У праздника Пасхи для христиан есть определенные правила: мы не можем праздновать Пасху раньше еврейского праздника Песах.
Пасха. История и традиции главного праздника христиан
И даже забыл, когда в последний раз исповедовался и причащался. Понятно, что у нас всегда найдутся веские причины, почему абонент занят или недоступен, когда Господь зовет в храм. И что, Бог ответит нам тем же? Отлучая от радости Воскресения Христова? Как ни странно, нет. Да, когда мы отсутствуем на важнейших богослужениях, не приходим на Божественную литургию, не причащаемся, то есть не принимаем Тела и Крови Господних, мы сами себя отлучаем от Христа. То есть пришедших к Господу не рано утром, а за час до полуночи, едва ли не в последний миг.
Прилежные и ленивые, день почтите. Постившиеся и непостившиеся, возвеселитесь… Никто да не рыдает о своем убожестве, ибо явилось общее царство. Никто да не плачет о своих прегрешениях, ибо прощение от гроба воссияло. Она выше земных представлений о справедливости. И это крайне важно. Что делать нельзя?
Но вот их-то точно нарушать не рекомендуется — опасно, чревато. Пасха — время, отведенное для радости о победе Христа над смертью.
В Страстную Субботу хозяйки устраивают настоящее соревнование: чья пасха самая хорошая, красивая и тщательно берегут секрет её приготовления. В Пасхальное воскресенье все домочадцы и домашние животные кроме кошек получают по куску освящённого хлеба. В праздничное утро на стол ставят всё лучшее, а в центре обязательно должен быть выпеченный из муки или сделанный из растопленного сахара агнец — символ Воскресения Иисуса Христа» [6; с. Таким образом, описав некоторые традиции в зарубежных странах, считаем необходимым перейти к описанию русских пасхальных обычаев и традиций.
Пасхальные традиции на Руси Пасха Христова в России к началу XX века приобрела устойчивые традиции празднования в каждой христианской семье. Так, например, «с приготовлением и употреблением той или иной пасхальной еды были связаны различные предсказания, поверья, гадания. Также смотрели, как поднимается кулич, будет ли ровной корочка. Если на поверхности кулича получались вмятины, углубления, то это означало, что в доме будет несчастье» [5; 96]. О судьбе гадали и по яйцам, разбивая определённым образом скорлупу. Остатки пасхальной пищи — крошки, скорлупу — никогда не выбрасывали например, клали в зёрна для посева, разбрасывали по огороду.
Пасхальный завтрак проходил обычно в узком семейном кругу, так как ходить в гости в первый день Пасхи было не принято. Первое пасхальное яйцо часто съедали всей семьёй, разделив его по числу домочадцев. Следует отметить, что эта традиция до сих пор существует во многих семьях. У западных славян на пасхальной неделе практиковались массовые молодёжные обливания. Понедельник был мужским днём парни, мальчики, мужчины обливали девушек и женщин , а вторник — женским. У восточных славян в течение всей пасхальной недели любой мог подняться на колокольню и звонить в колокола, благодаря чему пасхальная неделя получила название «Звонильной».
На пасхальной или следующей за ней Фоминой неделях имело место массовое поминовение умерших. В настоящее время этот день известен многим как Родительский день, но смысл его не изменён. Приготовления кпразднику Во многих литературных источниках отмечается, что подготовка к празднику Светлого Христова Воскресения издавна создавала в каждой семье удивительную атмосферу любви, согласия и единения. К празднованию Пасхи нужно готовиться заранее. Так, церковь готовит верующих к самому главному празднику семинедельным постом — временем покаяния и духовного очищения. Благоговейная, исполненная особого смысла тишина устанавливалась в домах на Страстной неделе.
Церковь вспоминала события земной жизни Христа, христиане обращались к последним дням Спасителя на земле. В это время шалить было особенно грешно. Детей усаживали читать Евангелие. В детских журналах того времени печатались стихи, рассказы, повести, посвящённые Пасхе» [13; с. Особое значение имеют последние четыре дня Великого поста: Чистый Четверг, Страстная Пятница, субботний вечер и Пасхальное Воскресение. У христиан в Чистый Четверг и сейчас существует обычай очищаться перед большим праздником.
Как известно, самыми распространёнными формами очищения водой и сегодня являются купание и обливание. Раньше в Чистый Четверг детям стригли первые волосы. В этот день традиционно убирали в доме, начинали готовить пасхальные блюда. Традиционная уборка в Чистый Четверг существует и в настоящее время. В субботу заканчиваются последние приготовления к празднику Воскресения Христова, когда дом уже сияет чистотой, а на столе лежат крашеные яйца и ароматно пахнут куличи. Перед его началом в храмах зажигаются все светильники, и люди, находящиеся в храме, стоят со свечами в знак особой духовной радости.
Со времён апостолов пасхальное богослужение совершается ночью» [12; с. Крёстный ход, совершаемый в пасхальную ночь, — это шествие Церкви на встречу воскресшему Спасителю. Крестный ход совершается вокруг храма, при непрерывном звоне колоколов. Впереди крестного хода несут фонарь, за ним запрестольный крест, запрестольный образ Божьей Матери, далее идут двумя рядами, попарно, хоругвеносцы, певцы, свещеносцы со свечами, диаконы со своими свечами и кадильницами и за ними священники. В последней паре священников идущий справа несёт Евангелие, а идущий слева — икону Воскресенья. Завершает шествие предстоятель храма с трисвешником и Крестом в левой руке» [6; 111].
Суббота сменяется светлым Христовым Воскресеньем. Пасхальный стол Ни для кого уже не секрет, что «на Пасху большое место занимает обрядовая еда, которая включает в себя «пасху» из творога с маслом, сахаром, яйцами и изюмом, куличи и крашеные яйца. Кулич, пасха и яйца должны быть готовы к субботе, когда всё это несут в церковь, чтобы освятить. Приготовлялся также артос — большой, раскрашенный и позолоченный хлеб, в середине которого изображался либо крест, либо само Воскресенье Христово» [9; с. В нашей работе мы предлагаем Вашему вниманию несколько рецептов традиционных пасхальных блюд, которые, без сомнения, украсят Ваш праздничный стол. Даже купленные в магазине куличи, украшенные домашней глазурью и обильно посыпанные разноцветным сахаром, будут выглядеть оригинально.
Творожные пасхи, сделанные в специальной форме, тоже являются главным украшением пасхального стола» [6; с. Можно украсить крест на пасхе разноцветными цукатами, на пасху и куличи поставить красные свечечки, а под тарелочки вырезать бумажные цветные салфетки. Для подготовки пасхальных яств к освящению в храме, необходимо приготовить заранее картонные коробки, украсить их разноцветными бумажными салфетками. Можно также приготовить специальные корзиночки или картонки для того, чтобы положить в них подарки для детей из детского дома. В Церкви в пасхальные дни всегда есть возможность передать подарки детям и бедным. К пасхальному столу, как правило, собирается много родных и друзей.
Хорошо, если есть возможность каждому приготовить пасхальный подарок: красивое яичко и маленький куличик. Можно заранее приготовить корзиночки с проросшей зеленью и среди зелени разместить яички и кулич на салфетке. На фоне зелёной травки крашеные яйца еще ярче, а такую тарелку с травой легко приготовить самим. За 10 дней до Пасхи на красивую глубокую тарелку или блюдо овальной или круглой формы надо насыпать немного земли, с землей смешать пшеничные зерна, или зерна овса, или кресс-салата. Полить смесь, так чтобы она была, как жидкая кашица и держать ее в теплой комнате, очень влажной. Когда семена начнут прорастать, травинки будут тянуться к свету и тарелки надо часто поворачивать, чтобы трава росла прямо.
К Пасхе тарелка будет покрыта густой зеленой травкой, на которую можно положить крашеные яички. Рецепты пасхальных блюд Студень традиционное блюдо пасхального стола. Субпродукты — 1 кг, морковь — 60 г, лук репчатый — 60 г, петрушка, лавровый лист, перец, чеснок, соль по вкусу. Говяжьи, свиные, бараньи ножки, головы опалить, разрезать на части, кости разрубить, вымочить в холодной воде в течение 3—4 часов, хорошо вымыть, залить холодной водой на 1 кг субпродуктов 2 л воды и варить при слабом кипении в течение 6—8 часов, периодически снимая жир, прибавить морковь и специи. Отделить мякоть от костей, мелко порубить, соединить с бульоном, посолить и дать прокипеть. Можно добавить чеснок, затем охладить и разлить в тарелки или формы.
Подавать с хреном. Перед подачей окунуть форму в горячую воду, выложить студень на блюдо. Кулич пасхальный. Развести опару на 3 ст. Поставить её в тепло. Растереть 5 желтков с 2 ст.
Когда опара подойдёт, положить в неё растёртые желтки, вбить в неё еще 2 яйца, влить 0,5 ст. Выбить тесто хорошенько на столе, всыпать в него 1,5 ст. Утром побить ещё и дать полежать. Из этого количества теста выйдут 2 кулича. Кулич царский. Развести 50 г дрожжей в стакане сливок и поставить из них густую опару на 600 г пшеничной муки, 2 ст.
Хорошо выбить тесто и оставить подниматься на 1,5—2 часа. Потом снова вымесить тесто, положить в смазанную маслом и толчеными сухарями высокую форму. Куличи из такого сдобного теста лучше выпекать в небольших формах. Кулич соблепиховым соком. Яйца, масло и молоко смешать, добавить сахар и всю массу тщательно растереть добела. Затем добавить разведённые в небольшом количестве молока дрожжи и половину муки, замесить тесто и дать ему подняться.
После этого добавить облепиховый сок и оставшуюся муку, хорошо вымесить и снова дать подняться. После того, как уложенное в формы тесто поднимется, их устанавливают в разогретую духовку. Формы достают из духовки, остужают и после этого вынимают из них куличи. Верх кулича можно покрыть глазурью. Для приготовления глазури понадобится 1 яйцо и 4 ст. Всё взбивают до состояния пышной пены.
Пасха скурагой. Курагу промыть и залить небольшим количеством воды, добавить сахар и отварить. Творог хорошо отжать, смешать с курагой. Полученную массу протереть через сито и тщательно размешать. Затем завернуть в плотную ткань, уложить под гнёт в холодном месте и выдержать 3—4 часа. Сформировать пасху и украсить цукатами, черносливом, курагой.
Пасха скрутыми желтками. Протереть дважды творог через сито с желтками и сл. К полученной массе добавить сливки, взбитые с сахарной пудрой, перемешать. Массу положить в пасочницу и поставить в холодильник. Пасха со сгущённым молоком. Протереть творог через сито.
И тогда яйцо в руках Магдалины покраснело. Увидев это, Тиберий произнес: «Воистину воскрес! Пасхальный стол Стол на праздник принято накрывать богато и разнообразно. Знаковое блюдо — пасхальный кулич — высокий и круглый сладкий хлеб, верхушку которого украшают белковым кремом и цветной посыпкой. На праздничном столе пасхальный кулич символизирует Божие присутствие в мире и в человеческой жизни. Еще одно знаковое блюдо называется так же, как и праздник — пасха. Оно делается из творога с добавлением изюма, кураги, цукатов. Обычно пасха формируется в виде пирамиды и украшается буквами «ХВ». Творожная пасха является прообразом Царства Небесного, а его форма — в виде горы — символизирует основание нового небесного Иерусалима.
Иногда вся седмица именуется как бы одним Светлым Праздником Пасхи. В этой христианской традиции можно видеть связь с ветхозаветным обрядом , согласно которому праздник иудейской Пасхи соединялся с праздником Опресноков, длившемся с 15 по 21 число месяца Нисана с одной стороны, этот праздник, отмечаемый ежегодно, должен был напоминать сынам Израиля о событиях исхода их народа из Египта; с другой стороны, он связывался с началом жатвы. В продолжении Светлой седмицы богослужение в храмах осуществляется при распахнутых Царских вратах — в ознаменование того, что Спаситель , через Воскресение, победу над адом и смертью, раскрыл людям врата Небесного Рая. Отдание Пасхи бывает в среду 6-й седмицы, в соответствии с тем, что до Дня Своего Вознесения Восставший из Гроба Господь, ходя по земле, являл себя людям, свидетельствуя о Своём Воскресении. Всего до дня отдания Пасхи — насчитывается шесть Недель: первая — Пасхальная; вторая — Фомина; третья — святых жен-мироносиц; четвертая — о расслабленном; пятая — о самаряныне; шестая — о слепом. В продолжении данного периода особо воспевается Божественное достоинство Христа, вспоминаются совершённые Им чудеса см. Можно ли поздравлять с Пасхой людей другой веры? Пасха Христова — самый торжественный и великий Праздник Вселенской Церкви по метафорическому высказыванию святых отцов, он настолько же превосходит все прочие церковные Праздники, насколько сияние солнца превосходит сияние звёзд. Учитывая, что Сын Божий пришёл в мир, воплотился, учил, страдал, принял Крестную смерть и воскрес ради спасения всех без исключения людей, можно с уверенностью говорить, что Пасха Христова, в той или иной мере, касается каждого человека хоть христианина, хоть атеиста : двери Царства Небесного отворяются, через веру , для всех. В этой связи приветствовать иноверцев и даже безбожников словами Пасхального провозвестия «Христос воскрес! В принципе Божьим законом это не возбраняется. Ведь в данном приветствии содержится главная мысль Апостольской проповеди, звучавшей, по слову Христа, по всей ойкумене, для всех народов земли Мф. Так, равноапостольная Мария Магдалина, посетив Рим, приветствовала императора-язычника Тиверия именно этим провозвестием. Другое дело, что далеко не каждый иноверец или безбожник готов отреагировать на пасхальное поздравление если не с радостью, то по крайней мере спокойно. В ряде случаев, подобного рода приветствия могут спровоцировать раздражение, ярость, буйство и гнев. Стало быть, иногда, вместо пасхального приветствия того или иного человека уместно буквально исполнить слова Иисуса Христа: «Не давайте святыни псам и не бросайте жемчуга вашего перед свиньями, чтобы они не попрали его ногами своими и, обратившись, не растерзали вас» Мф. Здесь неплохо учитывать опыт апостола Павла, который, по его собственному признанию, проповедуя веру Христову, старался подстраиваться под обстоятельства и психологическое состояние людей, будучи для Иудеев — как Иудей, ради приобретения Иудеев; для подзаконных — как подзаконный, ради приобретения подзаконных; для чуждых закона — как чуждый закона не будучи, однако же, сам чужд Божьему закону — чтобы приобрести чуждых закона; для немощных — как немощный, ради приобретения немощных. Для всех он сделался всем, чтобы спасти хотя бы некоторых из них 1Кор. Можно ли работать и совершать уборку в пасхальные дни? К Празднику Пасхи принято готовиться заблаговременно. Это значит, что ту работу, которую можно выполнить заранее — лучше сделать заранее. Работу же, не связанную с Праздником и не требующую немедленного выполнения, лучше на время Праздника отложить. Так, например, древний христианский памятник «Постановления апостольские» даёт твёрдое указание, что ни в Страстную седмицу, ни в следующую за нею Пасхальную Светлую седмицу «да не работают рабы» Постановления апостольские. Положим, есть много видов профессиональной, служебной и общественной деятельности, требующих непременного участия того или иного человека вне зависимости от его желания и от церковного календаря. К такого рода деятельности относятся: правоохранительная, военная, врачебная, транспортная, противопожарная и пр. Иногда применительно к этого рода работам в Праздничный день не лишне вспоминать слова Христа: «отдавайте кесарево кесарю, а Божие Богу» Мф. С другой стороны, исключения относительно работы могут встречаться даже и тогда, когда речь идёт о таких повседневных трудах как уборка по дому, мытьё посуды. В самом деле, неужели, если во время Праздника Пасхи стол наполнится грязными тарелками, ложками, чашками, вилками, пищевыми отходами, а пол, вдруг, некстати зальётся каким-либо напитком, всё это нужно будет оставить как есть вплоть до окончания Пасхальных торжеств? С чем связана традиция освящения хлеба — артоса? В Светлый День Пасхи, в конце Божественной Литургии после заамвонной молитвы совершается торжественное освящение особой просфоры — артос а в буквальном переводе с греческого «артос» означает «хлеб»; в соответствии со смыслом наименования Пасхи Песах — переход как перехода от смерти к жизни, в соответствии со следствием Воскресения как Победы Христа над адом и смертью, на артосе запечатлевается Крест, увенчанный тернием, знамение победы над смертью, или же образ Воскресения. Как правило артос полагается на аналое напротив иконы Спасителя, где, затем, пребывает в продолжении Светлой седмицы. Во время совершения крестного хода верующие обыкновенно носят и артос. По традиции, сложившейся и утвердившейся в монастырях, после Литургии артос благоговейно переносится в трапезную, где бывает его возношение, после чего он вновь возвращается в храм. На Светлую субботу, то есть в пятницу вечером, артос раздробляется; по окончании Литургии, в субботу, он раздаётся для потребления верующим. Как в продолжении Светлого Праздника верующие вкушают в своих домах пасхи, так в дни Светлой седмицы в домах Божьих — храмах Господних — предлежит этот освященный хлеб. В символическом смысле артос сопоставляется с ветхозаветным опресноками, которые надлежало вкушать, в продолжении пасхальной седмицы, Израильскому народу, после освобождения их десницею Божьей от египетского рабства Исх. Кроме того, практика освящения и хранения артоса служит напоминанием об апостолькой практике. Привыкнув вкушать хлеб вместе со Спасителем, во время Его земного служения, они, по Его Вознесении , уделяли Ему часть хлеба и полагали за трапезой. Сим символизировалось присутствие Христа среди них. Эту символическую линию можно усилить: служа образом Хлеба Небесного, то есть Христа Ин. Краткая история богослужения святой Пасхи Пасха как самостоятельный праздник годичного круга появляется примерно в середине II века. Совершались две литургии одна — в главной базилике Мартириум, другая — в ротонде Воскресения. Вечером на Пасху богослужение начиналось на Елеонской горе, затем шли на Сион. В Константинополе до X века совершалась служба, фактически тождественная современной литургии Великой Субботы. Однако в это же время появляется особый чин пасхального богослужения, который сначала совершался в монастырях, затем был воспринят приходами. Это — ранний вариант современной утрени и особых пасхальных часов. В чине пасхальной утрени основное место занимают пасхальный канон преподобного Иоанна Дамаскина и особые стихиры Пасхи. На раннем этапе до XII века в состав утрени входило великое славословие; впоследствии оно было опущено и утреня приобрела современный вид. Одним из позднейших элементов пасхального богослужения является крестный ход.
Как правильно праздновать Пасху, что надо сделать, а что делать нельзя
История Пасхи | Управа по Московскому району администрации г. Чебоксары | Когда в 2024 году православные верующие отмечают Пасху, каковы традиции, символы и приметы праздника — в материале «Вечерней Москвы». |
Великий праздник - Новости - МБУ "Библиотека" г. Новочебоксарск | Праздник Воскресения Христова называется Пасхою по имени ветхозаветного праздника, установленного в память избавления евреев от египетского рабства. |
Великий праздник
К полученной массе добавить сливки, взбитые с сахарной пудрой, перемешать. Массу положить в пасочницу и поставить в холодильник. Пасха со сгущённым молоком. Протереть творог через сито. Масло измельчить, добавить сахар. Творог, масло и ванилин растереть, добавить сметану, сгущенное молоко и хорошо промытый изюм.
Всё перемешать. Полученную массу поставить в холодильник. Пасха сырая. Протереть творог через сито, масло добела растереть с сахаром, добавить сметану и продолжать растирать до однородной массы. Массу соединить с творогом, посолить, всё перемешать и выложить в пасочницу.
Поставить в холодильник на 12 часов. Пасха сырная. Творог протереть через сито, растереть добела масло с сахаром, добавить сметану и растирать до полного растворения сахара. Полученную массу соединить с творогом, посолить, перемешать. Поставить на холод.
Пасха заварная. Дважды протереть творог через сито. Затем, непрерывно помешивая, довести до кипения масло, сметану и 3 яйца. Эту смесь влить в подготовленный творог, добавить оставшееся яйцо в соль. Полученную массу перемешать так, чтобы она стала однородной, выложить в пасочницу, накрыть блюдом и поставить в холодильник на 12 часов.
Пасха вареная. Все вышеперечисленное размешать, сложить в кастрюлю лучше с толстым дном , поставить на плиту, довести до горячего состояния, непрерывно помешивая. Убрав кастрюлю с жара, продолжать мешать пасху, пока не остынет, а затем сложить в деревянную форму, положить сверху гнет и оставить на сутки в прохладном месте. Пасха варёная царская. Творог со сл.
Массу, непрерывно помешивая, довести до кипения. Затем охладить, добавить сахар, изюм, миндаль, ванилин. Все перемешать, выложить и поставить в холодильник на сутки. Пасха сшоколадом. Шоколад натереть на терке, смешать с сахарной пудрой и отставить.
Затем взять творог, протереть через решето, смешать со сл. Все сложить в форму, застланную тонкой тканью кисеей, марлей , вынести на холод и положить под гнет. Через полтора суток пасху вынуть из формы и подавать к столу. Ванильная пасха. Хорошо спрессованный творог протирают сквозь решето, вливают в него постепенно сливки, смешивают, заворачивают на 12 часов в салфетку, салфетку связывают узлами и подвешивают, чтобы дать стечь образующейся в результате заквашивания сыворотке.
Затем в творог всыпают 1 ст. Такой пасхи должно хватить на 6—8 человек. Пасхальные яйца Крашеные яйца являются неизменным атрибутом Пасхи. Каждая хозяйка стремится наварить побольше яиц и обязательно их окрасить. Традиция красить яйца и одаривать ими друг друга на Пасху уходит корнями в глубь времён [1; с.
До последнего времени нам было известно только два вида пасхальных яиц — крашенки и писанки. Однако, благодаря изучению литературы по нашей теме, мы узнали, что есть ещё крапанки, драпанки и яйчата. Об этом, а также о способах окраски яиц пойдёт речь далее в нашей работе. Мы знаем, что красить яйца принято разными красками, но среди разноцветных яиц обязательно должны быть ярко красные. История сохранила нам такое предание.
Её победил Христос — Спаситель мира. Он воскрес Сам и воскресит каждого, кто поверит Ему и будет любить людей так же, как любит Он. Мария Магдалина дерзнула прийти с этой вестью к самому римскому императору Тиберию. Так как к императору не принято было приходить без подарков, а Мария ничего не имела, она принесла простое куриное яйцо» [10]. Конечно, выбрала она яйцо со смыслом.
Яйцо всегда было символом жизни: в крепкой скорлупе находится скрытая от глаз жизнь, которая в свой час вырвется из плена в виде маленького желтого цыпленочка. Но «когда Мария стала говорить Тиберию о том, что Иисус Христос также вырвался из смертельных оков и воскрес, император только рассмеялся: «Это также невозможно, как твоему белому яйцу превратиться в красное! Однако нам известно также и то, что яйцо всегда, с древних времён, считалось одновременно символом гроба и зарождением новой жизни, а церковная традиция всего лишь легла на уже существующую, более древнюю, языческую, причём бытовавшую не только в славянском мире, но и в Новом Свете. С тех пор в память об этом событии, символизирующем нашу веру в Воскресшего Господа, мы и красим яйца. Правда, только у славянских народов роспись яйца была возведена в «ранг искусства, достигнув богатства, сюжетов, тематик, цветовой гаммы, композиции, сложности рисунка и орнамента.
Окрашенные яйца называли крашенками, а расписанные разными узорами — писанками» [3]. На Руси больше были распространены первые, в то время как вторые — в других славянских землях. Крашенки— от слова красить. Красить яйца можно по-разному. В ранние времена, чтобы получить крашенку, яйца проваривали в отваре луковой шелухи, листьев молодой берёзы или, кофейной гуще, красили и травами, после чего обтирали растительным маслом до блеска для красоты.
Существовал также обычай красить яйца по-особому, когда обматывали их сухими листьями дуба, березы, крапивы, перевязывали нитками и варили. Получались красивые «мраморные» яйца. В настоящее время одни хозяйки варят яйца вкрутую, а затем на 10—15 минут погружают в раствор теплой воды с пищевым красителем, который можно купить в магазине. Другие хозяйки любят красить яйца в отваре луковой шелухи, которую собирают заранее. В зависимости от цвета шелухи окраска яиц получается от светло-рыжей до тёмно-коричневой.
Шелуху засыпают в кастрюлю и заливают водой. Когда смесь закипит, осторожно опускают в неё яйца и варят вкрутую, примерно 15—20 минут. Но если хочется, чтобы цвет был более насыщенным, шелухи берут больше, и варят её около получаса до того, как в отвар опускают яйца. Сегодня, для того чтобы яйца закрасились необычно и с орнаментом, можно приложить к ним что угодно, по принципу трафарета. Так, например, в некоторых семьях хранится обычай окрашивания яиц «в крапинку».
Для этого мокрые яйца обваливают в сухом рисе, заворачивают в марлю концы марли надо плотно завязать ниткой, чтобы рис прилип к яйцу и далее варят в луковой шелухе обычным способом. Чтобы яйца при варке не лопнули, их надо около часа подержать в тепле или при комнатной температуре, при варке в воду можно добавить столовую ложку соли. С писанками — расписными яйцами надо было потрудится. Писанки — это искусно расписанные пасхальные яйца. Так, мы выяснили, что украинские писанки являются настоящим произведением народного творчества.
Для рисунка писанки используют элементы растительного и животного орнамента, строго подчинённого форме яйца, геометрические фигуры. Нам стало известно, что «в каждой области Украины был свой характерный орнамент и цвет. В Прикарпатье яйца красили в желтый, красный и черный цвета, на Черниговщине — в красный, черный и белый, на Полтавщине — в желтый, светло-зеленый, белый. Писанку не рисовали, не расписывали, а писали на сыром курином яйце. Всякая линия на писанке — дуга.
Дуги образуют круги и овалы и, перекрещиваясь, делят поверхность яйца на поля, имя которым — крестильная сорочка писанки» [8; с. Сначала яйцо окуналось в желтую краску — «яблоньку», и держалось в ней в течение трех «отченашей». Каждый цвет узора защищался воском. К концу работы яйца превращались в черные мрачные колобки. Их опускали в горячую воду или подносили к огню.
Воск плавился, и рождалась писанка, как рождается солнышко из черноты ночи. Чтобы писанка сияла, ее смазывали жиром. Клали венчиком вокруг кулича — для Бога, на блюдо с зерном — для людей, а крашенки на проросшем овсе — для родителей. И три свечи горели в честь Отца и Сына и Духа Святого» [11; с. В некоторых районах «писали» яйца специальными маленьким крючком из проволоки, которую обмакивали в растопленный воск, после чего яйцо, помещённое в краску, прокрашивалось только в не закрытых воском местах.
От засухи на писанку наносили маленькие грабельки, а чтобы брак был счастливым, мать готовила дочке писанку с рушником» [14; с. В настоящее время искусство расписывать писанки возрождается. Восстанавливается забытая техника, появляются новые мастера. В городе Коломыя Ивано-Франковской области создан музей писанки. Для драпанки лучше брать яйца коричневого оттенка.
Скорлупа таких яиц прочнее, чем белых. Сначала яйца варят, затем красят в какой-нибудь цвет потемнее, потом сушат. Ажурный узор смотрится на драпанке красивее, если она выкрашена в тёмно-коричневый цвет. Узор наносят на скорлупу острым предметом — ножом, шилом, ножницами, толстой иглой.
Но в 1582 папа Григорий XIII для запада дал новую пасхалию, по которой Пасха празднуется там иногда на целый лунный месяц раньше, чем на востоке, так что иудейская Пасха бывает после григорианской, чего по определению первого Никейского Собора не должно быть» [6; с. Таким образом, мы выяснили, какова история замечательного пасхального праздника существует за рубежом. В этом параграфе пойдёт речь о том, как этот праздник пришёл на русскую землю. Однозначного и конкретного ответа на вопрос о сроках и особенностях появления пасхального праздника у нас в России нам не встретилось.
Но стало известно, что «на Руси Страстная неделя и Пасха слились с древнеславянским многодневным весенним праздником. Основным содержанием весеннего праздника славян было чествование духов предков и жертвоприношение полевым и растительным божествам. Очистительные магические обряды, по верованиям славян, должны были избавлять людей, поля, скот от нечистой силы, обезвреживать её. Люди думали, что отправление их обеспечит хороший урожай хлебов, здоровый приплод скота, благополучие в семьях» [3]. Известно также, что, «как и все другие древнеславянские праздники, весеннее празднество носило общинный характер. Собравшаяся на праздник община решала сначала важнейшие хозяйственные вопросы, а затем начинались общее пиршество и игрища» [3]. Пережитки древнеславянских обрядов весеннего празднества и поверий, связанных с ним, во множестве сохранились до наших дней в обрядах и обычаях праздника Пасхи. Первоначальное их значение забылось, и поэтому православная церковь даёт им своё толкование и объяснение.
Именно об этом пойдёт речь в следующих параграфах нашей работе, где мы расскажем о пасхальных обычаях и традициях за рубежом и в России. Пасхальные обычаи итрадиции народов мира Праздник светлой Пасхи отмечается не только в России. Известно, что «Христово Воскресение празднуют в Германии, Польше, Франции и других западноевропейских и скандинавских странах, а также странах США» [6; с. Прежде чем перейти к описанию традиций и обычаев, следует по-нашему мнению, отметить, что в качестве традиций выступают определённые нормы поведения, ценности, обычаи, обряды. Традиции эти в разных странах хранятся из века в век, передаются из поколения в поколение. В Германии, как в России, «Пасха не имеет определённого дня празднования — как правило, это воскресенье после первого весеннего полнолуния. С принятием в Германии христианства яйцо стало символом новой жизни и Нового Завета. Ещё один, непривычный для нас, символ немецкой Пасхи — обыкновенный обитатель лесов и полей — заяц, который и несёт праздничные яйца, потому как считалось, что простые куры их нести не могут.
Утром в Пасхальное Воскресенье, после богослужения дети и молодежь обходят дома с песнями и поздравлениями. Надо отметить, что традиционные пасхальные развлечения в Германии ничем не отличаются от наших. Наиболее популярными у немцев являются игры с крашенками: их бросают друг в друга, катают по наклонной плоскости, разбивают, разбрасывая скорлупу. Ещё одно развлечение для детей — искать спрятанные яйца в траве во время прогулки, где их спрятали родители. Освящённые в церкви распустившиеся ветки принято украшать сладостями, фруктами, лентами, дарить их родным и близким. Такие ветки долгое время служат украшением в доме: их прикрепляют к изголовью у постели, у распятий, очагов каминов. Засушенные ветки долго хранят и используют как обереги при непогоде, грозе, болезнях. Даже подарки в этот день особые — в магазинах можно найти множество искусственных яиц на любой вкус и игрушечных зайцев, они иногда сделаны даже из шоколада.
В настоящее время Пасха в Германии всё меньше связывается с церковью и становится общенародным» [6; с. Пасха в Норвегии считается главным церковным праздником. Один из них — возжигание Пасхального очага. Считалось, что тот, у кого первого пойдёт из трубы дымок, никак не обойдётся без падежа скота. Поэтому крестьяне всячески хитрили, чтобы обмануть соседей и заставить кого-либо из них «задымить» первым. Пасхальный дым также играл роль предсказателя — в какую сторону он шёл, оттуда и нужно было ждать неприятностей. В норвежских деревнях раньше существовал обычай «крестить» в этот день домашних животных. Обряд, как правило, проводили вечером.
Эти церемонии взрослые доверяли детям и проводили для того, чтобы защитить животных от нечистой силы. Как во многих странах мира, в Норвегии яйцо — главное украшение пасхального стола. Их используют и для украшения дома, и в качестве сувениров, которые делают из дерева, металла, папье-маше, расписывают узорами, оборачивают золотой фольгой. Их используют как футляры для подарков и сладостей, в них кладут марципаны и сушёные фрукты, сердечки и любовные записки, духи... Перед Пасхой можно купить любимое праздничное лакомство детей — марципановые яйца в шоколадной глазури. Кроме яйца, традиционными символами норвежской Пасхи считаются ягнёнок, символизирующий Христа, добровольно принёсшего себя в жертву, и заяц — символ весеннего плодородия» [6; с. В Чехии и сегодня сохранились многие традиции Пасхи. Одна из них, «плетение пасхальной плётки из ивовых прутьев, которой нужно слегка хлестнуть девушку, чтобы она была здоровой и красивой весь год.
Пасхальными символами Чехии являются пасхальный барашек, или пасхальный заяц. В наши дни за 3 недели до Пасхи в Чехии начинаются Пасхальные ярмарки, которые проходят на главных площадях Праги. Можно купить не только различные сувениры — фигурки из дерева и других материалов, цветные платки, венки, бумажные цветы, но и различные пасхальные угощения. Это разноцветные глазированные пряники, калачи, кексы, плетёнки, каша с мёдом, традиционное медовое вино с привкусом миндаля или ванили. Помимо сладостей предлагаются такие традиционные блюда, как колбасы с хреном и горчицей» [6; с. В Швеции «праздник Пасхи празднуют своеобразно — за неделю до наступления праздника девочки наряжаются нечистой силой. Одетые колдуньями они ходят по улицам и выпрашивают сладости. Это очень напоминает Хеллоуин.
Этот обычай очень древний, он возник в Швеции на почве суеверных представлений, т. Жители украшают свои дома пасхальными цветами — жёлтым, зелёным и белым, расставляют жёлтых цыплят в зелёном и белом обрамлении из нарядных перьев. Яйца делают даже из картона, а внутрь каждого кладут по большой, красивой конфете. Обычно устраиваются фейерверки, так как считается, что шум отпугивает дьявола и колдунов, изгоняя их чары» [6; с. Для приготовления этого праздничного блюда понадобится всего-то 5 000 яиц, 8 л растительного масла, огромный сноп укропа, 80 зелёных перцев, огромное количество высушенного зеленого лука, 25 кг лука, 25 кг сл. Каждый год ранним утром тысячи людей приходят к собору Святого Патрика — главному католическому храму Нью-Йорка. На их головах головные уборы, самых разных форм, расцветок и размеров. Пасха — начало новой жизни, а в Америке начинать новую жизнь в старой одежде — плохая примета.
Поэтому приходилось обзавестись хотя бы новой шляпой. Эта традиция пришла в США из Европы. Позже, эта традиция переросла в уличное шествие для всех желающих, в котором принимают участие профессиональные клоуны и дрессированные животные. Парад шляп проводится в Нью-Йорке всегда — независимо от политических и климатических условий. Потому что проблем всегда было и будет множество, но жизнь весной обязательно возрождается» [6; с. В Польше «в ночь перед Масленицей принято устраивать трапезы в честь наступающего 40-дневного Великого поста. Первый день Великого поста здесь называют Пепельной средой, когда священник обсыпает верующих освящённым пеплом, который является символом смирения. В Страстную пятницу соблюдаются такие же обычаи, что и в день смерти кого-либо из обитателей дома: нельзя резать скот, печь хлеб, пользоваться расчёской.
В доме завешивают все имеющиеся зеркала. Страстная Пятница — день траура. В Страстную Субботу хозяйки устраивают настоящее соревнование: чья пасха самая хорошая, красивая и тщательно берегут секрет её приготовления. В Пасхальное воскресенье все домочадцы и домашние животные кроме кошек получают по куску освящённого хлеба. В праздничное утро на стол ставят всё лучшее, а в центре обязательно должен быть выпеченный из муки или сделанный из растопленного сахара агнец — символ Воскресения Иисуса Христа» [6; с. Таким образом, описав некоторые традиции в зарубежных странах, считаем необходимым перейти к описанию русских пасхальных обычаев и традиций. Пасхальные традиции на Руси Пасха Христова в России к началу XX века приобрела устойчивые традиции празднования в каждой христианской семье. Так, например, «с приготовлением и употреблением той или иной пасхальной еды были связаны различные предсказания, поверья, гадания.
Также смотрели, как поднимается кулич, будет ли ровной корочка. Если на поверхности кулича получались вмятины, углубления, то это означало, что в доме будет несчастье» [5; 96]. О судьбе гадали и по яйцам, разбивая определённым образом скорлупу. Остатки пасхальной пищи — крошки, скорлупу — никогда не выбрасывали например, клали в зёрна для посева, разбрасывали по огороду. Пасхальный завтрак проходил обычно в узком семейном кругу, так как ходить в гости в первый день Пасхи было не принято. Первое пасхальное яйцо часто съедали всей семьёй, разделив его по числу домочадцев. Следует отметить, что эта традиция до сих пор существует во многих семьях. У западных славян на пасхальной неделе практиковались массовые молодёжные обливания.
Понедельник был мужским днём парни, мальчики, мужчины обливали девушек и женщин , а вторник — женским. У восточных славян в течение всей пасхальной недели любой мог подняться на колокольню и звонить в колокола, благодаря чему пасхальная неделя получила название «Звонильной». На пасхальной или следующей за ней Фоминой неделях имело место массовое поминовение умерших. В настоящее время этот день известен многим как Родительский день, но смысл его не изменён. Приготовления кпразднику Во многих литературных источниках отмечается, что подготовка к празднику Светлого Христова Воскресения издавна создавала в каждой семье удивительную атмосферу любви, согласия и единения. К празднованию Пасхи нужно готовиться заранее. Так, церковь готовит верующих к самому главному празднику семинедельным постом — временем покаяния и духовного очищения. Благоговейная, исполненная особого смысла тишина устанавливалась в домах на Страстной неделе.
Церковь вспоминала события земной жизни Христа, христиане обращались к последним дням Спасителя на земле. В это время шалить было особенно грешно. Детей усаживали читать Евангелие. В детских журналах того времени печатались стихи, рассказы, повести, посвящённые Пасхе» [13; с. Особое значение имеют последние четыре дня Великого поста: Чистый Четверг, Страстная Пятница, субботний вечер и Пасхальное Воскресение. У христиан в Чистый Четверг и сейчас существует обычай очищаться перед большим праздником. Как известно, самыми распространёнными формами очищения водой и сегодня являются купание и обливание. Раньше в Чистый Четверг детям стригли первые волосы.
Обычаи и традиции Пасхи: Перед Пасхой принято делать генеральную уборку в доме, мыть окна, вешать чистые занавески. Приготовления следует закончить к Страстной Пятнице. Выпечку куличей и крашение яиц также стараются закончить к пятнице. Верующие приносят с собой выпечку и крашеные яйца для освящения. Люди, встречаясь, говорят: «Христос Воскресе» - «Воистину Воскресе» и троекратно целуются. Принято дарить близким пасхальные яйца в нарядной упаковке с надписью ХВ «Христос Воскрес».
С этого дня заканчивается пост, и верующие после службы в церкви спешат к праздничному столу «разговеться». Пасхальный стол накрывают с обязательным присутствием куличей, разноцветных яиц, творожной пасхи. Снят запрет на мясные и молочные блюда, и хозяйки стараются порадовать домашних вкусными яствами.
В этом смысле христианская Пасха означает переход от смерти к жизни, от греха к святости. Что празднуют на Пасху 2023Христианский праздник Пасха - это торжественное Воскресение Господа на третий день после его мучений и смерти на кресте. Иисус Христос умер на кресте в пятницу около трех часов дня после обеда, накануне еврейской Пасхи. Иосиф Аримафейский вместе с Никодимом сняли с креста тело Иисуса, помазали его благовонными веществами, завернули в полотно плащаницу и похоронили в каменной пещере. Вход в пещеру заложили большим камнем. После смерти Иисус сошел в ад со спасительной проповедью и вывел оттуда души уверовавших в него. На третий день после своей смерти, рано утром в воскресенье Иисус Христос воскрес из мертвых.
Воскресший Христос покинул пещеру, не отваливая камня и не нарушив первосвященнической печати. Ангел Господень, сошедший с неба, отвалил камень от двери гроба и сел на нем. Воскреснув, Иисус явился своей матери и ученикам. В течение последующих 40 дней он являлся около 500 верующим. На Пасху христиане празднуют избавление всех людей через Спасителя от рабства диаволу и дарование им жизни и вечного блаженства. Своей смертью он искупил все грехи, а Воскресением даровал вечную жизнь. Пасха: традиция освящения куличей и лучшие рецептыВоскресение Иисуса Христа - основа веры. Это первая, важнейшая, великая истина, возвещением которой апостолы начинали свою проповедь. От христианского праздника Пасхи происходит и современное название дня недели — воскресенье. Каждое воскресенье недели на протяжении всего года христиане особенно отмечают молитвой и торжественной службой в храме.
Воскресенье еще именуют "малой Пасхой". Традиции на ПасхуПразднование Пасхи начинается поздно вечером в субботу. Еще с древних времен принято бодрствовать в священную и предпраздничную ночь. Незадолго до полуночи во всех храмах служится полунощница, на которой иерей с диаконом исходят к плащанице и, совершив каждение окрест ее, относят ее в алтарь. Плащаницу полагают на святой Престол, где она должна оставаться до Отдания Пасхи. Пасхальную утреню начинают в 12 часов ночи. При приближении полуночи все священнослужители в полном облачении становятся по чину у Престола. Священнослужители и молящиеся в храме возжигают свечи. Совершается крестный ход - шествие Церкви навстречу воскресшему Спасителю. Затем церковнослужители и приход входят в храм, как жены-мироносицы пошли в Иерусалим возвестить ученикам о Воскресении Господа.
Во время праздничной службы священнослужители облачены в белые одежды. С наступлением Пасхи они одеваются в праздничные красные. На Пасху принято христосоваться - поздравлять друг друга с великим праздником словами "Христос Воскресе! Пасху следует отмечать с размахом и весельем. В праздник Пасхи начинается разговление после длительного 40-дневного Великого поста. Неотъемлемой частью Пасхи является праздничная утренняя трапеза. Первое, что принято есть в Светлое Воскресенье, это освященные крашеные яйца. А после утренней церковной службы - пасхальный кулич и пасху сладкое творожное блюдо с изюмом, курагой и цукатами. Яйца - символ пролитой крови Иисуса Христа, кулич - символ тела Господнего, пасха - символ гроба Господнего, из которого воссиял свет Христова Воскресения. Перед тем, как приступить к трапезе, верующие играют в битки: два игрока держат в руках по куриному яйцу и бьют их друг о друга, намереваясь разбить чужое, не разбив при этом свое.
Праздник весны, обновления, возрождения: православные отмечают Пасху
В Великий понедельник принято отказываться от всего лишнего и ненужного, и приводить в порядок все, что было сломано и требовало ремонта. Чистый вторник связан с традицией убирать свое жилище перед предстоящим праздником. В храмах в этот день вспоминают последние притчи Христа. Великая среда — день, когда Иуда Искариот предал своего учителя за 30 сребреников. По сути, это последний день перед тем, как Иисуса Христа схватили, судили и распяли. В Великую среду хозяйки собирают все для окрашивания яиц и опары для кулича, а также продолжают уборку. В Великий четверг — принято мыться, посещать службу в храме, а также наводить порядок дома и начинать готовиться к главному православному празднику. Считается, что в этот день вся уборка и подготовка к празднику должна быть завершена.
Страстная пятница — день распятия Иисуса Христа. По мнению православных священников, этот день следует посвятить молитве в храме, помогать больным и немощным. Великая суббота — погребение Иисуса. В этот день нужно помириться с теми, с кем в ссоре, простить обиды и попросить прощения. После полуночи с субботы на воскресенье верующие заканчивают пост и возвращаются к обычному питанию.
Если Литургия совершается собором священников, то Евангелие читается на разных языках, в знак того, что всем народам на земле «изыде вещание» о Господе. К особым пасхальным обрядам относится благословение артоса, «в честь и славу и воспоминание славного Воскресения» Господа нашего Иисуса Христа. Под именем артоса разумеется просфора с изображением на ней увенчанного тернием креста, как знамения победы Христа над смертью, или с изображением Воскресения Христова. Слово «артос» — греческое; по переводу на русский язык оно значит «хлеб». Историческое происхождение артоса таково. Апостолы, привыкшие вкушать трапезу вместе с Воскресшим Господом, по Вознесении Его на небо, памятуя Его заветные слова: «Аз с вами во вся дни», ощущали живой верой невидимое присутствие Господа в своих собраниях. Приступая к трапезе, они оставляли незанятым то место, на котором возлежал с ними Иисус Христос, а на столе против того места полагали, как бы для Него, часть хлеба, и каждый раз по окончании трапезы, вознося благодарение Богу, поднимали эту часть хлеба, говоря: «Христос воскресе». Когда же потом ученики Иисуса Христа разошлись в разные страны для благовествования Евангелия, они, по возможности, старались соблюдать этот обычай: каждый из святых апостолов, в какой бы стране ни находился, в новом обществе последователей Христовых приступая к трапезе, оставлял место и часть хлеба в честь Спасителя, а по окончании трапезы вместе с ними прославлял Воскресшего Господа, возвышая часть хлеба, положенную на память о Нем. Так сохранился в Церкви этот обычай и через ряд веков дошел до нашего времени. Артос, полагаемый во Святую Пасху в храме пред взорами верующих, должен служить к такому же напоминанию невидимого присутствия с нами Воскресшего Господа. Вместе с тем артос напоминает, что Иисус Христос крестной смертию и воскресением сделался истинным хлебом животным. Такое значение артоса и раскрывается в молитве на его освящение. Кроме того, в этой молитве священник, призывая благословение Божие на освящаемый артос, просит Господа исцелить всякий недуг и болезнь и подать здравие всем вкушающим артос. Приидите вси вернии, поклонимся Святому Христову Воскресению: се бо прииде Крестом радость всему миру. Всегда благословяще Господа, поем Воскресение Его: распятие бо претерпев, смертию смерть разруши. Воскрес Иисус из гроба, якоже прорече, даде нам живот вечный и велию милость. Песнопение праздника Небеса убо достойно да веселятся, земля же да радуется, да празднует же мир, видимый же весь и невидимый, Христос бо воста, веселие вечное. Тропарь Пасха священная нам показася; Пасха нова, святая; Пасха таинственная; Пасха всечестная; Пасха Христос Избавитель; Пасха непорочная; Пасха великая; Пасха верных; Пасха двери райския нам отверзающая; Пасха все освещающая верных. Стихира Светися, светися, новый Иерусалиме, слава бо Господня на тебе возсия. Ликуй ныне, и веселися Сионе. Ты же, Чистая, красуйся, Богородице, о восстании Рождества Твоего. Ирмос Аще и во гроб снизшел еси, Безсмертне, но адову разрушил еси силу, и воскресл еси, яко Победитель, Христе Боже, женам мироносицам вещавый: радуйтеся! И Твоим Апостолом мир даруяй, падшим подаяй воскресение. Оно было в начале у Бога. Все чрез Него начало быть, и без Него ничто не начало быть, что начало быть. В Нем была жизнь, и жизнь была свет человеков. И свет во тьме светит, и тьма не объяла его. Был человек, посланный от Бога; имя ему Иоанн. Он пришел для свидетельства, чтобы свидетельствовать о Свете, дабы все уверовали чрез него. Он не был свет, но был послан, чтобы свидетельствовать о Свете.
Традиции и обычаи Пасхи отличаются только в разных странах. В Германии Пасха — государственный праздник, у детей также каникулы в школе. Друг другу дарят не только традиционные крашеные яйца, но и пасхальных зайцев. Эта традиция пришла еще в XVI веке. Дети, как правило, находят крашеные яйца на Пасху у себя в саду. Рядом ставят шоколадного или игрушечного зайца, который «принес» их детям. Белая шерстка зайца — символ непорочности и чистоты. Италия — очень религиозная страна. Главные праздники — Рождество и Пасха. Здесь чаще всего дарят друг другу шоколадные яйца. Итальянцы на Пасху готовят не куличи, а коломбы. Коломба в переводе — «голубка». Готовится она из муки, сахара, цукатов на дрожжевом тесте. До Пасхи верующие итальянцы также соблюдают Великий пост. На Пасху Папа Римский лично произносит традиционную Пасхальную проповедь. На Пасху в 2023 году она прозвучит для католиков 9 апреля. В католических храмах накануне Пасхи проводят так называемую Литургию Света. От огромного костра, который разводят перед храмом, зажигают позже Пасхал, который вносят в костел на праздник. В Англии в день Великого Праздника принято помогать обездоленным. Богослужение у традиционных протестантов, лютеран, начинается с Пасхального приветствия. Пастор трижды произносит: «Христос воскрес! В этот день всегда совершается Евхаристия. Православные пасхальные богослужения Пасхальное богослужение начинается в 00:00 торжественным крестным ходом, Пасхальной утреней и продолжается Божественной литургией, освящением артоса. Крестный ход символизирует шествие всех верующих за Воскресшим Христом. Люди идут со словами: «Воскресение Твое, Христе Спасе, Ангели поют на небеси, и нас на земли сподоби чистым сердцем Тебе славити». Затем и духовенство и паства поют: «Христос воскресе из мертвых, смертию смерть поправ». Хор заканчивает словами «И сущим во гробех живот даровав».
Пещера была пуста, остались лишь пелена, в которую было завернуто тело «плащаница». Воскресение Христа было доказано многочисленными явлениями его в последующие 40 дней ученикам и простым людям. Ранние последователи христианства отмечали страстную пятницу и Воскресение каждую неделю, отчего, видимо, в русском языке седьмой день недели получил название воскресенья и является нерабочим. Впоследствии празднование Пасхи стало ежегодным и привязанным к солнечно-лунному календарю. Значение Пасхи: Празднование Воскресения Иисуса Христа имеет в христианстве особый смысл победы и торжества над смертью. Смерть уже не является концом всего, а становится дверью в Царство Божие. Поэтому в дни празднования Пасхи, а праздник длится целую неделю «Светлая седмица» , в храмах совершаются торжественные пасхальные богослужения, прославляющие победу Христа над смертью. Завершается праздник в следующее воскресенье, названное Антипасха или Красная горка. Жизнеутверждающий и позитивный настрой Пасхи несут даже неотъемлемые атрибуты праздника — нарядные куличи, пасхи и крашеные яйца, украшающие пасхальный стол.
Пасха. Светлое Христово Воскресение
Ребят познакомили с историей многовекового праздника, обычаями и традициями, рассказали, как издавна на Руси принято встречать Светлое Христово Воскресение, об играх и хороводах, о пасхальном столе — куличе, творожной пасхе, крашеных яйцах. Вниманию гимназистов были представлены познавательные видео-фильмы «Пасха», «Пасхальные обычаи». Одна из самых древних и добрых традиций — выпускать птиц на волю в честь Великого дня. Прозвучало поэтическое посвящение любимому православному весеннему празднику в исполнении гимназистов. Свое восхищение пасхальными символами и традициями юные крымчане карандашами и красками выразили в красочных рисунках. Загадки на Пасху — разного толка, они и про яйцо — непременный атрибут Светлого Воскресенья, про стряпанную пасху и даже про солнце.
Юным крымчанам рассказали о том, что в Республике Крым исторически сложилась многонациональная и многоконфессиональная общность народов, имеющих свой язык, культуру, религию и традиции, которые взаимно обогащают друг друга. Ребят познакомили с историей многовекового праздника, обычаями и традициями, рассказали, как издавна на Руси принято встречать Светлое Христово Воскресение, об играх и хороводах, о пасхальном столе — куличе, творожной пасхе, крашеных яйцах. Вниманию гимназистов были представлены познавательные видео-фильмы «Пасха», «Пасхальные обычаи». Одна из самых древних и добрых традиций — выпускать птиц на волю в честь Великого дня.
Прозвучало поэтическое посвящение любимому православному весеннему празднику в исполнении гимназистов. Свое восхищение пасхальными символами и традициями юные крымчане карандашами и красками выразили в красочных рисунках.
Почему на Пасху бьются яйцами? По одной из версий считается, что скорлупа изображает оковы, которые нужно разбить и победить смерть. Агнец — символизирует Христа как жертву, которая принесена за наши грехи. Также ассоциируется с бараниной, приготовленной во время первой Пасхи. Цветы — они олицетворяют новое существование. Особенно распространены нарциссы, тюльпаны и гиацинты.
Крест — воскрешение из мертвых. Кулич и вино — напоминают нам о плоти и крови Божьего сына. Традиционные пасхальные блюда Традиции празднования Пасхи в России заключаются не только в церковных песнопениях, но и в пище, которая будет подана на стол. Великая радость — это время, когда во многих городах люди готовят кушанья и угощают ими близких людей. Некоторые из наиболее популярных продуктов включают: Яйца. Символ новой жизни, поэтому они являются основным ингредиентом многих угощений. Например, в Италии их едят с горчицей, а в России красят в яркие цвета. Хозяйки пекут сдобу.
В Германии любима всеми булочка Osterbrot, а в нашей культуре — куличи. Баран — это символ жертвы, совершенной Сыном Господним, поэтому является типичным священным угощением в Италии, Греции и Испании. В Великобритании аутентичным считается Simnel Cake. Эта сдоба содержит изюм, цукаты и специи, а на его верхушке находятся марципановые шары. Франция и Швейцария очень уважают любые виды сыра, которые обычно подают с фруктами, орехами и вином. Это лишь некоторые из многих кушаний, которые готовят в разных точках Земли. Каждая культура имеет свои уникальные рецепты, которые передаются из поколения в поколение и отражают национальный дух и культуру. Все Вазы для фруктов и конфет Приметы и поверья на Пасху Пасхальное воскресенье сопровождается множеством действий, примет и поверий, которые хранятся в народной памяти уже многие столетия, среди которых: Раскрашивание яиц.
По поверью, красиво расписанные яички приносят удачу и благополучие в жилище. Приготовление домашней сдобы с глазурью. Верится, что если вы испекли кулич и раздали его близким и друзьям, то удача и благополучие будут сопутствовать вашей семье очень долго. Украшение комнат. Цветами, вербами и всевозможной зеленью. Это делается для того, чтобы в доме была особая атмосфера, а также для отпугивания злых духов. Существует множество примет и поверий, связанных с этим днем. Например: Если при раскрашивании вы заметили, что треснула скорлупа — это предвещает беду.
А на следующий день хозяйки накрывают стол, но важно помнить, что Великий пост ещё продолжается, а потому нельзя есть мясо, молочные продукты и яйца, но разрешается рыба. Традиционными угощениями являются овощные салаты, каши, а также постные запеканки, пироги, супы, голубцы с добавлением грибов. На десерт: фрукты, варенье, мармелад, горький шоколад, печенье, пряники и зефир без добавления молока и яиц. Седьмая неделя — Страстная седмица. Посвящена памяти о последних днях земной жизни Иисуса Христа, его страданиях и боли, которые были перенесены во спасение людей. Пост в эту неделю считается самым строгим. В Великий четверг, называемый ещё Чистым, люди проводят уборку дома и во дворе, готовятся к празднику. Великая пятница — самый скорбный для христиан день, именно в пятницу произошло распятие и смерть Христа. Верующие соблюдают строгий пост, можно есть только хлеб и пить воду. Категорически запрещено в Страстную пятницу веселиться и работать.
Следующий день — Красильная суббота, хозяйки красят яйца и пекут куличи, готовят блюда, а в храмах проходит освещение творожной пасхи, яиц и куличей. Особым событием этого дня считается ежегодное чудесное схождение Благодатного огня в пещере Гроба Господня в Иерусалиме. Наконец, в воскресенье, 24 апреля в этом году, празднуется Пасха.
Пасха-2023: традиции, что нужно сделать, а что категорически запрещено
Евреи принимают на себя и на своё потомство ответственность за смерть Господа. Спаситель с крестом идёт к Голгофе. Распятие Господа в 12 часов дня. Тьма на всей земле с 12 до 3 часов. В 3 часа — крестная смерть Иисуса Христа. Воин пронзает копьём ребро Спасителя. Иосиф снимает тело Христа и обёртывает его в плащаницу. Погребение Спасителя в пещере.
В Великую пятницу литургии не бывает, т. На вечерне священнослужители поднимают плащаницу т. Это совершается в воспоминание снятия с креста тела Христа и погребения его. В этот день обязательно надо прийти к Святой плащанице всей семьёй, с детьми и внуками, приложить даже самых маленьких к этой святыне. И в молитве возблагодарить Спасителя, принявшего на себя грехи всего рода человеческого, а значит, и каждого из нас! Великая суббота — день воспоминания пребывания тела Господа Иисуса Христа во гробе, где оно было положено снявшими Спасителя с Креста, Иосифом и Никодимом. Получение благодатного огня с древних времён до наших дней Иерусалимским Патриархом при огромном стечении верующих является одним из зримых свидетельств истинности христианской веры и евангельской истории.
Для верующих день Великой субботы — это время приготовления к встрече величайшего праздника Светлого Христова Воскресения. Обычно в этот день после утреннего богослужения в храмах начинается освящение пасхальных куличей, пасох и яиц для разговления в день Пасхи. Обычно освящение совершается так: верующие ставят свои приношения уложенные в сумку, тарелку или небольшую корзинку на особом столике в храме, вставив в кулич зажигаемую перед началом освящения свечу. Священник читает особую молитву и окропляет приношения святой водой. В полночь при пении стихиры «Воскресение Твое, Христе Спасе» совершается крестный ход вокруг храма. Затем при затворённых дверях начинается пасхальная утреня, и наконец духовенство и молящиеся заходят в храм. Радостные возгласы: «Христос воскресе!
Царские врата главного алтаря будут открыты в продолжение всей следующей недели, в память того, что когда Господь воскрес — солнце не заходило целую неделю, равно как и небо отворено будет ещё семь дней. Вот как о Пасхе сказал преподобный Феодор Студит: «Почему же мы с таким нетерпением ждём Пасхи, которая приходит и уходит? Не праздновали ли мы её множество раз и раньше? И эта придёт и уйдёт — в настоящем веке нет ничего постоянного, но дни наши проходят как тень, и жизнь бежит подобно тому, как скачет гонец. И так до тех пор, пока мы не достигнем конца настоящей жизни. Что же, — спросит кто-нибудь, — не нужно радоваться Пасхе?
Можно сказать, что символика иудейской Пасхи реализовалась на Пасхе Христовой. Наиболее важные черты этой прообразовательной связи — следующие: как посредством крови пасхального агнца евреи спаслись от поражающего действия ангела-губителя Исх.
Как вычисляется дата Пасхи? Почему она празднуется в разные дни? Согласно иудейской религиозной традиции, во времена Ветхого Завета Пасха Господня праздновалась ежегодно 14-го числа месяца Нисана Лев. В этот день происходило заклание пасхальных жертвенных агнцев Исх. Из Евангельского повествования следует убедительно, что дата Крестных Страданий и смерти Мессии хронологически соответствовала времени наступления иудейской Пасхи Ин. Несмотря на то, что Христос вкушал пасху с апостолами в четверг, а Распяли Его только на следующий день, утверждается, что Он, как Новозаветный Агнец 1Пет. Годовой религиозно-праздничный цикл иудеев, со времени Моисея, был привязан не к солнечному календарю, насчитывающему, в среднем, 365,25 суток по юлианскому календарю , но к лунному. Продолжительность лунного года составляет около 354 суток.
Таким образом, он короче солнечного приблизительно на 11 дней. В силу этого обстоятельства в разные годы одни и те же фазы луны выпадают на разные числа месяцев, привязанных к солнечному календарю. Вот почему иудейская Пасха, отмечаемая по лунному календарю всегда в один и тот же день месяца Нисана, по солнечному исчислению с каждым годом перешагивает с одного числа на другое. В первые времена существования христианства относительно дня празднования Пасхи единогласия не было. Показательно, что определенное согласие в этом вопросе установилось только к концу IV века; этому моменту предшествовало 3 периода так называемых «пасхальных споров». Малоазийские Церкви праздновали Пасху Христову 14-го Нисана, в один день с иудейской. Пик разногласий пришелся на конец II века, когда Папа Римский Виктор в ультимативной форме потребовал от христиан Малой Азии принять римскую практику. Вскоре малоазийская практика почти исчезла.
Однако христиане всей остальной территории Римской империи к IV веку уже совершенно обособились от иудейства, так что они Пасху праздновали после дня весеннего равноденствия. В результате дискуссии на I Вселенском Соборе было принято решение: Пасху праздновать в воскресный день после того полнолуния, которое будет следовать за днем весеннего равноденствия. Епископы, придерживавшиеся сирийской практики, уступили и приняли практику Рима и Александрии. Причина различий состояла в следующих двух нюансах: 1 в Александрии днем весеннего равноденствия считали 21 марта, в Риме — 18 марта; 2 самая ранняя Пасха в Александрии приходилась на 15-й день луны, в Риме — на 16-й день. Последнее означает, что если пасхальное полнолуние случалось в субботу, то в Александрии завтрашний день уже был Пасхой, тогда как в Риме Пасху праздновали в следующее воскресенье. В результате в 387 году Рим отпраздновал Пасху 21 марта, тогда как Александрия — 25 апреля; разница составила пять недель. Этот факт произвел впечатление на современников; в следующем V веке каждый раз, когда даты Пасхи отличались существенно, Рим и Александрия предварительно обсуждали данную проблему. В самом Риме были предприняты шаги к согласованию пасхалии; окончательно же проблема была решена в 525 году, когда римский аббат Дионисий Малый известен тем, что фактически ввел хронологию от Рождества Христова взял за основу александрийскую пасхалию и по ней составил новую римскую пасхалию.
Итак, в отношении даты Пасхи действует принцип, сформулированный на I Вселенском Соборе: Пасху праздновать в воскресный день после того полнолуния, которое будет следовать за днем весеннего равноденствия. Частные следствия примеры применения этого правила таковы. Если мартовское полнолуние наступает раньше дня весеннего равноденствия 21 марта , пасхальным полнолунием считается уже на мартовское, но апрельское. Если оно выпадает, к примеру на воскресенье 18 апреля, то Пасха переносится на следующее воскресенье — 25 апреля. Это самая поздняя дата празднования Пасхи. Самым же ранним днём является 22 марта. Это случается, когда мартовское полнолуние выпадает на субботу 21 марта. Где находились святые и праведники до Воскресения Христова — в Раю или в аду?
Как известно, пока первозданные люди хранили невинность и нравственную чистоту, местом их пребывания был особый благоустроенный Сад — Рай Быт. Однако, злоупотребив своими природными совершенствами и своей свободой, они нарушили заповедь Божью, подверглись тленности, сделались смертными и были изгнаны из обители прочь Быт. С тех пор и вплоть до совершения Искупления Господом Иисусом Христом, все люди, умирая, сходили душами в ад. Путь в Царство Небесное был для человека закрыт. В ад попадали как грешники, так и праведники Быт. Другое дело, что степень испытываемых мук и местa заточения душ, в зависимости от степени их греховности или праведности, были различными Иез. Из притчи о богатом и Лазаре известно, что в аду существовала особая область — лоно Авраамово Лк. В эту область попадали души тех ветхозаветных людей, кто особенно угодили Господу верой и добродетелями.
Насколько контрастным было отличие их состояния от состояния грешников, видим из содержания той же притчи Лк. Иногда понятие «лоно Авраамово» относят и к Царству Небесному. А, например, в иконографии Страшного Суда образ «лона…» используется в качестве одного из наиболее распространённых и значимых символов Райских жилищ. Но это, конечно, не значит, что и до сокрушения Спасителем адовых врат праведники пребывали в Раю победа Христа над адом состоялась после Его Крестных Страданий и смерти, когда Он, пребывая телом во гробе, Душой сошёл в преисподние места земли Еф. Хотя праведники и не испытывали тех тягчайших страданий и мук, что испытывали лютые злодеи, однако они не были причастны и тому неописуемому блаженству, какое стали испытывать по освобождении из ада и возведении в Славные Небесные селения. Можно сказать, что в каком-то смысле лоно Авраама служило прообразом Рая. Отсюда и традиция употреблять этот образ в отношении Небесного Рая, отверстого Христом.
Бога не видел никто никогда; Единородный Сын, сущий в недре Отчем, Он явил. Христос восстал из мертвых; восстаньте с Ним и вы; Христос во славе Своей, — восходите и вы; Христос из гроба, — освобождайтесь из уз греха; отверзаются врата ада, истребляется смерть, отлагается ветхий Адам, совершается новый. Пасха, Господня Пасха! И еще скажу в честь Троицы: Пасха! Она у нас праздников праздник и торжество торжеств; столько превосходит все торжества, даже Христовы и в честь Христа совершаемые, сколько солнце превосходит звезды. Святой Григорий Богослов Сего дня Воскресением Христовым открыта преисподняя, земля обновляется крещением оглашенных, небо отверзается Духом Святым. Открытая преисподняя возвращает мертвых, обновленная земля произращает воскрешаемых, отверстое небо приемлет восходящих. Преисподняя возвращает узников к горнему, земля шлет погребенных на небо, небо им восприятых представляет Господу. Святой Амвросий Медиоланский Мудрость изрекла, что в день веселия забывают о бедствии. Настоящий день заставляет нас забыть первый, произнесенный на нас приговор. Тогда мы ниспали с неба на землю: ныне Небесный соделал и нас небесными. Тогда чрез грех воцарилась смерть: ныне жизнь опять получила владычество чрез правду. Тогда один отверз вход смерти: и ныне единым же вводится снова жизнь. Тогда чрез смерть мы отпали от жизни: ныне жизнию упраздняется смерть. Тогда от стыда крылись под смоковницею: ныне со славою приблизились к древу жизни. Тогда за преслушание изгнаны были из рая: ныне за веру вводимся в рай. Что же после сего нам должно делать? Что иное, как не взыграть подобно громам и холмам, о коих возвещал пророк, говоря: горы взыграстеся яко овни, и холми яко агнцы овчии. Итак, приидите, возвеселимся о Господе! Он сокрушил силу врага и водрузил для нас победное знамение креста, поразив противника. Воскликнем гласом радости, каким обыкновенно восклицают победители над трупами побежденных. Святой Григорий Нисский Вот наступил для нас вожделенный, спасительный праздник, день воскресения Господа нашего Иисуса Христа. Это праздник есть залог мира, источник примирения, истребления врагов, разрушение смерти, погибель диавола. Сегодня люди соединились с Ангелами, и обложенные плотию, вкупе с безплотными Силами, возносят хвалебные песни Богу. Сегодня Господь сокрушил врата ада и само лицо смерти истребил. Но что я говорю, лицо смерти? Даже само имя смерти изменил: она теперь называется уже не смертью, но успокоением и сном. Святитель Иоанн Златоуст Пасха — праздник всемирный и величайший… Ибо Воскресение Христово коренным образом изменило и землю, и ад, и Небо… На землю Воскресший Господь послал Духа Святого и освятил на земле Христову Церковь — столп и утверждение Истины, которая будет на земле до скончания века, и врата ада не одолеют ее… Во ад сошла душа Господа по Его смерти, сокрушила ад и воскресла… На небо взошел Воскресший Христос и основал там Церковь, в которую вошли и продолжают входить души всех праведников… Церковь соединила Небо и землю. У нас одна Церковь — земная и Небесная. Все сделал для нас Господь, не будем же предателями и убийцами самих себя.
Разбираемся вместе с Tomsk. Вербное воскресенье Исторически этот день связан с входом Иисуса Христа в Иерусалим. Жители города бросали ему под ноги пальмовые ветви, которые стали символом праздника. В странах с холодным климатом, в том числе в России, их заменили на вербы. Верба — она же ива, тальник — распускается весной одной из первых. Рвут вербу за 2-3 дня до праздника и ставят в вазу с водой, чтобы сохранить свежесть веточек. Их освящали в церкви и хранили в качестве оберега до следующего года. Ветки нельзя было выбрасывать, их следовало пустить по реке, отнести в церковь или закопать. В этот день нельзя ссориться, сквернословить, заниматься тяжелым физическим трудом и играть свадьбы. Еще одно поверье говорит, что в Вербное воскресенье нельзя расчесывать волосы. Хорошая погода в этот день сулит богатый урожай. Ветрено — к прохладному лету, ударил мороз — к урожаю пшеницы. Насколько эти приметы актуальны для Сибири в условиях глобального потепления климата — большой вопрос.
Пасха. История и традиции главного праздника христиан
Что такое Пасха и почему этот праздник отмечают 40 дней? Вот почему празднование Пасхи — «праздник праздников», прославляющий победу добра над злом, жизни над смертью, света над тьмой. История праздника Пасхи в нашей стране началась в конце 9 века с приходом христианства из Византии и крещением населения Руси. Пасха — главный праздник христианского мира. Праздник Пасхи, Воскресения Христова, — самый главный, самый долгожданный день в церковном календаре.
Пасха — это главный праздник христиан
Праздник Светлого Христова Воскресения (Пасха) — главное событие года для православных христиан и самый большой православный праздник. Рассказываем все о Пасхе в 2023 году: какого числа отмечается православная Пасха, в чем суть праздника, какие есть пасхальные рецепты и как украсить пасхальное яйцо. Со времен Крещения Руси Пасха, или Светлое Христово Воскресение, воцарилась в плеяде основных церковных праздников.
Пасха. История и традиции главного праздника христиан
Праздник Светлой Пасхи: традиции, обычаи и история | Самый главный праздник в православном церковном календаре – это Светлое Христово Воскресенье, называемое также Пасхой. |
Праздник весны, обновления, возрождения: православные отмечают Пасху // Новости НТВ | Традиции праздничного дня говорят о том, что в Пасху нельзя грустить, унывать. |
Пасха. Светлое Христово Воскресение / | Празднование Пасхи в 2024 году: суть праздника, история возникновения и значение для православных. |
Пасха. Светлое Христово Воскресение | Самый главный праздник в православном церковном календаре – это Светлое Христово Воскресенье, называемое также Пасхой. |
Как празднуют Пасху в России: традиции и приметы
Традиции гласят, что на Пасху и до праздника Вознесения христиане приветствуют друг друга словами «Христос воскрес!». Церковное празднование Пасхи продолжается 40 дней в православии[2] и 50 дней в католицизме[13]. В тот момент, когда патриарх говорил о значении праздника Пасхи для всех верующих, в Москву уже доставили частицу Благодатного огня из Иерусалима. Традиции праздничного дня говорят о том, что в Пасху нельзя грустить, унывать.