варианты ответов, в которых даны верные характеристики фрагмента текста. Запишите номера этих ответов. Основной функционально-смысловой тип речи, используемый в тексте, — повествование, так как автор повествует о том, что такое метатеза и каковы примеры этого явления в русском языке. Сравнение метатезы с шахматной рокировкой делает текст выразительнее, помогает читателям лучше понять смысл лингвистического термина.

Присутствие архаизмов «мьжурить», «долонь», «мьга» способствует лучшему погружению читателей в историю русского языка. Обилие обращений позволяет автору выстроить доверительный диалог с читателями. Присутствие причастных и деепричастных оборотов свидетельствует о принадлежности текста к книжному стилю речи. Запишите этот союз.

Вы можете разместить у себя на сайте или в социальных сетях плеер Первого канала. Для этого нажмите на кнопку «Поделиться» в верхнем правом углу плеера и скопируйте код для вставки. Дополнительное согласование не требуется.

А газета «Тагильский рабочий» 5 октября 1989 года писала о совмещении приятного с полезным. Газета «Смена» в этот день в 1963 году рассказывала об удивительной находке в Ставропольском крае. А «Вечерний Ленинград» 13 октября 1962 года сообщал о бережном отношении к природе. Газета «Социалистическая Якутия» в этот день в 1971 году рассказывала о том, как на Белом море рыбачили краеведы.

Для этих вызовов две копейки не требовалось. А вот в столице к 1991 году их работало ровно 33992. Это был максимум, затем они постепенно сокращались, пока не «вымерли» с приходом пейджеров и сотовой связи. Если нужен межгород Междугородные телефоны-автоматы в отличии от межгородских собратьев питались пятнадцатикопеечными монетами. И съедали их после минуты разговора. Поэтому длительная беседа обходилась «в копеечку» — то есть в несколько рублей. Такие автоматы стояли в переговорных пунктах. Там же можно было заказать услугу соединения и заказать разговор к определенному времени определенной продолжительности через кассу посредством телефонистки. Многие помнят «извещение о приглашение на переговоры», если инициатором разговора с межгородом были не вы. В извещении стояла дата и время. Звонок был за счет абонента-заказчика. Многие предпочитали заказывать разговор на позднее вечернее время — после 21-22 часов. Тарифы на этот временной отрезок были более дешевые. Приходишь поговорить, входишь, значит в раж, особенно, если спор или надо решить какой-то принципиальный вопрос, а оплаченное время заканчивается. Продолжение в рамках этого сеанса даже за доплату было невозможно. А организовать сразу новый сеанс в силу загруженности сетей чаще всего было нельзя, - рассказала Анна Георгиевна. О чем говорить, если даже связь между двумя столицами в фильме «Ирония судьбы или с лёгким паром» герой заказывают с помощью телефонистки и слышит в ответ - «Ждите в течение часа». Или когда оплатил сеанс, а абонент не пришел на разговор. Помню, что разговоры по межгороду были не из дешевых, а цена росла пропорционально расстоянию. Длительный разговор с другим концом страны мог выйти даже больше 10 рублей, - вспоминает Иван Александрович. Звонок с работы Рабочий телефон в условиях отсутствия домашнего для многих советских граждан оставался самым используемым средством связи. И, например, договориться о встрече, или мужу позвонить с планами на вечер - так было проще всего. Начальство на такие неслужебные использования телефонных линий смотрело сквозь пальцы. Если, конечно, успевать выполнять свою основную работу, - рассказала о рабочих буднях времен СССР 59-летняя Елена Сергеевна. Картошку и колбасу по почте В эпоху отсутствия e-mail, чатов, мессенджеров простое бумажное письмо было единственным средством письменного общения. Советские люди часто отправляли открытки знакомым в рамках одного города. Иногда писали в другие города.

Цифровые архивы газет

Советское радио дотелевизионной эпохи 1920-1930-х годов обладало рядом уникальных свойств, технически недоступных для прочих СМИ. В том, что раньше, например в советское время, информация скрывалась, были определенные плюсы. От редакции Власть и искусство в советскую эпоху. Информационная программа "Время" Программы за 1975-1985 годы Советские новости Новостные передачи в СССР 26.03.15.

Почему в СССР был дефицит и как жили в этот период?

"Московские новости" называют продовольственный кризис следствием саботажа, а "Советская Россия" призывает КПСС стать "партией диктатуры порядка". В дальнейшем “Известия” стали уважаемым печатным изданием, которое широко освещало жизнь как за рубежом, так и в границах Советского Союза. В советские годы граждане страны придерживались строгих моральных принципов, некоторые из которых сегодня кажутся просто дикими. После 1967 г. на советском телевидении стали снимать и показывать многосерийные фильмы, чего не мог себе позволить кинематограф. Обзор теленовостей, журналов и газет за май 1979 года в СССР.

История советской журналистики: развитие и становление

Первым шагом к созданию новой централизованной издательской системы был декрет правительства о Государственном издательстве, от 29 декабря 1917 года, в соответствии с которым издательства при Наркоматах и учреждениях выступали как органы государственной власти. На Госиздат возлагались функции контроля за другими издательствами тематическое планирование, финансирование и др. В дальнейшем Госиздат превращается в мощную государственную книгоиздательскую систему, объединявшую более 50 местных отделений. С переходом к нэпу, с введением в конце 1921 года платности произведений печати и заменой принципа распределения принципом свободной торговли, функционировало и возникло вновь много новых издательств, в том числе кооперативных, акционерных, частных. Однако в выпуске художественной литературы она составляла треть всего ассортимента. Государство сохраняло за собой монопольное право в книгоиздательском деле. Так, еще в декабре 1921 года Наркомпрос, которому подчинялся Госиздат, принимает "План хозяйственной организации Госиздата", в котором эта структура рассматривается в статусе главного управления по делам печати. Еще одним этапом формирования советской издательской системы было образование в 1924 году Центрального издательства народов СССР Центроиздат , которое сыграло определенную роль в становлении и развитии национальных издательств. Издательство выпускало литературу на 50 языках народов и народностей страны, на 12 языках -газеты и журналы, наглядные пособия для национальных школ. Издательство представляло собой также методический центр планирования и подготовки кадров редакционно-издательских работников, что способствовало развитию такой специализации, так редактор-переводчик, редактор, работающий над переводами с языка оригинала. В начале становления советской книгоиздательской системы наиболее заметной и значимой становится организационно-творческая функция издательских и редакционных работников, что объясняется прежде всего теми сложнейшими проблемами, которые им приходилось решать - борьба с неграмотностью, новый читатель, разработка организационно-экономических принципов деятельности и т.

Показательна, например, в этом отношении, работа в качестве одного из первых руководителей Госиздата О. Еще руководя Главком профессионально-технических школ и высших учебных заведений Наркомпроса, он обращает внимание на практику издания научной литературы и учебников для вузов. По его предложению редколлегия Госиздата решает создать единую Научную коллегию для устранения дублирования и параллелизма при редактировании и выпуске произведений научной, учебной, производственно-технической литературы. Шмидт, по сути дела, предпринял первую попытку теоретически и практически обосновать экономические основы советского книгоиздательства. Он, например, не считал, что Госиздат должен быть непременно монополистом, поскольку и частные, и кооперативные издательства могут и должны выполнять часть общекультурных задач. Отстаивая развитие издательской сети, О. Шмидт утверждал, что монополизм, в отсутствие конкуренции, не выгоден государству и экономически. Заслуживают внимания и его мысли об объединении издательств и типографий в едином предприятии, что помогло бы снять многие производственные вопросы книгоиздания. Глава Госиздата не оставлял вне поля зрения и такой вопрос, как вооруженность труда редактора особенно библиографическими и справочными пособиями и материалами. По свидетельствам работающих с ним, он просил заведующих редакциями составлять и вести справочные картотеки на издаваемые произведения русских классиков.

В таких картотеках следовало бы отражать существующие данные об изданиях автора, планируемые работы в соответствии с подготовкой разных видов изданий, этапы редакционно-издательской подготовки. За рациональное использование более гибких организационных издательских форм при доминирующей централизации издательского дела выступал и первый руководитель Госиздата В. Он также считал целесообразным сотрудничество с кооперативными, ведомственными и частными издательствами. Однако в дальнейшем развитие советской книгоиздательской системы все в большей степени подчинялось авторитарным решениям, принимаемым иногда отнюдь не с точки зрения интересов дела, а по конъюнктурным политическим соображениям.

Однако и советские власти конфисковали радиоприемники, опасаясь вражеской пропаганды, и вещание шло только по проводным системам одного существующего канала. В 1945 году радиовещание в России стало двухпрограммным — была запущена «2-я программа Всесоюзного радио» с 1964 года — Радиостанция «Маяк». В 1947 г.

В 1960 в Москве году была запущена 4-я программа Всесоюзного радио. Это была переориентация на более широкий круг слушателей эфирного вещания, которых не удовлетворяла простота однопрограммного радио. Это сопровождалось проникновением зарубежных «радиоголосов», которые подрывали идейное единство советской нации. Тем более, что промышленность выпускала радиоприемники, принимавшие КВ сигналы. С этой бедой стали боролись с помощью «радиоглушилок», которые размещались на границах страны и у крупных городов. Проблема снабжения всего населения радиоприемниками была еще не решена и в 1962 г. Официоз первой программы радиовещания в 60-70-е гг.

Тем не менее основной тональностью передач было высвечивание позитивных моментов советской жизни, критика Запада. В следующие три десятилетия уверенный прием трех программ Всесоюзного радио был обеспечен на всей территории СССР, четвертая программа вещала в УКВ диапазоне на Москву и область. В послевоенное время радиопередачи стали более разнообразны и насыщены. В лучшую сторону выделялось радио «Маяк». Появились радиорепортажи с производства, спортивные репортажи, передачи для детей и юношества, наряду с классической музыкой, передавали советские песни и популярную музыку, специальные радиопостановки, выступления юмористов. Радиостанции «Голос Америки», ВВС, «Немецкая волна» в последние годы советской власти слушала в основном интеллигенция и молодежь. Передачи этих радиостанций отличались более оперативной подачей новостного материала, критической точкой зрения на советскую действительность, на них транслировали западную популярную музыку, читали произведения советских диссидентов, сообщали о фактах сопротивления режиму.

Большого влияния на советскую общественную жизнь «вражеские голоса» не оказывали, хотя ослабляли веру в коммунистические идеи. Первые регулярные телепередачи передачи в СССР начались в начале 60-х гг. В стране производились собственные телевизионные передатчики, ретрансляторы и приемники. Начинали с трех передатчиков, а к 1970 г. В 1957 г. В 1967 г. В этом же году началось телевизионное вещание со спутника, что позволило охватить сигналом отделенные регионы и сделать возможным практически полный охват населением телевещанием.

К этому времени центральное телевидение вещало по четырем каналам. Свои телевизионные центры были открыты и в союзных республиках. Они не только ретранслировали центральные передачи, но и организовывали вещание местных каналов на языках титульных народов. Первоначально телевидение передавало журналы, развлекательные и спортивные передачи, кинофильмы и мультфильмы, новости, потом перешло к специализированным выпускам для детей, любителей музыки, женщин, сельских жителей, обзоры культурной и научной жизни. Первоначально телевизионные фильмы были односерийными, по-существу, съемками телекамерой небольших пьес, с минимумом декораций и костюмов. Такими были фильмы «Моцарт и Сальери» 1962 , «Аппасионата» 1963 , «Душечка» 1966 , «Юрий Гагарин» 1969 , «Безумный день, или женитьба Фигаро» 1974 , «Соломенная шляпка» 1974 , «Здравствуйте, я ваша тетя! Многие телефильмы снимали по произведениям классиков зарубежной литературы, знакомя таким образом с ними широкую телеаудиторию.

После 1967 г.

Уже в январе 1918 года был создан Революционный трибунал печати, который имел право налагать на издателей штрафные санкции, вплоть до конфискации типографий только за указанный год в Москве было закрыто по политическим мотивам 150 газет. Первым шагом к созданию новой централизованной издательской системы был декрет правительства о Государственном издательстве, от 29 декабря 1917 года, в соответствии с которым издательства при Наркоматах и учреждениях выступали как органы государственной власти. На Госиздат возлагались функции контроля за другими издательствами тематическое планирование, финансирование и др. В дальнейшем Госиздат превращается в мощную государственную книгоиздательскую систему, объединявшую более 50 местных отделений.

С переходом к нэпу, с введением в конце 1921 года платности произведений печати и заменой принципа распределения принципом свободной торговли, функционировало и возникло вновь много новых издательств, в том числе кооперативных, акционерных, частных. Однако в выпуске художественной литературы она составляла треть всего ассортимента. Государство сохраняло за собой монопольное право в книгоиздательском деле. Так, еще в декабре 1921 года Наркомпрос, которому подчинялся Госиздат, принимает "План хозяйственной организации Госиздата", в котором эта структура рассматривается в статусе главного управления по делам печати. Еще одним этапом формирования советской издательской системы было образование в 1924 году Центрального издательства народов СССР Центроиздат , которое сыграло определенную роль в становлении и развитии национальных издательств.

Издательство выпускало литературу на 50 языках народов и народностей страны, на 12 языках -газеты и журналы, наглядные пособия для национальных школ. Издательство представляло собой также методический центр планирования и подготовки кадров редакционно-издательских работников, что способствовало развитию такой специализации, так редактор-переводчик, редактор, работающий над переводами с языка оригинала. В начале становления советской книгоиздательской системы наиболее заметной и значимой становится организационно-творческая функция издательских и редакционных работников, что объясняется прежде всего теми сложнейшими проблемами, которые им приходилось решать - борьба с неграмотностью, новый читатель, разработка организационно-экономических принципов деятельности и т. Показательна, например, в этом отношении, работа в качестве одного из первых руководителей Госиздата О. Еще руководя Главком профессионально-технических школ и высших учебных заведений Наркомпроса, он обращает внимание на практику издания научной литературы и учебников для вузов.

По его предложению редколлегия Госиздата решает создать единую Научную коллегию для устранения дублирования и параллелизма при редактировании и выпуске произведений научной, учебной, производственно-технической литературы. Шмидт, по сути дела, предпринял первую попытку теоретически и практически обосновать экономические основы советского книгоиздательства. Он, например, не считал, что Госиздат должен быть непременно монополистом, поскольку и частные, и кооперативные издательства могут и должны выполнять часть общекультурных задач. Отстаивая развитие издательской сети, О. Шмидт утверждал, что монополизм, в отсутствие конкуренции, не выгоден государству и экономически.

Заслуживают внимания и его мысли об объединении издательств и типографий в едином предприятии, что помогло бы снять многие производственные вопросы книгоиздания. Глава Госиздата не оставлял вне поля зрения и такой вопрос, как вооруженность труда редактора особенно библиографическими и справочными пособиями и материалами. По свидетельствам работающих с ним, он просил заведующих редакциями составлять и вести справочные картотеки на издаваемые произведения русских классиков. В таких картотеках следовало бы отражать существующие данные об изданиях автора, планируемые работы в соответствии с подготовкой разных видов изданий, этапы редакционно-издательской подготовки. За рациональное использование более гибких организационных издательских форм при доминирующей централизации издательского дела выступал и первый руководитель Госиздата В.

Он также считал целесообразным сотрудничество с кооперативными, ведомственными и частными издательствами.

На фото командующий армией Г. Жуков в 107-й стрелковой дивизии. Западный фронт. Конный обоз. Через 10 дней после ее окончания участвовавшие в операции стрелковые дивизии первыми были удостоены звания гвардейских.

На фото разрушенная Ельня. Гитлеровцы отвозили их в концентрационный лагерь под названием «Киндер КЦ», где определялась «расовая ценность» малышей. Тех детей, которые проходили отбор, подвергали «начальной германизации». На фото Западный фронт.

№44 (15453), 25 апреля 2024 г.

Сложные задания и ответы с РЯ2110202 варианта: В советскую эпоху нормой стало строительство жилых домов одновременно с социальной инфраструктурой (школами, магазинами, детскими садами и спортивными площадками) – так возводили «микрорайоны». нажива, роскошь, прелесть жизни и проч. "Ювентус" стал первым финалистом Кубка Италии. Надо, разумеется, понимать, что в действительности картина была не столь радостной — типичная для эпохи штурмовщина обеспечивалась за счет непрерывных и длительных сверхурочных работ, которые из неприятного исключения постепенно стали нормой. музыка из программы новостей ссср.

Похожие новости:

Оцените статью
Добавить комментарий