Новости России и мира о православии, обществе, культуре и средств массовой информации. Праздновать День влюбленных в честь святого Валентина начали в католицизме. Почему и как день памяти святых чудотворцев Петра и Февронии превратился в День семьи, любви и верности? Несмотря на то, что в православной Церкви есть несколько упоминаний о разных святых под именем Валентин, День святого Валентина в православии не признан христианским праздником. День святого Валентина или День влюблённых (14 февраля) православной церковью никак не отмечается.
Четыре российские школьницы стали победительницами Европейской математической олимпиады
- Православные тоже празднуют день святого Валентина. Но 12 августа
- Почему церковь против Дня святого Валентина – протоиерей - РИА Новости Крым, 14.02.2023
- Духовенство заявило, что традиционные религии РФ не имеют ничего общего с Днем влюбленных
- Священник не увидел «ничего страшного» в Дне святого Валентина
День влюблённых уток
Благодаря жене Дмитрия Медведева Светлане, День семьи, любви и верности превратился в государственный. Андрей Куцаев не принимал День Святого Валентина долгие годы. Он, как православный человек, был уверен в том, что влюбленность и любовь - это разные вещи. Сам Андрей родом из Знаменска. А также он был членом ЛДПР.
Источник: Агентство «Москва» Челябинская митрополия считает, что христианам лучше отмечать не День влюбленных, а День семьи, любви и верности 8 июля, передает корреспондент Агентства новостей «Доступ». Напомним, День святого Валентина День всех влюбленных ежегодно отмечается в католическом и протестантском мире 14 февраля. Начиная с 1990-х годов, этот праздник стал популярным и в России. Да и в Католической церкви службы в этот день посвящены Кириллу и Мефодию.
Говоря о том, чем можно наполнить «день влюбленных», представитель Церкви посоветовал молодежи прочитать автобиографию матушки Натальи Соколовой «Под кровом Всевышнего», которая повествует о том, как человек-христианин проходит свой жизненный путь, как, несмотря на различные трудности, он обретает любовь, созидает семью и воспитывает детей. Не дать превратить этот день в день «Камасутры» или Венеры, а наоборот, - восполнить его тем христианским содержанием, который изначально присутствует в опыте святости, в опыте Церкви, - заключил отец Димитрий. С именем святого Валентина, который по преданию тайно венчал влюбленные пары, связана традиция празднования 14 февраля Дня всех влюбленных.
Почему не написать что-нибудь хорошее любимой девушке, папе, маме, коллегам… Что в этом плохого? Ничего страшного в этом празднике нет. Другой разговор, что любому празднику можно придать любое значение.
Четыре российские школьницы стали победительницами Европейской математической олимпиады
- Есть вопрос. День всех влюбленных: кто его выдумал?
- Трифонов день: что можно и чего нельзя делать 14 февраля
- День всех влюбленных: православным вход воспрещен? | Православный журнал "Нескучный сад"
- Больше объятий! Нужно ли менять Валентина на Петра и Февронью?
- Есть вопрос. День всех влюбленных: кто его выдумал?
Духовенство не нашло святого Валентина в календаре РПЦ: кто празднует день влюбленных в России
Вот почему христианам лучше отмечать не "День влюбленных", а День семьи, любви и верности 8 июля", — добавили в митрополии. Очевидно, что светский День всех влюбленных и память святого Валентина окончательно разошлись в разные стороны. Традиция отмечать День всех влюблённых или День святого Валентина пришла к нам с Запада в 90-е годы XX столетия. Традиция отмечать День всех влюблённых или День святого Валентина пришла к нам с Запада в 90-е годы XX столетия. День святого Валентина (также Валентинов день), или День всех влюблённых — праздник католического происхождения, который отмечается 14 февраля во многих странах мира. Откуда на самом деле пошёл праздник, как его присвоили себе влюблённые и почему в России выступают против Дня святого Валентина?
День Святого Валентина по-православному
«Святые несвятые Валентины»: сколько их, кем были они на самом деле? | Традиция празднования Дня святого Валентина появилась у нас сравнительно недавно, но быстро стала такой же популярной, как и на Западе. |
Что празднуем на самом деле в день Св. Валентина! | Нужен ли День святого Валентина – День всех влюбленных, православным? |
Трифонов день: что можно и чего нельзя делать 14 февраля | Но в православии тот самый святой Валентин Римлянин с влюблёнными никаким образом не пересекается, и покровителем их не является. |
Кто такой святой Валентин на самом деле+история праздника 14 февраля | Патриарх Московский и всея Руси Кирилл назвал День святого Валентина, традиционно празднуемый всеми влюбленными 14 февраля, импортированным с Запада, пропагандирующим отношения, не имеющие ничего общего с настоящей любовью. |
«День святого Валентина». Православный взгляд | И вообще есть же день студента, день матери, день программиста в конце-концов, почему день влюбленных не отпраздновать? |
Священник не увидел «ничего страшного» в Дне святого Валентина
Празднование 14 февраля Дня святого Валентина, или Дня всех влюбленных, пришло в Россию с Запада, и оно не имеет ничего общего с практикой традиционных религиозных конфессий России, у которых есть свои аналоги этому светскому празднику. Конечно же, День всех влюбленных, как принято именовать День святого Валентина, показался многим очень привлекательным. Не так давно в календаре украинцев появился так называемый День влюбленных, который также совпадает с отмечанием католической Церковью памяти святого Валентина. День святого Валентина имеет достаточно глубокие корни. Попытки запретить его в разные времена наталкивались на яркость чувств влюблённых, которым свойственно в этом состоянии выбирать не разум, а чувства, отметил священник Павел Островский. В Европе праздником всех влюблённых является День святого Валентина. День семьи, любви и верности ежегодно отмечается 8 июля и приурочен ко дню памяти святых Петра и Февронии Муромских, покровителей брака в православии.
Отмечают ли православные Валентинов день: Самые известные мифы о празднике влюбленных
Можно сказать, что православная церковь имеет свой «день влюбленных» так как покровителями супружеской любви и верности православная Церковь почитает муромских святых чудотворцев Петра и Февронию. Русский день влюблённых замечательно сочетает в себе наиболее важные черты национального характера нашего народа: православные: единство, нравственность и целомудрие; языческие: смелость, бесшабашность и настырность; государственные: служение. Главная > Новости > Слово митрополита > День святого Валентина — праздник, чуждый русской культуре.
«Святые несвятые Валентины»: сколько их, кем были они на самом деле?
Он отмечался восьмого июля и был связан с легендарной историей любви Петра и Февронии. Православный День Валентина 8 июля православные христиане отмечают "День влюбленных". Покровительствуют новобрачным и особенно молодым семьям православные святые Петр и Феврония. Романтическая история любви этой супружеской пары подробно описана величайшим автором XVI века Ермолаем Еразмом в древнерусской "Повести о Петре и Февронии". Согласно "Повести", супруги княжили на Муроме в конце 12 — начале 13 веков, они жили счастливо и скончались в один день. Сказание о Петре и Февронии рассказывает о том, что в Муроме жил князь Павел со своей женой, к которой начал прилетать змей-оборотень. Княгиня узнала, что змею суждено умереть от руки младшего брата князя — Петра. Петр убивает его мечом, но кровь дракона, брызнувшая на него, вызывает тяжелую болезнь — руки и лицо князя покрываются язвами. Петр велел везти себя в Рязанскую землю, славящуюся лекарями. Там, зайдя в одну горницу, он увидел девицу — сидит она за ткацким станком, а перед ней прыгает заяц. Феврония поразила князя Петра своей мудростью, разгадывая самые трудные загадки.
Она же соглашается излечить князя при условии, что он возьмет ее в жены. Измученный князь согласен на все. Однако, вылечившись, князь отказывается выполнить свое обещание, после чего опять покрывается язвами.
Но вот в чём главная интрига: когда князь обещал Февронии жениться на ней, он не собирался сдерживать своего слова. К тому же его княжеское происхождение не позволило бы ему пойти на подобный брак. Поэтому он отказался брать в жёны простую крестьянку и вскоре заболел снова. Чтобы навсегда избавиться от тяжёлого недуга, Петру пришлось вернуться к Февронии, повиниться перед ней и выполнить своё обещание. Пётр и Феврония жили в любви и согласии долго и счастливо.
В старости они приняли монашество и завещали похоронить себя в одном гробу. Они умерли в один день и час. Однако люди сочли нечестивым хоронить монахов подобным образом.
Любовь, романтика — это все удел молодых, так часто считают. И разве плохо, если нам хоть так, при помощи иноземного календаря, напоминают о том, что хорошо бы сделать маленькое доброе чудо для наших самых родных и любимых людей? В конце концов, это же от нас самих зависит — поддаваться на коммерческие приманки или нет, следовать навязываемым извне традициям или создавать что-то свое, собственное. По-моему, праздник любви — это замечательно. Но не громкий, пафосный, отмечаемый практически по единому сценарию от ясель до офисов, а камерный праздник любящих людей, позволяющий нам вспомнить о том, что мы не только родители, дети, ответственные работники, пастыри и прихожане, но еще и просто мужчины и женщины, любящие и любимые. Что мы вместе не только ради продолжения рода и решения всевозможных хозяйственных задач, но и просто ради друг друга и того чувства, которое нас связало. Помните, что сказал замечательный сказочник христианин Евгений Шварц? Слава безумцам, которые живут так, как будто они бессмертны, — смерть иной раз отступает от них». Давайте не будем забывать об этом, и пусть не один день у нас будет праздником любви, а вся жизнь. Татьяна Федорова Обозреватель, колумнист портала "Православие и мир", журналист. Образование - Московский Государственный Университет им. Ломоносова, химический факультет 1987. Замужем, двое сыновей Православие и мир Как относиться ко дню св. Фрагмент передачи ТК «Спас» «Беседы с батюшкой» от 15 февраля 2011 года. На вопросы телезрителей отвечает о. Протодиакон Андрей Кураев. Уроки Православия. О первой любви. Беседа протоиерея Артемия Владимирова со старшеклассниками. Урок 1. Урок 2. Не наш, мол, праздник… Странно: сам праздник назван не «днем стахановца» и не «днем леса». Он носит церковное название и напоминает о христианском святом — а церковь призывает его не праздновать… Вопрос: Скоро наступает День Св. Валентина - праздник новый для нас, появившийся благодаря газетам и телевидению. Праздновать или нет это событие православному человеку - ответьте, пожалуйста? Традиция празднования этого дня довольно давно существует у католиков и других западных христиан, но назвать церковным этот праздник сложно. Скорее это некий светский праздник, носящий на себе отпечаток языческой культуры. Есть сведения, что 14 февраля юные римлянки-язычницы опускали в специальную урну раскрашенные любовные послания своим поклонникам. День святого Валентина: католический праздник? Несколько лет назад один из центральных отечественных телеканалов пригласил меня, как католика, поучаствовать 14 февраля в популярном ток-шоу, где предполагалось «поговорить о католических праздниках в России».
Именно поэтому святого Валентина, казненного 14 февраля, стали считать покровителем влюбленных", - сообщил Ковалевский. Предание о том, что епископ Валентин, вопреки запрету императора, венчал римских солдат, собеседник агентства назвал "не более чем легендой". По его словам, "в католичестве память святого Валентина является факультативной". Этих святых мы так же чтим, как и Православная Церковь", - отметил Ковалевский. За исключением, может быть, частных инициатив", - добавил он. Церковь не осуждает любви и особого внимания друг к другу в день святого Валентина, "но любовь связана с ответственностью, и Церковь призывает влюбленных думать друг о друге не только в этот день", сказал Ковалевский. По его мнению, более благородным праздником влюбленных для католиков является церковный праздник Святого Семейства в честь Иисуса Христа, Девы Марии и Иосифа.
Духовенство заявило, что традиционные религии РФ не имеют ничего общего с Днем влюбленных
Именно такая история и приключилась с жизнеописанием человека, чью память якобы предлагается праздновать 14 февраля. Если задать поиск по интернету, запрос «День святого Валентина» принесет десятки и сотни ссылок, пересказывающих с некоторыми вариациями одну и ту же легенду. Немного истории Мне стало любопытно, а как же все-таки обстояло дело в те далекие времена. К счастью, помимо «глянцевой» литературы сейчас доступно немало серьезных исторических исследований, позволяющих отделить факты от вымысла.
Давайте попробуем все-таки разобраться, что же произошло на самом деле, а что является лишь романтической выдумкой. И давайте не будем забывать, что даже если некие события более-менее совпадают хронологически, это вовсе не означает, что между ними непременно существует взаимосвязь. Как говорится, «после этого не означает вследствие этого».
Что касается меня, то, принадлежа к миру науки, я предпочитаю опираться лишь на достоверные, документально подтвержденные, факты, избегая домыслов и фантазий. Первое, что подтверждается римскими мартирологами — это сам факт того, что на заре христианства по меньшей мере три человека, носивших имя Валентин, мученически погибли за веру. Но при этом любопытно отметить то, что хотя все трое скончались не позднее 270-го года, их имена отсутствуют в наиболее раннем из известных списков мучеников — Хронографе 354 года.
О первом из них известно только то, что он погиб в Карфагене вместе с группой единоверцев, и его мы дальше упоминать не будем по причине полного отсутствия дополнительной информации. Второй Валентин был епископом Интерамны современный город Терни. О нем известно то, что он был казнен во время гонений на христиан, но когда точно это произошло — в конце третьего века в эпоху императора Аврелиана или на сто лет раньше — источники говорят по-разному.
Похоронен он при Фламиниевой дороге в окрестностях Рима. Дата смерти третьего мученика пресвитера Валентина — известна более точно. Он был обезглавлен между 268 и 270 годами, и тоже похоронен при Фламиниевой дороге, но на немного ином расстоянии от Рима.
В наше время мощи пресвитера Валентина покоятся частично в Риме, частично в Дублине, а мощи епископа в Терни. В самом конце пятого века папа Геласий принял решение прославить целый ряд мучеников, в том числе и Валентина сейчас уже невозможно точно сказать, которого конкретно, а скорее, как раз всех разом. Как было сформулировано в соответствующем акте: « … как людей, чьи имена справедливо почитаются среди людей, но чьи деяния ведомы лишь Господу».
Рождение традиции В том, что это празднование хронологически совпадало с местным римским языческим празднеством, кстати, полностью запрещенным тем же папой, ничего удивительного нет, это была обычная раннехристианская практика. Именно по этому принципу были выбраны и даты празднования Рождества Христова и Рождества Иоанна Предтечи, приходящиеся на языческие фестивали в честь зимнего и летнего солнцеворотов. Ранняя церковь старалась всемерно придавать древним празднествам новый христианский смысл.
Но однозначно утверждать, что празднование памяти мученика Валентина установлено вместо Луперкалий мы сейчас не можем, на сей счет не сохранилось никаких документальных записей. Более того, Луперкалии были всего-навсего местным городским фестивалем, тогда как празднование памяти святого Валентина устанавливалось в общецерковном масштабе, т. А вот в общеимперском масштабе в ту эпоху праздновался как раз совсем иной античный обряд — так называемый фестиваль Юноны-очистительницы, постепенно вытесненный христианскими Богородичными обрядами.
Такими образом, празднование памяти святого Валентина было установлено исключительно как почитание его мученичества, без какой-либо связи с покровительством влюбленных. Немного позднее, при папе Юлии Первом, у Понте-Молле была выстроена церковь св. Валентина, а городские ворота надолго получили название «ворота Валентина».
Святой Валентин упомянут, как славный Мученик, в Сакраментарии святого Григория, в Римском Миссале Томмази и в целом ряде британских житий святых. В Средние века изображали его обычно либо с мечом и пальмовой ветвью — символами его мученичества, либо в момент исцеления дочери судьи Астерия.
Дня всех влюбленных. Поколенческие различия более ощутимы, чем гендерные. Еще один фактор — уровень материального положения. О так называемом Дне святого Валентина рассуждает в телефонном интервью «Русской народной линии» доктор исторических наук, кандидат филологических наук, кандидат богословия, профессор, член Синодальной богослужебной комиссии протодиакон Владимир Василик: Так называемый День святого Валентина чаще всего отмечают поверхностные люди, которые не дают себе труда взглянуть в церковный календарь — ни в православный, ни даже в католический. Во-первых, 14 февраля Православная Церковь не празднует памяти святого мученика Валентина, а во-вторых, даже в католической традиции святой Валентин вовсе не занимался сводничеством и не соединял сомнительно влюблённых. Если угодно, так называемый День весь влюблённых — коммерческий праздник весны.
Я в своё время написал об этом «празднике» - Дне влюблённых уток.
Мы, православные люди, иначе относимся к любви», - сказал собеседник НСН. Ранее первый заместитель председателя комитета Госдумы по защите семьи, вопросам отцовства, материнства и детства Татьяна Буцкая в беседе с «Радиоточкой НСН» заявила, что в России не запретят День святого Валентина и атрибутику праздника.
У них есть свои традиции, которые направлены на поддержание благопристойного поведения и повышения семейных ценностей. Выдуманная легенда является лишь ширмой, за которой происходят бесчинства, считают православные священники. Почему в православной церкви 14 февраля не празднуют день святого Валентина В списке церковного календаря много канонизированных святых, у которых есть день памяти. В эти дни их чтят, им молятся и вспоминают их заслуги. На 14 февраля выпадает день памяти святого Трифона. Ему молятся за сохранение крепкой семьи, просят о замужестве и даровании любви.
Про святого Валентина известно, что он жил в III веке. Некоторое время его почитали на Западе как святого, который даже против воли императора Клавдия соединял сердца воинов с их любимыми. Но это только оказалось легендой. На самом деле в православии есть несколько святых с именем Валентин, но об их жизни практически нет информации и подтверждения, что они способствовали крепкой любви. Праздновать День влюбленных в честь святого Валентина начали в католицизме.
«День святого Валентина». Православный взгляд
Трифонов день: что нужно сделать 14 февраля, чтобы встретить любовь и не остаться без денег | День святого Валентина (также Валентинов день), или День всех влюблённых — праздник католического происхождения, который отмечается 14 февраля во многих странах мира. |
Больше объятий! Нужно ли менять Валентина на Петра и Февронью? | АиФ Владивосток | Однако, как правило, православные священники выступают против празднования "дня святого Валентина" в том варианте, который и порождает всеобщий ажиотаж. |
Почему день памяти святых Петра и Февронии превратился в День семьи, любви и верности | День двух святых подобен православным антиподам католического церковного праздника влюбленных пар – Святого Валентина. |
День влюблённых уток | Почему и как день памяти святых чудотворцев Петра и Февронии превратился в День семьи, любви и верности? |
Приметы на 14 февраля:что нельзя делать в этот день, чтобы не прожить весь год в одиночестве
День святого Валентина, покровителя влюбленных, отмечают 14 февраля. Русский день влюблённых замечательно сочетает в себе наиболее важные черты национального характера нашего народа: православные: единство, нравственность и целомудрие; языческие: смелость, бесшабашность и настырность; государственные: служение. Священник Русской православной церкви (РПЦ) иеромонах Феодорит (Сергей Сеньчуков) в пресс-центре НСН выразил мнение, что ничего плохого в Дне святого Валентина нет, но призвал не превращать этот праздник в день «свободной любви». Андрей Куцаев не принимал День Святого Валентина долгие годы.
День всех влюбленных: православным вход воспрещен?
Считалось, что они дадут им плодовитость и легкие роды, удачу в любви и т. Луперкалии продолжали совершаться в Риме даже после христианизации империи. Имеет смысл предположить, что, добившись запрета луперкалий, папа Геласий попытался христианизировать фестиваль, придал благочестивый характер и «назначил» ему покровителя — святого Валентина, память которого выпадала на 14 февраля. Однако не вполне понятно, кто из святых Валентинов мог быть назначен покровителем праздника, и какая благочестивая форма празднования пришла на смену совсем не благочестивым луперкалиям? Очевидно, что ответа на этот вопрос мы уже не узнаем — нет никаких исторических документов, отражающих эти аспекты. Известно лишь, что в 496 г. В итоге они были заменены шествием с зажженными факелами в день праздника. Но нет более никаких упоминаний, что это действие стало традиционным.
Еще в IX в. Далее, видимо, произошло смешение житий этих святых, и в средневековых документах уже упоминается один святой Валентин, как, например, в «Золотой легенде» Якова Ворагинского около 1255 г. Именно в этом известном агиографическом произведении святой Валентин предстает перед императором Клавдием и за отказ предать Христа принимает мученическую кончину. Рождение Дня святого Валентина Впервые романтические ноты в день памяти святого Валентина вносит английский поэт, отец литературного английского языка, Джеффри Чосер. В своей поэме «Птичий парламент» он озвучил английские и французские народные поверья того времени о том, что птицы в Валентинов день начинают искать себе пару, т. В основе поэмы лежит то самое народное поверье о птицах, хотя аллегорически она рассказывает о людях, их страстях и даже о конкретном событии — сватовстве и женитьбе Ричарда II на Анне Богемской. Поэтому культ святого Валентина как покровителя влюбленных начинается с его подачи», — пишет известный британский филолог Генри Келли.
Позже предложенная Чосером идея была растиражирована в произведениях других авторов. Обычай посылать любимым открытки в день святого Валентина также возник в Средние века. Самой первой «валентинкой» в мире считается записка, отправленная из тюремного заключения в лондонском Тауэре в 1415 году Карлом, герцогом Орлеанским, и адресованная его жене. Письмо Карла из Тауэра сохранилось и находится в Британской библиотеке. Однако Дня святого Валентина в форме, приближенной к нынешней, несмотря на средневековый романтизм, в то время не существовало. Окончательно культ в известную нам форму сложился позже в Англии, откуда был занесен в США, где получил широкую популярность. Легенда Со святым Валентином связывают легенду о том, что он венчал воинов с их возлюбленными вопреки запрету императора Клавдия II.
На самом деле такого не могло быть. Запрет, действительно, существовал, но гораздо раньше — его ввел еще в I в. Фактически именно Октавиан создал регулярную римскую армию, где срок службы составлял 20-25 лет. Легионерам запрещалось вступать в брак, их жизнь была строго регламентирована и проходила в постоянной подготовке к войне. Отношения с женщинами, впрочем, не возбранялись, но максимум на что мог рассчитывать легионер — это конкубинат, т. Запрет просуществовал 180 лет, был отменен в 197 г. Таким образом, никаких императорских запретов святой Валентин не нарушал.
Да и не мог нарушать — венчаний, как законной формы брака в Римской империи, тогда еще попросту не существовало. Христиане вступали в брак с благословения епископа, это и было формой заключения христианского брака. При этом они вступали в брак и согласно государственным законам Рима. Если даже предположить, что мученик Валентин Интерамнский, будучи епископом, мог благословлять легионеров-христиан на брак, то и это все равно не могло никак досадить императору Клавдию. Интересно, что католическая церковь более не совершает память святого Валентина 14 февраля.
По доносу или по стечению обстоятельств все трое были задержаны стражей. Валентин, как лицо, принадлежавшее к высшему классу, мог избежать смерти, но не его слуги. Тогда, желая ободрить обречённых единоверцев, Валентин пишет им письма в виде красных сердец, означающих христианскую любовь. Послания новобрачным должна была передать слепая девочка, но неожиданно в темницы пришёл сам Валентин, который уговорил стражу отпустить его слуг взамен на его жизнь. Перед выходом на арену смерти Валентин передал последнее письмо, освящённое верой и добротой, слепой девочке, которая после этого прозрела и стала красавицей [12]. Влияние Джефри Чосера[ править править код ] Традиция празднования дня Святого Валентина как «дня влюблённых» закрепилась под влиянием английской литературы с конца XIV века. Народное поверье, нашедшее отражение в творчестве «отца английского литературного языка» Джефри Чосера в его знаменитой поэме « Птичий парламент », а также в 34-й и 35-й балладах другого английского поэта Джона Гауэра , в этот день птицы начинают поиск своей пары [1]. Сама помолвка состоялась 2 мая 1381 года [14]. Когда они поженились 8 месяцев спустя, обоим было только 15 лет. У Джефри Чосера в « Птичьем парламенте » есть следующие строки, посвящённые романтическому воспеванию Дня всех влюблённых: Оригинальный текст For this was on seynt Volantynys day Whan euery bryd comyth there to chese his make. Российская империя[ править править код ] В Российской империи день святого Валентина существовал и так же праздновался 14 февраля, несмотря на неодобрение Православной церковью [16] [ неавторитетный источник ]. Он был популярен среди российского дворянства. Девушки делали «валентинки» из шёлка, кружевные, пахнущие духами, с засушенными или живыми цветами, чтобы затем тайком подложить её в карман пальто избранника, передать с посыльным мальчиком или вручить лично [16] [ неавторитетный источник ]. Так же в этот день было принято устраивать балы , особенно если в доме были девушки на выданье. Тогда ещё приглашали и потенциальных женихов [17] [ неавторитетный источник ]. На балах в честь праздника была популярна игра.
В средние века святому Валентину особенно молились об исцелении от падучей болезни эпилепсии. Другие Валентины — кандидаты на роль покровителя влюблённых 14 февраля память священномученика Валентина Интерамнского чтит Католическая церковь. В Православии этого святого чествуют совершенно в другой день, а именно — 30 июля 12 августа по новому стилю , а на 14 февраля приходится память мученика Трифона. Также любопытно, что католики 14 февраля празднуют день памяти также святого мученика Валентина, пресвитера Римского и святого мученика Валентина Африканского. В сознании многих людей факты из житий всех трёх святых смешиваются в некий собирательный образ. Все три святых Валентина были мучениками, погибли за веру и любовь к Богу в первые века христианства и в древних житиях каждого из них нет никаких намёков на покровительство влюблённым. Он был казнён императором за публичное исповедание христианской веры и объявление ложными языческих богов. Перед казнью он исцелил слепую дочь префекта, после чего последний также уверовал во Христа. Вот как о последнем чуде пресвитера Валентина повествует «Золотая легенда» Иакова Ворагинского: «Тогда по молитве святого слепая дочь префекта прозрела, и Валентин обратил в веру Христову всех, кто был в этом доме. Император же приказал обезглавить Валентина в лето Господне 280-е». О жизни же и страданиях африканского мученика Валентина не известно ничего, кроме самого факта его мученической смерти за Христа. Как святой Валентин «стал» покровителем любящих сердец Православная энциклопедия сообщает , что мученические акты V-VI веков не содержат никаких упоминаний об особой помощи святого Валентина влюблённым и первые намёки об этом в литературе Западной Европы Джеффри Чосер и Джон Гауэр относятся к XIV-XV векам. Поэты говорят о том, что с 14 февраля «птицы начинают искать себе пару», но более вероятно, что празднование дня святого Валентина в сознании людей эпохи Возрождения заменило собой древнеримские Луперкалии — праздник женского плодородия. Древние Луперкалии также приходились на середину февраля и были запрещены при римском папе Геласии I 492-496. В их истории нет ничего романтического: после жертвоприношений Фавну из кожи жертвенных животных делали бичи и пороли женщин детородного возраста с целью повышения рождаемости.
Церковные историки не смогли дать на этот вопрос точного ответа: уж слишком мало было достоверных данных о святых. И к делу подключилось «народное мифотворчество». Среди множества историй Иакова была и такая: мол, римский император Клавдий II запретил своим легионерам жениться, чтобы они всецело посвятили себя службе. Почитатели Валентина со временем додумали рассказ Иакова: раз Валентин — современник Клавдия, значит, как христианский священник, тайно благословлял браки солдат с любимыми женщинами, чем и навлек на себя репрессии. Таким образом, получалось, что покровитель влюбленных — св. Валентин Интерамский, ведь он — единственный из трех мучеников, у которого известен год кончины, 269, как раз во время правления Клавдия. Даже до настоящего времени эту легенду можно увидеть как в Википедии, так и на некоторых православных сайтах. Вот только правда в ней лишь одно — Валентин из Интарамны и Клавдий действительно современники. Но, как хорошо известно историкам, никакие браки Клавдий легионерам не запрещал. Это — установление более раннее, времен Октавиана Августа. И отменено оно примерно за 100 лет до мученической кончины Валентина. А ему «тайно благословлять» брачные союзы попросту не было необходимости. Другая версия Согласно ей, покровитель влюбленных — Римский мученик, бывший даже патрицием, и, видимо, одновременно христианским священником, который благословил брак своих христиан-слуг, за что и был взят на мучения вместе с ними. По этой легенде Валентин написал паре прощальное письмо на листке в форме сердца, благословил их любовь и подвиг. Но и эта романтическая легенда также лишена исторических оснований: хотя бы потому, что Таинство Брака появляется как церковное лишь спустя несколько веков. А до этого христианская пара просто брала благословение епископа, после чего заключала брак по законам и обычаям, принятым в Риме. И никого «тайно венчать » патриций Валентин никак не мог. Фантазии на тему Современная, уже пост-христианская, западная культура ныне увлеченно пытается переписать историю почти двухтысячелетней давности. Теперь к явно исторически недостоверным данным о Валентине-священнике, тайно совершавшем бракосочетания, добавились подробности: мол, он «венчал однополые браки» римских легионеров, среди которых было немало мужчин нетрадиционной ориентации, вообще — покровитель геев… Что ж, в Римской империи явление это действительно было не редкостью, что, кстати, говорило о тяжелом духовном упадке и близости разрушения, что впоследствии и совершилось. Но чтобы «венчал» подобные «браки» христианин? Вот слова Апостола Павла, обращенные к его духовным детям, живущим среди преданного разврату мира: «Не обманывайтесь: ни блудники, ни идолослужители, ни прелюбодеи, ни малакии, ни мужеложники,ни воры, ни лихоимцы, ни пьяницы, ни злоречивые, ни хищники — Царства Божия не наследуют.